Иммунитет военных кораблей: что это значит

Принципы международного морского права. Понятие исключительной юрисдикции государства флага. Иммунитет военных кораблей

Основные принципы ММП:

1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Читайте также:
Филиал иностранного юридического лица

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Международное право

Правовой режим открытого моря

Под открытым морем понимаются все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).

С точки зрения правового режима открытое море не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст. 89).

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя: свободу судоходства; свободу рыболовства; свободу летать над открытым морем; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу научных исследований (ст. 87). Этим составные части принципа свободы открытого моря не исчерпываются. Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст. 87).

Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами. Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др. В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.

Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95). Под военным кораблем согласно Конвенции понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).

Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е. нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т.е. запрещение применять к военным кораблям меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме; в) особые льготы и привилегии, т.е. освобождение военных кораблей во время пребывания в иностранных водах от таможенного досмотра и санитарного осмотра, от уплаты различных сборов.

Конвенция допускает возможность вмешательства военных кораблей в деятельность иностранных невоенных судов, если это вмешательство основано на международных соглашениях. Так, военный корабль может подвергнуть осмотру торговое судно, если есть основания подозревать, что это судно занимается пиратством.

В ст. 100 Конвенции государства взяли на себя обязательство содействовать в полной мере пресечению пиратства, под которым понимается любое из следующих действий:

  • любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершенный с личными целями экипажем частновладельческого судна и направленный против другого судна или против лиц и имущества, находящихся на нем;
  • любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием того факта, что судно является пиратским;
  • любое подстрекательство или сознательное содействие совершению действий, указанных в пп. «а» и «б» ст. 101 названной Конвенции.

Военный корабль или воздушное судно вправе захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество; наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст. 105).

14 сентября 1937 г. восемь стран (в том числе и Советский Союз) подписали Нионское соглашение, согласно которому пиратскими признавались действия военных кораблей и подводных лодок, если эти действия «противоречили самым элементарным требованиям гуманности».

Читайте также:
Государственный социальный стан дарт

Вторым изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции, каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов. Военный корабль вправе подвергать иностранное торговое судно осмотру, включая проверку права судна на его флаг, если есть подозрение, что оно перевозит рабов.

Изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при преследовании судна в открытом море. Порядок преследования регламентируется ст. 111 рассматриваемой Конвенции, согласно которой судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море, прилежащей или экономической зоне, может подвергнуться преследованию. Право преследования основано на концепции «преследования по горячим следам», т.е. если компетентные органы прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что судно нарушило законы, касающиеся режима внутренних или территориальных вод, экономических или прилежащих зон.

Оно должно начаться в той зоне, режим которой нарушен, непрерывно продолжаться и быть эффективным; преследование должно прекратиться, как только судно зайдет в свои территориальные воды или в воды третьего государства (ст. 111). К преследующему судну применяются нормы национального законодательства. Так, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривается, что пограничные войска, включая военные корабли и другие суда, вправе преследовать и задерживать иностранные невоенные суда в открытом море, если преследование было начато во внутренних или территориальных водах России.

От преследования необходимо отличать слежение (наблюдение). Главное отличие состоит в том, что при слежении военный корабль одного государства взаимодействует с военным кораблем другого государства как равный с равным. Преследование же всегда связано с осуществлением какой-либо власти. Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение.

Однако некоторые вопросы слежения могут явиться предметом двусторонних соглашений. Так, 25 мая 1972 г. СССР и США заключили Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, в котором устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение (п. 4 ст. 3). Подобное соглашение в 1986 г. было заключено СССР с Англией.

И наконец, изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при пресечении несанкционированного вещания. При возникновении подозрений в том, что судно занимается несанкционированным вещанием, военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг и затем, если подозрения окажутся обоснованными, может предпринять действия по пресечению такой деятельности (ст. 109 Конвенции).

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет право внутри- континентальных стран на доступ к морю. Согласно ст. 125 «государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в там числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества». Для реализации этих прав внутриконтинентальные страны пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами (ст. 124 — 132).

Действие принципа юрисдикции флага морского судна и правовой статус военных кораблей

Действие любого национального закона ограничено не только определенными временными рамками, но и пространственными. Поскольку каждый закон выражает волю государства, постольку местом его действия выступает, прежде всего, территория этого государства.

Одним из основополагающих принципов современного международного права является принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Принцип зафиксирован и раскрыт, в частности, в п. 1 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. На доктрине суверенитета основывался иммунитет государства: par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Поэтому, в частности, основным принципом действия, например, уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Он означает, что все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).

Территория Российской Федерации определяется ее государственной границей. “Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации”[i]

Территория РФ включает:

сушу, т.е. сухопутное пространство в пределах государственной границы РФ;

недра, т.е. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя (в пределах Государственной границы РФ), а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[ii];

воздушное пространство РФ, т.е. пространство (воздушный столб) над ее сухопутной и водной территориями;

а) внутренние морские воды Российской Федерации. К ним относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, исторически принадлежащие России, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Читайте также:
Фрахтование на время: что это значит

б) территориальное море РФ, т.е. примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.

Следует учитывать, что уголовный кодекс РФ распространяет свое действие не только на территорию РФ, но также на ряд объектов, находящихся вне территории Российской Федерации. К таким объектам, в частности, относятся:

а) континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ. В ч. 2 ст. 67 Конституции РФ отмечено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Это конституционное положение нашло свое отражение в ч. 2 ст. 11 УК, согласно которой действие Уголовного кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Под исключительной экономической зоной РФ понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”[iii]).

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль[iv];

б) гражданское воздушное или водное судно, приписанное к порту РФ, следующее под ее флагом или иным опознавательным знаком государства и находящееся в открытом водном или воздушном пространстве. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, согласно ч. 3 ст. 11 УК подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

в) военный корабль или воздушное судно РФ независимо от места их нахождения. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, согласно ч. 3 ст. 11 УК подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

На судах и летательных аппаратах, находящихся вне пределов Российской Федерации, действует юрисдикция флага и порта приписки. Суда под российским флагом, приписанные к одному из российских портов, и летательные аппараты с российскими опознавательными знаками считаются территорией Российской Федерации.

В иностранном порту и территориальных водах другого государства юрисдикция Российской Федерации в отношении корабля, плавающего под ее флагом, сохраняется.

Однако международные договоры, двусторонние и многосторонние, вносят в это правило некоторые коррективы. Так, в соответствии со ст. 48 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албания (ратифицирована Государственной Думой РФ 10 июня 1997 г.)[v], компетентные органы правосудия страны пребывания распространяют свою юрисдикцию на случаи: а) нарушения закона гражданами страны пребывания или в отношении этих граждан либо других лиц, за исключением членов экипажа; б) нарушения закона, отражающиеся на спокойствии и безопасности порта; в) нарушения законов и правил, касающихся охраны здоровья и жизни людей на море (загрязнение моря, нарушение правил мореплавания и др.); г) совершения правонарушений, наказуемых лишением свободы на срок более пяти лет в соответствии с законодательством страны пребывания. Конвенция (ст. 49) допускает вмешательство властей государства пребывания с целью задержания правонарушителя, ареста имущества на борту корабля, досмотра на судне, но лишь после уведомления консула страны, которой принадлежит корабль. Эти положения распространяются и на воздушные суда (ст. 51 Конвенции).

Необходимо отметить, что в качестве разновидностей иммунитета, получаемого в результате реализации принципа юрисдикции флага морского судна, рассматриваются судебный и административный иммунитеты.

Судебный иммунитет – это иммунитет от рассмотрения дела в суде. Административный иммунитет – это иммунитет от административной юрисдикции государства. Хотя принудительные меры в отношении собственности государства предпринимаются, как правило, по решению суда, суд сам принудительных действий не осуществляет (это не входит в функции правосудия). Принудительные меры осуществляются исполнительными (административными) органами государства.

Известно два вида административного иммунитета:

– иммунитет от задержания или ареста государственной собственности в качестве меры предварительного обеспечения иска;

– иммунитет от исполнительных действий в связи с вынесенным против государства (в отсутствие судебного иммунитета) судебным решением.

Согласие государства на юрисдикцию суда не означает автоматически его согласия на осуществление исполнительных мер в отношении его собственности (для этого требуется особое согласие).

Государство вправе отказаться от иммунитета. Вместе с тем можно отстаивать точку зрения, в соответствии с которой возможность отказа государства от иммунитета не является беспредельной.

Читайте также:
Аффективные расстройства: что это значит

Современное международное право определяет виды государственной собственности, на которые распространяется постоянный иммунитет от принудительных действий. В отношении имущества, на которое распространяется постоянный иммунитет, государство не вправе давать согласие на осуществление принудительных действий. Если подобного рода согласие дастся, оно является ничтожным и не имеет никаких юридических последствий.

Виды государственной собственности, пользующиеся постоянным иммунитетом от принудительных действий, на сегодняшний момент достаточно четко очерчены обычным международным правом. Речь идет о тех видах имущества, которые не могут быть изъяты у государства без умаления его суверенитета и изъятие которых приведет к неблагоприятному эффекту для нормальных международных отношений (например, арест счетов дипломатического представительства может нарушить нормальные дипломатические отношения между государствами).

В рассматриваемой области сложилась довольно четкая практика, позволяющая говорить о наличии международно-правового обычая. А международно-правовой обычай, наряду с международным договором, является одним из источников современного международного права и обязателен для соблюдения всеми государствами в силу приоритета норм международного права над нормами национального права.

Содержание названного международно-правового обычая нашло отражение в двух международно-правовых документах, подготовленных, соответственно, Ассоциацией международного права и Комиссией международного права.

Ассоциация международного права на сессии в 1982 г. приняла резолюцию “Государственный иммунитет”, содержащую проект конвенции об иммунитете государств. В п. “с” ст. VIII подчеркивается, что арест и исполнительные действия не допускаются в случаях, если:

– собственность, в отношении которой испрашивается совершение исполнительных действий, используется для дипломатических или консульских целей;

– эта собственность имеет военный характер либо используется или предназначается для использования в военных целях;

– эта собственность является собственностью государственного центрального банка, которую он использует для выполнения функций центрального банка;

– эта собственность является собственностью государственного валютно-финансового учреждения, которое использует ее для валютно-финансовых целей[vi].

Комиссия международного права в процессе работы над Проектом статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности пришла примерно к тому же выводу относительно содержания рассматриваемого международно-правового обычая, несколько расширив его содержание. Исходя из ст. 19 последней версии названного документа (от 27 февраля 2003 г.) постоянным иммунитетом от исполнительной юрисдикции пользуются следующие виды государственного имущества:

– банковские счета, используемые или предназначенные для использования для целей дипломатического представительства государства или его консульского учреждения, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях;

– собственность военного характера или предназначаемая для использования в военных целях;

– собственность центрального банка или иного финансового управления государства, находящаяся на территории другого государства;

– собственность, составляющая часть культурного достояния государства или его архивов, находящаяся на территории другого государства, не выставленная и не предназначенная для выставления на продажу;

– собственность на составляющие часть выставки объекты научного или исторического характера, не предназначенные для выставления на продажу.

Как видно, в обоих случаях фигурирует собственность военного характера или предназначенная для использования в военных целях. При этом ни один из документов не делает различия в предоставлении постоянного иммунитета исходя из того, за кем закреплена данная собственность и под чьим контролем она находится. Авторы названных документов в процессе анализа практики государств убедились, что государства при предоставлении постоянного иммунитета во главу угла ставят лишь тот факт, что имущество является военным (а не то, кто его контролирует). В этой связи представляет определенный интерес раздел 1611 Закона США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. Названный раздел распространяет постоянный иммунитет на собственность иностранного государства, используемую или предназначенную для использования в военных целях, и подчеркивает, что таковой собственностью является имущество, военное по своему характеру или находящееся под контролем военных властей или оборонных предприятий.

В международном праве правовой статус военных самолетов традиционно следовал за правовым статусом военных кораблей. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. провозглашает принцип иммунитета военного корабля (ст. ст. 32, 95).

Арест военного корабля за пределами территории государства не допускается ни при каких обстоятельствах. Аналогичные правила распространяются и на военные самолеты. Это правило исторически возникло как международно-правовой обычай, который уже нашел отражение и в международном договоре: исходя из ст. 236 Конвенции ООН по морскому праву (статья называется “Суверенный иммунитет”) суверенным иммунитетом пользуются военные корабли и военные летательные аппараты.

[i]Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 30 июля 2003 г.) “О Государственной границе Российской Федерации” // ВВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

[ii]Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 6 июня 2003 г.) “О недрах”, СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823

[iii]СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273

[iv]ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) “О Континентальном шельфе Российской Федерации” СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694

[v]СЗРФ. 1997. N 26. Ст. 2951

[vi]См. International Law Association. Report of the sixteenth conference. L., 1983.

В чем заключается иммунитет военного корабля

см. военный корабль.

(англ immunity of warships) — общепризнанный принцип международного морского права, закрепленный в международных договорах, согласно которому военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Конвенция ООН по морскому праву* (ст. 29) признает военным кораблем судно, принадлежащее к вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, имеющее экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине. Военные корабли пользуются неприкосновенностью лишь в условиях мирного времени.

Читайте также:
Провокация коммерческого подкупа: что это значит

В территориальных водах какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться И.в.к., но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права, регулирующие мирный проход. И.в.к. действует и в случаях вынужденного захода во внутренние воды иностранного государства. И.в.к., находящихся в водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность страны пребывания. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, регулирующие проход через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул территориальные воды данного государства.

Объем льгот и привилегий, предоставляемых прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, определяется целью посещения им портов, баз и вод данной страны (напр., официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное посещение) и обычно включает освобождение от таможенного досмотра, а также от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных налогов и сборов (см.: Дипломатический словарь. Т. I. — М., 1984).

  • Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств…

Словарь военных терминов

Классификация кораблей — разделение кораблей ВМФ СССР на классы, подклассы н типы в зависимости от их тактического назначения, водоизмещения, вооружения, бронирования, скорости хода и других качеств…

Словарь военных терминов

Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Основные С. к.| кильватера , пеленга, уступа, фронта , клина, обратного клина…

Словарь военных терминов

Разрешительный порядок захода военных кораблей — заход военных кораблей в территориальные и внутренние воды и порты иностранного государства…

ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…

Словарь юридических терминов

ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…

иммунитет военных кораблей — см. военный корабль…

Большой юридический словарь

БРИГАДА КОРАБЛЕЙ — однородное соединение кораблей 1-го или 2-го ранга или дивизионов кораблей 3-го или 4-го ранга…

Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств, осуществляемые в соответствии с предварительной договоренностью между государствами…

ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — разделяются на постоянные, расходные и временные. Постоянные грузы: корпус, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы…

Диспозиция кораблей — 1) плановое и фактическое расположение кораблей в определенном порядке в пределах акватории военно-морской базы , на внешнем рейде, а также на незащищенной якорной стоянке у побережья,…

Классификация военных кораблей — деление современных военных кораблей по предназначению, вооружению и водоизмещению на классы, подклассы и типы; по роду сил, к которому они принадлежат, — на подводные и надводные…

КЛАССЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Суда военные…

Охранение кораблей — один из видов обеспечения соединений, отрядов и отдельных кораблей…

Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании…

Осмотр кораблей — является средством контроля за нейтральными купеческими судами, к которому военные суда воюющих государств имеют право прибегать, в военное время и в открытом море или в территориальных морях воюющих, с целью: 1)…

Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

ПОЛОЖЕНИЕ
об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта
1270-04-06-2004Статья 1
Воинские контингенты и группы военных наблюдателей сторон, участвующих в

«Почему существует большая разница в военных бюджетах стран Варшавского Договора и НАТО, если силы их военных группировок примерно равны?»
— Действительно, военные бюджеты стран НАТО (только США планируют потратить па эти цели в 1981 году свыше 164 миллиардов долларов)

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ*
Идеальная простота индукционного мотора, его полная реверсивность и другие уникальные качества делают его в высшей степени удобным для тяги кораблей, и с тех самых пор, как я представил свою систему передачи энергии вниманию

Новые пути в строительстве военных кораблей
Согласно Версальскому договору Германия имела право строить военные корабли водоизмещением не более 10000 т. Поэтому в 1928 г. на германских верфях возник новый тип военного корабля, который за пределами страны в насмешку

Приложение
ОТ ЗАГОВОРА ВОЕННЫХ 1937 г. К ЗАГОВОРУ ВОЕННЫХ 1941 г.
А. Смирнов. БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫВот уже сорок лет в нашей историографии господствует тезис о репрессиях 1937–1938 годов как об одной из главных причин поражений Красной Армии в 1941-м. При этом считается, что

Глава 3
Личный представитель кайзера Вангенхайм не поддерживает продажу американских военных кораблей Греции
Уже в марте 1914 года немцы имели большое влияние в Турции. Лиман фон Зандерс, прибывший в декабре, стал самым влиятельным лицом в турецкой армии. Вначале

Иммунитет военных кораблей
см. Военный корабль.

Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96

Читайте также:
Предъявление для опознания: что это значит

ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.

Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96

ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.

Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.]
«Уорспайт». Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В

ВИЗИТЫ ЗАПАДНЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
По сравнению с непрерывным потоком американских грузовых судов, перевозящих продовольствие и оборудование, такое как паровые турбины и трактора, во Владивосток и Одессу, заходы западных военных кораблей в советские порты были

ВИЗИТЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ НА БАЛКАНЫ
В тот период «холодной войны» матросы ВМС США, которых прозвали «голубые куртки», хорошо показали себя во время заходов американских кораблей в иностранные порты. Значение таких визитов часто ставится под сомнение многими

Часть 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СНАБЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
В настоящее время в отдельную область исторических исследований выделяются специальные исторические дисциплины. Если раньше они играли только вспомогательную роль в

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
«Нью-Йорк Геральд», 25 февраля 1917.Идеальная простота асинхронного электродвигателя, его безупречная обратимость и другие уникальные качества делают его особенно подходящим для использования в качестве силовой установки на

Глава 8
Стратегия театра военных действий I: решения военных и политиков
Поскольку логика стратегии на уровне театра военных действий соотносит военную мощь с территориальной протяженностью, мы можем многое понять в ней, прибегая к аналогиям из зрительного восприятия и

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018;
проверки требуют 2 правки.

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты[править | править код]

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, то есть государства и международные межправительственные организации.

Источники[править | править код]

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[1].
Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 года (СОЛАС-74);
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Международная конвенция по Поиску и спасению на море (САР-79);
  • Международная конвенция по Грузовой марке (КГМ);
  • Конвенция по Облегчению формальностей в Международном Морском Судоходстве (ФАЛ-65);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства (SUA-88);
  • Международная Конвенция по Спасению Имущества (SALVAGE-89);
  • Международная Конвенция о Гражданской ответственности за Ущерб от Загрязнения Нефтью (CLC-69);
  • Международная Конвенция по (КОС-69) обмеру судов (TONNAGE-69);
  • Конвенции Международной Организации Труда (МОТ КОНВЕНЦИИ);
  • Международный Кодекс по Управлению Безопасностью (МКУБ);
  • Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов (МКМПОГ);
  • Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих опасные Химические грузы наливом (МКХ);
  • Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих сжиженные Газы грузы наливом (МКГ);
  • Международный Кодекс Безопасности Высокоскоростных судов (HSCCode);
  • Наставление по поиску и спасению для торговых судов, 1995 г. (МЕРСАР-95);
  • Международная Авиационное и Морское Наставление по Поиску и Спасению (ИАМСАР);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права[править | править код]

Принцип свободы открытого моря[править | править код]

Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 года. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89); оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;
Читайте также:
Финансирование под уступку денежного

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море[править | править код]

Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, то есть передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание производит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана[править | править код]

Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем[править | править код]

Принцип защиты морской среды[править | править код]

По-иному: принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей[править | править код]

Принцип гласит: военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом. Ограничение этому: случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[править | править код]

В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо.

В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года.

В настоящее время Конвенция подписана 168 и ратифицирована 150 государствами[2][3].

Конвенция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;
  • проливы, используемые для международного судоходства;
  • архипелажные воды;
  • исключительная экономическая зона
  • континентальный шельф;
  • открытое море;
  • международный район морского дна.

Права государств, не имеющих выхода к морю[править | править код]

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья:

  • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами[4]. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением[5].
  • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении[6].
  • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам[7].

Статья 95. Иммунитет военных кораблей в открытом море

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Статья 96. Иммунитет судов, состоящих только на некоммерческой

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Статья 97. Уголовная юрисдикция в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента

1. В случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

2. В области дисциплинарной ответственности только государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство о квалификации или разрешение, является компетентным для того, чтобы после должной процедуры отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

Читайте также:
Универсальное правопреемство: что это значит

3. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Статья 98. Обязанность оказания помощи

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

a) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

b) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

c) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

2. Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

Статья 99. Запрет перевозки рабов

Каждое государство принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, ipso facto свободен.

Статья 100. Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства

Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Статья 101. Определение пиратства

Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте “a” или “b”.

Киев в трибунале ООН обвинил РФ в нарушении иммунитета военных кораблей

В Международном трибунале ООН по морскому праву в Гамбурге проходят слушания по делу украинских военных моряков, захваченных в Керченском проливе.

Международный трибунал ООН по морскому праву в Гамбурге

Россия, задержав украинских моряков в Керченском проливе, нарушила принцип иммунитета военных кораблей, закрепленный в Конвенции ООН по морскому праву. Об этом заявила заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль, передает корреспондент DW. Замминистра выступила на открывшихся в пятницу, 10 мая, слушаниях Международного трибунала ООН по морскому праву в Гамбурге.

“Действия России в любом случае нарушали бы Конвенцию, даже если бы Россия задержала украинские военные корабли в своих территориальных водах или исключительной морской экономической зоне. Иммунитет военных кораблей является основополагающим иммунитетом… в международной системе”, – подчеркнула она.

Замминистра отметила, что у Киева не было другого выбора, кроме как “инициировать арбитражное производство”, поскольку урегулировать конфликт дипломатическими методами не удалось. Киев просит трибунал применить “меры временного характера”, направленные на освобождение 24 военных ВМС Украины, добавила Зеркаль. Кроме того, в исковом заявлении содержится требование к Москве прекратить судебную процедуру в отношении этих украинских граждан. Киев также добивается от России возвращения трех кораблей.

Москва не направила своих представителей

Российская сторона не направила никого из своих представителей на заседание в Гамбурге. МИД России считает, что Международный трибунал по морскому праву не обладает юрисдикцией для рассмотрения “керченского инцидента”. Соответствующее заявление было сделано министерством 16 апреля. Как подчеркивалось в заявлении, “международное судебное разбирательство не должно препятствовать уголовному расследованию, ведущемуся в Российской Федерации, а его результаты не должны предопределяться решением международного судебного органа”.

Контекст

Имел ли поход украинских судов в Мариуполь шанс на успех?

Сигналы России и Украине: что ищут корабли НАТО в Черном море

Расширяя присутствие своих кораблей в Черном море, НАТО посылает сигналы России и Украине. Как это связано с событиями в Керченском проливе и почему лидерство взяли на себя США? (27.02.2019)

Зачем Россия наращивает военное присутствие в Черном море

Черное море может стать не только плацдармом для конфликта между Москвой и Киевом. В регионе сталкиваются интересы России и НАТО. (01.12.2018)

Военные операции, проводимые с помощью кораблей или самолетов вооруженных сил, не подпадают под действие Конвенции ООН по морскому праву, говорится в вербальной ноте посольства РФ в Германии, датированной 30 апреля и опубликованной 6 мая на сайте трибунала. По этой причине, по мнению диппредставительства, трибунал в Гамбурге не сможет ввести предварительные меры, требуемые Киевом.

Москва официально не признает, что между Россией и Украиной ведутся военные действия. По версии Кремля, моряки являются не военнопленными, как утверждает Киев, а нарушителями границы и подлежат уголовному суду. Суд в Москве ранее продлил срок содержания 24 украинских военнослужащих в СИЗО до конца июля.

Читайте также:
Уничтожение или повреждение лесов

Как передает корреспондент DW, в связи с отказом РФ присутствовать на заседании трибунал принял решение сократить слушания до одного дня. Представители украинской стороны рассчитывают, что трибунал ООН сможет вынести вердикт уже “в течение нескольких недель”.

Вооруженный инцидент в Керченском проливе

Три украинских корабля были силой остановлены российской береговой охраной в международных водах неподалеку от аннексированного Крыма при попытке пройти через Керченской пролив из Черного моря в Азовское. Украинское руководство считает захваченных Россией украинских моряков военнопленными. Россия со своей стороны обвиняет Украину в нарушении ее государственной границы.

Судьба 24 украинских моряков была одной из важных тем в ходе недавней президентской гонки в Украине. Влиятельный украинский олигарх Игорь Коломойский возложил ответственность за инцидент в Керченском проливе на президента Украины Петра Порошенко, которого он обвинил в том, что тот спровоцировал эту ситуацию и подверг риску жизни украинских моряков.

Владимир Зеленский после победы на президентских выборах 21 апреля заявил, что сделает все возможное, чтобы добиться освобождения этих украинцев. Россия вновь заявила, что судьбу украинских моряков будет решать российский суд.

Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

Сотрудничество между Украиной и Россией – на бумаге

“Все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по соглашению Украины и России. ” Это слова из преамбулы Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, заключенного в 2003 году.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

Конфликты в Керченском проливе: на каком основании?

Согласно международному праву, торговые суда и военные корабли должны пользоваться в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Однако после аннексии Крыма Россией в марте 2014 года реальность в Азовском море начала все дальше отдаляться от этого правового принципа.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

ЕС критикует Россию

Ситуация обострилась с открытием Керченского моста, соединяющего Таманский полуостров с Крымом. До этого, говорится в резолюции Европарламента от 25 октября 2018 года, проверки Россией кораблей в Азовском море совершались выборочно и не нарушали свободного движения судов и грузов. Но с весны 2018 года, по словам пресс-службы ЕС, Москва демонстративно создает препятствия для торгового судоходства.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

“Чрезмерные” проверки в Азовском море

Суда, следующие из украинских портов и в украинские порты, на несколько часов задерживаются российскими пограничниками для досмотра. Порты, торговцы и перевозчики несут значительные убытки. Согласно данным, предоставленным Киевом, по состоянию на конец сентября 2018 года усиленным проверкам подверглись более 200 судов, среди которых 120 были под флагами стран ЕС.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

Аргументы России

Тем временем российская сторона обвиняет в эскалации в Азовском море украинцев. Так, в конце марта 2018 года Украина задержала в Азовском море и впоследствии конфисковала зарегистрированное в Крыму рыболовецкое судно “Норд”.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

Керченский кризис

Самый крупный до сих пор инцидент в Керченском проливе произошел 25 ноября, когда рейд украинских военных кораблей из Одессы в Азовское море завершился обстрелом со стороны российских пограничников, которые утверждали что украинцы нарушают российскую границу, и задержанием украинских военных. Все три судна были задержаны и отправлены в порт Керчи.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

“Незаконно пересекли границу и вошли в территориальные воды”

ФСБ России заявляет, что украинские корабли “незаконно пересекли границу и вошли в территориальные воды”. На заседании Совбеза ООН заместитель постоянного представителя России Дмитрий Полянский объяснил силовое задержание кораблей тем, что “было подозрение, что они могли перевозить радикалов, которые угрожали взорвать Керченский мост”.

Керченский пролив: хроника морских конфликтов Украины и России

“Чей Крым” – на этот раз об этом речь не идет

Как рассказал DW профессор мюнхенского Университета бундесвера Даниэль-Эразмус Хан, вопросы прохождения Керченского пролива регулируются так же, как и вопросы прохождения Босфора или любого другого пролива мира. “Согласно Конвенции по морскому праву от 1982 года, Украина имеет неограниченное право на транзит через Керченский пролив. Для этого не нужны никакие разрешения России”, – отметил эксперт.

Что такое индивидуальный лицевой счет, зачем он нужен и как его проверить

Знание — сила, и особенно важно обладать знаниями о своей будущей пенсии. Где же взять полную информацию о ней? Посмотреть в индивидуальном лицевом счете в ПФР. Бывает, что люди находят там ошибки, которые могут негативно отразиться на будущей пенсии, если вовремя их не устранить. Вот почему важно периодически проверять состояние своего ИЛС. О подробностях расскажем в статье.

Что такое ИЛС

Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) — это электронный документ, который содержит информацию о вашей трудовой деятельности и пенсионных правах. При помощи этого документа вам удобно отслеживать изменения на счете, а ПФР по нему будет определять, какой размер пенсии вам положен после завершения трудовой деятельности. У каждого индивидуального счета есть уникальный страховой номер — СНИЛС. Все, что нужно знать о СНИЛС мы рассказали в отдельной статье.

Читайте также:
Изъятие земельного участка: что это значит

Как открыть ИЛС

Если вы трудоустроены официально, и работодатель платит за вас страховые взносы, будьте уверены — индивидуальный лицевой счет у вас уже есть. В ином случае ПФР откроет его по вашему личному заявлению или при поступлении информации от других государственных учреждений, если на момент обращения в которые у вас не было открытого ИЛС.

Индивидуальный лицевой счет должен быть у всех граждан, в том числе и иностранных, которые находятся в России на постоянной или временной основе.

Какие сведения содержит извещение ИЛС и как его читать

Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета состоит из нескольких частей, которые могут меняться в зависимости от того, в ПФР или НПФ формируется ваша пенсия, находитесь ли вы на этапе накопления пенсии или вам уже назначили пенсионные выплаты или, например, вы успели принять участие в программе государственного софинансирования пенсий. Расскажем подробнее о каждой из частей.

Общая часть содержит индивидуальные данные о вас:

  1. Фамилию, имя и отчество;
  2. Дату рождения;
  3. Страховой номер — СНИЛС;
  4. Вариант пенсионного обеспечения (направление страховых взносов на формирование страховой и накопительной пенсии или направление страховых взносов на формирование страховой пенсии);
  5. Величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);
  6. Трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии.

Первый блок отражает информацию о трудовой деятельности с 2015 года: список работодателей, продолжительность периодов работы, суммы страховых взносов, которые трансформировались в баллы.

Второй блок содержит идентичную первому информацию, но за периоды до 2015 года.

Третий блок будет присутствовать в выписке, если вы формируете пенсионные накопления в ПФР. Он включает информацию о выбранной управляющей компании и инвестиционном портфеле. В этом же блоке приведена итоговая сумма накоплений с учетом инвестирования.

Четвертый блок содержит информацию, если вы формируете пенсионные накопления в НПФ. Здесь будет указана дата заключения договора, название негосударственного пенсионного фонда и сумма пенсионных накоплений с учетом их инвестирования и возможная сумма потерь при досрочном переходе к новому страховщику.

Пятый блок появится у вас, когда придет время получать пенсию. В этом блоке будет отражаться дата назначения страховой пенсии, сумма страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, размер накопительной пенсии и сумму срочной или единовременной выплаты — если применимо.

Как получить извещение о состоянии ИЛС и сколько стоит такая услуга

Чтобы ознакомиться с состоянием ИЛС, нужно запросить выписку. Услуга бесплатна, а сделать запрос на ее получение можно несколькими способами:

  • Через портал Госуслуги вы получите выписку в течение двух-пяти минут, для этого нужна подтвержденная учетная запись на портале. В списке услуг необходимо выбрать пункт «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР» и нажать на кнопку «Получить услугу».
  • Через личный кабинет ПФР, как и в предыдущем варианте, процесс формирования выписки займет несколько минут — никуда идти и заполнять заявление при этом не нужно.
  • Для личного обращения в отделение ПФР или МФЦ необходимо заполнить бланк заявления. Сведения о состоянии ИЛС вы получите в день обращения.
  • Почтой России потребуется выслать в ПФР заявление и копию паспорта заказным письмом. Пенсионный фонд отправит ответ в течение десяти дней после получения вашего заявления.

Какие документы нужны, чтобы получить выписку

Набор необходимых документов будет меняться в зависимости от способа подачи запроса.

При онлайн-запросе через личный кабинет ПФР или портал Госуслуг предоставление документов не требуется.

При личном обращении в отделение ПФР или МФЦ то от вас потребуется заполненное заявление, паспорт и СНИЛС. Если от вашего имени будет действовать представитель, тогда к запросу помимо обозначенных документов понадобится нотариальная доверенность.

Если вы хотите обратиться в ПФР по почте, то в конверт необходимо вложить заполненное заявление и копию паспорта. В этом случае документы необходимо заверить у нотариуса.

Кто может запросить сведения о состоянии ИЛС

Индивидуальный лицевой счет содержит конфиденциальную информацию, поэтому ее вправе запросить владелец, либо его уполномоченный или законный представитель.

Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. В интересах недееспособного человека будет действовать его законный представитель — попечитель или опекун.

Как внести изменения в выписку, если данные неверны

Если в полученном извещении вы обнаружили ошибку, то необходимо обратиться в ПФР с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет. Подать заявление можно как лично в ближайшем отделении, так и на сайте ПФР или по почте. В течение десяти рабочих дней после получения заявления ПФР должен провести проверку и уведомить вас о ее результатах.

Дополнительные документы, которые подтвердят недостоверность сведений в ИЛС, потребуются в случаях, если ошибки касаются недостающего стажа и заработной платы или необходимо подтвердить периоды жизни, которые засчитываются в страховой стаж, или организация, передавшая недостоверные сведения о вас, ликвидирована.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: