Международные сервитуты: что это такое, описание и особенности

Международные сервитуты

(от лат servitus — обязанность, обязательство; англ. international servitudes) – в науке международного права и дипломатической практике ограничение прав государства в отношении определенного участка его территории в пользу др. государства. При этом имеются в виду ограничения, которые в случае передачи соответствующей территории переходят на ее нового обладателя.

Понятие М.с. возникло в результате применения к международным отношениям отдельных категорий римского права, в т.ч. понятия сервитут. В XIX в. М.с. называли установленную в международной практике обязанность нейтрализации определенных участков территории (напр., нейтрализация Верхней Савойи в пользу Швейцарии согласно заключительному акту Венского конгресса 1814-1815 гг.).

В конце XIX – начале XX в. французская, американская и частично немецкая доктрины международного права начали внедрять понятие М.с. в международный обиход. М.с. называли различные виды временного занятия чужой территории (напр., аренда портов и морских баз, концессии и сеттельменты на Дальнем Востоке), случаи пользования чужой территорией для транзита (напр., через Суэльский и Кильский каналы). Однако уже в тот период ряд юристов-международников указывали на чрезмерно расширительное толкование М.с. и, в частности, на то, что во многих случаях оно применялось для обозначения обязательств, имевших чисто политический характер. Постепенно и международная практика стала избегать использования этого понятия (см. подр.: М.И. Лазарев. Международные сервитуты. -Правоведение, 1965, № 1).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Международные неправительственные организации
  • Международные счетные единицы

Полезное

Смотреть что такое “Международные сервитуты” в других словарях:

Международные сервитуты — (от лат servitus обязанность, обязательство; англ. international servitudes) в науке международного права и дипломатической практике ограничение прав государства в отношении определенного участка его территории в пользу др … Энциклопедия права

сервитут — (от лат. servitus обязанность, обязательство, повинность) особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться (в установленных пределах) чужой вещью. Чаще всего С. право ограниченного пользования чужим земельным участком. В … Большой юридический словарь

сервитут международный — в международном праве ограничение территориальных прав одного государства в пользу другого: создание морских баз, поселений на чужих территориях, транзит через каналы и т.п. * * * см. Международные сервитуты … Большой юридический словарь

Сервитут — (лат. servitus; англ. servitude, easement) известное еще римскому праву право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Помимо естественных прав лица на свои … Энциклопедия права

Сервитут международный — см. Международные сервитуты … Энциклопедия права

Армения, Республика Армения — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юге Закавказья. Территория 29,8 тыс. кв. км. Столица г.Ереван.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Польша — Республика Польша Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Восточной Европе. Территория 312,7… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Грузия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы, в центральной и западной частях Закавказья.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Португалия — Португальская Республика Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юго западе Европы, на… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Чили — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юго западе Южной Америки. Территория 756,9 тыс. кв.км … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Сервитут

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Читайте также:
Как ликвидировать ООО?

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

обеспечения водоснабжения и мелиорации;

прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

проведения дренажных работ на земельном участке;

использования земельного участка;

прохода или проезда через земельный участок;

выпаса сельскохозяйственных животных;

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

свободного доступа к прибрежной полосе;

использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

сферу, на которую распространяется действие сервитута;

платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

заявление на выполнение регистрации;

паспорт лица, подающего данное заявление;

кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое сервитут: особенности заключения договора

  • Что такое сервитут
  • Сервитут частный и публичный
  • Кто платит за сервитут
  • Договор сервитута
  • Как устанавливают сервитут
Читайте также:
Неуважение к суду: что это значит

Эксперт в этой статье

  • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Что такое сервитут

Сервитут — это право пользования чужой собственностью. Оно может распространяться на нежилое и жилое помещение либо земельный участок [1]. Термин перешел в юридическую практику из римского права, с латыни servitus (или servitutis) означает «подчиненное положение».

Чаще всего необходимость в сервитуте возникает у жителей дачных поселков и садовых товариществ, если дом огорожен так, что с улицы не могут подъехать спецслужбы и приходится пользоваться дорогой соседнего участка. Другой вариант — перекрытый из-за заборов путь к озеру или лесу. Сервитут может быть земельным, вещным, воздушным, водным и гражданским — когда распространяется на здания, а не только на землю.

Частный и публичный сервитут: в чем разница

Сервитут классифицируется на частный и публичный; второй — для общественных целей. Интересно, что в законодательстве вы не найдете формулировки «частный», такой вид права пользования чужим имуществом называют просто сервитутом [2]. Но в этом материале он упоминается с прилагательным, чтобы вы не запутались.

  • Публичный сервитут устанавливается законом РФ в интересах государства, местного административного аппарата или жителей. Например, вас могут обязать обеспечить людям проход, если дорога через ваш участок является единственной. Эти моменты лучше всего выяснять до покупки дачи, чтобы потом не превращать дачный газон в тропинку дачников, спешащих на электричку, или маршрут для выпаса рогатого скота. Участок могут использовать и для государственных целей, если их невозможно реализовать за его пределами: проведения геодезических работ, сенокошения, рыболовства, размещения межевых знаков и гравиметрических пунктов.
  • Частный сервитут — установление права пользования для ограниченного числа лиц, как правило, соседей. Например, вам необходимо провести электрокоммуникации к своему дому, но это можно сделать только через смежный участок. В таком случае заключается договор с соседями, в котором указана причина пользования чужой собственностью. При этом важно учесть, что спустя какое-то время после установки может потребоваться реконструкция, ремонт и как минимум обслуживание проложенной линии электропередачи. Если собственник участка отказывается заключать соглашение, добиваться сервитута придется через суд.

Кто платит за сервитут

Право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. Иначе каждый второй мог бы потребовать землю соседа в личных целях. Компенсационные отчисления устанавливаются по договоренности между участниками соглашения. Пользователь может перечислить деньги единоразово либо поделить сумму на ежемесячные платежи на весь период вмешательства на чужую территорию [3].

Оплата рассчитывается исходя из площади земли, которая фиксируется в договоре. Но здесь важно рассмотреть и другие нюансы: насколько сильно пользование участком будет мешать собственнику, какие неудобства и в течение какого времени ему придется терпеть. Закон формулирует это как «принцип разумности», а определенного алгоритма расчетов не приводит, поэтому вопрос будет решаться на усмотрение судей.

При этом человека могут обязать предоставить имущество в безвозмездное пользование для публичного сервитута, например для инженерных работ. Об отсутствии платы вы также можете договориться самостоятельно — еще один повод дружить с соседями.

Как правильно оформить договор сервитута

Прежде чем обращаться в суд, есть смысл договориться со второй стороной. Как минимум уведомить о необходимости пользования имуществом другого человека. В договоре необходимо указать сферу, на которую распространяется сервитут, а также платно или безвозмездно это происходит. Обязательно уточните сроки проведения работ или необходимости прохода по чужой территории. Если удалось договориться, то после заключения соглашения нужно зарегистрировать сервитут в Росреестре. После оформления сделки вы получите справку из ЕГРП, в которой указаны нюансы обременения. С этого момента сервитут вступает в законную силу.

Учитывайте, что обременение касается имущества или земли, поэтому не зависит от собственника. То есть, если участок перешел по наследству, сервитут сохраняется на срок, указанный в договоре [4].

Как устанавливают сервитут

При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.

При установлении публичного права пользования основанием для его законности будет нормативный акт муниципальных или региональных властей; собственнику в таком случае не требуется получать выписки и заключать договор. Сервитут может быть прекращен по инициативе владельца участка раньше сроков, указанных в документах. Для этого ему нужно обратиться в суд, если стало невозможно пользоваться участком из-за работ или отпала необходимость в обременении.

Читайте также:
Перерегистрация ООО: что это такое, описание и особенности

Комментарий эксперта

Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

— Соглашение об установлении сервитута заключается в простой письменной форме, обращаться к нотариусу не нужно. Трудности при составлении договора вызывает определение границ и цена сервитута.

Перед подписанием соглашения рекомендую обратиться к экспертам — геодезистам, которые определят наименее обременительный для собственника вариант размещения: дороги, пешеходной части — границы сервитута, это поможет снять споры между соседями. Они делают схему с указанием границ участков с использованием координат поворотных точек — расчет на местности границ согласно установленным правилам. Такая услуга у геодезистов относительно недорогая, цена поставлена в зависимость от количества поворотных точек.

Установить рыночную стоимость поможет оценщик, но можно определить и самостоятельно. Для примера рекомендую взять ставку арендной платы за земельный участок. Такие ставки можно найти в открытом доступе. Учтите в договоре, плата за сервитут может иметь форму единовременного или периодических платежей. Предусмотрите возможность изменения размера периодических платежей раз год, поставьте в зависимость от уровня инфляции. Спрогнозируйте ситуацию, если предполагаете в будущем существенное изменение интенсивности движения, увеличение количества транспортных средств; пропишите в договоре, что цена будет расти.

Основное условие, из которого должны исходить участники соглашения при определении цены — соразмерность платы за сервитут. Учтите в договоре временной промежуток сервитута — срочный (ограниченный определенным временным промежутком, который надо прописать) или постоянный. Пропишите в соглашении санкции (неустойка и штраф) за нарушение обязательств сторон. Такие меры дисциплинируют участников соглашения. Укажите актуальный адрес корреспонденции и электронной почты.

К договору приложите схему с границами участков, выполненную геодезистом или самостоятельно, в последнем случае с подписью участников соглашения. В открытом доступе размещены типовые формы соглашения о сервитуте, имеются они и в правовых системах («Консультант», «Гарант»), к которым можно получить временный доступ (демоверсию).

Типовые формы использовать можно, не забывая о специфике своей ситуации, с учетом рекомендаций данных выше. В шаблонах прописаны лишь существенные (обязательные) условия договора. В случае если договориться с соседом не получилось, можно обратиться в суд.

Специфика споров о сервитуте заключается в том, что суд установит ограничение использование земли (объекта недвижимости) лишь в случае отсутствия у вас иной возможности осуществить право пользования. Например, в случае, если подъезд (проход) к вашему земельному участку идет исключительно через участок соседей. При этом сервитут не может быть установлен, если собственник земли лишается возможности использовать весь земельный участок в соответствии с разрешенным использованием.

В рамках подготовки к суду направьте письменно предложение соседу и приложите проект соглашения о сервитуте. Закажите выписки из ЕГРН и заключение экспертизы. Суд будет исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон. На практике сервитут, особенно безвозмездный, устанавливается, скорее, в исключительных случаях.

Что такое сервитут и как его оформить? Правовые тонкости процедуры

Законодательством предусмотрены различные варианты права на земельный участок, включая и такие виды, которые предоставляют исключительно возможность временного пользования землей. Одним из таких прав является сервитут. Простыми словами, что означает это слово: такое право как сервитут представляет собой ограниченное вещное право на определенный участок земли. Далее в тексте рассказано, что такое сервитут в каких целях устанавливается.

  1. Определение: что это такое простым языком и для чего он нужен?
  2. Отличие от аренды земли
  3. Правовое регулирование: понятие и признаки в гражданском и публичном праве
  4. Виды обременения
  5. Особенности в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности
  6. Обладатели
  7. Как оформить?
  8. Что значит государственная регистрация?
  9. Плата
  10. На какой срок устанавливается?
  11. Может ли быть бессрочным?

Определение: что это такое простым языком и для чего он нужен?

Порядок установления этого права полностью регулируется на законодательном уровне. Так, под значением слова сервитутом понимается право лица, не являющегося собственником земли, пользоваться определенным ее участком в ограниченном режиме (ст. 23 ЗК РФ, ст. 274 ГК РФ).

Чаще всего суть и необходимость в его оформлении возникает для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. Нередко такое правомочие требуется для проведения ремонтных или строительных работ, реконструкции или эксплуатации объектов, расположенных на земельном участке (подробнее об основаниях, по которым может возникать сервитут, мы рассказываем тут).

  1. При необходимости использования лицом участка, собственником которого он не является, передача ограниченного права на землю происходит по договоренности. Такого рода соглашение между двумя лицами является частным сервитутом.
  2. Если право пользования землей устанавливается в интересах государства или местных органов власти, то в этом случае сервитут считается публичным.
Читайте также:
Местное сообщение: что это такое, описание и особенности

Подробное сравнение и разница между публичным и частным сервитутами приведена здесь.

Право пользования землей может быть получено в следующих целях:

  • проход или проезд через участок;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды при наличии на участке водных объектов;
  • обеспечение сельскохозяйственных нужд (выпас скота, прогон животных, заготовка сена и прочее);
  • прокладка линии электропередач, водопровода и прочих удобств;
  • проведение ремонтных или строительных работ.

Отличие от аренды земли

Еще одним видом права ограниченного пользования земельным участком является аренда. Земельно-правовой сервитут имеет целый ряд отличий от аренды:

  • может быть установлен как в добровольном порядке, так и принудительном, а договор аренды можно заключить исключительно по добровольной договоренности между сторонами;
  • предоставляется по решению суда, путем заключения письменного соглашения между сторонами или на основании нормативного акта, а для передачи в аренду объекта стороны просто заключают между собой договор;
  • большая часть прав остается у законного собственника земли, а при аренде основная часть прав на участок переходит арендатору;
  • может устанавливаться как на платной, так и на бесплатной основе, а договор аренды всегда подразумевает оплату за пользование имуществом, так как сделка является возмездной;
  • арендатор вправе извлекать прибыль с земельного участка, а сервитут такой возможности не предусматривает.

Более подробно, все различия между арендой и сервитутом, были рассмотрены нами в этой статье.

Правовое регулирование: понятие и признаки в гражданском и публичном праве

Понятие сервитута и порядок его установления относительно земельных участков раскрывается в ряде нормативно-правовых актов:

  1. Частный вид регулируется нормами гражданского права. Этому вопросу в Гражданском кодекса РФ посвящены ст. 216, ст. 274-277.
  2. Публичный – устанавливается в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (ст. 23, ст. 39.23—39.26). Больше информации о том, как происходит установление публичного сервитута, найдете тут.

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Право ограниченного пользования лесными участками устанавливается с соблюдением норм Лесного кодекса РФ (ст. 9 ЛК РФ). Обременение может использоваться при межевании территории, а также для проведения строительных работ, которые регулируются Градостроительным кодексом РФ (ст. 43, ст. 51 ГрК РФ).

Также учитываются нормы следующих законов:

Виды обременения

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитуты разделяют на два вида – частный и публичный:

  • Установление первого происходит в соответствии с нормами гражданского законодательства. Необходимость в нем возникает, если лицо, в собственности которого имеется недвижимость, не может выполнить работы, перечисленные в ст. 274 ГК РФ, не воспользовавшись участком, принадлежащим другому лицу. При установлении такого вида ограниченного пользования землей третьему лицу сам собственник территории продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
  • Установление публичного сервитута происходит на основании закона, нормативного акта РФ или какого-либо субъекта страны, органа местного самоуправления, если необходимость в использовании территории возникала в государственных интересах. Публичный сервитут может быть предоставлен только в случаях, перечисленных в п.3 ст. 23 ЗК РФ.

Больше информации о существующих видах сервитута и про их особенности найдете тут.

Особенности в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности

Необходимость в предоставлении возможности права ограниченного пользования может возникнуть как к частной земельной территории, находящейся в собственности юридического или физического лица, так и относиться к участку, который находится в собственности государства.

  1. Если земля находится в частной собственности, то заключить соглашение о передачи в пользование определенного участка третьему лицу может только сам собственник. Такими полномочиями не обладают арендаторы земли, землевладельцы или временные пользователи участка.
  2. Если земля находится в федеральной собственности, то в роли собственника выступает Росимущество (Постановление Правительства от 05.06.2008 № 432).

Как частные лица, так и Росимущество могут требовать плату за пользование землей:

  • В первом случае полученные средства будут личным доходом собственника.
  • Во втором случае – средства будут поступать в федеральный бюджет.

Собственник земли может самостоятельно устанавливать размер оплаты за проведение работ на его частной территории. Если же земля находится в собственности государства или муниципалитета, то размер оплаты устанавливается:

  • в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1461;
  • согласно порядку, действующему в определенном субъекте РФ относительно земель, находящихся в собственности такого субъекта;
  • в соответствии с порядком, назначенным местными органами управления, для территорий муниципальной собственности.
Читайте также:
Как перерегистрировать крымскую компанию?

  1. Если муниципальная собственность была предоставлена в постоянное бессрочное пользование сроком более 1-го года, то заключить соглашение о том, что ЗУ может быть обременен, имеет право и землепользователь.
  2. Если территория передается в пользование муниципальному или государственному предприятию, то для заключения соглашения требуется письменное разрешение органа власти, в ведении которого находится данное предприятие.

Обладатели

Законодательством установлено, что обладателями сервитута являются лица, которые получили право ограниченного пользования территорией, находящейся в собственности иного лица (ст. 5 ЗК РФ). Другими словами, обладатели – это участники земельных отношений, в пользу которых был установлен сервитут.

Чаще всего эти лица получают право пользоваться только определенным участком территории, случаи с предоставлением в пользование всей территории собственника встречаются довольно редко.

Как правило, обладателем является собственник соседнего участка, но в целом удаленность участков роли не играет.

Кто такие обладатели сервитута и каковы их права читайте тут.

Как оформить?

Частный сервитут устанавливается на основании соглашения, сторонами которого выступают собственник земли и лицо, требующее получения права пользования участком. В таком соглашении указывается:

Если стороны не могут договориться самостоятельно, то решение принимается в судебном порядке. Истец (лицо, нуждающееся в получение права пользования) подает заявление в суд об установлении сервитута на земельный участок.

Основанием для оформления публичного сервитута являются законодательные акты, принятые федеральными, муниципальными или региональными властями в интересах государства. Решение об установлении права ограниченного пользования территорией принимается на общественных слушаниях, при этом согласование с собственником или владельцем земельного участка не требуется.

Больше информации о правилах оформления сервитута найдете в отдельном материале.

Что значит государственная регистрация?

Чтобы сделка имела юридическую силу, соглашение о предоставлении сервитута должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, для проведения этой процедуры территория земли или ее часть должна быть поставлена на кадастровый учет.

Регистрация обременения требуется не всегда. Исключением являются случаи, когда право ограниченного пользования устанавливается относительно земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности, на срок, не превышающий 3-х лет, о чем стороны договорились в соответствующем соглашении (п.4 ст. 39.25 ЗК РФ).

Более подробно о том, как происходит регистрация сервитута, мы рассказываем тут.

Плата

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Законодательство не запрещает собственнику земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, получивших возможность использовать территорию (п.12, п.13 ст. 23 ЗК РФ).

Если стороны договорились об оплате за пользование территорией, то соответствующий пункт следует внести в договор. Плата должна быть обоснованной. В нее могут быть включены:

  • расходы, связанные с реализацией права пользования;
  • стоимость создания охранно-пропускного режима и прочее.

Оплата может осуществляться разово или частями. Соглашение может быть заключено и на безвозмездной основе, если стороны пришли к такому решению.

Каким образом обычно происходит оценка сервитута мы писали в этом материале, а здесь вы сможете узнать как определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом.

На какой срок устанавливается?

По сроку обременение на пользование землей может быть:

  1. Срочным (временным) – срок устанавливается в документе, на основании которого был установлено право пользования.
  2. Бессрочным (постоянным) – устанавливается на постоянной основе и прекращает свое действие по вынесению соответствующего судебного решения.

О том, каким может быть срок сервитута, читайте здесь, а из этой статьи вы узнаете о существующих видах сервитута, в том числе о классификации по срокам.

Может ли быть бессрочным?

В соглашении может и не быть указан конкретный срок пользования земельным участком. Такие права на ограниченное пользование ЗУ называются бессрочными. Прекращают свои действие они исключительно по решению суда. Основанием для подачи иска в суд о снятии обременения может быть нарушение правил пользования чужим земельным участком или отсутствие обстоятельств, которые стали причиной установления права пользования землей (об основаниях для прекращения сервитута мы рассказывали здесь).

При возникновении необходимости использования чужой земли законодательство позволяет оформить право ограниченного пользования путем установления зоны сервитута. В зависимости от обстоятельств он может быть:

  • частным и публичным;
  • срочным и бессрочным;
  • платным и безвозмездным.

Во всех случаях порядок установления регулируется нормами законодательства, только при соблюдении которых сделка приобретает юридическую силу.

Читайте также:
Судебная власть: что это такое, описание и особенности

Международные сервитуты: что это такое, описание и особенности

Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

Читайте также:
Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Понятие международного права и его особенности

Международное право – это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право являет особой систему права, отличной от внутригосударственной. Специфика системы международного права объясняется прежде всего особенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм.

Международное право по его изначальным характеристи­кам — совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений — родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин “международное право” не впол­не адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин “jusgentium” (“право народов”).

Реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главными принципами реализации его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преиму­щественно межгосударственные отношения. Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Явля­ясь творцами международных прав и обязанностей, государст­ва выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации вла­сти, — государственным суверенитетом. Суверенитет госу­дарства осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении друго­го государства (parinparemnonhabetimperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в не­подчинении одного государства законодательству другого: дей­ствия государства определяются собственными законами и нор­мами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

Юридическая обязательная сила норм международного права

Юр. обязательная сила – необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права.

Сфера действия международного права

Под сферой действия международного права понимается область применения международно-правовых средств воздействия на объект регулирования.

Эта сфера имеет три основных аспекта – субъектный, объектный и пространственный. Соответственно, теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного права.

Субъекты и объекты сферы международного права

Субъект межд права – это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Пространственная сфера действия международного права

Пространственная (или, менее точно, территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право. Поскольку основным критерием для определения сферы действия международного права является его объект, то можно смело утверждать, что оно действует всюду, где есть межгосударственные отношения.

В договорной практике удобства ради речь обычно идет о территориальной сфере действия или применения. Очевидно, исходя из этого, некоторые юристы отождествляют пространственную и субъектную сферы. Совпадение двух сфер имеет место в тех случаях, когда речь идет о нормах, обязывающих государство к их осуществлению в пределах его территории. В других случаях они могут существенно расходиться. Так, действие универсальной нормы, обязательной для всех государств, может ограничиваться космическим пространством или Антарктикой и не иметь отношения к территории участников. С другой стороны, двусторонний договор может запретить участникам испытание ядерного оружия не только на их территории, но и где бы то ни было, т.е. может иметь глобальную сферу действия. Наконец, у такого субъекта, как международная организация, вообще нет своей территории.

Этот вопрос не смогла удовлетворительно решить и Комиссия международного права ООН. В представленном ею проекте статей о праве международных договоров содержалась статья “Применение договоров к территории”, при прочтении которой создавалось впечатление, что национальное и международное право действуют на государственной территории на равных основаниях. Учитывая это, автор от имени советской делегации на Венской конференции по праву международных договоров предложил новую формулировку, которая и была принята без изменения: “Статья 89. Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории”. Следовательно, была признана правильной формулировка, согласно которой нормы международного права обязывают государство, и уже оно обеспечивает осуществление норм на своей территории.

Понятие “вся территория участника” включает не только государственную территорию, но и выходящие за ее пределы пространства, на которые в той или иной мере распространяется юрисдикция государства в соответствии с международным правом.

Таким образом, наблюдается явная тенденция к расширению сферы действия международного права на все новые межгосударственные отношения. Объясняется это как появлением новых видов взаимодействия государств, так и растущей потребностью в правовом регулировании.

Читайте также:
Как перерегистрировать крымскую компанию?

Возникновение международного права и периодизация его истории

Периодизация истории межд права:

– предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

– классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

– переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

– современное межд право – право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования – обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.). Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ – Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия – первый постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г.Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

Современное международного права и его признаки

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.

Функции международного права

Функции межд права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Читайте также:
Перерегистрация ООО: что это такое, описание и особенности

Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Особенности Международного права

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное правоэто особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношенияэто политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: