Гражданский кодекс: что это такое, описание и особенности

Гражданский кодекс Российской Федерации

Действующая редакция на 21 декабря 2021 г.

Добро пожаловать! На данном сайте опубликован полный текст Гражданского кодекса РФ в актуальной редакции, в том числе со всеми изменениями на текущий момент. Помимо этого, можно ознакомиться с комментариями, решениями судов и другими тематическими материалами к каждой статье ГК РФ.

Для удобства в навигации по разделам рекомендуется использовать оглавление, поисковую систему сайта и боковую панель справа. Помимо этого, быстро перейти на любую статью ГК РФ можно, набрав её номер в верхнем текстовом поле браузера, где содержится URL текущей страницы. Например, для перехода на ст. 250 ГК РФ нужно заменить номер в URL страницы, чтобы в результате получился следующий адрес: https://gkrfkod.ru/Statya-250/

Структура и содержание ГК РФ

Самый большой по объёму законодательный акт, в котором систематизированы все нормы федеральных законов РФ, регулирующие любые правоотношения в сфере деятельности физических и юридических лиц. В том числе корпоративные, договорные, а также другие обязательства граждан и организаций, связанные или не связанные с какой-либо собственностью.

Основными принципами, на которых базируются данные правоотношения и которые обозначены в ГК РФ, являются:

  • Равенство прав всех участников.
  • Неприкосновенность имущества.
  • Свобода договора.
  • Судебная защита.

При этом положения ГК РФ не только систематизируют нормы, необходимые для регулирования правовых отношений гражданских лиц, но также исключают какое-либо вмешательство в частные дела и предоставляют гарантии восстановления нарушенных прав.

Данным нормативным актом определяются следующие типы гражданских лиц:

  • физические;
  • юридические;
  • общественные объединения;
  • некоммерческие организации;
  • публично-правовые образования.

Важно отметить, что в отношениях между лицами или организациями, регулируемыми путём установленных и применяемых ГК РФ правовыми нормами, могут участвовать любые субъекты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, даже если они не закреплены в Гражданском кодеке.

Исходя из данных положений, можно прийти к заключению, что кодекс предназначен для обеспечения полноценной жизнедеятельности человека на территории РФ путём регулирования его взаимоотношений, имущественного и не имущественного характера, с какими-либо иными лицами.

Структура и содержание

Гражданский кодекс Российской Федерации был принят в 1994 году. Первоначально нормативный акт состоял только из одного документа. Но постепенно его объём расширялся, и в сегодняшней редакции насчитывается четыре части, в которых содержатся 7 разделов и столько же подразделов, 77 глав и 1551 статья.

Первая часть состоит из совокупности общих нормативных определений, которые описывают создание гражданских прав, а также обязанностей. Трактуются и такие понятия, как:

  • юридическое лицо;
  • доверенность;
  • исковая давность;
  • представительство;
  • имущественные права;
  • Собственность;
  • Гарантия исполнения сделок.

Иными словами, в данном томе рассматривается вся возможная информация о вещевом праве граждан.

Вторая часть – здесь описываются отдельные разновидности прав и обязанностей, которые возлагаются на какие-либо лица при заключении гражданско-правовых договоров. Важной особенностью данного тома ГК РФ является диспозитивный характер описанных положений. Другими словами, указанные нормы, в виде гарантий исполнения сделки, могут изменяться по обоюдному согласию участниками договора. В некоторых статьях кодекса об этом прямо указано, а также трактуются виды правоотношений, где стороны могут менять условия по своему усмотрению.

Третья часть регламентирует решение всех моментов, связанных с наследованием и международным частным правом. Оба этих вопроса являются очень сложными и многогранными при проведении юридических процессов. По этой причине данные моменты были выведены в отдельный том кодекса. В статьях описывается порядок открытия наследства, перечень граждан и организаций, которые могут претендовать на получение имущества, оставшегося после смерти человека, как может осуществляться передача собственности по завещанию и по общим правилам.

Относительно вопросов, связанных с международным частным правом, то здесь регламентируются права и возможности иностранных лиц на территории РФ, как физических, так и юридических. Соответственно, регулируются моменты проведения сделок при участии таких граждан, и, что особенно важно – устанавливаются права в случае противоречия между российским и международным правом. А также рассматриваются и другие вопросы.

Четвёртая часть. Данный том ГК РФ выделяется среди остальных тем, что в нем определены все возможные вопросы в области смежных и авторских прав. Прежде этот аспект в юриспруденции регламентировался отдельным законом. Но теперь все возможные моменты и споры, связанные с интеллектуальной собственностью, сроками права на изобретения, произведения и другие виды собственности, на результат интеллектуальной деятельности, подпадают под действие ГК РФ.

Что ещё регулируется положениями ГК РФ

Кодексом также регламентируются все виды корпоративных отношений внутри предприятия. Но некоторые нормы описываются и в отдельных федеральных законах. Ещё устанавливаются нормативные правила коммерческой деятельности, в основе которой обязательно находятся гражданско-правовые отношения. Помимо этого, регламентируется и защита нематериальных благ, таких как деловая репутация, достоинство и честь.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «Гражданский кодекс РФ»

Гражданский кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее России ( ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее ) является кодексом общегосударственных норм России, которые регулируют гражданско-правовые отношения между юридическими лицами и гражданами страны. Гражданский кодекс занимает первое место среди других общегосударственных законов и прочих нормативно-правовых актов в области гражданского права.

Первый ГК был принят в период НЭПа в 1922 году, тем самым власть Советов признала в стране наличие товарно-денежного оборота.

Второй ГК был принят в 1964 году, он выражал всё содержание общественного и государственного строя, принципов плановой экономики и отношений собственности.

Читайте также:
Арестантская рота: что это такое, описание и особенности

Нынешний гражданский кодекс, третий по счету, был принят с учетом развития демократии, изменений в обществе, введении частной собственности, свободы рынка и конкуренции.

  • 1-я часть ГК РФ была принята 21 октября 1994 г. Данная часть вступила в силу с 1 января 1995 г., установив основные начала гражданского законодательства и урегулировав некоторые формы общественных отношений, такие как: формирование гражданских прав и обязанностей, юридическое лицо, сделки, договоры, исковая давность и т.д.
  • Первую часть ГК часто рассматривают как некую преамбулу к остальным частям, которая не содержит конкретной информации что и в каких случаях необходимо делать. Однако расшифровка главных понятий (физическое и юридическое лицо, различные виды организаций и их перечень и др.) важна для того, чтобы нормы закона трактовались с максимальной юридической прозрачностью и однозначно.
  • 2-я часть ГК РФ была принята 22 декабря 1995 г. Данная часть вступила в силу 1 марта 1996 года. В этой части раскрываются обязательства, установлены права и обязанности сторон в разных видах обязательств.
  • 3-я часть ГК РФ была принята 1 ноября 2001 года. Данная часть вступила в силу 1 марта 2002 г. Ее два раздела принадлежат к наследственному и международному частному праву.
  • 4-я, последняя часть ГК РФ, была принята 24 ноября 2006 г. Данная часть вступила в силу 1 января 2008 г. Четвертая часть регулирует вопросы интеллектуальной собственности, авторского права, права на средства индивидуализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Общая характеристика ГК России

Гражданское законодательство России По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданство Российской Федерации подробнее включает Гражданский кодекс, а также федеральные законы, которые регулируют гражданско-правовые отношения. Россия имеет романо-германскую систему права, которая классифицирует источники гражданского права на две категории: нормативные правовые акты (постановления, указы, законы, договоры, инструкции); источники ненормативного характера – правовые обычаи.

Данный указ определяет такие цели, для улучшения гражданского законодательства страны, как:

  • будущее формирование главных принципов гражданского законодательства России, соответствующих современному уровню формирования рыночных отношений;
  • отражение в ГК РФ опыта его использования и интерпретации судом;
  • сближение положений ГК с правилами контроля и регулирования подобных отношений в праве Евросоюза;
  • активное применение в гражданском законодательстве России современного полезного опыта усовершенствования гражданских кодексов европейских стран;
  • поддержание унификации регулирования и контроля гражданско-правовых отношений в странах, которые являются участниками Содружества Независимых Государств;
  • обеспечения и гарантии стабильности и надежности гражданского законодательства России.

Специально для проведения назначенной реформы данным Указом был утверждён новый состав Совета при Президенте РФ по усовершенствованию и кодификации гражданского законодательства. Новому составу было поручено подготовить план развития гражданского законодательства, предложить меры по её реализации.

13 ноября 2010 г. на сайте Высшего Арбитражного Суда России По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее был обнародован проект реформирования ГК РФ. Реформирование рекомендовано внести в 1, 3 и 4 разделы ГК России По данной теме мы уже выполнили решение задач Задачи по ГК РФ подробнее .

Структура Гражданского кодекса РФ

Как и другие кодексы ГК имеет свою структуру. Кодекс состоит из 1551 статьи, которые размещены в четырех частях.

Часть 1-я ГК РФ устанавливает общие нормы гражданского законодательства, регламентирует формирование гражданских прав и обязанностей, представительство, доверенность, право собственности, защиту прав собственности, защиту отдельных вещных прав, исковую давность, сделки и договора, гарантию обязательств и прочее. Включает следующие разделы: Первый Раздел включает Общие положения (ст. 1—208) – (подразделы – Основные положения; Лица; Объекты гражданских прав; Сделки. Решения собраний. Представительство; Сроки. Исковая давность); Второй Раздел. Право собственности и другие вещные права (ст. 209—306); Третий Раздел. Общая часть обязательственного права (ст. 307—453) – (подразделы – Общие положения об обязательствах и о договоре По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Общие положения о гражданско-правовом договоре подробнее ).

Часть 2-я ГК РФ координирует некоторые виды обязательств, устанавливает права и обязанности сторон в разных гражданско-правовых договорах. Множество норм данной части кодекса диспозитивные, другими словами, могут быть изменены сторонами операции. Включает 4 Раздел – Отдельные виды обязательств (ст. 454—1109).

Часть 3-я ГК РФ регулирует вопросы международного частного права, а также права наследования. Статьи третьей части устанавливают порядок вступления в наследство лиц, призванных к вопросу наследования, в том числе порядок наследования по завещанию и по закону. Те статьи кодекса, которые включают в себя международное частное право, обязаны регулировать правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , разные вопросы, связанные с заключением договоров, участниками которых являются иностранные жители. Третья часть включает: Пятый Раздел – Наследственное право (ст. 1110—1185); Шестой Раздел – Международное частное право (ст. 1186—1224).

Часть 4-я ГК РФ включает в себя вопросы интеллектуальной собственности, авторского и смежных прав, а именно, сроки действия разных исключительных прав на изобретения, произведения и другие объекты собственности. Регулирует права компьютерных коммуникаций, интегральных микросхем, производителей новейших технологических достижений, изготовителей компьютерных программ и баз данных, права владельцев полезных моделей, товарных знаков, производителей промышленных информационных товаров, все вопросы регистрации данных объектов. Седьмой Раздел – Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225—1551).

Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Читайте также:
Административный суд: что это такое, описание и особенности

2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарии к ст. 1 ГК РФ

Принципы гражданского права – это обусловленные объективными потребностями развития экономических отношений и закрепленные в законодательстве основные начала (идеи), определяющие сущность и содержание гражданско-правового регулирования.

Именно эти принципы в общем виде закреплены в статье 1 ГК РФ. При этом конструкция комментируемой нормы позволяет говорить, что состав сформулированных в статье 1 принципов не является исчерпывающим. В то же время они обладают системообразующим значением для гражданского и смежных отраслей законодательства, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

Содержание и значение основных принципов, закрепленных статьей 1 ГК РФ, в целом можно свести к следующему.

Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами равной правоспособности (ст. 17 ГК), а за всеми юридическими лицами – правоспособности, соответствующей целям их деятельности (ст. 49 ГК). Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 125 ГК).

Принцип равенства участников гражданских правоотношений, помимо его закрепления в общей форме в п. 1 ст. 1 ГК, повторен в п. 1 ст. 2 ГК и специально упоминается во многих последующих статьях ГК, когда речь идет об институтах, где существует повышенная опасность нарушения этого принципа (бытовой подряд – п. 1 ст. 731, строительный подряд – п. 1 ст. 748, перевозка – п. 1 ст. 789, банковский счет – п. 3 ст. 845).

Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

Неприкосновенность собственности закреплена в общей форме в ч. 3 ст. 35 Конституции, согласно которой “никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”.

ГК следует этому важному положению, однако предусматривает в гл. 15 “Прекращение права собственности” случаи, когда по решению суда допускается принудительное прекращение права собственности (ст. 235 ГК и коммент. к ней). Принудительное изъятие у собственника имущества производится с выплатой возмещения по решению суда, а при совершении преступления или иного тяжкого правонарушения – безвозмездно в форме конфискации (ст. 243 ГК).

Свобода договора, означающая возможность свободно избирать своего партнера и определять условия заключаемого договора, более полно характеризуется в ст. 421 “Свобода договора”. Проявлением свободы договора является наличие в ГК большого числа диспозитивных норм, от которых стороны по взаимной договоренности вправе отступать.

Однако свобода договора не исключает установления в отдельных случаях обязанности заключить договор, например, если он относится к числу публичных (ст. 426 ГК и коммент. к ней), а также при выполнении поставок и услуг для государственных нужд (ст. 445 ГК и коммент. к ней). Согласно п. п. 1 и 2 ст. 445 обязанность заключать договор может быть введена только ГК или иными законами.

Равным образом некоторые условия заключаемых договоров могут быть предписаны для сторон обязательными (императивными) нормами гражданского законодательства (ст. 422 ГК). Императивный характер гражданско-правовых норм может быть обусловлен как общественными интересами (п. 2 ст. 1 ГК), так и интересами третьих лиц и недопустимостью случаев злоупотребления правом во всех его формах (п. 1 ст. 10 ГК). Свобода договора в условиях рынка подчинена также общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК).

Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела выражается в признании самостоятельности предпринимательской деятельности, осуществляемой на риск ее субъектов (п. 1 ст. 2 ГК), и в закреплении в ГК неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (п. 1 ст. 150 ГК). Нематериальные блага и личные неимущественные права граждан и юридических лиц защищаются средствами гражданского права (ст. 12 ГК), в том числе правом на возмещение морального вреда (ст. 151 ГК и коммент. к ней).

Беспрепятственное осуществление гражданских прав основывается на положениях ч. 1 ст. 34 Конституции, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также ч. 1 ст. 44 Конституции, в силу которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Читайте также:
Акты юридические: что это такое, описание и особенности

Тем не менее законом предусматриваются определенные рамки и ограничения для беспрепятственного осуществления гражданских прав. Помимо правил об общих пределах осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК и коммент. к ней) в ГК предусматриваются и другие запреты применительно к отдельным категориям гражданских прав (см. п. 10 наст. коммент.).

Обеспечение восстановления нарушенных прав достигается при помощи различных способов их защиты, называемых в ст. 12 ГК. Среди таких средств признание права, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение причиненных убытков и др. (см. коммент. к ст. 12 ГК). Гражданское законодательство стремится к восстановлению нарушенных прав в натуре (ст. ст. 396, 1082 ГК), однако, когда это оказывается невозможным, обязывает должника возместить причиненные убытки (ст. ст. 15, 393 ГК), в том числе моральные (ст. 151 ГК), что должно обеспечивать восстановление прав потерпевшего.

Большинство средств защиты гражданских прав применяется в силу указаний закона, и для их использования не требуется соглашения сторон. Однако гражданскому праву известны и такие способы восстановления нарушенных прав, которые применяются обычно при наличии взаимной договоренности (залог, неустойка, поручительство, задаток) и регламентируются нормами гл. 23 ГК. В этих случаях стороны сами определяют форму избранного ими обеспечения и его суммовое или иное выражение.

В целях обеспечения восстановления нарушенных прав используется также институт имущественного и личного страхования (гл. 48 ГК), которое может быть основано на требованиях закона или же условиях заключенного сторонами договора страхования. В этом последнем случае объем защиты (размер страхового возмещения) определяет страхователь.

Судебная защита гражданских прав предоставляется гражданам и юридическим лицам в качестве универсального способа защиты их прав (ст. 11 ГК и коммент. к ней), что обеспечивает независимость выносимых по спорам решений и гласность разбирательства, а также позволяет гражданам и юридическим лицам привлекать для защиты своих интересов адвокатов. В тех случаях, когда защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, вынесенное решение может быть обжаловано в суд, акт которого является обязательным (п. 2 ст. 11 ГК).

В абз. 1 п. 2 ст. 1 содержится новая для нашего гражданского законодательства норма, определяющая в общей форме значение для гражданско-правового регулирования воли и интересов субъектов гражданского права – граждан и юридических лиц. Их воля и интересы, говорится в ГК, свободны, поскольку они не противоречат законодательству. Это является одним из необходимых условий целесообразного и справедливого функционирования гражданско-правового механизма.

Воля, т.е. осознанный и целенаправленный выбор определенного поведения и его последствий, – необходимая предпосылка возникновения и осуществления гражданских прав. Отсутствие воли (недееспособность – ст. ст. 171 – 177 ГК) или ее искажение (ст. ст. 178, 179 ГК) влекут за собой недействительность гражданско-правовых сделок. Однако отдельные гражданские права и обязанности могут возникать и при отсутствии воли, в силу наступления предусмотренных законом юридических фактов, например находки (ст. 227 ГК).

Интерес, т.е. желание получить определенный благоприятный результат от своих действий, а в условиях рынка – прибыль (ст. 2 ГК), также является необходимой предпосылкой возникновения и осуществления гражданских прав. Интересы различны и могут быть как имущественными, так и неимущественными (защита чести и достоинства – ст. 152 ГК). Неправильное определение интереса или его отпадение, в отличие от дефектов воли, не являются основанием для недействительности гражданско-правовых сделок.

В предусмотренных законом случаях правовые последствия порождают также действия субъектов гражданского права, совершаемые в интересах других лиц (например, действия опекунов и попечителей (см. ст. 31 ГК и коммент. к ней)), а также действия в чужом интересе (гл. 50 “Действия в чужом интересе без поручения”), когда заинтересованное лицо может быть вообще неизвестно.

В абз. 2 п. 2 статьи повторены положения ч. 3 ст. 55 Конституции, допускающие ограничения гражданских прав только на основании федерального закона и только в названных в данной норме целях, которые ввиду их значимости оправдывают введение соответствующих ограничений. Следовательно, установление ограничений гражданских прав указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами субъектов Российской Федерации, а также в иных непоименованных в п. 2 ст. 1 ГК целях не допускается.

Ограничение некоторых гражданских прав предусматривается самим ГК, допускающим ограничение дееспособности гражданина (ст. ст. 29, 30), наследственных прав (ст. 531 ГК 1964 г.), права собственности в результате установления сервитута (ст. ст. 274, 277). Для защиты интересов лица, права которого умаляются, такие ограничения, как правило, допускаются при участии суда: или соответствующий спор рассматривается судом, или вынесенное государственным органом решение об ограничении права может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

Ограничение прав участников гражданских правоотношений следует отличать от случаев, когда в силу положений закона само право в своем содержании является ограниченным. Примером могут служить право хозяйственного ведения (ст. 295 ГК) и в особенности право оперативного управления (ст. 296 ГК), осуществление которых ограничено определенными рамками и, кроме того, требует согласия собственника соответствующего имущества.

Предусматриваемое в п. 3 ст. 1 свободное перемещение по территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств, необходимое для развития рыночных отношений и здоровой конкуренции, соответствует ч. 1 ст. 8 Конституции. Введение ограничений в этой области следует отличать от оборотоспособности объектов гражданских прав, которая в силу ст. 129 ГК может быть ограничена законом или в порядке, им установленном (см. коммент. к ст. 129 ГК), и тем самым в определенной мере влиять на свободное перемещение отдельных имущественных объектов.

Читайте также:
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

Свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств не исключает также установления в порядке, предусмотренном транспортным законодательством, ограничений или временных запрещений на перевозки грузов в определенных направлениях, если это вызывается общественными интересами (см. ст. 44 УЖД). Движение валютных ценностей определяется Законом о валютном регулировании (см. ст. 141 ГК и коммент. к ней).

Источники гражданского права

1. Гражданское законодательство — это система законов, регулирующих гражданские отношения. Это лаконичное определение, вытекающее из смысла как ст. 3 ГК, так и Кодекса в целом. Другое дело, что к источникам гражданского права относятся и другие акты, содержащие соответствующие нормы.

На основании п. 2 ст. 3 ГК «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы)…» (выделено автором. — П.К.). Таким образом, в любой статье Кодекса слово «закон» нужно читать как «федеральный закон», т.е. акт, имеющий всеобщую юридическую силу, принимаемый в установленном порядке Федеральным Собранием.

2. В соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71) . На основании ч. 1 ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Акты гражданского законодательства базируются на Конституции .

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Особое внимание следует обратить на положения Конституции , фундаментальные для гражданского законодательства.

Во-первых, это основанное на высшей ценности прав и свобод человека право частной собственности, которое занимает одно из главных мест в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений. Именно собственник кровно заинтересован в построении правовой системы, эффективно защищающей права и законные интересы граждан, а также четко определяющей правила поведения в экономической сфере. Очевидно, что без частной собственности не может быть ни демократии, ни гражданского общества, ни тем более экономической свободы.

Во-вторых, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданские отношения затрагиваются также и в ряде других статей Конституции . Так, в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. ст. 1069 — 1071 ГК.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в XX в. (в 1994 и 1995 гг. ), а две — в XXI в. (в 2001 и 2007 гг. ). В них вносились изменения и дополнения.

4. Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать федеральные законы, прямо указанные в тексте Кодекса: Закон об актах гражданского состояния (ст. 47) , Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87) , Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 51) и др.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Например, ст. 76 Закона об исполнительном производстве определяет правила обращения взыскания на дебиторскую задолженность. По существу, эти положения устанавливают специальные основания и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права. Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК, содержащей незакрытый перечень случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный , Жилищный , Семейный , Трудовой , Лесной , Воздушный , Водный , Градостроительный кодексы , Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

5. В силу правила, установленного в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу . Очевидно, есть основания рассматривать это правило как презумпцию верховенства Гражданского кодекса над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК и в иных законах, подчеркивает Е.А. Суханов. Рассуждая о значении Жилищного кодекса в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК оснований нет, поскольку ЖК был принят не «в соответствии с ГК «, имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства ( п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы , но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации» .

Читайте также:
Доверительный управляющий: что это такое, описание и особенности

Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М., 2008. С. 91 — 92.

6. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, именуются иными правовыми актами ( п. 6 ст. 3 ГК). Такие акты должны приниматься на основании Кодекса , других федеральных законов и не противоречить им.

7. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом , другими законами либо иными правовыми актами. При этом такие акты не должны противоречить ГК , другим законам и иным правовым актам. Кроме того, такие документы подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

8. Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения. В соответствии с п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Названное положение развивает ч. 4 ст. 15 Конституции.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны следующие определения: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо»; «под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».

В ч. 4 ст. 15 Конституции указывается на то, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Следует отметить, что согласно названному Закону нормы международного договора начинают применяться с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Публикуются международные договоры вместе с федеральными законами об их ратификации.

Наряду с международным договором Российской Федерации может применяться также и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый во исполнение указанного международного договора ( Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Такой акт не заменяет договор, но определяет способы и процедуры реализации содержащихся в нем положений.

9. Акты гражданского законодательства вступают в действие с момента их введения и по общему правилу не имеют обратной силы. Исключение из общего правила возможно, если оно прямо указано в законе. Так, в п. 2 ст. 422 ГК указывается на то, что, «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

В соответствии с Законом о введении в действие части первой обратная сила фактически была придана нормам ГК об основаниях и о последствиях недействительности сделок ( ст. ст. 162 , 165 — 180 ), о сроках исковой давности и правилах их исчисления, а также положениям ст. 234 ГК о приобретательной давности. Сходное положение содержится в ст. 12 Закона о введении в действие части второй ГК. Одно из важнейших для отношений с участием граждан положений об обратной силе закона содержится в ст. 6 Закона о введении в действие части третьей ГК. В силу указанной статьи применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей ГК , круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами этой части Кодекса , если срок принятия наследства не истек на день введения ее в действие или если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей ГК наследство не было принято никем из наследников, указанных в ст. ст. 532 и 548 ГК РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию либо наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей ГК ( ст. ст. 1142 — 1148 ), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса .

10. Вступлению в силу нормативного правового акта обязательно предшествует публикация текста документа.

На основании ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания РФ считаются первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации ( www.pravo.gov.ru ).

Публикации федеральных законов в других периодических изданиях до официальной публикации имеют исключительно информационный характер и не имеют никакого правового значения.

Читайте также:
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Датой публикации считается первая публикация в одном из названных официальных изданий.

11. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «…если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

Часть первая Гражданского кодекса была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части первой ГК введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4 , посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17 , посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.). Часть вторая ГК была опубликована 29 января 1996 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части второй ГК введена в действие 1 марта 1996 г. Часть третья ГК была опубликована 28 ноября 2001 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части третьей ГК введена в действие 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части четвертой ГК введена в действие 1 января 2008 г.

12. Говоря об источниках гражданского права, нельзя не упомянуть о значении актов Конституционного Суда. Сами по себе акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права. Однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон.

Следует иметь в виду, что на основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе по гражданским делам. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства. Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения Верховных Судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

13. Источником гражданского права является обычай. Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Речь может идти об экономических или, например, наследственных отношениях. Важно, чтобы обычай не противоречил законодательству или договору.

14. Следуя конституционному принципу «все равны перед законом и судом», российские нормативные правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы, обязательны для всех лиц, находящихся (расположенных) на территории Российской Федерации. Изъятия из данного правила могут устанавливаться федеральными законами либо международными договорами.

Первый фактор связан с особенностью отдельных категорий граждан или юридических лиц. Так, Гражданский кодекс содержит специальные нормы по поводу участия в гражданском обороте частично и ограниченно дееспособных, а также недееспособных граждан.

Второй фактор связан с тем, что территория российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию России. Соответственно, действия гражданских законов подчинены этому законодательству.

15. Действие гражданско-правовой нормы по общему правилу ограничено территорией Российской Федерации. К территории Российской Федерации следует добавить территорию российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

Исключения из общего правила могут быть указаны в федеральном законе. Например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр…» были внесены изменения в Закон о введении в действие части первой ГК и установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируются Гражданским кодексом , если иное не предусмотрено указанным Законом .

16. Аналогия гражданского законодательства возможна, а иногда просто необходима, поскольку все ситуации в экономическом обороте и в частной жизни урегулировать законом и договором невозможно, да и не нужно, а соответствующий обычай отсутствует. В этих случаях применяются акты, регулирующие сходные отношения. Гораздо реже возможна и аналогия права, т.е. определение прав и обязанностей сторон из общих начал и смысла гражданского законодательства ( ст. 6 ГК).

Цифровые права (digital rights) – что это такое и нужны ли они в Гражданском кодексе?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Цифровые права (digital rights) – что это такое и нужны ли они в Гражданском кодексе? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 17 августа. URL: https://zakon.ru/blog/2020/08/17/cifrovye_prava_digital_rights__chto_eto_takoe_i_nuzhny_li_oni_v_grazhdanskom_kodekse

Читайте также:
Административная ссылка: что это такое, описание и особенности

(настоящая работа представляет собой часть готовящейся к публикации статьи: Рожкова М.А. Цифровые права: публично-правовая концепция и понятие в российском гражданском праве // Хозяйство и право. 2020. № 10).

Настоящую статью следует предварить замечанием о том, что недавно вошедшее в отечественную цивилистику новое понятие «цифровые права» не имеет никакого отношения к формирующейся в международном праве концепции цифровых прав (эта концепция анализируется в указанной выше статье, которая планируется к публикации в журнале «Хозяйство и право» № 10/2020). Понятие цифровых прав, определение которого дано в ст. 141.1 ГК РФ, надо рассматривать как специальное отраслевое понятие, оторванное от упомянутой концепции.

Необходимость введения понятия «цифровые права» в российское гражданское право изначально объяснялась стремлением найти «более соответствующий отечественным правовым традициям» термин. В частности, в пояснительной записке к законопроекту № 424632-7, ставшему впоследствии Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», которым в ГК РФ и были введены цифровые права (далее – Закон о цифровых правах), специально подчеркивалось: «Проект вводит в гражданское законодательство базовое понятие «цифровое право» (вместо термина «токен», который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности, предлагается отвечающее традициям российского права понятие «цифровое право»[1])… Сущность «цифрового права» как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги, поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав (пункт 1 новой статьи 141.1 ГК). Разумеется, цифровое право может удостоверить лишь права на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права»[2].

В действительности термин «токен» используется во многих значениях. Например, в публикациях упоминается, что в прошлом токен – это металлический жетон (англ. token – знак, символ; опознавательный знак; жетон), который имел хождение в качестве денег при нехватке мелких монет, что допускалось государствами, несмотря на частное «происхождение» таких квазиденег[3]. В контексте информационной безопасности термином «токен» обозначается специальное устройство, которое используется для аутентификации пользователя – обычно на них записываются сертификаты электронной подписи (электронный ключ, USB-ключ, аппаратный токен и проч.).

В целях настоящей работы внимания заслуживает другая ипостась термина «токен», которая возникла при становлении рынка платформ, приложений и сервисов, использующих технологию распределенного реестра, в том числе технологию блокчейн. Развитие этого рынка привело к созданию нового способа привлечения инвестиций – ICO (англ. Initial Coin Offering – первичное размещение монет), который, несмотря на некоторое терминологическое сходство с IPO (англ. Initial Public Offering – первичное публичное размещение), от последнего существенно отличается: ICO понимается как процедура публичного размещения (продажи) токенов с целью привлечения инвестиций для развития проекта, использующего технологию блокчейн.

В этом контексте токен рассматривают как запись в распределенном реестре (блокчейне), удостоверяющую вещные, обязательственные, иные имущественные права и проч. То есть токен позиционируется как один из способов фиксации прав в электронной (цифровой) форме, что и позволяет усматривать его сходство с бездокументарными ценными бумагами. Но особенность токена в том, что он может подтверждать не только имущественные права, но и, в частности, различные блага, лишенные какой-либо экономической ценности, которые по тем или иным мотивам представляют интерес для «держателя» токена: например, это могут быть фан-токены, которые позволят фанатам футбольной команды участвовать в ее жизни, голосуя за решения по поводу цвета формы игроков.

С учетом сказанного закономерна характеристика, данная токену М. Юрасовым: «Феноменальность токена заключается в том, что он может отображать что угодно. То есть это такой цифровой актив, который может отображать любые права, обязанности, единицу стоимости и даже абсолютно ничего»[4]. И именно этот момент исключает возможность применения ко всем без исключения случаям положений о ценных бумагах.

Вследствие крайнего разнообразия токены дифференцируют по различным основаниям. Наибольшее распространение, вероятно, получили классификации, базирующиеся на аналитике Службы по надзору за финансовыми рынками Швейцарии (Swiss Financial Market Supervisory Authority; далее – FINMA) и Комиссии по ценным бумагам и биржам США (англ. The United States Securities and Exchange Commission; далее – SEC). Исходя из того, что анализ FINMA основан на оценке экономической функции токенов, а SEC – степени родства токена с ценными бумагами, токены разграничиваются на:

платежные токены (Payment tokens (FINMA) / Cryptocurrencies (SEC)); криптовалюта, которая используется как средство платежа или как платежная единица, – это, прежде всего, биткоины и некоторые альткоины, например Ripple;

токены – активы (Asset tokens (FINMA) / Security (SEC)), которые содержат в себе элементы ценных бумаг, будучи, прежде всего, инструментом инвестиций и предоставляя «держателю» токена права на долю, получение дивидендов, процентные платежи, право голоса и проч. Именно эта разновидность токенов попадает под действие законодательства о ценных бумагах;

потребительские токены (Utility tokens (FINMA и SEC), предназначенные для предоставления «держателю» токена доступа к цифровым продуктам, сервисам или контенту и по своей сути являющиеся не средством инвестирования, а предоплатой, скидкой либо премиальным доступом к упомянутым продуктам, сервисам, контенту.

В России при разработке правового регулирования в сфере отношений по поводу ICO был сделан вывод о необходимости принятия нескольких законодательных актов. Предполагалось, что цель регламентации оборота токенов (цифровых прав) будет достигнута с принятием Закона о цифровых правах, Закона о краудфандинге (Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и Закона о ЦФА (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Читайте также:
Антиципация налогов: что это такое, описание и особенности

Примечательно, что в одной из промежуточных версий проекта Закона о цифровых правах понятие этих прав было сформулировано так: «В случаях, предусмотренных законом, обязательственные и иные права могут быть удостоверены исключительно записями в отвечающей установленным законом признакам информационной системе (цифровые права), если при этом обладатель цифрового права может осуществлять действия по распоряжению цифровым правом только с помощью использования уникального цифрового кода». Это позволило Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства сделать вывод о том, что в этой версии законопроекта определение цифровых прав построено по модели описания ценной бумаги в ст. 142 ГК РФ, а положения о правовом режиме цифровых прав – по модели бездокументарных ценных бумаг, и заключить: «Можно сказать, что именно институт бездокументарных ценных бумаг послужил прообразом для создания правового режима «цифровых прав». И в том, и в другом случае речь идет об особой форме, в которой существуют и обращаются обязательственные и иные права»[5].

Положениями Закона о цифровых правах эти права были отнесены к числу имущественных – наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами (ст. 128 ГК РФ). В п. 1 новой ст. 141.1 ГК РФ закреплена следующая дефиниция: «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

Итоговое легальное определение цифрового права принципиально отличается от сформулированного в первоначальной редакции законопроекта, которое звучало так: «В случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом»[6]. В литературе в связи с этим отмечается, что отказ законодателя от привязки цифровых прав как к распределенному реестру, так и к токенам и криптовалюте, позволяет распространять понятие цифровых прав на любые права, фиксируемые в цифровой форме[7].

С изложенными выводами сложно согласиться безоговорочно. Действительно, закрепленное в ст. 141.1 ГК РФ определение однозначно подтверждает отход от первоначальной концепции законопроекта, согласно которой, как уже указывалось, под цифровыми правами понимались исключительно токены. В итоге понятие «цифровые права» по сути превратилось в обозначение зафиксированных в электронной (цифровой) форме имущественных прав, которые отвечают двум признакам: во-первых, они должны быть прямо названы у качестве цифровых в законе; во-вторых, они должны приобретаться, осуществляться и отчуждаться на информационной платформе, «отвечающей установленным законом признакам». Иными словами, «цифровыми» права, закрепленные в электронной форме, могут стать только при условии соответствия двум названным в Кодексе формальным признакам, причем это могут быть вовсе не токены. Таким образом, между токенами и цифровыми правами нет оснований ставить знак равенства.

В развитие сказанного нужно коснуться определенных в Законе о краудфандинге и Законе о ЦФА разновидностях цифровых прав.

Так, в ч. 1 ст. 8 Закона о краудфандинге раскрывается понятие утилитарных цифровых прав. Это права требования: (1) передачи вещи (вещей); (2) передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; (3) выполнения работ и (или) оказания услуг. В ч. 2 названной статьи специально подчеркнуто, что к числу таких прав не относятся права требования имущества, подлежащего государственной регистрации или сделки с которым подлежат государственной регистрации либо нотариальному удостоверению.

Утилитарные цифровые права – это права, которые по смыслу ч. 1 ст. 8 Закона о краудфандинге могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться на инвестиционной платформе, предусмотренной ч. 5 ст. 11 этого Закона. Учитывая, что в этом Законе разрешаются вопросы только обозначенной категории имущественных прав, их классификация в качестве цифровых не играет никакой роли и не имеет какого-либо практического значения.

Примечательно, что анализ положений Закона о краудфандинге создал предпосылку для заключения о противоречии второго предложения п. 1 ст. 141.1 ГК РФ, по сути продублированного в ч. 7 ст. 8 Закона и закрепляющего правило об осуществлении цифровых прав только в информационной системе без обращения к третьему лицу, положениям ч. 1 ст. 8 Закона о краудфандинге: «Если цифровое право может быть осуществлено только в информационной системе, то каким образом будет осуществляться, например, право требования передачи вещи? Как должнику исполнить обязательство по передаче вещи только в информационной системе? В принципе вопрос можно поставить шире. Допускается ли исполнение обязательства, которое корреспондирует цифровому праву, за рамками информационной системы, «в реальном мире»? Или же исполнение должно происходить только в информационной системе, поскольку исполнение обязательства – неотъемлемая стадия осуществления цифрового права?»[8].

Читайте также:
Дипломатический паспорт: что это такое, описание и особенности

В ч. 2 ст. 1 недавно принятого Закона о ЦФА под цифровыми финансовыми активами предлагается понимать несколько разновидностей цифровых прав: (1) денежные требования; (2) права из эмиссионных ценных бумаг; (3) права участия в капитале непубличного АО; (4) право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов. Обращает на себя внимание и то, что в ст. 2 Закона о ЦФА говорится о «правах, удостоверенных цифровыми финансовыми активами», т.е. цифровые финансовые активы здесь рассматриваются уже не как сами права, а как запись, удостоверяющая цифровые права. Это позволяет заключить, что законодатель так и не разобрался окончательно, следует ли рассматривать цифровой финансовый актив в качестве самого субъективного гражданского права либо это способ фиксации таких прав в цифровой форме.

Последнее замечание является продолжением тех вопросов, которыми задавались эксперты на всем протяжении разработки разбираемых законов: являются ли цифровые права новым объектом гражданских права или новой формой их фиксации, да и надо ли вводить в гражданское право новое понятие «цифровое право»?[9]

Думается, что отход от изначальной цели введения в гражданское право понятия «цифровое право» и последовавшее за ним выхолащивание определения этих прав, содержательная несостоятельность нового понятия и далекий от совершенства нормативный материал в совокупности дают основания для вывода о том, что попытка введения в российскую цивилистику новой категории не удалась. Появление в законодательстве всякой новой категории должно преследовать конкретную правоприменительную цель, но в данном случае эта цель в процессе разработки новых законов была утрачена, вследствие чего понятие «цифровые права» очевидно стало лишним.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] В отношении этой идеи высказывались обоснованные сомнения. Например, в одном из заключений на законопроект № 424632-7 прямо предлагалось не вводить понятие «цифровое право», а «использовать применяемые на практике понятия «токен», «криптовалюта»» (Заключение Правового управления, подготовленное к рассмотрению законопроекта в первом чтении (по поручению Совета Государственной Думы (протокол от 09.04.2018 № 111, пункт 66))

[3] «Первые Т. (токены. – прим. М.Р.) чеканили английские купцы-промышленники в большом кол-ве в Англии и в колониях в 17 в. в меди или латуни, в 18 в. обычно в меди (очень редко в серебре или золоте). Это была вынужденная мера, т.к. английское правительство очень мало или почти совсем не чеканило мелких монет из-за больших по сравн. с номинальной стоимостью расходов на их изготовление» (Словарь нумизмата: Пер. с нем. / Х. Фенглер, Г. Гироу, В. Унгер / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Радио и связь, 1993 // URL: http://www.numizm.ru/html/t/token.html).

[5] Экспертное заключение по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», принятое на заседании от 17.01.2019 № 183-1/2019 // Экспертные заключения Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2019 г. Материалы IX международной научно-практической конференции «Гражданское право России. Итоги года» 24.12.2019. М., 2019. С. 165.

[6] См. текст проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции на дату его внесения – 26.03.2018 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7

[7] См., например, Конобеевская И.М. Цифровые права как новый объект гражданских прав // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 330-334.

[9] «Исходя из определения понятия цифровых прав представляется, что такие права фактически являются способом оформления традиционных имущественных прав разной природы (вещные права, обязательственные права, корпоративные права, исключительные права), а также их фиксации и перехода от одного владельца к другому. Однако данные права могут существовать в электронной форме, не создавая при этом новый вид объектов гражданских прав» (официальный отзыв Правительства РФ на законопроект № 424632-7 от 11.04.2018 № 2.3.3-11/484). «В этом смысле возникает вопрос: надо ли (и для каких целей) создавать новый объект права – «цифровое право»? Необходимо четко определить юридическую природу цифровых прав – являются ли они новым объектом гражданских прав ли новой формой их фиксации? (Экспертное заключение по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», принятое на заседании от 17.01.2019 № 183-1/2019 // Экспертные заключения Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 2019 г. С. 165-166).

Гражданский кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

федеральный закон
«Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая»
Номер: 51-ФЗ
федеральный закон
«Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая»
Номер: 14-ФЗ
федеральный закон
«Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья»
Номер: 146-ФЗ
федеральный закон
«Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая»
Номер: 230-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — кодифицированный свод федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Содержание

Структура Гражданского кодекса

Гражданский кодекс cостоит из четырёх частей, которые вводились в действие в разное время:

  • Часть первая от 30 ноября1994 года № 51-ФЗ — Общие положения, Право собственности и другие вещные права и Общая часть обязательственного права
    • Принята Государственной Думой21 октября1994 года
    • Введена в действие с 1 января1995 года
  • Часть вторая от 26 января1996 года № 14-ФЗ — Отдельные виды обязательств
    • Принята Государственной Думой 22 декабря1995 года
    • Введена в действие с 1 марта1996 года
  • Часть третья от 26 ноября2001 года № 146-ФЗ — Наследственное право. Международное частное право
    • Принята Государственной Думой 1 ноября2001 года
    • Одобрена Советом Федерации14 ноября2001 года
    • Введена в действие с 1 марта2002 года
  • Часть четвёртая от 18 декабря2006 года № 230-ФЗ — Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Принята Государственной Думой 24 ноября2006 года
    • Одобрена Советом Федерации8 декабря2006 года
    • Введена в действие с 1 января2008 года
Читайте также:
Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Реформа Гражданского кодекса

Данным Указом глава государства определил следующие цели совершенствования гражданского законодательства страны:

  • дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;
  • отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкованиясудом;
  • сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;
  • использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;
  • поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах — участниках Содружества Независимых Государств;
  • обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Для проведения означенной реформы этим же Указом был утверждён новый состав Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, которому поручено (совместно с Исследовательским центром частного права при Президенте) до 1 июня 2009 г. разработать концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также предложения о мерах по её реализации, предусмотрев подготовку в 2009—2010 годах проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 06.12.2021)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2004 года

24 декабря 2004 года

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельных участках разрешается возведение строений и сооружений вспомогательного использования.

Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2017 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее – национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений в части учета положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации при разработке и корректировке документов территориального планирования

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Средства компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в целях сохранения и увеличения их размера при наличии соответствующего решения общего собрания членов саморегулируемой организации размещаются только на условиях договора банковского вклада (депозита), заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (далее – договор), в валюте Российской Федерации в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств такого компенсационного фонда.

ГрК – Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ – Договор гражданско-правового характера;

ДМС – Добровольное медицинское страхование;

ДТП – Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор – государственный инспектор труда;

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: