Морские научные исследования: что это значит

Морские научные исследования

(англ marine researchs) – по законодательству РФ фундаментальные или прикладные исследования во внутренних морских водах РФ и в территориальном море и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере (ст. 24 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»**). Данное определение не распространяется на исследования водных биологических ресурсов и др. природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, указанные в ст. 20 этого Федерального закона. Регулирование отношений, связанный с проведением М.н.и., осуществляется гл. IV ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В ней установлены правила о: представлении и содержании запроса на проведение М.н.и. во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 25); порядке рассмотрения таких запросов (ст. 26); основаниях для отказа в разрешении на проведение М.н.и. (ст. 27); обязанностях заявителей, проводящих М.н.и. (ст. 28); передаче и опубликовании результатов М.н.и. (ст. 29); изменениях программы М.н.и. (ст. 30); приостановлении или прекращении М.н.и. (ст. 31).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Морская среда
  • Морское требование

Смотреть что такое “Морские научные исследования” в других словарях:

Морские научные исследования — (англ marine researchs) по законодательству РФ фундаментальные или прикладные исследования во внутренних морских водах РФ и в территориальном море и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по… … Энциклопедия права

Морские научные исследования — В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований… … Официальная терминология

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне РФ — морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по… … Официальная терминология

Морские научные исследования на континентальном шельфе — (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в… … Официальная терминология

Морские научные исследования на континентальном шельфе. — фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах. Федеральный закон от… … Словарь юридических понятий

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне — фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. … Экологическое право России: словарь юридических терминов

ПРАВО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОРЕЙ — Одна из общепризнанных свобод открытого моря. В экономических зонах морские научные исследования, связанные с разведкой и разработкой живых и неживых ресурсов (биологических, минеральных и др.), проводятся с согласия прибрежного государства … Морской энциклопедический справочник

морское дно — (правовой режим), международно правовой режим дна морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств. Морское дно открыто для использования всеми государствами исключительно в мирных целях.… … Энциклопедический словарь

Конвенция ООН по морскому праву — – принята в 1982 г. Третьей Конференцией ООН по морскому праву. Вступила в силу в 1994 г. СССР подписал Конвенцию в 1982 г. Россия ратифицировала в 1997 г. Состоит из 320 статьей, сведенных в 17 частей и 9 Приложений. Имеет преимущественную силу… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

МОРСКОЕ ДНО — (правовой режим) международно правовой режим дна морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств. Морское дно открыто для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Морские … Большой Энциклопедический словарь

Морские научные исследования

“Морская доктрина Российской Федерации”

Морские научные исследования – фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направл. на получение знаний по всем аспектам прир.процессов, происходящих на морском дне и в его недрах.

Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности РФ.

Морские научные исследования могут проводиться:• ФОИВ и ОИВ S РФ, ФЛ и ЮЛ РФ;

• ин.гос-вами и компетентными международными организациями, а также уполномоч. ин.гос-вами или компетентными международными организациями ин. гр-нами и ин. ЮЛ.

Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение морских научных исследований и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством РФ.

Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают в ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ, запрос не менее чем за 6 месяцев до начала года проведения морских научных исследований.

Ин.заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, для получения разрешения на указанные исследования направляют по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ.

Российские заявители представляют засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов дея-ти, предусм. программой морских научных исследований и подлежащих лицензированию, а также в случае участия в указанных исследованиях ин.гр-н, ин.юр. лиц или международных организаций прилагают к запросу информацию обо всех формах и о степени такого участия.

Читайте также:
Первичные учетные документы: что это значит

От российских и иностранных заявителей м/б потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления российским или иностранным заявителем дополнительной информации.

Размещение и использование на КШ научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за искл.таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов КШ, а также обеспечения обороны и безопасности РФ, осущ. в порядке, предусм. ФЗ для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием гос-ва регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установл. Компетентн. Межд. Орган-ями.

Захоронение отходов и других материалов на КШ РФ.

Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” от 30.11.1995 N 187-ФЗ

Статья 34. Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе

Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только в соответствии с настоящим Федеральным законом и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.

Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, или с уведомлением указанных органов, а также с уведомлением субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение.

Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Морские научные исследования

Морские научные исследования, по определению законодателя – фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах.

Они могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, российскими физическими и юридическими лицами; иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, компетентными международными организациями.

Для получения права на проведение морских научных исследований российские заявители подают в федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике запрос не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований.

Иностранные заявители направляют аналогичный запрос по дипломатическим каналам.

Запрос должен содержать:

  • информацию о характере, целях, методах и средствах заявленных морских научных исследований, их информацию о возможном воздействии на природные ресурсы;
  • географические координаты районов проведения морских научных исследований, маршруты следования к ним и обратно;
  • даты прибытия и ухода исследовательских судов или размещения и удаления научного оборудования;
  • название учреждения, под руководством которого проводятся морские научные исследования и лице, ответственном за их проведение (начальнике экспедиции).

Решения о выдаче разрешения на проведение морских научных исследований; об отказе в согласии на проведение морских научных исследований; о несоответствии информации характеру, целям и методам проведения морских научных исследований либо о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях принимается федеральным органом исполнительной власти по науке и технической политике по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (по использованию природных ресурсов, по рыболовству, по обороне, по пограничной службе, по службе безопасности, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и другими).

При отсутствии в течение четырех месяцев разрешения на проведение морских научных исследований или иного уведомления иностранные заявители вправе приступать к проведению таких исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня направления запроса или дополнительных сведений.

Компетентная международная организация, планирующая проведение морских научных исследований, в таких случаях вправе приступить к их осуществлению в соответствии с законодательством о континентальном шельфе и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по использованию природных ресурсов на основании ст.25 ФЗ РФ “О континентальном шельфе РФ” вправе отказать в разрешении на проведение морских научных исследований, если они:

  1. создают или могут создать угрозу безопасности Российской Федерации;
  2. имеют непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов;
  3. несовместимы с требованиями защиты морской среды, минеральных и живых ресурсов;
  4. включают буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
  5. включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;
  6. создают помехи для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
  7. информация о их проведении является неточной или проводящий морские научные исследования заявитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.

В разрешении на проведение морских научных исследований не может быть отказано, если их проведение планируется на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на ресурсные исследования, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства РФ ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов.

Читайте также:
Прекращение уголовного дела: что это значит

Информация о таких районах публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Заявители, получившие разрешение и осуществляющие проведение морских научных исследований, обязаны:

  • выполнять законодательство о континентальном шельфе и международные договоры РФ;
  • представлять федеральному органу исполнительной власти по науке и технической политике предварительные доклады и данные метеорологических и гидрологических наблюдений по мере их накопления, а окончательные сведения – по завершении исследований;
  • незамедлительно информировать специально уполномоченный федеральный орган по науке и технической политике о любом изменении в морском научном исследовании;
  • не создавать неоправданных помех для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
  • удалять установки, сооружения и устройства по завершении морского научного исследования, если нет договоренности об ином.

Иностранные заявители обязаны обеспечивать также участие в морских научных исследованиях представителей России, их доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.

Исследовательские суда, летательные аппараты, установки и сооружения, проводящие морские научные исследования, обязаны поддерживать связь с береговыми службами РФ и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.

Правом на использование данных, полученных в результате морских научных исследований, проводившихся российским заявителем, обладают Российская Федерация и заявитель, проводивший исследования.

Окончательные результаты и заключения по завершении исследований направляются заявителем, проводившим морские научные исследования, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике для передачи в государственные фонды данных.

Для иностранных заявителей, проводивших морские научные исследования, установлена дополнительная обязанность по обеспечению доступа международному сообществу ко всем результатам исследований.

Исключения составляют данные, имеющие непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа РФ, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, которые могут быть опубликованы только с согласия Правительства Российской Федерации.

Морские научные исследования, проводимые с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и международных договоров Российской Федерации, могут быть приостановлены или прекращены по решению федерального органа исполнительной власти по науке и технической политике или органов охраны.

Их возобновление допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления указанному органу или органу охраны, вынесшему решение о приостановлении морских научных исследований, гарантий недопущения подобных нарушений в дальнейшем.

Морские научные исследования подлежат прекращению, если они проводятся без надлежащего разрешения, либо в случае изменения программы исследований без согласования с федеральным органом исполнительной власти по науке и технической политике.

Изменения программы считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике, получив сообщение о предполагаемых изменениях, не сообщит в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.

§ 2. Морские научные исследования во внутренних морских водах и территориальном море

В ст. 24 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» дано следующее определение понятия «морские научные ис­следования»: «В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в террито­риальном море — фундаментальные или прикладные исследова­ния и проводимые для этих исследований экспериментальные ра­боты, направленные на получение знаний по всем аспектам при­родных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере».

В той же статье указано, что «морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации».

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, ком­петентные международные организации, членом которых не явля­ется Российская Федерация, могут проводить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным за­коном, другими федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, уполномоченные государством — участником соответствующего международного договора с Российской Федерацией, компетент­ные международные организации, членом которых является Рос­сийская Федерация или с которыми Российской Федерацией за­ключен международный договор, заинтересованные в проведении морских научных исследований во внутренних морских водах или в территориальном море, для получения разрешения на проведе­ние указанных исследований’направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в феде­ральный орган исполнительной власти, уполномоченный Прави­тельством РФ.

Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запроса на их проведение и принятия по нему решений, устанавливаются Правительством РФ в соответст­вии с международными договорами Российской Федерации и на­стоящим Федеральным законом.

Запрос на проведение морских научных исследований (для ино­странных заявителей — на русском языке и языке заявителя) дол­жен содержать, в частности:

информацию о характере и целях морских научных исследова­ний;

программу морских научных исследований, включающую опи­сание методов и средств указанных исследований, их технических характеристик;

географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следова­ния к указанным районам и от них, время и места высадок на бе­рег;

Читайте также:
Устав юридического лица: что это значит

наименование организации, под руководством которой прово­дятся морские научные исследования;

информацию о лице, ответственном за проведение морских на­учных исследований (начальнике экспедиции);

засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицен­зий на осуществление видов деятельности, предусмотренных про­граммой морских научных исследований и подлежащих лицензи­рованию;

предполагаемые дату первого прибытия в район проведе­ния морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случае автономного размещения научно­го оборудования даты размещения и удаления научного оборудо­вания;

обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований.

Российский заявитель в случае участия в планируемых им мор­ских научных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагает к запросу информацию о формах и степени такого участия.

В ст. 26 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» указано, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, не позднее чем через четы­ре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разре­шение на проведение морских научных исследований либо уве­домление: а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований; б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований; в) о необходимости предостав­ления дополнительной информации о планируемых морских на­учных исследованиях.

Российским или иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, если морские научные исследования:

создают или могут создать угрозу обороне и безопасности Рос­сийской Федерации;

направлены на использование природных ресурсов внутрен­них морских вод и территориального моря;

несовместимы с требованиями защиты окружающей среды, в том числе живых или неживых ресурсов;

включают буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;

включают создание, эксплуатацию или использование искусст­венных островов, установок и сооружений;

создают помехи деятельности, проводимой Российской Феде­рацией во внутренних морских водах и в территориальном море.

В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также, если российский или иностранный за­явитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских науч­ных исследований, а также если информация российского или иностранного заявителя, представленная в запросе, является не­точной (ст. 27).

Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны, в частно­сти:

исполнять международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и другие федеральные законы;

представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных иссле­дований, предварительные отчеты о проведении таких исследова­ний, как только это становится практически возможным, а окон­чательный отчет — по завершении исследований, но не позднее трех месяцев с даты их окончания. Иностранные заявители на­правляют указанные материалы (на русском языке и языке заяви­теля) по дипломатическим каналам;

представлять, как только это становится практически возмож­ным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидро­химических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за со­стоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других на­блюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Россий­ской Федерации, места нахождения которых указываются в разре­шении;

незамедлительно информировать федеральный орган исполни­тельной власти, указанный в разрешении на проведение морских на­учных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, измене­нии в ходе выполнения программы морских научных исследований;

не создавать помех деятельности, проводимой Российской Фе­дерацией во внутренних морских водах и в территориальном море.

Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях представителей Рос­сийской Федерации, а именно их размещение и полное обеспече­ние на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях, в местах дислокации экспедиции на бе­регу наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Фе­дерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в хо­де морских научных исследований, и передавать им данные, с ко­торых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разде­лены без ущерба для их научной ценности.

Использование природных ресурсов и охрана окружающей сре­ды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников исто­рии и культуры осуществляются в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического ли­ца объединения юридических лиц иностранных государств и меж­дународные организации могут осуществлять использование при­родных ресурсов внутренних морских вод и территориального мо­ря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации (п. 2 ст. 20 названного Федерального закона).

При осуществлении права мирного прохода иностранные суда не имеют права проводить исследовательскую или гидрографиче­скую деятельность без разрешения компетентных федеральных органов исполнительной власти, а в случае ее проведения на осно­вании такого разрешения обязаны соблюдать законы и правила, относящиеся к мирному проходу, в том числе по вопросам мор­ских научных исследований и гидрографических съемок.

Иностранные заявители, проводившие морские научные иссле­дования, должны передать все данные о результатах этих научных исследований после их обработки и анализа, включая окончатель­ные результаты и заключения после завершения исследований в государственные научные организации (на русском языке и языке заявителя) Российской Федерации (включая образцы, полученные в результате морских научных исследований и не переданные ра­нее специально уполномоченным представителям Российской Фе­дерации).

Читайте также:
Кодекс торгового мореплавания: что это значит

В случае проведения морских научных исследований с наруше­нием федеральных законов и международных договоров Россий­ской Федерации они могут быть приостановлены или прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, уполно­моченного Правительством РФ, если они проводятся с нарушени­ем международных договоров России и российских федеральных законов.

В названном Федеральном законе учтены особенности прове­дения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов. В целях этого Закона морские ресурсные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море означают прикладные научно-исследовательские работы, проводимые в це­лях использования и охраны природных ресурсов внутренних мор­ских вод и территориального моря, за исключением недр (ст. 31′).

В Законе предусматривается, что на указанные морские ресурс­ные исследования водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море распространяются поло­жения Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Вопрос 45. Морские научные исследования на континентальном шельфе РФ

Морские научные исследования на континентальном шельфе (далее – морские научные исследования) – фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах;

Статья 23. Принципы проведения морских научных исследований, представление и содержание запроса на проведение морских научных исследований

Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации.

Морские научные исследования могут проводиться:

· федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее для настоящей главы – российские заявители);

· иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (далее в настоящей главе – иностранные заявители).

Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение морских научных исследований (далее в настоящей главе – запрос) и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований.

Иностранные заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, для получения разрешения на указанные исследования направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Запрос (для иностранных заявителей – на русском языке и языке заявителя) должен содержать:

ü информацию о характере и целях морских научных исследований;

ü программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований и технических характеристик таких средств, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований;

ü географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них;

ü предполагаемые дату первого прибытия в район проведения морских научных исследований и дату окончательного ухода из указанного района, а в случаях автономного размещения научного оборудования даты его размещения и удаления;

ü наименование организации, под руководством которой проводятся морские научные исследования;

ü информацию о лице, ответственном за проведение морских научных исследований (начальнике экспедиции);

ü информацию о возможном воздействии планируемых морских научных исследований на окружающую среду, в том числе морскую среду и природные ресурсы континентального шельфа;

ü обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение морских научных исследований, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе.

Российские заявители представляют засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных программой морских научных исследований и подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае участия в указанных исследованиях иностранных граждан, иностранных юридических лиц или международных организаций прилагают к запросу информацию обо всех формах и о степени такого участия.

Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями.

От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления российским или иностранным заявителем дополнительной информации.

Размещение и использование на континентальном шельфе научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов континентального шельфа, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.

Читайте также:
Федеральная служба налоговой полиции

Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.

Статья 24. Порядок рассмотрения запросов

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление:

а) об отказе в разрешении на проведение планируемых морских научных исследований;

б) о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения морских научных исследований;

в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Разрешение на проведение морских научных исследований и уведомление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, направляются иностранному заявителю по дипломатическим каналам.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке. Форма, содержание и порядок рассмотрения указанного плана, а также исключительный порядок выдачи российскому заявителю разрешения на проведение морских научных исследований определяется правилами, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, не направил в указанные сроки соответствующее разрешение или уведомление, иностранные заявители могут приступать к проведению морских научных исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев с даты направления запроса или дополнительных сведений.

Статья 25. Основания для отказа в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований

Российским заявителям, иностранным заявителям может быть отказано в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований, если возникает сомнение в исключительно мирном характере этих исследований, а также если их проведение:

1) создает угрозу обороне страны и безопасности государства;

2) несовместимо с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения морской среды, природных ресурсов континентального шельфа;

3) имеет отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществлению рыболовства на континентальном шельфе;

4) включает в себя создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, буровые работы, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств на континентальном шельфе;

5) препятствует осуществлению Российской Федерацией суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;

6) связано с предоставлением заявителем недостоверной или неточной информации о характере и целях морских научных исследований;

7) осуществляется российскими заявителями или иностранными заявителями, имеющими перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований и невыполненные.

Российскому заявителю или иностранному заявителю не может быть отказано в выдаче разрешения на проведение морских научных исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, по основаниям, указанным в пункте 3 части первой настоящей статьи, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства Российской Федерации проводятся или будут проводиться разведка континентального шельфа, разработка его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Информация о таких районах опубликовывается в “Извещениях мореплавателям”.

Статья 26. Особенности в получении разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями

Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с такой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации уведомления о сроках и районе проведения указанных исследований не выразил каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в уведомлении срока может приступить к осуществлению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования

Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:

исполнять международные договоры Российской Федерации и настоящий Федеральный закон;

представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты по завершении исследований;

представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении;

регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;

незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований;

Читайте также:
Право граждан на объединение

при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение морских научных исследований, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;

не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;

удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на проведение морских научных исследований.

Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. Порядок направления специально уполномоченных представителей Российской Федерации для участия в морских научных исследованиях, их полномочия определяются правилами проведения морских научных исследований, указанными в части третьей статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Передача и опубликование результатов морских научных исследований

Полученные в результате морских научных исследований данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований.

Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех, которые касаются сведений, перечисленных в пункте 1 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона. Эти сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства Российской Федерации.

Статья 29. Изменения программы морских научных исследований

Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления.

Статья 30. Приостановление или прекращение морских научных исследований

Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров Российской Федерации и настоящего Федерального закона, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, органов охраны или указанных в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченных представителей Российской Федерации либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований.

Морские научные исследования могут быть приостановлены в случае, если они проводятся:

с изменившим проект морских научных исследований отступлением от сведений, представленных в запросе в соответствии со статьей 23 или в уведомлении в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;

без соблюдения заявителем своих обязательств перед Российской Федерацией.

Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и представления сведений о принятых мерах по устранению допущенных нарушений и мерах по предотвращению подобных нарушений в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или указанному в части второй статьи 27 настоящего Федерального закона специально уполномоченному представителю Российской Федерации, вынесшим решение о приостановлении морских научных исследований.

Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если:

указанные исследования проводятся без разрешения на их проведение (за исключением случаев, предусмотренных статьями 24 и 26 настоящего Федерального закона);

российский или иностранный заявитель возобновил приостановленные морские научные исследования, не устранив в установленные сроки тех нарушений, из-за которых указанные исследования были приостановлены.

Правовой режим научных исследований в мировом океане

Порядок проведения научных исследований в морских пространствах, их зависимость от статуса морского пространства и особенностей национального законодательства. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2016
Размер файла 19,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ)

ФАКУЛЬТЕТ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

КАФЕДРА «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АКВАКУЛЬТУРЫ»

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

направление 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура»

Доцент каф ТСА Ткачева И.В.

1. Правовой режим научных исследований в основных морских пространствах

Читайте также:
Специализированное учреждение для несовершеннолетних

2. Порядок проведения научных исследований

3. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе

Список использованных источников

1. Правовой режим научных исследований в основных морских пространствах

Под морскими научными исследованиями понимается любая, не противоречащая общепризнанным принципам международного права научная деятельность в море, целью которой является получение новых научных данных, обнаружение ранее неизвестных фактов или открытие законов природы, расширение объема человеческих знаний о мире вне зависимости от того, в каких областях они в дальнейшем могут быть применены. научные исследование морской пространство

По содержанию морские научные исследования подразделяются на два вида: фундаментальные (океанографические) и ресурсные.

Все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств.

В соответствии со ст. 240 Конвенции 1982 г. при проведении морских научных исследований применяются следующие принципы:

а) морские научные исследования проводятся в мирных целях;

б) морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями Конвенции 1982 г.;

в) морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря, совместимым с конвенцией, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования;

г) морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с Конвенцией 1982 г., включая положения о защите и сохранении морской среды.

Государства и компетентные международные организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения морских научных исследований в морской среде и в объединении усилий ученых при изучении существа явлений и процессов, происходящих в морской среде, и взаимосвязи между ними.

Государства и компетентные международные организации, проводящие научные исследования, должны содействовать распространению научных данных и информации, передаче полученных в результате морских научных исследований знаний, в особенности развивающимся странам. Они должны укреплять способность развивающихся стран самостоятельно проводить морские научные исследования.

2. Порядок проведения научных исследований

Порядок проведения исследований зависит от статуса морского пространства и особенностей национального законодательства.

Морские научные исследования в территориальном море. В соответствии со ст. 245 Конвенции 1982 г. прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своем территориальном море. Морские исследования в них проводятся только с определенно выраженного согласия прибрежного государства и на установленных им условиях.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальных и внутренних водах Российской Федерации регулируется специальным федеральным законом.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» гласит: морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море — это фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. Однако настоящее определение не распространяется на исследования водных биоресурсов и других природных ресурсов.

Морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море могут проводиться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, российскими юридическими лицами в соответствии с ежегодным планом проведения морских научных исследований, составленным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям.

Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, членом которых является Российская Федерация, могут проводить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов. Указанные выше лица направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты проведения морских научных исследований запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.

Запрос на проведение морских научных исследований должен содержать информацию о характере и целях морских научных исследований; информацию о программе морских научных исследований, методах и средствах, которые будут использованы при проведении морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение исследований; предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода из района проведения исследований.

Аналогичные положения имеются и в законодательстве других стран. Однако отсутствие таких указаний в законодательстве не означает, что прибрежное государство безразлично к данному вопросу. Запрещение иностранным физическим и юридическим лицам вести научные исследования в территориальных водах давно стало общепризнанной обычной нормой международного права.

3. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе

Прибрежное государство имеет право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Такие исследования проводятся с согласия прибрежного государства.

При обычных обстоятельствах прибрежное государство обязано давать согласие на проведение другими государствами или компетентными международными организациями научных исследований в рамках выполнения научно-исследовательских проектов исключительно для мирных целей и расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества.

Читайте также:
Задержание судна и груза

Прибрежное государство, однако, может по своему усмотрению отказать в согласии на проведение другими государствами или международными организациями исследований в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, если выполняемый проект:

а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки живых или неживых природных ресурсов;

б) включает бурение на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;

в) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений;

г) содержит неточную информацию о выполняемом проекте.

Государства и компетентные международные организации при проведении научных исследований обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать или быть представленным в морском научно-исследовательском проекте, особенно на борту исследовательских судов. Однако в этом случае не выплачиваются вознаграждения ученым прибрежного государства.

Прибрежное государство имеет право потребовать приостановления любой проводимой деятельности по морским научным исследованиям в пределах исключительной экономической зоны или континентального шельфа, если: а) исследовательская деятельность проводится не в соответствии с представленной информацией; б) не выполняются положения о праве прибрежного государства непосредственно участвовать в процессе научных исследовании и получать необходимые данные.

Порядок проведения научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации определен Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изменениями).

Ресурсные или иные морские научные исследования могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, а также иностранными государствами, иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами и компетентными международными организациями.

Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения ресурсных или морских научных исследований подают соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный орган исполнительной власти по науке и технологиям для включения программы планируемых исследований в соответствующие ежегодные планы.

Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос. В специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.

Запрос на проведение ресурсных или морских научных исследований должен содержать: программу планируемых ресурсных или морских научных исследований; информацию о характере и целях ресурсных или морских научных исследований; информацию о методах и следствиях, которые будут использованы при проведении ресурсных или морских научных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение ресурсных или морских научных исследований; наименование видов живых или неживых ресурсов, которые являются объектами ресурсных исследований; предполагаемую дату первого прибытия в район исследования; название учреждения, под руководством которого проводятся ресурсные или морские научные исследования; информацию о возможном воздействии планируемых исследований на морскую среду, живые и неживые ресурсы.

В разрешении на проведение исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов.

Все данные, полученные в результате ресурсных или морских научных исследований, после их обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения исследований, заявители обязаны передать в государственные фонды данных Российской Федерации.

Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, могут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок проведения морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации определен в главе V Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. с последующими изменениями. В основном этот порядок идентичен порядку, определенному Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.

Морские научные исследования в открытом море и на морском дне за пределами континентального шельфа. В соответствии со ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. свобода научных исследований является одним из принципов свободы открытого моря. Иными словами, любое государство или компетентная международная организация вправе свободно проводить морские научные исследования в водной толще за пределами исключительной экономической зоны

Список использованных источников

1. Бекяшев К.А. Международное публичное право – М., 2005 – С.784-786

2. Гуреев С. А. Международное морское право – М., 2011 – С. 241-246

3. Косинская Т.Г. Международно-правовое регулирование морских научных исследований – М.,1981. – С. 256-311

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Пределы действия норм международного морского права. Правовой статус и режим пространств, находящихся в пределах территории государств. Порядок проведения морских научных исследований. Главные особенности использования возобновляемых источников энергии.

контрольная работа [76,6 K], добавлен 07.03.2015

Понятие, принципы и источники международного морского права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана.

реферат [33,4 K], добавлен 15.02.2011

Научные исследования: понятие, классификация, этапы выполнения. Финансовая деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования. Совершенствование системы получения грантов. Коммерциализация научных разработок учебного заведения.

дипломная работа [117,5 K], добавлен 17.05.2014

Основные принципы управления морским рыболовством в Мировом океане; пределы юрисдикции прибрежного государства в морских пространствах. Меры международно-правового характера по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в промысловых районах мира.

реферат [103,6 K], добавлен 26.12.2013

Научное исследование: определение, признаки, объекты изучения. Классификация научных исследований по различным признакам и основаниям. Общелогические приемы познания. Порядок регистрации и объектов защиты авторского права. Знак охраны авторского права.

Читайте также:
Римское частное право: что это значит

контрольная работа [29,1 K], добавлен 21.09.2011

Статья 124. Мореходное состояние судна

СТ 124 КТМ РФ

1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

2. Перевозчик не несет ответственность за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

3. Соглашение сторон, противоречащее пункту 1 настоящей статьи, ничтожно, если перевозка груза осуществляется на основании коносамента или коносамент выдается в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и не являющимся фрахтователем держателем коносамента.

Комментарий к Ст. 124 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Положения п. 1 комментируемой статьи соответствуют п. 1 ст. 3 Гаагско – Висбийских правил и содержат одну из основных обязанностей перевозчика. Впервые это правило появилось в Законе Хартера, принятом в США в 1893 г., и закрепило компромисс между требованием об абсолютной обязанности по приведению судна в мореходное состояние и правом перевозчика по внесению в коносамент оговорок, полностью освобождающих его от ответственности. Под мореходностью понимается такое состояние судна, при котором оно в обычных условиях может выполнить возложенные на перевозчика обязанности в отношении груза (см. комментарий к ст. 150).

§ 2. Одним из элементов мореходности судна является его техническая годность. Согласно ст. 23 КТМ РФ судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания и соответствующим органом технического надзора ему будет выдано свидетельство о годности к плаванию. В свою очередь, техническая годность к плаванию включает несколько элементов. Это требования к корпусу судна, к герметичности люковых закрытий, двигателям, генераторам и вспомогательному оборудованию, системе вентиляции, трубопроводов и т.д. Судно должно быть оборудовано соответствующими навигационными приборами и средствами связи, которые должны находиться в рабочем состоянии. Основные требования к техническому состоянию (конструкции и оборудованию) судна определяются СОЛАС 74/78, Торремолиносской международной конвенцией по безопасности рыболовных судов 1977 г. и Торремолиносским протоколом 1993 г., МАРПОЛ 73/78.

§ 3. Судно должно быть надлежащим образом снаряжено и снабжено всем необходимым: иметь надлежащее количество бункера и воды, материально – технического снабжения (запасные части и пр.), запасы продовольствия для экипажа. Судно должно иметь на борту надлежащим образом откорректированные карты и навигационные пособия для обеспечения безопасного плавания в конкретном районе.

§ 4. Согласно ст. 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж надлежащей квалификации и достаточной численности для обеспечения безопасности мореплавания и сохранения морской среды, удовлетворяющий требованиям к его квалификации и состоянию здоровья. В настоящее время требования к квалификации экипажа торговых судов содержатся в Конвенции ПДНВ-78/95, а к квалификации персонала рыболовных судов – в Конвенции ПДПРС-95 (см. комментарий к ст. 54).

§ 5. Грузовые помещения судна должны быть в состоянии, обеспечивающем надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Годность судовых грузовых помещений следует понимать в том смысле, что они могут обеспечить перевозку груза, предусмотренного договором. Например, если судно подается для перевозки зерна, то трюмы должны быть чистыми, обработанными во избежание заражения вредителями, а при перевозке скоропортящегося груза холодильные камеры не должны содержать посторонних запахов, люковые закрытия должны обеспечивать герметичность и т.д.

В деле Mediterranean Freight Services Ltd. v.B.P. Oil International Ltd. (The Fiona), рассмотренном Апелляционным судом Великобритании, установлено, что до выгрузки дизельного топлива сюрвейер прибыл на борт для замеров, в том числе и температуры груза. Он использовал незаземленный измерительный прибор, что привело к взрыву. Было доказано, что взрыв был вызван тем, что судовладелец не проявил должной заботливости по приведению судна в мореходное состояние. Суд указал, что судовладелец не обеспечил удаления конденсата (остатков ранее перевозимого груза) и надлежащей мойки трюмов до начала погрузки, что является нарушением его обязанности согласно п. 1 ст. 3 Гаагско – Висбийских правил по приведению трюмов и других частей судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

По материалам другого дела, также рассмотренного недавно (The Apostolis), на мальтийском судне после погрузки в порту Салоники хлопка в кипах продолжался ремонт люковых закрытий с применением сварки, что привело к пожару и повреждению груза. Суд признал, что судовладелец нарушил обязанность по приведению заблаговременно судна в мореходное состояние. Поскольку это было установлено, судовладелец уже не мог ссылаться на исключение, предусмотренное в ст. 4 п. 2(b) Гаагско – Висбийских правил.

§ 6. В понятие мореходности входит забота перевозчика о правильной укладке и погрузке. Нарушения требований к погрузке и укладке могут привести к перегрузке судна сверх установленных норм, потере остойчивости, ущербу как данному грузу, так и другому грузу, перевозимому на судне. Для того чтобы не допускать загрузки судна свыше определенных пределов, обеспечивающих безопасное плавание, на международном уровне были установлены соответствующие стандарты, содержащиеся в Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

Читайте также:
Средней тяжести вред здоровью

§ 7. Перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние “заблаговременно, до начала рейса”. К моменту постановки под погрузку судно обычно не бывает полностью готово к выходу в рейс: на нем ведутся некоторые ремонтные работы, происходит снабжение и комплектование экипажем и т.д. Поэтому следует различать готовность судна к приему груза и полную готовность к выходу в рейс. Это различие приводится в п. 3.12 Общих правил перевозки грузов морем (РД 31.10.10-89): суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии: трюмы и другие помещения, предназначенные для перевозки груза, – очищены от остатков ранее перевозимых грузов и приведены в состояние, обеспечивающее перевозку и сохранность груза. К началу рейса (моменту выхода судна из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым. Собственно момент выхода судна из порта можно определить как начало движения судна самостоятельно или с помощью буксиров при его отходе от причала или снятии с рейда.

§ 8. Как уже отмечалось, на перевозчике не лежит абсолютная обязанность по приведению судна в мореходное состояние. Он должен лишь проявить должную заботливость, чтобы достичь указанного результата. Современное морское судно является сложным инженерным сооружением, и сам перевозчик не в состоянии обеспечить приведение судна в мореходное состояние. Поэтому во многих случаях он нанимает компетентных лиц, которые и осуществляют возложенные на перевозчика обязанности. Все эти лица при исполнении обязанностей, порученных им перевозчиком, также должны проявлять должную заботливость, и ответственность за их упущения будет нести перевозчик. Ведущим прецедентом остается решение Палаты Лордов по делу The Muncaster Caste, когда на перевозчика была возложена ответственность в связи с тем, что судоремонтный завод не проявил должной заботливости при ремонте судна. Перевозчик несет ответственность и в том случае, если приглашенный для проведения освидетельствования сюрвейер пользующегося высокой репутацией классификационного общества не проявил должной заботливости при освидетельствовании. Равным образом не является доказательством проявления перевозчиком должной заботливости наличие свидетельства, выданного даже известным классификационным обществом.

§ 9. Вопрос о том, была ли проявлена перевозчиком и его служащими должная заботливость при приведении судна в мореходное состояние, решается в каждом конкретном случае. Критерии должной заботливости менялись с развитием технического прогресса вообще и в торговом мореплавании в частности. Так, еще в начале 60-х гг. суды не считали, что судно, не оборудованное радаром, является немореходным. Однако уже в 70-х гг. оборудование радаром стало всеобщей практикой. В настоящее время требования к навигационному оборудованию значительно повысились, и если оборудование, наличие которого на судне является обязательным, не находится в надлежащем состоянии, судно может быть признано немореходным.

§ 10. Согласно п. 2 комментируемой статьи бремя доказывания того, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении должной заботливости, лежит на перевозчике. Пункт 1 ст. 4 Гаагско – Висбийских правил устанавливает, что всякий раз, когда утрата или повреждение груза возникли вследствие немореходности, бремя доказывания того, что касается проявления должной заботливости, возлагается на перевозчика. В то же время между мореходностью судна и ущербом, причиненным грузу, должна существовать причинная связь. Одно лишь непроявление перевозчиком должной заботливости не может служить достаточным основанием для возложения на него ответственности за утрату или повреждение груза. Например, если груз будет погружен на судно с нарушением существующих правил, однако утрата произойдет в связи с внутренними дефектами самого груза, перевозчик будет освобожден от ответственности. Такие же последствия возникнут в случае, когда судно выйдет в рейс с экипажем, не укомплектованным до установленной нормы, но груз окажется поврежденным в результате недостатков упаковки.

§ 11. Недостатки судна, которые не могли быть обнаружены перевозчиком, должны быть скрытыми, т.е. такими, которые не могли быть обнаружены компетентными специалистами при осуществлении проверки с применением современных методов. Это означает, что недостаток был скрытым не в том смысле, что перевозчик и его служащие о нем не знали, а в том, что этот недостаток не мог быть обнаружен при проявлении должной заботливости перевозчиком и его служащими.

§ 12. Гаагско – Висбийские правила применяются лишь к коносаменту или иному товарораспорядительному документу, и ст. 124 базируется на соответствующих нормах этих правил. В КТМ РФ нормы, относящиеся к мореходности судна, помещены не в § 3 главы VIII, посвященном коносаменту, а в § 2 этой главы, содержащем положения о подаче и погрузке судна, относящиеся к договорам перевозки как на основании коносамента, так и по чартеру.

Обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние носит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон. Вместе с тем решающее значение здесь имеют два обстоятельства: осуществляется ли перевозка на основании коносамента или регулирует ли выданный коносамент отношения между перевозчиком и держателем коносамента (см. комментарий к ст. 119), который не является фрахтователем. Только в этих случаях соглашение сторон, противоречащее п. 1 комментируемой статьи, является ничтожным, т.е. при перевозке груза по чартеру положения п. 1 ст. 124 применяются в тех случаях, если стороны не договорились об ином.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: