Личный досмотр: что это такое, описание и особенности

Личный досмотр гражданина. Основания и особенности его проведения. Это полезно знать каждому!

Приветствую Вас мои дорогие читатели!

Огромная к Вам просьба: «Поставьте пожалуйста лайк и оставьте свой комментарий под данной статьей, ваше мнение очень важно!».

Что такое личный досмотр с точки зрения закона и особенности его производства

Порядок производства личного досмотра регламентируется ст. 27.7. КоАП РФ, которая определяет, что личный досмотр это обследование вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе), проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Например, гражданин был задержан за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.16. КоАП РФ (нарушение правил оборота наркотических средств) и для того чтобы обнаружить у правонарушителя наркотические средства сотрудник полиции имеет полное право в порядке ст. 27.7. КоАП РФ провести личный досмотр.

По правилам, которые устанавливаются ст. 27.7. КоАП РФ личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Например, если за совершение административного правонарушения было задержано лицо женского пола, то и личный досмотр должно проводить лицо женского пола, при этом понятые тоже должны быть женского пола.

Очень важно отметить, что при личном досмотре сотрудник полиции в обязательном порядке должен обеспечить присутствие двух понятых. При проведении досмотра вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе) наличие двух понятых необязательно, поскольку законодатель предоставляет возможность сотруднику полиции в таком случае применить средства видеофиксации.

Если личный досмотр проводится в отношении лица, а не его вещей, то присутствие двух понятых в ходе проведения личного досмотра обязательное требование действующего законодательства. Если проводится досмотр вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе), то возможно присутствие двух понятых, либо же применение сотрудником полиции средств видеофиксации. Если в ходе проведения досмотра вещей понятые не участвует, то сотрудник полиции в обязательном порядке должен пояснить с определенной мотивировкой по какому основанию досмотр проходит в такой форме. Замена понятых на средства видеофиксации в ходе проведения личного досмотра не допускается, в противном случае это нарушение норм действующего законодательства и в результате можно поставить процедуру проведения личного досмотра под сомнение, а вещественные доказательства, которые были получены в результате проведения личного досмотра, признать недопустимыми.

Закон также предусматривает случаи, носящие исключительный характер, которые позволяют сотрудникам полиции осуществить личный досмотр без участия понятых. В таком случае у сотрудников полиции должны быть достаточные основания полагать, что у правонарушителя при себе имеется оружие или иные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Если у сотрудников полиции возникает необходимость в применении средств фото и видеофиксации в ходе проведения личного досмотра, досмотра вещей, то они в установленном законом порядке применяют средства фото и видеофиксации, а также могут быть применимы иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Если сотрудником полиции был проведен личный досмотр, то в обязательном порядке должен быть составлен протокол личного досмотра, либо же должна быть сделана запись о том, что был проведен личный досмотр в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если в ходе проведения личного досмотра применялись средства фото и видеофиксации, то это обязательно должно быть отражено в протоколе путем внесения соответствующей записи. Если личный досмотр был проведен сотрудником полиции без составления протокола либо без записи о его проведении в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, то процедуру проведения личного досмотра можно ставить под сомнение, а вещественные доказательства, которые были получены в результате проведения личного досмотра, признать недопустимыми, поскольку были получены с нарушениями норм закона.

Копия протокола о личном досмотре вручается владельцу вещей, которые были подвергнуты досмотру, по его просьбе.

Основания проведения личного досмотра гражданина

Конституционный Суд РФ в своем определении установил исчерпывающий перечень оснований проведения личного досмотра:

• пресечение административного правонарушения;
• установление личности правонарушителя;
• составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
• обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Данный перечень оснований является исчерпывающим (см. определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 780-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона “О судебных приставах”).

Читайте также:
Приблизительная смета: что это такое, описание и особенности

Помимо этого считаю справедливым отметить положения приказа МВД России от 02.03.2009 N 185, который выделяет в качестве основания проведения личного досмотра «наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляется личный досмотр, либооружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества».

Кто уполномочен на основании закона, проводить личный досмотр?

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителя) может быть осуществлен:

1) должностными лицами органов внутренних дел (сотрудниками полиции) при выявлении ими административных правонарушений;

2) сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении ими определенных составов правонарушений;

3) сотрудниками органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте;

4) должностными лицами военной автомобильной инспекции в установленных законом случаях;

5) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор;

6) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации;

7) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

8) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил;

9) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море;

10) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ.

11) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ;

12) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда;

13) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 КоАП РФ;

14) должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при выявлении административных правонарушений.

На этом все, спасибо за внимание!

Список использованных источников:

1)“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

2)определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 780-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона “О судебных приставах”.

Осмотр от досмотра чем отличается: юридическое определение, понятие, необходимые разрешения и органы, имеющие право на проведение

  • 24 Апреля, 2020
  • Автомобильное право
  • Дарья Спирова

Для обеспечения безопасности граждан сотрудники полиции имеют право принимать различные меры. Меры, связанные с ограничением свободы физических лиц, требуют четкой юридической регламентации.

Часто при взаимодействии с правоохранительными органами у граждан возникает вопрос, чем отличается осмотр от досмотра. К сожалению, иногда нельзя рассчитывать на разъяснения со стороны органов правопорядка. Не всегда понятно, нужен ли в конкретной ситуации осмотр или досмотр и в чем разница?

Для начала следует дать юридические определения этим понятиям.

Читайте также:
Разъездные судьи: что это такое, описание и особенности

Досмотр

В законодательстве определяется как мера административно-процессуального обеспечения.

Осуществление досмотра правонарушителя или его вещей производится с целью обнаружения орудий административного правонарушения. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении сотрудник полиции вправе произвести процессуальную процедуру с целью обнаружения, например, документов, удостоверяющих личность.

Применение такой меры возможно в рамках расследования уголовного дела.

Личный досмотр и досмотр вещей, имеющихся при физическом лице, представляет собой обследование путем осмотра, ощупывания, возможно, с применением специальной техники, предметов, находящихся в карманах одежды, в женских сумках, в дорожном багаже, в портфелях, рюкзаках и так далее. Во время процедуры недопустимы причинение вреда здоровью или угрозы жизни досматриваемого гражданина, а также нарушение конструктивной целостности личных вещей.

Личный досмотр и досмотр вещей вправе производить только должностные лица, указанные в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ. Обязательно присутствие понятых. Понятые – это совершеннолетние граждане, не заинтересованные в исходе дела и не являющиеся должностными лицами. Действия сотрудников правопорядка в обязательном порядке фиксируются в протоколе.

Во время досмотра и сотрудникам полиции, и досматриваемому лицу разрешается фиксировать происходящее на видео.

Личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Необходимости привлекать более двух понятых нет. Досмотр вещей, обнаруженных при физическом лице, в некоторых случаях производится лицом противоположного пола. При этом также необходимо присутствие двоих понятых, пол которых в данном случае не имеет значения.

Личный досмотр и досмотр вещей возможны и без понятых, но лишь в порядке исключения, при наличии веских оснований полагать, что при досматриваемом находятся оружие, наркотические, психотропные вещества или иные потенциально опасные предметы. В этом случае личный досмотр лиц женского пола мужчинами также не допускается.

Осмотр

Определяется как процессуальное действие, осуществляемое с целью выяснения значимых для дела обстоятельств. Сотрудники полиции могут производить осмотр помещения, в том числе жилого, места преступления, документов, предметов, имеющих отношение к делу, трупа на месте обнаружения. Процедура предполагает только визуальное обследование, никакая техника не применяется, и должностное лицо не прикасается ни к осматриваемому, ни к его вещам.

Чтобы в полной мере понять, чем осмотр отличается от досмотра, нужно рассмотреть разные аспекты этого вопроса, такие как:

  • добровольность;
  • нюансы проведения;
  • участники процесса;
  • возможные неправомерные действия;
  • применение административно-процессуальных мер в разных условиях.

Добровольность

Досмотр – принудительная мера, согласие гражданина на проведение этой процедуры не требуется. Отказ от проведения будет классифицирован как сопротивление.

Осмотр не является принудительной мерой, и от него можно отказаться, за исключением некоторых случаев, например, прохождения таможни.

Нюансы проведения

Досмотр проводится уполномоченным сотрудником в присутствии понятых, с составлением протокола, куда вносятся дата и место его проведения, сведения о сотруднике, составившем протокол, и о подвергнутом досмотру лице. Помимо этого, в протоколе фиксируется информация об обнаруженных и изъятых предметах и проведении видеосъемки. Видеоматериал позже прилагается к протоколу. Досматриваемое лицо не вмешивается в ход досмотра.

Осмотр не предполагает документальной фиксации происходящего. В ходе проведения сотрудник правоохранительных органов не вправе прикасаться к осматриваемому и его личным вещам. Поэтому пол сотрудника правоохранительных органов не имеет значения, и понятые на осмотре не присутствуют. При необходимости, например, достать что-либо из сумки, сотрудник правопорядка просит об этом осматриваемого гражданина, но самостоятельно не предпринимает никаких действий.

Кто проводит процедуру

Осмотр может быть проведен сотрудниками частного охранного предприятия. Досмотр же проводится только сотрудниками государственных структур. Перечень таких сотрудников приведен в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

И осмотр, и личный досмотр, и досмотр вещей осуществляются при наличии веских оснований, которые должны быть разъяснены должностным лицом.

Неправомерные действия

Досмотр всегда является ограничением таких личных прав гражданина, как право на личную неприкосновенность, честь и достоинство. Если в ходе досмотра должностным лицом не было обнаружено предметов, свидетельствующих о правонарушении, процедура не считается законной. Сотрудник обязан вынести постановление о прекращении производства дела об административном правонарушении. В случае причинения вреда досматриваемому гражданину, он вправе обратиться с иском в суд. Если досматриваемый гражданин заметил нарушения в действиях должностных лиц или понятых, он может требовать указать это в протоколе.

Читайте также:
Особая примета: что это такое, описание и особенности

Отвечая на вопрос, чем досмотр отличается от осмотра, можно назвать досмотр более серьезной и ответственной процедурой, имеющей под собой веские основания. Такая административно-процессуальная мера должна применяться в соответствии с законодательством, так как она непосредственно связана с ограничением конституционных прав.

Выяснив, чем отличается осмотр от досмотра в общем, стоит рассмотреть возможность применения этих мер относительно автолюбителей.

Обследование транспортного средства

Остановив водителя, сотрудник ГИБДД может осмотреть багажник, пространство под капотом и салон транспортного средства. В таких случаях он просит водителя самостоятельно открывать двери и крышку, убирать вещи, препятствующие обзору. Это – осмотр. В этой ситуации должностное лицо не может самостоятельно что-то открывать, прикасаться к вещам, вытаскивать их или иначе менять местоположение.

Досмотр автомобиля производится в присутствии водителя и двух понятых. Обязательно составляется протокол, содержащий всю необходимую информацию о процедуре. При проведении личного досмотра водителя составляется отдельный протокол. Водителю рекомендуется просить копии протоколов. Во время процедуры обязательно сохраняется целостность транспортного средства и личных вещей автовладельца.

Основания

Чем отличается осмотр от досмотра транспортного средства, помимо методов осуществления? Есть существенные отличия в основаниях для проведения.

Основания для проведения осмотра:

  • Проведение спецоперации. В таком случае должностные лица действуют по распоряжению своего руководства.
  • Необходимость сверить маркировочные обозначения автомобиля с записями в документах. Сравнение производится на основании ориентировки об угоне похожего автомобиля. Также, если у сотрудника ГИБДД возникают какие-либо подозрения, он имеет право произвести осмотр.
  • Проверка соответствия перевозимого груза сведениям в сопроводительных документах. Чаще всего это касается грузовых автомобилей.
  • При обнаружении неисправностей транспортного средства, при которых его эксплуатация запрещена.

Основания для проведения досмотра:

  • Проведение спецоперации, наличие ориентировок.
  • Отказ водителя или сопровождающего груз от осмотра автомобиля и перевозимого груза.
  • Наличие обоснованных подозрений о перевозке оружия, боеприпасов, взрывных, взрывчатых веществ, наркотических, психотропных веществ и прочих потенциально опасных веществ или предметов, перевозимых без специального разрешения.
  • Обоснованные подозрения о наличии в автомобиле орудий совершения преступления или административного правонарушения.

Неправомерные действия на дороге

Согласно КоАП РФ, должностное лицо карается штрафом за неправомерное ограничение прав водителя на управление транспортным средством. Сотрудник обязан разъяснять водителю свои действия и озвучивать основания для проведения той или иной административно-процессуальной процедуры. Осмотр или досмотр должны проводиться в соответствии с законодательством. В случае нарушений со стороны должностного лица водитель может фиксировать их на камеру, требовать занесения в протокол.

Часто основанием для подозрений служит нервное и агрессивное поведение водителя. Во избежание неприятных ситуаций следует вести себя спокойно и выполнять обоснованные требования должностного лица. Зная, что такое осмотр и досмотр, гражданин правильно интерпретирует действия сотрудников правопорядка и правильно на них отреагирует.

ГИБДД рассказала, чем осмотр отличается от досмотра

Аналогичными полномочиями наделены ФСБ, таможенная служба, МИНЮСТ, а также служба, ведущая контроль за распространением наркотических средств. Помимо перечисленных организаций, право проводить принудительный досмотр предоставляется и некоторым службам, осуществляющим надзорные или же контрольные функции.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности. Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении. Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось. Поэтому нарушитель (пока предполагаемый) вправе требовать защитника, подавать ходатайства и возражения.
Личному досмотру посвящается статья 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
Читайте также:
Неделимая вещь: что это такое, описание и особенности

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Осмотр автомобиля сотрудником ДПС требования к процедуре

Для проведения осмотра автомобиля отводится немного времени. Но в обязательном порядке сотрудник ДПС обязан представиться водителю и предъявить удостоверение. Инспектор обязан сообщить водителю, что будет произведён осмотр ТС и назвать его основания.

Основные требования к процедуре:

  • Во время осмотра инспектор оценивает внешнее состояние автомобиля, может попросить открыть капот для осмотра VIN и сверки его с указанным в документах. Осмотр производится с целью проверки соответствия цвета машины, её марки, государственного номера тем, которые указаны в документах.
  • Инспектор может попросить водителя продемонстрировать аптечку или огнетушитель. Сделать это водитель должен на добровольной основе. Если водитель сообщает, что аптечка и огнетушитель находятся в багажнике, но открывать его отказывается, инспектор не имеет права требовать от водителя совершения этих действий.
  • Во время осмотра водитель и пассажиры могут оставаться в салоне автомобиля, покидать его они не обязаны. Если инспектор требует покинуть автомобиль, стоит напомнить ему, что подобное требование возможно только в случае досмотра.

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым.

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Осмотр

Статья 13 ФЗ Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает права сотрудников полиции, среди которых имеет место быть право на проведение осмотра. Полицейский вправе проводить личный осмотр граждан при проходе людей на территории сооружений или участков местности, где проводятся массовые мероприятия.
Также сотрудники вправе осматривать транспортные средства, если есть основания полагать, что транспорт используется в противоправных целях, при этом закон обязывает составлять по факту данного действия акт осмотра.

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены.

При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Читайте также:
Происхождение товара: что это такое, описание и особенности

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Стоит ли требовать соблюдения всех правил

Действительно, что страшного может произойти, если сотрудник правоохранительных органов заглянет в багажник или салон? Проще ведь показать, чем пререкаться.

Может и правда ничего не произойти. Ведь обычный автомобилист и законопослушный гражданин не станет перевозить боеприпасы, наркотики и предметы ограбления. Однако он может не иметь огнетушителя (знака остановки, аптечки и т.д.) или перевозить предметы, которые полицейский расценит как оружие или другие запрещенные предметы.

Как пример. Правоохранительные органы любят проводить всевозможные спецоперации. Одной из них стала так называемая операция «Невод». Ее суть заключалась в том, что досмотру подвергался каждый автомобиль на дороге. Естественно, ни о каких соблюдениях закона, протоколах и понятых речи не шло. И улов у этого «невода» был колоссальный — раскрытие многих преступлений, изъятие оружия, наркотиков и прочего. В статистике также значились ножи, биты, пневматическое оружие и пр.

Однако не всякая пневматика запрещена законом, не любой нож является холодным оружием, а бита — лишь спортинвентарь. И если вы не желаете провести свободное время, доказывая, что увлекаетесь бейсболом, нож в багажнике завалялся после семейного пикника, а наркотиков там и вовсе никогда не было, то следует требовать соблюдения всех правил досмотра.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Протокол личного досмотра

Что делать при нарушении инспектором прав водителя?

В случае, когда сотрудниками МВД нарушаются права водителя, что выражается в ущемлении, отказе предоставить служебные документы для фиксации данных полицейского, иных действий, которые прямо нарушают права — необходимо принимать определенные действия.

К ним относятся:

  • внимательно ознакамливаться с каждым словом инспектора, которое заносится в протокол;
  • никогда не отказывайтесь давать пояснения в протоколе;
  • всегда указывайте с чем не согласны;
  • в случае, когда в месте, где записывается пояснение, осталось свободное место — обязательно пишите английскую «Z» с перечеркиванием посредине. Это необходимо для того, чтобы в последствии, в протоколе не появились еще записи;
  • если сотрудником полиции не были разъяснены права — не подписывать места, в которых указано что они были разъяснены. В месте где пишется пояснение — указать факт отказа сотрудника ДПС ознакомить и объяснить права;
  • не подписывать графу «копию протокола получил», если копия протокола не находится в руках;
  • в случае отказа предоставить копию до подписания этой графы — в пояснении указать, что сотрудник отказался предоставить копию протокола;
  • по возможности вести фото и видео съемку происходящего, деятельность государственных органов является гласной! Никто не в праве запретить вести видео фиксацию вашего общения с сотрудником ГИБДД;
  • задавать вопросы сотруднику прямо и четко, а также требовать разъяснений и пояснений действий сотрудника;
  • ни в коем случае не грубить сотруднику полиции;
  • в случае, когда словесное общение продолжать более невозможно — позвонить по телефону горячей линии, либо телефону доверия (для участников международного движения набрать бесплатный номер 112), где изложить обстоятельства ситуации;
  • в случае, когда действия сотрудника вызывают подозрения и опасения за собственную жизнь — немедленно вызвать полицию! При этом, в общении с диспетчером нет необходимости сообщать, что перед Вами сотрудник полиции, сообщайте информацию как будто вы свидетель совершения преступления. Требуйте выезда следственно-оперативной группы к Вам. В разговоре требуйте как можно скорее принять меры по обеспечению безопасности и устранению угрозы жизни и здоровья.
Читайте также:
Правоспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Как себя вести

Личный досмотр – процедура неприятная. Человек, которому предложено ее пройти, по своей сути, отказаться не вправе. Он может требовать предъявления документов, подтверждающих право проводить его. Может отказаться от дачи каких-то пояснений (ст. 51 Конституции РФ). Однако сотрудник полиции обязан разъяснить права (еще до проведения досмотра). И причины применения таких мер.

Сотрудник, который проводит досмотр, обязан составить отдельный протокол. Либо сделать пометку о досмотре в протоколе о доставлении или протоколе об административном правонарушении. Содержание протокола определяет статья 27.7. КоАП РФ. Помимо общих сведений это также:

  • вид, количество, иные идентификационные признаки вещей
  • вид, реквизиты документов, обнаруженных при досмотре
  • запись о фото или видеосъемке
  • сведения о понятых

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол подписывает сотрудник и лицо, в отношении которого осуществлен личный досмотр. Замечания и дополнения гражданин может внести своей рукой. Запретить ему делать отметки в протоколе о личном досмотре или ином документе сотрудник не вправе.

Основания и порядок проведения осмотра

Новый административный регламент ГИБДД 2017-2018 и его особенности

Сотрудники ДПС, несущие службу на стационарных КПП либо патрулирующие на дорогах, наделены полномочиями останавливать автомобили и проверять у водителей документы, подтверждающие право законного использования авто. Во время контроля инспектор полиции может сделать визуальную оценку ТС (кузов снаружи, номерные знаки, ситуация в салоне автомобиля).

Такой осмотр осуществляется с целью определить соответствие автотранспорта тем документам, которые предоставил водитель, а также убедиться в том, что пассажиры находятся в безопасности. Для этого вида ревизии сотруднику полиции не нужно дополнительных полномочий.

Но есть и другая форма осмотра, который проводится для предотвращения использования авто в незаконных целях. Основание — наличие оперативной информации о возможном нарушении. Чаще всего такая ситуация возникает при угонах.

При проведении осмотра оформляется акт (без привлечения понятых) и один экземпляр документа вручается водителю авто.

Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину?

Одной из мер обеспечения по делам об административных правонарушениях является досмотр находящихся при гражданине вещей и его лично. Проводят его для того, чтобы обнаружить орудия и предметы совершения противоправных действий. Применяется досмотр незамедлительно и не требует согласия гражданина. Вместе с тем, ему обязаны разъяснить причину и основания использования этой меры. Личный досмотр граждан сотрудниками полиции или должностными лицами других государственных органов проводится в соответствии с порядком, который устанавливает статья 27.7 КоАП.

Основания и порядок проведения

Процесс досмотра представляет собой обследование тела гражданина, находящихся при нем вещей, одежды, обуви. При этом они должны остаться целыми и пригодными к дальнейшему использованию. Не допускается ломать, разбивать или разрезать вещи.

Читайте также:
Обязанность доказывания: что это такое, описание и особенности

Личный досмотр

Во время личного досмотра необходимо присутствие двух понятых. Они должны быть одного пола с досматриваемым, как и лицо, которое проводит процедуру. В исключительных случаях разрешен досмотр без их присутствия, например, если есть подозрения о наличии у гражданина оружия. Понятым может быть любой совершеннолетний человек, не заинтересованный в результатах процедуры. Сотрудникам правоохранительных органов не разрешается выступать в этом качестве. Кроме того, полицейский не должен знать понятого заранее.

Ни КоАП, ни Закон о полиции не запрещают обследовать и нижнее белье, разумеется, для этого должны быть очень серьезные основания. Проводится процедура в специальном помещении, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. При этом должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья гражданина, а также его личное достоинство. Во время досмотра не допускается присутствие других физических лиц, наблюдение за процедурой, обследование нескольких граждан в одном помещении.

Досмотр вещей

Досмотр вещей при физическом лице можно проводить с использованием фото и киносъемки, видеозаписи, а также использовать другие виды фиксации вещественных доказательств. Поскольку должностное лицо не всегда владеет этими способами, для их применения допускается присутствие специалиста. В некоторых случаях использование видеозаписи необходимо, например, когда процедуру производят без участия понятых или гражданин сопротивляется досмотру либо пытается скрыть вещественные доказательства.

Кроме обеспечения производства по административному делу досмотр может применяться в различных ситуациях как предупредительная мера. Например, согласно Воздушному кодексу каждый пассажир и его багаж досматривают перед посадкой в самолет. Эту процедуру используют для иностранных граждан, в отношении которых было принято решение о выдворении из страны, перед их помещением в специальное учреждение.

Основания для применения

Поскольку данная мера нарушает личную свободу и неприкосновенность гражданина, для ее применения должны быть веские причины. Основания для досмотра могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Решение проводить процедуру принимают по двум поводам.

  1. Имеются сведения о совершенном или совершаемом правонарушении. Они могут быть получены из сообщений физических или юридических лиц, от государственных органов.
  2. Есть предположение об имеющемся у гражданина орудии совершения противоправных действий.

Информация должна быть достаточной для использования данной меры, а предположения обоснованными.

Кто имеет право проводить

Перечень лиц, которые наделены правом применять данную процедуру наряду с прочими мерами обеспечения, приведен в ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП. Это должностные лица правоохранительных структур и государственных органов, которые осуществляют надзор за исполнением законодательства, а именно:

  • сотрудники полиции;
  • служащие Нацгвардии;
  • военные автоинспекторы;
  • пограничники;
  • таможенники;
  • сотрудники службы исполнения наказаний;
  • судебные приставы;
  • служащие экологического, лесного, природного, рыболовного надзора.

Разумеется, большинство из них имеют право проводить досмотр только в определенных ситуациях. Например, судебные приставы применяют его к гражданам, которые находятся в здании суда. Военные автоинспекторы могут досматривать только военнослужащих, нарушивших ПДД.

Кого досматривать нельзя

Категории лиц, которые не подлежат досмотру, определены различными федеральными законами. К ним относятся:

  • действующий и бывший президенты РФ;
  • депутаты Госдумы и члены Совета Федерации;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • руководители и сотрудники Следственного комитета;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • сотрудники ФСБ;
  • дипломаты и члены их семей.

Но в некоторых случаях использование данной меры все-таки допускается. Например, если это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Речь идет об обязательном предполетном досмотре. В соответствии с п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса в случае отказа пассажира от процедуры на борт его не пустят.

Личный досмотр сотрудника Следственного комитета разрешен, если его задержали за совершенное преступление. К работникам ФСБ процедура применяется с разрешения суда.
Оформление результатов

В протоколе должны быть отражены следующие сведения:

  • место и дата оформления;
  • должность и ФИО лица, составившего документ;
  • личные данные досматриваемого;
  • подробное описание найденных предметов или орудий: тип, марка, серия, номер;
  • вид и реквизиты документов, которые имеются у гражданина.

Если во время исследования делали видеозапись, вели фото или киносъемку, фиксировали вещественные доказательства другими способами, информация об этом отражается в протоколе. Все эти материалы должны быть приложены к документу.

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

Подписывают его оформлявшее протокол должностное лицо, сам гражданин и понятые, если они присутствовали. Если лицо, в отношении которого проводили досмотр, отказывается от подписи, об этом делают отметку в документе.

Что делать, если правила досмотра нарушены

Если при досмотре нет понятых или не ведется видеосъемка, полицейский отказывается подождать адвоката, протокол составлен с нарушениями, все это необходимо зафиксировать в документе. При отказе от подписи гражданин теряет возможность отразить в нем свое мнение. Поэтому протокол следует внимательно прочитать и около каждой записи, с которой не согласен, сделать соответствующую пометку.

Лицензирующие органы

– по законодательству РФ о лицензировании отдельных видов деятельности федеральные органы гос-ной власти, органы гос-ной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством РФ.

Л.о. осуществляют следующие полномочия: лицензирование на территории РФ в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»** и вступившими в силу до момента его введения в действие иными федеральными законами; надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостановление и возобновление действия лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий.

Федеральные органы гос-ной власти, осуществляющие указанные полномочия, определяются Президентом и Правительством РФ в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами. Напр., постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»** был утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Органы гос-ной власти субъектов РФ, осуществляющие данные полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов РФ и соответствующем основам конституционного строя РФ и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов гос-ной власти.

Федеральные органы гос-ной власти, осуществляющие полномочия Л.о., вправе передавать их органам гос-ной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Лицензируемый вид деятельности
  • Лично ответственный компаньон

Полезное

Смотреть что такое “Лицензирующие органы” в других словарях:

ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации ( закон О… … Экологический словарь

Лицензирующие органы — по законодательству РФ о лицензировании отдельных видов деятельности федеральные органы гос ной власти, органы гос ной власти субъектов РФ … Энциклопедия права

ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ — федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128 ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности … Российская энциклопедия по охране труда

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законом осуществляющие лицензирование … Юридическая энциклопедия

Лицензирующие органы — 4) лицензирующие органы уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов … Официальная терминология

Лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование … Административное право. Словарь-справочник

Лицензирующие органы — 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом Употребляется в документе: от 08.08.2001 №128 ФЗ … Телекоммуникационный словарь

Методические рекомендации: Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации: документ, подтверждающий наличие лицензии (бланк лицензии) бланк… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также:
Односторонний акт: что это такое, описание и особенности

Лицензирующие органы: что это такое, описание и особенности

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

С 01.03.2022 в п. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 п. 4 ст. 3 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

4) лицензирующие органы – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в п. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

5) соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

С 01.03.2022 в п. 6 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

6) лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

С 01.03.2022 п. 7 ст. 3 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

7) лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

С 01.03.2022 п. 8 ст. 3 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Состав и полномочия лицензирующих органов

Лицензирующие органы в соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании – это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Закона о лицензировании.

Это означает, что законодатель не признает лицензирующими органы, осуществляющие лицензирование видов деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании. Однако если не принимать во внимание буквальную трактовку закона, то станет ясно, что лицензирующий орган – это не какой-то специально созданный специфический орган власти, непохожий на все остальные органы.

На самом деле лицензирующий орган – это понятие, объединяющее совокупность определенных правомочий отраслевого органа власти в области лицензирования.

Читайте также:
Происхождение товара: что это такое, описание и особенности

По существу, наличие у органа власти (иного уполномоченного органами власти субъекта) набора определенных полномочий по лицензированию по лицензированию конкретного вида деятельности означает, что этот орган является лицензирующим в отношении неограниченного круга субъектов.

Поэтому, говоря о составе лицензирующих органов, мы должны остановится на двух группах таких органов. Первую группу составляют лицензирующие органы, определенные в соответствии с Закона о лицензировании. Вторую же, менее однородную, – органы, наделенные полномочиями лицензирующих органов на основании других законов.

В соответствии с нормами Закона о лицензировании лицензирующими органами могут являться только федеральные и региональные органы исполнительной власти.

При этом участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможно только на основании специального решения Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Закона о лицензировании либо путем заключения соглашения между федеральным и региональным органом исполнительной власти о передаче последним осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждены перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В состав федеральных лицензирующих органов входят 16 министерств, в том числе:

1) Министерство внутренних дел РФ (негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность, виды деятельности, связанные с торговлей, экспонированием, коллекционированием оружия и патронов, а также деятельность по трудоустройству граждан РФ за рубежом);

2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (медицинская и фармацевтическая деятельность, а также деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения и связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний);

3) Министерство имущественных отношений РФ (оценочная деятельность);

4) Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

5) Министерство по налогам и сборам РФ (производство табачных изделий);

6) Министерство природных ресурсов РФ (деятельность по обращению с опасными отходами);

7) Министерство транспорта РФ (деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и грузов, а также погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте);

8) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (деятельность по предупреждению и тушению пожаров, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также совместно с Госгортехнадзором – эксплуатация пожароопасных производственных объектов);

9) Министерство промышленности и энергетики РФ (производство лекарственных средств, медицинской техники, техническое обслуживание медицинской техники; деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей, переработка, транспортировка, хранение и реализация нефти, газа и продуктов их переработки);

10) Министерство сельского хозяйства РФ (культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, деятельность по разведению племенных животных, по производству и использованию племенной продукции (материала), элитных семян (семян элиты), по хранению зерна и продуктов его переработки);

11) Министерство транспорта РФ (перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом пассажиров и грузов, сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах и на внутреннем водном транспорте);

12) Министерство труда РФ (деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, и также деятельность негосударственных пенсионных фондов);

13) Министерство финансов РФ (деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией, и также аудиторская деятельность);

14) Министерство экономического развития и торговли РФ (туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: