Местные налоги и сборы в РФ

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.

  • Федеральные налоги (ФН)
    • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
    • Налог на добавленную стоимость (НДС)
    • Налог на прибыль организации (НПО)
    • Водный налог (ВН)
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
    • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)
    • Акцизы
    • Специальные налоговые режимы
  • Региональные налоги (РН)
    • Транспортный налог (ТН)
    • Налог на имущество организаций (НИО)
    • Налог на игорный бизнес (НИБ)
  • Местные налоги (МН)
    • Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)
    • Земельный налог (ЗН)
  • В чем разница между сборами и налогами

Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.

С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).

Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги (ФН)

ФН регулируются ст. 13 НК «Федеральные налоги и сборы» и действуют на всей территории РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Каждый, кто хотя бы раз работал официально, знаком с НДФЛ. Кроме зарплаты он распространяется на прибыль от продажи или сдачи недвижимости в аренду, реализации ценных бумаг, выигрыши в лотереях и т.д.

Ставка НДФЛ для большинства плательщиков составляет 13%, но есть случаи, когда она увеличивается до 15% и даже до 35% – подробно об этом рассказывали в этой статье.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Еще один налог, в уплате которого косвенно задействованы все жители России, – НДС. Если по-простому, это наценка, которая включается в конечную стоимость товаров, работ и услуг.

Компании (в том числе НКО) и частные предприниматели, которые:

Налоговой базой (НБ) для исчисления НДС является выручка компании или предпринимателя.

Законодательство предусматривает три величины ставки (Нст):

  • НДС 0% применяется при экспорте товаров, в сфере международных транспортных перевозок, реализации драгоценных металлов, добытых на территории РФ, за границей и т.д. (полный перечень смотрите в п.1 ст. 164 НК).
  • НДС 10% действует при реализации продовольственных, медицинских и детских товаров, книжной продукции и печатных изданий, оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам (перечислены в п.2).
  • Во всех остальных случаях применяется ставка 20%.

Рассчитывается по формуле: НДС = НБ х Нст : 100

Организации и предприниматели, у которых сумма выручки за три предыдущих месяца меньше 2 млн рублей, могут обратиться в налоговую для отмены НДС на год.

Налог на прибыль организации (НПО)

ФН, в основном, являются источником финансов для государственной казны, но могут пропорционально распределяться между бюджетами разных уровней, как, например НПО.

Российские предприятия (ООО, АО, ПАО и т.д.)

Иностранные фирмы, которые постоянно работают или получают прибыль от источника на территории Российской Федерации (например, проценты, дивиденды, вознаграждения).

Иностранные юрлица, которые управляются из России или признаются налоговыми резидентами РФ по условиям международного договора

20% от прибыли организации.

Из них лишь 2% перечисляются в федеральный бюджет. Остальные 18% принадлежат субъекту РФ, где функционирует предприятие.

Субъекты федерации могут вводить свои значения НПО для определенных категорий налогоплательщиков в диапазоне от 13,5% до 18%

НПО не платят те, кто развивает игорный бизнес, и участники проекта Инновационный центр «Сколково».

Водный налог (ВН)

Водный налог уплачивают не только компании, но и физические лица, которые пользуются водой по лицензии:

  • берут воду из водоемов;
  • добывают с ее помощью электроэнергию;
  • затрагивают акватории.

Ставка и база для исчисления ВН зависит от способа использования и вида водного объекта. Список водоемов, за которые не придется платить ВН, указан в пункте 2 ст. 333.9 НК.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Если организация добывает полезные ископаемые (в том числе за пределами России), она должна уплачивать НДПИ.

Как рассчитывают НДПИ

Начисляют на количество или на стоимость полезных ископаемых (подробнее по ссылке выше)

Читайте также:
Бюджетный дефицит: что это такое, описание и особенности

Ставки зависят от видов полезных ископаемых, причем на некоторые виды, которые перечислены в п.1, действует льготная ставка 0% или 0 рублей

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

НДДДУС начисляется на сумму допдохода от добычи таких углеводородов, как:

  • обезвоженная, обессоленная и стабилизированная нефть;
  • газовый конденсат, прошедший промысловую подготовку;
  • попутный газ;
  • горючий природный газ.

Налоговая ставка равна 50% от суммы допдохода. В данном случае дополнительный доход – это разница между всеми доходами и расходами.

Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые налагаются при производстве на товары массового потребления. Это в том числе табачная, алкогольная и другая спиртсодержащая продукция (лекарства, косметика и парфюмерия, бытовая химия), бензин и дизель и т.д.

Акциз включается в цену, а это значит, что он фактически уплачивается конечным потребителем. Его размер по некоторым товарам достигает половины, а иногда и 2/3 цены.

Специальные налоговые режимы

Некоторые организации освобождены от ряда ФН, так как применяют специальные режимы налогообложения:

  • ЕСХН разработан специально для производителей сельскохозяйственной продукции, а также для рыбохозяйственого бизнеса.

Переход на данную систему возможен, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%. Налоговая ставка всего 6%.

  • УСН – специальный режим налогообложения, который позволяет упростить бухгалтерский учет за счет сокращения количества налогов (вместо нескольких нужно платить только один).

На выбор организации есть два варианта расчета налогооблагаемой базы. Это могут быть доходы или прибыль (то есть за вычетом расходов). Соответственно ставка 6% или 8%, либо 18% или 20% (в зависимости от штата и годовой выручки).

Об условиях перехода на УСН читайте в нашем блоге.

Региональные налоги (РН)

РН устанавливаются НК и законами субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае могут появляться особые условия налогообложения и ставки (разумеется, в допустимых пределах). РН в полном объеме поступают в бюджеты регионов.

Транспортный налог (ТН)

Плательщиками ТН являются владельцы наземного транспорта на пневматическом и гусеничном ходу (автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д.), мотосаней и снегоходов, водного и воздушного транспорта.

Величина ТН зависит от характеристик объекта налогообложения:

  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями – от суммарной тяги всех двигателей;
  • для транспорта с другими видами двигателей – от мощности (в лошадиных силах);
  • для водных буксируемых судов – от валовой вместимости;
  • по остальным видам транспорта значение ТН определяется по количеству средств передвижения.

Кроме того, региональные власти могут вводить прогрессивные ставки на основе возраста и/или экологического класса транспорта – так сумма ТН может уменьшаться, но чаще увеличиваться более чем в 10 раз.

О других расходах, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей, и как на них сэкономить, читайте в этой статье.

Налог на имущество организаций (НИО)

НИО начисляется на среднегодовую остаточную (иногда кадастровую) стоимость недвижимого имущества налогоплательщиков (юрлиц).

Налоговые ставки формируют региональные законы в пределах 2,2%; они врьируются в зависимости от категории организации и/или имущества.

Налог на игорный бизнес (НИБ)

НИБ уплачивают организации, которые зарабатывают на:

  • выигрышах;
  • плате за проведение азартных игр;
  • пари.

Если коротко – это юрлица, которые работают в сфере игорного бизнеса.

Величина НИБ определяется индивидуально в рамках предельных размеров. Разброс достаточно большой – например ставка, начисляемая на игорные столы, варьируется от 25 до 125 тысяч рублей.

Местные налоги (МН)

Жизненный цикл МН формируется на основании НК, а также локальных нормативных актов, которые издали органы местного самоуправления.

Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)

В отличие от налога организаций НИФЛ поступает прямиком в муниципальную копилку.

Кто платит НИФЛ

Физлица с любой недвижимостью в собственности.

За основу для начисления НИФЛ берут кадастровую стоимость.

Базовая ставка в зависимости от вида недвижимости может составлять 0,1%, 0,5% или 2%.

В некоторых случаях 0,1% могут снизить до 0% или, напротив, увеличить в пределах 0,3% (ст. 406 п. 3).

Земельный налог (ЗН)

ЗН платят и простые граждане, и организации, у которых есть земля в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Ставки ЗН регулируются локально, местными актами, но не превышают предельные значения:

  • 0,3% от кадастровой стоимости земли сельхоз назначения; площадей, занятых жилищным фондом или предоставленных для возведения жилых домов;
  • в остальных случаях ЗН в пять раз больше – 1,5%.
Читайте также:
Как соблюдать лимит при расчете наличными?

В чем разница между сборами и налогами

Кроме обычных и упрощенных режимов российская налоговая система включает в себя сборы:

  • федеральные – государственная пошлина, а также сборы за пользование природными и экологическими ресурсами;
  • местный торговый сбор.

Несмотря на то, что сборы и налоги имеют схожие черты, различий между ними гораздо больше.

Налоги

Сборы

Всегда выражаются в денежном эквиваленте

Могут выражаться не только в денежных средствах

Уплачиваются с определенной периодичностью

Подлежат единовременной уплате

Итоговая сумма зависит от нескольких факторов

Неплательщику грозит административная и даже уголовная ответственность

Неплательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу

В заключение отметим, что Российские налоги считаются невысокими, если сравнивать со многими европейскими государствами. Например, ставки подоходного налога для физлиц в Австрии, Италии, Испании, Бельгии (и не только) превышают 50%, а налог на жилую недвижимость в Великобритании может составлять 18% или 28% в зависимости от заработка собственника.

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Читайте также:
Как получить техпаспорт на дом, если нет свидетельства

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Читайте также:
Как доказать, что документы поддельные?

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Понятие налога и сбора

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Регламентирующие правовые акты
  2. Внесем ясность в определения
  3. Виды и примеры налогов и сборов
  4. Налог и сбор: между ними много общего

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Читайте также:
Можно ли делать ремонт домов неофициально?

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Статья 12 НК РФ регулирует порядок установления и отмены налогов

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-3-21/6520@ от 14.09.2018

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно после внесения изменений в Налоговый кодекс. Никакие налоги не могут устанавливаться, если их не предусматривает НК РФ. Это лейтмотив письма ФНС России от 14.09.2018 N БС-3-21/6520@, в котором налоговики разъяснили, что не следует из текста НК РФ вырывать отдельные куски и пытаться толковать их вне контекста документа.

Структура налоговой системы

В пункте 1 статьи 12 НК РФ определена структура системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ, которая отражает ее федеративное устройство и представлена тремя уровнями:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, т. е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3) местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Федеральные налоги могут поступать как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты согласно нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Региональные и местные налоги могут также перераспределяться по бюджетам всех трех уровней.

Федеральные, региональные, местные налоги

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

  • их устанавливает НК РФ;
  • они обязательны к уплате на всей территории РФ.
Читайте также:
Можно ли купить машину за материнский капитал?

Региональные налоги и сборы в соответствии характеризуются следующим:

  • устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ;
  • вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местные налоги и сборы:

  • устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
  • вводятся в действие (в соответствии с НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения;
  • представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  • Так же, как и в отношении региональных налогов, установление местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, запрещено (п. 5 ст. 12 НК).

    Как вводят или отменяют налоги

    Один из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов – это обязанность их уплаты на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

    Пункт 5 статьи 12 НК РФ гласит: «Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом». Трактовать его как полную отмену налогов нельзя.
    Этот пункт устанавливает право установления и отмены налогов только Налоговым кодексом, то есть федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются исключительно кодексом. Их установление и отмена допускается только после внесения изменений в сам НК РФ.

    Отмена налога – это исключение его из кодекса. Главы НК РФ о транспортном, земельном налогах, налоге на имущество физлиц из НК РФ не исключены и продолжают применяться.

    Выделять отдельные слова из контекста для толкования закона, более удобного для себя, нельзя.

    Поделиться

    Распечатать

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Международный валютный фонд (МВФ)

    Общие сведения

    Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

    МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

    • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
    • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
    • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

    Цели и задачи

    Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

    Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

    • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
    • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
    • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
    • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
    • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
    • сокращение внешних дисбалансов.

    Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

    Финансовые ресурсы

    Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

    Читайте также:
    Может ли арбитражный суд снять платеж по кредиту?

    Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

    В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

    В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

    Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

    Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

    Сотрудничество Банка России с МВФ

    Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

    Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

    В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

    Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

    Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

    Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

    Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

    Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

    В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

    Читайте также:
    Может ли бывшая гражданаская жена оспорить дарственную?

    Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

    В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

    Международный валютный фонд / МВФ

    МВФ это международный валютный фонд — финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что это за организация, каковы ее функции согласно учредительным документам и на деле, и насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

    МВФ, цель создания фонда

    Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

    Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Актуальный список стран-участников МВФ доступен по ссылке: https://www.imf.org/external/np/sec/memdir/memdate.htm , все государства приведены в порядке хронологии вхождения в фонд.

    Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

    содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

    содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

    поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

    помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

    путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

    сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

    Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

    Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

    Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

    Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

    Читайте также:
    Может ли арбитражный суд снять платеж по кредиту?

    В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

    Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: https://bankiros.ru/currency/cbrf/xdr . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

    Период USD EUR CNY JPY GBP
    2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

    Функции МВФ

    Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

    расширение международной торговли

    помощь странам в виде кредитования

    содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике

    помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров

    стабилизация обменных валютных курсов

    консультирование стран-должников

    разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики

    сбор, обработка и публикация указанной статистики

    Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

    Структура Международного валютного фонда

    Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

    Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;

    Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

    Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

    Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

    Капитализация МВФ и источники средств фонда

    На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

    Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

    Важно : практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

    Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

    Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

    Читайте также:
    Как доказать, что документы поддельные?

    Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

    золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

    займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

    средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

    МВФ и Россия

    Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

    Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

    Финансовая помощь или кредитная игла?

    Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

    Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

    лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

    тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

    отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

    свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

    урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

    Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

    Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

    Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

    Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

    Аргентина, дважды объявившая дефолт;

    Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

    По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

    Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

    Итого: хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: