Монополистическая деятельность: что это такое, описание и особенности

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Читайте также:
Реальная заработная плата: что это значит

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

  • производит и продает продукты или услуги, которые не имеют аналогов;
  • устанавливает собственные цены;
  • регулирует объем продукции на рынке;
  • не нуждается в рекламе и продвижении товаров или услуг;
  • диктует свои правила в конкретном секторе экономики.

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

  1. Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
  2. Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству. Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
  3. Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

  1. Картель. Участники картеля — самостоятельные организации, которые занимаются одинаковой деятельностью. Они договариваются о разделе рынка между собой и уровне цен, которого будут придерживаться.
  2. Синдикат. Это тоже объединение производителей однородной продукции, которые устанавливают доли на рынке и цены. Отличие такого объединения от картеля заключается в том, что участники синдиката организуют совместную закупку сырья и общую сбытовую сеть.
  3. Трест. Участники трестов объединяют под общим управлением не только закупки и сбыт, но и производство, поэтому полностью теряют независимость.
  4. Конгломерат. Это объединение компаний из любых сферы деятельности, не обязательно одинаковых. Конгломератом управляет холдинг: он держит акции компаний-участников.
Читайте также:
Обычай делового оборота: что это значит

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Читайте также:
Информационный процесс: что это такое, описание и особенности

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность»

Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность» Адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре

5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды

5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и надзора в организационном плане используется государством двояким образом: во-первых, в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров 1. Понятие товара Товар – это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен 1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это

Читайте также:
Место семейного кодекса в законодательной системе Украины

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки 1. Деятельность оптовых ярмарок Оптовая ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей-продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с

ЛЕКЦИЯ № 21. Дилерская деятельность

ЛЕКЦИЯ № 21. Дилерская деятельность Дилерская деятельность представляет собой совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или)

ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж

ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж 1. Биржевая торговля Биржа – это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции; она является организатором торгов. Биржа позволяет

ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров

ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является основным видом сделок. Значение договоров:1) это одно из оснований возникновения

«О ПРОХОЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ИСТОЧНИКАМИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ (С ВЛИЯНИЕМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ), А ТАКЖЕ РАБОТАЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ П

«О ПРОХОЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ИСТОЧНИКАМИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ (С ВЛИЯНИЕМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЛЕКЦИЯ № 3. Адвокат и его профессиональная деятельность

ЛЕКЦИЯ № 3. Адвокат и его профессиональная деятельность 1. Статус адвокатаАдвокат – это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать Федеральному закону «Об

ЛЕКЦИЯ № 10. Деятельность защитника в стадии исполнительного производства

ЛЕКЦИЯ № 10. Деятельность защитника в стадии исполнительного производства 1. Условия участия адвоката в обжаловании решений по гражданским деламРешение, вынесенное мировым судьей, может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельность адвоката в арбитражном процессе

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельность адвоката в арбитражном процессе 1. Участие адвоката в арбитражном процессе в суде первой инстанцииПри рассмотрении дел в арбитражном суде своих представителей могут иметь все лица, участвующие в деле, в соответствии со ст. 40 Арбитражного

ЛЕКЦИЯ № 12. Деятельность адвоката в конституционном производстве

ЛЕКЦИЯ № 12. Деятельность адвоката в конституционном производстве 1. Участие адвоката в конституционном производствеКонституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством

ЛЕКЦИЯ № 13. Деятельность адвоката в административном производстве

ЛЕКЦИЯ № 13. Деятельность адвоката в административном производстве 1. Основные направления деятельности адвоката в административном производствеПравовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в

ЛЕКЦИЯ № 17. Нотариат: понятие, и деятельность

ЛЕКЦИЯ № 17. Нотариат: понятие, и деятельность 1. Понятие нотариатаТермин «нотариат» многозначен, его можно рассматривать как:1) систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;2) отрасль законодательства

Монополистическая конкуренция

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Совершенная и несовершенная конкуренция
  2. Определяющие черты монополистической конкуренции
  3. Перспективы рынка и прибыль
  4. Выгоды и проблемы монополистической конкуренции

Термин «монополистическая конкуренция» связывают с именем Эдварда Чемберлина, экономиста из США, который ввел его в обиход в 1933 году. Он объединяет два, на первый взгляд, несовместимых, понятия: монополию и конкуренцию. Вместе с тем ясно, что соблюсти условия чистой монополии и совершенной конкуренции на практике достаточно сложно. Рыночные реалии формируют промежуточные структуры, которые совмещают в себе черты монополии и конкуренции в чистом виде.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, имеющая отношение к несовершенной конкуренции, наряду с монополией, олигополией и др., один из наиболее распространенных типов несовершенной конкуренции. Экономисты считают монополистическую конкуренцию присущей более розничному рынку, в противоположность оптовой его разновидности.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Чтобы разобраться, что представляет собой это явление, обратимся вначале к терминам совершенной и несовершенной конкуренции.

Теоретики-экономисты называют совершенной конкуренцией такое идеальное состояние рынка, при котором цена формируется продавцами и покупателями исключительно посредством спроса и предложения. Дополнительные рычаги не влияют на рыночную цену продукта. Совершенную конкуренцию еще называют свободной или чистой. Черты чистой конкуренции — множество продавцов и покупателей, равноценных друг другу; их число при этом уходит в бесконечность. Кроме того, при совершенной конкуренции продаваемая продукция однородна и делима, барьеры для входа на рынок и ухода с него отсутствуют полностью, ресурсы для производства товаров и услуг высоко мобильны, а информация о ценах на каждый продукт доступна всем в равной мере. Практически к совершенной конкуренции ближе всего стоит биржевой рынок.

Читайте также:
Что грозит за препятствие вывоза мусора?

По мнению некоторых экономистов, такая идеальная структура нежизнеспособна в чистом виде, и чем ближе рыночные процессы к ней, тем более вероятны глобальные экономические кризисы. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не соблюдается, налицо конкуренция несовершенная. Одним из видов ее и является монополистическая конкуренция.

Определяющие черты монополистической конкуренции

Исходя из сказанного, можно определить, что представляет собой монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты.

Монополистическая конкуренция это структура, в которой главенствующую позицию занимает совершенная конкуренция, однако имеются черты монополии в чистом виде. В конкурентной борьбе участвует множество фирм. Они предлагают потребителю товары, имеющие близкие потребительские свойства, продукцию, полностью не заменяемую другой, не идентичную ей.

«Монополистическая» часть здесь выражена в наличии продавца, который представляет собой монополиста по отношению к своему собственному товару, «конкуренция» же выражена в наличии у других фирм товаров хотя и не идентичных, но сходных.

Монополистическая конкуренция (МК) определяется рядом характерных черт.

  1. Дифференциация товаров, продукции. Речь здесь идет о секторе рынка, представленном группой производителей и продавцов неоднородных, хотя и схожих товаров. Отличительные черты товара формируются:
    • его физическими характеристиками;
    • местом производства и продажи;
    • различиями, формируемыми в сознании потребителей рекламой, упаковкой, наличием или отсутствием торговой марки, сформированным имиджем производителя.

Кстати говоря! Дифференциацию можно рассматривать, подразделяя на горизонтальную (насколько товар соотносится с личным вкусом потенциального покупателя) и вертикальную (насколько сформированные ранее среди потребителей представления о «плохом» и «хорошем» товаре влияют на личный выбор при покупке). При этом предполагается равный уровень цен на товар.

Указанная характеристика как явление может влиять на рыночные цены, но в ограниченной степени. Потребитель, привыкая к определенной марке и товару этой марки, может продолжать пользоваться им, даже если продавец или производитель повысят цену. Однако ясно, что безграничное повышение цены на товар при наличии его заменителей со схожими качествами заставляет того же потребителя обращать внимание на продукцию иных фирм.

  • Значительное количество фирм, предлагающих сходный товар. Эта черта рынка МК ведет к невозможности отдельных фирм кардинально влиять на цену товара и исключает предварительную договоренность между фирмами об удержании определенного уровня цен на товар (ценовой сговор).
  • Вхождение в отрасль новых участников рынка и выход упрощены. Фирмы, уже ставшие участником рыночных отношений в данной области, имеют небольшие размеры, как и только что вступившие (вступающие) в него. Масштаб производства в условиях МК не велик. Масштаб требуемых финансовых и иных вложений – аналогично. Чтобы привлечь новых покупателей вместе с тем требуются значительные рекламные расходы, нестандартные маркетинговые приемы и идеи.
  • Жесткая конкуренция неценового характера. Наиболее очевидный способ увеличить продажи – снижение цен. Зачастую он имеет психологическое значение и влияние на покупателя (крайне незначительное снижение цен при наличии «громкой» рекламы и т.п.). Однако МК предполагает и другие способы осуществления конкуренции:
    • усиление качественных различий, потребительских свойств товара;
    • совершенствование рекламных технологий, технологий сбыта уже имеющегося товара.
  • Отдельно следует отметить такую черту МК, как высокая информированность участников рыночных отношений об условиях и ценах.

    Перспективы рынка и прибыль

    Оценка прибыльности модели МК невозможна без привязки к временным рамкам.

    Выход на рынок с новым товаром, имеющим уникальные потребительские, иные технические свойства, делает фирму на практике монополистом данного товара. Поведение производителя (продавца) имеет все черты монополиста: она имеет уникальный товар, спрос на который устойчив у определенных потребителей, нередко значительного их числа.

    Имеется возможность завышать цены без падения объема реализации.

    При этом, как правило, рынок насыщается не полностью, потребители «недополучают» некоторое количество нужного им товара, а уровень цен фирма удерживает исходя из своих интересов, т.е. контролирует цену.

    Такова краткосрочная перспектива рассматриваемого нами явления.

    Находясь, как уже отмечалось, между двумя точками: чистой монополией и чистой конкуренцией, монополистическая конкуренция стремится именно к чистой, совершенной конкуренции. На рынок пребывает все большее число фирм, выпускающих сходный товар, с целью получения прибыли. Возможность увеличения прибыли снижается, стремясь к нулевой отметке. Фирмы могут также покидать рынок, т.е. процесс происходит двояко. Вместе с тем и спрос на товары не исчезает совсем, не снижается. Последнее служит гарантией присутствия фирм в определенном рыночном секторе после достижения равновесия.

    Сокращение спроса ведет к невозможности производителей и продавцов покрывать расходы на производство и реализацию товара, перемещению их ресурсов в более прибыльные сферы рынка.

    Уход с отраслевого рынка, колебания (движение вверх) кривых спроса и предельного дохода продолжаются до момента достижения нового равновесия.

    Выгоды и проблемы монополистической конкуренции

    Преимущества и недостатки рынка МК проистекают из его характерных черт и особенностей, о которых шла речь выше.

    Выгодные условия создаются для покупателей, потребителей товаров, услуг. Выбор велик, а цены определяются исключительно спросом. В то же время цена продукта, уплаченная потребителем, выше, чем понесенные издержки.

    Читайте также:
    Неприкосновенность судей: что это такое, описание и особенности

    Размер фирм-участников невелик, ресурсы их также ограничены. Высокий экономический риск при попытке расширить производство, как следствие — высокий уровень банкротства. Общий высокий уровень нестабильности рынка.

    О главном — коротко

    Монополистическая конкуренция – экономическая модель, сочетающая в себе черты свободного конкурентного рынка и монополии в чистом виде, один из видов несовершенной конкуренции. Ее суть состоит в наличии на рынке множества производителей, продавцов, предлагающих потребителю сходный, однако не полностью идентичный товар, услуги. При наличии жесткой конкуренции вхождение в такой рынок максимально упрощено.

    На начальной стадии и в краткосрочной перспективе МК имеет черты монополии, в дальнейшем процесс развивается в сторону совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция несет выгоды прежде всего потребителю продукции. Фирмы, предлагающие к продаже товары или услуги, ограничены в ресурсах и размерах, что приводит к невозможности увеличения производства, ограничивает экономические перспектив малого и среднего бизнеса.

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Смотреть больше слов в « Экономике от А до Я »

    Смотреть что такое МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в других словарях:

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограни. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов . смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    – в соответствии с антимонопольным законодательством РФ – действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: 1) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 2) навязывание контрагенту условий договора не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); 3) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами: 4) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент ( потребитель) не заинтересован; 5) создание препятствий доступу на рынок ( выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 6) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; 7) установление монопольно высоких (низких) цен; 8) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; 9) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.К М.д. относятся т.ж. соглашения доминирующих на рынке субъектов, акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.
    . смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    в соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: 1) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 2) навязывание контрагенту условий договора не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); 3) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами: 4) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; 5) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 6) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; 7) установление монопольно высоких (низких) цен; 8) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; 9) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. К М.д. относятся т.ж. соглашения доминирующих на рынке субъектов, акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К таким действиям, в частности, относятся: а) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; б) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); в) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное с другими хозяйствующими субъектами положение; г) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него пунктов, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; д) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; е) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; ж) установление монопольно высоких (низких) цен; з) сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; и) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. К М.д. относятся также соглашения доминирующих на рынке субъектов, ограничивающие конкуренцию.

    Читайте также:
    Как зарегистрировать фирму в Москве?

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К таким действиям, в частности, относятся: а) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; б) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); в) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное с другими хозяйствующими субъектами положение; г) согласие заключить договор лишь при условии внесения в него пунктов, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; д) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; е) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; ж) установление монопольно высоких (низких) цен; з) сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; и) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. К М.д. относятся также соглашения доминирующих на рынке субъектов, ограничивающие конкуренцию.
    . смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – противоречащие антимонопольному зако- нодательству действия (бездействие) хозяйствующи. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    действия хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и наносящие ущерб общественным интересам, интересам других хозяйствующих субъектов, включая сговор между монополистами, органами власти и управления. М. д. выражается в: 1) ограничении или прекращении производства товаров без согласия потребителей и при наличии возможности производства; 2) нарушении сложившихся связей с потребителем и отказе от заключения договора с ним; 3) изъятии из обращения товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; 4) навязывании контрагенту невыгодных ему условий договора; 5) включении в договор неблагоприятных условий (дискриминация); 6) согласии заключить договор при условии включения в него товаров, не требующихся потребителю; 7) необоснованном повышении свободных цен и превышении верхних пределов регулируемых цен; 8) создании препятствий другим хозяйствующим субъектам для входа на рынок; 9) разделе рынка по территориальному принципу. Для борьбы с М. д. в РФ создается Государственный комитет по антимонопольной политике. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    “. 10) монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованн. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-I, ст.4; Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ, ст.1 . смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Не может быть признано доминирующим положение Х.с, доля которого на рынке не превышает 35%. . смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и (или) причиняющие вред потребителям.

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    – противоречащие антимонопольному зако- нодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органоввласти и управления, направленные на недопущение, ограничение и устране ние конкуренции и (или) причиняющие вред потребителям. смотреть

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и (или) причиняющие вред потребителям. смотреть

    Мобилизационная подготовка: что это такое, описание и особенности

    Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

    1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об обороне” и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

    2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

    заблаговременность, плановость и контроль;

    комплексность и взаимосогласованность.

    3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

    Читайте также:
    Денежное довольствие: что это такое, описание и особенности

    1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

    2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

    3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

    4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

    5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

    6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

    7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее – мобилизационные планы);

    8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

    9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

    10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

    11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

    12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

    13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

    14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

    (пп. 14 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

    16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

    17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

    18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

    19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

    19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

    (пп. 19.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

    20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

    21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее – граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

    22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

    23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

    24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

    Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации

    Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются:

    – Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

    Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

    – в мирное время – мобилизационная подготовка.

    – при переходе с мирного на военное время – мобилизация.

    – в военное время – выполнение планов расчетного года.

    – при переходе с военного времени на мирное время – демобилизация.

    Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

    Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

    Читайте также:
    Как переоформляется фирма с ИП на ИП?

    Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

    В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой. Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

    Мобилизационный план – это совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий. Он разрабатывается в мирное время с учетом конкретных особенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода.

    Мобилизационные задания (заказы) – задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) — поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

    Мобилизационные мощности (объекты) – мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

    Государственные заказчики. Государственными заказчиками по поставкам продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд по данным расчетного года являются федеральные органы исполнительной власти, определенные постановлением Правительства РФ.

    Государственными заказчиками по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики являются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные постановлением Правительства РФ.

    Организации-исполнители – организации (предприятия), имеющие мобилизационные задания (заказы), поставляющие продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

    Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

    Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

    Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Феде рации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

    Состояние войны – объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

    Военное время – наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

    Мобилизационная подготовка здравоохранения – составная часть мобподготовки экономики. Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.

    Общее руководство мобподготовкой системы здравоохранения осуществляет Министр здравоохранения и социального развития РФ. Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.

    Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются мобилизационные работники.

    Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:

    – заблаговременность, плановость и контроль.

    – комплексность и согласованность.

    Задачи мобилизационной подготовки здравоохранения:

    – разработка правовых и методических документов;

    – подготовка учреждений, организаций и предприятий здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время;

    – разработка мобилизационных планов;

    – проведение мероприятий по подготовке спецформирований к отмобилизованию;

    – создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения);

    – создание, накопление и освежение запасов материальных ресурсов мобилизационного резерва;

    – подготовка и организация мед обеспечения населения в период мобилизации и в военноевремя;

    – создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени;

    – организация воинского учета в учреждениях и организациях здравоохранения;

    – бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;

    – проведение учений и тренировок по переводу здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий;

    – повышение квалификации работников мобилизационных подразделений;

    Основу мобподготовки здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством РФ.

    Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.

    Руководящие органы исполнительной власти субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения, расположенным на их территории, независимо от форм собственности (расширение производственных площадей, содержание мобрезерва мед имущества, заготовка препаратов крови и кровезаменителей, подготовка кадров, создание выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).

    Читайте также:
    Обычай делового оборота: что это значит

    Медицинские органы управления исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий:

    1. организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию медицинского персонала;

    2. руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

    3. обеспечивают исполнение Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации медицинского персонала;

    4. разрабатывают мобилизационные планы органов управления, учреждений здравоохранения, специальных медицинских формирований;

    5. проводят мероприятия по мобилизационной подготовке учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    6. проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

    7. заключают договоры (контракты) с организациями о поставке медицинской продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    8. при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

    9. в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

    10. оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

    11. организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время медицинского персонала, пребывающего в запасе и работающего в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

    12. вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

    13. обеспечивают предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации учреждений здравоохранения.

    Учреждения здравоохранения обязаны:

    1. организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

    2. создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее – мобилизационные работники);

    3. разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

    4. проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

    5. выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

    6. при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу учреждения на работу в условиях военного времени;

    7. оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

    8. обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

    9. обеспечивать поставку медицинской техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

    10. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

    11. создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время медицинского и другого персонала, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

    Граждане обязаны:

    1. являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

    2. выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

    3. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    На органы управления здравоохранения субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:

    – развертывание органов управления по руководству тыловыми госпиталями (ТГ);

    – отмобилизование обсервационных пунктов;

    – выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;

    – развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;

    – создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

    – заготовка донорской крови и ее компонентов;

    – создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;

    – подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: