Национально-культурная автономия: что это такое, описание и особенности

Что такое национально-культурная автономия?

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия — действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия — один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма — общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

Главная цель создания такого рода объединений — принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В Российской Федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия — это одна из форм этнокультурного самоопределения. Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории. Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель — решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:

  1. Местная общественная организация — национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
  2. Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
  3. Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму.

В Российской Федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

Российские культурные автономии

От ФЗ «О национально-культурной автономии» перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • «Конгресс поляков в России».
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:

  • Автономия тверских карел (Тверь).
  • Петербургская автономия финнов-инкери.
  • Автономия Ленинградской области — ингерманландских финнов.
  • Автономия поморов Архангельской области.
  • Автономия «Дидойцы».
  • Чувашская автономия в Красноярске.

Принципы автономии

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

  • Законность.
  • Самоуправление, самоорганизация.
  • Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
  • Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
  • Многообразие способов внутренней организации.
  • Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.

Права

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:

  • Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
  • Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
  • Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
  • Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
  • Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
  • Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
  • Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
  • Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств.
Читайте также:
Раздел имущества: что это такое, описание и особенности

Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:

  • Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
  • Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
  • Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
  • Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
  • Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
  • Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
  • Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
  • Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
  • Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами.

Учреждение

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания. Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта. Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь — последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:

  • ФЗ №74 (ст. 6).
  • ФЗ №82 (ст. 21).

В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Регистрация и Минюст

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

  • Территориальные отделения Минюста РФ — касательно местных, региональных организаций.
  • Российское Министерство юстиции — касательно федеральных образований.

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки — открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

  1. Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
  2. Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
  3. Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
  4. Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
  5. Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
  6. Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
  7. Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
  8. По желанию — описание символики автономии.
  9. Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.
Читайте также:
Отлагательное условие: что это такое, описание и особенности

Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть — помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов — помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления — помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом — ФЗ № 74.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ – одна из форм сохранения идентичности этнических групп, предполагающая государственное признание различных видов их самоорганизации.

Национально-культурная автономия создаёт­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда эт­нические груп­пы рас­сре­дото­че­ны по тер­ри­то­рии и не со­став­ля­ют боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния в ка­кой-ли­бо административно-территориальной еди­ни­це (смотрите На­цио­наль­ные мень­шин­ст­ва). Национально-культурная автономия – об­щественное объ­еди­не­ние, в рам­ках ко­то­ро­го эт­ническим груп­пам га­ран­ти­ру­ет­ся пра­во поль­зо­вать­ся на­сле­ди­ем сво­ей куль­ту­ры, ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, ис­поль­зо­вать род­ной язык в ча­ст­ной и пуб­лич­ной жиз­ни, в про­цессе обу­че­ния, под­дер­жи­вать кон­так­ты с пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы в сво­ей стра­не или за ру­бе­жом, изу­чать свою ис­то­рию, тра­ди­ции и куль­ту­ру, соз­да­ют­ся ус­ло­вия для со­хра­не­ния са­мо­быт­но­сти эт­нических групп, их уча­стия в раз­ра­бот­ке и осу­ще­ст­в­ле­нии государственной национальной по­ли­ти­ки, пре­дот­вра­ще­нии воз­мож­ных про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми различных групп.

Кон­цеп­ция национально-культурной автономии ле­жит в ос­но­ве Ра­моч­ной кон­вен­ции о за­щи­те национальных мень­шинств 1995 года. В отдельных стра­нах эт­ническим груп­пам га­ран­ти­ру­ет­ся воз­мож­ность соз­да­ния ор­га­нов, пред­став­ляю­щих их ин­те­ре­сы на об­ще­на­цио­наль­ном уров­не (Фин­лян­дия, Нор­ве­гия, Ав­ст­рия). Так, в Фин­лян­дии Шведская народная ас­самб­лея и Са­ам­ский пар­ла­мент пра­во­моч­ны об­ра­щать­ся к государственным ор­га­нам, ча­ст­ным уч­ре­ж­де­ни­ям, об­щественным ор­га­ни­за­ци­ям по всем во­про­сам, за­тра­ги­ваю­щим ин­те­ре­сы их эт­нических груп­пы. В за­ко­но­да­тель­ст­ве пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся обя­за­тель­ные кон­суль­та­ции с эти­ми ор­га­на­ми при рас­смот­ре­нии во­про­сов, ка­саю­щих­ся дан­ных эт­нических групп.

В Российской Фе­де­ра­ции национально-культурная автономия при­зна­ёт­ся фор­мой на­цио­наль­но-куль­тур­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния, пред­став­ляю­щей со­бой объ­е­ди­не­ние гра­ж­дан, от­но­ся­щих се­бя к оп­ре­де­лён­ной эт­нической общ­но­сти, на­хо­дя­щей­ся в си­туа­ции национального мень­шин­ст­ва на со­от­вет­ст­вую­щей тер­ри­то­рии. Ор­га­ни­зационная ос­но­ва национально-культурной автономии оп­ре­де­ля­ет­ся спе­ци­фи­кой рас­се­ле­ния эт­нических групп; национально-культурная автономия мо­жет соз­да­вать­ся на ме­ст­ном, ре­гио­наль­ном и фе­де­раль­ном уров­нях.

Ме­ст­ная национально-культурная автономия уч­ре­ж­да­ет­ся на об­щем со­б­ра­нии (схо­де) гра­ж­дан, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зова­ния, ре­гио­наль­ная и фе­де­раль­ная национально-культурная автономия – на кон­фе­рен­ции (съез­де) пред­ста­ви­те­лей ме­ст­ных или ре­гио­наль­ных национально-культурных автономий. В РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся государственная ре­гист­ра­ция и ве­дёт­ся ре­естр национально-культурных автономий, от­кры­тый для все­об­ще­го оз­на­ком­ле­ния. Национально-культурная автономия ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пах сво­бод­но­го во­ле­изъ­яв­ле­ния гра­ж­дан при от­не­се­нии се­бя к эт­нической общ­но­сти, са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­управ­ле­ния, мно­го­об­ра­зия форм внутренней ор­га­ни­за­ции, со­че­та­ния об­щественной ини­циа­ти­вы с государственной под­держ­кой, ува­же­ния язы­ка, куль­ту­ры, тра­ди­ций и обы­ча­ев различных эт­нических общ­но­стей, а так­же за­кон­но­сти.

По­ря­док приё­ма в чле­ны национально-культурной автономим оп­ре­де­ля­ет­ся её ус­та­вом, од­на­ко в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом национальная при­над­леж­ность не мо­жет слу­жить ос­но­ва­ни­ем для ог­ра­ни­че­ния уча­стия или не­уча­стия гра­ж­дан в дея­тель­но­сти национально-культурной автономии. Осу­ще­ст­в­ле­ние пра­ва на автономию не долж­но на­но­сить ущер­ба ин­те­ре­сам др. эт­нических общ­но­стей. Не мо­гут ущем­лять­ся так­же пра­ва гра­ж­дан РФ в свя­зи с их уча­сти­ем или не­уча­сти­ем в дея­тель­но­сти на­цио­наль­но-куль­тур­ной ав­то­но­мии.

Национально-культурная автономия мо­жет об­ра­щать­ся в ор­га­ны вла­сти и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния для за­щи­ты сво­их на­цио­наль­но-куль­тур­ных ин­те­ре­сов, по­лу­чать под­держ­ку в це­лях со­хра­не­ния национальной са­мо­быт­но­сти, раз­ви­тия национального язы­ка и куль­ту­ры, со­хра­нять и обо­га­щать своё ис­то­рическое и куль­тур­ное на­сле­дие, иметь сво­бод­ный дос­туп к национальным куль­тур­ным цен­но­стям, соз­да­вать сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, об­ра­зо­вательныеи на­учные уч­ре­ж­де­ния, уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры, раз­ви­вать ху­дожественные народные про­мыс­лы и ре­мёс­ла. При ор­га­нах ис­пол­ни­тель­ной вла­сти РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, ор­га­нах ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния мо­гут соз­да­вать­ся кон­суль­та­тив­ные со­ве­ты по де­лам национально-культурных автономий, дей­ст­вую­щие на об­щественных на­ча­лах.

Читайте также:
Патентное право: что это такое, описание и особенности

Национально-культурная автономия

Национально-культурная автономия — это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности.Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее — национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.

Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности.Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

Согласно Закону РФ “О национально-культурной автономии” национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

Читайте также:
Преторская юстиция: что это такое, описание и особенности

Национально-культурная автономия в России

Виды национально-культурных автономий. Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности. Правовые основы национально-культурной автономии в России. Итоги реализации закона о национально-культурных автономиях.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.10.2012
Размер файла 61,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национально-культурная автономия в России

Курсовая работа выполнена с целью анализа понятия и проблем национально-культурных автономий в России.

Объектом курсовой работы – является правовое регулирование формирования деятельности национально-культурных автономий в России.

В работе исследовано понятие и принципы национально-культурной автономии, проанализированы основные виды национально-культурных автономий в России. Выявлены итоги реализации закона о национально культурных автономиях.

Теоретические выводы основаны на законодательстве Российской Федерации и практических примерах.

Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности является предметом внимания общества, различных политических партий и движений. С распадом СССР в России начался процесс суверенизации республик, происходивший под определённым воздействием идей национального самоопределения. Стремление к самоопределению проявили не только титульные народы, но и граждане других национальностей. Необходимость равноправия и самоопределения народов нашла отражение в преамбуле Основного закона Российской Федерации и его первой главе, посвященной основам конституционного строя.

Однако утвердившиеся принципы внутригосударственного устройства не решают проблемы всех народов России, всё более осознающих свою сопричастность к формированию внутренней и внешней политики государства. В этой связи особую значимость приобретает такая принципиально важная для нашей страны форма самоопределения, как национально-культурная автономия. Она позволяет «гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования . В процессе становления национально-культурных автономий, несмотря на накопленный положительный опыт, возникает ряд противоречий и проблем, которые не только требуют своего решения, но и разработки ряда теоретических вопросов. Важное значение при рассмотрении современных проблем развития национально-культурной автономии играет знание истории. В связи с принятием Федерального закона «О национально-культурной автономии», а также процессом их реального становления и развития, актуальным является также исследование базовых принципов экстерриториального самоопределения народов.

Хотя феномен национально-культурной автономии самым непосредственным образом связан с оптимизацией национальных отношений, но одновременно он занимает весомое место в системе федеративных отношений. Нет сомнения, что НКА следует рассматривать как механизм сохранения целостности и развития внутреннего этнического многообразия России. Учитывая, что с ликвидацией Палаты национальностей Верховного Совета РСФСР в Российской Федерации отсутствует представительный орган национальностей, актуальным является поиск адекватной процессу демократизации формы участия национальностей в государственном управлении, реализации своих интересов на территориальной и экстерриториальной основе. 1 Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы граждан.

Теоретиками и разработчиками программы культурно-национальной автономии были видные австрийские социал-демократы О. Бауэр и К. Реннер. К. Реннер делал основной упор на нацию как на некую духовно – культурную общность. О. Бауэр, в свою очередь, добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова «национальный» и «культурный» часто менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно. Спор возникал из-за вопроса о том, как должны «автономизироваться» нации – по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо-правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции.

Читайте также:
Открытый счет: что это такое, описание и особенности

У этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали воедино территориальную автономию, элементы федерализма (предлагая двухпалатный парламент) и национально-культурной автономии.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования курсовой работы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом курсовой работы – является правовое регулирование формирования деятельности национально-культурных автономий в России.

Предмет курсовой работы – особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.

Цель курсовой работы – на основе анализа законодательства Российской Федерации выявить особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России

2. Изучить проблемы правового регулирования национально культурной автономии

3. Исследовать виды национально-культурной автономии в России

4. Проанализировать итоги реализации закона о национально культурных автономиях.

многонациональность культурный автономия закон

1. Теоретико-правовые основы национально-культурной автономии

Валюта

Национальная денежная единица

Валюта — это деньги в обращении конкретного государства, которые определяют стоимость товаров и услуг. Например, валюта России — рубль, Израиля — шекель.

По закону валюта — это не только банкноты и монеты. Это также средства на банковских вкладах и счетах и деньги, которые изъяли из обращения для замены на актуальные.

У каждой валюты есть стандартный трехбуквенный код. Евро — EUR, рубль — RUB. Эти обозначения признают во всем мире. Рассказываем, какие бывают валюты и почему их стоимость постоянно меняется.

Зачем нужна валюта

Валюту можно использовать в пределах государства или на международном уровне — но не всегда. Внутри страны валюта позволяет:

  • определять стоимость товаров или услуг и оплачивать их;
  • накапливать сбережения;
  • вступать в финансовые отношения: например, платить налоги, выдавать зарплаты, оформлять займы.

На международном уровне валюта нужна, чтобы вести взаиморасчеты между государствами.

Какие валюты бывают

Есть разные способы классификации валют: по отношению к стране выпуска, по конвертируемости и по отношению к валютным запасам.

По отношению к стране-эмитенту. Эмиссия — это выпуск денег и ценных бумаг, а государство-эмитент — страна, выпускающая деньги. Все валюты в этом случае делят на три вида:

  1. Национальные. Деньги, которые выпускают и используют на территории конкретного государства. Например, рубли в России.
  2. Иностранные. Деньги в обращении или на счетах иностранных государств. Например, японская иена для России.
  3. Коллективные. Интернациональные денежные единицы, которые используют для международных сделок. Например, евро или доллар США.

По конвертируемости. Конвертируемость — это возможность обмена национальных денег на другие валюты. В зависимости от возможности свободно покупать и продавать валюту выделяют три вида:

  1. Свободно конвертируемые. Это валюта, которую можно продавать и покупать без ограничений. Их 17, включая евро, канадский и американский доллар, британский фунт стерлингов.
  2. Частично-конвертируемые. Это деньги, которые можно обменять на валюту некоторых стран. Таких валют в мире много, в том числе рубль. У частично-конвертируемых валют также есть ограничение при переводах: иногда используют двойную конвертацию. Например, чтобы обменять рубль на исландскую крону, понадобится сначала перевести рубли в доллары, а затем доллары — в кроны. При оплате банковской картой с частично-конвертируемой валютой за рубежом банк-эмитент снимает высокую комиссию за конвертацию.
  3. Неконвертируемые. Это деньги, которые функционируют только в пределах одной страны: их нельзя обменять на валюту другого государства. Например, кубинский песо и северокорейский вон.

По отношению к валютным запасам. Центральные банки государств создают денежные резервы для проведения международных расчетов. Валюта, которую накапливают банки, называется резервной. Их всего шесть: доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк и юань. Остальные валюты считают нерезервными.

Читайте также:
Охранное отделение: что это такое, описание и особенности

Цифровая валюта

Цифровая валюта — это все виды электронных денег: виртуальная валюта, интернет-деньги и криптовалюта. Рассказываем, чем они различаются.

Виртуальная валюта. Это деньги, которые используют в определенном сообществе. Например, в компьютерной игре: чтобы покупать виртуальные предметы, можно зарабатывать деньги в миссиях или оплачивать их реальными деньгами. Или в соцсетях — например, в «Одноклассниках» используют валюту «ОК». Такие деньги невозможно перевести в обычную валюту, их используют только внутри платформы.

Интернет-деньги. Эти деньги выпускает и хранит электронная платежная система, например WebMoney, PayPal, «Яндекс.Деньги». Электронные деньги не то же, что безналичные рубли: рубли хранятся на счете в банке, все платежи и переводы тоже проводит банк.

Платежные системы позволяют совершать разные финансовые операции: переводить деньги другому лицу, оплачивать счета, рассчитываться за покупки в магазинах. Это конвертируемая валюта: ее можно обналичить или перевести в деньги на банковский счет

Криптовалюта. Ценность этого вида цифровой валюты определяет спрос пользователей, а курс не зависит от курса национальных валют. В отличие от других цифровых денег, криптовалюта децентрализована — то есть единого центра выпуска криптовалют не существует.

Возможности криптовалюты различаются в разных странах. В России ее можно использовать только для инвестирования, но покупка и продажа товаров за криптовалюту в стране запрещена. А в Японии биткоинами можно оплатить чашку кофе.

Курс валют

Чтобы понимать, как одна валюта соотносится по цене с другой, используют курс — стоимость одной валюты в единицах другой. Есть три вида курса:

  1. Прямой — с его помощью определяют стоимость национальной валюты за единицу иностранной.
  2. Обратный — показывает стоимость иностранной валюты за единицу национальной.
  3. Кросс-курс — соотносит две валюты с курсом доллара США. Это нужно, если одну валюту нельзя напрямую обменять на вторую. Например, чтобы обменять евро на канадские доллары, надо сравнить обе валюты с долларом, а потом друг с другом.

Валютный курс изменяется в реальном времени. График курса позволяет отслеживать и прогнозировать динамику ценности национальных денег.

Курс валют в реальном времени

Курс валют показывает, как соотносятся между собой деньги разных стран, а также отражает состояние экономики государств.

Что влияет на стоимость валюты

Ценность валюты определяют спрос и предложение. Валюту постоянно покупают и продают за другую валюту. При недостатке денег спрос растет и цена валюты увеличивается. Если страна перенасыщена деньгами, предложение превышает спрос и цена валюты падает. Если этот процесс не остановить, деньги могут обесцениться — это приведет к инфляции

Чтобы этого не произошло, за курсом валюты следит Центральный банк — финансовая организация, которая контролирует всю финансовую систему страны. Центробанк устанавливает официальный курс, но на биржах и в банках свои курсы. Центробанк может только поддерживать их на приемлемом уровне: повышать или снижать ключевую ставку, выпускать дополнительные деньги.

Иногда Центробанк теряет контроль над стоимостью валюты и она становится непредсказуемой. Это случается непредвиденных обстоятельств: политических кризисов, техногенных катастроф, военных конфликтов.

Что такое твердые и мягкие валюты

В разных странах на валюту влияют разные факторы, поэтому их курсы ведут себя . Валюты со стабильным, устойчивым курсом, который имеет незначительные колебания, называют твердыми. Среди них американский и канадский доллары, евро, швейцарский франк, иена.

Валюты с нестабильным курсом, который постоянно колеблется, называют мягкими. Примеры — бразильский реал, украинская гривна, российский и белорусский рубли.

Валюта: понятие, виды, характеристика иностранной валюты

Характеристика понятия «валюта»

Мировая валютная система, сформировавшаяся еще в XIX в., характеризуется принципами построения мирового хозяйства. Она формируется из совокупности экономических отношений, определяемых функционированием валюты. В широком смысле валюта определяется как товар осуществляющий функцию денег. При более конкретном представлении валюта выступает в качестве основного элемента денежной системы, с определенным набором задач.

Читайте также:
Персона грата: что это такое, описание и особенности

Классификация валюты

Классификация валюты осуществляется по следующим признакам:

  1. По отношению к стране-эмитенту;
  2. По степени конвертируемости;
  3. По отношению к валютным запасам;
  4. По материально-вещественной форме;
  5. По виду совершаемой валютной операции;
  6. По принципу построения;
  7. По положению валюты на рынке.

По отношению к стране-эмитенту

Национальная валюта – это денежная единица, эмитируемая и используемая на территории конкретного государства. Национальная валюта имеет хождение на всей территории государства и является законным платежным средством (например, Россия – российский рубль, Китай – китайский юань и т.д.).

Иностранная валюта совокупность денежных знаков и средств на счетах иностранного государства, выступающая в качестве законного средства платежа соответствующего государства, группы государств (для России – японская иена).

Коллективная валюта – это интернациональная валюта, определенная коллективным соглашением группы государств и являющаяся мерой стоимости при осуществлении межгосударственных расчетов (например, Евро — в рамках Европейского Союза).

В современном мире актуальными для использования в качестве коллективной валюты выступают специальные права заимствования (СДР).

Данная расчетная единица была установлена в 1969 году. Необходимость ее создания была определена международными соглашениями. Данные соглашения заключались между странами участниками МВФ и предполагали осуществлять взносы в определенных размерах, однако средств оказалось недостаточно.

Бреттон-Вудская валютная система предполагала, что резервной валютой будет доллар США, однако количество валюты требовалось слишком большое и выпуск ее в таком количестве подорвал бы к ней доверие. Это явление получило название «парадокс Триффина», в память об американском учетном Роберте Триффине, который первым заинтересовался изучением данного явления.

Наиболее популярной коллективной валютой на сегодняшний день является Евро. Эмитентом данной валюты выступает Европейский центральный банк. Зона распространения данной валюты – 19 стран-участниц (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония).

В 2006г. планировалось появление новой коллективной валюты ACU. Данная валюта должна была в себе учитывать стоимость валют основных азиатских стран – 13 стран-участниц (Южная Корея, Китай, Филиппины, Бруней, Япония, Сингапур, Таиланд, Индонезия, Лаос, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, Малайзия). ACU предполагала быть аналогом Евро, однако пока такой валюты не появилось. Связано это в первую очередь с вопросами экономической и политической интеграции объединяемых стран на фоне единого экономического пространства.

По степени конвертируемости

Конвертируемость валюты или возможность обмена валюты на другую без ограничений заключается в экономическом потенциале и степени развитости внешнеэкономических отношений страны-эмитента.

Конвертируемая валюта (полностью конвертируемая валюта) – данная валюта находится в состоянии свободного обмена на другую валюту, валюту иностранного государства. Так, например: швейцарский франк, доллар США, Норвежская крона, Евро и др. (с ноября 2015г. насчитывается 18 таких валют).

Частично конвертируемая валюта – это валюта, которая имеет ограничения по обмену для отдельных владельцев и при совершении определенных валютных операций. Данные ограничения определяются на законодательном уровне.

Неконвертируемая валюта – данный вид валюты не подлежит обмену на иностранную валюту. Это характерно для развивающихся стран, в условиях осуществления жесткого валютного контроля.

По отношению к валютным запасам

Резервная (ключевая) валюта – валюта иностранного государства, используемая в качестве валюты для формирования резервов и осуществления международных расчетов. Исходя из этого данный вид валюты наделяется резервной функцией и функцией международного средства платежа. Кроме того, на основе резервной валюты осуществляются расчеты валютного курса, и она выступает в качестве базы при определении валютного паритета.

Исторически первой резервной валютой являлся английский фунт стерлингов. В 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе было принято решение наряду с фунтом стерлингов использовать в качестве резервной валюты доллар США, который вскоре стал преобладающим.

Читайте также:
Предостережение прокурора: что это такое, описание и особенности

В 1976 году было принято Ямайское соглашение, которое де-юре утвердило демонетизацию золота, путем:

  • отмена официальной цены на золото;
  • отмена золотых паритетов (формально на сегодняшний день основой валютных паритетов объявлены СПЗ);
  • отмена взносов золотом для стран-участниц МВФ.

Однако несмотря на это основной функцией золота остается функция мировых денег, как международного резервного средства.

Нерезервная валюта – валюта, которая не применяется для формирования резервов страны.

По материально-вещественной форме

Наличная валюта – это средство платежа, выступающее в форме монет и бумажных банкнот.

Безналичная валюта – это платежное средство, не имеющее физической формы, приравненное к конкретной валюте, возникающее в результате кредитной эмиссии центральным банком, либо при переводе в безналичную форму наличной валюты.

По виду совершаемой валютной операции

Валюта сделки – это валюта, в которой заключаются внешнеторговые контракты, а также валюта, используемая при оформлении международных кредитов. Валюта сделки может быть валютой кредитора или заемщика, экспортера или импортера, при этом как правило используется конвертируемая валюта, в целях избежания рисков от изменения валютного курса.

Валюта платежа – это валюта, в которой осуществляется оплата по внешнеторговым контрактам и по международным кредитам. Валюта платежа определяется по соглашению сторон и является полностью конвертируемой. Валюта платежа может не совпадать с валютой сделки, в таком случае в контракте указывают курс перерасчета валюты сделки в валюту платежа.

Валюта кредита – это валюта в которой осуществляется предоставление кредита. Экспортные кредиты могут оформляться в валюте импортера, экспортера, в валюте третьих стран, а также в международных расчетных единицах. Валюта кредита может не совпадать с валютой его погашения, что в обязательном порядке должно быть прописано кредитным договором и определен порядок пересчета одной валюты в другую. Валюта кредита зависит от положения заёмщика на данном рынке и отношений с кредитным учреждением.

Валюта клиринга – валюта, используемая при оформлении торговых отношений между государствами на основании межправительственных соглашений. Данные соглашения предполагают взаимозачет требований и обязательств, в случае если страны (одна из стран) не имеет достаточного количества свободно конвертируемой валюты. При достижении клиринговых отношений валюта клиринга является валютой, в которой осуществляется погашение взаимных обязательств и требований.

Валюта векселя – это валюта, в которой вексель выставлен. Векселя, находящиеся во внутреннем обороте страны, выставляются в валюте данной страны. Те векселя, которые находятся в международном обороте выставляются в валюте кредитора, должника или валюте третьей страны.

Валюта страхования – это валюта в которой осуществляется страхование. В данной валюте выплачивается страховое возмещение и выплачивается премия.

По принципу построения

Валюта «корзинного» типа – это межнациональная денежная единица, стоимость которой выражается в средневзвешенной величине рыночной стоимости валют стран, являющихся членами определенной валютной зоны (Например, валюта СДР).

Обычная валюта – это вид валюты, определенный признаком классификации по принципу построения. К ней относятся те валюты, которые не являются валютой «корзинного» типа, такие как российский рубль, доллар США и др.

По положению валюты на рынке

Сильная (твердая) валюта – это валюта устойчивая к другим валютам и к собственному номиналу. На мировом рынке такими валютами являются: японская иена, доллар США, евро и др.

Слабая (мягкая) валюта – валюта, обесценивающаяся по отношению к другим валютам и к собственному номиналу.

«Иностранная валюта»: понятие, классификация

Иностранная валюта является видом валюты в зависимости от признака классификации по стране-эмитенту.

Классификация иностранной валюты осуществляется по тем же признакам, что и классификация валюты в целом. Соответственно:

  1. По степени конвертируемости: конвертируемая, частично конвертируемая, неконвертируемая валюта.
  2. По отношению к валютным запасам: резервная, нерезервная валюта.
  3. По материально-вещественной форме: наличная и безналичная валюты.
  4. По виду совершаемой валютной операции: валюта сделки, платежа, кредита, клиринга, векселя, страхования.
  5. По принципу построения: валюта «корзинного» типа, обычная валюта.
  6. По положению валюты на рынке: сильная и слабая валюта.
Читайте также:
Оперативно-розыскная деятельность: что это такое, описание и особенности

Более детальное рассмотрение данных видов валюты представлено в предыдущем вопросе «Классификация валюты».

Национальная валюта: что это такое, описание и особенности

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом “О международных компаниях”;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 293-ФЗ, от 02.12.2019 N 398-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте “в” настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. “д” в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами “а” и “б” пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах “б” и “в” настоящего пункта;

Читайте также:
Объединение общественное: что это такое, описание и особенности

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом “О международных компаниях”;

(пп. “е.1” введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

(в ред. Федерального закона от 14.03.2013 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. “ж” введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. “з” введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. “и” введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

10) действовал до 1 января 2007 года. – Абзац 1 части 3 статьи 26 данного Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: