Казначейское исполнение бюджетов: что это значит

Казначейское исполнение бюджетов: что это значит

ВОПРОС:

Если функции переданы федеральному казначейству казначейское сопровождение в случаях, установленных муниципальным актом о бюджете будет осуществляться Федеральным казначейством? (вопрос обусловлен вступлением в силу норм федерального закона от 01.07.2022 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации»)

ОТВЕТ:

Бюджетным кодексом Российской Федерации (в ред. федерального закона от 01.07.2022 № 244-ФЗ) финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) наделяются правом с 1 января 2022 года осуществлять казначейское сопровождение в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Так, в соответствии с п. 5 статьи 242.23. «Основы казначейского сопровождения»:

«5. Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления), вправе осуществлять казначейское сопровождение в отношении средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 настоящего Кодекса, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, содержащими в том числе положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, а также требования к порядку санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, устанавливаемому финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).».

Статья 246.26 БК РФ определяет перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). При этом согласно п. 2. статьи 242.26. БК РФ казначейское сопровождение соответствующих средств, осуществляется:

  • финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования);
  • или Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 БК РФ.

Следует отметить, что новая редакция статьи 220.2. «Осуществление Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами» БК РФ (в ред. федерального закона от 01.07.2022 № 244-ФЗ) в перечне отдельных функций финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) осуществление которых может быть передано Федеральному казначейству, теперь содержит в т.ч. функции, связанные:

  • «6.1) с открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
  • 7) с санкционированием операций по расходам получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения, которым открыты лицевые счета, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);».

При этом передача вышеуказанных функций Федеральному казначейству также осуществляется на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).

С учетом изложенного, можно утвердительно ответить на заданный вопрос – если соответствующие функции переданы Федеральному казначейству, то казначейское сопровождение в случаях, установленных муниципальным актом о бюджете, будет осуществляться Федеральным казначейством.

Косвенным подтверждением данного вывода является отражение соответствующей информации в презентационных материалах Т.В.Саакян на тему «Новые полномочия финансовых органов по казначейскому сопровождению средств, предоставляемых из региональных и местных бюджетов», представленных в ходе Всероссийского семинара-совещания с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации. Так, слайд 5 указанной презентации содержит указание на то, что:

«Казначейское сопровождение средств, определенных в соответствии с пунктом 1 статьи 242.26. Бюджетного кодекса, осуществляется Федеральным казначейством в случаях:

  • передачи ТОФК отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2. Бюджетного кодекса;
  • установления такого условия при предоставлении целевых МБТ из федерального бюджета.».

Вместе с тем, на наш взгляд, следует учитывать следующее.

В соответствии с новой редакцией БК РФ в целях реализации новых норм в части казначейского сопровождения должны быть разработаны и утверждены на уровне Правительства Российской Федерации:

  • порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения;
  • общие требования к порядку осуществления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) казначейского сопровождения в отношении средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 БК РФ, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления);
  • случаи и порядок осуществления расширенного казначейского сопровождение средств, указанных в статье 242.26 БК РФ, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Читайте также:
Что нужно, чтобы открыть кальяную с алкголем

Однако в настоящее время указанные акты не утверждены, в связи с чем, отсутствует возможность оценить наличие и специфику особенностей передачи и исполнения Федеральным казначейством соответствующих функций.

Кроме того, федеральным законом от 01.07.2022 № 244-ФЗ внесены изменения в п.4 статьи 220.2.БК РФ в части норм, регулирующих порядок направления обращений о передаче функций финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований). В частности, расширен перечень положений, которые должны быть определены Минфином России, при установлении порядка направления обращений.

Ниже приведено сравнение соответствующих норм БК РФ:

Действующая редакция БК РФ (п.4 ст. 220.2)

Редакция с 01.01.2022 г. (п.4 ст. 220.2)

4. Порядок направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и рассмотрения Федеральным казначейством обращений, предусмотренных настоящей статьей, устанавливает Министерство финансов Российской Федерации.

4. Порядок направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство, особенности передачи функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами, связанных с исполнением соответствующего бюджета, и порядок рассмотрения Федеральным казначейством обращений, предусмотренных настоящей статьей, устанавливает Министерство финансов Российской Федерации.

Анализ новой редакции вышеуказанной нормы БК РФ свидетельствует о том, что на федеральном уровне может планироваться дополнительная регламентация особенностей передачи функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). В этих целях до конца текущего года возможно внесение изменений и дополнений в приказ Минфина России от 31.03.2022 № 50н «Об утверждении Порядка направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами о передаче (прекращении осуществления) отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и их рассмотрения Федеральным казначейством».

С учетом изложенного, рекомендуем по мере утверждения и публикации полного пакета документов, предусмотренных БК РФ (см. выше), провести дополнительный анализ норм законодательства в целях выявления особенностей их реализации (при наличии).

Зенцова Елена Викторовна, заместитель Директора департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»

Казначейское исполнение бюджетов: что это значит

Казначейское обеспечение обязательств. Порядок осуществления.Часть 2

Такой финансовый инструмент как казначейское обеспечение обязательств, при казначейском сопровождении средств вызывает неподдельный интерес ровно до того момента пока не начнешь разбираться в порядке его осуществления на практике, после чего интерес сменяет чувство неопределенности и ощущение, что КОО придумали под девизом «Давайте сделаем как-нибудь, а как применять его на практике разберемся позже».

Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств установлен Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н. Данный документ, как и его предыдущие аналоги, вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому в целях прояснения механизма применения казначейского обеспечения обязательств (далее – КОО) при казначейском сопровождении средств на практике, предлагаем Вашему вниманию наглядный Порядок осуществления КОО при казначейском сопровождении средств:

1. ПОЛУЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1) Главный распорядитель средств федерального бюджета (далее – ГРБС) заключает с Заказчиком государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии), условиями которого должно быть предусмотрено предоставление Заказчику КОО;

2) ГРБС обращается в свой Территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК) с заявлением на выдачу КОО (далее – Заявление на выдачу) и предоставляет государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии);

3) ТОФК ГРБС осуществляет проверку Заявления на выдачу и в случае его соответствия требованиям, формирует КОО и направляет в ТОФК Заказчика;

4) ТОФК Заказчика после поступления КОО направляет Заказчику уведомление о поступлении КОО;

5) Заказчик заключает с Исполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Исполнителю КОО;

6) Заказчик обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод КОО (далее – Заявление на перевод) Исполнителю;

7) ТОФК Заказчика осуществляет проверку Заявления на перевод и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО в ТОФК Исполнителя;

8) ТОФК Исполнителя после поступления КОО направляет Исполнителю уведомление о поступлении КОО;

9) Исполнитель заключает с Соисполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Соисполнителю КОО;

10) Исполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО (либо его части) Соисполнителю;

Читайте также:
Может ли клиент подать в суд, если работаем через интернет?

11) ТОФК Исполнителя осуществляет проверку Заявления на перевод переведенного КОО (либо его части) и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО (либо его часть) в ТОФК Соисполнителя.

12) ТОФК Соисполнителя после поступления КОО (либо его части) направляет Соисполнителю уведомление о поступлении КОО (либо его части);

13) Соисполнитель, имея на руках КОО (документ от казначейства который подтверждает, что казначейство исполнит обязательства по оплате) заключает договор с поставщиком.

Важно отметить, что соисполнитель также вправе использовать аккредитивную форму расчетов со своими контрагентами, договоры с которыми заключены в рамках исполнения контракта между заказчиком и исполнителем (договоры должны содержать идентификатор государственного контракта). Для перевода КОО от соисполнителя его контрагенту, соисполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО и так далее по цепочке контрагентов. Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов не определен, цепочка участников, которым переводится КОО (либо его часть) может быть очень длинной. При этом, все договоры, условиями которых предусмотрено предоставление КОО, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора, открыть лицевой счет в ТОФК для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Формы документов, применяемых при КОО при казначейском сопровождении целевых средств, и порядок их заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 09.01.2022 № 6н. Указанный Приказ находится на регистрации в Минюсте России, тем не менее Казначейство России указывает, что его уже можно применять (Письмо Казначейства России от 09.01.2022 № 07-04-05/22-59).

2. ИСПОЛНЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ:

1) Поставщик исполняет обязательства по договору с Соисполнителем, которые принимает Соисполнитель и Стороны оформляют документы, подтверждающие факт исполнения Поставщиком обязательств (далее – документы-основания);

2) Соисполнитель обращается в свой ТОФК с платежным поручением и документами-основаниями;

2.1) ТОФК Соисполнителя осуществляет проверку представленных документов в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2019 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов», а также по следующим направлениям

а) срок действия КОО, исполнение которого осуществляется, не истек на момент представления платежного поручения (платежного документа) на оплату обязательств Соисполнителя;

б) соответствие идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном поручении (платежном документе) на оплату обязательств Соисполнителя, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в КОО.

3) В случае соответствия представленных Соисполнителем документов, ТОФК Соисполнителя направляет в ТОФК ГРБС Заявление на исполнение КОО. ТОФК ГРБС проверяет достаточно ли средств и если их достаточно, направляет в ТОФК Соисполнителя сообщение о статусе «Исполнено» Заявления на исполнение;

4) ТОФК Соисполнителя обращается в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства с консолидированной заявкой на предоставление средств, необходимых для оплаты обязательств Соисполнителя;

5) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направляет в ТОФК Соисполнителя средства, необходимые для оплаты обязательств Соисполнителя;

6) После поступления средств, ТОФК Соисполнителя осуществляет оплату обязательств Соисполнителя в банк Поставщика;

7) После перечисления средств в банк Поставщика, ТОФК Соисполнителя формирует Справку об исполнении КОО и направляет ее Соисполнителю;

8) Кроме того, ТОФК Соисполнителя направляет информацию о расчетах по КОО в ТОФК Исполнителя, ТОФК Заказчика и ТОФК ГРБС, которые направляют полученную информацию о расчетах по КОО Исполнителю, Заказчику и ГРБС соответственно.

Принимая участие в Московском финансовом форуме-2018, Глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин дал интервью РИА Новости [1] , в котором изложил, в том числе, следующие планы:

«Мы предполагаем более широкое использование механизма казначейского обеспечения обязательств или, иначе говоря, казначейского аккредитива».

Приняв во внимание слова Романа Артюхина, мы решили расширить кругозор применения КОО, в результате чего без ответа остался существенный вопрос: «Возможно ли казначейское обеспечение обязательств, в случаях, когда казначейское или банковское сопровождение средств не предусмотрено?»

Прямого нормативно закрепленного ответа на данный вопрос нет.

Положениями Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете), в частности части 9 статьи 5, предусмотрено только КОО при казначейском сопровождении средств (регламентируется Порядком осуществления КОО при казначейском сопровождении целевых средств, утв. Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н) и КОО при банковском сопровождении средств (регламентируется Положением о порядке осуществления КОО при банковском сопровождении государственных контрактов, утверждено Положением Минфина России № 239н, Банка России № 707-П от 19.12.2019).

Читайте также:
Валютное регулирование: что это такое, описание и особенности

При этом, положениями пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» установлено, что распорядители средств федерального бюджета (и подведомственные им получатели федерального бюджета) вправе предусматривать в заключаемых контрактах (договорах), условия о КОО в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим контрактам (договорам), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Означает ли это, что законодатель допускает применение КОО, в случаях, не предусмотренных положениями частей 8 и 9 статьи 5 Закона о бюджете, например, по собственному усмотрению? Данный вопрос остается открытым.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем, разработчики проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА) будут разрабатывать НПА совместно со специалистами и экспертами той области, в которой, придется работать непосредственно, с принятым НПА. Кроме того, если бы сотрудники Минфина РФ опубликовали на официальном сайте больше материалов, разъясняющих вопросы осуществления КОО на практике, то это существенно облегчило бы жизнь специалистам, разбирающимся в порядке осуществления КОО.

Основы исполнения бюджетов

Основы исполнения бюджетов закреплены в гл.24 БК РФ.

Исполнение бюджетов регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерациии с учетом иных федеральных законов (ст. 241 БК РФ).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования (ст. 242 БК РФ).

Порядок исполнения бюджета по расходам

Исполнение бюджета по расходам регламентируется ст. 219 БК РФ.

Составление и утверждение закона (решения) о бюджете

Законом (решением) о бюджете утверждается распределение бюджетных ассигнований по классификации расходов бюджета.

Составление, утверждение и доведение сводной бюджетной росписи

Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Подробнее Сводная бюджетная роспись

Составление, утверждение и доведение бюджетной росписи

Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (ст.6 БК РФ).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (ст.219.1 БК РФ).

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст.190 и 191 БК РФ.

В случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) (ст.226.1 БК РФ).

Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6 БК РФ).

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Читайте также:
Плата за жилое помещение

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (гражданско-правовые обязательства) или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (публичные нормативные обязательства).

Подтверждение денежных обязательств

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст.6 БК РФ).

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

Санкционирование оплаты денежных обязательств

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2022 году

Казначейское сопровождение — это механизм усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств. Проверяют государственных заказчиков, но не всех и не всегда.

Какие контракты сопровождает казначейство

Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2022 году распространяется на:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства №2106 от 15.12.2022 описаны изменения в казначейском сопровождении в 2022 году для получателей бюджетных денег. Новый порядок касается не только государственных заказчиков, но и таких получателей целевых средств:

  • обособленные подразделения юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.

В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на основаниях, указанных в 385-ФЗ (например, взносы в уставный капитал). Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.

Читайте также:
Земская управа: что это такое, описание и особенности

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК №07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Когда сопровождают госконтракты в 2022 году

Законодатели ежегодно выпускают закон о бюджете: в 202-м это — Закон №385-ФЗ от 08.12.2022 о федеральном бюджете на 2022 год и плановые периоды 2022–2023. В результате обновились и правила казначейского сопровождения в 2022 году (ПП РФ №2106 от 15.12.2020). По новому порядку обязательно сопровождение контрактов, заключенных на целевые средства по нацпроектам (ч. 2 ст. 5 385-ФЗ).

Необходимо сопровождать целевые средства на:

  • авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;
  • авансы по госконтрактам на 100 млн руб. и более (исключение — контракты по ГОЗ);
  • расчеты по контрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ на сумму 600 000 руб. и расчеты по контрактам, которые заключаются для исполнения таких соглашений на сумму 600 000 руб. и более;
  • авансирование по госконтрактам на 100 млн руб. и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения, чьи лицевые счета открыты в ТОФК, а источник финансирования — субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
  • расчеты по госконтрактам на реализацию гособоронзаказа на сумму более 600 000 руб. и расчеты по соглашениям на их исполнение на сумму более 600 000 руб.;
  • авансирование по контрактам на 100 млн руб. и более заказчиками (в том числе бюджетными и автономными учреждениями) для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции по концессионным соглашениям из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, если источник финансирования — межбюджетные трансферты с целевым назначением;
  • авансирование по контрактам исполнителей и соисполнителей по исполнению соглашений из п. 3, 4, 6 и 8 ч. 2 ст. 5 385-ФЗ контрактов, договоров о предоставлении субсидий, концессионных соглашений.

В 385-ФЗ указано, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ не требуется:

  • на приобретение услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, страхование, услуг по приему платежей от физлиц через платежных агентов;
  • с обязательным банковским сопровождением по 44-ФЗ;
  • казенных учреждений, которые являются исполнителями контрактов.

Что контролирует Казначейство

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют целевыми средствами.

В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 385-ФЗ, п. 9 ПП РФ №2106. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 385-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Читайте также:
Чем чреват лишний ОКВЭД?

Каков общий порядок казначейского сопровождения

Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Нормы, правила КС и информация об аналитических кодах, используемых федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами на 2022 год утверждены в ПП РФ №2106.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т.д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.

Работники ТОФК, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Для чего нужен идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора. Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других платежно-расчетных документах.

Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе

Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ в 2022 году является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства №2153 от 18.12.2020.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны, и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2022 году, описаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 385-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Общие правила для ГОЗ таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах.

Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По новым правилам вводится режим лицевого счета, который подразумевает проведение финансовых операций по ИГК. Правила пользования целевыми деньгами, санкционирования расходов и приостановления операций по ГОЗ не изменились.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

  • Татьяна Кузнецова
Читайте также:
Как приватизировать нейтральную землю

Добрый день!
Мы ООО (продажа гсм). С нами заключил обычный коммерческий договор клиент ООО (бессрочный и без ограничения суммы).

Уже после подписания договора он решил, что будет платить нам также и со своего лицевого счета в уфк (он его открыл для исполнения госконтракта с другим контрагентом на строительство дорог).

С нас требует добавить в договор и отчётные документы идентификатор (НЕ гоз, 20 знаков, буквенно-цифровой) контракта (того, на строительство), чтобы с нашим топливом его исполнять и платить нам.

Какие обязательства это накладывает на нас?
Нужно ли нам по цепочке открывать себе тоже лицевой счёт, чтобы он с лицевого на лицевой переводил?

Переход на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в 2022 году

Нет времени читать?

Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них — переход на казначейское обслуживание.

Кто участвует в системе казначейских платежей

1 января 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.

Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.

К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.

К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.

Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.

П. 5 Порядка № 21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2022 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.

Как работает казначейский счет

Казначейских счет — это счет, который открыт в Федеральном Казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для того, чтобы он мог осуществлять и отражать хозяйственные операции, связанные с денежными средствами. Таким образом, можно провести аналогию с банковским счетом. Отличаются они структурой счета и главное отличие заключается в том, что казначейский счет всегда начинается с цифры «0».

Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.

Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.

Читайте также:
Исключительные состояния: что это такое, описание и особенности

Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:

  • исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;
  • совершения операций со средствами во временном распоряжении;
  • совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
  • совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.

А единый казначейских счет открывается:

  • территориальному органу Федерального казначейства — для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;
  • финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) — для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
  • органу управления государственным внебюджетным фондом — для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.

Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.

Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2022 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2022 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.

Автономным учреждениям

А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно приказу Федерального казначейства № 21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.

Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного — прямым участником.

Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.

При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):

  • документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств
  • положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.

В случае если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.

Ипотека земельных участков: что это значит

Ипотека (залог) земельного участка может возникнуть в силу заключенного между сторонами договора об ипотеке либо в силу закона.
Договор об ипотеке – это договор о залоге недвижимого имущества, согласно которому залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право на удовлетворение своих денежных требований к должнику (заемщику) по этому обязательству за счет стоимости заложенного недвижимого имущества.
Ипотека в силу закона возникает при наступлении указанных в федеральном законе обстоятельств. При этом к ипотеке в силу закона применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке, если законом не установлено иное.
Рассмотрим некоторые особенности ипотеки земельных участков.

Предмет ипотеки
Предметом ипотеки могут быть земельные участки, не исключенные из оборота или не ограниченные в обороте. Также в залог могут быть переданы права аренды земельного участка (ст. 27 ЗК РФ; п. п. 1, 1.1 ст. 62 Закона N 102-ФЗ).
При этом если земельный участок находится в общей долевой или совместной собственности, то ипотека может быть установлена только на принадлежащий лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности. Указанная норма применяется в случаях, когда доля в праве собственности на земельный участок выступает в качестве самостоятельного предмета ипотеки, и не распространяется на случаи, когда единым предметом ипотеки является нежилое помещение и доля в праве собственности на земельный участок.
По общему правилу не допускается ипотека (ст. 63 Закона N 102-ФЗ):
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за некоторым исключением);
части земельного участка, площадь которой меньше установленного нормативными актами минимального размера.
Если при передаче в залог земельного участка на нем находится или строится здание или сооружение, принадлежащее залогодателю, то право залога распространяется также и на указанное здание или сооружение (ст. 64 Закона N 102-ФЗ).
Ипотека земельного участка при привлечении кредитных (заемных) денежных средств
Если земельный участок приобретен с использованием кредитных (заемных) денежных средств, он считается находящимся в залоге у лица, предоставившего кредит или целевой заем (далее – кредитор), с момента государственной регистрации права собственности заемщика на этот земельный участок (п. 1 ст. 64.1 Закона N 102-ФЗ).
Если земельный участок приобретен с использованием целевого жилищного займа в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и кредитных (заемных средств), то он находится в залоге у соответствующего кредитора и у Российской Федерации в лице уполномоченного органа исполнительной власти, предоставившего целевой жилищный заем (п. 3 ст. 64.1 Закона N 102-ФЗ).
Если кредитные (заемные) денежные средства были использованы для покупки или строительства на земельном участке здания или сооружения, земельный участок считается находящимся в залоге у кредитора с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное, построенное или строящееся здание или сооружение (ст. 64.2 Закона N 102-ФЗ).
Залог прав аренды на земельный участок
Арендатор земельного участка вправе передать права аренды земельного участка в залог в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка.
Залог права аренды без согласия собственника допускается, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, а договор аренды заключен на срок более чем пять лет, при условии уведомления собственника земельного участка (п. 1.1 ст. 62 Закона N 102-ФЗ).
Следует учесть, что условие о залоге арендатором земельного участка своего права аренды только с согласия арендодателя распространяется только на случаи, когда такое право является единственным (самостоятельным) предметом ипотеки и закладывается без одновременной ипотеки расположенных на земельном участке зданий (сооружений), либо на случай ипотеки права аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Если земельный участок был взят в аренду с использованием кредитных средств (средств целевого займа), возникает ипотека в силу закона на право аренды, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 1 ст. 64.1 Закона N 102-ФЗ).
В случае покупки или строительства арендатором на арендованном земельном участке здания или сооружения с привлечением заемных денежных средств с момента государственной регистрации права собственности на приобретенные, построенные или строящиеся здание (сооружение) также возникает ипотека в силу закона на право аренды земельного участка (ст. 64.2 Закона N 102-ФЗ).
Возведение зданий и сооружений на земельном участке, переданном в ипотеку
Залогодатель вправе возводить на заложенном земельном участке здания и сооружения без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
При этом, если иное не предусмотрено договором об ипотеке, ипотека распространяется на такие здания и сооружения (п. 1 ст. 65 Закона N 102-ФЗ).
Однако если права залогодержателя удостоверены закладной, то возведение зданий или сооружений на заложенном земельном участке допускается только в случае, если право залогодателя на это предусмотрено в закладной, и с соблюдением условий, которые в ней отражены (п. 2 ст. 65 Закона N 102-ФЗ).

Читайте также:
Блокирование счетов: что это такое, описание и особенности

Ипотека на земельный участок 2022

Популярные предложения по ипотеке в 2022 году

  • Ипотека: от 4,99% годовых
  • Сумма: от 600 тыс. руб. до 50 000 000 руб.
  • Срок: до 30 лет
  • Первоначальный взнос: от 10%

АО «‎Альфа-Банк»
Лицензия: № 1326
alfabank.ru‎

Узнать условия

  • Ипотека: от 7,8%
  • Сумма: от 500 тыс. до 50 млн руб.
  • Срок: от 3 до 30 лет
  • Первоначальный взнос: от 30%

ПАО Банк «‎ФК Открытие»
Лицензия: №2209
open.ru

Узнать условия

  • Ипотека: от 5,34%
  • Сумма: от 300 тыс.
  • Срок: до 25 лет
  • Первоначальный взнос: от 5%

ПАО «‎ТРАНСКАПИТАЛБАНК»
Лицензия: №2210
tkbbank.ru

Узнать условия

  • Ипотека: от 7,1% годовых
  • Сумма: от 300 тыс. руб. (для регионов) и от 600 тыс. руб. (для Москвы и МО)
  • Срок: от 3 до 25 лет
  • Первоначальный взнос: от 20%

ПАО РОСБАНК
Лицензия: №2272
rosbank.ru

Узнать условия
  • Ипотека: от 8,49% годовых
  • Сумма: до 30 000 000 руб.
  • Срок: до 25 лет
  • Первоначальный взнос: от 10%

ПАО Банк ЗЕНИТ
Лицензия: № 3255
zenit.ru

Узнать условия

Узнать подробнее

Условия ипотеки на земельный участок

У каждого банка разные условия ипотеки на земельный участок. Ее не выдают просто так. Поэтому, прежде, чем оформить сделку, выберите финансовую организацию и узнайте ее требования.

— Ипотека на земельный участок может быть целевой, и тогда кредит выдается под залог приобретаемой земли, — рассказывает Светлана. — В этом случае банки выбирают участки с высокой степенью ликвидности, расположенные в элитных коттеджных поселках, учитывается экология месторасположения, наличие коммуникаций, удобство подъездных путей и другие факторы. Также ипотечный кредит на участок можно получить под залог уже имеющейся недвижимости.

Ипотека предоставляется не только на участки индивидуального жилищного строительства. Это могут быть и земельные участки для ведения сельского, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

— Но, как правило, при кредитовании в личных, а не коммерческих целях, банки отдают предпочтение участкам под ИЖС, — отмечает специалист.

Получается, что в ипотеку можно попытаться взять все участки, не изъятых из оборота земель, когда они не заняты природными заповедниками и особо охраняемыми территориями, на них не расположены организации органов государственной охраны, федеральной безопасности, военные организации и т.д.

Читайте также:
Блокирование счетов: что это такое, описание и особенности

К слову, для тех, кто хочет вести сельское хозяйство, есть соответствующий вариант ипотеки. «Комсомолка» писала о ее плюсах.

Требования банка к заемщикам

У каждой кредитной организации свои требования к заемщикам, желающим взять ипотеку на земельный участок в 2022 году. Это не самое обычное залоговое имущество, поэтому правила оформления такого кредита весьма жесткие. В некоторых банках среди обязательных требований следующие:

  • предоставление обязательного пакета документов;
  • первоначальный взнос 20-25%;
  • возраст заемщика от 21 до 75 лет;
  • гражданство РФ;
  • общий трудовой стаж от 1 года и более;
  • стабильный доход выше прожиточного минимума. Белая зарплата. С вас потребуют декларацию 2-НДФЛ;
  • предоставление копии налоговой декларации;
  • чистая кредитная история.

Для оформления ипотеки на земельный участок к заемщикам могут предъявить и другие требования. В некоторых случаях, например, нужно будет предоставить информацию о наличии недвижимости, которую вы можете сдать в залог.

Требования банка к недвижимости

Не менее серьезны требования банка к земельным участкам, на которые покупатель желает оформить ипотечный кредит. В каждой финансовой организации они разные, но, вероятно, там вы найдете следующие:

  • земельный участок должен входить в перечень площадей, на которых разрешено жилищное строительство. Участки, входящие в указанную категорию, указывают местные органы власти;

  • топографическая привязка на местности. Участок должен располагаться в пределах 90-100 км от офиса банка, выдающего кредит. В некоторых регионах России этот норматив сокращен до 30 км;

  • запрещено для оформления ипотеки использовать участки со статусом «природоохранная и резервная зоны»;

  • желательно, чтобы площадь надела составляла не менее 6 соток и была в наличии дорога, по которой можно добраться к участку в течение всего года. Слишком большие участки, занимающие все 50-60 соток, тоже нельзя взять в кредит.


— Нужно также помнить, что кредиты предоставляются только под участки не ниже минимально допустимых размеров, установленных органами местного самоуправления. Для каждого населенного пункта они разные, — говорит Савинова. — Кроме того, банк не рассмотрит для кредитования участки без установленных границ, не прошедших процедуру межевания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: