Имущество воинской части: что это значит

Правовой режим имущества воинских частей и военных организаций

Действующее законодательство не содержит четкого определе­ния военного имущества или имущества военной организации. Однако из анализа данного понятия следует, что оно эквивалентно понятию «материальные средства воинской части».

Под материальными средствами принято понимать все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, ракетное топливо, горючее, смазочные материалы и специальные жидкости, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое имущество, казар­менно-жилищный фонд, здания, сооружения, полигоны, танкодромы, учебные центры, земельные участки и другие средства, выраженные в материальной форме и используемые для удовлетворения потребно­стей военной организации государства.

Под правовым режимом имущества принято понимать сово­купность установленных действующим законодательством и связан­ных с этим имуществом прав, обязанностей и ответственности субъек­тов имущественных отношений.

Правовой режим военного имущества может регулироваться как нормами военного законодательства (когда имущество не участву­ет в гражданском обороте), так и нормами гражданского права (если имущество участвует в гражданском обороте).

Субъектами правоотношений, которые возникают по пово­ду военного имущества, являются:

– Российская Федерация в лице Правительства РФ;

– уполномоченные им органы;

Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство РФ и уполномоченные им органы.

Права собственника в отношении военного имущества реали­зуются Правительством РФ и уполномоченными органами в соответ­ствии с действующим законодательством, содержащим как нормы гражданского права, так и военно-административные нормы.

В перечень их прав входят:

– создание военной организации;

– определение предмета и целей ее деятельности;

– реорганизация и ликвидация;

– назначение руководителя военной организации;

– право на получение части прибыли от использования имуще­ства предприятия.

Данные права оказывают существенное влияние на правовой режим военного имущества, порядок его хранения и использования.

Законодательство устанавливает разрешительную систему в от­ношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых военными организациями.

В число этих сделок входят:

– продажа недвижимого имущества, закрепленного за военной организацией;

– сдача его в аренду;

– внесение в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Что касается военных предприятий, то в отношении распоряже­ния принадлежащим им движимым имуществом на праве хозяйствен­ного ведения никаких ограничений по сделкам, а также распоряжению выпускаемой продукцией не существует, если это специально не ого­ворено законом.

Решение о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Денежные средства, полу­ченные от реализации данного имущества, за вычетом затрат на его предпродажную подготовку и реализацию, в полном объеме перечис­ляются в доход федерального бюджета.

Право хозяйственного ведения военным имуществом, право оперативного управления военным имуществом являются вещными правами, производными от права федеральной собственности на дан­ное имущество.

Прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления военным имуществом производится по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности. Помимо этого, прекращение может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерный характер.

Основания прекращения права на военное имущество могут быть следующими:

– в результате использования по целевому назначению как в хо­де боевых действий или учений (боеприпасы, ракеты, макеты и т.п.), так и в повседневной деятельности войск (продовольствие, вещевое имущество, топливо и т.п.);

– в результате утраты как в ходе боевых действий, стихийных бедствий, так и по халатности или иной противоправной деятельно­сти;

– в результате участия военной организации в гражданском обо­роте в случаях, допускаемых законом;

– в порядке реализации военного имущества по решению выше­стоящих органов военного управления;

– путем изъятия по решению уполномоченных вышестоящих органов военного управления (при переформировании, передислока­ции, наличии излишеств и т.п.).

К юридическим гарантиям правового режима имущества во­енных организаций относятся:

– наличие специальных государственных органов – подразделе­ний юридической службы ВС РФ, военной прокуратуры и военных судов;

– наличие правовых средств обеспечения сохранности и целево­го использования имущества военных организаций: прав обращения в суд общей юрисдикции и арбитражный суд, а также в военную проку­ратуру, правовая экспертиза проектов приказов органов военного управления, актов списания материальных средств, проектов догово­ров и т.п.;

– предоставление органам военного управления права осущест­влять контроль за соблюдением подчиненными правового режима имущества военных организаций;

– преобладание в нормативно-правовых актах, регулирующих правовой режим имущества военных организаций, военно­административных норм;

– установление специальной ответственности – материальной ответственности военнослужащих за причинение ими при исполнении служебных обязанностей ущерба.

Рассмотрим правовой режим имущества военных учрежде­ний. В составе имущества, находящегося у военного учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида денежных и ма­териальных ценностей:

1. Имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете.

Данным имуществом учреждение владеет, распоряжается и пользуется в пределах прав, установленных законом, целями своей деятельности, заданием собственника и назначением имущества. Уч­реждение вправе распоряжаться только денежными средствами, выде­ленными ему по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

2. Доходы, полученные учреждением от деятельности, прино­сящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемое на от­дельном балансе.

Если таковое имущество имеется, то военное учреждение впра­ве распоряжаться им самостоятельно. В этом случае правовой режим аналогичен режиму права собственности.

Однако законодательство предусматривает возможность учре­ждений выступать собственниками определенного имущества. Таким имуществом могут быть:

– денежные средства, имущество и иные объекты, переданные учреждению физическими или юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;

– продукты интеллектуального и творческого труда;

– доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Самостоятельное распоряжение доходами от разрешенной дея­тельности ограничивается рамками целей деятельности и задачами военного учреждения. Такие доходы должны в первую очередь ис­пользоваться на потребности военной организации:

– укрепление материально-технической базы;

– улучшение продовольственного, вещевого, бытового и иного обеспечения военнослужащих;

– мероприятия, направленные на укрепление боеготовности войск в целом.

Рассмотрим правовой режим имущества военных предпри­ятий. В зависимости от правового режима имущества, закрепленного за военными предприятиями, различают:

– военные федеральные государственные унитарные предпри­ятия, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения;

– военные казенные предприятия, обладающие своим имущест­вом на праве оперативного управления.

Порядок отпуска материальных средств военным предприятиям определяется постановлениями Правительства РФ и приказами МО РФ.

Истребование военными предприятиями материальных средств, отпускаемых за плату или бесплатно, производится через центральные управления МО РФ и управления военных округов по подчиненности на основании штатов, табелей, норм и планов обеспечения, а также на основании техпромфинпланов военных предприятий.

Читайте также:
Акт применения права: что это значит

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяй­ственного ведения, распоряжается принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством, и не вправе продавать принадлежащее ему недви­жимое имущество, а также сдавать его в аренду, отдавать в залог, вно­сить в качестве вклада в уставной капитал или иным способом распо­ряжаться имуществом без согласия его собственника.

Военное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом передавать другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в уставной капитал и т.п.) все имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, лишь с согласия Правительства РФ или уполномоченного им феде­рального органа исполнительной власти.

Реализация производимой военным казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установ­лено законом или иными правовыми актами. При этом цены на эту продукцию устанавливаются Правительством РФ или уполномочен­ным им органом.

Военное казенное предприятие вправе распоряжаться принад­лежащим ему имуществом (в том числе и с согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия, поскольку в противном слу­чае может произойти сбой поставок материально-технических средств в войска, что создаст угрозу обороноспособности государства и его безопасности.

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной службе и воинской обязанности»;
  • воинским Уставом ВС РФ.

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Материал по теме Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально? Статья 5 Закона устанавливает, что военнослужащий должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если присутствует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Материал по теме В чем заключается ограниченная материальная ответственность работника Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо неподотчетному имуществу, военный будет нести частичную материальную ответственность. При этом размер компенсации будет разниться в зависимости от того, является он призывником или несет службу по контракту.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.
Читайте также:
Сертификат эмиссионной ценной бумаги

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Понятие и правовой статус войсковой части

Понятие и правовой статус войсковой части.

Войсковая или воинская часть является структурной единицей Вооруженных Сил РФ (далее по тексту – ВС РФ). Наименование “войсковая часть” употребляется при конкретизации данной структурной единицы путем указания присвоенного ей номера. В остальных случаях применяется наименование “воинская часть”.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” воинские части – это органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.

В п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, указано, что под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации ВС РФ (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования).

В законодательстве РФ содержатся и иные определения данного понятия.

В частности, в Указе Президента РФ от 18.12.2006 № 1422 “О Боевом знамени воинской части” под воинской частью понимаются соединения, воинские части, а также военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования и их обособленные структурные подразделения (филиалы), перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Читайте также:
Преступления средней тяжести: что это значит

В Постановлении Правительства РФ от 13.11.2006 № 675 “О нормах снабжения вещевым имуществом отдельных категорий курсантов и гражданского персонала Военно-Морского Флота и порядке владения и пользования вещевым имуществом этими лицами” под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Военно-Морского Флота.

В научной литературе существует позиция, согласно которой словосочетание “войсковая часть” является условным наименованием, что следует из анализа ряда нормативных правовых актов (п. 11 Приказа МВД России от 06.02.2004 № 73 “Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации”, п. 14 Приказа Минобороны России от 13.05.2003 № 150 “Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации”). Автором данной позиции сделан вывод о различиях в сущности и содержании правовых понятий “воинская часть” и “войсковая часть”. Так, каждой воинской части присваивают условное наименование “войсковая часть”, однако не каждая военная организация, имеющая условное наименование “войсковая часть”, является воинской частью как таковой.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Закон об обороне) ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона об обороне воинская часть ВС РФ может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Решение о создании в качестве юридического лица сформированной воинской части ВС РФ, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны РФ (п. 2 ст. 11.1 Закона об обороне).

Воинские части ВС РФ в качестве юридических лиц действуют на основании единого типового устава, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 13.09.2016 № 560.

Основываясь на положениях п. 2 ст. 11.1 Закона об обороне Министр обороны издает приказы о создании конкретных воинских частей.

К примеру, на основании Приказа Министра обороны РФ от 28.09.2009 № 1041 “О создании федеральных бюджетных учреждений в Воздушно-десантных войсках” созданы управления соединений и воинские части Воздушно-десантных войск в форме федеральных бюджетных учреждений согласно приложению к указанному Приказу, в том числе войсковые части 61756, 07264, и др.

Как устроена военная ипотека

И как военнослужащему купить квартиру за счет государства

В России действует государственная программа субсидирования ипотеки для военных.

Пока гражданин служит, кредит за него выплачивает государство. Это и есть главное отличие военной ипотеки от гражданской.

Но все слишком сложно — нужно разобраться в требованиях к участникам и изучить тонкости. Я работаю с экспертами госпрограмм на покупку жилья и знаю, как все устроено. Расскажу о том, что это за программа и как военному принять в ней участие.

Что такое военная ипотека

Чтобы повысить престиж воинской службы, государство помогает военным приобрести свое жилье. Оно как бы говорит: «Служи мне долго и честно, а я тебе помогу с жильем». Военный сам выбирает квартиру, а государство выдает ипотеку и платит по ней, пока военный служит. Если он выполнит все условия программы, квартира остается в его собственности. Если нет, например решит досрочно уволиться со службы, придется вернуть все бюджетные деньги и выплатить кредит самостоятельно. И это главный минус этой программы.

В вооруженных силах России служат по призыву или по контракту. Льготная программа распространяется только на тех, кто заключил контракт. Она не зависит от семейного положения, детей или наличия другой недвижимости. Даже если у человека уже есть квартира, но он служит по контракту, он имеет право на военную ипотеку.

Государство не ограничивает военного в месте покупки жилья: если служит на Чукотке, а квартиру хочет купить в Москве, так можно.

Купить квартиру по программе военной ипотеки может любой, кто участвует в специальной программе накопительно-ипотечной системы.

Что за накопительно-ипотечная система

Это система жилищного обеспечения военнослужащих. Благодаря ей военнослужащий может получить целевой жилищный заем и купить собственное жилье. Государство дает эти деньги безвозмездно на время службы.

Целевой жилищный заем состоит из накопительной и инвестиционной частей. Для накопительной части государство перечисляет взносы из федерального бюджета на именной счет каждого участника накопительно-ипотечной системы. Сумму годового взноса индексируют с учетом инфляции в начале года. Инвестиционную часть накоплений государство передает в доверительное управление государственной компании. Она инвестирует их в разрешенные активы: государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги. Взносы зачисляются на счет ежемесячно, а доход от инвестирования — каждый квартал.

В первое время эти деньги только копятся. Через три года их можно использовать для первоначального взноса по ипотеке и обслуживания кредита, но они все равно пока еще будут принадлежать государству. Когда военный прослужит не менее 20 лет или уволится после 10 лет службы по уважительным основаниям, например если его часть расформировали, они станут его собственностью. Если уволится раньше, деньги придется вернуть.

Государство поручило исполнять эту программу Росвоенипотеке. Это специальное подразделение Минобороны, которое сопровождает программу информационно и контролирует ее.

Как попасть в реестр накопительно-ипотечной системы

Чтобы получить заем, нужно стать участником накопительно-ипотечной системы и иметь основания для включения. Для этого необходимо выполнить три условия: служить в вооруженных силах по контракту, быть гражданином РФ и попасть в специальный реестр участников программы.

Кто может стать участником программы. Участвовать могут не все, а только определенные законом категории военнослужащих, например:

  • офицеры и выпускники военных вузов и училищ, заключившие контракт;
  • прапорщики и мичманы, прослужившие по контракту три года;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы, которые заключили второй контракт;
  • военнослужащие из запаса, которые заключили второй контракт;
  • сотрудники Росгвардии, СОБР, ОМОН, вневедомственной охраны — они приравнены к военнослужащим.

Какие нужны основания. Даже если военнослужащий принадлежит к нужной категории, он попадет в реестр участников, только когда для этого появятся основания. Их перечень указан в законе. Например, если окончил военный вуз, заключил контракт и получил первое воинское звание офицера или прослужил по контракту как мичман больше трех лет.

п. 12 постановления правительства № 89 — категории участников и основания для включения в НИС

Читайте также:
Трудовой договор: что это значит

За этим следит воинская часть: оформляет данные, заводит личную карточку участника накопительно-ипотечной системы и прикрепляет ее к личному делу.

После этого департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ вносит военного в реестр. А Росвоенипотека выдает уведомление, где указан его регистрационный номер, и открывает на этот номер именной накопительный счет. По номеру на сайте Росвоенипотеки легко проверить сумму на именном счете, которая накопилась к этому моменту за счет взносов и инвестирования. Номер счета заносится в личное дело военного.

Программа начала работать только с 2005 года, и автоматически к ней подключают тех, у кого появляются основания. Но у многих военных основания возникли еще до того, как программа появилась, например если человек служит уже 30 лет. Такие военные могут подать рапорт на имя командира воинской части, чтобы участвовать в программе добровольно.

Форма рапорта на включение в реестр НИСDOC, 29 КБ

Чтобы подать документы для включения в реестр, потребуются:

  1. Личная карточка участника накопительно-ипотечной системы.
  2. Копия рапорта для военнослужащих, которые подавали рапорт.
  3. Копия паспорта военнослужащего.
  4. Копия контракта о прохождении военной службы.

Свидетельство о праве на целевой жилищный заем

Спустя три года с того момента, как военный попал в накопительно-ипотечную систему, он может получить целевой жилищный заем. Для этого он подает рапорт на имя командира воинской части и в течение трех месяцев получает свидетельство. Со свидетельством он может пойти в банк и получить ипотеку для покупки жилья. Если у него уже есть кредит на жилье, он может погасить его накопленными на счете деньгами.

Форма рапорта на получение свидетельстваDOC, 29 КБ

Свидетельство действует ограниченный срок — 6 месяцев. Если за это время военный не успеет купить жилье или использовать деньги с накопительного счета, свидетельство придется получать заново.

Сумму, которая накопилась за это время, можно узнать в личном кабинете участника накопительно-ипотечной системы.

Как происходит покупка жилья

Для покупки жилья военный может использовать целевой жилищный заем, материнский капитал и личные сбережения. Иногда даже хватает только займа, например если военный решил воспользоваться накоплениями в конце срока службы и добавил свои сбережения. Если средств не хватает — можно взять кредит. В стоимости жилья военного никто не ограничивает. Если он готов выплачивать ежемесячно большую сумму ради квартиры в центре Москвы, он может ее купить.

Банк выдает кредит военному на такой срок, чтобы он мог погасить его до конца службы. Многие банки считают 45 лет как предельный возраст пребывания на службе и выдают кредит на срок, оставшийся до момента, пока военному не исполнится 45 лет. Это условие и процентная ставка банка учитываются при расчете суммы кредита.

Ставки банков по программе военной ипотеки на июнь 2019 года:
Открытие — 9,2%,
Россельхозбанк — 9,5%,
Дом-рф — 10,3%

Например, военнослужащий оформляет военную ипотеку под 9,5% годовых на 20 лет. Размер ежемесячной выплаты в 2019 году — 23 334 Р . С такими выплатами максимальная сумма кредита составит 2 502 000 Р .

Как оформить военную ипотеку

Чтобы оформить кредит, понадобится паспорт гражданина РФ и свидетельство о праве на получение целевого жилищного займа. Вот как это выглядит по шагам:

  1. Военный выбирает банк и подходящее жилье. Это может быть квартира в новостройке, вторичное жилье, частный дом или таунхаус.
  2. Заключает предварительный договор купли-продажи с продавцом или долевого участия с застройщиком.
  3. Подписывает кредитный договор с банком. В банке для него открывается счет.
  4. Заключает договор целевого жилищного займа с Росвоенипотекой, после чего на счет в банке переводятся деньги с накопительного счета. Эта сумма предназначена для первоначального взноса.
  5. Регистрирует право собственности с двойным обременением в пользу государства и банка. Предоставляет в банк свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН. Оформляет страхование имущества.
  6. Банк переводит деньги продавцу квартиры: целевой жилищный заем и сумму ипотечного кредита.
  7. Военный предоставляет свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН в Росвоенипотеку. Росвоенипотека перечисляет ежемесячные платежи автоматически на счет банка, который выдал кредит, и платит за обслуживание. Это происходит за счет денег, которые продолжают поступать на накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы. Военную ипотеку рассчитывают так, чтобы взносы покрывали ежемесячные платежи и за военным не копился долг.

Дополнительные расходы по оформлению ипотечного кредита оплачивает военнослужащий:

  1. Имущественное страхование — 0,3–0,5% от суммы кредита.
  2. Оценка — от 3000 Р .
  3. Госпошлина: 2000 Р — регистрация прав собственности, 1000 Р — регистрация договора купли-продажи, 300 Р — выписка из ЕГРН.

Если военный уволился

Его исключают из накопительно-ипотечной системы. Если к этому моменту он уже получил право использовать свои накопления, возвращать деньги в федеральный бюджет не придется. Если взял кредит и еще не выплатил, оставшуюся часть будет гасить за свой счет.

Также имеет значение, как военный уволился. По закону он получает право использовать накопления, если уволился по уважительным основаниям. Если уволился без уважительных оснований, должен вернуть все потраченные на него деньги.

По уважительным основаниям. К ним относится служба больше двадцати лет либо не меньше десяти лет при условии, что военный:

  1. достиг предельного возраста пребывания на военной службе;
  2. военно-врачебная комиссия признала его ограниченно годным к службе;
  3. уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  4. уволен по семейным обстоятельствам, например если второй супруг тоже военнослужащий и его переводят в другое место.

Также уважительным основанием считается признание военно-врачебной комиссией военного не годным к службе.

Если военный погиб, умер либо признан безвестно отсутствующим, его исключают из программы. Семья может принять на себя обязательства по ипотеке и продолжить погашать кредит за счет начислений на его накопительный счет.

При досрочном увольнении по уважительным основаниям накопительный счет участника закрывается, но остается право на получение дополнительных денежных накоплений. Их можно использовать для погашения военной ипотеки или на другие нужды.

Для расчета суммы дополнительных накоплений учитывают ежемесячную базовую выплату текущего года и количество месяцев и дней, которые оставалось прослужить до выслуги в 20 лет. Сумма перечисляется единовременно в течение трех месяцев после подачи заявления. Она идет на погашение задолженности по целевому жилищному займу и ипотеке или на указанные военным реквизиты.

Читайте также:
Обследование кредитной организации: что это значит

Постановление правительства № 686 — правила выплаты дополнительных накоплений

Например, военный увольняется по состоянию здоровья в ноябре 2018 года. Продолжительность его выслуги к моменту увольнения — 10 лет 3 месяца. Это значит, что до 20 лет он не дослужил 9 лет и 9 месяцев. Ежемесячная выплата в 2018 году — 22 372 Р , то есть сумма дополнительных накоплений за оставшийся срок составит 2 617 524 Р .

Если он увольняется по уважительным основаниям, но право на использование еще не наступило, вернуть долг нужно в течение десяти лет. В этом случае проценты не начисляются. Возвращать долг он будет каждый месяц. Платеж будет считаться так:

Ежемесячный платеж = сумма долга по целевому жилищному займу / 120 месяцев

Без уважительных оснований. Если военный уволился, но еще не получил право использовать накопления, он становится должником перед государством. Теперь он обязан вернуть все деньги по договору целевого жилищного займа: первоначальный взнос и все ежемесячные перечисления в счет погашения ипотеки.

Если военный уволен по основаниям из пункта 76 порядка погашения ЦЖЗ, например лишен воинского звания или перестал быть гражданином РФ, то на долг начисляются проценты по ставке ЦБ РФ на дату исключения из накопительно-ипотечной системы. Вернуть долг нужно в течение 10 лет со дня увольнения.

При повторном восстановлении. По закону военнослужащие, которые уволились по окончании контракта после 18 марта 2017 года и снова поступили на военную службу, не теряют деньги на накопительном счете за предыдущий срок участия в накопительно-ипотечной системе.

Если военный купил жилье с использованием целевого жилищного займа и ипотеки, уволился по окончании контракта, а затем заключил новый контракт и восстановился на военной службе, он перестает быть должником. В этом случае он должен самостоятельно погасить лишь выплаты по кредиту за период между контрактами.

Как снять обременение

Квартира, купленная с использованием целевого жилищного займа и ипотечного кредита, — собственность военного, но находится в залоге у банка и государства. То есть чтобы свободно распоряжаться собственностью, нужно снять два обременения.

Обременение в пользу государства снимается в двух случаях: если у военнослужащего возникло право использовать накопления или если он уволился без уважительных оснований и вернул долг. После этого в течение 30 дней Росвоенипотека направляет в Росреестр заявление о снятии обременения в пользу государства.

Как только заявление поступило в Росреестр, в течение 3 рабочих дней он снимает обременение в пользу государства и подтверждает это документом.

Военным, исключенным из реестра накопительно-ипотечной системы до 1 января 2016 года, и тем, кто вернул средства целевого жилищного займа и продолжает службу, нужно подать заявление на снятие обременения с квартиры в Росвоенипотеку.

После этого в течение 30 рабочих дней Росвоенипотека направляет заявление в Росреестр о погашении ипотеки в пользу государства. А после подтверждения из Росреестра отправляет участнику накопительно-ипотечной системы уведомление.

Обременение в пользу банка снимается после погашения кредита. Этот вопрос военный решает с банком в порядке, который указан в кредитном договоре.

Рефинансирование военной ипотеки

Военную ипотеку можно рефинансировать — перевести в другой банк с меньшей процентной ставкой по кредиту. На счете продолжит накапливаться сумма, которую можно использовать по своему усмотрению после возникновения права использовать накопления.

Рефинансировать можно не в любом банке, а только в тех, в которых разрешило государство.

При рефинансировании военной ипотеки Росвоенипотека закрывает обязательства по старому кредиту и не может в этот же месяц платить новому кредитору. Поэтому первый раз новому банку платит сам военный. Обычно это сумма не выше той, что государство ежемесячно выплачивает за военного по ипотеке. Также на плечи военного лягут расходы на имущественное страхование и госпошлину.

Налоговый вычет по военной ипотеке

По военной ипотеке тоже можно получить налоговый вычет, но при одном условии: если заемщик использовал для покупки жилья собственные средства. Оформить налоговый вычет на бюджетные деньги не получится.

Размер вычета — 13% от максимально возможной суммы 2 миллиона рублей. Если заемщик использовал 2 миллиона рублей собственных средств, он получит 260 000 рублей.

На покупку квартиры за 3 600 000 Р оформлена военная ипотека. Первоначальный взнос за счет накоплений участника накопительно-ипотечной системы — 865 468 Р , своих средств — 292 532 Р . Еще военный получил кредит в банке на 2 442 000 Р . То есть налоговый вычет можно оформить только с 292 532 Р . 13% от этой суммы — 38 029 Р .

Если муж и жена — военнослужащие

Если оба супруга — участники накопительно-ипотечной системы, каждый из них имеет право заключить с Росвоенипотекой договор целевого жилищного займа и купить жилье в общую собственность.

Если жилье покупается в ипотеку, на супругов оформляется кредитный договор, где один из супругов указан как основной заемщик. В этом случае Росвоенипотека перечисляет средства целевых жилищных займов на его банковский счет.

Раздел квартиры при разводе

Имущество, приобретенное в браке, считается совместно нажитым и подлежит разделу при разводе. Исключение — имущество, которое куплено за счет денег, имеющих специальное целевое назначение. По закону квартира по военной ипотеке не совместно нажитое имущество, так как при ее покупке использованы средства целевого жилищного займа. Та часть квартиры, которая куплена на эти средства, разделу не подлежит.

Если в семье один военный, бывшие супруги будут делить пополам только личные вложения, которые использовались при покупке жилья. Если есть брачный договор или документальное подтверждение размера участия одного из супругов, делить личные вложения могут в других пропорциях.

Но в судебной практике появились случаи, когда суд делит квартиру в равных долях. Вот как решают этот вопрос:

  1. квартиру делят на равные доли, а бывшие супруги оформляют отдельный кредит на каждую долю;
  2. квартира остается в собственности военного, но он выплачивает супруге денежную компенсацию за ее долю;
  3. банк выставляет квартиру на продажу. На вырученные средства бывшие супруги погашают кредит и делят остаток между собой.

Имущество воинской части: что это значит

от 25 апреля 2014 года N 184/7/223

[О методических рекомендациях по вопросам учета расчетов между воинскими частями и учреждениями при передаче (получении) материальных ценностей]

Читайте также:
Помогите выбрать систему налогообложения

ведение бюджетного (бухгалтерского) учета расчетов между воинскими частями и учреждениями при передаче (получении) материальных ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и прилагаемыми Методическими рекомендациями;

оформление документов по передаваемым (получаемым) материальным ценностям в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов в соответствии с прилагаемыми Методическими рекомендациями.

2. Признать утратившим силу Порядок организации учета расчетов между воинскими частями (учреждениями) при передаче нефинансовых активов, утвержденный начальником Аппарата Министра обороны Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации 28 февраля 2011 года.

3. Контроль за выполнением настоящих указаний возложить на директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Заместитель Министра обороны
Т.Шевцова

Приложение
к указаниям заместителя
Министра обороны
Российской Федерации
от 25 апреля 2014 года N 184/7/223

Методические рекомендации по вопросам учета расчетов между воинскими частями и учреждениями при передаче (получении) материальных ценностей

I. Общие положения

1. Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета операций по движению материальных ценностей между воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации*, их передаче (получению) учреждениям других федеральных органов исполнительной власти и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также связанных с перемещением материальных ценностей внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, с использованием настоящих Методических рекомендаций.

* Далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации – Министерством обороны; воинские части, военные комиссариаты, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованные на предприятиях промышленности, центры материально-технического обеспечения, склады, базы, арсеналы федеральные государственные казенные учреждения Министерства обороны Российской Федерации – воинскими частями; управление, отдел, отделение или служба воинской части (органа военного управления), осуществляющие обеспечение материальными ценностями, – довольствующим органом; управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а также финансовый орган воинской части, на который возложены функции по финансовому обеспечению другой воинской части (не имеющей штатного финансового органа) – обслуживающий финансовый орган.

2. Получение (передача) воинской частью материальных ценностей осуществляется на основании распоряжения (наряда, разнарядки, телеграммы, телефонограммы, другого распорядительного документа) довольствующего органа, оформленного (доведенного) в установленном порядке.

3. Полномочия должностного лица, получающего материальные ценности, подтверждаются доверенностью (форма по ОКУД 0315001 или форма по ОКУД 0315002), подписанной командиром воинской части и начальником штатного (обслуживающего) финансового органа или уполномоченными ими на то должностными лицами.

Подписи должностных лиц скрепляются печатью воинской части. Доверенность регистрируется в журнале регистрации выданных доверенностей (форма по ОКУД 6002201) штатного (обслуживающего) финансового органа.

4. Первичный учетный документ на получение (передачу) материальных ценностей, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и особенностями, установленными в Министерстве обороны, после отражения факта хозяйственной жизни в книгах (карточках) учета соответствующего довольствующего органа воинской части представляется в штатный (подразделение материального учета обслуживающего) финансовый(ого) орган(а) для отражения в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета и оформления документов по внутриведомственным, межведомственным или межбюджетным расчетам.

5. Отправка и получение документов по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным расчетам подразделением материального учета осуществляется в порядке, определяемом руководителем обслуживающего финансового органа, структурным подразделением которого оно является (самостоятельно, либо через обслуживающий финансовый орган).

II. Учет расчетов по централизованному снабжению материальными ценностями

6. При централизованном снабжении материальными ценностями воинских частей органом военного управления (финансовым органом), осуществляющим централизованные расчеты в рамках заключенных государственных контрактов, на сумму оплаченных в централизованном порядке и полученных воинской частью материальных ценностей в течение трех рабочих дней со дня совершения факта хозяйственной жизни выписывается и направляется Извещение (форма по ОКУД 0504805) с приложением первичных учетных документов или их копий, подтверждающих факт приемки-передачи материальных ценностей, в:

воинскую часть-грузополучатель, имеющую штатный финансовый орган, – не менее чем в двух экземплярах;

обслуживающий финансовый орган (воинской части-грузополучателя, не имеющей штатного финансового органа) – не менее чем в трех экземплярах.

7. Поступившее Извещение (форма по ОКУД 0504805) регистрируется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма по ОКУД 0504055), штатного (подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа.

На основании полученного Извещения (форма по ОКУД 0504805) штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовым(ого) органом(а) отражаются поступившие в рамках централизованного снабжения материальные ценности на соответствующих балансовых счетах с одновременным списанием с забалансового учета счета 22 “Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению”.

8. Все экземпляры поступившего Извещения (форма по ОКУД 0504805) подписываются командиром воинской части-грузополучателя и руководителем штатного (уполномоченным лицом подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа и скрепляются печатью воинской части-грузополучателя.

9. Первый экземпляр дооформленного Извещения (форма по ОКУД 0504805) остается в делах штатного (подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа; второй – не позднее трех рабочих дней после получения направляется в орган военного управления (финансовый орган), осуществляющий централизованные расчеты; третий – представляется подразделением материального учета в обслуживающий финансовый орган, структурным подразделением которого оно является.

10. Расчеты по централизованному снабжению материальными ценностями воинских частей, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется на основании бюджетной сметы, отражаются в бюджетном учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 “Внутриведомственные расчеты”.

III. Учет расчетов при передаче материальных ценностей между воинскими частями и учреждениями (в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы)

11. При передаче материальных ценностей между воинскими частями (в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы) штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовый(ого) орган(а) воинской части-грузоотправителя выписывается не менее чем в двух экземплярах и направляется в течение трех рабочих дней со дня совершения факта хозяйственной жизни воинской части-грузополучателю (имеющей штатный финансовый орган) или в обслуживающий финансовый орган (воинской части-грузополучателя, не имеющей штатного финансового органа) Извещение (форма по ОКУД 0504805).

12. Регистрация поступившего Извещения (форма по ОКУД 0504805), его дооформление и отражение в бюджетном учете полученных материальных ценностей производится штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовым(ого) органом(а) аналогично пунктам 7 и 8 настоящих Методических рекомендаций.

13. Первый экземпляр дооформленного Извещения (форма по ОКУД 0504805) остается в делах штатного (подразделения материального учета обслуживающего) финансового органа; второй – не позднее трех рабочих дней после получения направляется воинской части-грузоотправителю (имеющей штатный финансовый орган) или в обслуживающий финансовый орган (воинской части-грузоотправителя, не имеющей штатного финансового органа).

Читайте также:
Субъекты обязательного социального страхования

14. Расчеты по передаче материальных ценностей между воинскими частями, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется на основании бюджетной сметы, в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы, отражаются в бюджетном учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 04 000 “Внутриведомственные расчеты”.

IV. Особенности учета расчетов с государственными бюджетными и автономными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации

15. Документальное оформление фактов хозяйственной жизни, сроки и порядок документооборота при централизованном снабжении материальными ценностями государственных бюджетных и автономных учреждений Министерства обороны, а также при передаче материальных ценностей (в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы), когда передающей и (или) принимающей стороной выступает указанное учреждение, аналогичны приведенным в разделах I-III настоящих Методических рекомендаций.

16. Расчеты по централизованному снабжению материальными ценностями государственных бюджетных и автономных учреждений Министерства обороны, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется путем предоставления учредителем субсидии на выполнение государственного задания (в случае принятия решения о таком снабжении учреждения учредителем), отражаются в бюджетном учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям” у передающей стороны и 4 401 10 180 “Прочие доходы” у принимающей стороны.

17. Расчеты по передаче материальных ценностей (в том числе при перемещении военнослужащих к новому месту службы), когда передающей и (или) принимающей стороной выступает государственное бюджетное (автономное) учреждение Министерства обороны, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется путем предоставления учредителем субсидии на выполнение государственного задания, отражаются в бюджетном (бухгалтерском) учете с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 1(4) 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям” у передающей стороны и 1(4) 401 10 180 “Прочие доходы” у принимающей стороны.

18. Бухгалтерский учет расчетов по передаче материальных ценностей между государственным бюджетным (автономным) учреждением Министерства обороны и (или) его обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета, ведется с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 4 304 04 000 “Внутриведомственные расчеты”.

Порядок документального оформления указанных фактов хозяйственной жизни, правила оформления и сроки направления Извещения (форма по ОКУД 0504805) устанавливаются государственным бюджетным (автономным) учреждением Министерства обороны самостоятельно.

V. Учет межведомственных и межбюджетных расчетов

19. При передаче воинскими частями, государственными бюджетными и автономными учреждениями Министерства обороны материальных ценностей в рамках межведомственных расчетов организациям других федеральных органов исполнительной власти, а также межбюджетных расчетов учреждениям других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, штатным (подразделением материального учета обслуживающего) финансовым(ого) органом(а) грузоотправителя выписывается в двух экземплярах и направляется получателю в течение трех рабочих дней со дня совершения факта хозяйственной жизни Извещение (форма по ОКУД 0504805) с приложением документов, подтверждающих факт приемки-передачи (получения убывающим военнослужащим) материальных ценностей.

20. При получении воинскими частями, государственными бюджетными и автономными учреждениями Министерства обороны материальных ценностей в рамках межведомственных и межбюджетных расчетов Извещение (форма по ОКУД 0504805) дооформляется аналогично пункту 8 настоящих Методических рекомендаций. Второй экземпляр дооформленного Извещения (форма по ОКУД 0504805) направляется грузоотправителю в течение трех рабочих дней.

21. Бюджетный (бухгалтерский) учет расчетов по передаче материальных ценностей учреждениям других федеральных органов исполнительной власти в рамках межведомственных расчетов ведется с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям” у передающей стороны и 0 401 10 180 “Прочие доходы” у принимающей стороны.

Бюджетный (бухгалтерский) учет расчетов по передаче материальных ценностей учреждениям других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках межбюджетных расчетов ведется с использованием соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации” у передающей стороны и 0 401 10 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” у принимающей стороны.

VI. Сверка взаиморасчетов, отчетность

22. Сверка произведенных с контрагентами внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных взаиморасчетов за отчетный период (с начала финансового года) производится воинскими частями, государственными бюджетными (автономными) учреждениями Министерства обороны ежеквартально в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом.

Проведение и документальное оформление сверки осуществляется по взаимному соглашению сторон. При этом сверка должна обеспечить исключение расхождений в отчетных показателях передающей и принимающей стороны.

23. Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности поступления и выбытия материальных ценностей в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов осуществляется в том отчетном периоде, в котором они были фактически получены и переданы (на основании первичных учетных документов).

24. Бюджетная (бухгалтерская) отчетность составляется и представляется в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации, с учетом особенностей, определяемых Министерством обороны.

Врио директора
департамента
финансового обеспечения
Министерства обороны
Российской Федерации
О.Налимов

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части – органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
командиры (начальники) – командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
имущество воинской части (далее – имущество) – все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
реальный ущерб (далее также – ущерб) – утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Комментарий к статье 2
1. В данной статье разъясняются основные понятия, применяемые в тексте правовых норм комментируемого Закона. Одно из таких понятий – “воинская часть”.
Воинская часть – это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков (Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151).
Корабль в применяемом здесь значении – морское (речное) судно военного назначения. В зависимости от размера и боевых возможностей различаются четыре ранга кораблей.
Объединение – воинское формирование, включающее в свой состав несколько соединений или объединений. Объединениями являются: военный округ, группа войск за границей (при наличии соответствующей структуры), фронт (организуется в военное время), флот, армия, флотилия.
Соединение – воинское формирование, состоящее из нескольких воинских частей. К соединениям относятся: корпус, эскадра, дивизия, бригада.
Организация – общее название воинских формирований, не относящихся к перечисленным выше.
Под органами военного управления понимаются специально учрежденные государством военные органы, являющиеся составной частью органов государственной (исполнительной) власти и осуществляющие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых организуется военная служба, военное управление – государственную исполнительную власть, выраженную в их исполнительно-распорядительных и государственно-властных полномочиях по целенаправленному воздействию на указанные воинские формирования в целях успешного и эффективного решения поставленных перед ними задач.
Система органов военного управления создается в соответствии с организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Применительно к структуре Вооруженных Сил эта система включает: центральные органы военного управления; органы управления военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей; территориальные органы военного управления (военные комиссариаты).
Под военными образовательными учреждениями профессионального образования понимаются высшие военно-учебные заведения (п. 1 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 110), средние военно-учебные заведения (Положение о средних военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 октября 1995 г. N 340). В системе Министерства обороны Российской Федерации высшими военно-учебными заведениями являются военные академии, военные университеты, военные институты, военные училища. К средним военно-учебным заведениям относятся средние военные авиационно-технические училища. Курсы и факультеты переподготовки и повышения квалификации осуществляют дополнительное образование и к образовательным учреждениям профессионального образования не относятся (ст. 26 Закона Российской Федерации “Об образовании” от 12 июля 1995 г. N 12-ФЗ). Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Военно-музыкальное училища, кадетские колледжи и кадетские корпуса являются средними специализированными учебными заведениями с военно-профессиональной направленностью обучения и воспитания и к числу военных образовательных учреждений профессионального образования не относятся. Они призваны подготовить суворовцев, нахимовцев и воспитанников к поступлению в военно-учебные заведения и к последующей военной службе в офицерском звании.
Все перечисленные понятия не равнозначны и объединены в комментируемом Законе с целью подчеркнуть то общее, что их объединяет в рамках данного Закона, а именно наличие у них во владении государственного имущества, вверенного для выполнения возложенных на них государственных функций. Необходимо также отметить, что все перечисленные воинские формирования, объединенные понятием “воинская часть”, как правило, организуют учет, хранение и использование указанного государственного имущества по однотипным правилам. В Вооруженных Силах Российской Федерации такая деятельность называется ведением войскового хозяйства. Под войсковым хозяйством понимается материально-техническая база с запасами материальных средств, предназначенная для всестороннего, полного и бесперебойного обеспечения боевой подготовки, материально-бытовых и культурных потребностей личного состава. Ведение войскового хозяйства регламентируется Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенным в действие Приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 105. Действие этого Положения распространяется на все воинские части, корабли, учреждения, военно-учебные заведения, организации и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации как в мирное, так и в военное время при размещении в стационарных условиях.
2. Начальниками по своему служебному положению в Вооруженных Силах, других воинских формированиях Российской Федерации являются военнослужащие, которым поручено руководство подразделениями, воинскими частями, соединениями, объединениями, предприятиями и учреждениями, в которых организована военная служба, а также их заместители – по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу в этих воинских формированиях.
Командирами называют начальников некоторых воинских формирований (например, отделение, взвод, рота, батальон, полк, дивизия, бригада).
Кроме того, начальниками по своему воинскому званию являются военнослужащие, перечисленные в ст. 33 УВС ВС РФ, по отношению к военнослужащим, имеющим более низкие воинские звания.
Общие права и обязанности командиров (начальников) регламентируются УВС ВС РФ, действие которого распространяется на внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска, войска гражданской обороны, федеральные органы государственной безопасности, Главное управление охраны Российской Федерации, а также другие воинские формирования Российской Федерации.
Как следует из изложенного, в комментируемой статье и далее в тексте Федерального закона идет речь о командирах (начальниках) по своему служебному положению.
3. Имущество воинской части – средства, которые являются материальным базисом для выполнения воинскими частями возложенных на них задач. С учетом того что комментируемый Закон посвящен правовому регулированию общественных отношений, складывающихся по поводу защиты имущественных интересов воинских частей, следует проанализировать объект этих интересов с точки зрения понятийного аппарата, разработанного в гражданском праве. Так, вооружение, военная техника, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и другие виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства относятся к вещам – материальным объектам внешнего мира. К имуществу воинской части не относятся: информация и результаты интеллектуальной собственности (в том числе и интеллектуальная собственность) (ст. 128 ГК РФ).
Все перечисленное имущество воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г.) является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это виды вещных прав, которыми обладают указанные воинские части в отношении предоставленного им государственного имущества. Эти вещные права регулируются ст. ст. 214, 294 – 299 ГК РФ и предусматривают сохранение за государством права собственности на переданное имущество, на плоды, продукцию и доходы от его использования, а также возможность контроля за деятельностью воинских частей.
Правом хозяйственного ведения наделяются государственные унитарные предприятия, имеющиеся в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Переданным им имуществом эти предприятия по общему правилу распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Так, например, они не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду и т.п.) своим недвижимым имуществом без согласия собственника.
Все остальные организации, о которых идет речь, наделяются правом оперативного управления, заключающегося, во-первых, в строго целевом использовании переданного имущества, во-вторых, в возможности распоряжаться этим имуществом, как правило, только с разрешения собственника, в-третьих, в сохранении за собственником права изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Закрепление имущества за воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации регулируется Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР. За вновь формируемыми воинскими частями имущество закрепляется на основании директивы командования об их формировании и аттестатов, выданных формирователями. В таких директивах указывается порядок укомплектования их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, а также выделения им земельных участков, казарменно-жилищного фонда, квартирного имущества. Текущие потребности в имуществе действующих воинских частей обеспечиваются на основании годовых планов подвоза.
Факт передачи имущества может подтверждаться, например, актом приема-сдачи или накладной, которые служат основанием для его оприходования и занесения в книги учета воинской части. Порядок ведения учета имущества в воинской части установлен Руководством по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, введенным в действие Приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260.
4. Необходимым условием для наступления материальной ответственности военнослужащих является реальный ущерб, причиненный воинской части. Определение, данное этому понятию в комментируемой статье, совпадает с имеющимся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, что свидетельствует о его универсальности.
Под утратой имущества понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Утрата налицо, например, при похищении имущества, а также в некоторых случаях прекращения права собственности, предусмотренных п. 1 ст. 235 ГК РФ (при гибели и уничтожении имущества или таком его повреждении, когда восстановление поврежденного экономически не целесообразно). Утрата всегда является следствием неосторожных действий военнослужащего, так как при наличии умысла подобные его деяния образуют кражу и иные составы преступления. Причиной же утраты могут быть действия третьих лиц, неблагоприятное воздействие погодных факторов, действие иных сил.
К утратам обычно относят и случаи потери имущества военнослужащими. Несмотря на то что выбывание имущества из владения воинской части при таких обстоятельствах происходит только по вине военнослужащего, без вмешательства других лиц, следует помнить об обязанности нашедшего потерянную вещь возвратить потерявшему ее лицу, или заявить о находке в милицию, орган местного самоуправления, или, если вещь найдена в помещении или на транспорте, сдать ее представителю владельца этого помещения или транспортного средства (ст. 227 ГК РФ). При этом очевидно, что находка вещи, место потери которой неизвестно, носит случайный характер и, разумеется, не зависит ни от воли военнослужащего, ни от воли должностных лиц воинской части. Найденная же, но не возвращенная владельцу в установленном порядке вещь является незаконно присвоенной, что также является обстоятельством, не подконтрольным военнослужащему. С учетом изложенного отнесение потерь имущества воинской части военнослужащими к его утрате представляется вполне обоснованным.
Военнослужащий несет материальную ответственность только тогда, когда принятие необходимых мер по сбережению военного имущества вменено в служебные обязанности этого военнослужащего.
Повреждение имущества означает такое причинение вреда военнослужащим, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты повреждение отличается, во-первых, тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т.п.); во-вторых, тем, что может быть осуществлено виновным как по неосторожности, так и умышленно.
При определении конкретного вида реального ущерба, причиненного военнослужащим, необходимо иметь в виду, что утрата и повреждение военного имущества отдельных категорий (оружие, боеприпасы и предметы военной техники), а также повреждение такого имущества при наступлении тяжких последствий (например, в случае причинения имущественного вреда в крупном размере, снижения боеспособности подразделения и пр.) имеют признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 346 – 348 УК РФ, что, однако, не исключает возможности возложения на виновных и материальной ответственности.
Помимо стоимости утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил).
Излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью, могут быть представлены в следующих формах:
– штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба по гражданско-правовым договорам в случае причинения вреда другим лицам и их имуществу;
– суммы денежного довольствия (заработной платы), выплаченные военнослужащим (лицам гражданского персонала) в связи с их незаконным увольнением;
– компенсации за причинение вреда жизни и здоровью военнослужащих (лиц гражданского персонала) при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
5. К одной из разновидностей причинения ущерба имуществу воинской части в ряде случаев следует отнести досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, без уважительных причин. Ущерб возникает тогда, когда у гражданина, увольняемого с военной службы, остаются предметы вещевого имущества, бесплатно выданного ему для исполнения обязанностей военной службы, сроки носки которого не истекли. Размер ущерба в таком случае исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества.
Так, нормой п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 605, предусмотрено, что в случае досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, назначения ему уголовного наказания в виде лишения свободы, лишения его воинского звания, невыполнения им условий контракта или совершения проступка, порочащего честь военнослужащего, а также в случае его несоответствия требованиям, установленным Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”, стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
Показательным по данному вопросу является решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. ВКПИ 00-035 по жалобе В.И. Илюхина.

Читайте также:
Финансовые активы предприятия: что это значит

Права на НМА: исключительное, неисключительное, авторское. Как не запутаться?

kchungtw / Depositphotos.com

С 1 января 2021 года организации бюджетной сферы при ведении бухгалтерского учета обязаны применять в том числе положения Стандарта “Нематериальные активы”. Само по себе требование об отражении в учете объектов нематериальных активов существовало еще задолго до появления Инструкции № 157н. Однако, Стандарт заставляет по-новому взглянуть на этот объект учета.

В связи с началом применения норм новых стандартов были внесены изменения в инструкции по бухучету. Согласно принятым поправкам для учета неисключительных прав с 2021 года используется балансовый счет 111 60, а исключительные права на нематериальные активы отражаются на счете 102 00.

Результаты интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные права. Авторские. Исключительные. Неисключительные . Со всеми этими терминами бухгалтер теперь сталкивается постоянно. И порой ему приходится быть немного юристом, погружаться в далекие от бухучета вопросы и разбираться в специфике предмета, чтобы корректно отразить в учете факты хозяйственной жизни, связанные с нематериальными активами. В помощь бухгалтеру – наша шпаргалка, которая подскажет, что такое.

Объектом бухгалтерского учета является нематериальный актив. А вот Гражданский кодекс при описании таких объектов оперирует иным понятием: “результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации”, в отношении которых признаются интеллектуальные права.

Под интеллектуальной собственностью подразумевается наличие права на результат интеллектуальной деятельности, то есть умственного труда, например, на компьютерную программу.

Интеллектуальные права включают:

  • исключительное право;
  • личные неимущественные права: право авторства, право на имя и другие;
  • иные права: право следования, право доступа и другие.

Интеллектуальные права относятся к группе имущественных прав, однако, при этом не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель / вещь, в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (РИД) или средство индивидуализации.

Перечень охраняемых объектов интеллектуальной собственности определяется гражданским законодательством.

Первоначально исключительное право возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам.

Исключительное право является имущественным правом и позволяет:

  • пользоваться РИД по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;
  • самостоятельно распоряжаться исключительным правом на РИД;
  • разрешать или запрещать другим лицам использование РИД.
Читайте также:
Примерные условия договора: что это значит

Исключительное право в некоторой мере схоже по содержанию с правом собственности, однако эти понятия не тождественны:

  • объект исключительного права – это результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные объекты, которые могут быть выражены в материальном носителе;
  • объект права собственности – это материальные объекты /вещи.

В бухгалтерском учете объекты исключительно права отражаются в составе нематериальных активов на одноименном счете 102 00.

Следует отметить, что выделяют два основных вида договоров, по которым по общему правилу передаются права на объекты интеллектуальной собственности:

При этом, переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на РИД, выраженные в этой вещи.

Но здесь есть одно исключение. Например, в процессе разработки программного продукта возникает объект авторского права в виде:

  • нематериального продукта, записанного на материальном носителе – диске,
  • и имущественные права – исключительное право на объект авторского права.

Передача прав на результаты работ по разработке программного обеспечения, т.е. на материальные носители и коды доступа, не влечет передачу исключительных прав на программное обеспечение.

Обратите также внимание, что исключительные права действуют в течение определенного срока, кроме случаев, предусмотренных ГК РФ.

Гражданским законодательством установлены:

  • продолжительность срока действия исключительного права;
  • порядок исчисления этого срока;
  • основания и порядок его продления;
  • основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока.

Поэтому несмотря на то, что Стандартом “Нематериальные активы” предусмотрена возможность учета НМА, действующего бессрочно, ситуация, когда срок невозможно установить, является для учреждения все же временной.

Право использования РИД или средства индивидуализации, то есть, неисключительное право, предоставляется обладателем исключительного права – лицензиаром, по лицензионному договору получателю – лицензиату. который может использовать РИД только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Обратите внимание, что гражданское законодательство не содержит понятия “неисключительные права” – это бухгалтерский термин.

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату!

Например, приобретение готового программного продукта по лицензионному договору, заключаемому в упрощенном порядке, право собственности возникает лишь на носитель, на котором записана программа, а на программу предоставляется лишь право использования. Перехода исключительного права на программу в этом случае не происходит, поскольку в договоре на ее приобретение отсутствует условие об отчуждении исключительного права.

Читайте также:
Об альтернативной гражданской службе

Однако, если же программа для ЭВМ, база данных или иное произведение создается по заказу (т.е. по договору, предметом которого было создание такого произведения), исключительное право будет принадлежать заказчику, если только договором не предусмотрен иной порядок.

В бухгалтерском учете объекты неисключительно права ввиду ограничений в правах и способах использования, предусмотренных договором, отражаются в составе прав пользования нематериальными активами.

Авторское право всегда связано с личностью автора. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Поэтому учреждение не может обладать авторскими правами, только отдельные работники могут быть авторами произведений, неисключительные права пользования на которые они могут передать на основании лицензионного договора.

В этом случае в бухгалтерском учете учреждения могут быть отражены только неисключительные права пользования авторскими материалами.

Помимо прочего, в хозяйственной деятельности учреждение может столкнуться с исключительными правами на:

  • изобретения, полезные модели и пр., попадающие под действие патентного права;
  • оригинальные технологии, методики, результаты научных исследований, являющиеся ноу-хау, попадающие под действие режима коммерческой тайны.

В этом случае в зависимости от конкретных условий и при наличии правоустанавливающих, охранных документов в бухгалтерском учете также возникает нематериальный актив на счете 102..

Таким образом, выводы о наличии каких-либо прав на РИД: исключительного права, прав использования, или иначе говоря неисключительных прав, можно сделать из условий имеющихся договоров и анализа имеющихся первичных и иных документов. Поэтому нужно быть внимательными и по возможности располагать всем объемом документации на объект, чтобы иметь полную и достаточную картину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: