Магдебургское право: что это такое, описание и особенности

История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.

§ 16. Развитие городов, ремесел и торговли в середине XIII — первой половине XVI в.

1. Становление городов как ремесленно-торговых центров

В XIV — ​первой половине XVI в. на белорусских землях происходил значительный рост городов и численности городского населения. Этому способствовало укрепление верховной власти. Великие князья не позволяли местным князьям нарушать целостность государства. Население городов увеличивалось за счет переселения крестьян, евреев, расселения татар, военнопленных и естественного прироста.

В письменных источниках середины XVI в. упоминается около 40 городов на территории Беларуси. Самыми крупными являлись Полоцк, Витебск, Слуцк, Могилев, Пинск. В Полоцке, например, проживало около 20 тыс. жителей. Но таких городов было немного. Преобладали средние города с численностью населения в пределах 2—4 тыс. человек. К ним относились Городня, Новогородок, Менск, Берестье и другие поселения.

Частновладельческие города составляли в XVI в. около 40 % от всех городов Беларуси. К таким городам можно отнести Несвиж — ​собственность Радзивиллов, Ружаны — ​собственность Сапег, Логойск — ​собственность Тышкевичей.

В государственных поселениях магнаты, церковь или монастырь могли владеть целыми городскими кварталами — ​юридиками. На их жителей не распространялась городская власть. Образовывались юридики в результате переселения крестьян на городские участки или во владения феодалов или переезда самих горожан.

Городское население занималось ремеслом, торговлей и даже сельским хозяйством. Количество ремесленных специальностей увеличилось. Наиболее распространенными видами ремесел со значительным количеством профессий были обработка кожи и меха, изготовление одежды, тканей, продуктов питания, обработка металла и изготовление оружия, деревообработка, строительство.

Во всех городах в определенные дни, обычно раз-два в неделю, проходили торги. Для их проведения отводились специальные места — ​рынки.

Торговля осуществлялась по судоходным реках и сухопутным путям. Основной поток товаров шел по Западной Двине, Нёману и Бугу в Данию, Швецию, Священную Римскую империю и другие страны. В одном из документов того времени записано: «Из Литвы вывозятся твердые, сплавленные огнем куски елового, вязового, липового и вербного пепла [поташа], на который большой спрос среди суконщиков и мыловаров, коровы и хорошей выделки кожи, пшеница, смола, конопля, лен, мед, воск, сало и различные ценные меха — ​все это делится между пруссами, шведами, датчанами и немцами. А привозит река Двина в Литву и Москву соль, вино, цельные золотые и серебряные ефимки [монеты]». Также караваны речных судов перевозили рожь, ячмень, пшеницу, пепел, обтесанную древесину, заклепки.

Дороги в ВКЛ были грунтовые и соответствовали особенностям рельефа местности. Для преодоления рек использовались броды, мосты и перевозы (паромные переправы). За состоянием дорог следили мостовничие, а строительством и ремонтом мостов занимались специальные люди, которых называли «борти».

Развитию торговли способствовало совершенствование денежной системы. При князе Витовте начали чеканить небольшую серебряную монету, так называемый «литовский денарий», или «пенязь». Великий князь Александр организовал в Вильне в 1492 г. монетный двор. В то время денежно-весовая система ВКЛ выглядела следующим образом: 60 литовских грошей = 1 копа. В XVI в. за одну копу можно было приобрести четыре коровы.

В городах здания были преимущественно деревянные. Даже городские укрепления возводились из дерева. Только храмы (церкви, костелы), как правило, строили из кирпича и камня. Новым элементом городской архитектуры можно назвать мощные каменные замки, возведенные в XIV—XV вв. для защиты от набегов крестоносцев. Пример — ​Лидский замок, вокруг которого стало активно развиваться городское поселение.

Украина

Сообщений: 1871

Разницу между украинцами и россиянами легко показать на примере Магдебургского права, если россияне живут под гнетом веры в богоизбранность царя, и до сих пор не знают, что делать со своим правом голоса, то украинцы уже давно знают что такое демократическое правление.

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

Украинцы это ополяченные русские, малоросы, оболваненные западным миром. Эта территория никогда не была самостоятельной. Украинцы ни на что не способны, и без властной руки Кремля просто пропадут ! — вещают прокремлевские СМИ.

Но позвольте усомниться, ведь если мы такие несамостоятельные, то на каком основании, как украинские города одними из первых в Европе получили Магдебургское право, которого, кстати, в России никогда не было?

Сегодня в Украине ни одно муниципальное торжество не начинается без упоминания о Магдебургском праве. Его давно нет. Оно не актуально.

И тем не менее, практически в каждом городском уставе с легкостью можно найти отсылки к нему.

Магдебургское право это свод средневековых законов, который давал городу право на самоуправление и определенную независимость от центральной власти.

Распространено было Магдебургское право в Европе и на территории современной Украины и Беларусии.

Для жителей украинских городов Магдебурское право стало логичным продолжением Народного Вече, широко используемое по всей Киевской Руси.

Украинцы потому и знают об Магдебургское право, что в нем присутствуют преемственность демократических традиций: от Вече к Макдебургскому праву, а потом и к демократической республике.

Но самое главное это то, что во многих украинских городах Магдебургское право просуществовало почти полтысячи лет!

В период с 14 по 19 век Магдебургское право получили 79 украинских городов!

Первым городом стал Владимир-Волынский, в 1324 году.

За ним в 1356 году право на городское самоуправление получил Львов.

К слову сказать, столица Западной Руси Великого княжества Литовского город Вильно Магдебургское право получил лишь в 1387 году.

Все основные украинские города жили по этому праву или руководствовались им:

Житомир с 1444 года
Черновцы с 1488 года
Ровно с 1492 года
Киев с 1494 года
Белая Церковь с 1589 года
Чернигов с 1623 года
В городах, которые сегодня находятся на территории современной Украины, Магдебургское право просуществует до 1831 года. Именно тогда император Российской империи Николай Первый запретит его.

Так что же такого опасного было в Магдебургском праве для Московского царя и всех последующих российских правителей? И почему это Магдебургское право не приемлют россияне?

Следует отметить, что для современных россиян этот термин достаточно загадочный. Что не удивительно, поскольку Магдебургского права, которое успешно действовало на территории всей Киевской, а потом и Западной Руси, на Московии никогда не было.

Россияне попросту ничего не знают о такой правовой традиции!

Для них, как столетия назад, так и сейчас, противоестественно по доброй воле объединяться для решений своих же вопросов, и они на генетическом уровне стремятся к единоначалию.

Потому что есть царь, он наместник Бога на земле, а значит, ему и принимать все решения за народ.

Вера в доброго царя в России присутствует и сегодня. А с этой верой можно хоть смеяться над санкциями, хоть есть блины с лопаты.

Как известно, истоки демократии Киевской Руси лежали в Вечевом, а фактически в парламентском строе.

Князь избирался на общем собрании, и горожане имели право его переизбрать.

Такая форма правления просуществовала вплоть до монголо-татарского нашествия, а потом была перенесена в уцелевшие земли Западной Руси.

Но Москва, которая в период расцвета Киевской Руси была всего лишь сторожевой крепостью, Вечевого строя так и не узнала.

Читайте также:
Неоднократность преступлений: что это такое, описание и особенности

А после того, как ордынские ханы создали Великое Княжество Московское, Вече как форма демократии и вовсе было стерта из народной памяти.

Естественно, города на Московии, управлялись по ордынским традициям, в которых говорилось, что вся власть от бога, а народ обязан преклоняться перед ее представителями, просто не могли узнать о Магдебургском праве.

Народу выборы и самоуправление не нужно, поскольку оно быдло и ни его это дело управлять чем-либо.

Вот поэтому система, которая уравновешивала бы власть и общество, заставляя правителя соблюдать гражданские права своего народа на Московии так и не появилась.

Но не это самое страшное, в россиянах напрочь было искоренена потребность принимать решения.

Даже тогда, когда право голоса было дано, никто так и не объяснил, что с ним делать.

Поэтому главное для россиянина не выделяться, голосовать как все, и верить, что царь хороший, даже если бояре его дураки.

Сегодня легко увидеть аналогии между Магдебургским правом и децентрализацией, которую проводит Президент Украины Петр Порошенко. И понятно, почему эти процессы вызывают негативную реакцию со стороны Москвы.

Но мы лишь возвращаемся к той форме правления, которая украинцам наиболее подходит.

Ставьте общеизвестные факты под сомнение, даже если они кажутся убедительными.

Магдебургское право

Магдебургское право является одной из форм муниципального права , которая возникла в городе Магдебург был и оттуда значительное влияние на городские права в Центрально – Восточной Европе и Восточной Европе развернулась, часто в его Силезского или польская версия, называется законом Ноймаркт , или северная вариант закона Кульмера , распространившийся на всю Западную и Восточную Пруссию .

Общее городское право имеет свои корни в обычном праве торговцев, в привилегиях, предоставляемых землевладельцем, и в правилах, определяемых самой соответствующей общиной («произвол»). В городе гражданам гарантировалась личная свобода, права собственности, неприкосновенность жизни и здоровья, а также регулярная экономическая деятельность в соответствии с городским законодательством.

Оглавление

  • 1 Начало городского права Магдебурга
  • 2 положения Магдебургского городского права
    • 2.1 Особенности процессуальных правил
    • 2.2 Коммерческое право
    • 2.3 Семейное имущество и право наследования
    • 2.4 Уголовное право
    • 2.5 Конституция Суда
  • 3 Расширение Магдебургского права
  • 4 Значение Магдебургского права
    • 4.1 Значение Магдебургского права для еврейского населения
    • 4.2 Значение председателя Магдебургского жюри и высказывания жюри для городов Магдебургского права
  • 5 Конец Магдебургского Оберхофа
  • 6 Конец магдебургского права
  • 7 литература
  • 8 веб-ссылок
  • 9 индивидуальных доказательств

Начала магдебургского городского права

Первым письменным источником существования Магдебургского городского права является привилегия архиепископа Вихмана в 1188 году, благодаря которой судопроизводство в городском суде должно было быть упрощено. Такое изменение, конечно, логично предполагает наличие устава города. В 1294 году жители Магдебурга купили у архиепископа должности мэра и бургграфа, чтобы заполнить их сами. Хотя архиепископ формально оставался судьей, поскольку он мог заполнять должности только лицами, назначенными городом, юрисдикция де-факто находилась в руках города. В том же году было установлено разделение обязанностей между советом и народным судьей, в котором народный судья (Schöppenstuhl) отвечал за юрисдикцию, а совет отвечал за администрирование и законодательство. С этого момента городское право Магдебурга можно назвать «Магдебургским правом» в смысле независимого самоуправления.

Четвёртый Гроссмейстер в Тевтонском ордене , Герман фон Зальце , получил привилегию в 1233 годе в городах Пруссия основала или при условии заказа:

«Мы приказываем, чтобы в этих городах навсегда соблюдались Магдебургские права в их полном содержании; Предоставляется следующая привилегия: если подсудимый должен быть наказан 66 шиллингами, он должен быть наказан здесь 30 шиллингами в Kulmischer Münze ».

Положение Магдебургского городского права

Особенности процессуальных правил

Важным нововведением в магдебургском праве стало устранение так называемого «судебного риска». Уже в первом абзаце было исключено, что процесс мог быть потерян из-за неправильного выбора слов в процессе. Этот разрыв с традициями укрепил доверие к суду, с одной стороны, а также создал большую правовую определенность . Так называемый «закон о гостеприимстве» был актуален для путешествующих торговцев. В нем оговаривалось, что в вышеупомянутых случаях спор должен быть разрешен судом в течение одного дня. Эти правила судебного разбирательства показывают, что Магдебургское право было прежде всего вопросом коммерческого права.

Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

Коммерческое право

В области коммерческого права городское право Магдебурга регулировало такие вопросы коммерческого права, как ответственность за товары. Кроме того, были регламентированы бухгалтерские обязательства , вопросы упорядоченного ведения бухгалтерского учета и акционерного капитала, а также фидуциарная деятельность.

Семейное имущественное и наследственное право

В основном, согласно законам Магдебурга, муж был опекуном своей жены. Сегодня предполагается, что имело место юридическое разделение собственности, но единоличную ответственность за управление имуществом жены несет муж. Несмотря на существующую опеку, жена смогла самостоятельно обратиться в суд .

Уголовное право

Отмена клановой ответственности имела большое значение для уголовного права Магдебурга . В случае телесных повреждений и убийств только виновный может быть привлечен к ответственности, а не его семья. Установление процессуального закона было усовершенствовано за счет введения свидетельских показаний , которые заменили кровную месть и божественный суд . Снят срок давности по насильственным преступлениям .

Судебная система

В Магдебурге так называемый «Schöppenstuhl», который обычно состоял из одиннадцати народных заседателей, был уполномочен вынести приговор. Они занимали пост на всю жизнь и могли сами выбирать себе преемников. С 1336 г. одновременное членство в комитете юриспруденции и совете в Магдебурге, отвечающем за законодательство, было запрещено. Помимо функции суда Магдебурга, кресло присяжных также имело большое значение при толковании законов других городов, которые были созданы в соответствии с магдебургским правом.

Расширение магдебургского права

Уже после 1160 года, до развития Магдебургского городского права как права полного городского самоуправления, Стендаль получил права города Магдебург. Впоследствии Магдебургское право было передано во многие недавно основанные города в «районе Нойзидель» соответствующими городскими властями, а в некоторых случаях даже оказало влияние на районы к западу от Магдебурга (в сегодняшней Нижней Саксонии). Однако, прежде всего, он распространился на восток в ходе движения поселений: Марк Бранденбург , иногда в Померании , Пруссии , Тюрингии , Саксонии , Силезии , Богемии , Моравии и Лужии .

Распространение магдебургского права на Восточную Европу шло рука об руку с расширением Sachsenspiegel как источника земельного права в Восточной Европе. Когда сами источники говорят о немецком праве , они всегда имеют в виду и то, и другое. Судя по его использованию в некоторых источниках, более ранние исследования называли его ius teutonicum , но тем временем термин «саксонско-магдебургское право», похоже, преобладал. В ходе распространения в Восточной Европе Sachsenspiegel был переведен на латинский язык (Versio Vratislaviensis между 1272 и 1292 годами), а также адаптирован к соответствующим обстоятельствам (Ливонское зеркало в середине 14 века). Города, получившие право Магдебурга, – это, например, Вильнюс (1387 г.) и Каунас (1408 г.) в Литве , Киев (1492–1497 гг.) Или Минск (1499 г.). В Киеве есть памятник Магдебургскому праву .

Значение магдебургского права

Значение магдебургского права для еврейского населения

Магдебургское право не распространялось на еврейское население, поскольку оно не считалось частью первоначальных горожан. В качестве исключения можно привести литовский город Троки , в котором еврейское население получило Магдебургское право в 1444 году как независимая группа, в то время как оно уже было предоставлено христианскому населению.

Читайте также:
Оплата труда: что это такое, описание и особенности

Значение магдебургского жюри и высказывания жюри для городов магдебургского права

В случаях, когда председатели присяжных в городах, которым было предоставлено Магдебургское право, не могли найти решение, они могли запросить правовую информацию у председателя присяжных в Магдебурге («юридический переезд в Магдебург»). Как так называемый «Оберхоф», Magdeburg Schöffenstuhl, таким образом, имел право толковать закон и, таким образом, оказывал длительное влияние на юридическое образование. В большинстве случаев правовая информация представляла собой не приговор, а информацию, которая должна позволить проводящим расследование народным заседателям найти свое решение. Однако в конституциях отдельных городов Магдебургский результат также рассматривался как обязательный к исполнению.

Конец Магдебургского Оберхофа

В то время как отдельные правители на раннем этапе пытались подорвать надтерриториальное значение кресла присяжных в Магдебурге, учредив свои собственные суды высшей инстанции, эти попытки принесли оглушительный успех только тогда, когда в ходе Реформации Германия исповедовала конфессиональный раскол, а территории, остававшиеся католическими. были отрезаны от легального переезда в Магдебург. Свадьба Магдебурга означала окончательный «конец» для Магдебурга как Оберхоф. Во время опустошения Магдебурга в Тридцатилетней войне обширное собрание изречений также сгорело в 1631 году. С уничтожением своей «юридической библиотеки» Магдебургский Schöffenstuhl потерял основу своей юриспруденции и, как следствие, развалился как учреждение.

Конец магдебургского права

В Польше магдебургское право утратило силу только в ходе реформ Наполеона и Жозефины (в Галиции ), а на Украине саксонско-магдебургское право утратило юридическую силу только с вступлением в силу «Сборника законов Российской империи». »в 1840 году на Левобережной Украине и двумя годами позже на Правобережной Украине . В Киеве магдебургское право действовало до 1834 года. Латвийское гражданское право с 1937 года все еще можно рассматривать как находящееся под влиянием саксонско-магдебургского права.

Магдебургское право

В XIV в. в городах и местах (местечках) Беларуси начала появляться новая, по тем временам высоко демократичная форма самоуправления основанного на магдебургском праве.

Магдебургское право – совокупность закрепленных специальным документом (грамотой) прав и привилегий жителей конкретного города (места) на самостоятельное решение широкого круга вопросов своей жизнедеятельности. Права и привилегии у каждого города, места, получавшего магдебургское право, были оригинальными, учитывающими социальные, экономические, географические и иные факторы. Общими для всех городов и мест, обладающих магдебургским правом, были право на местное самоуправление и свобода его граждан. Поэтому такие города и места назывались свободными или вольными.

Основанием для получения магдебургского права являлось достижение городом достаточно высокого уровня социально-экономического развития. Впервые в Европе такие права получил восточногерманский город Магдебург (XIII в.), откуда и берет начало термин «магдебургское право».

Документом, удостоверяющим магдебургское право города, места была грамота (привилегия), выдаваемая Великим князем. После распада Великого княжества Литовского эта функция перешла королю Речи Посполитой. На заключительном этапе существования Речи Посполитой грамоты выдавались сеймом.

Различают первичные и подтверждающие грамоты. Первичные выдавались впервые, а подтверждающие подписывались вновь вошедшим на престол князем, который был вправе изменить или вовсе отменить документы, изданные его предшественником. Поэтому город мог иметь основную и несколько подтверждающих грамот. Оригинал хранился в ратуше и представлял собой лист бумаги примерно 30 см шириной и 100 см длиной. О выдаче грамоты делалась запись в книге государственного архива (метрике) Великого княжества Литовского, а его текст регистрировался в актовой книге земского суда соответствующего повета.

Читайте также:
Приграничная торговля: что это такое, описание и особенности

Первыми вольными городами на территории Беларуси стали Вильня (1387 г.), Брест (1390 г.), Гродно (1391 г.), Слуцк
(1441 г.), Высокое (1494 г.), Полоцк (1498 г.), Минск (1499 г.). Всего на этнических землях Беларуси функционировало около
120 свободных магдебургских поселений.

С получением грамоты на самоуправление населенный пункт приобретал качественно новый правовой статус, в силу которого становился автономной юридической единицей в государстве.

Вольные города и места:

· освобождались из-под государственной юрисдикции воевод и старост;

· в них приостанавливалось действие «права русского и литовского»;

· в них создавались самостоятельные, избираемые горожанами органы самоуправления – рада или магистрат;

· имели атрибуты самостоятельности и свободы – печать и герб.

Жители вольных городов и мест получали большие привилегии:

· они освобождались от феодальных повинностей;

· получали гарантию на свободное занятие ремеслами, торговлей, земледелием, выборы своих органов власти;

· ремесленники образовывали свои профессиональные объединения – цеха;

· в городе ликвидировалась сословная и иная духовная, светская, замковая юрисдикцию на территории города и прилегающих местностей;

· вне зависимости от сословия несли равную ответственность перед законом;

· получали гарантии личной свободы и участия в осуществлении местной власти через выборы.

Вольный город интегрировался в единый территориально-хозяйственный комплекс.

Главным органом самоуправления вольного города являлся магистрат, состоявший из двух коллегий:

· рады, возглавляемой бургомистром;

· лавы, возглавляемой войтом.

Бургомистр, который назначался из числа родных войтом и утверждался в должности Великим князем, представлял центральную государственную власть и выступал одновременно в качестве высшей судебной инстанции.

Радавыполняла функции представительной, а бургомистр – исполнительной власти. Таким образом, обеспечивалось сочетание интересов Центра и местного населения. Рада осуществляла руководство местным хозяйством, управляла собственностью, обеспечивала общественный порядок, выступала в качестве судебной инстанции по гражданским делам.

Лава состояла из двенадцати лавников и выполняла исключительно судебные функции по уголовным делам.

Магистрат размещался, как правило, в специальном здании – ратуше, которое отличалось своей архитектурой и было одной из достопримечательностей города. Ратуша выполняла и функции «палаты мер и весов». Здесь находились эталоны длины, веса, объема, что позволяло устанавливать правила торговли и обмена товарами.

К числу наиболее ответственных должностных лиц местной власти относились писари и шаферы. Писарь присутствовал на заседаниях органов магистрата и вел записи в магистратских книгах, выдавал копии магистратских документов. Шаферы выполняли функции современных ревизоров и обеспечивали рациональное использование муниципального имущества и финансовых средств.

В рамках обеспечения общественного порядка формировалась муниципальная полиция. В ее компетенцию входила также и пожарная безопасность, соблюдение правил торговли, рассмотрение бытовых споров между жителями, сбор налогов в местный и государственный бюджеты.

Состав магистрата и его коллегий в различных поселениях был неодинаков, сроки, на которые занимали должности бургомистр и войт, были различными, в зависимости от величины и значения города (местечка) и иных местных особенностей.

Наличие на территории Беларуси влиятельного местного самоуправления обеспечивало социальную стабильность и общественный мир, ограничивало и преодолевало абсолютизм государственной власти.

Ликвидация магдебургского права. Во второй половине XVIII века после присоединения территории Беларуси к Российской империи местное самоуправление было резко ограничено в своих правах и в 1830-1840 гг. магдебургское право в Беларуси было окончательно ликвидировано. По своему правовому положению жители вольных городов были приравнены к российским горожанам, а жители других поселений приравниваются по своему статусу к крепостным крестьянам Российской империи.

Читайте также:
Отраслевая правоспособность: что это такое, описание и особенности

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 3914 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Процедура личного досмотра

Личный досмотр часто путают с осмотром или личным обыском. Они подразумевают различные действия, у них разные цели, эти процедуры установлены федеральным законодательством. Нередко полицейские превышают свои полномочия, умышленно или по незнанию проводя вместо осмотра досмотр или обыск, на который требуется постановление следователя.

Основания для проведения личного досмотра

Прежде чем оперировать этим понятием, необходимо выяснить, что под ним подразумевает законодательство. Его основы раскрывает ст. 27.7 КоАП РФ, в соответствии с ней это проверка вещей, находящихся на человеке и при нем. Это ручная кладь (сумки, портфели, пакеты), багаж, предметы охоты и рыболовства и др.

Для проведения процедуры согласия гражданина не требуется.

Личный досмотр — административно-процессуальная мера. Основанием для его проведения являются совершение административных правонарушений, сведения о наличии у гражданина оружия, взрывчатых веществ, психотропных, наркотических препаратов.

Информация должна быть получена из достоверных источников. Ими могут быть заявления физических и юридических лиц, государственных органов, полицейские ориентировки.

Обязательно ведется протокол в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае если имеются сведения, что у лица, подвергнутого личному досмотру, может быть оружие или оказано сопротивление, понятые не нужны. Также они могут не присутствовать, если ведется видеонаблюдение или видеозапись.

В процессе этой процедуры проводится осмотр тела, обследование одежды, а также предметов, находящихся у гражданина. Не нарушается целостность вещей. Гражданина досматривают, а не обыскивают. Все обнаруженное в ходе проведения досмотра вносится в протокол. Это должен быть не просто список, а описание каждой вещи с указанием идентификационных характеристик. Если нарушитель несовершеннолетний или недееспособный, то все действия выполняются в присутствии законных представителей.

Кто имеет право проводить досмотр граждан

В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.

Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:

  1. Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
  2. Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
  3. Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
  4. Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
  5. Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
  6. Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
  7. Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
  8. Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
  9. Органов наркоконтроля.
  10. Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
  11. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
  12. Миграционных органов.

Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции

Личный досмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на выполнение этого действия и имеющими право составлять протокол.

Обязательными условиями при производстве являются следующие:

  1. Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
  2. Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
  3. Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
  4. Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
  5. Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
  6. Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  7. При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
  8. Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
  9. Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
  10. Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.
Читайте также:
Производственная кооперация: что это такое, описание и особенности

Бывают случаи, когда полицейские хотят провести процедуру личного досмотра прямо на улице. Здесь необходимо требовать приглашения двух понятых.

Проверка документов

Эта процедура проводится, если есть причины предполагать, что гражданин совершил правонарушение, либо подозревать, что он находится в розыске.

Основания для этого:

  1. Лицо застигнуто на месте совершения правонарушения.
  2. Очевидцы указывают на этого гражданина.
  3. Обнаружены следы преступления на одежде или теле.
  4. Есть сходство с разыскиваемым преступником.
  5. Показания видеокамер наружного наблюдения.
  6. Неадекватное поведение. Человек озирается по сторонам, убегает от милиции и др.

Какие документы нужно иметь при себе в качестве удостоверения личности (достаточно одного):

  • гражданский, заграничный или дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт моряка;
  • служебное удостоверение.

Кого досматривать нельзя

Согласно федеральным законам устанавливается перечень лиц, которые не подлежат личному досмотру:

  • президенты страны: действующий и бывшие;
  • члены Совета Федерации и депутаты Госдумы;
  • судьи и арбитражные заседатели;
  • прокуроры и сотрудники Следственного комитета;
  • сотрудники ФСБ во время исполнения задания;
  • сотрудники государственной охраны во время исполнения обязанностей;
  • уполномоченный по правам человека;
  • граждане других стран с дипломатическим иммунитетом.

Но существуют исключения — это обязательный предполетный досмотр, в котором участвуют все. Согласно п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса, граждане, не прошедшие его, на борт судна не допускаются.

Особенности проведения административного задержания

Это обеспечительная кратковременная мера, которая проходит в исключительных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП. Ей предшествует доставление, чтобы мочь досмотреть подозреваемого. Она применяется при необходимости правильного и быстрого расследования. Цель — прекращение правонарушения, когда исчерпаны все меры воздействия: уговоры, распоряжения. Если гражданин законопослушный, то к нему эта мера не применяется.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, который выдается на руки по просьбе правонарушителя. Срок задержания — 3 часа. Исчисляется он с момента совершения правонарушения, а не со времени доставления в полицию.

Обжалование действий полицейского

Если действия полицейских незаконно нарушают ваши права, свободы и интересы, то в соответствии со ст. 53 ФЗ “О полиции” их обжалуют в вышестоящем полицейском органе, у вышестоящего должностного лица, в прокуратуре или суде.

Последовательность принятия решения по жалобе регулируется в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Действия при отказе дежурного принять заявление

На основании Приказа МВД России №140 от 01.03.2012 территориальные участки полиции должны принять, зарегистрировать и рассмотреть все заявления, независимо от гражданства.

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.
Читайте также:
Положительный акцепт: что это такое, описание и особенности

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

Действия при затягивании следствия

Следователь продлить срок следствия не может. Если дело тянется более 2 месяцев, то он обращается в Следственный комитет и указывает причины, с чем это связано. Срок продлевается. После его окончания снова увеличивает период следствия уже вышестоящая инстанция СК. Здесь важно получить постановление СК о продлении сроков и обжаловать его в суде в порядке ст. 125 УПК РФ.

Действия при вымогательстве взятки

Это противоправное действие со стороны полицейских является распространенным. Если вы не совершали никаких правонарушений, то постарайтесь предотвратить вымогательство. Для этого достаньте телефон, включите видеозапись или диктофон. Это иногда помогает. Или сделайте незаметно запись на видео или диктофон, она вам пригодится.

Дальнейшие действия будут такими:

  1. Воспользоваться горячей линией, позвонив по номеру 8-800-250-02-35 и сообщив, что у вас вымогают взятку.
  2. Напишите заявление в Службу собственной безопасности, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Или лучше всего отвезите его сами. Помните, что дача взятки — это такое же преступление, как ее получение. Поэтому во избежание ответственности следует обратиться в правоохранительные органы.
  3. Можно обратиться с заявлением в прокуратуру.

Разница между осмотром и досмотром

Осмотр — это административно-предупредительная мера. Она отличается от досмотра основными целями:

  1. Проводится для предотвращения совершения гражданами поступков, способных привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуации.
  2. Является предупреждением совершения нарушения закона. Эта мера носит профилактический характер.

Поэтому основное отличие между процедурами — это совершенное административное правонарушение или его предупреждение.

Основанием для проведения личного осмотра может выступать нарушение правил нахождения граждан в местах массового скопления людей. Это могут быть аэропорты, вокзалы, стадионы, помещения для проведения развлекательных мероприятий и пр. Составление протокола о личном осмотре законодательством не предусматривается, а при проведении досмотра это обязательно.

Личный досмотр, основания,порядок производства

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник полиции может требовать от гражданина пройти личный досмотр.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности . Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении . Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось. Поэтому правонарушитель вправе требовать привлечения защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личный досмотр предусмотрен статьей 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание . И только одного пола с досматриваемым.

Читайте также:
Недостоверная реклама: что это такое, описание и особенности

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Правовая группа УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Читайте также:
Представительные органы: что это такое, описание и особенности

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 3 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 5 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 7 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 8 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: