Муниципальная милиция: что это такое, описание и особенности

Попытка создания муниципальной милиции в Российской Федерации

Попытка создания муниципальной милиции в Российской Федерации

В октябре 2014 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект закона «О муниципальной милиции в РФ». Новый закон не предполагает переименования полиции обратно в милицию. Нынешняя полиция как есть, так и останется. Новаторы предлагают возвратить милицию, да и то в новом качестве, только на муниципальный уровень. На федеральном, включая Москву, Санкт-Петербург и Севастополь, разработчики согласны оставить полицию. По их мнению, исключительно полицейские должны работать и в закрытых административно-территориальных образованиях, и на особо важных и режимных объектах.

Согласно проекту управления муниципальной милиции должны появиться во всех муниципальных образованиях (городах, столицах субъектов РФ, районах крупных городов) с населением свыше 250 тысяч человек. При этом должность главы муниципальной милиции будет выборной, его будут избирать тайным голосованием. А участковых, российских шерифов – открытым, на собраниях местных жителей. И те, и другие будут избираться на 5 лет. Повторно выдвигать свои кандидатуры милицейские выборные начальники могут бессчетное количество раз.[6]

Муниципальная милиция, что и следует из ее названия, будет этаким независимым муниципальным органом, к системе МВД никакого отношения не имеющим. С полицейскими начальниками милицейские руководители станут только сотрудничать. Милиция непосредственно подчиняется главе муниципального образования, но при этом не входит в структуру местной администрации. Подразумевается, что милицейские руководители, по аналогии с американскими шерифами, подотчетны будут только местным жителям, их избравшим. [2]

Местная милиция займется охраной правопорядка, профилактикой правонарушений и защитой граждан и их имущества. А полиция по-прежнему будет расследовать преступления и решать другие важные задачи. Таким образом, следователи, оперативники, эксперты и т. д., непосредственно участвующие в раскрытии преступлений, останутся только в полиции.
В состав же муниципальной милиции, согласно законопроекту, войдут дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые, инспекции по делам несовершеннолетних.

На милицию возлагается обязанность пресечения хулиганства и других антиобщественных поступков на улицах и в местах массового скопления граждан. Борьба с беспризорностью, административными правонарушениями. Милиция также должна будет помогать полиции в расследовании преступлений, совершенных на территории муниципального образования. [5]

Законопроект предполагает, что у новых милиционеров появятся и новые полномочия, которых нет и не было у полицейских. Так, по письменной жалобе граждан милиционерам разрешат «принудительно удалять из жилища лиц, находящихся совместно с ними в жилище в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

Все милиционеры будут иметь оружие и спецсредства, форма их по всей стране будет единой, но отличной от полицейской. Воинские звания предлагается оставить такие же, как в полиции и в армии. [6]

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «в настоящее время охрана общественного порядка полностью монополизирована в руках централизованной госструктуры – полиции. Данное обстоятельство не отражает реалий федеративного устройства страны и фактически игнорирует наличие одной из конституционных форм организации публичной власти – местного самоуправления». [3]

Вместе с законопроектом в Госдуму поступил и отзыв правительства РФ, в котором оно не поддерживает документ. Специалисты отмечают, что предусмотренные документом полномочия предполагают участие муниципальной милиции в деятельности полиции практически по всем направлениям, в том числе в обеспечении правового режима контртеррористической операции, режимов военного и чрезвычайного положений. Такой подход, считают рецензенты, фактически означает дублирование полицейских полномочий.

Эксперты правительства сочли, что депутаты явно переусердствовали с полномочиями муниципальной милиции. К примеру, предложили милиции охранять объекты муниципальной собственности, а также материальные и культурные ценности в зонах чрезвычайных ситуаций. А это относится не к обеспечению охраны общественного порядка, а к охране имущества.

Против законопроекта, что можно было ожидать, выступило МВД. Еще летом, когда над законопроектом только начинали работать, министр внутренних дел Владимир Колокольцев откровенно сказал: «Наше ведомство считает преждевременным поддерживать этот закон. Во-первых, здесь сразу возникает конфликт интересов. Я это всё видел в начале 90-х годов, работая в Москве, когда возникала просто конфликтная ситуация: муниципальная милиция задерживает, доставляет граждан, грубо говоря, их оставляет на волю воздействия федеральных милиционеров. Возникает спорная ситуация: кто их должен оформлять? И разные другие вопросы, в том числе касаемые финансового и материально-технического обеспечения». [1]

Читайте также:
Пропорциональные выборы: что это такое, описание и особенности

Скорее, говорят независимые эксперты, нужно некоторые положения нового закона использовать для реформирования существующей полиции. Возможно введение в ее структуру неких муниципальных подразделений с двойным подчинением либо применение иных схем, которые должны предложить сами полицейские и специалисты-правоохранители.

Таким образом, учитывая мощное противодействие депутатским новациям со стороны правительства РФ и МВД, законопроект «О муниципальной милиции в РФ» был отправлен в архив.

В данном законопроекте остались нерешенными следующие основные вопросы:

1. Проблема подчинения муниципальной милиции: будет ли новая структура входить в состав МВД или будет подчиняться только органам местного самоуправления. Следуя логике реформы, муниципальная полиция должна создаваться вне структур МВД и подчиняться непосредственно местным органам власти. Ведь по Конституции местное самоуправление в структуру органов государственной власти не входят. К тому же, вхождение муниципальной полиции в структуру МВД во многом лишает эту структуру своего первоначального смысла – децентрализации, создания органов правопорядка наиболее приближенных к местному населению. Но подчинение муниципальных органов правопорядка местным властям заключает в себе большие риски. Существуют серьезные опасения, что муниципальная полиция или милиция на деле станет не народной дружиной, а личной «гвардией мэров». Учитывая многочисленные факты, свидетельствующие о высоком уровне коррупции в органах местного самоуправления, связях местных администраций с криминалитетом, вопрос общественного контроля над муниципальной милицией остается первоочередным. [4]

2. Другой острый вопрос – финансирование, который особенно актуален в случае вывода муниципальной милиции из подчинения МВД. Нужно тогда пересматривать межбюджетные отношения, закреплять за местным самоуправлением доходные источники, которые позволили бы содержать милицию, либо вводить новые налоги. В рамках эксперимента было проведено исследование, целью которого являлось, выявить готово ли население платить дополнительные налоги. Большинство ответило да, если они будут знать, что деньги идут на обеспечение безопасности в данном населенном пункте на данной территории.

3. Проблема функционала муниципальных органов правопорядка, а также тех прав, которыми они будут наделены. В первую очередь, вопрос касается права на ношение оружия и применения силы. В то же время, до 70% вопросов, которые решают участковые полицейские, не связаны с их правом на применение принуждения. Поэтому муниципальную милицию нужно позиционировать не как орган, способный заменить существующие подразделения МВД, а как подразделения призванные разгрузить их. [4]

Таким образом, есть целый ряд сложнейших вопросов, на которые еще предстоит ответить федеральному законодателю, но мы уверены, что это произойдет в ближайшем будущем, потому что само время и криминогенная ситуация в стране диктует необходимость создания муниципальной милиции. Показателен пример некоторых субъектов РФ ( город Ижевск, город Златоуст, город Шахты), которые, не дожидаясь федерального закона, создают подобные структуры с разными наименованиями и несколько урезанными функциями. Эти органы успешно работают и приносят несомненную пользу городам, в которых созданы.

Муниципальная полиция

Муниципальная полиция — правоохранительные органы, которые находятся под контролем местных органов власти, включая муниципальную власть там, где самое маленькое административно-территориальное деление. Муниципальная полиция получает заработную плату из городского бюджета и, как правило, у неё меньше прав, чем у обычной полиции. Полномочия и оборудование муниципальных полицейских часто очень ограничены.

Содержание

История

Исторически сложилось, что роль муниципальной полиции выполняла городская охрана. Сегодня некоторые формирования муниципальной полиции по-прежнему носят название городской охраны. Примеры:

  • Бразилия: guarda municipal
  • Польша: straż miejska

Исчезнувшие

  • Нидерланды: Гражданская гвардия

Муниципальная милиция

В тех странах, где полиция называется милицией, данные органы называются «муниципальная милиция». Они получили развитие из ДНД. В России муниципальная милиция, наряду с полицией, функционирует в Ижевске.

  • Украина- мунiцiпальна мiлiцiя
  • Россия — муниципальная милиция, официальное название (до 2011 года) — милиция общественной безопасности.
  • Эстония, Таллин — Tallinna Munitsipaalpolitsei Amet MUPO

См. также

Муниципальная полиция на Викискладе ?
  • Полиция городской агломерации
  • Colombo Town Guard
  • Муниципальная полиция (Таллин)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Муниципальная пожарная охрана
  • Муниципальная полиция (Таллин)
Читайте также:
Политика демонополизации: что это такое, описание и особенности

Полезное

Смотреть что такое “Муниципальная полиция” в других словарях:

Муниципальная полиция Австрии — Нарукавный знак муниципальной полиции Фельдкирха Муниципальная полиция (нем. Gemeindesicherheitswache … Википедия

Муниципальная полиция (Таллин) — Департамент муниципальной полиции Таллина (МуПо) Tallinna Munitsipaalpolitsei Amet MUPO Общая информация Руководство деятельностью осуществляет городская управа Таллина Штаб квартира Pärnu mnt 139c/1, Таллин Число сотрудников 162 руководитель… … Википедия

Шанхайская муниципальная полиция — (англ. Shanghai Municipal Police, кит. упр. 上海公共租界巡捕房) полицейские силы Шанхайского муниципального совета, действовавшие на территории Шанхайского международного сеттльмента с 1854 по 1943 годы. В связи с тем, что Шанхайская… … Википедия

Полиция Молдавии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Полиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Полиция (значения) … Википедия

Полиция Квебека — Sûreté du Québec Площадь: 1 542 056 км² Население: 7 651 … Википедия

Федеральная полиция Австрии — Шеврон федеральной полиции Федеральная полиция (нем. Bundespolizei) правоохранительное полицейское агентство Австрии. Австрийская феде … Википедия

Экологическая полиция — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Телефонный план нумерации — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Обновить статью, актуализировать данные … Википедия

EKO Cobra — Einsatzkommando Cobra … Википедия

Муниципальная полиция как один из методов профилактики правонарушений

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.12.2016 2016-12-07

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Несипбек, Медет Маратулы. Муниципальная полиция как один из методов профилактики правонарушений / Медет Маратулы Несипбек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 581-584. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36330/ (дата обращения: 21.12.2021).

Муниципальная (местная) полиция — правоохранительные органы, которые находятся под контролем местных властей, вплоть до самых мелких муниципальных образований. Муниципальная полиция финансируется из местного бюджета и, как правило, её компетенция ограничивается охраной общественного порядка и патрулированием территории населённого пункта. Эти полицейские силы, как правило, ответственны перед местными властями (мэрами, городскими собраниями и т. п.).

С точки зрения их роли в деятельности полиции они являются превентивной полицией — то есть силами предотвращения правонарушений.

Международный опыт показывает, что в мире существуют 3 различающихся по управлению структуры органов полиции: централизованная, полуцентрализованная и децентрализованная.

Наибольшее распространение получила централизованная система полиции, как эффективный инструмент, обеспечивающий устойчивое существование политического режима, в том числе в условиях экономической и политической нестабильности, частых политических кризисах (Китай, Франция, Болгария, Египет, Польша, Италия, Испания, Турция, Португалия, Израиль, Норвегия, Швеция, Таиланд и многие другие государства).

Для централизованной модели полицейской системы государства характерно жесткое подчинение всех сил обеспечения безопасности государства под прямым контролем национального руководства, поэтому используется она преимущественно в унитарных государствах.

Децентрализованная система в основном получила распространение в государствах с федеративным устройством, таких как США, Германия, где каждый субъект федерации имеет свое законодательство и наделен правом регулирования гражданских интересов, защиты безопасности, здоровья, и всего, что касается граждан, а также проведения превентивной деятельности в отношении уголовных преступлений, массовых выступлений и беспорядков.

Имелись попытки создания подразделений местной полиции в государствах с унитарным устройством, к примеру, в Польше, где полицию децентрализовали в 1990 году.

Муниципалитеты получив полицию общественной безопасности в свое ведение, не обладали достаточными бюджетными возможностями для ее финансирования, что привело к массовой низовой коррупции в полиции.

В итоге в 1995 году полиция была вновь централизована.

Повторно, безуспешная попытка децентрализации была в 1999 году, причиной которой явился конфликт местных властей с региональным полицейским руководством из-за системы назначений на должности.

К 2003 году власти Польши отказались от децентрализации полиции.

Децентрализация не удалась и в Грузии.

Основными причинами неудачи стали значительные финансовые затраты, а также отсутствие контроля за деятельностью местной полиции со стороны местных властей, что потребовало активного контроля со стороны министра внутренних дел.

Читайте также:
Научное управление: что это такое, описание и особенности

Контроль МВД был обеспечен только посредством назначений «нужных» должностных лиц и неформальных связей с руководителями на разных уровнях.

Даже полиция Объединенных Арабских Эмиратов имеет централизованное управление несмотря на федеративное устройство государства.

Имеется опыт создания муниципальной милиции в городе Ижевск, который показал, что первоначально, основными задачами для местной полиции являлись обеспечение общественной безопасности, профилактика правонарушений, соблюдение норм законодательства, контроль за исполнением требований муниципальных правовых актов, мероприятия по реализации полномочий местной администрации, предупреждение и пресечение отдельных видов правонарушений и взыскание наложенных штрафов.

В Канаде, Латвии и Эстонии, муниципальная полиция создана как отдельная структура при местных властях.

При этом, наряду с муниципальной полицией в этих странах действуют полноценные полицейские структуры с централизованным управлением, выполняющие основные полицейские функции, в том числе по охране общественного порядка.

В этой связи, основными задачами созданных муниципальных органов полиции явились решение вопросов, связанных с деятельностью местных властей, таких как соблюдение установленных правил благоустройства, вывоз мусора, проверка проездных билетов в общественном транспорте, соблюдением правил парковки во внутридворовых территориях, содержания животных, а также пополнение местного бюджета.

В США нет единой структуры полиции, где в основном преобладает децентрализация, но как правило до уровня штата (земли).

При этом, каждый штат независимо друг от друга наделен самостоятельным правом принимать собственные законы.

Поэтому, выстроить единую структуру управления полицией, способную подстроиться под законодательства сразу всех штатов становится невозможным.

В этой связи, в США более приемлема и существует децентрализованная структура управления полицией, где на уровне каждого штата местные власти принимают законы, а полиция обеспечивает контроль за их исполнением.

Таким образом, видно, что местная полиция явилась более развитой и получила широкое распространение и в ряде государств с федеративной системой государственного устройства, и не распространилась в государствах с унитарным устройством.

ОПЫТ КАЗАХСТАНА

2 ноября 2015 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности местной полицейской службы».

При разработке закона учитывался международный опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, по созданию подобных полицейских структур.

В этой связи, с учетом унитарного устройства нашего государства и ошибок при создании местной полиции в других странах, была разработана казахстанская модель местной полиции.

При рассмотрении возможности полной передачи местной полиции в введение местных исполнительных органов, прогнозировались риски, связанные с децентрализацией полиции.

Поэтому, сразу было определено, что Местная полицейская служба (далее — МПС) будет структурно входить в единую систему органов внутренних дел, ее сотрудники, равно как и сотрудники иных подразделений ОВД, иметь единый правовой статус, включая условия прохождения службы, а также социальные и правовые гарантии.

Необходимо отметить, что сам процесс создания новой службы сопровождался поэтапным и планомерным ее развитием и повышением роли акимов (руководителей местной администрации) в вопросах организации ее деятельности.

Первый этап — был законодательный.

На уровне Закона определена подотчетность местной полицейской службы местным исполнительным (акиматам), представительным органам (маслихатам) и населению.

Кардинально изменены подходы к назначению и освобождению руководителей МПС. Теперь этими полномочиями наделены акимы областного уровня, с согласия соответствующего маслихата.

Руководители местной администрации всех уровней наделены правом ставить перед МПС задачи по обеспечению правопорядка и контролировать их исполнение, не реже двух раз в год заслушивает соответствующие отчеты руководителя МПС.

В целом, такая организация работы позволила на местах более гибко координировать ее деятельность и положительно отразилось на прозрачности работы полиции.

Должность руководителя МПС на сегодняшний день приравнена к должности заместителя руководителя территориального органа внутренних дел.

В настоящее время МПС состоит из подразделений участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приемников-распределителей и специальных приемников.

Разработано Положение «О местной полицейской службе», которое утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан (от 30.12.2015г. № 1142, далее — Положение).

Положением закреплены правовая основа деятельности МПС, а также компетенция местных исполнительных и представительных органов.

Читайте также:
Примирительные процедуры: что это такое, описание и особенности

Определено основное назначение образованной службы и установлен запрет на использование ее сотрудников не «по назначению».

1) профилактика правонарушений;

2) охрана общественного порядка;

3) обеспечение безопасности дорожного движения;

4) производство по делам об административных правонарушениях;

5) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений;

6) досудебное расследование по уголовным проступкам в протокольной форме;

7) содержание лиц в приемниках-распределителях и специальных приемниках органов внутренних дел;

8) иные задачи, которые ставят перед МПС акимы областей, города республиканского значения столицы по обеспечению правопорядка на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

1) осуществляют комплекс мер, направленных на выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

2) осуществляют комплекс мер по охране общественного порядка;

3) осуществляют государственный контроль и надзор за дорожным движением и обеспечением его безопасности;

4) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

5) осуществляют расследование уголовных проступков;

6) обеспечивают прием и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту и лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Одной из норм Положения установлена ответственность руководителя местной администрации за достижение целевых индикаторов программы развития территории в области охраны общественного порядка, дорожной безопасности, профилактики правонарушений, бытовой, рецидивной и подростковой преступности.

Эти меры направлены на повышение эффективности работы и взаимодействия всех государственных органов в указанных направлениях.

С учетом изменений законодательства приведены в соответствие приказы МВД, регламентирующие деятельность структурных подразделений МПС (участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемников распределителей и специальных приемников), а также порядок назначения на должности сотрудников МПС.

Для повышения эффективности подбора кадров и недопущения назначения на должности руководителей МПС некомпетентных сотрудников, разработаны квалификационные требования к указанным должностям.

В январе т. г. прошли назначения всех руководителей МПС и личного состава этой службы.

Для должной организации деятельности службы, проведен ряд инструктивных совещаний и коллегий МВД по вопросам становления и эффективности ее деятельности, в том числе с выездом в регионы.

Третий этап — дальнейшее совершенствование деятельности МПС.

Эти мероприятия проводятся по мере становления МПС и наработки практики.

На основе мониторинга ее работы и имеющихся проблемных вопросов, принято решение наделить руководителя МПС правом самостоятельно назначать и увольнять подчиненных сотрудников, а также применять дисциплинарную практику.

Эта норма направлена на повышение автономности службы и укрепление служебной дисциплины.

Для повышения прозрачности процедуры формирования кадрового резерва, в составы региональных кадровых комиссий включены представители местной администрации.

Кроме того, кадровый резерв руководителей МПС областного уровня согласовывается с руководителем администрации области.

Прокуратура Республики Казахстан от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан [1].

Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок и (или) анализа состояния законности [2].

Координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры посредством достижения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий для реализации общих задач и целей. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, которые создаются при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах [3].

  1. Статья 83 Конституции Республики Казахстан.
  2. Пункт 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре».
  3. Статья 8-1 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре».

МВД России отвечает на вопросы о правовых основах создания и функционирования муниципальной милиции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:
Представительная демократия: что это такое, описание и особенности

Главному редактору
всероссийской газеты
для профессионалов местного самоуправления
«Местное Самоуправление»
Л.В. Шапиро

О рассмотрении обращения

Административно-правовым управлением Правового департамента МВД России Ваше обращение о некоторых вопросах передачи полномочий по охране общественного порядка на муниципальный уровень рассмотрено.

Направляем Вам справочные материалы по вышеуказанному вопросу.

Врио начальника А.В. Плохин

Создание муниципальной милиции не может являться одним из направлений реформы правоохранительной системы, поскольку в настоящее время, несмотря на отсутствие определения термина «правоохранительная система», под таковой понимается совокупность элементов сил и средств государственных правоохранительных либо иных органов. В свою очередь органы МСУ в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Использование в России американского опыта создания децентрализованных полицейских организаций с наделением органов местного самоуправления (муниципальной милиции) полномочиями по применению мер принуждения по отношению к гражданам сегодня вряд ли является оправданным. Положения статьи 132 Конституции РФ, которыми органам МСУ предоставлено право самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, необходимо рассматривать во взаимосвязи с требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержание органами местного самоуправления муниципальной милиции, по нашему мнению, в настоящее время неизбежно приведет к нарушению последней вышеуказанных конституционных положений. Следует учитывать и то, что большинство органов местного самоуправления в настоящее время экономически не в состоянии содержать муниципальную милицию.

Закон РФ «О милиции» предусматривает создание системы государственной милиции, в том числе и на территориях муниципальных образований, в связи с чем создание дополнительной негосударственной милицейской структуры будет дублировать полномочия государственных органов по охране общественного порядка.

Необходимо учитывать, что положения статьи 132 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, совершенно не означают, что такая охрана должна заменять ведение Российской Федерации по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, предусмотренное пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ, и осуществляться именно милицией.

В связи с этим, как представляется, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» НЕ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВУ для создания муниципальной милиции, А ВНЕС НОРМУ, КОТОРАЯ НЕ КОРРЕСПОНДИРУЕТ содержанию Закона РФ «О милиции» и не может при наличии этого Закона быть реализована на практике ввиду неустранимых различий между предназначением государственной милиции и теми несравнимо меньшими полномочиями, которыми можно будет наделить в рамках законодательства Российской Федерации предлагаемую муниципальную милицию.

В 1999 году в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1115 в десяти субъектах Российской Федерации по данной проблеме был проведен эксперимент. Однако, формирование на базе подразделений милиции силовой структуры, подчиненной органам местного самоуправления в сложившейся общественно-политической и экономической обстановке было признано преждевременным.

Такой позиции, помимо МВД России, придерживались Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минюст России, Совет Безопасности Российской Федерации, а также главы администраций 65 субъектов Российской Федерации. К такому же выводу пришло и Главное контрольное управление Президента РФ, проводившее в январе-марте 2000 года проверку выполнения соответствующего Указа.

Результаты эксперимента показали, что к выполнению функций по охране общественного порядка оказались не готовы ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования. Абсолютное большинство органов МСУ не смогли обеспечить содержание подразделений муниципальной милиции на уровне расчетных нормативов.

В этой связи 27 марта 2000 года решением Президента Российской Федерации В.В. Путина эксперимент был прекращен, а подготовка проекта федерального закона «О муниципальных органах охраны общественного порядка» признана нецелесообразной.

До настоящего времени не принят федеральный закон, который определил бы на федеральном уровне основы осуществления гражданами охраны общественного порядка. В МВД России в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «Об участии граждан в охране правопорядка».

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

Тем не менее, в муниципальных образованиях возможно создание на добровольной основе народных дружин, которые могут участвовать в охране общественного порядка либо иных общественных объединений указанной направленности.

Так, в отдельных субъектах Российской Федерации (Москва, Московская область, Республика Саха (Якутия), Чувашская республика и многих других) действуют законы, предусматривающие формирование добровольных народных дружин, оказывающих помощь государственным органам в охране общественного порядка.

По вышеуказанным причинам нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования муниципальной милиции, в МВД России в настоящее время не разрабатываются. Соответственно, на вопросы о порядке формирования, подчиненности, организации деятельности муниципальной милиции в настоящее время ответить не представляется возможным.

Имущество казны: особенности учета

“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2015, N 9

Государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Такое имущество в целях сохранности и эффективного использования числится на балансе органов государственной власти (местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения им. Какие объекты имущества учитываются в составе казны? Какие документы служат основанием для включения (исключения) имущества в состав казны? Как отражаются в бюджетном учете операции, связанные с поступлением, выбытием, внутренним перемещением объектов казны? Ответы на эти вопросы – в статье.

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

  • созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;
  • переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;
  • переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;
  • собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);
  • конфискованное, арестованное, залоговое;
  • исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;
  • оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;
  • поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

  • недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);
  • драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);
  • нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);
  • непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);
  • материальные запасы.

Документальное оформление операций по движению объектов казны

Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.

Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта (при его наличии);
  • балансодержатель объекта;
  • основания для включения в реестр;
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:

  • правовые акты (постановления, распоряжения, решения) органов государственной власти, местного самоуправления;
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект;
  • договоры купли-продажи, мены, дарения и др.;
  • товарные накладные, акты выполненных работ;
  • акты о приеме-передаче имущества, извещения;
  • акты об оценке стоимости имущества;
  • решения судов, вступившие в законную силу;
  • иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества.
Читайте также:
Праздничные дни: что это такое, описание и особенности

Бюджетный учет имущества казны

Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:

  • обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;
  • проведения анализа использования имущества;
  • контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.

Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н , 162н и законодательства РФ (далее – правовой акт по бюджетному учету казны).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 “Нефинансовые активы имущества казны” (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):

  • 0 108 51 000 “Недвижимое имущество, составляющее казну”;
  • 0 108 52 000 “Движимое имущество, составляющее казну”;
  • 0 108 53 000 “Драгоценные металлы и драгоценные камни”;
  • 0 108 54 000 “Нематериальные активы, составляющие казну”;
  • 0 108 55 000 “Непроизведенные активы, составляющие казну”;
  • 0 108 56 000 “Материальные запасы, составляющие казну”.

Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).

В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).

Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).

Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).

Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 “Амортизация имущества, составляющего казну” (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):

  • 0 104 51 000 “Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны”;
  • 0 104 58 000 “Амортизация движимого имущества в составе имущества казны”;
  • 0 104 59 000 “Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны”.

К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).

На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Читайте также:
Принцип единоначалия: что это такое, описание и особенности

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 – 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).

Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.

К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).

Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Поступило имущество в состав казны:

а) от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

Глава 3. Муниципальная казна

Глава 3. Муниципальная казна

Статья 10. Имущество, составляющее муниципальную казну

Средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну.

В казну могут включаться:

– муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

– объекты недвижимости, включая: нежилые здания, помещения, сооружения, не завершенные строительством объекты, муниципальный жилищный фонд;

– ценные бумаги, доли (пан) в уставном капитале юридических лиц;

– имущественные комплексы ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений;

– иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за ее пределами. Настоящее Положение не регулирует порядок формирования, учета и распоряжения средствами бюджета муниципального образования, входящими в состав имущества казны.

Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования

1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления Администрации.

2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:

– отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

– принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

– отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

– изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;

– отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;

– имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

– создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;

– иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Читайте также:
Обратный фрахт: что это такое, описание и особенности

4. Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:

– предоставление в аренду, субаренду;

– передача в безвозмездное пользование;

– передача в доверительное управление;

– иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:

– при приватизации муниципального имущества;

– при предоставлении в аренду;

– при передаче в доверительное управление;

– при использовании имущества в качестве предмета залога;

– при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

– при использовании имущества в качестве предмета залога;

– при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

– в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алексинский район.

Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Комитет путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.

Статья 12. Прием имущества в муниципальную собственность

1. Прием имущества из собственности Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, распоряжения федерального агентства по управлению государственным имуществом, постановления Администрации и акта приема-передачи.

2. Прием имущества из собственности субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, решения департамента субъекта РФ, постановления Администрации и акта приема-передачи.

3. Прием имущества из собственности физических и юридических лиц осуществляется на основании постановления Администрации и договора о безвозмездной передаче.

4. Решение о приобретении имущества на возмездной основе принимается Собранием представителей МО Алексинский район.

Статья 13. Исключение имущества из казны

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется в следующих случаях:

– при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

– при списании этого имущества;

– при приватизации имущества, которая осуществляется в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством;

– при передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований на основании решения Собрания представителей МО Алексинский район в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

>
Управление и распоряжение имуществом, составляющим муниципальную казну
Содержание
Решение Собрания представителей Алексинского района Тульской области от 23 декабря 2009 г. N 14(14).3 “Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Управление муниципальной казной

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие муниципальной казны

Категория «муниципальная казна» включает в свой состав муниципальные бюджетные средства и другое имущество муниципалитета, которое не передано для оперативного управления либо хозяйственного ведения муниципальному предприятию или учреждению.

Муниципальную казну образуют следующие виды муниципального имущества:

  • земельные участки, которые принадлежат на праве собственности муниципалитету, а также иные природные ресурсы, находящиеся в собственности муниципалитета;
  • недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципалитету, в том числе: здания с назначением «нежилое», помещения, сооружения, строительство которых не завершено, а также жилые помещения, входящие в состав муниципального жилищного фонда;
  • движимые вещи, собственником которых является муниципалитет;
  • ценные бумаги, а также вклады в уставный капитал организаций;
  • имущественные комплексы муниципальных организаций (учреждений, предприятий), которые были ликвидированы;
  • другое имущество, которое не передано на ограниченном вещном праве предприятию или учреждению муниципалитета.
Читайте также:
Праздничные дни: что это такое, описание и особенности

Территориально объекты, входящие в состав муниципальной казны, могут находиться как внутри муниципального образования, так и за его границами.

Формирование муниципальной казны

Процесс формирования муниципальной казны предполагает следующие действия:

  • поступление средств в муниципальный бюджет;
  • включение на основании постановления исполнительного муниципального органа конкретного имущества в муниципальную казну.

Имущество подлежит включению в состав казны муниципалитета при следующих обстоятельствах:

  • имущество не передано на ограниченном вещном праве муниципальной организации (предприятию, учреждению);
  • при передаче муниципалитету регионального или федерального имущества;
  • при приобретении или в случае безвозмездной передачи имущества, находившегося в частной собственности организаций или физических лиц;
  • когда имущество не имеет собственника или собственник от имущества отказался, или утратил иным образом право собственности на свое имущество, и в соответствии с законодательными положениями муниципалитет приобрел право собственности на него;
  • когда изымается имущество, переданное ранее на праве оперативного управления муниципальной организации (предприятию или учреждении), для которой такое имущество излишне, или не используется организацией по назначению, или используется не в соответствии со своим назначением;
  • при отказе муниципальной организации (предприятия, учреждения) от принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества;
  • когда после ликвидации муниципальной организации (предприятия, учреждения) осталось имущество;
  • в случае создания имущества за счет привлечения бюджетных муниципальных средств;
  • при иных обстоятельствах, регламентированных законом.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс управления муниципальной казной

Управление муниципальной казной опосредует следующие процессы:

  • имущество, выступающее частью муниципальной казны, может быть передано в качестве залога или являться предметом иных обременений;
  • имущество, входящее в состав муниципальной казны, может передаваться в частную собственность организаций и физических лиц, а также в федеральную или региональную собственность или в собственность иных муниципалитетов;
  • имущество, образующее муниципальную казну, может быть передано при сохранении статуса «муниципальной собственности» во владение, пользование и распоряжение на договорных условиях в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными актами.
  • Управление имуществом, образующим муниципальную казну, реализуется, в частности, следующими способами:
  • на основании договорных конструкций аренды и субаренды;
  • посредством передачи на договорной основе в пользование безвозмездно;
  • путем заключения договора доверительного управления муниципальным имуществом и прочее.

Предоставление имущества из состава муниципальной казны в аренду

Имущество, выступающее частью муниципальной казны, передается на договорной основе в аренду по заявлению заинтересованных лиц, в число которых могут входить организации и физические лица – российские и зарубежные, международные организации, или на основании протокола об итогах торгов.

Поданное заинтересованным в заключении договора аренды в отношении муниципального имущества лицом заявление подлежит рассмотрению, по общему правилу, в месячный срок.

Юридически процесс заключения договора аренды в отношении муниципального имущества должен соответствовать требованиям гражданского законодательства.

Та плата, которую лицо вносит по договору аренды за пользование муниципальным имуществом, выступает доходным источником муниципалитета.

Имущество, входящее в состав муниципальной казны может быть передано заинтересованным лицам по результатам проведения торгов. Организует такие торги структурное подразделение исполнительного муниципального органа, к компетенции которого отнесено управление муниципальной казной.

На организатора торгов возложено решение следующих задач:

  • установление даты торгов, определение места их проведения;
  • подготовка соответствующей конкурсной документации;
  • извещение о проведении торгов местных средствах массовой информации или посредством размещения на официальных порталах муниципальной власти в сети Интернет;
  • предоставление заинтересованным лицам информации об имуществе, выступающем объектом торгов, и документации, которая необходима для участия в торгах;
  • прием заявок от заинтересованных лиц;
  • оформление протоколов о приеме заявок и по результатам заседания, на котором было принято решение о победителе торгов;
  • подготовка проектов соответствующих договоров, их подписание;
  • обеспечения возврата задатков заинтересованным лицам, принявшим участие в торгах, но не победивших в них.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: