Магистратский публичный: что это такое, описание и особенности

III.1. Организация уголовной юстиции

(III.1.1) Формы уголовного процесса.

Общая организация уголовной юстиции в рамках римской юридической культуры определялась двумя обстоятельствами, представляющими как итог исторического развития римского права, так и изначальные особенности отношения римского пра­вопорядка к предмету уголовного преследования.

* Вопрос о критерии—что считать как уголовное наказание, что нет, соответственно, что есть по природе своей уголовное преступление, а что нет, есть ли в этом правовые ос­нования или только конкретная воля законодателя — принадлежит к числу самых глобальных и нерешенных в общей форме вопросов юриспруденции, и не только римской.

В зависимости от разного рода обстоятельств сложились пять бо­лее-менее типичных и общераспространенных, опирающихся на соответ­ствующие указания римских законов форм уголовного судебного разби­рательства:

1) Чисто магистратский публичный процесс — который вел­ся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц. В правовом смысле судебная власть магистрата опиралась на полномо­чия в рамках imperium. В этой форме велись дела по воинским преступ­лениям, т.е. совершенным римскими гражданами как специальными субъектами и в особых обстоятельствах, рассматривались обвинения про­тив женщин-римлянок (если это не находилось в пределах администра­тивно-полицейских полномочий эдила), против иностранцев и вообще неримских граждан, в этой же форме шел процесс по уголовным обвине­ниям рабов и вообще (в феодальную эпоху) сословие неполноправных лиц. При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался ника­кими формальными поцедурами. Сохранялись также различия в юрис­дикции магистрата вне и внутри городских стен (выражающие различия в объеме полномочий imperium — см. II.5.3).

2) Магистратно-комициальный процесс — который велся выс­шим магистратом (на основе полномочий imperium) с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершен­ным римскими гражданами, в особенности тем, которые могли повлечь в качестве наказания смертную казнь. Эта форма разбирательства предпола­гала несколько обязательных стадий судебного хода дела: приглашение к суду, изыскание обстоятельств содеянного, приговор магистрата, обраще­ние к общинному суду за утверждением приговора, решение народного со­брания; все стадии проходили в точно регламентированных формальных процедурах. Позднее апелляцию к народу заменило право обжалования ма­гистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.

3) Частный процесс по частным правонарушениям (в рамках деликтного права) в суде претора — который не различался от разбира­тельства других дел на основе частного права вещного или обязательствен­ного содержания (см. ниже, раздел IV).

4) Процесс коллегии присяжных — который производился специально организованными коллегиями присяжных судей под пред­седательством магистрата (как правило, претора). В правовом отноше­нии судебное решение опиралось на делегированные полномочия пред­ставителям народа, в основном высшего сословия. В этой форме велись разбирательства должностных обвинений, тяжких уголовных преступле­ний, преступлений против публичного правопорядка, совершенных рим­скими гражданами. В классический период эта форма процесса стала наи­более распространенной, а впоследствии из нее развился вообще суд с участием присяжных заседателей из числа равноправных граждан. Рим­ская юриспруденция разработала также некоторые общие нормы разби­рательства с участием присяжных: суд должен происходить там, где при­сяжные могут получить лучшее сведение о деле, т.е. по месту совершения преступления, а не по месту происхождения или жительства обвиняемо­го; суд решает вопросы права, присяжные — вопросы факта, т.е. событие преступления и виновность в нем обвиняемого решаются присяжными на основе рассказанного в суде, закон же (посредством судьи) только оп­ределяет правовые последствия решения присяжных.

5) Муниципальный процесс — который велся единолично ма­гистратом в провинции на основе его специальных там полномочий как в отношении римских граждан, так в отношении вообще всех жителей про­винции и сводился, как правило, к утверждению решений и приговоров существовавших там своих органов общинной юстиции.

Магистерская диссертация

Магистерская диссертация – выпускная квалификационная работа (ВКР) исследовательского характера. Полнота раскрытия тематики позволяет определить образовательный уровень учащегося, оценить степень сформированность аналитических навыков и его способности к самостоятельному решению научных задач, в целом, сделать выводы о соответствии знаний и умений студента ФГОС подготовки магистров.

Читайте также:
Полное товарищество: что это такое, описание и особенности

Что такое магистерская диссертация

Магистерская диссертация – это оригинальное научное исследование, направленное на решение одной или нескольких задач, объединенных общей целью. Работа пишется выпускником самостоятельно по материалам, накопленным за время обучения и в ходе преддипломной практики, а ее выполнение контролируется научным руководителем.

Содержание диссертации магистра может быть трех типов:

  • теоретическое исследование;
  • решение прикладных задач;
  • разработка инновационных методов и подходов к разрешению академических проблем.

От ВКР бакалавра магистерская работа существенно отличается глубокой, всесторонней теоретической проработкой решаемой проблемы, а от диплома специалиста – большей академической ориентированностью исследования.

Написание и защита диссертации дает возможность выпускнику продемонстрировать сформированные в течение курса обучения компетенции и полученные знания, показать готовность к научной и педагогической деятельности. Если по результатам публичной защиты студент получает положительную оценку, ему присуждают академическую степень магистра.

Требования к ВКР магистра

Диссертация магистра должна отвечать требованиям оригинальности и научной новизны, единства цели и содержания, иметь практическую или академическую значимость. Предложенную концепцию решения выявленной проблемы следует аргументировать актуальными данными и документально подтвержденными фактами. Стиль изложения рекомендуется соответствующий нормам научного языка и специфике направления исследования.

Структура

По своей композиции магистерская работа практически не отличается от других студенческих выпускных проектов. В ее составе обязательно должны присутствовать такие элементы и разделы:

Элементы диссертации Содержание
1. Титульный лист Оформляется согласно правилам ГОСТа и содержит данные о виде и теме работы, авторе, научном руководителе, годе выполнения и месте защиты.
2. Содержание Оглавление, включающее все подразделы.
3. Список используемых сокращений Если в тексте есть аббревиатуры и условные обозначения, в этой части следует дать их расшифровку.
4. Введение Формулировка целей и задач, актуальности и новизны исследования. Перечисление методов и материалов, использованных в работе.
5. Основная часть Анализ литературы по теме диссертации, изложение собственных результатов, их интерпретация.
6. Заключение Подведение итогов всего исследования, формулирование выводов в подтверждение положения, вынесенного на защиту.
7. Список литературы Перечень использованных источников.
8. Приложения Объемные таблицы и рисунки, занимающие больше половины листа.
9. Автореферат Краткое изложение материала, приведенного в магистерской диссертации. Имеет свои особенности оформления, согласно требованиям и ГОСТа.

Содержание

Рубрикация и содержание основных структурных элементов работы отображает способность автора логично и аргументированно излагать материал, умение правильно интерпретировать полученные результаты, делать выводы.

Наиболее объемный и информативный раздел ВКР магистра – основная часть. Она обязательно включает несколько глав (не менее 3 и не более 5) и содержит:

  • обзор литературы;
  • критическую оценку источников;
  • обоснование выбора методов исследования;
  • оригинальные идеи и предложения автора;
  • описание полученных результатов.

Главы и параграфы обязательно заканчиваются выводами.

Самое важное в магистерской работе – наличие научной новизны. Диссертацию следует выстроить на уникальном материале или на основе оригинальной интерпретации результатов известных исследований.

Объем

Сколько страниц будет содержать ВКР, зависит от ее тематики и направления. Объем диссертационной магистерской работы не должен превышать 100–120 листов. Для гуманитарных наук допустимо увеличение количества страниц до 150.

По общепринятому стандарту текст набирается в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (14 кегль и полуторный межстрочный интервал). Каждый раздел работы начинается с отдельного листа.

Как писать магистерскую диссертацию

Какая бы огромная работа ни предстояла, четкая организация процесса поможет горы свернуть.

Этап работы Особенности
1. Выбор тематики Список тем предлагает кафедра. Также допускается собственный вариант, например, когда студент продолжает работать над решением проблемы, затронутой в дипломе. Выбор темы сопровождается обоснованием ее актуальности, определением теоретического и практического значения, выдвижением рабочей гипотезы и постановкой цели исследования.
2. Составление плана Перечень, последовательность работ, временные рамки каждого этапа – все это утверждается куратором. На этом этапе набрасывается предварительный план магистерской диссертации, который отражает ее основную идею и, по сути, представляет собой черновой очень краткий конспект будущей работы. В нем определяются названия и содержание глав, в виде подразделов и параграфов намечается последовательность рассмотрения конкретных вопросов. В дальнейшем в него могут вноситься изменения, обусловленные корректировкой направления исследования после глубокого изучения проблемы. Причиной могут послужить разные обстоятельства: отсутствие или недостаток исходного материала, выявление значимых фактов или сведений, представляющих практический или теоретический интерес. В окончательном варианте план магистерской диссертации – это утвержденное научным руководителем схематичное оглавление работы со сроками проведения всех этапов исследования.
3. Всестороннее изучение темы Знакомство с актуальными литературными источниками, фактами, касающимися вопросов исследования, анализ полученной информации. Задача диссертанта состоит в том, чтобы после рассмотрения позиций авторитетных ученых и практиков выработать самостоятельную точку зрения, которая будет базироваться на всем лучшем, что можно почерпнуть у корифеев науки. Сбор информации проводится в обратном хронологическом порядке: от самых свежих публикаций к более ранним (обычно не старше 5 лет). Штудирование теории рационально организовать по принципу «от общего к частному»: от изучения фундаментальных трудов к просмотру недавних первоисточников, посвященных отдельным аспектам темы (монографий, статей, тезисов докладов, рефератов и т. д). На этом этапе стоит начать формирование списка литературы и сразу делать библиографические заметки (автор, название, год издания, номера страниц, на которых расположена интересующая информация: возможно, потом на многие из изученных источников придется делать ссылки в тексте диссертации).
4. Определение методов исследования Выбор наиболее подходящих и эффективных способов достижения цели.
5. Проведение исследования, анализ результатов Работа с использованием выбранных методик, обработка полученных данных. Подтверждение гипотезы.
6. Написание заключения Подведение итогов. Формулирование выводов, отражающих результативность и значимость работы.

Оформление магистерской диссертации подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются к любым другим ВКР. Для будущей защиты надо подготовить презентационные слайды, плакаты, модели и т. д. и печатные раздаточные материалы. Для представления в открытом доступе содержания и результатов исследования научной общественности пишется автореферат.

Магистерская диссертация: примеры работ

Работа во многом похожа на дипломную, но глубина исследования и масштаб затронутых в магистерской диссертации проблем ближе к уровню кандидатской. Независимо от будущей специальности, будь то педагогика, психология, юриспруденция, строительство или экономика, структура ВКР магистра практически одинакова.

Примеры магистерских диссертаций по психологии и экономике.

Полностью готовая магистерская диссертация, брошюрованная в твердый переплет, не позднее чем за две недели до защиты предоставляется на кафедру в двух экземплярах.

Магистратуры (должностные лица)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть должностные лица – магистратуры, выделить характерные для них черты и различия, а так же их полномочия.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1. Дать понятие и охарактеризовать систему магистратур;
2. Рассмотреть порядок образования и выделить общие черты магистратуры;
3. Определить полномочия и должностную власть магистрата.

Содержание

Введение
1. Понятие и система магистратур…………………………………..……….3
2. Порядок образования и общие черты магистратуры…………………. 6
3. Полномочия и должностная власть магистрата…………………. ……..9
Заключение…………………………………………………………………. …..15
Практическая часть……………………………………………………. ………17
Список использованных источников……………………………………….…..19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по римскому праву.docx

Актуальность темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что в Римском государстве существовала необходимость реализации государственной власти от имени и во благо римского народа деятельностью должностных лиц – магистратов.

Цель контрольной работы: рассмотреть должностные лица – магистратуры, выделить характерные для них черты и различия, а так же их полномочия.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач, таких как:

  1. Дать понятие и охарактеризовать систему магистратур;
  2. Рассмотреть порядок образования и выделить общие черты магистратуры;
  3. Определить полномочия и должностную власть магистрата.

Объектом данной работы являются магистратуры (должностные лица).

Предметом – деятельность римских Магистратур.

Контрольная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, практической части и списка использованных источников.

При написании работы использовалась учебная и методическая литература, а также электронные источники.

  1. Понятие и система магистратур

Другим видом реализации государственной власти от имени и во благо римского народа была деятельность должностных лиц — магистратов (magistratus, деятель). Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определенных функций, а частица римского народа, носитель его прав и величия. Из такого понимания смысла магистратской деятельности вытекало и содержание власти и полномочий магистратов: они считались как бы переданными им народом, были своего рода частицей отчужденного суверенитета римского народа. Другое своеобразие власти и полномочий всех магистратов выражалось в том, что такой условно переданный суверенитет не мог не быть универсальным в отношении исполнения публично-правовых функций, т.е. магистраты могли различаться по уровню применения своих полномочий, по большему или меньшему содержанию своей власти, но все они не были специализированными (например, одним — военные дела, другим — администрация, третьим — суд и т.д.), а каждый обладал частицей совокупной государственной власти1.

Все магистраты, или должностные лица, в римской публично правовой традиции были выборными и строго безвозмездными; их деятельность рассматривалась как почетная обязанность (honor) римского гражданина, отказаться от нее (при соответствии всем другим, потребным для должности, критериям) можно было только по признаваемым правом причинам. Но, с другой стороны, ненадлежащее исполнение обязанностей магистрата в большинстве случаев не влекло иного, кроме как общественно-нравственного, порицания.

Римские магистратуры (система которых сформировалась в главном в республиканский период классической эпохи) можно подразделить на несколько видов по разным, но наиболее принципиальным основаниям, каждое из которых в свою очередь характеризует ту или другую сторону власти и полномочий должностных лиц.

  • по объему полномочий: курульные эдилы (исполнявшие в основном полицейские функции), квесторы (занимавшиеся финансовым контролем, уголовной юстицией и др.) считались обладавшими меньшим объемом власти (potestas) и квалифицировались как малые (m. minores); диктатор, консулы, преторы квалифицировались как большие (m. majores), поскольку наделялись наиполным возможным объемом власти (imperium);
  • по социальному назначению: были чисто плебейские должностные лица (трибуны, плебейские эдилы), которые могли избираться только из числа плебеев и для целей социальной и правовой охраны именно этого слоя, и патрицианские (все другие названные должности);
  • по степени почетности: диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы исполняли свою государственную должность, сидя в особом курульном кресле (не только символ власти, но гарантия неприкосновенности) — m. curules; народные трибуны и др., не обладавшие этим знаком власти считались m. Incurules;
  • способом образования полномочий: большинство известных должностей были постоянными, обычными в публично-правовом порядке (m. ordinaria); но некоторые (диктатор, децемвиры, правитель конницы и т.п.) создавались только по чрезвычайным обстоятельствам, хотя и с учетом правовой традиции и считались как бы выходящими из обычного порядка течения государственных дел (m. extraordinaria)2.

Особым статусом обладали также должностные лица, избранные, но по тем или иным обстоятельствам не вступившие в реальное исполнение своей должности (m. designati), а также избранные на место прежних магистратов, не доведших свою государственную деятельность до конца (m. suffecti). В системе магистратур были и только назначаемые должностные лица обычно для особых обстоятельств вне собственно территории Рима (проконсулы, пропреторы и т.п.), которые рассматривались как подчиненные назначившему их магистрату (или Сенату).

  1. Порядок образования и общие черты магистратуры

В принципе магистратом (должностным лицом) мог стать любой полноправный римский гражданин (cives optimo jure). Однако поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, и, даже напротив, для исполнения высших должностей предполагались некоторые расходы для «блага города» (организация игр, шествий и т.п.), то само собой большинство магистратур могло заниматься только людьми обеспеченными или даже богатыми.

Избрание магистратов производилось органами, представлявшими весь римский народ — народными собраниями, причем разные по типу магистратуры избирались разными видами народных собраний. В более позднюю эпоху Древнего Рима, а также в эпоху рецепции римского права считалось, что Сенат (или подобный ему орган) также вправе избирать такие магистратуры, остававшиеся, впрочем, вполне независимыми от него. При избрании вступали в действие некоторые дополнительные цензы: во-первых, следовало соблюдать некоторый порядок в занятии должностей, которые систематизировались в определенной иерархической последовательности (квестор, эдил, претор, консул), и на должность, стоящую выше в этой условной иерархии, не мог претендовать гражданин, не занимавший более низких должностей; во-вторых, следовало соблюдать установленный правом промежуток между исполнением разных должностей — в 2 года. Из совокупности этих требований само собой сложился возрастной ценз в пассивном избирательном праве, отличный от активно­го права римских граждан: для занятия консульской должности — 42 года, преторской — 40 лет, квесторской — 30 лет.

Заинтересованное в избрании на магистратскую должность лицо само должно было выставить свою кандидатуру, заранее заявив о своей претензии магистрату, полномочному созывать то или иное народное собрание. Имя кандидата, если он признавался отвечающим общеправовым и специальным цензовым требованиям, публично оглашалось заблаговременно до дня выборов, и остававшееся время могло использоваться для предвыборной агитации (ведущий такую агитацию кандидат облачался в белую тогу, появлялся в общественных местах в сопровождении «групп поддержки» и т.п., проводил «работу с избирателями», причем со временем эксцессы таких избирательных кампаний заставили регулировать законом нарушение порядка выборов, карать связанную с выборами коррупцию и т.п.). В случае избрания предусматривалась дополнительная процедура вступления магистрата в должность, сопровождавшаяся его клятвой на верность законам и римскому народу, религиозным обрядом. Без этой процедуры, которая была как бы узаконением получения им от римского народа полномочий, избранный кандидат не считался полноправным магистратом и не мог исполнять своих обязанностей.

Все римские магистратуры, помимо выборности, обладали некоторыми общими чертами, в которых выражались общие начала римского публично-правового порядка. Все магистратуры характеризовались:

  • кратковременностью — должностные лица избирались на срок не более одного года, диктатор или любая иная чрезвычайная магистратура — 6 месяцев (хотя и с возможностью продления полномочий), только цензоры — на 5 лет; повторное занятие той же должности не допускалось;
  • коллегиальностью: кроме диктатора, все другие магистраты избирались попарно и исполняли свою должность либо чередуясь по месяцам, либо в другом схожем порядке; причем решение одного магистрата могло быть приостановлено другим по праву veto, что было важной сдержкой против проявлений субъективизма;
  • все магистраты были ответственны перед римским народом: после истечения срока полномочий (и только после этого) магистрат мог быть привлечен к ответственности за упущения или преступления по должности. Однако в связи с отсутствием прямого правового регулирования содержания магистратской должности реально в вину могло было быть оставлено только корыстное исполнение должностей от имени римского народа3.
  1. Полномочия и должностная власть магистрата

По объему возложенных на него полномочий магистрат мог пользоваться двоякого рода властью в отношении своих сограждан и других учреждений и лиц в границах государства или города: imperium или potestas. Наибольшую власть предполагало исполнение должности с imperium, что включало полномочия общеадминистративные, военного управления и право уголовной юстиции. Содержание potestas было значительно уже: оно на деле означало только возможность административно-полицейской и распорядительной власти в отношении граждан. С возложением на него imperium магистрат получал вытекающие из этого права: выполнять жреческие функции (вступать в «общение» с богами от имени римского народа, приносить жертвы, проводить религиозные церемонии), проявлять законодательную инициативу (обращаться с предложениями к Сенату и народным собраниям, созывать народное собрание определенного вида, посылать сообщения о государственных делах в Сенат и т.д.), издавать правоприменительные и общеадминистративные акты (edicta), командовать армией (объявлять сбор войска — мобилизацию территории, назначать младший командный состав, награждать и наказывать военных), осуществлять управление соответственно характеру своей должности и правосудие в отношении граждан. Содержание полномочий в объеме imperium разнилось также в зависимости от того, шла речь о власти магистрата внутри или вне собственно Города. На территории Рима («внутри городских стен») на все решения магистрата была возможна provocatio (обжалование) со стороны гражданина, предполагалась возможность перерыва между осуществлением полномочий магистратом, сдающим свой пост, и принимающим его, допускалось вмешательство магистрата-коллеги в исполнение решения. Вне города (в презумпции особых, полувоенных условий) власть магистрата была практически единоличной, его решения обжалованию не подлежали, а невозможность сдать исполнение дел новому должностному лицу продлевала полномочия предыдущего без особых распоряжений.

В качестве должностного лица римский магистрат располагал рядом принудительных полномочий в отношении римских граждан. Он мог лично или через подчиненных задержать нарушающих правовой по­рядок, в том числе даже подвергнуть специально аресту, имел право возбуждать обвинение в судах против гражданина, пользовался властью налагать установленные и предусмотренные законами штрафы. В особых случаях, для принуждения гражданина к исполнению публично-правовых обязанностей или для обеспечения правосудия, магистрат мог распорядиться об аресте принадлежащей гражданину вещи.

Вокруг магистрата и только во исполнение его полномочий складывался его личный совет (consilium), а также делопроизводственный аппарат советников и секретарей, получавших за эту работу жалованье и переходивших по «наследству» к преемнику его должности.

Все римские магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, народных трибунов и др.

Два консула были высшими должностными лицами республики и возглавляли всю систему магистратур. Консулы обладали высшей военной и гражданской властью. В качестве носителей военного империя они являлись главнокомандующими римским войском. Они производили набор, комплектовали легионы, назначали военачальников (трибунов), руководили военными действиями, заключали перемирие и распоряжались военной добычей. Как носители гражданской власти, консулы созывали сенат и народные собрания, председательствовали в них, вносили предложения и законопроекты, руководили выборами должностных лиц, являлись главными исполнителями постановлений сената и народных собраний, заботились о внутренней безопасности и т.д. Главная тенденция эволюции консульства состояла в постепенном ограничении их власти в пользу других магистратур.

Преторы появились в 366 г. до н.э. в качестве заместителей консулов. Сначала претор был един. Затем ежегодно стали избирать двух преторов. Один назывался «городским», другой – «иногородним». Впоследствии, по мере роста числа провинций и количество преторов увеличилось, дойдя к середине I в. до н.э. до 16. В случае отсутствия в Риме консулов к преторам переходило управление городом. В исключительных случаях сенат поручал одному из преторов (обыкновенно иногороднему) военное командование. Однако основной функцией преторов было ведение судопроизводства. Городские преторы ведали делами римских граждан, иногородние (преторы перегринов) – между иностранцами или между гражданами и иностранцами. В гражданских делах они допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания (так называемые «формулы»), в уголовных – председательствовали в судебных комиссиях. Вступая в должность, преторы опубликовывали эдикт, в котором указывали те основные правовые нормы, которых они будут придерживаться в судопроизводстве. Преторские эдикты стали одним из важнейших источников римского права.

Два цензора по характеру своих обязанностей были чрезвычайно авторитетными и уважаемыми магистратами. Их должность называлась санктиссимус магистратус – святейшая магистратура. Согласно обычаю, цензоров выбирали на пять лет из бывших консулов. Обязанностью цензоров было: составление списков римских граждан; распределение их по разрядам, центуриям и трибам; пересмотр списка сенаторов; руководство государственным имуществом и общественными работами; надзор за нравственностью граждан и издание соответствующих эдиктов. Должность цензора являлась весьма важной, политически значительной и очень престижной: на нее смотрели как на вершину служебной карьеры. В действия цензоров не имел права вмешиваться ни один магистрат.

Магистратское право (Древний Рим)

Право магистрата – система римского права, которая возникла во второй половине II в н. э., представляет коллекцию из новшеств, введенных преторами и adjami в верховенство закона и провозгласил в их указы. набор форм для судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил.

1. Исторические предпосылки возникновения права магистрата. (Historical preconditions of rights magistrates)
Название закона kviritskoe jus Quiritium происходит от названия древнего племени гражданам. основе Римского правового порядка до III в. н. э. содержатся не в законе, а в процессе. преторов, ежегодно обновляя свои эдикты и внедрения новых процессуальных способов защиты и избавления от устаревших методов защиты, по сути, определяет дальнейшие шаги в развитии Римской правовой системы. В процессе, обращение было как к нормам jus Quiritium и норм jus gentium – закон народов. В конце концов, начало III для. н. э. сформирована новая система права Римской империи, называли jus civile (ЮС Сивиль) – гражданского права, субъектами которой являются все свободные жители страны – граждане Римской Империи. В эпоху принципата и доминировать jus civile (ЮС Сивиль) как совокупность действующего законодательства и юридической науки.

2. Право Эдилов. (Right Edilov)
Должность Эдилов среди римских магистратов – в основном полицейские. хотя каждый магистрат в Риме обладали полицейской властью, усложнение общественной жизни в растущих Рим потребовал концентрации полицейский надзор. в результате седрая стать полицейской власти. по словам Цицерона, на Эдилов имеет следующие обязанности:
Cura urbis (Кураев Урбис) – наблюдение за порядком в городе и пожарной полиции.
Cura ludorum (программы Cura ludorum) – забота об устройстве общественных игр и зрелищ.
Cura annonae (программы Cura annonae) – забота о снабжении людей продуктами питания, мониторинг торговли на рынках, за правильностью мер и весов и торгового полиции.

3. Право Приморское. (Right Primorsko)
Закон Приморское заключается в том, что ввели преторы ради улучшения, или дополнения, или исправления гражданское право для общественного блага.
Право Приморское фиксируется во второй половине II для. н. э. как особая процессуальная система и способ реализации Kviritskoe права и права народов. происхождение данной системы права внесла свой вклад в развитие экономики, рост рабства, концентрация в руках правящей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. все эти социально-экономические условия делали старые постановления jus civile (ЮС Сивиль) недостаточно, необходимо совершенствовать и дополнять. эта работа легла на судебных магистратов и преторов. общая задача primorskoi деятельности – custodia urbis (кустодия Урбис), что является общей заботой о защите внутрисосудистого мир и порядок. по словам Романа вид, это подразумевает собой как уголовную, так и гражданскую юрисдикцию преторов. как только полицейские функции во все большей степени концентрируется в руках Эдилов, Приморска постепенно специализируется в области юрисдикции, став мастером, желательно судебную.
Сначала цель Приморский событий был для преодоления разрыва jus civile (ЮС Сивиль). чаще в области права сделал очень значительные реформы. рецепты преторов лиц могут в любом случае отличается от того, что диктует закон. потому что в данном конкретном случае закон формально основе, это временное изъятие фактически превратилась в константу, а jus civile (ЮС Сивиль) стал “голым правом” – nudum jus Quiritium (nudum нормы Jus Quiritium).

гвардия, 2009 – 384 с – ISBN 978 – 5 – 235 – 03238 – 5. Васильев А. Магистратская власть в Риме в республиканскую эпоху: традиции и инновации – СПб., 2014
13 Областной художественный Областной исторический Заповедник Чернигов древний меньшая, восточная, часть Народно – декоративного искусства в помещении
М., 2004 – Т. 1 – 768 с – ISBN 5 – 17 – 024958 – 6. Васильев А. Магистратская власть в Риме в республиканскую эпоху: традиции и инновации – СПб., 2014
13 Областной художественный Областной исторический Заповедник Чернигов древний меньшая, восточная, часть Народно – декоративного искусства в помещении
2010, с. 125. Светоний, 1999, Гальба, 6. Биография Гальбы на сайте Древний Рим Sulpicius 63, 1931, s. 776. Sulpicius 63, 1931, s. 776 – 777. Баррет
большим трудом добиться ратификации. Вернувшись в Рим в 151 году до н.э., Марк Клавдий не получил право на триумф. Как пишет А. В. Короленков, для дважды
История Древнего Рима Дата обращения 19 сентября 2016. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма – М.: Наука, 1982 – 391 с. Васильев А. Магистратская власть
в 100 талантов серебра и 20 тысяч югеров земли, а изгнаннику – право вернуться в Рим В долине под Сегонтией Метелл и Помпей оказались окружены из – за
Literature – Cambridge University Press, 1982 – P. 465 – 466. Утченко С. Л. Древний Рим События. Люди. Идеи – М.: Наука, 1969 – С. 270 – 271. Немировский А
полномочия, включая право назначать высших магистратов в историографии в связи с этим говорят, как правило о коллективной диктатуре. В Риме триумвиры развернули

Магдебургское право

Магдебу́ргское пра́во (нем. Magdeburger Recht ) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.

Источники магдебургского права — «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права) и устав города Магдебурга — обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В XIII—XVIII веках распространилось в Польше и Великом Княжестве Литовском вместе с немецкими колонистами. Первой из славянских земель подверглась онемечению Силезия; сюда перешло и немецкое право. Из Силезии оно в XIII в. проникло в земли Великой и Малой Польши [1] . В Польше Магдебургское право активно вводил Казимир III Великий [2] . Хронология получения городами Великого Княжества Литовского (в основном территория современных Белоруссии, Литвы и Украины) Магдебургских прав выглядит следующим образом:

Город Государство, в составе которого сейчас находится Год получения магдебургского права
XIV век
Владимир-Волынский Украина 1324 год (ещё в составе Галицко-Волынского княжества)
Львов Украина 1356 год
Судовая Вишня Украина 1368 год
Каменец-Подольский Украина 1374 год
Белз Украина 1377 год, в составе Венгерского королевства
Вильна Литва 1387 год
Теребовля Украина 1389 год
Городок Украина 1389 год
Брест Беларусь 1390 год
Гродно Беларусь 1391 год — неполное, 1496 год — полное
Жидачов Украина 1393 год
XV век
Коломыя Украина 1405 год
Ковно Литва 1408 год
Троки Литва 1409 год
Буск Украина 1411 год
Сокаль Украина 1424 год
Летичев Украина 1429 год
Кременец Украина 1431 год
Стрый Украина 1431 год
Луцк Украина 1432 год
Слуцк Беларусь 1441 год
Житомир Украина 1444 год
Мукачево Украина 1445 год
Смотрич Украина 1448 год
Толмач Украина 1448 год
Хмельник Украина 1448 год
Ярмолинцы Украина 1455 год
Угнев Украина 1462 год
Бобрка Украина 1469 год
Черновцы Украина 1488 год
Ровно Украина 1492 год
Киев Украина 1494—1497 годы
Полоцк Беларусь 1498 год
Минск Беларусь 1499 год
Браслав Беларусь 1500 год
XVI век
Волковыск Беларусь 1503 год
Речица Беларусь 1511 год
Новогрудок Беларусь 1511 год
Ковель Украина 1518 год
Порозово Беларусь 1523 год
Хыров Украина 1528 год
Слоним Беларусь 1531 год
Чортков Украина 1533 год
Подгайцы Украина 1539 год
Любомль Украина 1541 год
Синява Украина 1543 год
Старый Самбор Украина 1553 год
Мотоль Беларусь 1555 год
Чёрный Городок Украина 1556 год
Могилёв Беларусь 1561 год
Борисов Беларусь 1563 год
Журавно Украина 1563 год
Добромиль Украина 1566 год
Янушпиль Украина 1569 год
Яворов Украина 1569 год
Мозырь Беларусь 1577 год
Литин Украина 1578 год
Алитус Литва 1581 год
Динабург Латвия 1582 год
Ляховцы Украина 1583 год
Изяслав Украина 1583 год, обновлено в 1754 году
Броды Украина 1584 год
Корсунь-Шевченковский Украина 1585 год
Несвиж Беларусь 1586 год
Шаргород Украина 1588 год
Белая Церковь Украина 1589 год
Биржи Литва 1589 год
Кобрин Беларусь 1589 год и до 1766 года
Коростень Украина 1589 год
Лида Беларусь 1590 год
Мошны Украина 1592 год
Чигирин Украина 1592 год
Дунаевцы Украина 1592 год
Пирятин Украина 1592 год
Меджибож Украина 1593 год
Борисполь Украина 1596 год
Витебск Беларусь 1597 год
Скалат Украина 1600 год
XVII век
Сальница Украина 1601 год
Фастов Украина 1601 год
Жолква Украина 1603 год
Винники Украина 1603 год
Пренай Литва 1609 год
Сквира Украина 1616 год
Богуслав Украина 1620 год
Друя Беларусь 1620 год
Орша Беларусь 1620 год
Лысянка Украина 1622 год
Перемышляны Украина 1623 год
Рославль Россия 1623 год
Нежин Украина 1625 год
Славута Украина 1633 год
Мстиславль Беларусь 1634 год
Бешенковичи Беларусь 1634 год
Ружаны Беларусь 1637 год
Сатанов Украина 1641 год
Дивин Беларусь 1642 год, ограниченное право
Казимир Беларусь 1643 год
Глухов Украина 1644 год
Жировичи Беларусь 1652 год
Козелец Украина 1656 год
Станиславов Украина 1662 год
Остёр Украина 1662 год
Гомель Беларусь 1670 год
XVIII век
Столбцы Беларусь 1729 год
Турка Украина 1730 год
Ушачи Беларусь 1758 год
Турийск Украина 1759 год
Залещики Украина 1766 год
Смела Украина 1773 год
Вабальнинкас Литва 1775 год
Плунге Литва 1792 год
Арёгала Литва 1792 год
Чемеровцы Украина 1797 год

Среди нынешних российских городов 4 ноября 1611 года Магдебургское право получил Смоленск, в 1623 году король и великий князь Сигизмунд III даровал магдебургское право Невелю, 28 мая 1625 года — Дорогобужу.

Бывали случаи лишения Магдебургского права, так в 1623 году за убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича права лишился Витебск, в 1634 за сдачу города без сопротивления российским войскам — Дорогобуж [2] .

Существовали так называемые «малое магдебургское право» и «большое магдебургское право» [уточнить] . Так, город Могилёв в 1561 году получил малое магдебургское право, а в 1577 году — большое.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

Магдебургское право не распространялось на еврейское население, не считавшееся частью исконного населения восточноевропейских городов. Исключение составил лишь литовский город Троки, где евреи в 1444 году получили Магдебургское право в качестве самостоятельной группы горожан.

На основе Магдебургского права в 1785 году в России была составлена Грамота на права и выгоды городам Российской империи (также известная как «Жалованная грамота городам»).

Магдебургское право продолжало предоставляться и после присоединения территорий Речи Посполитой к Российской империи. Так, город Романов получил магдебургское право в 1817 году.

В 1831 году указом императора Николая Первого Магдебургское право было отменено по всей империи, кроме Киева, где оно сохранилось до 1835 года.

Что такое Магдебургское право и какую пользу оно принесло людям?

Магдебургское право является феодальным городским правом, которое сформировалось в XIII в. в Магдебурге. В соответствии с ним вопросы экономического и имущественного характера, в особенности социального и политического развития, проблемы сословных различий граждан подлежали регулированию в рамках собственных норм юридического характера. Это в полной мере соответствовало повышению роли и значения городов. Они активно превращались в центры концентрации производственной деятельности, процессов денежного обращения и товарообменных отношений. Магдебургское право выступило в качестве первого европейского законодательства с универсальным применением в городах с развивающейся торговлей и ремесленничеством. Его ключевым принципом стало обеспечение наиболее полной реализации роли горожан в самоуправлении.

Основные принципы Магдебургского права

Источниками права стала система привилегий архиепископа Вихмана, предоставленная городскому патрициату в 1188 г., а также сборник феодальных правовых норм «Саксонское зерцало» от 1221-1225 гг. В них определялись:

  • принципы реализации практики ремесленничества, торговых отношений;
  • особенности избрания и функционирования самоуправления на городском уровне;
  • проблемы работы цеховых структур, организованных купеческими и ремесленническими слоями городского населения.

В течение XIII-XVIII вв. Магдебургское право постепенно распространяется в польских, литовских, украинских и белорусских городах. Среди первых городов Великого княжества Литовского, получивших это право, стал Брест. Произошло это в 1390 г. После этого нормы и практика применения феодального городского права распространились на Гродно, Слуцк, укрепились в Киеве, Полоцке, Минске, Могилеве, Витебске и т. д.

Для населения городских поселений с Магдебургским правом предполагалось освобождение от выполнения феодальной повинности. Отменялась подчиненность властным полномочиям, которыми были наделены воеводы, старосты и прочие лица, занимающие по службе государственные должности.

Магдебургское право было положено в основу деятельности создаваемых выборных структур, обеспечивающих самоуправление, – магистратов. Одновременно города отказывались от местного правоприменения. Пользование обычаями местного происхождения могло быть допустимым, если решение дела только на основе норм феодального городского права не могло быть осуществлено.

Преимущества Магдебургского права

Магдебургское право стало инструментом регулирования функционирования власти в городах, судебных органов, их компетенции и порядка судопроизводства, а также вопросов реализации собственности на землю в городской черте. Также фиксировалась система наказаний за совершенные преступления различных видов и т. д.

Важное значение имели нормы, которые устанавливали условия торговой и ремесленной деятельности, регулировали работу цеховых структур и гильдий купечества, регламентировали процедуру и особенности налогообложения в городах.

Многие исследователи сходятся во мнении, что Магдебургскому праву удалось в юридической форме закрепить все успехи городского населения в противостоянии с феодальным сословием за достижение требуемой самостоятельности от них. Система норм предоставляла городу все необходимые права для эффективного самоуправления и судопроизводства, наделяла правами земельной собственности, освобождала от существенной доли повинностей феодального уровня.

Благодаря этим преимуществам и возможностям, Магдебургское право было благоприятно воспринято многими городами в Восточной Германии, например, Галле, Дрезденом и т. д. На территории Восточной Пруссии оно было под термином кульмского или хелмнского права.

Все преимущества городского права ощутила Силезия, Чехия, Венгрия, Польша, Литва, а также города Галиции и Белоруссии. Именно там говорили о немецком праве, позволившем создать наилучшие условия для развития местного самоуправления.

Толкование норм Магдебургского права

В то же время на разных территориях присутствовали некоторые отличия в конкретных способах реализации Магдебургского права и процедуре толкования его норм. Установившаяся в то время практика предполагала, что верховным толкователем был суд Магдебурга, который к тому же выступал в качестве высшего апелляционного органа для всех судебных органов. Однако на территории Пруссии роль высшей инстанции апелляционного действия с 1251 г. стал играть судебный орган в Хелмно, а после 1466 г. — в Торуни.

Польским королем Казимиром III было принято решение в 1365 г. учредить краковский верховный апелляционный суд. После этого был введен запрет польским судебным органам обращаться в Магдебург.

В целом Магдебургское право применялось на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVIII-XIX вв., хотя его роль и значение постепенно снижались. И, например, в 1776 г. Варшавский сойм постановил, что у маленьких городов и местечек Магдебургское право отбиралось. Его оставили только в 11 городах на белорусских и литовских землях. В западных белорусских губерниях право было отменено уже в январе 1795 г. Екатериной II.

Магдебургское право

Большая советская энциклопедия о Магдебургском городском праве не очень высокого мнения: «Оно служило средством закрепления привилегий немецких купцов и ремесленников на заселяемых ими соседних и дальних территориях и сопутствовало немецкой колонизации Чехии, Силезии, Польши, Литвы и Галицко‑Волынской Руси» [55].

Можно, конечно, спросить у авторов статьи, где они нашли немцев в Витебске и уж не были ли немцами войт, бурмистр и другие должностные лица во Львове и в Гродно?!

Всплеснуть руками и ужаснуться: это надо же, куда немцы, оказывается, пролезли! Можно спросить и о ином, уже нисколько не издеваясь. Например, не стыдно ли взрослым дядям заниматься такой гадостью, как подтасовка исторических фактов, и науськивать невежественных людей на представителей иного народа — в данном случае на немцев?

Карамзин и Соловьев просто не замечают того, что многие города Западной Руси управлялись по традициям Магдебургского права. Ни строчки они об этом не пишут.

А Магдебургское право — это свод основных законов, по которым может управляться торгово‑промышленный город. Сложился этот свод в Магдебурге в XIII веке из разных источников. Из привилегий, данных городскому патрициату архиепископом Вихманом в 1188 году. Из постановлений суда шеффенов Магдебурга. Шеффены — это судебные заседатели, определявшие наказание вместе с судьей; своеобразные предшественники суда присяжных.

Важным источником Магдебургского права стало Саксонское зерцало — сборник феодального права, составленный в 1221—1225 годах шеффеном Эйке фон Репковым.

Это было первое универсальное законодательство, которое можно было применить в любом городе и которое исходило из права города на самоуправление. По Магдебургскому праву город был сувереном и законодателем, и все остальные пункты права исходили именно из этого.

Магдебургское право применялось во многих городах.

Уж очень оно было удобным. По традиции суд Магдебурга был высшим толкователем Магдебургского права и высшей апелляционной инстанцией.

Польские города давно жили по Магдебургскому праву и называли его иногда «немецким». Складывалась пикантная ситуация, когда немцы Тевтонского ордена прилагали колоссальные усилия, чтобы не дать жить по «немецкому праву» городам орденских земель с их смешанным славянским и немецким населением. А польские короли тоже прилагают все усилия, чтобы дать этим городам «немецкое право».

Впрочем, еще до вымирания Пястов и воцарения Ягеллонов Казимир III в 1365 году учредил высший апелляционный суд в Кракове, запретив обращаться в Магдебург по любым спорным вопросам. Поляки сами становились специалистами и не нуждались в других толкователях.

На территории Великого княжества Литовского Магдебургское право получили: Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Киев (1494—1497), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилев (1561), Витебск (1597).

Велик соблазн описать Магдебургское право, как развитие вечевого строя — от патриархальной сходки до строгой организации граждан, но это не так. Вечевые традиции даже мешали утверждению Магдебургского права. Сталкивались две очень разные традиции. Скорее можно говорить о взаимном проникновении двух традиций демократии, в результате чего городская демократия в Польше и Великом княжестве Литовском сложилась совсем не такая строгая, не такая формализованная, как на романо‑германском Западе.

В обеих выборных коллегиях часто менялось число членов.

Иногда в некоторых городах создавалась еще третья, не предусмотренная законом коллегия — Совет тридцати или сорока выборных от цехов, который контролировал Раду в деле управления финансами и благоустройством.

Для решения важных вопросов собиралась громада — сходка всех горожан.

Для управления городом и для суда над горожанами избиралась Рада — совет во главе с бурмистром и лавничий суд во главе с войтом.

Город имел собственные доходы: часть торговых пошлин поступала в распоряжение Рады. Рада отвечала перед громадой за расходование денег.

Спустя века таким же образом будет жить в Российской империи земство — в режиме самоуправления, со своими финансами. Но земства появятся только во второй половине XIX столетия, а Магдебургское право введено в городах Западной Руси в XIV—XVI веках. В Российской империи городское самоуправление никогда не достигнет этого уровня.

В 1802—1808 годах в Киеве воздвигли монумент в честь получения городом Магдебургского права в 1494—1497 годах. Любопытная деталь: в Российской империи ставят монумент чужому достижению; а вот в Великом княжестве Литовском город получает право на самоуправление!

Главную роль в городах Великого княжества Литовского играли не бояре, как в Новгороде, а богатые купцы, которые занимали все выборные должности, как в Италии, Нидерландах, в Германии, в Польше. Тоже европейская черта.

На Востоке, скажем, в Китае или в Индии, были города в десятки раз больше и в сотни раз богаче любой европейской столицы, а тем паче Минска, Львова или Вильно. Но вот горожан на Востоке вполне определенно не было.

В Китае, правда, не было и такого замордованного, нищего, одичалого крепостного крестьянства, как во Франции или в Италии. Но там не возникло и горожан, как особой категории людей, которые резко отличаются и от крестьян, и от дворян. Нигде горожане не выделялись из обычных классов аграрного общества. Так было и в Северо‑Восточной Руси, во всей Руси, на которую еще не пришла Европа.

А в Европе было еще что‑то третье — горожане. Великое княжество Литовское принадлежало Европе.

Горожане несли особые черты характера, малопонятные (порой — малоприятные) для аграрных классов общества: и для дворян, и для крестьян. Горожане были индивидуалистами. Горожанин очень хорошо отделял самого себя от общества и свой интерес — от интереса общества, короля или города. Горожанин плохо понимал, почему он должен скрывать свое желание нажиться и почему о его добрых делах никто не должен знать. В поведении горожанина проявлялось то откровенное своекорыстие, которого западный русский вовсе не стеснялся. Та показная, широкая благотворительность. Города жили гласно, шумно, открыто… По‑европейски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: