Муниципальные выборы: что это такое, описание и особенности

Муниципальные выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей муниципального избирательного процесса.

Оглавление

Введение
Понятие и виды муниципальных выборов
Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов
Правовое регулирование муниципальных выборов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Муниципальные выборы.doc

Понятие и виды муниципальных выборов

Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов

Правовое регулирование муниципальных выборов

Местное самоуправление — самостоятельный уровень публичной власти, в котором наиболее рельефно проявляется идея приближения власти к своему источнику, т.е. народу. Местное самоуправление является также одной из главных основ любого демократического строя. Именно на муниципальном уровне наиболее непосредственно реализуется право каждого участвовать в управлении делами — в данном случае, местными делами, местной жизни.

Задача местного самоуправления — обеспечивать одновременно эффективное и приближенное к населению управление местными делами. Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.

За счет своей приближенности к населению муниципальных образований, муниципальные выборы отличаются значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти. Можно отметить, что каждый элемент муниципального избирательного процесса, начиная с правового статуса муниципальных избирателей и кандидатов на выборные местные должности и заканчивая процедурами голосования, обладает своей спецификой, иногда достаточно ярко выраженной. Поэтому исследование общественных отношений, являющихся предметом муниципального избирательного права, и норм, их регулирующих, является, несомненно, актуальным и значимым.

Целью работы является изучение особенностей муниципального избирательного процесса.

понятие и виды муниципальных выборов

Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования.

Муниципальные выборы проводятся:

– во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);

– во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, можно дать более полное определение: муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. [4,с.30]

Муниципальные выборы могут быть также повторными и дополнительными.

Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).

Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » от 12 июня 2002г.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Читайте также:
Огнестрельное оружие: что это такое, описание и особенности

Таким образом, муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов

Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Законодательное регулирование этого права должно обеспечивать всем гражданам равные избирательные права, равные возможности для их реализации независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических и иных убеждений, социального происхождения и иных подобных обстоятельств.

Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Вместе с тем это право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении 18 лет. Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие граждан в муниципальных выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система предусматривает наличие у избирателей более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Гарантией равного избирательного права является также законодательное требование к образованию избирательных округов: они образуются примерно с равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.

Принцип прямого голосования на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных законом, — и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

Участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Открытость и гласность муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.

Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется также открыто и гласно.

Обеспечение гласности и открытости муниципальных выборов предполагает также создание необходимых условий для объективного освещения избирательной кампании средствами массовой информации, для осуществления общественного контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.

Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов предполагает создание равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов, избирательных объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для исключения возможностей фальсификации их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных кампаний кандидатов, политических партий.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается

Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Читайте также:
Пожарная безопасность: что это такое, описание и особенности

Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, федеральными законами, призвана обеспечить легитимный, публичный и демократический характер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законом, международными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные выборы, как и выборы государственных органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное законодательство, основываясь на международных избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.

Правовое регулирование муниципальных выборов

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того, нельзя забывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, учитываемые в практике правого регулирования муниципальных выборов.

Вопрос 2. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы – это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.), и, во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Выделяют следующие виды муниципальных выборов: а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы; б) повторные выборы; в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определенных случаях – и в многомандатном округе.

Правовое регулирование муниципальных выборовосуществляется:

– Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 27 ноября 1996 г. №142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

– Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– законодательными актами субъектов Российской Федерации. В каждом российском субъекте действуют специальные законы о муниципальных выборах или избирательные кодексы. Так, в Самарской области приняты: Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 23 мая 2006 г. № 57-ГД[38] и Закон Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» от 10 декабря 2003 г. № 112-ГД[39].

Федеральное избирательное законодательство закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.

Муниципальные выборы проводятся на основе следующих принципов:

1) всеобщее избирательное право;

2) принцип равного избирательного права;

3) принцип прямого голосования;

4) принцип тайного голосования;

5) участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным;

6) открытость и гласность муниципальных выборов;

7) муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

8) судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов.

Одной из особенностей муниципальных выборов является возможность участия в них иностранных граждан. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Читайте также:
Производственный фактор: что это такое, описание и особенности

Закон о МСУ 2003 г. устанавливает, что законом субъекта Федерации определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов,и порядок их применения.

Под избирательной системойпонимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов могут использоваться: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система (пропорционально-мажоритарная).

В соответствии с Законом о МСУ 2003 г. (ст. 23) муниципальные выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Решение о назначении выборов в органы местного самоуправлениядолжно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии.К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии.

Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Избирательная комиссия муниципального образования,организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом, но не входит в структуру органов местного самоуправления. Срок полномочий данной комиссии составляет четыре года.

Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация -важный этап муниципальных выборов, целью которых является формирование органов местного самоуправления, способных эффективно, действенно решать стоящие перед муниципальными образованиями задачи. Федеральный закон предусматривает возможность реализации гражданином своего пассивного избирательного права путем непосредственного выдвижения либо в составе списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатовв представительный орган муниципального образования (иной выборный орган местного самоуправления), на должность главы муниципального образования (иного выборного должностного лица местного самоуправления) может быть осуществлено путем: а) самовыдвижения; б) выдвижения избирательным объединением.

Период, в течение которого осуществляется выдвижение кандидатов, списков кандидатов при выборах в органы местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (либо используются иные формы поддержки выдвижения), должен составлять не менее 20 дней.

Регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования (либо соответствующими окружными комиссиями) при наличии заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также представленных в соответствии с законом сведений о размере и источниках доходов и имуществе.

Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов собираются в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей (в многомандатном избирательном округе оно не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но также не может быть менее 10 подписей). Установление квоты на сбор подписей на части территории муниципального образования не допускается.

Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

В соответствии с законом осуществляется проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов числа подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Читайте также:
Правовое ограничение: что это такое, описание и особенности

Важной гарантией реализации гражданами пассивного избирательного права является устанавливаемый Федеральным законом исчерпывающий перечень оснований отказав регистрации кандидата, списка кандидатов и исключения кандидата из заверенного списка кандидатов по решению избирательной комиссии (отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; недостаточное число достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, и т.д.).

Время начала и окончания голосования на муниципальных выборах устанавливается законом субъекта Федерации и не может составлять согласно рамочному Федеральному закону менее десяти часов. Как правило, субъекты Федерации устанавливают, что голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Соответствующие избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателем на выборах с помощью открепительного удостоверения, которое он получает в соответствующей избирательной комиссии.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования.

Согласно Федеральному закону выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

б) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

в) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

г) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата, и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Законом субъекта Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительнымив случаях, если:

а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью опреде­лить результаты волеизъявления избирателей;

б) они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Муниципальные выборы: что это такое, описание и особенности

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Участие в выборах ›
  • Право избирать ›
  • Муниципальные выборы

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы – это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Согласно закону: “Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы”.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации (часто эти законы называют избирательными кодексами) устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законами субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании и устанавливаются выборные должности и органы. Порядок подсчета голосов и определения итого выборов, распределения депутатских мандатов устанавливается региональным законодательством.

Читайте также:
Происхождение товара: что это такое, описание и особенности

Следует заметить, что поскольку избирательное законодательство субъекта не должно полностью копировать имеющиеся в федеральном законодательстве положения, возможны некоторые изъятия. Так 10 июля 2013 года депутаты Московской городской Думы утвердили поправки в избирательный кодекс столицы, отменяющие открепительные удостоверения.

Срок полномочий муниципальных органов власти определяется уставом муниципального образования и обычно не превышает 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Депутаты муниципальных представительных органов могут избираться по единому избирательному округу (от 25% общей численности) и по одномандатным и даже по многомандатным округам. Москва задает тенденцию к переходу на исключительно одномандатную систему — это позволяет сделать связь между избирателями и муниципальным депутатом более тесной. Число депутатов зависит от размера муниципального образования. Порядок распределения депутатских мандатов разнообразен и может отличаться даже в соседних муниципальных образованиях.

Мэры городов избираются по мажоритарной системе простого или квалифицированного большинства. В бюллетенях на местном уровне может быть сохранена графа “Против всех”.

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Местный референдум голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения: от принятия устава муниципального образования и изменения границ муниципального образования до отрешения от должности главы муниципалитета. Инициатива проведения референдума принадлежит как жителям муниципального образования, так и главе муниципального образования или представительному органу. Общий порядок инициирования референдума и его проведения совпадет с общероссийским, со скидкой на число инициативной группы и количество подписей для поддержки инициативы. Референдум как правило признается состоявшимся, если на нем проголосовали больше половины имевших право голоса избирателей. Решение принимается простым большинством голосов. Местные референдумы могут быть как императивными (т. е. их решение обязательно для исполнения), так и консультативными (для выявления мнения жителей по выносимому на референдум вопросу).

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

3. Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации”;

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”.

5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

Организация местных выборов

  • Местные выборы: законодательная основа
  • Правовое регулирование местных выборов
  • Кто назначает местные выборы
    • Кто может быть избирателем на местных выборах
  • Организация и проведение местных выборов
    • Дата выборов
    • Сроки назначения выборов
  • Подготовка к выборам
  • Порядок голосования
    • Подведение итогов голосования
  • Финансирование местных выборов

Местные выборы: законодательная основа

Выборы в органы местного самоуправления процедура, проводимая в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления (далее — МСУ), выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы — одна из форм осуществления населением местного самоуправления.

Правовое регулирование местных выборов

Правовое регулирование выборов органов местного самоуправления осуществляется на основе:

  • Конституции РФ;
  • закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ;
  • закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ;
  • устава МО;
  • местного и регионального законодательства (например, региональных избирательных кодексов и т. д.).

Подробно о реализации избирательных прав граждан читайте в системе КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь онлайн-версией системы в полном объеме, подключите пробную версию на 2 дня.

Особенности местных выборов, как мы отметили выше, определяются в каждом муниципалитете своими НПА, поэтому мы разберем в статье общие принципы организации таких выборов и будем приводить конкретные примеры со ссылками на НПА отдельных МО.

Рекомендуем! Чем местные выборы отличаются от референдума, читатель узнает из нашей статьи «Порядок проведения местного референдума».

Кто назначает местные выборы

Муниципальные выборы могут назначаться:

  • Местным представительным органом власти (городской думой, советом депутатов городского округа и др.). Например, выборы депутатов городской думы назначаются городской думой и т. д.
  • Избирательной комиссией МО, если уполномоченный орган / должностное лицо (указаны в пункте выше) не назначит выборы в установленные законом сроки или такой уполномоченный орган / должностное лицо отсутствует в муниципалитете.
  • Судом, если избирательная комиссия не назначила в установленные сроки выборы или такую комиссию не представляется возможным создать. Другой вариант: суд может обязать избирательную комиссию (при ее существовании в МО или возможности ее создать) назначать выборы в установленном порядке. Процедура инициируется по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов МСУ, прокурора.
Читайте также:
Призовой суд: что это такое, описание и особенности

Кто может быть избирателем на местных выборах

Стандартные требования к лицам, обладающим избирательным правом на местных выборах, таковы:

  • наличие гражданства РФ;
  • достижение 18 лет;
  • место жительства в пределах избирательного округа.

Местным/региональным законодательством могут быть предусмотрены некоторые послабления для отдельных групп граждан.

Например, в местных выборах в Тюменской области могут принять участие физлица, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства в РФ, но зарегистрировавшиеся по месту пребывания на территории избирательного округа не менее чем за 3 месяца до дня голосования и подавшие заявление о включении в список избирателей по месту нахождения (п. 1.1 ст. 6 Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 03.06.2003 № 139, далее — Избирательный кодекс ТО) и т. д.

Граждане, находящиеся в момент голосования за пределами соответствующего избирательного органа, не лишаются своего права голосования. Они могут реализовать его через информационные каналы связи или иным способом, предусмотренным местными НПА.

Организация и проведение местных выборов

Организацией местных выборов и их проведением занимаются избирательные комиссии. Вмешиваться в их деятельность государственным органам власти, органам МСУ, организациям, должностным лицам или гражданам запрещено.

Решения комиссий, касающиеся подготовки и проведения выборов, подлежат публикации в государственных или муниципальных СМИ или доведению до сведения избирателей иным способом.

В МО формируются следующие виды избирательных комиссий (по уровням):

  • избирательная комиссия МО;
  • окружные;
  • территориальные;
  • участковые.

Обратите внимание! Избирательная комиссия МО является самостоятельным муниципальным органом и не входит в структуру органов МСУ, срок ее полномочий регламентируется уставом муниципалитета. Формирует такую комиссию представительный орган МО.

Рассмотрим далее общий порядок выборов органов местного самоуправления.

Дата выборов

Уставом муниципального образования установлен день проведения выборов в органы МСУ: указана постоянная конкретная дата или порядок ее определения. Например, днем голосования на выборах в органы МСУ в Тюменском городском муниципальном образовании является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (п. 2 ст. 6 Избирательного кодекса ТО).
День голосования назначается на воскресенье. Не разрешается назначать голосование на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на последующий день и на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Обратите внимание! По решению избирательной комиссии голосование на выборах в органы МСУ может происходить в течение не одного, а нескольких дней.

Сроки назначения выборов

Срок принятия уполномоченным органом решения о назначении выборов в органы МСУ закреплен местными НПА. Например, такое решение может быть принято не ранее 90, но не позднее 80 дней до дня голосования и т. д.

Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в СМИ. При назначении досрочных выборов общие сроки могут быть сокращены в установленных пределах.

Обратите внимание! Если уполномоченный орган не принимает решение в указанные сроки или такой орган в муниципалитете вообще отсутствует, обязанность назначить выборы переходит к избирательной комиссии или их назначает соответствующий суд общей юрисдикции (этот вопрос мы подробно рассмотрели выше).

Подготовка к выборам

Непосредственная подготовка к местным выборам включает в себя следующие мероприятия:

  1. Формирование/уточнение границ избирательных участков.
  2. Составление списков избирателей. Занимается этим территориальная избирательная комиссия, после чего списки передаются для уточнения главе МО. Далее списки отправляются в избирательную комиссию — после назначения дня голосования и формирования избирательной комиссии.
  3. Формирование бюллетеней для голосования. Бюллетени печатаются на русском языке типографским способом. Они изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии.
  4. Передача сформированного списка избирателей участковым избирательным комиссиям. На участках такие комиссии могут дополнительно разбить полученные списки избирателей на отдельные книги для удобства организации выборов. Списки избирателей по обращениям самих избирателей могут быть уточнены (например, в случае невключения гражданина, обладающего активным избирательным правом, в такой список).
  5. Извещение избирательной комиссией населения о контактных данных участковой избирательной комиссии, режиме ее работы, дне, времени и месте голосования.
  6. Подготовка избирательными комиссиями помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования.
  7. Оповещение избирательными комиссиями избирателей о кандидатах, прошедших регистрацию.
  8. Проведение зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, контроль за правилами ее проведения со стороны избирательных комиссий.

Порядок голосования

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии должны известить избирателей не позднее чем за установленное местным законодательством количество дней до даты голосования через СМИ или иным способом.

Читайте также:
Лизинговая сделка: что это такое, описание и особенности

В дату выборов непосредственно перед открытием для избирателей помещений, в которых будет проводиться голосование, председатель участковой комиссии обязан предъявить к осмотру членам участковой комиссии пустые ящики для голосования. Емкости для бюллетеней далее опечатываются и подлежат опломбированию.

Каждый избиратель голосует самостоятельно и делает выбор в соответствии с собственными убеждениями, голосование за других избирателей запрещено. Бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина.

Бюллетень заполняется избирателем лично в специально оборудованной кабине, где вместе с голосующим не могут одновременно присутствовать другие граждане.

Далее заполненные бюллетени опускаются избирателями в опломбированные емкости для голосования либо в специальные техсредства подсчета голосов.

Подведение итогов голосования

Подсчет полученных голосов должен быть начат сразу после завершения времени голосования и не может прерываться до момента установления итогов выборов, о которых должны быть уведомлены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Решение об итогах проведения выборов на соответствующем избирательном участке должно быть оформлено специальным протоколом.

Финансирование местных выборов

Средства на подготовку и проведение выборов, покрытие сопутствующих данным мероприятиям расходов, обучение организаторов выборов и избирателей выделяются на эти цели из местного бюджета. Выделение финансов происходит по утвержденной бюджетной росписи о распределении расходов бюджета в регламентированный срок со дня обнародования решения о назначении выборов (этот срок также определен НПА муниципалитета).

Главным распорядителем средств является избирательная комиссия МО.

Финансирование муниципальных выборов происходит за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели НПА органа МСУ о местном бюджете на очередной фингод.

Избирательная комиссия МО и территориальные комиссии обязаны направлять отчеты об использовании бюджетных средств, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов, в высший представительный орган региона или представительные органы МО.

Обратите внимание! Организации, доля участия РФ, субъектов РФ и МО в уставном капитале которых превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. Например, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения и т. п.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, создаются контрольно-ревизионные службы.

Итак, мы выяснили, какие выборы относятся к выборам местного уровня, в чем основные особенности региональных и местных выборов при их организации и проведении. Также мы рассмотрели законодательную базу, регламентирующую данную процедуру.

Понятие и виды муниципальных образований

  • Что такое муниципальное образование
    • Какие функции выполняет в современном обществе
  • Виды муниципальных образований, статус, примеры
    • Сходство и различия муниципалитетов

Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.

Виды муниципальных образований, статус, примеры

В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.

Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.

Читайте также:
Наибольшее благоприятствование: что это такое, описание и особенности

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.

Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.

Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:

  • 12 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты);
  • 43 муниципальных района (самый маленькие из которых, Куйбышевский и Советский, состоят из трех сельских поселений; самые крупные — Азовский и Неклиновский — из 18 поселений, при этом одно из 18 в Азовском районе является городским);
  • 18 городских поселений;
  • 390 сельских поселений.

Ростов-на-Дону, город-миллионник и административный центр Южного Федерального округа, считается городским округом с внутригородским делением. А районы Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский – его внутригородскими образованиями.

Сходство и различия муниципалитетов

Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.

Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.

Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

К экономическим относятся:

  • поддержка предпринимателей;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • управление собственностью муниципалитета.

Социальные функции — это:

  • соцзащита;
  • охрана здоровья;
  • строительство жилья;
  • забота об экологии;
  • развитие ЖКХ.

К культурным относятся:

  • образование детей (дошкольное и школьное);
  • создание и реставрация памятников культуры.

Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:

  • правовом статусе (город/село);
  • обслуживании инженерной инфраструктуры (централизованная/децентрализованная);
  • занятости населения (не с/х вид деятельности/с/х вид деятельности);
  • застройке (многоэтажные, многоквартирные дома/малоэтажные, малоквартирные дома);
  • отсутствии/наличии личного подворья.

Муниципальные образования — что это, их назначение и структура

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наша страна занимает 1/7 часть суши планеты Земля.

Управление (что это?) такими огромными территориями, координирование процесса развития всех без исключения (даже самых отдаленных) районов требует дифференциации страны на отдельные территориальные образования, подчиненные централизованной власти.

Разберемся, как решена эта проблема в Российской Федерации, что такое муниципальные образования (МО), и какие виды МО существуют.

Муниципальные образования — это.

Все субъекты РФ для удобства управления, ведения хозяйственной деятельности, решения локальных вопросов поделены на части, называемые муниципальными образованиями.

Они не одинаковы по размеру, по количеству проживающих людей, имеют свои территориальные центры, подчинены определенной иерархии (одни МО входят в состав других МО).

Практически во всех субъектах России деление на муниципальные образования совпадают с территориально-административным делением нашей страны (т.е. делением по природным, национальным, экономическим и др. признакам на районы, области, края, автономные республики).

Управление муниципальными образованиями осуществляется местным населением посредством выбранных ими органов управления.

МО наделены правами и обязанностями субъектов, находящихся в гражданско-правовых отношениях (так же как физические или юридические лица, субъекты РФ и государство).

Законодательное регламентирование

Очевидно, что деление страны на муниципальные образования проведено не стихийно, а согласно определенному законодательному акту на основании исторически сложившихся территориальных, производственных и общественных связей.

На сегодняшний день таковым документом является Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции от 06.02.2019 г. Данный закон определяет:

  1. основные постулаты местного (муниципального) самоуправления;
  2. принципы дифференциации территории РФ на муниципальные образования;
  3. механизм упразднения старых или создание новых поселений;
  4. органы самоуправления (администрация, глава администрации, депутаты, избирательная и счетная комиссия);
  5. наделение органов власти МО некоторыми государственными полномочиями (в соответствии со ст. 132 (п. 2) Конституции РФ). Это означает делегирование (перераспределение) полномочий с одного уровня власти на другой (с более высокой ступени иерархии на уровень ниже).

Например, наделение местных органов самоуправления правом лицензирования каких-либо товаров или видов деятельности, регулирования тарифов тепловой энергии и т.д.;

  • формы осуществления самоуправления (референдум, выборы (что это?), сход, собрание, конференция);
  • ответственность органов муниципальной власти;
  • особенности функционирования некоторых МО (наукограды, приграничные районы, территории Крайнего Севера и т.д.).
  • Читайте также:
    Подмена ребенка: что это такое, описание и особенности

    Виды и структура муниципальных образований

    Упомянутый ранее ФЗ № 131-ФЗ учреждает 7 видов МО (восьмой вид включен в классификацию Госдумой 19.04.2019 г.) и их иерархию. Рассмотрим эту тему немного подробней.

    Примечание: на этой схеме нет нового типа МО – муниципального округа.

      Муниципальный район – несколько соседствующих сельских и городских населенных пунктов (возможно присоединение территорий, не включенных в упомянутые образования вследствии их очень малой населенности).

    Управление осуществляется населением или (и) органами самоуправления (ОС), которые могут быть наделены некоторыми гос.полномочиями:

    1. сельское поселение – один или несколько населенных пунктов сельского типа (деревня, поселок, хутор, аул и т.д.). Управление – в руках населения или (и) органов самоуправления;
    2. городское поселение – город или поселок городского типа районного значения. Управление осуществляется аналогично сельским поселениям.
  • Городской округ – несколько соседствующих территорий, не являющихся МО. Это город областного, краевого, республиканского значения.

    К городскому округу могут относиться только территории, где не менее 2/3 жителей проживают в городах, а плотность проживания больше среднего по стране в 5 раз. Если же условия не соблюдены, то такой городской округ переводится в разряд Муниципального округа (подробней – в статье ниже). Данные уточнения введены 19.04.2019 г. Государственной думой РФ.

    Управление городским округом выполняется населением или (и) ОС, наделенными некоторыми гос.полномочиями.

  • Городской округ с внутригородским делением – это округ, районы внутри которого имеют статус внутригородского МО:
    1. внутригородское МО – район в городском округе. Управление осуществляется населением или (и) ОС;
    2. внутригородское МО города федерального значения – часть города соответствующего значения, управление в которой аналогично таковому в обычных внутригородских МО.
  • Муниципальный округ (данный вид МО введен в классификацию 18.04.2019 года Государственной думой РФ) – это несколько (не меньше 3) соседствующих пунктов городского и сельского типа, не являющиеся МО. Решение о переводе некоторых городских округов в статус муниципальных округов лежит на субъектах РФ, переходной период продлится до 2025 года.
  • Заключение

    Разделение субъектов РФ на муниципальные образования и двухуровневая иерархия позволяют оптимально управлять всеми МО внутри каждого субъекта.

    Читайте наш блог, знания никогда не бывают лишними.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    И в чем заключается их управление? Нет, понятно, что если дорога муниципальная, то и бремя её содержания ложится на муниципальную власть, тоже самое с муниципальным жильем.

    А платные парковки муниципальная власть вводит на своей территории или этим занимается региональная власть?

    Если платная парковка размещается на федеральной трассе, проходящей по территории муниципального образования, то все, что касается этой парковки «разруливает» федеральная власть.

    Если парковка на территории муниципальной территории, то принятие решения о ее существовании находится в компетенции муниципальной власти.

    Характеристика муниципального образования

    9.1. Понятие муниципального образования

    В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” для характеристики самоуправляемой территории был введен термин “муниципальное образование” и дано его определение : “Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления”. Основные признаки любого муниципального образования приведены на рис. 9.1.

    Таким образом, в Законе 1995 г. четко даны правовые признаки муниципального образования: это любая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом какая конкретно территория, в каких административных границах может быть муниципальным образованием- не сказано. Этот недостаток устранен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в котором уточнены территориальные основы и правовое положение муниципальных образований. Это сделано для более четкого распределения публично-правовых задач (вопросов местного значения), объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями. Четко определены два типа муниципальных образований: муниципалитеты, которые создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, и муниципальные округа, – фактически районы. Вся территория страны должна быть покрыта как муниципалитетами, так и муниципальными округами. Большие города (города регионального значения), а также любые административные центры субъектов Российской Федерации будут муниципалитетами, осуществляющими также функции муниципального округа.

    Читайте также:
    Право публичное: что это такое, описание и особенности

    Наличие обоих типов муниципальных образований признано необходимым для одновременного решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению, обеспечения его доступности, эффективности решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.

    Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Логика здесь такова, что целевое назначение муниципальных образований административно-территориальных единиц различно. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Деление же на административно-территориальные единицы осуществляется ради более эффективного осуществления полномочий государственной власти через свои территориальные органы.

    Следовательно, в соответствии с законом к признакам муниципального образования можно отнести:

    • территориальность местного самоуправления в границах поселения или в иных, определенных законом, границах (т.е. законом закрепляется поселенческо-территориальный принцип организации местного самоуправления);
    • реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление, т.е. на решение всех вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность;
    • наличие выборных органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования, иных выборных органов);
    • реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;
    • наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
    • несвязанность территории муниципального образования с границами административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

    9.2. Муниципальное образование как социально-экономическая система

    Сложные системы, включающие в себя множество природных и созданных человеком подсистем, называются социально-экономическими. При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой в рамках другой социально-экономической системы. Муниципальное образование (город, поселение, район) как социально-экономическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах муниципальное образование выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.

    Для управления муниципальным образованием как социально-экономической системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть ее основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Например, территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т.д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории. Функциональная же структуризация ( по функциям или по целям) помогает построить ” дерево целей” системы управления городом.

    В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:

    • территория;
    • население;
    • градообразующая сфера;
    • градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;
    • социальная сфера.

    Муниципальное образование как социально-экономическая система может быть определена через параметры объекта и субъекта управления. Объект управления ( место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания.

    На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интересы совместного проживания:

    1. совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности;
    2. совместное пользование социальной инфраструктурой;
    3. регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.)

    Цель и методы деятельности субъекта управления муниципальным образованием определяют его характеристики. Главная характеристика субъекта управления муниципальным образованием – объем его компетенции. Прежде всего, это те задачи, которые государство возложило на органы местного самоуправления.

    Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества. Особое значение приобретают укрепление муниципальной собственности, постепенное восстановление работоспособности объектов местного хозяйства. Ведь нельзя потребить то, что не произведено. Только собственник может быть заинтересованной опорой местного производства, активным участником решения местных проблем. Не случайно один из системных принципов Европейской хартии о местном самоуправлении – достаточность материальных, финансовых и других ресурсов местного самоуправления.

    Практически все органы местного самоуправления сейчас имеют в своем составе подразделения по экономическому и социальному развитию. Их основная цель – способствовать распространению на своей территории предпринимательства, росту производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В большинстве регионов страны созданы центры поддержки малого предпринимательства, образованы общественные фонды, осуществляется адресная материальная и финансовая помощь малым предприятиям.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: