Информация о гражданах: что это значит

Путин подписал закон о создании единой базы данных россиян. Что это значит?

Президент России Владимир Путин вчера, 8 июня, подписал закон о создании единой федеральной базы граждан страны. В документе сказано, что каждому гражданину России будет присвоен уникальный идентификационный номер, по которому можно будет отследить всю информацию о нем. Оператором нового реестра станет ФНС. Согласно документу, цель базы — создать систему учета сведений о населении Российской Федерации и обеспечить их актуальность и достоверность. Мы выяснили, кто сможет получить доступ к реестру, как он будет охраняться и кого привлекут к ответственности за утечку данных.

Читайте «Хайтек» в

Что будет храниться в базе?

В единой базе данных о физических лицах страны будут содержаться ФИО, в том числе и факты его изменения, дата рождения, пол, гражданство, семейное положение, а также реквизиты заграничного и российского паспортов, дипломы и другие сведения об образовании. В реестре будет информация о постановке на налоговый и воинский учет, сведения из трудовой книжки и данные о регистрации в системах обязательного страхования, в том числе СНИЛС, ИНН.

Помимо граждан страны, туда попадут иностранцы и лица без гражданства, которые были признаны беженцами, а также люди, временно проживающие или работающие в России.

Кто будет иметь к ней доступ?

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме сотрудников ведомства, ответственных за информацию, получить сведения о личных данных не сможет никто. С небольшой оговоркой: сведения из регистра могут запросить государственные органы, МФЦ, избирательная комиссия, нотариус, а также непосредственно сам гражданин, если ему нужна информация о себе или лицах, находящихся у него на иждивении.

В частности доступ к базе данных будут иметь сотрудники спецслужб. Об этом РБК сообщил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн.

«Спецслужбы тоже смогут обращаться за этой информацией. У силовых ведомств должен быть к этому доступ, не вижу в этом ничего дурного», — приводит цитату агентство.

По словам руководителя международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова, любой сбор данных создает опасность для их сохранности. Условия для цифровой слежки подобного рода дала, по словам адвоката, пандемия коронавируса.

«Это прямое нарушение федерального закона о персональных данных. Согласно ему, обработка персональных данных должна быть прекращена, а собранные данные — уничтожены в течение 30 дней со дня достижения цели их обработки», — написал Чиков в своем Telegram-канале.

Как она будет защищена?

Авторы документа заявляют, что утечка информации из единой базы данных произойти не может. По словам Хинштейна, новый регистр будет защищен 12 уровнями доступа. Это означает, что представители одного ведомства не смогут получить доступ к непрофильной информации. Например, сотрудник налоговой службы не сможет запросить информацию о ребенке, который не стоит на учете в налоговом органе.

Несмотря на это, гипотетический риск взлома остается, заявил URA.RU Евгений Лифшиц, член совета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, руководитель Агентства кибербезопасности. Саму идею создания базы Лифшиц поддержал. Однако отметил, что у него есть вопрос к самому регистру: насколько он вписывается в действующее российское законодательство?

«При этом надо понимать, что эта система безопасной не будет. Она будет иметь свои бреши — как и любая другая система. С учетом того, что все данные будут находиться в одной системе и найти их будет легко, мошенники этим воспользуются. А порой человеку это может даже стоить жизни, если говорить о медицинских данных», — приводит агенство цитату Лифшица.

Кто будет виноват, если произойдет утечка?

В документе сказано, что за любую утечку информации будет отвечать ФНС. На данный момент неизвестно, будут ли к гипотетической ответственности привлечены ведомства, на которые распространяется доступ к базе данных. Информации об этом нет.

Против создания базы выступили известные артисты: Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко и другие: они записали видеообращение против создания единого федерального регистра. «Тогда выдайте всем полосатую одежду, чтобы было удобнее следить за нашими передвижениями», — говорит в видеоролике Светлана Крючкова.

На электронном портале инициатив Change.org появилась петиция, которая выступает против «электронного концлагеря». По словам создателей, единый реестр нарушает закон о персональных данных (ч. 1 ст. 24 Конституции).

«Такой ресурс существенно повышает риски криминального характера, поскольку доступ к базе, очевидно, смогут получить разного рода преступники, мошенники, хакеры, продавцы нелегальных баз данных. Кроме того, закон несет серьезную угрозу нацбезопасности, поскольку недоброжелатели России получат легкий и удобный доступ к систематизированной полной информации о каждом гражданине России и всех лицах, проживающих и работающих в России», — отмечают авторы петиции.

Читайте также:
Денежное взыскание: что это такое, описание и особенности

Как проверить человека бесплатно по базам данных

И не нарушить закон

Еще несколько лет назад все базы данных были закрытыми, но сейчас ситуация изменилась.

Все больше данных становятся доступными для всех, у кого есть интернет. Чтобы получить информацию, уже не нужны связи и секретные коды: доступ к открытым базам бесплатный.

Правда, это работает не так, как показывают в фильмах, где по одному клику компьютер выдает подробный рассказ о человеке: когда родился, где живет, что ест и одежду какого размера носит. Получить можно только ту информацию, которую человек сам о себе когда-то предоставил.

Расскажу, какими данными мы имеем право пользоваться и как они могут сберечь деньги и имущество.

Что вы можете проверить

  • Паспорт
  • Регистрацию в паспорте
  • Разрешение иностранца на работу
  • Приглашение на въезд в страну
  • Запрет на въезд в страну
  • Исполнительные производства
  • ИНН
  • Налоговую задолженность
  • Индивидуального предпринимателя
  • Самозанятого
  • Запрет на занимаемую должность
  • Наличие судебных разбирательств
  • Штрафы, водителя или автомобиль
  • Информацию о залоге на имущество
  • Наличие наследственного дела
  • Наличие в списках террористов и экстремистов
  • Находится ли человек в розыске
  • Документы об образовании

Что такое открытые базы данных

Государство имеет право собирать информацию о физических и юридических лицах — в той мере, в какой это нужно для его функционирования. Неважно, является человек гражданином РФ или просто приехал в страну по рабочей визе — информация о нем будет фиксироваться в базах данных.

Бытует мнение, что государство не должно собирать никакой частной информации: многие считают это нарушением гражданских прав, которое ведет к тотальному контролю. На самом деле сбор многих данных необходим для нормальной работы государственных институтов и защиты прав населения. Например, сведения о регистрации автотранспорта нужны не только для начисления транспортного налога — еще они позволяют найти виновников ДТП.

Базы данных могут собирать государственные органы, коммерческие организации и частные лица.

Например, база с паспортными данными россиян и база данных ГИБДД — государственные. Посторонние не имеют к ним полного доступа.

Если же каршеринговая фирма создает базу данных своих автомобилей и клиентов сервиса — это коммерческая база. Ответственность за сохранность этих сведений несет сама компания.

Кроме того, почти у каждого человека есть своя собственная база данных — список номеров в телефоне. Это персональные данные, которыми человек распоряжается с согласия владельцев телефонных номеров. Если владелец просит никому не давать его номер — необходимо соблюдать договоренность.

В любой из этих баз информация делится на две категории.

Персональные данные. К ним относится все, что позволяет связать информацию с конкретным физическим лицом.

Например, человек купил машину, открыл банковский счет, заключил брак или у него появились дети. Государство обо всем этом знает, но просто так никому ничего рассказывать не имеет права: для этого нужно согласие гражданина либо решение уполномоченного органа.

Обычно человек сам распоряжается этими сведениями. Например, рассказывает друзьям или уведомляет работодателя: «У меня ребенок родился, хочу на него материальную помощь получить».

Работодатель, даже если знает о личной жизни работника, не имеет права ничего разглашать. Кроме тех случаев, когда передача персональных данных происходит с согласия владельца.

Есть информация, которая не относится к персональным данным либо согласие владельца на обработку которой вообще не требуется. К ней относятся:

  1. Сведения о юридических лицах — какой деятельностью занимаются, где зарегистрированы.
  2. Распространение информации с целью защитить интересы других. Так, если разыскивают преступника, его фотографию и полные данные можно показывать по телевидению, размещать в соцсетях и газетах — без согласия разыскиваемого. В этом случае интересы общества важнее интересов владельца персональных данных.

Данные о документах человека. Эта информация не раскрывает личные сведения о человеке, а связана с выданными на его имя документами — например, с дипломом об окончании института.

Так, если вы собираетесь заключить договор займа с другим человеком, по номеру его паспорта можно проверить, не числится ли документ среди утерянных или украденных. Знать ФИО или дату рождения при этом не обязательно.

Читайте также:
Дикая вира: что это такое, описание и особенности

Законно ли проверять человека по открытым базам данных

Проверить по открытым базам можно любого человека. Если информация относится к общедоступной, то есть доступ к ней не органичен, для проверки достаточно иметь лишь доступ к интернету.

Чтобы получить сведения, доступ к которым по закону ограничен, потребуется основание — возбужденное уголовное дело, исполнительное производство и так далее. При этом неважно, кто ограничивает доступ. Сведения о номере мобильного телефона хранятся у оператора связи, сведения о банковских счетах — в банке, а информация о недвижимости — в федеральной базе данных Росреестра. Все эти организации — и частные, и государственные — в России подчиняются одним и тем же законам.

Объясню на примере, как все это работает:

У Василия есть деньги на счете и дача в Подмосковье. Он не хочет, чтобы родственники узнали, сколько у него денег, поэтому скрывает эти сведения. Ни банк, ни супруга Василия не имеют права их разглашать — это персональные данные.

Но, допустим, правоохранительные органы подозревают, что Василий заработал состояние не честным путем, а на торговле наркотиками. А дачу вообще получил в качестве взятки. При наличии уголовного дела и банк, и Росреестр обязаны предоставить все сведения. Но не родственникам, а провоохранительным органам.

Если у Василия нет проблем с законом и он сам желает выложить выписки с банковских счетов и адрес дачи в соцсетях на своей страничке — никто ему не запретит. Сведения эти касаются только его, поэтому распоряжаться ими Василий может по своему усмотрению. В таком случае с информацией может ознакомиться любой человек.

Значение «информация о гражданах»

Что означает «информация о гражданах»

Словарь терминов МЧС

Информация о гражданах

персональные данные, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «информация о гражданах»

Фонетический разбор «информация о гражданах»

Значение «информация о гражданах»

Карточка «информация о гражданах»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также:
Поклепная вира: что это такое, описание и особенности

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2022 года

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2022 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2022 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Читайте также:
Интеллидженс сервис: что это такое, описание и особенности

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2022 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Читайте также:
Как завещать имущество, минуя других наследников?

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2022 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Читайте также:
Публичный интерес: что это такое, описание и особенности

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2022 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2022 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Единая база персональных данных о гражданах – кому и зачем она нужна?

Число Зверя, или Новый властный класс

Автор – Игорь Ашманов

В продолжение возникшей в обществе и СМИ дискуссии о единой государственной базе персональных данных о гражданах, хотелось бы сказать следующее:

В первую очередь этот разговор обычно начинают с безопасности данных. Не будет ли центральная база наиболее уязвима, что с риском утечек и т. п. Давайте начнём с этого, хотя это точно не главное.

1. Вопросы безопасности данных

Есть мнение, что централизованная база всех данных о всех гражданах повышает опасность утечки этих данных. Это отчасти верно: если хакер или инсайдер пробьёт защиту системы, то к его услугам будет самый полныйсамый актуальный, это важно!) набор данных для кражи. То есть на условной Горбушке наконец-то появится диск с самыми полными данными обо всех. Удобно, да?

Однако, есть и противоположное соображение: когда есть зоопарк различных частичных баз данных о гражданах в разных ведомствах, некоторые из них гарантированно будут сделаны «на коленке» и плохо защищены – в силу халатности, низкой квалификации безопасников или общей криворукости сисадминов в конкретном месте. Правда, и украсть оттуда можно будет только частичные, неполные данные (только об автомобилях, только об СМСках, только о распознанных лицах или только об адресах, например).

Про централизованную высокоответственную базу данных можно хотя бы надеяться, что там будет приложено достаточно квалификации и денег для организации хорошей защиты.

Читайте также:
Исполнительная надпись: что это такое, описание и особенности

В общем, при централизации баз персональных данных есть оба процесса – повышения риска и стоимости утечки и улучшения защиты данных, так что итоговый, суммарный уровень защищённости данных будет зависеть от конкретной реализации и компетенции разработчиков этой центральной базы данных.

На самом деле, не вопросы безопасности являются главными в этом вопросе, не их нужно обсуждать. Давайте поговорим о целях создания такой базы данных.

2. Каковы цели? Похоже, это просто желание цифровой власти

А зачем вообще нужна центральная база персональных данных на всех граждан? Никаких содержательных ответов ни в обоснованиях законопроектов, ни в прессе услышать не удаётся.

Частные разговоры с людьми, причастными к законопроекту, тоже не помогают. Содержательных, убедительных аргументов нет. Только общие поверхностные соображения, что это удобно, новые технологии, все данные в одном месте и т. п.

Я подозреваю, что не только аргументация, но и внутренняя мотивация тех, кто продвигает этот законопроект, в реальности очень примитивна: «ну ведь круто же будет иметь всё про гражданина в одном месте!» – и всё.

Нет, это не круто, и я ниже объясню, почему.

Иметь всё в одном месте – удобно, чтобы «всё можно было вычислить», вот что говорят сторонники законопроекта. А зачем это «вычислить»? Что мы хотим «вычислить» про гражданина?

Похоже, тут имеется желание повысить власть над гражданином, знать про него всё – а значит, более эффективно управлять им. То есть это чистое желание власти – за счёт «новых технологий», «бигдаты», «ИИ» – и прочей медийной чепухи.

Ах да, ещё повышение безопасности. Единая база данных якобы поможет раскрываемости преступлений! Рассуждения о безопасности, поимке налоговых уклонистов, воров и террористов – нерелевантны. Их и так ловят – налоговыми базами, проверками, камерами на улицах и т. п. База данных на 99,9% будет содержать сведения о законопослушных гражданах, а не о преступниках. И управлять «через данные» будут пытаться ими, а не преступниками.

3. Кто будет управлять данными?

Люди, которые продвигают такие законопроекты, наверняка думают, что управлять технологиями, данными и людьми будут они.

Они – начальники, министры, депутаты, сенаторы – видимо, представляют себе это так, что у них будут такие программисты формата «подай-принеси», которые будут всё для них делать по этой базе.

А это не совсем так. Программисты-то у них будут, но вот что они будут делать – вопрос особый. У наших начальников, как правило, гуманитарное образование – юридическое, журналистское, историческое.

Никакими «технологиями» они самостоятельно управлять не способны. В реальности средний начальник даже не очень понимает, что там «внутри», что делают программисты, что такое «технологии».

Он становится заложником у технических менеджеров и программистов. Когда он спрашивает у них – «а вы можете сделать то-то или нет?», он заранее не знает ответа – и готов к любому ответу: «да, можем» или «нет, не можем», или «в принципе можем, но на это нужно ещё железа, денег и времени».

По сути, управлять цифровыми данными граждан начинают средние менеджеры, сисадмины и программисты.

4. Новый класс цифровых управленцев

Таким образом, у нас появится (уже появляется) новый класс людей, имеющих доступ к данным обо всех гражданах. То есть имеющих новую, особую цифровую власть.

Его никто не назначал, этот класс, никто не уполномочивал, он получает власть «по факту». По факту найма, допуска, получения доступа к данным других людей. Это обычные люди, которые в среднем не семи пядей во лбу и не святые. Это простые клерки и простые программисты, системные администраторы. У них в руках сосредотачивается огромная – и при этом тайная – власть над данными граждан, то есть над гражданами. А каких-то серьёзных этических или законных ограничений у них практически нет.

Можно, конечно посадить их на первую форму секретности или сразу превентивно арестовать, но в реальности ничего такого никто не делает.

Давайте разберём очень условный пример про «подай-принеси» от ИТ службы. Представим себе, чисто условно, что вы губернатор или мэр. И у вашей ИТ-службы есть доступ к базе данных всех граждан вашего региона или города. И вот вы подходите к программисту за монитором и говорите:

Читайте также:
Ипотека предприятия: что это такое, описание и особенности

– Вот от меня только что вышел с переговоров такой-то человек. Посмотри, на чём приехал. Так, понятно. Номер запомни в буфере. А куда направляется? Ага. А посмотри у гибддшников траектории по городу, а потом адреса, где был до этого, с кем встречался? А домашний адрес у него какой? Ага, а есть камера над его подъездом? Есть… Полистай ускоренно с утра. Во, это он. Включи распознавание лица.

Посмотри, когда он домой приходит и с кем… А куда это он ездит с работы в 14 часов почти каждый день? Зачем ему всё время в Новопетровское? Кто там у него по этому адресу? Посмотри-ка заодно СМСки в базе от мобильного оператора…

Это вовсе не фантастика: такие базы данных уже есть кое-где у региональных и центральных властей и ведомств. Они соединяют данные с камер, адресных баз, ГИБДД, мобильных операторов, распознавание лиц, траекторий движения… (материал о такой супербазе сделанной Управделами Президента опубликовала Meduza уже после того, как Игорь передал свою статью в редакцию Roem.ru)

И вот вы, допустим, известный журналист, желающий задать чиновнику острый вопрос или бизнесмен, пытающийся переиграть нечестный тендер – а он в ответ тихонько спрашивает вас, хотите ли вы обнародовать сведения о своей любовнице в Новопетровском, молельне мормонов в Балашихе или ещё что-то,казалось бы, известное только вам…

Пример, конечно, условный. Но есть ли сомнения, что эти данные вычисляемы, и что сотрудник ИТ-службы чиновника не откажется по приказу начальника позадавать запросы в базу данных или сам не поинтересуется чем-нибудь?

У меня лично – нет. Я видел достаточно корпоративных сисадминов и начальников отделов (даже не безопасников!), читавших почту и личные документы сотрудников (из чистого любопытства или в целях запуска корпоративной интриги), чтобы понимать психологию среднего «клерка по цифре».

То есть возникает новый мощный инструмент власти. Который при этом непонятно кто контролирует. Он и так возникает – даже в тех разрозненных базах данных, что уже есть в ведомствах и регионах.

Нам предлагают его многократно усилить и отдать кому-то в неконтролируемое и тайное использование.

Позволительно спросить: а зачем?

Да, есть тактические соображения – какие-то. Мы их слышали (безопасность, большие данные, всё такое).

Но стратегически это очень плохо. Наличие центральной базы данных обо всех гражданах страны создаёт такую возможность манипуляции людьми, что любые антиутопии Оруэлла, Замятина и так далее покажутся детскими шутками.

И я не вижу никаких серьёзных аргументов, зачем вообще это нужно.

То есть кроме рассуждения, что ведь действительно тогда проще всё вычислить про каждого человека и про людей в сумме, по сути – ничего и нет. А это аргумент как раз о том, что просто очень хочется построить тоталитарный цифровой ад и управлять гражданами страны с помощью данных.

Нам это точно надо?

Ольга Четверикова. Они ведают, что творят: оцифровка человека

Государство и народ: почему у них бывает противоречие интересов?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Тема 7.6. Информационный рынок

Цель и задачи темы

Целью данной темы является анализ информационного рынка. Для реализации цели решаются следующие задачи:

Оглавление

7.6.1. Информация, ее особенности и роль в современной экономике

В современных условиях роль информации исключительно велика. Она становится одним из важнейших факторов производства, ресурсом, причем ограниченным. Ограничение связано, во-первых, с процессом его создания. Создается информация человеком, и она является его собственностью, поэтому возникает необходимость ее сохранения и защиты от использования чужими лицами. Во-вторых, с особенностями ее хранения. Так, информацию легче скрыть, закрыв доступ к ней, в то время как другие ресурсы можно закрыть только патентами (на определенный срок), коммерческой и технической тайной. В-третьих, особенностями восприятия информации. Не секрет, что для переработки информации необходимо обладать определёнными знаниями, что предполагает необходимость постоянного обучения и переобучения. В-четвертых, информация быстро устаревает и поэтому ограничено время для хранения информации.

Информация – не воспроизводимый ресурс. Она отчуждается от производителя. Информация может накапливаться и в отличие от материальных благ, полезность которых падает с ростом количества, ценность и полезность информации с ростом ее размеров возрастает.

Читайте также:
Исполнительный документ: что это такое, описание и особенности

Информация не ограничивается пространством и может занимать небольшой пространственный объём и легко переносится в пространстве. При этом процесс потребления информации не означает ее уничтожения. Информация обладает еще одним свойством – самовоспроизводимостью, т.е. она может увеличиваться в размерах, совершенствоваться качественно в процессе создания, передачи и даже хранения.

Если любое материальное благо может использовать практически любой потребитель, то для использования информации требуется специальная подготовка.

В отличие от других благ спрос на информацию не ограничен и емкость рынка информации никогда не сокращается. Информация может потребляться многими потребителями одновременно, что её удешевляет.

Информация как фактор производства не имеет пространственного ограничения: если станки, сырье и другие элементы физического капитала требовали соединения их в определенных местах и во времени, то создание информации не требует обеспечения условий в одном месте и в единое время. Она может разрабатываться в домашних условиях, при этом часто разными производителями независимо друг от друга. Таким образом, начинает преодолеваться пространственная и временная ограниченность производственного процесса. Но возникает новая проблема: определение затрат на производство информации и, как результат, расчет ее экономической эффективности. Экономическая эффективность информации в настоящее время определяется косвенным путем, через результат производства.

7.6.2. Информационный рынок и его структура

Информационный рынок – это особый рынок, объектом которого является информационный продукт в любой его форме: в виде книг, газет, рекламы, программного обеспечения и т.д.

Разработкой информационного продукта занимаются специализированные информационные фирмы. Для обеспечения бизнеса в первую очередь нужна маркетинговая информация. Если крупные фирмы в своем составе обычно имеют маркетинговые отделы, то на средних и мелких предприятиях зачастую нет ни одного маркетолога, поэтому они прибегают к услугам специальных организаций. Маркетинговые центры занимаются сбором и обработкой информации о конъюнктуре рынка, спросе и факторов, которые на него влияют, об эффективных каналах сбыта продукции. Эти фирмы могут составить прогноз развития конкретного рынка, смоделировать изменения в спросе в связи с появлением новых товаров, при изменении ценовой политики.

Помимо маркетинговых фирм на информационном рынке функционируют информационно-коммерческие центры. Здесь можно найти коммерческую информацию: о производителях интересующей продукции (ресурсов), их производственной мощности, о ценах на продукцию, о возможных и наиболее эффективных путях поставки товаров и т.д. При информационно-коммерческих центрах могут быть оптовые склады, магазины, где производственные предприятия могут размещать образцы своей продукции для ознакомления и приобретения потенциальными покупателями. Это центры берут на себя функции не только изучения потребностей покупателей, степени их удовлетворения, существующих тенденций в изменении спроса, но и собирают и размещают информацию о новых товарах, появляющихся на рынках, о залежалых товарах и их распродажах. Это информация, собранная вместе более доступна для потенциальных покупателей. Производителю нет необходимости самостоятельно искать и информировать покупателей.

Крупные коммерческо-информационные центры могут организовывать постоянно действующие или периодические выставки. Цель выставок – информирование о новом товаре, о его производителях, проведение презентации (показ товара в действии), выпуск каталогов, консультирование производителей, посредников и покупателей, обмен научно-технической и коммерческой информацией.

Для производителей продукции в рамках регламента выставок организуются конференции, научно-технические семинары, специализированные курсы, школы передовых методов производства, встречи и круглые столы с ведущими специалистами и предпринимателями в данной сфере. То есть за время участия в выставках и производители и потребители получают максимально возможную, наиболее современную и качественную информацию.

Одним из важнейших информационных продуктов в рыночной экономике является реклама. Она информирует рынок (потребителей) о предлагаемом товаре и формирует спрос на него. Особенностью рекламной информации является ее оперативность, информационность, доступность для широкого круга потребителей, образность и выразительность (поскольку используются художественные инструменты). В настоящее время основными производителями рекламной продукции стали рекламные агентства. Это связано со следующими причинами:

  • агентства имеют устойчивые связи со средствами массовой информации, где может быть размещена реклама, в результате размещение происходит более оперативно, систематически и стабильно;
  • агентства имеют высококвалифицированных работников, выразительные средства для создания рекламного продукта;
  • агентства не зависят от вкусов и интересов отдельных рекламодателей, а ориентируются на наиболее действенные формы донесения информации;
  • создание и размещение рекламного продукта через рекламные агентства обычно требует меньших затрат, а следовательно, более эффективное;
  • агентства используют наиболее подходящие способы размещения рекламы данного товара. К способам распространения рекламы относятся:
    • объявления в газетах, журналах, информационных изданиях,
    • объявления по радио и радио – сюжеты,
    • кино и видео – ролики, фильмы, клипы, показываемые на TV,
    • афиши, плакаты, размещаемые вдоль дорог, на транспортных средствах,
    • афиши, буклеты, каталоги, размещаемые в магазинах, предприятиях общественного питания, распространяемые на улицах, помещаемые в почтовые ящики потенциальных потребителей,
    • сувенирная продукция с символикой фирмы или выпускаемых ею товаров,
    • реклама на месте реализации продукции (оформление витрины, информация о товаре на упаковке, на стендах),
    • реклама, доставляемая по почте (брошюры, каталоги постоянным клиентам или заинтересованным лицам).
Читайте также:
Международная воздушная перевозка: что это значит

От выбора способа рекламы во многом зависит успешное продвижение товара на рынке.

Крупные предприятия, длительное время присутствующие на рынке, обычно проводят несколько рекламных кампаний в год для поддержания интереса к своей продукции и привлечения новых покупателей. Хотя это и дорогой метод, но часто считается наиболее эффективным, а потому в последнее время привлекает внимание средних и мелких фирм, которые также стараются провести рекламные кампании.

Информационное обеспечение рынка: что это значит

Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности

1. В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности.

2. Создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Обязательному размещению и не реже чем один раз в квартал обновлению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” подлежит:

1) информация о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности;

2) информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;

3) информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;

4) иная определенная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Не допускается устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, обусловливать получение на возмездной основе документов, подтверждающих внесение сведений в торговые реестры, предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности. Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.

6. Ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение соответствующего торгового реестра, представляет обобщенные сведения, содержащиеся в таком торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: