Международно-правовая ответственность: что это такое, описание и особенности

Ответственность в международном праве Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова М.В.

Текст научной работы на тему «Ответственность в международном праве»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2008. № 6

М.В. Федорова, аспирантка

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Нормативное регулирование отношений предполагает наличие института ответственности. Возможность нарушения норм права составляет их необходимое предположение, поскольку правовые нормы стремятся воздействовать угрозой на сопротивляющуюся волю отдельных членов1. Таким образом, ответственность является одной из мер, обеспечивающих существование правопорядка.

Ответственность в международном праве представляет собой межотраслевой правовой институт, который пронизывает все отрасли международного права. В настоящей статье данный правовой институт рассматривается в его наиболее распространенном понимании, а именно как «группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством»2. Нормы института международной ответственности взаимосвязаны с иными нормами международного права, поскольку они реализуются только при условии нарушения других норм.

Важность института ответственности позволила некоторым авторам заявить о существовании права международной ответственности как самостоятельной отрасли международного права3. Однако известно, что критериями разделения системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Нормы об ответственности являются производными, вторичными и не могут существовать без наличия первичной, материальной нормы, с которой тесно связаны. Поэтому представляется неверным говорить о праве международной ответственности как об отдельной отрасли.

На наш взгляд, международная ответственность — это вид юридической ответственности и поэтому ей присущи все признаки родового объекта. Но специфика международного права накладывает свои особенности на институт международно-правовой ответственности. По мнению И.И. Лукашука, «основная специфика международной

1 См.: Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. 1: Общая теория права. М., 1911. С. 629.

2 Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 257.

3 Так, И.И. Лукашук определяет право международной ответственности как «отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом» (Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 63). Данное определение существенно расширяет сферу ответственности.

ответственности связана с особенностями международного права и его основных субъектов — суверенных государств»4.

В сфере международных отношений отсутствует единый источник верховной власти, который бы устанавливал для всех участников правила поведения. Сами субъекты международного права создают для себя обязательные нормы, сами их исполняют и сами контролируют процесс их исполнения. Все международные отношения строятся на принципе равноправия и независимости субъектов.

Вопрос о соотношении ответственности и суверенитета всегда находился в центре активного обсуждения, в особенности когда преобладала концепция абсолютного суверенитета: иногда это приводило к отрицанию самой возможности юридической ответственности в международном праве. После распространения концепции относительного суверенитета любого государства этот вопрос стал менее насущным.

Суверенное равенство государств, с одной стороны, предполагает свободу действия государства, а с другой — устанавливает ее пределы, исходящие из равенства прав других государств5. Таким образом, в случае нарушения прав субъекта международного права субъект-правонарушитель должен нести ответственность за свои действия.

Комиссия международного права ООН указывала на наличие такого принципа, согласно которому любой субъект международного права должен нести ответственность за собственные международно-противоправные деяния6. Этот принцип подтверждается международной практикой.

Постоянная палата международного правосудия (в деле о фабрике в г. Хожув (Республика Польша)) признала как «принцип международного права, а равно и как всеобщий подход к пониманию права то, что любое нарушение обязательства неизбежно предполагает обязанность возместить причиненный ущерб»7.

Н.А. Ушаков правильно подчеркивал, что «наличие юридических последствий при несоблюдении норм международного права в виде международной ответственности, предполагающей применение мер воздействия к правонарушителю, является необходимым элементом сущности международного права как правовой категории» .

4 ЛукашукИ.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 19.

5 Ipsen K. Voelkerrecht. München, 1999. C. 535.

6 Доклад Комиссии международного права о работе на 53-й сессии // Документ ООН A/56/10.

7 Case concerning the factory at Chorzow // PCIJ. 1982. Ser. A. № 17. P. 29.

8 Ушаков Н.А. Основание международной ответственности государств. М., 1983.

Когда государство нарушает международное право или в силу каких-либо обстоятельств отступает от своих договорных обязательств, всегда встает вопрос о его ответственности перед другими членами международного сообщества9.

Комиссия международного права ООН длительное время занималась разработкой темы «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблей ООН 799 (VIII) от 7 декабря 1953 г. За весь период работы было сделано 24 доклада по указанной теме. На своей 53-й сессии Комиссия приняла окончательную редакцию проекта статей об ответственности государств. Не все вопросы были решены в данном проекте, поскольку выявилось слишком много спорных моментов, по которым члены Комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. По окончании работы над темой международной ответственности

государств Комиссия приступила к рассмотрению вопросов междуна-

родной ответственности международных организаций .

Понимание международной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности утвердилось в международном праве не сразу. Прежде всего международная ответственность имеет общие черты с гражданско-правовой ответственностью: обе имеют место в отношениях равных субъектов; основной целью обеих является восстановление существовавшего до правонарушения положения, выражающееся в обязанности возместить причиненный нарушителем вред. Вероятно, именно это обусловило первоначальное развитие института международной ответственности в направлении сближения его с гражданско-правовой ответственностью. Так, в первых докладах Комиссии международного права ООН, сделанных Ф.В. Гарсиа Амадором по вопросу ответственности государств, она рассматривалась в рамках возмещения ущерба, причиненного иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам или их имуществу.

В то же время после Первой мировой войны и особенно после Второй мировой войны развивается концепция уголовной ответственности государств. В международном праве формируется понятие «международные преступления» (к которым в том числе относились преступления против мира), за которые к государству могли быть применены международные санкции, рассматривавшиеся именно как

Читайте также:
Именная эмиссионная ценная бумага

9 См.: КолосовЮ.М. Ответственность в международном праве. М., 1975. С. 13.

10 На данный момент приняты проекты 53 статей (см.: Доклад Комиссии международного права о работе на 60-й сессии // Документ ООН A/63/10; Федорова М.В. Присвоение поведения международной организации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2007. № 4).

элемент уголовной ответственности, поскольку их цель наказать пра-

Основой концепции уголовной ответственности государства является теория единства путей развития международного и национального права, согласно которой развитие права представляет собой единый процесс, в котором национальное право и международное право

находятся лишь на различных ступенях . От концепции уголовной ответственности, так же как и от рассмотрения международной ответственности в гражданско-правовом русле, в дальнейшем отказались, признав международную ответственность ответственностью sui generis.

Таким образом, институт международной ответственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные правоотношения, которые в большинстве случаев возникают между двумя сторонами — правонарушителем и потерпевшим. Длительное время признавалась возможность таких правоотношений только между двумя сторонами. Так, А. Фердросс писал, что «международно-правовая ответственность в принципе возникает только в отношении тех государств, которые являются непосредственно потерпевшими от международно-противоправных действий» .

Д. Анцилотти отмечал по этому поводу, что «с нарушением международного обязательства связано возникновение нового отношения между государством, которому вменяется совершение данного деликта, создающего основания для требования о возмещении, и государством, по отношению к которому обязательство оказалось невыполненным и которое имеет на этом основании право требовать

Для внутригосударственного права, как правило, характерно в случае ответственности возникновение отношений, участниками которых являются три субъекта: потерпевший, правонарушитель и государство. Исключениями здесь являются гражданская и дисциплинарная ответственность, хотя и в этих случаях всегда есть возможность вмешательства государства в целях разрешения спора, т. е. в этих отношениях государство выступает как арбитр, правомочный применить силу в отношении правонарушителя в интересах потерпевшего.

11 Основоположником концепции уголовной ответственности был румынский профессор Пелла, который предложил «План Международного уголовного кодекса» (см.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000.).

12 См.: Тункин Г.И. Указ. соч. С. 356.

13 Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 355.

14 Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961. С. 393.

В международном праве нет субъекта, который может выступать в качестве такого арбитра, устанавливающего правила поведения. Сами государства путем общения разрешают возникающие проблемы, в том числе вопросы, связанные с реализацией норм ответственности. И по большей части имеют место двусторонние отношения. Однако, как отмечала Комиссия международного права, «все в большей степени признается, что некоторые противоправные деяния порождают ответственность соответствующего государства по отношению к нескольким или многим государствам или даже по отношению к международному сообществу в целом»15.

Международная практика идет по пути расширения субъектов, полномочных к привлечению виновных к ответственности, так как некоторые правонарушения затрагивают коренные основы международного правопорядка. Международный суд ООН в деле «Барселона Трекшен» установил следующее: «основное различие следует провести между обязательствами государства по отношению к международному сообществу в целом и обязательствами, возникающими по отношению к другому государству в области дипломатической защиты. Первые по своей природе касаются всех государств, поскольку ввиду важности затрагиваемых прав все государства могут рассматриваться в качестве имеющих правовой интерес в их защите, — это обязательства erga ommes»16.

В таких случаях международное сообщество выступает как потерпевший субъект, а не как третье лицо, так как международно-противоправное деяние затрагивает сами основы международного правопорядка.

С сожалением приходится констатировать, что такой важный институт, как международная ответственность, до настоящего времени не имеет общепризнанного определения. По мнению П. М. Куриса, международная ответственность — это «реализация в рамках международных охранительных правоотношений, порожденных нарушением международно-правовой нормы, обязательства государства-правонарушителя претерпевать государственное принуждение в виде определенных ограничений материального и нематериального характера и права потерпевшего государства, других государств или международных организаций применять эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм международного права»17.

15 Доклад Комиссии международного права о работе на 53-й сессии //A/56/10. С. 54.

16 Barselona Traction, Light and Power Company Ltd, 2-d phase // I. C. J. Reports. 1970. P. 3.

17 Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973. С. 96.

В. А. Мазов определял международно-правовую ответственность как «совокупность международных отношений, которые возникают в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным любым государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным государством

другим государствам в результате правомерной деятельности» .

Следует отметить, что главным и единственным основанием для международной ответственности является совершение международного правонарушения. При этом причинение ущерба не обязательно является нарушением международного права: ущерб может быть причинен в результате правомерной деятельности субъекта международного права. Таким образом, причинение ущерба само по себе не влечет за собой ответственности19, а возмещение вреда не всегда следует относить к мерам ответственности.

Д.Б. Левин характеризовал международную ответственность как политическую, поскольку ответственность государства представлялась как «коллективная ответственность политических организмов за противоправное поведение его органов, должностных лиц и даже находящихся под их властью частных лиц». По мнению ученого, международно-правовая ответственность — это «ответственность, воплощающая в себе политические отношения государств, хотя ее последствием могут быть как международные санкции и политическое удовлетворение, так и возмещение материального ущерба»20. В качестве основного содержания международной ответственности государства он соответственно выделял то, что «государство обязано исправить ущерб, причиненный ему международно-противоправным поведением, и к нему могут быть применены международные санкции за 21

На наш взгляд, определяя международную ответственность, следует учитывать следующие моменты.

Во-первых, международная ответственность — это вид юридической ответственности, и как таковая она имеет свое начало в праве: в основе ее лежит правовая норма; она реализуется в соответствии с установленными правовыми нормами; и она не может выходить за пределы правовой плоскости. Соответственно меры, которые могут

Читайте также:
Что нужно для перерегистрации?

18 Мазов В.А. Ответственность в международном праве (Проблемы кодификации и прогрессивного развития норм и принципов международно-правовой ответственности). М., 1979. С. 10.

19 См.: Тункин Г.И. Указ. соч. С. 340.

20 Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966. С. 37.

быть применены к ответственному субъекту международного права, должны быть предусмотрены нормами международного права.

Во-вторых, правовая природа субъекта-правонарушителя не может влиять на сущность ответственности, поскольку определяющим здесь является сам процесс реализации ответственности: она наступает в результате нарушения правовой нормы и реализуется в соответствии с установленными нормами. Нарушение норм при осуществлении ответственности также представляет собой правонарушение и влечет за собой ответственность.

Хотя в принципе любая ответственность носит в той или иной мере политический характер, особенно когда речь заходит о привлечении виновных субъектов к юридической ответственности, тем не менее это не делает ее политической, поскольку она реализуется на основе норм права.

М.Ю. Колосов следующим образом определял международную ответственность: «международная ответственность является особым институтом международных отношений, включающим в себя обязанность ликвидировать причиненный вред, если только вина не лежит на потерпевшей стороне, а также право этой последней на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет интересов стороны—

причинителя вреда, включая применение к ней в соответствующих

Курс международного права рассматривает международно-правовую ответственность как «реализацию в рамках охранительных отношений, порожденных международным правонарушением, обязательства государства-правонарушителя восстановить международный правопорядок и понести определенные ограничения материального и нематериального характера, связанные прямо или косвенно государственным принуждением, а также право потерпевшего государства, других государств или международных организаций применить эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм международного

В самых общих чертах большинство из перечисленных выше авторов сводят международную ответственность к неким правоотношениям, возникающим в результате наступления юридического факта (нарушение нормы международного права, причинение ущерба и т.п.). Содержанием этих правоотношений является возложение на виновную сторону обязанности нести негативные последствия. В отличие от ответственности во внутригосударственном праве, нормы ме-

22 Колосов Ю.М. Указ. соч. С. 21.

23 Курс международного права: В 7 т. Т. 3. М., 1989. С. 203.

ждународной ответственности могут быть не реализованы даже в случае совершения правонарушения, если потерпевшая сторона не совершит четко определенных действий, а содержание отношений ответственности не сводится только к возмещению причиненного ущерба, хотя основной функцией международной ответственности признается правовосстановительная функция. Кроме того, у международной ответственности нет цели исключительно покарать правонарушителя. И, конечно, основной особенностью международной ответственности является механизм ее реализации: нормы международного права существуют в первую очередь на основе добровольного их исполнения соответствующими субъектами.

Подводя итог вышеизложенному, можно дать следующее определение международной ответственности: международная ответственность представляет собой межотраслевой правовой институт, регулирующий вторичные правоотношения, которые возникли в результате совершения международно-противоправного деяния между правонарушителем и потерпевшим либо в определенных случаях другими заинтересованными субъектами и содержанием которых являются обязанность правонарушителя нести негативные последствия и право потерпевшего требовать этого от виновного, в том числе с помощью применения правового принуждения.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Понятие международно-правовой ответственности

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается:

  1. требованиями обязательства, которое было нарушено;
  2. рамочными условиями для такого деяния.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

Основные принципы международно-правовой ответственности:

  1. каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств;
  2. один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта (например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем);
  3. ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
  4. деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии.

Ответственность подразумевает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.

В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Виды международно-правовой ответственности государств:

  1. политическая;
  2. материальная.
Политическая ответственность государств

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности государств:

  • санкции;
  • реторсии;
  • репрессалии;
  • сатисфакция;
  • ресторация;
  • приостановление членства или исключение из международной организации;
  • подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Читайте также:
Можно ли опробовать работу интернет-магазина без оформления?

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) – это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность государств

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности:

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Читайте также:
Неуважение к суду: что это значит

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Понятие и особенности международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Международная ответственность – необходимое юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений.

Международно-правовая ответственность — это совокупность правовых отношений, которые возникают в связи с правонарушением.

Международно-правовой ответственность – юридические последствия нарушения норм международного права.

Э. Хименес де Аречага также отмечал, что в результате нарушения международно-правового обязательства автоматически возникает правоотношение между субъектом, которому вменяется это правонарушение и который должен нести ответственность, и субъектом, имеющим право требовать возмещения в результате такого правонарушения.

Любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность.

Этот же принцип положен и в основу Статей об ответственности Комиссии международного права. Комиссия также отметила, что Статьи касаются норм международно-правовой ответственности, носящих вторичный характер. То есть эти нормы определяют общие условия, при которых по международному праву государство считается ответственным за противоправное деяние, а также юридические последствия такой ответственности. Статьи не определяют содержание международных обязательств, нарушение которых влечет за собой ответственность. Это функция первичных норм, т.е. договорных и обычных норм, из которых и состоит международное право.

Современная международно-правовая ответственность эволюционировала из ответственности государств за ущерб, причиненный иностранным лицам. В XX в. возникает ответственность государств за агрессию, военные преступления, политику апартеида, геноцида и т.д. Изменились характер применяемых мер ответственности и формы реализации ответственности, произошли изменения в круге субъектов ответственности (например, появилась ответственность международных организаций и индивидов).

Особое место в международном праве занимает институт абсолютной ответственности.

Функциями международно-правовой ответственности являются:

сдерживание потенциального правонарушителя (превентивная функция);

побуждение правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (обеспечительная функция);

предоставление потерпевшему возмещения за причиненный ущерб (компенсационная функция).

Основания международно-правовой ответственности.

Основанием ответственности, как указывается в Статьях Комиссии международного права, является совершение международно-противоправного деяния, которое имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии: присваивается государству по международному праву и представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства

При этом если обратиться к международной судебной практике, то окажется, что случаи противоправного бездействия также часты, как противоправные действия. Например, Международный Суд ООН в решении по делу о проливе Корфу (спор между Великобританией и Албанией, 1949 г.) установил, что Албания несет ответственность, в частности, и за непринятие мер по предупреждению опасности, обусловленной наличием мин в проливе Корфу.

В решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (спор между США и Ираном, 1980 г.) Суд отметил, что иранское государство не сделало ничего, чтобы предотвратить нападение на американское посольство, остановить это нападение или принудить студентов-мусульман, последователей имама Хомейни покинуть помещение и освободить заложников. Такое поведение Ирана, по мнению Суда, является явным и грубым нарушением обязательств, принятых Ираном в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву. То есть международно-противоправное деяние налицо лишь в том случае, если деяние является результатом нарушения международно-правового обязательства, несмотря на то, что такое деяние не противоречит внутреннему праву.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика при решении вопроса о нарушении международно-правового обязательства также исходит из этого постулата. Так, Постоянная палата международного правосудия и Международный Суд ООН неоднократно подчеркивали, что государства не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения, т.е. нарушения принятых международно-правовых обязательств.

Постоянная палата международного правосудия в решении по делу судна «Уимблдон» 1923 г. заявила, что в соответствии с международным договором (в данном случае — Версальский мирный договор) Германия была обязана пропустить судно «Уимблдон» через Кильский канал, несмотря на принятый ею односторонний акт о нейтралитете.

Наконец, данное положение нашло свое договорное закрепление. Так, в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. прямо указывается, что «участник (договора) не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Читайте также:
Медико-социальная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Государство несет ответственность за то противоправное деяние, которое ему присвоено. Комиссия международного права использовала термин «присвоение деяния» вместо термина «вменение в вину», подтвердив тем самым, что сам факт нарушения обязательства порождает ответственность, и исключив вину из числа элементов международно-противоправного деяния. Впрочем, это положение Статей не всеми признается бесспорным.

На практике международно-противоправные деяния совершаются не государством как таковым, а его соответствующими органами и надлежащим образом уполномоченными лицами. Поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

Понятие «орган» включает любое лицо или любое образование, которое имеет такой статус по внутригосударственному праву (ст. 4). При этом поведение органа государства или его должностного лица, действующих в своем официальном качестве, считается поведением этого государства, даже в том случае, если они превысили свои полномочия или нарушили указания.

Франко-мексиканская комиссия по рекламациям в решении по делу Ж. Б. Кэра 1929 г. определила, что действия мексиканских офицеров, даже если они и были совершены с превышением их полномочий и в нарушение приказа их начальства, влекут ответственность государства, поскольку они действовали под прикрытием статуса офицеров и использовали средства, предоставленные в их распоряжение в связи с таким статусом.

Федеративному государству может быть присвоено поведение государственного органа субъекта федерации, нарушающее принятые федеративным государством международно-правовые обязательства. Также Статьи предусматривают, что поведение лиц или образований, которые не являются органами государства, рассматривается как деяние государства в том случае, если установлено, что лицо или образование уполномочены осуществлять элементы государственной власти (ст. 5).

Государство несет ответственность за действия лиц из состава вооруженных сил. Так, ст. III и IV Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. гласят: «Воюющая сторона, которая нарушит постановления данного Положения, должна возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».

Поведение частных лиц или группы лиц может быть присвоено государству, но лишь в том случае, если это поведение осуществлялось под руководством или контролем данного государства (ст. 8). Соответствующие вопросы не раз возникали в современной международной судебной практике, и толкование могло быть различным.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В решении по делу о военных и полувоенных действиях против Никарагуа (спор Никарагуа против США, 1986) Международный Суд ООН определил, что США несут ответственность за планирование, руководство и поддержку, а не за все поведение «контрас», обосновывая это отсутствием полного контроля над ними. А в решении по делу «Прокурор против Тадича», рассмотренному Апелляционной камерой Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (1999), было указано, что необязательно всегда требовать высокого порогового уровня при оценке такого контроля. Но государство может само признать и принять поведение в качестве своего собственного, даже если оно ему не присваивается на основании общих норм об ответственности. В вышеупомянутом решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (спор между США и Ираном, 1980) Международный Суд ООН заявил, что после издания указа государства, одобрившего и поддержавшего оккупацию посольства и удержание его сотрудников, а также решение об их продолжении превратили дальнейшие действия боевиков в деяния самого государства.

В международной практике считается общепризнанным, что поведение повстанческого движения не может присваиваться государству. Однако положение меняется, когда повстанческое движение одерживает победу, т.е. когда оно образует новое правительство либо новое государство. Статьи предусматривают, что поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством, рассматривается в соответствии с международным правом в качестве деяния государства. Как деяние нового государства будет рассматриваться поведение повстанческого или иного движения, которое создает такое новое государство на части территории уже существующего государства или на какой-либо территории под его управлением (ст. 10).

Международная уголовная ответственность: понятие, признаки

Особенности понятия международной уголовной ответственности

Уголовная ответственность может являться одним из видов юридической ответственности, под которой теория права понимает правовое отношение, возникшее из правонарушений. Оно проявляется между страной в лице ее специальных органов и правонарушителями, на которых возложена обязанность претерпевать определенное лишение и неблагоприятные последствия за свой проступок.

Международная уголовная ответственность не в полной мере признается как вид уголовной ответственности, вне зависимости от наличия общих черт, включая фактическое основание возникновения, которое представляет собой совершение деяния, включающего совокупность признаков состава преступления. Еще одной общей чертой является обязанность претерпевать некоторые последствия негативного характера.

Основная особенность международной уголовной ответственности представлена ее реализацией на наднациональном уровне. По этой причине один из субъектов института международного уголовного отношения права представляет собой не государство, а мировое сообщество в лице соответствующего органа (например, Международный уголовный суд).

Признаки международной ответственности

Отметим несколько признаков, присущих для международной уголовной ответственности:

  • опора на принуждение со стороны мирового сообщества, которое представлено специализированным международным органом;
  • наступление за то, что совершено международное уголовное преступление;
  • выражение в отрицательных последствиях, которые виновные лица, в число которых может быть включено и само, обязаны претерпеть по причине совершения ими уголовного преступления международного уровня;
  • воплощение в процессуальной форме, в основе чего лежат международные акты права (например, Римский статут МУС).

Законодательное регулирование международной ответственности в уголовном праве

В качестве прообраза современного типа международной уголовной ответственности выступает ответственность, которая предусмотрена Уставами МТБЮ и МТР. В первом из них (1 статья) содержится положение о полномочиях Международного трибунала, который имеет полномочия на осуществление судебного преследования лиц, которые ответственны за серьезные нарушения мирового гуманитарного права, совершенные с 1991 года в рамках территории бывшей Югославии.

Читайте также:
Местные налоги и сборы в РФ

Статья 2 гласит, что он же может производить судебное преследование лиц, способных совершать или отдавать приказ о совершении одного из серьезных нарушений Женевских конвенций, касающейся защиты жертв войны (август 1949 года). Действия могут быть направлены против граждан или имущества, которые пользуются защитой в соответствии с положениями соответствующей Женевской конвенции:

  • умышленные убийства;
  • испытание пытками и бесчеловечное обращение, в том числе постановка биологических экспериментов;
  • преднамеренное причинение тяжкого страдания или серьезных увечий, нанесение ущерба здоровью;
  • разрушение и присвоение имущества, осуществляемое незаконно, произвольно (производится в больших масштабах и не вызвано военной необходимостью);
  • принуждение к службе в ВС неприятельской державы военнопленных или гражданских лиц;
  • преднамеренное лишение прав военнопленных (граждан) на нормальный и беспристрастный суд;
  • незаконная депортация, арест или перемещение гражданских лиц;
  • взятие лиц в заложники.

В систематизированном виде международная уголовная ответственность физических лиц регламентируется Римским статутом МУС. До настоящего времени нерешенными остаются проблемы, касающиеся международной уголовной ответственности в отношении ее неотвратимости. Не все государства подписали (ратифицировали) этот статут. Также в этой области есть проблема, относящаяся к передаче и выдаче лиц для привлечения к международной уголовной ответственности.

По этой причине Випман Д. отметил, что, независимо от того, что за первые 3 года действия статута его ратифицировали более 60 стран, многие крупные игроки мировой политики откровенно уклонились от этого. В первую очередь, к таким государствам следует отнести США, которые включены в число 7 стран, голосовавших против этого документа. Тот же автор полагал, что Америка предпринимает значительные усилия, направленные на ограничение полномочий Международного уголовного суда. Это обстоятельство может быть обратимым, поскольку, например, президент Б. Клинтон выступал в поддержку идеи формирования Международного уголовного суда.

В этой теме интересной является точка зрения судьи Международного уголовного суда Ханса-Петера Кауля. Он опубликовал статью, которая была посвящена перспективам Международного уголовного суда. В ней содержалась информация о том, что на момент формирования как таковой организации ее создатели мало представляли, как будут достигаться цели Международного уголовного суда. Он же наметил несколько основных перспектив развития:

  • Международный уголовный суд должен укрепить собственное поступательное развитие в качестве профессиональной и эффективной мировой организации. Наряду с этим он должен заслуживать доверие и проявлять профессионализм;
  • прокурор и его офис в качестве движущей силы международной уголовной ответственности несут особенную ответственность за собственные действия;
  • Суд не может действовать успешно, не обладая активной и неизменной поддержки государств (словом и конкретными делами);
  • Страны-участники должны делать выводы из того факта, что Суд не может обладать полномочиями, не имея вооруженных сил, полиции и прочих механизмов исполнительной власти. По этой причине страны-участницы и Суд должны в будущем заняться разработкой новой системы передового опыта эффективного сотрудничества в этой области.

Замечание 2

Римский статут МУС не содержал прямой ссылки на основания международной уголовной ответственности, но из текста его статей можно сделать вывод о том, что в качестве ее основания выступает совершение субъектом деяния, которое включает все признаки состава международного преступления.

Косвенно это положение подтверждает текст 24 статьи статута: Лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим «Статутом за деяние до вступления Статута в силу».

Статья 25 указывает, что человек, совершивший преступление, подпадает под юрисдикцию Суда. Он несет индивидуальную ответственность и должен быть наказан в соответствии с положениями Статута. Статья 31 содержит положение о том, человек не должен нести уголовную ответственность, если в момент совершения им деяния. (далее перечислены основания для освобождения от уголовной ответственности). Так, в обоих случаях наступление ответственности связано с совершением деяния, которое подпадает под признаки международной преступности.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Понятие международно-правовой ответственности

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается:

  1. требованиями обязательства, которое было нарушено;
  2. рамочными условиями для такого деяния.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

Основные принципы международно-правовой ответственности:

  1. каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств;
  2. один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта (например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем);
  3. ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
  4. деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии.

Ответственность подразумевает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.

В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Виды международно-правовой ответственности государств:

  1. политическая;
  2. материальная.
Политическая ответственность государств

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности государств:

  • санкции;
  • реторсии;
  • репрессалии;
  • сатисфакция;
  • ресторация;
  • приостановление членства или исключение из международной организации;
  • подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Читайте также:
Исключительные состояния: что это такое, описание и особенности

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) – это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность государств

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности:

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Читайте также:
Как ликвидировать ООО?

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Основные условия международного арендного договора

Содержание и экономическая сущность ВЭС и ВЭД

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономичес­кой деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сде­лок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность произ­водственно-хозяйственных, организационно-экономических и ком­мерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представля­ет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международ­ные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие опе­рации в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество; ‘научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в мате­риально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществ­лением товарооборота. К ним относятся операции:

по международным перевозкам грузов;

по международным расчетам;

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в об­ласти промышленного и гражданского строительства и предос­тавление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Внешнеэкономические связи – это международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся:

1. Торговые отношения. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и “ноу-хау”, инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.

5. Валютно-финансовые, кредитные отношения. К валютно-финансовым отношениям можно отнести систему взаимодействия курсов валют и ссудных капиталов разных стран при осуществлении внешнеторговых операций. Важная роль при этом принадлежит кредитам, предоставляемым зарубежным партнерам через мировой рынок ссудных капиталов.

Содержание понятия и виды международных арендных операций

Арендная операция, во время которой арендодатель приобретает объект аренды в иностранной фирмы и сдает в аренду национальном арендатору, называется импортной арендной операцией.

Таким образом, характерной особенностью международной арендной операции является участие в ней иностранного контрагента (или арендодателя, или арендатора или производителя-поставщика объекта аренды). Иначе говоря, международной арендной операцией является такая операция, стороны которой находятся в разных странах.

Объекты международной аренды:

– Оборудование общего промышленного назначения (стандартное и уникальное);

– Транспортные средства (грузовые автомобили, самолеты, вертолеты, суда, контейнеры, спецвагоны и т. д.);

– Подъемно-транспортное и строительное оборудование (погрузчики, строительные машины, подъемные краны и др.);

– Средства вычислительной техники и обработки информации;

– Офисное и полиграфическое оборудование;

– Товары потребительского назначения (автомобили, холодильники, телевизоры, видеотехника и т. д.).

Читайте также:
Сертификация продукции: что это такое, описание и особенности

Объектом аренды может быть и оборудования, которое было в пользовании. Например, фирма, требует финансовых средств, может продать свое оборудование фирме-арендодателю, получить за него деньги, а потом взять это оборудование в аренду.

Суть арендных операций состоит в том, что

– Они позволяют получить дополнительные объемы сбыта продукции в условиях жестокой конкурентной борьбы на мировых рынках;

– Позволяют арендатору предостеречь себя от быстрого морального старения оборудования: Это особенно важно для малых и средних предприятий;

– Позволяют арендаторам получить современное оборудование, не делая предварительных больших затрат. В международной практике существуют различные виды международной аренды. В зависимости от сроков различают три вида аренды:

1) долговременную со сроком от 3-х до 5-ти лет, иногда до 15 лет, получившую название “лизинг”;

2) среднеотдаленные – от 1 до 2-3 лет, названную “хайринг”;

3) кратковременную со сроком от нескольких часов до 1 года, получившая название “рейтинг”.

Объектом лизинга являются, как правило, офисное оборудование, строительно-монтажные комплексы, технологические системы, промышленные предприятия. Страхование и техническое обслуживание осуществляется арендатором.

Объектом хайринг обычно являются транспортные средства, дорожно-строительные и сельскохозяйственные машины, монтажное оборудование, спортивные товары и др. Страхование и техническое обслуживание осуществляется по договоренности или арендатором или арендодателем. Объект рейтинга – это транспортные средства, туристические и спортивные товары кратковременного пользования. Страхование и техническое обслуживание при данном виде аренды входит в обязанности арендодателя.

Основные условия международного арендного договора

Предметом договора аренды, в отличие от договора купли-продажи, является сдача объекта в наем, во временное пользование на определенный срок за определенное вознаграждение. Этот момент во многом определяет особенности условий договора.

продолжительность срока зависит от вида аренды: при кратковременной минимальный срок аренды – 1 день, при длительной его продолжительность обычно совпадает с периодом амортизации оборудования. Срок, указанный в договоре аренды, называется безотзывным. Это означает, что стороны могут расторгнуть договор только в том случае, если одна из сторон не выполняет свои обязательства. Срок действия договора может быть продлен только с согласия обеих сторон. Когда срок договора кончается, арендатор может либо вернуть оборудование, либо выкупить его по конечной стоимости.

Арендная плата может быть установлена в виде:

постоянной ставки в течение срока действия договора;

Прогрессивно-понижающей ставки в зависимости от длительности срока действия договора.

Арендная плата может вноситься ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от условий договора. Порой используются авансовые платежи. При кратковременной аренде арендодатель обычно требует заплатить всю сумму аренды сразу после подписания договора.

Особенно пунктуально должна быть разработана статья арендного договора относительно обязанностей сторон. Поскольку арендодатель, согласно договору аренды, остается собственником объекта аренды, обычно он заинтересован в сохранении своей собственности. Поэтому в договоре должны быть предусмотрены его обязанности в указанный срок доставить оборудование в пригодном для эксплуатации состоянии, способствовать арендатору в обучении персонала, осуществить за свой счет ремонт и. возможно, взять на себя полное техническое обслуживание объекта. Арендатор же обязан взять на себя обязанности использовать оборудование в соответствии с требованиями технических инструкций; пиддержувати его в рабочем состоянии; не вносить никаких изменений, переработанное и т. п. Он может застраховать оборудование за свой счет, хотя чаще всего это делает арендодатель, учитывая стоимость страхования в арендную плату.

Арендатор имеет право передать оборудование третьему лицу – субарендатор, но это должно быть указано в договоре аренды. После окончания контракта арендатор обязуется вернуть объект аренды арендодателю. Стороны обсуждают и другие статьи договора аренды.

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНАЯ АРЕНДА

Лекция 13. Международная аренда

Основные понятия:

международная аренда; международные арендные операции; международный лизинг; виды лизинга; финансовая аренда (лизинг); оперативный лизинг; лизинговые договора (контракты).

Понятие, сущность и виды международной аренды

Аренда (лат. сдавать внаем) – это вид предпринимательской деятельности, при котором собственник имущества (арендодатель) с целью получения прибыли передает его во временное владение и пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса (ГК) Республики Беларусь предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Аренда осуществляется посредством арендных операций. Суть арендной операции состоит в предоставлении одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) товара во владение и исключительное пользование (или только пользование) на установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного договора. В соответствии со статьей 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды на срок более 1 года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо независимо от срока заключения договора, должен быть заключен в письменной форме (статья 580 ГК).

Клиент – арендатор, испытывающий потребность в оборудовании или другом предмете аренды, либо получает его со склада арендодателя (если оно заранее закуплено), либо заказывает у выбранного им производителя за счет арендодателя.

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товары переходит от продавца к покупателю, аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданный внаем предмет аренды, предоставляя арендатору лишь право на его временное владение и использование.

Международные арендные операции предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. Международная операция, в которой арендодатель покупает предмет аренды у национальной фирмы и предоставляет его внаем иностранному арендатору, считается экспортной арендной операцией. Арендную операцию, в которой арендодатель приобретает предмет аренды у иностранной фирмы и предоставляет его отечественному арендатору, считают импортной арендной операцией.

Читайте также:
Как перерегистрировать крымскую компанию?

Характерной чертой как международной аренды, так и международной арендной операции является участие в ней либо арендодателя и арендатора, находящихся в разных странах, либо арендодателя и производителя предмета аренды в разных странах. В некоторых случаях все три участника арендной операции могут находиться в разных странах.

Виды международной аренды

В международной практике в зависимости от сроков или продолжительности различают три вида аренды:

· Долгосрочная – с предоставлением товаров внаем на срок от 3 до 5 лет, а по некоторым видам оборудования до 15–20 лет. Такой вид аренды получил название «лизинг» (англ. to lease – сдавать внаем).

· Среднесрочная – предполагает сдачу внаем товаров на срок от 1 до 2–3 лет и называется «хайринг».

· Краткосрочная – продолжительность от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года. В большинстве стран такой вид аренды получил название «рентинг», а в Японии – «чартер».

Классическая аренда отличается от распространенной в настоящее время модификации аренды – лизинга – по следующим характеристикам:

1. В отличие от арендатора лизингополучатель, как правило, принимает на себя некоторые обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание), и выплачивает не ежемесячную плату за право пользования, а полную сумму амортизационных отчислений.

2. Арендодатель полностью несет ответственность за качество сданного в аренду имущества, в то время как лизингодатель часто переуступает лизингополучателю свое право предъявления рекламаций производителю (поставщику) имущества.

3. При лизинге в отличие от аренды арендодатель не имеет права досрочного прекращения действия договора по собственной инициативе.

4. При расчете за аренду размер платежей в основном зависит от рыночной конъюнктуры, в то время как в лизинге учитывается покупная цена объекта, срок лизинга, остаточная стоимость оборудования и стоимость кредита.

5. Аренда предусматривает, как правило, сдачу во временное пользование уже имеющегося в собственности имущества, в то время как лизинг в большинстве своем подразумевает приобретение в собственность имущества по просьбе и указанию лизингополучателя в целях его последующей сдачи в аренду.

Во многих странах в зависимости от содержания и методов осуществления международная аренда делится на 2 вида:

· оперативная (текущая) (operating lease);

· финансовая аренда (лизинг) (finance lease).

Особенности финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе Республики Беларусь выделены в отдельный параграф, а оперативной – нет, считается, что этот вид регулируется общими положениями об аренде.

Оперативная (текущая) аренда предполагает предоставление в аренду заранее приобретенных арендодателем товаров на определенный срок за установленную в арендном договоре арендную плату либо на основе прейскурантных арендных ставок.

По истечении установленного срока арендатор обязан вернуть предмет аренды. Цель оперативной аренды – удовлетворить временные потребности арендатора в арендуемом имуществе. Это может быть одноразовое или сезонное пользование самолетами, судами, строительной техникой либо текущее пользование стандартным промышленным оборудованием для выполнения конкретных заказов (станки, двигатели, моторы и т.д.). Срок арендного договора по текущим арендным операциям может составлять от 2–3 лет до 10 лет, по истечении которого арендатор возвращает предмет аренды арендодателю. Риск порчи или утраты имущества лежит на арендодателе, он же осуществляет техническое обслуживание, текущий ремонт и т.д.

В текущей аренде арендные ставки обычно выше, чем в финансовой, так как арендодатель берет на себя целый ряд рисков: коммерческий, морального старения оборудования, снижения рентабельности и другие прямые и косвенные непроизводительные затраты (ремонт, простой техники и т.д.).

Финансовая аренда (лизинг) состоит в том, что лизинговая фирма, выступающая арендодателем, оплачивает полную стоимость движимого или недвижимого имущества, чаще всего оборудования, заказываемого заинтересованной в аренде фирмой у конкретного поставщика. Арендатор пользуется этим оборудованием на условиях лизингового договора, заключаемого с лизинговой фирмой (арендодателем), как правило, на длительный срок, близкий к сроку окупаемости оборудования (амортизация полной или большей части стоимости оборудования).

По истечении срока лизингового договора арендатор может:

· заключить новый лизинговый договор;

· вернуть предмет аренды арендодателю;

· купить его у арендодателя по остаточной стоимости.

По своей сути финансовая аренда является формой долгосрочного кредитования лизинговой фирмой потребителя (пользователя) оборудования, который путем выплат арендных платежей погашает стоимость оборудования и возмещает услуги арендодателя, включая плату за финансирование.

Техника осуществления финансируемых арендных операций схематично состоит в следующем:

· клиент-арендатор сам определяет тип необходимого оборудования, его качественные характеристики, описание условий и режимов работы оборудования и т.д.;

· информирует производителя данного товара о своем намерении заказать оборудование через посредничество лизинговой компании;

· фирма-арендатор обращается с запросом к лизинговой компании, приложив к нему документы, характеризующие финансовое состояние своей фирмы и счет-проформу на требуемое оборудование;

· в случае положительного решения по сделке лизинговая фирма составляет лизинговый договор (контракт);

· фирма-арендатор подписывает договор и визирует бланк-заказ (наряд на поставку) на оборудование, составленный фирмой-поставщиком (изготовителем) оборудования;

· договор лизинга подписывает лизинговая компания и высылает его поставщику оборудования;

· фирма-поставщик после изготовления оборудования отгружает его в адрес фирмы-арендатора, которая несет обязанность по приемке оборудования;

· после отгрузки фирма-поставщик и фирма-арендатор подписывают протокол приемки товара, высылают лизинговой компании, которая оплачивает стоимость оборудования.

Таким образом, лизинговая фирма заключает два договора: лизинговый договор с фирмой-арендатором и договор купли-продажи с поставщиком оборудования.

Лизинговая фирма не несет ответственности за бесперебойность работ оборудования и не предоставляет никаких гарантий. Техническое обслуживание и ремонт оборудования арендатор производит за свой счет. Риск утраты или повреждения оборудования остается на арендодателе как собственнике предмета аренды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: