Губная реформа: что это такое, описание и особенности

Губная реформа Ивана Грозного

Во время долгого царствования Ивана IV было проведено немало реформ. Особенность этого периода истории России состоит в том, что в первой половине царствования были реформы позитивные, направленные на благо державы. Во второй же половине, начиная с 60-х годов XVI века, реформы приобретают все более свирепый и злой характер. Губная реформа, о которой речь пойдет ниже, относится к первому периоду царствования Ивана Грозного и даже восходит своими истоками к короткому правлению матери государя.

Мать Ивана Грозного – Елена Глинская

Поскольку сама идея губной реформы принадлежит матери Ивана Грозного – Елене Глинской, стоит остановиться на фигуре этой женщины подробнее, тем более что для женщины того времени она была по-настоящему феноменальной. Елена Глинская стала второй женой великого князя Василия Ивановича. Она была молода, красива и родовита – из знаменитого рода Глинских, ведущих свое начало еще от хана Мамая. Превосходила по значению этот род по тем временам только правящая династия Московского княжества – Рюриковичи, и правящая династия княжества Литовского – Гедиминовичи. Спустя 7 лет счастливого брака, подарившего великокняжеской чете двух наследников, Ивана и Юрия, Елена Глинская овдовела. Но горевала по мужу она не долго. Будучи в возрасте около 25 лет, молодая женщина быстро оценила сложившуюся политическую ситуацию и сделала все, чтобы укрепить власть своего малолетнего сына и свою собственную.

В период своего регентства при малолетнем Иване IV (с 1533 по 1538 года) Елена Глинская совершила немало дельных нововведений, имевших колоссальное значение для экономического и политического укрепления страны. Именно Елена провела так давно назревшую денежную реформу и установила в государстве единую валюту – серебряную деньгу. При Глинской была построена Китайгородская стена для дополнительного укрепления столицы. Наконец, Елене Глинской в 1537 году удалось завершить русско-литовскую войну выгодным для России миром, что дало стране небольшую передышку. Несомненно, эта деятельная и дальновидная женщина принесла бы еще больше пользы, если бы в 1538 году внезапно и без видимых причин не скончалась. Многие ее начинания довелось воплотить в жизнь ее сыну Ивану IV. К их числу относится губная реформа.

Предпосылки губной реформы

Вплоть до 30 годов XVI века сыскной и судебной работой во всех уездах и волостях Московского княжества занимались посаженные Великим князем люди. То были родовитые, но не всегда способные к сыску или правосудию бояре и князья, которые зачастую пользовались своим положением не в пользу дела. Лихие люди, разбойники и грабители даже могли подкупать посаженных наместников – те пеклись более о собственной прибыли, нежели о благополучии вверенного им края. Разумеется, такое положение дел не могло не сказываться на криминальной обстановке в стране. Местные губные старосты и выбранные люди от всех сословий вынуждены были сами заботиться о своем спокойствии. Они создавали охранные отряды, содержащиеся на средства купцов и других местных жителей, учиняли собственный розыск и старались всячески пресекать всякого рода разбой. Губная реформа Ивана Грозного узаконила эту самодеятельность. Суть реформы рассмотрим далее.

Суть губной реформы

Само понятие губы как административно-территориальной единицы пришло из западных областей страны, привыкших к самостоятельности – Великого Новгорода и Пскова. Это были относительно независимые купеческие города-республики, в которых народ издавна привык решать свои проблемы своими же силами. Наместников там не любили и делали все по-своему.

Изначально губой назывался небольшой округ – городской посад или несколько расположенных недалеко друг от друга сел. Согласно реформе, в данном округе розыск и наказание преступников официально передавались местному населению. За поимку преступников отвечали губные старосты, избираемые из местных дворян или служивых сословий. Со временем губы стали укрупняться, что вело за собой и усложнение их структуры. Но сама суть губной реформы от того не менялась.

Ход реформы

Начало реформы ознаменовала рассылка по уездам и волостям так называемых губных грамот. Первый из таких документов датируется примерно 1539-1540 годами. Поэтому можно сказать, что нам известен год губной реформы, точнее ее начала. После получения официальных грамот, в которых говорилось о необходимости избрания губного старосты или целовальника, отвечающего отныне за поимку и наказание разбойных и лихих людей, начинался нелегкий и долгий процесс избирания. Окончательно реформа прижилась и начала укореняться лишь к 1550 годам, о чем свидетельствует учреждение Разбойного приказа.

Итоги губной реформы

Губная реформа вылилась в три несомненных преимущества, как для государства в целом, так и для населения каждого отдельного уезда:

  • повысилась раскрываемость разбойных деяний;
  • начался переход от системы бестолковых чиновничьих кормлений к эффективному местному самоуправлению;
  • были заложены основы будущей Земской реформы, которая, в свою очередь, продолжала укреплять самодержавие страны.

губная реформа стала важным шагом к централизации страны.

наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениями передали его губным старостам из числа местных выборных дворян, которые подчинялись Разбойному приказу.

Можно сказать, что с губной реформы началось преобразование механизмов управления государством в то современное устройство, которое существует сейчас.

Другой не менее важной реформой Ивана Грозного была военная. О ней я уже рассказывал в своей публикации. Если интересно переходите по ссылке

Что такое губная реформа и к каким последствиям она привела?

Под губной реформой 1530-1550 гг. понимают общепринятое в исторической науке название реформы, которая охватила следствие и суд в Русской державе. Результатом проведения реформирования стало образование и деятельность губных учреждений. При этом подготовка проведения реформы учитывала полученные от местных жителей челобитные на имя великого князя московского Ивана IV Васильевича.

Предпосылки подготовки и проведения реформы

В 1547 г. в Русском государстве произошло крестьянское восстание, которое продемонстрировало необходимость объединения господствующих классов для обеспечения спокойствия и безопасности в державе. Нельзя спорить с утверждением, что для прекращения любых восстаний требуется устранение любых раздражающих факторов, провоцирующих эти волнения.

Губная реформа позволила передать отдельные функции, изначально выполняемые волостями и наместниками, старостам. На эту должность могли претендовать боярские дети, а помощь им оказывали дети зажиточных крестьян. При этом у народа не было права голоса относительно проблем социальной несправедливости. Губная реформа же могла дать господствующему слою возможность и основания привлечь старост к борьбе с волнениями крестьян и холопов. Для Избранной рады Губная реформа, как и другие задачи, стала основной в деятельности.

Этапы проведения реформы

Губная реформа проводилась в два этапа. Первый этап охватил период с конца 1530-х гг. по начало 1540-х гг. В это время по нормам, указанным в уставных грамотах, которые местное население получало от имени царя Ивана IV, в отдельных землях учреждались новые должности. Одна из должностей получила название «выборный голова».

Для этой должности также предусматривались помощники. Перед ними ставилась задача разыскивать разбойников, а в ряде случаев и воров, производить следственные действия и судебное разбирательство над ними, а затем претворять в жизнь судебные решения. Примечателен тот факт, что первые известные грамоты были датированы октябрем 1539 г., а самые поздние — ноябрем 1541 г.

Второй этап реформы проводился во второй половине 1540-х гг. до середины 1550-х гг. Основу реформирования составляли губные наказы, которые рассылались повсеместно в течение 1555-1556 гг. Автором этих распоряжений был Разбойный приказ.

Реформирование учитывало и положения Уставной книги Разбойного приказа, где в унифицированной форме представлялись структура и состав губных учреждений. В частности, главой назначался губной староста, а его помощниками были губные целовальники, а также губной дьячок.

В Уставной книге указывалась информация о компенсациях и порядке работы лиц, занимающих указанные должности. Формирование губных учреждений охватило практически все земли государства Русского. Исключением стали только области, которые были завоеваны недавно:

  • Среднее и Нижнее Поволжье;
  • Территории вдоль южных границ государства.

Особенности и последствия проведения реформы

В 40-х гг. XVI в. Губной реформой были охвачены большинство районов России. Завершено же реформирование правительством Ивана Грозного было к 1555-1556 гг. В наибольшей степени развитие губной организации как формы местного самоуправления связано со 2-й половиной XVI в. Именно в этот период формировалась сословно-представительная монархия.

По итогам проведения земской реформы Ивана IV произошло преобразование губных учреждений в главные структуры, представляющие уездное управление. Их ведение охватывало составление кабальных книг, в полномочия входило ведение практически всех уголовных дел, а также надзорная функция за общественным порядком в рамках уездов (губ) и прочие полицейские действия и полномочия.

Поэтому не удивительно, что в Москве в 1555-1556 гг. создали первую Уставную книгу Разбойного приказа. А уже в следующем столетии губные старосты стали основными помощниками воевод.

Примечателен и тот факт, что для проведения судебной деятельности этих учреждений в ряде случаев могли привлекаться и местные жители. Многими исследователями это рассматривается как зарождение института присяжных заседателей в России. Они не просто формально находились в рамках судебного разбирательства, но и должны были подписывать документы, рассматривали вопросы причисления подсудимых к группе профессиональных или обычных преступников. Это было важным моментом в практике вынесения приговоров.

В то же время эти реформы были остановлены Иваном Грозным, а потому к суду присяжных заседателей Россия пришла только в XIX в.

Целью проведения Губной реформы было усиление процессов централизации власти. Но в ее результате местные органы власти так и не получили всей полноты полномочий для эффективного управления. Причиной может рассматриваться недостаточная степень развития государственного аппарата власти. Именно этот аппарат не смог в полной мере положиться на представителей сословий или обойтись без них.

Кратко о сути губной реформы Елены Глинской

Губная реформа (1534 – 1550-е) – реформа местного самоуправления в Московском Царстве, начатая матерью Ивана IV Еленой Глинской и завершившаяся в правление её сына. Согласно этой реформе в судебных округах («губах») избирался губной староста, следивший за порядком. Данные меры помогли сократить число разбоев; в провинциях государства установилась власть закона.

Суть губной реформы

Территория государства делилась на «губы» — судебные округа по территориальному принципу. Из местных дворян избирался губной староста вместе с помощниками. В его функции входили охрана правопорядка, отлов преступников, ведение судебных дел. Губному старосте подчинялись на территории губы беспрекословно, сам он нёс ответственность перед царём (регентшей), от которого получал грамоту.

Причины принятия

  1. Необходимость сократить права наместников;
  2. Сделать систему местного самоуправления гибкой;
  3. Уменьшить число разбоев.

До губной реформы местное самоуправление в Русском царстве осуществлялось через наместников, присылаемых из Москвы. Финансирование наместники получали за счёт системы кормлений, когда местные платили налог на содержание «москвича». По сути, это делало наместников независимыми от верховной власти.

Во время правления Елены Глинской отчётливо была видна необходимость сокращения полномочий наместников, которые уже не справлялись со своими задачами. Также в 1530-е годы увеличилось количество разбойников на дорогах. Необходимо было создать прослойку людей, которые подчинялись царю, и при этом избирались на местах, иначе система была бы негибкой. Для решения этих задач была проведена губная реформа.

Ход проведения реформы

Для начала в 1939 году было введено понятие судебного округа – губы. Округа создавались на основе территориального принципа, совпадая по границам с волостями. Затем от наместников отторгли ведение судебных дел и охрану правопорядка, возложив их на выборных лиц – губных старост (голов), Губной голова избирался из числа грамотных дворян и детей дворянских всеми людьми уезда. Губной староста и его помощники трудились в губной избе – учреждении, где решались задачи охраны порядка и вершились суды. Губной избой заведовал избираемый губной дьяк или подьячий. В задачи дьяка входили поездки в Москву для получения распоряжений.

Начинания своей матери продолжил Иван IV Грозный. В 1556 году были окончательно отменены кормления, что позволило выстроить вертикаль власти, при которой местное самоуправление подчинялось Москве. Полномочия губных старост были прописаны чётче. В задачу губных изб вошло собирание «кормленческого откупа». В отличие от старой системы кормлений, откуп шёл не к наместнику, а в государственную казну. Это увеличило как доходы страны, так и авторитет местных дворян перед бывшими кормленщиками.

При Иване IV в системе государственного управления появились приказы – приказы не имели чёткой юрисдикции, но были способны решать определённые проблемы в определённое время. Одним из таких приказов стал разбойны приказ, ведавший борьбой с разбоями и содержанием заключённых. Этому приказу подчинялись губные старосты и вся губная изба. Благодаря этому суды в провинции удалось подчинить центральной власти в Москве.

Созданием губных изб, подчинённых разбойному приказу, завершилась губная реформа.

Результаты и последствия

  1. Создан фундамент дальнейших преобразований;
  2. Снижено число разбоев и нападений;
  3. Создана гибкая система местного самоуправления.

К 1560-м годам в Русском царстве были созданы все предпосылки для проведения более масштабной, чес губная, реформы местного самоуправления – земской. Согласно ей наместники больше не могли участвовать в делах вверенной им земли без местных представителей сословий. Городам и волостям предоставили право свободного самоуправления, включая слежение за порядком. Но без губной реформы, заложившей фундамент преобразований, это было бы невозможно.

Свою прямую функцию губные избы выполнили – уменьшилось число разбоев и нападений. Губные старосты просуществуют до XVII-XVIII, пока функция охраны порядка окончательно не перейдёт к воеводам.

Губная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:55, доклад

Краткое описание

Губная реформа – реформа местного управления в Русском государстве XVI в. Была вызвана обострением социальной борьбы. По этой реформе дела о разбойниках и ворах были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы губным старостам из местных детей боярских

Содержимое работы – 1 файл

Губная реформа.doc

Губная реформа – реформа местного управления в Русском государстве XVI в. Была вызвана обострением социальной борьбы. По этой реформе дела о разбойниках и ворах были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы губным старостам из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539 г. К этому времени в Москве учреждается Разбойный приказ для надзора за деятельностью губных органов. В нач. 40-х гг. XVI в. Губная реформа была проведена в большинстве районов России, завершена правительством Ивана Грозного к 1555 – 1556. Наибольшее развитие губная организация как форма местного самоуправления получила во 2-й пол. XVI в. в связи с образованием сословно-представительной монархии. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в гл. органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и др. полицейские функции. В Москве 1555 – 1556 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В следующем веке губные старосты были ближайшими помощниками воевод.

Губная реформа – проведена Еленой Глинской в 1530-1550-е и направлена на изъятие из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждениям – органам местного самоуправления в губе, которые ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем, после отмены института кормлений, вопросами текущего управления. Согласно реформе были введены должности губных старост, выбираемых дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых дворянами в городах. Наместников и волостелей лишали права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передавали его губным старостам из числа выборных дворян. После отмены кормлений в 1556 население д.б. платить общегосударственный налог “кормленческий откуп”, который заменял прежний “кормленческий доход”. Сбор этого налога осуществлялся через губные учреждения. Это ограничивало полномочия бояр-кормленщиков и усиливало роль дворянства в местном управлении.

По губной реформе на местах учредили специальные должности губных старост (уездных, окружных), избиравшихся из дворян. В функции губных учреждений было передано ведение дел о разбойниках и ворах, изъятых из суда наместников. Таким образом, губные старосты получили большую власть над местным населением, что также свидетельствовало об укреплении центральной власти. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну (подати, ранее присваивавшиеся кормленщиками), усилила положение дворянства в административном аппарате на местах, содействовала устранению пережитков феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате. С другой стороны, она усилила сопротивление боярства.

Губные грамоты великокняжеские (позже — царские) грамоты в Русском государстве 16—17 вв., определявшие организацию и компетенцию органов губного самоуправления (см. Губная реформа). Их можно разделить на уставные (местным жителям для введения губного самоуправления) и губные наказы (рассылались на места при выборе новых лиц губными старостами и при проведении особых мер по борьбе с разбоями Г. г. обычно составлял и рассылал Разбойный приказ. По Г. г. расследование дел о разбое и воровстве производилось губными старостами с обязателным применением пыток и повальных «обысков» (опрос местных жителей под присягой). Если преступником был профессиональный уголовный преступник или бунтарь («лихой человек»), то его казнили. Такая форма суда и расправы усиливала диктатуру дворян-крепостников.

ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. До царя Ивана IV наместники и волостели ведали и уголовные дела, сначала без доклада, а потом перенося важнейшие из них на пересмотр, решение или утверждение в столицу. Наиболее тяжкие уголовные преступления – разбой, душегубство, татьба, поджог и т. п. – все такие лихие дела, как они тогда назывались, были для наместников и волостелей самыми доходными судебными статьями, доставляли им наиболее значительные пошлины: за такие преступления осужденный подлежал “продаже” – конфискации всего имущества в пользу кормленщика за вычетом вознаграждения истцу, тогда как другие правонарушения давали ему только “противень против исцова” или “вполы исцова”, т. е. пеню, равную иску или его половине. Значит, личный интерес областного правителя побуждал его преследовать лихие дела и карать за них; но у него не было ни побуждений, ни даже средств предупреждать их. Когда совершалось убийство, волостель, а чаще наместник, которому обыкновенно принадлежал суд по уголовным делам, требовал от общества, на земле которого совершено преступление, выдачи преступника; в противном случае общество платило ему виру в 4 рубля (в конце XV и в начале XVI в. не менее 400 рублей на наши деньги). Подвергались преследованию отдельные лихие дела, но не было учреждения, которое вело бы постоянную, организованную борьбу с лихими людьми, рецидивистами, профессиональными разбойниками и татями. Кормленщики, очевидно, не годились для такой борьбы. Между тем страшное развитие разбойничества, о котором говорят памятники тех веков, требовало особых органов управления для ограждения общественной безопасности и предупреждения преступлений. Правительство пробовало сначала посылать в области особых сыщиков для преследования лихих людей; но эти сыщики, требуя себе содействия от местных обществ, сами ложились на них новым бременем, чинили обывателям великие убытки и волокиту великую. Потому в Москве решили поручить уголовную полицию самим местным обществам. В малолетство Грозного, во время боярского правления, правительство начало давать городским и сельским обществам так называемые губные грамоты, предоставлявшие им преследование и казнь лихих людей. Так старинная обязанность земских обществ выдавать наместнику душегубцев теперь превратилась в их ответственное право ловить и казнить разбойников. И это дело устроялось очень постепенно, с большими колебаниями. В иных местах правительство поручало “разбойничьи дела делать” выборным присяжным заседателям на суде кормленщиков или наличным сотским и старостам под руководством известных уже нам городовых приказчиков; в других местах оно предписывало выбирать для этого дела особые, специальные власти. Уголовно-полицейский округ, в котором преследование лихих людей предоставлялось самому обществу, назывался губой. Первоначально губное окружное деление совпадало с мелким административным. Так, по губным грамотам 1539 г., белозерской и каргопольской, самым ранним актам этого рода, до нас дошедшим, обыватели всех классов, “свестясь меж собя все за один”, для поимки и казни разбойников выбирали в каждой волости тех уездов голов из детей боярских, человека по 3 или по 4 на волость, а им в помощь – старост, десятских и лучших людей, которые выбирались из тяглого населения. Так в губном деле устанавливалась совместная деятельность служилого и тяглого общества с подчинением последнего первому. Но при этом из сел крупных привилегированных землевладельцев составлялись особые губы, независимые от волостных, со своими губными головами и целовальниками. Так, из 5 сел Кириллова монастыря в Белозерском уезде образована была в 1549 г. особая губа с 2 губными старостами, “выборными головами” из служилых людей и с целовальниками из крестьян тех же сел. Но эти монастырские губные головы по важным губным делам должны были съезжаться с волостными и становыми губными головами в г. Белозерске, где и вершили такие дела все вместе. Эти съезды, естественно, вели к объединению мелких губных единиц, к установлению всеуездной губной власти. Во второй половине XVI в. такая власть и явилась в виде всеуездных губных старост, по одному или по два на весь уезд, который теперь образовал одну цельную губу. Над белозерскими волостными и становыми губными головами, установленными в 1539 г., грамота 1571 г. поставила двух всеуездных губных старост. Подобное объединение губных учреждений происходило и в вотчинах крупных частных землевладельцев. В многочисленных селах Троицкого Сергиева монастыря, рассеянных по 22 центральным уездам, было несколько своих монастырских губ с выборными губными приказчиками и целовальниками, с губными избами, т. е. правлениями, и с тюрьмами при них для татей и разбойников – все на монастырском содержании. В 1586 г. над всеми этими монастырскими губами поставлен был общий губной староста из монастырских служилых людей.ЕГО СОСТАВ. Став всеуездным, губное управление образовало сложную сеть руководящих и подчиненных полицейских органов, раскинувшуюся по всему уезду. Во главе их стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде, но только из служилых людей, по одному или по два на уезд. Они вели дела вместе с губными целовальниками, которых выбирали из своей среды одни тяглые люди, посадские и сельские, в прежних мелких губных округах, посадах, волостях, станах и селах. Старостам подчинены были сотские, пятидесятские и десятские, выбиравшиеся по сотням, полусотням и десяткам, полицейским участкам, на которые делились по числу дворов губные округа.ВЕДОМСТВО И ПРОЦЕСС. В губных учреждениях сказался рост сознания государственных задач: они были плодом мысли, что преступление не есть частное дело, а касается всего общества, затрагивает общее благо, а потому я преследование его есть обязанность государства и требует особых органов и приемов управления. Развитие этой мысли вело к постепенному расширению губного ведомства, захватывавшего все больший круг уголовных деяний. По второму Судебнику и по первым губным грамотам, этому ведомству из всех лихих дел предоставлен был только разбой, к которому потом были прибавлены татьба, а в XVII в. – душегубство, поджог, оскорбление родителей и другие. Для губных дел установлен был особый порядок делопроизводства. Кормленщики вели судные дела обвинительным или состязательным процессом, который, собственно, и назывался судом. Дело возбуждалось частным иском или обвинением и решалось признанием ответчика, свидетельскими показаниями, полем, присягой, письменными документами. Губной староста вел дела розыскным или следственным порядком. Дело возбуждалось и без частного иска – поимкой татя с поличным, повальным обыском – опросом обывателей о прежнем поведении обвиняемого, об его общественной благонадежности и оговором – указанием преступника с пытки на соучастников преступления. Эти улики имели силу судебных доказательств сами по себе, без сравнительной судебной оценки каждой из них. Частное обвинение в разбое, не поддержанное ни оговором, ни прямыми уликами, вело к повальному обыску, а облихованный к обыску, хотя бы бездоказательно, все-таки подвергался пытке и, если не сознавался в преступлении, “по обыску” осуждался на пожизненное тюремное заключение, а из имущества его вознаграждался истец. Цель губного процесса строго полицейская – предупреждение и пресечение “лиха”, искоренение лихих людей. Губная грамота грозила губным властям: “А сыщутся лихие люди мимо их, и на них исцовы иски велеть имати без суда, да им же от нас (государя) быти кажненым”. Потому губного старосту заботило не восстановление права в каждом случае его нарушения, а обеспечение общественной безопасности. Вступая в должность, он обязан был созвать в уездный город на съезд уездных жителей из всех классов общества: из духовенства белого и черного, из дворянства, городского и сельского населения – и опросить их под присягой, кто у них в губе лихие люди, тати и разбойники или их укрыватели, и, кого в этом общем предварительном обыске называли лихими людьми, тех брали и ставили перед губным старостой, а их имущество, переписав, берегли до окончания дела. Так начиналась сложная и шумная губная процедура по всему уезду с арестами, пыточными оговорами, очными ставками, “исцовыми исками”, повторительными повальными обысками и пытками, конфискациями, виселицами. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ. В этой громоздкой организации и ее хлопотливой деятельности настойчиво проводилась двоякая тенденция. Во-первых, все классы общества призывались содействовать выборным губным властям, ловить и уличать лихих людей; это была общая мобилизация местных миров для охраны общественной безопасности, составлявшей общий интерес всех сословий. Во-вторых, преследование лихих людей, которое сначала предоставлялось отдельным городским и волостным мирам как право по их челобитью, потом, с превращением губного дела в повсеместное и всеуездное учреждение, стало для них ответственной повинностью. Такой характер учреждения обнаруживался, с одной стороны, в том, что всесословным выбором губного старосты уездное общество ручалось за своего избранника и это было обязательное ручательство, требовавшееся и для старосты, которого иногда назначало само правительство, обязывая избирателей отвечать и за его деятельность, расплачиваться за неисправность назначенного, как и избранного; с другой стороны, общим предварительным обыском обыватели губного округа ручались перед правительством и друг за друга в том, что они не допустят лихих людей в своей среде, под угрозой в противном случае платить пени и иски потерпевших от не предотвращенного ими лихого дела “без суда вдвое”. Так в основу губного управления положено было начало государственной ответственности, выражавшееся в двойной обязательной поруке местных миров – за своих выборных и за самих себя, за каждого из своих членов.

ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРМЛЕНЩИКИ. При введении губного управления, по-видимому, еще не предполагалось ни отменять кормления, ни даже ограничивать права кормленщиков. Законодательство старалось точно разграничить оба ведомства, губное и кормовое, и безобидно определить их взаимные отношения. Судебник 1550 г. заботливо ограждает компетенцию кормленщиков от вмешательства губных старост, которым предоставляет ведать только дела о разбое, дела же о татьбе предписывает судить по губным грамотам, которые то отдают татинные дела вместе с разбойными в ведение губных старост, то предписывают последним судить эти дела совместно с кормленщиками, причем участие тех и других в таком суде строго разграничивается: кормленщики правили на осужденном свои “продажи”, взыскания, а губные удовлетворяли истцов из его имущества и подвергали его уголовной каре, кнуту и т. д. Но в обществе поняли нововведение как меру, направленную прямо против кормленщиков. С чувством глубокого внутреннего удовлетворения рассказывает об этом псковский летописец под 1541 г. Он пишет, что государь показал милость своей отчине, начал давать городам и волостям грамоты – лихих людей обыскивать меж себя самим крестьянам по крестному целованию и казнить их смертью, не водя к наместникам и их тиунам, и “была наместникам нелюбка велика на христиан”. Псковичи также взяли такую грамоту (до нас не дошедшую), и начали псковские целовальники и сотские судить и казнить лихих людей. Наместник псковский сильно злился на псковичей за то, что “у них, как зерцало, государева грамота”, как бельмо на наместничьем глазу, вероятно, хотел сказать летописец. “И бысть крестьяном радость и льгота от лихих людей”, – добавляет повествователь и в перечне этих лихих людей ставит и самих наместников с их слугами.

Реформы Ивана IV Грозного

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

В 1556 было принято новое Уложение о службе.

В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Ливонская война привела к прекращению деятельности Избранной Рады и в окружении царя произошли изменения. Сильвестр удалился в монастырь, а воевода Адашев был направлен в Ливонию, где и погиб. Неудачи в войне привели к измене ряда бояр и переходу их на сторону противника – Великого княжества Литовского. Иван IV попытался исправить ситуацию неожиданным шагом – разделил государство на опричнину и земщину. Первая представляла собой царский удел, который управлялся не из Москвы, а из Александровской Слободы. Набеги крымских татар показали неэффективность такого варианта управления страной и в 1572 царь отменил опричнину.

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Введение единой валюты — копейки.

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции.

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.
  • Государственные реформы Ивана Грозного
  • Военные реформы Ивана IV Грозного
  • Детство Ивана IV Грозного

Да, согласна, при Иване Грозном окончательно сложилась сословно-представительная монархия и была значительно расширена территория России (именно в правление Грозного Русь стали иногда называть Россией). Но страшный след, оставленный в истории этим монархом, начисто перечеркивает все его достижения. Опричнина и отчаянное уничтожение собственных подданных, причем изуверскими способами, — в этом огромная доля личной вины Грозного, и этого народ не забудет никогда.

Иван Грозный слишком неоднозначная личность, слишком одиозная фигура в истории России, чтобы однозначно осуждать или обелять его. К тому же прямых сведений о его правлении сохранилось на удивление мало, и большая часть знаний, преподаваемых в школе, при ближайшем рассмотрении оказывается лишь теориями. Да, общепринятыми, но всего лишь теориями, базирующимися на хрупких косвенных подтверждениях.

Достаточно много документов того времени не сохранилось, но все же имеются принятые по приказу Ивана Грозного Судебники и иные нормативные акты, существуют различные церковные книги, в которых упоминается правление царя и его деятельность, потому не имеющими подтверждения сведениями его правление назвать никак нельзя.

Я бы не стала утверждать, что сведения, преподаваемые в школе о правлении Грозного, носят обобщенный характер и не подтверждены историческими фактами. Достаточно заглянуть в источники: например, сохранились списки убитых по приказу Грозного, списки казненных и заключенных, показания тех, кто был осужден на мучительную гибель. Кроме того, существуют труды маститых историков: Ключевского, Кармазина, которые полностью опирались на источники и ничего от себя не сочиняли. Там вполне можно найти правду.

Соглашусь, что монархия была сословной, но разве она была представительской? Разве существовал орган, имевший реальное влияние на решение царя? Едва ли ни единственным сословно-представительским органом в доимперской истории был Земский собор, который избрал Михаила Романова на царство.

С реформ Ивана Грозного начался период укрепления государства, который стал основой формирования сильной империя. С этого момента можно говорить о существовании сильного и целостного государства.

Ну собрались тут историки …

Несмотря на его жесткое правление, было сделано очень многое. И как историческая личность, он довольно интересный человек. В школьные годы, немного упустила эту тему, но сейчас с большим интересом восполняю пробелы.

Слово «цезарь» не имеет ничего общего с монголо-татарами и игом. Оно напрямую было заимствовано Грозным из Византии в формулировке «кесарь» и образованного от нее слова «царь». Надо помнить, что Иван был внуком племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог. Еще в детстве он перечитал всю доступную во дворце литературу и утвердился в мысли, что является наследником Византийского императора, так как Византия к тому времени пала под ударами турок.

Да мы сейчас это изучаем в 7 классе я историю хорошо знаю, и мне легко это запомнить

Удивительно, что об эпохе Ивана Грозного мы знаем в основном по мемуарам иностранцев, и никакому серьезному историческому анализу эти источники не подвергались. Маститые историки — Карамзин, Ключевский, даже Соловьев — с полным доверием брали оттуда сведения, а ведь как важно проанализировать, вдруг авторы имели основания писать предвзято?

Стрелецкие полки — это пехотное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрелецкая служба переходила от отца к сыну. Военные занятия совмещались с обычной мирной жизнью. Не существовало систематического строевого обучения и навыков «регулярного боя».

Цель не оправдывает средства ее достижения. Жизнь в эпоху правления Иоанна Грозного-сущий ад! Но мне понравились строки из предисловия А.К.Толстого к роману»Князь Серебряный»: «При чтении источников перо не раз выпадало у автора из рук не столько от мысли.что мог существовать Иоанн 4.сколько рт мысли.что могло существовать общество.что смотрело на него без негодования».

Вы не правы. Царя Иоанна IV. Как его называли грозным просто исторически оболгали. По заказу Романовых, Карамзин написал историю государства Российского. И в одном из своих томов поведал всему миру какой был не хороший Царь.
Для чего это нужно было Романовым? По сути Романовы не являлись наследниками Рюриковичей. Но чтоб поднять свой авторитет, нужно было как то про пиарится. И они решили этот вопрос просто и красиво. Исторически. И мы получили то что хотели Романовы. Показать всем что царь был деспот, жестокий тиран, и т.д.
Это все лож. Грозным его называли потому, что он был справедливым. Вы не найдете не одного документа, в котором говорилось что он был жестокий.
Я не могу в такой короткой форме передать всю правду о Русском Царе. Вы можете все это найти в интернете. Спасибо за внимание.

Губная реформа в отечественной историографии XIX – начала XX В. Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Ирина Борисовна

Историки XIX начала XX в. всесторонне осветили проблему реформирования местных органов власти в Московском государстве XVI в., но не дали ее однозначного решения. Они дискутировали о временных границах, локальном или общегосударственном значении губной и земской реформы , возрождении московской великокняжеской властью старинных общинных институтов или создании новых учреждений, праве или обязанности всех жителей судебноадминистративного округа-губы принимать участие в «государевом деле» борьбы с «лихими людьми». В процессе исследования этих вопросов были определены состав и статус выборных должностных лиц губного и земского управления, охарактеризованы их функции и судебный процесс , применявшийся к подозреваемым в совершении государственных и уголовных преступлений . В статье рассматриваются мнения Н. В. Калачова, К. А. Неволина, М. М. Михайлова, Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, В. И. Сергеевича, И. Д. Беляева, Н. И. Ланге, И. И. Дитятина, М. Ф. Владимирского-Буданова, Н. П. Ретвиха, В. И. Курдиновского, С. А. Шумакова, А. А. Кизеветтера, Н. Н. Дебольского, В. О. Ключевского об этих вопросах. Библиогр. 31 назв.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михайлова Ирина Борисовна

GUBNAYA REFORM IN THE NATIONAL HISTORIOGRAPHY OF THE NINETEENTH AND EARLY TWENTIETH CENTURY

Historians of the nineteenth and early twentieth century highlighted the problem of local government reform in sixteenth-century Muscovy from different sides, but have not reached a definitive conclusion on it. They debated about provisional borders, local or national meaning of gubnaya and zemskaya reforms, revival of ancient institutions or the creation of new institutions, right or duty of all residents of guba to participate in «Prince’s cause» of fighting crime . Investigating those questions, historians identified the composition and status of elected officials of local management, characterized their functions and described the trial applied to the suspect. The article deals with opinions on these issues held by N. V. Kalachov, K. A. Nevolin, M. M. Mikhailov, B. N. Chicherin, A. D. Gradovsky, V. I. Sergeyevitch, I. D. Belyaev, N. [I]. Lange, I. I. Dityatin, M. F Vladimirskiy-Budanov, N. P. Retwich, V. I. Kurdinovsky, S. [A.]. Shumakov, А.А. Kiesewetter, N. N. Debol’sky, V. O. Klyuchevskiу and others. Bibliogr. 31 names.

Текст научной работы на тему «Губная реформа в отечественной историографии XIX – начала XX В. »

ГУБНАЯ РЕФОРМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX — НАЧАЛА XX В.

Историки XIX — начала XX в. всесторонне осветили проблему реформирования местных органов власти в Московском государстве XVI в., но не дали ее однозначного решения. Они дискутировали о временных границах, локальном или общегосударственном значении губной и земской реформы, возрождении московской великокняжеской властью старинных общинных институтов или создании новых учреждений, праве или обязанности всех жителей судебно-административного округа-губы принимать участие в «государевом деле» борьбы с «лихими людьми». В процессе исследования этих вопросов были определены состав и статус выборных должностных лиц губного и земского управления, охарактеризованы их функции и судебный процесс, применявшийся к подозреваемым в совершении государственных и уголовных преступлений. В статье рассматриваются мнения Н. В. Калачова, К. А. Неволина, М. М. Михайлова, Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, В. И. Сергеевича, И. Д. Беляева, Н. И. Ланге, И. И. Дитятина, М. Ф. Владимирского-Буданова, Н. П. Ретвиха, В. И. Курдиновского, С. А. Шумакова, А. А. Кизеветтера, Н. Н. Дебольского, В. О. Ключевского об этих вопросах. Библиогр. 31 назв.

Ключевые слова: историография, реформа, Иван IV, губной староста, излюбленный голова, целовальник, суд, судебный процесс, Разбойный приказ, “лихие люди”, община, преступление, разбой.

GUBNAYA REFORM IN THE NATIONAL HISTORIOGRAPHY OF THE NINETEENTH AND EARLY TWENTIETH CENTURY

Historians of the nineteenth and early twentieth century highlighted the problem of local government reform in sixteenth-century Muscovy from different sides, but have not reached a definitive conclusion on it. They debated about provisional borders, local or national meaning of gubnaya and zemskaya reforms, revival of ancient institutions or the creation of new institutions, right or duty of all residents of guba to participate in «Prince’s cause» of fighting crime. Investigating those questions, historians identified the composition and status of elected officials of local management, characterized their functions and described the trial applied to the suspect. The article deals with opinions on these issues held by N. V. Kalachov, K. A. Nevolin, M. M. Mikhailov, B. N. Chicherin, A. D. Gradovsky, V. I. Sergeyevitch, I. D. Belyaev, N. [I]. Lange, I. I. Dityatin, M. F Vladimirskiy-Budanov, N. P. Retwich, V. I. Kurdinovsky, S. [A.]. Shumakov, A.A. Kiesewetter, N. N.

prikaz’, ‘likhiye lyudi’, community, crime, robbery.

Группа лиц: что это такое, описание и особенности

Статья 9. Группа лиц

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9

1. Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 – 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

2. Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Читайте также:
Агитационные материалы: что это такое, описание и особенности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: