Как правильно сменить участников общества?

Выход учредителя из ООО: пошаговая инструкция

  1. Подготовка документов для выхода участника из общества
  2. Подача заявления о выходе и формы № Р13014 в ООО и ФНС
  3. Выплата стоимости доли учредителю при выходе из ООО
  4. Особые случаи выхода участника из ООО в 2021 году

1. Подготовка документов для выхода участника из общества

Первоначально нужно удостовериться, что в уставе компании предусмотрена возможность выхода участника. Некоторые типовые уставы содержат нормы о запрете на выход учредителей или нормы о необходимости согласия на выход от других собственников бизнеса. Такие положения могут быть и в индивидуально составленном уставе. Если выход учредителя из ООО невозможен, нужно искать другой вариант прекращения участия в ООО. Например, допустима продажи доли другому лицу или смена устава, то есть добавление в него нормы о разрешении выхода учредителя из компании.

В 2021 году, в силу ст. 26 ФЗ “Об ООО”, выходящий участник должен обратиться к нотариусу для подготовки документов по выходу. Все документы нотариус подготовит сам!

Желающий покинуть общество учредитель должен предоставить нотариусу свой паспорт и устав ООО. Нотариусу могут понадобиться также выписка из ЕГРЮЛ, ИНН, ОГРН и иные документы, уточните их перечень заранее перед визитом.

2. Подача заявления о выходе и формы № Р13014 в ООО и ФНС

По закону лишь нотариус может направить заявление о выходе участника в организацию, а также уведомить ФНС об этих изменениях путем направления формы № Р13014. К нотариусу должен обратиться выходящий участник.

Нотариус, к которому обратился учредитель за оформлением процедуры выхода, должен:

  • Заверить заявление о выходе участника из ООО,
  • В течение двух рабочих дней со дня удостоверения заявления о выходе участника направить в ФНС форму № Р13014 в электронном виде с помощью своей ЭЦП,
  • Не позднее одного рабочего дня со дня отправки заявления по форме № Р13014 в налоговую передать в ООО удостоверенное им заявление о выходе участника и копию формы Р13014. Нотариус отправляет эти документы по адресу ООО, указанному в ЕГРЮЛ. Допустима отправка и по электронному адресу ООО, если он также содержится в ЕГРЮЛ.

Данные шаги совершаются нотариусом в рамках одного нотариального действия, которое следует оплатить. А госпошлина за подачу нотариусом Р13014 не уплачивается.

Долей выбывшего учредителя после получения его заявления о выходе распоряжается общество с ограниченной ответственностью.

Если в уставе ООО были указаны сведения о выбывшем учредителе, нужно вносить изменения в учредительный документ. Для этого проводится общее собрание, по итогам которого составляется протокол, а единственный оставшийся участник ООО готовит решение. Этим же протоколом/решением может быть затронут и вопрос распределения доли вышедшего учредителя. В результате нужно создать лист изменений к уставу или принять его новую редакцию, а затем уведомить об этом ФНС в течение 3 дней с момента изменений.

3. Выплата стоимости доли учредителю при выходе из ООО

В течение 3-х месяцев общество обязано выплатить долю бывшему соучредителю. Если уставом предусмотрен меньший срок ─ произвести расчет необходимо по условиям устава.

Размер доли в денежном выражении рассчитывается по формуле:

Действительная стоимость = номинальная стоимость/уставной капитал * стоимость чистых активов

Номинальный размер доли и сумма уставного капитала в рублевом выражении прописаны в выписке ЕГРЮЛ и в уставе ООО.

Для расчета стоимости чистых активов берут сведения бухгалтерской отчетности за месяц, предшествующий дате выхода.

Если общество объявило себя банкротом, выплатить стоимость доли бывшему учредителю нельзя.

Общество может выплатить компенсацию доли деньгами или имуществом при согласии участника. В случае невыплаты стоимости доли в установленный срок, бывший участник ООО имеет право подать иск в суд.

4. Особые случаи выхода участника из ООО в 2021 году

Ряд случаев не попадает под общие правила:

  • Выход единственного участника или всех учредителей
  • Смерть учредителя
  • Принудительный вывод участника

ООО не может покинуть единственный учредитель, он должен найти себе замену, чтобы ООО продолжало функционировать. Покинуть общество одному участнику получится только после государственной регистрации изменений. В ином случае организацию нужно ликвидировать. Одновременный выход всех участников также не допускается ─ в этом случае производится ликвидация ООО.

В случае смерти учредителя его доля переходит наследникам. Они должны заявить свои права на наследство в течение 6 месяцев или доля автоматически перейдет обществу.

Принудительный вывод учредителя из ООО осуществляется по решению арбитражного суда. Инициировать вывод участника может любой совладелец с долей более 10%. Причина должна быть веской: нарушение работы, причинение ущерба или невыполнение задач ООО. При этом выходящий учредитель не теряет права на выплату ему стоимости его доли. Однако общество может потребовать компенсацию причиненного ущерба отдельным иском.

Этап 1

Вступление нового участника

Новый участник направляет руководителю ООО обращение в свободной форме о желании вступить в состав учредителей.

Предложение рассматривают на общем собрании. Если участник единственный, он самостоятельно выносит решение о входе нового лица в долю ООО.

В протоколе общего собрания или в решении учредителя фиксируется увеличение уставного капитала или изменение долей. Затем нужно подготовить новую редакцию устава, где прописываются все изменения.

Следующий шаг — собрать документы и передать их в налоговую:

  • заполненную форму Р13001 , заверенную у нотариуса (за исключением случаев подачи документов онлайн с усиленной электронной подписью);

П. 4 приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012

  • решение учредителя или протокол общего собрания, заверенные нотариусом или электронной подписью уполномоченного лица при подаче онлайн;
  • новый устав в двух экземплярах;
  • платёжные документы, подтверждающие внесение средств за покупку доли новым участником;
  • актуальную выписку из ЕГРЮЛ и ИНН организации.
Читайте также:
Что делать, если в процессе проверки в документообороте и учетной программе выявлены нарушения?

Если передаёте бумаги в налоговую инспекцию лично, через представителя или заказным письмом по почте, нужно оплатить пошлину 800 рублей.

П. 3 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ

При передаче документов в электронном виде с заверением квалифицированной электронной подписью пошлина не оплачивается.

П. 33 ч. 2. ст. 333.35 НК РФ

Ответ из налоговой инспекции придёт через 5 дней.

Этап 2

Выход старого участника

После ввода нового нужно вывести из списка учредителей участника, отдавшего свою долю. Процесс практически аналогичный:

Участник, планирующий выход из общества, пишет заявление о выходе на имя гендиректора и заверяет его у нотариуса.

Далее составляется протокол общего собрания. В нём указываются данные участника, вышедшего из общества, и перераспределяются доли уставного капитала.

Гендиректор или его представитель заполняет заявление по форме Р14001 о внесении изменений сведений об ООО, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

П. 6 приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012

В налоговую направляют такой же пакет документов, как при вступлении нового учредителя (см. пункт 4 этапа 1).

Через 5 дней придёт решение налоговой о внесении изменений в регистрационные данные.

Если уходящий учредитель одновременно является генеральным директором, об этом нужно уведомить контрагентов и банк, чтобы не было путаницы в документообороте. Сообщить новость партнёрам можно обычным информационным письмом, а в банк нужно направить заявление в установленной кредитным учреждением форме

Осуществить и ввод нового участника, и выход старого одновременно можно только через продажу доли. Разбираем этот способ ниже.

Смена учредителей через продажу доли

Этот вариант передачи доли для нового учредителя предпочтительнее: в договоре явно прописываются права и обязанности сторон, нет риска, что старый участник откажется покидать ООО.

Кроме того, этот способ быстрее, так как документы в налоговую подаются один раз. Но он требует заверения договора у нотариуса, а стоимость такой услуги составит от 0,15 до 0,5 % от стоимости доли.

П. 4.1 ч. 1 ст. 333.24 НК РФ

Для оформления сделки у нотариуса потребуется несколько документов:

  • Договор купли-продажи. Его можно составить самостоятельно или доверить это нотариусу. В договоре нужно прописать данные об участниках сделки и размер продаваемой доли.
  • Документальное подтверждение права на продажу доли: устав сообщества или решение о его создании, свидетельство о регистрации ООО, протокол общего собрания, справка о составе ООО.

Ч. 13.1 ст. 21 ФЗ-14

  • Документы для регистрации изменений в налоговой инспекции: актуальная выписка из ЕГРЮЛ и ИНН.
  • Актуальная справка ООО по форме в соответствии с уставом, подписанная гендиректором и главным бухгалтером с подтверждением оплаты доли продавца.
  • Подтверждение полномочий генерального директора и главного бухгалтера.
  • Согласие супруга (супруги) или заявление продавца о том, что он не состоит в браке.

В момент заключения сделки покупатель подписывает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Самостоятельно ничего подавать в налоговую не нужно, всё отправит нотариус. Через 5 дней налоговая пришлёт уведомление об изменении сведений в ЕГРЮЛ.

Как сменить участника ООО в 2021 году

  • Причины для смены участника и способы передачи доли в ООО
  • Отчуждение доли другому участнику по договору
    • Шаг 1. Выполняем необходимые действия перед заключением договора
    • Шаг 2. Заключаем договор об отчуждении доли
    • Шаг 3. Обращаемся к нотариусу для внесения изменений в ЕГРЮЛ
  • Включение нового участника в состав ООО через увеличение уставного капитала организации
    • Шаг 1. Готовим решение о смене участника
    • Шаг 2. Заполняем заявление по форме 13014
    • Шаг 3. Подаем документы в налоговую
    • Шаг 4. Получаем подтверждение изменения состава участников ООО
  • Нюансы смены единственного учредителя
    • Если единственный учредитель является еще и директором
  • Что делать после смены состава участников ООО
  • Итоги

Причины для смены участника и способы передачи доли в ООО

Причины смены участника ООО:

  • желание выйти из состава руководителей ООО;
  • потребность в наличных средствах — после выхода из состава участников можно получить деньги за долю;
  • желание единственного участника передать бизнес;
  • смерть участника, переход доли по наследству.

Смена учредителя ООО может проводиться разными способами, например:

  • через отчуждение доли посредством купли-продажи, дарения или мены;
  • через оформление доли в порядке наследования;
  • через увеличение уставного капитала ООО за счет вклада третьего лица;
  • через выход участника ООО с последующей продажей обществом его доли третьему лицу.

В первом случае потребуется оформить оферту, адресованную участникам общества и содержащую информацию о стоимости доли и других условиях сделки. Кроме того, потребуется заключить договор, на основании которого доля в обществе переходит от одного к другому (п. 11 ст. 21 федерального закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Во втором случае доля считается принадлежащей наследнику с момента открытия наследства. Будущему участнику ООО потребуется:

  • получить свидетельство о праве на наследство;
  • уведомить соучредителей компании о предстоящем входе в их состав;
  • подать в ФНС заявление, составленное по форме 13004.

Далее расскажем о том, как происходит смена участника ООО через заключение договора купли-продажи, мены или дарения, а также через увеличение уставного капитала ООО новым участником с последующим выводом из общества старого.

Как наследуется доля в ООО, узнайте из готового решения «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа, оформите его бесплатно на временной основе. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Отчуждение доли другому участнику по договору

Начнем с того, как действовать, если ввод нового участника в ООО происходит на основании договора.

Шаг 1. Выполняем необходимые действия перед заключением договора

Порядок заключения договора зависит от нескольких факторов:

  1. Кому передается доля.
  2. На каком основании.
  3. Что по поводу отчуждения доли прописано в уставе ООО. В уставе не должно быть запрета на отчуждение доли третьим лицам (если доля передается не участнику ООО или самому ООО). Кроме того, обратите внимание на правила получения согласия участников ООО на сделку.
Читайте также:
Преступление, совершенное умышленно: что это значит

Перед заключением договора вам понадобится собрать документы, которые дают право на распоряжение долей, в частности документ, на основании которого доля получена, и документ, который подтверждает, что доля оплачена. Также понадобится согласие супруга/супруги на передачу доли, если человек, который ее отчуждает, состоит в браке.

Как правило, первоначальный порядок действий при продаже доли третьему лицу следующий:

  1. Оферта о продаже доли удостоверяется нотариусом и направляется всем участникам (а иногда и обществу — нужно изучить устав).
  2. Нужно дождаться ответа от участников — по общему правилу это 30 дней с момента получения оферты.

При отчуждении доли участнику ООО многое зависит от содержания устава. Проверьте, нет ли ограничения размера долей, принадлежащих участникам, нет ли запрета на изменения соотношения долей, нужно ли получать согласие ООО на отчуждение доли.

При дарении по общему правилу преимущественное право участников на приобретение доли отсутствует — в отличие от купли-продажи.

Шаг 2. Заключаем договор об отчуждении доли

Это может быть договор дарения, мены или купли-продажи. Он должен быть нотариально удостоверен. Если вы не хотите по каким-то причинам сами составлять соглашение, это может сделать нотариус.

Важно! По сути, вам нужно заключить обычный гражданско-правовой договор и заверить его у нотариуса, но при составлении документа обратите внимание на положения устава ООО.

Договор составляется в виде одного документа. Существенное условие сделки — ее предмет (намерение передать долю каким-либо способом — через продажу, мену или дарение).

Важно указать размер доли в виде дроби или процента, а также ее номинальную стоимость, данные об ООО, в частности ОГРН, ИНН, юридический адрес.

Остальные условия вы можете разработать самостоятельно, с учетом личных пожеланий.

Шаг 3. Обращаемся к нотариусу для внесения изменений в ЕГРЮЛ

После удостоверения договора нотариус передает документы для регистрации в ФНС. Для этого у него есть два дня. Копия заявления передается в ООО.

Регистрация изменений занимает до пяти дней. Вы можете проверить, внесены ли изменения, онлайн, на сайте www.nalog.ru. Электронный сервис называется «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Права и обязанности переходят к покупателю сразу после внесения записи в ЕГРЮЛ.

Включение нового участника в состав ООО через увеличение уставного капитала организации

Процедура состоит из двух этапов — сначала в ООО включается новый участник, а затем выводится старый.

Шаг 1. Готовим решение о смене участника

Участник, получающий долю, готовит заявление о принятии его в число соучредителей. В заявлении указывают (п. 2 ст. 19 ФЗ № 14):

  • размер и состав вклада, который будет включен в уставный капитал общества;
  • порядок и сроки внесения активов в уставный капитал;
  • размер доли, которая будет выделена заявителю после оформления всех документов.

Общее собрание участников компании рассматривает заявление, после чего принимает решение о включении заявителя в состав ООО. Решение оформляется протоколом, удостоверяемым нотариально (п. 3 ст. 17 ФЗ № 14).

Кроме того, потребуется изменить устав организации. Для этого нужно создать новую редакцию устава или оформить лист изменений в действующий устав.

Шаг 2. Заполняем заявление по форме 13014

Форма заявления 13014 утверждена приказом ФНС России «Об утверждении…» от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. При включении в состав учредителей нового члена в ней нужно заполнить:

  • титульный лист;
  • лист Н;
  • лист В — если участник организация, лист Г — если участник физическое лицо.

Заявление можно заполнить на компьютере или от руки. Важно внести в него правильную информацию — наличие приписок, исправлений и помарок не допускается.

Заявление подписывается директором общества. Подпись заверяется нотариусом, за исключением случаев, если (п. 1.2 ст. 9 федерального закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • директор лично обращается в налоговую;
  • документы подписаны ЭЦП и переданы на регистрацию через интернет.

Шаг 3. Подаем документы в налоговую

В течение месяца после принятия решения на регистрацию в ФНС нужно передать (п. 2.1 ст. 19 ФЗ № 14):

  • заявление, составленное по форме 13014;
  • протокол собрания учредителей общества, содержащий решение о принятии в состав учредителей нового участника;
  • устав в новой редакции или лист внесения изменений в действующий устав;
  • квитанцию об уплате пошлины в размере 800 рублей (платить пошлину не придется при подаче документов через интернет).

Шаг 4. Получаем подтверждение изменения состава участников ООО

Спустя пять дней с момента обращения в налоговую изменения зарегистрируют. После этого необходимо вывести прежнего участника из ООО. Для этого:

  • выходящий из общества участник подает нотариусу заявление о выходе (п. 1 ст. 25 ФЗ № 14);
  • нотариус удостоверяет заявление и в течение двух рабочих дней подает в ФНС заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (п. 1.1 ст. 25 ФЗ № 14);
  • в течение одного рабочего дня нотариус передает обществу удостоверенное заявление участника о выходе из ООО, а также копию заявления, направленного им в ФНС (п. 1.1 ст. 25 ФЗ № 14);
  • после внесения изменений в ЕГРЮЛ смена учредителя в ООО завершается.

Важно! Описанная процедура смены учредителей ООО может проходить в любом порядке — выход старого участника и вход нового или наоборот — вход нового и выход старого.

Нюансы смены единственного учредителя

Если у общества один учредитель, сменить его посредством выхода или входа не получится — существовать без участников ООО не может (п. 2 ст. 26 ФЗ № 14). Смена единственного учредителя возможна:

  • посредством отчуждения доли — например, путем купли-продажи, дарения или мены;
  • вводом нового участника и выводом единственного учредителя.
Читайте также:
Зона таможенного контроля: что это значит

Если единственный учредитель является еще и директором

Смена учредителя и генерального директора в одном лице происходит в следующем порядке:

  • составляется решение единственного участника о его досрочном освобождении от должности директора и назначении нового директора; решение удостоверяется нотариально;
  • новый директор вводится в состав участников ООО, после чего оформляется вывод участника, который раньше был единственным.

В решении учредителя стоит указать:

  • наименование ООО, его ИНН, ОГРН и юридический адрес;
  • место, время и дату принятия решения;
  • Ф.И.О. и паспортные данные единственного учредителя, принявшего решение о смене директора;
  • само решение о прекращении полномочий действующего и о назначении нового директора.

Что делать после смены состава участников ООО

После смены учредителей в ООО общество должно перечислить деньги за долю участнику, покинувшему общество, или распределить ее между прочими собственниками компании.

Распределить долю нужно в течение года — если этого не сделать, придется уменьшать уставный капитал на ее стоимость (п. 2, п. 5 ст. 24 ФЗ № 14).

Для распределения доли потребуется:

  • созвать и провести общее собрание учредителей;
  • большинством голосов принять решение о распределении доли и зафиксировать его в протоколе;
  • заполнить и передать в налоговую заявление по форме 13014 (к документу нужно приложить решение, принятое собранием).

Рассчитаться с вышедшим соучредителем нужно в течение трех месяцев с момента его выхода. Обычно стоимость доли выплачивается деньгами. По согласованию с вышедшим участником ему может быть передано имущество, стоимость которого соответствует стоимости доли.

Итоги

Итак, сменить учредителя ООО можно посредством отчуждения доли, наследования или входа-выхода участников из состава общества. Документы, оформляемые в ходе смены участников, в том числе и решение о смене учредителя, заверяются нотариально.

Пошаговая инструкция по смене учредителей ООО в 2021 году

Пошаговая инструкция по смене учредителей ООО в 2021 году, включая все последние изменения в законодательстве. Смена учредителя ООО с пошаговой инструкцией будет полезна как для самостоятельной регистрации изменений, так и для общего ознакомления с процедурой смены участников общества.

Как сменить учредителей ООО

Изменить состав участников общества можно двумя способами:

  • Продать свою долю третьему лицу через договор купли продажи, с обязательным нотариальным заверением. У нотариальной купли-продажи есть несколько преимуществ перед другим способом: это смена владельца и доли с момента нотариального удостоверения договора, срок регистрации изменений в налоговой – 5 рабочих дней с момента подачи документов в налоговую плюс несколько дней на подготовку к сделке. Но стоимость данного способа делает его не приемлемым, т.к. помимо оплаты юридических услуг, нотариального заверения заявления на регистрацию и нотариальной доверенности заявитель должен оплатить договор купли продажи. Стоимость нотариального договора в Москве на одного участника примерно 30 000 тысяч рублей, плюс смена генерального директора – 9 тысяч рублей.
  • Смена участников общества альтернативным методом, путем ввода нового участника с увеличением уставного капитала и вывода старого участника с распределением его доли. Данный способ является самым распространенным и экономным, т.к. способ прост и отсутствует необходимость оплачивать нотариальную куплю продажу.

Смена учредителей по шагам

Первый этап смены состава учредителей — это ввод нового участника в ООО с увеличением уставного капитала.

Первый шаг : Подготовка документов

Для регистрации изменений потребуется подготовить следующие документы:

  • Заявление о принятии новых участников. Будущий участник общества должен написать заявление на имя генерального директора о принятии его в состав учредителей ООО. В этом заявлении необходимо отразить размер доли, которую желает иметь новый участник, а также размер суммы которую он внесет в уставный капитал общества.
  • Протокол внеочередного общего собрания участников или решение об увеличении уставного капитала. Учтите, что в первом этапе при вводе нового участника создается новая редакция устава, поэтому с заменой устава можно совместить смену юридического адреса, произвести смену гендиректора, изменить коды оквэд, привести устав в соответствие, указать сокращенный юридический адрес. В протоколе или решении также отражаем все действия. Доли учредителей можно указать как в процентах, так и дробях, для простоты расчета долей укажите доли в дробях. Учтите, в 2021 году протокол и решение единственного участника об увеличении уставного капитала подлежит обязательному нотариальному заверению.
  • Разработать новую редакцию устава (2 экз) или сформировать лист изменений к действующему уставу. В новой редакции отразится новая сумма уставного капитала, а также все ваши изменения, которые решите осуществить.
  • Подготовить и заполнить заявление по форме №Р13014. В заявлении также отражаем все то что хотели изменить.
  • Подготовить документ удостоверяющий оплату доли уставного капитала нового учредителя. Это может быть справка банка об оплате УК, либо приходно-кассовый ордер для внесения УК в кассу фирмы. В течение 3 рабочих дней после оплаты УК необходимо заверить документы у нотариуса и подать на регистрацию в налоговую
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию изменений. На текущий момент размер госпошлины составляет 800 рублей. Оплатить можно через отделение Сбербанка, либо в налоговой при подаче документов в терминале, что будет быстрее и удобнее.

Второй шаг: Заверение документов у нотариуса

При любой регистрации изменений потребуется нотариальное заверение документов на регистрацию. Заявителем всегда будет являться действующий генеральный директор общества, в случае одновременной смены гендиректора заявителем будет новый директор, а также потребуются все действующие участники общества, т.к. в 2021 году решение или протокол при увеличении требуется нотариально заверять.

Перед тем как посетить нотариуса потребуется подписать все подготовленные документы всеми текущими и новыми участниками общества, подготовить папку с документами, нотариус потребует полный комплект документов по фирме, включая вновь созданные документы, так и ваши учредительные.

Читайте также:
Хранение в ломбарде: что это значит

Также необходимо учесть тот факт, что некоторые нотариусы все еще требуют актуальную выписку из ЕГРЮЛ, поэтому потребуется ее заказать в территориальной налоговой (госпошлина за срочную выписку составляет 400 рублей, выдается на следующий день с момента подачи заявления).

Нотариус должен заверить подпись заявителя (гендиректора) на заявлении по форме №Р13014, в случае если подавать и получать будет доверенное лицо, то потребуется нотариальная доверенность и копия на право подавать и получать документы. Средняя стоимость услуг нотариуса: 1 700 руб. за заверение формы + 2 600 руб. доверенность (для подачи и получения документов без вашего участия), 1500 рублей за заверение решения.

В случае если в обществе двое и более учредителей, то потребуется нотариально заверять протокол об увеличении уставного капитала, средняя стоимость составляет 8 500 рублей и потребуется присутствия всех участников общества.

Третий шаг : Подача документов в налоговую

Далее необходимо проследовать в регистрирующий орган, оплатить госпошлину в терминале, если не оплатили заранее, получить талончик в электронной очереди и подать подготовленные документы на регистрацию изменений. Регистрацией фирм и изменений в Москве занимается ИФНС №46, которая находится по адресу: г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, строение 2. (Район Тушино).

Самостоятельная подача документов процесс не быстрый, в среднем займет около часа.

После подачи документов на регистрацию изменений инспектор выдаст вам на руки Расписку о приеме документов, в которой укажет дату получения готовых регистрационных документов.

Четвертый шаг: Получение готовых документов

На шестой рабочий день с момента подачи документов необходимо с распиской явиться в налоговую и получить готовые документы.

В налоговой вы получите:

  • Лист записи ЕГРЮЛ;
  • Новую редакцию устава (1 экземпляр) заверенную и с отметкой регистрирующего органа.

На этом первый этап «Ввод нового участника» выполнен.

Далее приступаем ко второму этапу «Вывод участника общества».

Пятый шаг: Подготовка документов для регистрации изменений вывода участника

Заявление о выходе участника. Участник общества, выходящий из состава учредителей должен оформить у нотариуса заявление о выходе из состава учредителей ООО. Заявление оформляется на имя генерального директора, в нем необходимо отразить размер долю уставного капитала, которая перейдет обществу. Учтите, что в 2021 году заявление о выходе участника оформляет нотариус и только нотариус может его подать в налоговую. Средняя стоимость услуг нотариуса за оформление заявления о выходе – 5 000 рублей, нотариусу потребуется паспорт выходящего участника и устав общества. Если выходящий участник в браке, то потребуется нотариальное согласие супруга (и).

Срок регистрации в налоговой 5 рабочих дней. По истечению данного срока выход участника будет зарегистрирован, а доля вышедшего участника переходит обществу, в течении года вы должны ее распределить, можно ее распределить на оставшегося в обществе участника, либо можно ввести нового участника на долю принадлежащую обществу.

Шестой шаг: Распределение доли

В течении года долю общества необходимо распределить, как правило ее распределяют на оставшегося в обществе участника, но можно и новому участнику передать. Рассмотрим вариант распределение доли на оставшегося в обществе учредителя.

Для распределения доли оставшемуся в обществе участнику потребуется подготовить решение о распределении доли. Если в обществе осталось несколько участников, то потребуется подготовить протокол и договор купли продажи. В этом случае договор купли продажи не заверяется у нотариуса, достаточно подписать участниками и гендиректором.

Помимо решения или протокола необходимо заполнить заявление по форме №Р13014 на распределение доли, заявление потребуется заверить у нотариуса. Госпошлина при регистрации данного изменения не взимается.

Седьмой шаг: Заверение документов у нотариуса

Функции Роспотребнадзора: что нужно знать предпринимателю

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

5.1.2. федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей;

5.1.3. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.4. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

Пп. 5.1.5 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).

5.1.5. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;

Пп. 5.1.6 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).

5.1.6. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

(пп. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Запустил отчетность. Что делать?

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2.1 – 5.2.2. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

(пп. 5.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2018 N 501)

5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;

(пп. 5.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)

5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;

(пп. 5.2.8 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)

5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;

(пп. 5.2.9 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)

5.2.10. осуществляет проведение нотификации новых химических веществ, а также проведение процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ в части оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств и направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующего заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;

(пп. 5.2.10 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)

5.2.11. утверждает форму заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;

(пп. 5.2.11 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)

5.2.12. осуществляет создание, развитие и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;

(пп. 5.2.12 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)

5.2.13. осуществляет функции оператора федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;

(пп. 5.2.13 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.6(1). дает заключение в рамках своей компетенции о необходимости (либо об отсутствии такой необходимости) рассмотрения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ходатайства о предварительном согласовании сделки и (или) ходатайства о согласовании установления контроля в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”;

(пп. 5.6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 940)

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.7(1). осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду – в пределах своей компетенции;

(пп. 5.7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 N 61)

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Читайте также:
Специализированная медицинская помощь: что это значит

(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

(пп. 5.8(3) введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 N 1129)

5.9. утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

О создании ведомственного центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в Роспотребнадзоре см. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2011 N 760.

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

(пп. 5.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания “Ветеран труда”, и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

(пп. 6.9 введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 616)

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Проверки Роспотребнадзора

Роспотребнадзор — государство на службе у потребителей. Налоговую интересуют всего пара чисел о доходах-налогах, а Роспотребнадзору важно всё: вид ценников, устройство вентиляции, подсказки в турпутёвках и запах в такси. Правил столько, что предприниматели чувствуют себя в опасности, а слухи о проверках её усиливают. Статья поможет оценить реальную вероятность проверки и на всякий случай подготовится к ней.

Зачем вообще нужен Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор — одна из самых больших российских структур, в которой работает больше 100 000 человек. Это служба заботы о людях, которая предотвращает эпидемии, уменьшает риски товаров и услуг и требует от бизнеса качества (и иногда перегибает, например, с санпинами).

Читайте также:
Промежуточная бухгалтерская отчет ность

Полный список обязанностей ведомства читайте в Постановлении Правительства № 322 от 30.06.2004, а здесь перескажем только самое главное.

Чем занимается Роспотребнадзор

Нормативка

Примеры обязанностей ИП

Учёт бизнеса, который работает с потребителями

Постановление Правительства РФ № 584

Предупредить Роспотребнадзор о начале бизнеса с потребителями

Защита прав потребителей

Закон о защите прав потребителей

Работать качественно, не обманывать, завести уголок потребителя

Бороться с грязью, грызунами и инфекциями

Обеспечение безопасности продукции

Закон о техрегулировании, технические регламенты, перечень продукции с обязательной сертификацией

Оформить сертификаты на продукты питания, одежду и игрушки, нанести маркировку ЕАС и РСТ

Защита детей от вредной информации

Закон о защите детей

Указывать в рекламных материалах, какого возраста должна быть аудитория, например, 18+

Это нормы для всех, а бывают ещё — для конкретных видов бизнеса. Например:

— Для торговли — правила продажи товаров.

— Для такси — правила перевозок пассажиров.

— Для автомастерских — правила ремонта машин.

— Для общепита — правила общепита.

— Для туристических компаний — правила туризма.

— Для всех услуг и работ — правила бытового обслуживания.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ко мне придут с проверкой?

Бухгалтерские СМИ пугают, а мы честно скажем: вероятность маленькая, особенно, если вы не занимаетесь общепитом и медициной и не продаёте маркированные товары. Давайте разберёмся, почему.

Малый бизнес не проверяют по плану

Проверки раз в три года — это не про вас. В 2016 году контролирующие органы отказались от плановых визитов к малому и среднему бизнесу — и освобождение действует до конца 2021 года — см. п. 7 Постановления правительства № 1969. Практика заново регистрировать компании, чтобы избежать проверок, осталась в прошлом. Переживать стоит только крупному бизнесу, а это другая весовая категория, где сотрудников больше 250, а годовой доход — больше 2 млрд в год (по Постановлению Правительства № 265 от 04.04.2016).

— Лицензированные виды деятельности. Например, военка, медицина, частная охрана и пожарка, шифрование.

— Компании с высоким классом опасности.

— Компании, которые уже проверяли меньше 3 лет назад и нашли нарушения.

Внепланово не проверяют без веской причины

Для внеплановой проверки необходимо основание — например, жалоба покупателя. Не всякая жалоба подойдёт. Допустим, конкурент напишет в Роспотребнадзор: «Я анонимный Вася, в магазине меня обманули. » У такого письма не будет последствий: оно анонимное, без доказательств нарушения и без попытки поговорить с продавцом.

Всех проверить невозможно

Роспотребнадзор не обладает безграничными ресурсами. Любая проверка — большое дело и в плане организации, и в плане бюрократии. Чтобы не тратить время зря и приносить максимальную пользу людям, выбирают самые опасные случаи. Опасность зависит от количества потребителей, степени возможного вреда для здоровья и окружающей среды и количества предыдущих нарушений. Первые три класса опасности из шести получили 2 % бизнеса, и он почти всегда — средний и крупный.

К малому бизнесу приходят по остаточному принципу. Чаще ограничиваются проверкой документов по правилам ст. 11 294-ФЗ. Спрашивают декларации о соответствии, медкнижки и прививочные сертификаты, договоры на дезинфекцию и вывоз мусора. Срок предоставления документов в местное отделение Роспотребнадзора — 10 дней. Если инспекторы находят нарушение, предпринимателю дают ещё 10 дней на пояснения.

Невозможно дать гарантию 100%, что выездной проверки не будет. С внеплановой проверкой приходят внезапно: о ней сообщают за сутки, а если есть угроза здоровью людей, приходят вообще без предупреждения. Чтобы не растеряться при встрече с инспекторами, прочитайте следующие разделы.

Может, никого не впускать?

Ненастоящие инспекторы

Репутация Роспотребнадзора кормит мошенников. Заходят «проверяющие» — и у паникующего предпринимателя выключается критический разум. Инспекторы с порога замечают нарушения, озвучивают возможную сумму штрафа, предлагают неформально решить вопрос суммой поменьше. Предприниматель распознаёт обман, когда уже отдал деньги.

Вариант популярнее и проще. Предприниматель берёт трубку и слышит: вас беспокоит Роспотребнадзор, на вас поступают многочисленные жалобы, планируется проверка. Чтобы она прошла хорошо, приобретите документы для вашего вида бизнеса. Это тоже развод: инспекторы ничего не продают.

У инспекторов должны быть служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. В распоряжении — ФИО проверяющих и причина выезда. При ошибке в документах чиновников дружелюбно разворачивают. Совсем проверка не исчезает, только переносится, зато появляется время исправить нарушения.

Образец служебного удостоверения работника Роспотребнадзора из приказа № 737

Руководитель отсутствует

Без руководителя компании проверку проводить запрещено — ч. 2 ст. 15 294-ФЗ. Отсюда возникает идея: сообщить, что руководитель в отпуске и спокойно работать дальше. Но явиться на проверку — обязанность руководителя по п. 1. ст. 25 294-ФЗ. Бесконечные отмазки приведут только к дополнительным проблемам по 19.4.1 КоАП РФ — вплоть до дисквалификации.

Если проверяющих не пускают в помещение, они приходят снова в течение трёх месяцев. Все последующие визиты — внезапные, не важно, предупреждали ли предпринимателя перед первой встречей — п. 7 ст. 12 294-ФЗ.

Когда предприниматель уже проверил документы контролёров, лучше пригласить их внутрь и вести себя дружелюбно. Людей, качающих права, никто не любит. Заявляем, как юристы:)

Если уж пришли — проверят всё?

Нет-нет, все ваши тайны раскрывать не будут. Вы же впускаете в помещение чиновников, которые должны действовать по закону. У любых проверок есть ограничения, и они прописаны в ст. 15 294-ФЗ.

Инспекторы не должны:

— Превышать полномочия. Роспотребнадзор не проверяет трудовые отношения и уплату налогов. Про медкнижки спросят, а про зарплату меньше МРОТ — нет.

Читайте также:
Загрязнение водных объектов: что это значит

— Выходить за рамки предмета проверки. В распоряжении прописано, что проверяют состояние помещения и производственные процессы, значит, про возвраты денег потребителям речи не будет.

— Нарушать сроки проверки. Максимум — 20 дней по п. 1 ст 13 294-ФЗ (для проверки небольшого бизнеса столько и не нужно).

— Забирать оригиналы документов и компьютеры. При административных проверках это возможно, только если инспекторы пришли с полицией — ст. 13 и п.1. ст. 15 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во время проверки следите, чтобы инспекторы не нарушали закон. По возможности фиксируйте процесс на видеокамеру: всякое бывает, вдруг будут искать доказательства нарушений в ваших личных вещах. Если будут просить взятку — можете обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции или в прокуратуру.

Какие бывают штрафы от Роспотребнадзора?

Самое страшное — не штрафы. Роспотребнадзор вправе заменить штраф на приостановку деятельности компании до 90 суток. Такая кара бывает за нарушение санитарных норм и правил защиты детей от вредной информации.

А основные штрафы вот.

Нарушение санитарных норм. 1000 ₽ для ИП, 10 000-20 000 ₽ для ООО по 6.3. КоАП РФ.

Неправильная эксплуатация помещений. 1000-2000 ₽ для ИП, 10 000-20 000 ₽ для ООО по 6.4 КоАП РФ.

Нарушение законодательства о защите детей. 5000-10 000 ₽ для ИП, 20 000-50 000 ₽ для ООО по 6.17 КоАП РФП.

Некачественные товары или услуги, нарушения техрегламентов: ИП — 10 000-20 000. ₽, ООО — 20-30 тыс. ₽ по ст. 14.4 КоАП РФ

Продажа товаров без маркировки. 5000-10 000 ₽ для ИП, 50 000-300 000 ₽ для ООО по ч. 2 ст. 15.2 КоАП РФ.

Продажа товаров без декларации о соответствии. 20 000-40 000 ₽ для ИП, 100 000-300 000 ₽ для ООО по 14.45 КоАП РФ.

Обман клиента. 3000-5000 для ИП, 100-500 тыс. для ООО по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

Плохое информирование потребителей. 500-1000 ₽ для ИП, 5000-10 000 ₽ для ООО по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Что делать, если проверяющие ошиблись?

Последствия проверки будут, только если она правильно проведена. При грубых нарушениях результаты отменит вышестоящий орган — ст. 20 294 ФЗ. Проверку придётся проводить заново, если:

— Предпринимателя не предупредили о внеплановой проверке за сутки, хотя компания не навредила здоровью людей и основания приходить без предупреждения нет.

— Проверка пришла без согласия прокуратуры, хотя компания не навредила здоровью людей.

— Проверяли права потребителей, а жалоба — анонимная или от человека, который не пытался сам договориться с предпринимателем.

— Роспотребнадзор обращался к экспертам, а они не аккредитованы.

— Проверка проведена не на основании приказа руководителя и заместителя местного Роспотребнадзора.

— Проверяли что-то не роспотребнадзорское.

— Предпринимателю не выдали акт по результатам проверки и не дали шанса не согласиться с результатами.

В акте инспекторы прописывают, какие нашли нарушения. К нему прикладывают все доказательства и вручают копию предпринимателю. В течение 15 дней пришлите чиновникам возражения, если они есть — как всегда, заказным письмом с описью вложения. Подтвердите слова документами или видеозаписями — и будет шанс пересмотра результатов.

Допустим, предприниматель написал возражения в местный Роспотребнадзор или заявление на отмену результатов в вышестоящий орган — и получил несправедливый отказ. Тогда остаётся последний вариант: обратиться в суд. Реально ли оспорить результаты проверки через суд — мы спросили у юристов.

Ирина Макаревич, судебный юрист, в прошлом — главный специалист-эксперт в Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области:

«Я состою в Союзе предпринимателей и помогаю им в спорах с органами власти. Скажу, что самые трудные дела — это споры об административных правонарушениях. Суды очень редко отменяют такие постановления. У них чисто формальный подход к данным делам: нарушение установлено — и всё. Положительный исход дела сильно зависит от собранных доказательств и знаний административного производства».

Дмитрий Першин, юрист юридической службы «Единый центр защиты»:

«Обжаловать результаты проверки реально. Из личной практики отмечу работу с медицинским центром. Сотрудник Роспотребнадзора предъявил 17 нарушений и потребовал приостановить деятельность на 90 суток. Материалы дела передали в суд. Я ознакомился с ними и пришёл к выводу, что проверка проведена безосновательно. На судебном заседании я дал пояснения, а вслед за мной судья вызвал для дачи показания проверяющего из Роспотребнадзора и сотрудника прокуратуры, якобы по инициативе которого проводилась проверка. В результате приняли постановление: за отсутствием события административного правонарушения производство по делу прекратить».

Если пойдёте в суд — сначала проконсультируйтесь с юристом. К бизнес-обмудсмену тоже можно заглянуть, это бесплатно.

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Читайте также:
Двойное складское свидетельство: что это значит

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.
Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права
  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Читайте также:
Специализированная медицинская помощь: что это значит

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: