Муниципальная казна: что это такое, описание и особенности

Муниципальная собственность

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Муниципальная собственность делится на две составляющие: муниципальную казну и имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Муниципальная казнасовокупность денежных средств местного бюджета, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также имущественных прав муниципального образования.

Целями управления имуществом муниципальной казны являются систематизация учета и повышение эффективности использования муниципальной собственности, обеспечение обязательств муниципального образования по гражданско-правовым сделкам. При управлении имуществом муниципальной казны решаются следующие задачи: обеспечение учета и движения имущества; сохранение имущества, необходимого для обеспечения общественных потребностей населения; выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества; контроль за сохранностью и использованием имущества по целевому назначению.

Объектами, составляющими муниципальную казну, являются:

1) средства местного бюджета;

2) недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, в т.ч.: жилые и нежилые здания (помещения); имущественные комплексы; строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры); иные недвижимые вещи;

3) движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями: машины, оборудование, товарные запасы в имущественных комплексах; ценные бумаги; обязательственные (имущественные) права в отношении хозяйственных обществ, приобретенные им в связи с участием в образовании имущества данных юридических лиц; архивные фонды; программные продукты и информационные базы данных; иные движимые вещи.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

Читайте также:
Посольское право: что это такое, описание и особенности

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все указанные выше виды имущества.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам перечисленного имущества, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Основаниями приобретения права собственности муниципального образования на отдельные объекты гражданских прав и включения их в состав муниципальной казны являются: создание новых объектов за счет средств местного бюджета; приобретение в муниципальную собственность имущества на основании договоров купли-продажи и иных сделок об отчуждении имущества за счет средств муниципальной казны; участие муниципального образования в формировании имущества хозяйственных обществ; передача в муниципальную собственность имущества в соответствии с законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; приобретение права муниципальной собственности на брошенные вещи, а также вещи, признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в муниципальную собственность; передача имущества, подлежащего распределению между акционерами или участниками юридического лица при его ликвидации; передача невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов организации-должника; иные основания.

Основаниями включения в состав муниципальной казны объектов муниципальной собственности также являются: изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления муниципальных учреждений; прекращение права (отказ) хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия на муниципальное имущество; передача имущества ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений.

Решением о включении (исключении) муниципального имущества в состав муниципальной казны являются соответствующие правовые акты органов местного самоуправления.

Все поступающее в муниципальную казну муниципального образо­вания имущество по своему функциональному назначению должны либо предназначаться для решения вопросов местного зна­чения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учре­ждений, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправ­ления, а также иных полномочий, предоставленных им федеральными законами, либо относиться к имущест­ву, подлежащему перепрофилированию или привати­зации.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и его движение осуществляется уполномоченным органом путем занесения соответствующей информации в отдельный раздел Реестра муниципального имущества. Раздел Реестра должен содержать сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях, дате постановки на учет, амортизации имущества, а также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, по распоряжению имуществом, в том числе, влекущих исключение имущества из состава казны и его возврат в казну, сведения о государственной регистрации права муниципальной собственности и сделок с ней.

Читайте также:
Полицейское государство: что это такое, описание и особенности

Для обеспечения достоверности данных учета муниципальной казны проводится инвентаризация муниципальной казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов собственности, их состояние и оценка стоимости.

Контроль за сохранностью и целевым использованием имущества муниципальной казны осуществляется уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством. Контроль за имуществом муниципальной казны, переданного в пользование физическим или юридическим лицам, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с условиями заключенных договоров о передаче имущества. В ходе контроля уполномоченный орган осуществляет проверки состояния переданного имущества и соблюдения условий договоров о передаче имущества. На срок передачи имущества муниципальной казны в пользование бремя его содержания и риск его случайной гибели ложатся на пользователя в соответствии с заключенным договором.

Третья проблема формулируется следующим образом: муниципальная казна, учет имущества казны

Что такое казна?

Лучшего определения, чем дает Гражданский кодекс РФ, нам не найти.

Статья 215 ГК РФ «Право муниципальной собственности» дает четкое понятие казны муниципальных образований:

«Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.»

Для понимания сути казны необходимо знать статью 216 ГК РФ: «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»:

«… Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).»

Таким образом поселение может закрепить (передать на баланс) муниципальное имущество только своим юридическим лицам: МУПам, МУ, а также муниципальным казенным предприятиям. Слово «своим» в последней фразе означает следующее:

– поселение само учредило муниципальное предприятие или учреждение;

– юридическое лицо передано поселению в порядке разграничения собственности, т.е. от района, от края или от Российской Федерации.

В силу имеющегося практического опыта я сделала несколько любопытных наблюдений.

Первое наблюдение

Многие сотрудники администраций районов (поселений) говорят так:

«Этот объект находится в собственности администрации района (поселения)».

Я должна вас разочаровать: такая собственность в природе(и в гражданском законодательстве)отсутствует.

Если мы говорим о муниципальной собственности, то имеем в виду следующие формы собственности:

– муниципальная собственность поселения,

– муниципальная собственность городского округа,

– муниципальная собственность района.

Собственности администраций этих муниципальных образований нет и не может быть.

Администрации района (поселения) имущество принадлежит на вещном праве – праве оперативного управления (ст. 216 ГК РФ). То есть – это: столы, стулья, компьютеры, здания и другое имущество, используемое в процессе своей работы сотрудниками администрации района (поселения).

Некоторые муниципальные служащие не понимают сути муниципальной собственности, вещных прав и самой казны.

Объекты (имущество), включенные в реестр муниципальной собственности, принадлежат народу всего муниципального образования, а не администрации этого муниципального образования, т.е. собственник муниципальных предприятий, организаций и имущества казны – муниципальное образование.

Чтобы лучше понять данное утверждение, нужно обратиться к статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статьям 124, 125, 126 ГК РФ.

Перечисленные нормы законодательства говорят о том, что администрация поселения лишь выступает от имени муниципального образования, т.е. от жителей поселения.

Второе наблюдение

Сотрудники некоторых органов (финансовых, контролирующих и т.д.) смешивают понятие: «имущество закреплено за организацией на праве оперативного управления» с понятием: «органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом».

Разница двух этих понятий в том, что создаются названные организации и органы для выполнения разных целей и полномочий.

Муниципальное образование в лице органов, наделенных полномочиями по управлению имуществом, может создать только три вида юридических лиц и закрепить за ними имущество на вещном праве:

– учреждение (право оперативного управления);

– казенное предприятие (право оперативного управления);

– муниципальное унитарное предприятие (право хозяйственного ведения).

Фраза «оперативное управление имуществом» означает следующее: учреждение (школа, больница, ДК и т.д.) и казенное предприятие управляют только имуществом, находящимся на балансе этого учреждения (т.е. тем имуществом, которое за ним закреплено решениями главы поселения, района).

Тогда как органы, наделенные полномочиями от имени поселения по управлению имуществом (администрация поселения, отдел, комитет и т.д.), управляют всем
имуществом муниципального образования, в т.ч. МУПами, МУ, казенными предприятиями, объектами казны.

Читайте также:
Перевод произведения: что это такое, описание и особенности

На основании ст.209,215,216,294,296 ГК РФ органы, наделенные полномочиями по управлению имуществом, закрепляют муниципальное имущество за юридическими лицами, созданными данным поселением.

Говоря бухгалтерским языком: «закрепленное имущество – это имущество, переданное юридическому лицу на баланс на основании решения учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения».

Учитывая тот факт, что создать собственные предприятия и учреждения для решения абсолютно всех вопросов местного значения не представляется возможным, так как в экономике района и края уже представлены различные хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, хозяйственные общества, индивидуальные предприниматели), то у поселения остается имущество, которое невозможно закрепить за какой-либо муниципальной организацией.

Как раз это имущество и будет учитываться как казенное.

Учет такого имущества осуществляется администрацией поселения, а сохранность обеспечивается тем хозяйствующим субъектом, который эксплуатирует данное имущество.

Казна – это имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, т.е. имущество, которое не состоит ни у какого юридического лица на балансе. При этом понятно, что термин «баланс» мы можем применять только к юридическим лицам.

Задача поселения не только в том, чтобы отчетливо увидеть в реестре муниципальной собственности то имущество, которое не закреплено за созданными администрацией поселения юридическими лицами (МУПами, МУ и казенными предприятиями), но и правильно учесть это имущество.

В процессе решения задач по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны у органов местного самоуправления возникают вопросы по порядку учета этого имущества.

Как отмечено в п.1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В свою очередь, Федеральный закон № 129-ФЗ распространяется только
на организации. Исходя из требований названной инструкции, бюджетный учет устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в органах государственной власти, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Понятие бухгалтерского учета казны здесь отсутствует. Указание на учет
имущества казны есть только в п.10 названной инструкции. Подчеркиваю, речь идет об учете имущества казны, а не о балансе казны, т.к. казна – это не организация, не юридическое лицо.

Необходимо отметить, что учет имущества казны в реестрах муниципальной собственности городов и районов ведется с 1992 года. Именно с этого времени в казне учитывается имущество, переданное от федеральных и государственных организаций, полученное муниципальными организациями от юридических и физических лиц на безвозмездной основе, полученное в порядке наследования, а также имущество, построенное или приобретенное за счет местного бюджета.

Если мы будем учитывать имущество казны на чьем-либо балансе, мы нарушим Гражданский кодекс РФ (ст.215).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Поскольку имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 209, 212, 215, 216, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ, то, соответственно, после передачи на баланс органа местного самоуправления (на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом) имущества муниципальной казны, указанное имущество потеряет свой статус казенного.

Потери такого статуса нельзя допустить по ряду причин:

– органы местного самоуправления будут лишены возможности использования банковских кредитов, так как в залог оформляется именно казенное имущество. Закрепленное за МУПами и МУ имущество для этих целей использоваться не может;

– органы местного самоуправления (в условиях недостаточности средств местного бюджета) будут лишены возможности погашения кредитов банков за счет реализации имущества казны;

– органы местного самоуправления (при невозможности исполнения решения суда за счет средств местного бюджета) будут лишены возможности оплаты исков о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также исков, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности к публично – правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, за счет реализации судебными приставами имущества казны.

Правильность этих выводов подтверждается Бюджетным кодексом РФ (статьи 100, 102) и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года № 23.

Кроме того, органы местного самоуправления станут плательщиками налогов и сборов, которые они платить не должны в силу своей властной природы и существующих в Российской Федерации межбюджетных отношений.

Так, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов являются российские или иностранные организации. Вместе с тем казна — не организация. Казна- это информация (база данных) об имуществе, собственником которого является муниципальное образование (район, городской округ, поселение).

Казна – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, которые, в свою очередь, также не являются организациями. По данному вопросу есть многочисленная судебная практика: Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2006 г. № А65-7565/2006-СА2-22, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. № А42-3067/2006-29, Решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 12358/03.

Читайте также:
Получатель ренты: что это такое, описание и особенности

Кроме того определение предпринимательской деятельности (п.1 статьи 2 ГК РФ) и положения статей 1-23 Налогового кодекса РФ свидетельствуют о том, что казна муниципального образования не является плательщиком налогов и сборов.

Требования об обязательном учете имущества казны на балансе администраций (органов по управлению имуществом) финансовые органы обосновывают письмами Департамента налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина РФ от 22.02.2006 № 03-06-01-04/39 и от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56.

Между тем, в специальном информационном письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, подписанном заместителем Минфина РФ С.Д.Шаталовым, подчеркивается, что Минфин РФ издает нормативные акты в виде приказов; письма Минфина РФ, в которых разъясняется применение отдельных норм, нельзя считать нормативными актами, обязательными к исполнению налогоплательщиками и налоговыми органами.

На балансе органа местного самоуправления учитывается только то имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется им для осуществления властных управленческих функций некоммерческого характера. Имеется в виду то имущество, которое поименовано в решениях глав поселений «О закреплении имущества на праве оперативного управления за администрацией поселения». Надеюсь такие решения есть во всех поселениях. Если их нет, необходимо, не откладывая, подготовить такие документы.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что на балансе юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу, должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего. Эту норму можно применить и для учета имущества казны.

Считаю, что было бы целесообразным применение следующих возможных способов учета имущества казны:

– отдельный учет имущества казны путем включения в реестр муниципальной собственности раздела «Казна» (учет можно поручить бухгалтерии или отделу по управлению имуществом);

-учет имущества казны на забалансовом учете администраций поселений или комитетов (отделов) по управлению имуществом муниципальных образований.

Муниципальная казна, правовые основы её функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление – одна из разновидностей публичной власти, т.е. власти, призванной удовлетворять общественные, а не частные интересы. Тем самым все действия местного самоуправления должны быть направлены на обслуживание интересов населения территории. Соответственно, и назначение муниципальной собственности состоит в служении публичному интересу, общественному благу. Муниципальное образование наделяется собственностью исключительно для того, чтобы реализовать свои задачи по отношению к местному населению в целом. Функции публичной власти в конечном счете определяют и назначение собственности, которой такая власть наделена.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы правового регулирования муниципальной казны
1.1. Понятие «Муниципальная казна»
1.2. Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования
2. Финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск
2.1. Нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного бюджета города Ижевск
2.2. Анализ бюджета муниципального образования г. Ижевск
3. Совершенствование правовых основ муниципальной казны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Институт непрерывного профессионального образования
Ижевский Государственный Технический Университет
имени М.Т.Калашникова
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа
По дисциплине: «Теория финансовых учений»
На тему: «Муниципальная казна, правовые основы её функционирования»

Выполнил:
студент группы БО3-521 ЗТ Андрианова М. А.

Проверил:
Преподаватель Лабутина Л. М.

Содержание

1. Теоретические основы правового регулирования муниципальной казны

1.1. Понятие «Муниципальная казна»

1.2. Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования

2. Финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск

2.1. Нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного бюджета города Ижевск

2.2. Анализ бюджета муниципального образования г. Ижевск

3. Совершенствование правовых основ муниципальной казны

Список использованной литературы

Введение

В условиях рыночной экономики возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели – обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения – категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.

Казна понимается, прежде всего, как система государственных органов, осуществляющих сбор и распределение бюджетных средств, причем основное внимание уделяется в ней не столько организационно-имущественному механизму, сколько контрольно-надзорному. В частности, должностных лиц казначейства волнуют, скорее всего, административные рычаги, а не изъятие всех бюджетных операций из рук банков и иных субъектов частного права.

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность следующим образом: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Местное самоуправление – одна из разновидностей публичной власти, т.е. власти, призванной удовлетворять общественные, а не частные интересы. Тем самым все действия местного самоуправления должны быть направлены на обслуживание интересов населения территории. Соответственно, и назначение муниципальной собственности состоит в служении публичному интересу, общественному благу. Муниципальное образование наделяется собственностью исключительно для того, чтобы реализовать свои задачи по отношению к местному населению в целом. Функции публичной власти в конечном счете определяют и назначение собственности, которой такая власть наделена.

Это важное положение означает саму цель и назначение муниципальной собственности, которая заключается вовсе не в получении прибыли, выгоды, т.к. целью публичной власти не могут быть предпринимательская деятельность и получение выгоды. Хотя использование муниципальной собственности, бесспорно, должно быть рациональным, эффективным.

Удовлетворение интересов населения муниципального образования (местного сообщества) – вот истинная цель и назначение муниципальной собственности.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

Цель работы: рассмотреть муниципальную казну и правовые основы ее функционирования.

– рассмотреть теоретические основы правового регулирования муниципальной казны;

– проанализировать финансовые и правовые основы бюджета города Ижевск;

– предложить совершенствование правовых основ муниципальной казны.

Объект исследования: казна города Ижевск.

Предмет исследования: совокупность процессов формирования, использования и регулирования муниципальной казны

Методической и теоретической основой при выполнении работы послужили теоретические материалы и исследования различных авторов по вопросам теории муниципальных финансов, учебники, учебные пособия и нормативно- правовые акты.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы правового регулирования муниципальной казны

1.1. Понятие «Муниципальная казна»

Казна – средства бюджета и иная государственная собственность, нераспределенные между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащие государству (либо публичному образованию или институту) на праве собственности.

В Российской Федерации ныне различают казну Российской Федерации, казну каждого из субъектов Федерации, а также казну муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

– сельское поселение – один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.

– городское поселение – небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

– муниципальный район – несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

– городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

– внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Читайте также:
Премия страховая: что это такое, описание и особенности

В условиях современной экономики финансовые и имущественные отношения играют активную роль в социально-экономических и общественно – политических процессах. В связи с этим спектр использования «Муниципальная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием.

В настоящее время муниципальные образования являются собственниками финансовых ресурсов, других активов, не закрепленных за органами муниципальной власти, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, в совокупности составляющих муниципальную казну соответствующего правового субъекта.

Выступая равноправными участниками гражданских правоотношений, муниципальные образования выступают носителями права собственности на принадлежащее им имущество. Однако, согласно ст.261 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им имуществом, а лишь той их частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (и не относится к составу объектов, могущих находится только в государственной и публично – правовой собственности).

Таким образом, во внутреннем гражданском обороте муниципальные образования не пользуются иммунитетом и участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими субъектами права. И именно использование института казны на современном этапе управления дает возможность непосредственного участия муниципальные образований в гражданских правоотношениях.

Рассматривая бюджетные активы государства, необходимо учитывать, что существуют и другие активы, которые находятся в казне соответствующего муниципальные образования, так же способные влиять на процесс общественного воспроизводства. Посредствам денежной части казны, которая включает средства бюджета Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования, перераспределяется валовой внутренний продукт. Экономическое содержание имущества, составляющего другую часть казны, выражается в опосредованном влиянии на бюджетные отношения в результате реализации формальных имущественных отношений между муниципалитетами в рамках воспроизводственного процесса.

Исходя из эволюции взглядов на существенность понятий «государственная казна», спецификации становления системы Российского бюджетного федерализма, трансформации социально – экономических отношений, разграничения государственной собственности, а так же учитывая особенности участия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях, предложено следующее определение понятия «государственная казна»»: государственная казна муниципального образования представляет собой систему финансово – экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда, включающего в себя средства бюджета муниципального образования не закрепленного за органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и учреждениями, предназначенного для обеспечения экономической и правовой основы выполнения муниципальным образованием государственных задач и функций, а так же непосредственного участия в гражданских правоотношениях.

Учитывая нормы действующего законодательства Российской Федерации, теорию финансовых и имущественных отношений, можно сформулировать вывод о необходимости систематизации структуры государственной казны муниципального образования, основанной на теоретико-правовых началах. Такая систематизация осуществлена на основе использования приемов классификации (группировки).

Предложенный вариант классификации составляющих муниципальной казны.

Приведенная классификация отражает различную социально – экономическую природу материально – вещественные формы их существования, а так же выражает принадлежность составляющих казны к финансовым отношениям.

Порядок отнесения к той или иной группе составляющих муниципальной казны, способ и особенности функционирования, а так же уровень влияния на показатели развития экономики муниципального образования различаются между собой. Вовлеченность составляющих муниципальной казны в экономический оборот на основании данной классификации предполагает выработку определенных принципов финансово – экономических отношений базирующихся на этих составляющих. Сформированные указанным способом активы предназначены для решения финансовых и социально – экономических задач казенного имущества. Расценивая активы, входящие в муниципальную нефинансовую казну, как капитал (то есть совокупность доходов приносящих прибыль), можно прогнозировать увеличение доли неналоговых доходов, поступающих в финансовую казну за счет вовлечения вышеуказанных объектов недвижимости в хозяйственный оборот.

Казна

— государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна) и муниципальное имущество не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

Разъяснение

Казной именуют государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна) и муниципальное имущество не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

Государственную казну Российской Федерации – государственное имущество Российской Федерации, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями Российской Федерации;

Государственную казну субъекта Российской Федерации – государственное имущество субъекта Российской Федерации, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями субъекта Российской Федерации;

Муниципальную казну – муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Пример

Здание находится на балансе казенного учреждения – такое имущество не признается имуществом казны.

Автомобиль находится на балансе государственного унитарного предприятия – такое имущество не признается имуществом казны.

Нежилое помещение принадлежит Российской Федерации, но не закреплено за за государственными предприятиями и учреждениями – такое имущество является имуществом казны.

Термин “Казна”, определен в п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

“Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.”

Читайте также:
Промышленный шпионаж: что это такое, описание и особенности

Бюджет и казна

Бюджет является денежной частью казны соответствующего публично-правового образования. Так, Тютин Денис Владимирович в книге Налоговое право: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2020 указывает (Введение):

Следует отграничивать термины “бюджет” и “казна”: бюджет является денежной частью казны соответствующего публично-правового образования. В силу п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Особенности налогообложения имущества казны

1) По НДС не признаются объектом налогообложения: “оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;” (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

2) В случае приобретения имущества казны, покупатель (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) должен как налоговый агент удержать и перечислить в бюджет НДС. Это правило указано в п. 3 ст. 161 НК РФ:

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Рубрики:

Советуем прочитать

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Бюджетная система Российской Федерации – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Российское административное право

Муниципальная служба и муниципальная должность

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

  1. это особый вид публичной службы, т.е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;
  2. замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью
  3. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
  4. это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.
Читайте также:
Прагматическая санкция: что это такое, описание и особенности

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Муниципальная должность: виды и особенности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Муниципальная должность – это должность в органе публичного управления местного уровня, аппарате муниципальной избирательной комиссии, образуемая согласно положениям устава муниципалитета с нормативно установленным объемом должностных обязанностей.

Понятие и значение муниципальной службы

Муниципальной службой именуется институт публичного управления, который направлен на обеспечение реализации полномочий местного самоуправления муниципальными органами.

Категория муниципальная служба раскрывается в специальном федеральном законодательстве: это постоянная специальная профессиональная деятельность лиц, замещающих должности в органах муниципального управления на основании заключенного с ними контракта, а также муниципальной избирательной комиссией или для обеспечения деятельности иного должностного лица.

Правовой статус муниципальной должности, муниципального служащего определяется источниками нормативно-правового регулирования. Система регулирования муниципальной службы, муниципальных должностей включает три уровня нормативно-правовых источников.

Поскольку положениями Конституции России к предмету совместного регулирования Федерации и регионов отнесены установление общих принципов организации публичного управления на местном уровне, вопросы муниципальной службы, основу правового регулирования составляют конституционные положения специального федерального законодательства об общих принципах организации муниципального управления, о муниципальной службе.

Читайте также:
Отзыв акцепта: что это такое, описание и особенности

В свою очередь, в специальном законодательстве, в частности регламентирующим вопросы муниципальной службы, в качестве правовых источников регулирования указываются нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, следующий уровень правового регулирования представлен региональным законодательством по вопросам муниципальной службы и муниципального управления в регионе.

Готовые работы на аналогичную тему

На уровне муниципалитетов вопросы муниципального управления, организации муниципальной службы разрешаются в актах местного нормотворчества, прежде всего в уставах и в специальных положениях о муниципальных органах публичного управления.

Муниципальная должность: понятие и признаки

Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы организации профессиональной службы лиц, замещающих должности муниципальной службы, муниципальная должность характеризуется как должность в муниципальном органе или муниципальной избирательной комиссии, которая учреждена на основе положений устава муниципалитета с нормативным закреплением объема должностных правомочий для обеспечения реализации функций и задач муниципального органа или муниципальной избирательной комиссии. Кроме того, муниципальные должности учреждаются для обеспечения деятельности других муниципальных должностей.

К числу сущностных характеристик понятия муниципальной должности можно отнести следующие:

  • муниципальные должности в системе муниципального управления должны устанавливаться на основании устава муниципалитета и иных актов нормотворчества, регулирующих процедуру осуществления функций публичного управления в конкретном муниципальном органе;
  • муниципальная должность предполагает осуществление профессиональной деятельности в конкретном органе публичного управления на местном уровне: это либо муниципальный орган, либо муниципальная избирательная комиссия;
  • правовой статус муниципального служащего определяется, прежде всего, должностными обязанностями и соответствующими им правами, которые возлагаются на него для реализации функций муниципального органа, в котором он замещает должность. За ненадлежащее исполнение таких должностных обязанностей или за их неисполнение муниципальный служащий может быть привлечен к ответственности;
  • муниципальная должность подлежит замещению на постоянной основе на условиях, определенных в соответствии с трудовым законодательством в трудовом контракте.

Классификация муниципальных должностей, их виды и особенности

Первая классификация муниципальных должностей вытекает напрямую из определения, содержащегося в специальном федеральном законе о муниципальной службе. В соответствии с положениями названного закона муниципальные должности можно разделить на три группы:

  • муниципальные должности в органах публичного управления местного уровня;
  • муниципальные должности муниципальной избирательной комиссии;
  • муниципальные должности для обеспечения деятельности лица, замещающего муниципальную должность.

Иная классификация содержится в специальном федеральном законодательстве, устанавливающем общие принципы организации публичного управления на местном уровне. В соответствии с положениями указанного федерального законодательства можно выделить следующие виды муниципальных должностей:

  • выборные муниципальные должности в системе публичного управления местными сообществами;
  • муниципальные должности системы местного самоуправления;
  • выборные муниципальные должности в представительном органе системы местного самоуправления, то есть члены выборного представительного органа местного самоуправления.

Положения названного закона не в полной мере соответствуют федеральному законодательству о муниципальной службы, которое выборные должности системы местного самоуправления к муниципальным должностям не относит.

Перечень наименований, действующих муниципальных должностей, распределенных по органам системы публичного управления на местном уровне, избирательным комиссиям и группам и функциональным характеристикам муниципальных должностей, содержится в реестре муниципальных должностей. Это специальный организационный документ, содержащий перечень муниципальных должностей и позволяющий установить уровень профессионального положения муниципальной должности в системе местного самоуправления или в муниципальной комиссии, а также дату ее учреждения и упразднения и др.

Кто такие муниципальные служащие?

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.
Читайте также:
Рабочий поселок: что это такое, описание и особенности

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Еще одна возможность трудоустроиться — это включение в кадровый резерв. Периодически органы власти объявляют конкурсы на формирование такого резерва, и если вы соответствуете предъявляемым требованиям, то с большой долей вероятности вас в него включат. При освобождении должности, на которую вы стоите в резерве, вы можете быть приняты на нее без конкурса.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: