Местное сообщение: что это такое, описание и особенности

Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

Читайте также:
Как оформить изменения в Уставе?

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами. На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния человека;
  • опи­са­ние харак­те­ра человека;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, местности);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и прилагательные;
  • гла­го­лы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Читайте также:
Правовой институт: что это такое, описание и особенности

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Занятие 12. Сообщение, доклад, лекция

Цели:1) Познакомиться с особенностями сообщения, доклада, лекции.

2) Научиться составлять текст речи в жанре сообщения.

Проверка домашнего задания.

Прослушайте 3 – 4 сообщения на тему «Портрет моей группы» (выступают представители групп). Оцените их по следующим критериям.

Критерии оценки (качества) Выступление 1. ____________ (имя) Выступление 2. ____________ (имя) Выступление 3. ____________ (имя) Выступление 4. ____________ (имя)
1. Содержательность
2. Отражение содержательной стороны речи на плакате, в презентации
3. Эстетичность наглядности
4. Оригинальность наглядности
5. Правильное положение в пространстве во время использования наглядности
6.Комфортность восприятие наглядности слушателями
7. Использование приёмов адресации
8. Использование приёмов диалогизации
9. Использование приёмов единения

Чьё выступление понравилось больше? Почему?

Какое значение имеет использование наглядности в речи?

Читайте также:
Хочу уточнить по алиментам

. В научной, учебной и социально-политической сферах информация часто передаётся в форме лекций, докладов, сообщений. Лекция– это форма подачи преподавателем дисциплины в учебном заведении. Раньше лекциибыли только в вузах, сейчас даже в школах иногда применяют лекционную систему. Большинство из исследователей считают лекцию жанром устной научной речи. Содержание лекции составляют знания точных, естественных и гуманитарных наук, специально отобранные в соответствии с темой. Как правило, лекцию слушают профессионалы или непрофессионалы, интересующиеся научной или социально-политической проблематикой. Такая лекция может быть открытой, публичной, то есть такой, на которую могут придти все. Если слушателей-непрофессионалов в аудитории больше, то лектор делает изложение более популярным, чтобы содержание лекции было понятно всем. Лектор применяет наглядность, использует разговорные слова и выражения, элементы занимательности, толкует термины. В школьной и вузовской лекции учащимся и студентам сообщаются новые для них факты, анализируются причинно-следственные связи, даются практические рекомендации и советы. Поскольку лекция в школе и вузе длится до полутора часов, для оратора важно правильно структурировать текст лекции и использовать средства привлечения внимания слушателей.

Научный доклад, который читается на конференции, конгрессе, симпозиуме, сходен с лекцией, однако в его содержании преобладают обобщённые данные экспериментов, социальных исследований. Ядро доклада – это информация о научном открытии или принципиально новом подходе к известным явлениям или планируемом исследовании. Такая речь, как и лекция, отличается строгой аргументированностью.

Сообщение отличается от доклада ограниченностью во времени. Если доклад занимает около 20 минут, то сообщение – около 10. Информация, передаваемая в сообщении, не столь аргументированна и обстоятельна, как в лекции, но она всегда предельно конкретна.

Лекция, доклад и сообщение имеют сходные структуры:

  1. Вступление, цель которого – установление контакта с аудиторией, объявление темы и цели, сообщение краткого плана речи.
  2. Основная часть – последовательное изложение отдельных положений, «порционная» подача материала.
  3. Заключение – подведение итогов, перечисление важнейших положений, ответы на вопросы, завершение контакта с аудиторией.

Выступление с сообщением имеет значение и для слушателей, и для самого выступающего, который учится накапливать и систематизировать материал, излагать его, привлекать внимание аудитории. Чтобы повысить эффективность сообщения, то есть обеспечить качество усвоения информации слушателями, необходимо следовать рекомендациям.

Как подготовить сообщение

1. Помни, что цель сообщения – сообщить новую и интересную для слушателя информацию.

2. При подготовке сообщения главное – найти такую информацию и выбрать из нее самое важное и интересное для слушателей.

3. Сообщение должно соответствовать теме.

4. Успех сообщения зависит от того, насколько говорящий учел особенности слушателя. Сложно воспринимать на слух книжную речь. Материал, взятый из книг, журналов, энциклопедий, надо изложить языком, приближенным к разговорному.

5. Не забудь начать сообщение с обращения к слушателям и приветствия, а закончить благодарностью за внимание.

6. Во время выступления с сообщением надо следить за голосом (тоном, громкостью, выразительностью интонации, четкостью дикции) и взглядом, позой и жестами.

7. Постарайся заметить, внимательно или невнимательно слушают твое сообщение.

8. Для привлечения внимания слушателей можно использовать наглядные пособия, цитировать, использовать риторические приемы: вопросно-ответные единства, риторические вопросы, обращения к слушателям, глаголы повелительного наклонения, побуждающие к совместным действия, включение элементов беседы, вопросы аудитории, предвидение возражения.

9. Демонстрируй увлеченность!

10. После выступления с сообщением подумай о том, как тебя слушали.

Задание 1.

Прочитайте вступительную часть доклада «Российское образование 2022: модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленного группой ученых.

Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование – как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства инноваций – создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование – исследования – венчурные проекты – массовое освоение инноваций».

Такая постановка вопроса является общепринятой и не оспаривается никем. Тем самым возникает иллюзия простоты его решения. Подъем образования отождествляется с расширением ресурсной базы существующих структурных элементов.

У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня. Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям.

Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования, какой бы хорошей она не казалась ее выпускникам.

Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Советское образование было одним из лучших (если не лучшим) образцом индустриальной эпохи. Сегодня мы должны создавать лучшую систему образования глобального инновационного уклада.

Некоторые черты «нового образования» уже проявляются в практике наиболее развитых стран. Но российская модель образования должна основываться именно на российских реалиях: культуре, институтах (в той их части, которая поддерживается массовым поведением людей и организаций) и ресурсах.

Читайте также:
Как правильно оформить смену единственного учредителя?

… Задача, которую ставили перед собой авторы доклада – предложить видение российского образования – каким оно должно стать, чтобы соответствовать:

Инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;

Социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;

Требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

В данном тексте мы попытались предложить основу для общественного и профессионального обсуждения этой модели. Мы полагаем, что новая модель не может быть разработана без широкой и открытой дискуссии с участием всех заинтересованных сторон. Поэтому в предложенном тексте мы излагаем самые принципиальные соображения, которые, с одной стороны, могут стать предметом дискуссии, а, с другой стороны, нуждаются в тщательной проработке «дорожной карты» для реализации новых идей.

Какую функцию выполняет вступление к докладу?

Как докладчики формулируют собственную цель?

О какой информации пойдёт речь далее? Можно ли сделать относительно точное предположение?

Кем является предположительный адресат доклада?

Выделите ключевые слова текста, отметьте их маркером. Как они передают суть информации?

Задание 2.

Прочитайте отрывок из речи И.П. Павлова «О русском уме».

Я начну со случая, мне хорошо известного. Я читаю физиологию, науку практическую. Теперь стало общим требованием, чтобы такие экспериментальные науки и читались демонстративно, предъявлялись в виде опытов, фактов. Так поступают остальные, так веду свое дело и я. Все мои лекции состоят из демонстраций. И что же вы думаете! Я не видел никакого особенного пристрастия у студентов к той деятельности, которую я им показываю. Сколько я обращался к своим слушателям, столько я говорил им, что не читаю вам физиологию, я вам показываю. Если бы я читал, вы бы могли меня не слушать, вы могли бы прочесть это по книге, почему я лучше других! Но я вам показываю факты, которых в книге вы не увидите, а потому, чтобы время не пропало даром, возьмите маленький труд. Выберите пять минут времени и заметьте для памяти после лекции, что вы видели.

Как автор характеризует собственную манеру читать лекции? Почему автор считает демонстрацию важным компонентом лекции? Какой совет по восприятию лекций даёт академик студентам?

Задание 3.

Расскажи о научно-учебном жанре «Сообщение» с опорой на схемы. Опиши образ произносящего речь в жанре сообщения и образ слушающего(их), ситуацию, в которой может иметь место сообщение, характер общения и информации, передаваемой в сообщении.

Сообщение Думаю, что ты не знаешь ☺ Думаю, что ты хотел бы это знать Говорю: …☺… Говорю это потому, что хочу, чтобы ты это знал
Речевой жанр Ситуация Особенности ситуации
Сообщение – речевой жанр, цель которого заключается в передаче новой информации Урок Повседневное общение Официальная, подразумевает личную ответственность говорящего за подбор достоверной и интересной информации Неофициальная, подразумевает ответ на вопросы: Какие новости? Что новенького?

Задание 4.

Можно ли считать текст сообщением?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

  • Типы речи (не путать со стилями текста!)
  • Разговорный стиль: понятие, признаки, примеры разборов
  • Художественный стиль: понятие, черты и примеры
  • Публицистический стиль: черты и примеры
  • Научный стиль: понятие, признаки и примеры
  • Официально-деловой стиль: черты и примеры

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители – настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Типы речи и их признаки, примеры

Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.

Типы речи: что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

Описание

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

  • используют оценочные выражения;
  • перечисляют характерные признаки и особенности предмета;
  • воссоздают при помощи слова яркое изображение (образ) объекта;
  • преобладает статика в изложении;
  • используют глаголы несовершенного вида, прилагательные, имена существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • характеристика-описание;
  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • словесная зарисовка пейзажа или интерьера.

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

  1. Вначале автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его предназначении.
  2. Следующий шаг предполагает перечисление основных свойств и признаков предмета.
  3. В конце автор дает оценку тому, что описывал.

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

  • наличие сюжета — цепочки событий;
  • события излагаются в хронологическом порядке и дополняются краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важная составляющая — обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

  1. Завязка.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Повествование еще бывает:

  • информативным — рассказ дополняют интересными фактами;
  • изобразительным — акцентируют внимание на героях сюжетной линии.

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

Повествование — это обычная история: Pixabay

Рассуждение

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-нибудь новое;
  • текст-рассуждение невозможен без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и пр.);
  • используются риторический приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

  1. Тезис — кратко сформулированный основной посыл, выраженный одним-двумя предложениями.
  2. Аргументация тезисного высказывания (не менее трех доказательств).
  3. Итог — резюмирование написанного (обобщение рассуждения).

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

  • доказательством;
  • размышлением;
  • пояснением.

Тип речи: примеры

Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay

Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:

Описание: пример

Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась, пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. (В. Гаршин).

Повествование: пример

Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:

В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. (М. Алексеев).

Текст рассуждение: пример

Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:

Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.

Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.

Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.

Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).

На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами. На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Местное самоуправление

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. [1]

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. [2]

Содержание

Теория местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

В России

История

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местные органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Правовые основы

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: