Казуистическая гипотеза: что это такое, описание и особенности

14.Виды гипотез, диспозиций, санкций.

Любая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Содержанию нормы права соответствует ее структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

. По строению они делятся на простые, сложные и альтернативные

а) Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

б) Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной.

в) Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, предусматривающая для вступления нормы в действие одно из нескольких перечисленных в ней фактических обстоятельств.

2. По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

а) Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках условий действия нормы. Она абстрагируется от частностей в характеристике обстоятельств действия нормы, но, вместе с тем, связывает норму с конкретными отношениями определенного вида. То есть, она является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах.

Например, одна из норм Уголовного Кодекса РФ содержит запрет совершать преступление в виде оскорбления, т.е. в виде унижения чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. И определяет наказание за его нарушение. Абстрактность гипотезы здесь проявляется в том, что она не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности. Оно при этом может быть совершено в устной или письменной форме, действием в присутствии или в отсутствие потерпевшего и т.п. В ней не детализируются возможные проявления «неприличной формы выражения».

б) Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Казуистическая гипотеза предусматривает и специально формулирует отдельные, конкретно-определенные, сравнительно редко встречающиеся в судебной практике случаи.

3. По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипотезы бывают положительными и отрицательными.

Положительная гипотеза связывает предписание с наличием определенных условий. А при отрицательной гипотезе применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (пример: неоказание врачом помощи больному).

Диспозиция нормы права: понятие, виды.

Диспозиция – стержень правовой нормы, ядро в содержании нормы права, поскольку содержит само правило поведения.

1. По характеру воздействия на субъектов диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

а) Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право (разрешение, дозволение) на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в них выступают слова: «вправе», «имеет право», «может».

б) Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в них используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».

в)Запрещающие диспозиции содержат запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия), требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, признаваемого законом правонарушением. Операторами волевого поведения в них служат слова: «запрещается», «не вправе», «не допускается».

2. По способу изложения диспозиции делятся на:

а) Простые – которые содержат вариант поведения, не раскрывая его в деталях.

б) Описательные – которые описывают все признаки деяния или правила поведения.

в) Отсылочные (ссылочные) – которые сами не содержат вариант поведения или отношения, а отсылают к другим статьям данного нормативно-правового акта, где содержится нужное предписание.

г) Бланкетные – в которых содержится лишь общее направление, каркас правила поведения, а за его конкретизацией норма отсылает к иным нормативным документам (инструкциям, правилам и т.п.) специально указанных органов.

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция нормы права: понятие, виды.

Санкция юридической нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные последствия материального, физического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

1. По отраслевой принадлежности они делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

2. По характеру последствий они делятся на штрафные (карательные), предупредительные и правовосстановительные (возместительные).

а) Штрафные (карательные) санкции – это активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя (лишение свободы, штраф, взыскание материального ущерба).

б) Предупредительные санкции – направленные на недопущение противоправного поведения или связанные с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера (предупредительный привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение).

в) Правовосстановительные санкции – связанные с восстановлением нарушенных прав и законных интересов различных субъектов (восстановление на прежней работе, взыскание материального или морального ущерба).

3. По степени определенности они делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные.

а) Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Читайте также:
Можно ли перейти с ИП на ООО?

б) Относительно-определенные санкции устанавливают нижний и верхний (или только верхний) пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например: «наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет», «наказывается лишением свободы на срок до 5 лет».

в) Альтернативные санкции содержат два или несколько возможных вариантов меры государственного воздействия, из которых надо выбрать один, наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

г) Кумулятивные (смешанные) – содержащие указания на дополнительные неблагоприятные последствия правонарушения.

Классификации норм права.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По форме регулирования: регулятивные (регулирую фактические отношений, возникающие между субъектами) охранительные (фиксируют меры гос.принуждения, применяемые за нарушение правовых запретов)

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

Гипотезы могут выражаться в общей (абстрактной) или конкретной (казуистической) форме.

По степени определенности гипотезы делятся:

· на абсолютно определенные;

По составу гипотезы подразделяются:

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются:

По объему санкции подразделяются:

По степени определенности они делятся:

· на абсолютно определенные;

Нормы права могут излагаться по-разному:

· в нескольких статьях закона. Так, диспозиция и санкция могут содержаться в одной статье, а гипотеза – в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в общую часть. Такое построение наблюдается в Семейном и Гражданском кодексах;

· в одной статье нормативного акта может содержаться одновременно несколько норм. Этим отличаются статьи Семейного кодекса. Кроме того, части статей Конституции разворачиваются в кодексах в отдельные нормы;

· норма права может быть «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в этих случаях дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы. Иногда отсылка к конкретной статье не дается, но называется лишь нормативный акт. Встречаются случаи, когда отсутствует и название нормативного акта, где может содержаться недостающая часть нормы. Обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству»;

· норма права и статья закона могут совпадать, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.

При подготовке новых нормативных актов важно, чтобы в них логически подразумевались структурные элементы норм.

Простота, компактность, удобство изучения и применения закона обусловливают либо объединение в одной статье (пункте) нескольких норм, либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона.

55. Гарантии законности.

Гарантии законности – объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность.

Виды гарантий: экономические, политические, правовые

К правовым гарантиям относится:

Своевременное совершенствование законодательства

Средства борьбы с правонарушениями

Средства выявления правонарушений

Меры защиты и восстановления нарушенных прав

Устранение последствий правонарушений

Надзор и контроль за состоянием законности Президента РФ, Конституционного Суда, Прокуратуры ВС РФ)

Гарантии прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Читайте также:
Что будет, если перестать ходить на работу

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

56. Типология государства: понятие, классификация.

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

Читайте также:
Минимальный размер оплаты труда

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

· догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

· отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

· недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

В основе цивилизационного подхода – понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

· выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

· преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

· недооценка социально-экономических факторов;

· это типология не столько государства, сколько общества;

· не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;

· слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

· имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

· носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства.

– Традиционное государство – это рабовладельческая или феодальная монархии.

– Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

Читайте также:
Уголовная статистика: что это такое, описание и особенности

57. Юридические коллизии: понятие и пути разрешения.

Казуистическая гипотеза: что это такое, описание и особенности

Цитович. Курс гражданск о го права, I , стр. 45. Binding. Mormon, l, S. 74.

Юридические нормы суть не только веле ния , но вм есте с тем суть всегда усло вные ве лени я . Разгранич ени е интересо в не допускает применения безусловмых правил. Мера ограничений, установляемых для осуществления каждого интер е са, меняется, смотря по тому, в отношении к какому именно другому интересу он ограничивается. Один и тот же интерес при столкновении с иными интересами подвергается большим ограничениям, при столкновении с другими — меньшим. Юридическая норма осуществления каждого интереса обусловлена поэтому тем, какому другому интересу он в данном случае противополагается. Противоположение тому или другому интересу зависит от соответствующей фактической обстановки осуществления интереса. Поэтому применение юридической нормы становится в зависимость от наличности известных фактов. Безусловных юридических норм нет. Даже такая безусловная с нравственной точки зрения норма, как запрет посягать на неприкосновенность человеческой жизни, в качестве юридической нормы не безусловна. Большинство интересов должны, правда, уступать ин тересам

сохранения жизни, но не все. В случаях необходимой обо роны на войне , п ри осуществлении карательной власти государства лишение жи з ни правом допускается.

Итак , вс е юридические нормы суть условные правила. Поэтому ю ридическая норма состоит естественно из двух элемен- тов: из о п ределения условий применения правила и изложения самого правила. П ервый элемент называется гипотезой или предположением; второй – диспозицией или распоряжен и ем. Каждая юридическая норма мо жет быть, следовательно, выражена въ такой форме: если — то; нап р.: е сли у умершого несколько сыновей, то имущество делится м е жду ними поровну; если кто похитит тайно чужую вещь, он по д в ергается тюремному заключению. Это не значит, однако, чтобы ка ждяя статья закона непременно заключала в себе эти два эле мента. Норма может быть выражена несколькими статьями, и тогда гипотеза может заключаться в одной статье, диспозиция в другой. Кроме того, норма может быть выражена без прямого указания ее у с ло в ности. Вместо «если — то» может быть употреблена формула: «т от , кто сделает то-то, подвергается тому-то» или «имущество, к от о рое поступает тому-то» и т. п. Но все такие формулы, оче в идно, без труда сводятся к основной, общей формуле: «если — то». М ы называем ее основной потому, что к ней могут быть сведены все без исключения юридические нормы, между тем как другие фор м улы применимы не во всех случаях. Например, правил о раздел е наследства не выразить в формуле «тот, кто сделает то-то, долже н получить то-то». Как веление есть общая форма для всех Юридических норм, так гипотеза или диспозиция суть общие их э лементы.

И гипотеза и диспозиция могут принимать различные формы. Гипоте з а может быть выражена или в общей абстрактной форме, или в конкретной, казуистической. Фактические обстоятельства, обу с ло в ли в аю щие применение нормы, могут быть определены общими род овым и признаками—это абстрактная форма гипотезы; они могут быт ь определен ы также специальными, частными признаками — это казуистическая форма. В исторической последовательности казуисти ческая форма предшествует абстрактной. Мышление у первобытных, ма ло р а з в итых народов вообще совершается в более конкретных ф орма х. Ю ридические нормы получают первоначально характер правил на част н ый случай и только мало-по-малу, путем обобщения таких ча стн ы х правил, вырабатываются общие абстрактные опре деления.

Казуи стическая форма неудобна, так как ведет к чрезмер ному ограничению числа отдельных норм и вместе с тем делает невозможным дости гн уть полноты юридических определений. При

казуистическом характере норм каждый частный случай требует для себя особой юридической нормы. В виду же бесконечного разнообразия возможных случаев столкновения интересов, казуистические нормы, каково-бы то ни было их число, никогда не могут обнять всех встречающихся в жизни случаев. Абстрактная форма и в том и в другом отношении представляет большие удобства. Абстрактнос определение сразу объемлет все однородные случаи. Поэтому оно требует меньшого числа отдельных норм и вместе дает во зможность достигнуть гораздо большей полноты. Но и абстрактная форма имеет свои неудобства. Слишком общие положения неизбежно ведут к неопределенности практического их применения. При казуистической форме не может быть сомнений, применима юридическая норма к данному случаю или нет; при абстрактном подведении конкретного случая под общее отвлеченное определение открывает широкий простор для противоречивых толкований.

Кроме различия казуистической и абстрактной нормы, гипотеза представляет еще различия no ст е пени е е опре де ле нно сти. Она может быть безусловно определенной, неопределенной и относительно опреде ленной. Безусловно определенная гипотеза имеется, когда в самой норме прямо определены обусловливающие ее факты; когда, например, определяется, что при заключении сделок на сумму выше пяти рублей должно их оплачивать гербовым сбором. Безусловно неопределенная гипотеза имеется, когда сама норма не заключает в себе определения обусловливающих ее применения фактов, a предоставляет их определение какому-нибудь органу власти, например, если закон предоставляет въ случае надо б ности принимать какую-либо меру, то эта гипотеза безусло вн о неопре д е л енн ая. При каких условиях является надобность, з ако н , не опред еляет , a предоставляет определить сво бодн ому усмотрению органа, на который возложено осуществление нормы. В таком случае орган, призванный осуществлять норму, получает т. н. дискреционную власть, власть действовать, руководствуясь только соображениями целесообразности, a не формальными определен и ями права. Относительно определенная гипотеза получается, когда закон ограничивает чем-нибудь свободу решен и я вопроса об уместности или неуместности применен и я юридической нормы; например, если принят и е известной меры предписывается только в случае появлен и я эпидем и и, но не безусловно, a под условием признания ее необходимости компете н тною к тому властью. В таком случае эта норма при отсутствии эпидемии вовсе не может быть применяема; в случае же появления эпидемии — только под условием признания ее необходимости.

Читайте также:
Массовые беспорядки: что это такое, описание и особенности

Нормы с безусловно или относительно неопределенной гипотезой всего чаще встречаются в административном праве, a также

довольно часто и в праве процессуальном, предоставляющем суду изрядную долю дискреционной власти. Необходимость существования таких норм обусловливается необыкновенным разнообразием тех ф актов , с которыми приходится иметь дело администрации, a отчасти и с уду, и невозможностью оценить значение этих фактов без с о о бражения всей индивидуальной обстановки каждого конкретного с лучая в отдельности. Поэтому неподвижное определение закона приходится иногда заменять подвижным, легко приспособляющимся к из менчивой индивидуальной обстановке фактов, личным усмотрением администраторов и судей.

Различие казуистической и абстрактной формы неприложимо к д и спозиции. Она содержит в себе правило, веление и потому не имеет дела с тем или другим определением различных казусов. Диспо з иции различаются только по степени их определенности. Подобно гипотезе и диспозиция может быть абсолютно-определенной, абсолютно-неопределенной и относительно-определе нн ой . При абсол ю тн о-о пределен н ой диспозиц и и в самой норме точно определяется, как д олж но поступать при наличности указанных в гипотезе фактов. Таковы, напр., постановления, что просроченный вексель теряет вексельную силу, что престол переходит к старшему сыну последне-царствовавшого императора. Определения тут так категоричны, что не оставляют вовсе места для усмотрения заинтересованных лиц или для органа власти, призванного блюсти за соблюдением этих норм. Неопределенная д испозиция , на про тив , ограничивается только ссылкой на такое усмотрение, все предоставляя е м у и отказываяс ь сама о преде лить подлежащее п рименению правило . Примером могут служить постановления, предоставляющие полиции принимать, в случае народных возмущений, все необходимыя меры для восстановленія тишины и спокойствия, или в случае зпидеміи – все необходимые меры для предупреждения распространения заразительной болезни. Сюда же относятся те уголовные законы, которые, не установляя определенного наказания, ограничиваются требованием наказать преступника, смотря по вине или по всей строгости законов. В таком случае выбор наказания принадлежит суду.

В указанных примерах ближайшее определение подлежащего применению правила предоставляется все-таки органам власти, полиции и суду. Эти органы обязаны выполнить возложенную на них функцию и могут быть, в случае надобности, к тому принуждены. Но существуют и такие нормы, которые предоставляют это заинтересованным частным лицам. Такова, напр., норма, определяющая, что имущество умершего поступает тому, кого умерший н аз н ачил в своем завещании наследником, или, что в случае заключения гражданских договоров подробности отношений между контрагентами определяются

их собственным оглашением. Норма тут ограничивается определением, что в таких-то случаях возможное столкновение должно быть урегулировано определенным правилом, но самое установление этого правила предоставляется воле заинтересованных лиц посредством завещания или договора. Однако, правило для разграничения могущих прийти в столкновение интересов должно быть установлено, a между тем нет никакой гарант и и в том, что заинтересованные частные лица действительно его установят. Опыт показывает, напротив, что они очень часто не пользуются предоставленной им властью. Поэтому нормы такого рода, предоставляющ ие ближайшее определен и е правила автоном и и заинтересованных лиц, все-таки и сами установляют правило для применен и я его на случай, если волею заинтересованных лиц такового установлено не будет. Следовательно, заинтересованным лицам предоставляется самим определить способ разграничен и я их интересов. Если же они этого не сделают, применяется установленное на этот случай самой юридической нормой правило. Так ие нормы, находящ ие себе применен и е лишь в том случае, если заинтересованные лица сами не установят иного разграничен и я своих интересов, носят назван и е диспозитивиых н орм; a в противоположность им, нормы, имеющие безусловно обязательную силу, не предоставляющие определения способа разграничения интересов самим заинтересованным лицам, называются н ормами прецептивными. Ренненкампф предложил взамен этих русские названия; диспозитивные нормы он называет распорядител н ыми ; прецептивные – повелителными. Но эти названия не вошли у нас в употребление.

Читайте также:
Бюджетный дефицит: что это такое, описание и особенности

От н осител н о-определе нная диспозиц ия может иметь д в е формы. Могут быть, во-первых, уста н о в лены тол ь ко край ние пр е делы, между которыми предоставлиется в ыбирать подходя щ ую ме py разграничения интересов компетентной в ласти или заинтересованным лицам. Например, определяется максимум и минимум, или только максимум подлежащего наложению штрафа, или определяется максимум возможного срока договорного отношения, например, для личного найма пять л ет , с предоставлением сторонам назначать и более короткий срок. Другая форма относительно-определенной диспозиции есть форма альтернативная, когда на выбор установляются две или несколько мер. Например, суду предоставляется назначать иногда по его усмотрению или денежный штраф, или лишение свободы, или следователю предоставляется или подвергнуть привлеченного к с л едствию аресту, или взять с него залог, или отпустить на поруки. Бывают и такие нормы, которые выбор, в пределах установленной ими альтернативы, предоставляют заинтересованным лицам. Так, потерпевший от преступления может по своему желанию предявить

ис к о в ознаграждении за убытки или в уголовном суде, или в граж д а нском, контрагент казны, недовольный расчетом, может ил и обратиться с жалобой к административному начальству или с иском в суд.

Вс е сказанное об юридических нормах имеет совершенно важное значение. Гипотеза и диспозиция суть необходимые элементы каждой юридической нормы, следовательно и законов уголовных, уподоб яющих наказуемость преступных деяний. Но в силу осо бенного положения, какое занимают в общей системе права уго ловные з аконы, их элементам обыкновенно присвоиваются другие названия . Каждый уголовный закон состоит непременно из двух частей : в п ервой определяются признаки наказуемого деяния, во второй – са мое наказание. Каждый уголовный закон может быть выражен в такой форме: если кто совершит такое-то деяніе, он подве ргается такому-то наказанию. Но дело в том, что в срвременном законодательстве обыкновенно нет особых поста новлений , уста н овляющих запрещение преступных деяний. О запре щенности деяния заключают лишь из его наказуемости. Поэтому первая ч ас т ь уголовного закона, кроме определения условий примене ния наказния , ук азанного во второй части, содержит в себе еще, так сказать , и дис п о зици ю другой нормы – нормы, установляющей запрещение пр е сту пного деяни я . Вот почему криминалисты называ ют обыкновенно первую ча сть уголо в ного за кона — дис по зицией. Что касается второй ч а сти угол овных законов , то е е обыкновенно н азывают с а нкц ией . Это потому, что уст анов ляемое наказание есть сан кция действительного с облюдения какой- ни будь другой нормы, так как непременным услов ие м применения наказания служит наличность н ару ш ени я права.

Что такое гипотеза

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие авторы, обещая объяснить значение сложного термина простыми словами, начинают за здравие, а заканчивают изречениями вроде: «Проще говоря, должен пройти комплексный процесс интеграции, на каждой итерации которого умозаключение. »

Здесь такого не произойдет. Вы узнаете, что такое гипотеза без всяческого насилия над мозгом.

Гипотеза — что это

Слово это образовалось от греческого «hypothesis», что переводится на русский язык как «основание, предположение». Самое простое определение этого понятия приведено в словаре Даля: «предположение, догадка».

Гипотеза — это неопределенное знание. Оно может быть истинным или ложным. Этого не узнать, пока предположение не будет доказано либо опровергнуто.

Например, вы никогда в жизни не видели черных лебедей. Возникает гипотеза: все лебеди — белые. Но как-то раз судьба заносит вас в Тасманию, где обитает Cygnus atratus — лебедь черного цвета. Вы видите птицу своими глазами и понимаете, что заблуждались.

Термин является основой научного познания. Практически все открытия, которые перевернули историю человечества, когда-то были недоказанными предположениями.

Как известно, устами младенца глаголит истина:

Как рождаются и умирают гипотезы

Гипотеза в своей жизни проходит 4 этапа:

  1. Рождение. Предположение появляется из наблюдений и опытов. Греческий мыслитель и ученый Аристотель в IV веке до нашей эры заметил любопытное явление: во время затмения Земля отбрасывает на Луну тень круглой формы. Тогда он выдвинул гипотезу: наша планета вовсе не плоская, а имеет форму шара.
  2. Открытая проблема. Гипотеза может оказаться полной чушью или научным прорывом. Пока неизвестно. Она пребывает в состоянии неопределенности: не опровергнута, но и не подтверждена.
  3. Доказательство. Гипотеза должна быть подтверждена. Этим она отличается от постулатов и аксиом, которые принимаются на веру по умолчанию. Дело Аристотеля подхватили другие ученые. Но окончательно его предположение смогли доказать почти через 900 лет после его зарождения. Сделал это мореплаватель Магеллан, который совершил кругосветное путешествие. Вышел из одной точки и в нее же вернулся.
  4. Перерождение. Если гипотеза доказана, она становится частью научной теории. Если получено опровержение, то считается ложным знанием.
Читайте также:
Хочу уточнить по алиментам

Требования к гипотезам

Не любое утверждение можно считать гипотезой.

Есть несколько правил составления предположений в научно-исследовательской работе:

  1. Проверяемость. Утверждение «если бы СССР не развалился, жили бы гораздо лучше» — не гипотеза, так как не удовлетворяет требованию. Советский союз распался. Мы никогда не узнаем, «что было бы, если бы». Эту мысль нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
  2. Содержательность. Утверждение несет в себе новую информацию и научную пользу.
  3. Непротиворечивость и совместимость. Догадка не вступает в конфликт сама с собой и с общепринятыми теориями и фактами.
  4. Простота. Предположение должно быть логичным и не содержать в себе информацию, которая не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. Утверждение «Путешествия во времени – возможны, а еще собакам снятся черно-белые сны» лучше разделить на 2 части. Одна гипотеза – один обоснованный тезис (что это?).

Не путать с теорией

Некоторые люди, пытаясь выглядеть умнее, используют в речи научные термины, смысл которых сами не понимают. Часто приходится слышать: «У меня есть своя теория на этот счет».

Теория — это гипотеза, которая была доказана научным путем. Это утверждение истинно без всяких «возможно».

То есть должны существовать документы, графики, формулы, результаты экспериментов, подтверждающие достоверность утверждения. Если этот разговор происходит не на вечеринке нобелевских лауреатов, то, скорее всего, «умник» имеет ввиду: «У меня есть бредовая идея, которую я придумал, чтобы рассказывать всем о ней».

Разновидности гипотез

По своим задачам они делятся на 3 типа:

Есть и другая классификация – по предмету, который исследуется:

Вид Описание Примеры
Общая Предположение, которое относится ко всему объекту или группе объектов Исчезновение денег из банка — это ограбление
Частная Гипотеза, рассматривающая отдельные стороны и свойства объекта При ограблении злоумышленники вошли в банк через заднюю дверь

Еще выделяют понятие «рабочая гипотеза». Это временное утверждение, которое строится, чтобы было с чего начать.

Ученый объединяет скопившиеся результаты опытов и экспериментов в некое предположение, а потом тестирует его на достоверность. Если гипотеза не подтверждается, ее отбрасывают.

Смерть гипотезы несет в себе пользу и новую информацию. Теперь исследователь знает, что утверждение – ложно, а значит одним возможным вариантом меньше. Постепенно, удаляя лишнее, удается добраться до сути исследуемого вопроса и найти доказательства.

Как доказывают гипотезы

Научный мир предлагает 3 способа:

  1. Непосредственное обнаружение фактов. Вот бродили вы по Гималаям и бац, встретили йети. Доказательство существования снежного человека получено. Или тот же мореплаватель Фернан Магеллан не смог добраться до края света и свалиться в открытый космос. Он вернулся в точку отправления. Значит, Земля действительно шарообразная.
  2. Дедуктивное обоснование. Из предположения выводятся следствия. Если мы наблюдаем эти следствия в реальном мире, то предположение – истинно. Например, курение – сокращает продолжительность жизни. Значит, курильщики должны умирать раньше людей, которые ведут здоровый образ жизни. Нужна точная статистика, которая однозначно подтвердит эту догадку.
  3. Метод исключения. Выдвигаем версии — набор всех возможных гипотез. Вот мы хотим установить, как пиво влияет на вес человека. Есть 3 версии: никак, увеличивает, уменьшает. Проверяем каждое предположение на достоверность. Все, что не получается подтвердить — отбрасываем. Единственная оставшаяся гипотеза и будет считаться доказанной.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Есть такие люди, которые очень любят выдавать свои гипотезы за факты, особенно это хорошо видно на примере конспирологии, на тебя обрушивают утверждения, которые выдают за истину, хотя доказательств не приводят.

Как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году

Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика оплатить контракт за счет целевых средств. Способ расчетов заменяет авансирование по госконтрактам.

Скачать проект указаний ЦБ РФ об изменениях 2020 года «Формы документов КОО при банковском сопровождении»
Скачать пустой бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств
Скачать образец заполнения заявления на выдачу КОО
Скачать пустой бланк КОО в 2021 году
Скачать образец заполнения КОО в 2021 году
Скачать пустой бланк заявления на исполнение КОО
Скачать образец заполнения заявления на исполнение КОО
Скачать образец счета на оплату по новым правилам по госконтракту через Казначейство в 2021 году по-новому

Что меняется в 2021 году

17.05.2021 опубликован приказ Минфина № 316н от 22.12.2020. Норматив закрепляет порядок казначейского обеспечения обязательств в случае сопровождения Федеральным казначейством целевых средств. Существенных изменений в процедуру не внесли: правила казначейского сопровождения на 2021 год привели в соответствие с действующим законодательством о бюджете — 385-ФЗ от 08.12.2020 (ч. 8 ст. 5 385-ФЗ).

В приказе приводится порядок обеспечения ТОФК операций с целевыми средствами, которые предоставляются бюджетникам, автономным учреждениям и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в нормативе описывается порядок обмена и проверки документов при оплате таких обязательств.

Что изменилось в 2020 году

Минфин обновил порядок: казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении доработали с учетом нового закона о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый период.

По новым правилам:

  1. Заказчики и ТОФК осуществляют информационное взаимодействие по банковскому сопровождению через специальную систему ЦБ РФ и в программе ФК «Система удаленного финансового документооборота». Для этого понадобится ЭЦП.
  2. Поставщики обязаны передавать в ТОФК сведения о соисполнителях по госконтракту. Все сведения об изменениях, расторжении, заключении нового соглашения или привлечении других соисполнителей передаются по специальной системе в ЦБ РФ.
  3. Заказчики направляют в ТОФК заявление на выдачу финансового документа об оплате по госконтракту товаров, работ и услуг на сумму в пределах обеспечения обязательств ФК. ТОФК принимает и обрабатывает заявку, если документ прошел проверку, или возвращает документ госзаказчику в течение рабочего дня для внесения исправлений.
  4. Если заявка прошла проверку, ТОФК формирует обеспечение обязательств на сумму из заявления и блокирует лимиты бюджетных обязательств. Следующий шаг — направление обеспечения в банк.
  5. Банк обрабатывает документ, уведомляет исполнителя о проведении обеспечения и информирует ТОФК. Если в исполнении госконтракта участвовали соисполнители, подается заявление на перевод по установленной форме. Для проведения оплаты исполнитель направляет в банк платежное поручение о переводе денег с отдельного счета на указанные в заявлении реквизиты. Для проведения операции требуются подтверждающие сопроводительные документы.
Читайте также:
Ревизионная комиссия: что это такое, описание и особенности

Аналогичную схему по операциям с целевыми средствами Минфин утвердил для операций с целевыми деньгами. Заказчик передает в ТОФК заявление на выдачу обеспечения обязательств Казначейством. Казначейство проверяет заявку и при успешном результате проверки формирует обеспечение обязательств и блокирует лимиты. Сформированное обязательство передается в ТОФК по месту открытия лицевого счета исполнителем госконтракта — неучастником бюджетного процесса.

Исполнитель составляет заявление на перевод обязательства и подает его в ТОФК по месту открытия лицевого счета. Казначеи проверяют заявку и формируют денежный перевод на сумму из заявления. Все операции с целевыми средствами по оплате исполнения госконтракта подлежат санкционированию органов ФК.

Норматив предусматривает введение трех новых формуляров и правила из заполнения документации. Приказом ФК № 34н от 25.11.2019 введены:

  • заявление на выдачу, перевод, изменение или отзыв казначейского обеспечения обязательств;
  • сведения о КОО;
  • заявление на исполнение казначейского обеспечения обязательств.

Формы раскрывают сведения о заказчике, исполнителе, ГРБС и реквизитах контракта, по которому предусмотрено обеспечение.

Чиновники не ограничились введением новых форм документов для КОО. Новые бланки ввел и Центробанк:

  • форму при банковском сопровождении госконтрактов;
  • заявление на выдачу обеспечения при банковском сопровождении госконтрактов.

Если КОО осуществляется при банковском сопровождении исполнения государственных контрактов, эти формы обязательны к исполнению.

Что такое казначейское обеспечение обязательств

По нормам Федерального казначейства, КОО — это платежный документ, который формируется органами Федерального казначейства. Аккредитив Казначейства создают на основании письменного заявления получателя средств бюджета (заказчика). По сути, это финансовая гарантия, что ПБС обязуется оплатить обязательства исполнителя госконтракта при выполнении установленных условий.

В системе государственных закупок применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. Вид финансового инструмента применяется с целью сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.

Но чтобы получить аккредитив от УФК, исполнителю придется выполнить ряд условий. Например, подтвердить факт поставки товара или выполнения услуги.

Когда применяют

В приказе № 34н разъясняется, что такое аккредитив в казначейском сопровождении, — это обеспечение обязательств от Казначейства. Оно потребуется заказчику при казначейском или банковском сопровождении. Законодатели установили ряд условий, когда использовать КОО обязательно.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отразить аккредитив в бухгалтерском учете.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Сопровождение Казначейства

Если исполнение контракта предусматривает использование целевого финансирования, то сопровождение Казначейства обязательно. В 2020 году сопровождение ТО ФК предусмотрено в отношении средств, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ, с учетом исключений, установленных в ч. 3 ст. 5 закона № 459-ФЗ. В этих нормативах разъясняется, что такое депозит в Казначействе, — размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах.

Если закупка требует КОО, то предусмотрите условие об аккредитиве Казначейства на этапе формирования проекта государственного контракта. Кроме того, КОО придется включить в договоры и соглашения, которые заключаются в рамках исполнения госконтракта.

Например, случаи, когда КОО обязательно:

  • бюджетные инвестиции и субсидии организациям, кроме бюджетных и автономных учреждений, предоставляемые по ст. 80 БК РФ;
  • авансы по государственным (муниципальным) контрактам на сумму, превышающую 100 миллионов рублей (исключение — гособоронзаказ);
  • расчеты по договорам, заключаемым с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ), и по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения;
  • средства, получаемые организациями и ИП в случаях, предусмотренных правительством РФ.

Средства бюджета перечисляются для оплаты принятых обязательств только после получения КОО. Обеспечение поступает на счет исполнителя только в той сумме, которая подтверждена документально. Например, при предъявлении исполнителем документов, подтверждающих фактическую поставку или отгрузку товара, оказание услуги, выполнение работы.

Банковское сопровождение

В зависимости от случая, заявление заполняет:

  • госзаказчик — на выдачу КОО;
  • исполнитель или соисполнитель по госконтракту — на перевод. Заявление подается в банк;
  • банк, который осуществляет банковское сопровождение госконтракта, — на исполнение.

Заявление о выдаче (переводе, исполнении) КОО при банковском сопровождении заполните по утвержденным формам (приказ Казначейства № 34н). В нем укажите сведения, предусмотренные порядком заполнения необходимой формы (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ).

Читайте также:
Закон субъекта РФ: что это значит

Порядок работы с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году

Алгоритм работы с КОО, подробная инструкция для заказчика и исполнителя:

Шаг 1. Заказчик или ГРБС формирует проект контракта, в котором предусмотрено КОО.

Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении депозита Федерального казначейства на срок 2 года или меньше. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.

Шаг 3. Работники Федерального казначейства проверяют полученную заявку и заказчика. Проверяются наличие открытого счета в ТО ФК, сумма и ИКЗ госконтракта, сумма казначейского сопровождения и т. д.

Шаг 4. При положительном результате проверки Федеральное казначейство блокирует лимиты бюджетных обязательств на счетах заказчика. Создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в территориальное отделение ФК по месту регистрации исполнителя.

Шаг 5. Представители ФК направляют уведомление заказчику о создании обеспечения по госконтракту.

Шаг 6. По факту исполнения госконтракта исполнитель направляет в УФК заявку на перечисление денежных средств. Вместе с заявкой подаются документы, подтверждающие факт исполнения госконтракта.

Шаг 7. Работники Казначейства проводят аналогичную проверку заявки исполнителя.

Шаг 8. По завершению проверки ФК переводит денежные средства на специальный счет исполнителя, открытый в УФК.

Шаг 9. По окончанию расчетов ФК уведомляет заказчика, что деньги переведены.

Заказчик отражает исполнение в бухучете и формирует проводки по казначейскому обязательству (письмо Минфина № 02-06-10/68702 от 20.10.2017):

  • Дт КРБ 1 501 17 ХХХ Кт КРБ 1 502 11 ХХХ — принято бюджетное обязательство при заключении госконтракта;
  • Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — приняты денежные обязательства на сумму аккредитива от Казначейства;
  • Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — принято обязательство на сумму свыше аккредитива;
  • Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — деньги перечислены исполнителю госконтракта;
  • Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — перечислены деньги с лицевого счета в объеме обязательств, не обеспеченных аккредитивом.

Особые случаи

Если в контракте предусмотрены субподрядчики, то расчеты с ними проводятся в аналогичном порядке. Если в рамках исполнения госконтракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств, заключаются другие договоры, соглашения, контракты, то в них обязательно предусмотреть требование об обеспечении.

Если сумма обеспечения меняется, допускается изменить сумму аккредитива от Казначейства. Для этого заказчик или ГРБС подает в территориальное отделение Федерального казначейства заявку с требованием об изменении суммы обеспечения. Изменяют аккредитив только при выполнении двух условий:

  • если новая сумма гарантии не превышает сумму аккредитива, установленную государственным контрактом;
  • если новая сумма гарантии не превышает объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на исполнение госконтракта.

Если условия не выполнены, то сумму обеспечения не изменят. Казначейство направит в адрес заказчика отказ в установленной форме.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Казначейское сопровождение контракта: что это и когда нужно

    On 25.04.2018 0 Comments 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Казначейство, Контроль закупок, Статьи, ФАС

Казначейское сопровождение — одна из форм контроля государства за расходованием бюджетных средств. Оно осуществляется на основании постановления Правительства от 30.12.2016 № 1552. Документ поясняет суть этого понятия и порядок применения.

На какие средства распространяется

Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:

  1. Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
  2. Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
  3. Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
  4. Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
  5. Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.

В чем заключается сопровождение

Суть сопровождения заключается в том, что все финансовые потоки подконтрольной операции проходят через Казначейство. Применительно к закупкам это заключается в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Территориальный орган (ТО) Казначейства имеет счет в Центральном банке РФ. На него заказчик переводит исполнителю контракта аванс.
  2. Исполнитель и привлекаемые им субподрядчики открывают счета в территориальном органе Казначейства.
  3. Исполнитель запрашивает средства, а Казначейство переводит их исполнителю, предварительно убедившись, что финансы расходуются в рамках контракта.

Таким образом, все денежные потоки, за редким исключением, когда разрешено переводить средства на текущие банковские счета, проходят через ТО Казначейства.

Это лишь общее описание механизма казначейского сопровождения. В нем множество деталей и нюансов. Например, в госконтракт вносятся дополнительные положения:

  • запрет на нецелевое перечисление средств, например, в качестве вклада в уставный капитал или имущество другой организации (включая дочерние общества), на счет другого юрлица, кроме оплаты в рамках контракта;
  • обязанность исполнителя открыть себе и субподрядчикам счета в ТО Казначейства;
  • обязанность представлять в ТО Казначейства документы, которые подтвердят целевое расходование средств;
  • обязанность указывать в документах (контракте, платежках и всех остальных) идентификационный номер контракта (ИК), сформированный в порядке, установленном приказом Казначейства России от 09.01.2018 № 5н;
  • прочие положения и условия, если это определено актами Правительства России.
Читайте также:
Наем жилого помещения: что это значит

Для расхода денег со счета поставщик должен представить в Казначейство платежное поручение, госконтракт и иные документы, которые подтвердят обязанность расходования целевых средств — счета-фактуры, акты приема-передачи, накладные.

Перед тем как произвести оплату поставщику, ТО Казначейство проверит соответствие ИК, а также то, что срок действия казначейского обеспечения обязательств не истек.

Выводы

Итак, казначейское сопровождение — дополнительный способ контроля целевого использования бюджетных средств. Он вносит некоторые сложности в процесс взаимодействия заказчика и поставщика — необходимость открывать счета в Казначействе, предоставлять дополнительные документы, использовать идентификатор контракта. Однако это имеет положительный эффект не только для бюджета, но и для сторон контракта:

  1. Для заказчика:
    • осуществляется контроль Казначейством всей цепочки исполнителей;
    • возникает дополнительный «фильтр», отсеивающий ненадежных поставщиков.
  2. Для исполнителя плюс в том, что заказчик не сможет сослаться на отсутствие бюджетных средств и затягивать оплату.

Что такое казначейское обеспечение обязательств?

Казначейское обеспечение обязательств — это инструмент для расчета между заказчиком и исполнителем госконтракта при казначейском сопровождении целевых средств.

Казначейское обеспечение обязательств – это документ, который обязывает заказчика осуществить оплату товаров/работ/услуг головного исполнителя госконтракта. Казначейское обеспечение обязательств оформляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) на основании заявления получателя бюджетных средств. Для оплаты исполнитель должен выполнить установленные условия. Размер казначейского обеспечения указывается в контракте и не должен превышать сумму средств, выделенных заказчику из бюджета. Казначейское обеспечение обязательств используется как для расчетов государственного заказчика с головным исполнителем, так и головного исполнителя с исполнителями следующего уровня и так далее.

Как выглядит процесс оформления казначейского обеспечения обязательств:

  1. Госзаказчик направляет в ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения на сумму, не превышающую установленную контрактом.
  2. ТОФК проверяет выполнение следующих требований:
  • контракт содержит условие о казначейском обеспечении обязательств;
  • исполнителю открыт лицевой счет;
  • в заявлении указан ИГК;
  • сумма в заявлении не превышает суммы, установленной контрактом, с учетом осуществленных операций;
  • сумма в заявлении не превышает неиспользованного остатка лимита бюджетных обязательств на лицевом счете заказчика.
  1. При положительном результате проверки ТОФК заказчика:
  • формирует Казначейское обеспечение обязательств и направляет в ТОФК исполнителя;
  • обеспечивает блокировку лимитов бюджетных обязательств.
  1. Исполнитель получает уведомление о предоставлении казначейского обеспечения обязательств.

Порядок осуществления оплаты:

  1. Исполнитель направляет в ТОФК отчетные документы, Сведения об операциях с целевыми средствами и платежное поручение.
  2. ТОФК исполнителя проверяет документы, соблюдение исполнителем требований казначейского сопровождения целевых средств, а также срок действия казначейского обеспечения обязательств и соответствие ИГК, указанному в платежном поручении и в Казначейском обеспечении обязательств.
  3. При положительном результате проверки ТОФК исполнителя:
  • обеспечивает блокировку остатка Казначейского обеспечения обязательств на сумму платежного поручения;
  • формирует заявление на исполнение Казначейского обеспечения обязательств и направляет в ТОФК заказчика.
  1. ТОФК заказчика:
  • проверяет остаток бюджетных обязательств;
  • блокирует необходимую сумму на лицевом счете заказчика и направляет уведомление в ТОФК исполнителя;
  • осуществляет оплату обязательств исполнителя;
  • уведомляет заказчика об осуществлении расчетов.

Если головной исполнитель заключает договор с соисполнителем, в котором установлено казначейское обеспечение обязательств:

  1. Головной исполнитель направляет в ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств;
  2. ТОФК проверяет выполнение следующих требований:
  • договор содержит условие о казначейском обеспечении обязательств;
  • сумма в заявлении не превышает суммы, установленной договором, с учетом ранее осуществленных операций;
  • сумма в заявлении не превышает суммы неисполненного остатка Казначейского обеспечения обязательств;
  • в заявлении указан ИГК;
  • в договоре и заявлении указаны одинаковые реквизиты;
  • соисполнителю открыт лицевой счет;
  • сумма в заявлении не превышает сумму остатка, указанную в Сведениях об операциях с целевыми средствами.
  1. При положительном результате проверки ТОФК исполнителя:
  • формирует переведенное Казначейское обеспечение обязательств и направляет в ТОФК соисполнителя и уведомляет ТОФК госзаказчика;
  • обеспечивает блокировку остатка средств, указанного в Сведениях.
  1. Соисполнитель получает уведомление о предоставлении переведенного Казначейского обеспечения обязательств.

Расчеты с соисполнителем осуществляются по аналогии со схемой расчетов между головным исполнителем и заказчиком.

Казначейское обеспечение обязательств используется как альтернатива авансу. Механизм позволяет сократить размер дебиторской задолженности бюджетных организаций и снижает риск недобросовестного исполнения обязательств исполнителями.

Для расчетов с использованием казначейского обеспечения обязательств исполнителю требуется строго соблюдать порядок оформления и предоставления документов. Мы поможем Вам подготовим требуемые документы, возьмем на себя согласование операций с казначейством, решим спорные вопросы. Свяжитесь с нами по номеру +7 (495) 177-36-13 или оставьте заявку в форме под статьей, и мы подключимся к решению Ваших задач на любом этапе казначейского сопровождения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: