Хабеас корпус акт: что это значит

Habeas corpus по-русски

Эта древняя формула английского права легла в основу важнейшего акта, который впоследствии стал частью британской конституции (некодифицированный документ, включающий несколько десятков законов и конституционных актов. – Прим. ред.). Дословный перевод выражения habeas corpus – «ты должен иметь тело». Это означало, что осужденный должен был предстать перед судом лично, телесно, иначе правосудие не могло состояться.

В сегодняшней России для интересов правосудия подчас опаснее отсутствие другого «тела» – похищенного человека. На Северном Кавказе пропадают люди. Пессимистически настроенных жителей России этот факт не удивит: постоянные сводки о терактах, нападениях на блокпосты и живая память о двух затяжных чеченских войнах, к сожалению, притупили чувствительность общества к новостям о новых трагедиях из этого региона.

Еще в 2012 г. Комитет министров Совета Европы, удрученный мощным потоком однотипных жалоб в ЕСПЧ из Северо-Кавказского региона, рекомендовал России создать единый авторитетный орган для расследования исчезновений. По замыслу европейцев национальному органу должен был быть предоставлен неограниченный доступ ко всей необходимой информации; его работа могла бы строиться на основании доверия и партнерства с родственниками пропавших. Кроме того, Комитет министров Совета Европы предложил создать единую базу данных всех исчезновений. Однако за прошедшие восемь лет этот орган так и не появился, а дел, которые он мог и должен был бы расследовать, становится все больше.

Жизнь после ЕСПЧ: как защитить права человека в России при измененной Конституции

Убить нельзя похитить

Масхуд Махлоев родился и вырос в Ингушетии. Получив образование, приступил к работе, оставаясь в стороне от противоборства «местных» и «федералов». При этом Масхуд оставался ревностным мусульманином, не боявшимся говорить, что думает, вспоминает его отец Хамутхан Махлоев. Вероятно, именно из-за этого власти впоследствии назовут его приверженцем ваххабизма. Хамутхан Махлоев уверен: это было сделано для дискредитации его сына перед российскими судами и ЕСПЧ.

Злоключения Махлоева-младшего начались 26 декабря 2006 г., когда его задержали, а затем арестовали: сотрудники МВД заподозрили в нем одного из участников покушения на и. о. начальника Сунженского РОВД Ису Мержоева, которое произошло в станице Орджоникидзевская двумя месяцами раньше, 31 октября. Одновременно с задержанием самого Масхуда Махлоева в доме его семьи прошел обыск (милиционеры забрали паспорт Махлоева и еще какие-то малозначительные вещи, потом все вернули). 26 апреля 2007 г. следствие прекратило уголовное дело против Масхуда Махлоева из-за отсутствия доказательств его вины, а сам он был освобожден из-под стражи. Однако это не помешало правоохранителям прийти с обыском к Махлоеву еще два раза – впрочем, безрезультатно.

В августе 2009 г. Махлоев-младший был ранен неизвестными на улице, а ночью 29 октября его похитили из собственного дома: несколько вооруженных людей (все говорили на русском без акцента) в масках и камуфляже ворвались в дом Махлоевых, подняли всех спавших (включая малолетних девочек), загнали в одну комнату и заперли. Брата Масхуда, Ибрагима, избили, а его самого связали и увезли. С тех пор его никто не видел.

В тот же день Хамутхан Махлоев обратился в прокуратуру с заявлением о похищении сына. Расследование по горячим следам ни к чему не привело. Не возымели действия и обращения в ФСБ, а также личные аудиенции у главы республики Юнус-Бека Евкурова.

Прокуратура Ингушетии разослала запросы силовикам Чечни, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии с просьбой организовать поиски Махлоева на территории республик. Запросы остались без ответа, зато вскоре стала поступать информация о личности пропавшего: МВД Чечни назвало его членом незаконной вооруженной группы, МВД родной Ингушетии – последователем ваххабизма и членом преступной группы «Халифат». 10 августа 2010 г. следователь, ответственный за розыскное дело, приостановил предварительное расследование с формулировкой «в связи с неспособностью установить личность предполагаемых преступников».

Хамутхана Махлоева возмутили бездействие органов следствия и неверная юридическая квалификация дела, а именно «похищение человека». В 2019 г. Совет Европы констатировал, что насильственные исчезновения российских граждан продолжают квалифицироваться как похищения, а не убийства (статья об убийстве возбуждается только при наличии трупа). Почему это плохо? Для следователей – очень хорошо: нераскрытое дело средней тяжести статистически выгоднее нераскрытого особо тяжкого преступления. Правда, если преступников все же поймают и сохранят квалификацию, они могут уйти от наказания: в случае, если истек срок привлечения к ответственности (пять лет вместо 15 за убийство), наказывать преступника нельзя.

Читайте также:
Недвижимость в жилищной сфере

Хамутхан Махлоев пытался обжаловать бездействие следственных органов в российских судебных инстанциях и получил ожидаемые отказы. Зато Европейский суд по правам человека без колебаний признал заявителя жертвой и затем вынес решение в его пользу. В частности, суд признал неэффективными меры, принятые российскими следователями по разысканию Масхута Махлоева и поиску преступников.

Кавказский треугольник

Свои Махлоевы отыщутся в любой республике Северного Кавказа: со второй половины 2017 по февраль 2019 г. правоохранительные органы Северо-Кавказского региона получили 25 жалоб на насильственные исчезновения с предположительным или явным участием сотрудников правоохранительных органов, при этом начато только одно уголовное дело, по остальным не удалось даже подтвердить информацию о похищении. С 2012 по 2015 г. в Чечне расследовано только два случая насильственного исчезновения, в то время как ЕСПЧ вынес более сотни решений по таким делам.

Правозащитники выделяют в отдельную большую группу дел действия сотрудников служб безопасности во время контртеррористических операций на Северном Кавказе между 1999 и 2006 гг. В практике ЕСПЧ насчитывается как минимум 261 постановление в отношении таких нарушений. В 2018 г. Комитет министров Совета Европы выразил обеспокоенность отсутствием прогресса в расследовании большинства дел этой группы, отметив, что многие из них связаны с исчезновением людей, которых в последний раз видели под контролем силовиков. Число пропавших за этот период, по разным оценкам, составляет от 1000 до 2800 человек.

Глубоко укоренившаяся проблема в Чечне и других республиках Северо-Кавказского региона – пытки, считает Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП). Основные жертвы – лица, подозреваемые в терроризме и участии в незаконных вооруженных формированиях, а также задержанные по подозрению в наркоторговле и члены ЛГБТ-сообщества. Раскрывать информацию о ходе расследований местные власти отказываются.

До сих пор практикуются, но официально не признаются задержания «инкоммуникадо» в регионе, сообщает ЕКПП. Содержащимися «инкоммуникадо» считаются лица, не имеющие связи с родственниками и адвокатами на первом этапе следствия. В отсутствие общественного контроля к ним нередко применяются пытки. ЕСПЧ выявил и осудил эту практику более десяти лет назад в нашумевшем деле активной участницы антивоенных акций Зуры Битиевой. Она провела в неотапливаемом и переполненном следственном изоляторе Чернокозово 24 дня: все это время она находилась без связи с внешним миром и подвергалась избиениям.

Процессуальные невозможности

Неисполнение решений ЕСПЧ остается огромной проблемой. Даже когда ЕСПЧ признает нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод из-за отсутствия эффективного расследования, российские следственные органы часто не возобновляют расследование или возобновляют формально. В ходе нового расследования не проводятся необходимые следственные действия, а новые жалобы в суд в рамках ст. 125 УПК не приводят к результатам из-за системных недостатков этого механизма.

Первый недостаток института обжалования – его недоступность. Процессуальная самостоятельность следователей и дознавателей – прекрасный, важный институт, который, однако, сводит к нулю эффективность ст. 125 УПК. Даже если суд выявляет недостатки следствия, он не вправе обязывать следователей принимать конкретные меры для устранения выявленных нарушений – например, допрашивать свидетелей или проводить экспертизу. В случае неисполнения следственными органами судебных решений, принятых по ст. 125 УПК, власти предлагают заявителям вновь и вновь обращаться в суд с жалобой на их бездействие. Так независимость следствия оборачивается против потерпевших и обвиняемых.

Подателем жалобы может быть любое лицо, а не только «официальный» потерпевший – на это указал Верховный суд в постановлении, посвященном ст. 125 УПК. Однако за статус потерпевшего приходится серьезно бороться, ведь именно он дает доступ к данным предварительного расследования, необходимым для составления жалобы. То же постановление служит и карт-бланшем для судов: со ссылкой на него потерпевшие получают отказы на свои жалобы о дефектах расследования (недопрошенных ключевых свидетелях, непроведенных обысках, выемках и т. д.).

Комитет министров Совета Европы неоднократно признавал, что на данный момент механизм обжалования в рамках ст. 125 УПК не приводит к полноценному исполнению решений ЕСПЧ. Именно жертвой глубокого институционального кризиса российского правоприменения, а не фатальной случайности остаются Масхуд и Хамутхан Махлоевы и многие другие российские семьи.

Читайте также:
Морские научные исследования: что это значит

Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»

Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран.

Вопрос 27. «Хабеас корпус акт» 1679 г. «Славная революция» 1688 г.

Май 1679 г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, которые желали ограничить власть Карла II. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт». Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания.

После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений:

1) освободить задержанного;

2) продолжать его дальнейший арест;

3) освободить под залог.

Необходимо отметить, что изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) устранил серьезные недочеты к судебной практике.

Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней:

1) освободить его;

2) подвергнуть аресту;

3) отпустить под залог.

Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов. Для предупреждения «заточения за морями» запрещалось отсылать жителей Англии и Уэльса в качестве заключенных в заморские владения. Нарушившие это правило наказывались штрафом в пользу потерпевшего в размере 500 фунтов стерлингов и увольнением с должности.

Следует отметить, что в выдаче приказа «Хабеас корпус» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля или Тайного совета, или что прошение подано в каникулярный период.

Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике.

В данном случае шерифу или тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно:

1) в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов,

2) во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности.

Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте.

В результате относительно короткого периода времени в процессе перестановок в правящей верхушке Англии, вызванной недовольством политикой Карла II, дворянство и английская буржуазия предложили в 1688 году правителю Нидерландов Вильгельму Оранскому занять английский престол. Так, 1688 год в Англии прошел под знаком названных событий, обозначенных как «Славная революция». Следует отметить, что она стала возможна в результате достигнутого компромисса между буржуазией и дворянством.

Акт о лучшем обеспечении свободы подданного

Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями («habeas corpus act») 26 мая 1679 г.

1 «Habeas corpus ad subjiciendum» – латинская формула судебного приказа, которой суд требовал доставить арестованного. Акт о «Habeas corpus» урегулировал особую досудебную процедуру, основная цель которой заключалась в определении правового положения лица, находящегося под стражей до суда (и предварительном заключении). До издания настоящего акта порядок обеспечения личной неприкосновенности арестованных лиц имел серьезные недостатки (упоминания о процедуре Habeas corpus встречается еще в начале XV в.). Часть таких недостатков указывает ст. 1 акта 1679 г. Но наиболее важным пробелом в процедуре «Habeas corpus» являлось отсутствие ясной и строгой ответственности судей и администрации тюрем за невыполнение (или несвоевременное выполнение) требований этой процедуры.

Читайте также:
Индекс стоимости жизни: что это значит

…Так как шерифами, тюремщиками и другими чиновниками, под стражу которых были отдаваемы подданные короля за уголовные или считаемые уголовными деяния, практиковались большие проволочки в выполнении обращенных к ним приказов Habeas corpus… благодаря чему многие из подданных короля были и впредь могут быть, к их большому убытку и обиде, длительно задержаны в тюрьме в таких случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки;

II. То для предупреждения этого и для более быстрого освобождения всех лиц, заключенных за какие-либо уголовные или считаемые уголовными деяния… утверждается нижеследующее:

Если какое-либо лицо или лица представят приказ Habeas corpus, обращенный к какому-либо шерифу или шерифам, тюремщику, надзирателю, то названное должностное лицо или лица… в течение трех дней по предъявлении этого приказа… должны (исключая те случаи, когда упомянутый арест произведен за государственную измену или тяжкое уголовное преступление…) выполнить такой приказ и доставить или велеть доставить личность арестованного или задержанного к лорду-канцлеру или лорду – хранителю
печати Англии, или к судьям, или к баронам того суда, откуда будет выдан означенный приказ… и одновременно удостоверить истинные причины задержания…

Если место заключения означенного лица находится на расстоянии большем чем 20 миль от места… где суд… или упомянутое лицо пребывает… но не свыше 100 миль, то в течение 20 дней после вышеупомянутого вручения – и не позднее.

III. Для того чтобы ни один… чиновник не смог ссылаться на незнание значения соответствующего приказа… все такие приказы должны быть помечены «per statutum tricesimo primo Garoli secundi regis» и быть подписаны лицом, выдающим таковые; и если какое-нибудь лицо… задержано… в вакационное время или вне судебных сессионных периодов, то должно быть… дозволено лицу… таким образом арестованному или задержанному… или кому-либо, действующему в его… интересах… апеллировать или жаловаться лорду-канцлеру… или кому-либо из судей..

И названные лорд-канцлер… судьи или бароны… настоящим уполномочиваются и обязываются по письменной просьбе (задержанного) лица или лиц или кого-нибудь, за него, за нее или за них действующего… присудить и даровать за печатью того суда, одним из судей которого будет… лицо, выдающее приказ, приказ Habeas corpus… и вслед за тем, в течение двух дней после того, как заинтересованное лицо будет доставлено к ним, упомянутый лорд-канцлер… или судья, к которому будет приведен заключенный, как сказано выше, должен освободить названного заключенного из заточения, взяв с него или с них обязательство с одним или более поручительствами в сумме по своему усмотрению сообразно состоянию заключенного и роду его преступления, – явиться в суд королевской скамьи в следующую сессию или в ближайший выезд на место суда с присяжными (assizes)… или явиться в такой же другой суд, которому подсудно означенное преступление…;

исключаются те случаи, когда упомянутому лорду-канцлеру… или судье… будет ясно, что арестованное лицо задержано в законном порядке… за такие деяния и преступления, при которых по закону заключенный не может быть взят на поруки…

V. …Если какое-либо должностное лицо или лица… пренебрегут вышеозначенным приказом (Habeas corpus)… или откажутся его выполнить или доставить личность… заключенного… или же в течение 6 часов после требования о том не выдадут заявившему требование копии предписания… об аресте и задержании такого-то заключенного, которую… они настоящим обязывают выдать по требованию, – то в таком случае каждый начальник тюрьмы и надзиратель и всякое другое лицо, под охраной которого находится заключенный, подлежат после первого (описанного) проступка – штрафу в пользу заключенного… в сумме 100 фунтов, а после второго проступка – штрафу в сумме 200 фунтов, а также будет признан и настоящим признается неспособным занимать или исполнять свою упомянутую должность…

VI. Никакое лицо или лица, освобожденные или отпущенные по какому-либо Habeas corpus, не могут быть когда-либо впредь заключены или арестованы за то же преступление… иначе как по законному предписанию или по приказу того суда, в который он или они будут обязаны подпиской явиться, или другого суда, обладающего юрисдикцией по данному делу… Если другие лица заведомо вопреки настоящему акту вновь арестуют или побудят… вновь арестовать или заключить за то же преступление или мнимое преступление всякое лицо… освобожденное или выпущенное… то… они заплатят заключенному или потерпевшему лицу штраф в сумме 500 фунтов…

Читайте также:
Знак охраны авторского права

VII. Если какое-либо лицо или лица будут подвергнуты заключению за государственную измену или тяжкое уголовное преступление… и по их просьбе или петиции о назначении дела к разбору… не будут преданы суду в ближайший судебный период… то должно быть и будет законным для судей королевской скамьи… и настоящим
вменяется им в обязанность… освободить заключенного на поруки… если только судьям не будет ясно… что свидетели короля не могут быть представлены в тот же судебный период… И если какое-либо лицо, арестованное, как выше сказано… не будет предано суду и судимо в течение второго после его задержания судебного периода… то оно должно быть освобождено от своего заключения.

VIII. Устанавливается, что ничто в настоящем акте не должно распространяться на освобождение из тюрьмы какого-либо лица, заключенного за долги или по какому-либо иному гражданскому делу…

IX. Если какое-либо лицо или лица, подданные этого королевства, будут находиться в тюрьме или под стражей у какого бы то ни было чиновника… за какое-либо уголовное или считаемое уголовным деяние, то названное лицо не должно быть перемещаемо из означенной тюрьмы или из-под стражи под охрану какого-либо другого чиновника… исключая те случаи, когда это происходит по Habeas corpus или другому законному предписанию. И если какое-либо лицо или лица… выдадут и подпишут или скрепят какое-либо предписание… на… вышеупомянутое перемещение вопреки настоящему акту, то как тот, кто выдаст, подпишет или скрепит такое предписание или предписания, так и чиновник или чиновники… исполнившие таковые, навлекут на себя кару и штраф, ранее упомянутые в настоящем акте…

X. Будет дозволено всякому заключенному или заключенным подавать заявления и получать свой или их Habeas corpus как из верховного суда канцлера или суда казначейства, так и из судов королевской скамьи, или общих тяжб… и если названные… судьи… откажут хотя бы в вакационное время в каком-либо приказе Habeas corpus, который должен быть выдан согласно настоящему акту… то они будут каждый в отдельности подлежать штрафу в сумме 500 фунтов в пользу потерпевшего лица…

XII. Для предупреждения незаконных заточений в тюрьмах за морями узаконяется… что ни один подданный английского королевства… не может быть сослан в заточение в Шотландию, Ирландию, Джерсей… или области, гарнизоны, острова или крепости за морями… и что каждое такое заточение настоящим осуждается и объявляется незаконным… Если какой-либо из названных подданных в настоящее время заточен или впредь будет так заточен, то каждое такое лицо или лица, таким образом заключенные, могут вчинять иск или иски…

XIII. Ничто в настоящем акте не будет толковаться распространительно в пользу какого-либо лица, которое в письменном контракте с купцом или с владельцем какой-либо плантации или с другим каким-либо лицом согласится быть перевезенным в какие-либо страны за моря и получит задаток по этому соглашению, хотя бы впоследствии такое лицо стало отрекаться от этого контракта…

XIV. Если какое-либо лицо или лица, законно уличенные в каком-либо тяжком уголовном преступлении, будут в открытом суде просить о ссылке их за моря, и суд сочтет нужным оставить его или их в тюрьме для этой цели, то такое лицо или лица могут быть сосланы в какие-либо страны за морями…

XVI. Если какое-либо лицо или лица, жительствующие в этом королевстве, совершат какое-либо уголовное преступление в Шотландии, Ирландии или на каком-либо из островов, или в зарубежных колониях… где они должны быть судимы за такое преступление, то такие лица могут быть посланы в это место, чтобы там подвергнуться суду…

XVII. Никакое лицо или лица не должны быть преследуемы, обвиняемы, беспокоимы или тревожимы за проступки против настоящего акта, если виновный не будет преследуем и иск не будет вчинен в течение самое большое двух лет после совершения проступка в случае, если потерпевшее лицо не будет находиться тогда в
тюрьме; а если оно будет в тюрьме, то в течение двух лет после смерти заключенного лица или его или ее освобождения из тюрьмы, смотря по тому, что раньше случится…

Читайте также:
Определение кассационной инстанции: что это значит

XXI. И так как часто лица, обвиненные в petty treason или в felony1, или в соучастии в них, задерживаются только по подозрению, после чего они могут или не могут быть отданы на поруки, смотря по тому, насколько вески обстоятельства, подтверждающие это подозрение, о чем лучше всего могут знать мировые судьи, которые подвергли аресту таких лиц… то поэтому устанавливается, что если какое-либо лицо оказывается подвергнутым аресту судей или мировым судьей по обвинению в соучастии… или по подозрению в совершении petty treason или felony… то такие лица не должны быть перемещаемы или отдаваемы на поруки в силу настоящего акта…

Habeas corpus act 1679.

Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы.

Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с XV века. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчинёнными, но уже со времён Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны. Однако до акта1679 года выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов. Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 году и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628 года, в которой говорилось:

1. Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета. если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе.

2. В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, которое подвергается аресту, задержанию… по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого.

3. Если свободный человек будет арестован и заключён в тюрьму без указания законной причины, и если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог”.

Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 года и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции.

В период реставрации Стюартов билль о хабеас корпус был внесён в палату общин в 1668 году, но не стал законом. Два других подобных билля были отклоненыпалатой лордов в 1670 и 1675 годах. Наконец, в 1679 году был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола.

В США положения хабеас корпус включены в Конституцию; согласно ей, приостановка этого права возможна в случае вторжения или восстания. С другой стороны, это правило не распространяется на заключенных тюрьмы в Гуантанамо. Несмотря на то, что Конгресс США после первых трёх дел, оспоривших законность заключения (дела Хамди, Расула, Хамдана [1] , Бумедьена [2] ), принял закон (2006), лишающий «боевиков»-иностранцев права на habeas corpus; суд признал применение этого закона неконституционным (2008), а именно нарушающим положение Конституции США о допустимой «приостановке» права habeas corpus. Суд также не нашёл уважительной аргументацию правительства, согласно которой действие Конституции не распространяется на Гуантанамо

Читайте также:
О крестьянском (фермерском) хозяйстве

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

dogovor_frahtovaniya_sudna_na_vremya_taym-charter.jpg

Похожие публикации

Один из наиболее распространенных типов соглашений на фрахт коммерческого судна – тайм-чартер. Он составляется с учетом обязательных требований российского законодательства и требует учета ряда нюансов, влияющих на уровень финансовых издержек сторон договора.

Договор тайм-чартера: что должен содержать

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) составляется в соответствии с требованиями, отраженными в Главе X Кодекса торгового мореплавания РФ (утв. Законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ). Содержание данного договора не должно противоречить нормам федерального законодательства.

Договор заключается только в письменной форме. В нем обязательно указываются (ст. 200 КТМ РФ):

  • наименования фрахтователя и судовладельца – сторон договора;
  • название корабля;
  • технические и эксплуатационные данные корабля (в частности, грузоподъемность, скорость, показатели грузовместимости);
  • территория плавания;
  • цели заключения договора на фрахт;
  • время, место приема-передачи корабля;
  • денежная ставка фрахта;
  • срок действия тайм-чартера.

Договор тайм-чартера: особенности

Есть ряд нюансов, которые сторонам договора тайм-чартера необходимо учесть. При составлении договора следует обратить внимание, в частности, на следующие моменты:

1. Положениями ст. 205 КТМ РФ предусмотрена ответственность фрахтователя перед владельцем перевозимого груза, если он, взяв судно для осуществления грузоперевозок, заключает договоры соответствующей перевозки (в т.ч. выполняет иные необходимые действия – например, выдает коносаменты, оформляет накладные и иные документы).

Тот факт, что по договору будет перевозиться груз, должен быть отражен в разделе договора о целях его заключения. Нельзя игнорировать данный пункт, относиться к его заполнению невнимательно, чтобы избежать споров об ответственности в случае фактической перевозки груза по договору, которым она прямо не обусловлена.

2. В разделе договора о стоимости фрахта имеет смысл прописать, что в случае, если корабль имеет отклонения от заявленных его владельцем характеристик более, чем на установленное количество единиц измерения (например, на определенное количество тонн по грузоподъемности), то при обнаружении соответствующих отклонений стоимость фрахта снижается пропорционально величине данного отклонения.

Данный пункт позволит свести к минимуму риск, при котором столкнувшийся с теми или иными организационными сложностями, поломками, а то и попросту безответственный, судовладелец в последний момент «подсовывает» фрахтователю не самое кондиционное судно по стоимости нормального. Если такая подмена будет неизбежна, то фрахтователь снизит собственные издержки за счет прописанной в договоре корректировки стоимости фрахта.

3. В раздел договора об обязанностях судовладельца имеет смысл включить формулировку, по которой он обязан предоставить фрахтователю корабль, соответствующий по своим характеристикам району плавания. А в случае невыполнения данной обязанности фрахтователь, обнаруживший несоответствие корабля местности, вправе в любой момент без претензий со стороны судовладельца отказаться от заключения договора. Данная формулировка удачно дополнит обязанность судовладельца по обеспечению годности корабля для целей фрахтования, указанную в ст. 203 КТМ РФ.

Таким образом, район плавания должен быть не просто формальным пунктом договора, но и увязанным с тем разделом соглашения, где указываются характеристики судна.

4. Стороны вправе прописать в договоре то, какой конкретно груз будет перевозиться, а также установить жесткие ограничения на перевозку (размещение) грузов каких-либо разновидностей. Положения КТМ РФ не предписывают устанавливать такие ограничения. Но в интересах сторон отразить данный момент в договоре в целях исключения попадания в грузовой отсек объектов, опасных для экипажа или для технического состояния самого корабля (о степени опасности которых фрахтователь может и не знать, имея, вместе с тем, планы по их перевозке).

Если вам необходимо посмотреть, как может выглядеть договор тайм-чартера – образец документа доступен по ссылке ниже.

Что такое фрахт в грузоперевозках?

Грузоперевозки – неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Успех международной сделки, стоимость и безопасность доставки зависят от способа доставки, выбора перевозчика, условий транспортировки. Одна из важных задач – разобраться в тонкостях фрахта. Для этого необходимо понять значения термина, принципы расчета ставок, узнать условия договора фрахтования.

Что такое фрахт?

Простыми словами, термин фрахт означает плату за доставку. Ее выплачивает фрахтователь либо отправитель груза судовладельцу. Она устанавливается условиями договора или положениями закона. Размер фрахта при отсутствии договоренности сторон формируется с учетом ставок, которые применяются в месте погрузки. Предметом договора является сдача судна в аренду, но не транспортировка груза.

Читайте также:
Ненормированный рабочий день: что это значит

Другие значения слова:

  1. Доставка на зафрахтованном судне. Стороны договариваются об условиях транспортировки, оценивают состояние груза;
  2. Договор на транспортировку с описанием груза, указанием обязанностей грузоперевозчика, суммы платы.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Условия погрузки фрахта

Они предусматривают обязанность оплачивать погрузочно-разгрузочные работы отправителем или получателем груза. Условия могут быть следующие:

  • Free Out (FO) – перевозка без выгрузки. Во фрахт данный вид работ не входит;
  • Free In – доставка без погрузки. Оплата погрузки товара в порту выгрузки не включена в стоимость фрахта;
  • Liner Out (LO) – условие доставки, когда обработка груза, контейнера и их выгрузка включены в стоимость;
  • Liner In (LI) – условие перевозки, когда выгрузка, погрузка входят в ставку перевозки.

Условия погрузки прописываются в договоре поставки, транспортной документации, которая устанавливает обязанность сторон по оплате этапов фрахта.

Морской фрахт

Морской фрахт осуществляется на основании договора, где прописывается порядок найма судна, обязанности фрахтователя и фрахтовщика, определяются условия оплаты доставки. В международных грузоперевозках есть разная практика распределения расходов и ответственности между грузоотправителем и получателем. Договор фрахтования бывает двух типов:

  1. Бэрбоут-чартер. Судовладелец предоставляет фрахтователю судно без экипажа.
  2. Тайм-чартер. Предполагает передачу судна вместе с экипажем на конкретный период.

Какие документы нужны

Морская перевозка, погрузочно-разгрузочные работы сопровождаются специальными документами, которые необходимы как владельцу, перевозчику груза, так и таможне:

  • Коносамент. В нем прописывается право собственности на доставляемый груз. Документ позволяет перепродавать товар еще на пути следования с внесением всех записей о сделках;
  • Штурманская расписка. Подтверждает передачу товара грузоперевозчику;
  • Морская накладная. Удостоверяет наличие договора, которым определена обязанность перевозчика доставить груз в порт получения;
  • Упаковочный лист. Содержит данные всех перевозимых товаров и товарных мест.

В пакет документов также входит доковая расписка. Она подтверждает, что груз прибыл в порт для дальнейшей транспортировки по морю.

Морская перевозка востребована благодаря ряду преимуществ:

  • Доступность. Транспортировка судном позволяет привозить товары крупными партиями и экономить средства;
  • Безопасность. Доставка морем позволяет перевозить грузы в целости и сохранности.

Предприниматели могут доставлять морем грузы самых разных типов: негабарит, опасные, ценные, хрупкие.

Доставка морем имеет свои риски и особенности:

  • Срыв сроков доставки в связи с погодными условиями. Из-за непогоды судна могут потерять время в пути следования, пережидать ненастье в порту отправки;
  • Невозможность доставки от двери к двери. Для этого заказчику необходимо выбирать мультимодальную перевозку и доплачивать за перевалочные работы, доставку по суше;
  • Невозможность срочной доставки. Для экстренных случаев предпочтительно авиасообщение.

Несмотря на минусы, морской фрахт пользуется большим спросом у участников ВЭД благодаря доступности и возможности доставлять крупные партии грузов.

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

Договор фрахтования судна на время представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды) – аренды транспортного средства с экипажем. Поэтому отношения, возникающие из такого договора, регулируются правилами, содержащимися в разделе 1.3 главы 34 ГК. Кроме того, особенности аренды такого транспортного средства, как морское судно с экипажем, отражены в правилах главы 10 КТМ.

Читайте также:
Защита права собственности: что это значит

В определении договора названы прежде всего его стороны – носители правомочий и субъективных обязанностей. Стороны договора – это судовладелец и фрахтователь. Согласно ст.8 КТМ судовладельцем признается собственник судна или другое лицо, эксплуатирующее его на ином законном основании, в частности, судовладельцем, помимо собственника, является любое лицо, эксплуатирующее судно на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления и т.д.

Судовладелец от своего имени отфрахтовывает судно на срок другому лицу – фрахтователю. Последний нуждается в судне и поэтому от своего имени фрахтует его на определенный срок для осуществления целей торгового мореплавания.

Употребление таких характерных для морского права понятий, как “судовладелец”, “фрахтователь”, в отличие от общегражданских терминов “наймодатель” и “наниматель” свидетельствует о том, что договор фрахтования судна на время не может быть приравнен к общегражданскому договору имущественного найма.

Первая обязанность судовладельца заключается в предоставлении судна фрахтователю. При этом предоставление понимается прежде всего как передача фрахтователю правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени.

Судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу. Этот срок может выражаться в календарном периоде от нескольких месяцев до нескольких лет (иногда до 10-15 лет) или во времени, необходимом для выполнения одного или нескольких рейсов.

Зафрахтованные на время суда могут использоваться для перевозки грузов. Поэтому стандартные проформы тайм-чартеров построены с учетом того, что на судне будет перевозиться определенный груз.

Наряду с перевозкой груза в комментируемой статье упомянуто также о перевозке пассажиров и “иных целях торгового мореплавания”, под которыми понимаются связанные с использованием судов промыслы водных биологических ресурсов, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманская и ледокольная проводка и др.

Возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка, целей торгового мореплавания – одно из отличий тайм-чартера от договора морской перевозки груза и, в частности, от договора фрахтования судна на рейс-чартера.

Эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.

К Фрахтователю на время переходит правомочие владения судном. В вопросах коммерческой эксплуатации ему подчинен экипаж судна. Но судно в этом случае не выходит и из обладания судовладельца. Члены экипажа остаются его работниками, его распоряжения, относящиеся к управлению судном, обязательны для всех членов экипажа. Поэтому есть все основания говорить о временном двойном владении (или совладении) судном.

Вторая обязанность судовладельца состоит в оказании им фрахтователю услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Строго формально оказание таких услуг выходит за пределы предмета аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в ГК договоры об аренде транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой природе тайм-чартера, бывший ранее дискуссионным.

В определении тайм-чартера закреплена обязанность фрахтователя уплатить фрахт, поскольку судно предоставляется ему за обусловленную плату. Договор, таким образом, носит возмездный характер. Размер фрахта не зависит от количества перевозимого груза или эффективности эксплуатации судна в какой-либо иной форме.

Каждая из сторон этого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Тайм-чартер признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям. Наконец, тайм-чартер- это возмездное обязательство. Следовательно, тайм-чартер – это двусторонне обязывающий, консенсуальный и возмездный договор.

Условия тайм-чартера определяются прежде всего соглашением сторон. Следовательно, положения договора имеют приоритет над нормами главы Х КТМ. Таким образом, правила, содержащиеся в главе Х КТМ (за исключением ст.198) носят диспозитивный характер. Это означает, что они подлежат применению, если не противоречат договору между сторонами, или регулируют отношения, не решенные либо не до конца решенные в таком договоре.

Читайте также:
Иммунитет государственного имущества: что это значит

Согласно ст. 200 КТМ «В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера».

Отсутствие в договоре каких-либо данных из числа указанных в ст.200 КТМ не влечет недействительности договора, но может снизить доказательственную ценность документа, оформляющего обязательство.

В договоре обычно указывается географический район, в котором фрахтователь может эксплуатировать судно. При определении границ этого района учитываются как технико-эксплуатационные параметры и характеристики судна, так и коммерческо-политические интересы сторон. Район мирового океана, в котором допускается плавание судна, обычно определяется путем установления запрета эксплуатировать судно в высоких широтах либо зонах, опасных для мореплавания, или заходить в порты определенной береговой полосы либо того или иного государства (государств). Такое условие договора означает, что судно может быть направлено в любой географический район за изъятиями, согласованными сторонами и установленными в договоре.

Цель фрахтования может быть обозначена в тайм-чартере с разной степенью определенности и детализации. В договоре, например, может быть указан лишь вид деятельности: “для перевозки законных грузов”, “для добычи полезных ископаемых”. Стороны могут договориться и о перевозке определенного вида груза, например зерна, руды, леса, или добыче тех или иных полезных ископаемых. В договоре может быть определен вид морского промысла или научно-исследовательской деятельности в случаях, когда предполагается использовать судно в этих целях.

В тайм-чартере указываются время передачи зафрахтованного судна судовладельцем фрахтователю и время его возврата (выдачи из аренды).

Это время часто обозначается указанием периода, в который судно должно быть передано или возвращено (“от: и до:”). Иногда наряду с датами в договоре указываются часы, в которые следует произвести передачу или возврат (“в период между 9 часами утра и 6 часами дня:”). Обычно возврат судна должен хотя бы примерно совпадать с окончанием срока, на который был заключен тайм-чартер.

Судовладелец обязан передать судно в пользование фрахтователя у доступного причала или дока. В договор, как правило, включается условие о том, чтобы у причала или в доке судно было в безопасном состоянии и находилось всегда на плаву.

Размер фрахта по тайм-чартеру определяется на основании суточной ставки за судно в целом или месячной ставки за каждую тонну дедвейта. Уровень ставки фрахта определяется с учетом конъюнктуры на мировом фрахтовом рынке. На ставку фрахта влияют данные о судне, районе его эксплуатации и другие условия договора.

Срок, на который заключается договор, может быть указан в виде периода (обычно от 2 до 10 лет) или времени, необходимого для выполнения одного либо нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной либо спасательной операции и т.д. (трип-чартер). Исчисление срока начинается с момента предоставления судна в пользование фрахтователя.

Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

На практике тайм-чартер заключается на основании отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) тайм-чартеров, в которых изложены наиболее часто применяемые условия этих договоров. Использование проформ ускоряет и облегчает процесс выработки и согласования содержания договора и дает возможность сконцентрировать внимание на согласовании условий, которые индивидуализируют данный договор. Кроме того, применение проформ в определенной степени способствует унифицированному регулированию отношений, возникающих на основании договора.

Согласно п.2 ст.162 ГК несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Статья 633 ГК, требуя заключения договора аренды транспортного средства с экипажем в письменной форме, не предусматривает признание договора недействительным вследствие несоблюдения письменной формы. Поэтому нарушение требований закона относительно простой письменной формы договора связывается с процессуально-правовыми последствиями: факт заключения договора и его содержание в случае спора могут быть доказываемы другими письменными доказательствами (письмами, телеграммами, радиограммами, телексами, факсами и т.д.) и любыми другими доказательствами, кроме свидетельских показаний.

По условиям тайм-чартера судно должно быть надлежаще снаряжено, т.е. оснащено всем необходимым оборудованием, инструментами и инвентарем для палубы и машинного отделения (кранами, стрелами, лебедками, грузовыми насосами, цепями, канатами, сменными и запасными частями, навигационными приборами и т.д.). Снаряжая судно, судовладелец обязан оборудовать и оснастить его предметами, годными к употреблению для целей договора.

Читайте также:
Существенное нарушение договора: что это значит

Судовладелец обязан также полностью укомплектовать судно достаточным по численности и квалифицированным экипажем.

В соответствии с условиями тайм-чартера судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия договора. В проформах тайм-чартеров эта обязанность изложена в более развернутом виде. Обязанность поддерживать мореходное состояние судна предполагает обеспечение судовладельцем в течение всего договора технической годности судна к плаванию, предоставление ему нужных материалов и запасов, за исключением бункера.

По условиям тайм-чартера судовладелец обязан оплачивать расходы по страхованию судна. Обычно страхование проводится в отношении военных рисков, а также рисков, касающихся корпуса судна и его оборудования, когда судно используется пределах, установленных в тайм-чартере.

При предоставлении судна в пользование фрахтователя на основании тайм-чартера судовладелец, как работодатель по отношению к членам экипажа, обязан оплачивать содержание экипажа. Расходы, связанные с содержанием экипажа, включают в себя заработную плату экипажа, оплату провианта и питьевой воды, консульских сборов в той части, в какой они относятся к экипажу, и расходов, связанных с выходом членов экипажа на берег. Судовладелец обязан также уплачивать за членов экипажа взносы по государственному социальному страхованию.

Договор перевозки груза оформляется с помощью чартера на рейс, букинг-нота, коносамента, морской накладной, других перевозочных документов. Подписывая такие документы, фрахтователь принимает на себя ответственность перевозчика. По российскому законодательству это означает, во-первых, что к нему, а не к первоначальному судовладельцу, должны быть предъявлены требования, связанные с несохранностью груза, во-вторых, ответственность по этим требованиям определяется на основании правил об ответственности перевозчика за несохранность груза (ст.166-176 КТМ).

По российскому праву фрахтователь по тайм-чартеру (перевозчик по договору морской перевозки груза) несет ответственность перед грузовладельцем – третьим лицом на основании ст.166-176 КТМ. Возместив ущерб грузовладельцу, фрахтователь приобретает право обратного требования (право регресса) к своему контрагенту по тайм-чартеру – судовладельцу. Ответственность последнего по регрессному иску определяется условиями тайм-чартера. Следовательно, реальность возмещения по регрессному иску зависит от того, как сформулированы соответствующие условия об ответственности судовладельца перед фрахтователем в тайм-чартере.

Капитан и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа. В навигационных вопросах экипаж судна подчинен судовладельцу, который обязан обеспечить безопасность мореплавания.

Оставаясь служащими судовладельца, капитан и члены экипажа обязаны обеспечить эффективную техническую эксплуатацию самого судна, всех его механизмов, аппаратов, приспособлений. Фрахтователь не должен вмешиваться ни в навигационное управление судном, ни в его техническую эксплуатацию, если при этом непосредственно не затрагиваются вопросы коммерческой эксплуатации судна.

Судно должно быть укомплектовано достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Численный состав экипажа определяется судовладельцем, и фрахтователь вправе настаивать на его увеличении только тогда, когда численность экипажа не отвечает требованиям мореходности судна.

В том, что касается коммерческой эксплуатации судна, капитан и другие члены экипажа подчиняются фрахтователю. Положение о подчинении капитана приказам и распоряжениям фрахтователя в отношении пользования судном закреплено в проформах тайм-чартера. В мировом торговом мореплавании это условие (“имплоймент клоуз”) называется оговоркой о найме и агентировании.

Подчинение капитана и других членов экипажа фрахтователю в вопросах пользования судном означает выполнение его приказов и распоряжений, касающихся деловых связей с контрагентами, портовыми, таможенными, санитарными службами.

Уплата фрахта судовладельцу “в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером”, означает прежде всего определение в договоре вида платежа фрахта. В проформах тайм-чартера обычно указывается, что фрахт уплачивается наличными. Это условие не следует понимать буквально, так как под уплатой наличными понимаются в этом случае также все эквивалентные такой уплате виды платежа, при которых платеж является необратимым и дающим судовладельцу безусловную и немедленную возможность воспользоваться фрахтом.

В договоре обычно обусловливается также, в какой валюте уплачивается фрахт, курс перевода валюты, место платежа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: