Массовое движение: что это такое, описание и особенности

Массовые социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Массовое социальное движение – это более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Социальные движения обычно предполагают проявление массовых коллективных действий по реализации специфических интересов и целей: рабочих, крестьян, представителей различных национальностей, экологов, молодежи и других групп. Любое социальное движение в той или иной форме предполагает коллективную попытку осуществить общие интересы посредством совместного действия в обход сферы официальных институтов.

Содержание

Введение
1.Понятие массовые социальные движения.
2.Предпосылки и причины возникновения.
3.Этапы развития массовых социальных движений.
4.Типология, классификация и типы массовых социальных движений.
4.1Типология массовых социальных движений.
4.2.Классификация массовых социальных движений.
4.3.Типы массовых социальных движений.
Общие социальные движения.
Специфические социальные движения.
Экспрессивные движения.
Молодежные движения.
Феминистские движения.
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология.Реферат.docx

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Факультет менеджмента и экономики

по предмету «Социология»

на тему: «Массовые социальные движения»

Выполнила: Титова Н.Д.

студентка 1к., МЭК, группы 27134

Проверила: к.и.н., ст. преподаватель

1.Понятие массовые социальные движения.

2.Предпосылки и причины возникновения.

3.Этапы развития массовых социальных движений.

4.Типология, классификация и типы массовых социальных движений.

4.1Типология массовых социальных движений.

4.2.Классификация массовых социальных движений.

4.3.Типы массовых социальных движений.
Общие социальные движения.
Специфические социальные движения.
Экспрессивные движения.
Молодежные движения.
Феминистские движения.

Список используемой литературы

Современное гражданское общество является сферой, не относящейся к политической и правовой организации государственной власти. Оно является сферой, исторически происходящей из социальных движений, действовавших вне государственных систем. В современных обществах существует много разновидностей социальных движений.

Массовое социальное движение – это более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. Социальные движения обычно предполагают проявление массовых коллективных действий по реализации специфических интересов и целей: рабочих, крестьян, представителей различных национальностей, экологов, молодежи и других групп. Любое социальное движение в той или иной форме предполагает коллективную попытку осуществить общие интересы посредством совместного действия в обход сферы официальных институтов.

1. Понятие массовые социальные движения.

Массовые социальные движения – массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Г. Блумер считает, что “социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой – из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования”.

Содержание понятия «социальные движения» связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социальный контроль. Под определение подпадает широкий круг движений: экологических, феминистских, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения, в отличие от социальных институтов не имеют устойчивого институциального статуса и часто не направлены на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, жестко закрепленными социальными статусами и социальными ролями. Социальные движения, в свою очередь, не обладают такими признаками, для них характерны спонтанность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.

2.Предпосылки и причины возникновения.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

1.Демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

2.Социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

3.Социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

4.Политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

5.Степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

6.Повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

7.Средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

3. Этапы развития социальных движений.

Механизм возникновения социальных движений объясняет теория относительной депривации.

( Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.)
С позиций этой теории любое социальное движение начинается с появления у социальных групп чувства относительной депривации, когда группы людей начинают задаваться вопросом о том, что они должны иметь и ощущать разницу между тем, что есть и что могло бы быть.

Далее выделяют четыре стадии развития общественного движения:

формирование, мобилизация, формализация, завершение действий.

1. Стадия формирования характеризуется возникновением структурного напряжения и оценкой его значимости значительным количеством индивидов. На этом этапе возникают схожие представления о коллективных действиях и их возможностях. Начало движения инициируется каким-либо инцидентом, имеющим значимость для большого числа людей и вызывающим у них схожую реакцию.

2. На стадии мобилизации определяются общие цели движения, способы их достижения, а так же осуществляется массовая рекрутация его членов. (Рекрутация – привлекать к участию в чем-нибудь, пополнять кем-нибудь состав чего-нибудь.)

Первая волна рекрутации включает идейных сторонников движения. Вторая – индивидов, стремящихся обрести идентичность, избежать чувства одиночества, найти свое место в жизни. Наряду с рекрутацией осуществляется мобилизация новых членов движения на коллективные действия, в результате которых образуются социальные связи между ними.

3.Третья стадия – форматизации движения – предполагает организацию и распределение ролей внутри него. Прежде всего, появляются лидеры, формируются отношения доминирования и подчинения, складывается организация движения. Происходит разделение движения на лидеров, активных сторонников, рядовых членов, просто симпатизирующих и временных попутчиков, возникают модели взаимодействия между ними. На этой фазе постепенно складываются нормы, регулирующие поведение участников движения.

Завершающая фаза предполагает либо достижение движением своих целей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Психология массовых движений

Билет № 52 Психологические аспекты развития политических движений и партий

В основном инфа как из учебника по обществознанию, хотя пишут что это психология…ну значит будем загонять ему это 0_о

  1. Массовые движения и их особые институционализированные формы — полити
    ческие партии, являются специфическими социально-психологическими феноме
    нами. Это определенные, достаточно массовые общности, возникающие на осно
    ве функциональных, прежде всего психологических параметров. Массовое дви
    жение — это устойчивая широкая общность людей, осознающих некоторую
    проблему, возникающую перед социальной группой, классом или обществом в це
    лом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и
    добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь общества со
    ответствующих изменений. Массовые движения обычно оцениваются конкрет
    но—в соответствии с ролью, которую они играют в обществе. При этом в расчет
    принимается социальная специфика движения и ставятся базовые вопросы: в ка
    ком сегменте общества оно развивается и чьи интересы выражает?
  2. Социально-психологические механизмы возникновения массовых движений свя
    заны с такими ситуациями, в которых часть людей не может удовлетворить свои
    потребности. При этом различными могут быть как потребности (экономические,
    политические, культурные и др.), так и причины их неудовлетворенности. Не
    удовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключе
    ние энергии, мобилизованной на удовлетворение потребности, на новые задачи —
    борьбу против реальных или виртуальных препятствий. В результате возникает
    состояние эмоционального напряжения, беспокойство, которое, распространяясь,
    может приобретать социальный характер. Широкое социальное беспокойство
    проявляется в дискуссиях, неформальных обсуждениях, связанных с поисками
    способов разрешения беспокоящей ситуации. Это и является основой возникно
    вения массовых движений.

3. В социально-психологическом плане, участие в массовом движении связано для
его членов с реализацией определенных эмоциональных, познавательных, инст
рументальных и идеологических потребностей. Их удовлетворение — функция
массового движения. Вступление в ряды движения связано с разными мотивами.
Его участники могут руководствоваться эмоционально-аффективной, ценностно-
рациональной, традиционной или рационально-преднамеренной мотивацией.

  1. К факторам распространения движения относятся: его роль и влияние в обществе;
    реальная и потенциальная социальная база; набор целей и идеалов; сфера прило
    жения основных усилий; степень организованности движения; социальная сущ
    ность; глубина требуемых социальных изменений. Эти факторы определяют из
    бираемый движением способ социальных преобразований. В соответствии с ним
    движения подразделяются на революционные, реформистские и экспрессивные.
    Всякое движение проходит в своем развитии стадии создания предпосылок дви
    жения, артикуляции стремлений, массовой агитации, активной социальной дея
    тельности и затухания.
  2. Политическая партия выступает по отношению к связанному с ней массовому
    движению в суггестивной и организующей роли. Основные направления ее влия
    ния — агитация и демонстрация образцов действия, могущих носить как реаль
    ный, так и виртуальный характер. В последнем случае основную роль играет мас
    совая партийная коммуникация. В целом же, задача партии сводится к заражению
    масс, за которым, с их стороны, должно последовать подражание партийным иде
    алам. За счет этого осуществляется социально-политическая мобилизация масс.
    Таким образом, партия выступает в роли коллективного вождя, организатора и
    агитатора. Сочетание этих ролей делает партию особым органом управления пси
    хологией масс, обладающим сильными инструментами суггестивного воздей
    ствия. Партийная организация оказывается достаточно замкнутым ядром, глав
    ной задачей которого оказывается поддержание эффективного функционирова
    ния сопутствующего массового движения.

Психология массовых движений

Массовое движение – устойчивая широкая общность
людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным общественным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих
единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно
объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений.

Движения обычно оцениваются конкретно — прежде всего, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно,в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте общества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами: социальной базой; целями движения и основной сферой приложения усилий; степенью организованности; направленностью идеологии.
Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.
Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д.

Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.
По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.
Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.
С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: идеологией; организацией; социальной психологией.

1. Саморегулировка, причем самоорганизация таких движений носит стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уровень организации всегда выше (на грани превращения в официальную организацию).

2. Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем.

3. В большинстве случаев они носят эмоциональный характер.

Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повседневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлекающая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широкое разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразующей, заражающей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме. Это та самая проблема, которая доставляет беспокойство значительному количеству людей.

Механизм возникновения: если в каком-нибудь обществе какая-то часть людей не может удовлетворить свои экономические, культурные, политические или другие потребности — безразлично, по каким причинам и чем вызвано такое положение вещей (это могут быть изменения, обусловленные техническим или экономическим развитием или культурной диффузией), — тогда неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключение психической энергии, мобилизованной для достижения средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, короче, возникает состояние эмоционального напряжения, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства.

Условия: появление проблемной ситуации, чувство социального оптимизма, эмоциональная уверенность в том, что они могут решить данную проблему, готовность к личному участию.

Функции: познавательная функция,инструментальная функция,, идеологическая функция.

  1. Эмоционально-аффективная мотивация. Цель таких людей проста, понятна и
    вполне очевидна —эмоциональное соучастие в тех акциях и действиях, которые
    устраивает движение
  2. Ценностно-рациональная мотивация. Она включает не столько эмоциональный,
    сколько осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и высоких идеалов, достижением которых занято данное конкретное движение.
  3. Традиционные цели. Достаточно часто люди идут в движение потому, например,
    что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или когда-то уча
    ствовали в этом или близком ему движении.
  4. Рационально-преднамеренная мотивация. Она обычно сводится к тем сугубо кон
    кретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в
    движение.

Стадии развития: Создание предпосылок движения, артикуляция стремлений, агитация, развитая политическая деятельность, затухание политического движения. Среди политических движений различаю революционные и реформаторские.

Психология партий.

Партия политическая (от лат. partis — часть) — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

Центром нашего рассмотрения являются массовые или претендующие на массовость партии.

Е. Вятр выделял четыре главных основания для типологии политических партий:

1. социально-классовое деление на чисто классовые (рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. п.), межклассовые (например, буржуазно-помеппгчьи или рабоче-крестьянские) и классовоподобные (состоящие из представителей прослоек и групп) партии.

2. деление в зависимости от организационной структуры (кадровые и массовые партии, в том числе массовые партии с «рыхлой» структурой и «жесткой» структурой).

3. по месту в системе власти (легальные и нелегальные партии, правящие и оппозиционные).

4. по идеологии (разделение на так называемые идейно-политические партии — в первую очередь, революционные, реформистские, консервативные и контрреволюционные; на партии прагматические — избирательные, или, по выражению М. Дюверже, «полумассовые»; а также харизматически-вождистские партии).

Перечисленные характеристики не исключают друг друга, а дают возможность комплексного, объемного рассмотрения той или иной конкретной партии.

Партия –это добровольная политическая организация, направленная на завоевание политической власти, в которой люди объединены общими интересами, ценностями и идеалами.

Основные признаки партий:

1) наличие определенного социального статуса в обществе, позволяющего оказывать прямое влияние на политическую жизнь;

2) наличие определенной программы совместной деятельности;

3) подготовка и проведение избирательной кампании кандидатов, в проведении выборов;

4) притязания на политическую власть, участие в механизме власти;

5) связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных структур;

6) специфическое конституционно-правовое положение и нормативное регулирование деятельности партий;

7) формальная организация.

Типы политических партий:

1) по направленности:

а) патронажные партии – направлены на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для ее лидеров и сторонников;

б) идеологические партии – направлены на реализацию неких абстрактных идейных принципов, сформулированных в их программах;

Читайте также:
Как закрыть ИП без документов?

2) по отношению к правительству:

3) по электоральному поведению избирателей:

а) патриархальные – ориентированны на традиционные ценности (доброта, духовность, социальная справедливость), ради которых их электорат готов поступиться демократическими гражданскими правами и признать авторитарную власть мудрого, сурового, но справедливого вождя;

б) социально-профессиональный тип партий ориентирован на социальную стабильность и справедливость, профессиональные и семейные ценности. Электорат этих партий составляют люди, которые лишь изредка принимают участие в политическом процессе (на выборах), не интересуются политикой и чаще всего голосуют за партию власти. Их в общих чертах устраивает существующий порядок вещей, и они связывают свои позитивные ожидания с существующей политической системой;

в) прагматический тип партий отличается крайней разнообразностью, условно их можно разделить на:

› партии, ориентированные на авторитарного лидера, военное могущество, агрессивный внешнеполитический курс, унитарное государство, радикальные и очень жесткие карательные меры, направленные против любых отклонений от традиционных норм поведения. Члены этого типа партий стремятся помыкать слабыми, при этом сами готовы холопствовать перед примитивной силой, стараясь получить поддержку власти, повысить свой материальный и социальный статус;

› «партии-секты» – характеризуются немногочисленностью, жесткой уставной дисциплиной, строгой внутрипартийной иерархией. В состав данного типа партий часто входят люди с невротическими расстройствами, молодежь с нарушенной социализацией, низкой интеллектуальностью, высокой конфликтностью, с ориентацией на культ грубой силы, радикальные политические меры с использованием прямого насилия и террора;

› партии предпринимателей и малочисленные левоцентристские партии, ориентированные на достижение выгод для собственного бизнеса.

› партии номенклатуры, «партии власти» – ориентированы на власть как на самоценность, на стремление получить что-либо при делении «общественного пирога», на повышение своего социального статуса и престижа, на карьеру, служебный рост либо просто на упрочение своего положения в государственной структуре;

г) идеологические партии, – ориентируются на различные идеологические мифы (например, о единстве интересов партии и всех трудящихся, социальной справедливости, братской любви и дружбе всех народов, единой общности трудящихся и т. д.). Эти партии являются жесткими оппонентами партии власти.

44. Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений.

Социально значимые движения масс, так называемые «массовые движения», являются не единственной, конечно, но самой специфической для массовых обществ формой общественной самоорганизации (социальных связей) между людьми. Не то, чтобы такие «движения» не образовывались в обществах иного типа (взять, к примеру, революции или восстания прошлого), но в современном массовом обществе они – «родные», они не разрушают, а наполняют его, и потому, взятые во множестве, могут служить его отличительным признаком. Рост числа и влиятельности массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX-XX веков является индикатором исторического поворота этих стран к культуре/цивилизации массового типа.

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределенные и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении. Цели массовых движений бывают самые разные.

В тех случаях, когда движения устремлены к институциональным изменениям в области государственного управления, т.е., когда цели движения являются политическими (изменение законов, властных полномочий, разрешение социальных или межгосударственных конфликтов и т.п.), то такие массовые движения обычно определяются как «общественные движения» С достижением своих целей массовые движения, обычно, завершаются.

Массовые движения – это не организации.

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным общественным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде всего, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно, в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте общества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда означает одно и то же).

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами:

1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложения усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных меньшинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целенаправленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопытности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае «естественных» движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уровень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать некоторые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. Например, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно «движенческие» функции, отличия и преимущества. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Читайте также:
Как оплачивается доставленный груз при получении?

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализированы (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно-теоретический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их «нормируют».

Психология массовых движений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:47, реферат

Описание работы

Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, – важнейший вопрос социальной психологии.

Содержание

Характеристика массовых социальных движений. 3

Сменяемость массовых движений.
8

Психология массовых движений.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

Введение. 2
Основная часть.
Характеристика массовых социальных движений. 3
Сменяемость массовых движений. 8
Психология массовых движений.

По мнению Московичи С., «взятый в отдельности, каждый из нас в

конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства».[1]

Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, – важнейший вопрос социальной психологии.

Со второй половины XIX – начала XX века предметом растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) становятся стихийные группы и массовые движения. Сначала отдельные, а затем и многие исследователи именно в этот период были вынуждены отойти от прежнего толкования общественной жизни, они все более склонялись к сознанию необходимости изучать исторические события, учитывая психологию массовых движений и стихийных групп.

Отсутствие длительного контакта между людьми не снимает вопроса о том, что общение и здесь крайне важно и значимо для жизнедеятельности людей, так же как и специфические средства, их воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований, перенесению акцента на малую группу интерес к этим способам воздействия на большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти проблемы вновь стали привлекать к себе внимание.

В тридцатые годы в России данная проблематика была сочтена неактуальной и ее изучение практически было прекращено. Однако, в конце шестидесятых годов исследования возобновляются в рамках закрытых учреждений. И лишь с середины девяностых годов XX столетия осуществляется переход к системному познанию проблемы массового и стихийного поведения.

В России данные явления изучались Михайловским М.Г., Бехтеревым В.М., Чижевским А.Л.

Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению таких специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища.

2.Основная часть.

Характеристика массовых социальных движений.

Массовые социальные движения – особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).[2]

Массам свойственна предрасположенность к немедленному действию, которая связана как с их повышенной эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния от активных форм ее проявления.

Формы проявления массовых движений могут быть социокультурные, политические, религиозные, национальные или спортивные движения, массовые выступления тех или иных классов или профессиональных групп людей.

Любое социальное движение всегда базируется на определенном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепляется и формируется по мере развития движения. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения – демонстрациях, митингах, съездах и прочее.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому решению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены проблемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.

Все существующие социальные движения условно разделяются на общественные, политические, социальные, этические, националистические, реформаторские и революционные.

Общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами. К числу наиболее известных общественных движений можно отнести:

Аболиционизм общественное движение, добивающееся отмены некоторых законов.

Альтернативные движения новые общественные движения, стремящиеся найти решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от традиционных подходов, предлагаемых традиционными организациями: партиями, профсоюзами и другими. Для альтернативных движений характерно критическое отношение ко многим явлениям современного общества и недоверие к государственным структурам.

Антиклерикализм общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.

Либерализм общественное движение за установление свобод.

Политические движения:

Анархизм – общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Клерикализм – общественно-политическое течение: стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества; и
осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций.

Консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

Монархизм – политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.

Мондиализм – движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством.

Панславизм – идейное и социально- политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народов.

Пацифизм – движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.

Сепаратизм движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации.

Социальные движения:

Движение сопротивления – социальное движение, ставящее своей целью добиться перемен; блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

Нигилизм течение русской общественной мысли отрицавшее традиции, устои дворянского общества, крепостничество; призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.

Лаицизм – движение за секуляризацию, основное требование которого заключается в устранении влияния религии в различных сферах общественной жизни.

Этические движения:

Просвещение – философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма и скептицизма; стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.

Националистические движения:

Сионизм националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации.

Неофашизм националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.

Реформаторские движения – это группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы.

Революционное движение – это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе.

В современной литературе предложены две теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному движению: теория относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага (права, ценности), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению, утверждая, что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоценивая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.

Проблема соотношения большинства и меньшинства в любом массовом движении является одной из центральных в концепции французского социального психолога Московичи С. В любом социальном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы людей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны действовать синхронно, то есть демонстрировать единодушие участников в каждый данный момент, а их позиции и поведение должно быть стабильными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными. Необходима проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность и другое.[3]

Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов движения. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.[4]

Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений

Социально значимые движения масс, так называемые «массовые движения», являются не единственной, конечно, но самой специфической для массовых обществ формой общественной самоорганизации (социальных связей) между людьми. Не то, чтобы такие «движения» не образовывались в обществах иного типа (взять, к примеру, революции или восстания прошлого), но в современном массовом обществе они – «родные», они не разрушают, а наполняют его, и потому, взятые во множестве, могут служить его отличительным признаком. Рост числа и влиятельности массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX-XX веков является индикатором исторического поворота этих стран к культуре/цивилизации массового типа.

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределенные и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении. Цели массовых движений бывают самые разные.

В тех случаях, когда движения устремлены к институциональным изменениям в области государственного управления, т.е., когда цели движения являются политическими (изменение законов, властных полномочий, разрешение социальных или межгосударственных конфликтов и т.п.), то такие массовые движения обычно определяются как «общественные движения» С достижением своих целей массовые движения, обычно, завершаются.

Массовые движения – это не организации.

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным общественным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде всего, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно, в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте общества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда означает одно и то же).

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами:

1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложения усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных меньшинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целенаправленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопытности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае «естественных» движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уровень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать некоторые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. Например, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно «движенческие» функции, отличия и преимущества. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализированы (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно-теоретический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их «нормируют».

Понимание личности в социальной психологии. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее , т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность описывается и как деятельное субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, не банальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфически человеческое образование, которое общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве , которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий , , , (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и . Следовательно, нельзя сводить понятие к понятиям , , , , хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).

4. Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

1) содержание процесса социализации:

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

3) источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .

Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.

Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.

Понятие массовой информации.

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ – по определению Закона РФ “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. “предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Особенности и элементы массовой информации.

Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы.

Существует два слоя массовой информации:

· спонтанный – порождают сами массы,

· непосредственно производимый специалистами и распространяемый по каналам, специально созданными для этого.

Средства массовой информации – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым продит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая информация прежде всего характеризуется:

· наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

· социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

· массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Основными функциями, которые выполняет массовая информация в обществе, являются:

· информирование о происходящих событиях;

· помощь обществу в решении его проблем;

· передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение);

Основные подходы к исследованию массовой информации

Начало исследований массовой информации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Методы исследования:

1.Теоретические. Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция.

2. Практически-прикладные. Что касается методов исследования массовой информации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

Исследование массовой информации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.

Вопрос 2. Медиавоздействие: основные социальные проблемы. СМИ, общество, власть: традиции и современные тенденции взаимодействия. Роль СМИ в идеологических процессах государства и общества.

СМИ, общество, власть: традиции и современные тенденции взаимодействия.

То, что СМИ – большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации.

В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения.

СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:

– природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;

– государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

– государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;

– государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

– государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.

Роль СМИ в идеологических процессах государства и общества

В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Итальянский диктатор Бенито Муссолини писал: «В тоталитарном режиме печать является элементом режима и силой, находящейся у него на службе. Поэтому итальянская печать является полностью фашистской». Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:

а) пропаганду официальной идеологии;

б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине;

в) критику идеологических противников.

В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией СМИ как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:

а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

б) адекватно отражать общественное мнение.

Вопрос 3. Система СМИ: основные подсистемы. Инфраструктура СМИ. Информационные агентства: специфика, типы.

Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3516; Нарушение авторского права страницы

Массовая информация

Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты.

Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов

Существуют три типа контроля спиндокторов за информацией:

1) контроль допуска на объект (к эпицентру события журналисты вообще не допускаются или допускаются «избранные»; известны случаи, когда журналисты не получают аккредитацию в зону боевых действий, в зал парламентских заседаний и т.д.);

2) контроль информации (вся информация поступает из пресс-центров и пресс-конференций; таким образом она приходит к журналисту через вторые руки);

3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистов к эфиру).

Как следует из сказанного выше, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.

Так, основным признаком профессионального коммуникатора в МК является возможность воздействия на широкие аудитории с какой-либо заранее запланированной целью (формирование опре­деленных взглядов, мобилизация на конкретные действия, социа­лизации молодежи и др.). В эпоху информатизации профессио­нальные коммуникаторы (журналисты, редакторы, пиармены, медиа-магнаты) и авторитетные эксперты (ученые, артисты, поли­тики, общественные деятели и др.) постепенно уступают свои пози­ции массам. Поэтому в наши дни широкие массы не только прини­мают массовую информацию в большом объеме, но и сами ее созда­ют и преобразовывают.

Массовая информация.

На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин­формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику:

– содержание (как данная информация отображает общественные процессы);

– субъект использования и созидания (как данная массовая информация используется людьми в каких-либо интересах);

– специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Функциональность процессов циркуляции массовой информации в обществе ставит вопрос о ее цели, ценности, количественной и качественной характеристиках.

Цели массовой информации определяются:

через субъекта, использующего данную информацию (социальное положение вида или социальной группы, их личностные особенности влияние на целевое использование доступной для них информации);

через призму самой массовой информации;

через задачи, которые полагается решить с ее помощью.

В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет при или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты, также от индивидуальных особенностей реальных потребителей. В определенных случаях количественная характеристика массовой информации может отражать существующий в обществе «дефицит информации», обусловленный такими причинами, как наличие цензуры, отсутствие или слабое развитие СМК, их неэффективной работы. В современном мире «дефицит информации» представляет угрозу для экономического, культурного и политического развития общества.

Составляющими качественной характеристики мас­совой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой ин­формации определяется ее адресатом. Количествен­ная и качественная характеристики массовой информации опреде­ляют ее ценность.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

– диалектическое единство ее количественных и качественных ха­рактеристик;

– органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

– постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

– наличие объективной стороны при оценке массовой информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

– наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

В эпоху научно-технического прогресса науку, духовную культуру и образование можно рассматривать как процесс, направленный на удовлетворение потребности в социальной информации. Таким об­разом, удовлетворение всех возможных потребностей современно­го человека лежит в сфере удовлетворения потребностей в соци­альной информации, поэтому в нынешних условиях создание и пре­образование социальной информации становится основополагаю­щими факторами существования и развития социальных систем.

Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средст­ва массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информа­тику.

СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осу­ществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим об­разом:

– пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);

– аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные филь­мы, телетексты и др.);

– информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, РК-агентства, профессиональные жур­налистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информа­ции возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в сис­теме периодических изданий занимают газеты.

В мире издаются сотни тысяч ежедневных газет. Они выполня­ют важнейшую функцию социальной идентификации, помогая ин­дивидам ощутить себя гражданами страны, членами социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной или иной группы. Создание и поддержание позитивной известности (пабли­сити) через ежедневную газету является одной из профессиональ­ных забот политиков, менеджеров, пиарменов крупных и средних компаний, деятелей культуры. Хотя пресса уступает радио и теле­видению по оперативности, только «печатная информация», ма­териализованная в газетной полосе, несет фиксированное слово (текст), логически оформленное и поддающееся анализу. При чтении газеты потеря и искажение информации сводится до минимума. Поэтому пресса в эпоху медиатизации и компьютерных сетей не утрачивает свое значение.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного, благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей).

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты. «Эффект личной причастности» как результат использования телеведущими приемов диалогичности, доверительности сближает телевизионную коммуникацию формами межличностного общения. Телевидению свойственна программность, т.е. передача аудитории сообщений, организованных определенным образом.

Телевидение можно классифицировать:

– по способу трансляции — эфирное (традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя), спутниковое, кабельное;

– по типу деятельности — вещательные организации, являющие телетрансляцию программ; программопроизводителей или продюсерские, фирмы; дистрибьюторы как своеобразной инфраструктура телевещания;

– по охвату аудитории — общенациональное, межгосударственное, региональное, местное;

– по специализации программ — общее и специализированное

– по финансированию — бюджетное, самофинансируемое (за счет доходов от рекламы); абонентной платы и рекламы; диверсификации бизнеса, т.е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленно-финансовых групп и др.;

– по степени плюрализма программ;

– по жесткости контроля за телевещанием со стороны государства и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практически полное отсутствие контроля);

– по коммуникативной модели телевещания — монологической (мнение редакции навязывается аудитории), диалогической (развита обратная связь с аудиторией, телевещательная полити­ка во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракционное (предоставляет особые услуги своей аудитории — торгов­ля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др.)

Информационные службы — это организации, соби­рающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают све­дения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, жур­налам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. В наши дни ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе ин­формации лишь своим штатом корреспондентов. Поэтому миро­вые информационные службы часто занимают ведущее место при подготовке новостей национальными СМИ.

Паблик рилейшнз это специальная система управления инфор­мацией (в том числе и социальной), где под управлением понимает­ся процесс создания информационных поводов и информации за­интересованной в ней стороной; распространение готовой инфор­мационной продукции средствами коммуникации для целенаправ­ленного формирования желаемого общественного мнения.

Паблик рилейшнз включает в себя следующие виды деятельности:­

– пресс-посредничество — написание материалов или организа­ция специальных мероприятий с целью привлечения внимания СМИ и обеспечения общественной популярности;

– промоушн (от англ, рromotion — продвижение) — особая задача паблик рилейшнз, предусматривающая конкретные усилия (ак­тивность или организованные события), рассчитанные на фор­мирование и стимулирование интереса к личности, товару, орга­низации или направлению деятельности;

– «общественные дела» — особый вид паблик ри­лейшнз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжела­тельных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью в целом;

– паблисити (от англ. рablicity — публичность, гласность) — ин­формация из независимого источника, используемая СМИ, вследствие того, что она имеет ценность новости. Также паблисити можно определить как неконтролируемый метод размещения сообщений в СМИ, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение;

– реклама (advertisment) — это механизм продвижения и презентации товаров, услуг, организаций и личностей (в том числе деятелей политики, культуры и т.д.) и формирования спроса на них. При этом реклама также является формой массовой коммуникации.

В целом паблик рилейшнз выполняет три основные функции:

– контроль мнения и поведения общественности (цель — удовле­творение потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводятся ПР-акции);

– реагирование на общественность, в определенный момент организация стремится «прислуживать» общественности, рассматривая тех, от кого зависит ее судьба, как своих хозяев;

достижение взаимовыгодных отношений между всеми группами общественности, путем содействия плодотворному взаимодействию с ними.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций — Интернете.

Массовые аудитории.

На четвертом месте в структуре Лассуэлла (кому сообщается), находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.

Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия иусвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации.

На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий:

– условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМК) регулярные и нерегулярные;

– реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям:

– по форме потребления информации разными социальными общностями;

– по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: кон­такт с источником (каналом) информации, контакт с самой инфор­мацией, прием информации, освоение информации, формирова­ние отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и неаудиторию. Причем неаудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.) В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реаль­ной или потенциальной аудитории СМК.

Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью ус­танавливается обратная связь коммуникаторов с аудиториями — эпистолярная (по почте), мгновенная («горячая линия», «горячий телефон», интерактивный опрос по телефонной или компьютер­ной сети), анкетирование аудитории, проводятся конференции (обсуждение продукции СМИ), консультации и совместные подго­товки материалов для выпусков авторского актива «редакции» и представителей аудитории СМК, осуществляется оценка деятель­ности данного СМИ (изучение рецензий, отзывов и обзоров источ­ника массовой информации), рейтинговые исследования («замеры» при помощи социологических исследований ежедневной динамики реальной аудитории изданий и программ).

Реакция аудитории.

На пятом месте в структуре массовой ком­муникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматрива­ет реакции аудитории на потребление определенной массовой ин­формации.

Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выде­лить пять основных типов реакций на массовую информацию:

реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:

– когнитивные (изменение информиро­ванности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активи­зация познавательной деятельности, повышение интереса к ин­формации и создание новой информации с элементами получен­ной);

– ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сло­жившихся ценностей, побуждение к выражению личных взгля­дов и к дискуссиям);

– организационные (утилитарные) (практи­ческие действия в соответствии с полученной информацией в общественно-политической, экономической и других сферах жизнедеятельности);

– тонизирующие (изменение психофизиологического состояния индивидов и масс);

– коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источниками информации);

– явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не являющиеся);

– желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;

– характеризующие изменения в сознании и деятельности видов;

– связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, временные, несрочные и продолжительные.

Впоследствии модель Лассуэлла была усовершенствована за счет введения «обратной связи» как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось и понимание данного процесса коммуникации. Он стал представляться в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способ­ствовало введение дополнительных компонентов — источников ин­формации, условий протекания коммуникации, социального соста­ва аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: