Информационный процесс: что это такое, описание и особенности

1.1.1 Виды информационных процессов

Видеоурок: Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации

Лекция: Виды информационных процессов

Понятие информационного процесса

Информационный процесс – это некое действие, совершающееся над информацией для её изменения.

Информация наполняет не только человеческий мир, но и остальную природу, которая нас окружает, поэтому можно говорить, что информационные процессы нас окружают. Например, любая собака обучается сначала от мамы, а потом от хозяина или же берет информацию от окружающего мира. Учеными выяснено, что даже лист растения, который был оторван, воспринимает угрозу, если приблизить к ней паразита, выделяя защитный сок. То есть все живое и неживое участвует в усвоении, изменении или же воспроизведении некой информации.

Что же касается нас, то мы имеем возможность воспринимать информацию органами чувств – глаза, уши, нос, кожные покровы и т.д. Воспроизводить данную информацию мы можем с помощью звуков, на письме, рисунками, с помощью запаха и прочего. Чтобы лучше усваивать большие объемы информации или же воспроизводить некоторую информацию, человечество изобрело вычислительные машины.

Виды информационных процессов

Давай же попробуем выделить основные виды информационных процессов, некоторые из которых уже были затронуты.

Перечисленные процессы являются основными. Именно без них невозможно совершать второстепенные информационные процессы. Например, поиск информации невозможен, если её прежде не воспроизвели и не сохранили. Однако, основным процессом, без которого невозможны никакие другие – кодирование.

А теперь давайте рассмотрим все основные виды информационных процесс подробнее:

  • Получение информации. Итак, первое, на что необходимо обращать внимание при получении информации – это способ её представления, а так же возможность воспроизведения. Например, чтобы услышать сохраненный телефонный звонок, не нужно открывать его в программе для просмотра фотографий, поскольку вам важна звуковая дорожка. Точно так же абсолютно бесполезно показывать красоту картины тому человеку, который не может видеть. Чтобы получать некую информацию человечество придумало большое количество приборов. Например, как ученые находили бы лекарства от болезней, если бы не было бы микроскопа, как бы журналисты могли запоминать большое количество полученной информации, если бы не было диктофонов. Иными словами, для получения информации ученые и техники изобрели большое количество приборов, которые являются аналогами человеческих чувств, с той или иной точностью. Далее получение информации мы будем называть вводом. Если мы пишем некоторое сообщение своему собеседнику в социальной сети, то мы хотим передать ему некую информацию. Однако, изначально данная информация вводится с помощью клавиатуры (средством ввода информации). Кроме клавиатуры, средством ввода информации в персональном компьютере считается микрофон, сканер, мышь.

  • Передача информации. Чтобы передать некоторую информацию получателю, её первоначально кодируют, после чего она передается через канал связи с помощью различных сигналов.

Обратите внимание на схему выше. Она показывает, что изначально информацию поступает от источника к кодирующему устройству, где информация кодируется таким образом, который воспринимает именно данный канал. После кодирования информация поступает в канал связи, по которому она переходит к приемнику (получателю). Однако, прежде, чем попасть на приемник, её необходимо из кода вернуть в исходное состояние. Этим занимается декодирующее устройство. Если декодировки не произошло бы, то информация к получателю вместо видео, картинок, аудио или осмысленного текста, пришла в виде набора символов, цифр и букв. Подобную информацию вы можете увидеть, если откроете, например, картинку с помощью блокнота.

Чтобы получить внятную информацию на выходе, каждый канал связи предполагает некий язык, который позволяет кодировать и декодировать. К таким языкам можно отнести азбуку Морзе, которую удачно используют до сих пор в экстренных ситуациях, а также шрифт Брайля. Однако, кодирование на персональном компьютере происходит другим образом., с помощью секретного шифра.

Но очень часто можно встретить ошибки информации из-за разнообразных помех. И в результате при потере даже одного символа, весь шифр изменяется. Помехами могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, человеческим фактором, а также ошибками техники при шифровании.

Виды и примеры информационных процессов

Информация окружает человека в течение жизни постоянно. Просыпаясь утром, читая книгу или путешествия, люди получают и определенным образом перерабатывают информацию. Важно правильно понимать, что и каким образом происходит, какие действия нужно произвести или работа с информацией завершится успешно без дополнительных усилий и средств. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, что такое информационные процессы. Рассмотрим это понятие и приведем примеры из окружающей нас жизни, которые помогут сформировать правильное понимание работы с информаций.

  • Что такое информационные процессы?
  • Основные элементы
  • Виды информационных процессов (ИП)
  • Примеры из повседневной жизни

Что такое информационные процессы?

Информационные процессы, как уже отмечалось, возникают там, где происходит взаимодействие с информацией. В ходе их протекания происходит сбор, распознавание, передача, прием, кодировка, защита и другие действия с этим важным ресурсом. Владение правильной и адекватной информацией обеспечивает человеку принятие правильных жизненных и профессиональных решений.

Протекание и оценка результата зависит от того в какой информационной системе происходит процесс. Выделяют два типа систем: естественные и искусственные. К первому типу относятся биологические (все, что происходит в природе, в том числе, и с человеком) и социальные (взаимодействие между людьми). Ко второму – технические и социотехнические. В этих системах существенное влияние на протекание информационных процессов оказывают технические и технологические компоненты.

Простейший пример информационных процессов естественного характера: человек вышел из дома и с помощью своих органов чувств понял, какая погода стоит на улице. Если говорить о процессах в искусственной системе, то можно рассматривать работу любого технического средства как с участием человека, так и без него.

Читайте также:
Парламентский запрос: что это такое, описание и особенности

Основные элементы

Информационный процесс можно определить как алгоритм последовательных действий с информацией. При таком рассмотрении в нем имеет смысл выделить четыре основные составляющие:

Важно! Определенный набор рассматриваемых элементов и их правильная комбинация определяют, какого вида осуществляется информационный процесс и принесет ли его организация верное решение.

Виды информационных процессов (ИП)

В зависимости от решаемой задачи различают три основных вида ИП:

1.Сбор и хранение

Решение любой задачи требует определенной информации. Например, человек решил приобрести новый компьютер. Он не будет делать это спонтанно. Изучение характеристик товара на сайтах производителей или продавцов компьютерной техники, ознакомление с отзывами покупателей, беседа с консультантом магазина позволят собрать некоторый объем информации, которая должна быть обязательно где-то зафиксирована.

Если человек не рассчитывает на собственную память, то сохранение информации проводится на материальном носителе. Для аналоговой формы исторически основной носитель – бумага. Развитие техники позволило использовать дополнительные средства, например, грампластинку, магнитофонную лену и т.п. Широкое применение компьютер и цифрового формата представления информации расширило возможности хранения. Новые носители позволяют при минимальных размерах хранить информационные мегаобъемы. При этом для пользователя они могут носить виртуальный характер – облачные хранилища.

В результате обработки информация переходит в категорию данных. Исходник меняет либо форму представления, либо содержание. Для обработки используют определенные правила, в том числе, кодирования, поиска или сортировки.

Преобразование формы станет понятнее на примере музыкального произведения. Записанное нотами на бумаге – одна форма. Исполнитель воспроизводит (обрабатывает) ноты, и публика слышит (звуковая форма) мелодию. Возможен обратный вариант обработки. Композитор «слышит» музыкальный фрагмент в голове, а затем записывает его на бумагу.

Преобразование информации в новую происходит при принятии любого решения. Это может быть задача из любой области. Например, математический пример. И это понятно. Поясним такую обработку на бытовой ситуации. Человек встал утром и выяснил, какая погода за окном. Это исходные данные для выбора одежды и обуви для выхода из дома. Сам выбор – это обработка. Гардероб, которому человек отдал предпочтение, – это решение или новая информация.

В процессе передачи всегда участвуют два объекта: передатчик и приемник. Между ними имеется канал связи. При использовании участниками ИП различных форм представления, в том числе, способов кодирования, в процесс включатся кодирующее и декодирующее устройства. В ходе передачи может происходить искажение информации из-за различных помех, которые возникают.

Например, человек звонит по телефону. Источник – звонивший, приемник – принимающий звонок, канал связи – радиоволны, кодирующее устройство – микрофон, декодирующее – динамик. При плохой связи часть речи источника становится непонятной. Адресат слышит не все и может сделать из разговора неправильные выводы. Чем длиннее цепочка передачи информации, тем больше процент искажения. Для минимизации такого явления в схему передачи вводится элемент обратной связи.

Примеры из повседневной жизни

В ходе рассмотрения вопроса представлены примеры информационных процессов в различных информационных системах. Для полного понимания того, что такие процессы окружают нас постоянно в повседневной жизни, приведем еще несколько примеров:

определение времени суток по естественному освещению

поиск номера телефона в адресной книге

общение в месенджере или социальной сети

сохранение фотографии в памяти телефона

просмотр видео и т. п.

Технические возможности позволяют сегодня использовать цифровые технологии, которые существенно облегчают и укоряют выполнение информационных процессов как в быту, так и профессиональной деятельности.

Информационные процессы

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 142.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 142.

Информацию можно обрабатывать, передавать и хранить. Особенности проведения и технические средства, позволяющие реализовать процессы работы с информацией, рассмотрены в данной статье.

Информационные процессы

Информация на сегодня является одним из главных экономических ресурсов. И все области деятельности человека, так или иначе, сопряжены с обработкой, хранением и передачей информации.

Всем известна фраза Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром», которую он произнес еще в 19 веке, воспользовавшись тем, что раньше всех получил сведения о победе англичан в войне с Наполеоном и нажил на этом целое состояние. Эта фраза актуальна и по сей день.

Рис. 1. Портрет Натана Ротшильда.

Действия, проводимые с информацией, принято называть информационными процессами. Тема «Информационные процессы» изучается в курсе информатики 10 класса.

Информационные процессы подразделяют на три типа:

  • сбор и хранение информации;
  • обработка информации;
  • передача информации.

Сбор и хранение информации

Сбор информации означает фиксирование информации, с помощью специальных технических средств.

Можно привести примеры средств сбора информации: это могут быть как отдельные электронные приборы – измерительные приборы, регистраторы, счетчики, датчики, электронные весы, так и системы автоматического сбора и регистрации информации.

Сохранить информацию – означает запечатлеть ее на некотором материальном носителе.

В роли носителей информации могут быть различные материальные приспособления или электронные носители. Исторически носителями информации были камень, пергамент, папирус, и впоследствии бумага. Процесс сохранения заключался в нанесении (выбивании, начертании) закодированных с помощью символов письменности знаков с помощью различных приспособлений: резцов, перьев и чернил, карандашей и шариковых ручек. С появлением книгопечатания, а затем и различных электронных печатающих устройств, появилась возможность создавать различные бумажные документы в больших количествах.

Информацию можно также сохранять на электронных носителях, тогда хранимые документы будут называться электронными документами.

Существуют следующие электронные носители информации:

  • флэш-память;
  • оптические диски (CD, DVD, BD);
  • магнитные ленты;
  • гибкие магнитные диски;
  • жесткие диски;
  • облачные хранилища.
Читайте также:
Как мужу отсудить долю в квартире его семьи?

В настоящее время ведутся работы по созданию высокотехнологичных накопителей. Ученые-физики из швейцарского города Цюриха разработали новый квантовый материал из синтетического кристалла. С помощью такого кристалла они проводят исследования, которые позволят создать новейшие технологии хранения информации нового поколения.

Обработка информации

Процесс обработки информации предполагает изменение формы представления или содержания информации.

К группе процессов обработки информации, связанных с изменением содержания относятся такие действия как вычисления по формулам, логические рассуждения, обобщения, моделирование.

Основные виды процессов обработки информации, ориентированные на перемену формы ее выражения:

  • Кодирование – представляет собой преобразование информации из одной формы в другую с помощью систем кодирования. В качестве примера кодовой системы можно привести азбуку Морзе или различные системы шифрования.
  • Структурирование – распределение информационных сообщений таким образом, чтобы они составляли единую структуру, то есть выявление связей между ними. Например, расположение данных, привязанных к определенному времени, в хронологическом порядке. Или наглядное представление различных сведений в виде таблиц, графов или иерархических структур.
  • Поиск – заключается в отборе необходимых сведений, удовлетворяющих определенному условию. Поиск можно осуществлять методом последовательного перебора, когда все элементы массива данных последовательно просматриваются до тех пор, пока не будет найден искомый элемент. Также поиск можно проводить методом половинного деления.

Рис. 3. Кодовая таблица азбуки Морзе.

Объект, выполняющий обработку информации, называется исполнителем. Для исполнителя требуется определенный алгоритм, состоящий из последовательности действий, которые бы вели к определенному результату. В качестве исполнителя обычно выступает человек или электронно-вычислительное устройство.

Передача информации

Передача информации – это информационный процесс, заключающийся в перемещении информационных сигналов от источника к приемнику по информационным каналам связи. Особенности информационного процесса передачи информации заключаются в тесной связи с изменением формы представления информации. Так, передаче производится кодирование и декодирование информации для удобства транспортировки сигнала. Например, при передаче электронного письма требуется преобразовать текстовую информацию в электрические сигналы и передать по телекоммуникационным каналам связи. То есть процесс передачи тесно связан с информационным процессом обработки информации.

Разные помехи, возникающие при передаче сигнала, называются шумом. Для защиты от помех применяют избыточное кодирование, которое заключается в многократном повторении передаваемых сигналов. Помехозащищенность является важной характеристикой канала связи.

Еще одним параметром, характеризующим канал связи, является пропускная способность, которая выражается в количестве символов переданных за единицу времени по каналу связи в отсутствие помех.

Что мы узнали?

Информация является стратегическим ресурсом, все виды жизнедеятельности современного общества связаны с получением, хранением, преобразованием и распространением информации. Различают информационные процессы передачи, хранения, обработки. Процесс обработки информации может быть направлен как на изменение содержательной части информационного сообщения, так и на преобразование формы выражения информации. С обработкой информации тесно связан процесс передачи, качество которого зависит от свойств канала связи. Для сбора и хранения информации существует большое количество различных приспособлений и устройств.

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 1.2. Информационные процессы

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление
  • информационные процессы
  • информационная деятельность
  • сбор информации
  • обработка информации
  • хранение информации, носитель информации
  • передача информации, источник, канал связи, приёмник
1.2.1. Понятие информационного процесса

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего’ либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию. Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем мы телеграмму, пишем SMS- сообщение или разговариваем по телефону — мы передаём и получаем информацию.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Рассмотрим информационные процессы более подробно.

1.2.2. Сбор информации

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется и какие книги у него уже есть.

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.

Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.

Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.

1.2.3. Обработка информации

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно бблыпие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.

Читайте также:
Требование об уплате налога

Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка на иностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Можно выделить два типа обработки информации:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лева, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался физики;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Решение. Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице.

Ниже представлена таблица, в которой отражена информация о победителях олимпиад, содержащаяся в условии задачи. Например, из п. 1 можно сделать вывод, что ни Аня, ни Саша не являются победителями олимпиады по информатике. Это отражено в таблице знаками «—» в ячейках на пересечении строк и столбцов с соответствующими именами школьников и названиями олимпиад.

Имеющейся в таблице информации достаточно, чтобы сделать вывод о том, что победителем олимпиады по информатике стал Миша. Отметим это знаком «+» в соответствующей ячейке. Так как каждый из ребят стал победителем одной олимпиады, то Миша не может быть победителем олимпиад по физике, математике, литературе и географии. Отразим это знаками «—» в соответствующих ячейках. Продолжив рассуждения, получим:

Ответ: Аня — победитель олимпиады по математике, Саша — по географии, Лена — по физике, Вася — по литературе, Миша — по информатике.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:

  • структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
  • кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информаций;
  • отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.

Большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором — рёбрами.

Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.1.

Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений — десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют на основании результатов измерений построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.

На уроках информатики вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.

1.2.4. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры — сохранить изображение.

Хранение информации всегда связано с её носителем — материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересного о носителях информации, использовавшихся в далёком прошлом, вы можете узнать из статьи «Бумага и прочие писчие материалы» (50519) энциклопедии «Кругосвет», размещённой на сайте http://sc.edu.ru/.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации — магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.

Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.

Читайте также:
Трест благотворительный: что это такое, описание и особенности

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

1.2.5. Передача информации

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.

Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 1.2):

1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;

2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;

3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации— каналу связи;

4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

1.2.6. Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:

  • цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
  • пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
  • многие дикие животные пахучими Метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
  • трели соловья служат для привлечения самки;
  • домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;
  • животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

Информационные процессы характерны и для технических устройств. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Программно управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией — программой их работы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.

На сайте http://sc.edu.ru/ размещены анимационные ролики «Информация в живой природе» (134839) и «Информация в технике» (134950). Знакомство с ними поможет вам расширить свои представления о разнообразии информационных процессов.

Самое главное.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию — значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — приёмник информации.

Вопросы и задания

1.Ознакомьтесь с материалом презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебники? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

Discovered

О финансах и не только…

Информационные ресурсы

Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.

Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.

Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Что такое информационные ресурсы?

Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.

В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.

Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).

Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:

  • Государственные (национальные) информационные ресурсы — информационные ресурсы, полученные и оплаченные за счет средств государственного бюджета. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти. Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.
  • Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Примерами информационных ресурсов предприятия являются: информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность т.п. Подобная информация используется непосредственно предпринимателями при выборе поставщиков, партнеров и размещении заказов; для выхода на рынок с новым товаром; для поиска покупателей; при слиянии и поглощении компаний; для проведения маркетинговых исследований и т.п.
  • Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:

  • персонал, который обладает знаниями и квалификацией;
  • документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
  • коллекции объектов неживой и живой природы (промышленные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы и др.).

В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:

  • социально-экономические;
  • научно-технические;
  • культурные;
  • правовые;
  • развлекательные;
  • образовательные.

По категории доступа информационные ресурсы могут быть:

  • открытыми (общедоступными);
  • закрытыми (с ограниченным доступом, т.е. имеющими конфиденциальный характер или являющиеся государственной тайной).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с нормативно-правовыми актами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой ограничивается или запрещается законом.

По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:

  • тематические;
  • научные;
  • новостные;
  • справочные данные;
  • вторичную информацию;
  • рекламу.

По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:

  • научные ресурсы;
  • социальные ресурсы;
  • экологические ресурсы;
  • финансово-экономические ресурсы;
  • нормативно-правовые ресурсы;
  • статистические ресурсы;
  • обучающие ресурсы и т.д.

По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:

  • некоммерческие ресурсы (открытые государственные и отраслевые публичные библиотеки, фонды, хранилища, музеи, передачи по общедоступным каналам эфирного или кабельного телевидения и радио, бесплатное образование и т.п.);
  • коммерческие ресурсы (конкретный информационный продукт, имеющий определенную стоимость и продаваемый по рыночной цене, или платный доступ в библиотеки, фонды, хранилища, музеи, к системе платного телевидения, в информационные системы, в том числе Интернете и т.д.).

Особенности информационных ресурсов

Ключевые особенности информационных ресурсов:

  1. В отличие от других видов ресурсов (например: материальных, финансовых и др.) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний, их запасы не только не убывают, но и растут.
  2. По мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).
  3. Информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, техникой, энергией, финансами и др. информационный ресурс становится движущей силой.
  4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом повторного производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени, средств на его прямое, первичное генерирование.
  5. Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой и осуществляется в форме информационного ресурса.
  6. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд (научный, управленческий, инженерный и др.) включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственного труда сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний, но эта часть труда (часто требующая большую часть времени и затрат) необходима при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.
  7. Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их обработки (кодирования), распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор использования информационного ресурса (может быть ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов).

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.
Читайте также:
Дилерская деятельность: что это такое, описание и особенности

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).

ИНФОФИЗ – мой мир.

Весь мир в твоих руках – все будет так, как ты захочешь

Весь мир в твоих руках – все будет так, как ты захочешь

  • Главная
  • Мир физики
    • Физика в формулах
    • Теоретические сведения
    • Физический юмор
    • Физика вокруг нас
    • Физика студентам
      • Для рефератов
      • Экзамены
      • Лекции по физике
      • Естествознание
  • Мир астрономии
    • Солнечная система
    • Космонавтика
    • Новости астрономии
    • Лекции по астрономии
    • Законы и формулы – кратко
  • Мир психологии
    • Физика и психология
    • Психологическая разгрузка
    • Воспитание и педагогика
    • Новости психологии и педагогики
    • Есть что почитать
  • Мир технологий
    • World Wide Web
    • Информатика для студентов
      • 1 курс
      • 2 курс
    • Программное обеспечение компьютерных сетей
      • Мои лекции
      • Для студентов ДО
      • Методические материалы
  • Физика
  • Астрономия
  • Информатика
  • Индивидуальный проект
  • Арх ЭВМ и ВС
  • ПОКС

Как сказал.

Вопросы к экзамену

Для всех групп технического профиля

Список лекций по физике за 1,2 семестр

Я учу детей тому, как надо учиться

Часто сталкиваюсь с тем, что дети не верят в то, что могут учиться и научиться, считают, что учиться очень трудно.

Лекция 07. Информационные ресурсы сети Интернет

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

В настоящее время интенсивно развивается Интернет – компьютерная сеть, охватывающая весь мир. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра. Кроме того, Интернет предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.

Пользователи Internet получают информацию в виде гипертекста, являющегося основным способом представления данных. Термин Гипертекст, применяемый в последнее время в сочетании с прилагательным мультимедийный, означает документ, содержащий текстовые, звуковые и изобразительные фрагменты. Особенностью такого документа является наличие выделенных ключевых слов, всякого рода кнопочек и иконок, щелчки по которым воспроизводят соответствующие фрагменты, которые могут и не входить в состав данного документа, а находиться в памяти другого компьютера. Выделенные поля, активизация которых вызывает отображение следующих кадров, представлены в гипертекстовом документе ссылками на соответствующий фрагмент в пределах файловой системы данного компьютера или адресами URL для вызова недостающих компонентов из сети. Идеи гипертекста в том или ином виде присутствуют в различных справочных системах, в частности в системе помощи Windows всех версий (Help-система). Для описания гипертекстовых документов в Internet используется специальный язык HTML – HyperText Markup Language. Таким образом, можно сказать, что гипертекст – это многостраничная информация различного вида, связанная в различных страницах многочисленными ссылками.

Несмотря на то, что современные навигаторы «понимают» наиболее распространённые протоколы, в сетях постоянно возникают новые изобразительные средства. Навигаторы начинают разбухать, но угнаться за валом этих нововведений они не могут. Поэтому в 1994 возникла идея создания алгоритмического языка интерпретирующего типа, на котором можно было бы писать «проигрыватель» документа любого формата. Так в мае 1995 в компании Sun Microsystems появился язык Java, интерпретаторы с которого были реализованы на большинстве вычислительных платформ сети Internet. На этом языке пишутся приложения для Internet – апплеты, которые могут исполняться на любом компьютере, снабжённом Java-интерпретатором.

В настоящее время Internet не является отдельной сетью – на самом деле это сообщество сетей (именно поэтому Internet называют “сетью сетей”), в которое сейчас входит более 2 миллионов компьютеров во всем мире. И если вы подключены к сети, являющейся частью Internet, то вы имеете доступ к ресурсам любого из них.

Все программное обеспечение, которым можно пользоваться для работы в сети Интернет, можно поделить на две части. Это телекоммуникационные пакеты и абонентское программное обеспечение для работы в сети Интернет.

Телекоммуникационные пакеты используют для подключения к хосту сети, пользуясь обычными телефонными линиями. При этом пользователю предоставляется возможность работы на одном из хостов сети в режиме online, т.е. он может пользоваться всеми ресурсами узла сети так, как если бы он работал на его терминале.

Абонентское программное обеспечение обеспечивает обслуживание процессов получения и просмотра информации абонентом сети Интернет. Среди огромного количества программ этого назначения наиболее широко известны web-обозреватели Internet Explorer, Opera и Mozilla, пакеты обслуживания почты и новостей Eudora, службы Microsoft Outlook, Outlook Express и др.

Информационный ресурс — это данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

Поиск информации в Интернете

Если ваш компьютер имеет подключение к Интернету и на нем установлена программа просмотра web-страниц – браузер (например, в операционной системе Windows стандартное приложение Интернет Explorer), то у вас есть возможность поиска информации в Интернете из любого места на компьютере. Такая возможность обеспечивается наличием в Интернете поисковых серверов.

Поиск в сети – непростое занятие, которое зачастую занимает много времени и не приводит к желаемому результату. Причины затруднений при поиске информации в сети разнообразны и зависят как от личности «следопыта», так и от наличия и принципа организации данных в сети Интернет. Начиная поиск, необходимо понимать, во-первых, что Вы хотите найти, во-вторых, основные принципы работы в глобальной сети.

Читайте также:
Как зарегистрировать предприятия?

Поисковыми серверами называют выделенные компьютеры, которые автоматически просматривают все ресурсы Интернета и индексируют их содержание.

Затем вы можете передать такому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую вас тему, и сервер возвратит вам список ресурсов, соответствующих вашему запросу. Таких серверов существует довольно много, например: Google (www.google.com), Yahoo! (www.yahoo.com); российские поисковые серверы: Rambler (www.rambler.ru), Яндекс (www.yandex.ru) и др. Если в Интернете есть информация, которая вас интересует, то ее наверняка можно найти при помощи поисковых серверов.

Задавая образ поиска в поисковой системе, следует иметь в виду, что алгоритмы поиска информации в сети, подобно поиску информации в базе данных, основаны на логике. Перед вводом запроса нужно его обдумать. Чем конкретней задана тема поиска, чем уникальней сочетание слов, тем больше вероятность получения верного, быстрого и лаконичного ответа. Необходимо обратить внимание на необходимость использования поискового языка. Разные поисковые системы «говорят» на сходных языках, но имеют свои «диалекты». Один и тот же поисковый запрос (сочетание слов, отвечающее интересующей Вас информации) в разных поисковых системах может быть понят по-разному. Знакомясь с поисковыми системами, необходимо обратить внимание на ввод специальных символов, с помощью которых можно отмечать слова, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны присутствовать в результатах поиска (обычно это знак +) или, которые НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ среди результатов (обычно это знак -). Это поможет быстрее найти данные.

1. Несколько ключевых слов, разделенных пробелом, соответствуют операции логического сложения: ИЛИ (OR). Например, указав ключ: , мы получим список всех документов, в которых встречается слово «Школьная» или слово «информатика».

2. Несколько слов, заключенных в кавычки, воспринимаются как единое целое. Например, «Школьная информатика».

3. Знак + между словами равносилен операции логического умножения: И (AND). Указав в запросе ключ , получим все документы, в которых имеются эти два слова одновременно, но они могут быть расположены в любом порядке и в разброс.

Нахождение информационных ресурсов в каталогах. В каталогах Интернета хранятся тематически систематизированные коллекции ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы World Wide Web. Ссылки в такие каталоги заносятся не автоматически, а их администраторами. Занимающиеся этим люди стараются сделать свои коллекции наиболее полными, включающими все доступные ресурсы на каждую тему. В результате пользователю не нужно самому собирать все ссылки по интересующему его вопросу, но достаточно найти этот вопрос в каталоге – работа по поиску и систематизации ссылок уже сделана за него.

Каталоги обычно имеют древовидную структуру и похожи на очень большой список закладок. Когда World Wide Web только начинала развиваться и ее серверы еще можно было пересчитать, некоторые пользователи вели их списки. Со временем WWW-серверов становилось все больше, каждый день появлялись новые, и механизма закладок стало недостаточно для того, чтобы хранить эту информацию. Некоторые пользователи WWW стали создавать специальные программы для поддержания базы данных по ссылкам на ресурсы Интернета, ее автоматической синхронизации и управления ею. Именно так и родились глобальные каталоги сети, как, например, Yahoo! (www.yahoo.com), Lycos (www.lycos.com), российский каталог ресурсов List (www.list.ru) и др.

Как правило, хорошие каталоги сети Интернет обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, списки последних поступлений, списки наиболее интересных из них, выдачу случайной ссылки, автоматическое оповещение по электронной почте о свежих поступлениях.

Существуют также специализированные поисковые серверы:

1. Поиск E-mail, адресов и людей/компаний: Fourl I Directory, Lookup, Nynex Inreactive Yellov Pages for business, Phone Directory.

2. Поиск программного обеспечения: FTP Search, Snoopie, Jumbo.

3. Поиск в телеконференциях: DejaNews.

4. МЕТАПОИСК-универсальный метод поиска: SavvySearch, All-in-One Search Page, Metasearch, Searchers, Starting Pointmetasearch, W3 Search Engines.

На многих информационных серверах имеются ссылки на такие поисковые серверы.

Поиск информации на отдельном web-узле. Каждому пользователю Интернета часто приходится решать задачу поиска информации на отдельном web-узле. Если вы связываетесь с Интернетом через модем, то, очевидно, что чем больше вы тратите времени на поиски, тем дороже стоит получаемая информация. Следовательно, умение быстро разобраться в структуре узла и способах навигации (т.е. путей перемещения с одной web-страницы узла на другую) становится полезным навыком.

Для быстрого поиска информации на web-узле можно предложить следующие варианты:

а) путем начального задания адреса вручную в строке URL(Адрес) или выбора документа из списка истории браузера (программы просмотра web-страниц), если таковая уже накоплена;

б) по гипертекстовым ссылкам;

в) по каталогам узла с помощью обрезания строки ранее введенного адреса (URL), последовательно поднимаясь от каталога к каталогу вверх к корню сервера.

Один из самых эффективных способов ускорения работы с web-страницей – это активное использование средств автоматического поиска. Такой подход особенно практичен для многоэкранных страниц с информационных узлов, когда визуальное ознакомление с материалом становится слишком трудоемким. Поиск на странице можно произвести по терминам, введенным в специальный поисковый шаблон, который активизируется в браузерах клавишами Ctrl+F или через меню Правка-Поиск на этой странице или нечто подобное.

1. Поиск на web-странице всякий раз проводится вверх или вниз по странице в зависимости от указания направления в шаблоне, начиная с начала (если вниз) или с конца документа (если вверх), независимо от того, какая часть страницы отображается на экране на момент начала поиска.

2. Допустимо введение в шаблон не только единичного термина, но и фразы, что делается одной строкой без использования специального синтаксиса. Специальная пометка в шаблоне позволяет искать с учетом регистра символов.

Читайте также:
Иностранная религиозная организация: что это значит

3. Найденное слово или фраза выделяются в тексте, и происходит автоматическое перемещение к их местоположению, однако выделенное поле не всегда можно наблюдать.

4. Если при старте поиска уже есть выделенная область текста, то поиск начинается именно с нее в заданном в шаблоне направлении, само содержимое выделенного поля участия в поиске уже не принимает, так же как и оставшаяся часть страницы. Отметим, что всякий раз, когда поисковая процедура закончена, на странице остается выделенная область текста, соответствующая последнему совпадению. Если необходимо выполнить поиск с новыми терминами, то следует сначала снять уже существующее выделение кликом мыши в любой точке текста, иначе в новом поиске будет участвовать только часть страницы вверх или вниз от выделенной области в зависимости от направления, заданного в шаблоне.

5. Надписи, выполненные в графике, не откликаются на поисковые запросы.

На многих серверах предусмотрена страница, которая предлагает более детальное изложение его содержания, чем основное меню. Такая страница называется «Карта сервера» («Sitemap»).

Аналогично используют функцию поиска по странице для того, чтобы найти ссылку на локальную поисковую машину, если она организована разработчиком узла. Тогда после нажатия Ctrl+F следует ввести в шаблон слово «поиск» («search»), и ссылка будет найдена в течение секунды.

Еще одно замечание сделаем относительно возможности еще до нажатия на гиперссылку отследить адрес (URL), по которому она осуществит переход. Когда указатель мыши встает на ссылку (без нажатия), то в строке состояния браузера появляется соответствующий адрес. Эту информацию можно использовать для предварительной оценки целесообразности такого перехода, она также полезна и в случае применения разработчиком специальной графической карты гипертекстовых ссылок (UsemapClientSide), когда отдельные фрагменты сомкнутой воедино картинки могут являться ссылками на различные ресурсы.

Работая в сети Интернет, не забывайте, что Вы имеете дело как с людьми, так и с машинами. Причем не в самом лучшем проявлении тех и других. Люди часто оформляют информацию так, как им нравится, а не так, как многим удобно. А машины БУКВАЛЬНО разыскивают те слова, которые Вы им задаете, не понимая, что, например, по запросу «клетка» следует искать клетки для канареек.

Глобальная сеть – очень подвижная система, которая постоянно меняется и по структуре, и по содержанию. Там, где сегодня Вы нашли массу интересной информации, завтра Вы ее можете не увидеть. Адреса сайтов могут со временем изменяться.

Путеводитель по интернет ресурсам (примеры информационных ресурсов сети Интернет):

Поисковые системы.

Справочно-правовые системы

Информационные центры и агентства

– Агентство социальной информации (http://www.asi.org.ru/)

– Открытое информационное агенство (http://openinform.ru/)

– Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) (http://infosud.ru/)

Общедоступные базы данных.

– База данных Российской книжной палаты «Книгоиздание военных лет».(http://1945. bookchamber.ru/searchForm.htm)

– Полнотекстовая библиотека публикация российских СМИ. (http://www.infomag.ru/)

– Университетская информационная система РОССИЯ. (http://uisrussia.msu.ru)

– Электронный архив древнерусских материалов. (http://www.lrc-lib.ru/)

– Электронный каталог, базы данных и справочно-нормативные массивы ИНИОН. (http://www.inion.ru/)

Энциклопедии, словари, справочники.

Информационные ресурсы общества

Содержание:

Предмет: Информатика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по информатике на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время – это период, характеризующийся беспрецедентным увеличением объема информационных потоков. Это касается как экономики, так и социальной сферы.

Информация – это решающий фактор, определяющий развитие технологий и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют высокие требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Термин информация происходит от латинской информации, что означает разъяснение, осведомленность, представление. С позиции материалистической философии информация является отражением реального мира с помощью информации (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в форме речи, текста, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т. д. В широком смысле информация является общей научной концепцией, которая включает в себя обмен информацией между людьми, обмен информацией. сигналов между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – информация об объектах и ​​явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые снижают степень неопределенности и незавершенности существующих о них.

Ресурс – акции, источники чего-то. Такое толкование дано в словаре русского языка С. И. Ожеговым. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена ​​на материальное производство.

Известны несколько основных типов ресурсов, которые уже стали классическими:

  • природные ресурсы – объекты, процессы, условия окружающей среды, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
  • трудовые ресурсы – люди с общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
  • финансовые ресурсы – средства, которыми владеет государство или коммерческая организация;
  • энергоресурсы – энергоносители, например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергетика, электричество и т. д.

В информационном обществе центр внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя он всегда существовал, не считался ни экономической, ни другой категорией; никто конкретно не говорил о нем, тем более не вводил никаких определений.

Читайте также:
Механические асфиксии: что это такое, описание и особенности

Общая концепция информации

Одним из ключевых понятий в информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого осуществлялось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено немало публикаций, в которых отражены как разные мнения и определения, так и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

Таким образом, формируется еще один самостоятельный тип общественного ресурса – информационный, который позволяет экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества во многом связан сегодня с улучшением информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов.

Понятие «информационный ресурс общества» является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этой концепции началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

Создание на рубеже 80-х годов принципиально новой концепции – национальных информационных ресурсов – было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технических, экономических, политических, военных), а также от уровня развития и эффективность использования средств передачи и обработки информации.

Понятие информационных ресурсов находится на стадии формирования, сложность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий, как «знание», «информация», «данные» и т. д.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дает следующее определение информационным ресурсам: информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданы, приобретены за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Другими словами, информационные ресурсы общества представляют собой информацию различного характера, материализованную в виде документов, баз данных и баз знаний.

Информационный ресурс – данные в любой форме, которые можно использовать повторно для решения пользовательских проблем. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеоклип. Информационные ресурсы в Интернете характеризуются определенной продолжительностью жизни и доступностью для более чем одного пользователя.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, хранилища, музейные магазины и т. д.).

На протяжении всего предыдущего XX в. В истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и услуг, как правило, относится к категории непроизводственных затрат.

Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов А. Осттингер, председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета, писал, что придет время, когда информация станет таким же основным ресурсом, как материалы и энергия и, следовательно, в связи с этим ресурс должен быть сформулирован с такими же критическими вопросами: кому он принадлежит, кому он интересен, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование?

Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту идею следующим образом: «Наша экономика основана не на природных ресурсах, а на умах и применении научных знаний». В настоящее время идет борьба за контроль над самым ценным из всех известных на сегодняшний день ресурсов – национальными информационными ресурсами.

«Мы не собираемся в другие страны, чтобы воспользоваться преимуществами более низких затрат. «Мы представляемся там, потому что есть интеллектуальные резервы, и мы должны перехватить их, чтобы успешно конкурировать».

Чтобы обеспечить активацию и эффективное использование информационных ресурсов компании, необходимо «электронизировать» информационные фонды. По словам академика А. Ершова, именно «загрузка и активация информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети является, по сути, задачей информатизации по своему техническому содержанию».

Активные информационные ресурсы – это та часть ресурсов, которая представляет собой информацию, доступную для автоматического поиска, хранения и обработки: профессиональные знания и навыки, оформленные и сохраненные на компьютерном носителе в виде рабочих программ, текстовых и графических документов, а также любых других информативных данных. это потенциально доступно на коммерческой основе пользователям национального компьютерного парка. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Из этого можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов является важнейшим показателем информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителей

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • производители информации (производители);
  • продавцы информации (продавцы, продавцы);
  • пользователи информации (пользователи) или подписчики

На сегодняшний день компьютерные сети являются наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам, а онлайн-режим (интерактивно-интерактивный, интерактивный режим) – наиболее прогрессивный способ получения информации. Это дает возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к «большому компьютеру» (Host – computer) и его информационным ресурсам в режиме прямого общения, реализуемого в режиме реального времени.

К таким пользователям относятся как конечные потребители информации, так и промежуточные потребители, которые предоставляют своим клиентам услуги по решению информационных проблем (специальные информационные центры с доступом к нескольким онлайн-системам, или профессиональные специалисты, занимающиеся платными информационными услугами для клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных услуг онлайн включает в себя следующие основные сегменты:

  • компьютеризированные системы бронирования и службы финансовой информации;
  • базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • профессиональные базы данных.

Среди баз данных обычно выделяют следующие типы:

  • текст (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • базы данных, содержащие изображения и использующие мультимедиа;
  • числовые и табличные базы данных;
  • базы данных, содержащие программное обеспечение;
  • доска объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме – “профессиональными онлайновыми БД”.

Читайте также:
Массовая информация: что это такое, описание и особенности

К производителям информации относят как организации, добы­вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов. Основными информационными ресурсами современного общества, являются библиотеки и интернет.

Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
  • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
  • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
  • организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);
  • выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные ресурсы Интернета

Интернет – глобальная компьютерная сеть и новая среда информационного поиска. Состав информационных ресурсов Интернета. Распределенная гипертекстовая система WWW как важнейший информационный ресурс Интернет.

Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь поверхностное, приближенное представление о них.

Электронная почта является самым массовым средством электронных коммуникаций Internet, через нее можно получить доступ практически ко всем ресурсам Internet, а так же информационным ресурсам других сетей.

Веб-сайты как источники информационных ресурсов Интернета. Состав и характеристика WWW-сайтов и порталов в области образования, культуры и искусства. Электронные библиотеки в составе информационных ресурсов Интернета. Характеристика Интернет-ресурсов по конкретной научной специальности подготовки аспирантов и соискателей вуза культуры и искусств.

Энциклопедические Интернет-ресурсы (Рубрикон http://www.rubricon.com; Мегаэнциклопедия http://mega.km.ru/; Википедия http://ru.wikipedia.org).

Система адресации ресурсов в Интернете: цифровой IP-адрес, доменный DNS-адрес.

Заключение

Производство баз данных в России началось примерно в середине 70-х годов. (имеется в виду промышленная тиражируемая по заказам организаций – потребителей баз данных). В настоящее время количество баз данных, созданных в стране, составляет около 30 тысяч, в том числе доля крупных (более 100 тысяч записей) составляет 26%, средних – 49% и малых (менее 1 тысячи записей) – 25%. Более того, количество баз данных, содержащих массовую, коммерческую, официальную и финансовую информацию, не превышает 5% от общего количества существующих баз данных.

На мировом информационном рынке большинство центров-генераторов баз данных заняты именно в сфере деловой и коммерческой информации. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать расширения и развития именно этого сектора информационного рынка в России.

Согласно данным, представленным в работе, в настоящее время интерактивные телекоммуникационные сети доступа охватывают чуть более 10 тысяч российских пользователей, из которых около трети составляют иностранные пользователи, расположенные в России. По-видимому, эта цифра не отражает нынешнюю потенциальную потребность пользователей в доступе к глобальным и внутренним компьютерным сетям и базам данных, и в ближайшие годы следует ожидать резкого увеличения числа организаций и частных лиц, подключенных к различным сетям передачи данных, и прежде всего в сети, которые обеспечивают доступ к глобальной сети Интернет.

Обилие информационных ресурсов, которые стали потенциально доступными для пользователя, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования, разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам хост-центров и использования бесплатные ресурсы в интернете. В связи с этим возрастает роль информационных брокеров, и на повестке дня вновь стоит задача корпоративного использования дорогостоящих информационных ресурсов и создания систем информационного обслуживания, основанных на принципах информационного сотрудничества.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: