Инвестиционный налоговый кредит: что это значит

Что такое инвестиционный налоговый кредит

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. На каких условиях выдается кредит
  2. Основные особенности кредита
  3. Что нужно сделать для получения кредита
  4. В каких случаях в кредитовании отказывают
  5. Подготовка к предоставлению кредитования
  6. Составление соглашения на инвестиционный кредит
  7. Максимальный размер кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.

На каких условиях выдается кредит

Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):

  • Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
  • Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
  • Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
  • Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
  • Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
  • Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
  • Фирма является резидентом зону территориального развития.

То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.

Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:

  • Создание рабочих мест.
  • Очистка промышленных отходов.

Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.

Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:

  • Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
  • Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.

Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.

Основные особенности кредита

Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.

Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:

  • От 1 до 5 лет — для общих случаев.
  • От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.

Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.

Что нужно сделать для получения кредита

Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:

  • Заявка от плательщика налогов.
  • Бизнес-план проекта.
  • Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
  • Расчет налоговых платежей.
  • Перечень собственности, которая будет являться залогом.
  • Баланс о прибылях и убытках.
  • Справка об отсутствии долгов по налогам.
  • Документы плательщика налогов.
  • Определение уровня эффективности от реализации проекта.

Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.

В каких случаях в кредитовании отказывают

В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
  • В отношении руководителя возбуждено административное дело.
  • Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.

То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.

Читайте также:
Воздушное пространство РФ: что это значит

Подготовка к предоставлению кредитования

Кредитованию предшествуют эти действия:

  • Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
  • Выплата всех долгов по налогам.
  • Разработка и утверждение бизнес-плана.
  • Сбор нужного перечня документов.
  • Подписание соглашения о кредитовании.
  • Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.

Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.

Составление соглашения на инвестиционный кредит

Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:

  • Порядок применения кредитования.
  • Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
  • Продолжительность действия договора.
  • Порядок покрытия займа и процентов по нему.
  • Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
  • Ответственность сторон договора.
  • Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.

В соглашении также могут быть дополнительные условия:

  • Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
  • Основания выдачи займа.
  • Отчетность перед ФНС об использовании займа.
  • Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.

Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.

Максимальный размер кредита

Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:

  • Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
  • Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.

Программа позволяет снизить налог на эту сумму:

  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.

Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.

Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?

  • Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения
  • Каков порядок предоставления налогового кредита
  • Как заполнить заявление на налоговый кредит
  • Как составляется договор на налоговый кредит
  • Какова максимальная сумма налогового кредита
  • На какой срок предоставляется налоговый кредит
  • На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту
  • Итоги

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Читайте также:
Расчеты по инкассо: что это значит

Перечень оснований, по которым могут отказать в налоговом кредите, смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Образец заполнения заявления можно посмотреть в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ:

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

ГУП «НАНОМАШ» в 2021 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2022 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

Читайте также:
Основные проблемы малого бизнеса

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1–5 лет — в общем случае;
  • 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

Утром стулья, вечером деньги — кому и за что дают отсрочку по уплате налогов

Оплата аренды, закупка товаров, зарплата – лишь малая часть того, что входит в планирование бюджета компании. Налоги – одна из самых важных статей расходов. Но что делать, если у предприятия настали плохие времена? На помощь приходит налоговый кредит.

  • Что такое налоговый кредит
  • В каких случаях дают такой кредит
  • Какую сумму и на какой срок могут дать
  • Сколько составит переплата

Что такое налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – это возможность для юрлица отсрочить выплату одного или нескольких видов госпошлин и перенести их на другой, более благоприятный срок.

Пусть вас не путает слово «кредит» в названии – по сути, деньги никому не выдаются, в отличие от традиционного займа. Компания лишь переносит дату выплат, а затем выплачивает налог и процент за пользование данной услугой. Каждый предприниматель может выбрать оптимальный для себя вариант как по времени, так и по конкретному начислению, оплату которого можно отложить.

ИНК распространяется на налог на прибыль и на другие региональные пошлины (земельный, имущественный, транспортный налоги и т. д.), в зависимости от места проживания.

Читайте также:
Приготовление к преступлению: что это значит

Таким образом государство, предоставляя льготы по обязательным отчислениям, поддерживает организации в период экономической нестабильности и помогает избежать банкротства.

Кто принимает решения, если понадобилось оформить инвестиционный заем?

  • Налог на прибыль: ФНС.
  • Местные или региональные сборы: территориальные ответственные органы.

Для получения кредита нужно собрать ряд документов.

  1. Заявление о предоставлении отсрочки.
  2. Примерные сроки, за которые налогоплательщик планирует погасить долг.
  3. Бизнес-план проекта.
  4. Расчет налога, оплату которого требуется отложить. Для документа требуется заверение от налоговой.
  5. Подробно расписанные прибыль и убытки юрлица за последние два расчетных периода.
  6. Документы об имуществе, которое будет служить залогом для получения льгот.
  7. Справку об отсутствии у компании долгов.
  8. Заверенные копии учредительных документов организации.
  9. Предварительный расчет финансовой эффективности при получении инвестиционного кредитования.

В каких случаях дают такой кредит

Ст. 67 НК РФ перечисляет ряд условий, которым должна соответствовать компания для предоставления льгот.

  1. Организация проводит научно-исследовательские или конструкторские работы или занимается техническим перевооружением своего производства. При этом создаются рабочие места для инвалидов или осуществляется охрана окружающей среды.
  2. Предприятие внедряет инновации: создает и улучшает промышленные технологии, изобретает сырье или методы производства.
  3. Деятельность юрлица играет большую роль в развитии социально-экономического уровня региона или ведет важную для населения деятельность.
  4. Выполняет госзаказ в оборонной сфере.
  5. Инвестирует создание проектов с наивысшим классом энергоэффективности.
  6. Входит в список резидентов района территориального развития в рамках Федерального закона «О зонах территориального развития» №392-ФЗ.

Если кратко, деятельность компании должна приносить важную пользу государству.

В каких случаях юрлицо может обратиться за льготами?

  • Налогоплательщик потерпел существенный ущерб от стихийного бедствия или катастрофы.
  • Компания не получила полагающиеся выплаты из госбюджета (в том числе за исполнение госзаказа) и не смогла вовремя уплатить налог.
  • Единовременная уплата всех налогов грозит банкротством.
  • Сезонный характер производства и предоставления товаров (услуг).
  • Сложности, возникшие в рамках законодательства Таможенного союза и Таможенного закона РФ.

Если компания столкнулась с одним из этих условий, то это служит поводом для обращения за льготой. Налогоплательщик должен подать заявление на изменение сроков платежа по начислениям. Но при этом ответственный за принятие решения орган вправе предложить заинтересованному лицу иные условия по инвестиционному займу (п. 3.1 ст. 61 НК РФ).

Стоит учитывать факт, что в предоставлении ИНК могут отказать. Для этого ст. 62 НК РФ предусмотрено несколько поводов.

  1. Против компании ведется уголовное дело о нарушении налогового законодательства.
  2. Нарушены нормы контроля Таможенного союза за оборотом товаров.
  3. Юрлицо планирует скрыть свои доходы или уехать на ПМЖ за границу при помощи отсрочки уплаты налога.
  4. Нарушен срок выплат по предыдущему ИНК за последние три года.

Обычно заявление на предоставление льгот рассматривается в течение 30 дней. Но, если время не терпит, организация может подать прошение о временной остановке оплаты начисленной задолженности. Копию такого решения требуется подать в уполномоченный орган в течение пяти дней после его одобрения (п. 6 ст. 64 НК РФ).

Какую сумму и на какой срок могут дать

На какую сумму юрлицо может рассчитывать? Все зависит от вида деятельности предприятия, о которых мы писали выше. Законодательство предполагает три варианта.

  1. Ведение НИОКР и инвестирование в энергетику (пункты 1 и 5) дают возможность претендовать на 100% от используемого для работы имущества.
  2. Виды работ под пунктами 2–4 предполагают договорную сумму налогового займа.
  3. Если ИП или ООО входит в зону территориального развития, то величина составляет до 100% от капитальных вложений в развитие бизнеса.

Итоговая сумма кредитования указывается в договоре. Она служит ориентиром для расчета уменьшения платежей. Как это происходит?

Сумма инвестиционного кредита состоит из уменьшенных платежей по налогу. Каждый налог можно сократить на 50%. Уменьшать платежи можно ровно до тех пор, пока сумма не станет равна той, что устновлена в договоре. Накопленная сумма по налогу не может превышать 50% его стоимости за текущий период. Уменьшение налога в два раза – максимальный размер, на который его можно сократить, даже если договоров на льготы несколько.

При этом есть два варианта, на какой период инвестиционного кредитования может рассчитывать налогоплательщик:

  1. стандартный вариант: от 1 года до 5 лет (п.1 ст. 66 НК РФ);
  2. до 10 лет, если организация находится в зоне территориального развития (п. 1 ст. 66 и пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ).

Сколько составит переплата

Конкретный размер процентов станет известен только при заключении договора на льготы. Но не стоит бояться заоблачных переплат – закон четко ограничивает размер ставки. Согласно п. 6 ст. 67, процент составит от половины до трех четвертей размера ставки рефинансирования Центробанка России.

Читайте также:
Баланс движения капиталов: что это значит

А вот компаниям, которые входят в число резидентов территориального развития, повезло – им проценты на счет задолженности не зачисляются.

Налоговый кредит – это еще один способ поддержать малый и средний бизнес в сложные времена. Единственный нюанс: он доступен только для предпринимателей крупного и среднего звена, так как именно они занимаются инновационной деятельностью.

Предоставление инвестиционного налогового кредита

Материалы семинара-практикума «Практика коммерческой оценки и экспертизы инвестиционных проектов». Раздел «Предоставление инвестиционного налогового кредита».

Данный материал является составляющей частью методических материалов в составе комплекта программного продукта «Альт-Инвест-Прим».

Понятие инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом Кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Условия предоставления кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Величина предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  1. по основаниям, указанным в подпункте 1) — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  2. по основаниям, указанным в подпунктах 2) и 3) — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Сроки и стоимость предоставляемого кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Читайте также:
Организации культуры: что это такое, описание и особенности

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Базовые документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита:

  1. Заявление налогоплательщика;
  2. Бизнес — план инвестиционного проекта;
  3. Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
  4. Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
  5. Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
  6. Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;
  7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
  8. Копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (Устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
  9. Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.
Правовое регулирование вопроса

Налоговый кодекс РФ, Глава 9, статьи 62, 64, 65, 66, 67

Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта.

С точки зрения бюджета:

  • расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);
  • доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

Ростовский оператор сотовой связи «Донтелеком» сообщает о том, что губернатором Ростовской области подписано Постановление «О предоставлении инвестиционного налогового кредита АО «Донтелеком»» в размере 17,1 млн. руб.
Данное постановление действует в рамках реализации концепции развития связи Ростовской области, и имеет своей целью развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области.

Ккомпания «Ростовэлектросвязь» объявила о том, что Министерство финансов Ростовской области предоставило ей налоговый инвестиционный кредит.
По условиям подписанного компанией и министерством соглашения, для ростовского оператора на 9 месяцев уменьшен размер платежа по налогу на прибыль, который приходится на долю областного бюджета. Согласно расчетам, сумма кредита составит 17 млн. Руб (прибыль за 2001 г — 210 млн. руб.). Эти средства «Ростовэлектросвязь» должна использовать только для реализации проекта реконструкции и развития сельской телефонной связи в Ростовской области. А именно, сел и хуторов Донецкого региона.

Практический пример

Хлебозавод развивающегося региона предполагает осуществить проект по модернизации и расширению производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных и булочных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции.

Настоящее техническое состояние предприятия не позволяет удовлетворять спрос населения региона в продукции широкого ассортимента и высокого качества.

По оценкам специалистов, спрос на хлебобулочные изделия превышает мощности и ассортиментные возможности существующей пекарни. Ожидается увеличение спроса со стороны школ на булочные изделия, в районе ведется большой объем строительных работ — много приезжих, есть потребность в разнообразии поставок ржано-пшеничного хлеба, в летний период булочные изделия продаются на открытых лотках. Существуют заявки на поставку хлебобулочных изделий от предприятий региона, близко расположенных поселков.

  • частичное замещение существующего хлебопекарного оборудования современным, высокопроизводительным оборудованием;
  • организацию производства кондитерских изделий на базе нового цеха.

Финансирование инвестиционных затрат предполагается частично за счет собственных средств от текущей деятельности предприятия, частично — за счет привлекаемого кредита в размере 7 400 тыс. руб. стоимостью 24% годовых в рублях. Установленный банком срок действия кредитного договора составляет 2 года с начала реализации проекта. Требованием банка является погашение кредита равными частями в течение 6 месяцев при ежеквартальной уплате процентов.

Читайте также:
Подписка о невыезде: что это значит

Для обеспечения финансовой состоятельности проекта (погашения кредита в установленных объемах и сроках) предприятие обращается с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль сроком на 1,5 года.

Исходные данные:

Инвестиционные затраты(включает в себя разработку технического проекта строительства цеха, строительство объекта, приобретение и пуско-наладку оборудования, приобретение дополнительного парка автотранспорта для доставки готовой продукции потребителям, формирование оборотного капитала.

9 600 тыс. руб. (с учетом НДС),8 000 тыс. руб. без учета НДС

Продолжительность инвестиционной фазы

Фактическая величина налогооблагаемой прибыли

2800 тыс. руб. в год

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль (не более 2800*14,5%*50% = 203 тыс. руб.)

Срок инвестиционного кредита

Ставка процента по инвестиционному кредиту

0,5*Ставка рефинансирования РФ0,5*21%=10,5%

Изменение доходов и затрат в связи с реализацией проекта

До реализации проекта

После реализации проекта

Выручка от реализации, тыс. руб./квартал

Текущие затраты, тыс. руб./квартал,в том числе затраты на оплату труда

Дополнительный объем запасов, незавершенного производства, готовой продукции), тыс. руб.

Подготовка информации для оценки бюджетной эффективности проекта: дополнительные поступления налогов в бюджет в связи с реализацией проекта

Дополнительные поступления налогов в бюджет

Изменение налогооблагаемой базы

Налог на пользователей автомобильных дорог

1 634 тыс. руб./квартал

Налог на прибыль

Изменение Прибыли (учесть уменьшение налогооблагаемой прибыли при привлечении кредита)

361 тыс. руб./квартал

Начисления на заработную плату

Изменение Затрат на оплату труда

115 тыс. руб./квартал

Налог на имущество

Изменение Величины запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе

Остаточная стоимость приобретенных ОПФ

В среднем 288 тыс. руб.

Балансовая стоимость приобретаемых активов — 8 000 тыс. руб., норма амортизации — 7%

Налог на добавленную стоимость

Дополнительный НДС в бюджет по текущей деятельности = НДС к дополнительной выручке — НДС к дополнительным затратам (учесть возмещение НДС, уплаченного по постоянным активам)

82 тыс. руб./квартал

НДС, уплаченный по постоянным активам 1600 тыс. руб.

Инвестиционный налоговый кредит Версия для печати

Что такое инвестиционный налоговый кредит ?

Согласно законодательству налогоплательщики обязаны исполнять свои налоговые обязательства в установленные для этого сроки.

При этом, ст.49 НК РК предусматривает для налогоплательщиков возможность изменить срок исполнения своих обязательств.

Для этого предусматривались такие варианты, как:

  • перенос срока уплаты на более поздний срок;ф
  • продление сроков погашения налоговой задолженности.

На практике изменением сроков исполнения налоговых обязательств налогоплательщика могут воспользоваться в форме:

  • отсрочки по уплате налогов или плат (сумма уплачивается единовременно);
  • рассрочки (сумма уплачивается несколькими платежами ежемесячно или ежеквартально).

При этом, изменить срок уплаты можно было как в отношении всей суммы налогового обязательства, так и его части (п.2 ст.49 НК РК).

Однако, существующий порядок был не слишком выгоден для налогоплательщиков.

Для того, чтобы получить отсрочку или рассрочку по налогам, необходимо было предоставить в залог имущество или банковскую гарантию (п.5 ст.49 НК РК).

При этом, изменение сроков не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную уплату налогов и плат (п.7 ст.49 НК РК).

Сроки отсрочки, согласно п.1 ст.51 НК РК, не могут превышать 6 месяцев, срок рассрочки – не более 3 лет.

С целью поддержки предпринимателей внедрен новый для отечественной налоговой системы инструмент – инвестиционный налоговый кредит.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налогов, при котором налогоплательщик может полностью уменьшить платежи по корпоративному налогу и налогу на имущество на 100 процентов, с последующей поэтапной оплатой, на срок не более трех лет.

Чем полезен инвестиционный налоговый кредит предпринимателям

В отличие ранее действовавших условий по изменению срока исполнения налогового обязательства инвестиционный налоговый кредит позволяет:

  • уменьшить платежи по налогу на 100%, с последующей поэтапной оплатой;
  • получить отсрочку по уплате на срок до 3 лет.

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит:

  • по КПН;
  • по налогу на имущество.

При этом можно воспользоваться кредитом одновременно по двум видам налогов.

Это позволит предпринимателям направить сэкономленные на налогах суммы КПН (20% от чистой прибыли) на развитие бизнеса.

Кто может претендовать на налоговый кредит и как его получить

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщикам на основе заключенного соглашения об инвестиционном налоговом кредите.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

  • применяющих применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса
  • осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
  • осуществляющим деятельность на территории специальной экономической зоны или недропользователем, соблюдающим соответственно режимы налогообложения в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса.
Читайте также:
Ущерб безопасности РФ: что это значит

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

В соглашении указывается:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • срок действия соглашения;
  • запрет на реализацию имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита;
  • ответственность сторон.

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит не следует рассматривать как поблажку в уплате налогов.

Трехлетний период, в течение которого можно не уплачивать КПН и налог на имущество, следует использовать для стабилизации своего финансового положения и развитие организации за счет высвобожденных денежных средств.

Инвестиционный налоговый кредит: что это значит

Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-8/164@ от 19.03.2012

С начала этого года в законодательстве появилось новое понятие — зона территориального развития. Под такой зоной подразумевается часть территории субъекта РФ, на которой для стимулирования социально-экономического развития региона резидентам этой зоны обеспечиваются благоприятные условия для привлечения инвестиций. Такие новшества появились со вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 392-ФЗ.

Зоны территориального развития создаются сроком на 12 лет по перечню, который утверждает Правительство РФ. И если субъект включен в этот перечень, то исполнительные органы этого региона могут подать соответствующую заявку на создание зоны территориального развития.

Организации, зарегистрированные в муниципальных образованиях в зоне развития, включаются в реестр резидентов зоны на основании письменного заявления. Помимо заявления в администрацию указанной территории (орган управления зоной развития в субъекте РФ) подается комплект документов, среди которых должна быть представлена инвестиционная декларация. При соблюдении всех условий резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. Одной из таких мер и является предоставление инвестиционного налогового кредита.

В связи с этим Налоговый кодекс РФ был дополнен подпунктом 6 пункта 1 статьи 67, который вступил в силу 6 января 2012 года (п. 2 ст. 21 Федерального закона № 392-ФЗ).

Таким образом, включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития является абсолютно новым основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Подобный кредит может быть представлен компании по налогу на прибыль, а также по иным региональным и местным налогам.

В случае представления налогового кредита срок уплаты налога на более поздний период по общему правилу может быть осуществлен на период от одного года до пяти лет. А вот для фирм – резидентов зоны развития такая отсрочка уплаты налогов предоставляется сроком до десяти лет.

Согласно пункту 3 статьи 66 Налогового кодекса РФ сумму налога можно уменьшать не более чем на 50 процентов. Но для получателей инвестиционного кредита по новому основанию установлен иной порядок — они уменьшают налоговые платежи согласно условиям договора. Размер инвестиционного налогового кредита для резидентов зоны территориального развития может составлять не более 100 процентов расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления инвестиционных проектов.

Кроме этого, получатели налогового кредита по общему правилу должны не только поэтапно погасить задолженность по налогу, но и заплатить начисленные на нее проценты. Резидентам указанной зоны проценты не начисляются. Однако если фирма нарушит свои обязательства по инвестиционному налоговому кредиту, то в течение трех месяцев она должна будет уплатить и сумму налога, и начисленные проценты.

Порядок изменения сроков уплаты налога

Порядок изменения сроков уплаты налогов утвержден приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469. Этот порядок регламентирует основные положения при отсрочке налоговых платежей, а также предоставление инвестиционного налогового кредита.

С начала этого года, как уже говорилось, появилось новое основание для предоставления инвестиционного налогового кредита, поэтому возникла необходимость внести изменения и в порядок его предоставления. Комментируемым документом как раз и были внесены соответствующие изменения.

Читайте также:
Уничтожение или повреждение лесов

Отметим, что налоговый кредит для резидентов зоны территориального развития предоставляется уже с 6 января 2012 года, а вот поправки в порядок вступили в силу только 8 мая 2012 года.

Изменения не являются глобальными. Приказом № ММВ-7-8/164 всего лишь внесены дополнения. Так, в порядок теперь добавлен пункт 9.1, в котором указано, что для получения инвестиционного налогового кредита вместе с заявлением организации должны представить:

  • документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;
  • бизнес-план инвестиционного проекта.

Как видим, благодаря введению в Налоговый кодекс РФ нового основания для получения инвестиционного налогового кредита комментируемый документ приводит в соответствие порядок отсрочки налоговых платежей и нормы кодекса.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Имущество воинской части: что это значит

Особенности правового режима имущества воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации как юридического лица

Павлов Д.М.

соискатель кафедры административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Правовой режим имущества воинских частей как юридических лиц имеет значительные особенности, которые определяются как нормами административного, так и гражданского права [1] .

Согласно статье 11.1 «Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц» воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.

Определение учреждения закреплено в ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно этой статье бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества; они отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество.

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, установленных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Дополнительной особенностью права оперативного управления является наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения (ст.120 ГК РФ, ст.9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие всем своим имуществом, т.е. понятие недостаточности трактуется для них по-разному. Если по обязательствам казенных предприятий государство отвечает именно при нехватке у них имущества, то по долгам учреждения собственник отвечает уже при отсутствии у него на текущем счете денежных средств. Следует также отметить, что в отношении и тех, и других юридических лиц дело о несостоятельности (банкротстве) возбуждено быть не может.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации вправе самостоятельно изъять для нужд Вооруженных Сил из оперативного управления воинской части – юридического лица излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество Вооруженных Сил, закрепленное за воинской частью – юридическим лицом либо приобретенное за счет средств, выделенных воинской части на приобретение этого имущества.

Статья 298 ГК РФ конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению.

Читайте также:
Расчеты по инкассо: что это значит

Согласно ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества учреждения по решению собственника.

В соответствии с Типовым общим положением о федеральном бюджетном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 г. № 935 имущество воинской части как юридического лица формируется за счет:

– имущества, закрепленного собственником за воинской частью на праве оперативного управления;

– материальных ценностей, поступивших и приобретенных в порядке централизованного снабжения;

– средств федерального бюджета;

– иных доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Имущество воинской части находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления в отношении федерального имущества, закрепленного за воинской частью, возникает у нее с момента передачи и приобретения имущества, если иное не установлено законами и иными правовыми актами или решением собственника.

Воинская часть в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Воинская часть не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Имущество воинской части является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками воинской части. В состав имущества воинской части не может включаться имущество иной формы собственности.

Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении воинской части, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Собственник имущества, закрепленного за воинской частью, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вооружение, военная техника и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Учреждения, при необходимости решения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, может изыматься и передаваться другим воинским частям в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Земельные участки, необходимые для достижения воинской части своих целей, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Имущественные отношения Учреждения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются законодательством Российской Федерации.

Таким образом, имущественные отношения воинской части как юридического лица имеют особенности, которые урегулированы как нормами, гражданского законодательства, так и актами Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

1. Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000 .

2. Веснин А. Место военных организаций в гражданских правоотношениях // Законность. 1999, № 6 .

3. Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. . канд. юрид. наук. М., Военный ун-т, 2000 .

4. Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций: Моногр. М., 2008.

Поступила в редакцию 26.09.2011 г.

[1] Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000; Веснин А. Место военных организаций в гражданских правоотношениях // Законность. 1999, № 6; Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. . канд. юрид. наук. М., Военный ун-т, 2000; Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций: Моногр. М., 2008 и другие работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: