Начало срока: что это такое, описание и особенности

Определение начала течения и окончания срока в гражданском праве

Определение начала течения срока имеет большое практическое значение, так как это ориентир и правильности его исчисления, и установки окончания, а значит, и тех юридических последствий, которые могут возникнуть.

Действующее гражданское законодательство устанавливает общее для всех сторон правило определения начала течения сроков ( ст. 191 ГК). Когда срок определен периодом времени, то течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Это означает, что календарная дата и день наступления события в расчет не принимаются. Так, если будет объявлено, что навигационный период открыт 15 апреля, то он исчисляется с 16 апреля.

Порядок установления окончания срока, определяемого периодом времени, предусмотрен ст. 192 ГК РФ. Известно, что различные месяцы и годы содержат в себе неодинаковое количество дней. Кроме того, существуют выходные и праздничные дни. В связи с этим установлено, что срок, исчисляемый годами, истекает в месяц и число последнего года срока; месяцами — соответствующего числа последнего месяца. Например, если месячный срок начался 31 января, то он истечет 28 февраля, но если год високосный, то 29 февраля. Когда срок определен в полгода, квартал, то применяются те же правила. Если срок определен в полмесяца, то он приравнивается к 15 дням. При исчислении срока неделями с определенного дня он истекает в тот же по названию день последней недели срока.

Если последний день приходится на нерабочий или праздничный день, то датой окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Нерабочими являются общевыходные дни (суббота и воскресенье при пятидневной рабочей неделе и воскресенье — при шестидневной). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного и праздничного дней выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день. Изложенные правила распространяются на выходные дни, установленные субъектами Российской Федерации либо организациями, если они не совпадают с общевыходными. Если необходимые действия можно совершить только в данном субъекте Федерации или в данной организации, то окончание срока наступает на следующий за выходным рабочий день.

Порядок совершения действий в последний день срока предусмотрен ст. 194 ГК РФ. По общему правилу необходимое юридически значимое действие может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Отправление документов, пакетов и т.д. почтой или телеграфом приравнивается к своевременному исполнению, поскольку было совершено в последний день срока (о чем имеется отметка почты или телеграфа). Правило это является общим и потому распространяется не только на органы суда, прокуратуры, милиции, но и на все остальные учреждения, организации.

Так, например, в силу абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимо иметь в виду, что указанные сроки будут считаться соблюденными, в частности, если кредитор сдаст почтовое отправление, содержащее его требование, в организацию связи или отправит документы в электронном виде в установленном порядке в арбитражный суд до двадцати четырех часов последнего дня соответствующего срока ( п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Однако если то или иное действие должно быть совершено гражданином лично в организации или учреждении, то срок истекает в тот час, когда в них по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Так, если в банке счета клиентов обслуживаются с 12 до 16 часов, следовательно, срок истекает в 16 часов. Вместе с тем если клиент не был принят по вине работников организации или учреждения, то считается, что выполнение действий не просрочено (см. п. 3 ст. 405 ГК), хотя они и были совершены на следующий рабочий день.

Читайте также:
Органы прокуратуры: что это такое, описание и особенности

Как исчисляются сроки в гражданском праве

Исчисление срока зависит от того, как он определен.

Если календарной датой, то действие нужно выполнить именно в эту дату.

Если истечением периода времени (месяц, год и т.п.), то считать нужно со следующего дня после даты или события, которые указаны как начало срока.

Момент окончания срока зависит от того, как указан период. Например, если в днях, то срок заканчивается в последний день.

Учтите, что если окончание срока выпадает на нерабочий день, то срок истечет в ближайший следующий за ним рабочий день.

Как определить начало срока

Начало течения срока (периода времени) может определяться датой, событием, действием контрагента или иным обстоятельством, предусмотренным договором или законом (ст. 191, п. 1 ст. 314 ГК РФ).

При расчете срока не учитывается день, указанный как начало срока (конкретная дата либо день, когда совершено действие или произошло событие). Считать нужно со следующего календарного дня (ст. 191 ГК РФ). Причем не имеет значения, рабочий — это день или нет.

Пример расчета срока

В договоре указано, что подрядчик должен приступить к выполнению работы с момента поступления аванса на его расчетный счет и завершить ее в течение 14 дней.

Аванс поступил 05.04.2018. Подрядчик должен приступить к работе не в тот же день, а 06.04.2018, поскольку именно с этой даты начинает течь срок.

Завершить работу он должен до 19.04.2018 включительно.

Как рассчитать окончание срока

Очень важно правильно рассчитать окончание срока, так как именно с этим моментом связаны многие правовые последствия (например, истекает срок исковой давности, возникает право требовать неустойку за просрочку и пр.).

Момент окончания срока зависит от того, как указан период, например:

1) если в днях, то срок заканчивается в последний день;

2) если в неделях, то окончание срока — в соответствующий день последней недели (п. 4 ст. 192 ГК РФ);

3) если в месяцах — в соответствующее число последнего месяца, а если такого дня в месяце нет — в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Например, месячный срок, начавшийся 30 января, истечет 28 (или 29) февраля;

4) если в полугодиях — в соответствующее число последнего месяца полугодия (п. п. 1, 3 ст. 192 ГК РФ);

5) если в годах — в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ). Учтите, что срок может быть определен как календарный год.

Если окончание срока выпало на нерабочий день, то дедлайном будет ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Нерабочими считаются выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 111, 112 ТК РФ).

О том, является ли день рабочим, можно узнать из производственного календаря.

При расчете следует помнить, что если выходной день и нерабочий праздничный совпадают, то, как правило, выходной переносится на следующий после него рабочий день (ст. 112 ТК РФ).

Пример расчета срока

В договоре указано, что товар должен быть поставлен в течение трех месяцев с момента подписания договора.

Договор подписан 30.01.2018. Срок истекает 30.04.2018. Однако это нерабочий день (выходной). 01.05.2018 и 02.05.2018 также являются нерабочими.

Таким образом, товар должен быть поставлен до 03.05.2018 включительно.

Учтите, что специальное законодательство может предусматривать собственные правила исчисления сроков (например, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом). В таком случае суд может не применить общие правила, предусмотренные в Гражданском кодексе РФ (Определение ВС РФ от 05.06.2015 по делу N 307-ЭС14-2603, А56-34833/2013).

Читайте также:
Подлинный документ: что это такое, описание и особенности
Что такое календарный год

Календарный год — период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 календарных дней (п. 5 ст. 2 Закона об исчислении времени).

Продолжительность календарного года важна, в частности, для правильного расчета процентов, например, по ст. 395 ГК РФ. Дело в том, что в формулу расчета следует включить фактическое количество календарных дней в году.

Если вы включите в договор условие об исчислении срока в календарных годах, могут возникнуть проблемы с толкованием подобного условия.

Например, если в договоре аренды, заключенном 5 апреля 2018 г. на один год, есть условие об автоматической пролонгации договора на следующий календарный год, данное условие можно истолковать двояко.

Если руководствоваться п. 5 ст. 2 Закона об исчислении времени, 5 апреля 2019 г. договор будет продлен до 31 декабря 2019 г. Но если следовать правилам, указанным в п. 1 ст. 192 ГК РФ, то 5 апреля 2019 г. договор будет продлен до 5 апреля 2020 г. Учитывая, что нормы Гражданского кодекса РФ являются специальными для исчисления сроков в гражданском праве, полагаем, что верным является второй вариант исчисления.

Во избежание споров рекомендуем уточнять в договоре, какой именно период подразумевают стороны.

Как не допустить просрочку при исполнении обязанности в последний день

Если вы дотянули до последнего дня срока, то, чтобы не допустить просрочку, вам нужно выполнить свою обязанность до 24.00 этого дня. Если вам нужно совершить действие в организации, то срок истекает не в 24.00, а в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (например, прием платежей) (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Если вам нужно передать письменный документ, то вы не будете считаться просрочившим, если вручите его не самому адресату, а сдадите в организацию связи до 24.00 (п. 2 ст. 194 ГК РФ). Передать документ можно как через Почту России (есть отделения, работающие круглосуточно), так и через иные курьерские службы.

Рекомендуем сохранить документ, подтверждающий сдачу корреспонденции, поскольку с его помощью можно будет доказать не только факт направления письма, но и факт соблюдения срока.

Типичные проблемы исчисления сроков в гражданских правоотношениях

Юрист в сотрудничестве с АБ Ивановской области «Сфера защиты»

Как юрист, иногда задумываешься над тем, как до высшей судебной инстанции доходят вопросы, ответы на которые строго изложены в законе, – такие, например, как исчисление сроков.

Так, согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Верховный Суд РФ в Определении от 5 ноября 2019 г. по делу № 2-610/2018 обоснованно, на мой взгляд, не согласился с решением первой инстанции и определением апелляции.

По какой причине суды обеих инстанций неверно применили срок, для меня, например, остается загадкой, поскольку течение сроков всегда исчисляется со следующего календарного дня. Возможно, в основу судебных постановлений легли иные факты и обстоятельства, которые не позволили вынести другое решение. Таким обстоятельством, в частности, стало применение норм ГК об исчислении срока, определяемого указанием на календарный период (месяц, год).

Нередко в практике применения норм права путают порядок исчисления сроков, определяемых календарным периодом и днями.

Время является существенным фактором, значительно влияющим на правоотношения, – сроки обуславливают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. При относительной простоте их исчисления на практике встречается много нюансов, незнание которых может привести к негативным последствиям.

Проанализируем наиболее типичные проблемы исчисления сроков в гражданских правоотношениях.

Течение срока, определенного конкретным периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день (ст. 193 Кодекса).

Читайте также:
Недобросовестная эмиссия: что это такое, описание и особенности

Аналогичные нормы содержатся в процессуальных кодексах (ч. 4 ст. 113, ч. 4 ст. 114 АПК РФ; ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 ГПК РФ; ч. 1 ст. 128 УПК РФ), а также КАС РФ (ч. 3 ст. 92, ч. 2, 4, 5 ст. 93) и КоАП РФ (ст. 4.8).

Соответствующие разъяснения арбитражным судам о порядке применения положений АПК даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках».

Исходя из указанных законодательных положений и разъяснений высшей судебной инстанции, можно сделать вывод, что указанный в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о порядке обращения граждан) день регистрации письменного обращения является календарной датой (событием), определяющей начало срока, но не датой начала его течения.

Указанные нормы гражданского и процессуального права являются достаточным правовым основанием для вывода судов о том, что течение 30-дневного срока, установленного законом для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться на следующий день после дня регистрации письменного обращения.

В подтверждение этих выводов по вопросу исчисления срока применительно к Закону о порядке рассмотрения обращений граждан приведем примеры судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции (в частности, решения Суздальского районного суда Владимирской области от 24 февраля 2012 г. по делу № 12-20/2012, Вилегодского районного суда Архангельской области от 17 мая 2012 г. по делу № 12-33/2012, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 августа 2013 г. по делу № 33-5235/2013, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2015 г. по делу № А35-2391/2014 и Кировского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу № 4А-23/2016).

Так, согласно решению Суздальского районного суда в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения, «поскольку в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или наступления события, которым определено начало срока, исчисление срока в рассматриваемом случае надлежит исчислять со следующего дня после регистрации обращения».

Характерным отражением позиции судов по данному вопросу является постановление Кировского облсуда, вынесенное по протесту первого зам. прокурора области, в котором ставился вопрос об отмене принятых судебных решений в связи с тем, что выводы суда об исчислении 30-дневного срока рассмотрения обращения со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина являются ошибочными, поскольку начало течения срока разрешения письменного обращения гражданина определено в специальном законодательстве (ч. 1 ст. 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

Кировский областной суд не нашел оснований для удовлетворения протеста. В обоснование принятого решения он сослался на ч. 3 ст. 107 ГПК, в соответствии с которой течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом отмечается, что аналогичные положения исчисления сроков закреплены в УПК (ч. 1 ст. 356). В итоге судом был сформулирован следующий вывод: «…исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, течение тридцатидневного срока, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации” для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина».

Представляется, что основополагающие правила исчисления сроков определены ГК РФ. В частности, срок определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также он может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190).

Читайте также:
Незавершенное производство: что это такое, описание и особенности

В соответствии со ст. 192 ГК срок может исчисляться годами, месяцами, днями, также он может быть установлен в полмесяца либо кратен кварталам. При этом год истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192), месяц – в соответствующий день месяца. Если в месяце, когда истекает срок, отсутствует соответствующий день (например, он выпадает на 30 февраля), датой истечения срока является последний день календарного месяца. Сроки в кварталах исчисляются по правилам, применимым к месяцам. Если стороны согласовали срок в неделях, в таком случае он истекает в соответствующий день последней недели такого срока.

Статья 194 ГК содержит положения о расчете сроков при совершении действий в последний день: их необходимо совершить до 24.00 такого дня. Если требуется совершить какое-либо действие в организации, это нужно сделать не позднее часа, когда по правилам, установленным в данной организации, прекращается совершение указанных действий. Например, если речь идет о пересылке писем или иных документов, их необходимо сдать в отделение почтовой связи не позднее 24.00 последнего дня срока – в таком случае последний считается соблюденным. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока будет ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК).

Следует особо подчеркнуть, что данное правило применимо исключительно к окончанию срока. Если его исчисление начинается с выходного дня, этот день учитывается в подсчете как обычный календарный день.

Однако из данного правила есть исключение. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК). Суды указывают, что перевозка является непрерывным транспортным процессом, регулируемым специальными нормами, поэтому при просрочке в доставке груза ст. 193 ГК не применяется (Постановление Пленума ВС от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Таким образом, исчисление сроков в разных отраслях (подотраслях) права подчинено общим правилам:

  • сроки исчисляются годами, месяцами и днями, при этом в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни только в арбитражном процессе (ч. 3 ст. 113 АПК);
  • течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Начало срока: что это такое, описание и особенности

21. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.

Срок – момент или период времени, в который должны реализовываться права и выполняться возложенные обязанности, с которым гражданское законодательство связывает определенные правовые последствия. Сроки по своей природе относятся к той категории фактов, которые именуются событиями, так как истечение сроков носит объективный характер.

Срок может определяться календарной датой или истечением отрезка времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами, также срок может определяться указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.

Срок, определенный периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, определенный в полгода, исчисляемый кварталами года, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последней день недели срока. Если последний день срока – рабочий день, днем окончания срока считается ближайший рабочий день. Срок, установленный для совершения какого-либо действия, истекает в двадцать четыре часа последнего дня срока. Если это действие должно быть совершено в организации, истечение срока приходится на тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Виды сроков:

1) по субъекту установления:

а) судебные сроки (устанавливаемые судом);

б) законные сроки (устанавливаемые нормативно-правовыми актами);

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

в) договорные сроки (устанавливаемые соглашением, договором сторон);

2) по характеру определенности:

а) императивные (установленные законом и обязательные для соблюдения) и диспозитивные (могут быть изменены соглашением сторон);

б) абсолютно определенные, относительно определенные, неопределенные: первые указывают на точный момент совершения действия, вторые менее точны, но связаны с конкретным промежутком времени, а третьи подразумевают определенные временные рамки совершения действия, хотя таковых не установлено;

в) общие (установленные для всех и определяемые конкретным периодом времени) и специальные (устанавливаются как исключение из общих сроков и действуют по прямому указанию закона).

Срок осуществления гражданских прав – это время, в течение которого правомочное лицо вправе (обязано) самостоятельно совершать какие-либо действия по реализации своего субъективного права или требовать совершения определенных действий от обязанного лица.

Сроки осуществления гражданских прав делятся на:

1) сроки существования субъективного права – сроки действия этого права во времени;

2) сроки прекращения субъективного права устанавливают временные рамки осуществления субъектом своего права. С истечением срока прекращения субъективного права субъективное право прекращается, и осуществить его невозможно.

Сроки защиты гражданских прав: сроки исковой давности, претензионные и гарантийные сроки.

Статья 190. Определение срока

Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Статья 191. Начало срока, определенного периодом времени

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статья 192. Окончание срока, определенного периодом времени

1. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами.

2. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

4. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Статья 193. Окончание срока в нерабочий день

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статья 194. Порядок совершения действий в последний день срока

1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

2. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Разновидности государственного суверенитета России

Государственный суверенитет Российской Федерации и его виды

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Определение 1

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Читайте также:
Особое мнение: что это такое, описание и особенности

Понятие народного суверенитета, в толкование которого был вложен собственный талант французского философы Ж.Ж.Руссо (1712-1778), сформировалось в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти с целью утверждение прав так именуемого «третьего» сословия, то есть буржуазии.

Суть основной идеи теории народного суверенитета заключалась в том, что государственная власть обладала определенным источником, который в свою очередь, представлял, ни волю властителя, то есть не императора и даже не короля, а волю народа. По мнению Ж.Ж.Руссо, суверенитет должен всегда принадлежать народу. К тому же, суверенитет не должен находиться под ограничениями каких-либо законов.

Таким образом, сформулированное толкование народного суверенитета наполнило новейшим, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Все это положило огромный шаг в понимании природы государственности и поисках путей ее демократической реорганизации.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс.

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством. Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Формы и принципы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет содержит определенные принципы, которые выступают, как основополагающие и представлены:

  • единством и неделимостью территории;
  • неприкосновенность территориальных границ;
  • невмешательством во внутренние дела.

Замечание 4

Если же границы данного государства подвергаются нарушению, каким бы то ни было иностранным государством или внешней силой, или же они заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Среди форм государственного суверенитета выделяют такие, как формальная и ограниченная.

Каждая из форм обладает определенными нюансами, которые характеризуют именно ее.

Формальный суверенитет государства – это такая форма суверенитета, при которой данный суверенитет юридически и политически быть провозглашен, а фактическим образом не реализуется по причине распространения на него воздействия иных государств. То есть, другими словами, такой суверенитет не осуществляется, из-за присутствия влияния иных государств.

Ограничение суверенитета может быть как принудительное, так и добровольное.

Например, принудительное ограничение может быть по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств, которые являются победителями в данной войне.

Добровольное ограничение суверенитета может допустить самостоятельно государство, согласно взаимной договоренности с иными государствами, например, чтобы достигнуть определенные общие для всех цели.

Добровольного ограничение суверенитета происходит тогда, когда формируется объединение государств в федерацию и передается ей часть суверенных прав.

Государственный суверенитет характеризуется такими качествами как неотчуждаемость и неделимость, а также связью с государством и волей людей, объединенных в него.

Важно отметить, что любое государство, каким бы оно ни было, унитарным или федеративным, имеет один и единственный государственный суверенитет, формирование которого происходит через волю составляющего его народа, то есть населения и граждан, и осуществляется путем механизма соответствующей государственной власти.

Помимо этого, у внутригосударственных образований не государственного суверенитета. Конституцией Российской Федерации провозглашается только «суверенитет Российской Федерации», который «распространяется на всю ее территорию».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».

Читайте также:
Нематериальные блага: что это такое, описание и особенности

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:

  • верховенством Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации. Подобные положения содержатся в части 1 статьи 15, в части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации;
  • территориальной целостность и неприкосновенностью границ государства. Положения касаемо данного вопроса рассмотрены в части 3 статьи 4 Конституции российской Федерации;
  • правом защиты собственного суверенитета во внутренних и внешних делах государства. Подобные положения и информация по данному вопросу находится в статье 56, пункте «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • едиными вооруженными силами государства. Ознакомиться с положениями можно в пункте «м» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • единством экономического пространства, единым финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Касаемо данных положений был сформирован пункт «ж» в части 1 статьи 71, а также части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации.
  • исключительным правом на внешнеполитическую и международную договорную деятельность, о чем говорит пункт «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • управлением федеральной государственной собственностью, регулированием важнейшими отраслями народного хозяйства и стратегическими природными ресурсами, что указано в пункте «д» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.

Субъектом, или носителем, национального суверенитета в этнополитическом смысле является этническая (национальная) общность, а в юридическом смысле – сформированный на базе этой общности избирательный корпус.

С точки зрения большинства отечественных и значительного количества зарубежных авторов, этническая общность есть реально существующая внешне обособленная самовоспроизводящаяся биосоциальная общность людей с выраженным в этнониме (самоназвании) общим самосознанием, естественно-исторически сформировавшаяся на единой территории под влиянием сопутствующих природных, экономических, социальных, организационно-управленческих факторов и обладающая отличительными этнокультурными и языковыми особенностями, отличительными чертами психологического склада характера и физиологического внешнего облика.

Для обозначения любых этнических общностей, независимо от их особенностей, этнографы и политологи широко используют термин “народы” в его этническом значении. Он применяется в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 68, ст. 69) и федеральных законах, в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

При юридической классификации этнических общностей или классификации по правовому положению выявляется их статус как субъектов права, участников правовых отношений. В подобной связи в конституционном и международном праве прежде всего выделяют “национальное (этническое) большинство” и “национальное (этническое) меньшинство”, определяемые как по количественному, так и по статусному (психологическому) признакам.

В самом общем смысле слова, требующем уточнения, количественное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, численность которой в составе населения многонационального государства уступает численности других его этнических общностей или, напротив, преобладает над ней.

Статусное меньшинство (большинство) представляет этническая общность, которая, независимо от численности в составе населения многонационального государства, ущемляется в правах или, напротив, пользуется политико-правовыми преимуществами в сравнении с другими этническими общностями.

Защите прав национальных меньшинств посвящены многие международные правовые акты, законы и подзаконные акты Российской Федерации и иностранных государств. Конституция Российской Федерации упоминает о национальных меньшинствах в п. “в” ст. 71 и п. “б” ст. 72 и относит, соответственно, к федеральному ведению регулирование и защиту, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – защиту прав этих групп.

На отраслевом федеральном законодательном уровне о национальных меньшинствах впервые упомянули лишь в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ “О национально-культурной автономии”.

Национальные большинства и национальные меньшинства могут иметь как титульный, так и нетитульный характер. Титульными в специальной научной литературе и международно-правовой практике называют этнические общности, чьи наименования дают названия национально-государственным образованиям, на территории которых эти общности проживают. Все другие этнические общности на территории национально-государственных образований считаются нетитульными.

Мировой опыт показывает, что в роли титульных, как правило, выступают коренные этнические общности. В Российской Федерации в целом – это русские, в Республике Татарстан – татары; в Республике Чувашия – чуваши, в Республике Бурятия – буряты и т.д.

Читайте также:
Почтовый перевод: что это такое, описание и особенности

Отечественное законодательство не проводит различий между понятиями “коренные малочисленные народы” и “малочисленные этнические общности” (статьи 69 и п. “м” ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), но и не отождествляет их с национальными меньшинствами. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” признаками этих народов являются проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; численность менее 50 тысяч человек и осознание себя самостоятельными этническими общностями.

Механизм связи коренных малочисленных общностей с органами публичной власти и другими элементами политической системы урегулирован Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ “О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Национальный суверенитет можно охарактеризовать, прежде всего, как суверенитет этнических общностей – наций, народностей, племен, национальных, этнических, этнографических групп. Он тесно связан с государственным и народным суверенитетами, но, в отличие от государственного суверенитета, не является неотъемлемым системообразующим признаком своих носителей. То есть этнические общности могут существовать и в несуверенном состоянии.

Как юридическая форма, национальный суверенитет имеет качественную природу. Ее количественным выражением служат коллективные права этнических общностей, реализуемые в политической, экономико-хозяйственной, культурной, социальной и экологической сферах:

а) право на физическое существование, т.е. на бытие, на осуществление деятельности по самосохранению и самовоспроизводству себя как коллективного биосоциального организма;

б) право на имя (этноним), на его самостоятельное определение с учетом культурно-исторических традиций, независимо от других субъектов, включая государство;

в) право на исторически сложившуюся территорию проживания (вмещающий ландшафт), на использование ее естественных ресурсов в интересах этнического развития, на сохранение среды обитания;

г) право этнических общностей на территориальное воссоединение и территориальную реабилитацию; на национально-государственное строительство по месту традиционного расселения согласно законодательству страны проживания;

д) право на национальное своеобразие и этнокультурную самобытность, включая право на использование традиционных способов природопользования, ведения хозяйства, потребления, социального обеспечения; право на создание и использование родного языка, письменности, музыки, изобразительного искусства, одежды, а также право на модернизацию своих культур и культурные заимствования;

е) право на самоопределение, т.е. право на развитие и свободное распоряжение собственной судьбой;

ж) право на достойное существование, на уважительное отношение к себе, на защиту национального достоинства; право на свободную и полную информацию по вопросам, касающимся национального развития;

з) право на противодействие любым внешним и внутренним посягательствам на свое существование, попыткам узурпации собственного этнонима, культурных ценностей и волеизъявления;

и) право на международную защиту от каких-либо внешних агрессивных посягательств и на государственную и международную помощь в деле преодоления внутренних противоречий, конфликтов, а также другие права.

Недостаточно сводить национальный суверенитет к праву этнической общности на самоопределение, хотя в его содержании оно занимает центральное место. Также в его содержание входят право на этноним и этническую самоидентификацию; право наций на национально-культурную автономию; право их на политическое самоопределение, но только внутри Российской Федерации (образование республики, автономного образования).

Право этнической общности на самоопределение в субъективном смысле можно представить как юридически гарантированную международными и государственно(конституционно)-правовыми нормами меру ее возможного поведения, заключающуюся в самостоятельном, на основе уважения прав других этнических общностей и иных субъектов права, определении собственного развития в политической, экономической, социальной и культурно-языковой и прочих сферах.

В объективном (позитивно-правовом) значении право этнических общностей есть комплексный правовой институт, нормы которого провозглашают и гарантируют этническим общностям юридическую возможность реализации субъективного права на самоопределение.

Основной формой негосударственных этнических объединений в Российской Федерации является национально-культурная автономия, которую нельзя отождествлять с автономией национально-территориальной. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ “О национально-культурной автономии” это форма национально-культурного самоопределения. Она представляет собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Читайте также:
Недееспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

В Российской Федерации национально-культурные автономии могут быть только общественными организациями. Несмотря на этнический принцип формирования, закон запрещает какие-либо ограничения на участие в их деятельности для лиц иной национальной принадлежности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ национально-культурной автономии предоставлены широкие юридические возможности. Она вправе:

– получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

– обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

– создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

– сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

– следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

– создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

– устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры.

Зачем нужен национальный суверенитет

20.12.2021 17:21:00

Сергей Львович Худиев

Решение Высшего судебного органа Евросоюза, обязавшего признавать «однополые семьи» во всех 27 странах блока, еще раз напоминает о том, зачем нужен национальный суверенитет — чтобы предотвратить ситуацию, когда радикальный пересмотр представлений о самых фундаментальных основах человеческого общества — таких как брак – совершается простым указанием из-за границы. Потому на на этом примере мы видим, как решения такой важности принимают какие-то неизвестные чиновники, которых никто не выбирал, руководствуясь идеологическими установками, которые которые внутри страны мало кто разделяет.

Решение было вынесено по делу двух женщин, которые заключили «брак» в Испании, где это возможно — болгарки Калины Ивановой и британки Джейн Джонс. Они непременно хотели получить свидетельство о рождении своей дочери (не уточняется, как они ее смогли произвести ее на свет) в Болгарии, где закон не дает возможности указать двух родителей одного пола.

Люди, которые провели последние десять лет где-то в пещерах и дебрях Индостана, вне доступа к интернету, могут спросить — а в чем проблема? Почему не сделать, как люди хотят?

Проблем тут возникает много.

Пересмотр определения брака (а это именно пересмотр, а не распространение брака на какую-то новую категорию лиц) означает принятие идеологии, в рамках которой этот пересмотр только и возможен. Идеологии, в которой особенности сексуального поведения человека рассматриваются как фундаментальные и неустранимые особенности его (или ее) личности, вроде цвета кожи — эта аналогия постоянно проводится.

В контексте этой идеологии любое неодобрение и неприятие такого поведения — например, когда студенческий христианский союз прописывает в своих правилах, что члены союза должны воздерживаться от любых внебрачных связей, включая гомосексуальные — рассматривается как возмутительный акт дискриминации. Попытки помочь человеку (который сам просит об этом) оставить гомосексуальный образ жизни, предпринимает ли их психолог или священник, считаются преступлением, наказуемым по закону. Отказ отца поддержать «трансгендерный переход» дочери, в ходе которого она будет искалечена на всю жизнь — видится, опять-таки, как преступление, подлежащее суду.

А вот заключение мужчин-насильников в женские тюрьмы, где они насилуют своих сокамерниц — на том основании, что догадливые негодяи заявили, что «идентифицируют себя, как женщины» — напротив, дело совершенно законное. (Читателю это может показаться полным бредом — и совершенно справедливо — но таково реально положение дел; можно обратить внимание, например, на недавнее постановление Высокого суда Англии и Уэльса)

Читайте также:
Объект правонарушения: что это такое, описание и особенности

Эта идеология проявляет себя в принудительной ЛГБТ-индоктринации в школах и травле всех несогласных — круг которых постоянно расширяется, включая в себя сначала христиан, потом феминисток вроде Джоан Роулинг, потом ученых вроде Стивена Пинкера, громогласный атеизм которого ему ничуть не помог.

Вы не можете принять некоторые тезисы этой идеологии и рассчитывать на то, что все остальное необязательно. Это как если бы вы признали, скажем, удостоверение об арийском или пролетарском происхождении серьезным и юридически обязывающим документом. Тем самым вы бы подписались повиноваться требованиям идеологии, вне которой то и другое было бы просто кусками бумаги, которые какие-то сумасшедшие покрыли бессмысленными каракулями.

И вот такое подчинение страны радикальной идеологии, которая, фактически, криминализует христианство (и другие традиционные религии) лишает женщин приватности и безопасности, а детей отдает во власть идеологических фанатиков, которые калечат их на всю жизнь, может совершиться не потому, что население страны — или хотя бы ее политическая элита — совратилось в это лжеучение, а потому что страна, привлеченная обещанием экономических выгод, вступила в союз, который постепенно эволюционировал из экономического в идеологический.

Первоначально ЕС состоял из государств, которые сознавали себя христианской Европой — настолько, что круг из звезд на флаге ЕС явно восходил к образу Матери Божией из Откровения Иоанна Богослова, «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1)

В Германии и Италии власть прочно находилась в руках христианско-демократических партий, которые, в то время, были реально связаны с Церковью.

Западная Европа видела себя как оплот «христианской цивилизации», особенно по контрасту с государственной атеистической идеологией в СССР и находившейся под его контролем Восточной Европой.

Эта атеистическая идеология проиграла, кажется, показав всему миру пример того, как не надо делать. Но, едва успела осесть пыль после падения «развитого социализма», Запад стал — сначала медленно, потом все быстрее — мутировать в сторону прогрессистской идеологической диктатуры. Болгария, вступившая в ЕС ради вполне понятных экономических выгод — и ради того, чтобы оказаться в «настоящей Европе» — оказалась внутри идеологической структуры, мало похожей на ЕС времен его создания.

Причем сама Болгария едва ли имела отношение к этой идеологической трансформации — ей теперь придется иметь дело с решениями, в принятии которых сами болгары не участвовали.

Конечно, сам по себе национальный суверенитет не средство от всех болезней — мы, увы, отлично это знаем, пережив период богоборческой идеологической диктатуры, тоже с глобальными притязаниями. Но он остается барьером, который препятствует проникновению инфекции.

Даже при довольно условном суверенитете, скажем, Польской Народной Республики, коммунисты не могли позволить себе обращаться с Церковью в Польше также, как в России.

Но в наши дни Россия возвращается к христианской вере и здравому смыслу — хотя у нас еще пользуются некоторым влиянием люди, ностальгирующие по бассейну «Москва». Консервативные американские комментаторы даже — с грустным удивлением — отмечают, что, как это ни неожиданно, Россия и США меняются местами.

Глобальное идеологическое обольщение нашего времени в данном случае снаружи, а не внутри наших границ. И нам стоит признать, что, в этом падшем мире, существование границ — это хорошо. Иначе одним прекрасным утром вы просыпаетесь в дивном новом мире, за который вы не голосовали и на который вы не соглашались, но который здесь и властно требует покорности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: