Международная автомобильная перевозка: что это значит

Понятие и признаки международной перевозки

Международные транспортные источники весьма обширно регулируют основные вопросы проведения международных перевозок как пассажиров, так и грузов. Среди основных регулируемых вопросов можно выделить нормы заключения соглашений, правовых отношений участников процесса перевозки, определение ответственности в случае невыполнения или неправильного выполнения обязательств, претензионного и искового порядка разрешения споров, документационного сопровождения перевозок и прочие вопросы.

Сами определения международных перевозок содержатся исключительно в отдельных транспортных конвенциях. По большей части, внутренние российские источники, которые занимаются регулированием международных перевозок, также не могут дать четкого определения этому понятию.

Те определения, которые есть в наличии в российских источниках, не могут отличиться схожестью в трактовках, но имеет прямую или косвенную характеристику этого понятия – перевозка по территории иностранного государства.

Достаточно демонстративными являются определения, которые были сформулированы в конвенциях о международных автомобильных перевозках пассжиров и грузов.

КАПП определяет международную перевозку пассажиров как осуществление перемещения людей по территории двух и более государств с использованием транспорта (п.1 статья 1). Однако, исходя из КДПГ перевозка становится международной, если место принятия груза для перевозки находится в одной стране, а место сдачи этого груза – в другой (п.1 статья 1).

В Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» приводится смысловое описание автомобильных международных перевозок, которое совпадает с упомянутыми выше определениями. Исходя из статьи 1 Федерального Закона, международной автомобильной перевозкой считается перевозка пассажиров или грузов на территорию Российской Федерации из другой страны или перевозка за границу РФ.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ не включает определение международной перевозки, но пункт 3 статьи 1 в то же время включает существенное положение о том, что перевозки пассажиров, багажа и грузов международного характера регулируется международными соглашениями. Прежде всего, это положение относится к приведенным в договоре условиям.

Понятие международной перевозки

В трактовке Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 года.

Международная перевозка – это транспортировка пассажиров или грузов, место начала которой находится в одном государстве, а окончание – в другом, или же они находятся в одном государстве, но в пути пересекают его границы.

Монреальская конвенция от 1999 года дала весьма близкое определение к вышеописанной трактовке.

Международные перевозки – это перевозки, отправления и назначения которых располагаются в нескольких государствах или же на территории одного государства, если были предусмотрены и согласованы остановки на территории других государств.

Такое же определение содержится и в п.2 статьи 101 ВК РФ. Более того, Кодекс включает в себя существенное положение, которое применяется и к международным перевозкам; исходя из этого положения, если правила международного договора России отличаются от тех, что упомянуты в Кодексе, то применяются нормы международного соглашения (статья 3). Другими словами, международные источники имеют превосходящее значение в регулировании вопросов международных перевозок.

Что касается железнодорожного транспорта и регулирования, то можно наблюдать другую ситуацию. В договорах, которые регулируют международные ж/д перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), вообще отсутствуют формулировки подобных перевозок. Во внутренних российских источниках, как и в ситуации с ВК РФ, содержатся не только значения международных перевозок, но и описание доминирования международных источников в вопросах подобного регулирования перед внутренним законодательством.

Исходя из УЖТ РФ, перевозки как часть международного сообщения – это транспортировка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, которая происходит между железнодорожными станциями в различных странах.

Федеральным Законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение предпочтения норм и правил международных источников в случае, если международный договор Российской Федерации включает положения, расходящиеся с законодательством страны.

Признаки международных перевозок

Описанные выше положения позволяют выделить три основных признака международной перевозки:

  1. Пересечение государственной границы.
  2. Транспортировка пассажиров, багажа, грузов, регулируемая нормами и правилами международных конвенций и соглашений.
  3. Наличие иностранного аспекта; например, когда объектами права международных перевозок являются физические или юридические лица разных стран.

Замечание 2

Стоит отметить комментарий О.Н. Садикова о том, что, исходя из теории и практики проведения международных перевозок, данная транспортировка не связана с самим фактом пересечения границ других стран, а с фактом начала этой транспортировки. Как уточняет профессор Садиков: «достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления)».

В заключение

На практике, подобная перевозка считается международная, потому что уже была так оформлена, и на нее распространяются нормы международных конвенций и договоров. Как следствие, международной перевозкой является начатая транспортировка, оформленная как перевозка груза или пассажиров по территории двух стран и больше.

Читайте также:
Что выгодней при разделе имущества?

Международные автоперевозки грузов: что нужно знать начинающим игрокам, влияние пандемии

Несмотря на жесткую конкуренцию, организация международных перевозок грузов автомобильным транспортом все больше привлекает российские транспортные компании. Данный вид коммерческой деятельности, как и любой другой, требует от перевозчика соответствия установленным правилам и ограничениям. Чтобы грамотно осуществлять международные автоперевозки, необходимо знать об особенностях этого бизнеса. Иначе, транспортная компания не сможет стать полноправным игроком международного рынка грузоперевозок.

Кто регулирует автоперевозки

Регламент международных грузовых перевозок разработан на основе правового статуса территории, по которой выполняется транспортировка груза. Кроме этого, при решении вопросов перевозки, учитывается международное право.

Документы, регулирующие международные перевозки:

  • Женевская конвенция – организация дорожного движения;
  • Конвенция МДП – контроль всех этапов, в частности, таможенное оформление;
  • Соглашение СМА – регулятор использования международных автодорог;
  • Конвенции КДПГ – регулятор правовых отношений между грузоотправителем и перевозчиком.

Сегодня перевозки автотранспортом находятся под контролем более сорока международных организаций. Наиболее влиятельные из них – Международный союз автотранспорта и Комитет внутреннего транспорта. Специальное разрешение на международные перевозки предоставляет Ространснадзор. Запрос подается транспортной компанией через территориальные органы.

Стоит отметить, что если в Европе существует несколько категорий допуска на перевозки – одноразовые, фиксированные, транзитные, пригородные, то в РФ, как правило, практикуется разовое разрешение. На осуществление неоднократных перевозок необходимо оформить лицензию, которая выдается ЕКМТ. Благодаря участию в двухсторонних соглашениях, работа транспортных компаний на международных направлениях значительно упрощается.

Какие документы нужны для международных грузоперевозок

Доставка любых грузов требует наличия сопроводительных документов. Условно их можно разделить на три категории. В случае с международными автоперевозками пакет документов должен включать:

Документы водителя

  • удостоверение водителя международного образца;
  • паспорт с визой;
  • командировочное удостоверение;
  • разрешение на управление грузовым транспортом;
  • медицинский полис;
  • свидетельства ADR, в случае транспортировки опасных грузов;
  • перечень личных вещей, для таможенного контроля.

Документы на ТС

  • свидетельство о регистрации ТС;
  • сертификат ТО международного образца;
  • разрешение на въезд;
  • путевой лист;
  • страховой полис;
  • об оплате за проезд по платным дорогам;
  • таможенные документы.

Документы на груз

  • товарно-транспортная накладная образца CMR;
  • два незаполненных бланка товарно-транспортной накладной или TIR Carnet;
  • счет-фактуры;
  • сертификаты качества;
  • договор грузоперевозки;
  • страховой полис;
  • таможенная декларация.

Пакет документов может быть дополнен, в зависимости от конкретной перевозки: какой вид груза транспортируется, какие требования у страны-пункта назначения или транзитных стран и другие.

Обязанности и права участников договора грузоперевозок

В рамках договора международных автоперевозок участниками соглашения становятся несколько сторон. Каждая из сторон не только принимает на себя обязательства, но и имеет определенные права.

Обязанности и права грузоотправителя

Отправитель груза обязан предоставить достоверные и полные сведения для оформления сопроводительных документов. В ином случае, он несет ответственность за возможные убытки транспортной компании, возникшие по причине предоставления ложных данных. В то же время, грузоотправитель вправе проверить содержимое грузового пространства автомобиля, а также сверить с перевозчиком количество товара и его вес по брутто.

Перед транспортировкой отправитель груза должен включить в пакет сопроводительной документации всю необходимую информацию, которая требуется для прохождения таможенного контроля. Если отсутствие таких сведений или наличие ошибок в документах принесут ущерб транспортной компании, то грузоотправитель будет обязан взять на себя полную ответственность.

Обязанности и права грузоперевозчика

Принимая груз, перевозчику предписано проверить товар (маркировку, упаковку, целостность), сопроводительные документы и накладные. Транспортная компания отвечает за сохранность груза при транспортировке, в частности за хищение, утерю и повреждения перевозимого товара. Ответственность грузоперевозчика наступает, если по его вине были сорваны сроки доставки, оговоренные в договоре.

Обязанности и права грузополучателя

При получении груза адресат вправе потребовать копию товарно-транспортной накладной. Грузополучатель должен принять груз и предоставить расписку о приемке, если товар соответствует заявленному качеству, находится в сохранности. В противном случае адресат имеет право отказаться от приемки. Все экземпляры товарно-транспортной накладной должны быть заверены печатью организации-получателя и подписью ее представителя, принимающего груз по доверенности.

Как проходит таможенное оформление

Проезжая через международную границу, все перевозчики грузов проходят таможенные посты. Пограничный контроль за международными перевозками осуществляется с целью:

  • обнаружения транспорта, перевозящего скрытый груз, а также ТС, оборудованного скрытым грузовым пространством;
  • пресечения проезда через границу ТС, не отвечающим техническим и иным, установленным нормам;
  • недопущение прохождения транспорта с другими целями, помимо заявленной транспортировки груза.
Читайте также:
Что такое авторские права? Как получить патент?

Сотрудники таможенного поста проводят осмотр ТС в соответствии с правилами и в определенной последовательности.

Основные этапы процедуры таможенного контроля:

  • при транспортировке груза перевозчик предъявляет в зоне контроля специальное разрешение и сопроводительные документы на водителя, ТС и груз;
  • уполномоченный сотрудник тщательно проверяет подлинность предоставленных документов;
  • сотрудник таможенного поста выносит решение о том, в какой форме будет осуществляться досмотр;
  • проводится досмотр транспортного средства, груза и сопровождающих его лиц, если таковые следуют с водителем;
  • водителю возвращаются сопроводительные документы и предоставляют возможность пересечь границу.

Не всегда проверка перевозчика на границе заканчивается разрешением двигаться дальше, к пункту назначения. В зависимости от выводов, сделанных в ходе досмотра уполномоченным сотрудником таможни, транспортное средство могут пропустить через границу, провести дополнительный досмотр, отказать в пересечении границы. Чтобы благополучно пройти таможенный контроль, стоит тщательно изучить все нюансы и особенности организации международных перевозок и придерживаться установленных норм перемещения грузов автотранспортом по территории других государств.

Международные автоперевозки грузов и коронавирус: европейские грузоперевозчики могут потерять 2 триллиона долларов

В IRU (Международный союз автомобильного транспорта) оценивают снижение глобальной автомобильной деятельности в размере до 20% в 2020 году – в зависимости от того, как долго сохранится ситуация. Это может привести к глобальной потере доходов операторов на $2 трлн.

Главная опасность – в нарушении сложившихся транспортных цепочек в международной производственной кооперации, особенно предметов первой необходимости, таких как продукты питания и предметы медицинского назначения. IRU предлагает правительствам европейских стран принять ряд мер по поддержке транспортной отрасли:

  • пересмотреть режим труда и отдыха для водителей (что недавно и было сделано на уровне евросоюза);
  • смягчить ограничения по доставке, чтобы можно было доставлять ночью;
  • облегчить кредитное и налоговое бремя на транспортную отрасль;
  • временно отменить или хотя бы уменьшить плату за проезд и дорожные сборы для грузовых автомобилей и автобусов;
  • принять программы поддержки временно безработных работников автомобильного транспорта.

Эти меры позволят спасти отрасль, без которой вообще все встанет.

Международные автоперевозки: документы и термины

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров

9.3.Международные автомобильные перевозки

Правовой статус наземной транспортной среды связан с правовым статусом государственной территории, по которой осуществляется перевозка, основанным, в свою очередь, на суверенитете государства на принадлежащие ему территориальные образования. Вместе с тем на правовой режим наземной перевозки распространяются нормы международного с права в части организации дорожного движения (Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года); порядка оформления таможенных формальностей (Женевская таможенная конвенция 1975 года о международной перевозке грузов с применением книжки МДП); организации использования автомагистралей (Европейское соглашение, 1975 года о международных автомагистралях). Международные автомобильные перевозки грузов регулируются Женевской конвенцией 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая вступила в силу 2 июля 1961 года.

Сфера применения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Конвенция регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца, заключивших договор перевозки груза, порядок приема груза к перевозке и его выдачи в пункте назначения.

Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, а также в том случае, если перевозки производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Конвенция не применяется:

– к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям;

– к перевозкам покойников;

– к перевозкам обстановки и мебели при переездах;

– к перевозкам между Соединенными Королевствами Великобритании и Северной Ирландии и Ирландской Республикой;

– к той части смешанной перевозки, которая относится к перевозке по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки.

Договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй – сопровождает груз, а третий – остается у перевозчика.

Накладная должна содержать следующие сведения:

– место и дату ее составления;

– имя и адрес отправителя;

– имя и адрес транспортного агента;

– место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки, а также, если необходимо, запрещение перегрузки груза;

– имя и адрес получателя;

Читайте также:
Приобретение жилых помещений: что это значит

– обозначение характера груза и тип его упаковки;

– число грузовых мест, их особую разметку и номера;

– вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

– связанные с перевозкой расходы: стоимость перевозки, дополнительные расходы, если необходимо, расходы, которые отправитель принимает на свой счет, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки, с момента заключения договора до сдачи груза;

– инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;

– указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям, установленным Конвенцией;

– инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

– дополнительный срок выполнения перевозки;

– перечень документов, переданных перевозчику.

Накладная, если не доказано противное, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятием груза перевозчиком. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправной состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера, соответствовали указаниям накладной.

Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний, которые он должен привести в накладной, а также всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.

Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест.

Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок.

Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель ответствен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений.

Перевозчик несет ответственность:

– за полную или частичную потерю груза;

– за повреждение груза, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей;

– за опоздание доставки.

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

– точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

– внешнее состояние груза и его упаковки, вписать в накладную обоснованные оговорки, если не получил достаточной возможности проверить правильность записей в накладной.

По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза на основании соответствующей расписки в принятии.

Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

– отправитель или получатель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;

– выполнение этих инструкций должно быть возможным в тот момент, когда их получает лицо, которое должно их выполнить; оно не должно нарушать хода нормальной работы предприятия перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов;

– упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов.

По любым спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых в соответствии с Конвенцией, истец может обращаться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, указанных с общего согласия сторонами, к суду страны, на территории которой находятся:

– обычное место жительства ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки;

– место принятия груза к перевозке или место доставки.

Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок исчисляется:

– в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке – со дня сдачи груза;

– в случае потери всего груза – с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с 60-го дня по принятии груза перевозчиком к перевозке;

– во всех прочих случаях – по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.

Читайте также:
Исковая давность: что это такое, описание и особенности

Международная автомобильная перевозка

Комментарий к статье 1 ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”

Международная автомобильная перевозка

Ключевым понятием комментируемой статьи является термин, заглавный к настоящему Закону: “международная автомобильная перевозка”. Под ней понимается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.
Обращаясь к комментированию указанного понятия, прежде всего, необходимо иметь представление о том, что понимается под перевозкой, а также под международной перевозкой.
Как указано в Большой советской энциклопедии, изданной в советское время, когда действовало ныне не имеющее юридической силы гражданское законодательство, договор перевозки представляет собой один из видов гражданско-правовых договоров. Договоры перевозки подразделяются:
по видам транспорта – договоры:
железнодорожной перевозки;
речной перевозки;
морской перевозки;
автомобильной перевозки;
воздушной перевозки;
по перевозимым объектам (субъектам) – договоры перевозки:
пассажиров;
грузов;
почты;
багажа;
по числу участвующих в перевозке видов транспорта – договоры перевозки:
местного сообщения;
прямого сообщения;
прямого смешанного сообщения;
по срокам действия договора:
разовые договоры;
длительные договоры перевозки (например, годовой договор на автомобильном транспорте, навигационный договор на речном и морском транспорте, специальный договор на воздушном транспорте).

По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Порядок предъявления к перевозке грузов, сроки их доставки и выдачи грузополучателю регламентируются правилами перевозок, утверждаемыми транспортными министерствами (например, Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 30 июля 1971 г.).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа.
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина и юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Перевозчик несет имущественную ответственность (в виде неустойки, штрафа, возмещения убытков) в случае:
невыполнения плана перевозки грузов;
несохранности принятого к перевозке груза;
просрочки его доставки;
утраты;
недостачи;
порчи или повреждения принятого к перевозке багажа;
несоблюдения сроков доставки;
увечья или иного повреждения здоровья, причиненного пассажиру;
и др.
Установлена также имущественная ответственность сторон за неподачу перевозочных средств и непредъявление к перевозке грузов, другие виды ответственности за нарушение обязательств по перевозке. Всякого рода требования клиента оформляются в виде претензии, предъявляемой им к перевозчику. В случае ее отклонения или оставления без ответа в течение срока, установленного законом, клиент вправе обратиться с иском к перевозчику в суд. Обстоятельства, явившиеся основанием для предъявления претензии, оформляются коммерческими актами.
Под международными перевозками понимаются такие перевозки, когда груз или пассажир в процессе перевозки пересекают границу государства и перемещаются через территорию более чем одной страны.

В этой связи трудно согласиться с определением международной перевозки, приводимым рядом авторов в своих учебниках и монографиях по международному частному праву, утверждающих, что международная перевозка – это перевозка между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.

Такое определение будет справедливо только для части международных перевозок, хотя и достаточно значительной. В ряде случаев международная перевозка не подчиняется международным соглашениям стран, через территорию которых такая перевозка производится, в силу хотя бы отсутствия таких соглашений. Однако при этом такая перевозка не перестает быть международной, поскольку груз или пассажир перевозится по территории различных государств. При отсутствии международных соглашений, участником которых являются эти страны, перевозка подчиняется национальным правилам в соответствии с коллизионными нормами соответствующей страны. В этой связи особенностью договора международной перевозки является то, что в ходе его исполнения при отправлении груза необходимо бывает руководствоваться законом страны отправления, при выдаче – законом страны назначения, а в ряде случаев применению подлежит закон перевозчика или закон страны суда. Кроме этого, стороны договора перевозки могут в договоре сами определить, какому правопорядку подчиняются их отношения, связанные с договором перевозки.

Читайте также:
Как переоформить ИП без юридического образования?

Но, несмотря на довольно свободный порядок регулирования отношений по международной перевозке, характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.

Итак, особенность международного транспорта, отличающая его от внутреннего, состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему часть транспортной деятельности. Следствием этого является возникновение специфических международно-правовых вопросов транспортного характера, отличающих международные перевозки от внутренних.

Международными не являются такие перевозки, когда транспортный процесс ограничен территориальными пределами одного государства, несмотря на то что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир или перевозчик) иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса перемещения и, следовательно, здесь нет проблем международного транспорта.
Неточной нужно считать точку зрения, согласно которой международное сообщение – это “перевозки по территории двух или нескольких участвующих в соответствующем соглашении стран” или же перевозки, связанные с пересечением границы. Для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления). Этот вывод признан в отечественной и зарубежной практике.

Выделяются различные виды международных сообщений по разным основаниям классификации. Однако в данном комментарии не ставится цель подробного рассмотрения понятия и видов международных перевозок. Отметим лишь, что в качестве особого вида международных сообщений выделяется так называемая маятниковая перевозка, применяемая на международном автомобильном транспорте при доставке пассажиров. Маятниковой считается перевозка пассажиров с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства и перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в страну их первоначального отъезда; при маятниковой перевозке первый рейс обратно и последний рейс туда в основном являются порожними (см. п. “е” § 1 приложения к Соглашению об общих условиях международных перевозок автобусами).

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.) в пункте “g” статьи 1 “Определения” устанавливает, что автомобильные перевозки означают любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования, порожнем либо с людьми или с грузом транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров или грузов; а в пункте “h” – что под международными автомобильными перевозками понимаются любые автомобильные перевозки с пересечением по крайней мере одной границы.
Комментируемый Федеральный закон “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” определяет международную автомобильную перевозку как перевозку транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозку транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.
К такой перевозке Закон относит:
проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации;
проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
Общепризнанно, что при автомобильных перевозках транспортные средства одного государства, при наличии разрешения компетентных органов другого государства, могут пересекать государственную границу и продолжать перевозочную деятельность по иностранной территории. Здесь возможно выполнить перевозку за границу в рамках договора, заключаемого по внутренним правилам страны-отправления. Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за границей. Для устранения этих трудностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозок автомобильным транспортом.

Читайте также:
Иностранная валюта: что это такое, описание и особенности

Таким образом, для современных автомобильных перевозок (международного автомобильного сообщения) характерны два признака, а именно это перевозки, которые:
во-первых, осуществляются между двумя или более странами;
во-вторых, выполняются на условиях, установленных международными соглашениями.
Международные автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа занимают особое место на международном рынке транспортных услуг. Несмотря на тот факт, что доля автомобильного транспорта по объему перевозимых грузов равна 4% от объема перевозок всеми видами транспорта, по стоимости перевозимых грузов на автомобили приходится 27% от объема перевозок всеми видами транспорта. В целом общий объем доходов от автотранспортных услуг в области международных перевозок оценивается в 4 – 5 млрд. долларов США, из них на долю российских перевозчиков приходится около 800 млн. долларов США. С 1992 по 1997 год объемы международных автотранспортных перевозок в России увеличились более чем в 6 раз. Сегодня эта цифра увеличилась и продолжает расти. Экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов.

Международные перевозки — доставка грузов и товаров любым транспортом

Международные перевозки применяются для доставки грузов и товаров из различных стран мира в Российскую Федерацию, так называемый «импорт» в РФ, или наоборот из России за рубеж, так называемый «экспорт» из РФ. Выбор вида транспорта для международных перевозок зависит от характеристик груза: его габаритов, веса, соблюдения температурного режима, местоположения места погрузки или выгрузки, срока хранения товаров и любых других особенностей, влияющих на скорость доставки и применяемого транспорта. Для перевозок используются следующие виды транспорта: автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской или мультимодальный «комбинированный», т.е. в составе нескольких видов. Такими видами транспорта можно доставить любые, даже самые сложные грузы и товары, с самыми сложными требованиями к их транспортировке. Такие, как: негабаритные, скоропортящиеся, опасные, живых животных и любые другие. Широко востребована доставка автомобильным транспортом, она позволяет доставить груз от двери до двери. Существующие модификации современных автомобилей, позволяют перевозить грузы различных типов, с разными требованиями к условиям транспортировки. По железной дороге обычно доставляют грузы на очень большие расстояния. Доставка воздушным транспортом достаточно дорогая, но очень быстрая. Международные грузоперевозки водным транспортом обходятся дешевле, но являются самыми медленными из всех возможных. При этом целесообразность применения того или иного вида транспорта зависит от различных особенностей и конкретных требований заказчика.

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки грузов и товаров различными видами транспорта:

Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Выбор вида транспорта, которым осуществляются международная перевозка и маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Мы оказываем услуги любым участникам ВЭД:

Осуществляем доставку любых грузов и товаров, различных размеров и объемов! Это могут быть отправки как в коммерческих целях, отправляемые или доставляемые в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, и некоммерческие отправки, получаемые или доставляемые в адрес физических лиц (переезд на постоянное место жительства за границу или наоборот).

Мы с радостью готовы ответить Вам по стоимости и срокам доставки, виде транспорта, которым может быть доставлен груз. Предложить различные варианты на Ваше усмотрение, а Вам уже выбрать наиболее подходящие из них. А также готовы ответить на любые вопросы связанные с таможенным оформлением, сертификацией, страхованием и на другие интересующие Вас вопросы!

Виды транспорта при международной перевозке грузов и товаров

Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки различными видами транспорта: автомобильным, морским, железнодорожным и авиа. Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Так, например, международные перевозки грузов в страны Европы традиционно осуществляются автомобильным или воздушным транспортом, в то время, как для транспортировки груза из Индии или Китая может использоваться комбинированный транспорт: морской и сухопутный. При отправке небольших партий грузов, как правило небольшим объемом и весом (до 100 кг) и при необходимой срочности – используется авиа транспорт, что является наиболее быстрым способом доставки.

Выбор транспорта, которым осуществляются международные перевозки, маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Читайте также:
Валютный курс: что это такое, описание и особенности

Международные перевозки автомобильным транспортом – это одна из самых востребованных услуг. Популярность автомобильной перевозки грузов на международном направлении объясняется его доступной стоимостью, универсальностью, возможностью забирать груз со склада продавца и доставлять на склад покупателя без дополнительных перегрузок, а также быстро транспортировать груз на дальнее расстояние. Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет грузоперевозка автотранспортом практически любых видов грузов по всему миру. В том числе он может быть использован при доставке небольших партий товаров в составе сборного груза. В основном автотранспорт востребован в таком сегменте, как страны СНГ и Страны Европейского Союза. Эти направления являются традиционными, экономические связи складывались в течение продолжительного времени, на европейском направлении и на территории стран СНГ имеется развитая дорожная сеть, облегчающая транспортировку груза. Эти преимущества делают грузоперевозки автотранспортом одним из самых доступных и экономически целесообразных видов.

Международные перевозки морским транспортом – являются одними из самых дешевых. Данный транспорт широко используется для доставки контейнерных грузов из стран Азии, северной и южной Америки и др. стран имеющих морские порты. Не меньшим спросом пользуются морские перевозки и на европейском направлении. Как правило при морских перевозках используется комбинированный вид транспорта: автомобильный-морской-автомобильный. Вначале груз доставляется в порт автомобильным транспортом, далее доставляется морским транспортом от порта до порта, а дальше перегружается на автомобильное транспортное средство для последующей доставки на склад получателя. Так, например доставка в Россию может осуществляться через порты Прибалтики, Финляндии, России (Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Находки и др. морских портов России).

Международные перевозки железнодорожным транспортом перевозки также весьма популярны. Так как данный транспорт, как правило, используется для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов на дальние расстояния, где нецелесообразно использовать автомобильный и морской транспорт. А также может быть использован в составе комбинированных перевозок грузов или работы по схеме «от двери до двери». Так например часто используется доставка железнодорожным транспортом из стран Европы и СНГ. Либо комбинированным транспортом через порты Санкт-Петербурга, Владивостока, Находки. В этом случае доставка груза осуществляется морем до порта, где организуется его перегрузка и таможенное оформление груза. После завершения всех процедур груз может быть размещен на железнодорожную платформу либо вагоне и доставляется на станцию получателя.

Международные перевозки авиационным транспортом перевозки не менее популярны. Этот вид транспорта популярен для небольших грузов, срочных, а так же скоропортящихся. Доставка осуществляется через основные аэропорты России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и др. Для больших объемов груза данный тип грузоперевозок становиться нецелесообразным в связи с его высокой стоимостью.

Мультимодальные международные перевозки комбинированным транспортом грузов как правило используются при смешанном виде перевозок комбинированным транспортом авто+авиа+авто; авто+море+ж/д+авто; авто+ж/д+авто и др. Например: груз доставляется в морской порт автомобильным транспортом, далее осуществляется морским путем, после чего из порта груз опять доставляется автомобильным транспортом на склад получателя.

География международных перевозок грузов

Нами осуществляется международные перевозки грузов и абсолютно любых товаров, различных размеров и объемов из любых стран мира в Российскую Федерацию или из России в любые страны мира. География международных перевозок очень обширна и охватывает практически все страны мира, за исключением некоторых, где проходят военные действия.

Типы грузов при международных перевозках

Нами перевозятся в международном сообщении любые типы и виды грузов:

Договоры о полной материальной ответственности работников: как заключить правильно

Сотрудник отвечает за деньги и товары, с которыми работает. Чтобы закрепить обязанность на бумаге, заключают договоры о полной материальной ответственности.

Они пригодятся, если будет недоимка, а сотрудник откажется платить.

Если предпочитаете юридический язык, перейдите по ссылкам ниже, а мы постараемся объяснить всё простыми словами.

Зачем нужен договор о полной материальной ответственности работника

Сотрудники отвечают за ущерб даже без договора. Устроили человека на работу — он обязан не вредить и быть внимательным по ст. 232 ТК РФ.

Это ограниченная материальная ответственность. Ограниченная — потому что сотрудник отвечает в пределах среднего заработка по ст. 241 ТК РФ. Если он угробит автомобиль компании ценой 1 млн, спросить с него можно только небольшую часть суммы.

Мастер пролил клей на десять рулонов дизайнерских обоев. На обои ушло 30 000 ₽, а зарплата мастера 20 000 ₽. Значит, работодатель выложит 10 000 ₽ из своего кармана.

В ст. 243 ТК РФ есть исключения. Если сотрудник причинил ущерб в пьяном виде, патихардил или воровал, он всё равно платит полную сумму. Но возникает другая проблема: доказать, что он действительно был пьян или что своровал именно он.

Читайте также:
Сводный судебник: что это такое, описание и особенности

По договору работник платит полностью

Договор о материальной ответственности снимает ограничения Трудового кодекса. Сотрудник компенсирует столько ущерба, сколько нанёс, без уменьшения суммы до размера одной зарплаты.

Общие ограничения полной материальной ответственности

Конечно, работодатель не взыскивает ущерб абсолютно свободно. Ограничения всё равно есть, об этом сказано в Обзоре практики судов от 05.12.2018 г.

Реальный ущерб

Работник оплачивает только реальный ущерб работодателя — ст. 238 ТК РФ. Это недостача денег, порча продуктов, кражи, выплаты по претензиям клиентов или штрафы от госорганов. Упущенную прибыль с сотрудника взыскать нельзя.

Курьер потерял планшеты на 100 000 ₽, которые вёз клиенту. Работодателю пришлось заказать новые и отменить запланированную закупку на ещё 500 000 ₽. Исчезновение планшетов — реальный ущерб, за него сотрудник отвечает. Сорвавшийся заказ и последующие продажи — упущенная выгода, которую работник компенсировать не должен.

Снижение суммы судом

Суд имеет право уменьшить долг работника. Он принимает во внимание, какая зарплата у сотрудника и был ли кто-то ещё виноват в ущербе. Исключение — если человек совершил преступление: украл деньги или организовал сбыт товаров на сторону. Тогда уменьшить сумму нельзя по 250 ТК РФ.

Суд не даёт скидку всем подряд. Будет ли она — зависит от искусности работника во время процесса.

Вина работника

Нельзя брать деньги у сотрудника, если он не виноват — ст. 233 ТК РФ. Сотрудник не отвечает за форс-мажоры вроде потопа, пожара и ограбления. Он не следит за товарами во время чужой смены или ночью. Все похожие обстоятельства перечислены в ст. 239 ТК РФ.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

С кем заключают договоры о полной материальной ответственности

Должны выполняться три условия:

— Человеку есть 18 лет;

— Он непосредственно работает с деньгами и товарами. Непосредственно — значит, берёт в руки деньги, стоит за прилавком с товарами или развозит заказы.

— Должность или выполняемая работа есть в перечне в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Поэтому важно правильно называть должность в штатном расписании и трудовом договоре.

Популярные должности из перечня:

  • кассир;
  • администратор в торговле, общепите, гостиницах;
  • продавец;
  • товаровед;
  • мастер строительных и монтажных работ;
  • заведующий складом;
  • кладовщик;
  • экспедитор.
  • приём платежей;
  • отпуск товаров и услуг;
  • отпуск материальных ценностей со склада;
  • доставка грузов.

Если в перечне нет подходящей должности или работы, оформлять полную ответственность нельзя. Например, охранников Минтруд не упоминает. Договор с ними не имеет юридической силы.

Директора и главного бухгалтера нет в перечне, но они тоже несут полную ответственность. Нужно только включить пункт в трудовой договор — ст. 243 ТК РФ.

Если работник против договора

Люди не любят брать на себя лишние риски. Но сотрудники обязаны подписать договор о полной материальной ответственности, если в первую очередь работают с деньгами или товарами, а должность входит в перечень Минтруда. За бунт можно сделать выговор и даже уволить, что разрешил Пленум ВС РФ в п. 36 Постановления от 17.03.2004 г. № 2.

Как оформить договор о полной материальной ответственности

Договоры о материальной ответственности бывают индивидуальные и коллективные (бригадные).

Коллективные — когда люди работают вместе и невозможно понять, с кого спрашивать. Например, на складе работает три человека. Предприниматель проводил ежемесячную инвентаризацию и обнаружил, что 5 коробок с туфлями пропали. Каждый сотрудник заплатит треть.

По коллективному договору действует презумпция виновности. По умолчанию работник виноват, но он может доказать обратное — ст. 245 ТК РФ. Например, он не заходил на склад целый месяц, а при прошлой инвентаризации туфли были на месте. Тогда взыскивать деньги не за что.

Как ввести коллективную ответственность:

— Попросить сотрудников подписать договор (типовая форма).

— Назначить руководителя «бригады».

Пример: как договоры о материальной ответственности помогли в суде

Предприниматель нанял двух продавцов в магазин одежды. Он оформил трудовые договоры и договор о коллективной материальной ответственности.

Однажды предприниматель заметил, что денег в онлайн-кассе слишком мало. Инвентаризация показала, что не хватает 62 880 ₽. Продавцы должны были выплатить недостачу, но они отказались.

Дальше был долгий спор с заявлением в милицию, судом и обвинением комиссии по инвентаризации в необъективности. Но в итоге суд сказал, что продавцы одежды отвечают за кассу полностью, а с инвентаризацией порядок. Придётся заплатить по 32 483 ₽.

Товар и деньги работнику передают по акту или до начала работы проводят инвентаризацию.

Читайте также:
Как детям добиться доли в родительской квартире

Как взыскать ущерб с сотрудника

Главное правило взыскания ущерба с сотрудников — следовать Трудовому кодексу. Правила прописаны в ст. 246, 247 и 248. Если не соблюдать их или вообще не оформлять документы, суд отменит взыскание, а Трудовая инспекция оштрафует по 5.27 КоАП.

Здесь расскажем общий порядок действий, а подробности читайте в статье,

— Соберите независимую комиссию.

— Проведите с ней инвентаризацию и посчитайте убыток.

— Возьмите с сотрудника объяснения.

— Издайте приказ об удержании из зарплаты.

— Если сотрудник согласен платить сразу или больше 20 % от зарплаты, сделайте соглашение о компенсации.

— Если сотрудник отказывается платить, идите в суд.

Недостачу выявили после увольнения сотрудника

Увольнение не снимает с сотрудника ответственность. Взыскать ущерб можно, даже если человек уже не работает на вас — ст. 232 ГК РФ. Проблема в том, что работник может скрыться, а потом оспорить сумму в суде. Подстраховаться просто: проводите инвентаризацию перед каждым увольнением.

Ошибки договоров о полной материальной ответственности

По этим договорам уже сложилась большая судебная практика. Мы проанализировали её и расскажем о популярных ошибках работодателей.

1. Работник не участвовал в инвентаризации

Нельзя признать сотрудника виновным без объяснения причин. Работодатель должен ознакомить его с заключением комиссии и дать возможность высказаться. Иначе получится необъективно. Суд отменит взыскание, следуя Обзору практики судов от 05.12.2018.

2. Должности нет в перечне, а договор заключили

Полагаться на интуицию не стоит. Даже если уверены, что сотрудник должен нести полную материальную ответственность, проверьте перечень Минтруда. Нет подходящего пункта — нет договора.

Автослесарь поменял масло на автомобиле клиента. Он плохо закрутил сливную пробку и со временем масло вылилось. Автомобиль встал посреди дороги, потому что двигатель заглох. Автосервис признал свою вину и компенсировал расходы водителя на вызов эвакуатора и ремонт. А потом стал разбираться с сотрудником.

Автослесарь подписал договор о полной материальной ответственности. Предприниматель оформил документы и пошёл в суд. Суд сказал: ни должности слесаря, ни работ по ремонту автомобилей в перечне Минтруда нет. Договор незаконный, поэтому сотрудник отвечает в пределах месячного заработка.

Если ваш сотрудник работает с дорогими товарами, оформляйте получение разовыми документами — актами и доверенностями. Тогда ответственность тоже будет полной по ст. 243 ТК РФ.

3. Должность есть в перечне, но договор не подписали

Без договора полная ответственность не работает.

Женщина устроилась работать барменом, а через месяц уволилась. Работодатель заметил недостачу в кассе и обратился в суд. Суд сказал: отпуск товаров и услуг есть в перечне, но договора нет. Инвентаризацию тоже провели неправильно, поэтому даже часть суммы женщина платить не обязана.

Статья актуальна на 09.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Кто является материально-ответственным лицом: список МОЛ по ТК РФ

Последние изменения: Октябрь 2021

Чтобы избежать рисков, связанных с порчей собственности организации, ее клиентов, на каждом участке, где обслуживается и используется такое имущество, работает материально-ответственное лицо.

Кто может быть им назначен в организации? Может ли директор быть материально-ответственным лицом? Какими правами наделены материально ответственные лица, каковы их обязанности?

Определение

Материально ответственное лицо — это сотрудник, которому доверены материальные ценности, и за них он ответственен в полном объеме.

Материальная ответственность регулируется главой 37, 39 Трудового кодекса РФ. Список материально ответственных лиц по трудовому кодексу установлен ст. 244, ст. 277.

Надо сказать, все работающие отвечают за порчу, утрату собственности организации в рамках среднемесячной зарплаты, такая ответственность является частичной. Средняя зарплата вычисляется исходя из оплаты труда за предыдущие 12 месяцев.

Иначе отвечает по обязательствам материально-ответственное лицо. Такая ответственность налагается на коллектив (бригаду) или персонально. Бригадная ответственность вводится, когда ее члены вместе осуществляют деятельность, и вычленить долю участия каждого не представляется возможным. Чтобы избежать бригадной ответственности человеку придется подтвердить доказательствами собственную непричастность.

Назначение материально-ответственных лиц

Для директора ответственность предусмотрена в полном размере.

Замдиректора, главный бухгалтер назначаются ответственными, если этого не произойдет, они несут такую же ответственность, как и прочие сотрудники предприятия. Для этого достаточно такое условие включить в трудовой договор.

Полная ответственность сотрудника, коллектива устанавливается договором, на основании которого готовится приказ. Договор об ответственности коллектива подписывает руководитель и все члены коллектива.

Читайте также:
Как добиться списания просроченных транспортных налогов?

Обязательными условиями заключения договора являются:

    работающий достиг совершеннолетия; выполнение работы невозможно без обслуживания и применения материальных ценностей.

Ответственность в бюджетном учреждении отличается отсутствием оборота денег и ценных активов. Должности, связанные с такой деятельностью, отсутствуют.

Чтобы избежать противоречий при обращении в судебные органы, следует уточнить нюансы материальной ответственности, их должна содержать должностная инструкция. Закон не установил такое требование.

Обязанности

Ответственные лица организации должны:

    оберегать собственность организации, предотвращать ее порчу; вовремя информировать руководство об угрозе порчи; осуществлять учет ценностей и заниматься составлением отчетов; участвовать в проверке наличия имущества, его состояния.

При этом администрация должна:

    обеспечить требуемую среду для труда сотрудника, сохранения собственности; знакомить сотрудника с законами, постановлениями, иными документами, касающимися материальной ответственности, локальными актами; осуществлять проверку наличия имущества, его состояния.

Кто несет полную ответственность

Трудящийся отвечает в полном объеме если:

    на него возложена полная ответственность; обнаружена нехватка ценностей, администрацией был составлен документ, по которому работающий получал эти ценности; вред нанесен с умыслом, пребывающим в состоянии интоксикации, в результате употребления алкоголя, токсических, наркотических веществ, имущество повреждено или утрачено вследствие преступления, административного нарушения; разглашена информация, неразглашение которой охраняется законом; трудящийся не выполнял свои обязанности.

Не достигшие совершеннолетия несут полную ответственность в третьем случае из перечисленного.

Когда работник освобождается от ответственности

Если ущерб, возник по причинам:

    наводнения, урагана, землетрясения другого стихийного бедствия, военных действий; при угрозе жизни сотрудника, других граждан, государству, и эту опасность устранить отличающимся способом было невозможно; обороны, если такая оборона была необходима; естественного риска, когда задачи невозможно выполнить другим способом, трудящийся действовал согласно накопленному обществом опыту и знаниям, исполнял обязанности, как требуется; руководство не создало требуемые условия хранения.

Взыскание ущерба

Руководство вправе истребовать с работника ущерб, истребовать потерянный доход запрещено законодателем. Величину ущерба исчисляют исходя из среднерыночных цен, но не меньше стоимости, указанной в документах, учитывая износ. Законодатель может предусматривать другой способ определения ущерба. Необходимость доказывать размер ущерба, лежит на том, кому он был причинен.

Администрация вправе предоставить рассрочку: виновный в письменном виде берет на себя обязательство компенсировать ущерб, составляется график выплат. Если обязавшийся компенсировать ущерб, но отказавшийся будет уволен, то взыскать удастся только посредством суда.

При согласии администрации работник компенсирует урон своей собственностью, ремонтирует поломанное.

Перечень материально-ответственных должностей

Список должностей таков:

    кассиры, контролеры; все, работающие с депозитами, картами банков и скидочными картами; осуществляющие экспертную оценку банкнот, ценных бумаг; участвующие в обороте денег, ценных бумаг и драгметаллов; обслуживающие банкоматы и клиентов, которые размещают ценности в хранилищах; собирающие и транспортирующие наличные, иные ценности; обслуживающие на кассах; формирующие и подсчитывающие наличность; работники всех уровней управления предприятий торговли, питания и обслуживания населения, гостиничного сектора; руководящий состав в организациях, занятых возведением зданий и сооружений, монтажном производстве; руководящий состав складского хозяйства, ломбардов, камер хранения, завхозы, коменданты, кастелянши, кладовщики; старшие медсестры медорганизаций; агенты, занятые заготовлением, поставкой, экспедиторы; руководители организаций фармацевтики, провизоры, технологи и фармацевты; лаборанты, методисты в ВУЗах, заведующие библиотек.

Перечень работ, на которых вводится полная ответственность

Полная ответственность, персональная, устанавливаемая для коллектива, вводится для занятых:

    получением и выдачей наличных, безналичной оплатой штрафов, коммунальных платежей, налогов, других; оплатой товаров и услуг; эксплуатацией автоматов; выпуском и хранением абонементов, билетов и талонов, и тех, которыми можно рассчитаться за услуги; депозитом, экспертизой, ликвидацией банкнот, ценных бумаг, их оборотом, а также драгметаллов; эксплуатацией банкоматов и сохранением собственности клиентов в хранилищах; выпуском, хранением и утилизацией кредитных, дебетовых и дисконтных карт; инкассацией и транспортированием денег и других ценностей; обслуживанием на кассах; покупкой и продажей товаров, услуг; в складском хозяйстве, на обслуживании гостиничных номеров; приемом ценностей от граждан, трудом по их ремонту, улучшению, хранению; выдачей напрокат таких предметов; грузооборотом, почтовыми отправлениями; производством, устранением неисправностей машин, приборов, их деталей, предназначенных для реализации гражданам; оборотом и использованием в производстве драгметаллов и камней; содержанием и разведением сельхозживотных; оборотом ядерных и бактериологических материалов, радиоактивных, химических веществ, оружия и боеприпасов.

Любой сотрудник или только из перечня несет полную ответственность? Ответ однозначен: деятельность сотрудника должна соответствовать одному из приведенных списков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: