Международное морское право: что это значит

Международное морское право: понятие, нормы, принципы, кодификация и прогрессивное развитие

Появление морского права, его особенности и нормы

Исторически международное морское право зарождается вместе с появлением мореплавания и торговли между странами. По этой причине оно может являться старейшей отраслью международного права. В то время появляется потребность регламентировать морские отношения, а с развитием морской торговли и мореплавания стало увеличиваться число морских правил, собранных в соответствующие кодексы.

Первый известный кодекс был представлен Родосским кодексом (III или II в. до н.э.). Его широко использовали в районе Средиземного моря. Создание такого кодекса представляло собой попытку кодифицировать правила и обычаи, постепенно приобретающие обязательный характер. Их признавали купцы и торговцы в экономически развитых морских регионах.

По большей части все сборники правил и обычаев относились к имущественным и административным вопросам, возникающим у мореплавателей и судовладельцев. Они не были призваны регулировать морские отношения между странами, хотя те учитывали в своей практической деятельности данные документы.

В дальнейшем появляются международные договоры между странами, сконцентрированные на регулировании узких областях мореплавания. Подобную направленность и разносторонность можно было наблюдать вплоть до середины XX в. Тогда была завершена Вторая мировая война и сформирована ООН, при этом внимание стран направилось на кодификацию норм международного права, включая морское. Огромный вклад в подготовительную работу в этом деле внесла Комиссия международного права Организации Объединенных Наций, созданная в 1947 году. На ней были вынесены рекомендацию Генеральной Ассамблее ООН на созыв специальной международной конференции.

НТП и изменение приоритетов развитых стран позволили многогранно использовать Мировой океан (например, осуществление разведки и эксплуатации ресурсов континентального шельфа, научно-исследовательской деятельности, разработки ресурсов морского дна, океанов за пределами континентального шельфа). Все это способствовало тому, что рекомендацию Комиссии международного права ООН восприняли положительным образом и в 1958 году была проведена I Конференция ООН в Женеве, касающаяся морского права. С ее проведением можно считать завершенным этап становления международного морского права в качестве отрасли международного права.

Международное морское право можно определить как отрасль современного международного права, представляющую собой совокупность международных правил и норм, посредством которых устанавливается правовой статус морских пространств и регулируются отношения между субъектами.

86 стран приняли участие в работе конференции, при этом ее мандат состоял в рассмотрении морского права с учетом юридического, технического, биологического, экономического и политического аспекта проблемы. Было необходимо использовать результаты проделанной работы в одной или нескольких международных конвенциях или прочих подобных актах.

В апреле 1958 года Конференцией были приняты 4 самостоятельные конвенции, открытые для подписи до конца октября 1958 года. Далее они были открыты для присоединения всех стран, являющихся членами ООН, и прочих стран и специализированных организаций, которые были приглашены Генеральной Ассамблеей. Другие документы в этой сфере представлены:

  • Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (от 1964 года);
  • Конвенцией об открытом море (от 1962 года);
  • Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (от 1966 года);
  • Конвенцией о континентальном шельфе (от 1964 года);
  • Факультативным протоколом подписания, который касается обязательного разрешения споров (от 1962 года);
  • резолюции, в том числе резолюция о созыве II Конференции ООН по морскому праву.

Роль первой Конференции ООН по морскому праву состояла в том, что она являлась первой глобальной стадией кодификации обычных норм, которые сформировались на то время. На ней в рамках прогрессивного развития международного права были приняты новые нормы, впоследствии получившие широкое признание и имеющие силу по сегодняшний день.

Еще одна важная Конференция ООН по морскому праву была проведена в Женеве в Европейском офисе ООН (17 марта — 26 апреля 1960 года). В ее работе принимали участие делегации 88 стран, включая делегацию от нашей страны, во главе которой стоял видный советский юрист Г. И. Тункин, занимающийся вопросами международного права. По приглашению Генеральной Ассамблеи ООН наблюдателями здесь были представители МОТ, ИКАО, ВОЗ, МСЭ, ВМО, ИМКО и др.

Цель II Конференции ООН заключалась в формировании международно-правовых норм по вопросам, не решенным в рамках I Конференции (например, определение ширины территориального моря и установка рыболовных зон за рамками территориального моря). По причине возникших политических разногласий не удалось найти решения этим вопросам.

Читайте также:
Иностранная религиозная организация: что это значит

При закрытии Конференции, ее председателем было высказано мнение, что отрицательный результат можно объяснить сложностью рассматриваемых вопросов, а не отсутствием доброй воли членов Конференции.

Итоговые результаты голосования на II Конференции ООН по морскому праву по вопросам определения ширины территориального моря, а также практика стран показали, что на то время была создана обычная норма международного права. Ее признавали если не все, то, по крайней мере, большая часть стран. Она гласила, что неправомерна установка ширины территориального моря более 12 морских миль. Наряду с этим, сразу после завершения Конференции, многие государства становятся на путь одностороннего расширения собственного территориального моря за указанные пределы. Часто значение стало достигать до 200 морских миль. Акты издавали некоторые латиноамериканских страны (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Эквадор), ряд африканских стран (Либерия, Ангола, Конго).

Проблема ширины территориального моря и прочие не решенные вопросы международного морского права сформировали предпосылки для того, чтобы созвать новую Конференцию.

Особенности кодификации морского права

Кодификация международного морского права означает его прогрессивное развитие. Оно продолжается после II Конференции ООН, когда были приняты международные соглашения, частично кодифицирующие нормы международного морского права, включая:

  • Международные конвенции по охране человеческой жизни на море (от 1960 и 1974 года);
  • Договор о запрете на размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (от 1971 года);
  • Международную конвенцию в области предотвращения загрязнения судов (1973 года), включая Протокол к ней, принятый в 1978 году;
  • Международную конвенцию о безопасности судов (от 1977 года) и др.

В 1982 году произошло важное событие в рамках совершенствования и кодификации международного морского права – III Конференция ООН по морскому праву (1973-1982 гг.). На ней приняли Конвенцию ООН по морскому праву, в чем участвовали более 150 стран.

Глобальный характер Конференции, включая ее нормотворческие задачи, характеризуют пакетный подход к рассмотрению всех вопросов в совокупности. Это основано на признании тесной взаимосвязи всех проблем, касающихся Мирового океана.

Конвенцию ООН по морскому праву открыли для подписания в декабре 1982 года. Она вступает в силу в ноябре 1994 года. Тогда же вступает в силу Соглашение об осуществлении XI части Конвенции, касающейся минеральных ресурсов Международного района морского дна. Все это повлияло на практически всеобщее принятие странами Конвенции. Сегодня уже все признали, что что любая деятельность, касающаяся океана, не должна противоречить положениям Конвенции, участниками которой уже являются более 140 стран. Остальные страны находятся в процессе ратификации или присоединения к Конвенции.

По своей структуре Конвенция включает 17 частей (320 статей и 9 приложений), в рамках которых расписан всеобъемлющий правовой режим океанов и морей. Эти положения устанавливают правила, с помощью которых регулируется вся деятельность в океанах, включая использование их ресурсов (судоходство, аэронавигация, разведка и добыча минеральных ресурсов, сохранение и предотвращение загрязнения и др.).

Конвенция воспроизводит основные положения Женевских конвенций 1958 года, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и др. В ней решаются глобальные и актуальные проблемы международного морского права (12-мильный предел, 200-мильная исключительная экономическая зона, режим морского дна за территорией действия национальной юрисдикции, право архипелажного и транзитного прохода через международные проливы и др.).

Принципы международного морского права

Международное морское право, представляя собой отрасль международного права, использует его общепризнанные принципы. Наряду с этим Конвенции закрепили специальные принципы международного морского права:

  • свобода открытого моря (означает свободу судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов и установок, рыболовства, научных исследований);
  • мирное использование вод Мирового океана;
  • защита и предотвращение загрязнения морской среды;
  • суверенитет страны над внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительная юрисдикция страны над судами собственного флага в открытом море.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Читайте также:
Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Содержание

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. [1] Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

=== Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит — торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 155 государствами. [2] [3]

Читайте также:
Что повлечет смена адреса у учредителя?

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

  • Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. [4] При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. [5]
  • Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. [6]
  • Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам. [7]

Международное морское право: понятие, принципы, институты

Международное морское право – совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

– принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

– принцип мирного использования моря – отражает принцип неприменения силы;

– принцип общего наследия человечества;

– принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

– принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

– Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

– Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

Читайте также:
Общества взаимного страхования: что это значит

– Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

– Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Понятие и правовой режим:

а) внутренних морских вод, «исторических» вод;

б) территориального моря;

в) прилежащей зоны;

г) исключительной экономической зоны;

д) открытого моря;

е) континентального шельфа;

ж) района морского дна за пределами континентального шельфа.

Внутренние воды – это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона – район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне.

Читайте также:
Плата за жилое помещение

Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Международный район морского дна – это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов.

Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина – по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами – участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

Международное право. Особенная часть

Понятие и принципы международного морского права

Международное морское право (International Law of the Sea) — это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

Читайте также:
Как лучше составить договор?

В-третьих, Мировой океан — это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот является одним из главных средств осуществления международной торговли. Поданным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем.

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973-1982 гг.

На I Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией ООН по международному праву, были приняты четыре конвенции, направленные на регулирование режима морских пространств и рыболовства в Мировом океане: о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Конференция по существу кодифицировала подавляющее большинство норм международного морского права, «разбросанных» по многочисленным международным договорам и накопившихся в виде международно-правовых обычаев.

II Конференция ООН поморскому праву 1960 г. , посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву , которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт — Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea, 1982 — UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву.

Важнейшим для международного морского права является принцип свободы открытого моря . Он был сформулирован еще древнеримскими юристами, признававшими всеобщее право на «морские воды». Вместе с тем эпоха великих открытий характеризовалась массовыми притязаниями государств на целые моря. Так, Генуя заявляла свои права на Лигурийское море, Венеция — на Адриатическое, Турция — на Черное. Король Датский и Норвежский Эрих в 1432 г. заявил королю Англии, что никто не имеет права на рыбную ловлю и торговлю в водах Норвежского моря без его дозволения. Карл 1 поддерживал силой оружия свои права на Северное море. Фактически эти притязания выражались в преследованиях и захватах иностранных судов, в обложении их пошлинами и т.д. И лишь в XVIII в. повсеместно начинает распространяться принцип свободы открытого моря. Право государств на пользование этой свободой было сформулировано известным голландским ученым Гуго Гроцием в книге «Mare liberum. » («Свободное море. »), опубликованной в 1609 г. В декабре 2002 г. в послании Международного Суда ООН Генеральной Ассамблее ООН в связи с празднованием 20-й годовщины открытия к подписанию Конвенции ООН по морскому праву сказано, что положения Конвенции берут свое начало в фундаментальном труде Гуго Гроция «Свободное море».

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море . Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Читайте также:
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г

Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана . Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества . В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

Международное морское право

1.Международное морское право
2.Территориальное море
3.Экономическая зона
4.Открытое море
5.Закрытое море

Международное морское право ‒ одна из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

  • принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и так далее, а также свободу воздушно- го полета над открытым морем;
  • принцип мирного использования моря – отражает принцип неприменения силы;
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
  • принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приняты четыре конвенции по морскому праву:

  • о территориальном море и прилежащей зоне;
  • открытом море;
  • континентальном шельфе;
  • рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются:

  • на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;
  • пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т. д. Ко второй группе принадлежат прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.

Территориальное море – полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется Российская Федерация; морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для от- счета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Исторические заливы, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т. д.).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению, т. е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

От территориального моря следует отличать прилежащую зону – пространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможен- ный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможности застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих за- конов и правил, совершенное в пределах его территории.

Читайте также:
Чем чреват лишний ОКВЭД?

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, находящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономической зоне вправе управлять экономической деятельностью, сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия по- лучения лицензии, взимать сборы и т. д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континентальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав судоходства и других прав иных государств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в со- став территории ни одного из государств. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных целях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским пространством, научных исследований и т. д.).

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого плавает судно.

Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в при- лежащей зоне.

Закрытое море – это море, которое омывает берега несколь- ких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, рас- положенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтий- ское моря).

Пролив – естественный морской проход, соединяющий меж- ду собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой части открытого моря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.

Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к между- народным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международные каналы – это искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Каналы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохождения канала, также предусматривается уплата сборов

Международные железнодорожные перевозки: понятие, разновидности, правовое регулирование

Железнодорожные международные перевозки – это перевозки груза и пассажиров между несколькими государствами на условиях, которые регламентируются международной железнодорожной конвенцией.

Читайте также:
Материально ответственное лицо: что это значит

Железнодорожные перевозки в случае, если отсутствует международное транспортное соглашение носят национально-правовой характер. Данные перевозки должны быть оформлены посредством нескольких договоров: следования до пограничных станций – в соответствии с законами государства, из которого состав отправляется, а после пересечения границы – в соответствии с национальным законодательством иностранных государств.

Применение законодательства при железнодорожных перевозках

Общепризнанным положением является то, что в случае наличия железнодорожной конвенции, применять железнодорожное законодательство можно только в случае отсылок к нему в конвенции или по вопросам, которые не урегулированы в конвенции. Особенностью коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения является то, что совмещаются действия нескольких коллизионных начал. Распространенным явлением также можно назвать трансформацию общих коллизионных привязок в специальные (законы дорог отправления, следования, транзита, назначения). Правовым регулированием предполагается, что возможна автономия воли в случае выбора применимого права и юрисдикции.

Существует множество разновидностей международных железнодорожных перевозок:

  1. прямые международные сообщения;
  2. непрямые или ломаные сообщения;
  3. соседские перевозки;
  4. транзит;
  5. сквозные перевозки;
  6. бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки;
  7. перевозки грузов с переотправкой.

Конвенции о железнодорожных перевозках

Заключение многосторонних международных соглашений относительно железнодорожных перевозок может быть осуществлено только на региональном уровне. В Европейских странах на сегодняшний день действуют Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках грузов от 1890 (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа от 1923 года (СИВ). Для развития Бернской конвенции 1890 года подписали конвенцию о международной торговле от 1914 года. Данная транспортная конвенция разработана в качестве свода основных правил перевозки для железных дорог Европы.

Конвенции были неоднократно пересмотрены: 1966 году приняли Дополнительное соглашение к СИВ, а в 1970 году – к СИМ. В 1980 году созвали специальную конференцию по пересмотру Бернских конвенций, которая была завершена принятием КОТИФ – Соглашения о международных железнодорожных перевозках (1980), которое содержало объединенный текст СИМ и СИВ. Как Приложение к КОТИФ разработали Международную пассажирскую конвенцию (Приложение А – Единые правила МПК) и Международную грузовую конвенцию (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК также приняли специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения. В рамках КОТИФ также создали Бернскую организацию международного железнодорожного транспорта.

Основной целью КОТИФ является возможность создания единой правовой системы, которые может быть применима как к перевозкам багажа, так и пассажиров и грузов в прямом международном сообщении; данная система правовых норм может быть применена для международных перевозок смешанного сообщения, в которых используется железнодорожный, речной или морской транспорт. Нормы МПК и МГК носят диспозитивный характер – присутствует возможность изменять условия перевозок при помощи отдельного двустороннего соглашения и нормы национального закона. В КОТИФ существует большое количество специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления, следования и назначения груза).

Также предусматривается возможность автономии воли сторон. Общая коллизионная норма – lex fori, т.е. применение национального права страны, в которой управомоченное лицо осуществляет свое требование, включая положения и его коллизионного права (допускается обратная отсылка и отсылка к праву третьих стран).

В приложение к КОТИФ также разработали проект Единых правил договоров о том, как может быть использована инфраструктура железных дорог. Инфраструктура может быть определена в качестве железных путей и устройств, которые с ними неразрывно связаны, необходимые для обеспечения безопасности во время осуществления перевозок по железнодорожным сообщениям. В проекте определили основные условия данных договоров; большая часть правил в данных договорах уделяется тому, какая взаимная ответственность существует между участниками – железными дорогами и организациями, которые эксплуатируют инфраструктуру. Предусматривается установление исковой давности в 3 года.

В КОТИФ принимают участие не только страны Европы, но также и некоторые государства Азии и Африки.

СМГС и СМПС

Помимо КОТИФ Российская Федерация принимает участие в большом количестве многосторонних международных региональных соглашениям, которые касаются международных жд перевозок: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) (1951) (действуют в редакции 1992 и 1997 гг.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

Читайте также:
Как оформить несостоятельность ИП?

В СМГС и СМПС содержатся императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Не являются действительными все международные соглашения, которые отступают от правил, указанных в СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Устанавливается запрет на выбор применимого права и других коллизионных привязок. Применять национальные законы можно исключительно в вопросах, которые не урегулированы соглашениями. Среди участников СМГС и СМПС действительно соглашение о международном прямом и смешанном железнодорожном сообщении.

Основные виды железнодорожных сообщений

Железнодорожные перевозки реализуются во внутреннем и международном сообщениях. На территории России они осуществляются в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном сообщениях.

Перевозки в прямом железнодорожном сообщении – это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями Российской федерации с участием одной и более структур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования. К прямому сообщению относятся, например, железнодорожные маршруты: «Москва –Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург – Мурманск» (Октябрьская железная дорога); «Ростов-на-Дону – Сальск» (Северо-Кавказская железная дорога); «Москва – Нижний Новгород» (Московская и Горьковская железные дороги); «Санкт-Петербург – Самара» (Октябрьская, Московская и Куйбышевская железные дороги); «Москва – Новосибирск» (Московская, Куйбышевская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская железные дороги) и т. п. Прямое сообщение организуется между крупными экономическими, промышленными, культурными и курортными центрами, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

В прямом сообщении выделяется пригородное сообщение, которое осуществляет перевозки в пределах пригородных зон представляющих собой территории, прилегающие к крупным городам, промышленным и курортным центрам. Как правило, пригородные зоны простираются на расстояние до 150 км от центpa, однако в некоторых случаях пригородные поезда могут ходить и на более дальние расстояния. Например, пригородное сообщение существует между Москвой и Калугой (около 200 км); Москвой и Рязанью (более 200 км); Москвой и Владимиром (более 170 км); Воронежем и Мичуринском (более 180 км) и др.

Отличительной особенностью пригородного сообщения является неравномерность распределения” перевозок в течение суток, что связано с режимом работы и отдыха пассажиров, пользующихся пригородными поездами. Основная цель пригородного сообщения заключается в обеспечении регулярной и своевременной доставки пассажиров к месту работы и обратно в будние дни, а также в перевозке туристов к местам отдыха в выходные дни и в летнее время года

Перевозки в прямом смешанном сообщении – это перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта (железнодорожным и автомобильным, железнодорожным и морским, железнодорожным и речным, железнодорожным и воздушным) по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования. Прямое смешанное сообщение чаще используется при перевозке грузов (по транспортной накладной), хотя оно может быть организовано и для туристов. К прямому смешанному сообщению относится, например, перевозка авиапассажиров с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта Домодедово электропоездом «Московский», осуществляемая по представлению пассажиром авиабилета.

Перевозки в непрямом смешанном сообщении – это перевозки в пределах Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам, оформленным на транспортное средство каждого вида.

Международные перевозки с участием железнодорожного транспорта реализуется в прямом и непрямом сообщениях. При этом под перевозками в прямом международном сообщении понимаются перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, которые осуществляются между различными железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут.

Перевозки в непрямом международном сообщении – это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через пограничные железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Как уже отмечалось, международные перевозки реализуются на основании многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных между железными дорогами различных государств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: