Лесной кодекс: что это такое, описание и особенности

Статья 10 ЛК РФ. Подразделение лесов по целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

3. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 10 ЛК РФ

В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делятся на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывалось их местоположение и функциональное назначение. По каждой группе лесов определялись границы участков лесного фонда. Правовой статус леса в зависимости от группы лесов влияет на порядок ведения лесного хозяйства в лесах, использования лесного фонда, изъятия участков лесного фонда и перевода земель в другие категории. Правительством РФ 15 сентября 1997 г. было принято Постановление N 1169 “О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы” (с изм. и доп. от 4 мая 2005 г.). Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности (действует с посл. изм.). Приказом от 30 декабря 1993 г. N 348 были утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса.

По категориям защитности делились только леса I группы – леса, основным назначением которых было выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Лесным кодексом РФ 1997 г. было установлено 20 категорий защитности. Леса I группы имели наибольшую ценность в плане экологического значения и выполнения природоохранных, оздоровительных функций, в сохранении биологических компонентов.

Целевое назначение лесов II группы выражалось как в экологической, так и народно-хозяйственной принадлежности. “Ко II группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется лимитировать режим лесопользования. Они подразделяются на эксплуатируемые и ОЗУ.

Размер лесопользования в этих лесах регулируется средним годичным приростом и наличными запасами спелой древесины. При установлении размера расчетной лесосеки по каждой хозсекции лесоустройство исходит из принципа рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования. В зависимости от состава и строения насаждений, природных и экономических условий проводятся как постепенные, выборочные, так и сплошные рубки.

В лесах II группы ведется в основном лесокультурная система лесного хозяйства эксплуатационного значения. Лесохозяйственные мероприятия направляются на быстрейшее восстановление запаса и повышение продуктивности насаждений, улучшение их санитарного состояния и водоохранно-защитных функций. Цель повышения продуктивности достигается мелиорацией земель, созданием лесных культур, реконструкцией малоценных насаждений, уходом за лесом, сокращением оборота рубки и др. Одним из путей повышения продуктивности лесного фонда, ускоренного производства древесины для промышленной переработки в условиях Европейско-Уральской части страны является создание специальных лесосырьевых плантаций.

Рубки ухода в лесах II группы являются не только средством лесоводственного ухода за насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине. Им должна придаваться селекционная направленность” .

Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 57, 58.

Леса III группы – леса многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение. Именно леса данной группы использовались в качестве заготовки древесины и основной целью назначения имели хозяйственное использование. Леса III группы разделялись на освоенные и резервные. “К III группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Стратегия хозяйственного освоения этих лесов должна быть увязана с лесопромышленным и лесохозяйственным лесопользованием в тех и других природно-экономических районах. В этом отношении леса III группы неоднородны по степени и перспективам освоения. Они подразделяются на освоенные эксплуатацией, недоступные и неэксплуатируемые массивы, резервные леса и ОЗУ. В указанных категориях лесов задачи лесного хозяйства и лесоустройства неодинаковы.

Задачи лесоустройства в освоенной зоне лесов III группы сводятся к подготовке достоверных данных о количественной и качественной характеристике древостоев, расчету объемов возможного годичного лесопользования древесиной, оценке эффективности лесоэксплуатации, разработке рекомендаций по наиболее эффективной технологии рубки леса, способствующей лесовосстановлению естественным путем, а также мероприятий по охране и защите лесов” .

Во всех группах леса могли выделяться особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). Рослесхозом в 1993 г. (дополнением в 1997 г.) утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. К ним относились: опушки леса шириной 100 м по границам с безлесными пространствами; небольшие участки леса до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; прибрежные защитные полосы; участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов; опушки леса шириной 50 – 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам в защитных полосах вдоль этих дорог; участки леса в оврагах и балках; водоохранные зоны болот и др. Кроме особо защитных участков, выделялись также участки особо хозяйственного назначения (ОХН) – лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки, выдела-эталоны и др. Именно по принципу деления лесов на группы был разработан огромный массив подзаконных нормативных актов, строилась работа по ведению лесного хозяйства, проводилось лесоустройство.

Редакция Лесного кодекса РФ 2006 г. уже не применяет деление лесов на группы. Комментируемая статья выделяет три целевых назначения лесов, расположенных на землях лесного фонда, что соответствует новой классификации лесов на землях лесного фонда:

Читайте также:
Прямой умысел: что это такое, описание и особенности

защитные леса (ранее данную функцию выполняли преимущественно леса I и II группы);

эксплуатационные леса (ранее данную функцию частично выполняли леса II группы и полностью леса III группы);

резервные леса (ранее данную функцию выполняли леса III группы).

Леса, расположенные на землях иных категорий, четкой классификации не имеют, законодатель лишь предоставил право отнесения их к защитным лесам. Заметим, что в Кодексе также имеет место деление защитных лесов на категории для лесов на землях лесного фонда, а также для лесов на землях иных категорий (ст. 102 ЛК РФ). В защитных лесах и эксплуатационных лесах также могут быть выделены особо защитные участки лесов.

Необходимость разработки подзаконных нормативных актов в рамках реализации новелл принятого Лесного кодекса РФ очевидна.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” леса I группы и категории защитности лесов I группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.

См. также комментарии к ст. 102 – 109 настоящего Кодекса.

Лесной кодекс: что это такое, описание и особенности

Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года

(В редакции федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 14.06.2011 № 137-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 21.12.2013 № 360-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 415-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 28.06.2014 № 180-ФЗ, от 21.07.2014 № 250-ФЗ, от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 30.12.2015 № 455-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 23.06.2016 № 206-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 01.07.2017 № 143-ФЗ, от 29.12.2017 № 471-ФЗ, от 18.04.2018 № 77-ФЗ, от 04.06.2018 № 148-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 471-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 22.12.2020 № 454-ФЗ, от 04.02.2021 № 3-ФЗ, от 09.03.2021 № 35-ФЗ, от 30.04.2021 № 112-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 11.06.2021 № 209-ФЗ, от 02.07.2021 № 301-ФЗ, от 02.07.2021 № 302-ФЗ, от 02.07.2021 № 303-ФЗ, от 02.07.2021 № 304-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Статья 2. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 455-ФЗ; от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 415-ФЗ, от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Читайте также:
Незаконное врачевание: что это такое, описание и особенности

Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 5. Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 51. Информация о лесах

1. Информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3. Состав и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(Статья введена – Федеральный закон от 29.12.2017 № 471-ФЗ)

Статья 6. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда

1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 – 123 настоящего Кодекса.

(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Статья 61. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

(Статья введена – Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.12.2018 № 471-ФЗ)

Статья 10. Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 – 119 настоящего Кодекса.

(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (Часть введена – Федеральный закон от 22.07.2008 № 143-ФЗ)

Читайте также:
Монопольная цена: что это такое, описание и особенности

Статья 12. Освоение лесов

1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Статья 121. Лесной комплекс

1. Лесной комплекс представляет собой совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности.

2. Лесное хозяйство – виды экономической и иной деятельности по использованию и сохранению лесов, а также по лесоустройству и управлению в области лесных отношений.

3. Лесная промышленность является совокупностью отраслей промышленности, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 122. Древесина и продукция из нее

1. Древесина – лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется в том числе для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины.

2. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Из древесины путем обработки, первичной и последующей, физическими способами или переработки физическими и химическими способами получают продукцию из древесины, в том числе лесоматериалы (хлысты, обработанные и необработанные сортименты и иные лесоматериалы, классифицируемые по видовому (породному) и сортиментному составам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), а также классифицируемые в соответствии с указанными классификатором и номенклатурой иные виды продукции (продукция переработки древесины).

4. К необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.

5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.

6. Для целей применения части 2 статьи 801 настоящего Кодекса к продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанера, прессованная древесина, древесная масса, целлюлоза, бумага, картон и иная продукция из древесины, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.

(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 13. Лесная инфраструктура

1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

2. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

3. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, – рекультивации.

4. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

5. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ)

Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура

1. Для получения продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, полученных при использовании лесов, создается лесоперерабатывающая инфраструктура.

2. Создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

3. Лесоперерабатывающая инфраструктура относится к объектам промышленной инфраструктуры в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики.

(Статья в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 15. Районирование лесов

1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).

2. На основе лесорастительного районирования осуществляет

Лесной кодекс: что это такое, описание и особенности

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);

Читайте также:
Просрочка кредитора: что это такое, описание и особенности

Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 360-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);

Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014);

Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ);

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2015, N 0001201507010001) (вступил в силу с 1 октября 2015 года);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140006) (о порядке вступления в силу см. статью 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077);

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 455-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300097) (вступил в силу с 1 октября 2016 года);

Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. статью 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 206-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230065) (вступил в силу с 1 января 2017 года);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230074) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040051) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040165) (о порядке вступления в силу см. статью 32 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 143-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010008);

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 471-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290092);

Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 77-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180016) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 148-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, N 0001201806040056) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2018, N 0001201807190059) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040007) (вступил в силу с 1 сентября 2018 года);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040001) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ);

Федеральным законом от 18 декабря 2018 года N 471-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180016) (вступил в силу с 1 июня 2019 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280035) (вступил в силу с 1 июля 2019 года);

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240048);

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310085) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ);

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2020, N 0001202012220058) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ);

Федеральным законом от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2021, N 0001202102040014) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 303-ФЗ);

Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 35-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2021, N 0001202103090023) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 9 марта 2021 года N 35-ФЗ) ;

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 112-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300079);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 209-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110047);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 302-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020005) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 302-ФЗ);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 303-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020008) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 303-ФЗ).

В документе учтено:

Принят
Государственной Думой
8 ноября 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
24 ноября 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

Читайте также:
Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Статья 2. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 октября 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 455-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 июля 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 302-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 5. Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 5_1. Информация о лесах

1. Информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3. Состав и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(Статья дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 471-ФЗ)

С 1 января 2023 года Федеральным законом от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ статья 5_1 настоящего Кодекса будет изложена в новой редакции.

Статья 6. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда

1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего Кодекса.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 6_1. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ)

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Потребительский кооператив: что это такое, описание и особенности

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года Федеральным законом от 18 декабря 2018 года N 471-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110-119 настоящего Кодекса.

Лесное законодательство РФ. Общая характеристика.

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.

Акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие актов лесного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения данных актов в действие.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ определено, что лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями Лесного кодекса РФ.

Особенностями Лесного кодекса РФ является то, что кодексом устанавливаются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире. Все это немаловажно, т. к. необходимо отграничить разные виды отношений (лесные, имущественные, отношения недропользования и другие) друг от друга, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользования, обеспечения прав и свобод человека. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений закрепляется не только Лесным кодексом РФ, но и Гражданским кодексом РФ.

Ключевым положением Лесного кодекса является регулирование прав собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Выделяют следующие положения:

а) определение содержания права собственности Лесным кодексом, гражданским и земельным законодательством Российской Федерации;

б) нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной государственной собственности;

в) предоставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда на праве: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования;

г) передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации;

д) регулирование федеральным законом форм собственности на леса, расположенные на землях городских поселений;

е) право собственности граждан и юридических лиц на древеснокустарниковую растительность, расположенную на их земельном участке;

ж) развитие лесных сервитутов, т. е. института свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах для сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты, если иное не предусматривается законодательством.

Статья 6 Лесного кодекса РФ определяет предмет правового регулирования лесного законодательства, закрепляя понятие «объект лесных отношений». Объектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Участниками лесных отношений считаются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (их органы государственной власти в пределах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного самоуправления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и (или) использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Отношения физических и юридических лиц с Российской

Читайте также:
Недееспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений строятся на основе норм конституционного (государственного), административного права. Компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований определена главой 7 Лесного кодекса РФ.

46. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.

Саксонское зерцало: ленное и земское право.

“Саксонское зерцало”, написанное в 1220-е годы шёффеном Эйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая –ленному праву. “Право земли” содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении “неблагородных” свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между “благородными” свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.
“Саксонское зерцало” получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только “равных” по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения “Саксонского зерцала” относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:

предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;

судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;

провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);

право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Сборник состоит из двух крупных раз­делов:

Земского права (Ландрехта, 3 книги);

Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;

несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Церковь и империя

Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

“Саксонское зерцало” упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:

шёффенские люди (участвовали в суде епископа);

чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);

поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохо­зяйственного года.

Читайте также:
Небрежность преступная: что это такое, описание и особенности

В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: “Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться”.
Предусматривалась “продуктовая доля”, устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:

крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);

“лишенные прав”, “незаконнорожденные”, “все нерыцар­ского звания” со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений.

Основа ленной системы — договор о верности между гос­подином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.

Обязанности ленника:

уча­стие в феодальной курии сеньора.

Обязанности господина перед ленником:

не обременять чрезмерной службой;

не отказывать ему в правосудии;

не переводить в более низкий ранг;

не лишать лена бесправным способом и др.

В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Судебная защита прав

В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:

как защитить свои права?

какие необходимы доказательства для охраны своих прав?

в ка­кой суд нужно обратиться?

как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.

Суды подразделялись на следующие виды:

Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Пос­ледний ведал только мелкими делами, по которым предусматри­вались штраф и телесные наказания.

“Саксонское зерцало” — один из хорошо известных сборни­ков на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других зем­лях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возмож­ными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воп­лотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на про­тяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Гер­манское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ленники и ленное право в саксонском зерцале

Одним из самых важных и известных сборников немецкого областного права той эпохи стало «Саксонское Зерцало»*. Оно было составлено (записано) в 1221 – 1235 гг. ученым-судьей рыцарского сословия Эйке фон Репгофом (из Репгофа). Время, когда было записано «Саксонское Зерцало», было эпохой культурного и политического подъема Саксонии. Это отразилось в стремлении представить правовые традиции «Зерцала» как образцовые. Но в стихотворном введении составитель не забыл отметить традиционный характер предложенных им правил и норм: «И право то, что здесь дано,/ Не выдумано мной оно,/ А с давних пор от предков перешло».

Основную часть «Саксонского Зерцала» составил свод Земского права (в З книгах, каждая из которых насчитывает от 70 до 90 ст.). Второй частью стал небольшой (в 3 главах и около 200 статей) свод ленного права, первоначально написанный по-латыни. Разделение это было принципиально и связано с социальной адресованностью записанных правил. Свободные люди разных сословий объединялись тогда в правовом отношении в два больших класса: господ и просто свободных землевладельцев. Земское право адресовалось основной массе свободных, подсудных общинному (шеффенскому) суду. Ленное право регулировало отношения внутри класса господ в связи с их феодально-служебными связями и иерархией. «Саксонское Зерцало» не было, однако, простой записью местных обычаев и традиций феодального права. Многие правила и институты были позаимствованы из римского права, а также (несмотря на в целом отрицательное отношение составителя к верховенству церкви и папы) из канонического права.

Читайте также:
Оправдательный приговор: что это такое, описание и особенности

Ленное право было основой всех имущественных отношений. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии: все свободные разделялись на условные 7 «щитов», начиная с короля. Это разделение не было присуще только «Зерцалу», а имело публично-правовое обоснование во всей системе феодальных связей в Германской империи (см. § 31.1). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных земель. Духовенство, женщины, крестьяне, купцы, незаконнорожденные дети, особо лишенные своего статуса не могли быть причислены к ленному праву. Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству. Причисление к ленному праву было взаимосвязано с рыцарским достоинством: никакие другие юридические основания не давали прав на лен. И даже в спорах между двумя претендентами на лен прямо рекомендовалось предпочитать интерес того, кто «имеет военный щит».

Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор. Он заключался в определенной процедуре и со взаимными обязанностями сеньора и вассала. Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу, обязаться оказывать «уважение» и нести службу, участвовать в суде сеньора. Однако право жестко ограничивало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требовали согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель.

За ленником признавались, по существу, права собственности на его лен. Его наследники без ограничений и без вмешательства сеньора вступали в права наследования, следуя принципу майората. Правила земского права требовали, однако, чтобы другие братья были вознаграждены из общей суммы наследства. Не могли считаться наследниками дети-уроды, калеки, слепые и т. п. (поскольку на них не могли быть возложены военно-служилые обязанности). В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился самовластным собственником. Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу – в этих случаях права собственности также охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность определялась возрастом от 12 до 24 лет) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.

Лен (т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку монеты, виноградники и т. п. Мог быть отдельно судебный лен – право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штрафы. Особым качеством обладал городской лен. Такой ленник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязывался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями. Категорически запрещалась передача лена на срок – это не считалось уже ленным владением. Правда, сложился своеобразный институт ожидания лена, когда (видимо, в силу нехватки земель, иных выгод) сеньор назначал наследником другого вассала, который ждал, пока лен «освободится».

Наряду с полноценной собственностью признавалось право владения, в том числе и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения – в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) – владелец становился собственником. Право владения признавалось и за женщинами. Считалось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она сама («утренний дар»). Однако наследование по женской линии ограничивалось, «так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков».

Собственнические права не были неограниченными. Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. п. Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника». Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени – серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. концессии) того, кому принадлежали верховные сеньориальные права на эти земли.

Наследственные имущественные права признавались и за основной производительной силой тогдашнего общества – крестьянами-чиншевиками (кроме них, был и слой крепостных людей, права которых не описывались из-за огромного, как отмечалось, их разнообразия и чисто местного значения). В случае неуплаты вовремя оброков-чинша крестьяне уплачивали двойные нормы в качестве штрафа. «Зерцало» содержало и точный перечень повинностей, а также их размеров, которые полагалось платить сеньору. Требовать свыше установленного считалось нарушением прав.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Ленное право

В Викисловаре есть статья « феод »

Фео́д (лат. feudum ), также фьеф, лен [1] [2] [3] [

1] — зе́мли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором в пользование и распоряжение ими (иногда в наследственное — см. поместье), осуществлялось на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе.

Читайте также:
Назначение наказания: что это такое, описание и особенности

Содержание

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Комментарии
  • 4 Примечания

История

При передаче сеньором вассалу права владения феодом сеньор в отношении феода аналогичного права не терял. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц.

Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, что право вассала владеть, пользоваться и распоряжаться феодом оставалось за ним только при условии несения вассалом службы в пользу сеньора. Если вассал по тем или иным причинам прекращал исполнять свои обязательства перед сеньором, сеньор имел право отобрать у вассала феод и передать его другому лицу либо оставить феод у себя. Сословность феодальной собственности заключалась в том, что правом владения феодами обладали только лица, принадлежавшие к благородному (дворянскому) сословию. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Введение вассала во владение феодом (инфеодация) оформлялось символическим актом, именуемым инвеститурой. С XI века инвеститура стала, как правило, сопровождать заключение вассального договора наравне с церемонией оммажа и принесением вассалом клятвы верности сеньору (фуа).

Синонимом феода является термин лен (от древненемец. lehn — «дар»). Первоначально термин «лен» означал то же, что и бенефиций, то есть условное пожалование на срок. С XII века лен становится наследственным пожалованием крупного феодала более мелкому, то есть принимает черты феода. В ходе ленных пожалований окончательно сложилась иерархическая система феодального землевладения в Западной Европе.

Феод был землёй, полученной фактическим её владельцем (обладателем dominium utile) от полного собственника (обладателя dominnium directum) в вечное пользование под условием несения первым (vassalus, homo, feodatus) в пользу второго (senior, dominus) служб особого рода, считавшихся почётными или благородными. Таким образом феод отличался от бенефиция, который только пожизнен; от аллода, который не обложен повинностями; от цензивы, которая, будучи простонародным наделом (terre roturière), обязана податью и барщиной.

Иногда термин феод (фьеф) прилагался и к другого рода объектам собственности или, вернее, доходным статьям, а именно: 1) административной должности (fief-office); 2) регалии, или монополии; 3) податным сборам и вообще финансовым правам; 4) жалованьям, рентам, пенсиям (fief-argent), если они отдавались в частные руки на основаниях феодального договора. Такое расширение понятии «феод» свидетельствует о постоянном захвате им все новых экономических сфер; но феоды последних категорий были явлением частным, производным, и коренное понятие «феода-земли» (fief-terre) всегда оставалось преобладающим.

В феоде обнаруживалась тенденция к наследственности, которая характеризовала аллод; он связан был с воинской службой, как бенефиции; его можно даже сравнить с владением низших классов, потому что, как и последнее, он не был юридически собственностью владельца, а лишь «держанием» (tenure); чем меньше и слабее был феод, тем больше сливался он с крестьянским наделом и в других отношениях.

Слово feodum появляется в источниках уже в начале Χ в. Оно употребляется синонимично с термином beneficium, сначала изредка, потом параллельно, наконец, к концу XI в. совсем вытесняет последнее. Стало быть, можно предположить, что феод вырос из бенефиция, как следующая фаза земельной эволюции. В эту эпоху последних Каролингов и первых Капетингов намечались те видоизменения, которые создали природу феода и его правовые отличия от бенефиция: пожизненность переходила мало-помалу в наследственность в силу стремления владельцев консолидировать своё положение против произвола магнатов-князей и сеньоров; права и обязанности между пожалователем (или покровителем) и пожалованным (или закладывавшимся) формулировались постепенно в более определённом договоре; с получением земли от сеньора (или с сохранением её под его опекой) стала обыкновенно соединяться передача владельцу феода известной суммы политических полномочий (функций суверенитета).

В южной части Франции (графстве Тулузском, герцогстве Аквитании, королевстве Арелатском), где лучше сохранились древнеримские воспоминания (писанный закон, муниципальный строй), удержались дольше и сильнее формы полной собственности (аллоды). Население упорнее отстаивало здесь древнюю традицию (право) против новых обычаев (кутюм), т. е. против превращения земель: более крупных — в благородное держание (феод), мелких — в крестьянский надел (цензиву). Земельные отношения в этих местностях долго регулировались принципом «Nul seigneur sans titre» (нет господина без титула): a priori (лат. буквально «от предшествующего») земля аллодиальна в руках владельца; нужен оправдательный документ, чтобы приобрести на неё сеньориальное право.

Местами независимая собственность существовала (в XII и даже XIII в.) и в центре страны. На севере она попадалась уже в виде редких исключений. Нормандия, Бретань, Фландрия, Иль-де-Франс сделались классической почвой феодов; там утвердился принцип «nulle terre sans seigneur» (нет земли без господина), т. е. обязательство доказать полную собственность на данную землю ложилось на того, кто заявлял на это притязание. К XII в. феоды покрыли Францию общим, хотя не везде одинаково плотным покровом. Земельную независимость (аллодиальность) сохранили только самые крупные сеньоры, вместе с приобретением державных прав (суверенитета) [5] .

Ленник — особа, которая находится в ленной зависимости от сюзерена, наследный держатель лена в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой; владелец феода в Западной Европе. Вассал, который зависим от сеньора [6] .

С развитием товарно-денежных отношений и падением значения феодального ополчения рыцарей обязательства вассала по отношению к сеньору трансформировались: вместо личной военной службы держатель феода стал уплачивать определённую денежную ренту. Кроме того, возникли так называемые денежные феоды, когда рыцарям предоставлялась не земля, а денежное содержание. Это привело к отмиранию панцирных ленов, то есть земельных владений за личную военную службу сеньору.

Помимо земельного владения, феод мог также представлять собой какое-либо право — на сбор дорожной, мостовой, паромной пошлины или право собственности на имущество, попавшее на землю феодала («Что с воза упало, то пропало», или вещи, выброшенные на берег после кораблекрушения) [7] [8] .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: