Казначейское обязательство: что это такое, описание и особенности

Казначейское обязательство: что это такое, описание и особенности

Казначейское обеспечение обязательств. Порядок осуществления.Часть 2

Такой финансовый инструмент как казначейское обеспечение обязательств, при казначейском сопровождении средств вызывает неподдельный интерес ровно до того момента пока не начнешь разбираться в порядке его осуществления на практике, после чего интерес сменяет чувство неопределенности и ощущение, что КОО придумали под девизом «Давайте сделаем как-нибудь, а как применять его на практике разберемся позже».

Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств установлен Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н. Данный документ, как и его предыдущие аналоги, вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому в целях прояснения механизма применения казначейского обеспечения обязательств (далее – КОО) при казначейском сопровождении средств на практике, предлагаем Вашему вниманию наглядный Порядок осуществления КОО при казначейском сопровождении средств:

1. ПОЛУЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1) Главный распорядитель средств федерального бюджета (далее – ГРБС) заключает с Заказчиком государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии), условиями которого должно быть предусмотрено предоставление Заказчику КОО;

2) ГРБС обращается в свой Территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК) с заявлением на выдачу КОО (далее – Заявление на выдачу) и предоставляет государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии);

3) ТОФК ГРБС осуществляет проверку Заявления на выдачу и в случае его соответствия требованиям, формирует КОО и направляет в ТОФК Заказчика;

4) ТОФК Заказчика после поступления КОО направляет Заказчику уведомление о поступлении КОО;

5) Заказчик заключает с Исполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Исполнителю КОО;

6) Заказчик обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод КОО (далее – Заявление на перевод) Исполнителю;

7) ТОФК Заказчика осуществляет проверку Заявления на перевод и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО в ТОФК Исполнителя;

8) ТОФК Исполнителя после поступления КОО направляет Исполнителю уведомление о поступлении КОО;

9) Исполнитель заключает с Соисполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Соисполнителю КОО;

10) Исполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО (либо его части) Соисполнителю;

11) ТОФК Исполнителя осуществляет проверку Заявления на перевод переведенного КОО (либо его части) и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО (либо его часть) в ТОФК Соисполнителя.

12) ТОФК Соисполнителя после поступления КОО (либо его части) направляет Соисполнителю уведомление о поступлении КОО (либо его части);

13) Соисполнитель, имея на руках КОО (документ от казначейства который подтверждает, что казначейство исполнит обязательства по оплате) заключает договор с поставщиком.

Важно отметить, что соисполнитель также вправе использовать аккредитивную форму расчетов со своими контрагентами, договоры с которыми заключены в рамках исполнения контракта между заказчиком и исполнителем (договоры должны содержать идентификатор государственного контракта). Для перевода КОО от соисполнителя его контрагенту, соисполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО и так далее по цепочке контрагентов. Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов не определен, цепочка участников, которым переводится КОО (либо его часть) может быть очень длинной. При этом, все договоры, условиями которых предусмотрено предоставление КОО, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора, открыть лицевой счет в ТОФК для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Формы документов, применяемых при КОО при казначейском сопровождении целевых средств, и порядок их заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 09.01.2022 № 6н. Указанный Приказ находится на регистрации в Минюсте России, тем не менее Казначейство России указывает, что его уже можно применять (Письмо Казначейства России от 09.01.2022 № 07-04-05/22-59).

2. ИСПОЛНЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ:

1) Поставщик исполняет обязательства по договору с Соисполнителем, которые принимает Соисполнитель и Стороны оформляют документы, подтверждающие факт исполнения Поставщиком обязательств (далее – документы-основания);

2) Соисполнитель обращается в свой ТОФК с платежным поручением и документами-основаниями;

2.1) ТОФК Соисполнителя осуществляет проверку представленных документов в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2019 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов», а также по следующим направлениям

а) срок действия КОО, исполнение которого осуществляется, не истек на момент представления платежного поручения (платежного документа) на оплату обязательств Соисполнителя;

б) соответствие идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном поручении (платежном документе) на оплату обязательств Соисполнителя, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в КОО.

Читайте также:
Какие пособия и льготы положены семье, если никто не работает

3) В случае соответствия представленных Соисполнителем документов, ТОФК Соисполнителя направляет в ТОФК ГРБС Заявление на исполнение КОО. ТОФК ГРБС проверяет достаточно ли средств и если их достаточно, направляет в ТОФК Соисполнителя сообщение о статусе «Исполнено» Заявления на исполнение;

4) ТОФК Соисполнителя обращается в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства с консолидированной заявкой на предоставление средств, необходимых для оплаты обязательств Соисполнителя;

5) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направляет в ТОФК Соисполнителя средства, необходимые для оплаты обязательств Соисполнителя;

6) После поступления средств, ТОФК Соисполнителя осуществляет оплату обязательств Соисполнителя в банк Поставщика;

7) После перечисления средств в банк Поставщика, ТОФК Соисполнителя формирует Справку об исполнении КОО и направляет ее Соисполнителю;

8) Кроме того, ТОФК Соисполнителя направляет информацию о расчетах по КОО в ТОФК Исполнителя, ТОФК Заказчика и ТОФК ГРБС, которые направляют полученную информацию о расчетах по КОО Исполнителю, Заказчику и ГРБС соответственно.

Принимая участие в Московском финансовом форуме-2018, Глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин дал интервью РИА Новости [1] , в котором изложил, в том числе, следующие планы:

«Мы предполагаем более широкое использование механизма казначейского обеспечения обязательств или, иначе говоря, казначейского аккредитива».

Приняв во внимание слова Романа Артюхина, мы решили расширить кругозор применения КОО, в результате чего без ответа остался существенный вопрос: «Возможно ли казначейское обеспечение обязательств, в случаях, когда казначейское или банковское сопровождение средств не предусмотрено?»

Прямого нормативно закрепленного ответа на данный вопрос нет.

Положениями Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете), в частности части 9 статьи 5, предусмотрено только КОО при казначейском сопровождении средств (регламентируется Порядком осуществления КОО при казначейском сопровождении целевых средств, утв. Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н) и КОО при банковском сопровождении средств (регламентируется Положением о порядке осуществления КОО при банковском сопровождении государственных контрактов, утверждено Положением Минфина России № 239н, Банка России № 707-П от 19.12.2019).

При этом, положениями пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» установлено, что распорядители средств федерального бюджета (и подведомственные им получатели федерального бюджета) вправе предусматривать в заключаемых контрактах (договорах), условия о КОО в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим контрактам (договорам), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Означает ли это, что законодатель допускает применение КОО, в случаях, не предусмотренных положениями частей 8 и 9 статьи 5 Закона о бюджете, например, по собственному усмотрению? Данный вопрос остается открытым.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем, разработчики проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА) будут разрабатывать НПА совместно со специалистами и экспертами той области, в которой, придется работать непосредственно, с принятым НПА. Кроме того, если бы сотрудники Минфина РФ опубликовали на официальном сайте больше материалов, разъясняющих вопросы осуществления КОО на практике, то это существенно облегчило бы жизнь специалистам, разбирающимся в порядке осуществления КОО.

Что такое казначейское обеспечение обязательств

  • Казначейское обеспечение обязательств в 2022 году
  • Когда используют казначейское обеспечение обязательств
  • Обеспечение исполнения контракта при казначейском сопровождении
  • Условия казначейского сопровождения контактов
  • Казначейское обеспечение при банковском сопровождении контракта
  • Как получить казначейское обеспечение
    • Пошаговое описание выдачи казначейского обеспечения
    • Заявление на выдачу казначейского обеспечения обязательств
  • Порядок работы с казначейским обеспечением

Казначейское обеспечение обязательств в 2022 году

Казначейское обеспечение обязательств – это платежный документ. Он формируется казначейством на основании заявления от получателя бюджетных средств (т. е. заказчика). Этот финансовый инструмент подтверждает обязательство получателя бюджетных средств оплатить обязательство перед исполнителем контракта или соглашение о предоставлении юридическому лицу субсидии. Для того чтобы получить такой документ, заказчику необходимо подтвердить факт поставки товара, исполнения работ или услуг или выполнить ряд других условий.

Казначейское обеспечение обязательств еще называют аккредитивом казначейства. Этот документ не является ценной бумагой.

Когда используют казначейское обеспечение обязательств

В госзакупках аккредитив от УФК применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. Он служит также для целей сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.

Вывод! Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика по оплате контракта за счет использования целевых средств, источником которых является бюджет. Способ расчетов при этом выступает заменой авансированию по госконтрактам.

Расходование бюджетных средств в рамках госконтракта контролируется (т. е. производится его сопровождение), и в зависимости от того, кто является контролирующей структурой, выделяют казначейское и банковское сопровождение контрактов.

Читайте также:
Медико-социальная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Обеспечение исполнения контракта при казначейском сопровождении

Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении означает, что контроль за целевым расходованием бюджетных средств производится со стороны территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК). В таком случае получатели бюджетных средств (исполнители и поставщики по договорам, получатели субсидии), даже если они не являются участниками бюджетного процесса, должны открыть лицевые счета в ТОФК,

Сам казначейский контроль заключается в санкционировании (разрешении) операций по расходованию бюджетных средств и только по представлении документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам.

То есть казначейство контролирует, куда поставщик тратит деньги, полученные на исполнение контракта.

Формы документов, используемых для казначейского обеспечения контракта при казначейском сопровождении, утверждены приказом Казначейства России от 09.01.2022 № 6н. Например, саму форму казначейского обеспечения можно найти в приложении № 2 к данному приказу.

Регламент работы с казначейским обеспечением обязательств при казначейском сопровождении установлен Порядком, утв. приказом Минфина России от 22.12.2022 № 316н (далее — порядок № 316н).

Условия казначейского сопровождения контактов

Государственный контракт может быть принят на казначейское сопровождение при совокупности условий:

  • у заказчика и исполнителя (или соисполнителя при его привлечении) должны быть открыты счета в казначействе;
  • условие о казначейском обеспечении указано в контракте;
  • в контракт включены условия об обязанности участников представлять в казначейство документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств, о запрете использования бюджетных средств не по целевому назначению и другие предусмотренные законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и порядком № 316н ограничения;
  • оплата обязательств заказчика перед исполнителем по контракту будет осуществляться в пределах суммы неисполненного остатка казначейского обеспечения обязательств.

Казначейское обеспечение при банковском сопровождении контракта

Если в госконтракте имеется условие о сопровождении со стороны кредитного учреждения, то исполнитель обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком.

В этой ситуации уже банк (а не казначейство, как при казначейском сопровождении) будет отслеживать движение денежных средств в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. Кроме того, банк может оказывать дополнительные услуги по условиям госконтракта или по желанию заказчика.

Формы документов, применяемых для казначейского обеспечения при банковском сопровождении, утверждены указанием ЦБ РФ от 03.03.2022 № 5749-У.

Правила, согласно которым ведется банковское сопровождение контрактов, регламентированы ст. 35 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. В этих правилах закреплен собственно формат и виды банковского сопровождения контрактов, критерии отбора банков, которые могут быть допущены к такой деятельности, содержание договора на банковское сопровождение.

Банковское сопровождение контракта может быть 2 видов:

  • Мониторинг. Банк проверяет расчеты, производимые поставщиком. При этом отчет заказчику направляется не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. Заказчик получает выписку о движении денег на отдельном счете исполнителя, информацию об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость, все на бесплатной основе.
  • Расширенное банковское сопровождение контракта. Банк помимо мониторинга производит дополнительные сверки (например, сопоставление данных в платежных поручениях с объемами фактических поставок, сроками исполнения обязательств и т. д.). Стоимость банковской услуги зависит от цены контракта (п. 4 правил № 963).

Как получить казначейское обеспечение

Порядок выдачи казначейского обеспечения обязательств в обобщенном виде таков.

Пошаговое описание выдачи казначейского обеспечения

Предоставление казначейского обеспечения обязательства (казначейского аккредитива) при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:

  1. Главный распорядитель средств федерального бюджета заключает с заказчиком госконтракт или соглашение о субсидировании, условием которого является предоставление заказчику казначейского обеспечения обязательств.
  2. Госзаказчик на основании заключенного договора о предоставлении субсидии или государственного контракта представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, обозначенном в контракте.
  3. ТОФК главного распорядителя бюджетных средств проверяет данное заявление и в случае его соответствия установленным требованиям создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в ТОФК заказчика (п. 5 порядка № 316н).
  4. ТОФК заказчика информирует заказчика о поступлении казначейского аккредитива.
  5. Заказчик заключает контракт с исполнителем.
  6. Заказчик подает заявление в свой ТОФК на перечисление исполнителю казначейского обеспечения.
  7. ТОФК заказчика в случае отсутствия в заявлении на перевод казначейского обеспечения ошибок переводит казначейский аккредитив исполнителю.

Если исполнитель привлекает к работе еще и соисполнителя по контракту, предусматривающему предоставление казначейского обеспечения, то вся схема повторяется аналогичным образом, только заявление на перевод аккредитива соисполнителю подает исполнитель.

Читайте также:
Как получить компенсацию за приобретенные лекарства?

Обратите внимание! Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов, заранее не определен. Общая цепь участников, которым переводится казначейское обеспечение госконтрактов, может быть очень длинной. При этом все договоры, условиями которых предусмотрено такое обеспечение, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора.

Заявление на выдачу казначейского обеспечения обязательств

Форма такого заявления, как мы уже говорили, утверждена приказом Казначейства России от 09.01.2022 № 6н (приложение № 1) и включает в себя:

  • сведения о документе-основании (т. е. госконтракте, соглашении, акте о предоставлении субсидии и др.);
  • реквизиты плательщика (госзаказчика или главного распорядителя денежных средств);
  • реквизиты получателя (т. е. казначейские реквизиты исполнителя по госконтракту);
  • дополнительную информацию (здесь могут быть указаны дополнительные условия и иная информация, необходимая для осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств).

ТОФК, перед тем как совершить выдачу казначейского обеспечения, проверяет правильность заполнения заявления а также соответствие указанных в нем данных фактическим. В т. ч. проверке подлежат:

  • наличие в договоре условия о применении казначейского обеспечения обязательств;
  • непревышение указанной суммы над общей суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств, над суммой неисполненного остатка обеспечения;
  • наличие идентификатора госконтракта (соглашения);
  • соответствие реквизитов договора реквизитам, указанным в заявлении на перевод;
  • наличие лицевого счета для получателя обеспечения и др.

Порядок работы с казначейским обеспечением

Если обобщить и структурировать регламенты работы с казначейским исполнением обязательств, то итоговая схема использования этого финансового инструмента будет выглядеть так:

  1. Поставщик исполняет свои обязательства перед исполнителем (или соисполнителем — как мы уже говорили, цепочка исполнителей до конечного обычно изначально не определена и может быть достаточно длинной). После этого поставщик и исполнитель оформляют документы, подтверждающие факт исполнения обязательств, — документы-основания.
  2. Исполнитель представляет в свой терорган Федерального казначейства платежное поручение и вышеупомянутые документы-основания.
  3. ТОФК исполнителя проверяет представленные документы в соответствии с приказом Минфина России «Об утверждении Порядка осуществления…» от 10.12.2022 № 301н.
  4. ТОФК исполнителя, в случае соответствия представленных исполнителем документов установленным требованиям подает в ТОФК главного распорядителя бюджетных средств заявление на исполнение.
  5. ТОФК исполнителя также обращается в операционное УФК за предоставлением средств, необходимых для оплаты обязательств исполнителя.
  6. ТОФК исполнителя производит оплату обязательств исполнителя в банк поставщика и формирует справку об исполнении казначейского исполнения обязательств, представляет ее исполнителю.
  7. Прочие участники контракта, главный распорядитель бюджетных средств получают сведения о совершенных расчетах через свои ТОФК.

Итак, мы рассказали, что такое казначейское обеспечение обязательств госконтрактов. Это формируемый казначейством платежный документ, подтверждающий обязательство получателя бюджетных средств оплатить обязательства исполнителя контракта. Например, аванс в форме казначейского обеспечения обязательств и др.

Еще мы сравнили казначейское сопровождение контракта и банковское. Предназначены они для одних и тех же целей, только исполнители открывают счета или в казначействе, или в банке, а контроль за расходованием средств производит казначейство или банк соответственно.

Разработали правила казначейского сопровождения на 2022 год

Минфин опубликовал новый порядок казначейского сопровождения. В 2022 году изменятся:

  1. Порядок определения сроков оплаты.
  2. Перечень условий, которые нужно включать в госконтракты.
  3. Осуществление расширенного казначейского сопровождения.
Скачать проект постановления о новом порядке КС
Скачать проект постановления о новом порядке КС в рамках гособоронзаказа

Какие проекты подготовили

Специалисты разработали два проекта постановления, которые изменят порядок казначейского сопровождения в 2022 году. Первый направлен на приведение порядка сопровождения госконтрактов в соответствие с п. 3 ст. 242.23 БК РФ. Эта норма Бюджетного кодекса устанавливает правило об окончании финансового года: все бюджетные ассигнования, лимиты и предельные объемы финансирования прекращают действовать 31 декабря. В связи с этим казначейство и его территориальные отделения (ТОФК) обязаны оплатить санкционированные бюджетные обязательства с учетом остатка денежных средств на едином счете.

Второй проект касается государственного оборонного заказа. Правительство РФ утверждает правила сопровождения ГОЗ. Новый порядок начнет действовать с 1 января 2022 года.

Что изменится в работе с КС

В целом порядок сопровождения госконтрактов ТОФК остался прежним. Стороны заключают соглашения, организация или ИП, которые не являются участниками бюджетного процесса, открывают казначейские счета для учета денежных средств. Все операции санкционируют специалисты территориального отдела ФК. Открывать лицевые счета придется не всем участникам, а только тем, кто заключает контракт с казначейским сопровождением. Перечень таких госконтрактов определяет актуальный закон о бюджете. Законодательного акта на 2022 г. еще нет, а в 2022 году действует № 385-ФЗ от 08.12.2020. По нормам № 385-ФЗ обязательному КС подлежат контракты, заключенные на целевые средства, субсидии и субсидированные гранты из бюджета РФ, бюджетные инвестиции. Полный перечень такого финансового обеспечения приведен в ст. 5 № 385-ФЗ.

Читайте также:
Что делать, если ИП неожиданно попал в долги?

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2022 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Важное нововведение, которое прописали в проектах КС на 2022 год, касается сроков исполнения контрактов. С 1 января 2022 года федеральные заказчики устанавливают в контрактах следующие сроки оплаты (ПП РФ № 1034 от 28.06.2021):

  • для обычных госзакупок — 15 рабочих дней с момента подписания документов о приемке;
  • для госзакупок у СМП и СОНКО — 10 рабочих дней.

Такие сроки оплаты действуют только в 2022 году — с 1 января по 31 декабря. На 2023 год уже утвердили новые правила: обычные госконтракты придется оплачивать в течение 10 рабочих дней, а заказы у СМП и СОНКО — в течение 7 рабочих дней после подписания документов о приемке.

Пример описания сроков оплаты в госконтракте с КС:

Кроме того, со следующего года в Бюджетный кодекс вводят новую статью — 242.23 «Основы казначейского сопровождения» (№ 244-ФЗ от 01.07.2021). По новым правилам в госконтракты и договоры с контрагентами необходимо включать условия из п. 2 и 3 ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС на 2022 г.):

  • об открытии лицевых счетов участниками казначейского сопровождения;
  • об обязательном представлении в ТОФК документов для санкционирования;
  • об указании идентификатора государственного контракта;
  • о ведении раздельного учета по каждому госконтракту;
  • о формировании структуры цены;
  • о соблюдении определенных запретов;
  • о следовании положениям ст. 242.24 БК РФ.

В госконтрактах и договорах надлежит прописать запрет на перечисление целевых средств с лицевого счета на счета учреждений ЦБ РФ и других кредитных организаций, на взносы в уставной капитал и проч. Исключение — оплата обязательств участника КС накладных расходов, которые связаны с исполнением контракта. Предусмотреть новые условия следует уже в конце 2022 г. — в проектах контрактов на 2022 год.

Еще одно новшество — вводится расширенное казначейское сопровождение. Оно применяется в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Расширенное КС проводится:

  1. Для осуществления расчетов по госконтрактам, включая авансирование.
  2. В результате финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и с целевыми средствами.
  3. По государственным контрактам, в отношении которых ФК вправе проводить проверки по пп. 1 п. 2 ст. 242.24 БК РФ.

Что изменится в КС в рамках ГОЗ

В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).

Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.

Что такое казначейский счет и как с ним работать

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет казначейский счет
  2. Для чего открывается казначейский счет
  3. Порядок открытия казначейского счета
  4. Особенности расходования средств с казначейского счета

Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Читайте также:
Общественный договор: что это такое, описание и особенности

Для чего открывается казначейский счет

Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:

  • Соответствие положениям контракта.
  • Соответствие законам.
  • Целесообразность, рациональное использование.

Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Посмотреть ответ

Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:

  • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
  • Соглашения о взносах в уставной капитал.
  • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
  • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
  • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

Казначейство выполняет эти функции:

  • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
  • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
  • Проверка фактической поставки товара.
  • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.

Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.

Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ

Порядок открытия казначейского счета

Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.

Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:

  • Наименование документа.
  • Дата составления.
  • Наименование компании, которой нужно открыть счет.
  • Наименование других получателей.
  • Отдел Федерального казначейства.
  • Просьба об открытии счета.
  • Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.

Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.

Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:

  • Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
  • Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
  • Копия Устава организации.
  • Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
  • Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.

Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.

Особенности расходования средств с казначейского счета

Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.
Читайте также:
Что грозит за употребление наркотиков?

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

Кабальная сделка

На территории РФ действуют различные формы сделок, причем совершаются как правомерные сделки, так и носящие неправомерный характер. В нашей статье мы расскажем, что такое кабальная сделка, как признать сделку кабальной и каковы последствия действий, совершенных с нарушением буквы закона.

Общее понятие о кабальной сделке сформулировано в ст. 179 Гражданского кодекса РФ, и, если говорить кратко, данное действие представляет собой сделку, заключенную на невыгодных для одной стороны условиях. Чаще всего, на такие крайности идут заемщики вследствие возникновения сложных финансовых обстоятельств, при этом второй участник готов воспользоваться этой ситуацией, преследуя свои цели и интересы.

Важно! Согласно действующему законодательству кабальная сделка считается оспоримой, однако, для ее прекращения потерпевшее лицо должно предоставить доказательства о том, что сделка действительно совершалась на кабальных для него условиях и что на момент заключения договора заемщик находился в сложном жизненном положении.

Не признается кабальной сделка, если она была совершена вследствие неграмотности и неопытности потерпевшего лица, действия носят азартный или легкомысленный характер, в результате спора на деньги или ценное имущество. Такие сделки оспариваются в судебном порядке по статьям, имеющим отношение к мошенничеству или введению лица в заблуждение.

Кабальная сделка: признаки

Сделка, совершенная под воздействием внешних сложившихся обстоятельств, в суде может быть признана недействительной. Одним из вариантов такой сделки является договор займа под залог недвижимого имущества с последующим его выкупом у кредитора, где потерпевшей стороной становится заемщик.

Признаки кабальности такой сделки:

  • необоснованно завышенная стоимость займа (в частности проценты за пользование средствами);
  • в качестве залога выступает имущество, стоимость которого существенно превышает размер выданного займа;
  • критическая жизненная ситуация, когда срочно нужны средства (дорогостоящее лечение, похороны, крупные долги и другое);
  • кредитор был информирован о сложившихся тяжелых обстоятельствах заемщика, но все равно воспользовался ситуацией в корыстных побуждениях.

Стоит отметить, что кабальная сделка совершается в довольно короткие сроки, и важным обстоятельством является факт понимания потерпевшего участника риска и невыгодность условий от совершения таких действий. По сути, потерпевшая сторона добровольно соглашается на подписание такого договора.

Оформление займа под залог имущества с последующим его выкупом, как правило, происходит в связи с тяжелым материальным положением, когда у человека нет времени на поиски средств для решения конкретного вопроса, и, в том числе, когда он не может найти другого кредитора, который согласился бы заключить договор займа на более выгодных условиях. На этих основаниях можно доказать кабальность сделки при отсутствии принуждения со стороны другого участника к подписанию договора.

Важно! При любых обстоятельствах сделка не будет признана кабальной, если она была совершена в рамках брачного контракта, признанного недействительным на основании ст. 44, п. 2 СК РФ.

Кабальная сделка: невыгодность, срок давности

Ответчиком в исковом заявлении о признании сделки кабальной выступает лицо, выдавшее кредит на более выгодных для себя условиях, причем он по праву считает, что потерпевшему была оказана необходимая в сложный момент финансовая помощь, и он прекрасно понимал на что идет при подписании кредитного договора, а представленный в суде иск – не что иное, как выражение неблагодарности.

Определение «невыгодности» условий данной сделки происходит через денежный показатель, на основании которого сделка квалифицируется, как кабальная. В суде денежным эквивалентом выражают факт передачи имущества под залог, стоимость которого была занижена в разы относительно рыночной оценки.

Срок давности оспаривания кабальной сделки и признания сделки под залог имущества с последующим выкупом недействительной составляет 12 месяцев.

Недействительные сделки: договор между юридическими лицами

Заключение кабальной сделки между юрлицами несет за собой высокие финансовые риски. Например, случаи, когда предпринимателю грозит признание банкротства, и он готов принять предложение конкурентов о выкупе предприятия на невыгодных для него условиях.

Читайте также:
Как получить помощь государства с жильем молодой семье

Как показывает практика, сделка, заключенная между двумя организациями на невыгодных для одной стороны условиях, сложно признать кабальной. В первую очередь, здесь необходимо предоставить доказательства, что несущая убытки организация не имела других способов решения проблемы, кроме как заключить кредитный договор на невыгодных для себя условиях. В случае, если другая сторона докажет наличие у потерпевшей стороны иных выходов из сложившейся финансовой ситуации, скорее всего, сделка не будет признана кабальной, и, соответственно, договор нельзя будет оспорить или признать недействительным.

В соответствии со ст. 53 п. 3 ГК РФ сделка может быть признана кабальной, если после ее заключения потерпевшая сторона оказалась банкротом или была вынуждена присоединиться к более крупному предприятию. В данном случае заемщик, представивший необходимую доказательную базу, вправе потребовать от ответчика компенсацию за понесенный ущерб.

В случае с юридическими лицами не относятся к кабальным сделкам:

  • договора, заключенные вследствие опасения ухудшения экономической ситуации;
  • договора, заключенные в целях восстановления финансового состояния предприятия, снижение которого произошло вследствие просчета предпринимателя (вторая сторона не будет считаться заинтересованной использовать возможность в своих корыстных интересах).

Последствия признания сделки недействительной

В случае, если будет доказан факт невыгодности ситуации, а сделка будет признана недействительной, положение обеих сторон возвращается к первоначальному этапу: каждый из участников сделки должен вернуть контрагенту то, что он от него получил. Сделка при этом должна быть расторгнута, все действия, выполненные до момента оспаривания сделки, будут считаться незаконными.

Также, как вариант последствия кабальной сделки, является возврат в первоначальное состояние в одностороннем порядке. Такой порядок возможен в случае, когда кредитор заключает договор, преследуя корыстные цели, а средства ответчика будут конфискованы в пользу государства.
Исковое заявление о признании сделки недействительной подается:

  • иск более 50 тысяч рублей – в районный суд по месту жительство ответчика;
  • иск менее 50 тысяч рублей – мировому судье также по месту жительства ответчика.

Размер государственной пошлины рассчитывается с учетом стоимости имущества, переданного в залог при заключении сделки.

Оспоримые сделки: какая сделка является оспоримой, виды и сроки

Ответ на вопрос, какая сделка является оспоримой, достаточно прост: та, которая противоречит требованиям действующего законодательства и интересам сторон. В первую очередь, речь идет о договорах, которые заключаются финансово несостоятельными участниками рынка, то есть фактическими банкротами.

В статье подробно рассматриваются основания признания оспоримой сделки недействительной, примеры подобных операций и сроки давности для подачи искового заявления в суд.

Актуальность понятия оспоримой сделки объясняется тем, что ее обжалование посредством обращения в судебные органы нередко становится единственным способом защитить интересы хозяйствующего субъекта.

Важно значение имеет ответ на вопрос, какие сделки признаются оспоримыми и ничтожными. Первая объявляется таковой решением суда, а вторая не требует судебного разбирательства.

Необходимо отметить еще одну принципиальную разницу между терминами. Заключение ничтожной сделки не сопровождается никакими правовыми последствиями. Для оспариваемой ситуация полностью противоположна.

До судебной отмены действуют все положения сделки. Именно поэтому крайне важно вовремя выявить подобные операции и оспорить их осуществление в суде.

Какая сделка признается оспоримой

Сделка представляет собой операцию, в результате выполнения которой одна сторона (физическое лицо или организация) приобретает, лишается или преобразует какие-либо права или обязанности.

К оспоримым относится сделка, обладающая двумя ключевыми признаками. Первый заключается в возможности ее законного оспаривания через суд. Второй состоит в наличии у истца права обратиться в судебные органы.

Ключевой особенностью рассматриваемого термина выступает сложность юридической трактовки, следствием которой стало появление Постановление №25 Пленума ВС РФ, датированное 23 июня 2015 года. Документ разъясняет правила признания сделки оспоримой и регламентирует процедуру принятия судебного решения по этому вопросу.

Законодательное регулирование процедуры

Помимо приведенного выше Постановления Пленума ВС РФ, порядок признания сделки оспоримой регламентируется большим количеством других правовых документов. Наибольшее значение из них имеют следующие:

  • Постановление №6/8, изданное 1 июля 1996 года Пленумами ВС РФ и ВАС РФ;
  • ст. 288 АПК РФ. Кодекс принят после подписания №95-ФЗ от 24 июля 2002 года. Сегодня действует редакция документа, утвержденная 2 декабря 2019 года;
  • №127-ФЗ, подписанный Президентом 26 октября 2002 года и вводящий процедуру банкротства в России;
  • №229-ФЗ, принятый 2 октября 2007 года и определяющий процедуру исполнительного производства;
  • ФЗ №4015-1, изданный 27 ноября 1992 года и устанавливающий правила страхового дела в России;
  • №179-ФЗ, датированный 21 декабря 2001 года. Содержит основы государственной политики в сфере приватизации имущества, принадлежащего государству и муниципалитетам;
  • №161-ФЗ, утвержденный 14 ноября 2011 года. Включает в себя правила деятельности ГУП и МУП;
  • №1-ФКЗ, подписанный Президентом страны 28 апреля 1995 года и вводящий на территории РФ институт Арбитражных судов;
  • Постановление №6288/02, принятое Президиумом ВАС РФ 12 ноября 2002 года;
  • Постановление №5-П, изданное КС РФ 10 апреля 2003 года;
  • №208-ФЗ, утвержденный Главой государства 26 декабря 1995 года и определяющий правил работ акционерных обществ.
Читайте также:
Банкротство индивидуального предпринимателя: что это значит

Виды оспоримых сделок

Базовая классификация оспоримых сделок производится положениями действующего в настоящее время ГК РФ. Признаки каждой из них описываются в отдельной статье Кодекса. Актуальная редакция документа позволяет определить несколько основных видов оспоримых сделок:

  • выходящие за рамки правоспособности юридического лица (статьи 173). Речь идет о сделках, которые не предполагаются документами внутреннего распорядка предприятия;
  • заключенные представителем или коллективным органом, не имеющим достаточных полномочий (статья 174). Пример такого лица – заместитель генерального директора, не обладающий правом подписи крупной сделки;
  • заключенные лицами, находящимися в возрасте 14-18 лет и потенциально имеющими право совершать подобные операции (статья 175), ограниченными в дееспособности решением суда (статья 176) или не понимающими значение совершаемых действий (статья 177). Во всех перечисленных случаях сделка признается оспоримой, так как одна из сторон не имеет прав на ее совершение;
  • заключенные лицами, введенными в заблуждение (статья 178), значение которого является определяющим;
  • заключенные лицами, обманутыми или находящимися под влиянием насилия, угрозы или каких-либо других тяжелых обстоятельств (статья 179).

Последний пункт списка заслуживает отдельного и более детального рассмотрения. Сделки под давлением (типичный пример — заключение договора о продаже или дарении недвижимости с так называемым «черным» риэлтором) справедливо считаются распространенным явлением.

Их главная особенность состоит в том, что сделка не только признается оспоримой с отменой всех правовых последствий ее заключения, но и виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, причем нередко по тяжким статьям.

Примеры оспоримой сделки

Крайне важно понимать, что любая сделка теоретически может стать оспоримой. Для этого необходимо наличие обстоятельств, детально рассмотренных в предыдущем разделе. Типичный пример оспоримой сделки – покупка квартиры у так называемых «черных» риэлторов.

Она сопровождается очевидным обманом покупателя, считающего приобретение законным. В то же время, целью действий второй стороны является получение прибыли, причем с явным нарушением законодательства.

Для получения объективного представления о правовом характере рассматриваемого понятия необходимо привести примеры сделок – как ничтожной, так и оспоримой:

  • оспоримая – заключение договора под угрозой насилия. Требуется доказать факт угрожающих действий с одной из сторон;
  • ничтожная – заключение договора дарения квартиры родственнику без фактической передачи недвижимости. Операция не имеет правовых последствий, так как прежний хозяин продолжает жить в помещении, платить за жилье налоги и коммунальные платежи;
  • еще один пример ничтожной сделки – заключение договора продажи жилья лицом, не достигшим 14-летнего возраста. В этом случае не требуется никаких доказательств, так как подобные операции без участия опекуна не предусмотрены законодательством.

Оспаривание сделок при банкротстве

Нередко термин «оспариваемые сделки» применяется к банкротству. Это объясняется тем, что подобные неправомерные действия часто предпринимаются компаниями и физическими лицами, которые имеют серьезные финансовые проблемы. Инициатором признания сделки оспоримой в ходе банкротства выступают:

  • управляющий, который может выступать как самостоятельно, так и представителем кредиторов;
  • альтернативный представитель интересов кредиторов, непосредственно один или группа кредиторов, если они считают, что арбитраный управляющий не способен защитить их интересы;
  • сторона сделки.

Ключевой правовой нюанс: оспоримые сделки в ходе банкротства физических лиц практически ничем не отличаются от аналогичных для организаций. При этом особенно заметную роль при принятии судебного решения играют основания совершения тех или иных действий.

Основания для отнесения сделки к оспариваемым
Вид сделки
Подозрительная (№127-ФЗ, статья 61.2) С предпочтением (№127-ФЗ, статья 61.3)
Неравноценная Заключение в течение года до подачи заявления на банкротство. Обязательства участников неравноценны, в том числе – в отношении цены или других базовых параметров сделки Возможность предпочтения Заключение в течение месяца до подачи заявления на банкротства или после этого. Результат совершения сделки предоставляет кредитору преимущество над другими
Вредная Заключения в течение 3 лет до и после подачи заявления на банкротство. Цель заключения – причинение умышленного ущерба кредиторам. Дополнительные условия – признание второй стороны заинтересованной и ее информированность об обстоятельствах сделки Факт предпочтения Заключение в течение полугода до принятия заявления на банкротство. Дополнительное условие — вторая сторона осведомлена о финансовой несостоятельности должника

Какие сделки можно аннулировать

С некоторой долей условности оспариваемые сделки можно разделить на три категории. Каждая из них обладает собственными особенностями:

  1. Купля-продажа. Самый распространенный вид оспариваемых сделок. Именно с договоров купли-продажи начинается проверка деятельности банкрота – не важно, физического лица или организации. В числе наиболее показательных признаков подобных сделок выделяются такие:
    1. продажа товара или услуги по цене, заметно меньшей, чем среднерыночная;
    2. знакомство участников сделки;
    3. информированность второй стороны о наличии финансовых проблем первой.
  2. Договор дарения. Суть подобной сделки – безвозмездная передача прав собственности. Заключение такого договора способно нанести существенный ущерб другим кредиторам должника, что становится достаточным основанием для его оспаривания.
  3. Другие. Как уже было отмечено выше, оспариваемой может быть признана практически любая сделка. Наиболее типичными из них являются такие:
    1. брачный контракт;
    2. мировое соглашение, фиксирующее раздел общего имущества супругов при разводе;
    3. начисление премий, подлежащих к выплате со стороны ИП;
    4. списание денежных средств со счета ИП или организации;
    5. перечисление финансовых ресурсов третьим лицам по заключенным с ними соглашениям;
    6. продажа доли в предприятии;
    7. отказ от права наследования, в том числе – в пользу третьих лиц.
Читайте также:
Социальный туризм: что это такое, описание и особенности

Признание оспоримой сделки недействительной

Одним из результатов отнесения сделки к оспоримым становится возможность признания недействительной. Процедура вынесения подобного решения регламентируется статьей 166 ГК РФ. Основными правовыми особенностями признания оспоримой сделки недействительной выступают:

  • оспоримая сделка признается недействительной исключительно по судебному решению;
  • требование о признании оспоримой сделки недействительной выдвигается либо ее стороной, либо лицом, указанным в законодательстве. Еще один допустимый вариант – представитель лица, являющегося одной из сторон сделки;
  • судья также имеет право выступать инициатором признания сделки недействительной, когда подобные действия предусмотрены законодательством или необходимы для защиты интересов, являющихся публичными;
  • заявитель по делу о признании сделки недействительной должен действовать добросовестно, в противном случае его заявление не имеет правового значения.

Использованные в тексте ГК РФ формулировки не допускают неоднозначной трактовки. Тем не менее, дела о признании оспариваемой сделки недействительной заслуженно считаются одними из самых сложных.

Дело в том, что большая их часть предусматривает необходимость доказывания умысла или информированности одной из сторон, что сделать в сегодняшних условиях крайне непросто.

Сроки исковой давности

Срок исковой давности по оспоримым сделкам определяется ГК РФ и конкретно статьей 181. Он равняется одному году. Именно такой временной период предоставляется заинтересованным сторонам для того, чтобы подать заявление в судебные органы.

Важное значение для рассматриваемого вопроса имеет дата отсчета срока признания оспоримой сделки недействительной. Она начинается либо с момента прекращения незаконного воздействия (угрозой, насилием, введением в заблуждение) на одну из сторон или ее информирования об обстоятельствах сделки, позволяющих считать ее неправомерной.

Необходимо отметить еще одно существенное отличие между оспоримыми и ничтожными сделками. Для вторых срок исковой давности установлен на уровне 3 года. Срок оспоримых сделок, как уже было отмечено, заметно короче и составляет всего 1 год.

Последствия оспоримой сделки

Решение судьи об отмене оспариваемой сделки имеет несколько серьезных последствий. Первое и самое очевидное из них – восстановление права собственности на имущество, отчужденное по договору купли-продажи, обмена, дарения и т.д. Другими не менее существенными последствиями недействительности оспоримой сделки становятся:

  • включение имущества в формируемую арбитражным управляющим конкурсную массу;
  • возобновление требований покупателя к должнику, нарушившему закон в ходе заключения оспариваемой сделки;
  • включение покупателя в реестр кредиторов, что особенно важно в ходе процедуры признания должника банкротом.

Учитывая серьезность последствий признания оспоримых сделок недействительными, необходимо привлекать к делу профессиональных юристов. Квалифицированная помощь специалистов позволит защитить интересы участников подобных сделок с минимальными негативными последствиями и разумным уровнем сопутствующих финансовых расходов.

Автор: Юлия Комбарова

Должность: Директор, управляющий партнер компании «Юридическое бюро №1» и Центра списания долгов «Физбанкрот»

Что такое кабальные условия договора? Какая сделка считается кабальной по закону? Последствия.

Кабальная сделка относится к оспоримым и может быть аннулирована через суд. Рассмотрим подробно, что скрывается за данным понятием, по каким признакам можно определить кабальную сделку и как избежать негативных последствий.

○ Понятие кабальной сделки.

Многие путают значение данного слова с его правовой сущностью. Например, кабальными называют кредитные и иные соглашения, по которым одной стороне приходится уплачивать другой проценты за пользование денежными средствами. С одной стороны, подобное определение имеет смысл, потому что раньше кабалой называли расписки, выдаваемые ростовщиками – предшественниками современных банковских организаций. Но сейчас законодательство четко определяет признаки кабальной сделки и возможность ее оспаривания.

○ Законодательное регулирование?

Понятие кабальной сделки приведено в ст.179 ГК РФ в списке иных соглашений, заключенных в определенных условиях. Согласно данному закону, соглашение может быть аннулировано, если истец докажет два факта:

  • Наличие действительно кабальных условий соглашения.
  • Пребывание в сложной жизненной ситуации, которой воспользовалась другая сторона.
Читайте также:
Банкротство индивидуального предпринимателя: что это значит

○ Признаки кабальной сделки..

В соответствии с законодательством, у кабальной сделки имеются следующие признаки:

  • Наличие действительно тяжелой ситуации, ставшей причиной заключения соглашения.
  • Осведомление другого участника о положении контрагента и использование данного факта для своего незаконного обогащения.

От остальных оспоримых сделок кабальную отличает то, что она заключается осознанно и без давления. Один из участников соглашения прекрасно знает о том, насколько невыгодны предлагаемые ему условия, но их принятие является его единственной возможностью выйти из сложившейся ситуации.

Также следует обращать внимание на то, что законодатель установил наличие крайне невыгодных условий. В обычном понимании это может быть любая тяжелая финансовая ситуация. Крайней она становится, если последствия сделки создают еще более тяжелые условия, чем были до ее заключения.

○ Последствия установления кабальной сделки через суд.

В соответствии с п.3 ст. 179 ГК РФ, данное соглашение является оспоримым, это значит, оно может быть аннулировано в судебном порядке по заявлению пострадавшей стороны. В данном случае факт осознания им невыгодности принимаемых условий не является основанием для отказа в принятии иска.

Последствия недействительности зависят от конкретной ситуации и могут быть разными. Закон не устанавливает конкретных условий для применения той или иной меры, поэтому решение принимается на основании особенностей сделки, требований истца и иных существенных обстоятельств дела.

✔ Применение двусторонней реституции.

Если суд принял решение о применении данной меры, это означает, что ситуация возвращается в изначальную позицию. Стороны возвращают друг другу все блага, полученные в результате заключения соглашения.

При этом возврат осуществляется в натуре, т.е. в неизменном виде. Если кто-то из участников уже реализовал полученное имущество, он должен вернуть его стоимость в денежном эквиваленте.

✔ Применение односторонней реституции к виновной стороне.

В этом случае весь доход виновника от сделки обращается в пользу государства, за исключением той части, которая передается пострадавшему в качестве компенсации за понесенные убытки.

✔ Прекращение обязательств на будущее.

При принятии судом подобного постановления, участники остаются в тех же отношениях, в которых пребывали на момент издания решения. Но при этом все обязательства по заключенной сделке с них снимаются.

○ Существует ли наказание за навязывание такой сделки?

Закон не предусматривает конкретного наказания за навязывание подобного соглашения. Суд принимает решение о назначении меры, исходя из конкретной ситуации. Например, если в результате кабальной сделки, одному участнику были навязаны какие-то услуги, это наказывается административным штрафом, размер которого определяется в зависимости от объема услуг и статуса участника сделки.

○ Какие документы нужны для начала судопроизводства?

Чтобы начать судебный процесс по признанию сделки кабальной, а значит, недействительной, нужно представить иск в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 тыс. рублей. Если цифра меньше, дело рассматривается мировым судьей.

✔ Исковое заявление.

Ходатайство составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:

  • Реквизиты получателя.
  • Данные истца и ответчика.
  • Описательная часть – описание процедуры заключения сделки и условий, к ней побудивших.
  • Требование признать сделку кабальной и недействительной с приведением законодательной базы.
  • Перечень приложения.
  • Дата, подпись.

✔ Иные документы.

Помимо самого иска в суд нужно представить копию кабального соглашения и любые доказательства, свидетельствующие о том, что сделка недействительна. Список документов зависит от конкретной ситуации. Это может быть долговая расписка, свидетельствующая о необходимости погашения некой суммы, повестка в суд, из которой следует наличие определенной жизненной ситуации и т.д. Главное, чтобы документ подтверждал, что у истца наступили такие обстоятельства, выход из которых был возможен только путем заключения указанной сделки.

○ Советы юриста:

✔ Гражданка взяла заем в МФО, в связи тяжелым положением выплатить не смогла, оплатив только часть долга. Можно ли признать договор недействительным или хотя бы признать сделку кабальной?

Возможно признание сделки кабальной через суд, при условии, что будут представлены документы, подтверждающие наличие тяжелых жизненных ситуаций, вынудивших гражданку на оформление заема.

✔ Можно ли оспорить начисление процентов, на которые вынудили согласиться работники банка под давлением на заемщика?

Любая сделка, совершенная под давлением, является недействительной. Однако необходимо доказать, что принуждение присутствовало. В этом помогут свидетельские показания или аудио-/видеоматериалы.

Адвокат по недвижимости Инна Белякова расскажет, что такое кабальная сделка и как законно ее оспорить в суде.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: