Муниципальное образование: что это такое, описание и особенности

Муниципальное образование

Муниципа́льное образова́ние — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения [1] .

Содержание

Муниципальные образования в России

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ;
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2] ;
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения [2] ;
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] .

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Количество муниципальных образований в России

По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на 26 мая 2005 года), в Российской Федерации с 2006 года было образовано 24 079 муниципальных образований (исключая Чеченскую Республику, Ингушскую республику и Владимирскую область), из них 19 769 сельских поселений, 1773 городских поселения, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ, 236 внутригородских территорий (125 в Москве, 111 в Санкт-Петербурге, в других городах с 2006 года внутригородские территории отменены), однако с этого времени во многих регионах произошли преобразования, и эти показатели изменились.

По данным Росстата, на 1 января 2010 года всего в России насчитывалось 23 907 муниципальных образований [3] . Среди них [3] :

По данным Росстата, на 1 января 2011 года, в России насчитывалось 23 304 муниципальных образования [4] . Среди них:

Виды муниципальных образований

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность муниципального образования

В российском законодательстве нет конкретного определения термина «муниципальное образование».

В наиболее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, в границах которой реализуется местное самоуправление.

Введение термина «муниципальное образование» обусловлено объективными причинами. Сложное федеративное и национальное устройство Российской Федерации обусловило возникновение различных терминов, обозначающих отдельные населенные пункты и территории. В связи с этим с юридической позиции была необходима унификация понятий, позволяющих обозначать различные населенные пункты одним термином.

Читайте также:
Ответственность гражданская: что это такое, описание и особенности

В законе, регулирующем порядок осуществления местного самоуправления, муниципальное образование определяется как перечень видов различных населенных пунктов, таких как поселение городского или сельского типа, муниципальный район, внутригородская территория города федерального значения или городской округ.

В менее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, имеющую выборные органы муниципального управления, муниципальную собственность и муниципальный бюджет.

Муниципальное образование можно охарактеризовать через наличие следующих признаков:

  • во-первых, наличие территории, имеющей определенные границы;
  • во-вторых, наличие определенной компетенции, выражающейся в имеющихся полномочиях по решению вопросов, значимых для данного муниципального образования;
  • в-третьих, наличие экономической основы, формируемой имуществом, находящимся в муниципальной собственности, средствами муниципального бюджета и имущественными правами;
  • в-четвертых, наличие организационных документов, таких как устав и нормативно-правовые акты локального уровня;
  • в-пятых, наличие права на создание собственной официальной символики, например, гимна, герба и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные виды муниципальных образований

В соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить несколько основных видов муниципальных образований:

  • во-первых, поселение, подразделяемое в зависимости от назначения на городской или сельский тип;
  • во-вторых, муниципальный район;
  • в-третьих, городской округ;
  • в-четвертых, внутригородская территория города федерального значения.

Федеральное российское законодательство дает определение каждому виду муниципального образования.

Однако общей характеристикой всех этих определений является то, что их содержание сводится к наличию на территории муниципального образования местного самоуправления.

В связи с этим указанные муниципальные образования можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Поселение городского типа представляет собой поселок или город, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
  2. Поселение сельского типа представляет собой сельский населенный пункт или их объединение, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
  3. Муниципальный район представляет собой объединение нескольких поселений или объединение поселений и межселенных территорий, в рамках которого осуществляется муниципальное управление;
  4. Городской округ представляет собой поселение городского типа, не входящее в структуру муниципального района и осуществляющее на своей территории муниципальное управление;
  5. Внутригородская территория городов федерального значения представляет собой часть территории этих городов, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Влияние видов муниципального образования на объем полномочия местного самоуправления

Вид муниципального образования имеет значение при определении вопросов, полномочиями на решение которых обладает это муниципальное образование.

Состав вопросов, которые может решать муниципальный уровень власти, в каждой из разновидностей муниципальных образований определен главой 3 Федерального закона, регулирующего вопросы местного самоуправления.

Так, к примеру, поселения городского и сельского типа имеют право самостоятельно решать такие вопросы как проектирование бюджета поселения, его исполнение и контроль, ведение или отмена местных налогов, распоряжение имуществом городского или сельского поселения, организация коммунального снабжения, осуществление дорожной деятельности, обеспечение жильем малоимущих слоев населения, решение вопросов досуга, культурного развития и сохранение культурного наследия, создания условий для творчества, занятия физической культурой и спортом и так далее. Поселения городского и сельского типа призваны решать наиболее широкий спектр вопросов местного значения.

Также поселения городского и сельского типа наделены правом решения вопросов, не относящихся к вопросам местного значения. Примером таких вопросов является формирование музеев на территории поселения, нотариальная деятельность, деятельность по опеке и попечительству, формирование муниципальной пожарной службы и прочее.

Муниципальные районы решают иные вопросы местного значения, хотя в определенной мере они совпадают с вопросами городских и сельских поселений. Муниципальные районы также могут формировать и использовать собственный бюджет, устанавливать налоги, осуществлять распоряжение своим имуществом, участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, оказывать населению медицинскую помощь, проводить мероприятия по охране окружающей среды, выполнить профилактику терроризма и так далее.

Городские округа также формирует собственные бюджеты, распоряжаются имуществом, устанавливают и отменяют налоги, ведут дорожную деятельность, создают условия для эффективного транспортного обслуживания, принимают меры для укрепления согласия население, обеспечивают общественный порядок, пожарную безопасность, создают условия для обеспечения жителей городского округа различными услугами и так далее.

Читайте также:
Основы законодательства: что это такое, описание и особенности

Понятие и виды муниципальных образований

В рамках темы местного самоуправления актуальным является изучение такого явления, как муниципальное образование. От грамотной реализации стратегии его развития зависит уровень эффективности ключевых процессов региона и в итоге даже страны.

Суть определения

Согласно закону РФ, в категорию муниципальных образований попадают городские, сельские и объединенные общей территорией поселения или любой населенный пункт, у которого присутствует бюджет, собственность, и к тому же функционируют органы местного самоуправления.

Эти признаки имеют юридический характер, но есть и социально-экономические факторы, от которых зависит мотивация конкретных территорий относительно приобретения статуса муниципальных образований:

  • Особое место населенного пункта в системе разделения труда. Речь идет возможности выделить поселение таким образом, чтобы оно было привлекательно для инвесторов.
  • Большое значение имеет также факт заинтересованности региональной власти в образовании и развитии на территории РФ поселений, которые смогли бы действовать из хозяйственного расчета и оказались экономически активными и устойчивыми. Стоит отметить, что поддержка населения также играет важную роль в процессе развития образований такого типа.
  • Экономическая самодостаточность. В этом случае стоит понимать факт наличия актуального количества хозяйствующих субъектов, которые смогут получать прибыль, и, как следствие, будут проявлять заинтересованность относительно развития населенных пунктов, являющихся частью образования.
  • Предоставление населению возможности самостоятельно заниматься решением вопросов, имеющих местное значение, добывая для этого организационные и хозяйственные ресурсы.

Виды муниципальных образований в Российской Федерации

Говоря о различиях между территориями, имеющими возможность осуществлять местное самоуправление, стоит выделить 5 типов поселений, которые определены законодательством РФ:

  1. Городское поселение. Это определение актуально для крупного поселка или небольшого города, где реализацию местного самоуправления осуществляют жители без привлечения посредников. Для этого используются выборные органы. Те городские поселения, которые нельзя охарактеризовать, как городские округа, являются частью муниципальных районов.
  2. Сельское поселение. В этом случае речь идет об одном или нескольких сельских населенных пунктах, которые объединяет общая территория. Это могут быть деревни, кишлаки, хутора, аулы, станицы, сёла, и др. Местным самоуправлением здесь также занимаются представители населения.
  3. Муниципальный район. В такую категорию попадают несколько поселений, объединенные общей территорией. Самоуправление такие населенные пункты производят по той же схеме, что и в предыдущих категориях. Возможно также осуществление определенных государственных функций. Передаются населению подобные полномочия посредством законов РФ.
  4. Внутригородская территория федерального значения. Виды муниципальных образований в Российской Федерации включают и такие поселения, являющиеся частью города. Вопрос местного самоуправления здесь решается аналогично другим категориям территорий.
  5. Городской округ. Этот тип не является частью муниципального района. Решения органов местного самоуправления производятся на основе федеральных законов местного значения.

Стоит обратить внимание на факт реализации муниципальной реформы в РФ. Суть в том, что результатом этих изменений является система местного самоуправления, которая имеет два уровня. Речь идет о следующей структуре: территория всех субъектов Российской Федерации разделяется на городские округа и муниципальные районы.

Происходит и деление непосредственно самих районов на территории сельских и городских поселений. Если район не является густонаселенным, то не исключено образование межселенных территорий.

Городской округ как вид муниципального образования не подразумевает наличия населенных пунктов других типов.

Установление границ и территорий

Такой процесс можно определить как один из ключевых этапов формирования и, при необходимости, изменения образований муниципального типа. Также он может являться частью государственной регистрации уставов.

Под определение территорий подпадают земли сельских, городских населенных пунктов, а также рекреационные зоны, участки, используемые для развития поселений, и другие категории, находящиеся в пределах муниципального образования независимо от того факта, о каком целевом назначении или форме собственности идет речь.

При этом важно знать о следующей особенности: муниципальные земли являются объектом гражданского и земельного права. При этом территории в рамках образований можно определить, как объект конституционного права.

Сам процесс изменения территорий, какие бы виды муниципальных образований ни имелись в виду, инициируется населением или органами государственной власти, а также местного самоуправления. Причем подобные изменения могут быть произведены только после согласия местного населения.

Читайте также:
Политическая смерть: что это такое, описание и особенности

Устав муниципальных образований

На основании нынешнего законодательства РФ, у каждого типа образования должен быть устав, в котором необходимо наличие следующей информации:

  • порядок и структура формирования органов самоуправления;
  • формы и гарантии полноценного участия населения в процессе решения вопросов, имеющих местное значение;
  • границы и состав муниципального образования;
  • порядок, согласно которому осуществляется досрочное прекращение полномочий, отзыв, или выражение недоверия в направлении выборных органов;
  • виды и основания ответственности, которую принимают должностные лица и органы местного самоуправления;
  • порядок и условия организации муниципальной службы;

  • полномочия и наименования выборных, равно как и других органов местного самоуправления;
  • вопросы, имеющие местное значение в процессе ведения муниципального образования;
  • виды, порядок вступления в силу и условия принятия правовых нормативных актов;
  • рассматривая виды муниципальных образований, нужно обозначить и такой пункт устава, как вопросы организации местного самоуправления, которые обуславливаются компактным проживанием на конкретной территории различных общностей, национальных групп, коренных народов, в том числе и казачества, с учетом местных, исторических и других традиций;
  • гарантии, касающиеся должностных лиц;
  • финансовое и экономическое основание для реализации местного самоуправления, распоряжения, владения и пользования собственности;
  • гарантия того факта, что права должностных лиц будут соблюдены;
  • другие виды положений, касающиеся компетенции, порядка действия органов местного самоуправления, а также их организации в соответствии законодательной базой РФ.

Любые виды территории муниципальных образований должны иметь сформированный устав, который будет выполнять функцию нормативного акта, позволяющего осуществлять саморегуляцию. Именно с ним будут соотноситься другие решения, действия и акты местного самоуправления и его органов.

Бюджет и собственность

Тот факт, что любые виды муниципальных образований в РФ подразумевают наличие местных финансов и собственности, очевиден. И данное обстоятельство ярко указывает на необходимость в некоторой степени автономности процесса управления экономическими отношениями на уровне конкретной территории.

Но реализация подобной стратегии усложняется определенными факторами. Речь идет об отсутствии стабильного опыта эффективной эксплуатации финансов и собственности, которые принадлежат конкретному образованию. Свою лепту в комплекс препятствий вносит неудобное и неполное правовое регулирование функций муниципального хозяйства.

Согласно законодательству РФ, различные виды муниципальных образований могут помещать в категорию собственности имущество органов местного самоуправления, внебюджетные фонды, предприятия, нежилые помещения, жилищный фонд, образовательные, спортивные, здравоохранительные, культурные и другие учреждения, местный бюджет, финансово-кредитные организации и банки. Другими словами, под собственностью можно понимать различное имущество – как движимое, так и недвижимое.

Особенности управления финансами

Касаясь такой темы, как виды бюджета муниципального образования, стоит изначально прояснить терминологию. Под местным бюджетом нужно понимать образование и расходование денежных ресурсов, которое происходит в рамках расчета финансового года. Целью таких средств является выполнение расходных обязательств различных видов поселений. Это подразумевает формирование системы расходов и доходов муниципальных внутригородских образований, отдельных районов, округов, прилегающих к городу, а также сельских территорий.

Каждое из перечисленных выше образований формирует собственный резерв и вправе рассчитывать на получение средств федерального бюджета и ресурсов субъекта РФ в процессе регулирования финансовой деятельности.

Нюансы самоуправления

Изучая такую тему, как виды органов муниципального образования, стоит разобраться и с особенностями местного самоуправления.

Такие органы имеют два основных типа формирования: первый путь образования в своей основе имеет выборы, второй – назначение, кооптирование и делегирование. Какие именно будут формироваться органы местного самоуправления, закон РФ четко не определяет. Это могут быть жилищно-коммунальные хозяйства, руководители ключевых подразделений, заместители главы администрации (выборные), инспекторы и т. д.

При этом нужно понимать, что в систему государственной власти органы местного самоуправления не входят. Другими словами, такие формы управления отделены от государства в формате структурно-организационной власти. Также это означает, что все вопросы, касающиеся их формирования, решаются местным населением. Вышестоящие правительственные структуры в данные процессы права вмешиваться не имеют. При этом глава администрации, будучи должностным выборным лицом, получает «собственную компетенцию». Данный факт еще больше выделяет автономность, которой обладают различные виды муниципальных образований.

Особенности административного определения города

Говоря о таком типе образования, как город, нужно отметить, что он обладает рядом особенностей. Речь идет о таких показателях, как пространственная неоднородность, плотность и численность населения, размер, предельная самодостаточность, диверсификация и др. Поэтому, разбирая понятие и виды муниципальных образований, городу стоит уделить отдельное внимание.

Читайте также:
Организатор преступления: что это такое, описание и особенности

В Российской Федерации используется формат городов-столиц, а также районного подчинения, краевых (областных) центров и малых населенных пунктов. Использование подобной классификации подразумевает учет таких признаков, как месторасположение в рамках административного деления и численность населения.

В качестве характерной особенности городов как формы территориальных поселений можно определить их принадлежность к административно-территориальным единицам. Рассматривая муниципальные образования, виды и порядок образования этих территорий, важно понимать, что более мелкие поселения сдерживаются на пути к официальному административному статусу такими факторами города, как неделимость и целостность хозяйства.

Принципы управления

Ключевой задачей любого муниципального образования является стабильный рост уровня жизни населения. Процесс достижения этой цели подразумевает обеспечение населения различными муниципальными услугами, которые и определяют качество жизни.

Если обратить внимание на тот факт, какой вид деятельности муниципального образования, имеющего формат города, является приоритетным, то стоит заметить, что спектр услуг будет довольно широк:

  • владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие территории;
  • внедрение сборов и налогов местного значения;
  • утверждение и реализация функций местного бюджета;
  • регулирование процесса планировки и застройки тех территорий, которые имеют отношение к образованию муниципального характера;
  • принятие устава и в случае необходимости – его изменение;
  • контроль процесса эксплуатации земель и др.

Такая тема, как понятие и виды муниципальных образований, включает информацию о двух направлениях вопросов, касающихся их деятельности.

Первое направление предполагает реализацию полной ответственности органов местного самоуправления за частичное или полноценное финансирование: содержание жилищного фонда, учреждений, относящихся к социальной сфере, нежилых помещений, систем снабжения территории водой, газом, теплом, организация транспортного, информационного обслуживания, противопожарной безопасности и др.

Второе направление деятельности ориентировано на реализацию определенных функций другими субъектами деятельности при отсутствии обязательного финансирования. Речь идет о содействии занятости населения, обеспечении необходимыми услугами питания, бытового обслуживания, торговли, социально-культурном и жилищном строительстве, а также деятельности СМИ.

Итоги

В качестве заключения стоит повторить ту мысль, что видами муниципальных образований являются сельские, городские и другие поселения, которые объединены общей территорией с реализованной системой местного самоуправления.

И это достаточно эффективная форма административного деления, которая предполагает определенную автономность посредством формирования собственного устава и бюджета.

Муниципальное образование: что это такое, описание и особенности

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

Читайте также:
Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

межселенная территория – территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

член выборного органа местного самоуправления – лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицо, замещающее муниципальную должность, – депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;

Читайте также:
Право вето: что это такое, описание и особенности

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова “местный” и “муниципальный” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания “городской округ” и “городской округ с внутригородским делением” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Понятие и особенности муниципальной службы

Муниципальная служба в Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальная служба возникла в России одновременно с формированием института местного самоуправления. В 2007 году был принят основной нормативно-правовой акт в сфере муниципальной службы – федеральный закон № 25-ФЗ от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ»

Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

1. муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);

2. должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими. Их статус законом о муниципальной службе не определяется.

Читайте также:
Лесные подати: что это такое, описание и особенности

Кроме того, в органах местного самоуправления (или избирательных комиссиях муниципальных образований) могут работать лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности этих органов, которые также не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Государственная и муниципальная служба имеют единые социально-правовые истоки и сходную историю развития, однако в настоящее время в российской системе публичной службе следует говорить лишь о взаимосвязи и некотором подобии этих институтов.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы:

1) основные квалификационные требования, ограничения и обязательства муниципальной службы и государственной гражданской службы едины;

3) требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих едины;

4) стаж муниципальной службы учитывается при исчислении стажа государственной гражданской службы и наоборот;

5) основные условия оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих соотносительны.

Государственная и муниципальная служба объединены организационно-правовой формой осуществления деятельности служащих (в органах публичной власти), однако очевидна принадлежность к различным видам публичной власти: государственной и местному самоуправлению. Вместе с тем, предмет и характер труда служащих обоих видов, объект и ме­тоды воздействия в процессе служебной деятельности, осно­вы прав и обязанностей, необходимость регламентации про­цедур прохождения службы, важность соблюдения правоограничений и компенсирующих социально-правовых гаран­тий и льгот во многом совпадают.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне принят базовый федеральный закон № 25-ФЗ, также отдельные принципы регулирования и конкретные норма заложены в Конституции РФ, федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законах и подзаконных актах. Предметом регулирования федерального законодательства являются общие принципы организации муниципальной службы, порядок поступления и особенности прохождения муниципальной службы и т.д. Немаловажная роль отводится и законодательству субъектов РФ. Во всех субъектах Федерации приняты законы о муниципальной службе, иные нормативные правовые акты. Субъекты Федерации регулируют достаточно большой спектр вопросов: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, квалификационные требования к замещению должностей и др. Важная роль в организации муниципальной службы отводится и муниципальным правовым актам – уставу муниципального образования, нормативным актам представительного и исполнительного органов муниципального образования и т.д.

Следует обратить внимание на заметно большее поле регулирования Трудового кодекса в муниципальной службе по сравнению с государственной гражданской службой.

Аналогично государственной гражданской службе, для того, чтобы получить статус муниципального служащего, гражданин должен занимать должность муниципальной службы.

Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1. высшие должности муниципальной службы;

2. главные должности муниципальной службы;

3. ведущие должности муниципальной службы;

4. старшие должности муниципальной службы;

5. младшие должности муниципальной службы.

На категории должности муниципальной службы не подразделяются. Законами субъектов РФ утверждаются реестры должностей муниципальной службы.

Для каждой должности существуют квалификационные требования:

– к уровню профессионального образования,

Читайте также:
Отлагательное условие: что это такое, описание и особенности

– стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности,

– профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Законом субъекта Российской Федерации для муниципальных служащих могут быть предусмотрены классные чины.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальным служащим может быть гражданин иностранного государства, в случае, если данное государство – участник международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Государственные служащие выступают представителя­ми интересов публичной власти государства и общества, вы­полняя функции государственного управления. Особенность же статуса муниципальных служащих заключаются в осуществляемых ими полномочиях, в соот­ветствии с которыми обеспечивается решение вопросов мест­ного значения. Вместе с тем муниципальные служащие мо­гут наделяться и некоторыми государственными полномочия­ми (при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя –глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо.

Особенности и роль муниципальной службы на территории субъекта Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Муниципальная служба на территории субъекта Федерации – это урегулированная положениями федерального и регионального законодательства и местного нормотворчества специальная профессиональная деятельность лиц, замещающих должности муниципальной службы и обслуживающих систему местного самоуправления для решения задач социально-экономического развития и обеспечения благосостояния населения посредством реализации полномочий муниципальных органов, в том числе для оказания муниципальных услуг местному населению.

Правовое регулирование муниципальной службы на территории субъекта Федерации

Роль и значение муниципальной службы, реализуемой на территории субъекта Федерации, определяется теми полномочиями, которые возложены на систему местного самоуправления для обеспечения прав и свобод местного населения.

Основными источниками правового регулирования муниципальной службы на территории субъекта Федерации являются следующие:

  • Конституция России и федеральное законодательство. В соответствии с конституционными положениями определение основных начал организации и реализации публичного управления на местном уровне относятся к предметам, которые совместно регулируются усилиями Российской Федерации и регионов. Это предполагает, что положениями федерального законодательства определяются основные принципы муниципальной службы, в региональном законодательстве и местном нормотворчестве осуществляется конкретизация положений федерального законодательства исходя из специфических особенностей территории субъекта Федерации и муниципалитета;
  • положения регионального законодательства. Они не только конкретизируют федеральные нормы, но фактически обеспечивают возможность применения на практике общих положений;
  • положение муниципального нормотворчества – регламентируют практические аспекты муниципального управления и муниципальной службы.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие, задачи и роль муниципальной службы на территории субъекта Федерации

Для российской государственно-правовой системы институт муниципальной службы является относительно новым, фактически названный институт возник с принятием новой Конституции 1993 г. и становлением в стране демократического политического устройства и гражданского общества.

Институт муниципальной службы выступает следствием становления в системе публичного управления местного самоуправления, которое учреждалось для самостоятельного определения местным населением вопросов, имеющих приоритетное значение для повседневной жизнедеятельности.

Муниципальная служба призвана обеспечивать функционирование системы местного самоуправления, то есть непосредственно реализовывать те функции и задачи, которые население и государство возлагают на систему местного самоуправления.

Итак, муниципальная служба представляет собой специальную профессиональную деятельность лиц, привлекаемых на должности муниципальной службы для обеспечения и реализации функций и задач, возложенных на должностных лиц и органы системы местного самоуправления, осуществляемую на постоянной основе в соответствии с должностными обязанностями. Функционирование муниципальной службы обеспечивается за счет средств местного бюджета.

Роль муниципальной службы для современного общества крайне высока, поскольку на муниципальных служащих возложены задачи обеспечения прогрессивного социально-экономического развития, обеспечения прав личности в конкретных сферах муниципального управления, в том числе посредством предоставления муниципальных услуг.

Читайте также:
Предпринимательская деятельность: что это такое, описание и особенности

Итак, к числу основных задач муниципальной службы на территории субъекта Федерации можно отнести:

  • обеспечение реализации прав, интересов и свобод личности на территории местного сообщества;
  • обеспечение исполнения конституционных положений, положений федерального законодательства, а также законов субъектов Федерации и актов местного нормотворчества, в том числе устава муниципалитета;
  • формирование благоприятной среды для реализации задач муниципального управления и профессионального осуществления полномочий и задач должностных лиц и органов системы публичного управления местного уровня, формируемых на выборной основе;
  • обеспечение защиты прав местного населения органами муниципального управления;
  • подготовка, утверждение и непосредственная реализация полномочий местного самоуправления, а также контроль такой реализации;
  • оказание необходимого содействия органам публичного управления федерального и регионального уровней для реализации задач публичного управления.

Таким образом, основная роль муниципальной службы в системе публичного управления – это непосредственное обеспечение правомочий местного сообщества на самостоятельное решение вопросов, определяющих непосредственную жизнедеятельность местного сообщества.

Особенности и основные сферы функционирования муниципальной службы

Специфика муниципальной службы определяется теми задачами, которые муниципальная служба реализует в конкретных сферах общественного управления для решения вопросов, имеющих приоритетное значение для жизнедеятельности местного сообщества.

Итак, к числу важнейших общественных отраслей публичного управления на местном уровне, где муниципальная служба обязана обеспечить осуществление решение вопросов местного уровня, относятся:

  • правотворческая деятельность, которая предполагает разработку, утверждение и изменение уставов муниципалитетов и иных актов местного нормотворчества;
  • муниципальная собственность. Усилиями муниципальной службы обеспечивается реализация правомочий собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности для обеспечения задач муниципального управления на местном уровне;
  • финансовая сфера, где функционирование муниципальной службы обеспечивает задачи разработки, утверждения и реализации бюджета, а также вопросы регулирования источников финансирования местного бюджета, в том числе установления местных налогов и сборов и др.

Кто такие муниципальные служащие?

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.
Читайте также:
Основы законодательства: что это такое, описание и особенности

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Еще одна возможность трудоустроиться — это включение в кадровый резерв. Периодически органы власти объявляют конкурсы на формирование такого резерва, и если вы соответствуете предъявляемым требованиям, то с большой долей вероятности вас в него включат. При освобождении должности, на которую вы стоите в резерве, вы можете быть приняты на нее без конкурса.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: