Муниципальный долг: что это такое, описание и особенности

Муниципальный долг

Сущность финансовой системы как стержня успешного функционирования экономики региона и стабильности экономики. Определение понятий муниципального заимствования и муниципального долга. Их содержание и структура, роль в ликвидации бюджетного дефицита.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.01.2015
Размер файла 17,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Муниципальное заимствование

2. Муниципальный долг

3. Содержание и структура муниципального долга

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения общественно значимых целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль, более того, надежная финансовая система – является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики региона и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Сегодня ставятся новые цели и задачи, при которых бюджетная политика должна быть направлена, с одной стороны, на развитие экономики в посткризисный период, а с другой – на решение важнейших социальных задач, при этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы автономного округа.

Должно быть понимание того, что доходы автономного округа не безграничны и, следовательно, предстоит серьезная работа по стимулированию экономического роста, улучшению качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, необходимо принять решения по приоритизации расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально значимых результатов. [6, гл. 32]

Муниципальный долг – в РФ – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Различают следующие формы долговых обязательств муниципального образования:

– кредитные соглашения и договоры, заключенные муниципальным образованием;

– займы муниципального образования, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

– договоры о предоставлении муниципальных гарантий или договоры поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

– долговые обязательства юридических лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.[3, ст.36]

Целью работы является изучение и муниципального долга. Задачами данной работы является изучение: 1) муниципального заимствования; 2) муниципального долга. муниципальный финансовый бюджетный дефицит

1. Муниципальное заимствование

«В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные образования вправе привлекать заемные средства , в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленным представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных органов государственной власти.

Целью муниципальных заимствований является получение органами МСУ дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования общих потребностей муниципальных образований, не обеспеченных доходами. Привлеченные муниципальные долговые обязательства, как правило, погашаются за счет бюджетных средств (доходов), финансовых ресурсов, полученных от продажи муниципальной собственности, а также новых заимствований». [4, ст.64]

Институт муниципальных заимствований как система отношений, возникающих в связи с аккумулированием муни ципальными образованиями временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, представляет со бой важнейший инструмент для ликвидации бюджетного дефицита, достижения баланса доходов и расходов бюджета в целом, а также для привлечения инвестиционных ресурсов.

«Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм. По-прежнему отсутствуют четкие и ясные принципы государственной политики и механизмы ее реализации в сфере государственных и муниципальных заимствований. Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфере заимствований негативно влияет на развитие данного института в регионах. В силу этого правоотношения в сфере заимствований должны стать объектом компетентного научного исследования и правового регулирования, прежде всего на федеральном уровне.

Принятие субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельных нормативных правовых актов в сфере заимствований часто приводит к возникновению правовых коллизий между федеральным, региональным и местным законода тельством. Вместе с тем возросшая за последние годы экономическая роль заимствований субъектов РФ и муниципальных образований как отражение тенденции перераспределения финансовой ответственности за реализацию государственных инвестиционных проектов от центра к регионам, с одной стороны, и возросших социальных требований населения к региональной власти и органам местного самоуправления, с другой, требует сегодня ясного и четкого нормативного правового регулирования». [7, стр. 165]

Читайте также:
Промышленная собственность: что это такое, описание и особенности

«Государственное заимствование субъекта РФ с экономической точки зрения -это кредитное отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме, в котором данный субъект выступает в качестве должника, а с правовой точки зрения – это договор займа, в котором данный субъект выступает в качестве заемщика.

Под муниципальными заимствованиями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом указанные заимствования и предоставление гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования.

В соответствии с БК РФ предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в этом же году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета. [2, ст. 6]

2. Муниципальный долг

«Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета». [2, ст. 65]

«В соответствии со Ст. 100 БК под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства МО могут существовать в форме:

· Кредитных соглашений и договоров;

· Займов осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

· Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов и других уровней бюджетной системы РФ;

· Договоров о предоставлении муниципальных гарантий».

В объем муниципального долга включаются: основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным МО; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным МО.

«Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (Ст. 101 БК). Органы СМУ используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет» . [2, ст.100]

3. Содержание и структура муниципального долга

Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 4. договоров о представлении муниципальных гарантий. Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах (п.3 ст.100 БК РФ). Муниципальный долг складывается из: · основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам; · объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; · объема основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; · объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием .[2,ст. 100] Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживанию долга (п.5 ст. 100 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (п.6 ст.100 БК РФ). Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией . Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации . Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств . От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.[2, ст.100]

Читайте также:
Потребительская кооперация: что это такое, описание и особенности

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. [5, гл. 2]

Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

1. Государственные и муниципальные финансы. Подъяблонская Л.М. – 2009 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 , № 161-ФЗ.

4. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

5. Закон Российской Федерации «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» СЗ РФ 1998 г. № 8 Ст.224

6. Налоговый кодекс Российской Федерации

7. Государственные и муниципальные финансы. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. – 2014 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие муниципального долга и особенности его регулирования. Порядок осуществления муниципальных заимствований. Оценка размера бюджетных кредитов в структуре муниципального долга, анализ размер банковских кредитов в структуре долга города Казани.

курсовая работа [380,5 K], добавлен 06.12.2014

Сущность управления сбалансированностью бюджета. Краткосрочная и долгосрочная несбалансированность бюджета. Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета; увеличение количества денег в обращении. Понятие государственного и муниципального долга.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 20.04.2011

Понятие и функции местного бюджета – составного элемента финансовой системы Российской Федерации. Краткая характеристика г. Ижевск; представление данных о его расходах и доходах. Оценка роли муниципального бюджета в развитии экономики и культуры региона.

курсовая работа [228,8 K], добавлен 05.06.2011

Причины возникновения государственного долга. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга. Последствия государственного долга. Конверсии и консолидации государственных займов. Влияние государственного долга на развитие экономики России.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 10.11.2009

Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения. Виды, концепции регулирования, финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия. Развитие бюджетного дефицита в Республик

курсовая работа [84,2 K], добавлен 01.06.2005

Муниципальный долг. Принципы управления им

Муниципальный долг – результат кредитной деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 100 БК действующего законодательства РФ, данное определение подразумевает все долговые обязательства муниципальных образований.

Читайте также:
Открытое море: что это такое, описание и особенности

Понятие муниципального долга

Детальные дефиниции муниципального долга формируются на основе отдельных законов, принятых субъектами России:

  • Ст. 1 Закона Вологодской области от 02.10.2002 № 828-03 “О порядке и условиях списания безнадежных долгов областному бюджету” – муниципальный долг включает не только недавно принятые долговые обязательства, но и с многолетним сроком действия.
  • Закон Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 525-3 № 1095-Ш “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)” – понятие муниципального долга подразумевает комплекс обязательств, связанных с заимствованиями, гарантиями от третьих лиц, другими видами долговых обязательств, за которые ответственны муниципальные образования.
  • Положение “О долге муниципального образования город Тула”, утвержденное решением Тульской городской Думы от 24.01.2001 № 47/831 – муниципальный долг определяется в качестве совокупности долговых обязательств в разной валюте перед физическими и юридическими лицами с любым гражданством, другими субъектами РФ, компаниями, осуществляющими деятельность на международном уровне.
  • Ст. 8 Закона Тюменской области от 22.12.1997 № 138 “О порядке предоставления и использования кредитов за счет средств областного бюджета”, ст. 5 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2839 “О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края” – ссуды, выданные местным организациям, физическим и юридическим лицам под муниципальные гарантии, запрещено признавать безнадежными.

Положение о наличии муниципального долга принимается органами местного самоуправления при проведении правовой регламентации кредитной деятельности с учетом экономических особенностей. Долговые обязательства классифицируются на основе валюты и географической принадлежности кредитной организации. Для структуризации муниципального долга предусматривается муниципальная казна, которая принимает в качестве задолженности практически любое имущество.

В соответствии с вышеупомянутым положением БК, субъекты РФ не могут накопить безнадежный долг перед общим бюджетом, который списывается полностью. Таким образом, муниципальный долг – общий размер задолженности, невыплаченной муниципальным образованием. Сюда включаются и проценты, собранные за время задержки погашения кредита.

В соответствии со ст. 107 Бюджетного кодекса, муниципальный долг ограничен по размеру, который определяется на основе дохода субъекта, получающего финансовую поддержку. Представительные органы местного самоуправления заранее устанавливают максимальный предел долговых обязательств местного бюджета на следующий год.

Управление муниципальным долгом

Управление муниципальным догом осуществляется через финансовые действия, направленные на развитие государственной политики в области контроля муниципальной задолженности. В данную сферу также входят действия, выполняемые органами местного самоуправления:

  • погашение займов;
  • организация выплат доходов;
  • изменение условий уже полученных займов;
  • регулирование сроков новых долговых обязательств.

На основе предписания п. 3 ст. 101 БК, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования (местной администрации) обязаны контролировать ситуацию, связанную с муниципальным долгом, используя принятый устав.

Применение правовых актов муниципального уровня позволяет исполнительным органам местного самоуправления осуществлять контроль имеющейся задолженности, а местным администрациям – перераспределять упомянутые полномочия между органами местного самоуправления. В п. 9.3 Положения “О долге муниципального образования город Тула” указано, что городская администрация или уполномоченные структурные подразделения имеют право управлять долгом по своему усмотрению. Главные условия контроля муниципальной задолженностью содержатся в собрании муниципальных правовых норм, которые дают возможность:

  • определять политику в отношении долга;
  • устанавливать требования к его объему и условиям;
  • составлять порядок выпуска и выдачи долговых обязательств, которые имеет город;
  • планировать порядок использования займа;
  • выделять список лиц, которые получат разрешение на обслуживание долга.

Пример 1

Например, в Туле политика по отношению к городскому долгу определяется местной Думой при участии городского главы.

Управление муниципальным долгом рассматривается в широком или узком смысле. В первом варианте учитывается процедура формирования и проведения экономической политики с целью контроля кредитной деятельности местных органов самоуправления. Во втором основным элементном рассмотрения являются федеральные государственные органы правительства страны или отдельного субъекта с учетом Конституции общих вопросов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Кредитная деятельность муниципального образования, осуществляемая в финансовой сфере, предполагает строгое соблюдение норм Конституции, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципов и правил международного права, договоров России с другими странами. При проверке деятельности муниципальных структур используются федеральные и государственные законы, а также нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления.

Полномочия и принципы муниципальных организаций

Государство имеет комплекс полномочий, которыми пользуются органы власти России и отдельных субъектов для ведения собственной системы в области муниципальной кредитной деятельности.

Законодательный контроль экономически самостоятельного местного самоуправления – один из главных элементов управления муниципальной задолженностью, позволяющий решать вопросы бюджетного и налогового характера на местном уровне, регулируя минимальный показатель местных бюджетов.

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

На основе политики, осуществляемой государством в области контроля муниципальных задолженностей, формируются основные принципы, условия и размеры местных займов.

Управление муниципальным долгов в узком смысле – комплекс полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления, осуществляя подготовку к впуску и размещению долговых обязательств муниципального образования, контролю рынка ценных бумах, обслуживанию и погашению муниципальной задолженности.

Перечисленные процедуры выполняются при помощи рефинансирования, конверсии, консолидации, унификации, и т.д.

При управлении муниципальным долгом органы государственной власти и местного самоуправления:

  • минимизируют размер задолженности;
  • не допускают переполнение фондового рынка обязательствами муниципальных образований;
  • противодействуют спекулятивным операциям на рынке ценных бумаг и нормализуют их курс;
  • эффективно применяют привлеченные ресурсы и контролируют их целевое использование;
  • обеспечивают своевременный возврат полученных средств в полном объеме;
  • гарантируют максимальное финансирование действий местного самоуправления.

Определение 5

Реструктуризация – обязательная процедура, осуществление которой требуется при управлении муниципальным долгом.

Она включает погашение задолженности, заимствование или принятие других обязательств по отношению к муниципальному образованию. При осуществлении процедуры предполагается реорганизация условий и сроков, на которых были предоставлены финансовые ресурсы.

Реструктуризация муниципального долга допускается, если возникают денежные проблемы. При осуществлении процедуры сумма задолженности частично списывается или сокращается. Механизм реструктуризации предполагает одинаковую схему для муниципального и государственного долга.

Государственный и муниципальный долг

Государственный (муниципальный) долг – это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Структура государственного (муниципального) долга представляет собой группировку долговых обязательств по видам долговых обязательств:

1) кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;

2) государственные (муниципальные) ценные бумаги;

3) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственные (муниципальные) гарантии.

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет – для муниципальных образований и до 30 лет для РФ и субъектов РФ).

В объем государственного (муниципального) внутреннего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям и гарантиям муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых осуществляется в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Управление государственным и муниципальным долгом включает управление долгом на всех уровнях власти:

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Управление долгом призвано для того, чтобы удерживать все параметры государственного (муниципального) долга в определенных рамках, регламентируемых государством.

Параметры государственного (муниципального) долга устанавливаются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, основными из которых являются:

– предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

– предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений.

Читайте также:
Курс вексельный: что это такое, описание и особенности

– предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

– предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Кроме того, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе, верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям.

Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.05.2016 2016-05-26

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Орлов, П. А. Муниципальный долг как группировка муниципальных долговых обязательств: содержание понятия и подходы к его интерпретации / П. А. Орлов, В. Н. Четвергова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.5 (114.5). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30365/ (дата обращения: 21.12.2021).

Рассмотрены содержательные аспекты и интерпретации понятия «муниципальный долг», обозначены элементы структуры муниципального долга, представлены данные по объему долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие.

Ключевые слова: муниципальный долг, муниципальные заимствования, муниципальные долговые обязательства, объем муниципального долга.

Экономическую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [1].

За счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации), исполняются возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальные финансовые обязательства.

«Состоятельность» всякого муниципального образования (общее количество которых в стране, к слову, по данным на 1 января 2015 г. достигло 22 923, в том числе – 1 823 муниципальных районов, 535 городских округов, 1 644 городских и 18 654 сельских поселений, а также 267 внутригородских территорий городов федерального значения), его текущие возможности и перспективы определяются, прежде всего, «здоровьем» муниципального бюджета (слагаемыми которого традиционно считают величину бюджетного дефицита и объемы муниципальных заимствований).

Муниципалитетам сегодня приходится прикладывать дополнительные усилия по обеспечению эффективного исполнения собственных бюджетных обязательств, особенно когда в наличии имеются хоть какая-нибудь потенция к развитию [2].

В самих муниципальных заимствованиях принято различать как положительные, так и отрицательные составляющие.

Хорст Циммерман (H. Zimmermann) [3], например, увязывает муниципальные заимствования с «кредитными иллюзиями» избирателей и «преобразовательным зудом» политиков различных уровней, призывающих осуществлять желаемые расходы «уже сейчас и сегодня», «тогда как счета по их оплате будут предъявлены гражданам лишь завтра», по прошествии выборов. А потому «мобилизацию заимствований» автор зовет «незаслуженной» по отношению к интересам будущих поколений.

Для других авторов рациональным кажется условие, когда «кто пользуется, тот и платит».

Так, по мнению К.Н. Патраева [4], заимствования не только обоснованы, но и необходимы, когда «привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов», слишком затратных, чтобы осуществляться «местными» хозяйствующими субъектами. Однако при нехватке бюджетной обеспеченности «сугубо» текущих расходов, полагается снижать их объемы, а не «транслировать в завтра» сегодняшние финансовые обременения.

В любом случае, принципиально важным для «заимствующих» муниципальных образований остается привлечение средств «по минимальной стоимости заимствования».

Представленные в табл. 1 толкования позволяют определить, что муниципальным долгом, допустимо считать суммарный объем долговых обязательств муниципального образования, гарантией по которым принимается муниципальное имущество.

Муниципальный долг: содержание понятия

Источник

Толкование

Бюджетный кодекс Российской Федерации (Ст. 100) [5]

общая суммарная задолженность муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам

Большой юридический словарь [6]

обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц

Словарь «ФИНАМ» [7]

обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантии по обязательствам третьих лиц либо обязательства третьих лиц, а также иные обязательства

Читайте также:
Лесные подати: что это такое, описание и особенности

Финансовое право: учебник для вузов [8]

совокупность долговых обязательств муниципального образования, обеспеченная всем составляющим муниципальную казну муниципальным имуществом

Финансовый словарь трейдера [9]

совокупность текущих задолженностей муниципального образования, включающая непогашенные долговые обязательства и проценты по ним

В ст. 100 Российского Бюджетного кодекса зафиксированы «устройство» муниципального долга и видовая характеристика муниципальных долговых обязательств, опись которых включает в себе:

1) ценные бумаги муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);

2) бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредиты, полученные муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантии муниципального образования (муниципальные гарантиям).

В иных видах долговые обязательства муниципального образования (вне зависимости от его статусных особенностей) существовать не могут.

Непосредственный суммарный объем муниципальных долговых обязательств составляют:

во-первых, номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

во-вторых, объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

в-третьих, объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

в-четвертых, объем обязательств по муниципальным гарантиям;

наконец, в-пятых, объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Объемы долговых обязательств муниципальных образований в Российской Федерации за последнее пятилетие представлены в табл. 2.

Объемы долговых обязательств муниципальных образований

в Российской Федерации за последнее пятилетие [10]

Отчетная дата

Объем долга муниципальных образований (тыс. руб.)

Муниципальные облигации: что это такое, кто выпускает

Муниципальные образования в РФ могут привлекать средства в местные бюджеты при помощи выпуска облигаций. Такие бонды имеют чуть большую доходность по отношению к государственным, и при этом они менее рисковые, чем корпоративные. Как правильно инвестировать в муниципальные облигации, читаем далее.

Муниципальные облигации: что это такое, кто выпускает?

Что такое муниципальные облигации?

Муниципальные бонды – это долговые эмиссионные ценные бумаги, издаваемые городскими краевыми, областными, республиканскими образованиями. Выпускаются они для субсидирования местных программ или покрытия дефицита сметы.

Кто эмитент?

Эмитентами являются те, кто выпускает данные ценные бумаги.

Конкретно муниципальные бонды выпускают органы местного самоуправления краевых, районных, областных, городских и республиканских образований, наделенные правом проведения таких операций. За счет такой эмиссии казна будет получать денежный поток для финансирования разнообразных проектов.

Чем обеспечены?

Облигации почти всегда покрываются каким-либо залогом, а также возможно обеспечение кредитным рейтингом заемщика. Залог подразумевает под собой административное имущество или долю проекта, на который рассчитано финансирование, а также есть возможность обеспечения деньгами или физическими активами.

Выпускаются такие бонды в виде займа средств (как у физических лиц, так и у институциональных инвесторов) под муниципальную собственность ради финансирования разнообразных планов. Полученные таким образом средства могут быть направлены на модернизацию инфраструктуры, а также для восполнения появившегося бюджетного дефицита.

Отличие муниципальных от государственных облигаций

Есть несколько отличий муниципальных облигаций от государственных. Первое – это эмитент. Надежность у ОФЗ также выше, чем у муниципальных. Но считается, что если местные власти не смогут погасить свою задолженность перед держателями облигаций, то за них это сделает государство, хотя оно и не обязано. Но таким образом будет поддерживаться репутация всего государства и конкретного муниципального образования.

Цели выпуска у облигаций тоже разные. На привлеченные при размещении муниципальных облигаций средства финансируются местные проекты и программы. А доходы от ОФЗ идут на общегосударственные траты. Более детально об ОФЗ и порядке их покупки можно прочесть здесь.

Примеры муниципальных бондов в России и за рубежом

В США

Допустим, кто-либо решил вложить деньги в бумаги, которые выпускает муниципалитет Нью-Йорка и которые обращаются на бирже NYSE. В итоге доходность составит 2,53 % годовых в долларах. Выплаты купона производятся каждый месяц, риск банкротства минимален.

В РФ

Рассмотрим другую ситуацию: приобретение облигации Свердловской области 06 серии. При номинальной цене бонда в тысячу рублей годовой купон будет составлять 5,7 %, а регулярность выплат – 4 раза в год.

Доходность

Доходность муниципальных бондов ценных бумаг выше уровня ОФЗ, но зачастую ниже корпоративных облигаций.

Среди наименее низких процентов по купонам можно выделить следующие облигации:

А вот перечень облигаций с самым высоким процентом купонных выплат

Ликвидность

Немаловажный пункт – ликвидность бумаг, возможность продать их как можно быстрее по рыночной цене без скидок. Проблема при продаже возможна при отсутствии спроса на данную бумагу, ведь придется снизить текущую цену. Что и является относительным минусом муниципальных облигаций, так как их ликвидность ниже, чем у ОФЗ. Ведь облигации местного характера не имеют такой популярности.

Читайте также:
Неосновательное обогащение: что это такое, описание и особенности

Риски

Присутствует вероятность дефолта, риска смены процентных ставок и, как следствие, смены стоимости долговых инструментов. Сюда же отнесем и низкую ликвидность, часто приводящую к финансовым потерям.

Такие риски существуют, так как у некоторых регионов уже имеется достаточно большой долг. Как, например, у Хакасии – более 94 % от общего бюджета. Что может затянуть процесс выплаты по облигации.

Но плюс муниципальных облигаций и, как следствие, сниженный риск – наличие амортизации задолженности.

Где купить муниципальные бумаги?

Первичное размещение облигаций происходит среди крупных инвесторов, которые вкладывают в бумаги миллионы. Для желающих приобрести муниципальные бонды на относительно небольшие суммы предусмотрена возможность их покупки на бирже. Но физические лица не могут напрямую заключать там сделки. Нужны посредники. Их называют брокерами.

Плюсы и минусы муниципальных облигаций

К весомым плюсам этих бумаг относится их надёжность (но отдельный муниципалитет и может объявить себя банкротом, к счастью, это редко допустимо государством). Также по ним выплачивается доход, зачастую превышающий ставку депозита банка. Рентабельность этих ценных бумаг выше среднего уровня дохода, обеспечиваемого облигациями федерального займа, например.

Для уменьшения долговой нагрузки облигации погашаются долями. Называется это амортизацией задолженности, и смысл действия в том, что основная часть долга гасится частями.

Амортизация имеет свои плюсы и минусы. Положительная сторона ситуации заключается в том, что заем возвращается постепенно, и риск неполучения вложенных средств все время уменьшается. Недостатком будет неполучение процентов. Ведь их выплата производится лишь на остаточную сумму долга, а чем большая доля будет отдана инвестору, тем меньше дохода будет начислено на остаток. Впрочем, это можно компенсировать реинвестированием высвободившихся средств в другие различные ценные бумаги.

Надёжность хоть и высока, но немного ниже, чем у ОФЗ. При невозможности самостоятельного погашения долга муниципалитет будет ждать помощи от государства, которое далеко не всегда в состоянии её оказать, ведь приоритетом государства могут быть другие задолженности, ОФЗ, например. Таким образом, банкротство части муниципалитета хоть и достаточно редко, но имеет место.

Вывод

Ценные бумаги муниципальных образований выступают в качестве привлекательного инструмента для инвесторов, ищущих надёжность, но которых не устраивает доходность по вкладу в банке. Особенно если это краткосрочные инвестиции, на 2–3 года, например. Ведь доход будет известен заранее, а риск минимизирован.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Что такое муниципальные облигации

Помимо государственных (ОФЗ) и корпоративных облигаций на российском рынке есть такой класс бумаг как муниципальные облигации, которые выпускают муниципальные образования и субъекты РФ. Эмитентами облигаций выступают города, области, регионы, отдельные республики и другие образования в составе РФ. Бумаги субъектов иногда еще называют субфедеральными.

Рынок муниципальных облигаций весьма скромный относительно других типов бумаг, что в свою очередь сказывается на ликвидности. Около половины всего рынка составляют выпуски Москвы, Красноярского края, Самарской и Нижегородской областей.

В последние годы объем рынка муниципальных облигаций сокращается за счет снижения долговой нагрузки регионов. В 2018 г. он практически не вырос, а за первое полугодие 2019 г. снизился на 2,14%. При этом корпоративные бумаги за аналогичный период прибавили более 5%, а рынок ОФЗ вырос почти на 9,5% за счет рекордных объемов размещения на аукционах Минфина.

Для частного инвестора муниципальные бумаги прежде всего являются альтернативой ОФЗ с более высокой доходностью за счет премии за низкую ликвидность и чуть более высокий риск дефолта. Премия по доходности к сопоставимым ОФЗ составляет от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов (данные на июль 2019 г.)

Особенности муниципальных и субфедеральных бумаг

– Чаще встречается квартальная, а не полугодовая выплата купонов.

— Среди муниципальных облигаций распространены выпуски с амортизацией долга — выплатой номинала частями по мере приближения срока погашения. Это дает возможность эмитенту распределить выплату долга равномерно на весь период обращения.

Пример графика амортизации по выпуску Хакас2013

Для инвестора такой тип погашения номинала означает повышенный риск реинвестирования. Если на дату выплаты части номинала процентные ставки на рынке снизятся, то реинвестированная под меньший процент сумма амортизации сократит совокупную доходность вложений. Однако, в случае роста рублевых ставок, этот недостаток превращается в преимущество.

В общем случае показатель обычно учитывает вышеобозначенный нюанс. Поэтому выпуски с амортизацией вполне корректно сравнивать с сопоставимыми по дюрации аналогами, используя эффективную доходность к погашению. А вот упрощенные формулы расчета доходности уже будут не корректны.

Читайте также:
Потребительская корзина: что это такое, описание и особенности

– Низкая ликвидность. Муниципальные бумаги с высокой ликвидностью на вторичном рынке большая редкость. Обычно держателями регионального долга являются крупные институциональные инвесторы, поэтому число облигаций в свободном обращении обычно невелико.

Надежность муниципальных облигаций

Иногда долговые обязательства региональных образований приравнивают по надежности к ОФЗ, но это не совсем правильный подход. Разумеется, государство обычно оказывает поддержку регионам в сложной ситуации, выделяя необходимую сумму из федерального бюджета. Все дело в том, что дефолт по муниципальным или субфедеральным бумагам автоматически снижает доверие ко всем государственным бумагам. Поэтому государству может быть выгодно поддержать одного должника, чем нести потери из-за роста стоимости новых заимствований.

Однако в статье 102 бюджетного кодекса присутствует следующая формулировка: «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».

Таким образом, юридически РФ может не оказывать поддержку регионам, если у последних возникает риск дефолта. На практике в истории дефолтов было не так много и все средства в итоге были выплачены кредиторам, но это не гарантирует отсутствие прецедентов в будущем. Поэтому к муниципальным облигациям все-таки стоит относится чуть осторожнее, чем к ОФЗ.

Для примерной оценки надежности региона в первую очередь имеет смысл ознакомиться с его кредитными рейтингами. Периодически сводную таблицу по национальным и международным рейтингам регионов публикует агентство Reuters. Также можно получить информацию на официальных сайтах рейтинговых агентств. В случае регионов это преимущественно национальные агентства АКРА и Эксперт РА.

Если есть желание поглубже разобраться с финансовым положением того или иного региона, то на сайте Минфина можно найти информацию о размере и структуре долга регионов, а также отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ с официального сайта Федерального казначейства.

Также агентство «РИА Рейтинг» периодически публикует свой рейтинг долговой нагрузки регионов, где информация с вышеуказанных сайтов агрегирована в сводную таблицу. Вот пример по состоянию на 1 января 2019 г.

Чем выше долговая нагрузка региона, тем выше риски инвестирования в его облигации. Например, по итогам 2018 г. совокупный долг республики Мордовия составил 56,2 млрд руб. или 237% от налоговых и неналоговых доходов бюджета региона. Из-за этого в декабре 2018 г. агентство АКРА понизило рейтинг региона сразу на 4 ступени с BB+ до спекулятивного уровня B.

Поэтому, если инвестор принял решение добавить такие облигации к себе в портфель, он должен осознавать, что его риск несколько выше, чем при вложении, например, в облигации Московской области, у которой соотношение долга к доходам составляет всего около 28%.

Список ликвидных муниципальных облигаций

Понятие ликвидности для муниципальных бумаг несколько иное, чем для корпоративных эмитентов. Среднее значение оборота гораздо ниже. В сводную таблицу попали облигации, у которых среднедневной объем торгов за последние 50 торговых дней превысил 1 млн руб. Также субъективно учитывалась частота сделок, ширина спреда и плотность заявок в стакане.


Итог

Муниципальные облигации представляют из себя интересную альтернативу ОФЗ и консервативным облигациям госкомпаний, поскольку имеют сходный уровень кредитного риска и привлекательную доходность. Положительный спред по доходности к сопоставимым ОФЗ начинается от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов по данным на июль 2019 г. При этом муниципальные бумаги, наравне с ОФЗ, имеют льготный статус налогообложения.

Из-за низкой ликвидности на вторичном рынке муниципальные облигации интересны, скорее, для держателей небольших капиталов и/или рассматривающих покупку бумаг до погашения. При этом механизм амортизации позволяет периодически получать часть вложенного капитала на руки для реинвестирования, в том числе в другие активы.

При отборе муниципальных облигаций в портфель необходимо ознакомиться с кредитным рейтингом региона-эмитента, его долговой нагрузкой и дальнейшими перспективами на горизонте инвестирования.

В качестве более ликвидных вариантов можно рассмотреть бумаги из списка, приведенного в данной статье. При этом данный перечень нельзя рассматривать, как рекомендацию к покупке. Каждое решение о покупке того или иного выпуска облигаций должно приниматься инвестором самостоятельно с учетом его целей и отношения к риску.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Ход торгов. Голубые фишки сбавили темпы роста

Дивидендный гэп в Детском Мире. Сколько ждать закрытия

Совет директоров Роснефти одобрил стратегию до 2030 г. Главное

Рынок США. Американские бумаги дорожают после трех дней падения

Неделя после краха, или девелоперы под ударом

Обычка или префы? Что выбирать сейчас

Прожарка эксперта: какие рекомендации сработали, а какие нет

Взгляд на золото в 2022

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Читайте также:
Производственная кооперация: что это такое, описание и особенности

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

EC1401: Инвестиции

Муниципальные облигации — облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, городскими органами управления, платными автодорогами.

Американская практика

К муниципальным относят облигации, выпущенные штатами, округами, городами и другими административными образованиями. Проценты, выплачиваемые по большинству из выпусков таких облигаций, освобождены от федеральных налогов, а также от налогов штатов и местных налогов, если облигации выпускаются в налоговой зоне штатов и муниципалитетов. В этом состоит наиболее важная особенность муниципальных облигаций.

Муниципальные облигации, которые имеют полную гарантию правительств штатов и муниципалитетов, называются облигациями, обеспеченными общей гарантией. Выплаты процентов и основной суммы долга по таким облигациям защищены финансовыми и налоговыми ресурсами органов региональной и местной власти. Иными словами, проценты, выплачиваемые держателям облигаций, неограниченно обеспечиваются налоговыми поступлениями в бюджет эмитента, однако в действительности эта провозглашенная «неограниченность» не всегда может обеспечить надежную защиту инвестиционного капитала.

Читайте также:
Оплата труда: что это такое, описание и особенности

Например, в 1975 г. власти города Нью-Йорка объявили дефолт по своим обязательствам с общей гарантией. Не все облигации, обеспеченные общей гарантией, одинаковы. Их надежность с точки зрения кредитного риска зависит от финансовой мощи эмитентов.

Доходными облигациями называют муниципальные облигации, по которым процентные платежи и выплаты в погашение основной суммы долга осуществляются только при наличии у эмитента прибыли, достаточной для проведения таких выплат.

Надежность доходных облигаций зависит от того, насколько востребованными являются услуги, оказываемые их эмитентом, насколько велика получаемая при этом прибыль, что наблюдается — ее рост или снижение, а также от наличия иных финансовых обязательств эмитента, которые должны быть погашены ранее обязательств перед держателями облигаций. Финансовое положение эмитента доходных облигаций, его способность осуществлять процентные платежи определяют кредитный рейтинг этих облигаций.

Рынок муниципальных облигаций

Первичный рынок муниципальных облигаций в США основан на андеррайтерах – институте, который лишь в последние несколько лет начал формироваться в России благодаря развитию рынка корпоративных облигаций. Стоит отметить, что при большом сходстве андеррайтинга на рынке акций и облигаций в США на этих сегментах доминируют разные инвестиционные банки.

Андеррайтинг на рынке, где более или менее активно работают примерно 25 тыс. эмитентов и около 5 тыс. эмитентов размещают облигации в течение года, оказывается достаточно специфическим бизнесом. Определенный отпечаток на участников первичного рынка накладывают и сравнительно небольшие объемы эмиссии облигаций (которые могут составлять менее 1 млн долл.), что даже по меркам российского рынка считается очень небольшим выпуском.

Вторичный рынок любых облигаций в США исторически складывался почти полностью внебиржевым (хотя корпоративные облигации даже имеют листинг на NYSE), и муниципальные облигации не являются исключением из этого правила. Обращение облигаций на вторичном рынке и поддержание ликвидности на последнем осуществляются благодаря маркет-мейкерам.

Муниципальные облигации в РФ

Муниципальные облигации в России выпускаются различными муниципальными органами (областными, городскими) и их финансовыми институтами (например, казначейством области) и предполагают привлечение средств в регион.

Информацию о их размещении, особеностях эмиссии вы можете найти на сайте www.rusbonds.ru.

Например, как видно из рисунка ниже, лидеры рынка на 13 ноября 2014 года: облигации Белгородской области, Югры, Костромской области и Правительства Москвы.

В России муниципальные бумаги не облагаются подоходным налогом для физических лиц, а для юридических – облагаются по льготной ставке.

В соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога по процентам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Однако из-за того, что ставки налогообложения являются одинаковыми для облигаций федерального правительства и муниципальных бумаг, последние не имеют тех налоговых преимуществ для инвесторов, которые существуют в США. Тем самым в России налоговое стимулирование развития рынка муниципальных облигаций заметно слабее, чем в США.

Рынок муниципальных облигаций в России

Российская структура инвесторов на рынке муниципальных облигаций прямо противоположна американской – на этом рынке доминируют коммерческие банки, в то время как на долю населения даже с учетом вложений в паевые фонды приходится не более 10-12% рынка.

В России первичный рынок лишь в последнее время начал обращать внимание на андеррайтинг. В основном эмитенты предпочитают размещать облигации на аукционах, проводимых на организованных торговых площадках.

Вторичный рынок в России является скорее биржевым, хотя внебиржевые сделки также не исключены, а в отдельных регионах (например, в Волгоградской области) являются вообще единственным доступным вариантом.

Сопоставление российского рынка муниципальных облигаций с аналогичным рынком США позволяет выявить некоторые слабые стороны первого:

  • неразвитую инфраструктуру финансового рынка;
  • бюджетную систему, опирающуюся на доходы федерального центра;
  • слабые возможности регионов и муниципалитетов по привлечению средств инвесторов (в первую очередь частных), неэффективное налоговое стимулирование.

Поэтому привлечение средств на рынке муниципальных ценных бумаг для российских регионов и муниципалитетов на практике оказывается намного более сложным и трудоемким, чем в США, процессом из-за весьма различного характера самих рынков. Именно эти возникающие сложности и предопределяют сложившуюся в России структуру муниципального долга, где преобладают банковские кредиты и бюджетные ссуды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: