Имущество бесхозяйное: что это такое, описание и особенности

Как приобрести право на бесхозяйные объекты недвижимости?

21 мая 2021 года, 14:10 просмотров: 7467

Заброшенные земельные участки, ветхие бесхозяйные дома на данный период времени является частым явлением в городах, особенно в садоводческих, дачных товариществах или деревнях. Однако, возникают случаи, когда у собственников соседних земельных участков возникает потребность в использовании таких земельных участков и строений и как следствие, оформления их на себя.

На наш сайт поступает много вопросов на данную тему. Мы решили более детально рассмотреть этот вопрос. В статье вы узнаете, как найти информацию о бесхозяйных участках, как убедится, что у них нет собственников и правообладателей и как найти хозяина бесхозного земельного участка. А также обо всех нюансах оформления таких объектов недвижимости.

1. Определение. Что такое бесхозяйный земельный участок и бесхозяйный дом

Согласно Гражданскому кодексу РФ (Далее – ГК РФ), бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Статья 236 ГК РФ указывает, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Однако, «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».

Отметим, что сделать это Вы можете, подав заявление в Росреестр. Об этом мы писали ранее в статье: «Отказ от права собственности».

Необходимо отметить, что недвижимость может оказаться без владельца в том случае, если, например, собственник умер, а наследники не вступили в права собственности в нужный срок или отказались от имущества или у собственника вовсе не было наследников. А также заброшенной земля с домом или без могут оказаться, если правообладатель переехал и оставил свою недвижимость без присмотра, “на произвол судьбы”.

2. Как найти бесхозяйный объект недвижимости?

Отметим сразу, что единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН), если объект поставлен на государственный кадастровой учет. Выписка из ЕГРН поможет узнать о характеристиках объекта, его собственнике и возможных обременениях.

Также сведения о заброшенном земельном участке вы можете получить из публичной кадастровой кары Росреестра. Посредством данной карты можно определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Как это сделать?

Находите свой земельный участок, при помощи адреса или кадастрового номера, и соответственно, по местоположению с ним можно определить и заброшенный участок. И первое, что нужно сделать, это определить, кто является собственником интересующей земли. Нужно также знать, что принадлежащие муниципалитету или государству участки, могут быть переданы в собственность гражданам за плату. Производится данное действие путем осуществления торгов.

Как найти собственника объекта недвижимости?

Прежде всего необходимо заказать выписку из ЕГРН о данном объекте. Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней. Кроме этого можно сделать запрос сведений посредством сайта Росреестра: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из ЕГРН. Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты. Спустя 5 дней сюда же поступит сообщение с ссылкой для ознакомления и скачивания электронного документа.

Кроме этого, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы местного самоуправления и власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Определив кому выдавалось разрешение на строительство можно информацию о предполагаемом владельце дома.

Если земля с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), то для начала необходимо обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера.

Хотим отметить также, что с 29 июня 2021 года в силу вступает в силу Федеральный Закон № 518-ФЗ, согласно статье 69 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут устанавливать правообладателей ране учтенных объектов недвижимости (права на которые предоставлены до 31.01.1998), путем направления запросов в различные органы. Читайте статью: “Право собственности зарегистрируют без вас”

Документы, подтверждающие, что у земельного участка нет собственника:

1. Документы, которые выдал орган учета государственного и муниципального имущества о том, что конкретный участок не является учтенным в реестре федерального имущества, имущественных объектов субъектов Российской Федерации или имущественного комплекса муниципалитета;
2. Документы, которые выдал компетентный орган, регистрирующий наличие прав на недвижимые объекты до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Порядок оформления бесхозяйного дома и земельного участка.

Есть несколько способов стать собственником заброшенных объектов недвижимости. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным участков 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем.

Когда хозяина объектов недвижимости удалось найти, то передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, по договору купли-продажи. Однако, перед этим желательно поставить земельный участок и дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН. Это нужно для Вас, чтобы знать точно, что Вы приобретаете.

Отметим, что согласно Земельному кодексу РФ установлено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, то есть оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Если же собственник не был найден вам необходимо подать заявление о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду.

Для начала, направьте заявление в органы местного самоуправления о желании получить конкретной земельный участок, к которому желательно приложить документы, подтверждающие то, что объект бесхозяйный.

Органы местного самоуправления осуществят постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли и форма заявления о постановки на учет устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

После этого необходимо будет выждать 12 месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли огласить свои права на него. По истечении одного года, муниципальное образование обращается в суд, для признания собственного права на данный земельный участок.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Читайте также:
Биржевой курс: что это такое, описание и особенности

Если суд принимает решение о признании земли бесхозяйным объектом и предоставляет его во владение муниципальных властей, то вы можете заключить договор аренды такого участи или выкупить его.

Как это сделать?
После того как заброшенный земельный участок будет передан в собственность органов власти они выходят на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть такой аукцион.

Существует ряд случаев, когда купить землю с домом, в том числе бесхозяйный, можно без проведения торгов. Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу.

Важно! Бесхозяйный объект недвижимости, который не был признан решением суда муниципальной собственностью, может опять быть принят во владение лицом, оставившим его, либо получен во владение на основе приобретательной давности. В этой ситуации получение бесхозяйной земли заключается в подаче заявки на участие в торгах, после чего участок подлежит оформлению во владение. Если единственная заявка на участие в торгах по реализации участка земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, соответствующим указанным в извещении о проведении торгов требованиям к участникам аукциона, а также поданная заявка соответствует тем же требованиям, то продажа данного участка производится этому лицу.

4. Оформление бесхозяйного участка в силу приобретательной давности

Данное понятие регламентировано статьей 234 ГК РФ: «Лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество».

Это значит, что гражданин может ухаживать за земельным участком или занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если в течение 15 лет не объявляются законные правообладатели на такие объекты недвижимости, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником.

Однако, должно быть соблюдено 3 принципиальных обстоятельства:

  1. добросовестное владение (уход за землей, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. открытое владение (не скрывать факта нахождения заброшенного имущества в вашем использовании);
  3. непрерывность владения (Это значит, что лицо владело и пользовалось недвижимостью на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть все 15 лет).

Простыми словами, если Вы проживали в бесхозяйном доме и такой дом был единственным жильем на протяжении 15 лет, то такой дом может перейти в вашу собственность. Отметим, что владение таким домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты коммунальных услуг или проведения ремонтно-строительных работ.

Однако, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Если владение имуществом осуществляется на основе договора статья 234 ГК РФ не применяется.

Оформление бесхозяйных объектов в собственность через суд

Кроме этого, стать законным владельцем бесхозного дома и земельного участка на основании приобретательной давности можно по решению суда. Но для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. Потому что к 15-летнему сроку необходимо прибавлять 3 года исковой давности. После вынесения решения суда о признании права собственности на бесхозные объекты недвижимости вы можете зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться ими как полноправный собственник.

Во время судебного заседания фактический владелец обязан предъявить доказательства того факта, что на протяжении 15 лет он непрерывно, открыто и добросовестно обладал и эксплуатировал участок и дом.

Добросовестное владение значит, что во время получения объекта предполагал, допустимо находясь в заблуждении относительно фактических обстоятельств, по причинам которых он стал его обладателем. То есть владелец не ведал и не мог ведать о неправомерности собственного владения.

Открытое владение значит, что не было совершено никаких специальных действий для сокрытия факта обладания объектами.

Непрерывное владение значит, что обладание и эксплуатация участка обязаны происходить без перерывов на протяжении полного срока, установленного законодательством для приобретательной давности.

Отметим, что владеть объектами недвижимости необходимо как своим собственным, относится к нему таким же образом как к другому своему имуществу (производить коммунальные платежи, налоговые и страховые, делать ремонт и так далее).

Регистрация права на бесхозяйные объекты требует оплаты государственной пошлины и может быть произведена вне зависимости от того, когда данные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет.

5. Регистрация прав собственности

Регистрация права собственности на объекты недвижимости является конечной целью всех вышеперечисленных процедур.

Для того, чтобы зарегистрировать свое право на здание и земельный участок в Росрестре, необходимо подготовить пакет документов, который будет направлен в Росреестр (например через МФЦ).

Данный пакет включает в себя:
• документ, удостоверяющий вашу личность;
• межевой план, подготовленный кадастровым инженером;
• технический план;
• квитанцию об оплате государственной пошлины;
• соглашение о купле-продаже участка.

В среднем, подсчитано, что срок прохождения процедуры оформления бесхозяйных объектов недвижимости составляет примирено чуть больше года.

6. Невостребованные земельные доли

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Оформление невостребованных земельных долей состоит из нескольких этапов. Большая часть работ приходится на подготовительный этап. На этом этапе выявляется полная и достоверная информация о правовом статусе земельных участков, сформированных в ходе приватизации (исходного земельного участка), сведений о собственниках, а также подготовка документов, необходимых впоследствии для обращения в суд с иском о признании права на выделенные в счет невостребованных земельных долей участки.

Можно выделить следующие этапы выполнения работ:

  1. Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей;
  2. Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация извещения о проведении собрания);
  3. Утверждение списка невостребованных земельных долей;
  4. Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  5. Государственная регистрация прав на земельные доли и земельные участки.
Читайте также:
Законодательный корпус: что это такое, описание и особенности

Более подробно читайте здесь.

7. Нюансы и особенности.


Выше мы поговорили о том, что такое бесхозяйные, бесхозные объекты недвижимости, как их оформить, как найти правообладателя.

Теперь расскажем о сложностях, с которыми можно столкнуться.

Необходимо понимать, что в течение 15-летнего срока, что в любой момент времени, может появиться собственник земельного участка или дома и потребует покинуть его территорию. В данном случае придется съезжать, так как прав у проживающего еще никаких не появилось.

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил бесхозяйные объект недвижимости в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно появился предыдущий владелец, который утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных органов власти, Росреестра и не знал о том, что его недвижимость числится бесхозяйной.
Данный вопрос придется решать только через судебные органы.

За ремонт средства взыскать будет очень сложно. Необходимо будет доказать, что Вы сделали все, чтобы найти владельца дома, потом доказать, что данные ремонт был необходим, иначе дом бы разрушился. Те же вложения, которые Вы можете «отделить» – Вы можете забрать.

Заключение

Выводы напрашиваются сами по себе. Прежде чем занимать бесхозную недвижимость нужно быть готовым к тому, что это риски. Нужно понимать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений, в особенности если выбранные вами участок с домом требуют вложений, ухода или ремонта.

Поэтому советуем убедится в том, что данные объекты в реальности никому не нужны и не понадобятся через некоторое количество лет.

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

Рекламный материал создан про поддержке “Центра предпринимательства Оренбургской области”.

Имущество бесхозяйное: что это такое, описание и особенности

Грамотный учет выморочного и бесхозяйного имущества становится одним из источников дополнительных финансовых поступлений. О том, как построить эффективную модель учета имущества, рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Выявление и дальнейшее оформление в муниципальную собственность выморочного и бесхозяйного имущества является одной из сложных, но и вместе с тем, приоритетных задач органов местного самоуправления.

ИМУЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Текущая социально-экономическая ситуация в экономике России отражается и на доходах муниципальных образований, поэтому пополнение доходной части бюджетов муниципалитетов, в том числе за счет бесхозяйного и выморочного имущества, приобретает особую актуальность.

Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что практически все местные власти в той или иной мере заинтересованы в вовлечении в хозяйственный оборот имущества, не имеющего собственника. Однако на практике оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество складывается непросто, в результате чего не всегда удается достичь конечного результата.

Большинство муниципалитетов имеет ряд объектов, которые можно классифицировать как бесхозяйные и выморочные – это объекты как недвижимые, так и движимые, в числе которых:

  • квартиры;
  • жилые дома;
  • земельные участки;
  • гидротехнические сооружения;
  • металлические гаражи;
  • объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные, тепловые, канализационные сети и прочее);
  • дороги;
  • торговые павильоны и иные.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЛИКВИДНОГО, ЛИКВИДНОГО И ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Основная проблема, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным имуществом – это отсутствие четко выстроенной системы получения оперативной информации о перечисленных объектах.

В первую очередь становится известно о малоликвидном имуществе – это заброшенные металлические гаражи, ларьки, рекламные щиты и иные объекты, портящие внешний облик городов, создающие неудобства жителям, становящиеся местом стихийных свалок. Оформление прав на такое имущество осуществляется в судебном порядке. При подаче документов в суд необходимо указать индивидуализирующие признаки такого имущества, а поскольку объекты не подлежат техническому учету, выделить их из массы подобных сложно.

Также в суд требуется предоставить доказательства, что собственник такого имущества отказался от него, в связи с чем, необходимо заблаговременно сделать соответствующие запросы в инстанции и определиться со стоимостью такого имущества. В этой связи следует провести рыночную оценку стоимости имущества, затратив средства бюджета на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью. Проведение всех вышеперечисленных мероприятий потребует длительного времени, трудозатрат и расходов. В случае же, если орган местного самоуправления может позволить себе выделить для проведения такой работы отдельные трудовые ресурсы, процедура проходит быстрее, однако на практике, в условиях многозадачности, рядовые специалисты загружены большим объемом работы по другим направлениям, что приводит к увеличению сроков оформления такого имущества.

В отношении недвижимого имущества, являющегося ликвидным и ценным, самым сложным является процесс его своевременного выявления, поскольку до недавних пор обязанности информирования муниципалитетов о возможном бесхозяйном или выморочном имуществ не были возложены на какие-либо органы. Зачастую первыми о таком имуществе узнают мошенники, которые предпринимают действия по незаконному оформлению прав на бесхозяйное или выморочное имущество. В результате муниципалитеты утрачивают права на имущество либо втягиваются в затяжные судебные процессы, итоги которых не всегда положительны.

Потенциально информацией о том что, к примеру, квартира является бесхозяйной или выморочной могут обладать службы, которым поступают платежи за оплату коммунальных услуг, однако большинство организаций, занимающихся обслуживанием коммунального хозяйства, являются коммерческими, ввиду чего не подотчетны органам местного самоуправления, поэтому не всегда заинтересованы в предоставлении информации о бесхозяйном и выморочном имуществе.

Другим источником таких сведений являются:

  • обращения граждан;
  • товарищества собственников жилья;
  • информация, получаемая при осуществлении контрольных функций;
  • информация от участковых уполномоченных полиции.

ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Зачастую мероприятия по оформлению прав на бесхозяйное и выморочное имущество не носят системный характер, а имеют хаотичный подход «от случая к случаю». Это происходит ввиду загруженности служб, на которые возложена организация такой работы, отсутствия предоставляемых на регулярной основе сведений от уполномоченных служб, трудоемкости и длительности достижения конечного результата, а также по причине нехватки программного решения, которое смогло бы упорядочить такую работу и обеспечить контроль за этапами осуществляемых мероприятий и их итогами. В связи с хлопотностью процедуры оформления прав на такое имущество и потребностью в некоторых затратах на него некоторые муниципалитеты неохотно ведут такую работу.

Одним из доводов, приводимых при отказе от осуществления мероприятий по признанию имущества бесхозяйным – это то, что закон не обязывает органы местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии права на бесхозяйное и выморочное имущество. В свою очередь, органы прокуратуры придерживаются иной позиции и полагают, что оформление прав на бесхозяйное и выморочное имущество является обязанностью органов местного самоуправления и не принятие мер по постановке на учет и регистрации прав на такое имущество расценивают как незаконное бездействие со стороны органов местной власти.

Читайте также:
Кодексы РФ: что это такое, описание и особенности

Анализ судебной практики показывает отсутствие единой позиции по данному вопросу со стороны судов.

Так, в Апелляционном определении СК по административным делам Астраханского областного суда от 28 октября 2015 г. по делу № 33а-3508/2015, Апелляционном определении СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 октября 2013 г. по делу № 33-10453/2013, Апелляционном определении СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 января 2014 г. по делу № 33А-84/2014, суды пришли к выводу о том, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, у органа местного самоуправления возникает обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке в качестве бесхозяйной тепловой сети, расположенной в границах муниципалитета, и не выполнение обязанности является бездействием со стороны местной власти.

В свою очередь, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-1566/2015, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2010 г. № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. № А43-2698/2007-9-111 суды пришли к противоположному выводу о том, что в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Вместе с тем, большая часть вынесенных на сегодняшний день судебных актов по вопросу бесхозяйного имущества позволяет сделать вывод о том, что оформление прав на бесхозяйное имущество является обязанностью муниципалитетов.

Еще одной проблемой для муниципалитетов является вопрос оформления прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства, в том числе водопроводные, электрические, тепловые сети, дороги. Зачастую такие объекты были построены в советское время, и документы на них не сохранились, либо остались после банкротств предприятий, которые раньше обслуживали их. Чаще всего эти объекты закреплены на баланс эксплуатирующих организаций, но при этом права надлежащим образом на них не оформлены. В результате чего возникает цепочка нарушений, в том числе нецелевое использование средств, на обслуживание таких сетей, споры на предмет компенсации за потери от эксплуатации сетей, выбора подведомственности организаций при ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах. Поскольку признание права на брошенное и не оформленное имущество повлечет дополнительные расходы для органов местного самоуправления, местная власть затягивает процесс оформления прав на него.

Следует отметить, что выработка стратегии по выявлению, учету и оформлению прав на бесхозяйные объекты может позволить муниципалитету решить задачи не только по пресечению негативных последствий, но и пополнить бюджет путем передачи таких объектов в аренду либо концессию. Это также сможет позволить если не получить доходы то, как минимум не нести расходы на их содержание.

Говоря о бесхозяйном и выморочном имуществе, нельзя не затронуть вопрос о бесхозяйных и выморочных земельных участках. Несмотря на большой земельный ресурс в Российской Федерации, большинство земель обременено тем или иным видом прав. Однако много земли является заброшенной, не используемой по целевому назначению, либо правообладатели не торопятся с оформлением прав на нее, тем самым избегая уплаты налогов. И именно органы местной власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы навести порядок в данном вопросе.

До недавнего времени законом не устанавливались лица, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о бесхозяйном и выморочном имуществе. Вместе с тем, законодатель предпринял меры по восполнению такого пробела. С 1 декабря 2015 года вступили в силу поправки в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым на органы кадастра возложена обязанность уведомлять муниципалитеты об объектах, в отношении которых в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров не зарегистрированы права. Такие требования закона также затронут лиц, получивших в наследство имущество, но надлежащим образом его не оформивших, и владельцев, не зарегистрировавших новые объекты, уклонившихся тем самым от уплаты налогов. В свою очередь, муниципалитеты, получив информацию от органов кадастрового учета, смогут инициировать процедуру оформления прав на бесхозяйное имущество в судебном порядке.

Соответственно, когда указанная норма заработает на практике, количество информации, которая будет поступать в постоянном режиме, будет достаточно объемной, что потребует введения автоматического учета таких сведений для возможности отслеживания этапов обработки информации. Кроме того, для планирования расходов на мероприятия по техническому учету потребуется системный подход к ведению реестров сведений о таком имуществе, что возможно обеспечить за счет автоматизации этого процесса.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДХОДА КОМПАНИИ БФТ
Эксперты Компании БФТ готовы оказать услуги по организации работы по учету бесхозяйного и выморочного имущества, что позволит:

  • выстроить эффективную модель принятия на учет, оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество;
  • создать отлаженную информационную систему, позволяющую отслеживать этапы оформления прав, а также контролировать сроки, на всех этапах;
  • выявить скрытые резервы в части неналоговых доходов местных бюджетов;
  • оптимизировать трудозатраты специалистов ОМСУ.

Дополнительную информацию Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Вы можете направить все интересующие Вас вопросы по теме оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество Эксперту БФТ:

Как появляются бесхозяйные сети и кто отвечает за их эксплуатацию

В новом видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов разобрал ситуацию с бесхозяйными инженерными коммуникациями, к которым присоединяются внутридомовые системы МКД. Узнайте, почему появляются такие сети и какие существуют пути передачи их в эксплуатационную ответственность РСО.

Застройщик возводит сети для подключения ВДИС дома, но не обязан передавать их муниципалитету

Павел Кузнецов, эксперт Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», в новом выпуске онлайн-журнала «Школа ЖКХ» рассказал о решении управляющими организациями проблем с бесхозяйными внешними сетями, ведущими в многоквартирный дом, и о том, почему это важно:

Подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения для предоставления коммунальных услуг – одно из условий для его ввода в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Чтобы подключить дом к сетям, застройщик должен:

  • Получить у поставщиков ресурсов технические условия.
  • Составить проект присоединения внутридомовых систем к внешним сетям.
  • Реализовать его во время строительства МКД.
Читайте также:
Бюджетная роспись: что это такое, описание и особенности

Как отметил эксперт, законодательством не предусмотрена обязанность застройщика передать возведённые сети органу местного самоуправления для их последующего закрепления за поставщиком коммунального ресурса. При этом муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы брать их на баланс. Так сети становятся бесхозяйными.

УО не несёт ответственность за эксплуатацию инженерных сетей за границей балансовой принадлежности

Вопрос ответственности за инженерные коммуникации МКД напрямую касается работы управляющих домами и сводится к определению границы балансовой принадлежности между ВДИС и внешними сетями, за которые УО/ТСЖ ответственности не несут. Павел Кузнецов указал на то, что с 2015 года судебная практика идёт по тому пути, что эта граница определяется по внешней стене здания (п. 8 ПП РФ № 491).

При этом следует различать два понятия:

  • «граница балансовой принадлежности» – линия раздела сетей по признаку собственности/владения;
  • «граница эксплуатационной ответственности» – линия раздела сетей по признаку ответственности за эксплуатацию.

Как определить, где в доме граница балансовой принадлежности и какую роль в этом играет общедомовой прибор учёта, узнайте из видео «Школы ЖКХ».

Муниципалитет обязан передать бесхозяйные сети под эксплуатационную ответственность РСО

Точка поставки коммунального ресурса в дом по договору между УО и РСО часто не совпадает с точкой подключения ВДИС к центральным сетям: между ними находится внешняя инженерная сеть. В итоге такая сеть становится предметом спора между компаниями: кто должен за неё отвечать. В таком случае эксперт советует управляющим домами:

  1. Правильно заключить договор с поставщиком ресурса.

Используйте классическую схему преддоговорного спора согласно ст. 446 ГК РФ: составьте протокол разногласий и свою редакцию акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Если РСО согласовать такие условия откажется, то данный вопрос нужно решать в судебном порядке.

  1. Взаимодействовать с органом местного самоуправления.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем ГВС, ХВС, водоотведения муниципалитет должен подписать с гарантирующим поставщиком соответствующего коммунального ресурса передаточный акт. С этого момента эксплуатация таких объектов до признания на них права собственности лежит на РСО. Аналогичным образом органы местного самоуправления должны действовать в отношении сетей теплоснабжения (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

Если муниципалитет отказывается признавать внешние сети бесхозяйными и навязывает УО мнение, что они входят в состав общего имущества собственников МКД, управляющим домами следует обжаловать такие действия органа местного самоуправления в порядке КАС РФ.

Как сегодня складывается ситуация с бесхозяйными сетями уличного освещения возле многоквартирных домов и что по этому поводу говорят суды, узнайте в выпуске онлайн-журнала.

Запомнить

Павел Кузнецов подчеркнул, что единого способа моментального решения проблемы бесхозяйных сетей пока нет. Однако есть общие принципы, которыми УО и ТСЖ должны руководствоваться, чтобы за ними не закрепили ответственность за их содержание и эксплуатацию.

Лишние сети – это энергопотери, которые придётся оплачивать жителям МКД, и повышение размера платы за содержание жилого помещения, что также скажется на плате собственников за ЖКУ. Если ваша компания попала в такую ситуацию, посмотрите видео, ознакомьтесь с судебной практикой и действуйте.

Другие выпуски онлайн-журнала «Школа ЖКХ» вы найдёте на YouTube-канале Ассоциации «Р1». Подписывайтесь и следите за обновлениями.

Инструкция о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного имущества и признания его муниципальной собственностью

Инструкция о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного имущества и признания его муниципальной собственностью

Здания, сооружения, помещения и машино-места, у которых нет собственника, либо у которых собственник неизвестен или от которой собственни к отказался, могут быть поставлены на учет как бесхозяйные вещи.

Установление права собственности на такие объекты недвижимости возможно в судебном порядке.

На учет такие объекты недвижимости как бесхозяйные принимает орган регистрации прав – Росреестр и его территориальные органы.

Обратиться в орган регистрации прав за постановкой на учет бесхозяйной недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия могут только органы местного самоуправления, на территории которых находится объект.

Таким образом, при обнаружении бесхозяйного объекта капитального строительства (далее – ОКС) органу местного самоуправления для государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо сделать следующее.

1. П одать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи .

П редварительно рекомендуется уточнить наличие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на такой объект недвижимости.

Для поиска сведений об объектах можно воспользоваться сервисами информационных ресурсов, размещенных на официальных сайтах ( https://rosreestr.ru и zkprb.ru).

Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости можно через онлайн-сервис Федеральной кадастровой палаты ( https://spv.kadastr.ru/ ) или через официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.ru), в том числе (при наличии уникального электронного ключа доступа) путем подачи запроса посредством доступа к ФГИС ЕГРН.

Кроме того, в сети Интернет также размещен справочный онлайн-сервис Публичная кадастровая карта, предназначенный для использования неограниченным кругом лиц, на котором воспроизводятся, в том числе, общедоступные сведения ЕГРН. ( https://pkk.rosreestr.ru/ ).

Если необходимых сведений об объекте недвижимости в ЕГРН нет, то с учетом информации об адресных характеристиках объекта (возможном изменении адреса объекта) и круга лиц, ранее использующих объект, следует обратиться в ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» (РБ, г. Уфа, ул. Бессонова, д.26а ) для получения данных о наличии государственного учетного номера объекта и/или регистрации права на ранее учтенный объект до 1998 года.

ОКС поставлен на государственный кадастровый учет.

В случае если в ЕГРН имеются сведения об объекте недвижимого имущества (актуальный статус объекта с кадастровым номером) для принятия его на учет в качестве бесхозяйного необходимо направить в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Для этого следует зайти на сайт Росреестра – https://rosreestr.ru и выбрать Государственные услуги «Подать заявление на государственную регистрацию прав»/Цели обращения: Постановка на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.

Далее, следуя пошаговой инструкции портала Росреестра, необходимо заполнить детали запроса и прикрепить к заявлению следующие документы:

– документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

– документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество на территории республики до 1998 года;

Читайте также:
Возмещение вреда: что это такое, описание и особенности

– заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

ОКС не поставлен на государственный кадастровый учет.

В случае если сведения об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, отсутствуют в ЕГРН, то его принятие на учет будет осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет, для этого необходимо представить:

– заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи;

– заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости установленной формы;

– документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

– документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество на территор ии республики до 1998 года;

– заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

– технический план, подготовленный кадастровым инженером по результатам проведенных им кадастровых работ.

Для подготовки технического плана следует обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договора подряда на изготовление технического плана.

С Реестром кадастровых инженеров можно также ознакомиться на электронном сервисе сайта Росреестра ( https://rosreestr.ru «Реестр кадастровых инженеров»).

При этом следует обратить внимание, что о снования для изготовления технического плана будут зависеть от вида объекта недвижимости:

– с ведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании проектной документации таких объектов недвижимости;

– с ведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываютс я в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной в отношении бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Решение о принятии на учет объекта бесхозяйственного имущества принимается регистрирующим органом не позднее 15 рабочих дней со дня приема заявления о постановке на учет и необходимых документов.

Следует отметить, что з аявление и прилагаемые к нему документы для постановки на учет бесхозяйного имущества могут быть возвращены органом регистрации прав без постановки бесхозяйной недвижимости на учет , если:

– из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

– в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

– из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

-ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

– в течение 15 рабочих дней после принятия заявления в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

– собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

После того как бесхозяйный объект будет поставлен на учет, орган регистрации прав направит заявителю соответствующее уведомление с указанием даты такой постановки на учет.

2. П одать в суд заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по месту ее нахождения по истечение одного года со дня принятия органом регистрации прав бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Если в течение года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи никто не заявит о своих правах на нее, то орган местного самоуправления может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на данную вещь.

В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

Решение суда относительно заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации такого права в ЕГРН.

3. Подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйн ую недвижимую вещь.

Для осуществления государственной регистра ции права муниципальной

собственности на объект недвижимости, учтенный в ЕГРН как бесхозяйное имущество, необходимо представить в орган регистрации прав:

– заявление о государственной регистрации прав;

– вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость.

О дновременно с записью в ЕГРН о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект регистрирующим органом вносится запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного.

Срок государственной регист рации права составляет, в частности, 7 рабочих дней с даты приема Росреестром заявления и документов, а если документы подаются через МФЦ – 9 рабочих дней.

Читайте также:
Авторское право: что это такое, описание и особенности

Гражданск ий кодекс Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации .

Федеральн ый закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Порядок принятия на учет бесхозяйных вещей, утвержденный приказом Министерства экономического разви тия Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установления порядка принятия на учет бесхозяйных вещей».

Порядок ведения ЕГРН, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

Требования к подготовке технического плана, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декла рации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Заброшенный дом: как оформить его на себя

Ветхие бесхозные дома — достаточно частое явление в городах и тем более в дачных товариществах или деревнях. У владельцев соседних домов может возникнуть желание оформить такие постройки на себя. Причем желание это абсолютно законное.

Как оформить бесхозяйный дом на себя? «РБК-Недвижимость» совместно с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами разбирались в тонкостях этой темы.

Что такое бесхозяйный дом и где его искать

Природа возникновения бесхозных домов разная. Например, такая недвижимость может возникнуть, если собственник умер, а наследники отказались от имущества, не вступили в права собственности в нужный срок или у собственника не было наследников. Заброшенным дом может стать из-за того, что прежний владелец уехал и оставил свою недвижимость.

В России, как и во многих европейских странах, наибольшая часть заброшенных домов располагается в сельской местности, малонаселенных городских округах или муниципальных районах. Люди мигрируют в мегаполисы в поисках лучших условий жизни и оставляют свои дома (продать их в сельской местности иногда сложно).

Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Дом, о владельце которого ничего неизвестно или он отказался от права собственности, называют «бесхозяйкой» или «потеряшкой». Есть еще понятие «заброшка». Так называют дом или участок, владелец которого известен или в результате поисков его удалось установить, но за своим имуществом он не следит (разъяснения Кадастровой палаты).

Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если «потеряшка» поставлена на учет. Выписка поможет раскрыть информацию о доме, его собственнике и возможных обременениях.

Есть несколько способов стать владельцем заброшенного дома. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести «заброшку» на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным домом 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем. Рассказываем об этих вариантах.

Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты

Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме

В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии. Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.

Вариант 1

Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.

Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Вариант 2

Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.

Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду

Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.

В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.

Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд

Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать право собственности за собой.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок

После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.

«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.

Читайте также:
Избирательный бюллетень: что это такое, описание и особенности

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.

Шаг 5. Вступление в право собственности

Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.

Приобретательная давность, или 15 лет открытого владения

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома обозначен в ст. 234 Гражданского кодекса и связан с таким понятием, как «приобретательная давность». Согласно данной статье, гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если за 15 лет не объявляются законные претенденты на право собственности, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником недвижимости, пояснила Елизавета Марилова.

Но для этого должно быть соблюдено три принципиальных обстоятельства. Во-первых, это добросовестное владение. Например, уход за земельным участком, проведение посадочных работ, оплата коммунальных услуг. Во-вторых, открытое владение. То есть новый хозяин не скрывает факта нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, непрерывность владения. Это значит, что лицо владело и пользовалось бесхозным домом на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть 15 лет.

«Проще говоря, если гражданин проживал в бесхозном доме и фактически этот дом был его единственным жильем на протяжении 15 лет. Владение бесхозным домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты ЖКХ или проведения ремонтно-строительных работ», — сказала юрист.

«При этом владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Именно по такой причине ст. 234 Гражданского кодекса не применяется, если владение имуществом осуществляется на основе договора», — добавила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.

Стать законным владельцем бесхозного дома на основании приобретательной давности можно по решению суда. Для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. «К 15-летнему сроку необходимо прибавлять трехлетний срок исковой давности, а именно, в суд можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом», — сказала представитель АЮР.

После решения суда о признании права собственности на бесхозный дом новый владелец может зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться им как полноправный владелец.

Цена вопроса

Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:

  • выписку из ЕГРН;
  • покупку или аренду заброшенного участка вместе с домом, если он там расположен;
  • снос заброшенного дома, если он не нужен новому владельцу;
  • строительство новых объектов на этом участке, если у собственника есть такое желание.

Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.

Подводные камни

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил «бесхозяйку» в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец. При этом он утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных властей или не знал о том, что его дом числится бесхозяйным. Бывший хозяин хочет оспорить право нового владельца и выселить его. Данный вопрос придется решать в суде.

То же самое касается проживания в бесхозном доме в течение 15 лет. Надо учитывать, что в любой момент может появиться собственник дома и потребует покинуть его. В данном случае придется съезжать, потому что никакие права на дом у проживающего еще не появились.

«Если ваши физические «вложения» можно отделить от дома и увезти с собой, то вы сможете это сделать. Взыскать с такого собственника сделанные вами капитальные вложения в дом возможно (например, в ситуации, если вы докажете, что иначе дом бы разрушился), но достаточно сложно. При этом вы должны будете подтвердить, что сделали все необходимое, чтобы найти потенциального владельца дома», — предупредила юрист компании «Генезис».

В целом, приступая к выкупу или оформлению брошенной недвижимости, нужно учитывать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений. Особенно если участок и дом нуждаются в серьезном уходе, ремонте или вовсе сносе. Такие варианты обычно подходят людям, у которых по соседству находится заброшенный дом. В данном случае собственник может расширить свой участок. Но главное — убедиться, что недвижимость действительно никому не нужна. Чтобы избежать неприятной ситуации в будущем.

Положение о порядке учета, содержания бесхозяйных движимых и недвижимых вещей и их оформления в собственность

Положение утверждено постановление Городской Управы города Калуги от 27.03.2015 № 100-п (в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 29.05.2020 № 165-п).

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке учета, содержания бесхозяйных движимых и недвижимых вещей и их оформления в собственность муниципального образования «Город Калуга» (далее – Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Калуга», постановлением Городской Думы г. Калуги от 13.06.2000 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом».

1.2. Настоящее Положение регулирует порядок учета, содержания бесхозяйных движимых и недвижимых вещей, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга», и их оформления в собственность муниципального образования «Город Калуга».

Раздел 2. Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, порядок их постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества

2.1. Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, из заявлений юридических и физических лиц.

2.2. На основании поступившего в Городскую Управу города Калуги обращения по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Городская Управа города Калуги в лице органа, осуществляющего функции по распоряжению и управлению имуществом (далее – уполномоченный орган), осуществляет: сбор необходимой документации и ее подачу вместе с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, осуществляет внесение выявленных объектов в реестр выявленного бесхозяйного недвижимого имущества.

2.3. В целях проведения проверки возможного наличия собственника выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, уполномоченный орган запрашивает:

  • сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в КП Калужской области «Бюро технической инвентаризации», управлении Росреестра по Калужской области;
  • сведения о наличии (отсутствии) объекта недвижимого имущества в реестрах государственной и федеральной собственности;
  • сведения о собственнике земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества (в органе, осуществляющем деятельность по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования «Город Калуга», управлении Росреестра по Калужской области).
Читайте также:
Иммунитет бюджетов: что это такое, описание и особенности

2.4. В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества уполномоченный орган прекращает работу по сбору документов для его постановки на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте.

2.5. Если в результате проверки будет установлено, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, уполномоченный орган:

2.5.1. Организует в установленном порядке работу по проведению технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и изготовлению технического и кадастрового паспортов на объект в соответствии с постановлением Городской Думы г. Калуги от 13.06.2000 № 146 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом» (в случае отсутствия указанной документации на объект недвижимого имущества).

2.5.2. Готовит проект решения Городской Думы города Калуги о подаче заявления для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет.

2.6. После вынесения соответствующего решения Городской Думы города Калуги уполномоченный орган в установленном законодательством порядке обращается с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Раздел 3. Учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в Реестре выявленного бесхозяйного недвижимого имущества, содержание данных объектов

3.1. Реестр выявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее – Реестр) формируется на основании постановления Городской Управы города Калуги в соответствии с приложением 1 к Положению. Ответственным за ведение Реестра является уполномоченный орган.

3.2. Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в Реестре с присвоенным индивидуальным номером на каждый объект с момента постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект.

3.3. Включение объекта недвижимого имущества в Реестр и его исключение из Реестра осуществляется на основании постановления Городской Управы города Калуги, подготовку проекта которого осуществляет уполномоченный орган.
Включение объекта недвижимого имущества в реестр осуществляется при наличии сведений, поступивших из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

3.4. Бесхозяйный объект недвижимого имущества исключается из Реестра в случае признания права собственности муниципального образования «Город Калуга» на бесхозяйный недвижимый объект.

3.5. В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного недвижимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций Городская Управа города Калуги, ее структурные подразделения, муниципальные казенные учреждения вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного недвижимого имущества и входящих в его состав бесхозяйных движимых вещей за счет средств бюджета муниципального образования «Город Калуга».
Указанные расходы могут быть произведены после постановки объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и включения его в Реестр.

3.6. В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного объекта недвижимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства) такой объект и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) на период оформления их в собственность муниципального образования «Город Калуга» могут передаваться на хранение и забалансовый учет муниципальным учреждениям и предприятиям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества, при наличии согласия данных учреждений и предприятий, а также передаются организациям соответствующего профиля, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны обслуживать инженерно-технические объекты (водоснабжение, теплоснабжение, электричество).
Бесхозяйные объекты недвижимого имущества передаются на основании акта приема-передачи, который подписывается сторонами в двух экземплярах, один из которого хранится у уполномоченного органа.

Раздел 4. Выявление бесхозяйных движимых вещей, ведение реестра бесхозяйных движимых вещей и их содержание.

4.1. Сведения о движимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, брошенной или иным образом оставленной собственником, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, из заявлений юридических и физических лиц.

4.2. На основании поступившего обращения в связи с выявлением движимой вещи, брошенной собственником или иным образом оставленной им с целью отказа от права собственности на нее, на земельном участке, водном объекте или ином объекте, находящемся в собственности муниципального образования «Город Калуга», в границах муниципального образования «Город Калуга», уполномоченный орган в целях установления владельца такой вещи:

  • направляет с целью установления лиц, являющихся собственниками (законными владельцами) брошенной вещи, соответствующее заявление в УМВД России по г. Калуге;
  • размещает информацию об установлении владельца в газете «Калужская неделя», на сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет http://www.kaluga-gov.ru/.

4.3. Если в течение одного месяца с даты размещения информации об установлении владельца брошенной вещи владелец не будет установлен, а также при получении сведений из УМВД России по г.Калуге об отсутствии владельца брошенной вещи уполномоченный орган вступает во владение такой вещью и далее проводит инвентаризацию брошенной вещи (составляет соответствующий акт).

4.4. Для составления акта инвентаризации, определения характеристик и установления стоимости бесхозяйной движимой вещи на основании постановления Городской Управы города Калуги создается инвентаризационная комиссия с учетом требований приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

4.5. После проведенной инвентаризации, на основании акта инвентаризации и постановления Городской Управы города Калуги осуществляется внесение бесхозяйной движимой вещи в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества. Реестр бесхозяйного движимого имущества формируется на основании постановления Городской Управы города Калуги в соответствии с приложением 2 к Положению. Ответственным за ведение данного реестра является уполномоченный орган.

Брошенные разукомплектованные транспортные средства (БРТС) как объекты бесхозяйного движимого имущества вносятся в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества на основании постановления Городской Управы города Калуги при поступлении в уполномоченный орган следующей информации:

  • акта осмотра БРТС, составленного в соответствии с Положением об эвакуации бесхозяйного, брошенного, разукомплектованного автотранспорта на территории муниципального образования «Город Калуга», утвержденного постановлением Городской Управы города Калуги от 09.12.2013 № 395-п;
  • сведений о публикации в газете «Калужская неделя» информации об эвакуированном транспортном средстве и месте его хранения;
  • сведений, поступивших из МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области, об отсутствии владельца БРТС, а также в случае отсутствия регистрационного номера – сведений из УМВД России по г.Калуге о принятии мер к установлению владельцев БРТС, либо копии заявления в УМВД России по г.Калуге в случае непоступления ответа на заявление в течение 30 дней с момента его направления;
  • документов, подтверждающих отказ собственника БРТС от данного имущества (в случае такого отказа).
Читайте также:
Избирательный бюллетень: что это такое, описание и особенности

Указанная в настоящем пункте информация в отношении БРТС поступает в уполномоченный орган из управления по работе с населением на территориях.

Направление заявления в УМВД России по г.Калуге о принятии мер к установлению владельцев БРТС, а также получение отказа собственника БРТС от данного имущества может быть осуществлено уполномоченным органом.

4.6. Брошенные вещи с момента начала их использования поступают в собственность муниципального образования «Город Калуга», кроме установленных действующим законодательством случаев, когда данные вещи могут поступать в собственность, если они признаны судом бесхозяйными.
В данном случае в течение одного месяца (с момента включения движимой вещи в реестр бесхозяйного движимого имущества) уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о признании такой вещи бесхозяйной.
После признания судом движимой вещи бесхозяйной она поступает в собственность муниципального образования «Город Калуга».

4.7. При поступлении в собственность движимых вещей указанных в п.4.6 настоящего Положения, уполномоченный орган в установленном законодательством порядке вносит данное имущество в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Калуга».

4.8. В случае включения в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Калуга» объектов благоустройства уполномоченный орган в течение 15 дней уведомляет уполномоченный орган Городской Управы в сфере городского хозяйства.

Уполномоченный орган Городской Управы в сфере городского хозяйства на основании уведомления о поступлении объектов благоустройства в собственность муниципального образования «Город Калуга» определяет подведомственное учреждение (предприятие) – балансодержателя имущества. Муниципальное учреждение (предприятие), определенное уполномоченным органом Городской Управы в сфере городского хозяйства, в течение 30 дней с момента уведомления о поступлении имущества в собственность муниципального образования «Город Калуга» направляет в уполномоченный орган обращение о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения).

4.9. После внесения движимой вещи, указанной в п.4.6. настоящего Положения, в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Калуга» данная вещь исключается из реестра выявленного бесхозяйного движимого имущества.

4.10. Исключение из Реестра бесхозяйного движимого имущества осуществляется уполномоченным органом путем вынесения соответствующего постановления Городской Управы города Калуги.

4.11. В целях предотвращения угрозы разрушения движимого имущества, включенного в Реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций Городская Управа города Калуги и ее структурные подразделения, муниципальные казенные учреждения вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного движимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования «Город Калуга».

4.12. В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного объекта движимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения и объектов благоустройства) такой объект на период оформления его в собственность муниципального образования «Город Калуга» может передаваться на ответственное хранение и забалансовый учет муниципальным учреждениям и предприятиям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества, с их согласия, а также передается организациям соответствующего профиля, которые обязаны обслуживать данные бесхозяйные объекты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Бесхозяйные объекты движимого имущества передаются организациям на основании акта приема-передачи, который подписывается сторонами в двух экземплярах, один из которого хранится в уполномоченном органе.

Имущественные права

В статьях ГК РФ термин «имущественные права» хотя и упоминается (ст. 128 ГК РФ), но нигде подробно не раскрывается. Например, в качестве предмета обязательственных отношений «имущественные права», как права требования, упоминаются в ст. 572 ГК РФ (договор дарения) и ст. 336 ГК РФ (предмет залога).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.06.2000 № 9-П разъяснил, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции РФ), каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются, в частности, вещные права и права требования, принадлежащие кредиторам (Постановление КС РФ от 16.05.2000 № 8-П).

По смыслу названных положений, термином « имущество » охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права , включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 г. “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” разъясняется, что имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Исходя из этого, можно сформулировать определение имущественных прав.

Имущественные права – это субъективные права участников гражданских правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а так же с материальными (имущественными) требованиями, возникающими в ходе гражданского оборота и имеющими денежное выражение.

Виды имущественных прав

Из вышеизложенного следует, что имущественное право включает в себя права владения, пользования и распоряжения, а именно:

  1. вещные права (в части права собственности и иных вещных прав);
  2. обязательственные права;
  3. права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Вещные права

Содержание права собственности заключается в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

  • правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
  • правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
  • правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

Имущественные права на вещь у собственника возникают с момента приобретения права собственности, по основаниям установленным главой 14 ГК РФ.

Вещное право (в объективном смысле) – это совокупность правовых норм,

  1. закрепляющих принадлежность вещей (имущества) субъектам вещных прав,
  2. регламентирующих правомочия этих субъектов по поводу этих вещей и
  3. устанавливающих ответственность за их нарушения.
Читайте также:
Грозите ли мне уголовное наказание за временную регистрацию?

Вещное право (в субъективном смысле) – право конкретного субъекта по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

Характерные черты (признаки) вещных прав:

  • абсолютный характер защиты (его носителю соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения вещных прав этого лица);
  • присущее им право следования (в случае перехода вещного права к другому лицу (правопреемнику) переходят и обременения этого права);
  • круг вещных прав (в отличие от обязательственных) исчерпывающим образом очерчен в ГК (ст. 209, 216, 292, 334 ГК РФ), либо ином федеральном законом;
  • объект вещного права – лишь индивидуально-определенная вещь (соответственно вещи, определяемые родовыми признаками, а также объекты интеллектуальной собственности объектами вещных прав служить не могут).

Таким образом, вещное право – это субъективное гражданское право, имеющее абсолютный характер, обладающее специфическим объектом и способами защиты, включающее в себя, помимо прав владения, пользования и распоряжения вещью (всех вместе или по отдельности), правомочие следования.

Виды вещных прав:
  1. право собственности (включает владение, пользование, распоряжение);
  2. ограниченные вещные права (права на чужие вещи – владение и пользование).

Реализуя свои вещные права, собственник имущества может передать, оставаясь собственником, другому лицу часть своих имущественных прав, например, передав имущество в аренду. Передавая во временное пользование свое имущество, собственник – арендодатель сохраняет за собой право распоряжения имуществом (или распоряжения и владения), предоставляя право владения и пользования (или пользования) арендатору. То есть арендодатель ограничивается в своих имущественных правах на срок договора аренды – в праве пользования своим имуществом или владения и пользования, но не в праве распоряжения. Как собственник обремененного арендными отношениями имущества, арендодатель имеет право распорядиться имуществом, в том числе продав (подарив и т.п.) иному лицу; при этом переход права собственности на имущество к иному лицу не является основанием для расторжения или изменения договора аренды.

В соответствии с положениями гражданского законодательства, имущество может находиться в собственности не только одного лица, но и двух или нескольких лиц (ст. 244 ГК РФ). Например, имущество супругов, приобретенное в браке, как правило, является их совместной собственностью (ст. 34 Семейного Кодекса РФ). И, как следствие, являясь совместными собственниками имущества, супруги имеют равные имущественные права на это имущество, а реализация имущественных прав возможна либо совместно, либо одним из супругов с согласия другого.

Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком,
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
  • сервитуты,
  • право оперативного управления,
  • право хозяйственного ведения.

Обязательственные права

Другой составной частью имущественных прав являются обязательственные права, возникающие из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных законодательством.

Обязательство представляет собой взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена) – субъектов гражданского права, урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одну из разновидностей гражданских правоотношений.

Согласно ст. 307 ГК РФ, должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, произвести оплату и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Сущность обязательства сводится к обязанию конкретных лиц к оп­ределенному поведению, т.е. для него характерно «состояние связан­ности одного лица в отношении другого». Традиционно поэтому при­нято считать, что субъективное обязательственное право есть « право на действие другого лица », которое дает возможность господства над поведением должника, тогда как вещное право позволяет осуществлять лишь господство над вещью.

Должник и кредитор являются сторонами обязательства, где должник – активная сторона, а кредитор реализует свое имущественное право через поведение должника.

Так, например, арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества , являющегося предметом договора финансовой аренды, требования , вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные ГК РФ для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества.

При передаче во временное пользование имущества по договору аренды, собственник имеет право требовать от арендатора должного обращения со своим имуществом и уплаты арендных (лизинговых) платежей за его предоставление. Предоставив имущество в аренду, арендодатель сохраняет на него право собственности (вещные права), но, в силу заключенного с арендатором договора, возникает и обязательственное правоотношение, определяющее права и обязанности сторон договора аренды. То есть при распоряжении арендодателем своими имущественными (вещными) правами возникают обязательственные правоотношения, вытекающие из заключенного с арендатором договора.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.

Интеллектуальная собственность :

  • результаты интеллектуальной деятельности и
  • средства индивидуализации (приравненные к результатам интеллектуальной деятельности).

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают

  1. исключительное право , являющееся имущественным правом;
  2. личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) – в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

При этом предметом гражданского оборота, как правило, выступают не сами указанные выше объекты, а права на них.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации включает следующие права правообладателя – физического или юридического лица:

  • право пользования любым, не противоречащим закону способом (ст. 1229 ГК РФ);
  • право распоряжения результатом интеллектуальной деятельности (средством индивидуализации), в том числе право отчуждать, право передавать права использования, право разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) (ст. 1229, 1233 ГК РФ);
  • право на защиту от незаконного (без согласия правообладателя) использования результата интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации).

Следовательно, реализуя выше перечисленные права, правообладатель тем самым реализует свои имущественные права, в том числе право распоряжения, пользования, извлекая полезные свойства, приобретая различные выгоды от результата интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации может принадлежать одному или нескольким лицам совместно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: