Правовая норма: что это такое, описание и особенности

Структура правовой нормы

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.

По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

  • Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
  • Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

  • Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
  • Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное
    — безвозмездное
    — изъятие
    — чужого имущества
    — совершенное тайным способом.
  • Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
  • Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.

По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

  • Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
  • Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
  • Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».

Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Читайте также:
Отраслевая правоспособность: что это такое, описание и особенности

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства

Особенности социальных и технических норм

В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.

Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.

Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.

Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой. Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы. Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.

Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.

Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей. С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.

Читайте также:
Политическая смерть: что это такое, описание и особенности

Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.

Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.

Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.

Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.

Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.

Социальные нормы представляют собой:

  • правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
  • правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
  • правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).

Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.

Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).

В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:

  1. правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
  2. Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
  3. Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
  4. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
  5. Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.

Особенности норм права

Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

  1. Принадлежность к социальным нормам.
  2. Правовая природа.

Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

  • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
  • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
  • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
  • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
  • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
  • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
  • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).
Читайте также:
Призовой суд: что это такое, описание и особенности

Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.

Признаки и свойства правовых норм

Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:

  1. непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
  2. охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
  3. безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
  4. особая формальная определенность:
    1. в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
    2. в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
  5. действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.

Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм. Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект). Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.

Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.

  1. действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

  1. системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.

Определение 1

Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.

Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».

Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

  • правовой обычай;
  • нормативный акт права;
  • судебный прецедент;
  • доктрина и идея;
  • договор нормативного содержания;
  • религиозный текст.

В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.

Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки. В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.

Читайте также:
Прожиточный минимум: что это такое, описание и особенности

Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в. закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники. В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы. Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).

Нормативный правовой акт современности должен:

  • издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
  • обладать государственно-властным характером;
  • охраняться государством (иногда принудительно);
  • обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
  • существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
  • являться элементом строгой иерархии и системы права.

В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.

Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

Правовая норма: что это такое, описание и особенности

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

2. Формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность – она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам.

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

Читайте также:
Порча земли: что это такое, описание и особенности

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций – на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, – на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания – лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ – в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования – на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.
Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.

Структура правовой культуры:

• состояние правосознания в обществе;

• действенность функционирования правовых органов и учреждений;

• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.
Функции правовой культуры.
  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.
Читайте также:
Особый режим: что это такое, описание и особенности
Уровни правовой культуры:
  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.
Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное.

Структура правосознания:
  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:
  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).
Читайте также:
Процесс уголовный: что это такое, описание и особенности
Виды деформации правосознания:
  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.
Правовой нигилизм. Формы проявления:
  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.
Пути профилактики правого нигилизма:
  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.
Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий. Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  • В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: — соблюдение и уважение права; — понимание его культурной и духовной ценности. Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: соблюдение и уважение права; понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:
  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Правовая культура: понятие, классификация, структура, функции

Правовая культура — это совокупность представлений людей о праве, его реализации, правоприменительной деятельности, сформированных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом. Также правовую культуру можно рассматривать в узком и широком смысле:

  • в узком смысле под правовой культурой подразумевают систему взаимоотношений, сложившуюся между людьми и различными организациями в результате их длительного взаимодействия. Естественно, подобные взаимоотношения регулируются нормами права и находятся под охраной государства.
  • в широком смысле к данному понятию относят весь багаж юридических знаний, накопленный человечеством ранее и реализуемый людьми в повседневной жизни, в отношениях друг с другом, в трудовой деятельности и иных сферах. В этом смысле правовая культура является основой законопослушного поведения граждан.
Читайте также:
Подмена ребенка: что это такое, описание и особенности

Сущность описываемого феномена заключается в знании, уважении индивидом норм права и их соблюдении. По этой причине правовая культура во многом перекликается с правосознанием, поскольку отчасти тоже базируется на понятиях о правомерности и неправомерности тех или иных деяний.

Помимо этого, в ее состав включается поведение, соответствующее не только юридическим нормам, но и требующее от каждого члена общества соблюдения норм морали, прав других людей, а также выполнения им взятых на себя обязательств. По этой причине указанное понятие требует от человека развития ряда положительных личных качеств, включая честность, совестливость и справедливость.

Структура правовой культуры

К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:

  • познавательные;
  • поведенческие;
  • ценностно-ориентационные.

К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.

Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.

Как формируется правовая культура?

Формирование правовой культуры всегда протекает поэтапно. Изначально образуется своеобразный фундамент этого феномена, основанный на человеческих взаимоотношениях и способах разрешения возникающих между индивидами споров. В дальнейшем первичные знания и правила взаимоотношений между членами социума конкретизируются, в них выделяются отдельные, самостоятельные отрасли и направления (к примеру, семейное, гражданское, уголовное право). Параллельно растет и уровень правосознания граждан, увеличивается степень их юридической информированности и понимания ими ценности права как способа законного и наиболее справедливого урегулирования споров между людьми.

Но для формирования полноценной правовой культуры недостаточно одних лишь знаний о праве, остающихся на обыденном, повседневном уровне. Немалое значение имеет и оценка правовой практики. Она заключается в оценке индивидуумом не только нравственной, но и правовой стороны любого явления или события, при которой человек делает выводы о законности либо о незаконности данного события в правовом контексте.

Ступени правовой культуры

Правовую культура принято разграничивать на несколько разновидностей, которые называют «ступени», поскольку в них прослеживается определенная последовательность. Выделяют следующие ступени:

  • Правовая культура личности. Это степень правового воспитания и образования отдельной личности, ее способность пользоваться нормами права для собственной защиты и твердое намерение выстраивать свое поведение исключительно в рамках закона;
  • Правовая культура социальной группы. Это степень правового воспитания и образования уже не отдельного человека, а группы людей, определенного слоя общества. Различные социальные группы отличает различный уровень правовой культуры – к примеру, люди, имеющие юридическое образование и работающие в правовой сфере отличаются большим, по сравнению с другими группами граждан, уважением к праву и его институтам;
  • Правовой культура социума. Это масштаб юридического воспитания и образования уже в пределах всего общества.

В целом, правовая культура является важнейшей составляющей любого правового государства, сильнейшим стимулом по воспитанию в гражданах чувства взаимного уважения друг к другу, а также доверия к закону и правопорядку.

Уровни правовой культуры

В науке принято выделять три уровня правовой культуры, к числу которых относятся:

  1. Обыденный уровень. Для данного уровня характерна определенная ограниченность при понимании индивидом сути права, а равно и некоторая поверхностность его суждений и взглядов. Естественно, такой культурный уровень не позволяет человеку объективно осмыслить и понять все стороны практики правоприменения и юридической деятельности в целом. Однако именно наличие у граждан обыденного уровня правовой культуры делает их законопослушными и ответственными, учит не только выполнять свои обязанности, но и защищать собственные права.
  2. Профессиональный уровень. Характерен для лиц, имеющих юридическое образование и осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере. Ежедневное соприкосновение юристов со специфическими понятиями и терминологией способствует выработке у них собственного, более высокого, по сравнению с обыденным, уровня правовой культуры, для которого характерно понимание юридических проблем и задач, глубокие познания в области права и следование нормам профессионального поведения.
  3. Теоретический уровень. Встречается у профильных научных работников и состоит из совокупности обширных научных знаний в области права, а также гипотез, идей и теорий, касающихся поиска сути и толкования учеными содержания различных правовых норм. Данный уровень достигается коллективными усилиями большого числа теоретиков и дополняется опытом практических работников, а потому для него характерно понимание сущности правовых явлений и порядка взаимодействия юридической сферы с другими сферами человеческой деятельности.
Читайте также:
Патентное право: что это такое, описание и особенности

Все перечисленные выше уровни правовой культуры тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и взаимно обуславливают собственное существование. К тому же, различный уровень решаемых человеком задач требует от него соответственного уровня правовой культуры (к примеру, находящийся на обыденном уровне понимания права индивидуум не сможет полноценно участвовать в законотворческой деятельности).

Функции правовой культуры

На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:

  • Познавательная, под которой понимается изучение и освоение людьми юридического опыта прошлых эпох и поколений, а также перенимание полезных особенностей указанного опыта;
  • Регулятивная, основной задачей которой является формирование и обеспечение существования стабильного правопорядка;
  • Нормативно-ценностная, главной целью которой стало сопоставление человеком совершаемых им поступков с известными ему образцами правомерного поведения (с осуждением неправомерных действий и поощрением правомерных поступков);
  • Коммуникативная функция обеспечивает гражданам возможность вести диалог между собой, чтобы обсуждать и согласовывать важные для них личные, групповые и общественные интересы;
  • Прогностическая функция относится в первую очередь к сферам правотворчества, укрепления правопорядка, к области реализации гражданами их прав и свобод и к любым вопросам, касающимся внесения изменений в действующую правовую систему.

Отличия правовой культуры от правосознания

Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.

К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.

Значение правовой культуры

Развитые государства отличает высокий уровень развития правовой культуры — именно она является фундаментом общественной и гражданской активности, способствует формированию институтов гражданского общества и прививает населению чувство ответственности за происходящее в стране.

Наличие правовой культуры помогает оптимизировать работу правоохранительной системы, наладить взаимодействие между различными группами населения и слоями общества, предупредив возможную конфронтацию между ними. К тому же, высокий уровень правовой культуры прямо влияет на правоприменительную и правотворческую сферы, повышая эффективность их работы и помогая усовершенствовать взаимоотношения между различными государственными институтами.

Помимо этого, правовая культура включает в свой состав практику правового общения между гражданами и представителями власти, развитость юридической науки, соблюдение прав человека и ряд других важных аспектов. В ее состав входит и правосознание, но исключительно в развитых формах его выражения. Следовательно, правовая культура объединяет в себе весь спектр ценностей, относящихся к правовой деятельности человека, включая правовые отношения между государством и гражданином, юридический менталитет населения, сферы правопорядка и правоприменения.

Заключение

Таким образом, именно наличие развитой правовой культуры является обязательным условием как для сознательного исполнения людьми принятых законов, так и для предотвращения правового произвола государства по отношению к гражданам. Наличие у населения научно обоснованных юридических представлений относится к важнейшей гарантии по сохранению правопорядка внутри страны, без которого невозможно стабильное и поступательное развитие современного государства.

Читайте также:
Лесной сервитут: что это такое, описание и особенности

Правовая культура: понятие, структура, функции

Понятие правовой культуры

Правовая культура – это

    1. комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;
    2. совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

    • ясные законы,
    • совершенную законодательную технику,
    • развитую правовую науку,
    • высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.
Характерные элементы правовой культуры личности:
    1. достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;
    2. знание действующих законов страны;
    3. соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;
    4. убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
    5. правильное понимание (осознание) своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;
    6. правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать – уважать – соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие “показатели”, как

    • достигнутый уровень правового сознания,
    • полноценное законодательство,
    • развитую правовую систему,
    • эффективное независимое правосудие,
    • широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии,
    • состояние законности и правопорядка,
    • прочные правовые традиции,
    • юридическую грамотность основной массы населения,
    • четкую работу правоохранительных органов,
    • уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
Содержание правовой культуры (показатели – уровень элементов содержания):
    1. знание права,
    2. отношение к праву,
    3. привычка соблюдать право (закон),
    4. правовая активность.
Структура правовой культуры

Структура правовой культуры включает:

    • культуру правового сознания ;
    • культуру правового поведения ;
    • культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

    1. правовая культура общества;
    2. правовая культура индивида;
    3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).
    • обыденная,
    • профессиональная и

Обыденный уровень – характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень – складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень – опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: