Морская авария: что это такое, описание и особенности

КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙНЫХ МОРСКИХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЮ ОБ КЛАССИФИКАЦИИ, ПОРЯДКА РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ МОРСКИХ ПРОИСХОДЯЩЕГО С СУДАМИ-2006 ГОДА

В настоящее время при расследовании аварийных случаев руководствуются двумя документами: Международным кодексом расследования аварий и инцидентов на море, национальным положением – ПРАМП-2006.

В кодексе по расследованию аварий нашла отражение форма анкеты, в которой делается попытка установить влияние человеческого фактора на аварийный случай, как предпосылки, поэтому в кодексе много внимания уделено состоянию человека перед аварией, его опыту работы и квалификации.

В целях получения достоверной информации об обстоятельствах аварии ММО внесло изменения в главу 5 «Безопасность мореплавания» Конвенции SOLAS-74, где в Правиле 20 оговорена установка на судах «Прибора регистрации данных о рейсе» (ПРД). Этим правилом устанавливаются сроки оборудования судов ПРД, начиная с 1 июля 2002 года и кончая не позднее 1 января 2009 года.

Одной из задач расследования является выяснение причины первоначального события, учитывая, что человеческий элемент (фактор) – сложный многосторонний аспект, который затрагивает безопасность на море и защиту морской среды. Он вовлекает весь спектр человеческой деятельности экипажей, берегового управляющего персонала, законодательных органов, классификационных обществ, судостроительных заводов, законодателей и иных сторон.

В кодексе приводится следующая классификация аварий и происшествий:

Очень тяжелая авария (Very serious casualty)

Тяжелая авария (Serious casualty)

Инцидент на море (Marine incident)

Очень тяжелая авария (катастрофа) – это авария, сопровождающаяся полной гибелью судна или потерей человека, а также серьезное загрязнение окружающей среды.

Тяжелая авария – это авария, которую не относят к очень тяжелой и, которая повлекла:

1. пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, дефект в корпусе судна,

2. повреждения судовых конструкций, в результате которых судно стало немореходным (подводная пробоина, поломка главных двигателей, разрушение жилых помещений),

3. загрязнение моря (независимо от количества сброса),

4. поломка, которая потребовала буксировки аварийно судна.

Инцидент на море – это случай, вызванный эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекший угрозу судну или человеку или в результате которого могли произойти тяжелые повреждения судна или мог быть нанесен серьезный вред окружающей среде.

В Положении о расследовании аварийных случаев

(ПРАМП-2006) классификация приводится подразделением на классы:

1. Очень серьезная авария (катастрофа). Это аварийное морское происшествие

(АМП), которое произошлос:

а) гибелью судна или его конструктивным разрушениям, восстановительный ремонт которых не целесообразен,

б) человеческими жертвами – гибель или пропажа человека,

в) пропажей суда без вести – отсутствие какой-либо информации о судне в течение трех месяцев, а также получение информации о задержании судна вследствие военных действий в течение шести месяцев,

г) сильным загрязнением природной среды судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружении и т.п.

2. Серьезная авария. Это АМП, не классифицируется как катастрофа, и произошло со следующими повреждениями:

причинение серьезных повреждений человеку,

посадка на мель,

ледовые или штормовые повреждения,

образование трещим в корпусе судна, а также конструктивные повреждения, которые привели к потере судном мореходных качеств,

смещение груза или изменение его физико-химических качеств, которые привели к потере судном мореходных качеств,

поломки, вследствие которых возникла необходимость буксировки судна или оказание ему технической помощи, в том числе с берега,

повреждение орудий лова на рыболовном судне,

загрязнение окружающей природной среды судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружений и т.п.

3. Морской инцидент. Это происшествие, при котором какое-либо судно или лицо подвергаются опасности или, в результате которого возможны серьезные повреждения судна, его конструкции или принесение серьезного загрязнения природной среды,

К морскому инциденту относятся также:

повреждение средств навигационного оборудования, которое привело к выводу его из эксплуатации,

повреждение судовых устройств и корпуса судна, которые не привели к потере мореходных качеств,

повреждение буксирной линии без потери буксируемого объекта,

касание грунта без повреждения корпуса и устройств.

4. Инцидент. Это происшествие, которое возникло в процессе эксплуатации судна и, которое могло причинить незначительные повреждения судна, его конструкциям, оборудованию, ущерб береговым, подводным или плавучим объектам, не являющимися судами.

К инциденту относятся также:

а) повреждение судном средств навигационного оборудования, которое не привело к выводу его из эксплуатации,

б) повреждение судном подводных технических сооружений, которое не привело к загрязнению природной окружающей среды,

в) повреждение судном береговых сооружений (причалов, волнорезов, молов и т.п.), которое не привело к загрязнению окружающей природной среды

Морская авария: что это такое, описание и особенности

КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ ИЛИ ИНЦИДЕНТА НА МОРЕ
(КОДЕКС РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ)

ВСТУПЛЕНИЕ

1 Настоящий Кодекс объединяет передовую практику расследования аварий и инцидентов на море, установленную Кодексом по расследованию морских аварий и инцидентов, принятым в ноябре 1997 года Международной морской организацией (Организация) резолюцией А.849(20), и основан на этой практике. Целью указанного Кодекса является поощрение сотрудничества и общего подхода государств к расследованиям аварий и инцидентов на море.

Читайте также:
Почтовый перевод: что это такое, описание и особенности
История вопроса

2 Организация поощряет сотрудничество и признание взаимного интереса посредством большого количества резолюций. Первой была резолюция A.173(ES.IV) (Участие в официальных расследованиях морских аварий), принятая в ноябре 1968 года. Затем последовали другие резолюции, в том числе резолюция А.322(IХ) (Проведение расследований аварий), принятая в ноябре 1975 года, резолюция А.440(ХI) (Обмен информацией в целях проведения расследований морских аварий) и резолюция А.442(ХI) (Персонал и материальные ресурсы, необходимые Администрациям для расследования аварий и нарушений конвенций), принятые в ноябре 1979 года, а также резолюция А.637(16) (Сотрудничество в расследованиях морских аварий), принятая в 1989 году.

3 Эти отдельные резолюции были объединены и расширены Организацией посредством принятия Кодекса по расследованию морских аварий и инцидентов. Резолюция А.884(21) (Поправки к Кодексу по расследованию морских аварий и инцидентов, принятому резолюцией А.849(20)), принятая в ноябре 1999 года, расширила Кодекс, включив в него руководство по расследованию человеческого фактора.

4 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1948 года включала положение, требующее от администраций государства флага судна проводить расследование любой аварии, которую потерпело судно под флагом этого государства, если расследование может помочь в выявлении того, являются ли регулятивные нормы способствующим фактором. Это положение было сохранено в конвенциях СОЛАС 1960 и 1974 годов. Оно также было включено в Международную конвенцию о грузовой марке 1966 года. Более того, от государства флага судна требуется расследовать определенные аварии и инциденты, происшедшие в открытом море.

5 Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод до внешней границы его территориального моря. Эта юрисдикция дает прибрежному государству неотъемлемое право расследовать аварии и инциденты на море, связанные с его территорией. Большинство национальных администраций имеют юридические положения, охватывающие расследование связанного с судоходством инцидента, происшедшего во внутренних водах и территориальном море, независимо от флага судна.

Обращение с моряками

6 Совсем недавно Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года Международной организации труда (МОТ) (которая еще не вступила в силу) предусматривает положение о расследовании некоторых серьезных аварий на море, а также устанавливает условия труда моряков. Признавая необходимость в особой защите моряков в ходе расследования, Организация приняла в декабре 2005 года резолюцией А.987(24) “Руководство по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии”. Руководство было распространено ИМО и МОТ 1 июля 2006 года.

Принятие Кодекса

7 Со времени принятия первой Конвенции СОЛАС произошли значительные изменения в структуре международного судоходства и в международном праве. Эти изменения потенциально увеличили число государств, заинтересованных в процессе и результатах расследований аварий на море, повысив вероятность возникновения юридических и других процедурных разногласий между затронутыми государствами.

8 Настоящий Кодекс, устанавливая некоторые обязательные требования, в то же время признает различия в международном и национальном праве в отношении расследования аварий и инцидентов на море. Кодекс рассчитан на то, чтобы содействовать объективному проведению расследований на благо государств флага, прибрежных государств, Организации и отрасли судоходства в целом.

ЧАСТЬ I

ГЛАВА 1

1.1 Целью настоящего Кодекса является обеспечение того, чтобы государства применяли общий подход при проведении расследований аварий и инцидентов на море. Эти расследования не преследуют цель распределить вину или установить ответственность. Напротив, расследование, как определено в настоящем Кодексе, является расследованием, проводимым с целью предотвращения аварий и инцидентов на море в будущем. Кодекс предусматривает, что эта задача будет достигнута государствами посредством:

.1 применения последовательной методологии и подхода, что позволит провести широкое расследование, при необходимости, в интересах выявления причинных факторов и других рисков в отношении безопасности и будет поощрять такое расследование; и

.2 представления в Организацию докладов, что позволит обеспечить широкое распространение информации, помогающей отрасли международного судоходства решать вопросы безопасности.

1.2 Любое такое расследование должно проводиться отдельно и независимо от любой другой формы расследования. Однако цель настоящего Кодекса состоит не в том, чтобы препятствовать любым другим расследованиям, которые проводятся в рамках гражданского, уголовного и административного производства. Кроме того, Кодекс не предусматривает, чтобы государство или государства, проводящие расследование, воздерживались от полного доклада о причинных факторах аварии или инцидента на море под тем предлогом, что на основании выводов могут быть установлены вина или ответственность.

1.3 Настоящий Кодекс признает, что согласно документам Организации каждое государство флага обязано проводить расследование любой аварии, происшедшей с любым из судов, плавающих под его флагом, если оно считает, что такое расследование может способствовать определению того, какие изменения было бы желательно внести в действующие правила, или если такая авария оказала значительное вредное воздействие на окружающую среду. Кодекс также принимает во внимание, что государство флага судна организует расследование лицом или лицами подходящей квалификации или под их руководством определенных аварий или навигационных инцидентов в открытом море. Однако Кодекс также признает, что если авария или инцидент на море происходят в пределах территории государства, включая территориальное море, такое государство имеет право расследовать причину любой аварии или инцидента, которые могут представлять опасность для человеческой жизни или причинить вред окружающей среде, требовать вмешательства поисково-спасательных властей прибрежного государства или иным образом затрагивать интересы прибрежного государства.

Читайте также:
Публичные торги: что это такое, описание и особенности
ГЛАВА 2

Если нижеследующие термины используются в обязательных стандартах и рекомендуемой практике при расследованиях, они имеют следующие значения:

2.1 Агент означает любое физическое или юридическое лицо, участвующее от имени собственника, фрахтователя или оператора судна, или собственника груза, в предоставлении услуг в сфере судоходства, включая договоренности по менеджменту судна, которое является объектом расследования.

2.2 Причинный фактор означает действия, бездействие, события или условия, без которых:

.1 авария или инцидент на море не могли бы произойти; или

.2 тяжелые последствия, связанные с аварией или инцидентом на море, вероятно, не могли бы иметь места или не были бы настолько серьезными;

.3 иное действие, бездействие или условие, связанные с результатом события, упомянутого в пункте .1 или .2, вероятно, не имели бы места.

2.3 Прибрежное государство означает государство, на территории, включая территориальное море, которого произошли авария или инцидент на море.

2.4 Исключительная экономическая зона означает исключительную экономическую зону, как она определена в статье 55 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

2.5 Государство флага означает государство, под флагом которого судно имеет право плавания.

2.7 Заинтересованная сторона означает организацию или отдельное лицо, которые, как определено расследующим государством, имеют значительный интерес, права или законные ожидания в отношении результатов расследования.

2.8 Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Организацией резолюцией А.741(18) с поправками.

2.9 Авария на море означает событие или последовательность событий, результатом которых является любое из нижеперечисленного, происшедшего в непосредственной связи с эксплуатацией судна:

. 1 гибель человека или серьезное телесное повреждение;

.2 потеря человека с судна;

.3 гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;

.4 повреждение судна;

.5 посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении;

.6 повреждение морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица; или

.7 серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.

Однако термин “авария на море” не включает умышленное действие или бездействие с намерением причинить вред безопасности судна, отдельному лицу или окружающей среде.

2.10 Инцидент на море означает событие или последовательность событий, иных чем авария на море, произошедших в непосредственной связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, людей на судне либо любого иного лица или окружающей среды.

Однако термин “инцидент на море” не включает умышленное действие или бездействие с намерением причинить вред безопасности судна, отдельному лицу или окружающей среде.

2.11 Расследование означает расследование или дознание (смотря по тому, как его именует государство) аварии или инцидента на море, проводимое с целью предотвращения в будущем аварий и инцидентов на море. Расследование включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов и выработку, при необходимости, рекомендаций по вопросам безопасности.

2.12 Доклад о расследовании означает доклад, который содержит:

.1 краткое изложение фактов аварии или инцидента на море с указанием произошедших в результате этих событий случаев смерти, телесных повреждений или загрязнения;

.2 название государства флага, владельцев, операторов, компании, указанной в Свидетельстве об управлении безопасностью, и классификационного общества (с соблюдением национального законодательства относительно конфиденциальности);

.3 относящиеся к делу сведения о размерениях и двигателях любого вовлеченного судна, вместе с описанием экипажа, организации работ и других вопросов, таких как стаж работы на этом судне;

.4 подробное изложение обстоятельств аварии или инцидента на море;

.5 анализ и комментарии причинных факторов, включая любые технические, человеческие и организационные факторы;

.6 обсуждение результатов расследования, включая выявление вопросов безопасности и выводы расследования; и

.7 при необходимости, рекомендации с целью предотвращения аварий и инцидентов на море в будущем.

2.13 Расследующий орган означает орган в государстве, ответственный за проведение расследований в соответствии с настоящим Кодексом.

2.14 Расследующее(ие) государство(а) означает государство флага или, если применимо, государство или государства, которые по взаимному согласию приняли ответственность за проведение расследования в соответствии с настоящим Кодексом.

2.15 Документ расследования означает следующие типы документов, собранные для проведения расследования:

Читайте также:
Пожизненная рента: что это такое, описание и особенности

.1 все показания, полученные в целях расследования;

.2 весь обмен информацией между лицами, связанными с эксплуатацией судна;

.3 вся медицинская информация или информация личного характера в отношении лиц, вовлеченных в аварию или инцидент на море;

.4 все документы с анализом информации или доказательным материалом, полученные в ходе расследования; и

.5 информация прибора регистрации данных о рейсе.

2.16 Существенный ущерб в отношении аварии на море означает:

.1 Повреждение, которое:

.1.1 значительно ухудшает конструктивную целостность, работу или эксплуатационные характеристики морской инфраструктуры или судна; и

.1.2 требует существенного ремонта или замены существенного компонента или компонентов; или

.2 разрушение морской инфраструктуры или судна.

2.17 Моряк означает любое лицо, нанятое или работающее в любом качестве на судне.

2.18 Серьезное телесное повреждение означает полученное лицом телесное повреждение, в результате которого это лицо стало нетрудоспособным на период времени свыше 72 часов, начинающийся в течение семи дней со дня получения телесного повреждения.

2.19 Серьезный ущерб окружающей среде означает ущерб окружающей среде, который, согласно оценке затронутого(ых) государства (государств) или государства флага, в зависимости от случая, привел к существенному вредному воздействию на окружающую среду.

2.20 Существенно заинтересованное государство означает государство:

.1 которое является государством флага судна, вовлеченного в аварию или инцидент на море; или

.2 которое является прибрежным государством, затронутым аварией или инцидентом на море; или

.3 окружающая среда которого была опасно или в значительной степени загрязнена аварией (включая окружающую среду его вод и территорий, признанных по международному праву); или

.4 в котором последствия аварии или инцидента на море причинили или угрожали причинить серьезный ущерб этому государству или искусственным островам, установкам или сооружениям, над которыми оно имеет право осуществлять юрисдикцию; или

.5 в котором в результате аварии на море погибли или получили серьезные телесные повреждения граждане этого государства; или

.6 располагающее важной информацией, которую расследующее(ие) государство (государства) считает(ют) полезной для расследования; или

.7 по какой-либо иной причине заявляющее о своей заинтересованности, которую расследующее(ие) государство (государства) считает(ют) значительной.

2.21 Территориальное море означает территориальное море, как оно определено в разделе 2 Части II Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Охрана труда

Общие сведения о авариях на морском и речном транспорте

Морской и речной транспорт имеет давнюю историю, уже в VI веке до н.э. люди начали активно изучать и осваивать морские и речные транспортные пути. Наши предки говорили: «кто владеет морем, тот является властителем мира».

Водный транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Основной сферой применения морского транспорта является обеспечение внешнеторговых перевозок (свыше 60% внешнеторгового оборота России), а также транспортное обеспечение районов Крайнего Севера. Ежегодно в нашей стране суда перевозят около 30 млн пассажиров и более 120 млн тонн грузов. Несмотря на развитие кораблестроения и техническое усовершенствование судов и навигационных систем, ежегодно только в России происходит около 40 серьезных аварий на морях и 30 – на реках.

По данным Госморречнадзора в результате аварийных случаев на морском и речном транспорте с судами, плавающими под государственным флагом России, погибло в 2010 г. – 26 человек, в 2011 г. – 177 человек, 2012 г. – 11 человек.

Классификация аварийных случаев

Классификация аварийных случаев Период
2010 2011 2012
Морской транспорт
Всего аварийных случаев (АС) 57 55 25
Количество травмированных 3
Количество погибших 23 54 10
АС, повлекшие загрязнения окружающей среды
Речной транспо
Количество аварий 2 2 4
Количество травмированных
Количество погибших 3 123 1
ВСЕГО на водном транспорте (морской и речной)
Аварий 59 57 29
Количество травмированных 3
Количество погибших 26 177 11

Примеры крупных аварий на морском (речном) транспорте

24 декабря 1811 г. произошла крупнейшая двойная морская катастрофа: близ побережья полуострова Ютландия разбились британские корабли «Deffence» и «St-George». Общее число погибших составило 1 318 человек, выжило всего 13 человек.

27 апреля 1865 г. на реке Миссисипи (Северная Америка) вследствие взрыва парового котла затонул пассажирский пароход «Султанша», который вёз на север освобождённых пленных солдат-северян. Несмотря на то, что пароход оставался на плаву около часа, число погибших составило 1 653 человека, спаслись только 741.

15 апреля 1912 г. английский пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1 503 человека.

29 мая 1914 г. канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1 012 человек.

17 июля 1947 г. индийский паром «Рандас» затонул в Бенгальском заливе во время шторма. Погибло 625 человек.

27января 1949 г. китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинъ-Юань» столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло около 1 500 человек.

Читайте также:
Похищение человека: что это такое, описание и особенности

11 октября 1968 г. филиппинский паром «Дамеджиет» у острова Минданао затонул во время шторма. Погибло более 500 человек.

5 июня 1983 г. теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в несудоходный пролет моста в городе Ульяновске. Это была крупнейшая в истории речного флота катастрофа, когда погибло около 200 человек. Катастрофа «Суворова» – результат обыкновенного разгильдяйства экипажа судна.

31 августа 1986 г. советский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на выходе из Новороссийского порта в результате столкновения. Погибло 423 человека.

20 декабря 1987 г. филиппинский каботажный теплоход «Дона бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули, погибло около 3 000 человек.

28 сентября 1994 г. эстонский морской паром «Эстония» затонул ночью во время шторма в 100 км от шведского берега. Погибло 852 человека.

10 июля 2011 г. произошла авария пассажирского дизель-электрохода «Булгария», в результате которой погибло 122 человека, 79 удалось спастись.

13 января 2012 г. произошло крушение круизного судна Costa Concordia близ острова Джильо в Средиземном море. Судно наскочило на каменный риф, получило пробоину около 30-70 метров длиной (по различным источникам) и стало тонуть. На момент катастрофы на борту находилось 3 216 пассажиров из 62 стран и 1 023 члена команды. 30 человек погибли, двое пропали без вести.

28 февраля 2012 г. в результате пожара на танкере «Инженер Назаров» погиб 1 человек.

26 января 2013 г. в Японском море перевернулось и впоследствии затонуло рыболовное судно «Шанс-101». В результате аварии погибло 16 человек.

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

Читайте также:
Общественное движение: что это такое, описание и особенности

7 Прованс

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Морганатический брак

Морганати́ческий брак (слово «морганатический» неясного происхождения, по одной из версий, от нем. Morgengabe — утренний подарок мужа новобрачной) — такой брак между лицами неравного положения, при котором супруг (или супруга) более низкого положения не получает в результате этого брака такого же высокого социального положения. Морганатический брак является частным случаем мезальянса.

Читайте также:
Непосредственная демократия: что это такое, описание и особенности

В Европе

Понятие морганатического брака появилось в законодательстве немецкоговорящих стран и Российской империи на рубеже XVIII и XIX веков во избежание браков членов царствующих домов с их собственными подданными. Монархи и члены их семей должны были заключать браки исключительно с равнородными особами, в противном случае они теряли право на престолонаследие. Понятие «равнородности» во многом было фикцией: равнородными признавались не только члены ныне правящих династий, но и представители многочисленных немецких родов княжеского и даже графского достоинства, медиатизированных при роспуске Священной Римской империи в 1806 году. Равнородность потомков правителей прочих упразднённых государств — будь то герцоги Курляндские, цари Грузии или крымские ханы — была под вопросом.

Строгость запретов на морганатические мезальянсы значительно варьировалась от страны к стране, а во Франции и Великобритании понятие морганатического брака вообще не было известно (хотя британский король Эдуард VIII предпочёл отречься от престола после скандального брака с дважды разведённой американкой Уоллис Симпсон). Даже в Германии в случае необходимости про запрет на морганатические союзы могли «забыть»: так, престол великого герцогства Баденского на протяжении нескольких десятилетий занимал Леопольд I, матерью которого была обычная баронесса. Если морганатический союз был санкционирован правящим монархом, то неравнородному супругу, как правило, давался подобающий титул (светлейшего князя, графа и т. п.), который наследовали и рождённые в браке дети.

К началу XX века в Германии сформировался круг морганатических потомков монархов и членов их семей, представители которого иногда заключали браки между собой, а иногда — и с коронованными особами (в тех странах, где морганатические союзы не были под запретом). Так, Виктория Евгения Баттенбергская (из рода Баттенбергов, морганатической ветви Гессенского дома) вышла замуж за испанского короля Альфонсо XIII и стала королевой, а Мария Текская (из морганатической Текской ветви Вюртембергского дома) — за британского короля Георга V. Другие известные морганатические семейства — Гогенберги (потомки австрийского престолонаследника Франца Фердинанда и Софии Хотек) и Меренберги (происходят от брака Николая Вильгельма Нассауского с Н. А. Пушкиной-Дубельт).

В России

В России запрет на морганатические браки был официально закреплён Законом о престолонаследии, принятым после восшествия на престол Павла I с целью исключения возможности передачи престола в обход «законного» наследника (как чуть было не произошло с ним самим). Каждый следующий монарх получал власть на условиях данного закона, что делало его изменение фактически невозможным. Член императорской фамилии, вступивший в морганатический брак, сам не лишаясь права на престол, терял его для своих потомков от такого брака. Именно с этим обстоятельством, в частности, связан отказ великого князя Константина Павловича наследовать Александру I, что спровоцировало восстание декабристов. По официальным данным, в дореволюционный период членами дома Романовых были заключены следующие морганатические союзы:

  • Тайное венчание императрицы Екатерины II и её фаворита Григория Потёмкина, состоявшееся осенью 1774 или же в начале января 1775 года.
  • В 1820 году великий князь Константин Павлович женился на Жанетте Грудзинской, которая по этому случаю получила титул «светлейшей княгини Лович». Потомства не было.
  • В 1854 году вдовствующая герцогиня Лейхтенбергская, Мария Николаевна, тайно сочеталась браком с графом Григорием Строгановым и имела от него двоих детей, носивших титул графов Строгановых.
  • Великий князь Алексей Александрович был женат на фрейлине Александре Васильевне Жуковской.
  • В 1878 году великий князь Николай Константинович женился на дочери городского полицмейстера Оренбурга Надежде Александровне Дрейер. Брак был расторгнут Синодом, но впоследствии признан. У супругов родилось двое сыновей, получивших титулы «князья Искандер».
  • В 1880 году овдовевший император Александр II женился на княжне Екатерине Долгоруковой, которая по этому случаю получила титул «светлейшей княгини Юрьевской», распространявшийся и на её морганатическое потомство (см. Юрьевские).
  • В 1891 году великий князь Михаил Михайлович в Сан-Ремо обвенчался с морганатической дочерью принца Нассауского, графиней Софией Меренберг. Их дети носили титул графов де Торби.
  • В 1902 году великий князь Павел Александрович за границей вступил в брак с разведённой Ольгой Карнович, которая много позже получила титул «княгини Палей». Его носили и рождённые от этого брака дети (см. князья Палей).
  • В 1911 году княжна императорской крови Татьяна Константиновна вышла замуж за князя Константина Багратион-Мухранского (1889—1915). В браке родилось двое детей.
  • В 1912 году великий князь Михаил Александрович женился на дважды разведённой Наталье Шереметьевской, от которой у него уже был сын Георгий. Супруге и сыну великого князя император разрешил называть себя графиней и графом Брасовыми.
  • В 1914 году княжна императорской крови Ирина Александровна вышла замуж за князя Феликса Юсупова. В этом браке родилась единственная дочь Ирина.
  • В 1916 году великая княжна Ольга Александровна развелась с герцогом Ольденбургским и вышла замуж за офицера Николая Куликовского. У них было потомство.
Читайте также:
Негласное товарищество: что это такое, описание и особенности

Относительно брака великого князя Владимира Кирилловича с княжной Леонидой Багратион-Мухранской, от которого родилась претендующая на престол Мария Владимировна Романова, существуют разные мнения. Во всяком случае, в 1911 году брак светлейшей княжны Татьяны Константиновны Романовой с представителем того же рода, князем Константином Багратион-Мухранским, был расценён императором как морганатический.

Покрыта мраком история с морганатическим браком Алексея Разумовского и императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году. Во всяком случае, достоверных документальных свидетельств этого брака не сохранилось.

В XXI веке

В современной Европе законы, некогда регулировавшие морганатические браки, отменены. Престолонаследники Испании, Великобритании, Нидерландов, Монако, Дании и Норвегии женаты на особах некоролевского происхождения, тем не менее их дети будут наследовать престол. Наиболее значительная страна, сохранявшая такое законодательство, — Швеция (при этом ограничения не распространяются на царствующего короля). Впрочем, таковые законы были отменены не только в Европе. Так, например, супруга короля Иордании тоже является особой некоролевского происхождения.

Редким примером современного морганатического брака является свадьба японской принцессы Саяко, которая в 2005 г. вышла замуж за «простолюдина» Ёсики Куроду. В результате Саяко лишилась титула принцессы.

МОРГАНАТИЧЕСКИЕ БРАКИ РОМАНОВЫХ

Морганатический брак (от позднелат. matrimonium ad morganaticam), неравнородный брак, при котором жена не пользуется сословными привилегиями мужа (и наоборот), а дети – отца. Пример Морганатический брак – брак лица, принадлежащего к царствующему дому, с женщиной не царского рода. Морганатический брак не даёт права престолонаследия ни жене, ни детям.

В 1797 году Павел I подписывает указ о престолонаследии, которым вводится запрет на морганатические браки, с целью исключения возможности передачи престола в обход «законного» наследника. Раньше, царь сам назначал своего преемника. Неудивительно, что именно Павел стал инициатором такого положения престолонаследия. Ведь он вроде и законный наследник, и после матушки своей должен был вступить на престол, но слишком многие знали о желании Екатерины, в обход сына своего, посадить на престол внука – Александра. Исходя из требований этого закона последней женщиной на престоле оказалась его мать – императрица Екатерина II . Каждый следующий монарх получал власть на условиях данного закона, что делало его изменение фактически невозможным.

Член императорской фамилии, вступивший в морганатический брак, терял право на престол если не за себя, то за потомков от этого брака.

1. Внук Екатерины II , второй сын Павла I , Константин.

После первого своего брака, в 1796 г. в с Юлианой Генриетой Ульрикой, третьей дочерью герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского Франца Фридриха Антона (в православии Анной Фёдоровной), которую он терроризировал почти с садистской изощренностью, 24 мая 1820 г. в Варшаве Константин женился повторно на дочери графа Антония Грудзинского и Марианны Дорповской, Иоанне (Жаннете) Антоновне, графине Грудзинской , которая получила от мужниного брата-императора Александра I титул Светлейшей Княгини Лович. (Бросьте камень, если я понимаю, за что же они такие все светлейшие!)
Детьми Бог эту любовь не благословил.
В 1823 Константин, ссылаясь на морганатический брак и неспособность к государственному управлению, отрёкся от престолонаследия. Это отречение было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 (28 августа) 1823, который следовало огласить после его кончины.

2. В 1854 г. – дочь российского императора Николая I и сестра Александра II , Великая Княжна Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, после смерти своего первого мужа в 1852 году, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, старшего сына Евгения Богарне и внука императрицы Жозефины, тайно сочетается браком с графом Григорием Александровичем Строгановым .

От этого брака она прижила еще двух( к семерым своим детям от Максимилмана), детей :

–Григория Григорьевича, графа Строганова (9.05.1857-1859) и

— Елену Григорьевну, графиню Строганову (1861-1908), замужем сначала за Владимиром Алексеевичем Шереметевым (1847-1893), флигель-адъютантом, командиром императорского конвоя; затем за Григорием Никитичем Милашевичем (1860-1918), офицером свиты Е.И.В.

Дети имели титул графов Строгановых. Официально этот брак не признали. (брак – кто это придумал. Хорошее браком не назовут)

3. В 1868 г. –по примеру своей матушки – Марии Николаевны, Князь Николай Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский (1843-1891), тайно женится на Надежде Сергеевне Акинфьевой (ур.Анненковой 1839—1891). Брак был признан в 1878 году и их дети получили право на титул герцогов Лейхтенбергских, но к императорской фамилии они никакого отношения уже не имели.

4,5. Князь Евгений Максимилианович Романовский герц. Лейхтенбергский (1847-1901), еще один сын Марии Николаевны (таки пример родительский заразителен) женат был дважды морганатическими браками

Читайте также:
Обвинительное заключение: что это такое, описание и особенности

– 20 января 1869 г. – на Дарье Константиновне Опочининой (07.03.1845-07.03.1870), дочери полковника, флигель адъютанта Константина Федоровича Опочинина, правнучке генерал-фельдмаршала светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова-Смоленского, в январе 1869 году была возведена императором Александром II в графское Российской империи достоинство под именем графини Богарне. От этого брака осталась дочь, получившая титул матери.

– 1878 – на двоюродной сестре первой супруги, Зинаиде Дмитриевне Скобелевой(11.06.1856-04.06.1899), дочери генерал-лейтенанта Дмитрия Ивановича Скобелева, младшей сестре известного военачальника генерал-адьютанта М.Д.Скобелева. Указом императора Александра II в июле 1878 она возведена в графское достоинство под именем графини Богарне, а в августе 1889, императором Александром III ей предоставлено право именоваться светлейшей герцогиней Лейхтенбергской.

6. Великий князь Николай Константинович (1850-1918) первый ребёнок ВК Константина Николаевича-сына Николая I , младшего брата будущего российского императора Александра II и ВК Александры Иосифовны. В семье его звали «Никола». В молодости он полюбил французскую куртизанку, ради которой украл у Александры Иосифовны бриллиант…

Этот ужасный поступок, а также нежелание подчиняться родителям и юношеский максимализм был признан умственным расстройством, и юный бунтарь оказался навсегда отлученным от семьи, лишенным званий и даже высланным на вечное поселение на юг империи!

В ссылке, в 1878 году, он тайно женился на Надежде Александровне Дрейер (1861-1929), и имел от нее двух детей, но этот брак не был признан официально. Более того, и самого Никола в здравом уме не признавали.

7. В 1880 г. овдовевший император Александр II женился на на давней (с1866года) любовнице, княжне Екатерине Михайловне Долгорукой, которая по этому случаю получила титул «светлейшей княгини Юрьевской», распространявшийся и на её морганатическое потомство:

  • светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872—1913), женат на графине Александре фон Зарнекау (1883—1957), дочери принца Константина Ольденбургского от опять же морганатического брака;
  • Ольга Александровна Юрьевская (1873—1925), замужем за Георгом-Николаем фон Меренбергом (1871—1948), сыном Натальи Пушкиной;
  • Борис Александрович (1876—1876), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;
  • Екатерина Александровна Юрьевская (1878—1959), замужем за князем Александром Владимировичем Барятинским, а после — за князем Оболенским-Нелединским-Мелецким.

8. Великий Князь Михаил Михайлович (1861-1929), внук Николая I , в феврале 1891 года в Сан-Ремо, женится на Софье Николаевне Меренберг (1868-1927), старшей дочери принца Николая Вильгельма Нассауского и графини Натальи фон Меренберг , дочери Пушкина. Получила от герцога Нассау титул графини де Торби . Их брак не был признан в России, а Александр III был им очень недоволен. Дети от этого брака – Анастасия, Надежда и Михаил носили титул графов де Торби.


9. Павел Александрович
, великий князь, Его Императорское Высочество, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, шестой сын императора Александра II (1860-1919) – 10 октября 1902 года женился на разведенной жене Эриха фон Пистолькорс, Ольге Валерьевне Пистолькорс (урожденная Карнович 1865-1929). После этого супруги не смогли вернуться в Россию. В 1904 году Ольга Валериановна получила для себя и детей баварский титул графов фон Гогенфельзен , а 28 августа 1915 года получила от Николая II титул княгини Палей . Их дети носили титул князей Палей:

  • Князь Владимир Павлович Палей (1896—1918) — поэт, убит под Алапаевском;
  • Княжна Ирина Павловна Палей (1903—1990) — замужем за князем императорской крови Федором Александровичем, сыном великого князяАлександра Михайловича;
  • Княжна Наталья Павловна Палей (1905—1981) — манекенщица и актриса.

10. Русская княжна императорской крови, дочь великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнучка императора Николая I , Татьяна Константиновна (1890-1979) вышла замуж за кн. Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1919). Юридически род Багратион- Мухранских являлись княжескими родами Российской империи, а не владетельными династиями. Константину было приказано покинуть Петербург, а Татьяна Константиновна слегла от горя.
Для решения вопроса о браке Татьяны Константиновны состоялся семейный совет Романовых.

В конечном итоге в 1911 году император издал указ, по которому князья и княжны императорской крови могли вступать в нединастические браки, но потомство от них все равно права престолонаследия лишалось.

Таким образом, Татьяна Константиновна могла выйти замуж за князя Багратион-Мухранского, но письменно отказалась за себя и своих потомков от прав на престол.
Вскоре молодым людям разрешили встретиться в Крыму, где 1 мая 1911 года года в Ореанде, имении «Константиновичей», состоялась помолвка.
24 августа 1911 в узком семейном кругу состоялась свадьба Татьяны Константиновны и князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1915), сына князя Александра Михайловича Багратион-Мухранского. В семье родилось двое детей:

  1. Теймураз (1912 — 1992),
  2. Татьяна (1914 — 1984).

Татьяна была дважды замужем и дважды овдовела, с 1946 года приняла постриг с именем Тамара, в чине игуменьи Елеонского монастыря в Иерусалиме, скончалась в светлый День Успения Божией Матери 15 (28) августа 1979 года.

Читайте также:
Подходящая работа: что это такое, описание и особенности

11. В Вене, 16 октября 1912 г. четвёртый сын Александра III , младший брат Николая II , генерал-лейтенант, генерал-адъютант, германский адмирал (24 июля 1905), член Государственного Совета, Великий Князь Михаил Александрович (1878-1918) тайно женился на жене Владимира Владимировича Вульферта, лейтенанта гатчинского полка, над которым шефствовал Михаил, до этого бывшей жене С.И. Мамнтова, то есть уже дважды разведённой Наталье Сергеевне Шереметьевской 1880-1952, позднее получившей от Николая II титул графини Брасовой . Их сын, который родился еще до брака наследовал этот титул.

Из-за этого брака, в который вступил Михаил Александрович, Николай указом в декабре 1912 года (опубликован в официальном вестнике 3 января 1913 года) отменил положение, согласно которому Михаил в случае кончины Николая до того, как Алексею исполнится 18 лет, становился бы правителем государства –регентом. Имения Великого князя находились под секвестром (государственной опекой) до начала мировой войны, когда Николай II официально не простил своего брата.

12. В 1914 г. Княжна Императорской крови Ирина Александровна (1895-1970) внучка Алекасандра III , дочь Ксении Александровны-сестры Николая II и Александра Михайловича , внука Николая I , вышла замуж за князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон (1887-1967). Брак был дозволен Императором и их дочь получила фамилию и титул отца.

13. Последняя великая княгиня (Её Императорское Высочество) Российской империи , родная сестра Николая II , младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны- Ольга Александровна.

После первого брака с принцем Петром Александровичем Ольденбургским, который был фактически фиктивным, Ольга Александровна знакомится с офицером Кирасирского полка Николаем Александровичем Куликовским, который становится 4 ноября 1916 года её мужем и другом до конца дней. Венчание состоялось в Киеве.

Дети от этого брака Тихон и Гурий, носили фамилию отца – Куликовские.

14. Андрей Владимирович (2.5.1879- 30.10.1956), великий князь, рус. генерал-майор Свиты (15.8.1915). Четвертый сын великого князя Владимира Александровича и Марии Павловны, внук Александра II – 30.01.1921 в Каннах женился на балерине М.Ф. Кшесинской (которой великий князь Кирилл Владимирович пожаловал 30.11.1926 титул княгини Красинской, а 28.07.1935 -светлейшей княгини Романовской-Красинской).

15. И братец его родной – Борис Владимирович (24.11.1877-08.11.1943) – в 1919 г. в Генуе женился на Зинаиде Сергеевне Рашевской.(15.11.1898-30.04.1963) – по 1-му мужу — Елисеева; по 3-му — Дьянумова.

Что такое морганатический брак: основные характеристики, примеры мезальянсов в России и мире

Выбирая партнера по жизни, большинство людей руководствуется, прежде всего, чувствами и лишь потом разумом. Все же разное социальное положение влюбленных является немалой преградой для заключения официального союза. В нынешнем мире морганатический брак не является редкостью. Узнаем, что собой представляет такой брак, и в чем его суть.

  • 1 Морганатический брак: что это такое?
  • 2 Суть и цели
  • 3 Примеры морганатических браков среди представителей правящих монархий
    • 3.1 В Российской империи
    • 3.2 За рубежом

Морганатический брак: что это такое?

Морганатический брак – союз между лицами разного социального положения, где один из супругов при вступлении в брак не получает более высокого социального положения.

Подобный союз является одним из вариантов мезальянса. Есть немало примеров такого союза, однако понятие морганатический брак было применимо только к высшему сословию. Яркий пример морганатического брака – свадьба императрицы Екатерины II с генералом-адъютантом Потемкиным, состоявшаяся в 1775 году.

Впервые о таком браке в Российской империи и немецкоговорящих странах стало известно на рубеже XVIII-XIX вв. До этого момента представители знати могли вступать в союз только с особами с равным титулом. В начале XX отношение к этой ситуации изменилось. В Европе был отменен закон, регулировавший ранее этот вопрос.

Суть и цели

Монархи могли заключать союз только с равными по статусу особами, в ином случае это могло приводить к потере права на престолонаследие. Многие монархи для решения такой проблемы выбирали в жены особу, равную по статусу, а ту, что была выбрана по сердцу, записывали в любовницы.

Запрет на морганатический союз объяснялся тем, что мог привести к исчезновению королевской родословной. По утверждению некоторых историков, именно так династия Романовых и была разрушена.

Официальным запретом на морганатические браки в России стал Закон о престолонаследии, принятие которого произошло после восшествия Павла Петровича на престол. Основная его цель – исключить вероятность передачи престола в «обход» законного наследника. Каждому последующему монарху власть передавалась на условиях этого закона.

Примеры морганатических браков среди представителей правящих монархий

В Российской империи

В семье Романовых до революции были заключены следующие морганатические браки:

  • супругой великого князя Константина Павловича в 1820 году стала Ж.А. Грудзинская. В связи с этим она была удостоена титула «светлейшая княгиня Лович». Детей в этом союзе рождено не было;
  • герцогиня Мария Николаевна Лейхтенбергская (будучи вдовой) тайно заключила брак с графом Г.А. Строгановым. У пары были рождены двое детей, получивших титул графов Строгановых;
  • великий князь Алексей Александрович взял в жены А.В. Жуковскую, которая являлась фрейлиной;
  • супругой великого князя Николая Константиновича в 1878 году стала дочь городского полицмейстера в г. Оренбург Н.А. Дрейер. Синод этот союз расторг, но впоследствии он был признан. У пары родились двое сыновей, которым присвоили титулы «князья Искандер»;
  • великий князь Михаил Михайлович в 1891 году обвенчался в Сан-Ремо с графиней С.Н. Меренберг. Дети от этого союза носили титул графов де Торби;
  • за границей великий князь Павел Александрович женился на Ольге Карнович, которая была разведена. Немного позднее она все же получила титул «княгиня Палей». Такой же титул был присвоен и рожденным детям в этом союзе;
  • княжна Татьяна Константиновна в 1911 году стала женой князя К. А. Багратион-Мухранского. В этом союзе родились двое детей;
  • великий князь Михаил Александрович в 1912 году женился на Н.С. Шереметьевской, к этому времени дважды разведенной, и от которой у него уже имелся сын Георгий. Император дал разрешение называть супругу и сына князя графиней и графом Брасовыми;
  • в 1914 году княжна Ирина Александровна выходит замуж за князя Феликса Юсупова. Дочь Ирина была единственной в этом союзе;
  • великая княжна Ольга Александровна в 1916 году развелась с герцогом Ольденбургским, после чего она заключила брак с офицером Н.А. Куликовским. В союзе также были рождены дети.
Читайте также:
Обратный фрахт: что это такое, описание и особенности

Есть разные мнения о союзе великого князя Владимира Кирилловича и княжны Л.Г. Багратион-Мухранской, где была рождена М. В. Романова, претендующая на престол. Как бы там ни было, но в 1911 году брак князя Константина Багратион-Мухранского и княжны Т.В. Романовой был признан императором морганатическим.

За рубежом

В истории Великобритании подобный брак впервые был оформлен британским королем Эдуардом VIII, взявшим в жены Уоллис Симпсон, имевшую до этого двух мужей.

Родители Эдуарда не одобряли этот союз, но так сложилось, что в 1936 году Георг V умирает, и королем Великобритании становится Эдуард. Против морганатического брака был и Истеблишмент.

Брак короля не был признан, и он отказался от престола в пользу Георга, своего брата. Бракосочетание Эдуарда и Уоллис состоялось в 1937 году. Принцесса Маргарет (сестра королевы Елизаветы II) собиралась вступить в союз с капитаном Питером Таунсенда (разведенным), служившим при дворе.

По сути, это означало, что Питер являлся совершенно свободным человеком, но в случае заключения брака английская церковь осудила бы принцессу. Не справившись с натиском, принцесса и капитан все-таки расстались, но впоследствии она заключила союз с Энтони Армстронг-Джонсом, который был обычным простолюдином.

Карл XVI Густав (король Швеции) в 1976 году заключил союз с Сильвией Зоммерлат, являющейся дочерью немецкого бизнесмена. Будущая королева на этот момент была переводчицей на Олимпиаде.

В 1981 году было дано разрешение королевой Елизаветой на брак ее сына с Дианой Спенсер, работающей в детском саду воспитателем.

После ее кончины Чарльз не стал скрывать отношения с любовницей, которая после 30 лет отношений все же стала женой монарха (Камилла Паркер-Боулз). Принц Йоахим, сын королевы Дании Маргрете II, в 1995 году обвенчался с Александрой Кристиной Мэнли, которая являлась по образованию экономистом.

После десяти лет брака пара развелась. Это стал первый случай за последние 160 лет, когда в датской королевской семье произошел развод. В 2001 году принц Норвегии Хокон женился на студентке Метте-Марит Тьессем Хойби, у которой был сын от другого мужчины.

Король был против этого союза, несмотря на тот факт, что сам был женат на дочери торговца. Разрешение было дано лишь тогда, когда Хокон пригрозил отречением. Хотя ее сын Марюс и стал членом королевской семьи, дворянское звание он не получил, равно как и права на престолонаследие.

Социально неравные браки заключаются и в наше время, однако такой глобальной роли не играют, как это было во времена царской власти (во всяком случае в России). Вполне понятно, почему понятие «морганатический брак» не дошло до наших дней, ведь уже более ста лет монархии в нашей стране не существует.

В государствах, где такой тип власти все еще сохраняется, судьба монарха и его избранницы зависит от законодательства. Невзирая на то, что в существующих ныне монархиях имеются все элементы династического статуса, наследники престолов все чаще заключают неравные союзы. Как и ранее, так и в наши дни богатая родословная в королевской шкале ценностей уступает место большому чувству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: