Лесной сервитут: что это такое, описание и особенности

Что нужно знать о сервитуте на лесной участок и что говорит о нем закон?

Если вы владеете лесными угодьями, то вы можете вступить в правоотношения с соседними собственниками – заключить лесной сервитут.

Его заключение дает вам как права, так и налагает обязанности.

О том, для каких целей требуется сервитут и как его заключить, пойдет речь в данной статье.

Кроме того, наши специалисты предоставят информацию о законодательных актах, на которые опирается право пользования сервитутом на лесной участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях. В зависимости от его вида, у вас может быть разный набор возможностей использования лесных ресурсов.

Виды права ограниченного пользования чужими участками

Сервитут подразделяют на публичный и частный. Публичный, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Помимо прочего, факт нахождения в лесу накладывает на граждан ряд обязательств. Например, они обязаны заботиться о пожарной безопасности лесополосы, не допускать засорения леса, вырубки деревьев и иных мероприятий, разрушающих инфраструктуры леса.

Частный лесной сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

Узнать, чем отличаются публичные и частные сервитуты можно в этой статье.

На какие законодательные акты он опирается?

Все граждане могут свободно находиться в лесу – это закреплено 21 статьей Лесного кодекса. Это относится, в первую очередь, к публичному сервитуту.

А вот частный сервитут контролируется статьями 274, 275, 276 и 277 ГК РФ. В том числе, опираясь на них можно установить порядок перемещения по соседнему лесному участку.

В чем смысл данного обременения?

Допустим, вы занимаетесь постройкой чего-либо в лесу. Для этого вам требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей.

Тогда вы можете установить с ними договор. Ваш сосед может позволить вам использовать его территорию в ваших целях, но, конечно, имеет полное право запросить с вас соответствующую оплату.

Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Примеры и основания установления

Основное их назначение– определить порядок и возможность использования лесных угодий, вам не принадлежащих. Поэтому сервитуты различаются, каждый из них может иметь различные цели и пути их реализации.

Сюда относят:

  • определение порядка проезда и прохода по соседним лесным территориям;
  • возможность прокладки линий электропередач;
  • прокладка газопровода;
  • развитие сетей дорожных коммуникаций – прокладка новых дорог и расширение (или удлинение) старых;
  • обеспечение коммуникации;
  • наладка водоснабжение, мелиорации;
  • любые другие изменения, которые модифицируют лесной участок и не могут быть достигнуты без заключения сервитута.

Чем может быть ограничено право публичного пользования?

Несмотря на общий характер лесных соглашений, граждане могут иметь некоторые ограничения в правах в связи со следующими факторами:

  1. Есть судебное решение, запрещающее заниматься некоторыми видами промысла (например, в заповедниках нельзя собирать редкие растения).
  2. Существуют акты государственных или местных руководящих органов на использование лесных угодий, в том числе их посещения, если речь идет о заповедных зонах.
  3. На данной местности действует частный сервитут, накладывающий ограничения на некоторую деятельность.

Цели заключения

Основное предназначение договора – закрепить взаимоотношения между собственниками лесных угодий в правовой форме. Разумеется, вы можете действовать по неформальной, устной договоренности. Однако, при любом возникновении споров этот договор, как вы понимаете, не имеет никакой силы.

Приведем пример: Допустим, вы договорились с соседом о том, чтобы использовать его дороги для проезда своей техники. И вдруг в один «прекрасный» момент его это перестает устраивать, и он обращается в суд. Никакой защиты у вас в таком случае нет. Фактически, вы использовали чужие земли для своих целей, делая это незаконно. Поэтому вас могут призвать к ответственности.

Сервитут же устанавливает правоотношения между собственниками. Поэтому при его заключении не может быть вышеприведенных эксцессов. Все точно описано и документально закреплено.

Как его установить?


Если вы хотите установить соглашение с владельцами соседних угодий, то порядок действий таков
:

  1. Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.
  2. Если соглашение было достигнуто, то подписать договор, в котором будет указано, на какие земли распространяется сервитут, для каких целей он был заключен, права и обязанности каждой стороны по предоставлению и использованию земель. После подписания договора его необходимо зарегистрировать таким же образом, как и любой другой договор на недвижимое имущество.
  3. Если в договоре была указана оплата за услугу, то произвести ее.
  4. Если соглашения не было достигнуто, то вы имеете право обратиться в суд и потребовать его заключения.

Естественно, любое судебное решение, касающееся ваших отношений с лесодателем, может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.

Заключение

Если вам потребовалось использовать землю соседей для своих целей, то верным решением будет оформление лесного сервитута.

Читайте также:
Присяжный фотограф: что это такое, описание и особенности

Его заключение – довольно простая процедура, а вот его отсутствие – потенциальные проблемы, которые могут привести к печальному результату.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Статья 21. Лесные сервитуты. Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 21
Комментируемая статья впервые закрепила в лесном законодательстве понятие “лесной сервитут”, под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в Лесном кодексе по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными Водным кодексом Российской Федерации. Понятие “лесной сервитут”, как, впрочем, и “водный сервитут” не совпадает с классическим понятием “сервитут” (см. комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997).
Сервитуты – это один из видов вещных прав, возникших еще в римском праве. Необходимость правового регулирования сервитутных отношений в России возникла в связи с установлением права частной собственности на землю. Суть понятия сервитута состоит в том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком. Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутном правоотношении предстают собственники недвижимости.
Лесной кодекс внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся в римском частном праве. Так, когда речь идет о публичном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов – Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой – неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи – несобственники.
Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных ст. 274 – 277 ГК РФ, которые применимы в определенной степени к регулированию только частных лесных сервитутов, заключается в следующем. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок (участок лесного фонда или участок лесов, не входящих в лесной фонд), прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (лесопользователя), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК РФ предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно – правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка (пользователь участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы. По требованию собственника земельного участка (пользователя участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу (участок лесного фонда или участок леса, не входящего в лесной фонд), в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник (лесопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке (см. также комментарии к ст. 86 и 123 ЛК РФ).

Понятие лесного сервитута и его виды

Лесной сервитут означает право частично пользоваться чужим лесным участком. При этом на отдельные лесные земли доступ может быть запрещён или ограничен.

  • Определение лесного сервитута
  • Разновидности лесного сервитута
  • Основания для лесного сервитута
  • Какие права даёт и к чему обязывает сервитут
  • Ограничения лесного сервитута

Определение лесного сервитута

Понятие лесного сервитута упоминается в 9-й статье Лесного Кодекса. Лесным сервитутом называется право ограниченного пользования чужими лесными участками. Там же сказано, что связанные с этим вопросы регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Но только в том, что не противоречит лесному законодательству.

В Гражданском Кодексе сервитуту посвящены 274-277 статьи. В Земельном ему отводится 23-я статья.

Сервитут неотделим от участка. То есть его невозможно продать или передать другим образом отдельно. А если участок перешёл к другому лицу, обременение на нём остаётся на прежних условиях.

Обременения устанавливаются с целью:

  • проезда или прохода, в том числе к прибрежной полосе;
  • прогона или выпаса скота, сенокошения;
  • размещения межевых знаков или доступа к ним;
  • ремонтных работ;
  • водозабора, дренажных работ и т. п.
  • исследований и изысканий;
  • охоты и рыболовства.
Читайте также:
Незавершенное производство: что это такое, описание и особенности

Разновидности лесного сервитута

Обременение подразделяется на публичное и частное. Первое распространяется на неограниченный круг лиц. А второе устанавливается в интересах конкретных людей или предприятий. Частный сервитут, как правило, является оплачиваемым.

Понятие публичного лесного сервитута присутствовало в старой версии Лесного Кодекса (от 1997 года). В 21-й статье говорилось о праве граждан РФ свободно находиться на землях лесного фонда (а также в лесах, не входящих в него). В новой версии (от 2006 года) такого термина не содержится. Но в его 11-й статье указывается на право пребывания в лесах, а также заготовки и сбора ягод, растений, грибов и т. п.

Ограничение прав может быть срочным, если необходимость в нём возникла на определённый период. Например, для ограниченной во времени исследовательской работы. Если же не ожидается, что причина установления сервитута исчезнет, он является бессрочным.

Эти виды рассматриваются в Земельном Кодексе. Но по общему правилу они распространяются и на лесной сервитут, поскольку противоречия с Лесным Кодексом нет.

Основания для лесного сервитута

Полноценное использование участка иногда невозможно без частичного пользования соседним. А в некоторых случаях – участком, расположенным не по соседству. В таких случаях пользующийся участком имеет право потребовать установления сервитута.

Поскольку требование распространяется не на всех граждан, такой сервитут будет частным. Он устанавливается подписанием договора между владельцами участков. В нём устанавливаются все правила и особенности такого использования.

Если не удалось получить добровольное согласие, придётся обращаться в судебные органы. Для этого составляется иск об установлении сервитута.

Суд рассматривает такие вопросы:

  • его необходимость;
  • возможность использования участка владельцем с учётом ограничений;
  • правила пользования;
  • размер вознаграждения.

Правила использования должны быть такими, чтобы учитывались интересы обеих сторон. Суд имеет право установить их самостоятельно, а не только соглашаться с предложенными истцом. При необходимости привлекаются эксперты.

Размер оплаты определяется исходя из расходов, убытков или неполученной выгоды. Также устанавливается, распространяется ли право на весь участок или его часть.

Сервитут в обязательном порядке регистрируется как обременение земельного участка в Росреестре. Если он установлен добровольно, стороны обращаются в любое отделение с заявлением и договором. Если вопрос решался в суде, основанием будет его постановление.

Сервитут прекращается, если необходимость в нём отпала. Если он нарушает права пользования участком и делает это невозможным, владелец имеет право расторгнуть договор через суд. В обоих случаях соответствующая отметка снимается.

Какие права даёт и к чему обязывает сервитут

Владелец сервитута имеет право пользоваться чужим лесным участком. Но только в тех рамках и для тех действий или работ, которые указаны в соглашении или решении суда. Он не имеет права самостоятельно, без согласования, изменять эти условия. Также нельзя передать обременения другому лицу.

При этом обладатель сервитута должен соблюдать все условия договора. Это относится, в частности, к своевременной и полной оплате. Он должен бережно относиться к имуществу владельца участка и к самому лесу.

Ограничения лесного сервитута

Законодательно закреплено право граждан находиться в лесах и заниматься там сбором растений и грибов. Но есть отдельные случаи, в которых оно ограничивается. Запрещается или ограничивается пребывание в лесах:

  1. находящихся на территории земель категории обороны и безопасности;
  2. особо охраняемых территорий;
  3. и в других, о которых говорится в федеральных законах.

При сборе также есть определённые ограничения. Нельзя собирать растения (включая их части) и грибы, входящие в Красные книги. Также не допускается сбор растений с наркотическими свойствами.

Ограничения могут быть связаны и с пожарной или санитарной безопасностью. Она должна соблюдаться и тогда, когда нахождения в лесу является свободным.

Какие бывают виды сервитута на земельные участки? Классификация по сроку действия

По причине того, что земельные участки находятся в чьей-то собственности, то ежедневно рождается большое количество споров и разногласий по земельным вопросам. Они могут происходить из-за самых незначительных вещей, которые касаются интересов двух и более лиц/организаций. Даже невысокое деревце на участке может привести к спору. Многие конфликты рождаются из-за отсутствия знания персональных прав, положенных по закону.

  1. Что это такое: понятие в гражданском праве РФ
  2. Разновидности: какие формы бывают?
  3. Частный
  4. Публичный
  5. Чем отличается?
  6. Особенности установления частного и публичного
  7. Какие есть по периоду действия?
  8. Срочные
  9. Бессрочный
  10. На отдельные категории земли
  11. Лесные
  12. Водные

Что это такое: понятие в гражданском праве РФ

Когда одно или несколько лиц получают возможность проводить работы или проезжать/проходить по чужой территорией, находящейся в собственности, на основании договоренностей или решения суда.

Частный и публичный — основные формы сервитутов, используемых в законодательстве:

  • Частный устанавливается при личных притязаниях физического лица или к физическому лицу.
  • Публичный — регулируется на законодательном уровне.
Читайте также:
Оптовая ярмарка: что это такое, описание и особенности

Разновидности: какие формы бывают?

Частный

Составленная договоренность между двумя и более соседями или судебное решение являются причиной частного сервитута.

В соответствии со ст.274 ГК РФ он может устанавливаться для явственных потребностей, которые не могут осуществляться без его установления – переход или переезд через соседский участок земли, использование ЛЭП, возведение трубопроводов, линий связи и прочие работы по ремонту. Владелец, для которого установлен сервитут может запросить деньги за пользование участком.

Пример. После покупки садового участка есть необходимость подвести к дому канализацию, но вокруг расположены другие участки, которые не дают шанса это сделать. Пробуйте договориться с соседом/соседями и заключить соглашение. Если мирно не получается получить согласие, то следующий шаг — обращение в суд.

В случае, когда ремонтные работы закончены, проезд/проход через участок уже не нужен, то есть основания для ограничения исчерпаны, то владелец земли может потребовать отмены сервитута, установленного в отношении его владения.

Пример. Для полива сада тратилась вода из озера, после бурения скважины на участке, нужда брать озерную воду пропала, необходимость ходить к озеру — тоже. Обращайтесь в суд для отмены сервитута.

Подробнее о том, что такое частный сервитут и как он устанавливается, мы рассказывали тут.

Публичный

Он закрепляется законом, нормативно-правовым актом РФ или субъекта РФ. Когда необходимо соблюсти государственные интересы, интересы местного самоуправления или местного населения, его устанавливают органы местного самоуправления, без изымания земельных участков.

Публичный сервитут закрепляется для муниципалитета или государства, владеющих земельными участками (п.2 ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Документ может быть применен для следующих ситуаций:

  • дать свободный доступ людям к водному объекту всеобщего пользования или его берегу;
  • распределить на территории межевые знаки, провести геодезические работы;
  • осуществить осушительные работы на участке;
  • в случае водопоя или изъятия водных ресурсов из водного объекта;
  • для прогона сельскохозяйственной живности;
  • в случае покоса сена и выпаски сельскохозяйственного скота длительностью, соответствующей местным обычаям;
  • в случае использования участка земли для ловли и разведения рыбы, охоты.

В случае перехода права на земельный участок с действующим сервитутом другому лицу, его действие продолжается, несмотря на смену собственника.

В Федеральном законе №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и п.17 ст.23 Земельного Кодекса РФ, говорится о том, что все сервитуты обязательно регистрируются при предоставлении заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого он устанавливается, если у него есть соответствующий контракт о его установлении.

А публичные сервитуты вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Больше информации о том, что такое публичный сервитут и как он оформляется, найдете в этой статье, а о правилах установления такого обременения прочтете здесь.

Чем отличается?

Важное различие публичного и частного сервитутов в том, что частный стоит на охране интересов одного/нескольких граждан, а публичный – большого круга людей.

Физические лица могут настаивать на плате за использование своего участка у того, в чью пользу установлен сервитут (однократно или периодическими платежами, причем плата может меняться на протяжении действия сервитута), а собственник земли по публичному сервитуту требует плату только при сложностях использования своего участка.

Частный сервитут достигается, если стороны пришли к обоюдному соглашению или по решению суда, а публичный – нормативно-правовыми актами, но никогда – через суд.

Если основания установления сервитута в частном порядке перестали быть актуальными, или участок невозможно использовать при сервитуте, то физическое лицо подает в суд иск для прекращения его действия (на каких основаниях может быть прекращен сервитут читайте тут). А публичный сервитут заканчивает действие после окончания срока резервирования земли, на которой он установлен.

Более подробно разница между понятиями частного и публичного сервитута была рассмотрена нами в этой статье.

Особенности установления частного и публичного

Частный сервитут устанавливается при достижении взаимной договоренности между соседями о проезде или проходе через участок, или проведении временных работ. Если мирное соглашение не достигнуто, то решение принимается судом.

Только органами государственной или местной власти может быть установлен публичный сервитут (п.2 ст.23 ЗК РФ). При необходимости обеспечения государственных нужд или интересов большого числа граждан никакого добровольного соглашения не заключается. Права использующих территорию по публичному сервитуту регламентированы нормативным актом, по которому он установлен (п.2 ст.41 ЗК РФ).

Оба вида сервитута подлежат обязательной регистрации в Едином государственной реестре недвижимости.

О том, как, на каких основаниях и по какому принципу происходит процедура установления частного и публичного сервитута, мы рассказываем тут.

Какие есть по периоду действия?

Срочные

Отрезки времени, на протяжении которых устанавливаются сервитуты регулируются п.7 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Сервитут также может быть срочным. У срочного сервитута отмечаются определенные временные рамки, которые фиксируются в соглашении или решении суда. То есть он перестает действовать, как только закрепленный срок истёк.

В решении об установлении публичного сервитута закрепляется его продолжительность действия.

Если земельный участок находится в пределах территорий, зарезервированных для муниципальных или государственных нужд, то его срок должен быть равен или менее срока резервирования.

Читайте также:
Новеллы юстиниана: что это такое, описание и особенности

Бессрочный

Если в соглашении сторон, решении суда или нормативно-правовом акте об установлении сервитута не прописан срок его действия, то он расценивается как бессрочный или постоянный. К таким относятся условия, которые сложно или невозможно изменить/устранить. Доступ к водоёму – сервитут может налагаться как в частном порядке, так и в публичном.

Более подробно о том, на какие сроки может быть установлен сервитут, мы рассказываем в этой статье.

На отдельные категории земли

Лесные

Лесной сервитут – это право неустановленного по времени или ограниченного пользования лесными участками (ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации). По сути — это разновидность земельного сервитута, поскольку невозможно использовать лесной ресурс без использования земли. Он также может быть частным и публичным.

В соответствии со ст.21 ЛК РФ клюбое физическое лицо имеет право свободно находиться в лесном фонде и лесах, к нему не относящихся, если иное не прописано в законодательстве.

Для обычных жителей лесной сервитут может служить для целей сельскохозяйственной деятельности, бортничества.

Публичные лесные сервитуты де-юре подтверждаются актами законодательства на локальном или федеральном уровне (п.2 ст.23 ЗК РФ) и служат таким целям широкого круга граждан, как:

  • проход/проезд через участок леса;
  • проведения исследований, разработок, изысканий и других работ;
  • сенокос и выпаска скота;
  • прогон скота к пастбищам;
  • ремонт различных линий – электрических, транспортных, коммунальных, инженерных;
  • пользование лесной территорией для целей охоты и рыболовства.

Если в сервитуте отпала необходимость, то на основании п.1 ст.276 ГК РФ, он прерывает свое действие согласно решению собственника лесного участка.

Пример. Положено окончание работам по сооружению объездной дороги вокруг леса, проезд через который требовал наличия сервитута.

Водные

Водный кодекс Российской Федерации в статье 43 устанавливает определение водного сервитута. Этот его вид предполагает право ограниченного пользования водным объектом. Является разновидностью земельного сервитута, т.к. невозможно использовать водный ресурс, не используя при этом землю, на которой он находится.

Частая история в практике, когда водоём находится на территории частного владения. В таком случае может быть установлен частный или публичный сервитут. Потребность в нем возникает в случаях:

  • когда гонят домашних животных на пастбища;
  • прогона скотины к месту водопоя;
  • забора воды без использования технических сооружений;
  • эксплуатации водных видов транспорта в целях мелкого судоходства.

Собственник водного объекта должен обратиться в суд, если причина установления сервитута больше не имеет значения (например, не существует животноводческая ферма, от которой гоняли скот на водопой), или изменилось русло реки (пересох пруд).

Мы рассмотрели основные виды земельных сервитутов – срочные и бессрочные, публичные и частные, лесные и водные. Взаимоотношения в разрезе сервитутов регулируются Гражданским, Земельным, Лесным и Водным кодексами Российской Федерации. У каждого есть свои особенности и частности. Любой сервитут подлежит государственной регистрации, а устанавливается с помощью добровольного соглашения, нормативно-правового акта или решения суда.

Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Лесной кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года

(В редакции федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 14.06.2011 № 137-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 21.12.2013 № 360-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 415-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 28.06.2014 № 180-ФЗ, от 21.07.2014 № 250-ФЗ, от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 30.12.2015 № 455-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 23.06.2016 № 206-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 01.07.2017 № 143-ФЗ, от 29.12.2017 № 471-ФЗ, от 18.04.2018 № 77-ФЗ, от 04.06.2018 № 148-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 471-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 22.12.2020 № 454-ФЗ, от 04.02.2021 № 3-ФЗ, от 09.03.2021 № 35-ФЗ, от 30.04.2021 № 112-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 11.06.2021 № 209-ФЗ, от 02.07.2021 № 301-ФЗ, от 02.07.2021 № 302-ФЗ, от 02.07.2021 № 303-ФЗ, от 02.07.2021 № 304-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

Читайте также:
Правовое ограничение: что это такое, описание и особенности

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Статья 2. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 455-ФЗ; от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 415-ФЗ, от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Статья 5. Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 51. Информация о лесах

1. Информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3. Состав и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(Статья введена – Федеральный закон от 29.12.2017 № 471-ФЗ)

Статья 6. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда

1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 – 123 настоящего Кодекса.

(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Статья 61. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.

2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

(Статья введена – Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ)

Статья 7. Лесной участок

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Читайте также:
Портфельные инвестиции: что это такое, описание и особенности

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.12.2018 № 471-ФЗ)

Статья 10. Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:

1) защитные леса;

2) эксплуатационные леса;

3) резервные леса.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 – 119 настоящего Кодекса.

(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)

Статья 11. Пребывание граждан в лесах

1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (Часть введена – Федеральный закон от 22.07.2008 № 143-ФЗ)

Статья 12. Освоение лесов

1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Статья 121. Лесной комплекс

1. Лесной комплекс представляет собой совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности.

2. Лесное хозяйство – виды экономической и иной деятельности по использованию и сохранению лесов, а также по лесоустройству и управлению в области лесных отношений.

Читайте также:
Приграничная торговля: что это такое, описание и особенности

3. Лесная промышленность является совокупностью отраслей промышленности, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 122. Древесина и продукция из нее

1. Древесина – лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется в том числе для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины.

2. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Из древесины путем обработки, первичной и последующей, физическими способами или переработки физическими и химическими способами получают продукцию из древесины, в том числе лесоматериалы (хлысты, обработанные и необработанные сортименты и иные лесоматериалы, классифицируемые по видовому (породному) и сортиментному составам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), а также классифицируемые в соответствии с указанными классификатором и номенклатурой иные виды продукции (продукция переработки древесины).

4. К необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.

5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.

6. Для целей применения части 2 статьи 801 настоящего Кодекса к продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанера, прессованная древесина, древесная масса, целлюлоза, бумага, картон и иная продукция из древесины, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.

(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 13. Лесная инфраструктура

1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

2. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

3. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, – рекультивации.

4. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

5. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ)

Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура

1. Для получения продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, полученных при использовании лесов, создается лесоперерабатывающая инфраструктура.

2. Создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.

3. Лесоперерабатывающая инфраструктура относится к объектам промышленной инфраструктуры в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики.

(Статья в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

Статья 15. Районирование лесов

1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лес

Лесной кодекс (ЛК РФ)

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

13 мая, 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23, 28 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля, 29 декабря 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 19 июля, 3 августа, 18, 27 декабря 2018 г., 24 апреля, 31 июля, 22 декабря 2020 г., 4 февраля, 9 марта, 30 апреля, 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после дня введения в действие названного Федерального закона

См. комментарии к ЛК РФ

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен главой 1.1 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен главой 10.1 с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ

Президент Российской Федерации

4 декабря 2006 г.

Закреплены правовые основы лесных отношений.

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

Установлено, что лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ (если иное не установлено кодексом или другими федеральными законами).

Определены основные принципы лесного законодательства. В частности, использование лесов должно быть многоцелевым, рациональным, непрерывным и неистощительным. Должны обеспечиваться охрана, защита, воспроизводство. Использование лесов органами госвласти и местного самоуправления недопустимо.

Леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. В первом случае лесные участки находятся в федеральной собственности. Леса при этом подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные. Во втором формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством. Такие леса могут быть отнесены к защитным.

Кроме права собственности на лесные участки, предусмотрены аренда, постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Постоянное (бессрочное) пользование возможно только для юрлиц. Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Закреплены виды использования лесов. В частности, это заготовка древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, строительство линейных и искусственных водных объектов, рекреационная деятельность.

Установлены полномочия органов власти всех уровней в области лесных отношений, порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора и др.

Кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

Скачать Лесной кодекс в PDF, ePUB, FB2

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2007 г.

Текст Кодекса опубликован в “Российской газете” от 8 декабря 2006 г. N 277, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 50 ст. 5278, в “Парламентской газете” от 14 декабря 2006 г. N 209

Постановления Конституционного Суда о признании отдельных норм ЛК не соответствующими Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. N 19-П статья 98.1 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования предусмотренное этой нормой включение информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части первой статьи 619 ГК РФ, в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечет бессрочное ограничение прав указанных субъектов в сфере хозяйственного лесопользования, в том числе права заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 12-П часть 2 статьи 99 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей ее неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, – при установлении на ее основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г., 1 января и 1 марта 2023 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г. и с 1 марта 2022 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 303-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г. и с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.

Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ

Читайте также:
Портфельные инвестиции: что это такое, описание и особенности

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г., за исключением пунктов 1 – 5, 8 – 21, 24, 25 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 2 установлен иной срок вступления их в силу

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 3 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г., за исключением изменений в пункты 36 и 37 статьи 81, пункт 6 части 1 статьи 83, статьи 96 и 97 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 августа 2008 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

“Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2006 года

24 ноября 2006 года

Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс

– деятельность по заготовке древесины от санитарных и прочих рубок промежуточного пользования – код 02.20 ОКВЭД2 (валка леса и уход за лесом, выборочная санитарная рубка, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации;

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Так как нормы Лесного кодекса Российской Федерации содержат прямой запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе на размещение объектов капитального строительства, то включение участков земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в границы населенных пунктов под жилищное строительство противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением защитных лесов. Аналогичная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5.

1.2. Заявителями являются граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

От имени заявителя, являющегося юридическим лицом, выступает руководитель, действующий на основании документа о его назначении (избрании) на должность, иные лица, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3377, ст. 3386, N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4350; 2016, N 1, ст. 75, N 18, ст. 2495, N 26, ст. 3875, ст. 3887, N 27, ст. 4198, ст. 4294);

В соответствии с пунктом 7 плана мониторинга Минприроды России, Рослесхозом, ФАС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

Лесной кодекс Российской Федерации (извлечения) от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации (извлечения) от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Лесной кодекс Российской Федерации (извлечения) от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации (извлечения) от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

7. Если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:

Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3377, ст. 3386, N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4350; 2016, N 1, ст. 75, N 18, ст. 2495, N 26, ст. 3875, ст. 3887, N 27, ст. 4198, ст. 4294);

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: