Идентификация контролируемых товаров: что это значит

Идентификация контролируемых товаров и технологий.

Согласно ст.24 ФЗ «Об экспортном контроле» идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Постановление Правительства РФ «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» определяет, что независимая идентификационная экспертиза проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее именуются – товары и технологии), в целях экспортного контроля.

Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, на основании обращений российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении указанной экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

Отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном этим Министерством.

На министерство экономического развития и торговли РФ возложено общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, получивших специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению такой экспертизы.

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации всем заинтересованным организациям и гражданам бесплатно на основании письменного запроса.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002г. №731 утверждены правила получения Российскими организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологии в целях экспортного контроля, которые устанавливают порядок получения российскими организациями независимо от формы собственности специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в целях экспортного контроля (далее именуется – экспертиза).

Решение о предоставлении российской организации специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Организация, желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации следующие документы:

а) письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом Российской Федерации, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации – заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;

б) документ, содержащий обязательство организации – заявителя соблюдать установленные законодательством Российской Федерации порядок и условия проведения экспертизы. Обязательство должно быть подписано руководителем организации – заявителя;

уставных (учредительных) документов;

документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

справки о постановке на учет в налоговых органах;

лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если таковая имеется);

бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;

инструктивно – методических документов, регламентирующих проведение экспертизы организацией – заявителем;

аккредитационных документов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, подтверждающих техническую компетентность организации – заявителя в области метрологии, сертификации и идентификации продукции (если таковые имеются).

Копии документов должны быть заверены организацией – заявителем;

г) справка, содержащая сведения:

о включении организации в государственный реестр предприятий;

о характере производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых данная организация специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);

об организационной и технической готовности к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, в том числе о численности и специализации экспертов, их квалификационном уровне, а также возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи.

Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией – заявителем сведений несут руководители этой организации.

Читайте также:
Таможенные режимы: что это такое, описание и особенности

Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организациями – заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Документы, представленные организацией – заявителем для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предварительно рассматриваются экспертной комиссией при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок с даты их поступления в Министерство.

Указанная экспертная комиссия вправе запрашивать через Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации у организации – заявителя дополнительную информацию, а также направлять своих представителей в эту организацию для проверки и уточнения на месте представленных ею сведений.

Результаты рассмотрения документов оформляются в виде экспертного заключения, в котором отражается готовность организации – заявителя к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, а также даются рекомендации по предоставлению этой организации специального разрешения на осуществление указанной деятельности и определению срока его действия. Экспертное заключение подписывается членами экспертной комиссии или лицами, уполномоченными на то соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

На основании экспертного заключения Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок подготавливает и вносит в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации предложения о предоставлении или об отказе в предоставлении организации – заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с необходимыми обосновывающими материалами.

В случае принятия Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации решения об отказе в предоставлении организации – заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-недельный срок письменно уведомляет об этом организацию – заявителя с обоснованием отказа.

Основанием для отказа в предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является:

а) наличие в документах, представленных организацией – заявителем, недостоверной или искаженной информации;

б) отсутствие у организации – заявителя технических возможностей, необходимых для осуществления деятельности по проведению экспертизы;

в) нарушение организацией – заявителем таможенного законодательства Российской Федерации или законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдает организациям, внесенным в реестр, свидетельство о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы

Срок действия свидетельства должен соответствовать сроку, на который Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации предоставила организации специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, но не может превышать 5 лет.

Передача свидетельства другому юридическому лицу запрещается.

Свидетельство может быть аннулировано либо его действие может быть приостановлено на основании решения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Действие свидетельства может быть приостановлено в случае:

а) нарушения организацией законодательства Российской Федерации;

б) несоблюдения организацией установленного порядка и условий проведения экспертизы.

Основанием для аннулирования свидетельства является:

а) подача организацией соответствующего заявления;

б) неоднократное или грубое нарушение организацией законодательства Российской Федерации.

Организации, получившие специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, обязаны представлять в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации годовой отчет, содержащий следующие сведения:

а) общее количество экспертиз, проведенных за отчетный период, в том числе:

по договорам с российскими участниками внешнеэкономической деятельности;

по запросам контролирующих органов;

по запросам таможенных органов;

по запросам иных правоохранительных органов;

б) претензии, предъявленные к результатам экспертиз на момент представления отчета.

Годовой отчет подписывается руководителем организации или лицом, его замещающим, и удостоверяется печатью организации.

Отчет представляется в срок не позднее 40 дней после окончания календарного года.

Идентификация товаров и технологий для целей экспортного контроля (Закон 183-ФЗ)

Идентификационная экспертиза представляет собой процедуру выявления наличия или отсутствия необходимости получения лицензий или специальных разрешений на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями

При отсутствии такой необходимости заключение экспертизы применяется для таможенных целей в качестве разрешительного документа

При наличии необходимости получения лицензии или разрешения КЭК заключение ЭксКонт является основой для дальнейшего оформления Лицензий или Разрешений

Заказать Рассчитать стоимость

Полное описание услуги:

Заключение независимой идентификационной экспертизы (заключение ЭксКонт или Заключение по экспортному контролю) представляет собой документ, который подтверждает наличие или отсутствие необходимости получения лицензий или специальных разрешений на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями.

В случае отсутствие необходимости получения лицензий или специальных разрешений этот документ применяется для таможенных целей в качестве разрешительного документа. В случае необходимости получения лицензии или разрешения КЭК Заключение ЭксКонт является основой для дальнейшего оформления Лицензий или Разрешений.

Заключение экспертизы (Заключение ЭксКонт) предоставляется в качестве разрешительного документа для таможенного оформления или используется для подготовки пакета документов необходимых для получения Лицензии или Разрешения КЭК. Основное назначение Заключения ЭксКонт — установить принадлежность продукта (технологии) к разновидностям товаров, подлежащих экспортному контролю.

Заключение экспертизы товаров и технологий указывается в графе 44 таможенной декларации (код 01154 — «Заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля государств — членов Таможенного союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий»).

Читайте также:
Противоправное изменение государственной: что это значит

Осуществление внешнеэкономической деятельности с соблюдением требования законодательства об экспортном контроле.

НАЗНАЧЕНИЕ

Заключение независимой идентификационной экспертизы товаров (технологий) (заключение ЭксКонт) предоставляется в качестве разрешительного документа для таможенного оформления, при подтверждении возможности безлицензионного ввоза или вывоза товаров (технологий).

В случае невозможности подтверждения безлицензионного ввоза/вывоза Идентификационное заключение (Заключение ЭксКонт) используется для подготовки пакета документов необходимых для получения Лицензии или Разрешения КЭК.

ОФОРМЛЯЕМЫЙ ДОКУМЕНТ

Заключение независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) для целей экспортного контроля

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛАГАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

  1. Опись документов;
  2. Заявка на оказание услуги (не требуется при заказе услуги через сайт);
  3. Перечень объектов исследования;
  4. Договор (контракт, соглашение) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция, а в случае если такой контракт не заключен или отсутствует, — материалы, раскрывающие содержание, характер и условия предполагаемой внешнеэкономической сделки;
  5. Документы, позволяющие оценить продукцию:
    • технические характеристики перемещаемой продукции (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов);
    • сведения об области применения перемещаемой продукции;
    • фотографии товара, характеризующие его неизменяемые внешние признаки (габариты, отдельные узлы, серийные номера, сведения об изготовителе (разработчике) продукции). Фотографии представляются вместе с сопроводительным письмом, содержащим: перечень фотографий с наименованием файлов; информацию о дате и месте съёмки; информацию о должностном лице, выполнившем съемку (должность, ФИО).

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ (статьи 6, 20, 25);
«Контрольные списки», утвержденные указами Президента Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

Идентификация контролируемых товаров и технологий.

Согласно ст.24 ФЗ «Об экспортном контроле» идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Постановление Правительства РФ «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» определяет, что независимая идентификационная экспертиза проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее именуются – товары и технологии), в целях экспортного контроля.

Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, на основании обращений российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении указанной экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

Отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном этим Министерством.

На министерство экономического развития и торговли РФ возложено общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, получивших специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению такой экспертизы.

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации всем заинтересованным организациям и гражданам бесплатно на основании письменного запроса.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002г. №731 утверждены правила получения Российскими организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологии в целях экспортного контроля, которые устанавливают порядок получения российскими организациями независимо от формы собственности специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в целях экспортного контроля (далее именуется – экспертиза).

Решение о предоставлении российской организации специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Организация, желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации следующие документы:

Читайте также:
Акты гражданского состояния: что это значит

а) письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом Российской Федерации, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации – заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;

б) документ, содержащий обязательство организации – заявителя соблюдать установленные законодательством Российской Федерации порядок и условия проведения экспертизы. Обязательство должно быть подписано руководителем организации – заявителя;

уставных (учредительных) документов;

документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

справки о постановке на учет в налоговых органах;

лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если таковая имеется);

бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;

инструктивно – методических документов, регламентирующих проведение экспертизы организацией – заявителем;

аккредитационных документов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, подтверждающих техническую компетентность организации – заявителя в области метрологии, сертификации и идентификации продукции (если таковые имеются).

Копии документов должны быть заверены организацией – заявителем;

г) справка, содержащая сведения:

о включении организации в государственный реестр предприятий;

о характере производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых данная организация специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);

об организационной и технической готовности к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, в том числе о численности и специализации экспертов, их квалификационном уровне, а также возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи.

Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией – заявителем сведений несут руководители этой организации.

Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организациями – заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Документы, представленные организацией – заявителем для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предварительно рассматриваются экспертной комиссией при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок с даты их поступления в Министерство.

Указанная экспертная комиссия вправе запрашивать через Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации у организации – заявителя дополнительную информацию, а также направлять своих представителей в эту организацию для проверки и уточнения на месте представленных ею сведений.

Результаты рассмотрения документов оформляются в виде экспертного заключения, в котором отражается готовность организации – заявителя к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, а также даются рекомендации по предоставлению этой организации специального разрешения на осуществление указанной деятельности и определению срока его действия. Экспертное заключение подписывается членами экспертной комиссии или лицами, уполномоченными на то соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

На основании экспертного заключения Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок подготавливает и вносит в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации предложения о предоставлении или об отказе в предоставлении организации – заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с необходимыми обосновывающими материалами.

В случае принятия Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации решения об отказе в предоставлении организации – заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-недельный срок письменно уведомляет об этом организацию – заявителя с обоснованием отказа.

Основанием для отказа в предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является:

а) наличие в документах, представленных организацией – заявителем, недостоверной или искаженной информации;

б) отсутствие у организации – заявителя технических возможностей, необходимых для осуществления деятельности по проведению экспертизы;

в) нарушение организацией – заявителем таможенного законодательства Российской Федерации или законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдает организациям, внесенным в реестр, свидетельство о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы

Срок действия свидетельства должен соответствовать сроку, на который Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации предоставила организации специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, но не может превышать 5 лет.

Передача свидетельства другому юридическому лицу запрещается.

Свидетельство может быть аннулировано либо его действие может быть приостановлено на основании решения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Действие свидетельства может быть приостановлено в случае:

а) нарушения организацией законодательства Российской Федерации;

б) несоблюдения организацией установленного порядка и условий проведения экспертизы.

Основанием для аннулирования свидетельства является:

а) подача организацией соответствующего заявления;

б) неоднократное или грубое нарушение организацией законодательства Российской Федерации.

Читайте также:
Плата за землю: что это значит

Организации, получившие специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, обязаны представлять в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации годовой отчет, содержащий следующие сведения:

а) общее количество экспертиз, проведенных за отчетный период, в том числе:

по договорам с российскими участниками внешнеэкономической деятельности;

по запросам контролирующих органов;

по запросам таможенных органов;

по запросам иных правоохранительных органов;

б) претензии, предъявленные к результатам экспертиз на момент представления отчета.

Годовой отчет подписывается руководителем организации или лицом, его замещающим, и удостоверяется печатью организации.

Отчет представляется в срок не позднее 40 дней после окончания календарного года.

Идентификация товаров

Формирование новых позиций, положений в любой области знаний начинается с определения основных понятий, терминов, положений. Поэтому мы также начнем с формирования новых положений, терминов, понятий в области новых свойств товара — идентичности и подлинности.

Основным термином, который стоит и в заголовке данной книги и которым мы будем оперировать, является идентификация (от лат. identificare — отождествлять).

В толковом словаре термин “идентификация” определяется как “отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо”. При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами — товароведами-экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно, это можно назвать идентификационной экспертизой. В Информационном письме № 01-15/18416 от 1 сентября 1998 г. Государственного таможенного комитета РФ “О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту” идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. Это определено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, к какой группе он относится и какой код по ТН ВЭД он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.

Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1. Является ли данное изделие пищевым продуктом либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

2. К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие.

3. Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.

4. К какому сорту относится данное изделие.

5. Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

По результатам идентификационной экспертизы могут быть приняты следующие заключения: является ли данное изделие пищевым продуктом; выявляется соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или иной документации; устанавливается сорт данного изделия; относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеет определенные ограничения. При получении отрицательных результатов идентификационной экспертизы нельзя делать заключение о фальсификации того или иного товаpa. Просто это может быть новый товар, еще не включенный в ту или иную нормативно-техническую документацию или перечень, или изделие выполнено в одном или нескольких экземплярах (мы называем такое изделие “ручная работа”). Например, на нашем рынке широко рекламируются и реализуются кофемиксы (смесь кофе с сахаром, со сливками), на которые отсутствует нормативно-техническая документация в РФ, однако это не значит, что все они относятся к фальсификатам.

Наряду с идентификационной экспертизой товара может проводиться также экспертиза на его подлинность.

Экспертиза подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих натуральный продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как худшие показатели качества, чем у натурального продукта, так и лучшие.

Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для тех или иных видов фальсификации.

2. Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров.

3. Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым в нормативно-технической документации, в Законе “О защите прав потребителя” и т.п.

Таким образом, идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности товара преследуют разные цели, и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. Поэтому как специалистам, так и потребителям необходимо различать эти два понятия.

Имеется также определение термина “идентификация”, приведенное в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации. “Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции)”.

Недостатком последнего определения термина является то, что деятельность по идентификации изделия сужается до простой процедуры, проводимой только с целью сертификации, а идентифицирующие критерии сужаются до требований нормативных и технических документов, других средств информации о продукции, которые может провести и лаборант со средним образованием. В последнее время в нормативно-технической документации критерии для идентификации товара значительно сужаются и многие показатели не несут идентификационной информации, а содержат лаконичные фразы: “Соответствует данному виду товара”; “В соответствии с рецептурой” и т.д. Естественно, что по таким критериям нельзя провести идентификационную экспертизу.

Читайте также:
Англо-саксонская правовая система: что это значит

Идентификационная экспертиза является основополагающей, и все действия с товаром должны начинаться только с нее. Ведь исследуемое изделие может относиться и к опасным изделиям, либо включенным в перечень запрещенных товаров. Кроме того, до тех пор, пока вы не идентифицировали правильно товар, вы не можете и правильно оценить его качество, провести экспертизу качества, сертификацию соответствия. Например, на упаковке кондитерских изделий “Марс”, “Сникерс” не указано, что это за изделия, и если вы начнете оценивать его качество как шоколадного батончика, как преподносит нам их реклама, то они будут забракованы, поскольку не содержат 80% шоколада (в шоколадном батончике свыше 50 г начинки должно быть не более 20%). Просто это весовые конфеты, типа нашего “Гулливера”.

Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги (деньги, акции, векселя и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности. Однако мы будем исследовать лишь одну группу объектов — изделия, которые вовлекаются в процесс купли-продажи и становятся товаром. При этом, несмотря на то, что объектом изучения является идентификация продовольственных товаров, следует отметить, что многие из рассматриваемых теоретических вопросов в равной степени могут быть отнесены и к непродовольственным товарам. Субъектами, осуществляющими идентификацию товаров, являются все участники рыночных отношений: производитель — на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции; торговая организация (торговый посредник) — на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего по органолептическим показателям, не имея достаточной информации, а также ориентируясь на свой собственный житейский опыт, знания и прислушиваясь к мнению других. При этом покупатель всегда расплачивается за все свои ошибки своими же деньгами.

Ассортиментная идентификация — установление соответствия товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию, назначению, типу, марке и т. д.

Идентификация продукции — установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию — набору признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих документах.

Качественная идентификация — установление соответствия качественных характеристик конкретного товара сведениям, имеющимся в описании товара.

Контрафакция — незаконная деятельность, направленная на обман круга лиц путем введения в оборот товаров с нарушением прав интеллектуальной и промышленной собственности (незаконное присвоение товарного знака, авторских прав).

Критерий идентификации — характеристика конкретного товара, пригодная для установления его соответствия (тождеству) образцу, его описанию и групповой принадлежности.

Партионная идентификация — деятельность по установлению принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии.

Подделка — производство товаров с умышленно измененными или скрытыми свойствами и качеством, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (введение в заблуждение приобретателей).

Показатель идентификации — характеристика товара, требования к которой установлены в нормативных или технических документах, пригодная для целей сравнения и разрешения вопроса о тождестве.

Прослеживаемость — способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.

Фальсификация — преднамеренные действия, направленные на обман круга лиц путем введения в оборот товаров с нарушением прав интеллектуальной и промышленной собственности и/или товаров, умышленно измененных, имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Удалённая банковская идентификация: от сложного к простому, или Банки, зачем вам биометрия?


(Изображение взято отсюда)

Не всегда усложнение технологии ведет к улучшению результата. В сегодняшней статье мы постараемся показать, что сложное техническое решение по биометрической идентификации и аутентификации клиентов в банковских приложениях вполне заменимо традиционным предъявлением паспорта, но в современной интерпретации “подключенного мира”: в качестве “проверяющего” сотрудника банка вполне может выступать приложение с внедренным модулем распознавания и проверки документа. Мы не ставим своей целью критиковать или ставить под сомнение необходимость развития биометрических способов идентификации личности как самостоятельного технологического направления. Мы показываем, что современные технологии догоняют друг друга, постепенно совершенствуясь за счет упрощения и “облегчения” алгоритмов.

Вопрос удаленной идентификации, особенно в банковской сфере, где от качества примененного решения, его точности и безопасности зависят не только персональные данные человека, но и его финансовое благополучие, в последнее время стал чрезвычайно актуальным, особенно, когда мир резко ушел в онлайн. Высветились основные проблемы, связанные с техническими, юридическими и организационными аспектами. И если не так давно казалось, что биометрия и распознавание лиц смогут решить все проблемы разом, то при стресс-тесте, которому подверглась планета, выяснилось, что биометрия далеко не единственный, и уж точно не самый безопасный для всех сторон способ обеспечить удаленную идентификацию клиента. Достаточно посмотреть к чему приводят неуверенные технологии распознавания с низким уровнем точности. Недавний пример — штраф, выписанный не тому человеку, из-за его 61% схожести с тем, кому этот штраф предназначался [1].

Читайте также:
Субъекты обязательного социального страхования

Несколько лет назад, когда у нас в стране начали вводить единую систему биометрических данных, именно удаленное распознавание по биометрическим показателям человека расценивалось как наиболее точный метод удаленно верифицировать человека.

Вот как описывают процесс биометрической удаленной идентификации на одном из сайтов [2]:

Удаленная идентификация — это процедура первичного знакомства банка с клиентом, которая осуществляется онлайн по определенным биометрическим параметрам (идентификаторам). Ими могут быть отпечатки пальцев, рисунок сетчатки глаз или капилляров на пальцах, голос, контуры лица и даже частота сердечного ритма (встречается и такое). Важно, чтобы: 1) клиент заранее сдал образец своей идентификации; 2) образец хранился в определенной базе; 3) банк имел доступ к этой базе данных; 4) возможно было сверить (подтвердить) предоставленный клиентом материал с образцом параметров, хранящийся в базе данных.

Получается, что перед тем, как использовать биометрию, клиенту необходимо прийти физически в банк (или другую организацию, которая применяет систему), “сдать” образцы своих биометрических данных (самые распространенные — записать голос, отсканировать отпечатки пальцев). И уже после того, как в некотором цифровом репозитории эти образцы появятся, идентификация и аутентификация станет возможной. Процесс, конечно, надежный, но на наш взгляд, крайне сложный и невыгодный ни одной из сторон. Из плюсов здесь то, что биометрия всегда (или почти всегда) с нами. Именно поэтому идентификация по биометрическим данным применима, скорее, в криминалистике и в трансграничном контроле: проводится не только идентификация гражданина по его биометрии, но и в обратную сторону — установление соответствия биометрических данных какому-либо гражданину.

Самое парадоксальное (и неприятное для поклонников исключительно биометрических методов аутентификации) в том, что предъявление собственных отпечатков пальцев, или голоса, или радужки глаза технологически мало чем отличается от ввода 256-битного пароля, известного только клиенту, или использование связки “токен-устройство”, или любого другого метода двух- или трех- факторной аутентификации: в любом случае для машины вся наша биометрия остается набором нулей и единиц. Самое главное, что компрометации биометрические данные поддаются ничуть не сложнее, чем любые другие. Пример тому — утечка данных крупнейшей в мире Индийской базы биометрических данных Aadhaar в 2017 году [3].

Интересно, что в Европе с некоторого времени биометрия уже не рассматривается в качестве единственного средства удаленной идентификации при предоставлении сервисов, имеющих дело с чувствительными данными.

14 сентября 2019 года вступила в действие директива Евросоюза PSD2 [4], также известная как Open Banking. Она требует, чтобы банки обязательно использовали многофакторную аутентификацию при выполнении любых удаленных транзакций. Это означает, что в процессе идентификации/аутентификации пользователя должны использоваться несколько способов подтверждения личности [5]:

  • Знания — какой-то информации, известной только пользователю, например, пароля или контрольного вопроса.
  • Владения — какого-то устройства, которое имеется только у пользователя, например, телефона или токена.
  • Уникальности — чего-то неотъемлемого, присущего пользователю и однозначно идентифицирующего личность, например, биометрических данных.

Проведение банковских операций помимо использования в качестве ключа доступа биометрических данных должно обязательно сопровождаться дополнительными проверками с помощью кодового слова, контрольного вопроса, подключения токена, использования конкретного устройства (смартфона или компьютера с уникальным идентификационным номером), или PUSH/SMS-кодов. Вопрос — зачем здесь биометрические данные?

Для банков в случае принудительного использования систем биометрической идентификации есть еще одна огромная неприятность. Внедрение систем биометрии требует значительных затрат на развертывание сопутствующей информационной инфраструктуры: собственно, оборудования для сбора идентификационных данных, программного обеспечения для их обработки, создание ЦОД или аренда защищенного облачного сервиса для хранения, обеспечение защиты и так далее. Именно поэтому принятие закона об обязательном сборе биометрических данных в России наткнулось на противодействие банковского сообщества и послужило причиной тому, что его принятие откладывается на неопределенный срок [6].

Технологии развиваются и банки постепенно выводят из цепочки взаимодействия с клиентом посредников в виде операторов, менеджеров, агентов. Они остаются лишь там, где необходимо обеспечить так называемое премиальное обслуживание, при котором клиенту предоставляется не только удобство сервиса, но оказывается персональное внимание, либо в тех регионах и теми категориями клиентов, которые по техническим причинам не имеют возможности пользоваться современными техническими средствами. На смену оператору приходит “банк в смартфоне”. Важно, что удаленная идентификация клиента необходима банку на всех этапах взаимодействия. До недавнего времени даже в крупных банках, которые сегодня полностью перешли на электронный документооборот, снимали физические копии с паспорта клиента при совершении каждой операции со счетом, будь то пополнение счета, снятие денег, перевод на другой счет или заключение дополнительных соглашений на подключение интернет-банка или СМС-информирование. Это обеспечивало банку защиту от претензий со стороны клиента о спорных изменениях в договоре или операций по счету.

Читайте также:
Прилежащая зона РФ: что это значит

До тех пор, пока в государстве не создана единая цифровая платформа учета всех граждан с рождения до смерти (наиболее близко к построению такого полностью цифрового общества в Европе подошла сегодня Эстония, построившая за 25 лет полноценное электронное государство, переведя 99% государственных услуг в электронный вид [7]), физическое предъявление нецифрового (печатного) паспорта или другого удостоверяющего документа с одновременной проверкой его подлинности и соответствия предъявителя указанному в документе владельцу, является наиболее точным способом идентификации клиента. В случае удаленной идентификации с использованием программно-аппаратных комплексов роль оператора (контролера, клиентского менеджера) выполняет устройство пользователя: смартфон или компьютер с веб-камерой.

С точки зрения ожидаемого результата предъявление паспорта системе распознавания документов и предъявление паспорта оператору ничем не отличается: в итоге совершения операции данные клиента вводятся в систему управления взаимоотношений с клиентами (СRM) банка, что позволяет впоследствии идентифицировать его при обращении. В случае предъявления паспорта оператору, функции ввода данных в систему выполняет человек, которого банк наделил полномочиями совершить необходимые действия: взять паспорт и, используя специальный сканер, мобильную камеру и приложение, ввести данные в систему (в оптимистичном сценарии, применимом далеко не ко всем банкам и их отделениям), или же вбить данные в соответствующие поля формы у себя на компьютере (реалистичный сценарий).

Мобильное приложение со встроенной системой удаленной идентификации позволяет оптимизировать сразу несколько задач как со стороны клиента, так и со стороны банка. Приложение распознает данные клиента и автоматически вводит их в необходимые поля. Например, приложения на основе SDK Smart IDreader распознают данные документов пользователей практически мгновенно, при этом работают полностью в автономном режиме, не передавая образов документов на сторонние сервера или в облачные сервисы. Система компьютерного зрения автоматически выделяет фото на документе и соотносит его с фото владельца. В зависимости от требования банка, в приложение может быть интегрирована функция форензики, то есть проверки образа документа на наличие признаков подделки или дополнительной обработки изображения, а также проверка корректности данных на основании анализа машиночитаемой зоны (MRZ). Совершенно не имеет значения, кто и где проводит все эти мероприятия — оператор в банке или сам пользователь, сидя на диване у себя дома. Цепочка действий сохраняется неизменной: предъявление документа, ввод данных, проверка данных, оценка валидности документа.

Обратим внимание на следующее: если при предъявлении подложного документа система распознавания на основе искусственного интеллекта не выявила признаков подделки документа и зафиксировала соответствие лица предъявителя фотографии на документе, и одобрила совершение операции, это означает, что в случае предъявления документа оператору в банке или пункте выдачи кредитов, оператором (человеком) было было бы принято аналогичное решение. Обмануть машинное зрение сегодня значительно сложнее, чем обмануть человека.

Выступая адептами идентификации на базе распознавания документов, подведем итог перечислением преимуществ подхода.

  • Технологии распознавания документов основаны на современных научных достижениях в области компьютерного зрения и технологий распознавания образов (OCR). Технологически это более “продвинутое” решение, чем биометрия, так как оперирует с менее индивидуализированными, хотя и более структурированными объектами. В этом их сходство с биометрией.
  • Распознавание паспортных данных ведется на конечном устройстве и не требует подключения к единому репозиторию персональных данных, как это происходит в случае с использованием биометрических данных.
  • Утечка данных бумажного документа исправляется в разы проще путем его замены, нежели чем утечка биометрических данных.
  • Удаленная идентификация через распознавание документов требует вложений на уровне развития программного обеспечения (клиентского приложения), но не требует развития сопутствующей инфраструктуры, не предусматривает создания собственного хранилища биометрических данных или обращение к существующим системам более высокого уровня (государственных или отраслевых).

Спасибо за внимание!

Определение содержания понятия “идентификация товаров в таможенных целях” на основе анализа структурно-логических связей его элементов

“Вестник Российской таможенной академии”, 2015, N 1

В статье проанализированы нормативные документы и другие источники на предмет определения содержания понятия “идентификация товаров в таможенных целях”. В качестве основного метода использован анализ структуры процесса идентификации товаров, проводимой в таможенных целях.

Каждую сферу специальной деятельности человека, характерной для сложной структуры современного общества, обслуживает свой отраслевой подъязык, так как без общения людей, участвующих в совместной деятельности, она не может нормально функционировать и развиваться. Отраслевые термины, номинирующие понятия определенной деятельности человека, функционируют в отраслевых подъязыках в виде двух совокупностей терминов – терминологии и терминосистемы [1].

При этом под терминологией ученые-терминоведы понимают стихийно сложившуюся совокупность терминов, в которой отсутствует системность, что создает определенные трудности в процессе профессиональной коммуникации, так как возникает дисбаланс между системой понятий и системой терминов (например, один и тот же термин называет разные понятия) [2].

Читайте также:
Ограничение дееспособности гражданина: что это значит

Профессор Российской таможенной академии, лингвист Т.Д. Михайленко отмечает, что в настоящее время совокупность терминов современного таможенного дела, используемая в текстах различных жанров при исследовании и описании тех или иных таможенных проблем, в целом представляет собой отраслевую терминологию и находится в процессе преобразования в терминосистему [2].

Одним из терминов, имеющих неоднозначную трактовку в различных нормативных документах, а также в научной и учебной литературе, является “идентификация товаров”. Причиной этого, на наш взгляд, стало отсутствие определения термина “идентификация товаров” в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) [3] и других законодательных актах, регулирующих таможенную деятельность.

Договором от 29.05.2014, вступившим в силу с 01.01.2015, учрежден Евразийский экономический союз. В статье используется терминология в соответствии с действующим Таможенным кодексом Таможенного союза с изменениями от 10.10.2014.

К проблеме выявления сущности понятия и, соответственно, термина, его номинирующего, обращались ученые Российской таможенной академии. Так, профессор А.В. Нестеров исследует юридические аспекты применения термина “идентификация” в области таможенного дела и отмечает, что в ТК ТС термин “идентификация” используется как для обозначения действия по применению средств идентификации для объекта, так и действия по проверке его целостности, подлинности и/или идентифицированности [4].

Профессор Е.И. Андреева под идентификацией товаров в таможенных целях понимает “выявление индивидуальных признаков товара, позволяющих отличить его от конкурирующих товарных позиций в ТН ВЭД и указывающих на его принадлежность к определенной однородной группировке товаров с родственными потребительными стоимостями” [5]. По нашему мнению, данное определение сужается до целей классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и не учитывает всех параметров, отражающих решаемые идентификацией задачи в процессе таможенного контроля.

Употребление многозначных терминов является причиной возникновения трудностей в процессе профессиональной коммуникации, например при понимании текста нормативного правового документа, что может привести к его неправильному применению [6]. Учитывая вышесказанное, вопрос о содержании понятия “идентификация товаров в таможенных целях” приобретает в настоящее время особую актуальность, так как данное понятие является ключевым в области таможенного контроля.

Для определения содержания понятия “идентификация товаров в таможенных целях”, на наш взгляд, необходимо, во-первых, проанализировать определения терминов “идентификация” и “идентификация товаров (продукции)”, встречающиеся в нормативных правовых документах, в справочной, учебной и научной литературе; во-вторых, проанализировать нормативные правовые документы, регламентирующие таможенное дело, в целях выявления особенностей применения термина “идентификация товаров” в таможенной деятельности; в-третьих, рассмотреть основные структурные элементы идентификации товаров, проводимой в таможенных целях.

В словаре [7] содержатся следующие определения термина “идентификация”: 1) “идентификация – признание тождественности с другим более известным образом, опознание”; 2) “идентификация – установление соответствия реального объекта, товара представленной на него документации, его названию во избежание подмены одного объекта другим”.

Определения термина “идентификация товаров (продукции)”, встречающиеся в законодательных актах и других источниках, приведены в табл. 1.

Определения термина “идентификация товаров (продукции)” в различных нормативных правовых документах и других источниках

Наименования нормативных правовых документов и других источников

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 “О принятии технического регламента ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”

Идентификация пищевой продукции – процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента

ГОСТ Р 51293-99 “Идентификация продукции. Общие положения”

Идентификация продукции – установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию

Постановление Госстандарта России от 10.05.2000 N 26 “Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации”

Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификацию продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продукцию с выданным на нее сертификатом соответствия

Р 50-601-36-93 “Рекомендации. Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии (в соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000)”

Идентификация продукции – процедура, предполагающая маркировку и этикетирование сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции (единицы, партии и т.д.), а также технической и технологической документации на них, обеспечивающих прослеживаемость использования или местонахождения данного объекта с целью выявления возможных причин брака изготовленной продукции или дефектов производственных и технологических процессов

Вилкова С.А. Методология товароведных экспертиз: на примере парфюмерно-косметических и бытовых гигиенических товаров: Дис. . д. т. н. М., 2003

Идентификация продукции (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, информации в товаросопроводительных документах, нормативным и техническим требованиям, а также принадлежности к группе однородных товаров

В Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” [8] дается определение термина “идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий”, под которой понимается деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках.

Читайте также:
Оговорка в коносаменте: что это значит

Анализ приведенных определений термина “идентификация товаров (продукции)” показал, что они не отражают специфики идентификации товаров в таможенной деятельности, так как используются для целей оценки качества при распределении и приемке продукции для продажи на внутреннем рынке, для целей технического регулирования в рамках подтверждения соответствия обязательным требованиям и требованиям на добровольной основе и для целей прослеживаемости.

Идентификация товаров в таможенных целях осуществляется на предварительном этапе до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза, на этапе декларирования и помещения товаров под таможенные процедуры, на этапе таможенного контроля после выпуска товаров и проводится в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза, а также в инициативном порядке участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В таможенном деле потребность в идентификации может возникнуть, когда имеют место незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, сокрытие товаров от таможенного контроля, придание одним товарам вида других, заявление декларантом недостоверных сведений о товаре, предоставление недействительных документов, использование поддельных или относящихся к другим товарам средств идентификации, уничтожение, удаление, изменение, замена либо повреждение средств идентификации и в других случаях.

Процедура идентификации в таможенных целях регламентируется ТК ТС. Согласно ст. 109 ТК ТС [3] товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

В соответствии с ТК ТС идентификация товаров является одним из условий помещения товаров под таможенные процедуры: таможенного транзита (ст. 216), переработки на таможенной территории (ст. 240), переработки вне таможенной территории (ст. 253), переработки для внутреннего потребления (ст. 265), временного ввоза (допуска) (ст. 278), временного вывоза (ст. 286), реэкспорта (ст. 297). При этом помещение товаров под перечисленные таможенные процедуры допускается при обеспечении возможности идентификации товаров или части товаров в продуктах их переработки таможенными органами.

В соответствии с Приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 [9] идентификация товаров осуществляется в ходе таможенного контроля при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД.

Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ “Об экспортном контроле” [10] идентификация введена для целей экспортного контроля. Согласно ст. 7 указанного Закона одним из методов осуществления экспортного контроля является идентификация контролируемых товаров и технологий, т.е. установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 [11] установлено, что в целях экспортного контроля проводится независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий. Идентификационная экспертиза проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Также этим Постановлением определены порядок, условия проведения, заказчики, исполнители, основные цели и задачи идентификационной экспертизы.

Учитывая вышесказанное, под идентификацией товара в ТК ТС и других нормативных правовых актах в области таможенного дела понимаются:

  1. индивидуализация товара с помощью средств идентификации, позволяющих выделить этот товар из множества других товаров;
  2. проверка соответствия товара заявленным при декларировании сведениям;
  3. установление факта использования товаров, помещенных под процедуру переработки, в продуктах их переработки;
  4. способ организации процесса прослеживаемости товара путем использования специальных средств идентификации (таможенных пломб и печатей), гарантирующих сохранность товаров, находящихся под таможенным контролем;
  5. установление принадлежности товаров к спискам (перечням) контролируемых товаров.

Идентификация, как и любая деятельность, имеет свою структуру и характеризуется наличием определенных элементов. Структура идентификации предложена в учебном пособии М.А. Николаевой и М.А. Положишниковой [12]. Идентификация как вид деятельности включает в себя следующие структурные элементы: цели, задачи, объекты, субъекты, средства, методы, виды. Идентификация, осуществляемая для таможенных целей, имеет свои особенности и отличается содержанием структурных элементов.

Согласно ст. 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами, т.е. идентификация товаров для таможенных целей проводится в процессе таможенного контроля и является неотъемлемой его частью, поэтому цель ее проведения совпадает с целью проведения таможенного контроля. Целью таможенного контроля согласно ст. 4 ТК ТС является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Исходя из основных задач таможенных органов идентификация товаров в таможенных целях должна решать следующие задачи:

  1. Выявление недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по ТН ВЭД, стране происхождения, таможенной стоимости.
  2. Выявление фальсифицированных и контрафактных товаров.
  3. Установление принадлежности товара к спискам товаров, в отношении которых введены запреты и ограничения.
  4. Выявление некачественных и опасных товаров для обеспечения жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
  5. Установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю.
  6. Подтверждение факта, что операциям по переработке подвергались именно те товары, которые были предназначены для получения товарной продукции.
Читайте также:
Администрация президента РФ: что это значит

Объектами идентификации в таможенных целях согласно п. 1 ст. 109 ТК ТС являются товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю. Под товаром в ТК ТС понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [3, п. 1 ст. 4].

На различных этапах внешнеторговой поставки товаров в качестве субъектов, осуществляющих идентификацию товаров в таможенных целях, могут выступать таможенные органы, участники ВЭД и другие заинтересованные лица и организации (табл. 2).

Субъекты идентификации товаров в таможенных целях

Организации, осуществляющие идентификацию товаров

Идентификационная экспертиза письма

(англ. identifical examination of script/writing) — идентификационная экспертиза, проводимая в целях идентификации автора, исполнителя рукописного текста, лица, подписавшего документ. Видами И.э.п. являются автороведческая и почерковедческая экспертизы. Как и в др. идентификационных экспертизах процесс идентификационного исследования письма состоит из нескольких этапов (стадий): предварительное исследование (осмотр) представленных материалов; раздельный анализ объектов; сравнительное исследование; оценка результатов сравнения и формулирование выводов эксперта.

На 1-м этапе эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, обстоятельствами дела и осматривает предоставленные ему материалы. При этом уясняется задача исследования, определяется пригодность материала для разрешения поставленных вопросов, устанавливается наличие или отсутствие искусственных изменений (искажений) письменной речи и почерка в документах, автора и исполнителя которых предстоит установить, решается вопрос о том, является ли автор исследуемого документа его исполнителем.

2-й этап И.э.п. преследует цель выделить признаки письма (письменной речи и почерка), которые могут быть положены в основу заключения о наличии или отсутствии тождества автора или исполнителя. Выделение признаков объектов обычно начинается с исследуемых (спорных, анонимных) документов. В отношении каждого из них фиксируются общие характеристики и особенности письменной речи, топографии, общие и частные признаки почерка.

На 3-м этапе выделенные признаки подвергаются сравнительному исследованию, в процессе которого выявляются совпадения и (или) различия в них, дается оценка совпадающим и различающимся признакам в отдельности и в целом. Затем формулируется вывод о наличии или отсутствии тождества. Положительный вывод о тождестве исполнителя по почерку проверяется математическими методами -подсчетом надежности, неповторимости совокупности признаков, положенных в основу вывода эксперта.

На 4-м этапе в зависимости от выделенных при раздельном анализе признаков и результатов сравнительного исследования выводы эксперта могут быть сформулированы в категорической или вероятной (предположительной) форме с указанием степени вероятности. Когда сравниваемые документы не содержат комплекса признаков, необходимого для вывода (даже в вероятной форме), эксперт вправе отказаться от дачи заключения, обоснованно мотивировав свой отказ (см. подр.: Криминалистика. Под ред. проф. В.А. Образцова. – М., 1995). См. также Подделка документов.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Игры и пари
  • Идентификационная экспертиза

Полезное

Смотреть что такое “Идентификационная экспертиза письма” в других словарях:

Идентификационная экспертиза письма — (англ. identifical examination of script/writing) идентификационная экспертиза, проводимая в целях идентификации автора, исполнителя рукописного текста, лица, подписавшего документ. Видами И.э.п. являются автороведческая и … Энциклопедия права

Идентификационная экспертиза — (англ. identifical examination) криминалистическая экспертиза, проводимая по постановлению следователя или определению суда соответствующим специалистом в случаях, когда необходима … Энциклопедия права

Идентификационная экспертиза — (англ. identifical examination) криминалистическая экспертиза, проводимая по постановлению следователя или определению суда соответствующим специалистом в случаях, когда необходима идентификация лица или предмета. Общая методика идентификации… … Большой юридический словарь

Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Энциклопедия права

Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Большой юридический словарь

Автороведческая экспертиза — см. Идентификационная экспертиза письма … Энциклопедия права

Почерковедческая экспертиза — см. Идентификационная экспертиза письма … Энциклопедия права

Автороведческая экспертиза — см. Идентификационная экспертиза письма … Большой юридический словарь

Почерковедческая экспертиза — см. Идентификационная экспертиза письма … Большой юридический словарь

Автороведческая экспертиза — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: