Исчисление сроков: что это такое, описание и особенности

Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве

Понятие сроков в гражданском праве

В науке гражданского права выработано следующее понятие срока: «Срок – это юридический факт, с наступлением или истечением которого законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений». Как юридический факт, срок относится к категории событий.

В ст. 191 ГК закреплено следующее определение срока: «Установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определятся также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить».

Следовательно, в гражданском законодательстве под сроком понимается момент или период времени, с которыми нормы права связывают определенные правовые последствия.

Срок начинает течь, по общему правилу, на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено его начало, но вы будите встречаться и с исключениями из этого правила.

Исчисление сроков в гражданском праве

Окончание срока зависит от единицы времени его исчисления и законодательно закреплено в ст. 193 ГК. Подробно не излагая указанную статью, остановимся на следующих моментах:

– срок, исчисляемый днями, истекает в 24.00 последнего дня срока, за исключением срочных действий в организациях, которые могут прекратить операции по окончанию рабочего дня;

– срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока;

– срок, исчисляемый в полмесяца, истекает в пятнадцатый день от начала исчисления;

– срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, при его отсутствии – в последний день этого месяца;

– срок, исчисляемый кварталами, истекает аналогично месяцам, считая квартал за три месяца;

– срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующее число и месяц последнего года срока.

Если последний день срока – нерабочий, то, по общему правилу, днем окончания срока считается ближайший следующий рабочий день. Хотя в действительности встречаются и в этом исключения.

Виды сроков в гражданском праве

Классификация сроков зависит от критериев (оснований). Существуют следующие классификации:

1. По источникам определения сроков:

1) нормативные (законные) – указаны в законах;

2) договорные – указаны в договоре;

3) судебные – назначены судом.

Нормативные сроки делятся на:

А) диспозитивные – применяются в случаях, когда срок не установлен сделкой;

Б) императивные – не подлежат изменению по соглашению сторон (срок исковой давности);

В) ограничительные – установленные для сторон пределы срока (срок доверенности не более 3 лет).

2. По правовым последствиям:

3. По назначению сроков:

1) сроки, порождающие гражданские права (истечение срока ведет к возникновению права – приобретательская давность 15 и 5 лет).

2) сроки осуществления гражданских прав, т.е. время, в период которого лицо может реализовать свое право, а именно:

а) срок существования права (доверенность до 3 лет);

б) пресекательные сроки – предполагают досрочное прекращение права (ненадлежащее содержание земельного участка – его отчуждение);

в) претензионные сроки – сроки досудебного урегулирования нарушенного права с обязанным субъектом;

г) гарантийные сроки (вид претензионных сроков), установлены в отношении продукции длительного пользования с целью обезопасить клиента от скрытых недостатков.

Гарантийный характер носят также:

– срок годности (продукты питания, бытовая химия и т.п.);

– срок службы – изготовитель несет ответственность за недостатки изделия, возникшие по его вине;

– срок транспортабельности – срок сохранности груза при перевозке;

– сроки хранения, реализации, испытания и т.п.

3) сроки исполнения обязанностей – время, в течение которого должник обязан совершить определенные действия или воздержаться от них; различают общие и промежуточные сроки исполнения;

4) сроки защиты гражданских прав – период, в течение которого нарушенное или оспариваемое право подлежит защите (срок исковой давности).

Исчисление сроков

(англ calculation of terms) – в соответствии с гражданским законодательством РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Согласно ст. 190 ГК РФ* срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии со ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным 15 дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 час. последнего дня срока, но если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 час. последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Исчисление сроков наказаний и зачет наказания
  • Кабальная грамота

Полезное

Смотреть что такое “Исчисление сроков” в других словарях:

Исчисление сроков — (англ calculation of terms) в соответствии с гражданским законодательством РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется… … Энциклопедия права

Читайте также:
Как лучше зарегистрировать ООО?

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ — в соответствии со ст. 191 ГК установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может… … Юридический словарь современного гражданского права

Исчисление сроков процессуальных в рамках уголовного процесса — сроки, предусмотренные УПК России, исчисляются часами, сутками, месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных УПК России. При… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Исчисление сроков, с которыми трудовой кодекс Российской Федерации связывает возникновение и прекращение трудовых прав и обязанностей — течение сроков, с которыми ТК России связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Течение сроков, с которыми ТК России связывает… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Исчисление сроков предъявления исполнительных документов к исполнению — производится в отношении: исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Исчисление сроков, установленных законодательством о налогах и сборах — установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Исчисление сроков наказаний и зачет наказания — (англ. calculation of penal terms and consideration of penalty) в соответствии со ст. 72 УК РФ* сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной … Энциклопедия права

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ НАКАЗАНИЙ И ЗАЧЕТ НАКАЗАНИЯ — для точного исчисления сроков наказаний ст. 72 УК предусмотрены специальные правила. Наказания, установленные на определенный срок, исчисляются в единицах времени. К таким наказаниям относятся: лишение права занимать определенные должности или… … Энциклопедия юриста

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ НАКАЗАНИЙ — регламентировано в ст. 72 УК РФ, согласно которой: 1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работ, граничение по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в… … Словарь-справочник уголовного права

Исчисление сроков наказаний и зачет наказания — (англ. calculation of penal terms and consideration of penalty) в соответствии со ст. 72 УК РФ* сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе,… … Большой юридический словарь

Исчисление сроков в гражданском праве: порядок, виды

Под сроком следует понимать определенный период или момент времени. Это факт юридической природы или элемент юридического состава, с возникновением или прекращением которого целесообразным будет связать наступление, изменение или истечение гражданских обязанностей и прав. В данной статье подробным образом рассматриваются сроки в гражданском праве (понятие, порядок исчисления и актуальные на сегодняшний день проблемы).

Понятие срока

Для начала следует представить определение центральной фигуры статьи. Понятие и исчисление сроков в гражданском праве – категории, тесно взаимосвязанные. Дело в том, что сегодня гражданские правоотношения развиваются во времени. Последнее, в свою очередь, зачастую оказывает серьезное воздействие на течение той или иной ситуации. Важнейшее значение это представляет для названной правовой категории, ведь само ее существование ограничено во времени, к примеру, исчислением срока исковой давности в гражданском праве. Как правило, срок (его возникновение или истечение) трактуют как юридический факт, то есть событие, так как течение времени является объективным и не состоит в зависимости от людской воли.

Тем не менее установление и дальнейшее определение продолжительности сроков наделено волевым происхождением. Почему? Дело в том, что на сегодняшний день сроки в гражданском праве (понятие, виды, исчисление мы рассматриваем в нашем материале) устанавливаются действующими законами или актами подзаконного характера, судебными решениями и сделками. Приведенная информация регламентирована ч. 1 ст. 190 актуального на территории РФ Гражданского кодекса. Необходимо знать, что некоторые разновидности сроков могут останавливаться или восстанавливаться, что также предполагает их волевую направленность. Именно поэтому большинство сроков наделено двойственной природой: будучи волевыми в соответствии с происхождением, они относятся к объективному процессу течения времени. Так, в силу приведенной информации сроки в гражданском праве (исчисление, виды их рассматриваются в последующих главах) являются особой категорией фактов юридического значения. Иными словами, их невозможно отнести только к действиям или исключительно к событиям.

Исчисление сроков

В данной главе целесообразным будет изучить характеризующее понятие и виды сроков в гражданском праве исчисление. Важно отметить, что сроки, установленные отрезками (периодами) времени, исчисляются в соответствии с определенными действующим законом правилами. По ст. 191 ГК, они ставят начальную точку своему течению на следующий день после того, как наступила календарная дата или событие, которыми и определяется их начало. К примеру, отгрузка товарной продукции в соответствии с договором поставки, который заключен 15 августа, так или иначе, должна быть осуществлена в течение десяти календарных дней с момента его заключения. Так, период отгрузки начался с 16 августа. Именно поэтому последним днем, который считается допустимым, будет 25 августа. Следовательно, день (момент), которым установлено начало исчисления периода в гражданском праве, не нужно засчитывать в его продолжительность. Очевидным является то, что названное правило внедрили для некоторого упрощения в плане подсчета времени относительно течения срока. В противном случае его окончанием пришлось бы считать 24 августа. Кстати, рассмотренную ситуацию целесообразным будет включить в число проблем исчисления сроков в гражданском праве, актуальных на сегодняшний день.

Читайте также:
Иностранные лица: что это такое, описание и особенности

Необходимо отметить, что срок, который исчисляется годами, истекает только в последний год срока в том же по названию месяце и в тот же в соответствии с числом день, которым определяется его начальная точка. Например, срок, равный трем годам, истечет 1 августа 2004 года тогда, если отсчет времени начинается 1 августа 2001 года. Далее целесообразным будет представить исчисление месячного срока в гражданском праве. Важно знать, что срок, который исчисляется месяцами, закончится в свой заключительный месяц в тот же день по числу. Иных вариантов здесь нет и быть не может. Примером исчисления срока в гражданском праве в данном случае может послужить следующая ситуация: срок, равный трем месяцам, истечет 30, а не 31 августа, если его течение началось 30 мая. Приведенная информация регламентирована ст. 192 действующего в России ГК.

Названное правило целесообразно применять и в отношении сроков, установленных в полгода или тех, которые исчисляются кварталами. Дело в том, что квартал необходимо признать равным 3 календарным месяцам, а отсчет таковых следует вести с начала года, то есть начальной точкой первого квартала является 1 января, второго – 1 апреля и так далее. Если месяц, в соответствии с которым очевидно окончание срока, не наделен соответствующим числом, период считается истекшим в заключительный день данного месяца. Приведенные сведения регламентированы третьим абзацем п. 3 ст. 192 актуального Гражданского кодекса. К примеру, месячный срок, который начался 31 мая, должен истечь 30 июня.

Как еще могут исчисляться сроки?

Далее целесообразным будет рассмотреть порядок исчисления сроков в гражданском праве РБ неделями. Срок, который исчисляется понедельно, заканчивается в соответствующий день заключительной его недели согласно п. 4 ст. 192 действующего ГК. Важно отметить, что законом предусматривается исключение тогда, когда окончание периода приходится на выходной (иными словами, нерабочий) день. При подобных обстоятельствах днем истечения срока по ст. 193 ГК РФ является ближайший рабочий день. Необходимо дополнить, что представленное правило не относится к началу течения срока. Кроме того, выходные дни при подсчете общей продолжительности исключать нецелесообразно.

Кстати, на сегодняшний день особым образом регламентирован порядок реализации действий в заключительный день срока в соответствии со ст. 194 ГК. Так, исчисление срока в днях в гражданском праве предполагает, что некоторая операция, подлежащая совершению, может быть выполнена в последний день срока до 24 часов.

В первую очередь названное положение касается юридических и физических лиц, режим работы которых во времени не ограничен. Когда действие относится к объединению с ограниченным режимом работы, срок истекает в час, когда в структуре в соответствии с установленными правилами прекращаются подобные операции. К примеру, определенное число банковских операций проводится банковским учреждением только до 14:00, хотя сам банк прекращает деятельность лишь в 18:00. Названные обстоятельства предполагают то, что исполнение, которое касается указанных банковских операций, может реализовываться только до 14:00, а другое – до 18:00. Важно отметить, что вся письменная документация, сданная в структуру связи до 24:00 заключительного дня срока, является переданной в установленное время, даже если она адресована объединению, режим работы которого несколько ограничен.

Виды сроков

При анализе исчисления и видов сроков в гражданском праве необходимо отметить, что они являются весьма разнообразными. Так, в соответствии с характером определения договором или законом принято выделять сроки диспозитивные и императивные, неопределенные и определенные, частные и общие. Важно отметить, что императивные сроки ни при каких обстоятельствах не могут изменяться посредством соглашения участвующих в гражданских правоотношениях. Кстати, большинство сроков, которые устанавливаются нормами наследственного и корпоративного права, относятся именно к таким. Необходимо знать, что (в отличие от императивных) сроки диспозитивные подлежат изменению через соглашение сторон, к примеру, в некоторых договорах.

Исчисление сроков в гражданском праве, носящих определенный характер, реализуется посредством указания точных моментов их возникновения и окончания или же общей длительности. Подобным образом в законодательстве определяются давностные сроки. Следует знать, что установление неопределенных сроков осуществляется путем указания некоторых приблизительных критериев, которые состоят в соответствии с конкретной ситуацией либо не определяются вовсе. Как правило, подобная картина имеет место в обязательствах договорного характера. Исчисление сроков в гражданском праве, которые являются частными, относится к конкретизации общих сроков. Ярким примером здесь являются промежуточные периоды завершения отдельных ступеней деятельности, которая производится в соответствии с договором подряда.

Классификация по целям

Как выяснилось, порядок исчисления сроков в гражданском праве зависит от их разновидностей. Так, в соответствии с назначением принято различать сроки реализации гражданских прав, наступления гражданских прав (обязанностей), защиты гражданских прав, а также исполнения гражданских обязанностей. Важно отметить, что сроки наступления правоотношений гражданского характера, так или иначе, порождают гражданские обязанности или права субъективной направленности, в чем, собственно, и заключается их назначение.

Ярким примером здесь может послужить исчисление сроков давности в гражданском праве. Так, истечение периода приобретательной давности, согласно ст. 234 ГК РФ, влечет за собой появление права собственности на тут или иную вещь. Необходимо дополнить, что представленные сроки служат юридическими фактами, порождающими права, то есть основаниями для наступления некоторых гражданских прав.

Под сроками реализации прав следует понимать периоды, на протяжении которых уполномоченным лицом может осуществляться определенное право, в том числе посредством требования совершения некоторых действий от обязанных лиц. Целесообразным будет дополнить, что основное их назначение заключается в обеспечении относительно управомоченных лиц действенных возможностей, связанных с использованием прав, у них имеющихся.

Интересно знать, что среди представленных принято выделять периоды существования прав гражданского происхождения, а также гарантийные и пресекательные сроки. Так, первые представляют собой периоды действия прав субъективной природы во времени. Следует знать, что призвание их заключается в обеспечении управомоченным гражданам времени для осуществления их прав, а также в придании известной устойчивости и абсолютной определенности гражданскому обороту. Необходимо дополнить, что с истечением представленных сроков гражданское право, носящее субъективный характер, так или иначе, прекращается. Более того, утрачивается и возможность его реализации.

Читайте также:
Благочиния управа: что это такое, описание и особенности

Целесообразным будет привести соответствующие примеры исчисления сроков в гражданском праве. Так, период действия доверенности ни при каких обстоятельствах не может превышать 3 лет по п. 1 ст. 186 действующего на территории России Гражданского кодекса; авторское право согласно общему правилу действует на протяжении жизни автора и пятьдесят лет после его смерти, а патент на изобретение – до того, как истечет двадцать лет с момента подачи заявки в ведомство патентного значения по п. 3 ст. 3 действующего Патентного закона. Необходимо брать в расчет, что в число гражданских прав входят субъективные права бессрочной направленности, к примеру, право собственности.

Пресекательные сроки

Далее целесообразным будет рассмотреть исчисление сроков в гражданском праве РК, носящих преклюзивный характер. Важно отметить, что пресекательные сроки, так или иначе, определяют границы существования прав. Они наделяют управомоченных лиц строго установленным временем для осуществления их прав под угрозой прекращения таковых. Необходимо привести соответствующий пример. Если сумма денег, которая числится на банковском клиентском счете, в действительности меньше предусмотренной договором минимума или правилами банковского учреждения (и при этом она не восстанавливается в течение месячного периода с момента предупреждения об этом клиента), банковская организация наделяется абсолютным правом расторжения договора с таким клиентом в судебном порядке. Приведенная информация регламентирована п. 2 ст. 859 действующего в России Гражданского кодекса.

Для того чтобы наследник принял наследство, на сегодняшний день предоставляется полгода с момента его открытия, согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ. Важно отметить, что по истечении этого времени право, связанное с принятием наследства, согласно общему правилу, так или иначе, утрачивается. Необходимо дополнить, что представленного рода сроки служат санкциями за ненадлежащее исполнение или неисполнение прав вовсе. Как правило, данные санкции досрочным образом прекращают гражданское право субъективного характера. Так, они являются сравнительно нечасто встречающимся исключением. С ними невозможно отождествлять те или иные периоды существования прав, которые наделены другим назначением.

Гарантийные сроки

Под гарантийными сроками необходимо понимать временные периоды, на протяжении которых изготовитель, продавец или другой услугодатель гарантирует пригодность товарной продукции или услуги для применения в соответствии с обычным назначением, а пользователь наделяется абсолютным правом требования устранения обнаруженных недостатков на безвозмездной основе, замены товарного продукта либо услуги или использования других последствий, установленных договором или законом. Важно отметить, что подобные сроки, в частности, устанавливаются ст. 470 и 471 действующего на территории России Гражданского кодекса для реализованной товарной продукции, ст. 722 для итогов подрядных работ и так далее.

Необходимо знать, что разновидностью представленной категории являются периоды службы, которые определяются в отношении товарного продукта (работ, услуг) длительного пользования, согласно п. 1 ст. 5 Закона о защите потребительских прав. В отличие от таковых сроки годности, которые устанавливаются относительно медикаментов, продуктов питания и некоторые иных вещей, считаются периодами, в соответствии с истечением которых товар является непригодным для применения по назначению (и именно поэтому не подлежит продаже). Они относятся к разновидностям пресекательных сроков, и потому нет надобности отождествлять их с периодами гарантии.

Сроки реализации обязанностей

Под сроками исполнения обязанностей необходимо рассматривать периоды, на протяжении которых обязанные лица, так или иначе, должны исполнить обязательства, лежащие на них. Подобные сроки зачастую устанавливаются посредством оформления соглашения сторон, а временами вовсе не определяются или выявляются моментом востребования. Названная информация регламентирована ст. 323 действующего на территории России Гражданского кодекса. В гражданском обороте следует иметь в виду, что исполнение обязанности досрочным образом не всегда согласуется с интересами управомоченного лица (к примеру, если говорится об обязанности, связанной с хранением вещей). Поэтому подобное допускается, если иные обстоятельства не предусматриваются актуальным законодательством или договором, согласно ст. 315 ГК РФ.

Нарушение срока

Просрочка периодов реализации обязанностей служит основанием для применения относительно нарушителя некоторых норм гражданско-правовой ответственности. Сроками защиты прав являются периоды времени, предоставленные исключительно управомоченным лицам, для обращения к судебным органам или правонарушителю с требованием, которое относится к защите или принудительной реализации своих прав. Здесь речь идет о претензионных сроках и сроках исковой давности.

На сегодняшний день первыми устанавливается обязанность управомоченного лица по обращению до разбирательства в суде с заявлением по поводу удовлетворения собственных требований к предполагаемому нарушителю (говорится об удовлетворении требований на добровольной основе). Они могут быть установлены посредством соглашения сторон или обычаев в плане делового оборота, не затрагивая право потерпевшего (управомоченного) лица на защиту со стороны судебных органов.

Важно знать!

До недавнего времени соблюдение рассматриваемых сроков служило условием обязательного характера для обращения в арбитражные судебные органы с иском к ЮЛ. Между тем угроза, связанная с утратой права на предъявление иска по причине ненадлежащего соблюдения претензионного порядка, превращает претензионные сроки в пресекательные, чем противоречит принципу самостоятельного, свободного осуществления гражданских прав. Получается, что неслучайно претензионный порядок обязательной направленности не является известным для развитых правовых систем или международного коммерческого оборота.

Вопрос 25. Понятие, виды и особенности исчисления сроков в гражданском праве. Исчисление сроков

1. Срок это момент или период времени, наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

2. По степени определенности сроки делятся на:

императивные, которые не могут быть изменены по соглашению сто­рон (например, исковая давность), и

Читайте также:
Можно ли начать раздел имущества до развода?

диспозитивные, которые устанавливаются по соглашению сторон (на­пример, срок исполнения обязательства).

По правовым последствиям, которые порождает наступление или исте­чение сроков, последние делятся на:

правоустановительные;

– правоизменяющие,

– правопрекращающие.

Выделяют сроки абсолютно определенные, относительно определен­ные и неопределенные.

Абсолютно определенные сроки устанавливаются указанием на какой-либо период времени либо календарную дату.

Относительно определенные сроки устанавливаются менее точно (на­пример, указанием на примерный период времени, событие, которое дол­жно произойти, либо определение срока оценочными понятиями “немед­ленно”, “в разумный срок” и т. п.).

Неопределенные сроки имеют место тогда, когда, несмотря на предпо­лагаемую срочность обязательства, срок вообще не устанавливается (на­пример, бессрочная аренда имущества).

3. Исчисление сроков.

Началом течения срока является следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число после­днего месяца срока. При этом, если последний месяц срока не имеет соот­ветствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Эти правила применяются и к срокам, исчисляемым в полугодиях или кварталах.

Срок, определяемый в полмесяца, исчисляется в днях и равен 15 дням.

Срок, исчисляемый в неделях, истекает в соответствующий день после­дней недели срока.

Если последний день срока выпадает на нерабочий день, то днем окон­чания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Действие, для выполнения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока, за исключением случаев выполнения таких действий в определенных организациях – срок исполнения в этом случае истекает в тот час, когда в организации в соответствии с установленными правилами прекращаются соответствующие операции. Письменные заяв­ления и извещения, сданные в организациях связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Вопрос 26. Понятие и значение исковой давности, ее течение

1. Исковая давность это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 135 ГК).

2. Институт исковой давности обеспечивает стабильность гражданского обо­рота, исключает неуверенность и неопределенность для участников граж­данского оборота. Исковая давность сильно уменьшает возможности лиц

по злоупотреблению своими правами путем предъявления давних, часто необоснованных требований.

Она облегчает процесс доказывания в суде, так как со временем предо­ставление доказательств становится все более затруднительным.

3. Общий срок исковой давности – три года. В отдельных случаях он может быть увеличен или уменьшен правовым актом (например, годичный срок для оспаривания действительности сделки).

Истечение исковой давности не прекращает субъективного права (сле­довательно, не лишает лицо возможности обратиться в суд), однако лиша­ет управомоченное лицо возможности осуществить это право в принуди­тельном порядке вопреки воле обязанного лица.

4. Суд вправе применить исковую давность только по заявлению стороны.

Сроки исковой давности, порядок их исчисления и течения не могут быть изменены соглашением сторон.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Законом из этого пра­вила могут быть установлены определенные исключения.

Приостановление и перерыв течения исковой давности, восстановление срока исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

1. При возникновении в последние шесть месяцев течения срока исковой давности обстоятельств, указанных в ст. 202 ГК, течение срока исковой дав­ности приостанавливается.

При прекращении указанных обстоятельств течение срока исковой дав­ности возобновляется, а оставшаяся часть срока удлиняется до шести ме­сяцев (если срок исковой давности меньше шести месяцев, то оставшаяся часть срока удлиняется до срока исковой давности). К обстоятельствам, приостанавливающим течение срока исковой давности, относятся:

нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил, переве­денных на военное положение;

установленная Правительством Российской Федерации на основании закона отсрочка исполненная обязательства (мораторий);

приостановление действия закона или иного правового акта, регулиру­ющего соответствующее отношение.

2. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в уста­новленном порядке или совершением обязанным лицом действий, свиде­тельствующих о признании долга (например, просьба об отсрочке испол­нения обязательства или частичная уплата долга). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до переры­ва, в новый срок не засчитывается.

3. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с лич­ностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), срок исковой давности восстанавливается, а нарушенное право под­лежит защите. Указанные обстоятельства должны иметь место в последние шесть месяцев течения срока исковой давности.

Нюансы истребования документов и ответственность за их непредставление

Автор: Фирфарова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В силу п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

Каковы нюансы применения к нарушителю указанной нормы? За непредставление каких документов наступает налоговая ответственность? Какие обстоятельства могут быть приняты в качестве смягчающих при решении вопроса о снижении суммы штрафных санкций?

Права и обязанности контролеров и налогоплательщиков

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. По правилам, установленным п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Читайте также:
План счетов бухгалтерского учета

Истребование документов

При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

В силу п. 1 названной статьи истребование необходимых для проверки документов осуществляется посредством вручения лицу (или его представителю) соответствующего требования.

Истребуемые документы могут быть:

представлены лично или через представителя;

направлены по почте заказным письмом;

переданы в электронной форме.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ).

К сведению: порядок направления требования и порядок представления документов по требованию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждены Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Наказание за непредставление документов

По общему правилу, установленному п. 3 ст. 93 НК РФ, истребуемые документы должны быть представлены проверяемым лицом в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. Отказ от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Обратите внимание: налоговый орган, выставив требование и не получив по нему документы в установленный десятидневный срок, вправе запросить их еще раз. При этом налоговый орган выставляет новое требование и определяет новый срок для его исполнения. При повторном непредставлении документов по новому требованию образуется новое правонарушение. Неисполнение обществом выставленного налоговым органом нового требования в установленный срок образует новый состав правонарушения и не является повторным привлечением к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 № 09АП-10563/2016 по делу № А40-159826/15).

Условия привлечения к налоговой ответственности

В Определении ВС РФ от 30.03.2017 № 304-КГ17-1844 по делу № А46-4871/2016 указано: для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами (документы должны быть в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонился от представления документов. Это, по мнению Верховного суда, следует из содержания норм ст. 93 и 126 НК РФ.

Таким образом, для привлечения налогоплательщика к ответственности контролеры должны доказать наличие истребуемых документов, обязанность их представления, предусмотренную налоговым законодательством, факт непредставления документов в установленный срок, а также определить количество непредставленных документов.

Более того, налоговая ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление не любых истребованных налоговым органом документов, а только тех, которые предусмотрены НК РФ в качестве необходимых для исчисления и уплаты налогов (Постановление АС МО от 27.07.2016 по делу № А40-159826/2015).

В связи с этим отметим, что ст. 93 НК РФ не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы. ФНС указывает, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (Письмо от 02.11.2015 № ЕД-4-2/19099@). К такому выводу приходят и суды (см., к примеру, Постановление АС МО от 27.07.2016 по делу № А40-159826/2015).

Вопрос о том, имеется ли целесообразность истребования конкретного документа, содержащего сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, и его изучения в ходе налоговой проверки, входит в компетенцию контролирующего органа и определяется инспекцией самостоятельно.

Но, как отмечают и чиновники, и судьи, Налоговый кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования инспекции о представлении документов без исполнения.

Обязательно сообщите контролерам о своих намерениях!

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, налоговое законодательство дает ему право урегулировать этот вопрос с налоговым органом. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, налогоплательщик письменно уведомляет налоговиков о невозможности представления в указанные сроки документов.

Уведомление может быть представлено в налоговый орган:

проверяемым лицом лично или через представителя;

  • передано в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика.
  • К сведению: форма и формат представления указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. Документ действует с 15.04.2017.

    При этом в уведомлении налогоплательщик должен указать объективные причины несоблюдения сроков исполнения требования инспекции, а также назвать сроки, в течение которых он сможет представить необходимые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Продление срока представления документов

    В течение двух дней со дня получения такого уведомления контролеры вправе на его основании продлить сроки представления документов. В целях принятия соответствующего решения фискалы оценивают обстоятельства, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки (Письмо Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336), в их числе названы:

    объем истребуемых документов;

    наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования;

    указанный срок, в который проверяемое лицо (по его уведомлению) может представить истребуемые документы.

    Таким образом, налоговые органы самостоятельно определяют, на какой период возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов.

    Налоговики вправе отказать в продлении срока

    Уведомление проверяющих лиц о невозможности представить документы по требованию в установленный срок не гарантирует продление этого срока. Налоговый орган вправе вынести также решение и об отказе в его продлении (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Данное решение принимается с учетом указанных налогоплательщиком причин, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объема истребуемых документов, а также других имеющих значение обстоятельств.

    Читайте также:
    Общее право: что это такое, описание и особенности

    Как указала ФНС в п. 3 Письма от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304, обязанность налогового органа объяснять или аргументировать свое решение об отказе в продлении срока представления документов законодательством о налогах и сборах не установлена. Тем не менее подобное решение контролеров на практике зачастую является причиной обращения налогоплательщика в суд. Но довод последнего о том, что решение об отказе в продлении сроков ничем не мотивировано, признается судами несостоятельным.

    Налоговым кодексом прямо не установлено право налогоплательщика на обжалование решения налогового органа об отказе в продлении сроков представления документов. ФАС ЦО в Постановлении от 13.03.2013 по делу № А68-7198/12 (Определением ВАС РФ от 24.07.2013 № ВАС-8814/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) указал: из п. 3 ст. 93 НК РФ следует, что у инспекции имеется право продлить срок представления запрошенных документов по ходатайству лица, у которого они истребованы. Решение об отказе в продлении срока само по себе не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку не возлагает на него дополнительные обязанности. В то же время положения названной статьи не устанавливают последствий отказа продлить срок. В результате суд сделал вывод о создании налогоплательщиком ситуации, препятствующей проведению мероприятий налогового контроля, на основании следующих обстоятельств:

    оригиналы документов не представлены;

    в уведомлении налогоплательщик не указал причину, по которой он отказывается их представлять;

    требование инспекции о представлении документов не было исполнено ни в установленный десятидневный срок, ни в тот, который был указан в уведомлении налогоплательщика.

    Руководствуясь положениями ст. 23, 31, 93 НК РФ, суды пришли к выводу, что решение об отказе в продлении срока соответствует нормам налогового законодательства, не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, не возлагает на него незаконные обязанности.

    Если истребуется большой объем документов

    Зачастую в ходе проведения выездной проверки контролеры на основании ст. 93 НК РФ истребуют значительный объем документов. Данный факт налогоплательщики называют причиной, по которой документы не могут быть представлены в установленные сроки.

    Законодательство о налогах и сборах не содержит ограничений по количеству документов, истребуемых в рамках выездной проверки. Поэтому в ряде случаев судебные органы не принимают во внимание доводы налогоплательщика, связанные с невозможностью представить их большой объем в сроки, указанные в требовании (Постановление АС ЗСО от 18.11.2015 № Ф04-25561/2015 по делу № А46-1704/2015). Вследствие этого арбитры приходят к выводу о совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Вместе с тем имеется ряд судебных дел, в которых сделаны обратные выводы: если проверяемое лицо не исполнило в срок требование инспекции из-за большого количества запрошенных документов, привлечение к ответственности неправомерно (Постановление АС УО от 24.06.2016 № Ф09-6821/16 по делу № А76-18033/2015). Арбитры в данном случае указали на имеющиеся у налогоплательщика объективные препятствия для своевременного и полного исполнения требования о представлении документов в виде значительного объема запрашиваемых документов. Данные обстоятельства, по мнению судов, исключают вину в совершении правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Суд также принял во внимание факт частичного представления документов, расценив его как принятие налогоплательщиком всевозможных мер по исполнению возложенной на него п. 3 ст. 93 НК РФ обязанности. В качестве таких мер названо представление:

    уведомления в инспекцию о продлении сроков представления документов;

    документов по мере их подготовки по каждому требованию.

    Арбитры указывают, что привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности можно лишь в случае, если у него имелась реальная возможность представить истребованные документы в срок. Если же истребуется значительный объем документов при ограниченном времени для их представления, то его вина в их непредставлении отсутствует. Спор аналогичного содержания рассмотрен в Постановлении ФАС МО от 03.10.2013 по делу № А40-78836/12. В нем важным обстоятельством явился тот факт, что необходимые документы все же имелись у инспекции, поскольку были представлены контрагентом организации в рамках встречной проверки.

    О налоговой ответственности и смягчении наказания: за и против

    В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано: если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой НК РФ. Учитывая, что названной нормой установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

    Значимые обстоятельства для снижения штрафных санкций

    Большой объем запрашиваемых документов зачастую является обстоятельством, смягчающим налоговую ответственность налогоплательщика (ст. 112 НК РФ). При этом должно быть установлено следующее (см., к примеру, Постановление АС МО от 27.07.2016 № Ф05-10243/2016 по делу № А40-159826/2015):

    непредставление документов не имело каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля;

    неисполнение требования не сказалось на своевременности и полноте проводимых контрольных мероприятий;

    факт нарушения срока представления документов не является существенным и значимым для налогового органа.

    В результате названных обстоятельств суды могут снизить размер подлежащей взысканию штрафной санкции в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

    Истребование значительного объема документов также признано смягчающим ответственность обстоятельством в постановлениях АС СКО от 06.07.2016 № Ф08-4355/2016 по делу № А32-29291/2015, ФАС ЗСО от 27.05.2013 по делу № А03-9332/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 № 09АП-64499/2016 по делу № А40-190691/16.

    Читайте также:
    Можно ли заявить о краже вещи, если на нее нет документов

    Обстоятельства, при которых суды не снизят размер взыскания

    Есть пример судебного разбирательства, в котором арбитры не поддержали налогоплательщика и не расценили обстоятельство в виде большого объема запрашиваемых документов в качестве смягчающего (Постановление АС МО от 03.03.2017 № Ф05-1240/2017 по делу № А41-32104/2016). Налогоплательщику неоднократно направлялись требования о представлении документов, но они были оставлены без исполнения. После предоставления отсрочки на основании соответствующего уведомления, ситуация не изменилась.

    Доводы налогоплательщика о наличии смягчающих обстоятельств в виде истребования значительного объема документов судами отклонены. Арбитры исходили из следующего. Под документами, необходимыми для проведения выездной проверки понимаются любые документы, имеющиеся у налогоплательщика и относящиеся к проверяемому периоду. В связи с этим на проверяемое лицо возложена обязанность по представлению любых документов, прямо или косвенно связанных с хозяйственной деятельностью за определенный период, с целью проверки соблюдения налогового законодательства.

    Организация длительное время не совершала (в отсутствие объективных причин) каких-либо существенных действий, направленных на исполнение полученных от инспекции требований. В результате данное бездействие было оценено как недобросовестное, а доводы налогоплательщика о большом количестве истребуемых документов отклонены. Суд при этом указал: в деле не имелось объективных обстоятельств, свидетельствующих о малой степени вины налогоплательщика. Довод налогоплательщика о существенности размера штрафа арбитры признали несостоятельным, указав, что это обстоятельство не может служить основанием для снижения налоговой санкции.

    Налогоплательщику следует учитывать, что в каждом конкретном случае суд будет устанавливать фактические обстоятельства дела и применять к ним нормы права с учетом представленных доказательств. При этом арбитры, как показал анализ судебной практики, будут принимать во внимание:

    доказательства невозможности представления документов налогоплательщиком;

    использование налогоплательщиком предоставленного ему ст. 93 НК РФ права обращения с заявлением в ИФНС о невозможности подачи в установленные сроки документов, а также с ходатайством о продлении срока.

    Кроме того, при вынесении решений суды исследуют и учитывают:

    объем истребуемых документов;

    незначительный период просрочки;

    имеющийся на исполнении у налогоплательщика ряд иных требований о представлении документов;

    частичное исполнение требования в установленный срок;

    значимость и существенность факта непредставления документов для налогового органа, влияние его на своевременность и полноту проводимых им контрольных мероприятий.

    Таким образом, налогоплательщику нужно представить в налоговый орган уведомление о невозможности подачи документов с целью продления установленного НК РФ срока. Если инспекция оставит данное уведомление без внимания и не продлит срок исполнения требования (и, как следствие, привлечет проверяемое лицо к ответственности по ст. 126 НК РФ), то судебные органы с большой вероятностью учтут названный факт при решении вопроса о снижении для налогоплательщика размера штрафных санкций.

    Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

    В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

    Возникает вопрос: «А что это такое?»

    Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

    Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

    А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

    Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

    Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

    Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

    Ответственность предусмотрена.

    Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

    Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

    Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

    Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

    То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

    И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

    Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

    Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

    Обратите внимание, что сказал, суд: «. поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки. »

    Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

    Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

    В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

    Читайте также:
    Можно ли забрать долю в квартире в счет алиментов

    Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

    Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

    Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

    Вот что написал суд:

    «Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

    Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

    Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

    Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

    Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

    Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

    1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
    2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
    3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
    4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
    5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
    6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

    СРОЧНО!

    Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

    • Длительность 25 часов за 1 месяц
    • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
    • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
    • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

    Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ

    • Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст
    • В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?
    • Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?
    • Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?
    • Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?
    • Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?
    • Итоги

    Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст

    В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

    До 01.04.2020 рассматриваемая статья позволяла налоговикам истребовать документы у компании или ИП в двух случаях:

    • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
    • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могли при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе были истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

    Читайте также:
    Как прекращается конкурсное производство, если погасить долг?

    С 01.04.2020 полномочия контролеров по ст. 93.1 НК РФ расширены: они получили право на истребование документов и информации в рамках процедуры взыскания крупных налоговых недоимок.

    Примечательно, что изначально истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

    Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст. 129.1 НК РФ.

    Могут ли налоговики истребовать документы вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

    Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

    Нередкий случай: проверяют вашего покупателя, а требованием о предоставлении документов запрашиваются данные, казалось бы, к нему не относящиеся, — ваше штатное расписание, сведения об основных средствах и др. Можно ли их не давать налоговикам?

    К сожалению, ни в одном из пунктов ст. 93.1 НК РФ не указан четкий перечень документации, которую вправе истребовать контролеры. Непонятно также, кого следует понимать под «иными лицами», упомянутыми в п. 2 ст. 93.1 НК РФ: в кодексе их перечень также не определен.

    Несмотря на это, с точки зрения налогового и финансового ведомств (письма Минфина РФ от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, ФНС РФ от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869), проверяющие в рамках встречек вправе истребовать абсолютно любую документацию по своему усмотрению. Этой же позиции чиновники придерживались и ранее (письма Минфина РФ от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС РФ от 25.07.2007 № 06-1-04/496@).

    Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, постановлением 5-го арбитражного апелляционного суда Дальневосточного округа от 05.10.2011 № А51-7061/2011 мнение налогоплательщика, который посчитал затребование налоговым органом у него документов неправомочным, признано субъективным. Суд решил, что сам налогоплательщик не вправе оценить, относится ли истребуемый у него документ к деятельности проверяемого лица или нет. Рассмотрение этого дела в суде второй инстанции также оказалось не в пользу налогоплательщика.

    В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 судьи признали, что НК РФ не содержит конкретных характеристик документов, которые вправе истребовать контролеры, а значит, их перечень является открытым. При этом налогоплательщики применяют различные формы и виды документации и регистров в зависимости от специфики их деятельности, а потому они вправе определять, какие бумаги следует предоставить по запросу налоговиков.

    Таким образом, окончательное решение по данному вопросу будет за судом.

    Рассмотрим таблицу, которая может понять, какие документы давать контролерам необходимо, а по каким — можно с ними поспорить.

    Важно! Информация, содержащаяся в таблице, носит рекомендательный характер, поскольку отражает состояние дел в сложившейся на сегодня арбитражной практике. Однако принимать окончательное решение о целесообразности предоставления тех или иных документов должен каждый налогоплательщик самостоятельно на основании своей ситуации и после тщательного анализа возможных рисков.

    Документы, необходимые для предоставления

    Документы, по которым можно поспорить

    Договоры, заключенные с проверяемым контрагентом

    Штатное расписание, трудовые договоры, табели учета рабочего времени

    Счета-фактуры, накладные, акты, выданные проверяемому контрагенту или полученные от него

    Документы на уполномоченных лиц, подтверждающие их право подписи

    Книги покупок, продаж

    Оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам, карточки счетов

    ВНИМАНИЕ! С 17.02.2021 налоговики вправе запросить документы (информацию), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

    Безусловно, если объем запрашиваемых документов невелик, лучше лишний раз не рисковать и выполнить запрос контролеров, даже если они попросили «лишнюю» информацию.

    Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 93.1 НК Рф, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

    Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

    Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

    При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

    • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
    • приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@;
    • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

    Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

    1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

    Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

    1. Поручение должно содержать:
    • дату и место составления;
    • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
    • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
    • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
    • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
    • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
    • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
    • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
    • печать налогового органа.
    Читайте также:
    Пересмотр конституции: что это такое, описание и особенности

    Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

    Отметим несколько важных нюансов:

    • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
    • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
    • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

    В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

    Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

    Вы получили запрос о необходимости предоставления в налоговый орган договоров с вашим бизнес-партнером, книг покупок и продаж, счетов-фактур, к примеру, за 2018–2020 гг. При этом в поручении не содержится больше никаких сведений, позволяющих установить, в рамках какого именно мероприятия инспектору понадобились документы. Оштрафуют ли вас, если вы их не предоставите?

    В этом вопросе прослеживается явная арбитражная тенденция, свидетельствующая о том, что в данной ситуации штрафовать налогоплательщика не за что. Так, постановление ФАС Дальневосточного округа 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 признает, что в этом случае контролерами нарушается п. 3 ст. 93.1 НК РФ, а именно: отсутствует указание о том, что документация запрашивается в рамках определенной сделки, а также информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку. Аналогичные выводы вынесли арбитражные суды Республики Татарстан в решении от 11.09.2012 № А65-17507/2012 и Пермского края в решении от 23.11.2012 № А50-21147/2012.

    Примечательно, что такого же мнения придерживаются и сами контролеры. Так, в письме ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 они признали, что поручение и требование относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих ее однозначно идентифицировать. Таким образом, они официально подтвердили, что требования, не соответствующие законодательным критериям, неправомочны, а следовательно, их можно не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

    Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

    Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?

    Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2021 году. А период, за который нужно их направить — 2017–2020 годы. Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2017 год в 2021 году, ведь прошло уже более 3 лет?

    Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов. А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.

    А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.

    Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 5 лет. Этот срок применяется с 17.03.2021, ранее срок хранения был установлен на 4 года. При этом ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

    Таким образом, если инспекторы при встречке в 2021 году запросили у вас документы за 2017 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.

    Подробнее об ответственности, возникающей в рамках встречек, читайте в публикации «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

    Итоги

    По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

    Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: