Хранение в камерах хранения транспортных организаций

Статья 923. Хранение в камерах хранения транспортных организаций

1. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (статья 426).

2. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

3. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 784 настоящего Кодекса, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 899 настоящего Кодекса.

4. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Комментарий к Ст. 923 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются два подвида договора хранения: договор хранения путем передачи вещей в камеру хранения и договор хранения путем помещения вещей в автоматические камеры.

Наряду с комментируемой статьей к данным договорам применяются общие положения о договорах хранения (ст. ст. 886 — 904 ГК), если нормами комментируемой статьи и иными законами не установлено иное (см. комментарий к ст. 905 ГК). Важное значение при определении правового режима хранения в камерах хранения транспортных организаций имеют нормативные правовые акты Правительства РФ и принятые в их исполнение акты федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта. Так, на водном транспорте данные отношения регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» , на железнодорожном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» , Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» , на автомобильном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 , на воздушном транспорте — Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утвержденным МГА СССР 27 ноября 1985 г. .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 646.

Собрание законодательства РФ. 2005. N 10. Ст. 851.

Российская газета. 2002. 20 авг. N 154 — 155.

Минтрансом России 29 сентября 1997 г. утверждены Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, которые не были зарегистрированы Минюстом России.

Документ не был опубликован.

2. Правила упомянутых выше актов во многом повторяют положения комментируемой статьи и устанавливают особенности хранения в камерах хранения транспортных организаций в зависимости от вида транспорта.

Так, прием вещей на хранение (кроме сдаваемых в автоматические камеры) удостоверяется выдачей квитанции (номерного жетона), по предъявлении которой вещи выдаются потребителю. Так, на автовокзалах, автостанциях в камеры хранения может сдаваться ручная кладь (багаж) во всякой упаковке, независимо от ее рода и вида (чемодан, корзина, узел, рюкзак, сверток, сумка, сетка, стеклянная тара и т.п.), а некоторые предметы, например пальто, головной убор, портфель, лыжи, коньки и т.п., могут быть приняты на хранение без упаковки. Если при приеме вещей в камеру хранения обнаружатся дефекты в упаковке, то владелец обязан либо устранить их, либо наличие дефектов подтвердить своей подписью на корешке квитанции.

Тара и упаковка сдаваемых в камеру хранения вещей должны обеспечивать их сохранность. Неисправность вещи или ее упаковки должна быть устранена до сдачи ее на хранение, а при невозможности устранения — указана потребителем на квитанции.

Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут испачкать или повредить вещи других пассажиров. Часть 3 ст. 11.19 КоАП устанавливает ответственность за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. Сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов исполнитель ответственности не несет. Нормы естественной убыли определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности Приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2007 г. N 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» .

Читайте также:
Сценарный договор: что это такое, описание и особенности

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 12.

Скоропортящиеся продукты, сданные на хранение и не востребованные в сроки, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению, о чем составляется акт.

Не допускается сдача на хранение в составе ручной клади и багажа денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии у исполнителя специализированной камеры хранения.

В организациях, занимающихся воздушными перевозками, камеры хранения организуются во всех аэропортах и аэровокзалах и подразделяются на три вида:

1) для временного хранения вещей пассажиров (клиентов);

2) для невостребованного багажа;

3) для найденных вещей.

Камеры хранения подразделяются на:

— оборудованные стеллажами и обслуживаемые кладовщиком;

— автоматические, пользование которыми осуществляется методом самообслуживания.

Для камер хранения выделяются помещения на аэровокзалах или в отдельных зданиях, находящихся в непосредственной близости к аэровокзалам или примыкающих к ним. Помещения камер хранения должны быть оборудованы центральным отоплением, электроосвещением, вентиляцией, иметь бытовые комнаты для обслуживающего персонала с канализацией, водопроводом. Должны быть предусмотрены электрочасы, прямая система сигнализации и прямая телефонная связь с подразделением полиции.

Камеры хранения в аэропортах должны иметь:

— помещение, оборудованное стеллажами;

— необходимое количество, соответствующее максимальной пропускной способности камеры хранения, парных металлических или пластмассовых номерных жетонов (с нанесенными на них порядковыми номерами — один номер на двух жетонах и наименованием аэропорта);

— приспособление для хранения жетонов;

— приспособления для крепления жетонов и чеков к вещам (прицепы, металлические крючки);

— запираемые урны для сбора использованных и погашенных чеков;

— правила приема, выдачи вещей и пользования кассами-автоматами, которые должны быть наглядно оформлены и вывешены на видном месте в непосредственной близости от автоматов.

На внутреннем водном транспорте, железнодорожном транспорте вес одного места багажа, принимаемого на хранение, не должен превышать 50 килограммов, на воздушном транспорте — 30 килограммов. Для переноски упакованные вещи должны иметь необходимые приспособления. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается отдельным местом.

Прием вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых по номерным жетонам или в автоматические камеры) производится с объявлением их ценности. При сдаче на хранение нескольких предметов (мест) пассажир может объявить ценность каждого сданного им предмета (места) или общую ценность всех предметов (мест). Сумма объявленной ценности указывается в квитанции.

В случае сомнения в правильности оценки исполнитель имеет право в присутствии потребителя осмотреть вещи, содержимое упаковки, а при возражении против такого осмотра — отказать в приеме вещей на хранение. За объявление ценности сдаваемых на хранение вещей взимается плата в размере, установленном исполнителем.

Срок хранения вещей в камере хранения не превышает 30 дней, если более длительный срок хранения не установлен соглашением сторон. Вещи, не полученные потребителем в указанный срок, хранятся еще в течение 30 дней, после чего могут быть реализованы в порядке, установленном ГК РФ.

В железнодорожных камерах хранения ручная кладь хранится в течение одних календарных суток. В случае невнесения пассажиром или иным лицом, сдавшим ручную кладь, платы за ее хранение (по истечении оплаченного срока хранения) ручная кладь находится в железнодорожной камере хранения еще в течение одних календарных суток, после чего передается в общее складское помещение станции.

3. Особенности хранения с помощью автоматических камер хранения также определены соответствующими подзаконными актами. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» предусмотрено, что автоматическая камера хранения загружается и освобождается потребителем. Листки с изложением порядка загрузки вещей в камеру, а также порядка ее закрывания и открывания должны быть помещены на каждой автоматической камере хранения. Вскрытие автоматической камеры хранения в случае ее неисправности или в случае, когда потребитель забыл шифр, производится исполнителем в присутствии потребителя, о чем в произвольной форме составляется акт, в котором указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность, и дается описание каждой вещи.

При хранении вещей в автоматических камерах хранения воздушных перевозчиков, если пассажир (клиент) забыл шифр или номер ячейки, розыск и выдача вещей производятся только по письменному заявлению пассажира (клиента) с приложением описи и представлением доказательств принадлежности ему вещей. Вещи выдаются под расписку, в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и постоянное место жительства получателя (согласно паспорту), краткое описание вещей.

Все вопросы и претензии, возникающие при пользовании автоматическими камерами хранения, разрешает заведующий камерой хранения или администрация аэропорта (аэровокзала).

В случае пропажи вещей из ячеек автоматической камеры хранения пассажир (клиент) составляет заявление, в котором указывает количество и содержание вещей, набранный шифр, дату и время занятия ячейки, использовалась ли ячейка повторно, количество опущенных монет при закрытии дверцы.

Читайте также:
Унитарное государство: что это такое, описание и особенности

Это заявление регистрируется в книге учета разыскиваемых вещей.

При наличии заявления пассажира собирается комиссия, состав которой назначается приказом начальника аэропорта (городского аэровокзала). Комиссия в присутствии сотрудника полиции, электромонтера и пассажира (клиента) проверяет состояние запирающих устройств и ячейки автоматической камеры хранения. Принудительное вскрытие ячеек и изъятие вещей производятся комиссией в присутствии сотрудника полиции и оформляются актом.

В случае утраты квитанции (номерного жетона) камеры хранения потребитель может получить вещи только на основании письменного заявления и представления доказательств принадлежности ему этих вещей. В заявлении указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность. Вещи выдаются заявителю под расписку.

При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, составляется акт общей формы с указанием данных о потребителе и обстоятельств порчи или пропажи.

Исполнитель выплачивает предъявителю квитанции на вещи, сданные на хранение с объявленной ценностью, сумму объявленной ценности пропавших вещей или определенную в установленном порядке долю, на которую понизилась стоимость вещи, испорченной по вине камеры хранения.

За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

За предоставление пассажиру или иному лицу, сдающему ручную кладь, ячейки камеры хранения самообслуживания, а также за хранение каждого места ручной клади в камерах хранения с кладовщиками взимается плата, определяемая тарифами (см., например, Приказ ФСТ России от 13 декабря 2005 г. N 614-т/2 «Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа» ).

———————————
Российская газета. 2005. 21 дек. N 287.

Плата за хранение ручной клади и багажа взимается за каждый предмет (место). При сдаче на хранение нескольких предметов (мест), связанных вместе, плата взимается за каждый предмет (место) в отдельности. На автовокзалах и автостанциях п. 114 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР конкретизируется тем, что плата за хранение ручной клади или багажа взимается за каждые календарные сутки, включая день приема на хранение и день выдачи из камеры хранения. Часть суток считается за полные сутки.

Выдача пассажиру принятых на хранение ручной клади или багажа производится по номеру, обозначенному на жетоне. При выдаче проверяется срок хранения и производится окончательный расчет с пассажиром.

В камерах хранения автотранспортных организаций при обнаружении недостачи мест или повреждении ручной клади или багажа автотранспортное предприятие составляет акт в двух экземплярах с участием кладовщика камеры хранения, владельца ручной клади или багажа и работника автовокзала (автостанции) по уполномочию начальника.

В акте указываются: количество принятых и выданных мест, наименование предмета (чемодан, корзина, сумка и т.п.), характер повреждения, фамилия, имя, отчество и адрес получателя, сумма объявленной ценности, если она была указана.

Один экземпляр акта вручается пассажиру и служит основанием для предъявления им претензии автотранспортному предприятию или организации.

В случаях, если пассажир дает согласие принять ручную кладь или багаж, поврежденные или частично утраченные, без составления акта, автотранспортное предприятие или организация обязаны выдать указанные ручную кладь или багаж. В этом случае претензии от владельца ручной клади или багажа автотранспортным предприятием или организацией не принимаются.

На железнодорожном транспорте при полной или частичной утрате ручной клади, сданной на хранение по жетонам (квитанциям), заявление с описью вещей на сумму до 14 тыс. рублей рассматривается и оплачивается станцией, а на сумму свыше 14 тыс. рублей — железной дорогой .

———————————
См.: указание МПС России от 24 ноября 2003 г. N 190у «Об индексации тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в купейных вагонах и вагонах СВ» // Экономика железных дорог. 2004. N 3.

Разграничение правового режима вещей, хранящихся по договору хранения в камерах транспортных организаций, и багажа пассажира, перевозимого по договору перевозки, имеет не только гражданско-правовое, но и административно-правовое значение. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. N 776/05 по делу N А32-18268/2004-22/505-47 в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за предоставление услуг по хранению багажа в аэропорту без соответствующей лицензии было отказано, поскольку лицензия на осуществление деятельности по предоставлению в аэропортах услуг камеры хранения не требуется, так как вещи, сданные в камеру хранения, не приобретают статус багажа, перевозимого в соответствии с договором перевозки .

———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 10.

Статья 923. Хранение в камерах хранения транспортных организаций

1. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (статья 426).

2. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

Читайте также:
Судебная защита: что это такое, описание и особенности

3. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 784 настоящего Кодекса, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 899 настоящего Кодекса.

4. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Комментарий к ст. 923 ГК РФ

1. Коммент. ст. устанавливает ряд особенностей, свойственных хранению в камерах хранения транспортных организаций общего пользования. С учетом того, что камеры хранения существуют и в других организациях, к возникающим в данной сфере отношениям по аналогии закона могут применяться правила ст. 923, за исключением тех, которые отражают специфику хранения на транспорте.

2. К числу основных особенностей рассматриваемого вида хранения относятся следующие. Во-первых, данный договор является публичным. При этом в целях искоренения порочной практики прошлых лет специально подчеркивается, что поклажедателями могут быть не только граждане, имеющие на руках проездные билеты, т.е. пассажиры, но и вообще любые граждане.

Во-вторых, договор хранения оформляется путем выдачи поклажедателю квитанции или номерного жетона. Они не подлежат передаче другим лицам, хотя осуществить практический контроль за этим невозможно. Утрата квитанции или жетона не исключает возможности поклажедателя получить сданные на хранение вещи, но он должен доказать принадлежность ему этих вещей.

В-третьих, данный договор носит сугубо срочный характер, а сами сроки хранения определяются действующими на транспорте правилами. По истечении дополнительного месячного срока хранения не востребованных поклажедателем вещей хранитель вправе реализовать вещи по правилам ст. 899 ГК.

В-четвертых, установлен сокращенный срок для возмещения убытков, вызванных утратой, недостачей или порчей вещей. Он составляет 24 часа с момента предъявления поклажедателем требования об их возмещении, но действует только тогда, когда при сдаче вещей на хранение в квитанции была указана их оценка. Если последняя не производилась, поклажедатель должен доказать стоимость пропавших или уничтоженных вещей.

3. Коммент. ст. не дает ясного ответа на вопрос о том, распространяются ли установленные ею правила на хранение вещей в автоматических камерах хранения. Судебная практика прошлых лет исходила из того, что между владельцем автоматической камеры хранения и клиентом возникали чисто арендные отношения, в силу чего владелец камеры отвечал за причиненные клиенту убытки лишь при доказанности факта неисправности автоматической камеры хранения. Указанная практика часто критиковалась в литературе с позиций необходимости усиления правовой защищенности граждан, что обеспечивалось бы признанием отношений между владельцем камеры и клиентом отношениями хранения.

Поскольку в ст. 923 об автоматических камерах хранения упоминается лишь в п. 2 в связи с оформлением договора хранения, следует полагать, что и все остальные правила статьи распространяются на хранение с использованием автоматических камер хранения. В этом убеждает также сравнение коммент. ст. с п. 4 ст. 922 ГК, в котором применительно к хранению с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа прямо сказано обратное. В литературе, однако, высказано на этот счет и иное мнение (см.: Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1996. С. 496. Автор главы – М.Г. Масевич).

Договор хранения в камере хранения транспортной организации

Понятие. Правовой режим. Стороны. Объект. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение. Срок хранения. Возмещение убытков поклажедателя. Разновидности договора.

1. Понятие договора хранения в камере хранения транспортной организации. До принятия действующего ГК РФ, посвятившего хранению в камерах хранения транспортных организаций специальную ст. 923, указанный вид хранения был урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах, преимущественно в актах транспортных министерств.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации – это договор хранения, по которому транспортная организация (хранитель) обязуется возмездно с использованием камеры хранения (в том числе автоматической) хранить вещь (ручную кладь), переданную ей гражданином (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации является подтипом договора хранения, выделение которого обусловлено местом хранения (в данном случае – в камере хранения) и ее принадлежностью определенному виду организации (в данном случае – транспортной организации). За пределами предмета регулирования ст. 923 ГК РФ осталось хранение вещей граждан в камерах хранения организаций других видов, в частности торговых. К хранению в камерах хранения иных (не транспортных) организаций правила ст. 923 могут быть применены по аналогии с соблюдением требований ст. 6 ГК РФ.

Договор хранения в камере хранения транспортной организации в силу прямого указания ст. 923 ГК РФ признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Он является также реальным и возмездным договором.

Читайте также:
Торговые книги: что это такое, описание и особенности

2. Правовой режим договора хранения в камере хранения транспортной организации (помимо положений, общих для всех договоров хранения) определяют специальные правила о хранении в камере хранения транспортной организации, содержащиеся, в частности, в следующих нормативных правовых актах.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 923)

Приказ Федеральной службы по тарифам от 1.12.2005 N 614-т/2 “Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа”

Особенности правового режима разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации определяют специальные правила о договорах данной разновидности (эти правила приводятся далее при рассмотрении соответствующих договоров).

3. Стороны договора хранения в камере хранения транспортной организации. Стороны данного договора:

– транспортная организация (хранитель);

Хранителем выступает транспортная организация, в ведении которой находится камера хранения (например, аэропорт, морской порт). Хранителем условно может называться и сама камера хранения. Транспортная организация (камера хранения) относится к профессиональным хранителям (ст. 886 ГК РФ).

Поклажедателем по рассматриваемому договору хранения может быть пассажир, другой гражданин независимо от наличия у него проездных документов.

4. Объект договора хранения в камере хранения транспортной организации – вещи пассажиров, иных граждан, традиционно именуемые ручной кладью. Правилами хранения ручной клади в камерах хранения, принятыми для отдельных видов транспорта, установлены требования к ручной клади, сдаваемой в камеры хранения. Так, на железнодорожном транспорте каждая вещь (предмет), сдаваемая на хранение в качестве ручной клади, независимо от того, скреплена она с другой вещью (предметом) или нет, считается как одно место. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг. Ручная кладь должна иметь приспособление, позволяющее ее переносить. Запрещается сдавать на хранение в качестве ручной клади животных и птиц, огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и зловонные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров. Финансовые документы, деньги и другие ценности принимаются на хранение в качестве ручной клади только при наличии на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале специализированной камеры хранения.

5. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение в камеру хранения. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи (п. 2 ст. 923 ГК РФ).

6. Срок хранения в камере хранения транспортной организации имеет особенности правовой регламентации, обусловленные связью этого вида хранения с пассажирскими перевозками. Согласно п. 3 ст. 923 ГК РФ срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с транспортными уставами и кодексами, иными законами, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Например, нормативный срок хранения вещей в камерах хранения на железнодорожном транспорте составляет одни календарные сутки, в морском порту – пять дней, на внутреннем водном транспорте – тридцать дней. Вещи, не востребованные в установленные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 899 ГК РФ.

7. Возмещение убытков поклажедателя. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования о их возмещении (п. 4 ст. 923 ГК РФ). Если при сдаче вещей на хранение их оценка не была произведена, убытки подлежат возмещению в общем порядке с точки зрения размера и сроков.

8. Разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации. В рамках договора хранения в камере хранения транспортной организации законодательством в зависимости от вида транспорта выделены следующие разновидности рассматриваемого подтипа договора хранения с установлением для них особенностей правового режима:

– договор хранения в железнодорожной камере хранения;

– договор хранения в камере хранения на внутреннем водном транспорте;

– договор хранения в камере хранения морского порта;

– договор хранения в камере хранения аэропорта и аэровокзала.

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.03.2005 N 111 (п. 40)

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (п. 67, 134-141, 155)

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6.02.2003 N 72 (п. 26-33)

Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 N 676 (п. 18-26)

Читайте также:
Судебные доказательства: что это такое, описание и особенности

Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утв. Министерством гражданской авиации СССР от 27.11.1985 (гл. 7 “Камера хранения”)

В зависимости от вида камеры хранения договоры хранения в камерах хранения транспортных организаций подразделяются на:

– договоры хранения в камерах хранения, обслуживаемых кладовщиками;

– договоры хранения в автоматических камерах хранения (камерах хранения самообслуживания).

Указанные договоры хранения в камерах хранения обладают особенностями правового режима, установленными отдельно для каждой разновидности договора хранения, выделенной по виду транспорта. Так, если за пропажу вещей из камер хранения, обслуживаемых кладовщиками, транспортная организация отвечает как профессиональный хранитель в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК РФ (т.е. без вины), то за пропажу вещей из автоматических камер хранения в морских портах и на внутреннем водном транспорте хранитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

Говоря о договорах хранения в автоматических камерах хранения транспортных организаций, нельзя не коснуться давней дискуссии о природе договора, заключаемого между гражданином, поместившим вещи в автоматическую камеру хранения, и владельцем последней. Задолго до принятия действующего ГК РФ по этой проблеме сформировались две позиции. Согласно первой указанный договор квалифицируется как договор хранения, согласно второй – как договор аренды, поскольку при помещении гражданином вещей в автоматическую камеру хранения ее владелец не принимает от гражданина эти вещи на хранение, а лишь предоставляет в пользование ячейку автоматической камеры хранения. Позднее, уже после принятия части второй ГК РФ, предусмотревшей регламентацию хранения в камерах хранения, появилась третья позиция, согласно которой рассматриваемый договор является смешанным договором, включающим элементы договоров аренды и охраны.

Коль скоро разделяемая здесь позиция (первая) является не единственной, а число ее противников значительно, она нуждается в специальном обосновании. В его основу может быть положен подход, использованный при определении правовой природы договора хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (см. п. 7 § 2 настоящей главы), так как корень проблемы правовой природы договоров, опосредующих хранение в автоматической камере хранения и в банковском сейфе, равно как и ключ к ее решению, принципиально один и тот же. С учетом этого обстоятельства в пользу квалификации договора, связанного с хранением вещей в автоматической камере хранения, в качестве договора хранения могут быть приведены следующие аргументы (в дополнение к ранее высказанным применительно к договору хранения в банковском сейфе).

Во-первых, сам законодатель (пусть и косвенно) исходит из того, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения заключается договор хранения. Это следует из содержащегося в п. 2 ст. 923 ГК РФ положения, согласно которому в подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. Если бы, по мнению законодателя, анализируемый договор не был договором хранения, в упоминании об автоматических камерах хранения не было бы нужды. Кроме того, ответственность владельца автоматической камеры хранения регламентирована по типу договора хранения, поскольку ответственность установлена “за пропажу вещей из автоматической камеры хранения” (см., например, п. 26 упомянутых ранее Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту), а не договора аренды, применительно к которому ответственность установлена “за недостатки сданного в аренду имущества” (ст. 612 ГК РФ).

Во-вторых, непосредственной целью договора между гражданином и владельцем камеры хранения (как автоматической, так и обслуживаемой кладовщиком) является обеспечение сохранности вещей граждан, т.е. цель, присущая договору хранения. Имеющиеся различия в порядке заключения договоров с использованием автоматической камеры хранения и камеры хранения, обслуживаемой кладовщиком, не существенны и не влекут за собой различий в их цели и правовой природе как договоров хранения. При заключении договора хранения в камере хранения, обслуживаемой кладовщиком, принятие вещи на хранение носит явный характер, так как осуществляется действиями кладовщика. При заключении договора хранения в автоматической камере хранения гражданин помещает в нее вещи сам, без участия кладовщика. Но и в этом случае принятие вещи на хранение имеет место, хотя и не так заметно для восприятия. Устанавливая автоматическую камеру хранения, ее владелец тем самым выражает согласие на принятие вещей на хранение от каждого желающего. Фактическое помещение вещей в автоматическую камеру хранения и ее закрытие гражданином означают также и принятие вещей на хранение владельцем камеры. Если допустить, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения нет принятия их на хранение ввиду отсутствия положительных действий по принятию вещей со стороны владельца камеры, подобным действиям кладовщика (как считают сторонники квалификации анализируемого договора как договора аренды или смешанного договора с элементом аренды), то при таком подходе придется признать также и отсутствие передачи автоматической камеры хранения в аренду гражданину, так как со стороны владельца камеры никто не совершает специальных действий по передаче камеры в аренду. Более того, автоматическая камера хранения остается во владении и в сфере контроля транспортной организации, что свойственно договору хранения, а не аренды.

Читайте также:
Социально-реабилитационный центр: что это такое, описание и особенности

Статья 923 ГК РФ. Хранение в камерах хранения транспортных организаций

1. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (статья 426).

2. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

3. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 784 настоящего Кодекса, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 899 настоящего Кодекса.

4. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Комментарии к ст. 923 ГК РФ

1. На транспортные организации общего пользования (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты и пр.) возложена обязанность оказывать гражданам услуги по хранению багажа.

Транспортными организациями создаются камеры хранения, которые обязаны принимать вещи независимо от наличия у поклажедателей проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором.

2. Подтверждением принятия вещи в камеру хранения (заключение договора хранения) является выдача поклажедателю квитанции или номерного жетона. Данные документы не выдаются, если камеры хранения автоматические.

3. Прием вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых в автоматические камеры) может производиться с объявленной ценностью. В случае возникновения сомнения в правильности оценки исполнитель имеет право осмотреть вещи в присутствии их владельца, а при возражении против такого осмотра либо при несогласии исполнителя с суммой объявленной ценности вещи и отсутствии договоренности о ее размере – отказать в приеме вещей на хранение.

4. Не допускается сдача на хранение денег, ценных бумаг, а также других ценностей и документов при отсутствии у исполнителя специализированной камеры хранения для таких предметов. Запрещается также сдавать на хранение живность (животных, птиц, насекомых, рыб и т.п.), огнестрельное оружие, зловонные, взрывчатые, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы.

5. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю при представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

В автоматическую камеру хранения вещи помещаются потребителем. Правила эксплуатации размещаются на каждой автоматической камере хранения. Исполнитель несет ответственность за пропажу вещей из автоматической камеры хранения только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

Вскрытие автоматической камеры хранения в случае ее неисправности или в случае, когда потребитель забыл шифр, производится исполнителем в присутствии потребителя, о чем в произвольной форме составляется акт, в котором указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность, и дается описание каждой вещи.

6. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Поскольку при приеме вещи в камеру хранения, как правило, условия соглашения не оговариваются, а заключение договора хранения сводится к выдаче квитанции или номерного жетона, то действуют сроки, установленные транспортными уставами.

Так, для морского порта срок хранения вещей в камере хранения не превышает 5 дней. Для автоматических камер хранения исполнителем могут быть установлены иные сроки хранения.

В транспортных организациях внутреннего водного транспорта срок хранения вещей в камере хранения не превышает 30 дней.

В железнодорожных камерах хранения ручная кладь хранится в течение одних календарных суток.

7. В случае невнесения пассажиром или иным лицом, сдавшим ручную кладь, платы за ее хранение (по истечении оплаченного срока хранения) ручная кладь находится в железнодорожной камере хранения еще в течение одних календарных суток, после чего передается в общее складское помещение станции. При изъятии из железнодорожной камеры хранения ручной клади, не оплаченной пассажиром или иным лицом, сдавшим ручную кладь, составляется акт с ее подробным описанием. При наличии возможности установить место нахождения владельца ручной клади ему немедленно посылается извещение о месте нахождения ручной клади. После получения ответа ручная кладь направляется за плату в соответствии с просьбой пассажира или иного лица, сдавшего ручную кладь.

Вещи, не востребованные в установленные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы после письменного предупреждения поклажедателя по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает 100 (сто) установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном ст. ст. 447 – 449 ГК РФ.

Читайте также:
Условная сделка: что это такое, описание и особенности

8. Транспортные организации общего пользования несут ответственность за сохранность сданных в камеры хранения вещей. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, возмещаются в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение. Комментируемой статьей установлены сроки для возмещения убытков поклажедателю – в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента предъявления требования об их возмещении.

При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, составляется акт общей формы с указанием данных о потребителе и обстоятельств порчи или пропажи. Исполнитель выплачивает предъявителю квитанции на вещи, сданные на хранение с объявленной ценностью, сумму объявленной ценности пропавших вещей или определенную в установленном порядке долю, на которую понизилась стоимость вещи, испорченной по вине камеры хранения.

За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

9. Применимое законодательство:

– Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 N 704;

– Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 N 676;

– Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111;

– Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72;

– Приказ Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473;

– Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82.

10. Судебная практика:

– Определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.10.2013 по делу N 33-6209;

– Постановление ФАС Центрального округа от 14.08.2012 N Ф10-2222/12 по делу N А35-5597/2011.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций

ГОСТ Р 54266-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Упаковка, транспортирование и хранение

Pneumatic tyres. Packing, transportation and storage

ОКС 83.160
ОКП 25 2100

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ 1.0-2004* “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 1.0-2004 , здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 “Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники” (ООО “Научно-технический центр “НИИШП”)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила и нормы, регламентирующие требования к упаковке, транспортированию и хранению пневматических шин (бескамерных шин, покрышек, камер и ободных лент) различного назначения.

Стандарт не распространяется на авиационные шины и шины специального назначения, а также на шины, хранящиеся в государственных резервах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51474-99 Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами

ГОСТ Р 53361-2009 Мешки из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия

ГОСТ Р 53480-2009* Надежность в технике. Термины и определения

* Следует читать: ГОСТ 27.02-2009, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые и неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10396-84 Бумага кабельная крепированная. Технические условия

ГОСТ 17811-78 Мешки полиэтиленовые для химической продукции. Технические условия

ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4233-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53480 и ГОСТ 22374.

4 Упаковка

4.1 Упаковыванию подлежат:

а) шелковые шины для спортивных велосипедов;

б) камеры шин для велосипедов и мотоциклов, транспортируемых не в комплекте с покрышками;

в) шины, упаковка которых предусмотрена договором (контрактом) на поставку.

Читайте также:
Передача прав по ценной бумаге

Остальные шины не упаковывают.

4.2 Шины и покрышки упаковывают в крепированную бумагу по ГОСТ 10396 или полиэтиленовую пленку по ГОСТ 10354, полиэтиленовые мешки по ГОСТ 17811 или бумажные мешки по ГОСТ Р 53361, дощатые ящики по ГОСТ 2991 или другим нормативным документам.

Перед упаковыванием шины и покрышки для велосипедов связывают пачками не более 10 шт. таким образом, чтобы исключить деформирование бортов.

По согласованию изготовителя с потребителем допускается другой вид упаковки, обеспечивающий сохранность продукции.

Допускается по согласованию с потребителем транспортировать детали вентилей упакованными отдельно от шин.

4.3 Камеры, транспортируемые без покрышек, упаковывают в свернутом виде (вентилем внутрь) в бумажные мешки марки НМ по ГОСТ Р 53361 или полиэтиленовые мешки марок М1, М5, М6-0,150; 0,190 по ГОСТ 17811, или ящики типов I, II-1, II-2 по ГОСТ 2991 и др.

Допускается по согласованию с потребителем камеры для мотоциклов, поставляемые не в комплекте с покрышками, транспортировать связанными в пачки по 10 шт., перевязанными в двух местах, без свертывания и упаковывания.

4.4 Ободные ленты связывают пачками не более 10 шт.

Допускается ободные ленты номинальным посадочным диаметром обода 21 дюйм* и более не связывать.

Ободные ленты для шин велосипедов и мотоциклов допускается связывать в пачки по 50 шт.

4.5 Каждая упаковочная единица должна быть снабжена ярлыком или этикеткой, изготовленными из материалов, обеспечивающих сохранность надписи при транспортировании и хранении, или четкими надписями непосредственно на упаковке.

5 Транспортирование

5.1 Шины транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

При необходимости, маркировка, указывающая на способ обращения с грузами, – по ГОСТ Р 51474.

Бескамерные шины шириной профиля 215 мм и более транспортируют в вертикальном положении в соответствии с правилами эксплуатации шин.

По согласованию с потребителем допускается транспортирование шин обозначения 40.00-57 в другом положении в соответствии с правилами, действующими на транспорте каждого вида.

5.2 При транспортировании на открытых машинах и открытом подвижном составе свыше 5 сут шины должны быть укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги).

5.3 Шины транспортируют с камерами или без них.

При необходимости камеры перед закладкой в покрышки припудривают тальком или промазывают веществом, заменяющим тальк.

Камеры, вложенные в покрышки, поддувают до размеров, исключающих их выпадение и перемещение в покрышке.

5.4 Камеры, поставляемые не в комплекте с покрышками, транспортируют в свернутом виде (вентилем внутрь) и перевязанными.

Допускается транспортировать камеры со спущенным воздухом сложенными стопами без свертывания. При этом должны быть соблюдены условия, обеспечивающие сохранность камер (исключающие повреждения вентилем и т.п.).

Транспортирование деталей вентилей, упакованных отдельно от камер, – по 4.2.

5.5 Ободные ленты транспортируют в пачках согласно 4.4, уплотнительные кольца (при наличии) – связанными в пачки от 6 до 9 шт.

5.6 При размещении бескамерных шин в транспортных средствах должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

5.7 Шины, транспортируемые при температурах ниже минус 45 °С, должны быть защищены от механических воздействий.

5.8 Не допускается транспортирование шин, камер и ободных лент совместно с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими изделия.

6 Хранение

6.1 Шины должны храниться преимущественно в складских помещениях (далее – помещения).

Помещения должны быть сухими и вентилируемыми, свободными от посторонних предметов, соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать возможность применения грузоподъемных механизмов.

Отопительные устройства, находящиеся в складских помещениях, должны быть экранированы.

В помещениях не должно быть оборудования, производящего озон.

При наличии в складских помещениях окон стекла должны быть окрашены красной или оранжевой краской.

Для освещения помещений рекомендуется использовать лампы накаливания.

В помещениях не допускается хранение растворителей, кислот, щелочей и подобных веществ.

6.2 При хранении шин допускаются колебания температуры воздуха от минус 30 °С до плюс 35 °С.

Шины, хранящиеся при низких температурах, перед эксплуатацией должны быть выдержаны до положительных значений температуры.

6.3 Шины должны храниться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств.

6.4 Шины, бескамерные шины и покрышки должны храниться на стеллажах, в поддонах, на ровном полу.

Поверхность стеллажа, на котором хранят шины, должна быть ровной, без острых ребер.

Шины шириной профиля до 205 мм включительно хранят в горизонтальном положении друг на друге в штабелях высотой не более 2 м.

Шины шириной профиля 215 мм и более хранят в вертикальном положении (на ребре) в 1-4 ряда.

Крупногабаритные шины, смонтированные на ободья, хранят при внутреннем давлении воздуха 80-100 кПа (0,8-1,0 кгс/см ) в горизонтальном положении.

6.5 Через каждые три месяца шины и пакеты шин рекомендуется поворачивать, меняя зону опоры.

6.6 При хранении бескамерных шин должны быть обеспечены условия, исключающие деформацию бортов и боковых стенок шин.

6.7 Камеры хранят в слегка поддутом состоянии на кронштейнах с полукруглой поверхностью или в покрышках.

Через каждые три месяца камеры поворачивают на кронштейнах, меняя зону опоры.

Читайте также:
Судебные акты: что это такое, описание и особенности

Допускается хранить камеры сложенными стопками или свернутыми на ровном чистом полу или в поддонах.

В свернутом виде камеры должны храниться не более трех месяцев.

6.8 Ободные ленты хранят в поддонах (до заполнения) не связанными или связанными пачками.

6.9 Покрышки, бывшие в эксплуатации и пригодные для дальнейшего использования, перед хранением должны быть тщательно очищены.

6.10 Допускается хранить шины на открытом воздухе не более одного месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций

Добавлено в закладки: 0

Понятие и правовая характеристика договора хранения в камерах хранения транспортных организаций

По договору хранения в камерах хранения транспортных организаций, физическое лицо (гражданин) – поклажедатель в камеру хранения сдает (помещает в камеру хранения) вещи, принадлежащие ему, а транспортная организация, которая предоставила камеры хранения, принимает обязательство осуществить хранение принятых вещей на возмездной основе. Этот договор является публичным.

Договор хранения в камерах транспортных организаций регламентируется статьей 923 Гражданского Кодекса РФ и применяются к нему и общие положения о хранении – параграф 1 главы 47 Гражданского Кодекса РФ. Кроме этого еще и регулируют транспортные уставы, кодексы РФ и другие правила.

Камеры хранения общего пользования, которые находятся в ведении транспортных организаций, должны принять вещи от пассажиров и прочих граждан, вне зависимости от наличия проездных документов у них.

Договор хранения в камерах хранения транспортных организаций относят к договорам подсоединения. Хранитель обязан довести режим работы, правила пользования, стоимость услуг камер (включая автоматические камеры) до сведения каждого поклажедателя. Для этого около камер хранения вывешивают правила пользования.

Нужно отличать услуги по хранению вещей непосредственно в камерах хранения и предоставление гражданам для применения автоматических камер. В последнем случае применяется смешанный договор с элементами аренды и услуг по охране. Договор хранения подчиняется в обычной камере общему режиму хранения.

Стороны договора: поклажедатель и хранитель. Хранитель – только транспортные организации общего использования. Поклажедатель – только граждане и не важно, имеются или нет у гражданина проездные документы (к примеру, билет на поезд, самолет и так далее).

Предмет хранения – вещи, зачастую это «место» хранения в виде сумки, чемодана, ящика, рюкзака и так далее. Вещи необходимо упаковать (кроме некоторых исключений, например, пальто). Нельзя сдавать в камеры хранения оружие, не имеющее чехлов, огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, неприятно пахнущие вещества, животных, птиц и прочую живность. Драгоценности, документы, деньги принимают в камеры хранения лишь в том случае, когда для них имеются специализированные камеры.

При сдаче на хранение вещей поклажедателю нужно заявить сумму оценки вещей, а хранителю необходимо проверить соответствие суммы оценки вещей и их реальной стоимости. Это правило имеет существенное значение, так как убытки поклажедателя ввиду утраты, повреждения или недостачи вещей, которые необходимо возместить со стороны хранителя, будут рассчитывать на основе суммы оценки вещей, которая объявлена поклажедателем.

Форма документа

Форма договора хранения в камерах хранения транспортных организаций — письменная, так как хранитель поклажедателю выдает номер (номерной жетон) или квитанцию (пункт 2 статьи 887, пункт 2 статьи 923 Гражданского Кодекса РФ). Но когда вещи сдают в автоматическую камеру хранения, то ни квитанция, ни жетон не выдаются, однако письменная форма договора считается все равно соблюденной, так как это прямо проистекает из статьи 434, 438 Гражданского Кодекса.

Для использования автоматической камерой хранения поклажедатель или приобретается жетон установленного образца в кассах автомобильного вокзала (или в специальных автоматах, которые установлены в залах у автоматических камер хранения), или не приобретается, при работе камер хранения при помощи монет, после этого ячейку камеры закрывают по правилам, которые вывешены у автоматических камер хранения. Обычно, ячейки автоматических камер хранения закрывают при помощи шифра, который набран самим поклажедателем. Поклажедатель обязан запомнить шифр и номер ячейки, так как в случае, забытия им номера ячейки и кода, принудительное вскрытие ячейки будет осуществляться за добавочную плату, на основе письменного заявления поклажедателя с приложением доказательств принадлежности ему вещей и описи.

При утрате жетона или квитанции поклажедатель имеет право предоставлять любые доказательства того, что он сдал вещи на хранение (к примеру, описание вещей, сданных на хранение, свидетельские показания, указание на характерные особенности вещей).

Сроки хранения документа

Сроки хранения по договору определяют транспортными уставами и кодексами (КВВТ, УЖД, ВК, УАТ, КТМ), другими правовыми актами.

Вещи, которые не востребованы в установленные сроки, камера хранения должна хранить еще тридцать дней. В отношении автоматических камер хранения, то при истечении срока хранения в этих камерах, вещи поклажедателя изымают из ячеек и передают на хранение в общие камеры хранения, где хранятся также по общему правилу 30 дней. Когда истекает этот срок, невостребованные вещи можно продать в порядке, который предусмотрен для продажи вещей, невостребованных поклажедателем (пункт 2 статьи 899 Гражданского Кодекса РФ). Данный порядок предусматривает письменное уведомление поклажедателя о нарушении сроков хранения и соответственно продажи вещи. Если предупреждение игнорируется, хранитель может самостоятельно продать вещь по цене, которая сложилась в месте хранения.

Читайте также:
Судебная система: что это такое, описание и особенности

Хранитель должен в течение 24 часов возместить убытки, которые причинены поклажедателю повреждением, утратой, недостачей вещей, которые сданы в камеру хранения. Начало отсчета срока – момент предъявления требования возместить их. Убытки возмещают в границах суммы оценки поклажедателем вещей .

Документы договора хранения в камерах хранения транспортных организаций

  • Номерной жетон;
  • Квитанция.

Эти приложения применяются исключительно в договоре хранения в простых камерах хранения.

  • Акт о повреждении вещей, которые сданы в камеры хранения транспортных организаций на хранение;
  • Акт о недостаче вещей, которые сданы в камеры хранения транспортных организаций на хранение.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций

Хранение в камерах хранения транспортных организаций представляет собой публичныйдоговор. Необходимо различать услуги по хранению вещей собственно в камерах храненияи предоставление гражданам для использования автоматических камер хранения.В последнем случае ситуация аналогична рассмотренному выше варианту, когда банк предоставляет в пользование клиенту сейф без контроля со стороны банка за содержимым. Здесь также имеет место смешанный договорс элементами аренды (автоматическая камера

хранения предоставляется в пользование без контроля со стороны транспортной организации за содержимым) и услуг по охране (транспортная организация обязана обеспечить невозможность взлома автоматической камеры хранения).

Договор хранения в обычной камере хранения подчиняется общему режиму хранения. Поклажедателями могут выступать только граждане,которым в подтверждение принятия вещей на хранение выдается квитанция или номерной жетон.Зачастую объектом хранения является так называемое место хранения в виде чемодана, рюкзака, ящика и т. п. При этом поклажедателю необходимо заявить сумму оценкивещей при их сдаче на хранение, а хранителю, в свою очередь, важно проверить хотя бы приблизительное соответствие размера суммы оценки вещей их реальной стоимости. Последнее правило имеет существенное значение, поскольку убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, которые подлежат возмещению со стороны хранителя, будут рассчитываться на базе суммы оценки вещей, объявленной поклажедателем. Убытки поклажедателя подлежат возмещению в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Срок,в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется в соответствии с общими положениями о перевозке, если соглашением сторон не установлен больший срок. Невостребованные вещи хранятся в течение тридцати дней, по истечении которых они могут быть проданы в соответствии с правилами о сроках хранения.

Хранение в гардеробах

Гардеробом следует считать всякое место в пределах помещений организации или транспортного средства (самолет, рейсовый автобус и т. п.), специально отведенное для хранения верхней одежды, головных уборов и иных подобный вещей. Таким образом, наличие особой надписи «гардероб» или присутствие гардеробщика не являются обязательными условиями для того, чтобы место, отведенное для хранения вышеуказанных вещей, считать гардеробом.

Хранитель(каковым является организация или владелец транспортного средства, в помещениях которых расположен гардероб) обязан принять все необходимые меры для обеспечения сохранности вещей в соответствии с общими правилами хранения.

Хранение в гардеробе предполагается безвозмездным,если иное не обусловлено при сдаче вещи на хранение.

В подтверждение принятия вещи на хранение в гардеробе по-клажедателю может быть выдан номерной жетон,однако подобное условие не является обязательным.

Хранение в гостиницах

При хранении в гостиницах (и в других организациях, оказывающих гостиничные услуги, а также, в связи со спецификой оказываемых услуг, в банях, бассейнах и т. п.) хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей клиента (за исключением денег или драгоценных вещей), внесенных в помещение организации. При этом внесенной в гостиницу вещью считается вещь, вверенная работникам организации, помещенная в гостиничном номере или ином месте, предназначенном для хранения.

Деньги и драгоценные вещи могут быть приняты гостиницей на особое хранение, после чего хранитель отвечает за утрату подобных вещей.

Для хранения денег и драгоценных вещей постояльцу может быть предоставлен индивидуальный сейф, находящийся как в номере, так и в ином помещении гостиницы. Данная ситуация сопоставима с вариантами предоставления сейфа в банке и использования автоматических камер хранения. Перед нами смешанный договорс элементами аренды и услуг по охране. Не случайно гостиница пре-зюмируется ответственной за утрату вещей из сейфа, если не докажет, что доступ посторонних к сейфу был невозможен (иными словами, охранные функции были выполнены в полной мере) либо стал возможен вследствие действия непреодолимой силы.

При обнаружении утраты, недостачи или повреждения своих вещей постоялец (под угрозой освобождения хранителя от ответственности за несохранность вещей) обязан без промедления заявитьоб этом администрации гостиницы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: