Градостроительный кодекс: что это такое, описание и особенности

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон (Россия)
«Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Номер: 190-ФЗ
Принятие: Государственной Думой 22 декабря 2004
Одобрение: Советом Федерации 24 декабря 2004
Подписание: Президентом РФ 29 декабря 2004
Вступление в силу: 30 декабря 2004
Первая публикация: «Российская газета», 2004 г., № 290, ст. 0
Действующая редакция: от 28 июля 2012

Документация

Градостроительный кодекс · Правила землепользования и застройки · Генеральный план · Проект планировки · Проект межевания · ГПЗУ

Основные инструменты градорегулирования

Типы градостроительных образований

ЗАТО · Соцгород · Академгородок · Рабочий посёлок · НЭР

Планировочные единицы

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — ГСК РФ 2004 г.) — кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории Российской Федерации.

Содержание

Предмет правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации

Предмет правового регулирования определяется ст. 4 ГСК РФ 2004 г.

1. Градостроительные отношения — отношения, связанные с градостроительной деятельностью, т.е. с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде: — территориального планирования, — градостроительного зонирования, — планировки территории, — инженерных изысканий, — архитектурно-строительного проектирования, — строительства объектов капитального строительства, — реконструкции объектов капитального строительства, — капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, — эксплуатации зданий, сооружений (такой вид будет включен в понятие градостроительной деятельности с 01.01.2013); 2. Отношения, связанные с: — принятием мер по обеспечению безопасности строительства, — предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, — ликвидации их последствий – при осуществлении градостроительной деятельности, если такие отношения не урегулированы специальными законами; 3. Прямо указанные в ГСК РФ 2004 г. отношения, связанные с: — приобретением статуса СРО, — прекращением статуса СРО, — определением правового положения СРО, — осуществлением деятельности СРО, — установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов, — применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам, — порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО; 4. Отношения, связанные с созданием искусственных земельных участков.

Предшествующие законы

  • Федеральный закон от 07.05.1998 № 73-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — ГСК РФ 1998 г.)
  • Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации»

Структура Градостроительного кодекса Российской Федерации

ГСК РФ 2004 г. (в ред. ФЗ от 06.12.2011 № 401-ФЗ) содержит 11 глав:

Глава 1. Общие положения Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности Глава 3. Территориальное планирование Глава 4. Градостроительное зонирование Глава 5. Планировка территории Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Содержание отдельных глав Градостроительного кодекса Российской Федерации

Территориальное планирование

Территориальное планирование (п. 2 ст. 1 ГСК РФ 2004 г. в ред. ФЗ от 20.03.2011 № 41-ФЗ) — планирование развития территорий, в том числе для:

  • установления функциональных зон,
  • определения планируемого размещения:
    • объектов федерального значения,
    • объектов регионального значения,
    • объектов местного значения.

Предыдущая редакция ГСК РФ 2004 г. определяла территориальное планирование как «планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий».

В соотв. с ч. 1 ст. 9 ГСК РФ 2004 г. территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Читайте также:
Банковская система: что это такое, описание и особенности

Ч. 1 ст. 9 ГСК РФ 2004 г. предусматривает следующие документы территориального планирования:

  • Схемы территориального планирования РФ;
  • Схемы территориального планирования субъектов РФ;
  • Схемы территориального планирования муниципальных образований:
    • Схемы территориального планирования муниципальных районов,
    • Генеральные планыгородских и сельских поселений,
    • Генеральные планыгородских округов.

С 1 сентября 2011 г. вступила в силу ст. 57.1 ГСК РФ 2004 г., предусматривающая создание Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, которая определяется как информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Градостроительное зонирование

Градостроительное зонирование (п. 6 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.) — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами ОМСУ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Планировка территории

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (п. 1 ст. 41 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (п. 1 ст. 42 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (п. 1 ст. 43 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п. 1 ст. 44 ГСК РФ 2004 г.).

Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений

С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.

Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.

Закон № 294-ФЗ

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали. Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Читайте также:
Бюджетные ассигнования: что это такое, описание и особенности

Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.

В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Закон № 283-ФЗ

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Красные линии

Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.

Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.

Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.

Градостроительное зонирование

Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК. К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

  • однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
  • однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.

Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.

Планирование территорий

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).

Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.

Читайте также:
Консолидированный долг: что это такое, описание и особенности

Комплексное и устойчивое развитие территорий

Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.

В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).

Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы. На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной. Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.

Что такое градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ)?

Какие нормы регулируются

Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.

Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:

    упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.

Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Навигация по странице:

  • Какие нормы регулируются
  • Задачи законодательства
  • Структура кодекса
  • Последовательность территориального планирования населённого пункта
  • Кто и как редактирует кодекс
  • Законы до нового ГК РФ

Рекомендации

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Навигация по странице:

  • Какие нормы регулируются
  • Задачи законодательства
  • Структура кодекса
  • Последовательность территориального планирования населённого пункта
  • Кто и как редактирует кодекс
  • Законы до нового ГК РФ

Рекомендации

Какие нормы регулируются

Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.

Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:

    упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.

Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.

Читайте также:
Отвечаю ли я за пожар в квартире, потому что я там прописана?

Задачи законодательства

Цель Градостроительного кодекса — отрегулировать отношения между государственными органами власти, юридическими и физическими лицами, которые непосредственно:

    связаны с проведением:

      изыскательных работ, проводимых инженерными службами; территориального планирования на федеральном и региональном уровнях; СМР и реконструкционных работ, а также капремонта; проектирования при проведении архитектурных работ; работ по планировке конкретных территорий; мероприятий, которые сделают безопасными проводимые СМР и позволят предотвратить возникновение на объектах чрезвычайных ситуаций; инженерных изысканий.

    касаются получения статуса саморегулируемой организации, её последующей деятельности, правового положения и порядка ликвидации; связаны с созданием и обустройством искусственных земельных наделов; касаются сбора информации и её обработки при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Структура кодекса

Последняя редакция ГрК РФ, кроме Общих положений, включает в себя восемь основных и две дополнительные главы. В них содержится информация, связанная с:

    определением полномочий структур федеральных, региональных и местных органов власти; планированием территорий, находящихся в ведомстве федеральных органов власти; проведением мероприятий по разбитию территории на зоны; планированием конкретного ЗУ; проведением строительно-монтажных или реконструкционных работ; деятельностью застройщика, подрядчика и других участников строительства в области градостроительного законодательства; определением ответственности за нарушение норм и правил, установленных градостроительным законодательством; использованием градостроительных норм в городах, получивших федеральный статус.

Последовательность территориального планирования населённого пункта

Для проведения территориального планирования любого населённого пункта необходимо пройти три основных этапа.

Создание проекта схем планирования территорий РФ и их утверждение

Схему планирования утверждает Правительство РФ. При этом учитывают проводимые инженерными службами изыскания, существующие регламенты в области СМР, используемые положения о планировании территорий различных уровней и другую документацию.

Перед утверждением проекты этих схем согласуют с заинтересованными госорганами с учётом использования норм статьи 12 ГрК РФ. После утверждения они в течение трёх дней направляются в территориальные или муниципальные органы власти, которые могут внести свои предложения и изменения.

Согласование проекта

В случае внесения изменений и правок проект согласуют с территориальными органами власти субъекта РФ. Для этого последний действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации отводит не более трёх месяцев.

Отсутствие отрицательной резолюции от территориального органа власти является положительным результатом. После этого схема направляется в местный нижестоящий территориальный орган власти. Его представители анализируют документы и в течение 30 дней готовят своё заключение. При отсутствии отрицательного решения считается, что муниципальный орган дал своё согласие на проект схемы планирования.

Обратите внимание!

Получив от местного органа власти соответствующее заключение, орган исполнительной власти соответствующего субъекта принимает окончательное положительное или отрицательное решение на составление схемы планирования конкретной территории.

Заключительный этап реализации согласованной схемы

После утверждения схемы в течение трёхмесячного срока она должна быть реализована путём подготовки соответствующего плана.

План реализации включает в себя:

    период времени, в течение которого будут подготовлены документы:

      по планированию участка, предназначенного для возведения строений; уточняющие границы ЗУ, предназначенных для строительства здания или сооружения;

    время для подготовки проекта СМР и сроки возведения здания (сооружения), получившего статус государственного; финансовое обоснование применяемой схемы перед началом проведения СМР или реконструкционных работ.

Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс

Капитальным называется строительство каких-либо объектов, требующих выполнения не только строительных, но и земельных работ. При капитальном строительстве создаются новые сооружения и реконструируются уже существующие объекты. Определение объектов капитального строительства дано в Градостроительном кодексе РФ, однако законодательное регулирование осуществляется не только данным документом, но и нормативными актами других отраслей права: гражданско-правовой, земельной, лесной.

Как говорится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объектами капитального строительства (ОКС) могут выступать здания, сооружения и другие объекты, строительные работы по которым не завершены.

Все эти объекты можно разделить на следующие виды:

  • здания жилого типа — здания, оборудованные необходимыми коммуникационными системами и состоящие и двух частей: наземной и подземной, предназначенные для проживания людей или размещения производственных мощностей;
  • помещения нежилого типа — помещения для временного пребывания людей: стадионы, мосты, ЛЭП и т. д.;
  • объекты незавершенного строительства — постройки, строительство которых приостановлено на определенный период.

Все эти объекты делятся на множество подгрупп и классифицируются по ключевым признакам.

Классификация объектов капитального строительства

Объекты КС делятся на следующие категории:

  • здания и сооружения, представляющие собой объекты коммуникаций – ЛЭП, скважины, трубопроводы и т. д.;
  • объекты незавершенного характера.

Кроме того, объекты КС различаются в зависимости от функциональности:

  • линейные — линии электропередач, мосты, дороги, железнодорожные пути, туннели и другие объекты, возведение которых сопряжено с проектированием и межеванием;
  • объекты производственного и промышленного назначений;
  • оборонительные сооружения и объекты, обеспечивающие безопасность;
  • непроизводственные объекты бытового, социального и культурного назначений.

Также в Градостроительном кодексе РФ имеется разделение ОКС на объекты местного, регионального и федерального значений.

Объекты, которые не могут относиться к капитальному строительству

К ОКС не относятся объекты, строительство которых не требует наличия специальных разрешений — это временные постройки и нестационарные сооружения. К первому виду относятся объекты, размещение которых призвано обеспечить должные условия для строительных работ. Такими объектами могут быть места для хранения инвентаря или кратковременного проживания людей. Такие постройки демонтируются после завершения основных работ. Существование временных построек в большинстве случаев не допускается больше пяти лет.

Ко второму виду принадлежат мобильные сооружения, которые легко собираются и разбираются для транспортировки на другое место. Это могут быть павильоны, киоски, боксы, навесы, точки с бытовым обслуживанием. Для сооружения таких строений используются легкие материалы и конструкции.

Таким образом, ключевыми характеристиками некапитальных объектов являются временность и возможность их перемещения без нанесения существенного ущерба.

Если эти показатели неочевидны, определение капитальности или некапитальности объекта осуществляется на основании экспертного заключения.

Отличительные признаки объектов капитального строительства

Все ОКС имеют ряд характерных признаков, присущих абсолютно всем капитальным сооружениям.

Такими признаками являются:

  • наличие большого количества разрешительной и проектно-сметной документации;
  • расположение на фундаменте и крепкая привязка к земле;
  • длительный срок эксплуатации, который может составлять от 5 до 100 и более лет;
  • невозможность демонтажа для переноса на другое место;
  • возможность оформления прав собственности на объекты.

ОКС предполагают поэтапное выполнение строительных работ: проектных, монтажных, пуско-наладочных. Все это требует значительных денежных вложений. Капитальное строение должно соответствовать законодательным и правовым нормам, а также нормам строения, принятым в конкретном городе или районе. Некапитальные объекты не имеют указанных характеристик — зачастую они размещаются без разрешительных документов, не имеют фундамента и легко транспортируются. Такие объекты используются непродолжительное время, после окончания которого они подлежат разбору.

Градостроительный кодекс города Москвы — подробный разбор закона

Градостроительство – это любой вид деятельности, направленный на развитие территориальных субъектов РФ и более мелких единиц, которые им принадлежат.

В комплекс мероприятий подобного рода деятельности входит территориальное планирование. А еще градостроительное зонирование, планировка территорий, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция строительных объектов и эксплуатация пригодных для этого сооружений.

Столь обширный список процедур регулируется на территории России специальным нормативно-правовым актом – Градостроительным Кодексом РФ (ГСК РФ).

Особый статус Москвы, как столицы нашего государства и наиболее активно развивающегося территориального субъекта, буквально вынудил правительство принять отдельный закон, регламентирующий градостроительную деятельность исключительно в этом городе.

Законодательный акт получил название «Градостроительный Кодекс города Москвы» и имеет некоторые особенности.

Более подробно об этом нормативно-правовом документе читайте в представленном ниже материале.

О ГСК города Москвы

Что такое Градостроительный кодекс г. Москвы?

Градкодекс Москвы – это закон, принятый 25 июня 2008 года. В законную силу законодательный акт вступил после одобрения правительством столицы и получил 28-ой номер среди законов города.

Данный кодекс проектировался полномочными организациями Москвы в соответствии с Конституцией РФ, ГСК РФ и Уставом города, вследствие чего не имеет каких-либо противоречий с данными нормативно-правовыми документами.

В свою очередь, законы и подзаконные акты, издаваемые московским правительством и регулирующие градостроительную деятельность на территории столицы, не могут противоречить ГСК города Москвы.

Законодательный акт в действующей редакции состоит из 15 глав и 78 статей:

  • 1-ая глава содержит общую информацию о законе и его сути (с 1-ой по 10-ую статью).
  • 2-ая глава подробно рассматривает, что относится к объектам градостроительства на территории Москвы (с 11-ой по 18-ую статью).
  • 3-ая глава определяет региональные нормативы, связанные с действующим кодексом (с 19-ой по 22-ую статью).
  • 4-ая глава содержит данные о территориальном планировании столицы и ее плане (с 23-ей по 27-ую статью).
  • 5-ая глава повествует о реализации Генерального плана города, рассмотренного в предыдущей главе (с 28-ой по 30-ую статью).
  • 6-ая глава регламентирует основные положения о территориальных и отраслевых схемах градостроительства (с 31-ой по 33-юю статью).
  • 7-ая глава определяет градостроительное зонирование столицы, правила землепользования и застройки территории города (с 34-ой по 37-ую статью).

Перспективы застройки и расселения в г. Москва

  • 8-ая глава полностью посвящена планировке территории Москвы (с 38-ой по 44-ую статью);
  • 9-ая глава наиболее важна для всех субъектов градостроительной деятельности, так как рассматривает архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт строительных объектов и подобные процедуры на территории столицы (с 45-ой по 50-ую статью);
  • 10-ая глава определяет особенности градостроительства в охраняемых, природных и прочих озелененных зонах города (с 51-ой по 57-ую статью);
  • 11-ая глава об особенностях градостроительства в местах культурного наследия и культурных зонах Москвы (с 58-ой по 65-ую статью);
  • 12-ая глава регламентирует порядок правоотношений между обычными гражданами и полномочными органами, отвечающими за соблюдение Настоящего закона на территории города (с 66-ой по 70-ую статью);
  • 13-ая глава повествует об инфосистеме обеспечения градостроительства в Москве (с 71-ой по 74-ую статью);
  • 14-ая глава определяет ответственность за нарушения ГСК города (75-ая статья);
  • 15-ая статья содержит разного рода заключительные и переходные положения кодекса (с 76-ой по 78-ую статью).

Важно понимать, что описанный Кодекс города Москвы не является полностью законченным актом, поэтому время от времени правительство столицы вносит в него поправки. Для получения более точной информации о градостроительстве в Москве необходимо обращаться к последней редакции закона, иначе есть риск ошибиться в чем-либо или не до конца понять общие принципы и суть градостроительной деятельности на территории города.

Градостроительный кодекс города Москвы — суть законодательного акта

Деятельность субъектов градостроительства

ГК Москвы – достаточно важный документ для города . Он был создан в связи с особым статусом столицы, связанным с ее стремительным расширением и активным использованием градостроительных процедур на территории города.

Согласно кодексу он предназначен для того, чтобы создать наиболее оптимальные и доступные условия для осуществления градостроительной деятельности на территории Москвы.

Осуществляют таковую субъекты градостроительства, представленные любым лицом или госорганизацией. Они занимаются реализацией градостроительных процедур в столице. Наиболее существенными из них являются следующие:

  • госорганы;
  • физические лица (обычные граждане и индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица (организации, предприятия и т.п.).

Как было отмечено ранее, полномочные организации, представленные правительством города Москвы и столичной Думой, имеют полное право видоизменять положения кодекса, но только в том случае, если это действительно требуется.

Придерживаться ГСК столицы при осуществлении градостроительной деятельности на территории города обязаны все ее субъекты, привилегий ни один из них не имеет (за редким исключением). Несоблюдение норм, закрепленных законом, наказуемо. Мера ответственности определена самим кодексом.

В целом, описанный Кодекс Города Москвы – это обычный закон, регламентирующий конкретную сферу правоотношений.

Настоятельно рекомендуем подробно изучить данный законодательный акт и почерпнуть для себя необходимую информацию. Надеемся, представленный ранее материал был для вас полезен. Удачи в проведении юридических процедур!

О том, какие вопросы поднимаются специалистами при обсуждении действия Градостроительного кодекса Российской Федерации, вы можете узнать, посмотрев видео:

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ст 21 (ред. от 06.12.2021)

Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района

1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;

2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;

2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.

2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.

4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.

5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 – 4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.

6.1. Изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства местного значения муниципального района, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования муниципального района;

3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования муниципального района в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

6.2. В случаях, не предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в части 6 настоящей статьи.

7. В случае непоступления от указанных в частях 6 – 6.2 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.

8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.

10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.

Причалы для лодок — как сделать пирс на реке или озере своими руками

Причал для лодок — сооружение на воде, предназначенное для швартовки и стоянки плавательных средств, погрузки/выгрузки людей или груза. С него можно купаться и рыбачить, обслуживать судно.

Сделать такую конструкцию несложно своими руками. Причалы для лодок могут быть на сваях либо плавучими. Все зависит от назначения и частоты использования.

Виды причалов

Перед началом строительства нужно определиться с предназначением площадки, выяснить характер акватории и только потом выбрать тип сооружения. В зависимости от конструктивных особенностей существует несколько видов причалов.

Дощатый мостик

Самый простой вариант для любителей летней рыбалки и отдыха у воды в одиночку.

Располагается обычно перпендикулярно берегу, с заходом на несколько метров от суши.

При некоторой сноровке к мосткам можно швартовать лодку, грузить вещи, брать пассажиров.

Вариант не самый удобный, зато простой и дешевый.

Понтонный причал

Такой причал можно использовать в качестве полноценной зоны для отдыха и купания, швартовки маломерных судов. Сооружение прекрасно держится на плаву, нужно лишь хорошо прикрепить его к берегу. Наиболее подходящий вариант для озера.

Любой понтон можно использовать в качестве причала и пирса, отличия между ними лишь в расположении относительно береговой черты. Пирс выдается вперед, швартоваться к нему можно с двух сторон, а иногда и с головной части. Причал расположен вдоль берега.

Плавучая пристань подойдет для мест, где постоянно меняется уровень воды. Она мобильна, при желании конструкцию можно отбуксировать или вытащить на берег. Но при сильной волне будет заметно раскачиваться, что весьма ощутимо для тех, кто окажется в этот момент на площадке.

Причал на сваях

Самое затратное и надежное сооружение на воде, однако имеет свои минусы:

  • Свайный причал нельзя перемещать. Он закреплен на опорах, вбитых в дно;
  • Может быть поврежден ледоходом либо судном;
  • При колебании воды в акватории окажется затопленным либо поднимется слишком высоко над уровнем водоема.

Эти недостатки не столь существенны, чтобы отказываться от строительства опорного причала для лодок. Ведь плюсов у него значительно больше. На таком долговечном устройстве можно комфортно проводить время, нырять в воду, рыбачить, загорать. Это идеальное место отдыха для людей, которых укачивает. Подходит для строительства на реке с сильным течением.

С устойчивой площадки легко садиться в лодку, грузить и выгружать вещи. Свайный причал удобно использовать для стоянки катеров, катамаранов, гидроциклов и маломерных судов.

Выбирая любую площадку для причаливания лодок, нужно ориентироваться на комфорт и безопасность при использовании в конкретном случае.

Как сделать причал из готовых материалов

Прежде чем начать строительство причала для лодок, необходимо подготовить участок, разровнять его и засыпать галькой. Не будет лишним промерить глубину водоема, определить тип дна (ил, песок, камень), уровень колебания воды по сезонам и наличие течений. Не помешает изучить ветровые, волновые и ледовые нагрузки своей местности.

Для сооружения настила нужно выбирать надежные материалы — лиственницу, сосну. Они более доступны, а после обработки защитными средствами простоят десятилетия. Если есть возможность, лучше взять готовую палубную доску. Она дороже (1 доска 28х120х2000 мм, сорт АВ летом 2021 года стоила 1000 рублей), но надежнее. Борта по периметру настила делают из этих же досок

Для опорного причала необходимо 6–8 шт. свай из бруса сечением 95х95 мм (цена за куб от 37 000 рублей). Если опоры будут заполнены камнем, потребуются доски сечением 45х145 мм (цена за куб от 27 100 рублей) для обшивки. Также понадобятся металлические уголки, сварочный аппарат, электродрель, крепеж.

Чтобы рассчитать цену строительства свайного причала из готовых материалов, нужно учитывать несколько факторов:

  • Размеры причала или пирса.
  • Количество свай. С увеличением габаритов постройки потребуется больше опор и крепежных элементов;
  • Длина свай. Этот зависит от глубины водоема и типа грунта;
  • Стоимости материалов в конкретном регионе.

Как сделать причал для лодок своими руками с нуля

Познакомившись с видами причалов и выбрав подходящий вариант, можно приступать к сооружению конструкции. Для этого достаточно купить в магазине готовые материалы либо использовать ненужные в хозяйстве предметы.

На сваях

До начала строительства причала на реке или озере своими руками необходимо подготовить материалы: сваи, бруски, доски, уголок и инструменты: электродрель, сварочный аппарат, крепеж.

Правильно собрать стационарный лодочный причал поможет пошаговая схема:

  1. Установить сваи. Ими могут быть профильные трубы 50 мм в диаметре, винтовые или забивные опоры. Внутренности обычных труб понадобится залить бетоном. Их нужно забивать в дно на 1,5–2 м, если грунт илистый — на 3–4 м.
  2. Скрепить опоры горизонтальной обвязкой или сварной рамой. Можно использовать металлические раскосы.
  3. Сделать настил, оставив небольшой зазор между досками для стока воды.
  4. Оформить вход на платформу лесенкой, площадкой под удобным углом, установить ограждение 0,8 м высотой для безопасности человека.

Последняя операция при возведении стационарного причала для лодок — нанесение защитного покрытия на доски. Материал пропитывают антисептиками группы ССА или разогретой олифой в целях экономии. «Пики» зашлифовывают либо обрубают полукруглой стамеской. Металлические конструкции обрабатывают антикоррозионными средствами и красят.

Плавучий пирс

Пирс или плавучий причал (понтон) для лодок часто собирают из пластиковых труб. Данный вариант идеально подходит для северных регионов. Стандартная конструкция состоит из двух труб, на которые крепится металлическая рама. На трубы устанавливают заглушки с обеих сторон, раму обшивают деревянным настилом.

Такой понтон является монолитным. Для его вытаскивания на берег понадобится тяжелая техника, но буксировать по воде можно на лодке.

Более легкий и мобильный причал делают на полиэтиленовых поплавках с антискользящим покрытием. Материалом для них служит полиэтилен ячеистой структуры низкого давления. Наличие специальных добавок обеспечивает высокое качество изделий, придает им стойкость к любой воде.

Для сборки причала своими руками понадобятся:

  • модули плавучести размерам 300×150×26 см, массой 130 кг;
  • специальный крепеж, выдерживающий усилие на разрыв до 3,5 т.
  • доски на площадку.

После соединения элементов крепится оборудование: кнехты, фонари, лестницы, ограждения, трапы.

Понтоны из бочек/бутылок

Большой популярностью пользуются причалы для лодок из бочек и пластиковых бутылок. Такие понтоны мобильны, дешево стоят и легко собираются. Конструкция состоит из рамы (деревянной или стальной), настила и опорных элементов.

В качестве последних часто используют б/у бочки объемом 200 л, которые герметично закрывают. Стоимость таких конструкций будет совсем невысокой.

Как сделать пирс из бочек на озере:

  • Сварить бочки между собой уголком.
  • Установить на них раму.
  • Соорудить сверху деревянный настил.

Еще дешевле получается понтонный пирс для лодок из бутылок. Его часто используют на юге России.

ПЭТ-бутылки емкостью два литра собирают в блоки, на которые устанавливают деревянную раму, обшитую настилом из легких досок. Специалисты рекомендуют составлять отдельные бутылки в поплавки по 70-100 штук, образуя из них ряды секций.

Соединить бутылки можно несколькими способами:

  • упаковать в полиэтиленовые мешки, которые связать веревками;
  • обвязать металлической или пластиковой сеткой;
  • связать веревками, крепя за углубление посередине.

Плавучий причал для лодок из бочек и бутылок имеет много недостатков. Он неустойчив, подвержен опрокидыванию, велик риск разгерметизации. Бочки быстро ржавеют и начинают наполняться водой, что приводит к затоплению причала. Бутылки легко деформируются.

Иногда вместо ПЭТ-тары используют пустые канистры, соединяя их в блоки. Принцип сборки такого причала для лодок аналогичен бутылочному варианту, недостатки у сооружения те же — малая остойчивость, риск разгерметизации.

Причал для лодок на автомобильных покрышках


Это надежная и недорогая конструкция, строительство которой не требует ввинчивания свай и трудоемкого связывания бутылок. Между собой покрышки скрепляют нержавеющими болтами, внутрь засыпают песок, щебенку или камни. Опора будет крепче.

Сверху устанавливают раму из досок и укладывают настил. При желании можно соорудить перила, лестницу для купания.

Дощатый мостик

Само название указывает, что основной материал такого причала для лодок – доски. В качестве опор можно использовать сваи, металлические понтоны любого типа. Каркас варят из стального уголка.

Сборка конструкции аналогична предыдущим вариантам. Отличие дощатого мостика от причала на сваях — в его размерах. Они значительно меньше. На таком устройстве хорошо уединиться с удочкой или нырнуть в воду летним утром.

Способов построить причал для лодки своими руками множество. В зависимости от его назначения, региона проживания и швартующихся судов, можно использовать покупные и подручные материалы: бочки, канистры, пластиковые бутылки. В последнем случае пирс получится дешевле, но менее надежный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: