Международно-правовая аренда: что это такое, описание и особенности

Договор международной аренды и лизинга

Аренда — это вид предпринимательской или профессио­нальной деятельности, при которой собственник имуще­ства (арендодатель) с целью получения прибыли передает его во временное владение и пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату. Обычно лизинг (leasing) отождествляют с долгосрочной арендой, поскольку в английском языке «lease» означает «арендовать», «сдавать в наем».В международной практике лизинг подразделяется на два вида: оперативный лизинг,предусматривающий неоднократ­ную сдачу объекта в аренду на короткий срок от нескольких часов до 2—3 месяцев (например, сдача в прокат (renting) спортинвентаря, автомобилей, сеялок,
комбайнов) и на средний срок — от нескольких месяцев
до 2—3 лет (hiring) (например, дорожно-строительных машин, компьютеров, светокопировальной техники и т.д.);финансовый лизинг,предусматривающий однократную сдачу объекта на длительный срок, обычно равный или
близкий к нормативному сроку амортизации сданного
в аренду имущества. Объектами финансового лизинга
могут быть здания, сооружения, предприятия, техноло­гическое и медицинское оборудование, дальнорейсовые автопоезда, самолеты, суда и т.д. К операциям по международному оперативному и финан­совому лизингу относятся те, в которых лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных стран.

Правовыми основами международного лизинга являются Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи(Вена, 1980г.) и Конвенция ЮНИДРУА о международном финансовом лизинге( Оттава, 1988г.), к которой Россия присоединилась в 1998 г. К основным нормативно-правовым актам РФ, прямо регулирующим международный лизинг, относятся Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ, а также Гражданский кодекс РФ. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Таким образом, положения Закона не могут применяться, если они противоречат положениям ГК. Указанная Конвенция ЮНИДРУА не противоречит Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О лизинге” и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Российской Федерации, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным.

Основными разделами договора международного лизинга являются:

Определение сторон договора.

Договор международного оперативного лизинга является двусторонним документом, заключаемым лизингодателем одной страны и лизингополучателем другой страны.

Договор международного финансового лизинга может быть двусторонним, когда лизингодателем выступает сам изго­товитель или поставщик объекта, либо трехсторонним, когда лизингодатель по указанию лизингополучателя при­обретает в собственность объект с техническими характе­ристиками и условиями поставок, заранее согласованны­ми между лизингополучателем и поставщиком, а затем сдает его в финансовую аренду лизингополучателю. Трехсторонний договор состоит из двух частей, включаю­щих договор купли-продажи между лизингодателем и изготовителем или поставщиком необходимого лизингополучателю объекта и договор между лизингодателем и лизингополучателем. Например: «Лизинговая компания Interlease, именуемая в дальнейшем «Лизингодатель», с одной стороны, АО «Дорстрой», именуемое в дальнейшем «Лизингополучатель», с другой стороны, и Caterpille Corp., именуемая в дальнейшем «Поставщик», с третьей стороны, заключили настоящий дот вор о нижеследующем»

Предмет договора международного оперативного лизинга формулируется по аналогии с договором купли-продажи. Например: «Лизингодатель сдал, а Лизингополучатель принял на условиях CIF порт Находка (Incoterms-2000) гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, содержащимися в Приложении №1 к настоящему договору».

Если бульдозеры- объект международного финансового лизинга, то предмет договора формулируется следующим образом: «Лизингодатель по просьбе Лизингополучателя приобрел у указанного им Поставщика науси виях CIF порт Находка 5 гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, согласованными между Лизингополучателем и Поставщиком, и передал их на усло­виях финансового лизинга Лизингополучателю».

Срок оперативного лизинга устанавливается сторонами в договоре и начинается с момента передачи объекта во владение и пользование лизингополучателю или с даты выполнения обязательств по поставке в трактовке Incoterms. Договором устанавливается дата окончания ли­зинга, когда лизингополучатель обязан физически вер­нуть объект лизингодателю или отгрузить его лизингодателю на согласованных базисных условиях в трактовке Incoterms.

Срок финансового лизинга начинает течь с момента от­грузки поставщиком объекта лизингополучателю на ого­воренных в трехстороннем договоре базисных условиях, чаще всего в трактовке Incoterms. Срок окончания финансового лизинга обычно совпадает с окончанием выплат лизинговых платежей нормативного срока амортизации в стране лизингодателя. Если иное не предусмотрено договором, по окончании срока финансо­вого лизинга собственность на объект автоматически пе­реходит с лизингодателя на лизингополучателя.

Управление объектом лизинга

Договоры оперативного лизинга могут предусматривать обязательство лизингодателя передать объект лизингопо­лучателю в пользование с водителем, пилотом, командой, обслуживающим персоналом. Договор оперативного лизинга на морское или воздушное судно с экипажем называется чартером, без экипажа — бербоутом. При некоторых видах рентинга в его стоимость входит страховка лизингополучателя (например, при рентинге легковых автомашин, горных лыж, парапланеров и т.д.).

Договоры финансового лизинга в подавляющем большинстве случаев предусматривают, что управление объекта осуществляет сам лизингополучатель за свой счет.

Лизиногодатель обычно предпочитает сам осуществлять в свою пользу следующие виды страхования: транспортное; от рисков повреждения или утраты объекта лизинга в период нахождения его во владении и пользовании лизингополучателем; от претензий третьих лиц, которые могут возникнуть в связи с использованием объекта лизингополучателем; от рисков неплатежеспособности лизингополучателя и невыполнения им обязательств по возврату объекта лизинга.

Читайте также:
Как гражданину СНГ установить отцовство в РФ

Техническое обслуживание объектов лизинга

При краткосрочном оперативном лизинге техническое обслуживание обычно осуществляет лизингодатель. При среднесрочном оперативном лизинге лизингодатель обеспечивает обслуживание в том случае, если объект сдан в лизинг с водителем, экипажем или обслуживающим пер­соналом. Во всех остальных случаях стороны согласовывают и указывают в договоре, какая из сторон организует и оплачивает его техническое обслуживание.

При финансовом лизинге обычно техническое обслужива­ние объекта осуществляет за свой счет лизингополучатель или своими специалистами, или привлекая для этого спе­циалистов изготовителя имущества либо специализирован­ную фирму. При среднесрочном оперативном лизинге и при финансо­вом лизинге лизингодатель обычно оговаривает в договорах свое право контролировать правильность эксплуатации и технического обслуживания взятого в лизинг имущества, не допуская его преждевременного физического износа.

Ставки лизинговых платежей

В зависимости от видов объектов оперативного лизинга и специфики их использования могут устанавливаться сле­дующие разновидности ставок:

• повременные — за час, день, месяц и т.д. нахождения объекта во владении лизингополучателя;

• специальные — за километраж пробега, налет часов, еди­ницу выпущенной продукции и т.д.

Лизинговые ставки на широко распространенные виды объектов (например, автомобили, серийные самолеты. компьютеры, светокопировальные аппараты и т.д.) устанавливаются на рынке под воздействием конкуренции, в разных регионах они различаются по величине, но достаточно хорошо известны сторонам договоров оперативно лизинга.

Поскольку срок финансового лизинга обычно близок или равен нормативному сроку амортизации объекта, то общая стоимость финансового лизинга делится на число помесячных или поквартальных плате­жей, содержащихся в нормативном сроке амортизации. Поскольку при финансовом лизинге техническое обслу­живание, как правило, оплачивает лизингополучатель, а обязательства по различным видам страхования делятся между сторонами договора, то стоимость лизинга соответственно уменьшается на расходы лизингополучателя.

Финансовые гарантии платежей и возврата объекта лизинга

Наиболее часто применяемыми финансовыми гарантиями в пользу лизингодателя являются: гарантии солидных банков; блокированные денежные депозиты в банках; резервные аккредитивы; векселя и переводные векселя, авалированные солидными банками; нотариально заверенные поручительства солидных компаний; различные схемы взаимных зачетов; договоры залога на имущество, принадлежащее лизингополучателям, а также на их продукцию и на право получения причитающихся им платежей.

Ответственность сторон ( Слайд 2, Раздел: Дополнительные материалы Темы 6 Учебно-практического издания)

Порядок предъявления претензий и санкций аналогичен тому, который практикуется при исполнении контрактов международной купли-продажи.

Понятие и правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга)

Одним из самых часто встречающихся внешнеэкономических сделок является международный лизинг. Такие договоры начали приобретать массовый характер, когда в 1950-х годах США стала активно продавать оборудование за границу[1].

В настоящее время правовое регулирование лизинга составляют следующие акты:

  1. Гражданский кодекс;
  2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)»;
  3. Оттавская Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 28.05.1988;
  4. Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 16.11.2001;
  5. Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге 25.11.1998;

Статья 665 Гражданского кодекса определяет договор лизинга (финансовой аренды) как договор, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца . Договор лизинга, согласно отечественному законодательству, является разновидностью договора аренды, к нему субсидиарно применяются положения ГК об аренде. Договор лизинга в узком смысле слова является соглашением арендодателя и арендатора. В то же время, согласно статье 4 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», субъектами лизинга как правоотношения являются продавец, арендодатель и арендатор, то есть имеет место усложнение договорных связей.

Стороны договора международного лизинга

Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Исходя из формулировки части 1 статьи 246.2 Налогового кодекса, нерезидентом РФ является юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, место управления которого находится за пределами РФ, если иное не предусмотрено международным договором, то есть в основу понятия международного лизинга положен критерий оседлости. Это положение весьма примечательно, так как для регулирования частных отношений было использовано понятие, применяемое в публичном праве[2].

Что касается международного регулирования, то согласно пункту 1 статьи 2 Оттавской Конвенции УНИДРУА, он применяется, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах. Таким образом, в Оттавской конвенции УНИДРУА применяется критерий места нахождения коммерческого предприятия.

Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования также регулирует отношения международного лизинга, однако там содержится лишь правила определения местонахождения должника. Согласно статье 4 названной Конвенции, должник считается находящимся в каком-либо из Договаривающихся Государств:

  1. a) в соответствии с законодательством которого он был учрежден или образован;
  2. b) в котором он имеет зарегистрированное учреждение или предусмотренную законодательством штаб-квартиру;
  3. c) в котором он имеет свой административный центр или
  4. d) в котором он ведет свою хозяйственную деятельность. Таким образом, здесь используется несколько критериев определения местонахождения должника, то есть имеет место гибкий подход к правовому регулированию
Читайте также:
Расчеты международные: что это такое, описание и особенности

Согласно статье 1 Конвенции СНГ о межгосударственном лизинге международный лизинг — лизинговая деятельность, в которой участвуют лизинговые компании и хозяйствующие субъекты любых двух и более иностранных государств. Согласно пункту «б» части 6.2. статьи 6 данной Конвенции, при отсутствии соглашения между сторонами относительно права, которое должно применяться к договору лизинга, применяется право государства, где учреждена, имеет свое местонахождение или основное место деятельности сторона, являющаяся лизингодателем в договоре лизинга.

Таким образом, имеет место коллизия в том, кто является субъектами международного лизинга и можно ли квалифицировать конкретный договор как договор международного лизинга. Например, имеет место ситуация, когда заключен договор между украинским юридическим лицом А. (его коммерческое предприятие находится на Украине, но исполнительный орган находится в РФ), и российским юридическим лицом Б. (коммерческое предприятие – в РФ, исполнительный орган – также в РФ). С точки зрения ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Налогового кодекса, юридическое лицо А. является резидентом РФ, поэтому данный договор не является международным лизингом. С точки зрения Оттавской Конвенции УНИДРУА, данный договор является международным лизингом, так как коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах.

Применимое право

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1211 Гражданского кодекса, при отсутствии выбора применимого права сторонами договора аренды, применяется право арендодателя. Так как лизинг по российскому законодательству является разновидностью аренды, то применяется право арендодателя. То есть ГК закрепляет обязательственный статут данного договора.

Согласно пункту 6.2 статьи 6 Конвенции СНГ о межгосударственном лизинге, участники лизинговой деятельности, заключающие договор лизинга, руководствуются следующими правилами:

  • форма договора лизинга, права и обязанности его сторон определяются национальным законодательством государства, в котором заключается этот договор, и настоящей Конвенцией;
  • при отсутствии соглашения между сторонами относительно права, которое должно применяться к договору лизинга, применяется право государства, где учреждена, имеет свое местонахождение или основное место деятельности сторона, являющаяся лизингодателем в договоре лизинга.

Между Гражданским Кодексом и Конвенцией СНГ о межгосударственном лизинге нет коллизий, в Конвенции приводится дополнительная коллизионная привязка, применимая к форме договора.

Вещный статут урегулирован в статье 7 Оттавской Конвенции УНИДРУА. Так, подлежит применению:

  • в отношении зарегистрированного судна — государства, в котором судно зарегистрировано на имя его собственника (для целей настоящего подпункта фрахтователь судна без экипажа не рассматривается в качестве собственника);
  • в отношении воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации , подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 года, — государства, в котором это воздушное судно зарегистрировано;
  • в отношении другого вида оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, — государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора;
  • в отношении любого другого оборудования — государства местонахождения этого оборудования.

Термином «оборудование» в данной Конвенции обозначаются не только заводские станки и другие механизмы, но и любые средства производства (например, здания и сооружения), которые могут являться предметом договора.

Таким образом, можно сделать вывод, что разными источниками правового регулирования определен и обязательственный статут самого договора, и вещный статут имущества, переданного по договору. В ситуации заключения договора между российским и украинским юридическим лицом:

  1. Форма договора будет урегулирована по праву места его заключения;
  2. Обязанность по передаче предмета договора – по праву арендодателя;
  3. Права арендатора, связанные с истребованием имущества из чужого незаконного владения – по право государства, где эта вещь находится, за исключением морского судна, воздушного судна и иного имущества, которое обычно перемещается из одной страны в другую в процессе использования.

Возможность привлечения арендодателя к ответственности по обязательствам, вытекающим из купли-продажи предмета лизинга

Ключевой особенностью договора лизинга, отграничивающей его от договора аренды, является, помимо цели приобретения имущества, и характер ответственности субъектов обязательства. Так, по обязательствам, вытекающим их договора купли-продажи предмета договора, арендатор может привлечь к ответственности продавца в случае, если он осуществлял его выбор сам, либо арендодателя, если выбор продавца осуществлял он.

В то же время, Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге затрагивает лишь случаи, когда выбор предмета лизинга и продавца осуществлял арендатор. Следовательно, Конвенция регулирует обязанности поставщика (продавца), связанные с договором купли-продажи предмета лизинга (часть 7.9 статьи 7 Конвенции)

Согласно части 1 статьи 8 Оттавской Конвенции УНИДРУА, если иное не оговорено в настоящей Конвенции или договоре лизинга, арендодатель освобождается от всякой ответственности перед арендатором в отношении оборудования, кроме случаев, когда арендатору причинены убытки вследствие того, что он полагался на опыт и суждение арендодателя, и вследствие вмешательства последнего в выбор поставщика или спецификаций оборудования. То есть здесь содержится дополнительное основание ответственности арендодателя – влияние его опыта и суждения на арендатора.

Применение международных договоров к внутренним отношениям

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В пункте «в» части 2 статьи 1 Оттавской Конвенции УНИДРУА указано, что периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Читайте также:
Брутто за нетто: что это значит

Как уже было сказано, данная Конвенция применяется в случаях, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах и при этом:

а) эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются Договаривающимися Государствами; или

б) как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из Договаривающихся Государств (часть 1 статьи 3 Конвенции).

При этом в судебной практике даже при рассмотрении споров, вытекающих из внутреннего лизинга, применяются положения Оттавской Конвенции УНИДРУАв части учета амортизации при расчете лизинговых платежей[3].

Подлежит применению и статьи 13 Оттавской Конвенции УНИДРУА, согласно которой при нарушении арендатором условий договора лизинга арендодатель имеет право получить возмещение в том объеме, который он бы получил при добросовестном выполнении арендатором своих обязанностей[4].

В обоих случаях имеет место пробел в национальном регулировании лизинговых отношений, и применение Оттавской Конвенции УНИДРУА является ни чем иным, как аналогией закона.

Таким образом, договорная конструкция международного лизинга имеет ряд важных черт, отличающих этот договор от договора аренды. Кроме того, законодательство о международном лизинге характеризуется значительной гармонизированностью, что облегчает взаимоотношения между контрагентами по данному договору.

Список литературы:

  1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 28.05.1988 // Собрание законодательства РФ. — 1999.- № 32. — ст. 4040;
  2. Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 16.11.2001 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 36. — ст. 5124;
  3. Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге 25.11.1998 // Российская газета. № 4. — 2000. — с. 58 – 70;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49, ст. 4552;
  5. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 44. — ст. 5394;
  6. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 г. по делу № А65-2876/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/tRPT6UPQ3v1g/ (дата обращения: 28.11.2018);
  7. Решение Арбитражного суда города Москвы от 9 июня 2014 г. по делу № А40-20201/2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral/doc/sHDI9G9jSO1n/ (дата обращения: 28.11.2018);
  8. Щербакова Е.Б. Актуальные вопросы правового регулирования международного лизинга в современной России // Бизнес в законе. – 2008. — №3. – с.57;
  9. Юзвович Л.И. Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику // Проблемы современной экономики. Финансово-кредитная система. 2010. — С.246.

[1] Юзвович Л.И. Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику // Проблемы современной экономики. Финансово-кредитная система. 2010. — С.246

[2] Щербакова Е.Б. Актуальные вопросы правового регулирования международного лизинга в современной России // Бизнес в законе. – 2008. — №3. – с.57

[3] См. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 г. по делу № А65-2876/2013

[4] См. Решение Арбитражного суда города Москвы от 9 июня 2014 г. по делу № А40-20201/2014

Автор статьи — Бессонова Т.В., АБ «Антонов и партнеры»

И снова к вопросу о вещно-правовой природе права аренды: аренда как актив

Одним из адекватных доводов против вещно-правового характера аренды была практика судов по расторжению аренд в рамках банкротства: было б вещным – шло б в конкурсную массу. В частности, вспоминается Галов/Зинченко в сборнике М.А. Рожковой на эту тему.

П. 44 обзора но.4 за 2018, похоже, требует исходить из другой логики. Право аренды не является активом для конкурсной массы, если отсутствует свободное право арендатора или согласие арендодателя на перенаем. И наоборот, если его можно продать, то оно идет в конкурсную массу.

П. 44 особенно интересен тем, что скорее всего «личный» договор аренды будет расторгаться в итоге не конкурсным управляющим, а недовольным арендодателем по причине неоплаты. И п. 44 говорит, что в этом случае достаточно общеискового порядка.

Сохранению арендных отношений в течение банкротства способствует п. 6 того же общора, квалифицируюший арендные платежи за этот период как текущие.

И кто же те люди, что еще думают, что право аренды обязательственное право?

  • 3064
  • рейтинг 0

Специалист в области процессуального права

Строительно-инвестиционная деятельность

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Комментарии (28)

Смотря как понимать эту вещность.

Аренду упрекают в том, что она сугубо договорная, а тут выходит, что эта договорная связь посильнее, чем обычная. Обычные длящиеся договорные отношения, по идее, должны прекращаться на будущее в случае несостоятельности.

Например, поставка точно должна прекратиться.

Так что какая-то разница есть и как-то она связана с вещностью.

1. Я не очень понимаю какое это имеет существенное значение с практической точки зрения.
1.1. Вот залог это институт вещного права?

2. Не очень ясно каким образом коррелирует последний приговаривающий вопрос с изложенным выше. Даже в Обзоре это разъяснение отнесено к процессуальным. Причем здесь материальное. Аренда обязательственный договор. И как на это влияет, что в банкротстве эта аренда будет считаться ликвидом или нет, и в каком порядке это обязательство будет прекращаться.

Читайте также:
Как купить пособия по иностранному языку в складчину

3. “Одним из адекватных доводов против вещно-правового характера аренды была практика судов по расторжению аренд в рамках банкротства: было б вещным – шло б в конкурсную массу”.

Т.е. если аренда на 5 лет и более (с омсу), или есть согласие арендодателя на перенаем, то это уже вещное право арендатора?

Суть спора носит, прежде всего, цивилистический характер.
Вы будьте внимательней, выше все изложено, вы собственно тоже не ответили.
Что мы потеряем если аренду назовем обязательственным договором с элементами вещного права, или “квазивещными” отношениями.

PS. здесь появился новый пользователь, на “вы”, “вас” со строчной буквы начинает недовольно и жестко рычать, причем ссылаясь на многолетнюю профессиональную практику, так что будьте осторожней.

Я не ответил, потому что первым задал вопрос. И вопрос, в итоге, звучит общо: если нет практической разницы, то почему есть деление? Я не вижу на него ответа «выше». Только сам тезис.

Re PS Тут и старых таких полно.

По принципу «сказал А, говори Б» можно ожидать, что по умолчанию к аренде будут применяться институты вещного права, если квалифицировать ее как вещное. Поэтому вопрос имеет и прикладную сторону.

В частности, тот вопрос, который вы считаете сугубо процессуальным «по мнению ВС», может прямо предлпределяться этой каалификацией.

В остальном, понятно, если законодатель прямо как-то зарегулировал, острота снимается. Хотя остаются и вопрос, правильно ли зарегулировано, и вопросы толкования.

С залогом надо просто посмотреть, что еще не покрыто регулированием и посмотреть на этот вопрос сквозь призму природы залога. Тогда у вопроса о вещности залога появится «цена вопроса».

До соответствующих поправок стоял вопрос о защите залогодержателя по аналогии со ст. 302 ГК.

Точно такой же вопрос стоит и в отношении аренды. Например, в Германии отсутствие защиту по пара. 932 приводится в доказательство обязательственной природы аренды, несмотря на следование и защиту непосредственного отношения к вещи через поссечсорную.

Вот и практическое следствие появилось. Опять же, я не уверен, что сервитуарий защищен по 302, поэтому отсутствие защиты по 302 у арендатора может не исключать везный характер

ВС разъяснил применение норм международного частного права в России

9 июля Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление о применении норм международного частного права судами России. Документ подвергся незначительной редакторской правке. Кроме того, из него убрали два абзаца, которые разъясняли применение норм гражданского законодательства.

Как ранее писала «АГ», в документе указывается, что приведенный в п. 1 ст. 1186 ГК РФ перечень иностранных элементов (иностранный субъект правоотношения, иностранный объект правоотношения) не является исчерпывающим. В качестве иностранного элемента в том числе может рассматриваться совершение за рубежом действия или наступление события, влекущего возникновение, изменение или прекращение гражданско-правового отношения.

Отмечается, что по вопросам, которые не разрешены в международном договоре РФ, применимое внутригосударственное право определяется с помощью коллизионных норм международного частного права, которые могут содержаться как в нормах международных договоров, так и в нормах внутригосударственного права России. Например, Венская конвенция не регулирует вопросы действительности договора купли-продажи или каких-либо из его положений, а также последствий, которые может иметь этот договор в отношении права собственности на проданный товар. Таким образом, если соответствующий договор международной купли-продажи входит в сферу действия Венской конвенции, часть отношений сторон будет регулироваться исключительно положениями данной конвенции (например, условия возмещения убытков и их размер), а другая часть (например, недействительность договора) – законодательством страны, определенным в соответствии с коллизионными нормами.

Партнер и руководитель практики разрешения споров Представительства БАЙТЕН БУРКХАРДТ в Москве Александр Безбородов ранее отмечал, что в постановлении имеются разъяснения, касающиеся иерархии международных договоров РФ и порядка приоритетного применения специального международного договора по отношению к международным договорам, имеющим общий предмет регулирования. «В судебной практике можно встретить ряд дел, когда один и тот же правовой вопрос разрешался разными судами со ссылкой на различные международные договоры», – пояснил он.

Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц

Согласно п. 14 постановления правовое положение физических и юридических лиц в отношениях, регулируемых нормами международного частного права, определяется в соответствии с их личным законом. Если нормами международных договоров не установлено иное, в РФ личный закон физического лица определяется с помощью коллизионных норм ст. 1195 ГК РФ, личный закон юридического лица – ст. 1202 ГК.

При этом отмечается, что по смыслу п. 3 ст. 1202 ГК российское или иностранное юрлицо не может ссылаться на установленные его личным законом ограничения полномочий органа или представителя на совершение сделки, а также на выход за пределы правоспособности юридического лица при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в момент совершения сделки орган или представитель юридического лица находились за пределами территории страны, чей личный закон имеет юридическое лицо;
  • праву страны, на территории которой орган или представитель совершил сделку, не известно указанное ограничение;
  • другая сторона в сделке не знала и заведомо не должна была знать об указанном ограничении. Бремя доказывания отсутствия добросовестности у контрагента в момент совершения сделки лежит на стороне, оспаривающей сделку.
Читайте также:
Международные счетные единицы: что это значит

Отмечается, что аналогичный запрет ссылаться на положения личного закона установлен для физических лиц в части ограничения их дееспособности на совершение сделок (п. 2 ст. 1197 ГК).

Право, подлежащее применению к вещным правам

В постановлении говорится, что по смыслу п. 1 ст. 1206 ГК, если договор купли-продажи движимого имущества предусматривает перемещение товара из одной страны в другую, в момент заключения договора товар не находится в пути и стороны не достигли соглашения о праве, применимом к моменту перехода права собственности, то право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент, определяемый в соответствии с правом страны места нахождения товара.

Если право собственности не перешло к покупателю до момента перемещения товара в другую страну, наступившие в первой стране элементы фактического состава (например, факт заключения соглашения, передача вещи и т.п.) считаются выполненными для целей применения того фактического состава, который необходим в соответствии с правом нового места нахождения вещи.

Право, подлежащее применению к форме сделки

В п. 24 постановления указывается, что, если личный закон юридического лица содержит особые требования в отношении формы договора о создании юридического лица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юридического лица, форма таких договора или сделки подчиняется праву этой страны (п. 2 ст. 1209 ГК). Отмечается, что особые требования – это те, которые содержатся в законодательстве о юридических лицах соответствующей страны (например, применительно к российскому праву – правила гл. 4 «Юридические лица» ГК, а также правила законов об отдельных видах юридических лиц), но не общие положения гражданского законодательства о форме сделки.

Стоит отметить, что из данного пункта убрали абзац о том, что для целей применения п. 2 ст. 1209 ГК под сделкой, связанной с осуществлением прав участника юридического лица, следует понимать не только корпоративный договор, но и иные сделки, направленные на отчуждение акций или долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц, установление их обременений и реализацию вытекающих из них прав. Поскольку российское право предусматривает обязательную нотариальную форму для сделок, направленных на отчуждение или залог доли или части доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (ст. 21 и 22 Закона об ООО), соблюдение такой формы сделки необходимо даже в тех случаях, когда сделка совершается за границей. При этом к форме договора, устанавливающего обязательство совершить в будущем сделку, направленную на отчуждение доли, применяются общие правила, установленные абз. 1 п. 1 ст. 1209 ГК.

Право, подлежащее применению к договорным обязательствам

В п. 27 документа указывается, что в соответствии с п. 2 ст. 1210 ГК соглашение о применимом праве должно быть либо прямо выраженным, либо определенно вытекать из условий договора или совокупности обстоятельств дела. В соглашении о применимом праве стороны вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор ими того или иного права.

При этом, устанавливая наличие воли сторон, направленной на выбор применимого права, суд вправе констатировать существование подразумеваемого соглашения о применимом праве, в частности в случае, если стороны в тексте договора ссылались на отдельные гражданско-правовые нормы определенной страны либо если стороны при обосновании своих требований и возражений (например, в исковом заявлении и отзыве на него) ссылаются на одно и то же применимое право. Кроме того, суд вправе прийти к выводу о наличии подразумеваемого соглашения о применимом праве при наличии тесной связи между двумя договорами с участием одних и тех же лиц, когда один из этих договоров содержит оговорку о применимом праве, а другой заключенный позднее договор такой оговорки не имеет.

«Однако выбор сторонами компетентного суда или места проведения международного коммерческого арбитража сам по себе не означает выбора в качестве применимого к спорным правоотношениям материального права того же государства. Отсутствие волеизъявления сторон в отношении применимого права означает, что его определяет компетентный суд или арбитраж на основании применимых коллизионных норм», – подчеркивается в документе.

Адвокат АП г. Москвы Василий Котлов отметил, что в данном случае не учитывается, что исковое заявление, а равно отзыв на него и иные процессуальные документы, как правило, адресованы суду и не могут рассматриваться как волеизъявление, имеющее договорообразующий характер. «Смешение институтов материального и процессуального права может привести к ошибочному пониманию намерений сторон (например, если в отзыве не содержится какая-либо оценка выбора применимого права, сделанного в исковом заявлении) и, как следствие, к судебной ошибке при принятии решения по делу», – посчитал он.

Право, применимое к отношениям с участием потребителей

Согласно п. 44 постановления по смыслу ст. 1217 ГК лицо, принимающее на себя обязательства по односторонней сделке, вправе в тексте документа, фиксирующего условия совершения односторонней сделки (например, в тексте независимой гарантии), выбрать применимое право, которое будет регулировать обязательства, возникающие из такой односторонней сделки. Сферу действия выбранного таким образом права следует определять применительно к ст. 1215 ГК.

Читайте также:
Кодекс об административных правонарушениях

Лицо, принимающее на себя обязательства по односторонней сделке, может осуществить или изменить выбор применимого права после возникновения соответствующего обязательства только с согласия кредитора в таком обязательстве.

Стоит отметить, что из данного пункта убрали сведения о том, что положения ст. 1217 ГК не применяются к вопросам, входящим в сферу действия других коллизионных норм. В частности, указанная статья не применяется к односторонним сделкам, связанным с изменением или расторжением договора (п. 1 ст. 1215 ГК), а также связанным с отношениями по наследованию (ст. 1224 ГК).

Василий Котлов указывал, что п. 45 постановления допускает применение императивных норм права страны места жительства потребителя, если профессиональная сторона направляет свою деятельность на территорию такой страны. В качестве примера в документе приведена ориентация сайта в Интернете на российских потребителей. «Критерии такой ориентации не определены исчерпывающим образом. Это может повлечь правовую неопределенность и дать неограниченное усмотрение суду в применении норм российского Закона о защите прав потребителей независимо от выбранного сторонами права», – считает адвокат.

Право, подлежащее применению к отношениям добровольного представительства

В документе отмечается, что по смыслу п. 1 ст. 1217.1 ГК, если представляемый не выбрал применимое право в доверенности либо выбранное право в соответствии с законом не подлежит применению, внешние отношения представительства регулируются правом страны, где находится место жительства или основное место деятельности представителя. Если представитель являлся работником юридического лица – представляемого и этот факт был известен третьему лицу в момент совершения сделки, то основным местом деятельности такого представителя считается место нахождения работодателя или соответствующего обособленного подразделения, в котором работник-представитель осуществлял свою трудовую деятельность в момент совершения сделки с третьим лицом.

Отмечается, что, если третье лицо не знало и не должно было знать о месте жительства или об основном месте деятельности представителя, применяется право страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае. Бремя доказывания обратного возлагается на представляемого или представителя. Доказательством этого факта может являться то, что данное место было указано в качестве места жительства или основного места деятельности представителя в тексте доверенности или иных документах, представленных третьему лицу перед совершением сделки.

Право, подлежащее применению к внедоговорным обязательствам

Разъясняется, что, если из совокупности обстоятельств дела вытекает, что обязательство, возникающее вследствие причинения вреда, тесно связано с договором между потерпевшим и причинителем вреда, заключенным при осуществлении этими сторонами предпринимательской деятельности, к данному обязательству применяется договорный статут (п. 3 ст. 1219 ГК). При этом договорный статут подлежит определению на основании общих положений о праве, применимом к договорным обязательствам (ст. 1210–1214 ГК). Отмечается, что правила п. 3 ст. 1219 ГК не применяются к деликтным требованиям третьих лиц, которые не выражали своего согласия с условиями соответствующего договора и не являются правопреемниками сторон договора.

Выводы экспертов

Александр Безбородов ранее отмечал, что некоторые специальные вопросы применения коллизионных норм не вошли в данное постановление. Например, проблемы определения применимого права при трансграничном обороте ценных бумаг – этому посвящен лишь один пункт документа.

Говоря о постановлении в целом, Александр Безбородов высказал предположение, что после его принятия отдельные вопросы применения норм международного права, а также коллизионных норм, ранее вызывавших затруднения при реализации конкретных проектов, будут толковаться единообразно, что, безусловно, должно оказать положительное влияние на развитие правоприменительной практики.

Василий Котлов указал, что документ представляет собой детальное изложение основ международного частного права и направлен на практическое применение соответствующих положений ч. 3 ГК российскими судами, что однозначно имеет знаковый характер и будет способствовать единообразному применению правовых норм.

Порядок заключения международного коммерческого контракта

Многие компании в процессе расширения бизнеса в поисках новых партнёров и клиентов обращают внимание за рубеж. Однако нужно понимать, что сделки с иностранными структурами имеют свои особенности, о которых нужно помнить на всех этапах, включая заключение контракта и оформление всех сопутствующих документов. В данной статье мы рассмотрим, как правильно заключить сделку с зарубежным предприятием, что нужно учесть и как сделать так, чтобы контракт был безопасным и выгодным для обеих сторон.

Что считается международным коммерческим контрактом?

Прежде, чем переходить к оформлению, нужно понимать, что вкладывается в понятие международного коммерческого контракта . Согласно действующему российскому законодательству, речь идет о договоре поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, который заключен между двумя или более сторонами, которые находятся в разных странах и являются субъектами права разных государств. В привязке к законодательству РФ одной из сторон такого иностранного контракта должна быть компания с российской регистрацией.

Также следует обратить внимание, что при определении того, является ли контракт международным, первоочередное значение имеет «прописка» основного коммерческого предприятия. Так, например, если международная корпорация создала в России дочернюю фирму с российской регистрацией, контракт между ней и российским предприятием все равно будет международным. Также влияет характер отношений: если предусматриваются экспортно-импортные операции, перечисление денег с зарубежных счетов на отечественные и наоборот, речь идет о международном контракте.

Читайте также:
Что лучше - предварительная консультация или нанять адвоката?

Основные принципы международных коммерческих контрактов

Существует ряд особенностей, которые отличают международные контракты от обычных сделок и которые нужно помнить при заключении такого договора. Вот они:

  • определение валюты сделки – очевидно, что раз контракт международный, то и взаиморасчеты между сторонами могут проходить в иностранной валюте. Этот момент нужно заранее оговорить в тексте договора с указанием конкретной валюты (или несколько, если допускается использование двух и более денежных единиц), а также как будет рассчитываться текущий обменный курс (например, по среднерыночному курсу, с ориентацией на курс Центробанка и т. д.). Также оговаривается валюта выплаты неустоек, штрафов и других платежей;
  • механизм оплаты услуг или товаров – стороны должны обсудить, через какие банки и в каком виде будут поступать деньги от заказчика к исполнителю. Это очень важный вопрос, поскольку не все банки имеют возможности осуществлять международные переводы, или стоимость таких переводов может быть очень высокой;
  • применимое право – в случае, если между сторонами сделки возникнет спор, очень важно знать, по правилам какой из стран он будет разрешаться. Это очень важный нюанс, поскольку в ряде моментов право двух государств может отличаться кардинально, и то, что считается нормальной практикой в одной, будет правонарушением или уголовным преступлением в другой. Также оговаривается в каком суде будут слушаться спорные вопросы. Если стороны не могут прийти к консенсусу, за основу может быть взято международное право, например Венская конвенция ООН или Гаагская конвенция, которые регламентируют вопросы трансграничной торговли;
  • вопросы налогообложения – нужно помнить, что существует понятие «двойного налогообложения», когда компания, получающая доходы от иностранного партнера, должна уплачивать налоги и в своей стране, и в той стране, где находится источник дохода. С некоторыми странами Россия подписала соглашение об отмене двойного налогообложения, и в этом случае такой неприятный момент исключен. Потому рекомендуется прежде, чем заключать сделку, убедиться в том, что вы избежите двойного налогообложения, или сразу учесть этот фактор в бизнес-модели;
  • таможенные вопросы – большинство международных договоров включают в себя экспортные или импортные операции. Практически для всех групп товаров предусмотрено взымать таможенные сборы, которые могут сильно отличаться в зависимости от страны и категории товара. Также нужно помнить, что некоторые товары вообще запрещены к ввозу или вывозу, и их список постоянно меняется в соответствии с международными договорами, эмбарго, санкциями и другими нюансами.

Если учесть эти особенности и принципы, можно заключить безопасный и эффективный международный контракт без особых рисков.

Порядок действий при заключении международного коммерческого контракта

В целом процедура заключения международного контракта не сильно отличается от аналогичного договора между сторонами одной юрисдикции (конечно, со своими нюансами) и состоит из таких этапов:

  1. Обсуждение спорных вопросов и урегулирование нюансов. В разделе выше можно найти основные такие вопросы: механизм оплаты, налогообложение, валюта расчетов, таможенные вопросы, применимое право и т. д. Согласовывать их лучше не только между представителями компаний, но и с участием юриста по международным делам , который проконсультирует по различным спорным моментам и подскажет, как правильно оформить все документы.
  2. Определение основных положений договора. Как и в любом контракте, в международном есть обязательные (существенные) положения: указание сторон, перечень товаров или услуг, которые должны быть поставлены, стоимость, механизм оплаты, сроки поставки и т. д. Всё это обязательно должно быть отображено в договоре, причем чем подробнее, тем лучше – в будущем проще будет разрешать возникающие конфликты.
  3. Составление и подписание договора. Когда все положения и спорные моменты улажены, составляется документ, который после анализа юристами сторон подписывается ответственными представителями (обычно это директор или его заместитель с правом подписи).
  4. Перевод текста договора. Чаще всего международный контракт должен быть переведен на все языки, которыми пользуются стороны, для исключения разночтений или сложностей с пониманием отдельных пунктов. Причем перевод должен быть заверен нотариусом – только в этом случае он получает юридическую силу. Также в тексте договора нужно указать, какой из языков будет считаться предпочтительным при возникновении споров.

Отдельно регистрировать в российских государственных органах контракт не нужно. После подписания и перевода он вступает в силу.

Подготовка международного договора – очень ответственное дело, в котором нужно учесть немало нюансов. От того, насколько удачно он составлен, во многом зависит успех сделки и ее безопасность. Потому, чтобы не упустить важные моменты, минимизировать возможные риски и защитить свои интересы, при подготовке рекомендуется воспользоваться услугами юриста по международному праву .

Особенности межбюджетных отношений в РФ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усков И.В.

В статье раскрыта сущность межбюджетных отношений . Выделены функции и задачи межбюджетных отношений . Определены комплексные направления по трансформации межбюджетных отношений .

Читайте также:
Как получить с ответчика уплату долга?

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усков И.В.

Текст научной работы на тему «Особенности межбюджетных отношений в РФ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

Д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, РФ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

В статье раскрыта сущность межбюджетных отношений. Выделены функции и задачи межбюджетных отношений. Определены комплексные направления по трансформации межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения, муниципальные бюджеты, муниципальные органы власти, бюджет, бюджетная политика.

Межбюджетные отношения возникают между органами центральной и субрегиональной власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию, в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объёме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Система межбюджетных отношений, как и любая исследуемая система, имеет свой объект и субъект. Объектом действия межбюджетных отношений выступают финансовые ресурсы, распределяемые между бюджетами разных уровней. Субъектами системы межбюджетных отношений выступают государственные и муниципальные органы власти. Межбюджетные отношения включают в себя отношения между органами власти разных уровней по поводу разграничения налогов и закрепления их на постоянной или долговременной основе в качестве собственных за соответствующими бюджетами.

Значение межбюджетных отношений чрезвычайно велико, поскольку они не только оказывают воздействие на всю финансовую систему страны, но и определяют возможности социально-экономического развития регионов страны. Именно отношения, возникающие между уровнями государственной и местной власти связанные с перераспределением и использованием ограниченных финансовых ресурсов, отражает сферу действия системы межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения не ограничивается выравниванием, бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В их функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.

Межбюджетные отношения позволяют создать необходимых исходных условий для достижения сбалансированности всех звеньев бюджетной системы с учетом возлагаемых на них расходных полномочий при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов, исходя из имеющегося доходного потенциала территорий и необходимости стимулирования расширения ими собственной доходной базы [1, с. 3].

Межбюджетные отношения необходимо рассматривать как отношения, возникающие между центральной властью и органами местного управления по поводу формирования доходных источников, осуществления расходных полномочий и безвозмездного перераспределения бюджетных ресурсов между государственным и местными бюджетами. Межбюджетные отношения возникают в процессе распределения и перераспределения бюджетных средств между различными уровнями власти в период исполнения бюджета. Выражая распределительные отношения, межбюджетные отношения проявляют себя как на стадии первичного распределения (в виде отчислений в местные бюджеты определённой доли бюджетных ресурсов), так и на стадии перераспределения (в виде дотаций, субсидий, субвенций из государственного бюджета).

Разграничение доходов, осуществляемое на единых подходах для бюджетов соответствующего

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

уровня, не даёт возможности полностью сбалансировать все бюджеты по причине объективных отличий в формировании доходов и объемах расходов бюджетов различных территорий. С целью обеспечения сбалансированности бюджетов применяется бюджетное регулировании.

Однако межбюджетные отношения не ограничиваются бюджетным регулированием, они включают более широкий спектр вопросов, связанных с организацией бюджетных взаимоотношений между различными уровнями власти. Бюджетное регулирование, связанное с распределением и перераспределением бюджетных ресурсов в финансовой системе, должно включать [3, с. 56]:

• перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в рамках системы межбюджетных отношений;

• перечисления части бюджетных ресурсов из местных бюджетов в государственный бюджет с целью сбалансированности этих бюджетов;

• предоставления дотаций выравнивания из государственного бюджета местным бюджетам с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности.

Список использованной литературы:

1. Усков И.В. Теоретические подходы к определению сущности муниципальных финансов, бюджетов / И.В. Усков. – Экономика: теория и практика. – Краснодар. – 2015. – № 1(37). – С. 3 – 8.

2. Коршунова И.Г. Рефлексивные методики в изучении иностранного языка / И.Г. Коршунова. – Символ науки. – Уфа. – 2016. – № 4-3. – С. 191 – 193.

3. Усков И.В. Система оценки эффективности управления финансами местных органов власти / И.В. Усков. – Бизнес информ. – Харьков. – 2013. – № 1. – С. 56 – 61.

студентка 3 курса экономического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

ИНВЕСТИЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В УСЛОВИЯХ ВВДЕНИЯ САНКЦИЙ И КОНТРСАНКЦИЙ

В статье приводится оценка существующей ситуации инвестирования агропромышленного комплекса Российской Федерации, рассматриваются её особенности в связи с существующей политической нестабильностью и предложены пути совершенствования в данной сфере.

Читайте также:
Дефицит торгового баланса: что это значит

Агропромышленный комплекс, инвестиции, инвестиционный проект, капиталовложения, продовольствие санкции, сельское хозяйство, эмбарго.

student of the 3rd course of the Faculty of Economics Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»

INVESTMENTS IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF SANCTIONS AND COUNTER SANCTIONS

The article gives an assessment of the current situation of investing in the agro-industrial complex of the

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Содержание

Основные принципы межбюджетных отношений в России

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности,
  • стимулирование роста налогового потенциала,
  • финансовое управление территориальным развитием,
  • снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Реформы межбюджетных отношений в России в 2000-х гг.

В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Согласно концепции,и муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов.

В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами и муниципалитетами закреплялся ограниченный круг обязательств (мандатов), исключены обязательства, не подкрепленные источниками финансирования. Также расширялись налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, сделана попытка поставить их доходы в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса.

Впервые в соответствии с новыми принципами бюджет был сформирован в 2005 году.

В 2005 году принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», он ввел институт так называемых добровольных полномочий, которые субъекты могут вводить в одностороннем порядке даже при отсутствии источников финансирования.

В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ.

Выстроенная модель федеральных отношений оказалась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. То есть сделана попытка повысить эффективность работы губернаторов не за счет усиления их подотчетности избирателям, а путем введения бюрократических механизмов контроля. [1]

Положение бюджетов регионального уровня

Главный итог реформы межбюджетных отношений — существенный рост бюджетной централизации. Разграничение функций и доходов на практике привело к серьёзному усилению центра.

В соответствии с налоговой системой, основная часть налоговых поступлений уходит на федеральный уровень. Это самые стабильные и хорошо собираемые налоги. Если в 2001−2002 годах соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной казной и бюджетом регионов, составляло примерно 50/50, то к 2006 году на территории оставалось немногим более 30 % от собранных налогов. В результате в 2006 году доля собственных средств в региональных бюджетах снизилась до 13 % [2] [3] .

Не произошло и реального разграничения источников доходов. В Бюджетном кодексе заложен принцип одноканального финансирования (один налог — один бюджет), но на деле более 80 % налоговых поступлений в бюджеты регионов — это отчисления от федеральных налогов. Основные источники пополнения региональной казны — это часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. В период кризиса 2008—2009 гг. доходы от первого почти прекратились — прибыли у предприятий нет.

В доходах консолидированного бюджета доля центра в 1999 году составляла 44 %. В 2007 году эта доля составила 66,2 %. Учитывая, что часть доходов центра перераспределяется в регионы в виде трансфертов, на него все равно приходилось 58,9 % консолидированного бюджета. В итоге даже у регионов богатых природными ресурсами оказалось недостаточно средств, чтобы покрывать собственные бюджетные обязательства. Они попали в зависимость от благосклонности и дотаций центра. В экономически благополучном 2006 году, по данным Минрегиона, доля дотаций из центра составила всего 10 % только в 16 из 87 субъектов, доля в 10-30 % — в 37 регионах [4] . Всего на межбюджетные трансферты приходилось более трети расходов федерального бюджета 2007 года.

Читайте также:
Как купить пособия по иностранному языку в складчину

По словам министра регионального развития Дмитрия Козака, «70-80 % всех полномочий сейчас в руках федеральных органов, которые, хоть и представлены на территории, не несут политической ответственности за принимаемые решения». Губернаторы не имеют ни возможности, ни стимулов, чтобы работать более эффективно. Главной проблемой становится недостаток компетентной инициативы в регионах. [1]

Таким образом, регионы не стали самостоятельнее, они получают средства не напрямую от налогоплательщиков, а через посредника — федеральный центр. Чем больше налогов забирает федеральный центр, тем меньше стимулов у регионов для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры [2] .

— директор региональной программы Независимого института региональной политики Наталья Зубаревич

Положение бюджетов муниципального уровня

Согласно Бюджетному кодексу, муниципалитеты могут частично управлять лишь двумя налогами — земельным и на имущество физических лиц. Но эти налоги трудно собирать, и составляют они считанные проценты в бюджете муниципальных районов. Основные поступления — это перечисление муниципалитетам доли от прочих налогов из вышестоящих бюджетов. Например, сельские поселения получают 10 % собираемого на их территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 30 % единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), муниципальные районы — 20 % НДФЛ, 30 % ЕСХН и 90 % единого налога на вмененный доход.

В 2006 году, по данным Минфина РФ, в среднем по России наибольшая доля в структуре расходной части муниципальных бюджетов принадлежит образованию — около 35 %, ЖКХ — 17,8 %, здравоохранение — 11,3 % (также сюда направлялись и внебюджетные (страховые) средства. В зависимости от ситуации в конкретном муниципальном образовании, эти усредненные показатели сильно варьируют.

В 2006 году, по данным Минфина РФ, самодостаточными были лишь 2 % муниципалитетов, более половины доходов состояло из дотаций примерно у 60 %, наиболее тяжелое положение у 36 % муниципалитетов — регионы вынуждены были финансировать их по сметному принципу [5] .

Таким образом, муниципалитеты остаются полностью зависимыми от своих регионов и центра.

Региональные и муниципальные бюджеты РФ в период кризиса

По итогам января-июля 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 7 %. Объёмы доходов снизились в 35 регионах. В 5 из них доходы упали более чем на 20 % [6] .

За восемь месяцев 2009 года наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской области (на 34 %), Челябинской области (на 28 %), Вологодской области (на 24 %), Ханты-Мансийском АО (на 23 %). За этот же период сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составило 17 %, рост налоговых доходов произошёл в 23 регионах, снижение более чем на 20 % — в 11 субъектах Федерации. Из-за кризиса в 2008—2009 гг. серьёзно сократились поступления от налога на прибыль — одного из основных источников дохода региональных бюджетов. Прибыли у предприятий почти нет. Доходы от этого налога снизились на 44 %, в 16 регионах поступления сократились более чем на 50 %, рост доходов от налога на прибыль зафиксирован в 11 регионах России. Снижение объёмов НДФЛ составило 1 %, при этом поступления выросли в 41 регионе. [7] .

По итогам января-сентября 2009 года объём инвестиции в экономику регионов, измеряемых по крупным и средним предприятиям, сократился на 12 % к аналогичному периоду 2008 года. Региональные различия велики и часто обусловлены не экономическими, а политическими факторами. В Приморском крае идет подготовка саммита АТЭС-2012 — инвестиции в регион увеличились в 2,8 раза, в Краснодарский край, где ведется подготовка Олимпиады в Сочи — на 18 %, в Чечню — на 90 %. Стабильно, несмотря на кризис, растут инвестиции в регионы разработки новых нефтегазовых месторождений (Республика Коми, Якутия, Красноярский край) и строительства новых автосборочных предприятий (Калужская и Ленинградская области). Но в более чем в половине регионов России зафиксировано огромное снижение инвестиций: на 40-60 % от уровня 2008 года, особенно в Карелии, Орловской, Белгородской областях, Ямало-Ненецком АО. По данным Минфина, суммарный дефицит бюджетов субъектов Федерации в 2009 году составит около 800 млрд рублей. Регионы залезают в долги: например задолженность Московской области перед федеральным бюджетом уже превышает 55 % её доходов, долг Татарстана, Калининградской, Ярославской и Калужской областей — 32-37 % доходов бюджета. [8]

С ещё большими трудностями столкнулись муниципальные бюджеты. И регионы, и федеральный центр сократили свои отчисления — основной источник их пополнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: