Межбюджетные отношения: что это такое, описание и особенности

Межбюджетные отношения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами и структурами управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые призваны регулировать бюджетные процессы.

Возникновение этих отношений вызвано разницей уровня состояния экономики на разных территориях. На некоторых территориях присутствуют природные ресурсы, ценность других состоит в их стратегическом положении, что определяет значение территории для государства. Все природные богатства принадлежат всему населению, поэтому задача государства соблюсти интересы страны путём перераспределения стоимость ренты за использование ресурсов.

Экономика в регионах развивается неравномерно, одни из них развиваются быстрыми темпами, другие отстают. Экономический кризис конца прошлого столетия охарактеризовался падением производства до 50%, спад экономического развития был неравномерным и отразился на разных регионах по-разному.

Государство может оказывать регионам финансовую поддержку, которая оформлена юридически путём и заключается в подписании субъектами соглашения об исполнении бюджета. Финансирование регионов осуществляется из федерального бюджета и передаётся в регионы через федеральное казначейство.

При этом на субъекты Федерации это налагает определённые обязательства, имеющие следующие ограничения:

  1. Сумма бюджетного кредита не должна превышать 3% от расходной части бюджета.
  2. Государственные гарантии составляют не более 5% расходной части бюджета.

Сумму финансовой помощи субъекту определяют в соответствии с существующими нормативами финансовых затрат на предоставление финансовых услуг. Они разработаны на основе государственных социальных стандартов, регламентирующих объём услуг, гарантированных государством.

Бюджеты объектов Федерации могут получать субвенции целевого характера, а именно:

  1. На расходы, которые передаются из бюджетов других уровней бюджетной системы.
  2. На выполнение федеральных целевых программ.
  3. На капитальные расходы.

Готовые работы на аналогичную тему

У субъектов Федерации есть возможность получать бюджетные ссуды для финансирования кассовых разрывов, которые возникают в результате сезонного характера поступления доходов. Ссуда может быть возмещаемой и не возмещаемой и выдаваться на срок до полугода.

У Министерства финансов и Счётной палаты есть право провести ревизионную проверку состояния бюджета субъекта, получившего помощь из федерального бюджета. Если сумма оказываемой помощи превышает половину расходов консолидированного бюджета, то аудит бюджета проводится в обязательном порядке.

Бюджеты муниципалитетов получают помощь от бюджетов субъектов Федерации. Финансовые поступления в муниципальные структуры имеют следующие формы:

  • Ассигнования, обеспечивающие выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
  • Субвенции целевого назначения.
  • Бюджетные ссуды, покрывающие образовавшиеся временные кассовые разрывы при выполнении статей местного бюджета.

Исполнение бюджетов местных органов проверяют ревизионные органы субъектов Федерации.

Местные органы могут получать финансовую помощь, как от субъектов, так и из федерального бюджета, что предусмотрено Законом о федеральном бюджете, для предотвращения срыва выполнения федеральных программ или законов. Расходы выделяемых в таком случае средств также проверяются федеральными ревизионными органами.

Межбюджетные трансферы

Для повышения результативности выполнения насущных задач территориальных бюджетов существует система межбюджетных трансферов. Суть её заключается в передаче средств одного бюджета другому в бюджетной системе РФ. Перечисление средств осуществляется Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, Фондом регионального развития, Фондом реформирования региональных и муниципальных финансов и Фондом компенсаций.

Существуют следующие группы межбюджетных трансферов:

  • Группа нецелевых дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности.
  • Группа целевых трансферов.
  • Группа компенсационных выплат.

В бюджетном кодексе РФ прописан ряд форм межбюджетных трансферов, а именно Финансирование бюджетных расходов с помощью:

  • бюджетных кредитов;
  • дотаций (безвозмездных и возмездных);
  • субвенций.

Кредитные средства предоставляются юридическим лицам и имеют возмездную и возвратную основу.

Дотации выделяются Федеральным фондом финансовой поддержки субъектов РФ, в случае соблюдения субъектами РФ и органами местного самоуправления законов РФ о налогах и сборах.

Субвенции – это перенаправление бюджетных средств между бюджетами элементов бюджетной системы РФ.

Рисунок 1. Консолидированный бюджет РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бюджетные трансферы и их целевое назначение определяются исходя из расходов федерального бюджета в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством.

Федеральный бюджет выделяет межбюджетные трансферы бюджетам, входящим в состав бюджетной системы РФ субъектам РФ в форме:

  1. Дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности и субсидии.
  2. Субвенции для бюджетов.
  3. Иные межбюджетные трансферы.

Так же межбюджетные трансферы могут направляться в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетное регулирование напрямую связано с разнообразием видов и типов трансфертов. Трансферты, в отношениях между руководством штатов, муниципалитетов и центральным (федеральным) правительством, выполняют с целью:

  • Обеспечить на всей территории равномерное обеспечение бюджета и равноправный доступ ко всем гарантированным видам государственных услуг.
  • Компенсировать затраты на мероприятия общенационального значения с учётом возможностей местных бюджетов.
  • Поощрить регионы, которые предоставляют более высокий уровень социальных благ, чем гарантированный государственный стандарт, для увеличения плотности населения и его социального обеспечения.
  • Стимулировать проведение реформ нижестоящими органами на всей территории, охватывающих социальную, экономическую и политическую сферы.
  • Минимизировать общественную напряжённость в регионах, поощрить рост экономического развития.

Содержание межбюджетных отношений. Особенности организации межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

Читайте также:
Совет федерации: что это такое, описание и особенности

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Цель межбюджетных отношений — создание условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций.

Характер межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм — это система принципов построения межбюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать

интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органа местного самоуправления.

Межбюджетные отношения можно определить, как совокупность всех форм отношений между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и бюджетными учреждениями по поводу разграничения расходных обязательств, разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, перераспределения средств и формирования фондов денежных средств с целью использования их для поддержания бюджетной сбалансированности и осуществления социальных задач.

Главным условием разграничения расходных обязательств является разграничение предметов ведения между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления, на основе которого происходит определение полномочий. Установление порядка разграничения расходных обязательств относится к компетенции федеральных органов власти.

В ходе развития бюджетной системы в России имели место две модели распределения доходов между звеньями бюджетной системы: горизонтальная и веерная.

Горизонтальная (за каждым бюджетов закреплены свои налоги и сборы; финансовая помощь затруднена; размер бюджетных доходов определяет размер расходов).

Веерная (наряду с закреплением собственных налогов используется механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов).

Межбюджетное перераспределение средств – это ежегодная передача средств из одного бюджета в другой для выравнивания бюджетной обеспеченности. Финансового обеспечения передаваемых государственных полномочий и функций, покрытия дефицитов бюджетов.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы межбюджетных трансфертов:

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на выравнивание бюджетной обеспеченности. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы в целях финансового обеспечения расходных обязательств;

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств.

9. Федеральный бюджет, его назначение. Доходы, расходы, источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2. государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

3. таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества; доходов от продажи имущества; части прибыли унитарных предприятий. В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов. Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

• обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности;

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта

• государственная поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

• официальный статистический учет.

• федеральная инвестиционная программа;

• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: – разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Читайте также:
Несоблюдение формы сделок: что это значит

– разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

– разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

– изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

– иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, курсовая разница по средствам федерального бюджета. )

2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: – разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

– разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций…

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2855 ; Мы поможем в написании вашей работы!

FIN-DELO.RU

Финансовая система РФ

Главное меню

  • Финансы в макроэкономической системе
  • Финансовая система. Теории государственных финансов
  • Бюджет и бюджетная система
  • Бюджетный процесс
  • Доходы бюджета
  • Полезная информация
  • Советы

Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет.

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить.

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, – скажете вы, – что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и.

Межбюджетные отношения: принципы и модели

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Принципы межбгедакетных отношений Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной- обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы за 2005 г. иллюстрирует табл. 4.6.
Доходы территориальных бюджетов Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей: (1) собственные доходы и (2) субвенции, полученные из фондов компенсации на осуществление отдельных государственных полномочий.

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество организаций
Налог на имущество, преходящего в порядке наследования и дарения
Налог на операции с ценными бумагами
Налог на добычу нефти Налог на добычу газового конденсата
Налог на добычу газа горючего Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти)

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

  1. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
  2. Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
  3. Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
  4. Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Читайте также:
Как доказать, что имущество приобреталось мной?

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, несмотря на все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации Дотаций этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. И в целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, ще в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Разделение доходов территориальных бюджетов на собственные и субвенции из фондов компенсации создаст сложности в процессе управления этими бюджетами. Так, отнесение почти всех доходов местных бюджетов к числу собственных и тем самым их искусственное завышение в значительной степени имеют политическую подоплеку. Это связано с тем, что многие года признавалось отсутствие независимости местных бюджетов из-за незначительного размера в них собственных доходов.
Однако путь к решению этой проблемы стали искать не на основе увеличения местных налогов, что должно было привести к перераспределению средств между ними и федеральными налогами, а на основе перечисления к собственным доходам местных бюджетов почти всех поступлений из вышестоящих бюджетов.
С экономической точки зрения такое отнесение доходов может быть и оправдано. Действительно, если средства переданы из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, и тем более на долговременной основе, то их можно считать собственными доходами.
Однако если рассматривать такие действия с юридической позиции и с позиции управления этими источниками, то признать их собственными вряд ли оправдано. Юрисдикция на федеральные и региональные налоги находится у федеральных и региональных органов власти. Местные органы власти не вправе вносить изменения ни в законодательные, ни в инструктивные документы, регулирующие статус, величину и порядок взимания этих налогов. Это в свою очередь ограничивает процесс управления местными властями такими налогами.
Исходя из этих соображений, тем более вряд ли можно признать собственными доходами местных бюджетов безвозмездные и безвозвратные перечисления, к которым относятся дотации, субвенции, субсидии и средства, полученные по взаимным расчетам. Цель их — оказание финансовой помощи территориям. Финансовая помощь не может оказываться на долговременной основе. Дотации, субвенции и субсидии должны быть конкретны и адресны, поэтому они чаще всего рассчитаны на короткий период. Таким образом, отнесение их к долговременным источникам, а следовательно, и к собственным доходам неправомерно.
Классификация источников формирования территориальных бюджетов Для улучшения управления бюджетным процессом, в том числе повышения уровня управления бюджетными доходами, необходим их постоянный анализ. В свою очередь, для этого нужно четкое разграничение доходных источников и классификация их на основе критерия принадлежности субъекту управления, т.е. надо исходить из того, может ли субъект управления (территориальный орган власти) воздействовать на величину этих источников, время их поступления в бюджет, направления использования и т.д.
Учитывая все эти обстоятельства, нами предлагается все источники формирования территориальных бюджетов разделить на четыре группы: собственные, перераспределяемые, заемные, привлеченные средства.
Собственные доходы — средства, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений. То есть это доходы, полученные в результате собственных действий.
Такая трактовка этих доходов отражает уровень самостоятельности территориальных органов власти. Доходы же, полученные в виде финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, даже если они формально (на основе законодательного акта) причислены к собственным доходам, рассчитаны по единой методике и установлены на ряд, не прибавляют финансовой самостоятельности территориальным органам власти, и поэтому их причисление к собственным доходам не правомерно.
К собственным доходам можно отнести:
доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных — для бюджетов муниципальных образований);
доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности территориальных органов власти;
доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти; средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;
средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти;
часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др.
Перераспределяемые доходы — финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на период бюджетного периода, т.е. три года.
К перераспределяемым доходам можно отнести:
безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;
отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (три года).
Заемные источники — средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.
Привлеченные источники — средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач.
К привлеченным источникам можно отнести: средства самообложения граждан;
добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.
Такая классификация территориальных доходов позволит:

  • проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов;
  • определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние территорий;
  • устанавливать уровень финансовой самостоятельности территориальных органов власти;
  • повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по мобилизации бюджетных доходов территориальными органами власти.
Читайте также:
Что делать, если ИП не платит зарплату

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, черты

Понятие о межбюджетных трансфертах

Межбюджетные трансферты – это один из многих способов каталогизации средств между бюджетами, наравне с системой процентных отчислений.

Руководствуясь ст. 6 БК РФ, можно определить межбюджетные трансферты как процедуру выделения капитала от одного бюджета бюджетной структуры Российской Федерации другому бюджету в этой же системе.

Большое значение межбюджетных трансфертов в РФ предопределено существенной централизацией бюджетных доходов на государственном уровне и кроме этого непостоянностью экономического процесса регионов РФ и муниципальных образований.

Основные принципы законодательной регламентации межбюджетных трансфертов устанавливаются ст.16 БК РФ. На сегодняшний день межбюджетные трансферты носят характер безвозмездности и безвозвратности при их предоставлении.

Основные модели

Основополагающими моделями, представляющими суть межбюджетных трансфертов, обозначаются дотации, субсидии и субвенции.

Перевод бюджетных средств между определенными структурами, который перечисляется на бескорыстном и невозвратном основании, без указания направлений и (или) условий их реализации называется дотация.

Понятием «субсидия» обозначается межбюджетный трансферт, определяемый на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации софинансирования и выполнения расходных договоренностей. Они возникают при реализации полномочий, относящихся к компетенции официального правового образования, которому предоставляется субсидия.

Дотации и субсидии представляют собой финансовую опору и поддержку соответственному бюджету. Важно отметить, что дотациями называются средства, которые предоставляются без распоряжения о цели их расходования, в то время как субсидии выделяются именно на определенные цели.

Субвенция является межбюджетным трансфертом, который выделяется на безвозмездном и невозвратном основании в целях финансового гарантирования расходных обязательств, появляющихся при исполнении общественно-правовым образованием, принимающим субвенцию, полномочий общественно-правового образования, выделяющего субвенцию.

Собственно говоря субвенции применяются для компенсирования дополнительных затрат, которые возникают у общественно-юридических образований в связи с передачей полномочий с одной ступени бюджетной системы на другую.

Бюджетный Кодекс: формы, условия, черты

Бюджетный кодекс (БК) РФ формирует и утверждает формы межбюджетных трансфертов, которые могут циркулировать с различных параллелей бюджетной структуры (ст. 129, 135, 142 БК РФ) и вместе с этим утверждает условия выделения межбюджетных трансфертов.

Солидарным условием при получении регионами трансфертов является выполнение ими бюджетного и налогового законодательства. Многие другие условия зависят от величины принимаемых трансфертов и устанавливаются в виде сформулированных ограничений самостоятельности для получающего субъекта при реализации его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Нарушение договоренностей и положений предоставления межбюджетных трансфертов служит причиной приостановки или уменьшения их предоставления (главным образом это касается дотаций и субсидий)

Невзирая на то, что БК РФ устанавливает атрибуты выделения межбюджетных трансфертов, в отношении отдельного уровня бюджетной системы, могут быть определены конкретные общие черты, свойственные для всех межбюджетных трансфертов.

Дотации

При возникновении необходимости выровнять бюджетную обеспеченность нижестоящего бюджета по общему регламенту выделяются дотации. В таком варианте они образовывают фонд финансовой поддержки нижеследующего общественно-правового формирования.

Российская Федерация обеспечивает дотации регионам РФ. Регионы РФ в свою очередь предоставляют дотации муниципальным районам (городским округам), городским и сельским поселениям.

Муниципальные районы выделяют дотации городским и сельским поселениям. Для определения объединенного размера дотаций, а также нормативов их квотирования между бюджетами на федеральном уровне, утверждена методика Правительства Российской Федерации. Регионы РФ устанавливают свои правовые положения о межбюджетных связях на своей территории. Муниципальные районы также учитывают законодательные акты представительных органов, которые управляют межбюджетными отношениями.

Читайте также:
Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Точная величина дотаций утверждается соответственно закону (решению) о бюджете. Интересной особенностью дотаций, которые предоставляются субъектами РФ муниципальным образованиям, представляется вероятность их замены на дополнительные ассигнования от налога на доходы физических лиц.

В бюджетном законодательстве предусмотрена возможность предоставления отдельных специфических видов дотаций. При подсчитывании величины расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ принимаются в расчет отдельные факторы и условия, которые показывают вероятность выделения дотаций в применении к федеральному бюджету. Объем установленных дотаций не разрешается превышать более 10% величины дотаций на планирование бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации (п. 7 ст. 131 БК РФ).

Субъекты РФ имеют право обеспечивать дотации, которые и не связаны с выравниванием бюджетной гарантированности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

Субсидии

Эта модель межбюджетных трансфертов предназначается для совместного финансирования расходов бюджетов.

Бюджетное законодательство Российской Федерации разделяет субсидии на перечисляемые в бюджеты нижерасположенных и вышестоящих общественно-юридических образований.

Комплексность субсидий, которые передаются в бюджеты нижестоящих образований, определяет соответствующий фонд совместного финансирования расходов. Эти субсидии выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Соответственно из региональных бюджетов в дальнейшем производятся отчисления в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

Цели и требования для выделения и расходования субсидий, условия выбора получателей субсидий и их ранжирования между ними определяются и утверждаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов, тогда как предметное назначение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) соответствующими с ними нормативными юридическими актами исполнительных органов.

В составе региональных и местных бюджетов можно предусматривать субсидии, предоставляемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

В целях совместного финансирования реализации расходных обязательств субсидии федеральному бюджету выделяются из регионального. Задачи и условия для выделения и использования таких субсидий определяются договоренностями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

По отношению к муниципальным формированиям запроектировано два варианта субсидий в региональные бюджеты:

  • законодательством региона РФ возможно предусмотреть выделение бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), итоговые фискальные прибыли которых за отчетный финансовый год у местных бюджетов превосходили уровень, определенный законом субъекта РФ. Отмеченный уровень не разрешается устанавливать ниже двукратного среднего. В свете этого по поселениям или муниципальным районам (городским округам) определенного поселения зачисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии для решения проблем местной денотации межмуниципального направления;
  • задачи, методы расчета, перевод и расходование таких субсидий определяются и утверждаются правовыми документами(Уставом или законодательным актом) органов власти муниципального района. Величина субсидий гарантируется решением административного органа муниципального района и постановлениями административных органов поселений о местных бюджетах руководствуясь единой методикой, разработанной для всех поселений определенного муниципального района.

Субвенции

Субвенции предоставляются относящимся к ним бюджетам с целью компенсирования расходов, возникших в дополнении к основным, в связи с направлением полномочий с одного уровня бюджетной структуры на другой.

Комплексность субвенций формирует соответствующий фонд возмещений (компенсаций).

Эта модель межбюджетных трансфертов обеспечивается из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из региональных бюджетов местным и квотируется, учитывая принципы работы, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Субвенции для местных бюджетов предназначаются для каждого определенного вида этой выплаты соответственно единым методикам, по принятому и утвержденному закону определенного региона РФ.

Бюджетный закон оговаривает возможность предоставления других межбюджетных трансфертов (статья 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Естественно что, основания для их реализации содержатся в нормативных документах законодательных (представительных) и исполнительных органов, руководствуясь положениями БК РФ.

Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 30.05.2017 2017-05-30

Статья просмотрена: 2707 раз

Библиографическое описание:

Раднаева, В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации / В. Х. Раднаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 233-237. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43847/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье рассмотрены основные этапы становления и развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, дана характеристика каждого из этапов, проведен анализ и подведены итоги проводимых реформ.

Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, развитие, реформирование

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [1].

Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности достаточно разнообразны. Они менялись в процессе формирования российской модели

бюджетного федерализма. В настоящее время опубликовано немало работ, обобщающих этапы развития межбюджетных отношений. Оценивая периоды развития межбюджетных отношений с разных позиций, большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов (табл. 1).

Характеристика этапов развития межбюджетных отношений в России

Цель

Этапы

Нормативная база

Результат

1. Годы стихийной децентрализации 1991–1993 гг.

Создание новой бюджетной системы РФ.

Формирование основ межбюджетных отношений

– Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

Читайте также:
Уголовное дело: что это такое, описание и особенности

– Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ»

– Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3304-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»

– Закон РФ от 15.07.1992 № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт Петербургу

– Постановление ВС РФ от 15.04.1993 № 4809-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»

– Закон РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»

Принятие законов, определяющих принципы построения бюджетной системы.

Межбюджетные отношения строились стихийно, под воздействием политических и субъективных факторов и вышли за рамки законодательного регулирования.

2. Экспериментальный бюджетный федерализм 1994 — 1996 гг.

Снижение роли государственного регулирования экономики

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Введение единых нормативов отчислений от налогов. Расширение налоговых прав для региональных и местных органов власти.

Образование в федеральном бюджете Фонда финансовой поддержки регионов

3. Период углубления кризиса межбюджетных отношений 1997 — 1998 гг.

Преодоление кризиса межбюджетных отношений

– Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

– Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах»

– «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Принятие законов, способствующих реформированию местных финансов.

Изменение механизмов межбюджетного регулирования.

С другой стороны, кризис межбюджетных отношений

4. Реформа становления межбюджетных отношений 1999–2000 гг.

Расширение налоговых полномочий.

Решение проблемы «нефинансируемых федеральных мандатов»

– Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

– Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»

Осуществление перехода к новой методике распределения трансфертов. Подведение итогов инвентаризации федеральных мандатов.

Изменение системы перераспределения налогов.

5. Развитие бюджетного федерализма 2001 — 2005 гг.

Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ.

Разграничение налоговых полномочий и доходных источников. Сущ. повышение роли собственных доходов местных бюджетов. Разграничение расходных полномочий

– Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года»

– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

– Приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2004 № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований»

– Приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»

– Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

Дальнейшее совершенствование системы финансовой помощи бюджетам других уровней.

Законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств.

6. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами 2006 г. и далее

Повышение эффективности межбюджетных отношений

– Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р

– Письмо Министерства финансов РФ от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161 «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов»

– Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Упорядочение бюджетного устройства в РФ

Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами

Источники: [2-6, 8-10]

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете. Так, по результатам обзора практики регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ, проведенного центром фискальной политики, 42 % регионов в 2016 г. не использовали механизм закрепления единых нормативов отчислений от налогов муниципальных районов и городских округов. Закрепление единых нормативов отчислений по поселениям было предусмотрено лишь в 12,5 % субъектов РФ [6]. Причем по отдельным налогам доля регионов, выполнившая данные требования законодательства, не превышала 7,5 % по муниципальным районам и 2,5 % по поселениям. Безусловно, размер трансферта для дотационного региона может играть существенную роль в структуре доходов его бюджета (до 20 % и выше). К тому же принятые федеральные программы, как правило, требуют долевого финансирования со стороны региона и соответствующее резервирование средств. Общий прирост средств ФФПР в 2006 г. составил 235 % по сравнению с 2002 г., т. е. идет упреждающий (относительно инфляции) рост объемов сформированного фонда.

Читайте также:
Как выделить свою долю в квартире?

Для «проблемных» регионов именно федеральные трансферты позволяют местным администрациям выполнять базовые государственные функции. В настоящее время в региональных бюджетах сформированы фонды, за счет которых предоставляются межбюджетные трансферты для выравнивания бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений (табл. 2).

Характеристика региональных фондов финансовой помощи.

Наименование фонда

Цель

Принцип распределения

Тип финансовой помощи

Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, поселений

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Формула на основании оценки налогового потенциала и нормативных бюджетных расходов

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

Региональный фонд компенсаций

Финансирование региональных законов (т. е. государственных полномочий). Как правило, пособия и льготы населению

Формула на основе численности населения

Субвенция на финансирование региональных законов

Региональный фонд софинансирования социальных расходов

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

Субсидия на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Фонд муниципального развития

Поддержка развития муниципальной инфраструктуры

Квоты на основе формул (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов)

Субсидия на финансирование инвестиционных проектов

Фонд реформирования региональных финансов

Поддержка и стимулирование бюджетных реформ

Конкурс (программы реформ и их выполнение)

Субсидия или субвенция на определенный тип, направление расходов

Однако в большинстве регионов до сих пор нет четко установленной методики формирования фонда финансовой поддержки и определения его размеров. А объем средств, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, как правило, составляет менее 1 % расходов региона (разброс от 0,02 до 2 %).

Важнейшими характеристиками налоговой базы регионов являются степень ее диверсификации (по видам налогов, налогоплательщикам, отраслям и пр.) и налоговый потенциал. Решение проблемы стимулирования регионов к поиску и увеличению собственных доходных источников для финансирования социальной сферы, достижения финансовой самодостаточности замыкается на обоснованном определении налогового потенциала территорий. На мой взгляд, именно сопоставление фактических налоговых поступлений с налоговым потенциалом территории позволяет определить возможности увеличения налоговых доходов. Однако отсутствие объективной методики измерения налогового потенциала территорий в условиях России создает значительные трудности в выравнивании бюджетной обеспеченности. Таким образом, при разработке и осуществлении на практике модели распределения межбюджетных трансфертов следует руководствоваться следующим:

– система межбюджетных трансфертов должна прежде всего преследовать цели макроэкономической стабилизации. Федеральное правительство должно сохранять контроль за экономической ситуацией в регионах. Невыполнение этого требования может поставить под удар другие цели межбюджетного выравнивания;

– межбюджетное выравнивание должно быть согласовано со среднесрочной фискальной программой регионов, включая прогноз доходов и расходов бюджетов различного уровня как минимум на 3–5 лет вперед;

– цели выделения выравнивающих трансфертов необходимо ясно сформулировать, а также должна существовать возможность для их регулярного мониторинга.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает предположение о совокупности элементов межбюджетных отношений как отдельной самостоятельной системы, поскольку помимо признака детерминированности межбюджетные отношения обладают свойством динамичности, т. е. способности перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Как показали результаты анализа, каждому этапу развития межбюджетных отношений свойственны свои цели и задачи, особенности государственного регулирования, в том числе через принятие нормативной базы. Исторический опыт построения бюджетного федерализма в России показывает, что каждому этапу развития экономики свойственны свои собственные пути и методы организации межбюджетных отношений, а способы и приемы бюджетного выравнивания требуют своего постоянного совершенствования.

Что такое система ОМС

ОМС обеспечивает конституционное право (статья 41 Конституции РФ) каждого гражданина РФ на получение бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая) в надлежащем объеме, качестве и в установленные сроки.

Медицинская помощь в системе ОМС предоставляется за счет средств ОМС на условиях, установленных территориальной или базовой программами обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС

Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В ней содержатся виды и условия предоставления медпомощи, перечень заболеваний и состояний, которые можно лечить бесплатно по полису ОМС на всей территории России, порядок и условия предоставления медицинской помощи (в т.ч. порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием по медицинским показаниям), перечень медицинских организаций, предоставляющих услуги по ОМС и устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Территориальная программа ОМС

Территориальная программа ОМС разрабатывается на основе Базовой программы ОМС, но за счет дополнительного финансирования на уровне конкретного субъекта РФ, в котором проживает гражданин, предусматривает возможность получить бесплатную медицинскую помощь в более углубленном и расширенном формате.

Полис ОМС оформляется по месту фактического проживания. При смене места жительства и переезде в другой регион, необходимо прикрепиться к страховой медицинской организации, работающей на данной территории.

Принципы системы ОМС

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС;
  • устойчивость финансовой системы ОМС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика;
  • создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;
  • паритетность представительства субъектов ОМС и участников ОМС в органах управления обязательного медицинского страхования.
Читайте также:
Неформальные группы: что это такое, описание и особенности

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

  • застрахованные лица;
  • страхователи;
  • Федеральный фонд ОМС.

Участниками обязательного медицинского страхования в Российской Федерации являются:

  • территориальные фонды ОМС;
  • страховые медицинские организации;
  • медицинские организации.

Объем бесплатной медицинской помощи, который оказывается по полису ОМС в разных регионах, может быть больше, чем предусмотрено базовой программой. Но ни при каких обстоятельствах не может быть меньше, чем указано в ней.

Медицинская помощь по полису ОМС оказывается в медицинских организациях, включенных в реестр Территориального фонда ОМС. Подробнее о территориальной программе ОМС вашего региона узнайте на сайте вашего Территориального фонда ОМС (ТФОМС) и в разделе Региональные нормативные акты. В разделе Информация о медицинских организациях вы можете узнать, в какие медицинские организации вашего региона вы можете обратиться за бесплатной медицинской помощью по программе ОМС.

Страховые представители всегда рядом с вами!

За консультацией и защитой прав пациента, вы всегда можете обратиться по телефону бесплатного круглосуточного контакт-центра 8 800 100 81 02.

Медицинское страхование: что это такое, описание и особенности

Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.

В России с 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование свойственно странам с социально ориентированной рыночной экономикой и является частью системы социального страхования государства. Добровольное представляет собой самостоятельный вид медицинского страхования, служащий дополнением к обязательному.

Медицинское страхование: Законодательство

Правовой базой охраны здоровья населения и медицинского страхования в России является, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, декларирующая право каждого гражданина на медицинскую помощь (статья 41). Помимо этого существует ряд законов, направленных на охрану здоровья населения, а именно:

В этом же правовом поле действует и Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (в части гарантии прав при распространении рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения).

Медицинское страхование и его виды

Услуги по страхованию в России развиваются поступательными темпами. Большинство россиян уже знают, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС), и даже являются владельцами полиса. При этом далеко не все располагают полной информацией о добровольном медицинском страховании и его преимуществах. Оба эти вида при кажущемся сходстве имеют массу различий.

Обязательное медицинское страхование – это гарантированный государством комплекс мер материального обеспечения граждан и членов их семей при болезни, потере трудоспособности, в старости; охраны здоровья матерей с детьми и пр.

Добровольное медицинское страхование проводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно, – но в рамках положений Закона «О страховании». Следует иметь в виду, что отдельные нюансы договоров у различных страховщиков могут быть разными.

Добровольное медицинское страхование обеспечивает оплату медицинских услуг, имеющих отношение непосредственно к лечению. Причем, программы страхователю предлагаются самые разные – на выбор. Некоторые из них предполагают медицинское страхование на случай стойкой и временной нетрудоспособности или необходимости реабилитации; а отдельные предложения могут включать даже такие элементы, как оплата спортивно-оздоровительных услуг и приобщение к здоровому образу жизни.

Обязательное страхование

Базовая программа ОМС

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

  • инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
  • новообразования;
  • болезни эндокринной системы;
  • расстройства питания и нарушения обмена веществ;
  • болезни нервной системы;
  • болезни крови, кроветворных органов;
  • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
  • болезни глаза и его придаточного аппарата;
  • болезни уха и сосцевидного отростка;
  • болезни системы кровообращения;
  • болезни органов дыхания;
  • болезни органов пищеварения;
  • болезни мочеполовой системы;
  • болезни кожи и подкожной клетчатки;
  • болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  • травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
  • врожденные аномалии (пороки развития);
  • деформации и хромосомные нарушения;
  • беременность, роды, послеродовой период и аборты;
  • отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Субъектами РФ гарантируется также дополнительный объём бесплатной медицинской помощи. Так, например, в Санкт-Петербурге по программе ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых. В рамках программы ОМС осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Читайте также:
Уголовно-процессуальное право: что это такое, описание и особенности

Кроме того, жителям РФ предоставляются за счёт средств бюджета России следующие виды медицинской помощи:

  • скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
  • амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при следующих заболеваниях: заболеваниях, передаваемых половым путем; заразных заболеваниях кожи (чесотке, микроспории); туберкулезе; заболеваниях, вызванных особо опасными инфекциями; синдроме приобретенного иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях;
  • оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению;
  • льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное);
  • вакцинопрофилактика декретированного контингента и населения по эпидемиологическим показаниям;
  • проведение профилактических флюорографических обследований в целях раннего выявления заболевания туберкулезом;
  • медицинская помощь при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей и отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению;
  • стоматологическая и онкологическая медицинская помощь, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по здравоохранению Российской федерации.

Страхователь по ОМС

Страхователь по ОМС — в Российской Федерации — субъект обязательного медицинского страхования (ОМС), обязанный в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» заключать договора ОМС в отношении определенной категории граждан, наделенный с этой целью определенными правами и обремененный определенными обязанностями.

Исчерпывающий перечень категорий страхователей определен указанным законом: (1) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в отношении неработающих граждан, проживающих на соответствующей территории, (2) организации, (3) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, (4) нотариусы, занимающиеся частной практикой, (5) адвокаты, (6) физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками и выплачивающие по ним страховые платежи,- в отношении своих работников, а также в отношении самих себя для категорий (3-5).

Договор ОМС

  • в отношении формы и условий его заключения регламентирован Правительством Российской Федерации;
  • является соглашением между страхователем и страховщиком — страховой медицинской организацией (СМО), в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, подлежащим страхованию, медицинской помощи;
  • содержит наименование сторон, срок действия, численность граждан, подлежащих страхованию, порядок предоставления и актуализации списка граждан, подлежащих страхованию, а также порядок внесения страховых взносов;
  • включает в качестве неотъемлемых частей: (1) Территориальную программу государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи, утверждаемую в установленном порядке и определяющую объем, качество и условия предоставления медицинской помощи гражданам, подлежащии страхованию; (2) согласованный сторонами перечень медицинских учреждений, оказывающих гражданам медицинскую помощь по ОМС;
  • права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законам условия.

С 1 января 2011 года вступил в силу новый федеральный закон об ОМС в РФ, в соответствии с которым с 1 мая 2011 года вводятся новые правила оформления полисов ОМС и вводится полис ОМС единого образца. Те граждане, которые впервые получают такой документ, должны обратиться в выбранную ими страховую медицинскую организацию. Сначала гражданину выдается «временное свидетельство», подтверждающее оформление полиса, которое действительно в течение 30 рабочих дней. В течение этого времени для гражданина будет изготовлен персональный полис. Как только документ будет готов, застрахованного известят об этом и обменяют ему «временное свидетельство» на полис. Новые полисы ОМС единого образца не надо будет менять при увольнении, смене места работы или переезде на новое место жительства. Замена старых полисов на новые будет производиться постепенно в течение 2011-2013 годов.

Права страхователя

  • участие во всех видах медицинского страхования;
  • свободный выбор страховой медицинской организации;
  • контроль выполнения условий договора ОМС.

Перечисленные права страхователя определены вышеназванным Законом и фактически являются декларативными.

Так право страхователя по ОМС на участие во всех видах медицинского страхования означает лишь возможность его одновременного участия и в добровольном медицинском страховании (ДМС).

Право некоторых категорий страхователя (органа исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, государственных, федеральных, муниципальных организаций и т. п.) на свободный выбор СМО ограничено требованием иного Закона РФ проведения тендера на ее выбор. Результатом проведения тендера является, как правило, существенно суженный список из одной-двух СМО.

В силу этого ограничивается декларированное законом право гражданин на свободный выбор СМО, в частности, право на свободный выбор СМО всех неработающих граждан. Наконец, право страхователя на контроль выполнения условий договора ОМС непосредственно вытекает из существа соответствующего соглашения сторон — страхователя и страховщика (СМО).

Читайте также:
Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Обязанности страхователя

  • зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС;
  • заключить договора ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию;
  • вносить страховые взносы в установленном порядке;
  • принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан (в пределах своей компетенции);
  • предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию.

Перечисленные обязанности также декларируются вышеназванным Законом.

Обязанность страхователя зарегистрироваться в Территориальном фонде ОМС — самостоятельном некоммерческом финансово-кредитном учреждении, реализующим государственную политику в области ОМС, аккумулирующим финансовые средства на ОМС и распределяющим их между СМО в соотвнетствии с потребностью застрахованных ими граждан на медицинскую помощь, — связана с необходимостью контроля и учета средств платежей страхователей на территории субъекта РФ.

Обязанность страхователя заключить договора ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию, является его основной обязанностью.

Обязанности страхователя принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан и предоставлять СМО информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию, являются декларативными.

Ответственность страхователя

  • за нарушение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • за нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Добровольное страхование

Следует отметить, что ДМС страхует не здоровье, но затраты на лечение; последние возмещаются застрахованному обыкновенно или по этапу медицинского вмешательства (фармакология, диагностика, стационар), или по видам оказанной медицинской помощи (стоматология, гинекология, косметология, случай смерти), или по долям расходов на оплату оказанной медицинской помощи (полное возмещение, процентное возмещение, возмещение в пределах определённой суммы).

Добровольное Медицинское Страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).

Согласно российскому законодательству, обеспечением и защитой прав застрахованных граждан занимаются:

  • орган законодательной власти субъекта РФ
  • орган исполнительной власти субъекта РФ
  • страхователи (работодатель)
  • Территориальный фонд Обязательного Медицинского Страхования (для соответствующей системы)
  • страховые медицинские организации и их ассоциации
  • орган управления здравоохранением
  • профессиональные медицинские ассоциации
  • лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, больницы)
  • лицензионно-аккредитационные комиссии
  • органы государственного контроля (прокуратура, антимонопольный комитет, Уполномоченный по правам человека, Представитель Президента РФ, росздравнадзор)
  • субъекты общественного контроля (профсоюзные органы, Общество защиты прав потребителей, СМИ, гражданин)
  • субъекты досудебного и судебного разрешения споров.

Платные медицинские услуги предоставляются гражданам медицинскими учреждениями в рамках заключённых договоров в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

Для осуществления данного вида деятельности медицинскими учреждениями необходимо наличие у них соответствующего сертификата и лицензии. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Платными медицинскими услугами являются:

  • виды медицинской помощи, не включённые в перечень гарантированных государством и субъектом РФ;
  • медицинские услуги, предоставляемые по желанию граждан, свыше установленных стандартов объемов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • медицинские услуги, предоставляемые в плановом порядке гражданам, не имеющим права на их бесплатное получение.

Медицинское страхование: Плюсы и Минусы

Обязательное медицинское страхование обладает рядом положительных моментов для граждан, таких как:

– возможность получения медицинской помощи не только в месте постоянного жительства, но и на всей территории России;
– работающие граждане считаются обеспеченными полисом обязательного медицинского страхования с момента подписания с ними трудового договора. И это не просто слова, а правовая норма, гарантированная Правительством, которую проводят в жизнь органы государственного управления, общественные организации, местная администрация, профкомы предприятий.

Недостатком обязательного медицинского страхования является то, что оно покрывает далеко не все виды терапевтических и профилактических медицинских услуг, в которых может возникнуть необходимость у гражданина.

Добровольное медицинское страхование также имеет свои плюсы. Один из самых приятных из них – это свобода выбора. Страхователь самостоятельно составляет страховую программу и выбирает медицинские учреждения из предложенных. При этом страховщик консультирует его по всем вопросам, но последнее слово в выборе остается все же за страхователем.

Немаловажным нюансом можно считать и экономию времени, которую обеспечивает добровольное медицинское страхование. Нет нужды искать достойное медучреждение или толкаться в очередях под дверью врачебного кабинета. Держателю полиса открыты двери самых рейтинговых медицинских клиник, включенных в конкретную программу страхования.

Добровольное медицинское страхование предполагает и существенную денежную экономию: владельцу полиса не назначат ненужного лечения и не станут вытягивать из него дополнительных денег. Страхователь, оплативший полис на весь срок его действия, застрахован от повышения тарифов на медицинские услуги.

Другим позитивным моментом является высокое качество услуг при добровольном медицинском страховании, которое непрерывно курируется экспертами компании-страховщика. А если спорные моменты все же возникают – страховая компания всегда стоит на страже Ваших интересов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: