Интернет и право: что это значит

Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2022. 15 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/15/cifrovoe_pravo_digital_law_-_chto_eto_takoe_i_chem_ono_otlichaetsya_ot_kiberpravainternet-pravakompy

(настоящая работа представляет собой первую часть статьи: Рожкова М.А. Является ли цифровое право отраслью права и нужно ли ожидать появления Цифрового кодекса? // Хозяйство и право. 2022. № 4. С. 3-13).

Термин «цифровое право» довольно часто мелькает в дебатах и выступлениях. Но российские юристы не могут четко определиться с предметом регулирования данного права, затрудняются в определении охватываемой им сферы. Вследствие этого в отечественных публикациях встречаются призывы отказаться от использования термина «цифровое право» как ненужного или ненаучного. На мой взгляд, для отказа от его употребления нет серьезных оснований, но надо четко понимать, что оно охватывает.

Прежде всего хотелось бы заметить, что появление интернета, являющегося ничем иным, как информационной технологией, оказало и продолжает оказывать колоссальное воздействие буквально на все сферы отношений, традиционно подвергающиеся правовому регулированию. В связи с этим нельзя не вспомнить известное высказывание американского юриста Роберта Дж. Амброги, в начале 2000-х написавшего: «Интернет породил свою собственную сферу права. Интернет-право — это динамичная, гибкая и неизведанная область практики, где правила еще не определены окончательно. На самом деле это даже не отдельная область права, фактически это смесь теории и практики, взятых из различных сфер, – мешанина из частей, взятых из интеллектуальной собственности, гражданских свобод, деликтного, уголовного, имущественного, телекоммуникационного, международного торгового, коммерческого и коллизионного права»[1].

Таким образом, в зарубежной юриспруденции интернет-право изначально рассматривалось не как самостоятельная отрасль права, а как некая совокупность разнонаправленных правовых норм и институтов, относящихся к различным отраслям (областям) права и регулирующих отношения, которые так или иначе связаны с интернетом.

Такое понимание сохраняется и поныне. И сегодня зарубежные юристы отмечают, что в отличие от всех других отраслей права интернет-право не является конкретной, стабильной и надежной областью практики и охватывает собой принципы и правила из ряда различных отраслей[2], включая, в частности, сферу гражданских свобод, договорное право, законодательство об интеллектуальной собственности, об информационной безопасности, о защите прав потребителей и проч.

В связи с этим не вызывает удивления содержательная многоаспектность книг, посвященных проблематике интернет-права. Так, работа «Internet Law and Regulation»[3] состоит из глав «Авторские права, патенты и конфиденциальная информация», «Товарные знаки и доменные имена», «Диффамация», «Ответственность и защита контента», «Принудительное исполнение и трансграничная ответственность», «Защита данных», «Регулирование связи и вещания», «Договоры между интернет-провайдерами, владельцами контента и другими», «Электронные договоры и сделки», «Платежные механизмы для интернет-торговли», «Запрещенные и регулируемые виды деятельности», «Налоги», «Конкурентное право и интернет». В свою очередь монография «Internet Law: Cases & Problems»[4], в которой внимание акцентируется скорее на публично-правовых аспектах отношений, связанных с интернетом, содержит главы: «Юрисдикция» (включая вопросы киберпространства, территориальности, правоприменения), «Риторика (речь)» (включая вопросы опасной риторики, порнографии, фильтрации контента), «Приватность» (включая вопросы свободы и безопасности в меняющемся мире, прослушивания телефонных разговоров, национальной безопасности, анонимности, конфиденциальности потребителей, международного регулирования защиты данных), «Доступ к компьютерам» (включая вопросы заключения контрактов и неправомерного использования компьютеров), «Товарные знаки и доменные имена», «Авторские права» (включая вопросы исключительных прав, лицензий, добросовестного использования, ответственности, управления цифровыми правами), «Патенты», «Частная власть» (включая вопросы антимонопольного законодательства, сетевого нейтралитета, телекоммуникаций), «Вне интернета» (включая вопросы виртуального имущества, дефектного программного обеспечения, 3D-печати).

Следует заметить, что в зарубежной литературе наряду с термином «интернет-право» изначально использовались и термины «киберправо» (Cyber Law), «право киберпространства» (Cyberspace Law), «веб-право» (Web Law), «компьютерное право» (Computer Law).

В некоторых публикациях можно обнаружить попытки обоснования различий между этими разновидностями объединений правовых норм и институтов. Но, как свидетельствует содержание монографий исследуемой тематики, разница между ними объясняется скорее научными предпочтениями или сферой интересов их авторов, нежели основывается на глубоких доктринальных разработках. Например, 1500-страничный труд «Computer Law: Drafting and Negotiating Forms and Agreements»[5] (первоначально выпущенный в свет в 1984 году и неоднократно переизданный) посвящен вопросам приобретения технических средств, лицензирования, техобслуживания программного обеспечения (далее – ПО), антимонопольного законодательства, защиты авторских и патентных прав, коммерческой тайны ПО, интернета и электронных коммуникаций, регистрации доменных имен, заключения контрактов на поставку компьютеров, аутсорсинга, публикации ПО, электронных платежей и др. А в монографии «Cyber Law: The Law of the Internet»[6] разбираются связанные с интернетом аспекты авторских прав, товарных знаков, диффамации, приватности, уголовной ответственности, электронных контрактов и цифровой подписи, гражданских прав, налогового бремени, хищения информации, доказательств и проч. То есть (как и интернет-право) киберправо, право киберпространства, компьютерное право представляют собой не самостоятельные отрасли права, а совокупности разноплановых правовых норм и институтов, относящихся к различным отраслям (областям) права, объединение которых производится в каждом случае в соответствии с субъективными критериями и поставленными задачами.

Примечательно, что при сложившемся понимании интернет-права (и иже с ним) как микса из разнообразных правовых норм и институтов, в юридической среде, как водится, сформировались принципиально расходящиеся позиции по вопросу законодательного регулирования отношений, связанных с интернетом. То есть произошло разделение юристов на два лагеря – тех, кто считал, что существующее законодательство с небольшой корректировкой может распространяться и на отношения, возникающие в интернете, и тех, кто настаивал на том, что такие отношения являются принципиально иными, требующими разработки самостоятельных законов. Йован Курбалийя весьма выразительно обозначил первый подход как «реальный» («новое вино в старые мехи»), второй – как «киберподход» («новое вино в новые мехи»)[7], причем впоследствии в обновленной редакции своей книги «Управление интернетом» специально подчеркнул, что «реальный» подход находит больше сторонников, нежели «киберподход»[8].

Читайте также:
Международный деликт: что это такое, описание и особенности

На мой взгляд, для формирования принципиально разнящихся позиций здесь нет оснований. Интернет-право, киберправо и проч. основываются на миксе из, во-первых, традиционных правовых институтов, которые в целом не меняются под воздействием интернета, но нуждаются в некоторых дополнительных нормах или толковании применительно к интернету (таких как, например, заключение договора посредством e-mail, купля-продажа товаров посредством интернета и проч.), и, во-вторых, новых правовых институтов и положений, появившихся и развившихся именно в связи с интернетом (в частности, законодательство об информационной безопасности, телекоммуникациях и т.д.). Следовательно, в отношении традиционного законодательства успешным будет использование «реального» подхода, тогда как принципиально новые отношения, связанные с интернетом, бесспорно, требуют разработки нового законодательства в полном соответствии с «киберподходом».

Важно обратить внимание на следующее: в определенный момент стало очевидным, что влияние технологий на право не ограничивается исключительно интернетом – значимыми для права могут оказаться разнообразные информационные технологии. При этом понятие «информационные технологии» в широком смысле употребляется для обозначения вычислений, под которыми в рассматриваемом контексте понимаются не расчеты и подсчеты, а «проектирование и создание аппаратных и программных систем для широкого спектра целей; обработку, структурирование и управление различного рода информацией; проведение научных исследований с использованием компьютеров; обеспечение интеллектуального поведения компьютерных систем; создание и использование средств связи и развлечений; поиск и сбор информации, относящейся к какой-либо конкретной цели, и т. д.»[9]. В узком же смысле термин «информационные технологии» («информационно-коммуникационные технологии») используют для обозначения технологий, обеспечивающих доступ, хранение, поиск, передачу и манипулирование данными (информацией) и необходимых для удовлетворения практических, повседневных потребностей бизнеса и пользователей.

В этих условиях получило развитие «право информационных технологий» (Information Technology Law, сокр. – IP Law, Technology Law, Tech Law). Но опять-таки речь шла не о новой самостоятельной отрасли права, а о совокупности разноотраслевых правовых норм и институтов, регулирующих отношения, так или иначе связанные с применением различных информационных технологий, включая, разумеется, интернет. Например, в книге «Information Technology Law»[10] во главу угла поставлен именно интернет и связанные с ним вопросы электронной торговли, защиты данных, национальной безопасности, диффамации, распространения вирусов, виртуальные игры, но много внимания уделяется положениям законодательства, регулирующего область информационных технологий, а также уголовного права, права интеллектуальной собственности, договорного права.

На фоне такого изобилия терминов, фактически обозначающих одну и ту же сущность, – интернет-право, киберправо, право киберпространства, компьютерное право, право информационных технологий – введение в правовой обиход еще и понятия «цифровое право» (Digital Law) может показаться излишним. Но его появлению можно найти объяснение.

Современные информационные технологии по способу представления информации подразделяют на аналоговые и цифровые. Причем цифровые технологии не просто в силу ряда преимуществ более востребованы, чем аналоговые, – сегодня признается, что именно цифровые технологии формируют экономику[11], а к числу знаковых цифровых технологий отнесены, в частности, интернет вещей; искусственный интеллект; аналитика больших данных; технология распределенного реестра, включая блокчейн; криптовалюта; виртуальная реальность; дополненная реальность; 5G; облачные вычисления. Поскольку право является имманентной частью экономики, то закономерно заключить, что развитие, внедрение и использование цифровых технологий будет оказывать серьезное влияние на право, затрагивая большинство отраслей.

Изложенное, на мой взгляд, свидетельствует о допустимости употребления термина «цифровое право», который, строго говоря, не является новым[12]. Но надо учитывать, что цифровое право – это уже не прежний набор правовых норм и институтов, характерный для интернет-права: интернет-право теперь становится лишь одной из составляющих цифрового права. Кроме того, внедрение и использование цифровых технологий требует не только правовой регламентации, но и технического, и этического регулирования, что должно учитываться при разработке нормативно-правовых положений.

Резюмируя, можно заключить, что цифровое право следует понимать как совокупность правовых норм и институтов, регулирующих разнообразные отношения, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий, но эти нормы не объединены единым методом регулирования и относятся к различным отраслям права. Причем цифровое право представляет собой динамично расширяющееся правовое образование: на сегодня оно охватывает, в частности, проблематику электронных платежей, электронных и мобильных денег, электронного банкинга, защиты прав потребителей на платежных рынках, искусственного интеллекта, аналитики больших данных, конкурентных отношений в эпоху больших данных, блокчейна, криптовалюты, смарт-контрактов, цифровой идентификации и аутентификации, конфиденциальности, пересечения законодательства о конкуренции и интеллектуальной собственности, поисковых систем, уберизации, цифровизации интеллектуальной собственности, электронных доказательств, международной торговли и цифровой торговли, электронных услуг, интернет-платформ, цифровых товаров, управления контрактами, национальной безопасности, глобальных потоков данных, договорных отношений и условий контрактов, незаконного присвоения интеллектуальной собственности, защиты коммерческой тайны, авторских и смежных прав, прав на товарные знаки, доменных имен и ip-адресов, патентных прав, лицензирования, переговоров и заключения договоров в электронной форме, киберспорта, программного обеспечения, азартных игр, геномов, телемедицины и данных о здоровье, баз данных и контента, распределения рисков, управления и обслуживания сети, диффамации, кибербулинга, уголовной ответственности за киберпреступления, онлайн-сервисов, агрегаторов, онлайн-арбитража и онлайн-посредничества, налогов и проч.[13]

Обратившись к российской правовой действительности, нельзя не вспомнить сохраняющееся в отечественной системе права жесткое структурирование правовых норм по отраслевому признаку. Согласно сформировавшейся в доктрине позиции отрасль права представляет собой подсистему правовых норм, которые имеют предметное единство, регулируя определенную сферу отношений, предусматривают единые методы регулирования и в совокупности составляют значительную по объему правовую общность. При таком подходе цифровое право сложно признать самостоятельной отраслью права, учитывая очевидную неоднородность регулируемой сферы и разнообразие используемых методов регулирования.

Последнее обстоятельство, по всей видимости, не позволило в свое время интернет-праву, киберправу или IT-праву полноценно встроиться в систему российского права. Как и цифровое право сегодня, они не рассматривались в качестве самостоятельной отрасли права в силу отсутствия единых предмета и метода правового регулирования[14].

Вместо этого развитие получило информационное право. Оценивая его в качестве отрасли права, нельзя не заметить довольно невнятный предмет регулирования, неочевидность единства метода правового регулирования, а также весьма далекий от совершенства основополагающий отраслевой акт – 18-статейный Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Характеризуя последний, обычно отмечают, что он содержит основные понятия (но не регулирование), относящиеся к информационной и телекоммуникационной сфере. К сожалению, это не помешало названному Закону стать узловым для правового обеспечения цифровой экономики, вследствие чего законодательные новации, касающиеся цифровых технологий, требуют сопряжении с положениями этого закона.

Читайте также:
Исполнительное производство: что это такое, описание и особенности

Сложившаяся ситуация, на мой взгляд, нуждается в исправлении.

К вопросу о понятии сети «Интернет» в теории права и законодательстве Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимова Алина Сергеевна

Статья посвящена одному из актуальных на сегодняшний день вопросов. Проводится анализ различных точек зрения относительно определения сети «Интернет», законодательства, которое в той или иной степени упоминает в своих нормах рассматриваемое понятие. Кроме того, автором подчеркивается, что в настоящее время отсутствует единство мнений в отношении сети «Интернет». На основе проведенного анализа автором предлагается определение сети «Интернет».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимова Алина Сергеевна

The article is devoted to one of the urgent issues of present days. The author analyzes different points of view concerning the definition of the Internet and legislation which in a varying degree mentions the given concept in its regulations. In addition, the author stresses that currently there is no unity of views on the Internet . On the basis of the conducted analysis, the author proposes the definition of the Internet .

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии сети «Интернет» в теории права и законодательстве»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» В ТЕОРИИ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

АНИСИМОВА Алина Сергеевна

Аннотация. Статья посвящена одному из актуальных на сегодняшний день вопросов. Проводится анализ различных точек зрения относительно определения сети «Интернет», законодательства, которое в той или иной степени упоминает в своих нормах рассматриваемое понятие. Кроме того, автором подчеркивается, что в настоящее время отсутствует единство мнений в отношении сети «Интернет». На основе проведенного анализа автором предлагается определение сети «Интернет».

Annotation. The article is devoted to one of the urgent issues of present days. The author analyzes different points of view concerning the definition of the Internet and legislation which in a varying degree mentions the given concept in its regulations. In addition, the author stresses that currently there is no unity of views on the Internet. On the basis of the conducted analysis, the author proposes the definition of the Internet.

Ключевые слова: сеть «Интернет», информационно-коммуникационная сеть, глобализация, интернет-пользователи, информационное общество.

Keywords: the Internet, information and communication network, globalization, Web surfers, information society.

Конец XX – начало XXI века знаменуются активным развитием информационно-коммуникационных технологий, что является очередным этапом развития научно-технического прогресса. В.П. Талимончик отмечает радикальные изменения в жизни общества, преобразования традиционных групп общественных отношений, а также появление новых групп (электронной коммерции, электронного правительства, электронной медицины, дистанционного образования и т.п.)1.

Информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве одного из факторов, способствующих появлению глобализации, ее составляющей и результата. Кроме того, глобальность присуща многим информационным системам, среди которых и сеть «Интернет».

По мнению И.М. Рассолова, мы переживаем переходный период, то, что можно назвать технологической «разминкой».

В последние годы резко возросло число пользователей сети «Интернет». По данным Международного союза электросвязи, в мире их количество составляет 3,2 млрд чел., Россия, где эта цифра достигла 87,5 млн чел., за-

1 См.: Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений в сфере информации : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2013. С. 4.

нимает шестое место в рейтинге «Топ-10 стран по числу пользователей Интернета»2.

На сегодняшний день становится очевидным, что сеть «Интернет» активно развивается, ставя перед учеными и практиками все больше юридических проблем: разработка понятийного аппарата в юридической науке; анонимность, повышение уровня правосознания пользователей, профессиональной этики и поведения субъектов; сбор доказательств и их подтверждение; допустимость таких доказательств; противодействие киберпреступности и др.

Таким образом, на первый план выходит вопрос относительно понятия сети «Интернет».

С технической стороны Интернет (англ. Interconnected Networks – взаимосвязанные сети) – это система объединенных сетей.

Сеть связи (сеть передачи данных) – совокупность оконечных устройств (терминалов связи), объединенных каналами передачи и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщения между всеми оконечными устройствами3 * *.

2 См.: Интернет в России и в мире: пользователи Интернета в мире. URL : http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_intemeta_v_mire/0-404 (дата обращения: 01.09.2015).

3 См.: Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический

словарь-справочник: введение в современные информационные

и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. М., 2006. С. 430.

Юридическая наука. 2015. № 4

Пункт 24 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» определяет сеть связи как технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для электросвязи или почтовой связи. Электросвязь представляет собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным систе-мам4. Следовательно, под понятие электросвязи подпадает и передача информации через Интернет.

Таким образом, основным назначением сети связи является передача данных. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Таким образом, информацией можно назвать и данные, которые передаются по сети связи, т. е. сети «Интернет».

Читайте также:
Ипотека судна: что это такое, описание и особенности

Для наиболее полного понимания сути процессов передачи информации в сети «Интернет» можно провести аналогию с транспортными магистралями. На парламентских слушаниях, проведенных Г осударственной Думой РФ 17 декабря 1996 года комитетом по безопасности и по информационной политике было отмечено, что сеть «Интернет» – это совокупность локальных, региональных, национальных и международных компьютерных сетей с универсальной технологией обмена информацией между миллионами людей многих стран мира5. Посмотрев «сверху» на сеть «Интернет», можно увидеть множество линий передач информации, напоминающих карту автомобильных и железных дорог. Локальные сети сравниваются с населенными пунктами, национальные сети – с регионами, международные – с государствами и континентами.

Дефиниция «Интернет» используется в ряде нормативных правовых актов, однако единообразное определение этого понятия отсутствует.

4 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

5 Материалы парламентских слушаний «Россия и Интернет: выбор будущего» / Комитет по информационной политике и связи. 1996. 17 дек. // Текущий арх. Государственной Думы РФ.

Так, в распоряжении Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети “Интернет”» Интернет определяется как «международная компьютерная сеть» . В постановлении Государственной Думы РФ от 16 декабря 1998 г. № 3319-П «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» речь идет о компьютерной информационной сети6 7. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об Интернете говорится как об информационной системе8.

Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно увидеть, что в законодательстве США определение сети «Интернет» закреплено в Акте об онлайн-защите частной жизни детей (Children’s Online Privasy Protection Act), согласно которому Интернет представляет собой объединение множества компьютеров и телекоммуникационных систем, включая оборудование и программное обеспечение, образующих взаимосвязанную глобальную сеть сетей, основывающуюся на протоколах, предшествующих им или основывающихся на них, и предназначенную для обмена информацией проводным и беспроводным методами9.

Отсутствие единообразного понимания сети «Интернет» находит свое отражение и в правовой науке.

Так, В.А. Копылов определяет Интернет как глобальную автоматизированную информационную систему, которая составляет основу формирования и развития информационного общества10.

По мнению В.П. Талимончик, сеть «Интернет» объединяет разнообразные общест-

6 Распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети “Интернет”» // СПС «Гарант».

7 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 декабря 1998 г. № 3384-II ГД «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» // СПС «Гарант».

8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

9 См.: Contact the Federal Trade Commission. URL : https://www.ftc.gov/contact (дата обращения: 20.09.2015).

10 См.: Копылов В.А. Информационное право. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2002. С.131.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

венные отношения в единой информационнотехнической системе, созданной в процессе развития глобальной компьютерной сети и предназначенной для осуществления массовой информации и коммуникации11.

Как верно замечает И.М. Рассолов, «Интернет является частью мировой телекоммуникационной технологии, которая активно развивается и эволюционирует в нынешнем столетии в совершенно новую информационную индустрию»11 12.

Таким образом, сеть «Интернет» рассматривают как информационную систему, телекоммуникационную технологию, средство распространения информации, компьютерную сеть и т.д. В связи с этим удачным является определение сети «Интернет» как информационно-телекоммуникационной сети, которая представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Данное определение указывает на главную задачу сети -передачу информации.

Однако существенными признаками сети «Интернет» является ее глобальный и децентрализованный характер. Интернет функционирует в информационном пространстве, не признает государственных границ и является качественно новым средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством. Интернет не является единым целым, ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца Сети13.

Учитывая вышеизложенное, сеть «Интернет» можно определить как глобальную децентрализованную систему информационнотелекоммуникационных сетей, предназначенную для передачи информации посредством вычислительной техники и связи.

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. – 2003. – № 28. -Ст. 2895.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 декабря 1998 г. № 3384-II ГД «О неотложных мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и молодежи» // СПС «Гарант».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети “Интернет”» // СПС «Гарант».

5. Войниканис, Е.А. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве / Е.А. Войниканис, М.В. Якушев. – М., 2004.

6. Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. – М., 2006.

7. Интернет в России и в мире: пользователи Интернета в мире [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404 (дата обращения: 01.09.2015).

8. Копылов, В.А. Информационное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

9. Материалы парламентских слушаний «Россия и Интернет: выбор будущего» / Комитет по информационной политике и связи. – 1996. – 17 дек. // Текущий арх. Государственной Думы РФ.

Читайте также:
Можно ли купить машину за материнский капитал?

11 См.: Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернете :

автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1999. 13 См.: Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Соб-

12 См.: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические ственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве.

проблемы. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 239. М., 2004.

Юридическая наука. 2015. № 4

10. Рассолов, И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. – 2-е изд., доп. – М., 2009.

11. Талимончик, В.П. Международно-правовое регулирование отношений в сфере информации : автореф. дис. . д-ра юрид. наук, СПб., 2013.

12. Талимончик, В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернете : автореф. дис. . канд. юрид. наук, СПб., 1999.

Право в интернете. Этика в интернете

Урок 29. Информатика и ИКТ 11 класс (к учебнику Н. Д. Угриновича)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Право в интернете. Этика в интернете”

· Право в Интернете;

· сетевое коллективное взаимодействие;

· этика в Интернете.

Интернет стал достоянием всего человечества. У Интернета нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность. У Интернета имеется много полезных и вредных свойств, которые используются заинтересованными лицами.

3 июня 2011 была принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека. Таким образом, отключение тех или иных регионов от Интернета является нарушением прав человека.

Интернет является, прежде всего, средством открытого хранения и распространения информации.

Человек живёт в информационном обществе, поэтому он должен знать и исполнять законы об информации, её использовании, передаче. А информация в свою очередь является объектом правового регулирования.

Глобальный характер Интернета создаёт большие проблемы в определении того, какие органы должны рассматривать споры по правовым вопросам. Но самое интересное, несмотря на то, что в Интернете практически полностью отсутствует единый управляющий центр, он продолжает удачно развиваться и занимать все больше места в нашей жизни.

Интернет-право – это направление юридической мысли, которое включает в себя различные правовые нормы регулирующие правовые отношения в сети интернет.

Были выработаны некоторые общие нормативные правовые акты, имеющие отношения к интернету в целом. А именно:

1. Все нормативные (подзаконные) акты, существующие на сегодня, регулируют единичные случаи функционирования сети, то есть нет общего законопроекта относящегося ко всему Интернету в целом.

2. Для Интернета актуальны нормы, относящиеся к законодательным актам интеллектуальной и промышленной собственности.

3. Так как Интернет не имеет территориального ограничения, соответственно и регулирование правовых отношений на международном (межгосударственном) уровне отсутствует.

Одна и та же проблема в разных странах может решаться по-разному. Тое есть что-то в одной стране может быть абсолютно легально, а в другой уголовно наказуемо.

Кроме того, необходимо учитывать, что вся информация, размещённая в Интернете, может быть доступна любому человеку в любой точке Земли. Например, Интернет-магазин Али-экспресс, здесь покупателями являются все люди мира, это и россияне, и белорусы, немцы, американцы и многие другие. В таком случае продавцу крайне важно знать законодательство стран клиентов для решения споров, которые возможно будут проходить в местных судах.

Однако, если существует связь между человеком и государством, то конечно государство устанавливает свою юрисдикцию над человеком, то есть в данном случае человек может понести наказание за свою деятельность в Интернете, по закону государства на территории которого он находится.

Часто размещая информацию на определённом сервере, человек устанавливает связь между собой и территорией, но так происходит не всегда. Страна размещения сервера может не совпадать со страной регистрации доменного имени, кроме того владелец доменного имени может легко заменить компьютер, использующий в Интернете это доменное имя, другим, находящимся совсем в другой части света по отношению к первому.

Справиться с данными нюансами можно только совершив полную унификацию национальных и региональных законодательств в области Интернета.

Этика в Интернете.

Все люди в общении ведут себя в соответствии со степенью своего воспитания, развития и образованности.

Но из-за того, что Интернет позволяет общаться с человеком с любой точки мира и при этом оставаться скрытым за логином, появляется чувство все доступности и вседозволенности. Из-за чего люди могут начать вести себя агрессивно и по-хамски.

Поэтому было введено понятие – сетевой этикет, которое возникло с появлением электронной почты. Затем, с развитием Интернета, правила, выведенные в сетевом этикете, распространились на все возможные форумы, телеконференции, сайты, чаты и так далее.

Сетевой этикет (ещё называют сетикет, нетикет) — это правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Правила этикета не являются всеобщими и жёстко установленными — в разных сообществах они могут сильно отличаться. Так как основная цель этикета состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, то правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и так далее. Некоторые правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (оффтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

В целом рекомендации этикета можно разделить на три категории:

1. Психологические, эмоциональные – обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы и так далее.

Читайте также:
Как будет делиться нажитое имущество, если нет брачного договора

2. Технические, оформительские – использование строк определённой длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и тому подобное), допустимость написания сообщений с заглавными буквами и так далее.

3. Административные – правила именования тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма (то есть спора ради спора), необходимость придерживаться тематики сообщества и так далее.

Однако может случиться так, что люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение.

Выделим основные правила общения в Интернете на примере правил написания электронных писем.

При написании электронного письма будет этично заполнить поле «Тема», так как, ориентируясь по темам, легче найти нужное письмо из всего списка. Когда вы отвечаете на чьё-то письмо, принято писать: Re двоеточие Исходная тема. Очень многие программы для работы с почтой, эту фразу вписывают сами – автоматически.

Если в ответе на письмо, вам необходимо процитировать фразу, сделать это можно выделив её каким-нибудь символом, например, знаком больше и отделить от своих фраз пустой строкой. Опять же многие программы делают это автоматически.

Если вы пишите текст большими буквами, то в Интернете будут считать, что вы громко кричите. Много внимания уделяется удобству прочтения, например, если вы пишите сообщение буквами верхнего регистра, это создаёт неудобство для чтения вашему корреспонденту.

Если электронное письмо официальное, то важно использовать подпись содержащую информацию об авторе письма: полное имя, должность, контактную информацию. Многие программы позволяют сохранить готовую подпись и добавлять её автоматически, поэтому крайне важно помещать в подпись информацию, которую вы хотите показать всем своим адресатам.

Будет очень корректно не допускать грамматических ошибок. Многие текстовое программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. Но конечно не нужно всегда надеяться на программу, необходимо самому внимательно перечитать письмо перед отправкой.

Не нужно отправлять электронное письмо с файлами большого объёма, лучше разбить их на несколько небольших файлов и отправьте их отдельными письмами.

В обычной переписке мы часто пользуемся смайликами – это комбинация текстовых символов, например, вот такой символ, выражает подмигивающее лицо, повёрнутое набок. Когда мы используем смайлики, письмо получается более живым, однако перебор смайликов в электронном письме – считается плохим тоном.

На сегодня смайликов существует огромное множество, но самые распространённые:

• улыбка, выражающая радость;

• грусть, выражает сожаление или разочарование;

• подмигивающее лицо, выражающее иронию, то есть слова не нужно воспринимать буквально.

Теперь рассмотрим правила этикета для общения в Интернете.

Популярными средствами обмена информацией и общения в сети Интернет являются блоги, форумы, чаты, телеконференции.

Также, в настоящее время в сети Интернет широко используются различные социальные сервисы, которые дают возможность их пользователям обмениваться информацией и вести совместную деятельность в сети.

К социальным сервисам Интернета относят: социальные сети, сервисы для хранения мультимедийных ресурсов, социальные закладки, сервисы для совместной работы с документами.

Социальные сети направлены на построение сообществ в Интернете, состоящих из людей со схожими интересами или деятельностью. Наиболее популярные социальные сети посвящены, прежде всего, поиску друзей, бывших одноклассников и однокурсников, а также учителей.

Все эти средства обмена информацией направлены на то чтобы как можно больше людей общались на определённую тему. Поэтому крайне важно высказывать своё мнение тактично и корректно. Не нужно нападать на человека, если его мнение отличается от вашего.

Здесь вам нужно выбрать себе псевдоним, или ник (что от англ. Nickname – означает прозвище, кличка), по которому будет понятен ваш пол и при этом ник должен быть корректным по отношению к другим участникам, то есть не нужно оскорблять их чувства.

Если вы обращаетесь к кому-то, пишите его ник в начале фразы. Если вы пишите текст прописными буквами или с большим количеством восклицательных знаков, это значит, что вы кричите. Например, КЛАСС. Постарайтесь не злоупотреблять данным средством.

Как и в жизни, уходя из чата, попрощайтесь с вашими собеседниками и, если это нужно, договоритесь о времени следующей совместной беседы.

То есть, теперь давайте объединим основные правила поведения при пользовании Интернетом в небольшую памятку:

1. Чётко обозначьте себя, не допускайте анонимности.

2. Уважайте своего адресата. Придерживайтесь тех же стандартов, что и в реальной жизни. Не пишите того, что не сказали бы в реальности.

3. Пишите грамотно и кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

4. Уважайте время и возможности других.

5. Не пишите прописными буквами. Такая запись воспринимается как крик. К том уже такой текст плохо читается.

6. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. Избегайте отсылки сообщений, составленных под влиянием эмоций. Учитесь прощать ошибки других.

7. Не надейтесь на полную секретность переписки.

8. Соблюдайте правила вежливости. Помните, что Вы общаетесь с человеком.

6 шаг. Создать отчёт. Отчёт можно создать как статический или как динамический. При открытии динамического отчёта он отображается с текущим содержимым. При открытии статического отчёта всегда отображаются те данные, которые содержались в этом документе в момент его создания. Мы выбираем создать статический отчёт и нажимаем Готово.

В результате мы получим отчёт.

Он может занимать несколько страниц. Его можно расположить в книжной или альбомной ориентации и вывести на печать, как документ текстового редактора Writer, с помощью команды Файл – Печать.

Также созданный отчёт можно редактировать.

В главном окне базы данных Государства выбираем раздел объектов Отчёты. Щёлкнем правой кнопкой на иконке Отчёт и выбираем из контекстного меню Изменить.

Иногда в режиме редактирования в конструкторе отчётов содержимое полей может содержать странные служебные слова. Такая ситуация может возникнуть, когда создан динамический отчёт.

Читайте также:
Как завещать имущество, минуя других наследников?

Теперь в отчёте можно изменять высоту и ширину столбцов (ячеек) таблицы отводимых под поля. Для этого необходимо переместить курсор мыши в область границы ячейки таблиц и когда он примет форму двунаправленной стрелки потянуть мышью.

Также можно изменять оформление фона, границ ячеек. Выбрать новый формат символов в ячейках и изменить выравнивание.

Можно изменить фон страницы и содержимое областей колонтитулов. То есть, в целом можно пользоваться теми же приёмами, что и при форматировании форм.

В конце работы сохраним отчёт и закроем окно конструктора отчётов.

Рассмотрим ещё один пример. На базе таблицы «Планеты Солнечной системы» базы данных Планеты создадим отчёт с помощью Мастера для создания отчётов. Включим в него поля Планета, изображение, расстояние от солнца, количество спутников.

1 Шаг. Выбор полей.

В окне Таблицы или запросы выбираем запрос, по которому будем создавать отчёт. В нашем примере для запроса два выберем все поля. И нажимаем Дальше.

2 Шаг. Поля меток.

Здесь можно задать названия полей отчёта. Мы оставим названия полей такими же и нажимаем дальше.

3 шаг. Группировка. Мы пропускаем этот шаг и нажимаем дальше.

4 шаг. Параметры сортировки. По заданию нам не нужна сортировка. Нажимаем дальше.

5 шаг. Выбор стиля. Здесь в окне Разметка данных необходимо выбрать желаемую разметку из предложенных шаблонов и стилей и ориентацию страницы (книжную или альбомную). Мы выберем, например, Разметку данных – по левому краю с границами, а разметку верхнего и нижнего колонтитула – Пузырьки. Ориентацию альбомную. Нажимаем дальше.

6 шаг. Создать отчёт. Выбираем создать статический отчёт и нажимаем Готово.

В результате мы получим отчёт.

Обратите внимание. Отчёт занимает несколько страниц, содержит изображения планет. Его также можно отредактировать и отформатировать, затем распечатать, как документ текстового редактора Writer, с помощью команды Файл – Печать.

Интернет и право: что это значит

Мы рады пригласить вас принять участие в предстоящей международной конференции:

«Особенности заключения лицензионного соглашения в странах: Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Россия, Узбекистан», которая пройдет 30 сентября 2022 года в онлайн-формате.

На конференции мы расскажем о лицензионных договорах на объекты интеллектуальной собственности и в частности на программное обеспечение, более подробно остановимся на особенностях заключения таких соглашений с физическими лицами, иностранными организациями, затронем проблемные вопросы лицензионных соглашений в сфере онлайн-игр.

Язык выступления: русский/английский.

Конференция охватит две панельные сессии:

Первая сессия будет проходить на русском языке, модератором которой выступит управляющий партнер GRATA в Беларуси Дмитрий Вильтовский.
Время: 9.00–10.30 (время МСК).

Вторая сессия будет проходить на английском языке, модератором которой выступит партнер GRATA в Грузии София Роинишвили.
Время: 10.35–12.20 (время МСК).

По дополнительным вопросам обращаться: events@gratanet.com

Будем рады видеть вас среди участников конференции!

Андрей Гончаров → Электронная переписка в суде: практические особенности доказывания

ООО ЮК «Юридиция» → Карантин эпохи онлайн: люди и право

  • Конституция Российской Федерации в действии,
  • Интернет и право,
  • Заметки юриста

Итак, в Москву пришёл карантин в версии всеобщей самоизоляции. Эффектно и резко, как Маяковское «Нате!».

Вечером 29 марта РИА «Новости» обнародовало известие, что режим самоизоляции вводится для всех жителей города с 30 марта. Новость накрыла москвичей, подкованных гаджетами, буквально штормовым предупреждением, и опомниться не дали. Правда, нормативный документ, которому и исключительно которому верит юрист, обнародовали лишь несколько часов спустя. Дальновидная «Редакция News» накануне стала московской Вангой, заявив, что чем активнее власти отрицают карантин, тем более вероятно, что он будет введён очень скоро. Правда, и до Пивоварова многие думающие люди предвидели сплошную самоизоляцию. Видимо, именно они задолго до решения мэра Собянина обеспечили в столичных супермаркетах беспрецедентный спрос на гигиенические и крупяные изделия.

Справедливости ради надо сказать, что набережные московских водоёмов буквально в прошлую субботу были полны людей и шашлыка. Автор не стала нарушать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, но, по крайней мере, в определённых локациях СЗАО было, что́ запечатлеть на смартфон. Возможно, именно эта шашлычная ситуация и жажда людей коллективно «надышаться перед смертью», плотно прижавшись друг к другу телами и к бутылочным горлышкам губами, обусловили искромётное и жёсткое решение столичного главы.

Нет, ну правда, когда Рим поёт на балконах, а Париж не гуляет по собственным Champs-Élysées, так наглеть нельзя. Даже по-русски.

«Тюрьма на воле?» или право на право

В подоспевшем ближе к полуночи 29 марта Указе мэра Москвы № 34-УМ представлена новая редакция акта от 5 марта 2022 года № 12-УМ. Название документа осталось прежним «О введении режима повышенной готовности», но содержание преобразилось. Главной новеллой, конечно, стало предписание пункта 9.3. гражданам не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.Иными словами, если вам медпомощь не нужна и жизни вашей ничто не угрожает, то выходить из дома нельзя, но можно: чтобы собачку выгулять (не дальше ста метров от дома), хлеба купить в ближайшем магазине или, если не повезло (или наоборот, повезло), на работу сходить. Это всё. А вообще места проживания (пребывания) покидать не велено.

Читайте также:
Медико-социальная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Как сообщает сайт столичного мэра, в ближайшие дни — после проведения технических и организационных мероприятий — выходить можно будет при наличии специального пропуска, выданного в порядке, установленном Правительством Москвы. А в течение ближайшей недели будет развёрнута умная система контроля соблюдения домашнего режима и установленных правил перемещения граждан.

И здесь, конечно, правоведы задумываются о конституционных правах граждан, вернее, о том, не нарушаются ли они введением такого рода запретов актами должностных лиц субъектов федерации. Ведь помимо упомянутого выше права на неприкосновенность частной жизни, указом затронуты право на свободу (статья 22 Конституции), свобода передвижения (статья 27 Конституции), наконец, пресловутое право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Можно ли ограничивать эти права и не ограничил ли их акт мэра?

Безусловно, это не абсолютные права, как право на жизнь, и они могут быть ограничены, тем более в ситуации, с которой столкнулся весь мир. Да, это совершенно необходимо для преодоления коронавирусной угрозы. Единственное, полагается соблюсти конституционное правило, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, здоровья других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции). Второй вариант предлагает статья 56 Основного закона — отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Но, во-первых, так можно только в соответствии с федеральным конституционным законом, а во-вторых, в нём нужно будет указать пределы и срок действия таких ограничений.

Ни федерального обычного, ни тем более федерального конституционного закона на эту тему обнаружить не удалось. Правда, на прошлой неделе Государственная Дума рассматривала разные другие законы «околовирусного» плана. Например, 24 марта в Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на усиление ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Самая серьёзная санкция — лишение свободы на срок до 7 лет — полагается за случаи, когда нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц.

Ещё одна законодательная инициатива — проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» — находится на рассмотрении нижней палаты Федерального Собрания. Среди прочего предлагается наделить Правительство правом вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также правом на установление обязательных для исполнения правил поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

По состоянию на сегодня, 30 марта 2022 года, чрезвычайная ситуация не объявлена, а режим повышенной готовности введён актом столичного главы. И, да, Конституция, к слову, продолжает действовать, пока в не изменённой редакции.

«Сеть ю вери мач»

Простому российскому гражданину не до тонкостей законодательства. Сказано пребывать в домах и квартирах — будет стараться исполнять. А иные не будут. Русский человек вообще по натуре не слишком законопослушен.

Возникает экзистенциальный вопрос: чем наполнить дни самоизоляции, когда за окном весна, но трогать руками её запрещается? К сожалению, книги, спорт и творчество — удел меньшинства, а основная часть самоизолированных москвичей будут предоставлены телевизору, социальным сетям и, увы, русской водке.

Спасибо глобальной сети! Можно посещать вебинары, гулять по городам и весям онлайн, виртуально бывать в музеях и храмах, просвещаться и обогащаться. Какие только ресурсы не предлагаются нам! Вот хотя бы.

Однако же дело не только в том, что благодаря Интернету у человека остаётся связь с миром. Есть в этом «великом карантине» что-то большее, философское, объединяющее: ты изолирован, но не ты один и потому ты не один.

Какими мы будем после самоизоляции? Выйдем на экономическое пепелище бездеятельными и обрюзгшими, отдохнувшими и посвежевшими или. Здесь история может пойти по двум вариантам: либо русский человек окунётся в праздность и деградацию, и после самоизоляции сгруппируется новое, худшее общество, либо, оказавшись один на один с собой и в условиях большой внешней угрозы, каждый в какой-то степени переосмыслит ценность жизни, важность социально ответственного поведения, задумается, возможно, и о своей гражданской позиции, приобретёт навык соблюдения закона, уважения Закона.

Пожалуй, так и созидается гражданское общество: не юридической нормой, а через самоанализ, персональную ответственность и последующее пассионарное вхождение индивидуума в социум. Хочется надеяться, что после долгой самоизоляции мы все окажемся обновлёнными, очищенными от ментальной шелухи и наполненными конструктивными идеями и, когда снова встретимся офлайн, сумеем напитать друг друга.

Именно такое общество и законы хорошие может создавать, и экономику восстановить, и правовое государство построить. И любой вирус ему нипочём, даже коронованный.

Цифровое право: что это, зачем его нужно знать и где можно изучить

Что такое цифровое право?

Цифровое право — это сфера права, которая включает в себя сразу несколько отраслей права и регулирует отношения, связанные с IT. В российском законодательстве нет отдельных разделов, связанных только с регулированием цифровой среды, и эти нормы рассредоточены по разным законам.

В цифровое право входит регулирование отношений в сфере деятельности IT-проектов, публикации информации в сети, блокчейна, обработки персональных данных, больших данных, искусственного интеллекта и других сферах. Они пересекаются между собой и дополняются другими, и в конечном счёте сфера действия цифрового права расширяется с тем, как цифровизация входит в новые сферы нашей жизни.

Законодательство, касающееся цифрового права, постоянно развивается (и не всегда в лучшую сторону). Например, тенденции криптовалютного регулирования в России колеблются от “давайте сделаем свою государственную криптовалюту” до “а давайте вообще запретим расплачиваться криптовалютой”. В КоАП тем временем предлагают внести поправки, увеличивающие штрафы за утечки персональных данных, которые обычно происходят при использовании электронных носителей. А на днях в правительство внесли законопроект, предлагающий перейти от бумажного делового документооборота к электронному.

Читайте также:
Приобретение жилых помещений: что это значит

Чтобы быть в теме происходящего в сфере цифрового права, нужно регулярно мониторить новости, читать обзоры законодательства и общаться с экспертами.

Зачем нужно знать цифровое право?

Большинство людей сталкиваются с цифровым правом в повседневной жизни, но вступление правоотношения в этой среде проходит обычно неосознанно, хотя касается многих действий, совершаемых в сети и связанных с цифровыми услугами. Всё чаще происходят киберпреступления, правонарушения, связанные с приватностью и другие события, связанные с переходом многих услуг и возможностей в цифровую среду. Ну и если вы просто пользователь, то нужно знать основные законодательные нормы, чтобы, например, понимать, за публикацию какой информации в сети можно понести ответственность.

Цифровое право важно для тех, кто запускает проекты в IT-сфере, владеет сайтами, оказывает какие-либо услуги в цифровой среде. При столкновении со всем этим многие люди задумываются об обращении к специалистам, компетентным именно в сфере цифровых прав.

Ориентироваться в цифровом праве нужно многим юристам, так как в цифровую среду переходит всё больше правоотношений. Знать основные законы, понятия и практику применения в цифровом праве — то, что рано или поздно может пригодиться каждому юристу.

Где можно изучить цифровое право?

Про все эти аспекты рассказывают на занятиях Школы киберправа. Это курсы повышения квалификации для юристов в сфере цифрового права, которые проводит «Центр цифровых прав» совместно со школой права «Статут» и «Лабораторией цифровых прав». Курс проходит в формате пятидневного интенсива. Выпускники получают удостоверение о повышении квалификации. Этот курс даёт базовые знания и помогает погрузиться в контекст цифрового права совместно с практикующими экспертами.

В России не так уж много юристов занимаются цифровым правом, так как это новая сфера деятельности и на большинстве юридических факультетов даже нет такой программы подготовки. Но в этой сфере уже есть признанные эксперты, которые давно занимаются IT-правом, были первопроходцами в этой сфере и имеют большую практику. Среди них — преподаватели Школы киберправа, например, Михаил Якушев (член рабочей группы по управлению интернетом при генсеке ООН), Саркис Дарбинян (партнёр «Центра цифровых прав» и сооснователь «РосКомСвободы»), Николай Дмитрик (заведующий лабораторией правовой информатики и кибернетики МГУ) и другие эксперты в сфере цифрового права.

Школы кибербрава дает возможность не только получения знаний от экспертов, но и стать частью профессионального сообщества, активно формирующегося среди выпускников и преподавателей курса. Ведь помимо общения во время обучения, участники имеют возможность присоединиться к закрытому клубу, в котором состоят участники всех выпусков Школы киберправа, а также эксперты-преподаватели. Там можно оперативно получать ответы на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, найти сотрудника на проект или поделиться с коллегами интересной информацией. Ведь для развития компетенций нужно понимать тенденции и общаться с единомышленниками.

Институты переподготовки и повышения квалификации 2022

Профессиональное совершенствование – обязательное условие карьерного роста. Постоянное обновление багажа знаний предполагает ряд должностей и специальностей. Но возникает проблема, где найти такое учебное заведение, в котором действительно можно получить ценную информацию, а не просто потратить время и средства на очередную корочку. Наиболее надежный вариант – институт повышения квалификации.

Зачем нужны вузы повышения квалификации

После окончания университета или колледжа выпускник получает на руки бессрочный документ о высшем (или среднем специальном) образовании. Он дает право заниматься профессиональной деятельностью.

Но не на всякой работе можно безмятежно почивать на лаврах, не заботясь о постоянном развитии.

Кроме того, есть ряд должностей, занимая которые надо (по требованию трудового законодательства) регулярно проходить курсы повышения квалификации. К категориям таких работников относятся:

  • педагоги;
  • госслужащие;
  • прокуроры;
  • медики;
  • аудиторы;
  • судьи;
  • лица, занимающиеся капитальным строительством;
  • работники горной промышленности и многие другие специалисты.

К тем, кто занят в других отраслях, жестких нормативных требований по повышению квалификации не предъявляется. Они совершенствуют профессиональный уровень по собственному желанию или по указаниям руководства.

Тем, кто кардинально хочет изменить карьерную траекторию, понадобится институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации – в таком учебном заведении можно освоить совершенно новую профессию, не тратя времени на двух-четырех-летнюю учебу по полной образовательной программе в университете или колледже.

Как выбрать

Как правило, образовательные услуги по повышению квалификации и переподготовке оказывают учебные центры, функционирующие на базе предприятий, институты, специализированные школы, академии. Учитывая, что они предоставляются на коммерческой основе, важно не ошибиться с выбором. На что следует обратить внимание:

  1. Наличие государственной лицензии. Ее номер можно проверить на официальном сайте Рособрнадзора.
  2. Содержание курса. Оно должно полностью соответствовать интересующей области. Не стоит ориентироваться на одно название, лучше детально изучить все пункты предлагаемой программы. Неплохо, если она к тому же будет перекликаться с требованиями федеральных образовательных стандартов (если государственная аккредитация у программы есть, это значит, что она полностью соответствует ФГОС).
  3. Стоимость учебы. Тут не действует правило, дороже – значит лучше. Ряд коммерческих учреждений в попытках побольше заработать, превращает образовательный процесс в простой поток привлечения клиентов и выдачи корочек о прохождении курсов.
  4. Наличие расчетного счета в банке и проведение оплаты именно через него. Если администрация учреждения требует исключительно наличных или перевода средств на электронные ресурсы, то такие институты повышения квалификации лучше обходить стороной.
  5. Форма обучения. Идеальный вариант – очный формат, но, лучшие институты переподготовки и повышения квалификации расположены в столицах (Москве и Санкт-Петербурге), и, учитывая географию страны, далеко не каждый работник решится на длительную поездку. К тому же знания и трудовые навыки совершенствуют работающие люди, поэтому все большую популярность завоевывает дистанционное обучение. Наряду с ним часть учебных заведений предлагает смешанный тип переподготовки, совмещающий оба формата.
  6. Выдаваемый по завершении обучения документ. Только в госучреждениях можно получить удостоверение «государственного образца». Коммерческие структуры выдают всевозможные сертификаты, свидетельства, дипломы собственного формата – так называемые установленного образца. Это не всегда однозначно плохо, так как есть одно существенное «но»: программы делового образования, например, не аккредитуются федеральными контролирующими органами (для них попросту нет утвержденных Минобрнауки стандартов). Поэтому даже самая лучшая и авторитетная бизнес-школа (или университетский факультет допобразования) не выдаст своим слушателям документ государственного образца, но это вовсе не значит, что учить будут плохо и не тому.
Читайте также:
Как вывести юридическое лицо из состава ООО

Ну и к тому же, повышать квалификацию имеет смысл под руководством эксперта в своей области, познания которого не ограничиваются только теоретическими основами. В идеале преподаватель курса должен быть практикующим специалистом.

Список вузов

Институтов переподготовки и повышения квалификации существует огромное количество. Они действуют как на базах крупных вузов, так и в виде самостоятельных образовательных учреждений. Несколько примеров представлено в таблице.

Аббревиатура Полное название Сроки обучения Ценовой разброс, руб.
ДПО МГУ Дополнительное профессиональное образование Московского государственного университета 5–18 месяцев 25 000– 360 000
ЦДО СПбГУ Центр дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного университета 16– 432 часа 7 600–96 000
ИППК КубГУ Институт переподготовки и повышения квалификации Кубанского государственного университета 18– 1 500 часов 3 000–119 000
ЦДПО СФУ Центр дополнительного профессионального образования Сибирского федерального университета 16–3 600 часов 12 000–38 000
ЦДПО МФТИ Центр дополнительного профессионального образования Московского физико-технического института 24–144 часа 3 000– 70 000
ИППК РУДН Институт переподготовки и повышения квалификации Российского университета дружбы народов 16–184 часа 3 500– 30 000
ДПО УрФУ Дополнительное профессиональное образование при Уральском федеральном университете 36–1 802 часа 8 000– 220 000
ИИТ Пермский институт инновационных технологий 18–112 часов Не указан
НИЦ «Техно-прогресс» Научно-исследовательский центр «Техно-прогресс» 16–256 часов
РБК РосБизнесКонсалтинг 252 –свыше 502 часов

Цены на каждое направление складываются из нескольких параметров: сложность, продолжительность подготовки, уровень профессионализма эксперта и формат обучения. Очное повышение квалификации обойдется дороже (не считая дополнительных расходов на проживание для иногородних специалистов).

К сожалению, на сайтах коммерческих структур стоимость обучения не обозначена. Информация предоставляется после заполнения формы с указанием контактного телефона.

Формы и направления обучения

Практически каждый институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагает различные форматы дополнительных образовательных услуг:

  • очно;
  • дистанционно (в том числе с использованием интерактивных технологий);
  • очно-заочно;
  • индивидуально.

Некоторые центры и учебные заведения дополнительного профобразования, например, Пермский институт инновационных технологий, проводят обучение только в очном формате.

Центры, действующие при вузах, организуют подготовку не только по различным предметным областям, но и видам дополнительных образовательных программ:

  • повышение квалификации (продолжительность не менее 16 часов);
  • стажировка;
  • профессиональная переподготовка (минимальный объем от 250 часов, дает право на ведение нового вида деятельности);
  • получение рабочей специальности.

Самый внушительный ассортимент образовательных услуг по повышению квалификации предлагает главный вуз страны – МГУ. Часть направлений:

  • география – 47;
  • наука о земле – 33;
  • компьютерные и информационные науки – 21;
  • филология – 50;
  • экономика – 43;
  • юриспруденция – 21;
  • иностранные языки – 18;
  • бизнес – 60;
  • политология – 49;
  • педагогика – 21;
  • естественные науки – 45 и ряд других.

Плюс в каждом направлении есть программа, по итогам освоения которой присваивается соответствующая квалификация.

Для сравнения: ЦДО еще одного из ведущих вузов России – Санкт-Петербургского государственного университета – повышает квалификацию специалистов в 5 областях: естественные и гуманитарные науки, математика, процессы управления, искусство и культура. Зато спектр предлагаемых программ чрезвычайно широк.

Как поступить

Порядок подачи заявки для поступления максимально упрощен. В некоторых (как правило, коммерческих) заведениях для этого достаточно отправить электронную форму и оплатить курс. Большинство институтов повышения квалификации перед приемом проверяют уровень квалификации, имеющейся у поступающих.

Стандартный пакет документов для поступления:

  • оригинал удостоверения личности (только для предъявления) и его ксерокопия (для подшивки в дело);
  • оригинал и копия диплома об имеющемся образовании;
  • если фамилии в дипломе и паспорте не совпадают, то дополнительно потребуется оригинал и копия документа о смене имени (так официально называется справка).

Многие центры повышения квалификации при вузах предоставляют своим студентам возможность, начиная со второго курса, параллельно осваивать дополнительную профессию.

Таким образом, в области переподготовки и повышения квалификации для работников сложилась очень благоприятная ситуация. Дистанционные технологии, применяемые практически каждым центром, предоставляют массу возможностей для совершенствования профессиональных навыков. Остается выбрать только подходящий институт и программу.

Что такое повышение квалификации

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “Об образовании в Российской Федерации”, в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, – диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

адвокаты и судьи;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа
  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: