Как обжаловать ответ прокуратуры города?

Обжалование ответа прокурора в вышестоящем органе

Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ», пожаловаться на неустроивший вас ответ должностного лица возможно, если:

  • нарушены сроки и/или порядок рассмотрения обращения;
  • ответ не мотивирован и представляет собой формальную «отписку»;
  • ответ содержит оскорбление или угрозы в адрес гражданина;
  • в ответе нарушитель указывает, что пересылал ваше обращение в орган или должностному лицу, в связи с действиями которых вы обращались в прокуратуру;
  • в ответе имеются иные нарушения законодательства России.
  • Куда подается жалоба
  • Требования, предъявляемые к жалобе
  • Форма и содержание жалобы на ответ прокурора
  • Способы подачи жалобы

Куда подается жалоба

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин передает свое обращение должностному лицу, компетентному в разрешении возникшего конфликта. Нарушение установленного законом порядка подчиненности или направление документа не в тот орган приведут к бюрократической волоките.

Статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет систему органов прокуратуры и иерархию прокурорских работников. Согласно данной норме, вышестоящим прокурором является:

  1. Генеральный прокурор для работников Генеральной прокуратуры и прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.
  2. Прокурор субъекта для работников прокуратур субъекта и приравненных к ним прокуратур, прокуроров районов.
  3. Прокурор города или района для работников прокуратур городов или районов и приравненных к ним прокуратур.

Требования, предъявляемые к жалобе

Статья 11 Закона об обращениях граждан закрепляет два основных требования к письменному обращению гражданина:

  1. В тексте не должна использоваться нецензурная или оскорбительная лексика, нельзя писать угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. В противном случае вы не получите ответа.
  2. Текст должен быть разборчивым, читаемым. Иначе в течение семи дней со дня регистрации обращения, если ваши данные были написаны понятно, вам сообщат, что жалобу не удалось прочесть.

Важным элементом такого документа является указание нормативно-правовых актов, отдельные нормы которых не были должным образом соблюдены.

Форма и содержание жалобы на ответ прокурора

Жалобу можно писать в свободной форме, так как ее содержание определяется в каждой отдельной ситуации. В связи с этим изменяется список прилагаемых документов.

Статья 7 Закона об обращениях граждан устанавливает обязательную информацию для письменного обращения гражданина. К ней относятся:

  1. Наименование органа либо ФИО и должность лица, которому направляется документ.
  2. ФИО гражданина.
  3. Почтовый или электронный адрес, на который придет ответ.
  4. Суть обращения.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Личная подпись.
  7. Дата.

На официальных сайтах прокуратур имеются специальные формы для обращений граждан. Дополнительной обязательной информацией в них выступают адрес электронной почты заявителя, иногда электронная цифровая подпись.

Перед тем как поставить подпись и дату в документе, требуйте в жалобе восстановления ваших прав, проведения проверки в отношении должностного лица и привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Способы подачи жалобы

Подать жалобу в вышестоящий орган можно несколькими способами. Порядок и сроки рассмотрения документа не зависят от способа его подачи.

Первый способ – личный прием у вышестоящего прокурора. Для этого необходимо предварительно записаться по телефону, позвонив в приемную вышестоящей прокуратуры либо подав туда письменное заявление о приеме.

Второй способ – подача обращения путем заполнения специальной интернет-формы на официальном сайте вышестоящего органа прокуратуры.

Третий способ – отправление жалобы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.

Жалоба прокурору на не устранение нарушений при доследственной проверке (образец)

Прокурору Самарской области,

государственному советнику юстиции 2 класса

Кабалоеву Мурату Азраиловичу

Адрес: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская,

От адвоката НО “Самарская областная коллегия адвокатов”

Антонова Анатолия Петровича ,

рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции:

443080, г. Самара, проспект Карла Маркса,

В защиту интересов А.

ДАТА в адрес Прокурора Самарской области Кабалоева М.А. мною было направлено обращение в защиту интересов А. (копию заявления прикладываю к жалобе).

Данное заявление было зарегистрировано ДАТА, а ДАТА направлен мне ответ, исх. № НОМЕР (копию ответа прикладываю к жалобе).

В своем заявлении я просил провести проверку и обязать сотрудников ГУ МВД России по Самарской области (УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области или ОП № 21 УМВД России по г. Тольятти), у которых находится материал проверки КУСП № НОМЕР от ДАТА по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С.:

– устранить процессуальные нарушения, допущенные при проведении доследственной проверки в отношении А.;

— сообщить о результатах доследственной проверки по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С., при котором у А. сотрудниками У ФСБ России по Самарской области по г. Тольятти ДАТА в аэропорту Курумоч и в жилище были изъяты денежные средства и предметы;

— предоставить копию протокола, где отражена выемка денежных средств в СУММЕ рублей, а также копию протокола обследования жилого помещение (где отражено изъятие предметов в жилом помещении у А.);

— возвратить изъятые у А. денежные средства в СУММЕ рублей, а также предметы (банковские карты, сим-карты, сотовые телефоны, ноутбук).

Ответ на мое обращение подписан начальником управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельность старшим советником юстиции А.Н. Атяскиным, исполнитель В.В. Лошкарев.

Читайте также:
Как оформить соглашение о материальной помощи ребенку

Полагаю, что уполномоченный сотрудник областной прокуратуры не разобрался по существу обращения, формально отписав в мой адрес следующий текст: ”В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, (далее — Инструкция) копия Вашего обращения в части доводов о возможных незаконных действиях сотрудников УФСБ России по Самарской области направлена в прокуратуру г. Тольятти.

Кроме того, копия Вашего обращения направлена в ГУ МВД России по Самарской области для рассмотрения в качестве ходатайства по материалу проводимой ими процессуальной проверки по вопросам о сообщении результатов проверки, представлении копии протокола, где отражена выемка денежных средств в сумме СУММА рублей, копии протокола обследования жилого помещения, а также по вопросу возврата изъятых денежных средств.

О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены указанными органами”.

Конституция РФ (ст. 18) и федеральные законы России, обязывают прокуроров всех уровней соблюдать конституционные права граждан РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, п. 4 ст. 21, п. 3 ст. 37 УПК РФ, п. 1 ст. 4 Закона «О Прокуратуре РФ», требования и поручения прокурора, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми должностными лицами.

Игнорирование должностным лицом прокуратуры Самарской области доводов, изложенных в заявлении, приводят к существенному нарушению и лишению граждан конституционных прав и затрудняет их доступ к правосудию.

Как указал Конституционный Суд РФ в “Постановлении” от 3 мая 1995 года N 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. А не формальную отписку, в виде нежелания разбираться по существу обращений граждан.

Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 сформулировано:

— требование к дознавателю, следователю, прокурору на досудебной стадии проводить исследования и оценки ВСЕХ приводимых в обращениях граждан доводов, Правовая позиция Суда сформирована в категорических выражениях: «… решения могут быть вынесены только после … опровержения доводов, выдвигаемых в обращениях,

— право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решение соответственно должностного лица или суда,

— обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания.

Действия должностных лиц прокуратуры свидетельствуют о невыполнении требований Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 16.03.2006 №12

В соответствии с п. 2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов.

Ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой каждый прокурор обязуется непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость, сознавая, что нарушение этих обязательств, несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Между тем, защита законных интересов гражданина РФ, а также обеспечение доступа к правосудию традиционно провозглашается одной из основных задач и обязанностей прокуратуры.

Реализация этих прав, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст.18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, п.1 ч.1 ст.6, ст.ст.21, 22, 42 УПК РФ). Органы прокуратуры действуют от имени государства и призваны контролировать исполнение этого закона, а не саботировать их исполнение. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию.

Вместо того, чтобы разобраться в поданном заявлении и принять меры прокурорского реагирования, прокуратура направляет заявление для проверки тому же органу (ГУ МВД России по Самарской области), чьи неправомерные действия мною обжалуются прокурору области.

На основании вышеизложенного,

Обязать должностных лиц Прокуратуры Самарской области провести полную проверку по фактам, изложенным в поданном мною заявлении.

Прошу уведомить меня о результатах рассмотрения данного обращения по адресу: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619.

  1. Копия Заявления адвоката Антонова А.П. исх. № 26/12 от 22.01.2016 г.
  2. Копия ответа Прокуратуры Самарской области № НОМЕР от ДАТА
  3. Копия ордера адвоката.

КС не усмотрел нарушений в возможности отказать в принятии к рассмотрению жалобы на бездействие прокурора

Конституционный Суд опубликовал Определение № 9-О от 28 января 2021 г., в котором указал, что отказ в принятии жалобы в порядке ст. 125 УПК на бездействие прокурора в виде отсутствия незамедлительного уведомления о решении, принятом по жалобе, не является неконституционным.

Читайте также:
Сложение наказаний: что это такое, описание и особенности

Дмитрий Лапшин подал жалобу об оспаривании бездействия должностных лиц органов прокуратуры в порядке ст. 125 УПК. Суд ее удовлетворил, однако апелляция решение отменила и прекратила производство по жалобе ввиду отсутствия предмета по правилам данной судебной процедуры.

После этого Дмитрий Лапшин обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что ч. 1 и 5 ст. 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб» УПК противоречат Конституции в той мере, в какой позволяют суду отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на бездействие прокурора, выразившееся в невыполнении требования ч. 3 ст. 124 «Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа» того же Кодекса, согласно которой заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что с учетом стадийного построения уголовного процесса право его участников на судебную защиту на досудебных стадиях может обеспечиваться путем проверки судом жалоб на действия и решения органов предварительного расследования после передачи уголовного дела в суд. Однако если действия и решения этих органов порождают последствия, выходящие за рамки собственно уголовно-процессуальных отношений, существенно ограничивая тем самым конституционные права и свободы личности, а отложение проверки законности и обоснованности таких действий и решений до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым, то заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в суд с соответствующей жалобой. При этом в суд могут быть обжалованы действия и решения органов предварительного расследования, если они нарушают конституционные права и свободы, которые не могут быть восстановлены в полном объеме при рассмотрении судом уголовного дела, и если проверка их законности и обоснованности не связана с предрешением вопросов, затрагивающих существо уголовного дела.

КС отметил, что реализации данной правовой позиции служит ст. 125 УПК, которая гарантирует возможность обжалования в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, постановлений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 1); по результатам рассмотрения жалобы судья выносит постановление либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 5).

КС сослался на Определение № 1047-О от 23 апреля 2020 г. и указал, что неполучение заявителем уведомления о решении, принятом по его жалобе прокурором, а равно отказ прокурора в удовлетворении жалобы не порождают последствий, выходящих за пределы собственно уголовно-процессуальных отношений, а также не могут признаваться затрудняющими доступ граждан к правосудию. К тому же, как разъяснил Пленум ВС в п. 3 Постановления от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, вынесенным в соответствии со ст. 124 УПК, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Таким образом, заключил КС, оспариваемые положения – притом что прокурор не освобождается от выполнения предусмотренной ч. 3 ст. 124 УПК обязанности уведомить заявителя о принятом по его жалобе решении – не могут расцениваться как нарушающие права Дмитрия Лапшина в обозначенном им аспекте, а потому данная жалоба как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд не может быть принята к рассмотрению.

В комментарии «АГ» адвокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов с сожалением отметил, что позиция КС, с которой он не согласен, соответствует сложившейся правоприменительной практике и разъяснениям Верховного Суда.

Эксперт пояснил, что суды, которых в большинстве случаев поддерживают в этом вышестоящие инстанции, стараются максимально сузить круг вопросов, подлежащих проверке в порядке так называемого судебного контроля (ст. 125 УПК), ограничившись некоторыми фундаментальными нарушениями либо прямо поименованными в указанной статье процессуальными решениями. По его мнению, данный поход является в корне неверным и фактически нарушающим право на судебную защиту, так как ст. 125 УПК не предусматривает какого-либо закрытого перечня решений и действий (бездействий), которые могут быть в этом порядке обжалованы.

Адвокат отметил, что в рассмотренном КС РФ случае предметом жалобы гражданина послужил факт неисполнения прокуратурой своей обязанности по направлению ему уведомления о принятом по его жалобе решении. Данная обязанность прямо предусмотрена УПК РФ, ее неисполнение, посчитал он, безусловно влечет для гражданина негативные последствия, граничащие с ограничением доступа к правосудию.

Читайте также:
Может ли брачный договор быть признан недействительным?

«Так, например, не получив указанное уведомление и копию принятого решения, гражданин не может определиться с теми действиями, которые он в последующем мог бы предпринять для защиты своих прав и законных интересов. Получение же копии данного решения, например в порядке ознакомления с материалами проверки, требует дополнительного немалого времени и ресурсов», – заметил Николай Герасимов.

Кроме того, указал он, такое положение фактически напрямую нарушает конституционное право гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которое предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции. «Однако данное обстоятельство, к сожалению, каким-либо образом на позиции КС РФ не отразилось. Насколько можно судить из определения КС, оно даже не было принято во внимание и проанализировано», – подчеркнул адвокат.

В целом, отметил Николай Герасимов, судебный контроль в порядке ст. 125 УПК, изначально представлявший собой с некоторыми условностями более-менее действенный способ обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц органов дознания, следствия и прокуратуры, с течением времени стал фактически исключительно формальным и не предоставляющим гражданам и юридическим лицам реальную защиту.

Младший юрист АБ «Забейда и партнеры» Полина Немчинова указала, что разница между порядками обжалования, предусмотренными ст. 124 и 125 УПК, состоит не только и не столько в органах, рассматривающих жалобу, но в характере нарушения, допущенного соответствующим должностным лицом. «КС РФ справедливо отмечает, что в порядке ст. 125 УПК обжалуются именно те нарушения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию», – подчеркнула она.

Полина Немчинова заметила, что подобный подход существует не только в России. Например, в Швейцарии досудебное производство предусматривает четкие точки открытия следствия и предъявления обвинения. На этих ключевых точках существует возможность обжалования соответственно только отказа в возбуждении уголовного дела и только прекращения уголовного дела. Идея совершенно аналогичная: отказ в возбуждении дела и прекращение дела блокируют доступ лица к правосудию, противоположные решения предполагают продолжение процесса и возможность рассмотрения всех вопросов и нарушений в судебном порядке.

«Во-первых, вряд ли можно сказать, что неуведомление прокурором лица о принятом решении блокирует доступ этого лица к правосудию. Во-вторых, иерархичная структура органов прокуратуры позволяет обжаловать те или иные решения, действия (бездействие) прокурорам разного уровня. В-третьих, нарушение, ставшее предметом первоначальной жалобы, может быть рассмотрено и судом в порядке ст. 125 УПК (если не затрагивает существо обвинения)», – указала юрист.

По ее мнению, КС справедливо отметил, что бездействие прокурора, выразившееся в неуведомлении заинтересованного лица о принятом решении, не может расцениваться как нарушающее права заявителя в аспекте ст. 18 и ч. 1 ст. 46 Конституции, а также обжаловаться в порядке ст. 125 УПК как способное причинить ущерб конституционным правам и свободам заявителя либо затруднить его доступ к правосудию. «К тому же, и об этом также говорит Суд, выраженный в настоящем определении подход к обозначенной заявителем проблеме нисколько не освобождает прокурора от обязанности, закрепленной за ним в ч. 3 ст. 124 (незамедлительно уведомить заявителя о принятом решении)», – подчеркнула Полина Немчинова. По ее мнению, наиболее логичным решением для заявителя в данной ситуации было бы обжалование бездействие прокурора вышестоящему руководству последнего.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Читайте также:
Общее имущество супругов: что это значит

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Гарбус, отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 19 (часть 2), 24 (часть 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации статью 10 “Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений” Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” и пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, которые, по его мнению, препятствуют осужденному, не имеющему своего представителя, а также денежных средств, позволяющих воспользоваться услугами адвоката, в реализации права на ознакомление с материалами проверки, проведенной органами прокуратуры по обращению заявителя в порядке статьи 413 УПК Российской Федерации, что лишает его права на обжалование в суд этих материалов.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Сластилов оспаривает конституционность положений статей 136 “Оставление искового заявления без движения” и 334 “Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора” ГПК Российской Федерации, положений статей 95 “Восстановление пропущенного процессуального срока”, 320 “Содержание кассационных жалобы, представления” и 321 “Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу” Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений статей 333.19 “Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями”, 333.20 “Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям”, 333.35 “Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций” и 333.36 “Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям” Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений статей 5 “Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора” и 10 “Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений” Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно статье 10 названного Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Пименов оспаривает конституционность пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, в соответствии с которым ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Калинин оспаривает конституционность статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Читайте также:
Международный арбитраж: что это такое, описание и особенности

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции, указав на их противоречие части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и нарушение оспариваемыми нормами его прав как заявителя на рассмотрение обращений в установленном порядке. Нарушение своих прав О. усматривает в том, что на основании оспариваемых пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции при рассмотрении его обращения сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации неправомерно передали обращение в нижестоящую прокуратуру.

Гражданин О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации; абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”; части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и нарушают права заявителя на рассмотрение его обращений в установленном порядке.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и иным федеральным законодательством.

9.2. В случае установления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации оказавшими воспрепятствование осуществлению временной администрацией ее функций должностными лицами кредитной организации или иными лицами, действующими по их поручению, руководитель временной администрации вправе в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472) обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований закона. В этом случае временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России, об указанном обращении.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и иным федеральным законодательством.

1.1. Органы военной прокуратуры при рассмотрении обращений и приеме граждан руководствуются федеральными законами “О прокуратуре Российской Федерации”, “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, иным федеральным законодательством и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”.

В случае установления Временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами банка или иными лицами, действующими по их поручению, воспрепятствовавших осуществлению Временной администрацией ее функций, Представитель Агентства вправе, в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований закона. В этом случае Временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России, об указанном обращении.

1.1. Организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” и настоящим Приказом.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472).

36. В случае увольнения осужденного с прежнего места работы инспекция в тридцатидневный срок с момента получения сообщения об увольнении осужденного:

10.2. В случае установления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами кредитной организации, оказавшими воспрепятствование осуществлению временной администрацией ее функций, руководитель временной администрации вправе в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472) самостоятельно обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации. В этом случае временная администрация информирует Банк России, в том числе территориальное учреждение Банка России об указанном обращении.

Читайте также:
ИП не может вернуть бракованный товар. Как не копить долг?

Как обжаловать ответ прокуратуры города?

Вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц регулирует гл. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

На основании ст. 39 Закона № 248-ФЗ подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ):

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

С 2023 года обжалование в суд возможно только после досудебной процедуры. Это касается только юрлиц и ИП.

Но с 1 июля 2021 года проводится эксперимент: постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвердило перечень видов федерального госконтроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Для начала отметим, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте среди прочего сведения о порядке досудебного обжалования своих решений, действий (бездействия) должностных лиц (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).

Способ подачи жалобы

Согласно ст. 40 Закона № 248-ФЗ, жалобу подают в уполномоченный на её рассмотрение орган в электронном виде через сайт Госуслуг или аналогичный региональный портал.

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

Согласно ст. 41 Закона № 248-ФЗ, досудебная жалоба должна содержать следующие обязательные позиции:

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

В силу ст. 42 Закона № 248-ФЗ в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы уполномоченный на рассмотрение орган принимает решение об отказе, если:

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.
Читайте также:
Как зарегистрировать фирму в Москве?

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, должны быть в электронном виде! (ч. 7 ст. 21 Закона № 248-ФЗ).

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Раздел имущества супругов при разводе в 2021 году

Как делится собственность при разводе, в каких ситуациях принято отдавать приоритет одному из супругов и другая актуальная информация по данному вопросу — в материале “Ъ”.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото

Что такое общая собственность супругов

При разделе совместно нажитого имущества доли супругов признаются равными, согласно ст. 39 Семейного кодекса (СК) РФ. Но суд в некоторых случаях может отступить от этого правила. В соответствии со ст. 37 СК РФ имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака каждая из сторон вкладывалась в увеличение стоимости этого имущества.

К совместному же имуществу, которое делится между супругами после развода пополам, относятся:

— доходы, которые были получены от какой-либо деятельности;

— пособия без целевого назначения;

Например, если супруги приобрели в браке на свои средства недвижимость, то, независимо от того, кем внесены денежные средства и на чье имя она записана, доли признаются равными. Иные способы урегулирования этого вопроса могут быть прописаны в брачном договоре.

Есть виды активов и пассивов, права на которые при разводе признаются только за одним супругом. Согласно ч. 1 ст. 36 СК РФ, имущество, принадлежавшее мужу или жене до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью. Также не может быть поделено:

— имущество, имеющее профессиональную направленность;

— имущество, которое один супруг приобрел полностью на свои деньги во время брака;

— личные вещи для индивидуального предназначения;

— денежные средства, которые были получены в качестве возмещения вреда одним супругом в период брачного союза.

Процедура раздела имущества

Семейный кодекс России предусматривает раздел имущества супругов при расторжении брака в досудебном порядке. По обоюдному согласию муж и жена еще в браке могут договориться о разделе совместно нажитого имущества. Основной целью переговоров между ними является соглашение, учитывающее интересы каждой из сторон и исключающее неопределенности по основным вопросам. Успешно проведенные и юридически грамотно оформленные переговоры позволят сэкономить на оплате судебных издержек, услуг адвокатов и прочих расходах.

В процессе раздела имущества следует учитывать, что судебное решение может существенно отличаться от ожиданий разводящихся супругов. Суд имеет на это достаточно полномочий.

Читайте также:
Нет председателя ТСЖ. Как внести изменения в Устав?

Не всегда во время бракоразводного процесса удается достигнуть обоюдного согласия, особенно если нужно учитывать интересы не только супругов, но и детей. В таком случае подается исковое заявление о разделе имущества через суд. Дело рассматривается в течение трех лет после развода.

Интересы одного из супругов ставятся в приоритет судом, если:

— супруг бездумно расходовал совместно нажитое имущество;

— супруг не имеет дохода (только если причины уважительные, например из-за здоровья).

Для разделения имущества через суд необходимо следовать подобной схеме:

— необходимо с точностью до мелочей определить весь состав имущества. Желательно составить опись вещей. При этом нужно указать год покупки и цену предмета;

— далее нужно подготовить документы для суда. Их перечень можно узнать у любого юриста или в самом суде;

— потребуется заполнить исковое заявление, подтверждающее раздел имущества. Образец заполнения заявления также можно узнать у юриста или в суде;

— после этого остается только подать заявление в суд и принять участие в судебном процессе, где будет получено решение по делу.

Соглашение о разделе имущества супругов

Значительно облегчить процесс раздела имущества может составление нотариального соглашения между разводящимися. Оно помогает определить доли жены и мужа в совместно нажитом имуществе на взаимовыгодных условиях.

Важно! Необходимо заверить договор у нотариуса. Без этого документ не имеет законной силы. Причем в таком документе должны быть решены все вопросы, касающиеся имущества, иначе нотариус не заверит данный документ и он не будет иметь достаточной значимости в ходе процесса.

После того как супруги обсудили детали раздела имущества, им необходимо посетить нотариуса со следующим пакетом документов:

— все товарные и кассовые чеки;

— документы, подтверждающие право собственности;

— свидетельства о регистрации права собственности;

— ПТС (если речь идет об автомобиле) и прочие документы;

— паспорта мужа и жены.

Стоимость нотариальной услуги по заключению добровольного соглашения о разделе имущества составляет 0,5% от оцененного имущества + 5 тыс. руб. с правом перехода собственности или 10 тыс. руб. без права перехода собственности.

Документ соглашения не стоит подготавливать самостоятельно. Он составляется нотариусом на специальном бланке, от супругов требуется только представить свои пожелания относительно последующего владения имуществом.

Мирное соглашение как досудебный этап раздела имущества

В процессе проведения переговоров договаривающиеся стороны идут на компромиссы, позволяющие составить окончательное соглашение о разделе совместно нажитого имущества, брачного контракта и т. п. О таком разделе имущества можно договориться в браке.

В случаях, когда мирного досудебного соглашения достигнуть не удается, необходимо подать иск о разделе имущества.

Однако и в таких случаях работа над досудебным соглашением может принести существенную пользу. Сама инициатива их проведения характеризует договаривающиеся стороны с лучшей стороны, что в суде может стать дополнительным аргументом в пользу каждой из сторон. Сам документ, даже не подписанный супругами, покажет суду истинные мотивы сторон имущественного спора. Это поможет судье принять верное решение при разделе совместно нажитого имущества. Кроме того, текст соглашения может стать подтверждением наличия имущества.

Мирное соглашение может заключаться по ходу бракоразводного процесса во время судебных слушаний. Судья нередко выступает в роли миротворца и помогает разводящимся прийти к взаимовыгодному компромиссу.

Сроки раздела имущества

Для раздела семейного имущества с даты расторжения брачных уз закон устанавливает срок в три года. Однако постановлением пленума Верховного суда от 5 ноября 1998 года были даны разъяснения о том, что смысл этой статьи не следует понимать буквально и отсчет срока раздела имущества следует начинать с даты, когда одному из супругов было отказано в доступе к совместной собственности. То есть, если один из супругов пользуется квартирой по согласию второго, отсчет срока исковой давности не начинается.

По истечении трех лет собственник имущества получает право распоряжаться им по собственному усмотрению, и оно разделу уже не подлежит. Гражданка или гражданин, получив требование о разделе имущества, может обратиться в суд с просьбой о применении последствий, наступающих после истечения срока исковой давности по этому требованию. Суд в этом случае обязан вынести отказное решение о разделе имущества супругов.

Действие срока исковой давности может быть приостановлено на период действия форс-мажора. Но, согласно российскому законодательству, для этого после его окончания требуется в обязательном порядке подать соответствующее исковое заявление.

«Сроки подачи заявления на раздел имущества довольно размыты — например, подобные процессы происходят и через десять лет после развода»,— говорит юрист, специалист по бракоразводным процессам Маргарита Полякова.

Грядущие изменения в законодательство

В июле 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который избавляет разводящихся от судебных процессов по разделу имущества. По задумке авторов документа все будет делиться сразу и один раз. В законопроекте уточняется вопрос, что считать совместно нажитым имуществом. Он также предлагает закрепить в СК, что общее имущество супругов представляет собой цельный комплекс, а не набор отдельных объектов. До начала процесса по разделу суд должен будет определить размер общего имущества, а потом установить размер доли каждого.

Читайте также:
Исполнительное соглашение: что это такое, описание и особенности

Кроме того, инициатива прописывает, как распределить между супругами долги, если кто-то из них набрал кредитов. Если непосильная задолженность стала общей, появится возможность процедуры семейного банкротства. Разводиться можно будет в рассрочку, то есть, например, тот из супругов, кто останется жить в большом, теперь уже бывшем семейном доме, выплатит другому компенсацию, но не сразу, а постепенно.

Также законопроект предусматривает почти автоматический порядок включения в ЕГРН сведений о принадлежности недвижимости одновременно обоим супругам. Регистратора обяжут в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать информацию о наличии или отсутствии брака у всех граждан, которые обращаются за регистрацией права собственности.

«В 2021 году подходы и практика раздела имущества существенно не изменились. Но все актуальнее становится вопрос и о совместных долгах. К сожалению, закон до сих пор не дает точных регулирующих норм в этом случае. Юристы ориентируются на практику, установленную Верховным судом»,— говорит юрист Маргарита Полякова.

Раздел имущества при разводе: пять главных правил для мирного расставания

После распада семьи бывшим супругам, несмотря на все переживания и эмоции, приходится решать практические вопросы. Основная проблема – это раздел имущества при разводе.

Правило 1. Не путать свое с чужим

Для того чтобы разойтись более или менее мирно, нужно забрать свое, не претендуя на чужое. Поэтому разберемся, как разделить имущество после развода, какие вещи и предметы принадлежат обоим супругам, а что является личной собственностью.

Итак, закон о разводе и разделе имущества не существует в виде отдельного правового акта. Порядок раздела имущества при разводе, как и другие взаимоотношения супругов, регулирует Семейный кодекс. Что делится при разводе?

Делится все имущество, приобретенное в период брака по возмездным сделкам, то есть ценные бумаги, денежные средства, движимое и недвижимое имущество и т. д.

Не делится имущество, нажитое вне брака, то есть личное, а также приобретенное по безвозмездным сделкам. К безвозмездным сделкам относятся дарение, наследство и приватизация.

«Все имущество, нажитое в браке, приобретенное по возмездным сделкам, по закону можно поделить, абсолютно все, до гвоздя, – объясняетАнтон Пайзанский, эксперт компании «Азбука Жилья». – Даже если в квартире, приобретенной до брака, на общие средства супругов сделан ремонт, считайте, что там уже есть крохотная долька супруга, который к этой недвижимости вроде бы и отношения не имел».

Оксана Иванова, руководитель департамента городской недвижимости «НДВ-Супермаркет недвижимости» приводит примеры ситуаций, когда имущество не делится. Допустим, если у жены была машина, которую в период замужества ей подарила мама, то после развода при разделе имущества автомобиль останется у жены. Если муж женился, уже имея квартиру, то в случае развода квартира так и останется его собственностью. Если уже после свадьбы кто-то из супругов унаследовал недвижимость, то бракоразводный процесс на раздел имущества, полученного в наследство,тоже никак не повлияет.

Добавим, что при разводе не делятся личные вещи (например, одежда, обувь, электробритва, фен и т. п.), инструменты и материалы для профессиональной деятельности. Также не делится «детское» имущество, в том числе счета в банках, открытые на имя детей.

Правило 2. Личное иногда становится общим

Раздел совместно нажитого имущества при разводе не всегда четко укладывается в схему, о которой говорилось выше. Иногда вещь или объект недвижимости могут считаться общими, хотя изначально принадлежало кому-то одному.

«Например, квартира или дом изначально принадлежали кому-то одному. Но уже в браке жилье перестроили, отремонтировали, надстроили этаж и т. д. Причем все это было сделано за счет средств второго супруга, полученных от продажи его. Так как стоимость имущества выросла значительно, его могут признать общей собственностью», – объясняет Татьяна Саксонцева, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».

А бывает и наоборот – имущество, которое формально считается общим, при разводе будет поделено не поровну, если кто-то из супругов докажет, что вложил в него личные средства.

«Допустим, муж и жена совместно приобрели квартиру за 6 млн рублей. В нее вложили деньги – 5 млн рублей, вырученные от продажи личной квартиры мужа, которая была у него еще до женитьбы. Раздел имущества супругов при разводебудет происходить с учетом этого: делится только 1 млн рублей (возможно, в виде доли в квартире), то есть именно та общая сумма, которая была вложена в покупку в период брака», – рассказывает Елена Мищенко, руководитель Северо-Восточного отделения «НДВ-Супермаркет недвижимости».

Правило 3. За ипотеку и долги отвечают оба

Расторжение брака и раздел имущества в наше время часто осложняется тем, что у супругов есть непогашенная ипотека. Что делать? Как делить кредит и квартиру с обременением?

«Делить ипотеку надо по-братски, – советует Антон Пайзанский. – Супруги несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в браке. Они могут договориться о том, кому достанется квартира, и кто, соответственно, будет оплачивать кредит. Главное – не пропускать платежи. Если выплаты по кредиту прекращаются, на квартиру может «наложить руку» банк, и делить уже будет нечего».

Поскольку семейное положение является одним из существенных условий кредитного договора, бывшие супруги должны сообщить в банк о своем изменившемся семейном положении, потому что для кредитора есть риск, что платежи после развода будут вноситься не так стабильно.

Читайте также:
Казуистическая гипотеза: что это такое, описание и особенности

Как оформить раздел имущества при разводе, если жилье ипотечное?

Существует несколько вариантов выходов из ситуации, советуют эксперты «НДВ-Супермаркет недвижимости»:

  1. продать ипотечную квартиру, погасить кредит, а оставшиеся деньги поделить между супругами поровну;
  2. один из супругов может отказаться от своей части квартиры. Если стороны договорились, что один другому выплатит долю за ипотечное жилье, а на себя переведет долг по кредиту, то в этом случае супругам необходимо обратиться в банк с соответствующим заявлением;
  3. выплата по кредиту делится между бывшими супругами, и квартира также остается в общей собственности. После погашения кредита можно продать или разменять квартиру. Если разногласия не удалось устранить путем переговоров, дело решается через суд.

Правило 4. Квартиру после развода не стоит превращать в коммуналку

Если жилье у супругов было единственным, то после развода некоторым приходится делить комнаты в квартире. Иногда бывшие муж и жена даже делят лицевые счета и выделяют доли в натуре, то есть фактически превращают квартиру в коммунальную. Безусловно, это не самый удачный вариант решения проблемы.

«Часто такая квартира превращается в «маленький филиал ада на земле», – говорит Антон Пайзанский.– Выход один – разъезд. Если нужен кредит, берите. Не дают, берите объект меньше, дальше, в доме классом ниже. Деньги можно заработать, а здоровье – нет».

Как делится недвижимость при разводе, если у супругов однокомнатная квартира и разделить ее в натуре невозможно?

Такие ситуации нередко встречаются в жизни и на рынке жилья. Риэлторы советуют продать квартиру и поделить деньги. Тогда, например, добавив кредитные средства, каждый сможет купить себе отдельное жилье. Либо один супруг может выплатить другому его долю, а второй уже распорядится полученными средствами самостоятельно. Как напоминает Таатьяна Саксонцева, довольно распространенная практика – тот собственник, который владеет большей частью квартиры, просто приобретает меньшую долю у бывшего супруга.

Конечно, гораздо сложнее происходит бракоразводный процесс и раздел имущества, когда муж или жена просто отказывается продавать квартиру или выплачивать деньги за долю второй стороны. Впрочем, для упрямца это может обернуться проблемами – ведь часть однушки могут продать чужим людям с дисконтом, то есть дешевле примерно на 25-30% чем в среднем по рынку.

«Возможно, кто-то согласится купить такую долю, например, для прописки с надеждой в будущем продать квартиру целиком и заработать на этом деньги», – предупреждает Елена Мищенко.

Правило 5. Брачный договор или соглашение лучше, чем суд

Многие думают, что брачный договор можно подписать только перед свадьбой, и не делают этого из суеверия или чтобы не испортить отношения с будущим мужем или женой. Да еще накладывается российский менталитет: «Значит, ты мне не доверяешь?». Это неправильно. Во-первых, брачный договор можно подписать и в период брака. Во-вторых, с этим документом меньше придется беспокоиться о том, как сохранить имущество при разводе.

«В период брака супруги могут поделить имущество, составив соответствующий брачный договор. В нем можно предусмотреть распределение имущества по долям, в том числе не по равным, например, одному супругу 9/10, а другому 1/10, – рассказывает Елена Мищенко. – Или даже распределить все имущество в индивидуальную собственность, например, дачу и машину одному супругу, квартиру – другому».

По словам эксперта, на основании брачного договора делают соответствующую регистрационную запись в ЕГРН. Например, квартира была приобретена в период брака на имя мужа. Впоследствии супруги в брачном договоре определили, что квартира принадлежит только жене. В таком случае необходимо подать в Росреестр заявление, приложив брачный договор. Квартира будет переоформлена в личную собственность супруги.

То, как происходит раздел имущества после развода, во многом зависит от умения супругов договариваться. Эксперты советуют решать все вопросы мирно, не доводить до суда, ведь услуги адвокатов по разводам – достаточно дорогое удовольствие.

Многих интересует вопрос, можно ли претендовать на имущество после развода? Да, это возможно. Подписывается соглашение о разделе совместно нажитого имущества, с его помощью все можно поделить. Если не получилось договориться мирно, то есть не составили мировое соглашение, то супругам придется решать вопрос через суд, при этом рассмотрение дела будет проходить по месту нахождения ответчика.

Имейте в виду – суд разделит все, что было приобретено в период брака, поровну, вне зависимости от того, что один супруг работал, а второй – нет (например, ухаживал за маленьким ребенком или просто несколько лет не мог найти подходящей работы).

«Если нет брачного договора или соглашения о разделе имущества, при разводе все будет поделено поровну – и пассив, и актив. Ответственность в случае невыплаты кредита у супругов одинаковая – долги при разводе также будут делиться пополам», – напоминает Татьяна Саксонцева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: