Монопольная цена: что это такое, описание и особенности

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА в других словарях:

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены производства, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли. В. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены произ-ва, обеспечивающая монополиям получение сверхпр. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данног. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

Монопольная цена Монопольная цена – рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим: – либо сверхприбыль; – ли. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

– рыночная цена товара, устанавливающаяся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена обычно является следствием соглашения между монополистами, монополистическими объединениями, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли, сверхприбыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. М.ц., как правило, намного превышает цену, устанавливающуюся на конкурентном рынке.
. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

рыночная цена товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя товара и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли. Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве продукции (см. Доминирующее положение на рынке). . смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. . смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

разновидность рыночной цены товаров в условиях господства монополий в сфере производства и обращения товаров. Ц.м. может устанавливаться монополиями не только выше, но и ниже стоимости товара, если преследуется единая конечная цель – получение монопольной прибыли. . смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

См. Цена монопольнаяСловарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

рыночная цена на товары и услуги, которая устанавливается выше или ниже стоимости товаров (услуг) в зависимости от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положение на рынке. . смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый им товар и обеспечивающая получение монопольной прибыли.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

разновидность рыночной цены товаров в условиях развитого капитализма. Монопольная цена включает в себя, как правило издержки производства и сверхприбыль. . смотреть

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ цена – рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый им товар и обеспечивающая получение монопольной прибыли.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА , рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый им товар и обеспечивающая получение монопольной прибыли.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый им товар и обеспечивающая получение монопольной прибыли.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

– рыночная цена, устанавливаемая монополистом напродаваемый или покупаемый им товар и обеспечивающая получение монопольнойприбыли.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА

– см. Монопольно высокая цена; Монопольно низкая цена.

10.3. Ценообразование в условиях монополии

10.3. Ценообразование в условиях монополии

Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис. 10.6).

Читайте также:
Потребительский кооператив: что это такое, описание и особенности

Рис. 10.6. Кривая рыночного спроса монополиста

При идентичности издержек и спроса монополия приводит к более высокой цене и меньшему объему производства, чем совершенная конкуренция (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Ущерб, наносимый монополией обществу

Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n + 1 единиц продукции, то есть он следует за величиной МR.

Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса (при условии, что кривая спроса есть линейная функция).

Монополист максимизирует прибыль

MC = MR, MR D – эластичность спроса по цене.

Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм-монополистов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Потеря монополии на информацию

Потеря монополии на информацию За тем, что в человеческом обществе окутано пеленой тайны, часто кроется обыкновенная подлость. Вильгельм Швебель Американский эволюционный биолог, физиолог и биогеограф Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь. Судьбы

10.5. Ценообразование в условиях олигополии

10.5. Ценообразование в условиях олигополии Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, основной элемент которого – учет возможной реакции конкурентов на свои действия. Олигополист должен считаться не только с реакцией

Занятие 7 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Занятие 7 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Считается, что совершенная конкуренция – это крайний случай рыночной структуры. Если это так, почему важно понимать действия

Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии

Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?2. При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой

Занятие 9 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии

Занятие 9 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Почему в интересах фирм – собраться и установить фиксированные цены?2. Модель ломаной кривой спроса

Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция.

Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция. В домонополистический период, при господстве свободной конкуренции, действие закона концентрации и централизации капитала с неизбежностью привело к победе крупных и крупнейших предприятий, по сравнению с

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии 4.1 Нерыночный сектор Еще одна крупная проблема, которая будет тормозить модернизацию экономики, связана с крупными деформациями системы относительных цен и наличием значительного нерыночного

3.4 Естественные монополии

3.4 Естественные монополии В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии — «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств

МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА

МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА Представленная в предыдущей главе формулировка коренного противоречия капитализма предложена основоположниками научного коммунизма. Она в наиболее концентрированном виде отражает сущность внутреннего противоречия способа

Естественные монополии

Естественные монополии Если существование монополии приводит к снижению затрат, то такая монополия называется естественной. Обычно понятие монополии ассоциируется с повышением цен, однако на деле это не всегда так. В случаях, когда постоянные затраты на обслуживание

Неестественные монополии

Неестественные монополии Проблема с защищенными монополиями состоит в том, что силы, действующие на рынке и порождающие предприимчивость, динамичность и изменения, здесь отсутствуют. Отсутствие или ограничение конкуренции приводит к нежеланию новшеств, неприятию

9.1. Ценообразование в рыночных условиях

9.1. Ценообразование в рыночных условиях Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга налогоплательщика и должна быть направлена на достижение его стратегических целей. Ценовая политика используется для достижения следующих целей:·

Чем опасны монополии?

Чем опасны монополии? Не исключен сговор действующих предприятий: по ценам, объемам выпуска и так далее. Причем, компании в этом плане проявляют большую изобретательность. Современный сговор вовсе не является результатом совместного ужина в фешенебельном ресторане

Читайте также:
Приращенный пай: что это такое, описание и особенности

Создание монополии на ум

Создание монополии на ум Привычки пользователей – это не просто благо для компаний, которым повезло их сформировать. Наличие привычек снижает вероятность успеха для новичков, пытающихся изменить статус-кво. Примеров успешного изменения давних привычек чрезвычайно

18.1. Общие положения о конкуренции и монополии

18.1. Общие положения о конкуренции и монополии Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а

Сила монополии

Сила монополии В каждой компании есть человек, обладающий властью, потому что он владеет чем-то очень нужным для всех, но этого чего-то слишком мало. К счастью, эти люди не всегда понимают, что занимают монопольную позицию и имеют оружие, с помощью которого можно

Публикации

Когда цена монопольно высокая?

Подгузова_эж-Юрист_Когда цена монопольно высокая_04.2016

Скачать файл

Файл добавлен 28.04.2016
Презентация .pdf (223 Кб)

Метод сопоставимых рынков

Исходя из смысла ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, для проверки цены, установленной занимающим доминирующее положение субъектом, могут применяться два метода: метод сопоставимых рынков и затратный метод. При этом цена не может быть признана монопольно высокой, если она ниже цены, сформировавшейся на сопоставимом рынке в условиях конкуренции. Исходя из указанного положения, Президиум ФАС России сделал вывод, что оценку цены необходимо начинать с поиска сопоставимого конкурентного рынка и рассмотрения цены, сложившейся на таком рынке (1.

Сопоставимым считается рынок, который аналогичен рассматриваемому по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на рынок, государственному регулированию (включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (2.

В качестве примера использования метода сопоставимых рынков можно привести дело Ивановского УФАС № 02-08/2013-003 (Решение от 17.04.2014). В указанном случае антимонопольный орган рассматривал товарный рынок услуг по хранению и отгрузке зерна в географических границах территории конкретного элеватора – ответчика по делу. В качестве сопоставимых рынков были определены рынки аналогичных услуг в географических границах территорий элеваторов, расположенных в Ивановской области и соседних регионах. Ивановский УФАС посчитал, что данные рынки соответствуют всем критериям, указанным в ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции. В результате проведенного анализа цен на выявленных сопоставимых рынках антимонопольный орган пришел к выводу, что средняя цена аналогичных услуг на таких рынках на 65% ниже, чем цена, установленная ответчиком, что послужило основанием признания установленной цены монопольно высокой.

Однако основными проблемами складывающейся правоприменительной практики являются объективное отсутствие либо невозможность определить сопоставимый рынок. Кроме того, согласно позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09 по делу № А70-9090/15-2008 и в Письме ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13, антимонопольный орган может применить только один критерий для определения монопольно высокой цены. В связи с этим метод сопоставимых рынков используется на практике крайне редко, в большинстве случаев антимонопольные органы констатируют отсутствие сопоставимого рынка и применяют исключительно затратный метод.

Так, Якутское УФАС при рассмотрении дела № 02-7/12А не нашло рынка, сопоставимого с рынком оптовой реализации газового конденсата и в то же время стабильного в географических границах республики Саха (Якутия). В связи с этим решение об установлении компанией монопольно высокой цены было принято на основании исключительно затратного метода (3. Аналогичный подход был применен и во множестве других дел (4.

При этом в большинстве случаев сложно определить, действительно ли сопоставимые рынки объективно отсутствовали либо они просто не были обнаружены антимонопольным органом. Поиск и анализ сопоставимых рынков являются сложными и трудозатратными процессами, они требуют направления дополнительных запросов различным хозяйствующим субъектам, исследования полученной информации, сопоставления различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов и ситуации на рынках. Поэтому нельзя исключать вероятность того, что фактически существующие сопоставимые рынки просто не были выявлены в ходе рассмотрения дел.

Затратный метод

В отличие от метода сопоставимых рынков затратный метод имеет более широкое практическое применение. Он предполагает анализ антимонопольными органами необходимых для производства и (или) реализации товара расходов и прибыли. Сложность применения затратного метода обусловлена тем, что в законодательстве отсутствуют какие-либо четкие критерии необходимых расходов, как и критерии необходимой прибыли.

Читайте также:
Производственный фактор: что это такое, описание и особенности

Согласно разъяснениям ФАС России (5 при использовании затратного метода анализу со стороны антимонопольного органа подлежат расходы, необходимые для производства и реализации товара, обоснованность произведенных затрат, прибыль от реализации товара, цена товара, данные о превышении рентабельности продукции над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно, и иные аналогичные данные.

Для признания факта установления монопольно высокой цены антимонопольный орган должен доказать, что цена, установленная хозяйствующим субъектом, отклоняется от влияния объективных и обоснованных факторов ценообразования (6. Однако критерии того, какие факторы являются обоснованными, какие расходы допустимо включать в себестоимость товара, нормативно не закреплены, каждый случай оценивается на основании конкретных фактов и обстоятельств дела.

Например, правоприменительная практика обычно признает недопустимым включать в себестоимость и соответственно в конечную цену товара расходы, произведенные в отношении иных товаров. Так, Арбитражный суд ВСО в Постановлении от 07.09.2015 № Ф02-4479/2015 по делу № А58-5687/2012 поддержал позицию антимонопольного органа о том, что включение в цену расходов по маркетингу и расходов по перевозке иных товаров свидетельствует о превышении необходимых расходов и, как следствие, об установлении монопольно высокой цены. Аналогичная позиция была высказана Арбитражным судом УО в Постановлении от 31.03.2015 № Ф09-1383/15 по делу № А47-26/2014.

Некоторые суды высказывают позицию, что, помимо анализа существующей структуры цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, надо также провести расчет предполагаемой цены товара с учетом необходимости покрытия затрат на производство, реализацию и обеспечение получения необходимой прибыли (7.

Антимонопольные органы в ряде дел выражали позицию, что доход хозяйствующего субъекта признается обоснованным, если его достаточно для обеспечения финансирования необходимых расходов и получения прибыли, необходимой для нормального функционирования. При этом любое повышение цены без пропорционального роста затрат рассматривается как свидетельство получения доходов сверх уровня (8. Однако суды не всегда поддерживают такую позицию (9.

На практике антимонопольные органы в рамках применения затратного метода также предпринимают попытки сравнения уровня рентабельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, либо с уровнем рентабельности этого же субъекта в пределах иных географических границ, либо с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой, либо с уровнем среднеотраслевой рентабельности (10. Данный подход, по сути, очень похож на применение метода сопоставимых рынков, однако, по мнению антимонопольных органов, не требует наличия критериев сопоставимого рынка, перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Судебная практика относится к такому подходу неоднозначно. Так, в Постановлении ФАС МО от 06.03.2013 по делу № А40-63566/12-72-439 было указано, что сравнение внутренних и экспортных цен одного и того же хозяйствующего субъекта и рентабельности его деятельности на различных рынках без какого-либо подтверждения сопоставимости рынка Российской Федерации и зарубежных рынков является неправомерным. В то же время Арбитражный суд МО в Постановлении от 19.11.2015 № Ф05-16118/2015 по делу № А40-49794/15 поддержал подход антимонопольного органа по сопоставлению данных о рентабельности ответчика с данными по рентабельности в других округах и в России в целом. При этом такое сравнение было проведено в отсутствие выявленных сопоставимых рынков.

Подводя итог, нужно отметить, что текущее правовое регулирование установления монопольно высокой цены содержит лишь общее описание подходов, применяемых при рассмотрении таких дел. Однако, как показывает анализ правоприменительной практики, такого описания недостаточно для создания правовой определенности. Различные подходы к оценке устанавливаемых доминирующими хозяйствующими субъектами цен со стороны антимонопольных органов и судов затрудняют деятельность компаний по выработке ценовой политики, которая бы однозначно соответствовала антимонопольному законодательству. В то же время разработанные ФАС России разъяснения (11, а также анализ практики позволяет прояснить отдельные вопросы рассмотрения дел об установлении монопольно высоких цен и снизить риск привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Читайте также:
Общественное объединение: что это такое, описание и особенности

1. Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

2. Часть 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

3. Постановление Арбитражного суда ВСО от 07.09.2015 № Ф02-4479/2015 по делу № А58-5687/2012.

4. Постановления Арбитражного суда МО от 19.11.2015 № Ф05-16118/2015 по делу № А40-49794/15; ФАС ДО от 06.02.2014 № Ф03-6364/2013 по делу № А59-4335/2012; Арбитражного суда ПО от 11.12.2015 № Ф06-2844/2015 по делу № А06-11504/2014.

5. Письмо ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13; Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

6. Письмо ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13.

7. Постановления Арбитражного суда СЗО от 20.10.2014 по делу № А13-11950/2013; ФАС СЗО от 21.01.2014 № Ф07-9588/2013 по делу № А21-1788/2013.

8. Решение УФАС по Курской области от 09.09.2009 по делу № 02/08-32-209.

9. Постановление ФАС ЦО от 04.08.2011 по делу № А35-10523/2009.

10. Решение ФАС России от 13.02.2012 по делу № 110/107-11.

11. Разъяснение № 1 Президиума ФАС России, утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 №

Понятие и характеристика монопольно высокой и монопольно низкой цены.

Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.

(см. текст в предыдущей редакции)

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

(см. текст в предыдущей редакции)

Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

Читайте также:
Политическая партия: что это такое, описание и особенности

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если:

1) она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

3) ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Магистратское право

(англ. magistrate law) – подсистема римского гражданского права, источниками которого являлись решения, принятые магистратами при реализации ими своих судебных и управленческих полномочий (jus honorarium). Полномочия по изданию правоустанавливающих эдиктов имели только некоторые магистраты. Эти полномочия вытекали из: a) jurisdictio – права лично отправлять правосудие в определенной сфере; б) imperium – специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась как судебная, так и административная власть в целях общего блага, в т.ч. и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; imperium, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы.

Важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших М.п., стали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. Первые касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Провинциальные эдикты были посвящены утверждению местных узаконений и правовых обычаев, нововведениям начальников провинции, заимствованиям из преторских эдиктов правил, пригодных для соответствующего города или провинции по усмотрению начальника. Право издания указов претором возникло одновременно с учреждением в 367 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, в т.ч. контроль за правоприменением, постольку его функциями были не только личное отправление правосудия, но и дача рекомендаций судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение срока своих полномочий. Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника.

Эдикты подразделялись также на: а) постоянные, содержавшие правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и б) непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано придерживаться правил постоянного эдикта.

Постоянный эдикт (edictum perpetuum) вследствие особой роли претора в судебном процессе постепенно вбирал рекомендации по многим вопросам не только процессуального, но и материального права. Их объем со временем превысил правоположения отправных законов. В 131 г. н.э. римский правовед Савелий Юлиан по поручению императора кодифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов в единый Edictum perpetuum. Этот акт обобщил постановления по подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика, определению существа спора, исполнению судебного решения, особым формам преторской охраны.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Магистратский публичный
  • Магнат

Полезное

Смотреть что такое “Магистратское право” в других словарях:

Магистратское право — (англ. magistrate law) подсистема римского гражданского права, источниками которого являлись решения, принятые магистратами при реализации ими своих судебных и управленческих полномочий (jus honorarium). Полномочия по изданию… … Энциклопедия права

Читайте также:
Преступная мотивация: что это такое, описание и особенности

Магистратское право (Древний Рим) — Магистратское право (лат. jus honorarium) система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их… … Википедия

Право магдебургское — (Sächsisches Weichbild или Magdeburger Weich bildrecht) сборник законов, появившийся около конца XIII го века и образовавшийся из Саксонского Зерцала (см.) и магдебургского городского шеффенского права. Особое городское право появляется в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Преторское право — (лат. Jus praetorium) система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта… … Википедия

эдикт — (лат. edictum) в Древнем Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. Благодаря содержавшимся в них основным принципам судебной деятельности Э. имели решающее значение для дальнейшего развития римского… … Большой юридический словарь

Эдикт — (от лат. edictum публичное объявление, указ; англ. edict) 1) в римском праве извещение, предписание, приказание магистрата. Особое значение имели Э. преторов (совокупность правил в виде юридических формул), которые претор обнародовал при… … Энциклопедия права

Сенат римский — Римская община искони слагалась из трех основных органов: народа как суверенного распорядителя судьбами государства, магистратов как носителей народной воли и С. как носителя народного разума, хранителя государственных традиций, органа, из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. В понятие С. о. включают обыкновенно не только определенный состав того сан. персонала, к рый ведет дело сан. надзора, но и все вопросы самой структуры сан. дела на той или иной территории, объем и формы деятельности… … Большая медицинская энциклопедия

Городовые магистраты — так назывались городские учреждения, введенные Петром Великим при вторичном преобразовании центрального и областного управления. В 1718 г. государь предписал: магистратов градских установить и добрыми регулы снабдить, учинив сие на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сенат — (римский). Римская община искони слагалась из трех основныхорганов: народа, как суверенного распорядителя судьбами государства,магистратов, как носителей народной воли, и С., как носителя народногоразума, хранителя государственных традиций,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

I.4.4) Магистратское право.

ТЕМА 1.

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.

I.4.1) Обычное право.

Обычное право представляет объектив­но исходный исторически источник любого правового регламентирова­ния в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политичес­ких установлений. Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вы­текающие из обычного права — особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа доз­воленного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критери­ях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычно­го права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они за­меняют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе примене­ния законов и других источников права в юридической практике — и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Обычаи признавались источником права в том случае если от­сутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблю­дать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу Обычай не должен был противоречить закону подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для сво­его признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям: (1) он должен выражать продолжительную правовую практи­ку, во всяком случае в пределах жизни более одного поколения; (2) он должен выражать однообразную практику — причем безразлично дей­ствия или бездействия; (3) он должен воплощать неотложную и разум­ную потребность в правовом именно регулировании ситуации, те дале­ко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такового обыкнове­ние «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.). Наконец, специфику правового применения обычая со­ставляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

Читайте также:
Простое товарищество: что это такое, описание и особенности

Важную особенность римского правового обычая составила осо­бенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая — это «мол­чаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычаи носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко ста­новилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпо­ху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

I.4.2) Законы.

Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы — leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от име­ющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.*

* Детальнее о публично-правовой конструкции закона см. 11.3.

Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававших­ся от имени римского народа первыми царями — Нумой Помпилием, Сервием Туллием и др. Однако самым принципиальным моментом в станов­лении римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. (в итоге длительного социально политического и религиозного кризиса рим­ской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жречес­кой и патрицианской аристократией) Законов XII Таблиц — свода, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков при­знаваемого за «источник всего публичного и частного права».

Отсутствие подробного писаного права приводило к тому, что источником знания права были жрецы-понтифики, должности которых занимались традиционно патрицианством. В 462 г. до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса в целях защиты социальных интересов не­привилегированной части римской общины внес предложение о назна­чении комиссии для опубликования законов. После нескольких лет проволочек и, по-видимому, саботажа жреческой верхушки было реше­но прибегнуть в деле законодательства к чрезвычайным мерам: прекра­щалась деятельность всех должностных лиц и органов власти, были избраны десять специально уполномоченных лиц для обнародования законов. Сохранилось также предание, что комиссия (или децемвиры) совершила поездку в Грецию для общего знакомства с тамошними законами. В 451/450 г. до н.э. были опубликованы первые десять таб­лиц — записей права и юридических обычаев. После нового возмуще­ния, вызванного обвинениями децемвиров в утайке ряда правоположении, в 450/449 гг. были опубликованы еще две таблицы законов, глав­ным образом касавшихся разграничения прав граждан внутри римской общины. Законы были выставлены для обсуждения народом (по обы­чаю — на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника — двух (трех?) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших, по-видимому, около века спустя во время галльского вторжения.

Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, в тра­диции римского права существует несколько более или менее убедитель­ных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. Значение подлинных признано за примерно 140 правоположениями, системати­зируемыми по разделам: О вызове в суд (Табл. I), О вершении исков (Табл. II), О долговом рабстве (Табл. III), О порядке манципации при сдел­ках (Табл. IV), О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI), О воровстве (Табл. VII), О личном оскор­блении-обиде (Табл. VIII), Об уголовных наказаниях (Табл. IX), О порядке похорон и церемоний (Табл. X), О публичных делах в городе (Табл. XI), О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).* Многие правоположения древних законов были малопонятны уже в век Цицерона, но во всяком случае они охватили все важнейшие сферы юридической практики. По словам того же Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати таблиц весом свое­го авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».

Читайте также:
Особое производство: что это такое, описание и особенности

* Система XII Таблиц дается по кн.: Никольский Б.В. Система и текст XII таблиц. Исследование по истории римского права. СПб., 1897.

I.4.3) Jus civile.

Законы XII Таблиц положили основание разви­тию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм — понтификального ис­толкования и последующего законодательства — jus civile.

С изданием Законов XII Таблиц значимость прежде всесильной понтификальной юстиции упала, заключительный удар по ней был нане­сен в 304 г. до н.э. опубликованием календаря судебных дней и форм су­дебных исков Гнеем Флавием. После этого жреческая аристократия со­хранила только полномочия толкования писаного права, в рамках норм законов и только в целях наилучшего следования им в судебных делах. Из этой функции понтификов, основанной уже не на религиозном авто­ритете, а на традиционном лучшем знании права, стала формироваться консультационная юриспруденция и собственно литература права, слу­жащая дополнением и комментарием к нормативному уровню права.

Законодательство не осталось только в рамках изданных XII Таб­лиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы свя­щенными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum — указ и распоряжение пле­бейской части римской общины — «впрочем плебейские постановления по изданию Гортензиева закона (в 258 г. до н.э.) стали иметь силу не мень­ше законов».

Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предло­женные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компе­тенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия — Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) вве­дение, или указатель обстоятельств издания, 2) rogatio, или текст, который мог подразделяться на главки и т.п. и 3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum; однако реально сфера сенатус-консульта все же несколько отличалась от полно­го закона-lex: известные по содержанию сенатус-консульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения.

Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных текстов сохранилось крайне немного.

I.4.4) Магистратское право.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства; большинство из них имели и судебные, и собственно правительственные полномочия. Из этого пра­ва магистратов сформировалась вариация римского гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике нормообразования, — магистратское право, или jus honorarium. Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важней­ших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен.

Читайте также:
Рабочее время: что это такое, описание и особенности

Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели толь­ко некоторые из римских должностных лиц— магистратов.* Полномо­чия вытекали из (a) jurisdictio — права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из (б) imperium собственно специального уполно­мочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязан­ность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали началь­ники провинций (правители) и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших магистратское, или должностное, право, стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, пре-торские эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название e-dicta, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.)

* О системе римских магистратов см. § 11.5.

Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Про­винциальные эдикты заключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, ново­введения собственно начальников провинций— главным образом в административной и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по ус­мотрению начальника.

Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновремен­но с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. По-скольку в обязанности и полномочия городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, а тем самым и общий контроль за пра­воприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались (а) новые и (б) перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юриди­ческой практики, провозглашаемые претором в осуществление прин­ципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника. В другом отношении эдикты подразделялись на: (1) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении все­го срока полномочий, и (2) непредвиденные, касавшиеся казусных об­стоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Постоянный эдикт (edictum perpetuum) приобрел особое зна­чение в истории магистратского права. Вследствие особой роли пре­тора в судебном процессе, особенно по частноправовым делам, его содержание постепенно включило рекомендации по очень многим воп­росам не только процессуального, но и собственно материального права. Их объем со временем превысил правоположения отправных законов, обновление становилось практически невозможным. В 131 г. н.э. римский правовед Савелий Юлиан по поручению императора ко­дифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов в единый и неподвижный Edictum perpetuum. Этот акт был утвержден Сенатом и санкционирован императором. Кодифицированный «непре­менный эдикт» обобщил постановления по: а) подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика; б) своду указаний по определению существа спора; в) исполнению судебного решения; г) особым формам преторской охраны. Содержание «непременного эдикта» показывает в том числе, что вопросы уголовного права не входили в компетенцию претора и что особенности jus honorarium в наибольшей мере прояв­лялись в сфере частного права.

РИМСКОЕ ПРАВО

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства; большинство из них имели и судебные, и собственно правительственные полномочия. Из этого пра­ва магистратов сформировалась вариация римского гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике нормообразования, — магистратское право, или jus honorarium . Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важней­ших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен.

Читайте также:
Ограниченная оборотоспособность: что это такое, описание и особенности

Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели толь­ко некоторые из римских должностных лиц— магистратов.* Полномо­чия вытекали из ( a ) jurisdictio — права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из (б) imperium собственно специального уполно­мочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile ». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязан­ность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали началь­ники провинций (правители) и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов ( edicta ), формировавших магистратское, или должностное, право, стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, пре-торские эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название e – dicta , затем они выставлялись на форуме написанными на досках.)

* О системе римских магистратов см. § 11.5.

Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Про­винциальные эдикты заключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, ново­введения собственно начальников провинций— главным образом в административной и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по ус­мотрению начальника.

Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновремен­но с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. По-скольку в обязанности и полномочия городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, а тем самым и общий контроль за пра­воприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались (а) новые и (б) перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юриди­ческой практики, провозглашаемые претором в осуществление прин­ципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника. В другом отношении эдикты подразделялись на: (1) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении все­го срока полномочий, и (2) непредвиденные, касавшиеся казусных об­стоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Постоянный эдикт ( edictum perpetuum ) приобрел особое зна­чение в истории магистратского права. Вследствие особой роли пре­тора в судебном процессе, особенно по частноправовым делам, его содержание постепенно включило рекомендации по очень многим воп­росам не только процессуального, но и собственно материального права. Их объем со временем превысил правоположения отправных законов, обновление становилось практически невозможным. В 131 г. н.э. римский правовед Савелий Юлиан по поручению императора ко­дифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов в единый и неподвижный Edictum perpetuum . Этот акт был утвержден Сенатом и санкционирован императором. Кодифицированный «непре­менный эдикт» обобщил постановления по: а) подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика; б) своду указаний по определению существа спора; в) исполнению судебного решения; г) особым формам преторской охраны. Содержание «непременного эдикта» показывает в том числе, что вопросы уголовного права не входили в компетенцию претора и что особенности jus honorarium в наибольшей мере прояв­лялись в сфере частного права.

К содержанию книги: Римское право

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: