Лесной фонд: что это такое, описание и особенности

Лесной фонд: освещаем тщательно

Подборка наиболее важных документов по запросу Лесной фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Статьи, , ответы на вопросы: Лесной фонд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения18.5. Вывод из судебной практики: При наличии плана лесной участок, который состоит из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет, может быть передан в аренду до 01.01.2015 без осуществления кадастрового учета.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Литература

Лесной фонд. Лесная энциклопедия / Гл. редактор Г. И. Воробьёв. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 2. — 631 с. — 100 000 экз.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Читайте также:
Плательщик ренты: что это такое, описание и особенности

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Читайте также:
Недвижимое имущество: что это такое, описание и особенности

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Можно ли строить на участках ЗЛФ

Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.

Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.

В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:

  • геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
  • использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
  • созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
  • рекреационной или религиозной деятельностью;
  • заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.

Карта ЗЛФ

В настоящее время в открытом доступе пока не существует специально разработанной отдельной карты российских лесов. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, создана карта лесного фонда регионального назначения с границами лесных участков на публичной карте области.

Картографические снимки лесных угодий можно запросить в местном представительстве Рослесхоза.

Если речь идет об общем лесном фонде РФ, отдельные его элементы и участки, отнесенные к ЗЛФ, можно найти на Публичной кадастровой карте. Возможно, в будущем появится функция отделения лесничеств и лесопарков.

Заключение

ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.

Земли лесного фонда

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.

В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.

Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.

Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться. Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность. То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.

Понятие лесного фонда и его типы

Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.

Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.

Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:

  • Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
  • Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
  • Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
  • Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
  • Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.
Читайте также:
Прямые инвестиции: что это такое, описание и особенности

Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.

Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.

Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.

Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?

Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.

Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:

  • Аренды;
  • Безвозмездного пользования;
  • Концессии;
  • Недлительного пользования.

Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки

На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:

  • Заготовка коры, бересты, живицы;
  • Заготовка древесины;
  • Вырубка новогодних елок;
  • Пастьба скота;
  • Сенокошение;
  • Размещение пасек и ульев;
  • Сбор опавших листьев и камыша;
  • Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
  • Проведение научно-исследовательских работ.
Обязанности леспользователей

Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.

Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:

  1. Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
  2. Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
  3. Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
  4. Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
  5. Рационально использовать богатство лесного фонда.
  6. Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.

Возможные изменения статуса лесных территорий

Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.

Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».

На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу. В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды. Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет. Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы. Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.

Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.

Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:

  • Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
  • Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
  • Землях водного фонда.
  • Землях иных категорий.

Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности. Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Перевод долга: что это такое, описание и особенности

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Читайте также:
Правовая семья: что это такое, описание и особенности

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Лесной фонд: что это такое, описание и особенности

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности. Земли лесного фонда имеют весьма своеобразный правовой режим, в котором главенствующая роль отведена не непосредственно земле, а расположенным на ней лесным насаждениям.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

На вопрос «Как распорядиться землями лесного фонда?» закон дает следующий ответ: лесные участки могут быть предоставлены в постоянное пользование (его еще называют бессрочным), аренду либо в безвозмездное пользование на определенный срок.

Лесные участки, относящиеся к федеральной собственности, продаже не подлежат, но их можно взять в аренду, срок действия которой составляет от года до сорока девяти лет. Купить такие участки можно только после проведения процедуры перевода земель лесного фонда в земли иной категории, однако для этого потребуются веские основания, поэтому для частных лиц иного выхода, как брать землю в аренду, не остается.

Лесной участок, находящийся в государственной собственности, может быть предоставлен в аренду для одной или нескольких целей, а именно: для заготовки древесины; для заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов; для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; для ведения сельского хозяйства; для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности; для осуществления рекреационной деятельности; для иных видов, определенных в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ.

Арендодателем по договору аренды участка лесного фонда (т.е. лицом, уполномоченным от имени собственника (Российской Федерации) заключать договор) в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ и Указа Губернатора Омской области № 143 от 26.12.2007г. является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Чтобы получить статус арендатора земель лесного фонда, необходимо принять участие в аукционе.

Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информация о проведении торгов, определенных Правительством Российской Федерации ( www . torgi . gov . ru – официальный сайт торгов), размещается не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Для участия в аукционе необходимо подать заявку с приложенным к ней пакетом требуемых документов, как правило, это заявление об участии в аукционе, квитанция об уплате задатка. В аукционе побеждает согласно положениям Лесного кодекса РФ тот участник, который предложит самую высокую цену за право заключения договора аренды лесного участка.

Срок действия договора аренды лесного участка определяется условиями аукциона и может составлять от десяти до сорока девяти лет. Арендная плата является существенным условием договора аренды, ее размер определяется ставкой платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкой за единицу площади лесного участка, установленных, соответственно, Правительством Российской Федерации.

Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43-45 Лесного кодекса РФ, а также нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Читайте также:
Огнестрельное оружие: что это такое, описание и особенности

Необходимо отметить, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесных участков.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Государственная регистрация земель лесного фонда проводится в установленный законом срок – 10 рабочих дней.

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

  • Понятие лесного сервитута
  • Виды лесного сервитута
  • Соглашение об обременении
  • Особенности лесного сервитута

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:

  • Срочное;
  • Бессрочное.

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Право аренды земельного участка может переходить по наследству.

Максимальный срок аренды земли составляет 49 лет. Подробнее об условиях данного вида аренды читайте здесь.

Хотите взять ипотеку в «Абсолют банке»? Описание условий и ипотечных программ вы найдете в нашей статье.

Особенности лесного сервитута

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору). Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Читайте также:
Лесные подати: что это такое, описание и особенности

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса. Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Лесной сервитут

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными угодьями. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, частный – соглашением сторон или решением суда.

Он устанавливается на землях лесного фонда и на участках, которые в эту категорию не входят. К первым относится сам лес, а также питомники, прогалины, вырубки, просеки и лесные дороги. Ко вторым – городские леса и леса сельских поселений.

Виды лесного сервитута

Принято различать два вида лесного сервитута: публичный и частный. Публичный гарантирует право любому гражданину РФ без всяких ограничений находиться в лесу и собирать в нем дикие плоды, ягоды, грибы, лекарственные травы. Люди могут в лесах охотиться, совершать туристические походы, организовывать спортивные соревнования. Отличает публичный сервитут то, что он всегда устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц.

Иногда публичный сервитут ограничивается актами государственных или местных органов власти, договором сторон или судебным решением. Тогда юристы говорят о частном лесном сервитуте. Он устанавливается в интересах определенного лица (или группы лиц) и всегда по отношению к конкретному земельному участку. Основные виды такого сервитута:

  • возможность проходить (проезжать) через чужой участок;
  • прокладывать по нему инженерные сети;
  • проводить дренажные работы;
  • набирать воду для личных нужд;
  • проходить к берегу водоема.

Если сервитут оформляется договором, то для соглашения достаточно простой письменной формы. В нем непременно указываются такие сведения:

  • данные сторон;
  • описание участка с указанием адреса и площади;
  • цель сервитута;
  • пределы его действия;
  • размер оплаты.

Если же стороны не договорились о сервитуте, то лицо, которое настаивает на нем, вправе обратиться с иском в суд. При этом оно должно указать причину, по которой ему необходимо приобрести право ограниченно пользоваться чужими лесными угодьями. Если у суда возникают технические сложности с установлением границ сервитута, то он назначает проведение дополнительных кадастровых работ. И уже по их результатам судебный орган выносит свое решение.

Как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда, смотрите по ссылке. Возможно ли строительство объектов на землях данной категории – смотрите здесь.

Особенности частного сервитута

Для того чтобы установить частный сервитут, нужно обращаться только к владельцу этого участка. Хотя потребовать его установления вправе и арендатор земли.

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации. Она проводится в Росреестре по обоюдному заявлению сторон или по требованию судебного исполнителя. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • квитанция об уплате госпошлины (1000 рублей для физлиц, 4000 рублей для юрлиц);
  • соглашение о сервитуте;
  • кадастровый план с нанесенным сервитутом.

После чего на участок накладывается обременение. Оно фиксируется в ЕГРП. Когда земля находится в общей собственности, для сервитута нужно согласие всех совладельцев.

Читайте также:
Оправдательный приговор: что это такое, описание и особенности

Сервитут никогда не отчуждается самостоятельно. В качестве обременения он переходит вместе с правом собственности на землю.

Лесной сервитут бывает бессрочным или устанавливается на определенное время.

Прекращение сервитута

Иногда необходимость в сервитуте отпадает, или он начинает мешать соседу полноценно использовать свой участок, в таком случае он может быть прекращен. Основанием служит соглашение о его отмене между сторонами или новое решение суда. Эти изменения вносятся в реестр прав и обременение с участка снимается.

Оплата

Часто возникает вопрос об оплате сервитута. Юристы рекомендуют для этого обращаться в специализированные оценочные организации, которые помогут установить примерную стоимость такого вида права. А стороны уже на основании экспертного заключения договариваются об оплате сервитута с учетом конкретных обстоятельств.

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком / Сервитут / Виды сервитутов

Время на чтение: 11 мин

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

  • Понятие лесного сервитута
  • Виды лесного сервитута
  • Соглашение об обременении
  • Особенности лесного сервитута

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно. Задать вопрос

Определение лесного сервитута

Понятие лесного сервитута упоминается в 9-й статье Лесного Кодекса. Лесным сервитутом называется право ограниченного пользования чужими лесными участками. Там же сказано, что связанные с этим вопросы регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Но только в том, что не противоречит лесному законодательству.

В Гражданском Кодексе сервитуту посвящены 274-277 статьи. В Земельном ему отводится 23-я статья.

Сервитут неотделим от участка. То есть его невозможно продать или передать другим образом отдельно. А если участок перешёл к другому лицу, обременение на нём остаётся на прежних условиях.

Обременения устанавливаются с целью:

  • проезда или прохода, в том числе к прибрежной полосе;
  • прогона или выпаса скота, сенокошения;
  • размещения межевых знаков или доступа к ним;
  • ремонтных работ;
  • водозабора, дренажных работ и т. п.
  • исследований и изысканий;
  • охоты и рыболовства.

Разновидности лесного сервитута

Обременение подразделяется на публичное и частное. Первое распространяется на неограниченный круг лиц. А второе устанавливается в интересах конкретных людей или предприятий. Частный сервитут, как правило, является оплачиваемым.

Понятие публичного лесного сервитута присутствовало в старой версии Лесного Кодекса (от 1997 года). В 21-й статье говорилось о праве граждан РФ свободно находиться на землях лесного фонда (а также в лесах, не входящих в него). В новой версии (от 2006 года) такого термина не содержится. Но в его 11-й статье указывается на право пребывания в лесах, а также заготовки и сбора ягод, растений, грибов и т. п.

Ограничение прав может быть срочным, если необходимость в нём возникла на определённый период. Например, для ограниченной во времени исследовательской работы. Если же не ожидается, что причина установления сервитута исчезнет, он является бессрочным.

Эти виды рассматриваются в Земельном Кодексе. Но по общему правилу они распространяются и на лесной сервитут, поскольку противоречия с Лесным Кодексом нет.

Виды права ограниченного пользования чужими участками

Сервитут подразделяют на публичный и частный. Публичный, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.
Помимо прочего, факт нахождения в лесу накладывает на граждан ряд обязательств. Например, они обязаны заботиться о пожарной безопасности лесополосы, не допускать засорения леса, вырубки деревьев и иных мероприятий, разрушающих инфраструктуры леса.

Частный лесной сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

Все граждане могут свободно находиться в лесу – это закреплено 21 статьей Лесного кодекса. Это относится, в первую очередь, к публичному сервитуту.

А вот частный сервитут контролируется статьями 274, 275, 276 и 277 ГК РФ. В том числе, опираясь на них можно установить порядок перемещения по соседнему лесному участку.

СПРАВКА. Использование этих статей позволяется в той мере, в какой это не противоречит Лесному кодексу РФ.

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Читайте также:
Перевод долга: что это такое, описание и особенности

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору).

Предлагаем ознакомиться: Особенности составления и расторжения предварительного договора при покупке земельного участка

Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Читайте также:
Недвижимое имущество: что это такое, описание и особенности

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса.

Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва, Санкт-Петербург или через форму обратной связи, расположенную ниже.

Основания для лесного сервитута

Полноценное использование участка иногда невозможно без частичного пользования соседним. А в некоторых случаях – участком, расположенным не по соседству. В таких случаях пользующийся участком имеет право потребовать установления сервитута.

Поскольку требование распространяется не на всех граждан, такой сервитут будет частным. Он устанавливается подписанием договора между владельцами участков. В нём устанавливаются все правила и особенности такого использования.

Если не удалось получить добровольное согласие, придётся обращаться в судебные органы. Для этого составляется иск об установлении сервитута.

Суд рассматривает такие вопросы:

  • его необходимость;
  • возможность использования участка владельцем с учётом ограничений;
  • правила пользования;
  • размер вознаграждения.

Правила использования должны быть такими, чтобы учитывались интересы обеих сторон. Суд имеет право установить их самостоятельно, а не только соглашаться с предложенными истцом. При необходимости привлекаются эксперты.

Размер оплаты определяется исходя из расходов, убытков или неполученной выгоды. Также устанавливается, распространяется ли право на весь участок или его часть.

Сервитут в обязательном порядке регистрируется как обременение земельного участка в Росреестре. Если он установлен добровольно, стороны обращаются в любое отделение с заявлением и договором. Если вопрос решался в суде, основанием будет его постановление.

Сервитут прекращается, если необходимость в нём отпала. Если он нарушает права пользования участком и делает это невозможным, владелец имеет право расторгнуть договор через суд. В обоих случаях соответствующая отметка снимается.

В чем смысл данного обременения?

Допустим, вы занимаетесь постройкой чего-либо в лесу. Для этого вам требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей.

Тогда вы можете установить с ними договор. Ваш сосед может позволить вам использовать его территорию в ваших целях, но, конечно, имеет полное право запросить с вас соответствующую оплату.

Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Примеры и основания установления

Основное их назначение– определить порядок и возможность использования лесных угодий, вам не принадлежащих. Поэтому сервитуты различаются, каждый из них может иметь различные цели и пути их реализации.

Сюда относят:

  • определение порядка проезда и прохода по соседним лесным территориям;
  • возможность прокладки линий электропередач;
  • прокладка газопровода;
  • развитие сетей дорожных коммуникаций – прокладка новых дорог и расширение (или удлинение) старых;
  • обеспечение коммуникации;
  • наладка водоснабжение, мелиорации;
  • любые другие изменения, которые модифицируют лесной участок и не могут быть достигнуты без заключения сервитута.

Какие права даёт и к чему обязывает сервитут

Владелец сервитута имеет право пользоваться чужим лесным участком. Но только в тех рамках и для тех действий или работ, которые указаны в соглашении или решении суда. Он не имеет права самостоятельно, без согласования, изменять эти условия. Также нельзя передать обременения другому лицу.

При этом обладатель сервитута должен соблюдать все условия договора. Это относится, в частности, к своевременной и полной оплате. Он должен бережно относиться к имуществу владельца участка и к самому лесу.

Как его установить?

Если вы хотите установить соглашение с владельцами соседних угодий, то порядок действий таков:

  1. Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.
  2. Если соглашение было достигнуто, то подписать договор, в котором будет указано, на какие земли распространяется сервитут, для каких целей он был заключен, права и обязанности каждой стороны по предоставлению и использованию земель. После подписания договора его необходимо зарегистрировать таким же образом, как и любой другой договор на недвижимое имущество.
  3. Если в договоре была указана оплата за услугу, то произвести ее.
  4. Если соглашения не было достигнуто, то вы имеете право обратиться в суд и потребовать его заключения.

ВНИМАНИЕ. Если собственник земли решит прервать действие сервитута по собственному желанию, то он имеет на это полное право. А вот вы можете прервать действие только в суде, в случае, если земельные хозяйства больше не могут быть использованы так, как вы хотели это от лесодателя.

Естественно, любое судебное решение, касающееся ваших отношений с лесодателем, может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.

Ограничения лесного сервитута

Законодательно закреплено право граждан находиться в лесах и заниматься там сбором растений и грибов. Но есть отдельные случаи, в которых оно ограничивается. Запрещается или ограничивается пребывание в лесах:

  1. находящихся на территории земель категории обороны и безопасности;
  2. особо охраняемых территорий;
  3. и в других, о которых говорится в федеральных законах.

При сборе также есть определённые ограничения. Нельзя собирать растения (включая их части) и грибы, входящие в Красные книги. Также не допускается сбор растений с наркотическими свойствами.

Ограничения могут быть связаны и с пожарной или санитарной безопасностью. Она должна соблюдаться и тогда, когда нахождения в лесу является свободным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: