Как пожаловаться в арбитражный суд на решение налоговой?

Арбитражный суд Республики Бурятия

О суде

“Обжалование ненормативных актов налоговых органов в административном и судебном порядке”

После введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, установившего пунктом 7 статьи 3, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации презумпцию добросовестности и невиновности налогоплательщика, все более частыми стали случаи обжалования результатов налоговых проверок. Отсутствие обязательности административного порядка обжалования стало причиной того, что жалобы на решения налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в таком привлечении подавались сразу в суд.

С 1 января 2009 года вступил в силу пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции закона от 27 июля 2006г. № 137-ФЗ – норма, закрепляющая обязательность предварительного административного обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Это означает, что, прежде чем идти в суд с заявлением об оспаривании решения налоговой инспекции, налогоплательщик обязан подать жалобу на спорное решение в вышестоящий налоговый орган. И только после решения вышестоящей инстанции организация вправе обращаться в суд. Остальные акты налоговых органов ненормативного характера можно будет по-прежнему сразу оспаривать в судебном порядке.

Во время интернет-конференции, состоявшейся 14 апреля 2008г. в компании «Гарант», председателю Высшего Арбитражного суда Российской Федерации А.А. Иванову был задан вопрос о целях введения обязательного досудебного порядка урегулирования данных споров. А.А. Иванов сообщил, что высшие судьи полностью поддерживают введение новой нормы: «Мы считаем это важным способом снижения нагрузки. С принятием данной нормы можно рассчитывать на то, что мы плавно будем приближаться к европейскому формату. Например, в Германии более 80% споров между налогоплательщиками и налоговыми органами рассматриваются в рамках досудебных процедур. Это, конечно, огромный процент, так как сейчас у нас таким образом рассматривается не более 10% жалоб».

У новой нормы, как и у любого нововведения, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Целью введения этого положения является снижение нагрузки на суды.

Предполагается, что преобладающее число налоговых споров будет рассматриваться во внесудебном порядке. И только в случае, если спор не решится мирным путем, передаваться в суд. В связи с этим число заявлений от налогоплательщиков, поступающих в суд, должно уменьшиться. Тем самым суды станут более продуктивно работать над поступающими делами. Также предполагается, что вышестоящими налоговыми органами жалобы будут рассматриваться более оперативно. Отрицательным же моментом можно назвать понятное недовольство налогоплательщиков, вызванное недоверием к налоговым органам. Налогоплательщики считают, что вышестоящий налоговый орган вряд ли будет объективным и скорее встанет на сторону налоговой инспекции, чем на сторону налогоплательщика.

Изменилось ли что-либо для сторон, участвующих в разбирательстве с введением изменений в Налоговый кодекс РФ?

Пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплено, что решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. То есть если решение вышестоящего органа не удовлетворит организацию, она может обратиться в суд.

До 1 января 2009 года внесудебный порядок обжалования таких решений не был обязательным, это было правом, а не обязанностью налогоплательщика. Организация или индивидуальный предприниматель, узнав, что в отношении них вынесено подобное решение, и не согласившись с ним, могли по своему усмотрению подать жалобу либо в вышестоящий орган, либо сразу в суд согласно пункту 1 статьи 138 НК РФ. Причем в соответствии с указанным пунктом НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключала права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Не все юридические лица и индивидуальные предприниматели ранее пользовались возможностью обжаловать решение инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган. Если все же обжаловали, и решение вышестоящего налогового органа не удовлетворяло их, и они обращались в суд, то при подаче таких заявлений в суд возникали и сейчас возникают проблемы, связанные с выбором надлежащего ответчика. Податель жалобы указывает в качестве ответчика налоговую инспекцию, вынесшую оспариваемое решение, и (или) вышестоящий налоговый орган, утвердивший оспариваемое решение. Как показывает практика, в случае изменения вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа (как вступившего, так и не вступившего в законную силу), именно последнее, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа.

В связи с этим, предметом обжалования является решение налоговой инспекции (с учетом изменений, внесенных решением вышестоящего налогового органа), а не решение вышестоящего налогового органа и, как следствие, ответчиком в данном случае является инспекция (постановления ФАС ЦО от 14.04.2008 № А09- 6968/07-16, от 22.04.2008 № А09-7013/07-21 и т.д.).

Позицию судов по данному вопросу стоит принять к сведению и сейчас, когда порядок административного обжалования таких решений инспекции стал обязательным.

Обжалование решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения возможно в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение, вступившее в силу решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения данного акта налогоплательщику согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ. Именно этот срок отведен налогоплательщику для подачи апелляционной жалобы. Иные акты ненормативного характера вступают в силу с момента их принятия налоговым органом.

После рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке.

В этом случае срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ. Поскольку специальный срок для обращения в суд в данной ситуации законом не предусмотрен, действует общий срок 3 месяца, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), который следует отсчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Читайте также:
Передаточный акт: что это такое, описание и особенности

Налоговым законодательством возможность восстановления срока для апелляционного обжалования не предусматривается, ввиду этого срок подачи апелляции является пресекательным. Пропуск срока означает невозможность использовать апелляционный порядок рассмотрения материалов дела.

Поданная за пределами срока апелляционная жалоба останется без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения по формальным причинам – пропуск срока согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 140 НК РФ. Нужно отметить, что налоговый орган не вправе по аналогии с судебной властью оставлять поданную жалобу без движения (без рассмотрения), НК РФ не предусматривает таких правомочий.

Если решение вступило в силу, а налогоплательщик не успел подать апелляционную жалобу, он обжалует в вышестоящий орган решение, вступившее в силу в соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ. Жалобу на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности организация вправе подать в течение одного года с момента его вынесения согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 139 НК РФ. По итогам рассмотрения этой жалобы вышестоящий орган вправе: оставить ее без удовлетворения; отменить решение инспекции и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение ИФНС или вынести новое.

По ходатайству подателя жалобы в соответствии с пунктом 4 статьи 101.2 НК РФ вышестоящая инстанция может приостановить исполнение спорного решения.

Решение по жалобе вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для получения необходимых документов и информации у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. Вышестоящая инстанция согласно пункту 3 статьи 140 НК РФ письменно сообщает подателю жалобы о вынесенном решении в течение 3-х дней со дня его принятия.

Если же налогоплательщик обратится в суд без предварительного обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган, суд в соответствии с частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не примет его к производству, оставит без движения, а если заявление было принято – оставит без рассмотрения согласно части 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на следующий момент.

Предположим, налогоплательщика не удовлетворило решение вышестоящего налогового органа, и он обращается в суд. Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что заявление в арбитражный суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В пункте 5 статьи 101.2 НК РФ указано, что в случае обжалования решения ИФНС в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, подать заявление в суд необходимо в течение трех месяцев с этого момента.

Если вышестоящий налоговый орган затягивает с принятием решения по вступившему в силу оспариваемому решению ИФНС, то у налогоплательщика возникает проблема: результата обязательного административного обжалования еще нет, а срок для подачи заявления в суд уже начал течь. Бывает, что вышестоящая инстанция не принимает решение в течение нескольких месяцев, а между тем срок для подачи иска в суд уже истекает.

Ранее, когда указанный пункт 5 статьи 101.2 НК РФ еще не применялся, ВАС РФ высказывал мнение, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом (месяц со дня ее подачи).

В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07. Вышестоящий налоговый орган около года не давал ответа на жалобу. Получив ответ с отказом в удовлетворении жалобы, налогоплательщик обратился с заявлением в суд об оспаривании решения налогового органа и при этом ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока. Сослался на то, что пропустил его по вине вышестоящего налогового органа, который нарушил все предусмотренные НК РФ сроки. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока. ВАС РФ с такой позицией судов не согласился. При этом Президиум исходил из того, что правовые нормы, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны препятствовать реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление на обжалование решения налогового органа может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. ВАС РФ отмечает, что данная норма должна применяться в совокупности с положениями НК РФ, если речь идет о налоговых правоотношениях.

Статья 140 НК РФ закрепляет, что вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу в течение месяца с момента ее подачи. В данном же случае жалоба рассматривалась почти год, что свидетельствует о явном нарушении сроков и как следствие – о нарушении прав налогоплательщика. Значит, моментом, когда последнему стало известно о нарушении его прав, считается день истечения срока на рассмотрение жалобы вышестоящей инстанцией. Именно с этого момента, по мнению высших судей, и должен был исчисляться процессуальный срок для обращения в арбитражный суд.

Кроме того, подчеркнули высшие судьи, срок подачи искового заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Сейчас, уже действующий пункт 5 статьи 101.2 НК РФ конкретизирует момент, с которого должен исчисляться срок для подачи заявления в суд, – когда налогоплательщику стало известно о вступлении обжалуемого решения в силу. Поэтому «прошлогодняя» позиция ВАС РФ, по-видимому, не применима к нынешним правоотношениям. И получается, что время, отпущенное на обращение в суд, фактически сократилось. Раньше – три месяца с момента истечения срока на рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом согласно позиции ВАС РФ. Сейчас – три месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о вступлении обжалуемого решения в силу согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ.

Что можно предпринять в таком случае, чтобы не пропустить установленный срок на обжалование решения налогового органа?

Во-первых, не дождавшись ответа на свою жалобу от вышестоящей инстанции в установленный месячный срок, налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным.

Читайте также:
Как прекращается конкурсное производство, если погасить долг?

Во-вторых, если сроки для обращения в суд пропущены, а решения вышестоящего налогового органа еще нет, можно оспорить обжалуемое решение ИФНС в суде, не имея результата рассмотрения из вышестоящей инстанции. Вместе с заявлением необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенных сроков.

Суд может признать причину пропуска срока уважительной и рассмотреть дело по существу, учитывая состоявшийся факт обжалования решения в вышестоящий орган и саму попытку налогоплательщика разрешить спор в досудебном порядке. При этом в заявлении следует указать сведения о соблюдении досудебного порядка в соответствии со статьей 125 АПК РФ, а также приложить к заявлению документы, подтверждающие его соблюдение согласно статье 126 АПК РФ.

Арбитражной практики по новому порядку обжалования решений ИФНС, разумеется, пока нет.

Пока идет разбирательство в арбитражном суде по заявлению о признании решения ИФНС о привлечении к налоговой ответственности недействительным, налоговая инспекция может начать исполнять оспариваемое решение.

Как действовать налогоплательщику в случае «досрочного» исполнения решений?

В пункте 2 статьи 70 НК РФ указано, что налоговая инспекция в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляет налогоплательщику требование об уплате налогов (пеней, штрафов). Данное требование в соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения.

Если же налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок, налоговый органа взыскивает недоимку (пени, штраф) принудительно, направив в банк инкассовое поручение о бесспорном списании средств со счета согласно статье 46 НК РФ.

Также налоговая инспекция может прибегнуть к обеспечительным мерам в соответствии с главой 11 НК РФ, в частности – приостановить операции по банковским счетам налогоплательщика согласно статье 76 НК РФ.

Получается, что решение не рассмотрено по существу в суде и по результатам рассмотрения дела решение могут признать недействительным, и тем не менее оспариваемое решение пытаются исполнить.

Чтобы обезопасить себя в подобной ситуации, налогоплательщик может одновременно с заявлением о признании решения ИФНС недействительным подать в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер.

Заявитель, как указано в статье 90 АПК РФ, на любой стадии судебного разбирательства может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или своих имущественных интересов. Налогоплательщик может выбрать какую-либо из обеспечительных мер, установленных статьей 91 АПК РФ. Обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба.

Защита налогоплательщиками своих прав при вынесении решений налоговыми органами – безусловно, очень острая тема, и любые изменения в ней ощутимы и важны для налогоплательщика.

Налогоплательщики не всегда верят в объективность разрешения жалобы внутри системы налоговых органов. Решение этой проблемы зависит полностью от эффективности работы структур налогового аудита. Очевидно, одним из основных критериев успешной деятельности сотрудников подразделений налогового аудита будет результат рассмотрения в дальнейшем налогового спора судом.

В заключение отметим, что внесение необходимых дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях надлежащей регламентации административного обжалования является насущной потребностью и должно способствовать эффективности досудебной процедуры урегулирования спора.

Суд с налоговой инспекцией

Не всегда получается найти общий язык с государственными органами. Особенно ярко это проявляется при «общении» с ФНС, которая будет добиваться удовлетворения собственных интересов даже в случае обжалования. Если никакие методы воздействия не имели результата, то остается только один вариант — суд с налоговой инспекцией.

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.
Читайте также:
Как взыскать долг, если нет расписки?

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.

Как обжаловать налоговую проверку в 2021 году: куда обратиться, сроки, как не получить отказ

Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

  • Несогласие с суммой начисленного налога.
  • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  • Непринятие возражений на проверочный акт.

Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

  • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
  • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
  • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
  • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
  • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

Жалобу можно составить как в бумажном, так и в электронном варианте. Бумажный документ можно передать в ФНС лично или отправить по почте, а электронный — через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru или через оператора электронного документооборота.

В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

  • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
  • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
  • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
  • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
  • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

Читайте также:
Несоблюдение формы сделок: что это значит

Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

  • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
  • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
  • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

  • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
  • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

По итогам рассмотрения жалобы УФНС может не удовлетворить ее и оставить без изменений первоначальное решение ИФНС или отменить первоначальное решение частично или полностью. Кроме того, налоговый орган может полностью отменить первоначальное решение и принять новое. В течение 3 дней с момента принятия окончательнонго решения по жалобе УФНС должно вручить налогоплательщику или направить ему свое решение.

Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

  • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
  • Решение ИФНС отменено частично.
  • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

Как пожаловаться в арбитражный суд на решение налоговой?

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Читайте также:
Что грозит за присвоение денег компании?

4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.

В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.

К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.

7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Ст. 138 (в ред. ФЗ от 17.02.2021 N 6-ФЗ) применяется в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021.

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке.

(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

Как оформить пенсию по потере кормильца

Смерть близких – тяжелый, болезненный опыт для каждого. Снизить финансовую нагрузку на семью отчасти позволяет пенсия по потере кормильца, которую могут получать дети и другие родственники.

  • В чем суть социальной пенсии по потере кормильца
  • Виды пенсий по потере кормильца
    • Страховая
    • Социальная
    • Государственная
    • Военная
    • Региональная доплата
  • Кто выплачивает пособие и в каком размере
  • Кому положена выплата и до какого возраста
  • Кому откажут в начислении
  • Как правильно оформить пенсию по потере кормильца
    • Индексация пенсий
    • Проблемы с начислением выплат

Потеря близкого человека – тяжелая ситуация для семьи как в эмоциональном, так и в финансовом плане. Вместе с регистрацией свидетельства о смерти, организацией похорон приходится оформлять массу бумаг, чтобы получить денежную помощь. Право на пенсию по потере кормильца в России имеют несовершеннолетние дети, братья, сестры, пожилые родители, в отдельных случаях мужья и жены умершего.

Читайте также:
Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

В материале подробно расскажем, кого и как поддерживает государство, если произошла утрата.

В чем суть социальной пенсии по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца (ППК) – денежная поддержка от государства для людей, у которых умерли родственники. Но если у вас умер брат или отец, а вы взрослый самостоятельный работающий человек, социальная помощь вам не положена. Выплаты предусмотрены для тех, у кого скончался родственник, содержавший близких или вносивший существенный вклад в бюджет.

Марии 17 лет, она заканчивает школу и планирует поступать на очное обучение в вуз. У нее умер отец. Ей полагается ППК с момента смерти отца и до 23 лет, то есть до тех пор, пока она будет учиться очно, оставаясь гражданкой России.

Материальную поддержку людей, у которых умер кормилец, гарантируют законы – ФЗ №400, №166, №76 (для членов семей военных, погибших при исполнении). Для граждан, переехавших за рубеж, остаются доступны все пенсии, кроме социальных.

Поскольку родители Марии жили вместе и девушка не достигла совершеннолетия, доказательство иждивения не потребовалось. Если бы родители были в разводе и отец помогал материально через суд или просто переводил деньги – потребовалось бы документальное подтверждение участия в содержании ребенка.

Виды пенсии по потере кормильца

Отечественное законодательство предусматривает несколько видов пенсий для тех, у кого погибли близкие:

  • страховую;
  • социальную;
  • государственную;
  • военную.

Существует и региональная доплата. Рассмотрим варианты подробно.

Страховая

Страховую ППК назначает ПФР, сумма начислений рассчитывается с учетом зафиксированного стажа в трудовой книжке. Она доступна с момента смерти, а если вы подаете заявление в течение 12 месяцев после смерти, то начисления придут за все время.

Условия получения страховых начислений:

  • наличие страховых отчислений за 1 день и более;
  • свидетельство о смерти или судебное признание пропавшим без вести;
  • подтверждение факта иждивения.

Социальная

Социальная ППК – вид социальной помощи, начисляемый вне зависимости от времени, которое член семьи проработал официально.

Сотрудница ПФР предложила Марии заполнить две бумаги – на оба вида начислений. По результатам расчетов Маше начислили страховую пенсию – она оказалась больше.

Государственная

Государственная ППК полагается родным погибших военнослужащих, космонавтов, ликвидаторов последствий техногенных катастроф, людей, чье здоровье было подорвано из-за такой катастрофы.

Военная

Военная ППК назначается, если человек служил в армии, и выплачивается двумя ведомствами: родственникам тех, кто служил по контракту, выплаты начисляет Министерство обороны, родным полицейских – МВД, а иждивенцам тех, кто служил по контракту, пенсию выдает ПФР.

Региональная доплата

Органы соцзащиты на местах назначают региональную доплату, если общая сумма выплат не достигает местного прожиточного минимума.

При подсчете общей суммы соцобеспечения учитываются:

  • пенсия, даже если гражданин отказался от нее;
  • срочная пенсионная выплата;
  • дополнительное материальное обеспечение (социальное);
  • набор соцуслуг (льготы по оплате коммунальных платежей, телефонной связи, социальный проездной, бесплатные услуги для школьников и прочее), включая денежный эквивалент (если пенсионер не использует услугу, а выбрал денежную компенсацию).

Мария получала пенсию по потере кормильца в размере 6 785,4 руб., а прожиточный минимум в Московской области для пенсионеров составляет 13 580 руб. Соответственно, региональная доплата Марии – 6 794,6 руб.

Кто выплачивает пособие и в каком размере

ППК выплачивают пенсионный фонд, Министерство обороны и Министерство внутренних дел России.

Схема, величина начисления страховой ППК

Умножение ИПК на 2 для детей, чья одинокая мать умерла

Сложение ИПК родителей несовершеннолетних детей, инвалидов, находящихся на иждивении

Первые выплаты бывают ниже ожидаемых, но позже ПФР проведет перерасчет и выплатит оставшиеся деньги.

Размеры ППК

Социальная ППК – 5 034,25 руб. в месяц.

Государственная ППК для семей, чьи родственники пострадали во время техногенных, радиационных катастроф:

  • 250% соцпенсии (12 585,6 руб.) – детям, оставшимся без родителей, одинокой матери;
  • 125% соцпенсии (6 292,8 руб.) – остальным родственникам, признанным нетрудоспособными.

Родным космонавтов начисляется 40% от довольствия кормильца.

Сумма госпенсии не зависит от трудового стажа, назначается даже бессрочно и сохраняется до тех пор, пока пенсионер не начинает официально работать.

Размеры военной пенсии для семей погибших срочников:

  • 200% от социальной части (10 068,5 руб.) – для семей погибших в связи с военной травмой;
  • 150% (7 551,37 руб.) – тем, кто потерял родственника из-за болезни, связанной с военной службой.

ППК для членов семей контрактников и военных пенсионеров:

  • 50% от суммы довольствия, если гибель произошла из-за военной травмы;
  • 40% от суммы довольствия, если родственник скончался из-за профессионального заболевания.

Кому положена выплата и до какого возраста

Рассмотрим, каким категориям граждан начисляют ППК и каковы условия для ее получения.

От 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Люди с ОВЗ. Нет других родственников, обязанных обеспечить их содержание

Военную пенсию назначают родным контрактников, военных пенсионеров.

Кому откажут в начислении

ППК не назначают:

  • гражданам, способным работать, кроме студентов-очников до 23 лет;
  • людям без документов, подтверждающих факт их родства с умершим;
  • родственникам, которых материально не поддерживал скончавшийся;
  • людям, имеющим других родственников, которые должны их содержать;
  • тем, чья инвалидность была подтверждена в 18 лет и позже, и тем, кому отказали в ее продлении;
  • тем, кто сменил гражданство, уехал за границу на ПМЖ.

Если у вас не было законных оснований для начисления ППК или они были признаны недействительными, государство попросит вернуть начисленное.

Как правильно оформить пенсию по потере кормильца

Чтобы оформить пенсию, нужно подать заявку на ППК на Госуслугах, сайте/лично в ПФР, по почте, в МФЦ.

К заявке прилагают:

  • паспорт гражданина РФ (до 14 лет – свидетельство о рождении; иностранному гражданину – вид на жительство);
  • свидетельство о смерти (или признание пропавшим без вести);
  • подтверждение родственных связей (свидетельство о рождении, браке, усыновлении/удочерении);
  • трудовую книжку, другие документы, подтверждающие трудовую деятельность;
  • доказательства материальной поддержки.

Сотрудники ПФР объяснят, что нужно донести. Срок подачи дополнительных бумаг – 3 месяца.

При подаче онлайн на официальных сайтах госучреждений не нужно отдельно вносить данные паспорта или подтверждать гражданство.

Если документы за ребенка подает представитель, нужен паспорт представителя и нотариально заверенная доверенность. Счет для начисления ППК открывают на ребенка, номер счета предоставляют в ПФР.

  • Заявка находится в работе до 10 рабочих дней (с момента предоставления последней бумаги).
  • Придет уведомление о начислении/отказе с указанием причин и срока обжалования в случае отказа.
  • Первая выплата поступит в начале следующего месяца с момента обращения.
Читайте также:
Как поставить на место зарвавшегося родственника?

Период, за который вы получите ППК, рассчитывается так: если заявка поступила в течение года с момента смерти – за каждый месяц со дня смерти; если заявитель пришел, когда год со дня смерти миновал, – за последние 12 месяцев.

Назначения снимают, если человеку исполнилось 18 лет, он признан трудоспособным (снята инвалидность), не предоставил справку, подтверждающую факт получения высшего образования по очным программам, не явился на медицинское переосвидетельствование, шесть месяцев не забирал пенсию.

Переоформить пенсию можно в том случае, если:

  • с гражданина сняли инвалидность, а потом вновь подтвердили;
  • ребенок умершего поступил в вуз после 18 и до 23 лет;
  • появились новые обстоятельства, подтверждающие законность выплат;
  • отказник решил воспользоваться мерами соцподдержки.

Вернуть выплаты можно, если со дня прекращения платежей прошло менее 10 лет.

Дополнительные льготы, выплаты

Для разных групп предусмотрены дополнительные соцвыплаты.

Тип, размер дополнительных льгот зависит от региона.

Индексация пенсий

Индексирование платежей проводится каждый апрель, оно позволяет хотя бы отчасти компенсировать инфляцию. В 2021 году сумма индексации соцпенсии составила 190,61 рубль.

Проблемы с начислением выплат

Вычет средств в связи переплатой. Вычет долгов по коммуналке, кредитам, алиментам

Закажите выписку со счета в банке, на карту которого получаете выплаты. Если проблема со стороны банка, это выяснится сразу. Большинство банков-эмитентов сами передают реквизиты начислений от ПФР в ведомство.

Для получения пенсии и любых социальных выплат Совкомбанк предлагает удобную карту «Социальная Халва» с выгодными условиями. Оформить ее можно онлайн или в ближайшем отделении.

Рассмотрим, какие еще сложности с начислениями могут возникнуть:

  • неверно заполнили платежку;
  • банк вернул выплату в ПФР;
  • банк получателя начисляет пенсию на карту вне стандартов пенсионного ведомства;
  • реквизиты клиента не включены базу ПФР.

Независимо от того, проживали ли вы вместе со своим умершим родственником, состояли ли родители в браке и от других нюансов, если у вас есть документальное доказательство, что родственник существенно пополнял ваш бюджет, подавайте заявление на пенсию. Ответственное ведомство рассчитает все варианты и начислит выплаты с учетом региональных надбавок.

Пособие по потере кормильца в 2019 году

Помощь в виде финансовых выплат и/или льгот, которые предоставляются лицам, утратившим поддержку родственника или приравненного к нему человека (например, отчима) вследствие смерти последнего, называется пособие по потере кормильца. Законодательство Российской Федерации предоставляет право на материальную поддержку от государственных структур не только детям, утратившим родителей или опекунов, но также другим нетрудоспособным лицам, находящимся на иждивении умершего. В некоторых случаях такие выплаты и/или льготы предназначены родителям, супругам, братьям и сестрам, внукам кормильца. Подробнее каждая конкретная ситуация рассмотрена ниже.

Пособие по потере кормильца

В 2019 году компенсацию утраченных доходов в связи со смертью (гибелью) кормильца государство предоставляет через многофункциональные центры (МФЦ), органы соцзащиты и Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в зависимости от вида выплат. В этом году предусмотрены три вида выплат и/или льгот по потере кормильца:

  1. Социальная — при отсутствии у умершего страхового стажа или при совершении иждивенцем правонарушения, повлекшего смерть кормильца (в таком случае иждивенец утрачивает право на другие виды пособий и льгот, в частности — на страховую или государственную пенсию).
  2. Страховая — при наличии у умершего страхового стажа, который официально подтверждается ПФР (наличие лицевого счета).
  3. Государственная — назначается нетрудоспособным иждивенцам погибшего (дети, супруга, супруг, родители), смерть которого связана с видом его деятельности (к этой категории относятся военные, космонавты, бойцы МЧС и т. п. специалисты).

При всех видах пособий и пенсий место проживания кормильца до его смерти не имеет значения, как и кровная связь с иждивенцами. Рассматривается только факт материальной поддержки им официальных иждивенцев, без которой их дальнейшее существование невозможно или его качество значительно снижается.

Страховая пенсия по потере кормильца

Как уже упоминалось выше, этот вид компенсации утраченных доходов в связи со смертью кормильца начисляется иждивенцам в случае, если у умершего имелся официально удостоверенный трудовой стаж с обязательным перечислением на его лицевой счет в ПФР страховых взносов на пенсионное обеспечение. Срок поступления таких перечислений не имеет значения для начисления страховой пенсии по утрате кормильца.

Кому положено пособие?

Страховая пенсия в связи с утратой кормильца может быть начислена следующим лицам:

  • несовершеннолетним детям — кровным (родным), усыновленным, взятым под опеку;
  • несовершеннолетним кровным братьям, сестрам, внукам, признанным иждивенцами умершего;
  • совершеннолетним детям возрастом до 23 лет, пребывание которых на дневной форме обучения подтверждено документально;
  • близким кровным родственникам (родители, бабка, дед), которые имеют статус инвалида, неспособные к самостоятельному уходу за собой, финансовому самообеспечению и пребывающие на иждивении умершего;
  • нетрудоспособным супруге или супругу умершего.

Более подробно с перечнем лиц, имеющим право на эти страховые выплаты и льготы, можно ознакомиться в ст. 10 Федерального Закона о страховых пенсиях и изменениях, внесенных в него в 2019 году.

При начислении пособия на ребенка официальные отношения его родителей (опекунов, усыновителей) не имеют значения: они могут быть в разводе, состоять в браке в новой семье. Основанием для начисления страховой пенсии ребенку служит только доказательство финансовой зависимости от умершего.

Если родители ребенка до смерти кормильца не состояли в официальном браке и в документе о рождении имя умершего отца, который содержал сына или дочь, не указано, мать имеет возможность установить отцовство через суд и получить пособие на ребенка.

Родственникам-инвалидам (супругу, супруге, деду, бабушке, братьям, сестрам) и пожилым пособие назначается пожизненно. Трудоспособным получателям страховую пенсию прекращают выплачивать при достижении ими 18 (учащимися – 23) лет, трудоустройстве, прерывании обучения на дневной форме, вступлении несовершеннолетнего иждивенца в брак, рождении у него собственного ребенка.

Оформление пособия по потере кормильца

Заявление о предоставлении страховой пенсии по утрате кормильца подается в территориальный отдел Пенсионного фонда РФ после официального признания факта его смерти. Заявление также можно подать в МФЦ, если у центра есть договор с ПФР на подобный вид деятельности.

Читайте также:
Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Подавать заявление можно лично, по почте заказным письмом, через третье лицо, заверив у нотариуса его полномочия.

В пакет документов для оформления страхового пособия могут входить:

  • заявление о начислении выплат и льгот по требуемому образцу;
  • свидетельство о смерти кормильца;
  • решение суда, по которому кормилец признан без вести пропавшим;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка (достигшего 14 лет), других претендентов на пособие (копии);
  • паспорт третьего лица, представляющего интересы несовершеннолетнего ребенка;
  • документальные свидетельства финансовой поддержки умершим супруги, супруга, детей, внуков, родителей, сестер, братьев, деда, бабушке;
  • документы о состоянии здоровья пожилых и/или нетрудоспособных претендентов на пособие (справки об инвалидности, заключения о дееспособности и пр.);
  • справка с места учебы ребенка (копия договора с учебным учреждением);
  • справка из загса о заключении брака, свидетельства о рождении, иные документы, подтверждающие степень родства иждивенцев (касается иных близких родственников, кроме детей);
  • документы об усыновлении, взятии под опеку;
  • решение суда по установлению отцовства;
  • данные о состоянии лицевого счета умершего в Пенсионном фонде Российской Федерации (предоставляется по запросу сотрудника ПФР или МФЦ).

Сумма пособия и порядок ее расчета

Основой для расчета при начислении пособия являются минимальный фиксированный размер страховой пенсии, а также регулярно меняющиеся федеральные и региональные коэффициенты и надбавки.

Круглые сироты, отправленные в детское учреждение или к опекунам, сохраняют права на все положенные выплаты и льготы.

Фиксированная часть подлежит регулярной индексации. В 2019 году повышение касается как фиксированной части страховой пенсии по утрате кормильца, так и коэффициентов различного уровня.

При начислении за основу берется базовая часть, определяется индивидуальный пенсионный коэффициент, учитываются региональные коэффициенты. Все эти данные меняются каждый год. В 2019 году предполагается повышение базовой части на 7%. Решения об изменении региональных коэффициентов принимает местные власти.

Социальная пенсия детям по потере кормильца

В случае если умерший родитель, материально обеспечивающий детей, не имеет отчислений на лицевой счет Пенсионного Фонда РФ, то детям назначается социальная пенсия, базовая часть которой является фиксированной и каждый год индексируется. В 2019 году индексация различных выплат и льгот по утере кормильца должна составить от 2 до 3,7%.

В 2019 году фиксированная детская пенсия по потере кормильца с учетом индексации должна составлять 5283,84 руб., а при потере единственного или обоих родителей размер выплаты увеличится до 10360,52 руб.

На социальные выплаты детям также распространяются федеральные и региональные коэффициенты.

Помимо денежных выплат дети-сироты имеют право на ряд льгот:

  • полное государственное обеспечение во время нахождения в дошкольном учреждении, обучения в среднем (специальном) учреждении, вузе;
  • преимущества при зачислении в колледжи и вузы;
  • социальная стипендия;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • оплачиваемый проезд железнодорожным и авиатранспортом от места учебы до места проживания и др.

Для этой категории детей существуют региональные льготы — при зачислении на обучение, при первом трудоустройстве, на медицинские услуги и проч.

Условия назначения

Помимо вышеуказанных положений по категориям и возрасту детей, которым может быть назначена социальная пенсия при утрате единственного, одного из двух или обоих родителей, существуют условия по месту его проживания и гражданству. Ребенок имеет право на такое пособие только при условии постоянного проживания в Российской Федерации. При этом он может не иметь российского гражданства.

Пособие по потере кормильца семьям военнослужащих

К военнослужащим, при гибели которых их родственникам выплачивается государственное пособие, относятся старшины, сержанты, матросы, солдаты срочной службы, контрактники, космонавты, кандидаты в космонавты, погибшие при несении службы, выполнении своих обязанностей.

Кто может ею воспользоваться?

Право на государственную пенсию имеют дети военнослужащих возрастом до 18 лет, нетрудоспособная супруга, родственники, на попечении которых находятся дети погибшего в возрасте до 14 лет, родители пенсионного возраста (при гибели во время несения срочной службы). Пособие жене умершего военнослужащего не положено при заключении ею повторного брака.

Жены погибших космонавтов получают государственную пенсию до наступления пенсионного возраста даже без нарушения трудоспособности. Супруги космонавтов сохраняют право на такую пенсию и при заключении повторного брака.

Расчет пособия по потере кормильца семьей военнослужащего

Размер государственной пенсии погибшего военнослужащего или космонавта зависит от:

  • размера социальной пенсии;
  • региональных надбавок;
  • повышающих коэффициентов;
  • должности, звания, профессии погибшего;
  • обстоятельств гибели;
  • денежного довольствия.

По изменениям в законодательство 2019 года, при гибели от боевого ранения или травмы рядового состава для основы начисления госпенсии берется 200% соцпенсии, патологии различного типа — 150%. Для членов семьи контрактников, погибших от боевого ранения, — 50% от денежного довольствия, от патологии — 40%.

Размер госпенсии иждивенцам (детям, жене, нетрудоспособным родственникам) погибших космонавтов — 40% от денежного довольствия.

Пособие семьям погибших при устранении последствий катастроф

Дети и некоторые категории близких родственников погибших военнослужащих и бойцов МЧС во время устранения техногенных, в том числе — радиационных катастроф, имеют право на государственную пенсию.

Размер выплаты по потере кормильца при устранении им последствий катастрофы

Для детей этой категории в 2019 году выплаты составят 250% от социальной пенсии, для других членов семьи, имеющих право на пособие (жене или мужу, нетрудоспособным родственникам) — 125% от соцпенсии.

Некоторые особенности назначения выплат при потере кормильца

Федеральным Законом о страховых пенсиях предусмотрены различные жизненные ситуации, в которых оказываются граждане, потерявшие члена семьи, обеспечивающего их материальное благополучие.

Пособие студенту после 18 лет

Такое пособие для ребенка, утратившего родителя, выплачивается до достижения им 23-летнего возраста при условии прохождения дневной формы обучения в колледже или вузе. При переводе на заочное отделение или отчислении из учебного заведения он теряет право на выплату.

Если мать вышла замуж

Если супруга погибшего кормильца повторно вступает в брак, у ребенка остается право и далее получать детское пособие до достижения им 18 лет или при условии обучения на дневном стационаре вуза или колледжа — до 23 лет.

Родителям-пенсионерам

Родители умершего ребенка, который их содержал, имеют право на выплаты пособия по утере кормильца, если являются нетрудоспособными, не получают другие виды пенсий и не имеют помощи со стороны других детей.

Читайте также:
Международное морское право: что это значит

Если родители разведены

Независимо от того, являются ли родители официально зарегистрированными мужем и женой на момент смерти одного из них, их ребенку назначается страховая или социальная пенсия по потере кормильца.

Сколько платят на двоих детей

Независимо от того, рождены ли дети умершего в одной или нескольких семьях, пенсия при утрате кормильца рассчитывается и назначается каждому в отдельности. Если дети становятся круглыми сиротами, размер выплат им удваивается.

Как оформить социальную пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям – оба родителя которых неизвестны)

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Кто имеет право на назначение социальной пенсии

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

  • Инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства;
  • Детям-инвалидам.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

  • Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери;
  • Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, устанавливается:

Детям, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

Найденным (подкинутым) детям или детям, оставленным матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно».

Социальная пенсия по старости устанавливается:

  • Гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
  • Гражданам Российской Федерации, достигшим 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).

Куда обратиться

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган ПФР по своему выбору либо в многофункциональный центр по своему выбору (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте, либо через работодателя, который состоит с работником в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в целях увеличения размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению в связи с проживанием в указанных районах (местностях), заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

  • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
  • по почте – днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
  • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Какие документы представить

К заявлению о назначении социальной пенсии представляются:

    • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства);
    • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств;
    • свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения;
    • при направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются;
    • в случае, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

Документы об установлении социальной пенсии по инвалидности

Сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, поступившая в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Условия назначения

Условия назначения социальной пенсии:

  • постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • принадлежность к категории «нетрудоспособные граждане».
Читайте также:
Передаточный акт: что это такое, описание и особенности

Сроки назначения

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. За исключением:

  • случаев, когда установлена социальная пенсия по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, которые ранее получали социальную пенсию по инвалидности, предусмотренную для детей-инвалидов и выплата которой была прекращена в связи с достижением 18 лет;
  • случаев, когда установлена социальная пенсия по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которые ранее получали страховую пенсию по инвалидности и выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Социальная пенсия по старости устанавливается бессрочно. Социальная пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Размеры социальной пенсии

Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан

Категория получателей пенсии

Размер пенсии

5796,76 рублей в месяц

13912,10 рублей в месяц

Дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери

11593,58 рублей в месяц

4927,29 рублей в месяц

Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.

Размеры социальных пенсий гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями

Размеры социальной пенсии гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания в данной местности. При выезде граждан из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Выплата

Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Способы доставки пенсии:

1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения;

3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

  • письменно, подав заявление непосредственно в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр (бланк заявления о доставке пенсии);
  • в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)».

Доставка пенсий несовершеннолетним пенсионерам

Доставка пенсии производится по желанию пенсионера:

  • через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет;
  • через организации почтовой связи (иные организации, занимающиеся доставкой пенсий) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, при этом доставку данной пенсии возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя).

Таким образом, если получателем пенсии является ребенок в возрасте до 18 лет доставка пенсии может производиться его родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю), – на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (доставочный документ будет оформлен на имя правомочного лица).

При этом суммы пенсий, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый его опекуном или попечителем, и могут расходоваться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

На родителей также распространяется указанный порядок доставки пенсий в силу соответствующих положений Семейного кодекса Российской Федерации.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий) или на свой счет в кредитной организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: