Хронологическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В обществе действует множество различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии систематизация законодательствам, т.е. упорядочения нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имев-

шие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную

Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации – это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений и, следовательно, официальный источник законодательства.

Полномочия инкорпоратора при такой форме систематизации разнообразны. Они обусловлены, во-первых, пределами правотворческих возможностей указанного органа и границами подведомственной ему территории, во-вторых, юридической силой актов, включаемых в сборник, и пространством их действия. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что решение всех вопросов, затронутых в инкорпоратиппых документах, должно входить в компетенцию соответствующего органа, а его акты обладать равной или большей юридической силой по сравнению с теми, которые помещены в сборнике. Только при соблюдении этих условий инкорпоратор вправе вносить в ранее принятые акты изменения, вызванные новыми условиями жизни.

Если же инкорпоратор не в состоянии осуществить подобные задачи, то он вправе обратиться с предложениями на сей счет в соответствующие правотворческие органы. Значит, потребность в официальной инкорпорации выражается в том, чтобы правоприменитель мог правильно и оперативно ориентироваться в нормативном материале, быстро отыскивать интересующий его документ, но при этом быть уверенным в его юридической точности. Приемы и способы достижения такой цели могут быть различны, но два их основных вида необходимо отметить – хронологический и предметный.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером ранее могли служить «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации» и т.д. Нормативные акты в этих изданиях размещались в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Подробнсссм Закоиодатсльпаятсхпика/Подрсд ДЛ Ксримова Л , 1965 С 125

Предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, административную ответственность, отношения в той или иной отрасли народного хозяйства. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов.

Неофициальные систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе право-творчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключи! елыю по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные отдельными министерствами, комитетами или ведомствами.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целостность, устойчивость придают этим актам особый правовой колорит и юридическую силу. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.

Читайте также:
Тестовая публикация: что это такое, описание и особенности

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

во-первых, инкорпорация – функция государственных органов, направленная на поддержание «рабочего состояния» действующего законодательства, не меняющая его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям;

во-вторых, у них различен предмет воздействия. При кодификации мы имеем дело с правовыми предписаниями и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой;

в-третьих, разнятся они и своими результатами. Процесс инкорпорации венчает собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых дается так, как оно было дано законодателем, а кодификация завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, па него должны ссылаться правоприменительные органы;

в-четвертых, кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, ;1 инкорпорация но придерживается таких жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах.

Несмотря па укапанные различия, кодификация связана с процедурой по обработке (внутренней и внешней) и упорядочению законодательства, его расчистке и ревизии, устранению противоречий и других несогласованностсй, т.е. с операциями технико-систематического характера.

В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

• Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства круп-

См.: Баранов В М., Рахманипа Т.Н., СырыжН М Систематизация нормативно-правовых актов: Лекция по курсу «Общая теория Ирана». И 1 овгород, 1993. С. 25*-26.

ных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Инкорпорация правовых актов

Инкорпорация – это объединение правовых актов в хронологическом, предметном или ином порядке без существенного изменения содержания данных актов. Е.Н. Трубецкой, например, писал, что “инкорпорация представляет такую обработку законодательства, которая не вносит в нее никаких новых начал. Это – внешняя систематическая обработка действующих узаконений, которая облегчает пользование ими, располагает их в систематическом порядке, но оставляет без изменения их внутреннее содержание” [137. С. 124]. Примерами инкорпорации могут служить издания сборников “Жилищное законодательство”, “Охота”, “О безопасности”.

Объектами инкорпорации являются не только нормативно-правовые, но и иные юридические акты (например, постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).

Главная особенность инкорпорации, которая отличает ее от консолидации и кодификации, заключается в том, что содержание правового регулирования в данном случае остается неизменным. Из объединяемых в один сборник актов удаляются только те части, разделы и предписания, которые носили временный характер и фактически или юридически уже утратили свою силу.

Субъектами инкорпорации могут быть любые органы и лица, однако в зависимости от их полномочий она бывает официальной, официозной (полуофициальной) и неофициальной.

1. Официальной инкорпорация считается в тех случаях, когда она осуществляется компетентным на то органом либо по его поручению другими субъектами. В последнем случае компетентный орган должен официально утвердить либо иным образом одобрить подготовленный инкорпорированный акт. Примерами официальной инкорпорации могут служить изданное в 1830 г. первое в России Полное Собрание законов, еженедельно издаваемое Собрание законодательства РФ и др.

Инкорпорация нормативных правовых актов является одновременно способом их официального опубликования или переопубликования. На подобного рода инкорпорированные сборники (собрания и т.п.) можно делать ссылки при разрешении любых юридических дел в процессе правотворчества, толкования, реализации и систематизации права.

Читайте также:
Уставный капитал: что это такое, описание и особенности

2. Официозная (полуофициальная) инкорпорация – это упорядочение правовых актов по поручению уполномоченного на то органа другими субъектами без последующего утверждения (одобрения) полученного акта. Подобным образом были подготовлены Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР в 60-х г. XX столетия, многочисленные сборники постановлений Пленума Верховного Суда РФ по уголовным и гражданским делам (если они были изданы по поручению Верховного Суда РФ).

3. Неофициальную инкорпорацию могут осуществлять любые государственные и негосударственные органы, юридические учреждения и издательства, отдельные юристы (ученые и практики). На такие сборники нельзя ссылаться как на формально-юридические источники права в процессе ЮП.

Все виды инкорпорации (официальная, неофициальная и т.п.) в свою очередь подразделяются: а) по объему охватываемого материала (полная и частичная), б) юридической силе упорядочиваемых актов, в) органам, их издавшим, г) наименованию (собрание, сборники и т.п.), д) хронологическому, е) предметному и другим основаниям. Нередко используется смешанный способ инкорпорации (например, одновременно по юридической силе и предметному признаку).

“Полной” инкорпорация будет тогда, когда она охватывает либо большую часть законодательства страны (например, принятие Свода законов государства), либо почти всю отрасль права (например, подготовка сборника нормативных актов о земле) или институт права (например, издание “Сборника законов о государственной службе”), либо все нормативные акты, регулирующие определенную сферу общественной жизни (например, формирование Сборника нормативных актов о рекламе).

Предметом частичной инкорпорации соответственно являются правовые акты, составляющие часть института или отрасли права, сферы жизнедеятельности и т.д. Например, “Сборник нормативных актов о высшем образовании” охватывает лишь отдельный раздел законодательства об образовании.

Разграничение инкорпорации на полную и частичную во многом носит условный характер и зависит от того, что следует считать целым, а что частью в системе правовых актов.

В процессе инкорпорации по хронологическому основанию правовые акты располагаются последовательно по датам их принятия. Например, результатом текущей хронологической инкорпорации является “Собрание законодательства Российской Федерации”, служащее одновременно специальным периодическим изданием, в котором официально публикуются ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Инкорпорация – форма систематизации

Инкорпорация (лат. incorporatio) – способ внешней обработки нормативных актов без изменения их содержания путем помещения в сборники в хронологическом, тематическом или ином порядке. Это внешняя систематизация законодательства, которая не вносит в него никаких новых начал и не ставит своей целью переработку норм права. Главное назначение инкорпорации – упорядочение, приведение в систему действующих нормативных правовых актов.

Инкорпорация – один из традиционных видов систематизации законодательства. Она имеет длительную историю, широко практиковалась в древнем мире. Назовем, в частности, Свод законов римского императора Юстиниана, появившийся в результате систематизации в VI в. императорских указов.

Составленный в 30-х годах XIX века под руководством М.М. Сперанского Свод Законов Российской империи также являлся инкорпоративным актом[188]. Он содержит систематическое изложение всего действующего права в пятнадцати, а позднее в шестнадцати томах.

В советский период в нашей стране действовали такие инкорпоративные акты, как Собрание законов СССР, Собрание постановлений Правительства СССР и т.д.

В качестве примеров современной инкорпорации можно назвать многочисленные сборники по отдельным отраслям и даже институтам. Например, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был издан сборник «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации». В этот сборник были включены нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, в том числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

Для инкорпорации свойственны следующие черты:

1) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

2) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права систематизируются в том виде, в каком они действуют на момент использования этой формы систематизации;

3) нормативные правовые акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться некоторой внешней обработке (в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, потерявшие силу в связи с отменой);

4) внешняя обработка проявляется и в том, что из законодательного текста исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

5) инкорпорация дает возможность внести в содержание правовых актов все последующие изменения, но не преследует цели обновить содержание нормативных правовых актов.

Читайте также:
Перевозка транспортом общего поль зования

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию нормативных-правовых актов различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация – упорядоченное объединение нормативного материала путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных правовых актов.

В настоящее время в Российской Федерации основополагающее значение имеет такая форма официальной инкорпорации, как «Собрание законодательства Российской Федерации» – официальное периодическое издание (информационный бюллетень). В этом Собрании в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др. На официальные инкорпоративные сборники, содержащие те или иные нормативные правовые акты, можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Что означает словосочетание официозная (полуофициальная) инкорпорация? Обратим внимание на ее особенности.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация осуществляется не правотворческими органами, а по их поручению иными компетентными органами. Такие органы являются ответственными за полноту и качество систематизации. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции. Примечательно то, что правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое, подготовленное уполномоченным органом, собрание (сборник). Потому, тексты помещенных в нем актов не рассматриваются в качестве официальных. В качестве примера официозной (полуофициальной) инкорпорации в настоящее время можно назвать «Бюллетень нормативных актов» министерств и государственных комитетов Российской Федерации», издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация– это упорядочение нормативного материала, производимое любыми лицами или организациями без специальных полномочий и контроля правотворческого органа. Имеется в виду, что инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, фирмами, отдельными лицами и носит справочно-информационный характер. По инициативе таких субъектов издаются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей и т.д. Большинство издаваемых в современной России сборников законодательства – результат неофициальной инкорпорации. Напомним, на неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное.

В юридической литературе также выделяют хронологическую и предметную инкорпорацию. Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативных правовых актов по времени издания. В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

Предметная инкорпорация – расположение нормативных правовых актов в зависимости от их содержания, т.е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования – имущественные, трудовые, семейные отношения и т.п.). В такого рода сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, детализирующие основные общие положения (нормы). Допускается и сочетание хронологического и предметного критериев.

| следующая лекция ==>
Учет нормативных правовых актов | Консолидация законов и иных нормативных правовых актов

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ИНКОРПОРАЦИЯ

Смотреть что такое ИНКОРПОРАЦИЯ в других словарях:

ИНКОРПОРАЦИЯ

(позднелат. incorporatio — включение в свой состав, от лат. in — в и corpus — тело, единое целое) объединение в одно морфологическое целое двух . смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

инкорпорация ж. 1) Включение в свой состав чего-л.; присоединение. 2) Систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке – хронологическом, алфавитном, по отраслям права – без изменения содержания (в юриспруденции). 3) Способ синтаксической связи компонентов словосочетания или всех членов предложения, при котором компоненты соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них (в лингвистике).

ИНКОРПОРАЦИЯ

ИНКОРПОРАЦИЯ

инкорпорация добавление, дополнение, прибавка, прибавок; включение, систематизация, инкорпорирование, присоединение Словарь русских синонимов. инкорпорация сущ., кол-во синонимов: 6 • включение (33) • инкорпорирование (6) • приобщение (14) • присоединение (51) • систематизация (12) • слитие (6) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: включение, инкорпорирование, приобщение, присоединение, систематизация, слитие. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

Инкорпорация (лат.) — присоединение к государству новой территории, особенно такой, которая до тех пор составляла независимое государство. Существенным для этого понятия является потеря государственного верховенства страной, подвергшейся И. (присоединение Кракова к Австрии в 1846 г., Ганновера и др. к Пруссии в 1866 г.). В зап. каноническом праве под И. разумеют передачу какой-нибудь бенефиции и сопряженных с ней доходов тому или иному монастырю, учреждению или церковной должности. Различали И.: 1) quoad temporalia, когда монастырь собирал доходы с бенефиции, но должен был заместить ее викарием; 2) quoad temporalia et spiritualia (pleno jure), когда монастырь не должен был содержать особого викария; 3) plenissima или plenissimo jure, когда приход, подвергшийся И., был совершенно изъят из епископской юрисдикции. И. бенефиций практиковалась в широких размерах в средние века и приводила к большим злоупотреблениям, вследствие чего была запрещена Тридентским собором. В Германии она окончательно прекращена в 1803 г., но И., состоявшиеся в прежние времена, сохраняют свою силу по отношению к замещению должностей и т. п. Ср. Kujawa, “De incorporatione beneficiorum” (Глац, 1872).

Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение имущества

ИНКОРПОРАЦИЯ

ИНКОРПОРАЦИЯ(ново-лат., от in – в, и corpus – тело). 1) присоединение к государству страны, бывшей самостоятельною. 2) в фармации смешение сухих и жидк. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(лат. incorporatio) – способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном и. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

– (incorporation) — 1. Процесс приспособления профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и интересами правящих классов. Значение понятия используется в аргументах о рабочем классовом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребление, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей аристократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Часто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитическим; на практике организация и сознание рассматриваются в единстве, в сосуществовании. Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложенных для объяснения преимущественно реформистских позиций рабочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно влиятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение “представительного”, профессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институциализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально-политического конфликта . Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контролировании и регулировании отношений между предпринимателями и профсоюзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов профсоюзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм ) . Участие профсоюзных лидеров в правительственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудничеству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конфликта к формам , которые могут быть приспособлены к статус-кво. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(incorporation) — 1. Процесс приспособления профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и интересами правящих классов. Значение понятия используется в аргументах о рабочем классовом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребление, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей аристократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Часто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитическим; на практике организация и сознание рассматриваются в единстве, в сосуществовании. Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложенных для объяснения преимущественно реформистских позиций рабочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно влиятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение *представительного*, профессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институциализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально-политического конфликта. Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контролировании и регулировании отношений между предпринимателями и профсоюзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов профсоюзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм). Участие профсоюзных лидеров в правительственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудничеству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конфликта к формам, которые могут быть приспособлены к статус-кво. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(лат. incorporatio – присоединение) -1) объединение в сборники (собрания) действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате И. производится внешняя обработка действующего законодательства, т.е. их внешняя упорядоченность (расположение в определенном порядке; алфавитном, хронологическом, предметном). И. бывает официальной, официозной и неофициальной.

Официальная И. означает издание сборников действующих нормативно-правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. Официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения. Неофициальная И. – это собрания законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И. дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п.; 2) в текстах международных договоров -включение одного государства в состав другого на основе соглашения; 3) включение в свой состав, присоединение других организаций; 4) предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса юридического лица, корпорации.

Читайте также:
Фирменное наименование: что это такое, описание и особенности

Понятие и виды инкорпорации.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, не изменяется.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативных правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной инкорпорации различаются официозная, профессиональная и обыденная.

Официозная инкорпорация предполагает издание сборников нормативных правовых актов под эгидой государственного органа (государственного должностного лица), но без придания сборникам официального характера. Считается, что такие сборники составляются под контролем соответствующих государственных органов и должны наиболее полно и точно отражать состояние правового регулирования того или иного вида общественных отношений.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативных правовых актов.

В зависимости от принципа объединения нормативного материала различается хронологическая, предметная и смешаннаяинкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой нормативные правовые акты объединяются по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить сборники нормативных актов по отраслевому законодательству или регулирующих отдельные виды деятельности.

Смешанная инкорпорация представляет собой объединение хронологического и предметного критериев. Как правило, это проявляется в учетной инкорпорации.

Следует выделять три способа инкорпорации: учет, выборку и контроль.

Учет – способ инкорпорации, предполагающий создание динамической системы законодательства путем объединения в нее действующих источников права. Наиболее удобной формой учета в связи с развитием информационных технологий является электронная. Это выражается в функционировании различных справочных правовых информационных систем («Гарант», «Консультант» и т.п.) и банков данных в сети «Интернет».

Другим способом инкорпорации является выборка. Здесь речь идет о комплектации инкорпорационного сборника за счет объединения части нормативного материала.

Читайте также:
Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства

Третьим способом выступает контроль. Здесь имеется в виду своевременное внесение в нормативные правовые акты изменений и дополнений, исключение утратившего юридическую силу нормативного материала.

Понятие и виды кодификации.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта. Посредством кодификации устраняются пробелы, архаизмы и противоречия в законодательстве, облегчается выбор и упрощается процесс формулирование нормы, подлежащей применению, а также пользование нормативными актами. Кодификация приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его принявшим. Происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Результатом кодификации законодательства является нормативный правовой акт. Он может носить особое наименование — основы, кодекс, устав, положение и т.п. В нем объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целью кодификации является комплексное правовое регулирование однородных общественных отношений. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, Федеральных служб, агентств и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, проведения их консолидации и кодификации, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативные правовые акты.

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

1. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативными правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия.

3. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативных правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

4. Кодификция всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах, в т.ч. на обыденном уровне.

Несмотря на указанные различия, кодификация связана с инкорпорацией по обработке (внутренней и внешней) и упорядочению законодательства, его расчистке и ревизии, устранению противоречий и других несогласованностей, т.е. с операциями технико-систематизационного характера.

По объему регулируемых общественных отношений различается отраслевая и специальная кодификации.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).

По способу подготовки проекта кодификационного акта можно выделить комплексную кодификацию и консолидационную (консолидацию).

Комплексная кодификация предусматривает помимо объединения правового материала, содержащегося в различных нормативных правовых актах, существенную корректировку действующих и выработку принципиально новых юридических норм.

Консолидация представляет собой простое объединение мелких нормативных правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный нормативный правовой акт. Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал отличается раздробленностью и множественностью.

Консолидация наряду с комплексной кодификацией выступают способами разработки проекта нормативного правового акта, у которых одинаковая цель – оптимизация правового регулирования определенного круга общественных отношением путем принятия нормативного правового акта. А необходимость включения или невключения в кодифицированный акт новых норм во многом зависит от степени урегулированности общественных отношений существующими нормами и от усмотрения субъекта права на правотворчество.

Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативных правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативного правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также:
Укрывательство преступлений: что это такое, описание и особенности

§ 3. Инкорпорация законодательства

1. Инкорпорация (от лат. incorpore) – это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие, а также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. При подготовке таких сборников обычно сохраняются реквизиты нормативных актов, нумерация статей, их частей и т.д.

2. Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана как основной источник древнеримского права представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI – XII вв., в первом сборнике древнерусского права – в “Русской правде”. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошли около 36 тыс. нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них, а также все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительством Синодом. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу. Высока была техника оформления его томов. В процессе подготовки Свода ликвидировались повторения, ненормативные предписания, проводились сокращения слишком многословных законов, нормативные акты снабжались номерами.

В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929 – 1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина, к праву и законности.

В 60 – 70-х гг. были подготовлены и изданы Систематическое собрание законодательства СССР в 50-ти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х гг. Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Свод законов РСФСР был издан в 1986 – 1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты. Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно включать в структуру соответствующего тома вновь принятые акты, заменять текст акта, в который внесены те или иные изменения и дополнения, исключать акты, которые признаны утратившими силу.

Читайте также:
Предусмотрено ли наказание за изнасилование мужчины?

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему, и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

3. Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед предшествующими официальными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Это означает, что в случае расхождения текста акта, опубликованного в Собрании (Своде) и иных, более ранних официальных изданиях, аутентичной признается та его редакция, которая помещена в Собрании (Своде). Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства – это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в Собрании законодательства РФ, газетах “Парламентская газета”, “Российская газета”, “Российские вести”, бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В таких изданиях текст каждого нормативного акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.). В такого рода собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

Читайте также:
Ценная бумага: что это такое, описание и особенности

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

По методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть простой, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц, и сложной, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

4. В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях и в первую очередь в законодательной сфере неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов Российской Федерации. Его издание – это необходимая предпосылка создания стройно, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке Свода уже начались. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента Российской Федерации “О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации” . В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства. Представляется необходимым принять закон о подготовке и издании Свода законов, где четко определить основные принципы формирования его материалов, схему Свода и ряд других принципиальных вопросов. Следует также разработать и утвердить Государственную программу по подготовке и изданию Свода, где сформулировать конкретные оперативные поручения отдельным органам и организациям по его созданию, определить основные этапы подготовки его разделов, решить весь комплекс организационно-технических и материально-финансовых проблем.

Для того чтобы Свод законов был полным и достоверным источником информации о действующем законодательстве, крайне важно провести полную инвентаризацию всех правовых актов, принятых и продолжающих формально действовать в Российской Федерации начиная с момента ее образования, т.е. с октября 1917 г. Освобождение от ненужного и даже вредного балласта в российском законодательстве – это важная общегосударственная задача, решение которой упростит российскую правовую систему, повысит уровень ее эффективности, создаст необходимые условия для издания полноценного и практически полезного Свода законов. Поэтому необходимым подготовительным этапом создания Свода должна быть полная ревизия всего действующего нормативного массива, формальная отмена всех старых актов и их частей, которые давно устарели и фактически не действуют, а также внесение изменений в те действующие нормативные положения, которые частично утратили силу.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов Российской Федерации. Так, на основе распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. “О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы” начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание.

Такое Собрание издается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы.

Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

Читайте также:
Муж делит имущество после развода. Как поступить?

Подготовка Собрания проводится в два этапа. Первый этап (1999 – 2000 гг.) – инвентаризация всех действующих, формально не отмененных актов и формирование хронологического перечня действующих нормативных актов в машиночитаемом виде. Такой перечень необходим для решения вопросов о помещении таких актов в Собрание и выработки предварительных предложений по упорядочению всего массива нормативных актов г. Москвы.

На втором этапе (2000 – 2001 гг.) планируется осуществить полную ревизию законодательства г. Москвы (признание утратившими силу тех формально действующих актов, которые устарели и фактически утратили силу, а также внесение изменений в те акты, которые частично утратили силу), разработку проектов укрупненных нормативных актов, подлежащих включению в Собрание, а также актов, необходимых для восполнения пробелов, имеющихся в законодательстве г. Москвы. Завершится этот этап формированием томов Собрания в соответствии с установленными схемой и принципами.

Хронологическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

2. Принцип гражданства – законы гос-ва обязательны для граждан этого гос-ва, где бы они ни находились. Иногда из этого принципа законом делается исключение. Напр., гражданин РФ.

совершивший деяние, запрещенное УК РФ за границей, не может быть привлечен в РФ к уг. ответственности за это деяние, если оно не является преступлением в месте его совершения.

3. Реальный принцип – закон обязателен для всех лиц, где бы они ни находились, если поведение этих лиц посягает на важнейшие интересы охраняемые данным гос-вом. Напр., УК РФ действует в отношении иностранцев, совершивших преступления за пределами РФ, если это преступление посягает на интересы РФ.

4. Универсальный принцип – это принцип международного сотрудничества в правовой сфере. Гос-во распространяет действие своего закона за пределы своей территории, если это вытекает из международного договора (напр., участники Конвенции ООН по морскому праву приняли на себя обязательство бороться с пиратством в открытом море, при этом не имеет значение ни флаг судна, ни гражданство пиратов и потерпевших).

42. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Систематизация норм права – упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Формы систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация, в отличие от кодификации, не связана с изменением правовых норм. Это просто объединение нормативно-правовых актов в определенном порядке: по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия); по субъектам (соответственно принявшим органам); по отраслям права или даже народного хозяйства (промышленность, транспорт и т. д.). Инкорпорация может быть официальной и неофициальной, напр. любой сборник нормативно-правовых актов. В качестве примера официальной хронологической инкорпорации можно привести Собрание законодательства Российской Федерации.

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением правовых норм (которые упорядочиваются, преобразуются, дополняются). Кодекс, как правило, детально регулирует отношения в рамках той или иной отрасли права. Кодификация всегда бывает официальной.

Реализация права – это осуществление правовых норм в поведении людей.

По видам правомерного поведения, в котором реализуется право, различают 4 формы реализации права:

1) соблюдение права,

2) исполнение права,

3) использование права,

4) применение права.

Соблюдение права – реализация запрещающей нормы, т. е. несовершение запрещенных действий.

Исполнение права – реализация предписывающей нормы, активная деятельность субъекта, направленная на исполнение его обязанности.

Использование права – реализация дозволяющей нормы, т. е. использование предоставленного права по инициативе его субъекта.

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав. По существу, это разновидность исполнения права, которая отличается от других видов исполнения права: 1) своими субъектами (правоприменение предполагает властные полномочия), 2) целями (правоприменение направлено, как правило, на охрану правопорядка, прав и свобод граждан), 3) особой процедурой и другими особенностями.

43. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА, ПОНЯТИЕ, СТАДИИ

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: