Местное самоуправление: что это такое, описание и особенности

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.
Читайте также:
Можно ли обратиться в арбитраж через электронную почту?

” alt=””>

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Муниципальные выборы. Проводятся для того, чтобы жители конкретного МО смогли выбрать членов представительного органа, который будут действовать в интересах жителей МО.

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Общественное самоуправление. Такая форма МСУ подразумевает, что инициативная группа жителей МО выдвигает какие-либо задачи, затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях жителей МО. При этом выдвигаемые для решения проблемы могут быть актуальны только для ограниченного числа жителей МО.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

  • Публичные слушания, обсуждения, собрания, конференции. Инициируются либо жителями МО, либо представительным органом, либо главой администрации. На публичных слушаниях заслушиваются важные для МО документы, например, проект устава МО, бюджет МО (проект и последующее исполнение).
  • Опросы жителей МО. Могут проводиться либо представительным органом и (или) главой МО, либо органами государственной власти. Результаты опроса не обязательны к исполнению, они носят только рекомендательный характер.
  • Обращения жителей МО в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязательны к рассмотрению органами местной власти и вынесению какого-либо решения по теме обращения.
  • Другие формы самоуправления, не противоречащие законодательству РФ.

    Краткое резюме

    Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

    Читайте наш блог, получайте новую информацию!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

    Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

    Органы местного самоуправления: основные полномочия

    Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

    «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

    Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

    Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

    Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

    Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

    К таким полномочиям, в частности, относятся:

    — создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

    — установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

    — организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

    — организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

    — утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

    — дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

    — присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

    — создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

    — создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

    — подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

    — разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

    — утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

    — утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

    Читайте также:
    Сводная бюджетная роспись: что это значит

    — участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

    — организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    — организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

    — выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

    — обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

    — сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

    — создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

    И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

    5.6 Местное самоуправление

    В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах – местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

    Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

    Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

    К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

    Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

    • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
    • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
    • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
    • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
    • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
    • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

    Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

    Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

    В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

    • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
    • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
    • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
    • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

    Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

    • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
    • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

    Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой – добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

    Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1

    Местное самоуправление в Российской Федерации

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Понятие местного самоуправления

    В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление. Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.

    Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.

    Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.

    Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.

    Граждане Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Гражданство Российской Федерации подробнее имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

    Читайте также:
    Правительственный кризис: что это такое, описание и особенности

    Готовые работы на аналогичную тему

    Формы осуществления местного самоуправления гражданами Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:

    • местный референдум
    • муниципальные выборы
    • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
    • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
    • сход граждан
    • правотворческая инициатива граждан
    • территориальное общественное самоуправление
    • публичные слушания
    • собрание граждан
    • конференция граждан (собрание делегатов)
    • опрос граждан
    • обращения граждан в органы местного самоуправления
    • наказы избирателей

    Особенности местного самоуправление в России

    Местное самоуправление:

    Создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

    Способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

    Обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

    Самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

    Осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    Разграничение понятий «государство » и «местное самоуправление»

    Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями. Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан. Соответственно, они имеют разную правовую природу. Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями.

    На данный момент местное самоуправление не относится к государственному управлению, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

    Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 13.01.2019 2019-01-13

    Статья просмотрена: 914 раз

    Библиографическое описание:

    Антонец, Д. Д. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации / Д. Д. Антонец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 96-100. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55377/ (дата обращения: 21.12.2021).

    Определение «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не имеет единой интерпретации, которую разделили бы все ученые. Существует несколько традиционных подходов к определению характера местного самоуправления. По мнению некоторых ученых, основой этого определения является социальное самостоятельное начало. Другая группа юристов настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного аппарата. Существует мнение, что местное самоуправление объединяет как государственные, так и общественные функции, являясь независимым уровнем государственной власти. Местное самоуправление следует рассматривать как нижний уровень государственной власти в государстве. При осуществлении своих полномочий он не должен нарушать рамки, определенные законом, его функционирование не может противоречить государственной власти [1].

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление является одной из форм осуществления народами своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией, федеральным законодательством, а также в установленных случаях законами субъектов Российской Федерации, независимыми и находящимися под его ответственностью, самостоятельное и под свою ответственность решение местного населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по местным вопросам с учетом интересов населения и местных традиций [2].

    Местное самоуправление можно рассматривать как:

    а) одна из основ конституционного строя;

    б) элемент правового статуса гражданина;

    в) форма демократии.

    Как основа конституционного строя местное самоуправление является самым важным институтом, который в значительной степени определяет российское государство как демократическое и правовое. Конституция о местном самоуправлении говорит в связи с осуществлением людьми своей власти, распространением форм собственности. В то же время подчеркивается роль самоуправления в общем механизме социального управления. Учитывая, что эти правила имеют особую юридическую силу, законодатель должен руководствоваться ими при изменении или дополнении Конституции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является народ (единый источник власти — один). Формы реализации власти различны. Власть народа осуществляется непосредственно, а также через государственные органы и органы местного самоуправления.

    Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное самоуправление, в частности путем выявления основных фундаментальных параметров институциональных механизмов муниципального управления и отношений между его элементами, что обусловлено конституционно-правовым характером местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, наиболее близкого к общественности, с учетом необходимости достижения с участием местного самоуправления целей конституционного развития России. В свою очередь, права и обязанности местного самоуправления, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции, а также созданным на основании ее законам и другим нормативным правовым актам.

    Согласно этому, структура органов местного самоуправления должна определяться населением не в произвольном порядке, а в рамках общих принципов организации органов местного самоуправления, установленных федеральным законом, в т. ч. касающиеся форм осуществления местного самоуправления, процедур формирования муниципальных органов власти, их полномочий и т. д. В то же время законодательное регулирование вопросов местного самоуправления должно соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивать уважение и защиту права на осуществление местного самоуправления, наряду с другими непосредственно действующими правами гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    Читайте также:
    Что такое авторские права? Как получить патент?

    Право гражданина на осуществление местного самоуправления включает в себя широкий круг возможностей для участия в решении местных проблем. Итак, наиболее важными являются права: принимать участие в местном референдуме; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; поступать на муниципальную службу; взаимодействовать с органами местного самоуправления. В осуществление местного самоуправления входят и другие права граждан:

    а) индивидуальные (применяются к каждому гражданину и осуществляется отдельными членами местного общества независимо от других членов), например, право на поступление на муниципальную службу;

    б) коллективные (производятся путем коллективных действий членов местного сообщества). Например, право на законодательную инициативу, право принимать решения по местным вопросам, право создавать органы местного самоуправления.

    Таким образом, местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Именно эти формы осуществляют независимость в решении локальных проблем.

    В наши дни в России по-прежнему проводятся реформы в области местного самоуправления. Для современной России система органов местного самоуправления необходима для экономики, и если это взаимодействие произойдет, тогда они смогут помочь государству в проведении экономических реформ и выполнении возложенных на них социальных функций. Основой современной модели местного самоуправления являются органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно поддерживают деятельность широкого спектра экономических и социальных услуг, но также используются как объект и проводник социально-экономической политики федеральных органов власти и органов субъектов Российской Федерации. Все это делает местное самоуправление неотъемлемой частью всего государственного аппарата.

    Одним из важнейших показателей при определении значимости местных органов власти является тот факт, что значительная часть муниципальных работников работает на этом уровне управления. Органы местного самоуправления подразделяются на органы общей компетенции, то есть местные органы власти, которые имеют полномочия выполнять многие функции и решать различные вопросы местного значения, а также специальные органы компетенции (отраслевые, функциональные), созданные для выполнения любого или больше функций. Одной из главных особенностей модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, руководителей местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

    Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением направлен на обеспечение:

    1. Эффективности решения местных задач, возложенных на муниципальные власти;
    2. Учета и защиы интересов населения муниципалитетов в деятельности местного самоуправления;
    3. Тесное взаимодействие с органами и должностными лицами местного самоуправления.

    Основанием для начала ответственности в соответствии с законодательством является утрата доверия народа. Порядок и условия ответственности перед населением определяются уставами муниципалитетов. Население может выразить свое недоверие органам, должностным лицам местного самоуправления через формы прямого выражения воли граждан, например референдум или отзыв официального лица [3].

    В уставах муниципалитетов конкретно указывается, что эффективное управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления. Они имеют право осуществлять любые сделки с муниципальной собственностью, регулировать условия использования муниципальной собственности и приватизировать муниципальную собственность. Закон обеспечивает местным органам власти право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления экономической деятельности.

    Еще одной гарантией минимальной финансовой основы является то, что федеральные государственные органы, государственные органы субъектов в соответствии с законодательством обеспечивают муниципальное образование минимальными местными бюджетами путем установления источников доходов для покрытия минимально необходимых бюджетов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и выполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую независимость местного самоуправления.

    В настоящее время глобальная тенденция заключается в участии местных органов власти в осуществлении государственных полномочий. Это объясняется тем, что более целесообразно решать большинство вопросов на местах. В свою очередь, такое утверждение о взаимоотношениях между органами местного самоуправления и государственными органами ведет к децентрализации управления и обеспечивает равноправное участие этих органов в решении региональных государственных проблем. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, поскольку государственные органы осуществляют контроль за исполнением некоторых полномочий органов местного самоуправления. Причем основная задача этих органов заключается в пополнении доходов местных бюджетов и рациональном использовании бюджетных ресурсов.

    Особенностью модели местного самоуправления в России является вопрос ее природы. Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно множество признаков. Эти особенности являются основными и позволяют говорить о единой модели местного самоуправления в государстве с различными организационными формами в различных муниципалитетах. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может быть сформирована только в том случае, если обеспечивается комплексная реализация этих характеристик.

    В последние годы принимаются решения об улучшении эффективности местного самоуправления. Их можно разделить на несколько этапов:

    а) совершенствование вопросов территориальной организации местного самоуправления;

    б) оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между уровнями власти недостаточно.

    Устойчивые темпы экономического роста, модернизации экономики могут быть достигнуты только при активном участии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Органы местного самоуправления должны иметь больше полномочий для формирования инвестиционного климата и решения социально-экономических проблем в местных районах. Поэтому им нужна соответствующая государственная власть и финансовая база.

    В настоящее время большинство субъектов приняли законы, регулирующие некоторые вопросы, касающиеся обладания местными органами власти отдельными государственными полномочиями. Законодательство не предусматривает ограничений либо на количество государственных полномочий, переданных одному муниципальному органу, либо на условия, с которыми должно быть связано решение о делегировании полномочий в конкретных случаях [4].

    Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов обязаны осуществлять контроль за выполнением определенных государственных полномочий, переданных им органами местного самоуправления в порядке, установленном законом. Органы местного самоуправления обязаны исполнять определенные государственные полномочия, переданные им в порядке, установленном законом.

    Однако несоответствие между федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые предусматривают выделение определенных государственных полномочий органам местного самоуправления, требованиям закона, является основанием для отказа в осуществлении этих полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление определенных государственных полномочий в пределах материальных ресурсов и финансовых ресурсов, выделяемых муниципальным образованиям для этих целей.

    Читайте также:
    Какой ширины должна быть проезжая дорога?

    Таким образом, представляется целесообразным законодательно установить отдельные государственные полномочия, регулировать порядок и пределы предоставления органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Передача государственных полномочий должна быть такова, что местное самоуправление не может заменить государственную власть и искажать характер местного самоуправления, государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, не должны создавать препятствий для разрешения эти вопросы местными властями.

    Поскольку местное самоуправление представляет собой уровень государственной власти, независимого политико-территориального образования, при определении его компетенции необходимо исходить из социального, территориального, экономического состояния соответствующей территории. Соответственно, это должно определяться в рамках компетенции конкретного муниципального образования, характеристики которого определяются всеми основными параметрами содержания компетенции. При определении компетенции муниципального образования, в первую очередь, следует исходить из числа его населения, демографической структуры, природных и географических и экономических ресурсов, а также объема финансовых ресурсов, которые может иметь данный муниципальный орган для реализации его компетенции. Таким образом, основным критерием для распределения сферы полномочий органов местного самоуправления должна быть максимальная эффективность решения на муниципальном уровне определенного круга социально значимых вопросов с учетом мобилизации местных ресурсов, которые не видны от государственного уровня — человеческих, географического, природных и т. д.

    С точки зрения системного подхода, большое значение имеет адекватность организационной структуры (типы органов местного самоуправления, их внутренняя структура, численность персонала, квалификация муниципальных служащих) и содержание компетенции муниципалитета. При этом необходимо учитывать уровень системы, взаимозависимость всех этих элементов.

    Местное самоуправление как субъект собственной компетенции может быть определено как особый уровень государственного управления, наделенный полномочиями по обеспечению наиболее эффективного решения местных вопросов, а также отдельных государственных полномочий непосредственно населением или местными органами власти и должностными лицами в рамках муниципалитет. К сожалению, действующее законодательство сознательно отказывается дать местному сообществу статус полноправного субъекта управленческих отношений, предпочитая официально заявить о принципе независимости этого уровня власти как формы власти народа. Начало процесса переосмысления текущей ситуации не выходит за рамки научных исследований и обладает скорее концептуальным характером, чем практичным [5].

    Чтобы разрешить существующие противоречия, систематический обзор существующих властных отношений требуется проводить путем последовательного движения к разумной децентрализации, что подразумевает четкое распределение компетенций между тремя уровнями государственной власти (федерация, регион, местное самоуправление) и соответствующим разграничением государственной собственности. Децентрализация значительно усилит баланс уровней власти и повысит мотивацию для эффективного решения государственных дел местными органами власти. Приоритетными направлениями государственной политики должны быть сокращение административных расходов, улучшение баланса административной системы.

    Только в случае радикальной реформы всей системы государственного управления, основанной на принципе разумной децентрализации власти, можно обеспечить фактическую независимость местного самоуправления в пределах своей компетенции. Государственная вертикаль власти должна быть ограничена уровнем субъекта Российской Федерации и на определенных территориях по уровню района. Соответственно, местному самоуправлению в поселениях и городских районах должны быть предоставлены гарантии реальной автономии. Таким образом, местное самоуправление фактически отделяется от уровня государственной власти и приобретает свойства независимого политического и социального феномена, который реализует интересы местного сообщества.

    1. Ашинов Р. Н. Местное самоуправление в Российской Федерации // Наука и образование сегодня № 3 (4), 2016 г.
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ)
    3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    4. Реброва Т. П., Алямкин С. Н. К вопросу о понятии местного самоуправления в науке и законодательстве // Мир науки и образования. № 1 2016.
    5. Дунаева Н. С. Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10.

    Характеристика международных судов

    В ст. 33 Установления ООН судебное слушание упоминается наряду с арбитражем как самостоятельный способ мирного урегулирования международных споров. Таким образом, в этой статье речь идет о правовом средстве решения спора, которое характеризуется вмешательством мирового органа, состоящего из свободных от сторон судей. Данные судьи обладают властью чаще всего на постоянной основе в рамках судебной процедуры соревновательного характера. Мировой судебный орган разрешает передаваемый ему спор методом вынесения вердикта, который всегда имеет неизбежный характер для сторон спора.

    Отсюда видно, что применение международного суда для целей разрешения мирового конфликта является логичным развитием структуры мирных способов решения международных споров, поскольку этот институт дает возможность обеспечить мировой правопорядок таким методом, который отличается справедливостью и независимым от спорящих сторон течением, чем способствует увеличению доверия к международному праву в целом со стороны субъектов мирового права, а следовательно, и укреплению верховенства мирового права в мировых взаимоотношениях.

    Несмотря на то, что смысл создания постоянного мирового суда обсуждалась еще с XIX в., первый мировой судебный орган был создан только в 1922 году в рамках Лиги Наций. Он получил наименование Постоянной палаты мирового правосудия. После создания ООН в ее системе был создан Мировой суд ООН, явившийся наследником Постоянной палаты мирового правосудия.

    Впоследствии было создано еще несколько судебных органов на двух уровнях:

    • универсальном (Международный трибунал по морскому праву);
    • областном (Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Европейских сообществ и т.д.).

    Особенности современной системы международных судов

    Следует отметить, что современная система мировых судов отличается от национальных судебных структур. Прежде всего, в межгосударственной структуре мировые судебные органы полностью обособлены и независимы друг от друга, и нельзя полагать, что они состоят в цельной иерархически построенной судебной структуре, которая предполагает существование некоторых связей между ее частями. Следующая особенность мировых судов состоит в их полномочиях, которые в отличие от полномочий национальных судебных органов, как правило, не носят бессознательного характера, а требуют согласия государства на признание полномочий мирового судебного органа в конфликте, стороной которого оно является.

    Читайте также:
    Можно ли переехать к парню несовершеннолетней?

    Наконец, вердикты мировых судебных органов, как правило, носят чисто показное направление, а их исполнение ложится на сами государства, фигурирующие в конфликте, которые добровольно признают их обязательность, но сохраняют больший уровень усмотрения при выборе способа исполнения мирового судебного вердикта.

    Мировой судебный орган ООН

    Мировой судебный орган ООН считается основным судебным органом учреждения, он работает в соответствии со Статутом, который создан на Статуте Постоянной палаты мирового правосудия и создает важную часть Установления ООН.

    Местонахождение Суда – г. Гаага (Нидерланды).

    Судебный орган состоит из 15 судей, создающих содружество свободных судей, выбранных из числа субъектов высоких этических качеств, удовлетворяющих нормам в их государствах для постановления на высшие судебные ступени, или являющихся юристами с признанной властью в сфере мирового права.

    Судебный орган открыт только для государств, считающихся членами его Статута. К ведению Судебного органа относятся все дела, которые отдаются ему сторонами, и все задачи, специально предписанные Установлением ООН или действующими соглашениями и конвенциями. Юрисдикция Судебного органа имеет факультативное направление, потому что он вправе принять спор к изучению только с подтверждения всех конфликтующих сторон. Такое согласие может быть исполнено в разнообразных видах (в специальном договоре конфликтующих сторон о передаче дела в Судебный орган, в односторонних декларациях государств о подтверждении обязательной юрисдикции Судебного органа, в участии в мировых соглашениях, имеющих оговорку о передаче в Судебный орган всех конфликтов, связанных с толкованием или использованием этих соглашений).

    Французский и английский языки признаются официальными в Суде.

    Письменное и устное судопроизводство

    Судопроизводство состоит из 2 частей:

    • письменного;
    • устного.

    Письменное судопроизводство представляется из сообщения Судебному органу и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, и, если понадобится, ответов на них, а также всех подтверждающих их актов и бумаг.

    Устное судопроизводство заключается в опросе Судебным органом свидетелей, специалистов, поверенных и адвокатов обеих сторон. Заседание проводится, как правило, под возглавлением Председателя общественно, если не было другого распоряжения Судебного органа или если стороны не просят, чтобы люди не присутствовали.

    После слушания дела Судебный орган уединяется для обсуждения вердикта. Обсуждение Судебного органа происходят в закрытой комнате и остаются в тайне. Все решения принимаются большинством голосов участвующих в заседании судей.

    Вердикт должен быть обоснован соображениями, на основании которых он вынесен. Вердикт включает имена судей, принимающих участие в его рассмотрении. Если вердикт в целом или в части не отображает единогласного решения судей, то каждый судебный представитель имеет право высказать свои особые мысли, а также свое собственное мнение. Вердикт утверждается председателем и секретарем Судебного органа. Он озвучивается в открытом заседании после необходимого осведомления представителей сторон. Вердикт Судебного органа необходим лишь для принимающих в деле сторон и лишь по конкретному делу. Вердикт окончателен и не может быть обжалован.

    Мировой судебный орган ООН может давать экспертные выводы по любому правовому вопросу, по запросу любой организации, наделенной властью делать такие запросы Уставом ООП (Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности), другие органы и специализированные организации ООН могут требовать экспертные выводы по правовым вопросам с согласия Генеральной Ассамблеи.

    Судебный орган выносит свои экспертные выводы в открытом заседании, о чем оповещаются представители непосредственно участвующих членов ООП, иных государств и мировых организаций.

    Международный трибунал по морскому праву

    Мировой трибунал по морскому праву (МТМП) был организован в 1996 г. в соответствии с Соглашением ООН по морскому праву 1982 г. Он считается первым узконаправленным судебным органом на глобальном уровне, для рассмотрения разных конфликтов, которые могут образовываться в связи с использованием Конвенции ООН по морскому праву или других норм мирового права, которые имеют те же задачи, что и Конвенция. Состав, система и правила работы Мирового трибунала по морскому праву контролируются нормативами частей XI и XVI Конвенции, а также положениями VI к Конвенции ООН по морскому праву, которое включает Статут Мирового трибунала по морскому праву. Работа трибунала мониторится, кроме того, его Инструкциями, который сам Трибунат подписал 28 октября 1997 г., после в него вносились различные поправки.

    Расположение Мирового трибунала по морскому праву – г. Гамбург (ФРГ), хотя он вправе рассматривать свои дела в любом ином месте, которое он сочтет нужным.

    Для гарантирования выполнения его задач за Трибуналом признается мировая правосубъектность, безопасность которой проводится на основе Договора о привилегиях и иммунитетах Мирового трибунала по морскому праву 1997 г., что получило силу в 2001 г.

    Россия примкнула к этому Договору в июне 2007 г.

    Мировой трибунал состоит из 21 судьи, выбираемых государствами–членами Соглашения ООН по морскому праву. Их выбирают из числа претендентов, которые должны иметь самую высокую репутацию беспристрастности и объективности, были признаны авторитетами в сфере морского права. Участники Трибунала избираются на 9 лет и могут быть вновь избраны.

    Трибунал производит свои действия в полном составе, когда все участники находятся в его использовании для разрешения конкретного вопроса, однако Статут предполагает кворум в 11 судей для образования присутствия.

    Согласно Договору ООН по морскому праву и Статуту Трибунал может создавать 4 вида камер (палат), складывающихся из 3-х или более его избираемых участников, которые он посчитает нужными для разбирательства определенных категорий конфликтов. Первая из них именуется камера по конфликтам, касающимся морского дна, она образуется автоматически на базе ст. 186 Конвенции в составе 11 судей, выбираемых на 3 года. Вместе с ней могут образовываться узконаправленные камеры, которые исследуют специальные категории конфликтов, и камеры ad hoc, образованные для исследования определенного спора.

    Узконаправленные камеры созданы на регулярной основе и состоят минимум из 3-х судей.

    Читайте также:
    Ипотека земельных участков: что это значит

    В этих целях Трибунал образовал 2 определенных камеры:

    • камеру по делам, отнесенным к рыбной сфере;
    • камеру по разрешению конфликтов, связанных с охраной окружающей морской среды.

    Что касается камер ad hoc, используемых для расследования переданного Трибуналу определенного спора по желанию сторон, то он создал камеру ad hoc по вопросу, относящемуся к сохранению и долгосрочного использования запасов рыбы-меч в Юго-Восточной области Тихого океана. Структура данной камеры определяется Трибуналом с разрешения сторон.

    Международный трибунал по морскому праву, как мировой судебный орган с определенными полномочиями принимает к расследованию все конфликты и все заявления, передаваемые ему на основании Конвенции ООН по морскому праву, и все вопросы, специально прописанные в любом другом договоре, который предполагает власть Трибунала.

    По договору всех членов действующего соглашения или Конвенции, относящихся к вопросам, захватываемых Конвенцией ООН по морскому праву, на изучение Трибунала могут отдаваться в соответствии с таким соглашением разные конфликты, касающиеся объяснения или использования данного соглашения или Конвенции.

    При изучении дел Трибунал использует Конвенцию ООН по морскому и иные нормы мирового права, не считающиеся несовместимыми с этой Конвенцией, а также может решать дело ex aequo et bono, если обе стороны не против.

    Вердикт Трибунала считается неоспоримым и приводится в исполнение всеми сторонами в конфликте. Оно имеет необходимую силу только для сторон и только в отношении этого конфликта.

    Межамериканский суд по правам человека

    Межамериканский судебный орган по правам граждан создан на базе Американского соглашения о правах человека 1969 г. Его полномочия распространяется на права, принявшие охрану на базе этой Конвенции или на базе Протокола Сан-Сальвадора, отнесенного к финансовым, общественным и культурным правам. Свою власть он производит совместно с Межамериканским советам по правам граждан. Структура, полномочия и правила деятельности Судебного органа контролируются положениями Конвенции 1969 г., его Статутом, подписанным Генеральной Ассамблеей ОАГ в 1979 г., а также Регламентом, дополненным в 2000 г. и получившем в силу с 2001 г.

    Расположение Суда – г. Сан Хосе (Коста-Рика).

    Судебный орган состоит из 7 судей, выбираемых совершенным большинством голосов государств – членов Конвенции 1969 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ОАГ временным промежутком на 6 лет с возможностью еще один раз быть избранными.

    Межамериканский судебный орган имеет полномочия по рассмотрению жалоб и экспертную компетенцию.

    Что касается расследования жалоб, то Судебный орган берет их к изучению после заблаговременного изучения Межамериканской комиссией по правам граждан, что считается важным условием приемлемости жалобы.

    Следующее обязательное условие состоит в том, что Судебный орган сможет производить свою юрисдикцию, когда государство-ответчик заранее сформулирует декларацию о признании власти Судебного органа, на условиях, прописанных в Соглашении 1969 г.

    Жалоба должна отвечать положениям приемлемости, которые в большинстве случаев сводятся к следующему:

    • жалоба не должна быть секретной, необходимо, чтобы заранее были исчерпаны все внутренние способы юридической защиты;
    • жалоба не должна выглядеть злоупотребление правом, должна быть четко доказана и заявлена в срок не позднее 6 месяцев со дня нарушения данных прав.

    Кроме того, необходимо, чтобы она не была привязана к делу, которое уже было разобрано или находится на изучении в другой мировой системе охраны прав гражданина. Жалоба выдается государством, которое является стороной в конфликте или самой комиссией. В любом случае человек не может непосредственно заявлять свою жалобу в Судебный орган, что не препятствует ему предоставлять собственные улики в процессе разбирательства.

    Если стороны не приходят к мирному разрешению, Судебный орган после изучения дела может вынести вердикт, в котором прописывается нарушение Соглашения и в котором может быть указано право пострадавшего на компенсационный возврат нанесенного нарушением ущерба.

    Вердикт беспрекословный и имеет обязательную силу для участвующих государств, которые должны выполнить соответствующие меры для исполнения этих решений в национальных правопорядках, при этом государства используют широкую степень усмотрения.

    Суд Европейских Сообществ

    Судебный орган Европейских Сообществ образован в 1951 г. на базе Парижского соглашения о создании Европейского группы угля и стали (ЕОУС). После создания в 1957 г. Европейского финансового сообщества (ЕЭС) и Евратом он стал называться судом Европейских Сообществ. В проекте Соглашения «О Конституции для Европы» Судебный орган получил новое название – Суда Европейского Союза (ЕС). Лиссабонский договор 2007 г. сохранил это название.

    Судебный орган считается судом ЕС, главная функция которого заключается в сохранении уважения к праву при объяснении и использовании учредительных соглашений ЕС.

    В состав Судебного органа включены судьи, количество которых дошло до 27, адвокаты и секретарь. Судьи и генеральные адвокаты выбираются из числа субъектов с идеальной репутацией и независимостью. Судебный орган проводит общие заседания или образует камеры (из трех и пяти участников).

    В 1988 г. был образован Судебный орган первой инстанции, которому было передано образование узконаправленных трибуналов при Суде Европейских Сообществ.

    Право обращения в Суд ЕС имеют государства-участники Европейского Союза (ЕС), Совет, Комиссия, Европейский парламент, Счетная Палата и Европейский Центральный банк, а также иные физические (гражданин ЕС) или правовые лица, прописанные на границах одного из государств-членов.

    Судебный орган исследует:

    • заявление об уклонении от исполнения обязанностей государствами–участниками ЕС, вытекающих из образовательных соглашений ЕС;
    • заявление о нарушении государствами-участниками обязательств, вытекающих из образовательных соглашений ЕС;
    • заявление о законности документов, подписываемыми институтами ЕС;
    • заявление о пассивности институтов ЕС;
    • заявления о возмещении урона, причиненного Союзом.

    Кроме того, Судебный орган наделяется полномочиями принимать решения в преюдициальном порядке по вопросам использования образовательных соглашений и ряда других документов права ЕС по запросам национальных судебных органов государств – участников ЕС.

    Судопроизводство Суда

    Судопроизводство Судебного органа имеет 2 стадии:

    • письменную;
    • устную.

    Судебный орган не только имеет в распоряжении документы и материалы от сторон конфликта, но и использует право по своему желанию требовать любые иные документы или сведения.

    Вердикт судебного органа окончателен и оспариванию не подлежит. Есть возможность подачи жалобы по вопросам права на вердикта Судебного органа первой инстанции.

    Читайте также:
    Иностранные инвестиции: что это такое, описание и особенности

    Экономический суд СНГ

    Экономический судебный орган СНГ, как прописано в ст. 32 Устава СНГ, работает в целях гарантирования исполнения финансовых обязанностей в рамках Содружества. Подобная формулировка показывает, что данный Судебный орган считается узконаправленным судебным органом, предназначенным для решения конкретной категории конфликтов в рамках СНГ.

    Юридический статус Судебного, а также его организация, последовательность деятельности и полномочия определяются в целом ряде актов СНГ (Договоре о мерах по гарантированию улучшения расчетов между хозяйственными учреждениями стран – участниц СНГ 1992 г., Договоре о статусе Экономического суда 1992 г., Положении об Экономическом суде СНГ 1992 г., Уставе СНГ 1993 г.), а также в других межгосударственных договорах государств – участников СНГ.

    Судебный орган начал свою деятельность в 1994 г.

    К ведению Судебного органа относится рассмотрение межгосударственных финансовых конфликтов, образующихся при выполнении экономических обязанностей, прописанных договорами и решениями органов СНГ. Он может решать и иные конфликты, отнесенные к его ведению договорами государств – участников СНГ. Кроме того, он изучает конфликты о соответствии юридических и других актов государств – членов СНГ, принятых по финансовым вопросам, соглашениям и иным документам СНГ. Судебный орган может разрешать и другие конфликты, отнесенные к его ведению договорами государств-участников. Кроме того, Судебный орган может толковать положения договоров и других актов СНГ по финансовым вопросам.

    В состав Судебного органа входят по 2 судьи от каждого государства–члена Соглашения о статусе Экономического суда СНГ 1992 г., выбираемых сроком на 10 лет.

    Высшим коллегиальным органом считается Пленум Суда, включающий председателя Финансового суда, его заместителей и судей, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судебных органов и иных высших правительственных органов, позволяющих в государствах-участниках финансовые конфликты.

    Конфликты изучаются Экономическим судебным органом по заявлению участвующих государств, в лице их уполномоченных органов, институтов СНГ. По итогам рассмотрения конфликта Экономический судебный орган принимает решение, в котором прописывается факт нарушения государством-членом договора, иных документов СНГ и его органов (либо отсутствие нарушения) и обозначаются действия, которые предлагается принять данному государству для искоренения нарушения и его последствий. Государство, в отношение которого вынесен вердикт Судебного органа, гарантирует его исполнение. Вердикт Судебного органа должен соответствовать положениям договора и другим документам СНГ, а также применимым юридическим актам.

    Международный Суд

    Основные сведения

    «. коллегия независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств . »

    Статут Международного Суда, 1945 год

    Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

    Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

    Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

    На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

    Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

    Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

    Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

    Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

    По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

    Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

    Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

    Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

    Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

    ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

    Читайте также:
    Является ли квитанция основанием для прекращения судебного дела

    Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

    Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

    В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

    Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

    Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

    Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

    Различия между ППТС и МС

    ППТС (арбитраж)
    • Стороны назначают арбитров
    • Стороны согласуют процедуры
    • Стороны выбирают официальные языки
    • Заседания являются закрытыми
    • Все расходы несут стороны
    МС (судебное разрешение)
    • Суд уже учрежден
    • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
    • Официальными языками являются английский и французский
    • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
    • Расходы Суда покрывает ООН

    Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

    Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

    С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

    Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

    Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

    ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

    Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

    Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

    Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

    Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

    Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

    • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
    • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
    • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

    Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

    Читайте также:
    Джентльменское соглашение: что это такое, описание и особенности

    Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

    В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

    В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

    Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

    Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

    Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

    Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

    Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

    МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

    Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

    МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

    Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

    Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

    Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

    При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

    Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

    Дворец мира — местопребывание МС

    Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

    Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

    С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

    Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
    (тел.: + 31 70 302 4137).

    Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: