Государственный суверенитет: что это такое, описание и особенности

Разновидности государственного суверенитета России

Государственный суверенитет Российской Федерации и его виды

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Определение 1

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Понятие народного суверенитета, в толкование которого был вложен собственный талант французского философы Ж.Ж.Руссо (1712-1778), сформировалось в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти с целью утверждение прав так именуемого «третьего» сословия, то есть буржуазии.

Суть основной идеи теории народного суверенитета заключалась в том, что государственная власть обладала определенным источником, который в свою очередь, представлял, ни волю властителя, то есть не императора и даже не короля, а волю народа. По мнению Ж.Ж.Руссо, суверенитет должен всегда принадлежать народу. К тому же, суверенитет не должен находиться под ограничениями каких-либо законов.

Таким образом, сформулированное толкование народного суверенитета наполнило новейшим, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Все это положило огромный шаг в понимании природы государственности и поисках путей ее демократической реорганизации.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс.

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством. Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Формы и принципы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет содержит определенные принципы, которые выступают, как основополагающие и представлены:

  • единством и неделимостью территории;
  • неприкосновенность территориальных границ;
  • невмешательством во внутренние дела.

Замечание 4

Если же границы данного государства подвергаются нарушению, каким бы то ни было иностранным государством или внешней силой, или же они заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Среди форм государственного суверенитета выделяют такие, как формальная и ограниченная.

Каждая из форм обладает определенными нюансами, которые характеризуют именно ее.

Формальный суверенитет государства – это такая форма суверенитета, при которой данный суверенитет юридически и политически быть провозглашен, а фактическим образом не реализуется по причине распространения на него воздействия иных государств. То есть, другими словами, такой суверенитет не осуществляется, из-за присутствия влияния иных государств.

Ограничение суверенитета может быть как принудительное, так и добровольное.

Например, принудительное ограничение может быть по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств, которые являются победителями в данной войне.

Добровольное ограничение суверенитета может допустить самостоятельно государство, согласно взаимной договоренности с иными государствами, например, чтобы достигнуть определенные общие для всех цели.

Добровольного ограничение суверенитета происходит тогда, когда формируется объединение государств в федерацию и передается ей часть суверенных прав.

Государственный суверенитет характеризуется такими качествами как неотчуждаемость и неделимость, а также связью с государством и волей людей, объединенных в него.

Важно отметить, что любое государство, каким бы оно ни было, унитарным или федеративным, имеет один и единственный государственный суверенитет, формирование которого происходит через волю составляющего его народа, то есть населения и граждан, и осуществляется путем механизма соответствующей государственной власти.

Помимо этого, у внутригосударственных образований не государственного суверенитета. Конституцией Российской Федерации провозглашается только «суверенитет Российской Федерации», который «распространяется на всю ее территорию».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».

Читайте также:
Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:

  • верховенством Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации. Подобные положения содержатся в части 1 статьи 15, в части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации;
  • территориальной целостность и неприкосновенностью границ государства. Положения касаемо данного вопроса рассмотрены в части 3 статьи 4 Конституции российской Федерации;
  • правом защиты собственного суверенитета во внутренних и внешних делах государства. Подобные положения и информация по данному вопросу находится в статье 56, пункте «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • едиными вооруженными силами государства. Ознакомиться с положениями можно в пункте «м» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • единством экономического пространства, единым финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Касаемо данных положений был сформирован пункт «ж» в части 1 статьи 71, а также части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации.
  • исключительным правом на внешнеполитическую и международную договорную деятельность, о чем говорит пункт «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • управлением федеральной государственной собственностью, регулированием важнейшими отраслями народного хозяйства и стратегическими природными ресурсами, что указано в пункте «д» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Принцип суверенитета государственной власти

Что такое государственный суверенитет

Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.

Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:

  • разнообразие;
  • исключительная компетенция;
  • принятые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения государства;
  • средства влияния, которыми не располагает никакое другое правительство.

Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Теории суверенитета

Французский политик и философ Жан Боден (1530-1596) впервые в истории политической и правовой мысли разработал и широко обосновал концепцию «суверенитета» как важнейшего признака государства: «Суверенитет абсолютной и устойчивой власти государства. Абсолютная власть над гражданами и объектами, не связанными никаким законом».

Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.

Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.

Боден был чрезвычайно важен для формирования страны. Он отвергает широкое разделение государственных форм на хорошие и плохие, поскольку отражает лишь субъективную оценку существующих стран. Сторонники власти одного человека называют ее «монархией», противники «тиранией». Представители власти меньшинства называют ее «аристократией», недовольные ею — «олигархией» и т.д. В то время как Боден дает объяснение — суть дела заключается только в том, кто обладает суверенитетом, реальной властью: один или большинство.

Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.

Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.

Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.

Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:

  • основанную на неравенстве;
  • основанную на равенстве стран, входящих в союз.

Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.

2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.

3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.

Исторические факты про государственный суверенитет

Термин «суверенитет» происходит от латинского слова «superus» – высший, который, как подчеркивается в литературе, имеет много значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.

Читайте также:
Административный суд: что это такое, описание и особенности

А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.

Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.

Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.

Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.

В работе «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли теоретически обосновывает абсолютную власть государства. В целях усиления реализации государственных интересов он наделяет его высшей, суверенной государственной властью.

Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.

Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:

  • доминирование;
  • единство;
  • независимость.

Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:

  1. Внутренний суверенитет — это единство всех видов деятельности и всех государственных органов.
  2. Внешний суверенитет — это единство и независимость государств во внешних отношениях.

Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.

Основополагающие принципы государственного суверенитета

Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.

Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.

Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).

Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.

Главные основы государственного суверенитета

Основы государственного суверенитета:

  1. Существенной основой суверенитета страны является способность владеть территорией, определенным культурным наследием и имуществом.
  2. Политико-правовая основа суверенитета страны заключается в развитии и стабильности государственности, проектировании структуры власти.
  3. Признание суверенитета государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), основными документами международного права.

Примечание 7

Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.

Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.

Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.

Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.

Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.

Читайте также:
Дисциплинарное взыскание: что это такое, описание и особенности

Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций

Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти – характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы;

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти – один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

– в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

– в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

– в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитетатесносвязано спонятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Читайте также:
Антимонопольное законодательство: что это такое, описание и особенности

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Вывод: Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Суверенитет – понятие, виды и значение для государства

Значение термина

Суверенитет — понятие общественно-политическое, которое подразумевает единовластие внутри страны и неограниченность её действий во внешней политике. Внутренняя независимость проявляется следующими признаками:

  • власть имеет право действовать от имени всех жителей государства;
  • все общественные объединения, группы, социальные слои подчиняются решениям правительства;
  • гражданские, общественные права и обязанности регулируются законодательными актами, которые издаёт государство;
  • верховная государственная власть обладает исключительными полномочиями устанавливать чрезвычайное положение, привлекать к разрешению любых конфликтов полицию, армию.

Федеральные законы и конституция являются главными законодательными актами на территории страны. С правовой точки зрения, это считается важнейшим проявлением превосходства государственной власти, которая их принимает. В независимости внешней политики и экономики ещё больше определяется суверенитет государства. Во внешнеполитических отношениях самостоятельность страны проявляется тем, что:

  1. Её признают свободным субъектом все стороны, участвующие в международных отношениях. При этом у самопровозглашённых республик внешняя независимость не признаётся.
  2. Отдельно взятая держава не подчиняется диктатуре. Во внешней политике имеет полную самостоятельность в принятии и осуществлении решений.
  3. Страна не позволяет никому диктовать своё мнение, принимать участие во внутренней политике, которую она проводит.

Но с развитием глобализации, по мнению современных политологов, внешний суверенитет всё больше ограничивается. Действия стран контролируются пунктами международного права, они делегируют часть полномочий межгосударственным структурам, сплачиваются для урегулирования глобальных проблем.

Важность свободы выбора

Независимость в определении стратегии своего развития, выстраивании связей с населением, а также другими участниками международных отношений, означает государственный суверенитет. Это определение подтверждает свободное право выбора:

  • формы государственного устройства;
  • организации органов власти;
  • структуры местного самоуправления;
  • системы управления финансами;
  • границ суверенитета (территориальных, юридических).

Неотъемлемые свойства суверенной республики: контроль обеспечения порядка, соблюдения законов внутри страны, защита территории в случае угрозы вторжения извне. К решению этих задач привлекаются силовые структуры — армия, полиция. Верховная власть вправе препятствовать инициативе отдельных частей, республик, регионов отделиться. Такие стремления приводят к потере территориальной целостности, определённой Конституцией.

Так, в 1988 году в СССР начался процесс по отделению республик, в результате которого распался Советский союз, и появилась Российская Федерация. Но независимость власти вовсе не означает бесконтрольность. Верховная власть ограничивается законами и положениями Конституции. Например, согласно ст. 3 ч. 1 Конституции, носителем суверенитета в РФ считается народ.

Определение понятия в разное время

Понятие пришло из французского языка, означает оно возможность и готовность к неограниченной власти над государством. Сувереном назывался король, власть которого была абсолютной, ничем не ущемлённой. Способствовало появлению этого понятия наличие следующих причин:

  • отсутствие централизованности власти, раздробленность государств, которая мешала развитию экономики;
  • приоритет церковной власти над светской;
  • воля правителей ограничивалась совещательными органами, которые создавались влиятельными феодалами.
Читайте также:
Банковский кредит: что это такое, описание и особенности

Эти тенденции тормозили общегосударственное развитие, что привело к естественной смене формы правления. Общие направления политики европейских стран в XIV—XVI вв. :

  • признание короля суверенным правителем;
  • наделение его верховной властью на территории страны;
  • отделение государства от церкви.

Жан Боден ещё в XVI веке озвучил, что означает государственный суверенитет. Юрист из Франции сформулировал его как абсолютную монархическую власть, действующую без перерыва на территориях, подчинённых королю. Первый раз термин использовали при подписании Вестфальских соглашений, которыми окончилась Тридцатилетняя война. С того времени слово используется для обозначения самостоятельности конкретных территорий в делах внешних и внутренних.

Чтобы понять значение государственного суверенитета, учёные XVII века исследовали причины его появления. Томас Гоббс первым их сформулировал. Английский философ пришёл к выводу, что для общества с начала его существования естественной была анархия, когда власть отсутствует в принципе. В этом случае каждый может начать воевать против любого. Для пресечения беспорядков общество заключило гражданский договор. За его соблюдением призвана следить верховная власть, которая судит, карает нарушителей, оберегает границы от нападения извне.

В XIX веке Карл Шмит переосмыслил идею внутреннего верховенства. Этот немецкий юрист был несогласен с теорией Гоббса. Он считал признаками полноты единовластия право устанавливать чрезвычайное положение, упразднять принятые законы, если необходимо — игнорировать их. Политологи до сих пор используют именно это определение.

Суверенитет в современной политике

Неолиберальная трактовка термина получила в общественных науках наибольшее распространение. Согласно ему существует три вида суверенитета:

  1. Государственный — выражается в праве, не подчиняясь воле третьих лиц, осуществлять законодательную, судебную, исполнительную власть в пределах территориальных границ, а также самостоятельно выстраивать внешнюю политику. Страна, которая зависит от решений извне, не имеет внешней и внутренней самостоятельности, является колонией. Неолибералы считают, что суверенность не требует доказательств, официального подтверждения, являясь понятием объективным. Вся система власти выстраивается на этом фундаменте.
  2. Национальный — право любой народности на самоидентификацию. Каждая нация, если посчитает необходимым, может создать собственное государство. Этим подтверждается её политическая независимость в выборе организационно-правовой формы и вида взаимодействия с другими нациями. Но такая независимость изначально характерна не любой нации, а диктуется формой устройства общества. Национальная независимость отражает демократические принципы, которые воплощаются в зависимости от уровня развития нации, осознания ей своих приоритетов. Это является отправной точкой становления государственной власти.
  3. Народный — подразумевает право каждого жителя участвовать в принятии законов, влиять на политический курс страны. Кратко — это верховенство народа. Народная власть выражается двумя способами. Выборы, роспуск местных или федеральных парламентов — императивный. Инициация публичных слушаний, общественных обращений в госслужбы — консультационный. Народный суверенитет противоположен монархическому. Король не является частью народа, он отдельная личность, обладающая тоталитарной государственной властью. А суверенитет народа означает, что власть правительства основывается на выражении воли населения, гарантия которой — честные выборы.

В 2000 году была организована комиссия ООН, которая рассматривала вопросы государственного суверенитета. Организация в своём докладе подчеркнула, что страны имеют не только право невмешательства во внутренние дела, но и обязаны защищать людей, которые проживают на её территории. В случае невозможности обеспечения такой защиты международное сообщество берёт на себя эту ответственность.

Независимость и международное право

Представление, что суверенитет даёт неограниченную власть внутри страны, не совсем верно. Нормы международного права действуют на территории всех демократических государств. То есть, существуют правовые документы, принятые вне страны, которым она подчиняется.

Например, в России Верховный и Конституционный суд — высшие судебные органы. Но во Франции (Страсбург) находится Европейский суд, который рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека. Его вердикты основаны на Конвенции по правам человека. Этот документ признан в большинстве стран. Решение российского суда будет отменено, если Страсбург выяснит, что при ведении дела была нарушена Конвенция.

Это не означает ограничение суверенитета для РФ. Страна добровольно приняла международные соглашения, которые дают право интернациональному суду отменять судебные решения в России. Россия может в любое время односторонне покинуть договор, пренебрегая решениями Страсбурга. Проведение внешней политики иногда подразумевает добровольное подчинение.

Также существует абсолютный и ограниченный суверенитет государства. Ограничить независимость можно добровольно и принудительно. Добровольное ущемление возможно для приобретения общих с другими государствами выгод. Это решение глобальных вопросов, создание международных организаций. В этом случае достигаются взаимные договорённости между странами. Принудительно независимость ограничивается у колониальных или побеждённых в войне государств.

Последствия потери самостоятельности

В истории можно найти много примеров разделения власти. В России так называемый период двоевластия был в 1917 году. Ещё до Октябрьской революции Николай II отрёкся от престола, в результате партия В. И. Ленина стала правящей. Первая мировая война внесла дополнительный хаос. Безвластие в тот период привело к большим проблемам. Это кризис с продовольствием, беспорядок в армии, забастовки рабочих и множество других бед. Борьба двух систем власти в итоге спровоцировала Гражданскую войну, кровопролитие которой сравнимо с мировой войной.

Читайте также:
Иммунитет бюджетов: что это такое, описание и особенности

Отсутствие государственной независимости, невозможность её отстоять, негативно влияет на население страны. В таком положении оказалась Россия в 90-е годы. После распада Советского союза она пошла по пути либерализации. В результате пострадал внутренний суверенитет. Проводимые реформы должны были привести к тому, чтобы власть принимала участие только во внешней политике, представляя общественные интересы. Внутренняя политика того времени была направлена на пресечение любых проявлений государственности.

Это привело к катастрофе: расстроенная экономика, нехватка продовольствия, небоеспособность армии, некомпетентные правоохранительные органы, разрушенная система образования. Это лишь часть проблем, которые сотрясали страну в конце прошлого столетия.

Чтобы избежать подобного хаоса, государству необходимо в любой ситуации сохранять внутренний и внешний суверенитет.

Только при условии сохранения и укрепления государственного суверенитета можно исключить внешнее воздействие. А также добиться того, чтобы каждый житель мог влиять на будущее своей страны.

Суверенитет – это… Что такое внутренний и внешний суверенитет власти РФ

Что такое государственный суверенитет

Суверенитет – это независимость государства на международной арене и верховенство во внутренних делах. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Согласно Конституции РФ, носитель и источник суверенитета государственной власти в России – народ.

Государственный суверенитет – синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ – источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).

Слово происходит от французского souveraineté – верховенство, господство. Понятие появилось в XVI веке и первоначально означало верховную власть монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Что такое внутренний и внешний суверенитет

Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, на ее территории.

У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.

Внешний суверенитет – это независимость в международных делах, самостоятельная внешняя политика. Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.

Признаки государственного суверенитета

Признаки внутреннего суверенитета:

Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.

Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.

Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.

Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.

Признаки внешнего суверенитета:

Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.

Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Чем ограничен суверенитет государства

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен, в частности, в Уставе ООН.

На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.

На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.

В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.

Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете

12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 – против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.

12 июня в России – государственный праздник и нерабочий день. Сегодня он называется День России. До 2002 года – День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России

Один из принципов конституционного строя РФ и основа организации государственной власти – суверенитет народа.

Читайте также:
Дипломатическая аудиенция: что это такое, описание и особенности

Российский народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. Это значит, что власть обязана руководствоваться волей и интересами народа, а народ – реально участвовать в управлении обществом и государством.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Характеристика суверенитета РФ

Каждое государство, обозначенное на современной политической карте мира, обладает своими особенностями, характеризующие различные сферы его жизни. Однако существуют общие свойства, которые характеризуют не столько это данное конкретное государство, сколько государство в идеальном смысле, как политико–правовую категорию. Как правило, отсутствие данных признаком ставит под сомнение существование государства как такового. Одним из основных и основополагающих признаков государства является суверенитет. Государственный суверенитет формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии со временем. Периоды развития государственности практически все связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно – правовой категории всегда сопровождался усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Что такое государственный суверенитет?

Суверенитет, с момента своего появления обрел множество определений, но ни одно из них нельзя назвать универсальным. Он становился спором не только в кабинетах ученых, но и на практике. Несмотря на то, что суверенитет на протяжении многих веков разрабатывался как научная категория, о нем до сих пор нет единого представления. Это порождает не только научную неопределенность, но и нестабильность мировой политической системы. Также одной из причин отсутствия четкого понятия суверенитета является то, что исследователи не учитывают политико–правовую характеристику суверенитета. Одни авторы говорят о суверенитете как о правовом феномене, другие как о политическом. Однако ни один из подходов не является верным, так как нельзя говорить о форме (юридическом суверенитете) без учета содержания (политической составляющей) и наоборот. Эти обстоятельства вызывают необходимость выработать единое понимание государственного суверенитета.

Под государственным суверенитетом обычно понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве, и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства.

Виды государственного суверенитета

У России же государственный суверенитет существует на протяжении всей истории, однако в различные периоды развития изменялись и его разновидности. Поэтому из анализа государственно–властных отношений в отдельные периоды истории России можно выделить следующие типы государственного суверенитета:

  1. Военно–феодальный тип (9–12 вв.)
  2. Раздробленный суверенитет (12–15 вв.)
  3. Феодально–монархический тип (вторая половина 14 – первая половина 16 в.)
  4. Аристократический тип (середина 16– середина 17 в.)
  5. Абсолютистский тип (вторая половина 17– 19 в.)
  6. Буржуазно–монархический тип (начало 20 в.– февраль 1917 г.)
  7. Буржуазно–демократический тип (март–октябрь 1917 г.)
  8. Советский тип (1918–1991 гг.)
  9. Либерально–бюрократический тип (с 1991 г.)

Современная Россия как государство берет свое начало после провозглашения суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года. В основу суверенитета легла Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22–1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В Декларации провозглашалось, что РСФСР есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ; государственный суверенитет провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком и т.д.. Положения данного правового документа были положены и в Конституцию Российской Федерации. С этого момента суверенитет России приобрел свое новое качественное состояние. Суверенитет обладал как юридической, так и политической стороной.

Политический суверенитет

Политический суверенитет означает реальную обеспеченность политической власти, господствующей в границах определенного государства, материальными и идеальными ресурсами, что позволяет самостоятельно формировать свою волю и выражать ее в правовых нормах. Источником политического суверенитета можно считать то, что послужило причиной установления политической власти и образования государства на данной территории. В итоге к носителям политического суверенитета можно отнести относительно обособленную часть народа, объединенную экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующими общие цели и задачи. Члены политической силы имеют также возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.

Юридический суверенитет

Юридический суверенитет в свою очередь означает внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти. Юридический суверенитет берет свое начало в юридических документах. Источниками данного суверенитета могут служить: Конституция; акты о признании суверенитета другими государствами; декларации независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства. Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Они издают распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях. Однако носителем и источником юридического суверенитета выступает также многонациональный народ российской Федерации. Данное основание непосредственно закреплено в Конституции.

Читайте также:
Импульсивное действие: что это такое, описание и особенности

Особенности суверенитета современной РФ

Особенности суверенитета современной России обусловлены следующими факторами:

Недостаточно развита политическая система

Недостаточно развита политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют закрепленному конституционному порядку. В политико–правовой сущности суверенитета это приводит к разрыву формы и содержания суверенитета.

В рамках политической системы постоянно происходит борьба за власть среди партий. Результатом данной борьбы становится получение власти, определенной политической силы. Господствующая политическая власть, как правило, выражает интересы определенной группы лиц.

Федеральная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета Российской Федерации при конституционном определении республик в составе России в качестве государства

Россия по территориальному устройству является федеративным государством. Этот фактор определяет не только особенности государственного суверенитета, но и с возникающие отсюда проблемы, связанные с национальным характером республик, входящих в состав государства. После принятия Россией декларации о государственном суверенитете, вслед за ней свои декларации о государственном суверенитете стали принимать отдельные национальные республики. Однако в период 1990–х годов в России наблюдались сепаратистские настроения местной политической элиты, которая стремилась к обозначению самодостаточности, которое отразилось в законодательной основе суверенитета субъектов федерации. Впоследствии сепаратистские стремления в национальных республиках удалось сдержать путем компромиссов, экономических мер и политической воли.

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии. Согласно Конституции в ст.13 закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, так как в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. С политической стороны с формированием современной Россией к власти пришла новая политическая сила, интересы которой существенно отличались от интересов господствующего класса СССР. Как следствие марксистско–ленинское учение, выступавшее долгое время как идеология страны, было отвергнуто и заменено либерализмом. Либерализм пропагандировал политическое равенство людей, собственность и свободу, призывал к минимальному вмешательству государства в частную жизнь общества. Либерализм как учение призван стоять на защите интересов граждан, которые являются носителями суверенитета. Это фактор повлиял на незавершенность процесса формирования идеологии. В связи с этим новая идеология до сих пор находится на стадии развития.

В качестве идеологии в современной России разрабатывалась идея суверенной демократии. Широкого развития идеологи не получила так, как представляет собой симбиоз суверенитета и демократии и не имеет особого идеологического смысла. В настоящее время партия «Единая Россия» предлагает идеологию на либеральный консерватизм. Для ее продвижения создаются различные общественные организации. Работа в данном направлении была начата сравнительно недавно с 2015 года, поэтому говорить о результатах пока рано.

Таким образом, мы видим, что проблема суверенитета занимает значительное место, как с научной, так и практической точки зрения. Из выше сказанного видно, что суверенитет представляет собой политико–правовое явление. При этом политическая и юридическая сторона неразрывно взаимодействуют друг с другом. Поэтому нам необходимо привести следующее определение суверенитета. Государственный суверенитет – это необходимый признак государства, заключающийся в возможности носителя верховной власти самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений (политическое качество), имеющий реальное выражение в правовых нормах и системе органов власти (юридическая сторона). Для России суверенитет играл и продолжает играть немаловажную роль.

Как было сказано выше современная Россия берет свое начало после провозглашения суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, в основу которого легла Декларация о суверенитете государства. Позже положения Декларации были перенесены в новую Конституцию Российской Федерации. С этого момента суверенитет России приобрел свое новое качественное состояние. Суверенитет обладал как юридической, так и политической стороной. К важными факторами, определяющим политико–правовую значимость, относятся:

  1. Недостаточно развитая политическая система.
  2. Федеральная модель суверенитета.

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии. На данный момент действия верховной власти направлены на укрепление основ суверенитета, таких как национальная безопасность, социально– экономическое благополучие, национальная идея и т.д. План по укреплению суверенитета изложен в стратегиях, доктринах, концепциях.

Государственный советник: что это такое, описание и особенности

от 1 февраля 2005 г. N 113

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ

КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720,

от 16.11.2011 N 1504, от 30.09.2013 N 744, от 06.10.2020 N 616)

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее – федеральные гражданские служащие).

Читайте также:
Архивы дипломатические: что это такое, описание и особенности

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы):

Группы должностей гражданской службы

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 30.09.2013 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Читайте также:
Банковский кредит: что это такое, описание и особенности

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(п. 14 в ред. Указа Президента РФ от 16.11.2011 N 1504)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, – по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти – по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах – по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти – Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах – руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело федерального гражданского служащего и его трудовую книжку (при наличии). Информация о присвоении классного чина федеральному гражданскому служащему также вносится в сведения о его трудовой деятельности.

(п. 20 в ред. Указа Президента РФ от 06.10.2020 N 616)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, – не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока – на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. Федеральному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников первый классный чин гражданской службы, который должен быть присвоен федеральному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, ниже имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорского работника, то федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

(п. 22 в ред. Указа Президента РФ от 30.09.2013 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: